Основоположником русской. Антона Павловича Лосенко называют основоположником русской исторической живописи. Кто является основоположником классической музыки

Краткая биография

Ушинский Константин Дмитриевич появился на свет в 1824 году в Туле. Вырос в дворянской семье. Когда скончалась его мама, тогда ему исполнилось одиннадцать лет, и трепетные воспоминания о жизни с ней он пронес сквозь всю свою жизнь. Позднее он передал женщинам и матерям ответственную и почётную должность воспитания детей.

Константин учился в Тульской гимназии. С юных лет он выделялся среди сверстников ясным разумом и крепкой волей, устойчивой верой в свои собственные силы и упорством справляться с препятствиями.

В 1840 году он поступил в Московский университет. В процессе учебы он прекрасно себя зарекомендовал, его считали отличным другом многие студенты. К тому же он стал давать частные уроки.

Окончив университет в 1844 году с отличием, его пригласили в качестве профессора в Демидовский лицей в городе Ярославль. Там он приобрел большую популярность среди студентов и преподавателей. Ушинский был учтив с каждым, легко и просто доносил сложную информацию. Через шесть лет он решает уйти с профессорской должности из лицея по личным соображениям.

С 1852 года Константин Дмитриевич начал посвящать свое время изучению иностранных языков и заниматься литературой.

В 1855 году ему предложили быть преподавателем предмета «Словесность и законоведение» Гатчинского института. Проработав там несколько месяцев, он становится инспектором в этом заведении. Как-то Ушинский обнаружил 2 огромных шкафа, в которых находилось полное собрание всех изданий педагогической литературы. Эта коллекция поменяла принципы Ушинского, связанные с воспитанием и обучением.

В 1859 году Константин Дмитриевич получает должность инспектора в Смольном институте. В те времена образование считали бесполезным для женщин, однако, он поддерживал противоположную позицию, понимая значительную роль женщин для семьи и общества. Его лекции получили огромное признание, все студенты, их родители и родственники, чиновники и учителя приходили на лекции, чтобы услышать новый взгляд профессора.

Замечание 1

С того времени К. Д. Ушинский стал популярным во всех городах России, его воспринимали как одаренного педагога – новатора. Тогда ему даже предложили письменно выразить свое представление о воспитании и развитии наследника престола.

Именно тогда появилась на свет его книжка «Детский мир». Она быстро стала применяться во многих учебных заведениях, популярность ее выросла, и в тот же год книга была выпущена трижды.

Несмотря на то, что известность Ушинского росла, в то же время недоброжелатели начали сочинять доносы с ложными обвинениями. Константин Дмитриевич писал ответы на эти доносы несколько суток, он очень переживал из-за этих оскорблений и очень серьезно заболел.

Вскоре состоялась поездка в Гейдельберг, он познакомился со знаменитым доктором Пироговым. Он восстанавливает свое здоровье и крепнет духом, продолжая свою научную работу. В ту пору он не занимает никаких официальных должностей.

В 1870 году он стал чувствовать себя не очень хорошо и решил отправиться в Крым, для восстановления пошатнувшегося здоровья. Там, в школе, он случайно встретил применение на практике своего учебника, который назывался «Родное слово».

Во время последних лет жизни Ушинский перенес очень трудные времена – смерть своего сына и сложная болезнь, подкосившая его здоровье. В конце 1870 года он умирает.

Вклад в систему образования

Влияние К. Д. Ушинского распространяется далеко за рамки педагогики и школьной программы.

В ту эпоху в Российских школах зачастую присутствовали бессердечие и зубрёжка, поэтому школьные годы были для большинства детей очень нелёгким периодом. Собственно, благодаря идеям Ушинского русская школа переменилась – в ней стало появляться человечное отношение ко всем ученикам, а также уважение к каждому ребёнку.

Заслуги

  • В наше время ежегодно проходят литературные чтения, посвященные имени Ушинского;
  • В 1946 году учредили медаль К. Д. Ушинского, для отличившихся учителей и педагогов;
  • Издано полное собрание сочинений Ушинского в 11 томах;
  • В городе Ярославль названа улица в честь его имени;
  • Также в Ярославле педагогический университет назван его именем.

Замечание 2

Константин Дмитриевич Ушинский считается народным педагогом, подобно тому как, Ломоносова называют народным ученым, Суворова – народным полководцем, Пушкина – народным поэтом, а Глинку – народным композитором.

Кто является основоположником русской классической музыки Вы узнаете в этой статьи.

Кто является основоположником классической музыки?

– это русский композитор, который является основоположником классической русской музыкальной школы.

Интересно, что родился первый русский классик за границей. Здесь и становилось его музыкальное образование – он обучался игре на фортепиано, инструментовке, вокалу и композиции в странах Германии и Италии.

Также за границей у Михаила Глинки сложилось музыкальное представление о национальной музыке. Он составил несколько музыкальные тем, а они позже вошли в оперу под названием «Жизнь за Царя».

В русском варианте «Жизнь за Царя» имеет другое название — «Иван Сусанин». Опера была поставлена 27 ноября 1836 года и вписана навсегда в историю культуры России. Произведение Глинки подвело итог в развитии музыкального театра, и открыла новые горизонты и вершины искусства музыки в России. С этой даты постановки начинается отсчет славы русской оперы.

Русская симфоническая классическая музыка как абсолютно самостоятельное явление тоже начинается с Михаила Глинки. Его также считают и отцом русского классического романса.

Глинка в своей опере гармонично соединил общечеловеческое и европейское начало. Получив прекрасное образование за границей, он удачно комбинирует глубокие русские страницы с величавыми картинами Польши в опере «Жизнь за Царя», великолепными экзотическими восточными номерами в «Руслан и Людмила», и яркими испанскими увертюрами для симфонического оркестра. Его музыкальные работы прекрасно отражают колорит тех мест, где любил бывать Глинка Италии, Польши, Испании, Кавказа и Финляндии.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Организационно - деятельностный компонент

Дата:

Время:

Место :

Участники (класс): 3 класс

Целевой компонент урока

Тема урока:

Цель: создать условия для ознакомления учеников 3 «б» класса с творчеством композитора Михаила Ивановича Глинки и его оперой «Руслан и Людмила»

Задачи:

Воспитательные:

    Способствовать становлению позитивного отношения к творчеству Михаила Ивановича Глинки;

    Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников 3 «б» класса через знакомство с Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки;

    Воспитание слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки .

Образовательные:

    Формирование знаний о жизни и творчестве основоположника русской классической музыки М.И.Глинки;

    Формирование умения воспринимать музыку композитора и выражать своё отношение к Рондо Фарлафа из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»;

    Разучить песню «Ты соловушка умолкни», повторить песню «Колокольчик мой хрустальный», совершенствовать вокально - хоровые навыки (навык хорового пения, чёткой дикции).

Развивающие:

    Развитие ассоциативного мышления школьников;

    Развитие умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке через музыкально – творческую деятельность.

Планируемые результаты:

Формирование Универсальных учебных действий:

Личностные результаты :

Ученик научится:

    проявлять эмоциональную отзывчивость при слушании музыки Михаила Ивановича Глинки;

    проявлять личностное отношение при восприятии музыки Михаила Ивановича Глинки;

    проявлять интерес к творчеству Михаила Ивановича Глинки;

    получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Метапредметные результаты :

Познавательные УУД:

Ученик научится:

    овладеет отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Коммуникативные УУД :

Ученик научится:

    сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования;

    продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

    слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

    определять и формулировать тему и цель урока;

    определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки композитора Михаила Ивановича Глинки;

    в процессе рефлексии проводить самооценку.

Тип урока : урокприобретения новых знаний.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, индивидуальные, групповые;

УМК (название программы, учебник, рабочая тетрадь): «Классическая начальная школа». Музыка, В.В. Алеев, Т.Н, Кичак. Рабочая тетрадь: В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.

Оборудование и оформление:

Учебник:

Рабочая тетрадь: Музыка, В.В.Алеев, Т.Н.Кичак (УМК «Классическая начальная школа»).

Музыкальный материал: М. И. Глинка РондаФарлафа из оперы «Руслан и Людмила»

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудио система.

Виды музыкальной деятельности на уроке:

Музыкально-слушательская : слушание Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинка;

Музыкально-исполнительская: песня «Ты соловушка умолкни », «Колокольчик мой хрустальный»;

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

    Анализ УМК «Классическая начальная школа»;

    Анализ программы по музыке «Классическая начальная школа»;

    Определение цели и задач урока;

    Определение структуры урока;

    Подбор методической литературы и музыкального материала;

    Оформление доски;

    Подготовка учебников, рабочих тетрадей «Классическая начальная школа»;

    Подготовка презентации;

    Подготовка музыкальных произведений;

    Подготовка материала для творчества;

    Подготовка наглядного материала.

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

    Организация начала урока: 3 мин

    1. Приветствие: 1 мин

      Проверка готовности: 1 мин.

      Мотивация к учебной деятельности: 1 мин.

    Актуализация знаний: 2 мин.

    Открытие новых знаний: 28 мин.

    Слушание: 11 мин.

    Беседа по слушанию: 8 мин.

    Музыкально-исполнительская : 2 мин.

    Творческое задание :5 мин.

    Рефлексия: 3 мин.

    Итог урока: 1 мин.

    Домашнее задание: 1 мин.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

ХОД УРОКА:

I. Организация начала урока:

1.Приветствие:

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок музыки вести у вас буду я. Зовут меня Татьяна Валерьевна. Нам с вами предстоит очень интересная работа. Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством великого композитора и основоположника русской классической музыки Михаилом Ивановичем Глинка.

2.Проверка готовности:

У: Ребята, давайте подготовим ваше рабочее место к работе. Проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на парте (учебник, рабочая тетрадь, карандаши, ручка). Уберите все лишнее с парты.

3.Мотивация к учебной деятельности:

У: Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

II. Актуализация знаний:

У: О чём вы говорили на прошлом уроке;

Д: Об опере «Руслан и Людмила»

У: На основе какого литературного произведения написана эта опера?

Д: На основе поэмы «Руслан и Людмила»

У: Ребята, кто помнит сюжет этой поэмы?

Д: Я!

У: Прекрасно! Перескажи, пожалуйста!

Д: Государь Владимир устраивает пир в честь свадьбы его дочери – Людмилы. Все радуются свадьбе, кроме трех витязей, которые хотели бы быть на месте жениха Руслана. Праздник заканчивается. Государь дает новобрачным благословение и их отводят в покои, в которых позже похищают Людмилу.

Отец, узнав о пропаже дочери, отправляет витязей на её поиски и обещает ее руку и сердце, и полцарства в подарок. Рогдай, Фарлаф, Ратмир и Руслан отправляются на поиски Людмилы. Витязи прибывают к распутью, и каждый решает поехать в свою сторону.

Руслан поехал отдельно, перед собой он замечает пещеру, в которой он находит старика. Старик сообщает, что Людмила похищена Черномором. И перед спасением ему предстоит пройти не мало трудностей, необходимо найти, где обитает Черномор и убить его.

Рогдай решает избавится от главного противника, но путает его с Фарлафом, вскоре поняв, что он ошибается уходит на поиски Руслана. На пути встречает дряхлую старуху, которая указывает ему путь к его врагу. А старая женщина помогает подняться Фарлафу, убеждает его, что Людмила не станет его женой и отправляет домой. Фарлаф ее слушает.

Тем временем Руслан бьется с Рогдаем не на жизнь, а на смерть. Руслан побеждает, а противник находит свою смерть в реке.Руслан, продолжая свой путь, бесстрашно сокрушает встретившуюся ему фантастическую голову великана и овладевает чудесным мечом,который поразит Черномора.

Затем Руслан находит Черномора и вступает с ним в бой и волшебным мечом отсекает ему бороду, в которой таилась вся его сила.

Однако радость Руслана преждевременна, он не в силах разбудить Людмилу, усыпленную колдуном и решил отвести ее в Киев.

По пути в Киев Фарлаф нападает на Руслана, убивает его и забирает спящую Людмилу. По призыву Ратмира появляется Фин и исцеляет Руслана, рассказывает ему, все, что произошло и дает кольцо, которое пробудит Людмилу. Руслан отправляется на поиски Людмилы. Въехав в Киев, он идет в терем, где подле Людмилы были князь и Фарлаф. Увидя Руслана, Фарлаф падает на колени, а Руслан стремится к Людмиле и, коснувшись кольцом ее лица, пробуждает ее. Счастливые князь, Людмила и Руслан прощают Фарлафа, признавшегося во всем, а лишенного волшебной силы Черномора принимают во дворец.

У: Молодцы! Ребята, а кто автор этой поэмы?

Д: А. С. Пушкин

У: Верно! Что вам еще запомнилось из прошлого урока?

Д: Мы слушали увертюру к опере «Руслан и Людмила»

У: Что такое опера?

Д: Опера - вокально-театральный жанр музыки.

У: Верно! А почему его называют вокально-театральным?

Д: Потому что, оперу можно назвать театральным представлением. В опере есть актеры, которые играют свои роли, они надевают костюмы, которые помогают узнать зрителю героев, на сцене располагаются декорации. Все как в обычном театре. Только актеры оперы не проговаривают свои диалоги и монологи, а поют их. Поэтому жанр оперы называется вокально-театральным.

У: Какие вы молодцы! Ребята, а что такое увертюра? Кто-нибудь знает?

Д: Увертюра - это небольшое оркестровое вступление, создающее общее настроение всей оперы.

У: Хорошо! Вспомните, кто является автором увертюры, которую вы слушали на прошлом уроке? Вспомнить поможет вам портрет, который представлен на доске!

Д: Это М. И. Глинка

У: Верно!

III. Открытие новых знаний.

У: Что вы знаете о М. И. Глинке?

Д: Он автор основоположник русской классической музыки.

У: Замечательно! А что еще вы знаете об этом композиторе?

Д: У него замечательная музыка.

У: А с какими произведениями М.И.Глинки вы знакомы?

Д: «Камаринская» симфоническая сюита, опера «Руслан и Людмила», романс «Жаворонок».

У: Молодцы! Итак, ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с жизнью и творчеством этого великого композитора. Тема нашего сегодняшнего урока: «Михаил Иванович Глинка. Основоположник русской классической музыки».

    Вступительное слово учителя

У: М. И. Глинка является первым композитором поднявшим русскую музыку на мировой уровень. Р одился он 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении.

Детство Глинки прошло в деревне, поэтому ему зачастую приходилось слышать народные песни.

Воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после ее смерти.

Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки.

Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества, оба создали новый русский язык один в поэзии, другой в музыке.

    Работа с учебником

У: Ребята, отройте учебник на странице 72. Сейчас мы с вами познакомимся с героем оперы «Руслан и Людмила», с Фарлафом. И послушаем в его исполнении рондо. Кто знает, что такое Рондо?

Д:

У: Рондо с французского переводится – круг (круг потому что основная тема трусливого Фарлафа повторяется несколько раз). Ребята, сейчас мы с вами прослушаем Рондо Фарлафа, после чего вы мне скажете какой у этого героя характер?

    Слушание Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинка

Беседа после прослушивания:

У: Какие чувства возникли у вас при прослушивании?

Д: величие, возвышенность, восторг, радость, живость.

У: Какой же характер имеет Фарлаф?

Д: Трусливый и хвастливый!

У: Какие слова вам помогли понять, что он хвастливый ?

Д: О радость! Я знал, я чувствовал заранее, что мне лишь суждено свершить столь славный подвиг !

У: Верно! Каким тембром голоса обладает Фарлаф?

Д: Басом

У: Ребята, что из себя представляет бас?

Д: Бас – это самый низкий мужской голос.

У: Молодцы! Вы очень хорошо меня слушали и правильно ответили на мои вопросы.

    Исполнительство – разучивание песни: «Ты соловушка умолкни»

У: Ребята, а теперь мы с Вами должны разучить новую песню «Ты соловушка умолкни», послушайте её и скажите о чём поётся в песне? (слушание песни)

У: Итак, о чем поется в этой песне?

Д:

У: Как вы думаете это народная песня или ее написал автор?

Д: Народная; Написал автор

У: Эту песню написал М. И. Глинка. Так как его детство прошло в деревне он часто слышал народные песни, именно поэтому ему удалось написать прекрасную песню данного жанра.

У: Ребята, посмотрите внимательно в текст песни, может быть вам встретились незнакомые слова?

Д : Что значит «звонкие трели»?

У:....................

Д: Что значит «не дает услады»?

У: Это значит не дает спокойствия…Итак, всем все понятно?

Д: Да!

У: Приступаем к разучиванию песни. Я буду говорить вам слова по строчкам, а вы повторять за мной.

Ты, соловушка, умолкни,

Песен петь не надо,

Ты не шли мне звонких трелей

На заре из сада.

Твоих песен сладкозвучных

Я не в силах слушать:

Сердце сразу замирает,

Тяжесть давит душу.

Ты лети к счастливым людям,

Тем, что веселятся, –

Они песнею твоею

Будут забавляться.

Мне же песня давит душу,

Не дает услады...

Ты, соловушка родимый,

Мне не пой, не надо!

У: Молодцы! А теперь мы исполним эту песню, будьте внимательны. При исполнении песни чётко произносите слова. (исполнение песни)

У: Отлично!

    Исполнительство – повторение песни: «Колокольчик мой Хрустальный»

У: Ребята, а сейчас вы будете выходить к доске по три человека и петь песню «Колокольчик мой хрустальный» на оценку, но перед мы ее повторим. (исполнение песни со словами)

В тумане утреннем седом

Скрыт от людей волшебный дом,

В нем колокольчиков содом:

Динь-дон, динь-дон,

Динь-дон, динь-дон. Динь-дон!

Туда нелегок переход,

Но там мечта моя живет.

И неспроста меня зовет

Волшебный этот звон.

Припев:

Колокольчик мой хрустальный,

То веселый, то печальный,

Динь-дон, динь-дон -

Слышу твой волшебный зов:

Динь-дон, динь-дон!

Пускай на сердце тяжело,

И над Добром смеется Зло,

В том доме ты найдешь тепло -

Поверь, поверь,

Поверь, поверь. Поверь!

И пусть вокруг седой туман

Колдует, словно злой шаман,

Но колокольчик-талисман

Открыть поможет дверь!

Мне говорят со всех сторон:

Волшебный дом - лишь только сон,

И потому хрустальный звон

Забудь, забудь,

Забудь, забудь. Забудь!

Но без мечты нельзя прожить!

Сумей ее в душе хранить,

Тогда любви святая нить

К Добру укажет путь!

У: Хорошо! А сейчас по три человека выходим к доске и поем по одному столбцу.

У: Вы все молодцы!

III. Рефлексия.

У: Итак, ребята, о ком мы сегодня говорили на уроке?

Д: О Михаиле Ивановиче Глинке

У: Кем являлся М. И. Глинка?

Д: Основоположником русской классической музыки

У: Как называлась тема нашего урока?

Д: «Михаил Иванович Глинка. Основоположник русской классической музыки»

У: Какое произведение мы сегодня с вами слушали?

Д: Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»

У: Ребята, как вы поняли, что такое Рондо?

Д: Рондо – это главная тема, которая повторяется, а между ней есть эпизоды.

У: Верно! А какую песню мы сегодня с вами разучили?

Д: «Ты соловушка умолкни»

У: Кто является автором этой песни?

Д: М. И. Глинка

У: Молодцы!

IV. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):

У: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными ребятами, внимательно слушали. Я надеюсь, что вам понравился урок!

V. Домашнее задание:

У: Вашим домашним заданием будет нарисовать то, каким вы представляете Фарлафа.

У: Ребята спасибо, урок окончен!

Используемая литература:

1. УМК «Классическая начальная школа»: учебник, рабочая тетрадь: В.В.Алеев и Т.Н.Кичак.

2. Интернет ресурсы: «Google, Википедия»

Приложение:

1. План-конспект урока музыки;

2. М. И. Глинка РондаФарлафа из оперы«Руслан и Людмила», формат mp3;

3. М. И. Глинка «Ты соловушка умолкни», формат mp3;

4. «Колокольчик мой хрустальный», формат mp 3;

Дата публикации или обновления 08.08.2017

  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Творец русской музыки

    14 февраля 2013 года исполнилось 200 лет со дня рождения композитора А.С. Даргомыжского (1813-1869 гг.).

    Вот почему вместе с М.И. Глинкой Даргомыжский по праву считается основоположником русской классической музыки.

    В то время в России западная музыка (главным образом, итальянская) почиталась за образец музыкального искусства.

    Даргомыжский же, будучи горячим патриотом своей Родины и русского искусства, стал обращаться в своём творчестве именно к русским интонациям и традициям.

    Театральные рецензенты, однако, постоянно обходили Даргомыжского, зачастую упоминая его имя лишь среди посредственных величин музыкального мира, а затем и вовсе перестали писать о его произведениях.

    Находясь в состоянии сильных переживаний, Даргомыжский решился предпринять путешествие за границу. И именно здесь он с особой остротой почувствовал свою принадлежность к исконно русским корням. «Нет в мире народа лучше русского, – писал он в письме другу, – и... ежели существуют в Европе элементы поэзии, то это в России».

    Александр Сергеевич вернулся на Родину бодрым, восстановившим свои нравственные силы, способным к новым творческим подвигам.

    Одно из его крупнейших произведений – опера «Русалка» – была названа большой оперой «в славянском стиле на русский сюжет».

    Так, благодаря творчеству Глинки и Даргомыжского появились первые русские оперы, симфонии, романсы, а также сообщества композиторов и учебные заведения, где стали воспитывать профессиональных музыкантов.

    Цитаты : 1. Неусыпный труд препятствия преодолевает. 2. Науки юношей питают, Отраду старым подают… 3. В общении все дни проходят наши, но искусство общаться - удел немногих… 4. Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно. 5. Природа весьма проста; что этому противоречит, должно быть отвергнуто. 6. Ничто не происходит без достаточного основания. 7. Неусыпный труд все препятствия преодолевает.

    Достижения:

    Профессиональная, социальная позиция: Российский ученый, химик, физик, математик и поэт.
    Основной вклад (чем известен): Он был основателем российской науки, создателем первой лаборатории, основанной на западных научных традициях, а также ученым, который внес значительный вклад в развитие русского языка.
    Вклады: Михаил Васильевич Ломоносов — русский полимат, ученый и писатель, внесший важный вклад в литературу, образование и науку.
    Наука
    Он считается основоположником русской науки. Он совершил много важных открытий и основал научные лаборатории на основе западной научной традиции.
    Его химические и физические работы характеризуются упором на использование атомных и молекулярных видов объяснения. Он опубликовал работы критикующие теорию флогистона и предложил закон сохранения масс. В своих опытах он предвосхитил современные принципы механической природы тепла и кинетической теории газов.
    В 1748 Ломоносов открыл первую научную химическую лабораторию в России.
    Разносторонние научные интересы М. В. Ломоносова включали теории электричества и света, создание оптических приборов, минералогию, метеорологию и астрономию. Среди его научных открытий было открытие атмосферы Венеры.
    Литература
    Ломоносов был также поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка.
    Он также внес значительный вклад в исследование русского языка, в том числе и в развитие научной терминологии, а также написал, вызывающую споры Историю России.
    Позднее он написал Русскую Грамматику и адоптировал тоническое стихосложение, изменив, таким образом, характер русского стихосложения.
    При реформе русского литературного языка он выбрал язык являющийся средним вариантом между старославянским языком и разговорной русской речью.
    В 1748 году он написал «Риторику», которая стала первой в России хрестоматией мировой литературы.
    Искусство мозаики
    В 1753 году он основал в Усть-Рудницах первую в России мозаичную фабрику по производству цветного стекла и бисера. Он создал несколько и выдающихся произведений искусства из мозаики, одно из которых -лучший портрет Петра Великого и Полтавской битвы, размером 4,8 х 6,4 метра.
    Организаторская деятельность
    Он также реорганизовал Академию наук и создал систему высшего образования в России. В 1755 г. он основал Московский университет, который в 1940 году был переименован в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
    Почётные звания, награды : Действительный член Санкт-Петербургской Императорской и почётный член Королевской Шведской академий наук.
    Основные труды: Ода на взятие Хотина (1739), Риторика (1748), Письмо о пользе стекла (1752), Русская грамматика (1755), Русский язык (1757), Рефлексия на прочность и равномерность движения тел (1760), История России (1766), Разговор с Анакреоном (1759 — 61), Гимн Бороде (1757).

    Жизнь:

    Происхождение: Ломоносов родился в деревне Денисовске расположенной на острове недалеко от Холмогор на Крайнем Севере России. Его отец, Василий Ломоносов, был преуспевающим рыбаком крестьянином, а мать — первая жена Василия, дочерью дьякона Елена Сивкова.
    Образование: Он учился в Славяно-греко-латинская академии, в Киево-Могилянской академии и за рубежом в Университете Марбурга (1736-1739) и в Фрайбурге, в школе горного дела (1739-1741).
    Оказали влияние: Кристиан Вольф
    Основные этапы профессиональной деятельности: В 1741 году он вернулся в Россию и стал пожизненным членом Русской академии наук. В 1761 году он был избран иностранным членом Шведской королевской академии наук.
    В 1764 Ломоносов был избран почётным членом Академии наук Болонского института. Он стал профессором химии в Петербургском университете и, в конечном счете, стал его ректором, а в 1764 г. государственным секретарем.
    Основные этапы личной жизни: Когда ему было 10 лет, его отец взял мальчика на работу, чтобы тот помогал ему в его ремесле. Но молодой Ломоносов понял, что его главной страстью является учение и что его стремление к знаниям безгранично. В 1730 году 19 летний Ломоносов пешком прошел с Севера России в Москву. Он поступил в Славяно-греко-латинскую академию, ложно утверждая, что он сын священника.
    Там, несмотря на издевательства других студентов, которые были гораздо моложе его, он получил чрезвычайно широкое образование. Он завершил 12-летний курс в течение всего лишь пять лет, закончив обучение как лучший студент.
    В 1736 г. Ломоносов получил стипендию на обучение в Санкт-Петербургском государственном университете. Он углубился в свои исследования и был награжден грантом для обучения за рубежом, в Германии.
    Там он учился в университете в Марбурге (1736-1739) и в Фрайбергской школе горного дела (1739-1741). В университете в Марбурге Ломоносов стал личным студентом Вольфа — видного деятеля немецкого Просвещения.
    В 1739 г. в Марбурге он женился на дочери квартирной хозяйки Елизавете-Христине Цильх.
    Хотя Ломоносов был человеком огромного таланта, его творческие силы были несколько расстроены его властным и конфликтным характером.
    Ломоносов умер в 1765 г. в Санкт-Петербурге в возрасте 53 лет.
    Он был похоронен в Александро-Невской лавре, в Санкт-Петербурге, Россия.
    Изюминка : Во время учебы в Москве Ломоносов жил на 3 копейки в день и питался только черным хлебом и квасом, но, несмотря на это, он добился значительных успехов в учебе. Согласно некоторым источникам, по дороге из Марбурга он был насильно завербован в прусские солдаты, но сумел бежать из крепости Весели.