Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе. Современные концепции преподавания изобразительного искусства в начальной школе

Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опыта свидетельствует о том, что занятия изобразительным искусством является важным средством развития личности школьника. Изобразительному искусству, особенно близкому младшим школьникам своёй наглядностью, принадлежит одно из ведущих мест в процессе формирования у детей творческих способностей, креативного мышления, приобщения их к красоте родной природы, окружающей действительности, духовным ценностям искусства. Помимо этого, занятия изобразительным искусством помогает детям овладеть целым рядом навыков в области изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности.

Целью написания данной курсовой работы является рассмотреть особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, а именно в I-IV классах.

В работе поставлены следующие задачи :

Изучение методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, рассмотреть её особенности,

Выявить педагогические условия успешного обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству, а так же, составление тематического годового плана и плана урока для учащихся начальной школы

Глава 1. Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе

1.1. Педагогические условия обучения изобразительному искусству в начальной школе

В развитии детского художественного творчества, в том числе и изобразительного, необходимо соблюдать принцип свободы, являющийся вообще непременным условием всякого творчества. Это значит, что творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов. Поэтому и рисование не может быть массовым и всеобщим явлением, но и для одарённых детей, и даже для детей которые не собираются впоследствии быть профессионалами-художниками, рисование имеет огромное культивирующее значение; когда, краски и рисунок начинает говорить ребёнку, он овладевает новым языком, расширяющим его кругозор, углубляющим его чувства и передающим ему на языке образов то, что никаким другим способом не может быть доведено до его сознания.

Одна из проблем в рисовании состоит в том, что для детей начальных классов уже недостаточно одной деятельности творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок сделанный как-нибудь, для воплощения его творческого воображения ему необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умения.

Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. По этому поводу с самого возникновения школы среди ученых ведутся споры. Мы придерживаемся классификации методов обучения, разработанной И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, Ю.К. Бабанским и М.И. Пахмутовым. Согласно исследованиям этих авторов, можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский.

1.2. Методика обучения изобразительному искусству в I - IV классах

Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного метода, который состоит в предъявлении детям информации разными способами - зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода - сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Учитель организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования ею.

Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, то есть многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чтение и заучивание текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа дошкольников, так и совместная деятельность с учителем. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическая работа .

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей и способностей детей. Метод обучения, направленный на самостоятельное решение дошкольниками творческих задач, называется исследовательским. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости от подготовленности того или иного ребенка.

Исследовательский метод имеет определенные формы: текстовые проблемные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Еще раз хочется подчеркнуть, что этот метод целиком строится на самостоятельной работе.

Следует обратить особое внимание на значимость проблемного обучения для развития детей. Оно организуется с помощью методов: исследовательского, эвристического, проблемного изложения. Исследовательский мы уже рассмотрели.

Другим методом, помогающим творческому развитию, является эвристический метод: дети решают проблемную задачу с помощью воспитателя, его вопрос содержит частичное решение проблемы или его этапы. Он может подсказать как сделать первый шаг. Лучше всего этот метод реализуется через эвристическую беседу, к сожалению, редко применяемую в обучении. При использовании этого метода также важны слово, текст, практика, средства наглядности и т.д.

В настоящее время широкое распространение получил метод проблемного изложения, воспитатель ставит проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Дети следят за логикой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В ходе проблемного изложения применяют и образ, и практический показ действия.

Методы исследовательский, эвристический и проблемного изложения - методы проблемного обучения. Их реализация в учебном процессе стимулирует дошкольников к творческому добыванию и применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания. Современное обучение обязательно должно включать рассмотренные общедидактические методы. Использование их на занятиях изобразительного искусства осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания. Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.

Как показывает опыт практической работы, для успешной организации уроков изобразительного искусства необходимо создание специальной системы педагогических условий. В русле различных концептуальных подходов они определяются по-разному. Мы разработали систему условий, непосредственно влияющих на развитие художественного творчества дошкольников, и предлагаем ее рассмотреть. Считаем, что эту группу условий составляют:

Развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

Сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью Дошкольников с педагогически целесообразной помощью им;

Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

Последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей;

Обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств;

Целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

Отбор произведений изобразительного искусства для изучения;

Использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;

Активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;

В пособии автор раскрывает методику преподавания изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательной школы, приводит примерное тематическое планирование и разработки уроков на основе базовой программы "Изобразительное искусство и художественный труд", созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского. Пособие адресовано учителям изобразительного искусства, студентам педагогических колледжей и педучилищ.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ.
Как воплотить в жизнь поставленные задачи художественного образования? Какая методика нужна современному учителю?
Споры о методической подготовке учителей подчас совершенно противоположны. Различные мнения по этому поводу известны студентам и педучилищ, и педвузов. Нам пришлось столкнуться с мнением, что преподавание - дело легкое, что учиться ему не надо, достаточно только знать предмет.

Конечно, чтобы преподавать рисование по-старому, достаточно было знать только перечень традиционных методик. А как быть, когда надо осваивать новые программы, нетрадиционные? Здесь даже на хорошем знании искусства и умении рисовать далеко не уедешь. Никакие энциклопедические знания не помогут, если учитель не найдет пути к ребенку.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
Раздел I
МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ШКОЛЕ 7
Глава 1
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
Гуманизация образования и новое педагогическое мышление 8
Цели и задачи художественного развития детей средствами искусства 9
Глава 2
СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПЛАСТИЧЕСКИХ ВИДОВ ИСКУССТВА 12
Принципы программы «Изобразительное искусство и художественный труд» (концепция Б.М.Неменского) 12
Методические основы 15
Глава 3
ИСКУССТВО МОДЕЛИРОВАНИЯ УРОКОВ 22
Проблемное обучение 22
Три метода проблемного обучения 23
Типы уроков 24
Литература 35
Раздел II
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД» 1-4 классы 37
1 класс - ИСКУССТВО ВИДЕТЬ 38
2 класс - ТЫ И ИСКУССТВО 47
3 класс - ИСКУССТВО ВСЮДУ ВОКРУГ НАС 56
4 класс - КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК 65
Раздел III
АВТОРСКИЕ ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ (конспекты уроков во 2,3,4 классах четырехлетней начальной школы) 71
Пояснительная записка 72
2 класс - ТЫ И ИСКУССТВО 74
I четверть. Как и чем работают художники 74
II четверть. Знакомство с мастерами Изображения, Украшения, Постройки 93
III четверть. О чем говорит искусство 106
IV четверть. Как говорит искусство 126
3 класс - ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС 144
I четверть. Искусство в твоем доме 144
II четверть. Искусство на улицах твоего города 158
III четверть. Художник и зрелище 172
IV четверть. Музеи искусства 184
4 класс - КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК 203
I четверть. Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы 203
II четверть. Искусство народов соседних стран 231
III четверть. Каждый народ - художник 243
IV четверть. Представление народов о духовной красоте человека 270.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Уроки изобразительного искусства в начальной школе, 1-4 класс, Островская О.В., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Организация: ГБОУ Лицей № 1367

Населенный пункт: г. Москва

«Творчество, – пишет В.В.Давыдов, – является уделом всех,… оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».

У каждого человека есть потребность к творчеству. Но как бывает часто, эта потребность так и остается нереализованной. В детстве, особенно в школьном возрасте, человек ищет возможность раскрыть свой творческий потенциал. И если не дать ему этой возможности, то в подростковом возрасте у него сложится мнение, что данное направление развития ему недоступно.

При поступлении ребенка в школу, особая роль отводится не только периоду адаптации, но и периоду саморазвития ребенка на данном этапе.

Происходит развитие и становление личности, как через учебную деятельность, так и участие в различных мероприятиях (конкурсы, проектная деятельность), к которым нужно подойти с желанием и воображением. Воображение – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. (Л.С.Выготский)(4)

Творчество непрерывно связано с воображением. А где, как не на уроках изобразительной деятельности развить эти способности? Творчески мыслить, придумывать сюжет, композицию.

Главной особенностью занятий по изобразительной деятельности является то, что они тесно связаны с занятиями по развитию речи, ознакомлением с окружающей жизнью и окружающей природой.(1)

На уроках изобразительной деятельности, первым кто увидит психическое состояние ребенка по рисунку, это преподаватель. Именно педагог может заметить тревожность или радость ребенка, посмотрев на цветовую палитру, композицию рисунка.

Работы, выполненные детьми по их замыслу, способствуют развитию творческих способностей. Одни ученики изображают сложные и загадочные композиции, другие выбирают легкий сюжет и примитивно его решают, третьи любят изображать одни и те же предметы, например, машины, ракеты,кукол, но равнодушны, например, к природе.

Для того, чтобы привлечь ребенка к творческой деятельности, на уроках изобразительного искусства можно использовать ряд приемов:

  1. Давать максимальную свободу для проявления творчества.
  2. Включать элементы игровой деятельности.
  3. Не подвергать готовый продукт детской деятельности критике.
  4. Устраивать выставки детских работ, где дети смогут сравнить и проанализировать свой результат и результат своих сверстников.

Необходимо и не забывать про методы, известные в педагогике. Метод наблюдений является главным при обучении изобразительному искусству. От того, как ребенок будет устанавливать связи, наблюдать переносить свои идеи на лист бумаги зависит развитие творческих способностей. Наглядный метод обучения. Работа с натуры несет в себе изображение предмета с определенной точки зрения, в том положении, в каком он находится по отношению к глазу рисующего. Использование натуры охватывает все воображение ребенка, но и облегчает работу памяти. Процесс передачи с натуры охватывает в полной мере восприятие ребенка. Ученик должен передать объем, падение светотени, показать сложные ракурсы. Словесный метод обучения. Беседа является одним из важных методов на уроке изобразительного искусства. Она не должна быть долгой. Этот метод подводит к теме урока, тем самым заинтересовав детей. Хорошо если беседа будет эмоциональной и содержательной. (3)

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. (3) Как же развивать творческие способности детей? Над этим вопросом я серьезно задумалась. Исходя из практики, у детей очень бедная фантазия, творчески к процессу подходят лишь единицы. Ученики не заинтересованы в том, чтобы проявить себя. Для них урок изобразительной деятельности не несет в себе ничего нового, кроме того чтоб взять краски, лист бумаги и приступить к обычному рисованию, где не нужно себя никак проявлять, включать свою воображение, подходить к процессу творчески.

Данная проблема помогла мне составить блок занятий(2), который будет способствовать развитию творческих способностей на уроках изобразительного искусства:

  1. Работа на мятой бумаге. Для данной работы потребуется белый лист бумаги, который нужно смять в комок, после чего расправить и приклеить на фон (лист цветного картона). Затем смочить лист водой, не ждать полного высыхания, а тонким кончиком кисть прорисовывать объекты.
  1. Гратаж или гратография (процарапывание). Последовательность выполнения работы: предварительно дети закрашивают белый лист бумаги акварельной краской. Ждут полного высыхания. Натирают сверху лист восковой свечей. Далее наносят черную краску, или тушь. После высыхания приступают к процарапыванию (можно использовать зубочистку).
  1. Капелькография. На белый лист бумаги наносится капля краски. Чтобы она расплылась, дети наклоняют лист в сторону. Затем включают фантазию, смотрят на что это похоже, и прорисовывают недостающие детали для своего рисунка.
  1. Работа по – мокрому. Лист бумаги обильно смачивается водой, не нужно ждать высыхания. На мокрый лист дети наносят краску, пытаясь изобразить очертания реальных предметов.
  1. Работа с помощью нити . Лист бумаги складывается пополам, в центр кладется нить (предварительно смоченная в черной гуаши), затем дергать нить в разные концы листа. После удаления нити останется отпечаток. Ждем высыхания, включаем фантазию и дорисовываем нашу работу.
  1. Рисование с помощью бумажного кома. Для данного вида работы нужна газета или журнал, эти предметы должны быть спрессованы в комок, затем заготовка обмакивается в краску и наносится на предварительно закрашенный акварелью листок.
  1. Рисование с помощью губки. Сюжет рисунка наносится карандашом, далее губка окрашивается в нужный цвет и промачиванием отрывистыми движениями покрывается форма. Сверху основного цвета наносится новый. Завершаем рисунок темным цветом.
  1. Зеркальное изображение. Белый лист сложить пополам. Выбрать какое- либо симметричное изображение. Сначала изобразить половину этого предмета и прижать ко второй половине листа. Получится отпечаток, дающий целый образ. Так как краска быстро сохнет, то отпечатки разных деталей изображения можно производить по частям. При желании можно с помощью кисточки откорректировать рисунок.

В блок входит 8 занятий, которые проводились в течение года. В ходе занятий каждый ребенок смог по – настоящему себя проявить. Если до этого ученику было сложно видоизменять объект, декорировать, передать фон рисунка. То сейчас у детей появилась оригинальность, возросла эмоциональная насыщенность изображаемого сюжета, интерес к деятельности стал более стойким, за счет того что ученикам легче творчески подойти к процессу.

Теперь изобразительная деятельность вызывает повышенный интерес и желание работать даже у детей, не имеющих, таланта к рисованию и делают процесс более успешным.

Детское творчество чаще всего насыщено светлыми добрыми эмоциями. Именно поэтому урок изобразительного искусства можно назвать значимым в развитии творческой деятельности детей младшего школьного возраста. Ученики заинтересованы не только в результате конечного продукта, но и в поэтапном выполнении заявленного задания.

Словарь

Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.

Творчество -деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Урок - основная форма учебного процесса в современной школе.

ИСКУССТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ - специфический вид художественного творчества, создание зрительно воспринимаемых фиксированных рукотворных художественных форм.

Искусство - одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений.

Обучение - целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний.

Младший школьный возраст это возраст, который охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу.

Используемая литература:

Левин В.А. Воспитание творчества.-Томск:Пеленг, 1999.-56с.

Программа для средних общеобразовательных учебных заведений «Изобразительное искусство и художественный труд», Москва, 2001

Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов. М.: Мнемозина, 1995. 160 с.

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – M., 1991.

Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968.

Обучение изобразительному искусству, выражающееся в организации школ, использовании определённых методов, приёмов в обучении, в теоретической разработке вопросов искусства, началось только в период цивилизации.

Высокой ступени развития достигло искусство Древнего Египта, Греции, Рима. Строительство городов, храмов, жилых зданий потребовало большого числа художников, мастеров живописи, скульптуры, архитектуры. В специальных школах стали вырабатываться принципы, правила, законы построения изображения фигуры человека, животных, растений, интерьера.

Мыслители, художники Древней Греции считали обучение рисованию необходимым не только для многих практических ремёсел, но и для общего образования и воспитания. Аристотель (384-322 гг. н. э.) указывал, что « в настоящее время обычными предметами обучения являются следующие четыре: грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование».

Большое значение в разработке методов обучения рисованию имели труды великого чешского педагога эпохи средневековья Яна Амоса Коменского (1592-1670). Великий чешский педагог считал, что предмет «рисование» необходимо ввести в общеобразовательные школы и что оно помогает решить её воспитательные задачи.

О пользе рисования как общеобразовательного предмета говорил и французский философ-энциклопедист Жан Жак Руссо (1712-1778). Руссо отмечал важную роль рисования в познании и развитии чувственно-эмоционального отношения к окружающей действительности. В книге «Эмиль», или «О воспитании» Руссо писал, что для познания окружающей действительности большое значение имеют органы чувств, которые можно развить у ребёнка, обучая его рисовать с натуры.

Искусство – это огромный мир художественных образов, с помощью которых художники выражают свои наблюдения, представления, мечты и фантазии, а также действенное средство воспитания творчески активной личности. Приобщая учащихся к изобразительному искусству, мы тем самым передаём им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный человечеством.

Художественное образование, понимаемое как образование посредством искусства, в единстве своих культурологических, эстетических, художественных, психолого-педагогических аспектов оказывает активное влияние на воспитание учащихся. В процессе занятий изобразительным искусством у учащихся активно развиваются фантазия, воображение, образное мышление, способность к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и т.п.

Художественная деятельность помогает детям понять и усвоить культуру разных времён и народов, развить свои способности, получить опыт эстетического общения.

Художественные знания, полученные детьми, умение воспринимать произведения искусства, приобретённые навыки собственной творческой деятельности – действенные средства развития интереса у ребят к искусству, потребности в художественно-творческой деятельности.

Обучение изобразительному искусству предполагает общее развитие творческих способностей, активное формирование эстетического восприятия, целенаправленное формирование приёмов реалистического изображения и навыков художественного выражения.

Художественное творчество младших школьников – это чаще всего рисование карандашами и красками, лепка, аппликация, т. е. наиболее традиционные, популярные, оптимальные для этого возраста художественные техники.

Развивать творческие способности школьников следует с учётом их интересов и индивидуальных особенностей.

Введение в процесс обучения дидактических игр и упражнений позволяет вызвать у детей желание учиться искусству, участвовать в творческой деятельности, успешно её реализовывать и получать удовольствие от проделанной работы.

В первую очередь необходимо развивать следующие общие художественные способности:

    к творческому преобразованию, мышлению, логике, комбинаторике, вариативности;

    составлению оптимального плана действий;

    обучению, творческому развитию.

При обучении изобразительному искусству следует развивать и формировать все компоненты художественного творчества: интерес, произвольное внимание, наблюдательность, зрительную память, эмоциональность, фантазию, выразительность, систему «глаз – мозг – рука», графическую подготовку, художественные технологии.

Цель преподавания изобразительного искусства в начальной школе – гармоничное развитие младших школьников средствами изобразительного искусства, формирование у них устойчивого интереса к изобразительной деятельности и искусству, активной жизненной позиции.

Показателем и условием эффективности уроков изобразительного искусства является увлечённость детей работой, интерес и желание заниматься искусством. Изобразительная деятельность должна доставлять детям радость, обеспечивать активное эмоциональное отношение учащихся к занятиям.

Уроки изобразительного искусства в начальной школе способствуют развитию младших школьников, формируют систему знаний, умений, навыков в изобразительной деятельности, потребность в художественном творчестве.

В своей деятельности учителя изобразительного искусства руководствуются :

учебной программой для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения:

Изобразительное искусство. I–V классы. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: НИО, 2012;

Выяўленчае мастацтва. I-V классы. Вучэбнаяпраграма для ўстаноўагульнай сярэдняй адукацыі з беларускаймовайнавучання. – Мінск: НІА, 2012;

примерным календарно-тематическим планированием :

«Примерное календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству», I–V классы / И.Г Волкова, В.Н. Данилов // Мастацкая адукацыяі культура. – 2009, № 4, 2010, № 1.

Календарно-тематическое планирование является примерным. При необходимости учителям изобразительного искусства разрешается перераспределять количество учебных часов между темами;

санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования»,утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.07.2010 № 94. С нормативным документом можно ознакомиться на сайте www. minzdrav.by, www.rcheph.by;

нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Изобразительное искусство» при реализации образовательной программы базового образования (V класс), определенными образовательным стандартом общего среднего образования;

Правилами проведения аттестации учащихся при освоении образовательных программ общего среднего образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.

В соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы учреждений общего среднего образования по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения на I ступени общего среднего образования» обучение изобразительному искусству в I-IV классах учреждений общего среднего образования осуществляется на содержательно-оценочной основе (без выставления отметок).

Безотметочное обучение изобразительному искусству осуществляется с целью:

Формирования у учащихся внутренней мотивации учения;

Развития креативности, самостоятельности, рефлексии;

Становления адекватной самооценки;

Формирования умений самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

Необходимость использования безотметочного обучения обусловлена наличием существенных различий в уровне развития способностей в области изобразительного искусства и художественной подготовки учащихся.

Обучение изобразительному искусству на содержательно-оценочной основе осуществляется в опоре на принципы непрерывности и естественности контроля, критериальности, гибкости и вариативности инструментария оценки, приоритетности самооценки.

В процессе обучения изобразительному искусству широко используются развернутые оценочные суждения, отражающие степень усвоения учащимися умений и навыков в сфере изобразительного искусства, а также достигнутый ими уровень развития художественных умений и навыков. Словесно-содержательная оценка имеет комплексный характер и дается с учетом особенностей различных видов художественно-творческой деятельности.

При проведении уроков изобразительного искусства рекомендуется соблюдать последовательность этапов технологии безотметочного обучения: постановка цели, выдвижение критерия (совместно учителем и учащимися), осуществление деятельности, оценивание. При выдвижении критерия необходимо ориентироваться на уровень, который реально может быть достигнут учащимися при осуществлении художественно-творческой деятельности. В процессе оценивания необходимо гармонично сочетать внутреннюю оценку (самостоятельное оценивание учащимися собственной учебной деятельности) с внешней (оценивание процесса и результата деятельности одноклассниками и учителем).

Важным условием безотметочного обучения изобразительному искусству является обязательность и своевременность осуществления всех видов контроля. В процессе обучения используются следующие виды контроля: предварительный, поурочный и тематический. Предварительный контроль проводится в течение первой недели учебного года и дает возможность установить исходный уровень художественного развития учащихся. Поурочный контроль сопровождает процесс усвоения каждой темы урока и позволяет зафиксировать продвижение учащихся в освоении учебного материала. Тематический контроль дает возможность установить результативность усвоения темы четверти.

Контроль осуществляется в практической, устной и письменной формах, а также в сочетании указанных форм. При этом практические формы контроля на уроках изобразительного искусства являются приоритетными.

В основу программы положен принцип систематического развития у учащихся умения воспринимать художественный образ в произведениях искусства и посильно создавать его в собственных работах как результат эстетического восприятия явлений действительности и искусства и овладения навыками самостоятельной художественной деятельности. Методы преподавания искусства в школе должны учитывать его специфику как способа мышления и освоения мира.

Программа определяет систему основных учебно-воспитательных задач:

    формирование эстетической культуры и духовного мира учащихся, умения объективно воспринимать, анализировать произведения искусств всех видов и направлений на основе национальных и общечеловеческих ценностей;

    совершенствование зрительного восприятия, развитие образного мышления, пространственного представления, комбинаторики, фантазии, чувства композиции, формы, цвета, пространства;

    обучение основам изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности, овладение образным языком пластических искусств, комплексом средств художественной выразительности;

    развитие способностей и творческой активности учащихся в процессе художественно-практической деятельности.

В целях формирования культуры устной и письменной речи в процессе восприятия произведений искусства и выполнения художественных работ учитель должен создавать условия для развития связной устной речи учащихся, умений анализировать, сопоставлять, делать выводы, обобщать. Необходимо развивать воображение, эстетический вкус, коммуникативные навыки учащихся, эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства, умение вести дискуссию, осуществлять активную и самостоятельную художественно-творческую деятельность, повышать уровень мотивации, интерес к предмету. Знакомство с шедеврами мировой и национальной художественной культуры должно способствовать формированию национальной самоиденфикации, патриотизма, уважительного отношения к культуре своего и народов мира, стремления к посильному эстетическому преобразованию окружающей действительности.

Требования к содержанию и методам преподавания изобразительного искусства в начальных классах »:

    связь с жизнью, с народными художественными традициями;

    единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности;

    учёт возрастных возможностей учащихся, оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы;

    разнообразие видов работы и применяемых художественных материалов;

    межпредметные связи, связь с другими видами художественной деятельности детей;

В начальной школе программой по изобразительному искусству определены три вида художественно-практической деятельности: изображение, украшение(декорирование) и конструирование(дизайн).

Изображение – ведущий вид художественно-практической деятельности, включающий рисование с натуры, по памяти, представлению, наброски, графику, предметную и сюжетную лепку.

Украшение (декорирование) – вид художественно-практической деятельности, предполагающий освоение основ художественных ремёсел (роспись, керамика, плетение, вышивка, вытинанка, аппликация, флористика, витраж).

Конструирование (дизайн) – деятельность по проектированию, моделированию, подразумевающая изучение основных технологий работы с бумагой, картоном, тканью, конструктором и другими материалами.

При обучении искусству детей начальных классов на занятиях важно использовать игры и упражнения. Групповая и коллективная формы работы помогают вовлечь учащихся в процесс творчества, а также активизировать их интерес. В этом возрасте детям необходимо дать возможность попробовать свои силы в разных видах художественной деятельности и почувствовать своеобразие каждого из них.

Кроме того, на вводных и итоговых занятиях необходимо проводить беседы, в процессе которых учащиеся должны познавать мир и учиться воспринимать искусство.

При планировании занятий необходимо учитывать, что виды художественной деятельности можно комбинировать: беседа – изображение, конструирование – украшение и т. д.

В процессе обучения применяются следующие основные техники и материалы: простые, цветные, акварельные карандаши, восковые, акварельные мелки, шариковая ручка, уголь, фломастеры, гуашь, акварель, аппликация, коллаж, глина, пластилин, штамп, трафарет, роспись, флористика, соломка, плетение, вышивка, природные материалы.

Предложенное примерное планирование учитель может взять за основу, а при необходимости изменить самостоятельно, составив задания по типу рекомендованных в программе. В этом случае содержание урока должно представлять собой единство разных компонентов: темы урока, вида деятельности, объекта работы, учебных задач, материала и технологии, терминов и понятий.

Необходимо чёткое определение и системы знаний, усваиваемых учащимися в каждом классе как по отдельным видам занятий (беседы об изобразительном искусстве, рисование с натуры, тематическое и декоративное рисование), так и в целом по всему курсу обучения изобразительному искусству, включая и различные формы внеклассной и внешкольной работы. При этом очень важным фактором является то, что те знания, умения и навыки, которые получает школьник на занятиях рисованием с натуры, расширяются, углубляются и закрепляются на занятиях тематическим и декоративным рисованием, в процессе бесед о произведениях изобразительного искусства.

Точно также те знания и умения, которыми овладевают школьники на уроках тематического и декоративного рисования, находят своё дальнейшее развитие на уроках рисования с натуры.

Таким образом, изобразительное искусство в общеобразовательной школе, являясь необходимым звеном в общей цепи учебных предметов, призванных воспитывать учащихся, и прежде всего, предметов «эстетического» цикла – литература, музыка, занимает важное место в формировании мировоззрения учащихся.

Однако роль изобразительного искусства в воспитании и обучении будет действительно эффективной, если современные уроки изобразительного искусства будут отвечать ряду условий, а именно:

    Комплексное решение учебно-воспитательных задач на уроках изобразительного искусства.

    Соблюдение принципов дидактики в процессе обучения детей изобразительному искусству.

    Использование на уроках изобразительного искусства проблемных вопросов и ситуаций.

    Широкое использование на уроках изобразительного искусства наглядности и технических средств обучения.

    Соблюдение преемственности в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников.

    Соблюдение межпредметных связей уроков изобразительного искусства и литературы, математики, музыки, трудового обучения и т. д.

    Использование разнообразных приёмов и методов работы с детьми на уроках изобразительного искусства, включая элементы игры, с целью привлечения внимания, интереса детей к изобразительному творчеству, пробуждения у них эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности, к процессу рисования и своему рисунку, чувства сопереживания персонажам своих композиций и рассматриваемых произведений художников.

    Соблюдение тесной связи (задач, целей, содержания, учебно-воспитательных приёмов) уроков рисования с натуры, на темы с другими уроками и внеклассными мероприятиями по изобразительному искусству.

    Постоянное совершенствование методики проведения уроков изобразительного искусства по всем основным разделам учебной программы.

    Использование в процессе обучения детей изобразительному искусству передового опыта учителей начальных классов и учителей изобразительного искусства.

В процессе обобщения передового опыта учителей по эстетическому воспитанию школьников средствами изобразительного искусства выделяются следующие аспекты, особенно влияющие на совершенствование учебно-воспитательного процесса на уроке изобразительного искусства. Это, прежде всего, применение методов и приёмов работы, направленных на привлечение эмоционально-эстетических чувств детей, на проявление у них чувства радости, восхищения от встречи с красотой в действительности и в искусстве, на привлечение интереса школьников к наблюдаемым и затем изображаемым явлениям и объектам окружающего мира. Возбуждение чувств ребёнка, его эмоциональной отзывчивости ведёт к появлению устойчивого внимания, к глубокому и всестороннему изучению явлений и объектов действительности, к осознанному усвоению законов и правил рисования, к познанию эстетического в жизни и искусстве.

Занятия изобразительным искусством – важное средство развития личности школьника. Они способствуют расширению интересов, воспитанию эстетических потребностей учащихся, их мыслительной и творческой активности, эмоционально-эстетического отношения к действительности. На занятиях изобразительным искусством формируются такие свойства личности, ка самостоятельность, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности учащиеся приобретают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный рисунок, ознакомление с лучшими произведениями изобразительного искусства служат эффективными средствами познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти и чувств, а также воспитанию нравственных и эстетических качеств ребёнка.

Литература:

- Кузин В.С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах», 1984.

- Костерин Н.П. «Учебное рисование», 1984.

- Кандинский, В. В. «О духовном в искусстве», 1992.

- Алехин, А. Д. «Когда начинается художник», 1993.

-Кузин В. С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе», 1998.

- Сатарова Л.А. «Изобразительное искусство в школе», 2004.

-Сокольникова Н.М. « Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе», 2005.

- Пьянкова Н.И. «Изобразительное искусство в современной школе», 2006.

- Инструктивно-методическое письмоМинистерства образования Республики Беларусь«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»в 2012/2013 учебном году», 2012.

В настоящее время многие аспекты освоения народного и декоративно- прикладного искусства в школе изучены достаточно полного и глубоко.

Аспекты освоения народного искусства у школьников происходит на уроках декоративного рисования

Художественный образ в народном, декоративно - прикладном искусстве выражает не единичное, присущее конкретному объекту (листу, цветку, дереву, птице и т. д), а общее - «видовое», «родовое», отражающие черты характерные для вида, например, растения вообще. Так, дерево в декоративной росписи обычно изображается как дерево жизни, а не конкретное изображение дуба или березы.

Декоративный образ создается с помощью особых приемов общения (стилизации). Как правило, этот образ воплощает мифопоэтическое отношение к действительности.

Начиная с первого класса учащиеся постепенно знакомится с традиционными композиционными схемами размещения орнамента (линейный - полоса, в квадрате, в круге, сетчатые орнаменты), а также с основными видами орнамента по характеру изображений (геометрический, растительный, зооморфный - изображение зверей и птиц, антропомофорный изображение человека).

Эти качества орнаментального строя рассматриваются как неотъемлемая часть образа художественной вещи. Учащиеся учатся понимать «язык» орнамента разных центров народного творчества (школ народного мастерства).

Обучение народному и декоративно - прикладному искусству предусматривает смену разных видов художественной деятельности учащихся первого - четвертого классов, чтобы ознакомить их эстетическими качествами доступных материалов. В настоящие время в школьной практике проблема повышения эффективности художественного образования средствами народного и декоративного искусства находит оклик. Издана новая программа интегрированного курса « Изобразительное искусство».

Основы народного и декоративно - прикладного искусства» для первого - четвертого классов и для пятых и восьмых классов, отвечающая современному уровню научных знаний о национальных культурных традициях. Она создана творческим коллективом под руководством Т.Я. Шпикайловой. Впервые народное искусство становится предметом специального изучения в школе.

Одной из главных задач данной программы являются развитие у детей образного видения, эстетического восприятие и освоения мира, воспитание художественного вкуса, потребности ориентироваться на непреходящие духовные ценности народного искусства. Поэтому в программе предоставлены разные системы, разные типы творчества: и профессиональное искусство, и народное искусство. Первооснова данного курса - образ художественной вещи, созданной руками народных мастеров.

Одним из действенных путей развития творческого начала личности является овладение приемами художественной деятельности на основе принципов народного искусства: повтора, вариаций, импровизации. Поэтому программу включена система задач, связанных с особенностями народного коллективного творчества. Поворот и вариации рассматриваются как необходимые условие эстетического воспитания и развития творчества учащихся.

Содержание нового учебного интегрированного курса поможет существенно приблизить детей к традиционной культуре своего народа, дать им представление о красоте и роли орнамента, о силе и значимости народной культуры в целом. Это содержание, вводимое в рамки постоянных разделов «основы художественного изображения», в то же время постоянно варьируется и обогащается: меняются материалы, с которыми работают дети, меняются виды деятельности, которые изучают на уроке. Все это активизирует интерес младших школьников к образной системе познания мира, закодированной в знаковой системе народного искусства.

Другая программа интегрированного курса декоративного рисования под руководством Н.М. Солькониковой рассматривает знания и умения в качестве средства достижения выразительности учебных и творческих работ идей.

Он представляет собой систему учебных пособий, органически взаимосвязанных между собой, что позволяет успешно решать учебно - воспитательные задачи современной художественной педагогики.

Комплекс включает таблицы и методические рекомендации к ним по разным видам народного искусства России.

Народное искусство должно знать достойное место в педагогическом процессе. Рассматривать его надо, по мнению М.А. Некрасовой, «как особый тип художественного творчества».

Идея развития у школьников в исторической памяти и творческой активности средствами народного и декоративно - прикладного искусства проходит в качестве основополагающей в ряде экспериментальных программ преподавания изобразительного искусства, для общего образования для школ с углублением изучением предметов художественно - эстетического цикла.

Развитие трудовых навыков в процессе освоения народных художественных традиций - необходимое условие для творчества учащихся, так как создание изделий можно лишь при глубоком изучении народного искусства.

Овладение искусством художественной обработки ткани, природных и других материалов предполагает использование в процессе обучения традиций этнопедагогики. Овладевая техническими приемами обработки различных материалов, школьники осваивают, выразительные средства и образно - сюжетное содержание изделий народных мастеров. Освоение всей совокупности знаний о народном искусстве, умения и навыков происходит с раннего детства, в окружении предметов народного творчества бытового назначения.

Обогащающие эмоционально - эстетическое опыта учащихся в процессе изучения народного и декоративно - прикладного искусства также способствует развитию их художественного творчества, формирует способствует интерес к народному искусству.

Методика формирования художественного опыта основана на творческих принципах самого народного искусства.

Учебные задания на уроках декоративного рисования включают в себя художественные работы по выполнению лепки, росписи, рисунков на народную тематику с опорой на стилистические особенности в произведениях художников декоративно - прикладного искусства.

Ознакомление с творчеством народных мастеров и творчеством художников сфере художественной промышленности открывает перед учениками огромный мир материальной и духовной культуры человечества.

Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка

Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души русского ребенка. В этом контексте стоит вспомнить один исторический пример, и скажу несколько слов об "игре в бирюльки", о подлинном смысле которой знают сегодня лишь немногочисленные историки-медиевисты. Эта игра была достаточно популярна в русских традиционных семьях еще в 30-40-х годах нашего столетия. Имевшая и свою "практическую задачу" - приучение детей к терпению, к способности концентрировать внимание, игра вместе с тем транслировала сложную систему метафизических ориентиров, давала представление о сложности и глубинной взаимосвязи всех процессов, происходящих в универсуме.

"Бирюльками" называли горсть ровно настриженных соломинок с соломенным крючочком; идея игры состояла в том, что играющие постепенно вытаскивали соломинки, стараясь не задеть при этом всю кучу, которой соломинки были насыпаны. Если ворох все-таки рассыпался, то следующую попытку делал уже другой игрок. Таким образом, ребенок получал представление о том, как трудно что-то изменить в каждом отдельном случае, не разрушив всю сложную систему мировых взаимосвязей.

Что же касается системы воздействия традиционной игрушки на сознание ребенка, но она была столь же продуманной и многоплановой, как и только что описанная игрушка, воздействуя на все уровни ощущений - тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и "миром больших вещей", воспитывают ласковое, небоязливое отношение к миру. С другой стороны, игрушечные "свистелки", призванные также отгонять от ребенка злых духов, демонов, были и первыми "музыкальными инструментами", с которыми сталкивался ребенок.

А рассматривая образно-символическую систему древних славян, применительно к игрушкам, можно вспомнить о том, что многие глиняные фигурки с изображением животных буквально усыпаны глиняными же или сделанными изображениями птиц. Например, собака, олень или рысь, усыпанные "птичьими" знаками, означали, что предметом изображения, "копирования" в игрушке было не некое "случайное животное", но его изначальный образ, образ Первоживотного. Все они уходили своими корнями в волшебный мир сказки, который веками служил для русского ребенка своеобразным "детоводителем к Христу". Не случайно сам св. Сергий Радонежский часто делал "в утешение" глиняные игрушки для детей, которые вместе со взрослыми приходили в основанный им монастырь. И до сих пор в основе традиционных игрушек, которые изготовляют мастера из поселков, находящихся вблизи Сергиева-Посада, можно увидеть контур Креста.

Послевоенное голодное провинциальное детство было согрето теплом базарных дней и ярмарок. С окрестных сел и деревень стекался народ: купить-продать лошадь, сельскохозяйственный инвентарь, миткаль, живность или снедь. Конская упряжь, атласные ленты в хвостах, запах лошадей и сена; искристый, хрустящий снег; буйство красок; веселый гомон людей, птиц, животных, и игрушки, игрушки... Деревянные и глиняные, соломенные и тряпичные, берестяные и из лозы - они свистели, трещали, шуршали и тукали. Настоящий солнечный праздник народной смекалки, народного творчества.

Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни знакомит ребенка с природой и воспитывает

творческое отношение к миру. Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы. Игрушка приобщает малыша к миру абстрактных математических образов, представлений.

Основой системы математических знаний и предварением арифметики являются понятия: множество, элемент множества, объединение множеств, дополнение. Ребенка привлекают не только множества собственно предметов, но и множество звуков, движений, форм, оттенков цвета, ритмы узоров и т.д.

Первые возрастные игрушки, приобщающие малыша к миру звуков и форм, - погремушки: зрелая головка мака или стручок гороха - патриархи погремушек. Сказочные глиняные пустотелые куклы-погремушки делаются просто: внутрь двух половинок вкладываются керамические шарики, пли камешки, а шов заглаживается. Слушая погремушку, ребенок производит одно движение и много интенсивных шумов.

Изящная, пропорциональная и гармоничная, дымковская игрушка позволяла сформировать понятие множества. Барыни, водоноски, гусары, уточки, коньки выставлялись перед ребенком на столе, доске, подносе, лавке или комоде по определенному принципу: это уточки, это птицы, это рыбы, это горшки, а это посуда. Дымковской игрушке вторили: глиняные кони, олени, козероги, волшебные птицы, берегини Костромы; кувшины, горшки, рукомойники, чашки из чернолощеной глины Покровска; свистульки из Кожли, Филионово, Ухты; каргопольские глиняные коты, собачки, медведи, барыни, горшки, плошки; каргопольские козули из солоноватого теста, приморские - из ржаного; архангельские пряники в виде фигурок рыб и животных; рязанские "жаворонки" и курские "кулики" и т.д.