Отечество значение. Отечество - это родная земля

У этого понятия подтекст настолько эмоционален, что обозначить его непросто. Когда человек всего лишь объясняет, что Отчизна или Отечество - это земля предков, то есть отцов, желая прояснить именно семантическую составляющую данного слова, в душе его рождается горячая волна чувства. Никто из нравственно здоровых людей не чужд патриотизма.

Война как фактор истории

А защитник Отечества - это в основном значении воин. Так уж сложилось, что война в любом государстве - важнейший фактор истории Отечества, а, например, у россиян практически не было абсолютно мирного времени. Во все времена требовалась либо оборона своих земель, либо отсаивание интересов страны за её пределами. Таковы условия существования России - ей необходимы как геополитическая целостность, так и культурно-историческая. Поэтому здесь военный человек всегда пользуется особым отношением: ему доверяют, его уважают, его побаиваются. Именно его память увековечивают наиболее часто. Именно благодаря ему жива страна, расположившаяся на шестой части земли. Само словосочетание относится обычно к солдатам, офицерам, матросам и военным людям всех специальностей, потому что защита Отечества - это их работа. Но и тут под словами подразумевается гораздо большее и широчайшее значение.

История вопроса

Военная угроза нашей стране - поэтому вся многовековая история Отечества - это война, бесконечная и в разной степени кровопролитная. Таким образом, за седой завесой времени невероятно дальнего образовалось как бы с мобилизационным типом развития. Достаточно вспомнить и сталинскую модернизацию в тридцатые годы прошлого века, когда всё общество, все ресурсы страны работали для решения военных и политических задач. Создание армии и флота в первом случае и мощнейшего военно-промышленного комплекса во втором. И это не единственные примеры.

Память поколений

В шестнадцатом веке Россия воевала сорок три года, в семнадцатом - сорок восемь, в восемнадцатом - шестьдесят один год, в девятнадцатом - уже шестьдесят семь. Двадцатый век - Советский Союз пережил две мировые войны. Вторая мировая - главная трагедия всемирной истории. С невиданным доселе количеством жертв. Вооружёнными силами России и остальных республик Советского Союза был побеждён гитлеровский фашизм, когда вся цивилизация попала под угрозу уничтожения. Тем более странно и даже прискорбно слышать, как некоторые неблизкие к истории люди дискутируют на такую и теперь животрепещущую тему. История Отечества - это память поколений, их духовное состояние и здоровое самосознание, потому необходимо оградить наше прошлое от фальсификаций. Без защиты теряется нить событий истории, которая связывает народ многими веками. Если разучимся уважать собственную армию, придётся уважать чужую на своей земле.

Владимир Ленин и защита отечества

Это вся история России, её исключительное положение и с точки зрения географии, и со стороны внешнеполитической обстановки требуют наличия мощных вооружённых сил. Остальной мир знает о колоссальных природных запасах, и непременно начнёт выстраивать отношения с Россией - только с позиции силы. Война войне - рознь. Владимир Ильич отмечает, что защита Отечества - это тоже не всегда правда. Таким образом, он разделяет ложь империалистических войн, заменяющих на время военных действий всякое право и всю демократию насилием, на самом деле воюя лишь за пополнение барыша верхушкой эксплуататоров. Гражданские же и Отечественные войны ведутся исключительно в интересах народа, не силой денег, а общими силами и общественным согласием. Не передел и ограбление колоний и не делёжка сфер влияния, а массовое движение народа, свергающего национальный гнёт - справедливая война. Не правда ли, легко перекинуть мост через век от исследований В.И. Ленина к современным событиям? Сегодняшние войны характеризуются именно ложью: у вас есть месторождение нефти, но совершенно не присутствует демократия, мы идём к вам. Ленин написал и о современной информационной войне, когда даже словосочетания такого ещё не родилось. Гениальный по прозорливости философ. Прав он оказался и в том, что Отечество - это мы, всем народом. Стало быть, и защита родины - целиком и полностью наша задача.

Владимир Даль об Отечестве

В первых словах великий лексикограф говорит о том же, что и все: Отечество - это родная земля, где жили и умирали наши предки, и где хотелось бы жить и умереть нам. Вопрошает: кому же не мила земля?! Обширная и сильная, наша родина даёт каждому гордость тем, что родился он воином-ратником, и вся история Отечества - это продолжение славы отеческой во внуках и правнуках. Вспоминает 1812 год, когда и старый, и малый саблями опоясались: не погибло Царство Православное! Отстаивать свою Родину нужно во всякий час, - говорит нам по крови датчанин, но русский по широте души, - потому что родина - и дом твой, и гроб твой, колыбель и домовина, насущный твой хлеб и вода животворная. Отечество - это наш приют и защита. Нельзя отречься от земли Русской, потому что отречётся от такого злодея Господь.

Действия по защите Отечества - это функция государства

Важнейшее направление в работе государства - обеспечение независимости и целостности. Первопричиной тому являются национальные интересы в виде военных, экономических и политических доктрин, концепций и программ. Формами и средствами защиты безопасности Отечества являются те, что наиболее действенны при достижении целей, поставленных государством, но созданы на принципах общечеловеческого гуманизма. Здесь прежде всего важны оборона страны, охрана суверенитета, гарантия военной безопасности, а также целостность и территориальная неприкосновенность. Всё это обеспечивают специально созданные госорганизации - Вооружённые Силы и другие воинские формирования.

) широко распространено в индоевропейских языках : русское слово семантически соответствует словам во многих других славянских языках (польск. ojczyzna , укр. вітчизна и др.), лат. patria (откуда патриотизм) и родственным романским словам, а также англ. fatherland и нем. Vaterland . В ряде языков существуют также несколько отличающиеся синонимы, производные от слова «мать » (англ. motherland ) и со значением «родные, свои места» (русское Родина , англ. Homeland , нем. Heimat , швед. fosterland(et) и т. д.).

Эволюция значения

Слово отечество, отечество в древнерусском и средне-великорусском языке до XVII в. значило не только «страна отцов», но также «род»; «избранная страна»; и «наследственные, родовые права». Так же именовался один из изводов иконописного изображения Троицы Новозаветной (где Бог-Сын изображён в виде отрока на коленях Отца); того же происхождения слово отчество . Слово отчизна того же происхождения, но более позднее; по Срезневскому его терминологизация также завершилась к XVII в. .

Отечество и патриотизм

Понятие Отечества входит в число важнейших национальных ценностей в основные законы ряда стран, например, России и Чехии:

Полные решимости строить, хранить и развивать Чешскую Республику в духе неприкосновенных ценностей человеческого достоинства и свободы как отечество (vlast) равноправных свободных граждан, осознающих свои обязанности по отношению к другим и свою общую ответственность…
Конституция Чешской республики , Преамбула

В комментарии к Конституции РФ указано: «…Наименования Российская Федерация и Россия определены как равнозначные, то есть как синонимы. В том же смысле в преамбуле и в ст. 59 употреблены слова „Отечество“ и „Родина“».

Слово «Отечество» входит в состав припева Гимна СССР и Гимна РФ . Термин выступает как обозначение российского государства в ряде других названий: День защитника Отечества , орден «За заслуги перед Отечеством », школьный и университетский курс «История Отечества ».

Согласно действующему Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации: "Если командир (начальник) в порядке службы поздравляет военнослужащего или благодарит его, то военнослужащий отвечает командиру (начальнику): «Служу Российской Федерации», но до изменений 2008 года вместо «Служу Российской Федерации» использовалась формулировка «Служу Отечеству!»

Обсуждению соотношения понятий отечество и патриотизм посвящена статья Н. П. Овчинниковой

Слово Отечество (как и Родина, Отчизна ) часто пишется с прописной буквы, причём такая традиция восходит в России к XVIII веку. «Согласно ломоносовской традиции, слово Отечество пишется с прописной буквы всюду, за исключением трагедий и словосочетания Отец отечества »

В период войн призыв к защите Отечества широко использовался многими государствами (лозунг «Отечество в опасности» времён Французских революционных войн, «За Веру, Царя и Отечество » в России до 1917 г., «Социалистическое Отечество в опасности!» времён Великой Отечественной войны, и др.)

Сами освободительные войны в историографии нередко получают названия, связанные с Отечеством - Отечественная война 1812 года , Великая Отечественная война .

Критическому разбору понятий «родина », «отечество», «государство » посвящено эссе Б. Б. Родомана .

Понятие Отечество в художественной литературе

  • Строка Державина «Отечества и дым нам сладок и приятен» (подражание Горацию) впоследствии была использована Грибоедовым в «Горе от ума » с перестановкой слов («И дым отечества нам сладок и приятен») и далее цитировалась другими поэтами, в том числе Тютчевым .
  • У А. Розенбаума (популярный исполнитель авторских песен, кавалер медали «Защитнику Отечества») в песне «Романс Генерала Чарноты»:

«Mon cher ami, мы здесь с тобой Мишели,
Здесь нет Отечества и отчеств тоже нет,
Здесь нет Отечества и отчеств тоже нет…»

См. также

  • Отечество - один из иконографических вариантов икон Святой Троицы.

Напишите отзыв о статье "Отечество"

Ссылки Литература

  • Даль В. И.
  • Макаров В. В. Отечество и патриотизм. - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1988

Примечания

Отрывок, характеризующий Отечество

– Не более того? – заметил Болконский.
– Но всё таки Билибин нашел серьезный титул адреса. И остроумный и умный человек.
– Как же?
– Главе французского правительства, au chef du gouverienement francais, – серьезно и с удовольствием сказал князь Долгоруков. – Не правда ли, что хорошо?
– Хорошо, но очень не понравится ему, – заметил Болконский.
– О, и очень! Мой брат знает его: он не раз обедал у него, у теперешнего императора, в Париже и говорил мне, что он не видал более утонченного и хитрого дипломата: знаете, соединение французской ловкости и итальянского актерства? Вы знаете его анекдоты с графом Марковым? Только один граф Марков умел с ним обращаться. Вы знаете историю платка? Это прелесть!
И словоохотливый Долгоруков, обращаясь то к Борису, то к князю Андрею, рассказал, как Бонапарт, желая испытать Маркова, нашего посланника, нарочно уронил перед ним платок и остановился, глядя на него, ожидая, вероятно, услуги от Маркова и как, Марков тотчас же уронил рядом свой платок и поднял свой, не поднимая платка Бонапарта.
– Charmant, [Очаровательно,] – сказал Болконский, – но вот что, князь, я пришел к вам просителем за этого молодого человека. Видите ли что?…
Но князь Андрей не успел докончить, как в комнату вошел адъютант, который звал князя Долгорукова к императору.
– Ах, какая досада! – сказал Долгоруков, поспешно вставая и пожимая руки князя Андрея и Бориса. – Вы знаете, я очень рад сделать всё, что от меня зависит, и для вас и для этого милого молодого человека. – Он еще раз пожал руку Бориса с выражением добродушного, искреннего и оживленного легкомыслия. – Но вы видите… до другого раза!
Бориса волновала мысль о той близости к высшей власти, в которой он в эту минуту чувствовал себя. Он сознавал себя здесь в соприкосновении с теми пружинами, которые руководили всеми теми громадными движениями масс, которых он в своем полку чувствовал себя маленькою, покорною и ничтожной» частью. Они вышли в коридор вслед за князем Долгоруковым и встретили выходившего (из той двери комнаты государя, в которую вошел Долгоруков) невысокого человека в штатском платье, с умным лицом и резкой чертой выставленной вперед челюсти, которая, не портя его, придавала ему особенную живость и изворотливость выражения. Этот невысокий человек кивнул, как своему, Долгорукому и пристально холодным взглядом стал вглядываться в князя Андрея, идя прямо на него и видимо, ожидая, чтобы князь Андрей поклонился ему или дал дорогу. Князь Андрей не сделал ни того, ни другого; в лице его выразилась злоба, и молодой человек, отвернувшись, прошел стороной коридора.
– Кто это? – спросил Борис.
– Это один из самых замечательнейших, но неприятнейших мне людей. Это министр иностранных дел, князь Адам Чарторижский.
– Вот эти люди, – сказал Болконский со вздохом, который он не мог подавить, в то время как они выходили из дворца, – вот эти то люди решают судьбы народов.
На другой день войска выступили в поход, и Борис не успел до самого Аустерлицкого сражения побывать ни у Болконского, ни у Долгорукова и остался еще на время в Измайловском полку.

На заре 16 числа эскадрон Денисова, в котором служил Николай Ростов, и который был в отряде князя Багратиона, двинулся с ночлега в дело, как говорили, и, пройдя около версты позади других колонн, был остановлен на большой дороге. Ростов видел, как мимо его прошли вперед казаки, 1 й и 2 й эскадрон гусар, пехотные батальоны с артиллерией и проехали генералы Багратион и Долгоруков с адъютантами. Весь страх, который он, как и прежде, испытывал перед делом; вся внутренняя борьба, посредством которой он преодолевал этот страх; все его мечтания о том, как он по гусарски отличится в этом деле, – пропали даром. Эскадрон их был оставлен в резерве, и Николай Ростов скучно и тоскливо провел этот день. В 9 м часу утра он услыхал пальбу впереди себя, крики ура, видел привозимых назад раненых (их было немного) и, наконец, видел, как в середине сотни казаков провели целый отряд французских кавалеристов. Очевидно, дело было кончено, и дело было, очевидно небольшое, но счастливое. Проходившие назад солдаты и офицеры рассказывали о блестящей победе, о занятии города Вишау и взятии в плен целого французского эскадрона. День был ясный, солнечный, после сильного ночного заморозка, и веселый блеск осеннего дня совпадал с известием о победе, которое передавали не только рассказы участвовавших в нем, но и радостное выражение лиц солдат, офицеров, генералов и адъютантов, ехавших туда и оттуда мимо Ростова. Тем больнее щемило сердце Николая, напрасно перестрадавшего весь страх, предшествующий сражению, и пробывшего этот веселый день в бездействии.
– Ростов, иди сюда, выпьем с горя! – крикнул Денисов, усевшись на краю дороги перед фляжкой и закуской.
Офицеры собрались кружком, закусывая и разговаривая, около погребца Денисова.
– Вот еще одного ведут! – сказал один из офицеров, указывая на французского пленного драгуна, которого вели пешком два казака.
Один из них вел в поводу взятую у пленного рослую и красивую французскую лошадь.
– Продай лошадь! – крикнул Денисов казаку.
– Изволь, ваше благородие…
Офицеры встали и окружили казаков и пленного француза. Французский драгун был молодой малый, альзасец, говоривший по французски с немецким акцентом. Он задыхался от волнения, лицо его было красно, и, услыхав французский язык, он быстро заговорил с офицерами, обращаясь то к тому, то к другому. Он говорил, что его бы не взяли; что он не виноват в том, что его взяли, а виноват le caporal, который послал его захватить попоны, что он ему говорил, что уже русские там. И ко всякому слову он прибавлял: mais qu"on ne fasse pas de mal a mon petit cheval [Но не обижайте мою лошадку,] и ласкал свою лошадь. Видно было, что он не понимал хорошенько, где он находится. Он то извинялся, что его взяли, то, предполагая перед собою свое начальство, выказывал свою солдатскую исправность и заботливость о службе. Он донес с собой в наш арьергард во всей свежести атмосферу французского войска, которое так чуждо было для нас.
Казаки отдали лошадь за два червонца, и Ростов, теперь, получив деньги, самый богатый из офицеров, купил ее.
– Mais qu"on ne fasse pas de mal a mon petit cheval, – добродушно сказал альзасец Ростову, когда лошадь передана была гусару.
Ростов, улыбаясь, успокоил драгуна и дал ему денег.
– Алё! Алё! – сказал казак, трогая за руку пленного, чтобы он шел дальше.
– Государь! Государь! – вдруг послышалось между гусарами.
Всё побежало, заторопилось, и Ростов увидал сзади по дороге несколько подъезжающих всадников с белыми султанами на шляпах. В одну минуту все были на местах и ждали. Ростов не помнил и не чувствовал, как он добежал до своего места и сел на лошадь. Мгновенно прошло его сожаление о неучастии в деле, его будничное расположение духа в кругу приглядевшихся лиц, мгновенно исчезла всякая мысль о себе: он весь поглощен был чувством счастия, происходящего от близости государя. Он чувствовал себя одною этою близостью вознагражденным за потерю нынешнего дня. Он был счастлив, как любовник, дождавшийся ожидаемого свидания. Не смея оглядываться во фронте и не оглядываясь, он чувствовал восторженным чутьем его приближение. И он чувствовал это не по одному звуку копыт лошадей приближавшейся кавалькады, но он чувствовал это потому, что, по мере приближения, всё светлее, радостнее и значительнее и праздничнее делалось вокруг него. Всё ближе и ближе подвигалось это солнце для Ростова, распространяя вокруг себя лучи кроткого и величественного света, и вот он уже чувствует себя захваченным этими лучами, он слышит его голос – этот ласковый, спокойный, величественный и вместе с тем столь простой голос. Как и должно было быть по чувству Ростова, наступила мертвая тишина, и в этой тишине раздались звуки голоса государя.

ОТЕЧЕСТВО, -а, ср. (высок.). Страна, где человек родился и к гражданам к-рой он принадлежит. Любовь к отечеству. Зашита своего отечества.


Смотреть значение ОТЕЧЕСТВО в других словарях

Отечество Ср. — 1. Страна, где родился кто-л. и к гражданам которой он принадлежит; родина. 2. перен. разг. Место зарождения, возникновения чего-л.
Толковый словарь Ефремовой

Отечество — отечества, мн. нет, ср. страна, где родился данный человек и к гражданам к-рой он принадлежит. Мы не защищаем тайных договоров, мы защищаем социализм, мы защищаем социалистическое........
Толковый словарь Ушакова

Отечество — -а; ср. Высок. [с прописной буквы]. Страна, где родился человек и гражданином которой является; родина. Любить своё О. Служить Отечеству. Защита родного Отечества.
Толковый словарь Кузнецова

Отечество — Образовано в древнерусском языке от отьць – "отец" по методу кальки с греческого patria.
Этимологический словарь Крылова

Отечество — (Еф 3.15)-слова «всякое отечество» в оригинале означает: «вся Его семья», «все Его». (См. народ)
Исторический словарь

социалистическое Отечество В Опасности! — декрет-воззвание Совета Нар. Комиссаров, принятый 21 февр. 1918. Опубл. 22 февр. 1918 в момент, когда Германия, воспользовавшись срывом мирных переговоров в Бресте (см. Брестский........
Советская историческая энциклопедия

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Оте́чество , отчи́зна - родная страна .

Понятие отечество , отчизна обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое чувство, которое сочетает любовь и чувство долга - патриотизм . При этом страна предков может уже и не существовать: например некоторые считают своим отечеством распавшийся СССР.

Этимология

Понятие «отечество», «отчизна» (от отец) широко распространено в индоевропейских языках : русское слово семантически соответствует словам во многих других славянских языках (польск. ojczyzna , укр. вітчизна и др.), лат. patria (откуда патриотизм) и родственным романским словам, а также англ. fatherland и нем. Vaterland . В ряде языков существуют также несколько отличающиеся синонимы, производные от слова «мать » (англ. motherland ) и со значением «родные, свои места» (русское Родина , англ. Homeland , нем. Heimat , швед. fosterland(et) и т. д.).

Эволюция значения

Слово отечество, отечество в древнерусском и средне-великорусском языке до XVII в. значило не только «страна отцов», но также «род»; «избранная страна»; и «наследственные, родовые права». Так же именовался один из изводов иконописного изображения Троицы Новозаветной (где Бог-Сын изображён в виде отрока на коленях Отца); того же происхождения слово отчество . Слово отчизна того же происхождения, но более позднее; по Срезневскому его терминологизация также завершилась к XVII в. .

Отечество и патриотизм

Понятие Отечества входит в число важнейших национальных ценностей в основные законы ряда стран, например, России и Чехии:

«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации»

Слово «Отечество» входит в состав припева Гимна СССР и Гимна РФ . Термин выступает как обозначение российского государства в ряде других названий: День защитника Отечества , орден «За заслуги перед Отечеством », школьный и университетский курс «История Отечества ».

Согласно действующему Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации: "Если командир (начальник) в порядке службы поздравляет военнослужащего или благодарит его, то военнослужащий отвечает командиру (начальнику): «Служу Российской Федерации», но до изменений 2008 года вместо «Служу Российской Федерации» использовалась формулировка «Служу Отечеству!».

Слово Отечество (как и Родина, Отчизна ) часто пишется с прописной буквы, причём такая традиция восходит в России к XVIII веку. «Согласно ломоносовской традиции, слово Отечество пишется с прописной буквы всюду, за исключением трагедий и словосочетания Отец отечества » .

В период войн призыв к защите Отечества широко использовался многими государствами (лозунг «Отечество в опасности» времён Французских революционных войн, «За Веру, Царя и Отечество » в России до 1917 г., «Социалистическое Отечество в опасности! » (февраль 1918 года), и др.)

Сами освободительные войны в историографии нередко получают названия, связанные с Отечеством -

Отечество - родная страна, Родина. Слово отечество обозначает страну предков, отцов, человека, а также имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, святостное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга.
Истоки любви к отечеству
Отечество вызывает у части его жителей (патриотов) особое чувство по следующим основным причинам: Отечество является коллективной собственностью людей, которые в нём проживают. Это источник благосостояния, который, по мнению патриотов, нужно чтить и охранять.
В отечестве, как правило, проходят молодые годы человека, в которые происходит становление его интересов, привычек, характера.
Отечество и его народ вкладывают в каждого нового гражданина затраты, усилия и труд, способствующие его становлению. Есть мнение, что вследствие этого возникает долг, который необходимо вернуть.
Для многих отечество - это страна, благословленная Богами - священная земля.

Отечества и идеология
Существует точка зрения, согласно которой стабильность государства и общественного строя во многом связана с тем, насколько веско господствующая идеология может сформулировать необходимость служения отечества именно в этом виде. Существуют следующие идеологические обоснования такой необходимости: Отечество ассоциируют с Богом. Таким образом, служить отечеству и его правителям - то же самое, что служить богу.
Отечество ассоциируют с принципами, на которых построено государство. Например, принципы капитализма: свобода, равенство, демократия. Для их сохранения нужно поддерживать отечество. Коммунизм выдвигает служение классовым интересам трудового народа как основной принцип служения отечеству.
Отечество ассоциируется с определенной нацией. Таким образом, служение отечеству способствует сохранению национальностей особенностей народа, его населяющего.
Отечество представляют как коллективную защиту от внешних врагов, которые стремятся его разрушить и тем самым угрожают личной безопасности, привычному укладу жизни и благосостоянию народа.

В каждой конкретной ситуации официальная идеология представляет комбинацию этих принципов.
Отечество в искусстве
Практически в каждом государстве имеются деятели искусства, которые служат официальной идеологии и представляют себя "певцами отечества". Известные примеры из истории России: Демьян Бедный.

Но есть и деятели искусств, любящие отечество искренне: Сергей Есенин
Владимир Маяковский

Подвиги, совершенные во имя отечества
Александр Матросов.

Альтернативная точка зрения на отечество
Есть люди, которые относятся к отечеству крайне отрицательно и стремятся из него эмигрировать. Примером может послужить поэт и религиозный мыслитель В. С. Печерин (1807-1885), писавший в одном из своих стихотворений: «Как сладостно Отчизну ненавидеть и жадно ждать её уничтоженья... »
Интересные факты