Открытое мероприятие по литературе. Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий внеклассного мероприятия по литературе. Вопросы команде «Умники и умницы»

Предметная неделя гуманитарного цикла

Внеклассное мероприятие по литературе «Литературная шкатулка».

для учащихся 5-9 классов

учитель: Билибина Валентина Николаевна

Цель проведения:

Проверить знания обучающихся по литературе; развивать познавательный интерес к литературе;
- способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;
- прививать любовь к литературе как к учебному предмету ; воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Оборудование: карточки с заданиями, бумага, клей, карточки с монетами

(5 и 10 рублей).

Участие принимают две команды. Игра проводится в несколько туров. Команды получают игровые поля с темами и ценой вопроса. выбирают по очереди, выполняют обе команды одновременно, но первой отвечает та, что делала выбор. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Ход мероприятия.

1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. - Буквы, выстроенные для переклички. (алфавит)
- Охотница до чужих мехов. (моль)
- Канцелярская «острячка». (кнопка)
- Домашний иллюминатор .(окно)
- Часть лица, которую иногда вешают. (нос)
- «Яйцо» в геометрии.
(овал)
- Пора, которая в сентябре бывает «бабьей».
(лето)
- Зеленая, от которой «мухи дохнут».
(тоска)
- Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла.
(огород)
- Комплекс средств, при помощи которых из Бабы-Яги можно сделать Василису Прекрасную.
(косметика)

I тур.

Литературные игры.

1. Сказки Пушкина

10

Из какой сказки эти слова:

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно.

В год по три щелчка тебе по лбу.

Есть же давай мне варёную полбу.

«Сказка о попе и работнике его Балде»

10

В кого превращала Лебедь князя Гвидона?

В комара, муху, шмеля

10

С какими словами царица обращалась к зеркальцу?

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»

10

Какими словами начинается сказка о рыбаке и рыбке?

«Жил старик со своею старухой у самого синего моря…»

10

Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»

«И я там был, мед, пиво пил; по усам текло, а в рот не попадало»

Продолжи пословицу

10

По одежке встречают -

по уму провожают

10

Кто другому яму роет,

тот сам в неё попадет

10

Глаза страшатся,

а руки делают

10

На бога надейся,

а сам не плошай

10

Семь лет мак не родил,

а голода не было

Отгадай загадку

10

Сам металлический, а мозг электрический.

Робот

10

Сторож плохой:

Слепой и глухой,

Не тронешь – молчит,

А тронешь – кричит.

Мотоцикл

10

Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой,

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

Звонок

10

У конька у горбунка

Деревянные бока.

У него из-под копыт

Стружка белая бежит.

Рубанок

10

Моряков тревожит он и радует,

Сообщая о погоде вести.

То он поднимается, то падает,

Но всегда – на месте.

Барометр

Продолжи строку стихотворения

10

Вечор, ты помнишь вьюга злилась

(На мутном небе мгла носилась,

луна, как бледное пятно

сквозь тучи мрачные желтела,

и ты печальная сидела…

А нынче погляди в окно..)

А.С.Пушкин

10

Белеет парус одинокий…

(В тумане моря голубом,

Что ищет он в стране далекой,

Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет

И мачта гнется и скрипит…

Увы, он счастия не ищет

И не от счастия бежит.

Под ним струя светлей лазури

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой)

М.Ю.Лермонтов «Парус»

10

Я вас любил…

(Любовь моя, быть может

В душе моей угасла не совсем,

Но пусть она вас больше не тревожит,

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим.

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.)

А.С.Пушкин

«Я вас любил…»

10

Умом Россию не понять…

(Аршином общим нет измерить

У ней особенная стать

В Россию можно только верить)

Ф.Тютчев

10

У врат обители святой…

(Стоял просящий подаянья.

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, муки и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку.

И кто-то камень положил

В его протянутую руку…

Так я молил твоей любви,

С слезами горькими, с тоскою.

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою)

М.Ю.Лермонтов

Всякая всячина. 1. В известной сказке «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» царь послал стрелка Андрея за тридевять земель. Тридевять - это сколько? (27, так как в Древней Руси считали девятками. 3*9=27).

2. Как звали трех девиц в «Сказке о царе Салтане»? (нет имен).

3. Книжку, ребята, в руках я держу,

А как называется, вам не скажу…

Автор этого произведения - известный русский писатель, родившийся на Украине. В своих произведениях он высмеивал все дурное, что наблюдал в жизни. А само произведение рассказывает о том, как два друга превратились из-за пустяка в злейших врагов. (Н. В.Гоголь «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

4. «Счастливый билет»

Таверна приключений и фантастики.

1. Назовите произведение, в котором рассказывается о том, как ради покорения возлюбленной жених на самом необычном виде транспорта побывал в Петербурге на приеме у императрицы и раздобыл подарок невесте. (Н. В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»).

2. Назовите имя героини, которая была сиротой, жила одна на вилле и предпочитала при болях в животе жевать горячую тряпку. (Пеппи Длинный Чулок).

3. Назовите поэму А. С.Пушкина, прочитав которую В. А.Жуковский, признанный в то время первым поэтом в России, подарил автору свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя» («Руслан и Людмила»).

4. Назовите сказку, где все герои фрукты и овощи, и в ней описываются их бесстрашные приключения. (Дж. Родари «Приключения Чипполино»).

II Тур.

Сказочный ералаш.

1. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной , которая несла хозяевам изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба)

2. Назовите известной сказки русского поэта. Герой получил черепно-мозговую травму, потерял речи, сошел с ума. (Поп. «Сказка о попе и работнике его Балде»).

3. В какой сказке решается проблема жилья или, говоря взрослым языком, ЖКХ? (Теремок).

4. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и наказано. (Волк «Волк и семеро козлят»).

Семь бед – один ответ.

1. Называются имена писателей, а команды называют по 3 произведения.

1) А. С.Пушкин 3) Н. В.Гоголь

2) А. П.Чехов 4) М. Ю. Лермонтов

Стихов любимейшие строчки.

1. Восстановите стихотворение по последним словам-рифмам: кроет, крутя, завоет, дитя. (А. С.Пушкин «Зимний вечер»).

2. Восстановите стихотворение по последним словам-рифмам: сырой, молодой, крылом, под окном (А. С.Пушкин «Узник»).

III Тур.

2.

Писатель – не писатель

Счастливый случай

Музыка и книга.

2. В какой сказке говорится о художественном уровне вокально-инструментальных ансамблей «Гримм «Бременские музыканты»).

3. Какой герой любил сочинять песенки на все случаи жизни: сопелки, кричалки, ворчалки, считалки и т. д. (Винни - Пух).

4. Писатель Э. Успенский придумал Крокодила Гену, а кто из музыкантов научил этого персонажа петь? (В. Шаинский) .

« Писатель – не писатель»

Вы должны быть очень внимательными. Я буду называть известные фамилии, а вы должны поднимать руку вверх исключительно при имени писателя. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Выиграет та команда, которая к концу конкурса останется более многочисленной.

А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Софья Ковалевская (математик), Николай Рубцов, Сергей Ожегов (автор словаря), Лев Толстой, Сергей Безруков (актер), А.Фет, Джанни Родари, Мария Разумовская (автор учебника русского языка),М.Ю.Лермонтов, В. И. Даль (автор словаря), А.Барто, Илья Репин (художник), В. Г. Короленко, И.С.Тургенев, А.Пугачева (певица), Алексей Толстой, Льюис Кэрролл, Геннадий Беленький (автор учебника литературы).

« Счастливый случай»

1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).

2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).

3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).

4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).

6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).

7. Какими словами начинается сказка А.С.Пушкина «О царе Салтане…»?

(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)

8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:

И.Репин или В.Васнецов? (И.Е.Репин.)

9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов?

(Хамелеон).

10. Продолжи фразу из стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»: «…но нельзя верить, чтобы такой язык….(НЕ БЫЛ ДАН ВЕЛИКОМУ НАРОДУ!»)

IY тур.

1 комплект:

Произведение устного народного творчества в прозе или в стихах

Речь идет в нем о вымышленных, иногда фантастических событиях.

Эти произведения бывают о богатырях, бытовые, о животных, волшебные.

Иван-крестьянский сын и чудо-юдо. (Сказки)

2 комплект:

Литературный жанр, чаще всего стихотворный рассказ.

В этих произведениях имеется иносказательный смысл (аллегория)

Действующими лицами являются как люди, так и животные, птицы, растения, даже неодушевленные .

Произведение состоит из основной части и морали.

И. А.Крылов прославился в этом жанре. (басня)

3 комплект:

Это стихотворение известного русского поэта написано в 1937 году.

Стихотворение посвящено 25-летней годовщине знаменитого сражения.

Рассказчик – простой солдат, рядовой участник сражения.

- «Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри, не вы.

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля.

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы! (« »)

4 комплект:

Она родилась в тихой скандинавской стране Швеции.

Главная героиня произведения – девочка с рыжими косичками, огненными веснушками на лице и смеющимися глазами.

Она может побороть гимнаста-силача, пронести на руках лошадь, наказать воров, спасти детей от пожара.

Героиня не имеет ни отца, ни и живет одна на вилле «Курица» (Пеппи Длинный Чулок).

5 комплект:

Он известен не только как поэт. Но и как писатель.

Родился в Москве, сочинять стихи начал с раннего детства

В Москве есть памятник этому поэту

Он учился в известном лицее недалеко от Петербурга

А втор стихотворения «Узник». (А. С.Пушкин)

Y тур. Блиц.

За 1 минуту победившая команда отвечает на 10 вопросов.

1. Кто из героев русской народной был хлебобулочным изделием? (Колобок)

2. Кто из сказочных героев любил поговорку: «Одна голова хорошо, а две лучше»? (Змей Горыныч)

3. Назовите французской сказки, который получил свое прозвище благодаря головному убору? (Красная Шапочка)

4. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)

5. Какой сказочный герой посадил деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай. (Буратино)

6. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка)

7. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? (Волк)

8. Какое слово нужно было сложить Каю в сказке «Снежная королева» (Вечность)

9. Сколько произведений входит в « » (Пять)

II. Подведение итогов.

Подводятся итоги мероприятия.

Награждаются победители и участники.

Внеклассное занятие по литературе на тему: В волшебном мире литературы

Автор: Кириличева Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы МКОУ "Рогожинская ООШ" Михайловский район Волгоградская область

Внеклассное занятие по литературе

Тема: В волшебном мире литературы.
Рекомендуется педагогам, воспитателям для работы с детьми 6-8 классов.
Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.
Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспитывать чувство патриотизма, эстетического вкуса, интереса к русской литературе, умение ориентироваться в мире литературных произведений и героев, коррекция и развитие устных речевых способностей, познавательной активности.
Оборудование: Карточки со стихами, с описанием и словами героев, с таблицей для составления слов (к-к),конверт+письмо (2 шт.), ноутбук, проектор для презентации, выставка рисунков и книг.

Ход занятия:

1. Не дерево, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. Что это? Правильно. Это КНИГА.
- Книга помогает узнать много нового и интересного. Книги учат нас добру и мудрости. Книги позволяют найти новых и верных друзей.
Сегодня мы проверим вашу смекалку, эрудированность и грамотность.
1.ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
- Буквы, выстроенные для переклички. (алфавит)
- Охотница до чужих мехов.(моль)
- Канцелярская «острячка». (кнопка)
- Домашний иллюминатор.(окно)
- Часть лица, которую иногда вешают.(нос)
- «Яйцо» в геометрии. (овал)
- Пора, которая в сентябре бывает «бабьей». (лето)
- Зеленая, от которой «мухи дохнут». (тоска)
- Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла. (огород)
- Комплекс средств, при помощи которых из Бабы-Яги можно сделать Василису Прекрасную.(косметика)
2.«ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
(Из него достают предметы, когда зрители отгадают их по описанию)
1. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)
2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)
3. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (камень)
4. Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь одного влиятельного, отличающегося своей чрезмерной худобой господина. Глупый человек будет искать ее среди скошенной травы, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Что это за предмет? (иголка)
5. Её нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)
6. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
7. Он может иногда подкатывать к горлу и застрять в нем. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (клубок)
8. Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «Черном ящике»? (ключ)
9. Её можно помещать на водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода)
10. Когда его целый сосуд, то находятся, не побоюсь этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда хоть немного чего-нибудь горького и несъедобного. (мед)
3. «ПРОЧТИ СТИХОТВОРЕНИЕ»
(Правильно расставив строки, добавив нужное слово, участники должны прочитать четверостишие)
Люблю грозу в начале …
Принакрылась снегом, точно ……
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не ………………..за нами!»
Ветер по морю гуляет И кораблик …………….
Вечор, ты помнишь, вьюга ……… На мутном небе мгла носилась
И шествуя важно, в спокойствии чинном Лошадку ведет под уздцы ………….
А вы друзья как ни садитесь Все в музыканты не ……………
Мы вольные птицы, пора, брат, пора Туда, где за тучей белеет ……………
Ягненок в жаркий день Пришел к ручью …………….
А ларчик просто …………………./
4.«СОСТАВЬ СЛОВО»
1. КулаК 2.КунаК 3.КулиК 4.КуроК 5.КлерК 6.КазаК 7.КабаК 8.КотиК 9.КомоК 10.КушаК
11.КубоК 12.КивоК 13.КатоК 14.КосяК 15.КадыК 16.КулёК
5.«УЗНАЙ ГЕРОЯ, АВТОРА, ПРОИЗВЕДЕНИЕ»
(Разгадай загадки о литературных героях. По музыке, кадру из кинофильма определи произведение)
Сказки Пушкина, «Руслан и Людмила», «Дубровский», «Метель», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба», «Уроки французского», «Дети капитана Гранта».
6.«БЕЗ ФРАЗЕОЛОГИЗМА И РЕЧЬ НЕ МОЛВИТСЯ»
Доскажи словечко! (Презентация)
- Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
(«Водой не разольешь»)
- Мы исходили городок
Буквально (вдоль и поперек).
- И так устали мы в дороге,
Что еле (волочили ноги).
- Фальшивят, путают слова.
Поют (кто в лес, кто по дрова).
Что это означает? (Презентация)
- Водить за нос – обманывать
- Вставлять палки в колеса – мешать
- В ежовых рукавицах – строго
- Задирать нос – гордиться, зазнаваться.
- Далеко-далеко – за тридевять земель
- Бежать очень быстро – сломя голову
- Работать очень хорошо – засучив рукава
- Давно не виделись – сколько лет, сколько зим.
7.«УГАДАЙ, КТО Я?»
(Детям раздаются карточки с описанием, фразами героев литературных произведений. Они зачитывают, остальные должны назвать имя героя) (Презентация)
«Я – Одихмантьев сын, сижу на дубу, засвищу – когда хочу» (Соловей-Разбойник)
«О девяти головах, конь под ним спотыкнулся» (Чудо-Юдо)
«Нраву кроткого такого, и жених сыскался ей…» (Царевна)
«Взял двух петухов, вдарил их друг об друга, так что больше они не дрались» (Герасим)
«Вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил» (Дубровский)
«В больших рукавицах, а сам с ноготок» (Влас)
«Нет братьев у меня, ещё нет отроду и году» (Ягненок)
«Волосы выщипаны, пуговок нет, а озямчик старенький» (Левша)
«Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою» (Старуха)
«Он был ранен в бою, и каждый считал долгом покормить его» (Конь)
8.«ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ…»
-Вспомните, кто был создателем первого славянского алфавита?
а)Борис и Глеб
б)Кирилл и Мефодий
в)Минин и Пожарский
г)Чук и Гек
- А знаете ли вы, что самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только «?». Что получил писатель в ответ?
а)Чистый лист бумаги
б)Пустое sms
в)«Ё»
г)«!»
- Так писатель узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.
9. «УЛЫБНИТЕСЬ»
- Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.
- С М.Ю.Лермонтовым я познакомился в детском саду.
- Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык.
- Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.
- Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.
- На поясе Тараса Бульбы держались люлька, пистолет и усы.
- Я надеюсь, что вы таких ошибок в своей речи не допускаете, а стараетесь сделать ее интересной, яркой и выразительной. Читайте книги, они вам в этом помогут. До новых встреч!
Данная разработка способствует развитию интеллектуальной, творческой сферы.

Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі

Шығыс Қазақстан облысының білім беру басқармасы

«Глубокое аграрлық колледжі»КММ

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Управления образования Восточно-Казахстанской области

КГУ« Глубоковский аграрный колледж»

Тема: Строки, опаленные войной »

Подготовила: преподаватель русского языка и литературы

Легостаева Е.И.

п.Белоусовка

2018 год

Открытое внеклассное мероприятие по литературе

Тема: Поэзия периода Великой Отечественной войны. « Строки, опаленные войной »

Цель:

Образовательные: Познакомить обучающихся с героическими страницами русской поэзии, показать значение литературы в годы Великой Отечественной войны;

Развивающие: Развивать навыки умения анализировать; выразительного чтения; совершенствование монологической речи учащихся, навыка самостоятельной подготовки индивидуального сообщения на заданную тему, навыка систематизировать материалы по теме, обобщать, выделять главное, формулировать выводы;

Воспитательные: Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое страны.

Форма мероприятия: устный журнал.

Оборудование: выставка книг и сборников стихов о Великой отечественной войне; записи песен о войне; монтаж из портретов и фотографий военной прозы; проекты обучающихся на тему «Песня о войне»

Эпиграф: Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет…

А.Твардовский

Ход мероприятия:

Ведущий 1 : Сегодня мы собрались с Вами в этом зале, чтобы еще раз поговорить о ВОВ, о великой Победе. И поговорим мы о ней на замечательном языке, на языке поэзии. Кажется, что война и стихи - это вещи несовместимые, но это не так. С самых первых дней войны и до самого победного мая 1945 года, и до наших дней поэты писали и пишут о войне. И это удивительные стихи – пронзительные, трагические и очень честные.

Песня

Ведущий 2 : Мы открываем наш устный литературный журнал первой страничкой : История (8 минут)

Ведущий 1 : Память... Она возвращает нас в тревожный рассвет 22 июня 1941 года. Четыре далеких года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества.

Ведущий 2 : 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского Союза. Это была смертоносная лавина прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Они уже захватили Европу. 190 дивизий, около 5 тысяч самолетов, свыше 3 тысяч танков - все это двигалось на нашу землю.

Ведущий 1 : "Россия должна быть ликвидирована", - объявил Гитлер на совещании в своей ставке 1 августа 1940 года. А 12 мая 1942-го уточнил: "Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию по крайней мере 100 миллионами людей германской расы".

Ведущий 2: Мирный труд советского народа был нарушен, началась Великая Отечественная война. Над нашей Родиной нависла грозная опасность. Вся страна поднялась на великую освободительную борьбу против фашистских захватчиков.

Ведущий 1 : “Великая Отечественная война, – писал Г.К.Жуков, – явилась крупнейшим военным столкновением. Это была всенародная битва против злобного врага, посягнувшего на самое дорогое, что только есть у советских людей”.
Ведущий 2 : Война принесла нашей стране много горя. Она разорила сотни городов и сел.

Ведущий 1 : Война принесла много горя. Но наш народ победил. Победил потому, что проявил много выдержки, мужества и отваги. Победил потому, что не мог не победить. Это была справедливая война за счастье и мир на земле.

Ведущий 2 : Слово для поздравления предоставляется заместителю директора по УВР Хилькевич Н.В.

Ведущий 2: 2-я страница нашего журнала: Поэтическая тетрадь.

Ведущий 1 : Литература первой откликнулась на призыв партии и правительства. Впервые в истории было опровергнуто суждение о том, что когда говорят пушки, музы молчат. Война стала для литераторов «не материалом для книг, а судьбой – народа и их собственной». С первого дня они почувствовали себя «мобилизованными и призванными».

Ведущий 2 : Поэтическое слово звучало на митингах и собраниях, стихи можно было увидеть чуть ли не на каждой печатной странице. Поэты стали пропагандистами боевого опыта, армейскими агитаторами. Они писали о том, что видели и что чувствовали.

Ведущий 1: Стихи первых недель войны – это грозная речь, открытая публицистика, предельно суровые интонации, но чем дальше, тем исповедальней, лиричнее они становятся.

Наиболее сильными были стихи К.Симонова «Ты помнишь, Алёша», «Дороги Смоленщины» и «Жди меня».

Ведущий 2: Вот как сам поэт рассказывал историю появления в печати этого стихотворения:

Ведущий 1 : «Жди меня» – глубоко личное стихотворение, оно мною не предназначалось для печати. В декабре сорок первого года, прибыв с фронта, я зашел повидаться с Петром Николаевичем Поспеловым (ответственным редактором «Правды»). В разговоре он спросил, нет ли у меня каких-либо стихов для «Правды». У меня не было ничего подходящего. Есть, правда, одно стихотворение, сказал я, но оно интимное…» Напечатанное в газете на другой день стихотворение отозвалось в сердцах миллионов.

Выразительное чтение стихотворения «Жди меня». (Штаймец Е.группа П1-17)

Песня «Жди» (Штаймец)

Ведущий 1: Во время войны многие и многие, открывая с неведомой силой своё, личное, индивидуальное, вместе с тем по-настоящему ощутили себя со страной и её народом. Так восстановилась нарушенная прежде связь.

25 августа 1941 года, возвратившись от Анны Ахматовой, П. Н. Лукницкий записывает в своем дневнике: «Она лежала – болеет. Встретила меня очень приветливо, настроение у неё хорошее, с видимым удовольствием сказала, что приглашена выступить на радио. Она – патриотка, и сознание, что сейчас она душой вместе со всеми, видимо, очень ободряет её».

Ведущий 2 : Мужественные строки Анны Ахматовой выражали чувства сражающегося народа, ненависть к врагу, готовность умереть за родину. Они нашли своё место в боевом строю. Это такие ее стихотворения, как «Мужество», «Клятва», «Победителям» и другие.

Выразительное чтение стихотворения «Мужество» Ахматовой (Левченко С, группа М-17)

Ведущий 1: "Молодость я запахнула в шинель и плотно шинель застегнула". Эти слова Халимат Байрамуковой можно с уверенностью отнести ко всем восьмистам тысячам девушек и парней, вставших наравне с мужчинами на защиту Родины. В семнадцать лет в первый месяц войны добровольцем ушел на фронт Эдуард Асадов.

Ведущий 2 : После недолгой учебы в сентябре 1941 года в составе 4-го гвардейского артминометного полка дал первый залп по врагу из знаменитых "Катюш". В боях за освобождение Севастополя 4 мая 1944 года был тяжело ранен. Потом госпиталь и 26 суток борьбы между жизнью и смертью и приговор врачей: "Впереди будет все. Все, кроме света".

Стихотворение Эдуарда Асадова "Письмо с фронта". (аудиозапись)

Ведущий 1: Сколько их, тех, кто ушел не долюбив, не досказав, не допев. Война – это смерть. И за право разговаривать от имени воюющего народа поэзия заплатила жизнями своих детей. Давайте почтим их память и память всех защитников Отечества, не вернувшихся с кровавых полей, минутой молчания.

(минута молчания)

Ведущий 2: В годы войны перо было приравнено к штыку. Поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в горнило боя. 1215 литераторов ушли на фронт, каждый третий погиб. Это большие потери. Может быть, они были бы меньшими, но очень часто писателям приходилось заниматься не только своими прямыми обязанностями (впрочем, пули и осколки бомб никого не щадили): многие оказались в строю – воевали в пехотных частях, в ополчении, в партизанах.

Песня «Окончен бой» (Иванов)

Ведущий 1 : Страница 3: Стихи, ставшие песнями.

( Работа в группах: представление песни. Это может быть и пение под гитару, и прослушивание фонограммы, и инсценирование. З атем слушание рассказов о судьбе песен.)

Ведущий 2 : С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость…

Ведущий 1 : Песни военных лет весьма разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические… Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, нередко перелетали через линию фронта, проникая в глубокий тыл врага, в партизанские землянки. Вот эти песни:

Слайд: Список песен о войне:

    А. Новиков “Дороги”

    А. Александров “Священная война”

    К. Листов “В землянке”

    Э.Колмановский “Алеша”

    В.Мурадели “Бухенвальдский набат”

    Д.Тухманов “День Победы”

    Я. Френкель “Журавли”

    Н. Богословский “Темная ночь

    М. Блантер “Катюша”

    А. Новиков “Смуглянка”

    «Синий платочек»

Ведущий 2 : Группы подготовили сообщения об этих песнях. Давайте дадим им слово. (Регламент 2 минуты)

1 группа (ТМ-17) представляет песню «Священная война» (во время выступления фоном звучит песня «Священная война»)

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны - «Священная война». 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Сти хотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

2 группа (Ф-17) представляет песню «Катюша».

Имя Михаила Васильевича Исаковского (1900–1973) широко известно в нашей стране: ведь миллионы людей пели «Дан приказ ему на запад...», «В лесу прифронтовом...». Поэт сложил свои песни из удивительно простых слов, которыми сумел передать и радость, и горе своего народа, и слова эти стали поистине народными песнями. Среди них особое место принадлежит «Катюше». Вот уже более 60 лет поет ее страна. Да и не только наша. Более того, когда на одном из международных фестивалей в Загребе запели «Катюшу», югославы совершенно серьезно стали утверждать, что это их песня и пелась она якобы в Сербии и Хорватии еще во времена прошедшей войны. Вот какую популярность завоевала девушка, пославшая свой привет «бойцу на дальнем пограничье».

Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. А песней оно стало в следующем – 39-м. Её появление именно в то время было не случайным. Поэзия тех лет переживала состояние приближающейся военной грозы. В ней оказались сплавлены лучшие песенные качества: музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного многим: обращение девушки к возлюбленному, полное заботы о нем.

Исаковский сделал так, что стихи стали «своими», сокровенными для миллионов людей. И вот это восприятие «Катюши» народом как чего-то своего, личного, задушевного стало причиной удивительного явления – рождения множества новых песен-переложений.

На привет-послание девушки бойцу-пограничнику последовали песенные же ответы с пограничных застав. В них воины обращались к подругам, реальным или воображаемым.

Песня стала событием в музыкальной жизни. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.

В годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела» орудийными залпами. Красивым именем «Катюша» окрестили оружие, наводившее ужас на врага.

Начался ее боевой путь в Белоруссии, под Оршей, т.е. по соседству со смоленскими земляками, 14 июля 1941 года. Первый залп из БМ-13, прозванных «Катюшами», дала батарея капитана Федорова. Всю войну прошли «Катюши», «передавая пламенные приветы» врагу, как шутили солдаты. И сочиняли свои продолжения песни.

Отгремела война, а песню все поют на разных языках. Песня эта служила своеобразным паролем молодежи всего мира на международных фестивалях, а к прошедшему летом 1985 года в Москве 12 Всемирному фестивалю молодежи и студентов было решено создать в честь нее сувенир. Многочисленных гостей нашей столицы встречала симпатичная, весело улыбающаяся, приветливая девочка с ласковым и знакомым всем, певучем именем Катюша. Подобно знаменитому олимпийскому медвежонку она стала известной всей планете. И, конечно же, всюду звучала сложенная в честь нее замечательная песня.

Исполнение песни «Катюша».

3 группа (М-17): песня «Землянка».

Самыми популярными на фронте были песни о любви. О том, что это было именно так, убедительнее других свидетельствует судьба «Землянки» Алексея Суркова.

За свою долгую литературную жизнь поэт написал немало песен и стихотворений. Но «Землянка» и сейчас волнует душу и исполнителя, и слушателя. Секрет её необыкновенного песенного успеха, может быть, как раз в том, что она не писалась для пения. Да и вообще не предназначалась для публикации. Это письмо, частное, личное, интимное письмо к любимой женщине.

Сам поэт вспоминал об этом так: «Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строчек из письма жене. Письмо было написано в конце ноября 1941 года, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью, после тяжелого боя, пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков».

Как видим, это не просто письмо. Оно было написано сразу после того, как смерть была наверняка ближе, чем за четыре шага. Может быть, потому, что смерть отступила, поэт так благодарен жизни. За то, что она есть, за этот потрескивающий огонь в землянке, за смоляную слезу, за друзей, играющих на гармони, и за самое светлое чувство, переполняющее сердце нежностью и грустью, тревогой и теплом. И он спешит сказать любимой «о своей негасимой любви» и тем поблагодарить её и саму жизнь, саму судьбу.

Оказавшись в ситуации, в которой бывали сотни тысяч солдат чуть ли не ежедневно, Сурков сказал то, что хотел бы сказать каждый солдат. А потому «Землянку» сразу признали фронтовики.

Еще до того, как была написана известная теперь всем музыка композитором Константином Листовым, солдаты сами начинали подбирать мелодию к полюбившимся словам. Текст «Землянки» переписывался в записные книжки. А вскоре солдаты стали посылать домой стихотворные письма, в которых легко узнавались интонация, отдельные слова, а иногда и целые строфы «Землянки». А затем эти песни, сочиненные солдатами на мотив «Землянки», начали петь.

Не остались равнодушными к стихотворным посланиям из землянок и окопов и те, для кого они сочинялись, – жены и невесты воинов. В послевоенных фольклорных сборниках опубликованы сотни ответов на «Землянку». В этих ответах, которые женщины отправляли на фронт, слова поддержки, нежной любви, стремление ободрить любимого, укрепить его силы.

Исполнение песни «Землянка».

4 группа: песня «Синий платочек».

Счастливая и необычная судьба у песни «Синий платочек»: она родилась дважды. В 1939 году, впервые прозвучала её незатейливая мелодия. В Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». Весной 1940 года ансамбль гастролировал в Москве. Концерты его проходили в саду «Эрмитаж». На одном из них побывал поэт и драматург Яков Маркович Галицкий.

Через несколько дней состоялась премьера песни «Синий платочек» в сопровождении «Голубого джаза» её спел солист Станислав Ляндау. Среди многочисленных импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбурского, прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась Якову Марковичу Галицкому. Во время концерта, он подтекстовал понравившуюся мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили её новым смыслом, как бы вдохнули жизнь. После концерта поэт познакомился с композитором, показал ему набросок своих стихов. Ежи Петерсбурский Станислав Ляндау.

В первые месяцы Великой Отечественной войны с песнями произошла странная и неожиданная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным. Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью.

Заново родившись, песни помогали воевать. Они стали символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернётся, что его надо вернуть, сметя захватчиков с родной земли. Вспоминая об этом времени, поэт Алексей Сурков писал: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идёт война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки «Синенький скромный платочек». В августе 1942 года Лидия Андреевна Русланова записала вариант «Синего платочка» на грампластинку вместе с «Землянкой» К. Листова и А. Суркова. Однако, пластинке с этой записью суждено было увидеть свет лишь сорок лет спустя, в 1982 году, поскольку в войну были изготовлены лишь матрицы и сделан с них пробный оттиск, а в тираж она не пошла.

Самую широкую известность и распространение в годы войны получил, вне всякого сомнения, фронтовой вариант «Синего платочка», инициатором создания и первой исполнительницей которого стала замечательная наша певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко. С голоса этой популярной исполнительницы «Синий платочек» обрёл как бы второе рождение и вторую жизнь, стал одной из самых знаменитых песен военных лет. Время написания стихов этого фронтового варианта “Синего платочка” - 9 апреля 1942 года. Их автор - литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов.

В ноябре 1942 года на экраны страны вышел фильм режиссера Михаила Слуцкого «Концерт - фронту» Именно в нём прозвучал впервые максимовский вариант «Синего платочка» в исполнении К. И. Шульженко. Вскоре была выпущена открытка с этой песней. Её и сегодня хранят в семьях многих фронтовиков как дорогую реликвию.

Песня живет, уже почти 76 лет. Ежегодно, в День Победы, звучит песня в исполнении современных артистов, в различной музыкальной обработке.

Исполнение песни «Синий платочек» (Шакиева Камила)

5 группа: песня «Смуглянка».

Наверняка большинству людей песня «Смуглянка» знакома по замечательному фильму «В бой идут одни старики» (1973). Но многие знают, что композиция была написана задолго до выхода на экраны военной драмы режиссера Леонида Быкова. Давайте вспомним историю создания популярного музыкального произведения.

В 1940 году поэт-песенник Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков получили от ансамбля Киевского особого военного округа заказ на сюиту, посвященную Григорию Котовскому.

Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. Сюита была написана по просьбе политуправления Киевского военного округа для окружного ансамбля песни и пляски. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» - песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали. - Что это за песня про любовь, свидание, расставание, про какую-то смуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война... Вы же автор героических песен, - говорили Новикову. Эти доводы звучали очень убедительно, и «Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай. - Как-то в 1944 году мне позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров, - вспоминал Новиков, - и спросил, нет ли у меня новых песен. Я принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку». К великому моему удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту. В 1944 году ансамбль впервые исполнил песню, выступая в Концертном зале им. Чайковского. Солистом был Николай Устинов. Благодаря трансляции концерта по радио «Смуглянка» стала настоящим шлягером и, как принято говорить, ушла в народ.
«Смуглянка» полюбилась бойцам, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня сегодняшняя.

В последующие годы ее пели многие известные артисты. Лауреатом «Песни-75» была «Смуглянка» в исполнении дуэта Софии Ротару и Миодрага Евремовича.

Кадр из к\ф «В бой идут одни старики»

6 группа: песня «Темная ночь» (группа П1-17)

Военная песня «Темная ночь» считается одной из самых любимых и популярных песен, написанных за годы Великой Отечественной Войны.

Песня Марка Бернеса «Темная ночь» имеет очень интересную историю возникновения. В 1943 году во время работ над фильмом «Два бойца» у режиссера картины Леонида Лукова возникли трудности со съемкой эпизода, где солдат пишет письмо домой.

После многих неудачных попыток режиссеру пришла в голову мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким.

Не теряя времени, Леонид Луков обратился к композитору Никите Богословскому и поэту Владимиру Агатову. Из воспоминаний Никиты Богословского: «Однажды вечером пришел ко мне Леонид Луков и сказал: «Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни». И так взволнованно, так талантливо рассказал мне и тему песни, и ее настроение, что я, сев к роялю, сразу, без единой остановки сыграл ему мелодию «Темной ночи», которая и вошла потом в фильм без изменения. Луков сразу же и безоговорочно принял музыку - видимо, она полностью совпала с его видением будущей сцены. Вызвали срочно поэта Владимира Агатова, он тут же, присев к столу, написал стихи, почти без помарок. Разбудили Бернеса, отсыпавшегося после утомительных съемок, где-то уже поздно вечером раздобыли гитариста, ночью на студии записали фонограмму, а наутро Луков в декорации уже снимал Бернеса под эту фонограмму».

Всенародно любимой военная песня «Темная ночь» стала после ее исполнения Бернесом, который в роли Аркадия Дзюбина – главного героя картины - поет ее ночью под гитару, в землянке с протекающей крышей, в окружении фронтовых товарищей.

Стоит отметить, что после записи песни съемка фильма пошла гораздо легче – злополучная сцена с письмом была снята с первого же дубля. После выхода на экраны фильма «Два бойца» песню запела вся стана. Её пели на передовой, её пели и дома, ожидая своих родных с фронта.

Но история песни «Темная ночь» на этом не заканчивается. В далекие 40-е весь первый тираж пластинки с только что написанной песней "Темная ночь" был забракован: отдел технического контроля обнаружил в фонограмме незапланированный шорох. Оказалось, что одна из работниц завода, слушая песню, не сдержалась и заплакала. Слезы попали на восковую матрицу и... Так простая труженица Галя Журавлева вошла в историю.

После Победы в Великой Отечественной войне «Темная ночь» начала свое триумфальное шествие по миру. Когда Иван Семенович Козловский, один из исполнителей песни, приезжал в гости к лидеру американской коммунистической партии Уильяму Фостеру, он спросил, не желает ли тот послушать советскую песню в живом исполнении. Уильям ответил ему, что с удовольствием послушал бы песню «Темная ночь», и что в Америке ее очень любят.

Исполнение песни «Темная ночь».

Учитель : Прочитана последняя страница устного журнала. Благодарим всех участников за хорошую подготовку, проникновенное чтение стихов, личное творчество. Спасибо всем. Сегодня мы лишь немного приоткрыли для себя лирическую страничку поэзии периода Великой Отечественной войны, страницу из жизни народа, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе: «Нам было всё отпущено сверх нормы: любовь, и гнев, и мужество в бою». Тех, кто думал о нас, своих потомках, тогда, в далёкие сороковые, и завещал нам жить ради них и ради самих себя.

И мы, сегодняшнее поколение не должны забывать о той войне, должны знать свою историю. Читать книги, стихи, петь песни тех лет и о том времени.

С наступающим праздником Днем Победы! Мирного вам неба над головой!

Песня

Цель:
Задачи:
Оборудование: Карточки со стихами, с описанием и словами героев, с таблицей для составления слов (к-к), конверт+письмо (2 шт.), выставка рисунков и книг

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Казацкая средняя общеобразовательная школа

Яковлевского района Белгородской области»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6-8 КЛАСС

Тема: В ВОЛШЕБНОМ МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Подготовила

Учитель русского языка

и литературы

Любова А.О.

С. Казацкое, 2013г.

Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.
Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспитывать чувство патриотизма, эстетического вкуса, интереса к русской литературе, умение ориентироваться в мире литературных произведений и героев, коррекция и развитие устных речевых способностей, познавательной активности.
Оборудование: Карточки со стихами, с описанием и словами героев, с таблицей для составления слов (к-к), конверт+письмо (2 шт.), выставка рисунков и книг.

Ход занятия:

На доске написана загадка:

  1. Не дерево, а с листочками.
    Не рубашка, а сшита.
    Не человек, а рассказывает. Что это?

Правильно. Это КНИГА.
- Книга помогает узнать много нового и интересного. Книги учат нас добру и мудрости. Книги позволяют найти новых и верных друзей.
Сегодня мы проверим вашу смекалку, эрудированность и грамотность.
1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
- Буквы, выстроенные для переклички. (алфавит)
- Охотница до чужих мехов. (моль)
- Канцелярская «острячка». (кнопка)
- Домашний иллюминатор. (окно)
- Часть лица, которую иногда вешают. (нос)
- «Яйцо» в геометрии. (овал)
- Пора, которая в сентябре бывает «бабьей». (лето)
- Зеленая, от которой «мухи дохнут». (тоска)
- Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла. (огород)
- Комплекс средств, при помощи которых из Бабы-Яги можно сделать

2. БЕЗ ФРАЗЕОЛОГИЗМА И РЕЧЬ НЕ МОЛВИТСЯ»
Доскажи словечко!
- Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
(«Водой не разольешь»)
- Мы исходили городок
Буквально (вдоль и поперек).
- И так устали мы в дороге,
Что еле (волочили ноги).
- Фальшивят, путают слова.
Поют (кто в лес, кто по дрова).
Что это означает? (Презентация)
- Водить за нос – обманывать
- Вставлять палки в колеса – мешать
- В ежовых рукавицах – строго
- Задирать нос – гордиться, зазнаваться.
- Далеко-далеко – за тридевять земель
- Бежать очень быстро – сломя голову
- Работать очень хорошо – засучив рукава
- Давно не виделись – сколько лет, сколько зим.Василису Прекрасную.(косметика)


3. «ПРОЧТИ СТИХОТВОРЕНИЕ»
(Правильно расставив строки, добавив нужное слово, участники должны прочитать четверостишие)
Люблю грозу в начале …
Принакрылась снегом, точно ……
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не ………………..за нами!»
Ветер по морю гуляет И кораблик …………….
Вечор, ты помнишь, вьюга ……… На мутном небе мгла носилась
И шествуя важно, в спокойствии чинном Лошадку ведет под уздцы ………….
А вы друзья как ни садитесь Все в музыканты не ……………
Мы вольные птицы, пора, брат, пора Туда, где за тучей белеет ……………
Ягненок в жаркий день Пришел к ручью …………….
А ларчик просто ………………….

4. «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
(Из него достают предметы, когда зрители отгадают их по описанию)
1. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)
2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)
3. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (камень)
4. Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь одного влиятельного, отличающегося своей чрезмерной худобой господина. Глупый человек будет искать ее среди скошенной травы, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Что это за предмет? (иголка)
5. Её нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)
6. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
7. Он может иногда подкатывать к горлу и застрять в нем. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (клубок)
8. Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «Черном ящике»? (ключ)
9. Её можно помещать на водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода)
10. Когда его целый сосуд, то находятся, не побоюсь этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда хоть немного чего-нибудь горького и несъедобного. (мед)

5. «СОСТАВЬ СЛОВО»
1. КулаК 2.КунаК 3.КулиК 4.КуроК 5.КлерК 6.КазаК 7.КабаК 8.КотиК 9.КомоК 10.КушаК
11.КубоК 12.КивоК 13.КатоК 14.КосяК 15.КадыК 16.КулёК


6. «УЗНАЙ ГЕРОЯ, АВТОРА, ПРОИЗВЕДЕНИЕ»
(Разгадай загадки о литературных героях. По музыке, кадру из кинофильма определи произведение)
Сказки Пушкина, «Руслан и Людмила», «Дубровский», «Метель», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба», «Уроки французского», «Дети капитана Гранта».
7.
«УГАДАЙ, КТО Я?»
(Детям раздаются карточки с описанием, фразами героев литературных произведений. Они зачитывают, остальные должны назвать имя героя)
«Я – Одихмантьев сын, сижу на дубу, засвищу – когда хочу» (Соловей-Разбойник)
«О девяти головах, конь под ним спотыкнулся» (Чудо-Юдо)
« Нраву кроткого такого, и жених сыскался ей…» (Царевна)
« Взял двух петухов, вдарил их друг об друга, так что больше они не дрались» (Герасим)
«Вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил» (Дубровский)
«В больших рукавицах, а сам с ноготок» (Влас)
«Нет братьев у меня, ещё нет отроду и году» (Ягненок)
«Волосы выщипаны, пуговок нет, а озямчик старенький» (Левша)
«Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою» (Старуха)
«Он был ранен в бою, и каждый считал долгом покормить его» (Конь)
8. «ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ…»
-Вспомните, кто был создателем первого славянского алфавита?
а)Борис и Глеб
б)Кирилл и Мефодий
в)Минин и Пожарский
г)Чук и Гек
- А знаете ли вы, что самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только «?». Что получил писатель в ответ?
а)Чистый лист бумаги
б)Пустое sms
в)«Ё»
г)«!»
- Так писатель узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.
9.
«УЛЫБНИТЕСЬ»
- Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.
- С М.Ю.Лермонтовым я познакомился в детском саду.
- Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык.
- Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.
- Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.
- На поясе Тараса Бульбы держались люлька, пистолет и усы.

Единый урок литературы, посвященный году литературы

Внеклассное мероприятие по литературе для 9 класса к году литературы

«Литературная шкатулка»

Цели и задачи:

    развитие творческих способностей, логического мышления детей;

    повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;

    повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;

    формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;

    формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

    воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.

Форма работы:

    работа в группах.

Организация игры и правила:

Игра состоит из трёх раундов по 25 вопросов в раунде и финального раунда из 1 вопроса. Вопросы первого, второго и третьего раундов сгруппированы в 5 тем по 5 вопросов. Стоимость вопросов: 100, 200, 300, 400, 500 баллов - в первом раунде; 200, 400, 600, 800, 1000 баллов - во втором; 300, 600, 900, 1200, 1500 - в третьем.

В первых трёх раундах вместо любого вопроса игрокам может выпасть "кот в мешке" или "аукцион". Если игрокам достался “Кот в мешке” -необходимо передать команде соперников.

Если идёт ва-банк (ставка, при которой игрок ставит на кон все имеющиеся у него очки), то перебить его ставку можно только большим ва-банком. Торги начинают делать игроки, выбравшие “Вопрос-Аукцион” (в случае, если счёт меньше стоимости вопроса, ставка - номинал), затем идёт та из команд, у кого сумма на табло меньше.

Игрокам предлагается 7 возможных тем финального раунда на выбор. Они по очереди (по возрастанию сумм на счёте) убирают по одной теме, которая им не нравится, до тех пор, пока не останется последняя. Победитель тот, кто набрал большую сумму по итогам игры.

Инструкция по навигации:

    При вопросах “Кот в мешке” и “Аукцион” нажимать на блок-схемы слева направо.

    В финале, после того, как останется одна тема, нажимать рядом с оставшейся фигурой.

    После обычного вопроса через 15 секунд прозвучит сигнал окончания ожидания ответа.

    После вопроса “Кот в мешке” и “Аукцион” через 20 секунд прозвучит сигнал окончания ожидания ответа.

    После финального вопроса звучит мелодия длительностью 35 секунд, после которой поступит звуковой сигнал об окончании размышлений.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Слово ведущего:

Доброе утро, дорогие друзья! 2015 год провозглашен в нашей стране годом литературы. О значении литературы можно говорить много.

Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: “Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, ... сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие”.

Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений.

В:-Сегодня состоится необычное состязание:
Для этого вам понадобятся по предметам знания!
Для вас, кто литературу и русский любит,
Главным оружием знания будут!
Победа сильнейшему – вот награда!
Вас ждут серьёзные испытания!

Скрытые таланты, вашу эрудицию, интеллект

Помогут выявить различные задания.

Помните притчу, в которой говорится о зарытых талантах? Я вам сейчас ее напомню.

Некто, уходя в дальние края, поручил рабам заботу о своем состоянии. Одному он дал пять талантов (серебряная монета, имевшая хождение в античную эпоху), другому - три, третьему – один. Двое хорошо потрудились и приумножили состояние хозяина. Третий раб, ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю... Трудолюбие первых двух было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им заработанные таланты. А у нерадивого раба отобрал и последние. Так и появилось выражение “зарыть свой талант в землю”.

Сегодня вы будете зарабатывать таланты, приумножать их своими талантами.

II. Конкурсная программа. Игровые задания.

1 раунд “В мире литературы”

Тема 1 Биография поэтов и писателей

100 . Где родился (в каком имении) Лев Николаевич Толстой? (В имении Ясная Поляна Тульской губернии).

200 По мнению А.П.Керн, она была единственной женщиной, которую поэт А.С.Пушкин “истинно любил”. Кто она? (Няня поэта – Арина Родионовна)

300 Назовите любимое дерево Сергея Есенина. (Берёза).

400 Назовите псевдоним писателя второй половины XIX века, который создал сказки “для детей изрядного возраста”. (Салтыков).

500 О каком писателе сентименталисте писал В.Г.Белинский: “К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено - журналистике, критике, повести- роману, повести исторической, публицизму, изучению истории. (Карамзине).

Тема 2 “Рядиться никогда не поздно”

100 Эта героиня: Муза А.С. Пушкина. С ней поэт познакомился в 1819 году – затем встретился через 6 лет. Ей Пушкин посвятил стихотворение – в названии - первая буква фамилии. (Анна Керн)

200 Аукцион. Этот герой:

Появляется как в “оборванных татарских шароварах, так и в красном кафтане на белом коне”;

Получил в подарок “ заячий тулуп совсем новёшенький” и надел его”, распоров по швам”;

Отблагодарил дарителя, пожаловав “ лошадь и шубу с своего плеча”. (Емельян Пугачёв)

300 Этот герой: По силе и мощи его можно сравнить с фольклорным богатырём. Он имел двух сыновей. Для него Запорожье – родной дом. Заканчивает свою жизнь трагически, на костре. (Тарас Бульба).

400 Кот в мешке. Эта героиня: Имя её с греческого означает “мудрость”. Она умна, образованна, много читает. Первая объявляет о сумасшествии героя. (Софья, “Горе от ума”).

500 Этот герой: Любил людей, но взрослые и дети над ним издевались, а он им ничего не делал.

Вырастил сироту, которая стала врачом и помогала людям. Когда он умер, людям без него стало жить хуже. (Юшка, “Юшка” А.А.Платонова).

Тема 3 Всё о литературе

100 Как зовут персонажа романа “Капитанская дочка”, рассказчика? (Пётр Гринёв)

200 Назовите лермонтовскую героиню “Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу”. (Бэла)

300 Назовите лошадиную фамилию, которую вспоминал герой рассказа А.П.Чехова? (Овсов)

500 На каком языке между собой разговаривали Казбич и Печорин? (Дважды встречаясь друг с другом (на свадьбе сестры Бэлы и в крепости, куда Казбич пригонял на продажу баранов), Печорин и Казбич ни разу не разговаривали; кроме того, в крепости только Максим Максимыч “понимал по-ихнему”, а Казбич не говорил по-русски).

Тема 4 “Всё наоборот”

100 В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Восстановите зашифрованное истинное название “Пёс босиком” (“Кот в сапогах”).

200 Кот в мешке. В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название “Железный замочек” (“Золотой ключик”).
300 В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название “Быль о железной курочке” (“Сказка о золотом петушке”).
400
Известную по смыслу цитату заменили на противоположную. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное значение “Лежит корова неподвижно и лёжа смеётся”. (“Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу”)

Тема 5 Литературные ребусы

100 Первая часть слова - это то, что освещает путь морякам. Прибавьте к ней суффиксы и окончание слова “покровский”. Чья фамилия получилась? (Маяковский.)

200 Возьмите существительное, которое называет время года, когда желтеют листья; замените первую букву на букву, которой оканчивается вторая нота, и прибавьте суффикс притяжательного прилагательного. Получилась фамилия поэта. Какая? (Есенин.)
300 Первый слог фамилии - междометие. Второй - дающая жизнь всему сущему (без последней буквы). Имя Владимир поставьте в разговорную форму и отнимите у этого слова первую букву. Что это за поэтесса? (Ахматова.)

400 К огромному универмагу в Москве прибавьте самый распространенный соединительный союз и животное, которое называют царем зверей. В целом фамилия в переводе с латинского означает “смиренный”. Кто он? (Гумилёв.)

500 К существительному, называющему ту часть света, где всегда холодно, прибавьте личное местоимение, которое на латыни звучит “эго”. К тому, что получилось, добавьте то, что останется от фамилии вождя русской революции, если от нее отнять две первые буквы. Что это за поэт? (Северянин.)

Тема 6 “Пословицы”.

Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками.

200 Кто глянется, к тому оно и тянется. И у курицы оно есть. Оно не камень – тает. Ему не прикажешь. (Сердце).

400 Не расти ему на елке. Кто его в день съедает, у врача не бывает. Здоровое оно с ветки не падает. Красному ему червоточинка не в укор. (Яблоко).

600 Её и доверие теряют только один раз. Она на коленях позорнее смерти. Её прожить – не поле перейти. (Жизнь).

800 Если люди объединятся, они смогут связать и его. Не буди спящего его. (Лев).

1000 Её за деньги не купишь. Она не пожар: загорится – не потушишь. (Любовь).

Тема 7 “Переводчик”.

Переведите на современный язык устаревшие слова.

200 Выполните задание. Каково ваше порекло? (прозвище)

400 Выполните задание. Покажите потылицу (затылок).

600 Выполните задание. Покажите длани (ладони).

800 Выполните задание. Левую руку положите на правое рамо, а правую –на левое рамо. (плечо)

1000 Кот в мешке. Выполните задание. Помашите десницей (правая рука).

Тема 8“ Догадайся”.

Толкование каких слов приводится в “Словаре живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля.

200 Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. (Игла.)

400 Аукцион. Р оговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих. (Волосы.)

600 Обвертка строения или крыша. (Кровля.)

800 Зеница,зерно,человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки. (Зрачок.)

1000 Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. (Куст).

Тема 9 “Фразеологизмы”

200 По лексическому значению “вводить в заблуждение, поступать недобросовестно, обманывать” назовите фразеологизм (Водить за нос)

400 По лексическому значению “необоснованно преувеличивать что-либо” назовите фразеологизм (Делать из мухи слона)

600 По лексическому значению “ в двух разных направлениях действовать” назовите фразеологизм. (На два фронта)

800 По лексическому значению “не обращать ни какого внимания, не замечать” назовите фразеологизм (В ус не дуть)

1000 По лексическому значению “не чем не выделяющийся заурядный человек” назовите фразеологизм (Ни рыба ни мясо)

3 раунд “Ассорти”

Тема 10 “Узнайте пословицы и поговорки”

300 В нижних конечностях правды нет. (В ногах правды нет).

600 Сильная боязнь имеет большие органы зрения. (У страха глаза велики).

900 Аукцион. Центральный орган кровообращения не подчиняется его распоряжениям. (Сердцу не прикажешь).

1200 Некто неспешно передвигается со скоростью, присущей пресмыкающемуся в костном панцире. (Ползет, как черепаха).

1500 Сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать сильное влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих. (Любовь зла – полюбишь и козла).

Тема 11 “ Подумай”

300 Каким словом одинаково названы женский шарф из меха или перьев и крупная южноамериканская змея семейства удавов? (Боа).

600 Глагол в повелительном наклонении, в форме второго лица единственного числа и птица тропических стран с ярким оперением. Назовите их. (Попугай).

900 Из букв, входящих в название птицы дергач, составьте вопросительное наречие. (Где).

1200 С предлога начинается, отрицательной частицей заканчивается. Как это млекопитающее называется? (Пони).

1500 В каком значении употребляются выражения: медвежий угол, медвежья услуга, медвежья болезнь, медвежьи объятия? (захолустье; неловкая помощь; расстройство кишечника при волнении, испуге; тяжелые и неловкие).

Тема 12 “Знаете ли вы?”

300 Аукцион. В первой четверти XIX века в Москве практиковал немецкий врач Лоддер. Он рекомендовал для укрепления здоровья бег трусцой. В глазах простого народа это выглядело бездельем, бесполезным времяпрепровождением. Отсюда появилось собственно русское слово, которым называют бездельников, тунеядцев. Что это за слово? (Лодырь)

600 Имя у него такое же, как у героя русской народной сказки “По щучьему велению”, фамилия – как у примадонны российской эстрады, а в произведении Пушкина ему подарили заячий тулуп, который на нем “разошелся по швам”. (Емельян Пугачёв)

900 Им пришлось встретиться не только на Бородинском поле, но и в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”. (Наполеон и Кутузов).

1200 О какой героине идет речь? На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебедушка;
Молвит слово – соловей поет;
.................................
В семье родилась она купеческой,
Прозывается...

(Алена Дмитревна из поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про... купца Калашникова”)

1500 Кипренский написал портрет этого поэта. Портрет настолько понравился поэту, что он написал следующие строки:

Себя, как в зеркале, я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

О каком поэте идет речь? (Пушкин).

Тема 13“Всё о литературе”

300 Определите жанры произведений: “Русский язык” Тургенева, “Бедная Лиза” Карамзина, “Слово о полку Игореве”, “Медный всадник” Пушкина, “Море” Жуковского. (Стихотворение в прозе, повесть, слово, поэма, элегия)

600 Определите название произведения и автора по финальным строкам.

“... Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует Вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.” (Н.В.Гоголь “Ревизор”)

900 Узнай произведение по его началу, назовите автора.

Немного лет тому назад
Там, где сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь... (“Мцыри” М.Ю.Лермонтов)

1200 Кот в мешке. Назовите автора данных произведений: “Людмила”, “Кубок”. (В.Жуковский)

1500 Назовите полные имена литературных героев: капитанская дочка, Чацкий, купец Калашников. (Маша Миронова, Александр Андреич, Степан Парамонович).

Тема 15 “Это интересно”

300 Перу какого писателя принадлежат эти произведения:“Обоз”, “Волк на псарне”? (И.А.Крылов)

600 Кот в мешке. Зачитывают представители команды

Герою какого произведения снится этот сон? “... и теперь как шальной хожу. Ночь всю дрянь така в глаза лезла... То ты матушка, то батюшка... лишь стану засыпать то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку, так мне и жаль стало... тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку”. (Д.И.Фонвизин “Недоросль” Митрофанушка).

900 (Повесть о Петре и Февронии Муромских).

1200 “Эта книга про бойца без начала и конца”. О каком это произведении?

(“Василий Теркин” Твардовский).

Финал

1. Всякая всячина. Убери горячее – останется холодное: Киайпястобекрг (Кипяток, айсберг).

2. Математика. Сколько племянников было у дядьки Черномора? (Тридцать три богатыря).

3. География. У какой реки происходит действие повести И.С.Тургенева “Ася”? (У реки Рейн).

4. Биология. Из какого растения мужик из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сплел веревку, которой генералы его привязали на ночь к дереву? (Из дикой конопли).

5. История. О каком сражении повествуют эти пушкинские строки: “Ура! мы ломим; гнутся

шведы...”? (О Полтавском, поэма “Полтава”)

Блиц-опрос”

1 . Как правильно назвать того, кто плетёт интриги? (Интриган).

2. Как называется словарь, в котором даны нормы произношения звуков и нормы ударения? (Орфоэпический)

3.К какому типу лексических единиц относятся слова клёвый, тусовка, крутой пацан ? (Жаргонизмы)

4. Какого рода существительное зубрила ? (Общего)

5. Слитно, раздельно или через дефис пишется слово пол-литровый ? (Через дефис)

8. Ж а люзи или жалюз И ?

9. Пароним к слову эффективный. (Эффектный)

10. Продолжите: Онегин- Татьяна, Ленский-…., Петр Гринев-…, Февронья-…

11. Любимое дерево Сергея Есенина (Береза)

12. Со школы или из школы? (Из школы)

13. Разносклоняемое существительное м.р.? (Путь).

14. Покажите чело (лоб).

15. Какого цвета у вас ланиты?

16. Правой рукой заденьте выю (шея).

17. Обхватите свое чрево (живот)

18. Поднимите шуйцу (левая рука).

III. Итоги игры.

Заключительное слово учителя.

В:- Дорогие ребята, наша и интеллектуальная игра подошла к концу. Вы молодцы, настоящие эрудиты, знатоки литературы и русского языка. Читайте, развивайтесь, думайте, пишите сами стихи, рассказы, повести. Помните о том, что хорошая книга откроет вам новый, удивительный и мудрый мир! Итак, слово нашему жюри!

Герою какого произведения снится этот сон? “... и теперь как шальной хожу. Ночь всю дрянь така в глаза лезла... То ты матушка, то батюшка... лишь стану засыпать то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку, так мне и жаль стало... тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку

Определите произведение древнерусской литературы. “Благоверный же князь Петр повелевает: “Везите меня к этой девице”. И привезли его, и послал он одного из слуг своих, чтобы тот спросил о награде за излечение. И сказала девица без обиняков: “Если не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его”. И вернулся человек тот, и передал смиренному, чистосердечному князю ее слова”.

Эта книга про бойца без начала и конца”. О каком это произведении?