Открытый урок на день единства народов. Шаховская средняя общеобразовательная школа при иу. II. Вступительное слово учителя

    Земли родной народную судьбу,

    Своих мужей великих поминают

    2 эпиграф.

    Единство - возвестил оракул наших дней, -

    Ход мероприятия:

    1 учащийся:

    Ушли в историю года,

    Цари менялись и народы,

    Но время смутное, невзгоды

    Русь не забудет никогда.

    4 ноября - стал, по предложению Госдумы новым российским праздником - Днем народного единства. (Слайд 2). Однако если разобраться, то праздник не такой уж и новый. Это день почитания чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, а также день освобождения Москвы и России войсками Минина и Пожарского от польской интервенции.

    2 учащийся:

    Победой вписана строка,

    И славит стих былых героев,

    Поверг народ врагов-изгоев,

    Обрел свободу на века!

    3 учащийся:

    Россия начиналась не с меча,

    А потому, что русского плеча

    Ни разу в жизни злоба не касалась.

    И стрелами звеневшие бои

    Недаром конь могучего Ильи

    По добродушью иногда не сразу

    Возмездие вздымалось. Это да.

Просмотр содержимого документа
«День народного единства»

Тема: «Слава Родины нашей отважным сынам»

Цель: Познакомить учащихся с историей Дня народного единства

    Пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в РФ

    Показать современную идею Дня народного единства

    Воспитывать уважение к русским национальным героям

    Развивать у учащихся патриотические чувства, чувства единения многонациональной страны

Пусть ведают потомки православных

Земли родной народную судьбу,

Своих мужей великих поминают

За их геройство, славу, доброту.

2 эпиграф.

Единство – возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью!

Но мы попробуем спаять его любовью.

А там увидим, что прочней. (Тютчев Ф.)

Ход мероприятия:

1 учащийся:

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда.

4 ноября – стал, по предложению Госдумы новым российским праздником – Днем народного единства. (Слайд 2). Однако если разобраться, то праздник не такой уж и новый. Это день почитания чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, а также день освобождения Москвы и России войсками Минина и Пожарского от польской интервенции.

В этот день Россия прославляет доблестное русское ополчение, спасшее Отчизну и веру православную в тяжкую годину Смутного времени.

Этот праздник был установлен при Михаиле Федоровиче Романове и на протяжении нескольких веков в Российской империи отмечался как день освобождения. Отменен он был после революции 1917 г. Поэтому в определенной степени речь идет не об установлении нового праздника, а о возрождении традиции, прерванной в 1917 году. Никогда Россия не была так близка к гибели, как в эпоху Смутного времени. Полный распад государства, борьба сословий между собой, захват власти иностранными интервентами, угроза полного уничтожения, угроза территориальной целостности и независимости страны.

2 учащийся:

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

Учитель. Итак, обо всем по порядку.

3 учащийся:

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

И стрелами звеневшие бои

Лишь прерывали труд ее всегдашний.

Недаром конь могучего Ильи

Оседлан был хозяином на пашне.

В руках, веселых только от труда,

По добродушью иногда не сразу

Возмездие вздымалось. Это да.

Но жажды крови не было ни разу. (Слайд 3)

(Звучит песня «Россия» Слова: С. Бехтеев в исп.: Жанны Бичевской)

15 лет в истории России (с 1598 по 1613 г.), названных потом Смутным временем, вместили в себя так много событий, что в истории любого другого государства их с лихвой хватило бы на добрую сотню лет. Судите сами: (Слайд 4)

Учащийся. Смутное время – это междинастический период, когда в борьбе за власть сменилось 6 правителей, вспыхнула Гражданская война народных масс за «доброго царя», возникла польско-шведская интервенция, против которой выступили народные ополчения, изгнавшие захватчиков. Смутой называли тяжелейшие бедствия, постигшие страну в первые два десятилетия 17 века. (Слайд 5)

Учащийся. В 1584 г. умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева в 1581 г., младшему сыну Дмитрию было всего два года. На престол вступил средний сын Грозного - Федор Иванович (1584-1598). Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов. Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. прекратилась старая династия Рюриковичей. Земский собор избирает новым царем Бориса Годунова. (Слайд 6)

Учитель. Царствование Бориса Годунова было успешным до 1601 г. В 1601–1603 гг. Россию поразил неурожай. По свидетельству современников, в этом году в небе была замечена необычайной яркости комета, в небе стояли три солнца. В течение лета 10 недель не прекращались дожди, а в августе 1601 ударили морозы. Холода стояли такие, что по Чёрному морю в Константинополь ездили на санях. Последовал голод, усиленный отсутствием запасов в разоренной стране.

Всё население оценило этот природный катаклизм, как наказание Божье за "незаконного" царя. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных.

Годунов оказался неудачливым царем, а значит – и незаконным.

4 учащийся:

«Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать -
Но отложил пустое попеченье:
Они любить умеют только мертвых…
Бог насылал на нашу землю глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы -
Они ж меня, беснуясь, проклинали!» (Слайд 7)

Учитель. Еще в 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Народная молва приписала Борису Годунову организацию этого убийства с целью захвата власти. (Слайд 8)

В обстановке всеобщего недовольства Борисом Годуновым широкое распространение получили слухи, что жив царевич Дмитрий. В 1602 г. в Литве объявился человек, выдававший себя за него. Розыск показал, что это сбежавший в Польшу галицкий дворянин, бывший монах Григорий Отрепьев. Он тайно перешел в католическую веру, пообещал ввести в России католицизм, королю Сигизмунду III отдать Черниговские земли, а воеводе Мнишеку – Псков, Новгород, другие земли. (Слайд 9)

В 1604 г. Лжедмитрий с помощью польских магнатов, навербовав две тысячи наемников и используя недовольство казаков, предпринял поход на Москву. Со стороны Речи Посполитой это была скрытая интервенция против России. 20 июня 1605 г. 13 апреля 1605 года скоропостижно умер Борис Годунов (по слухам, был отравлен). Царем был провозглашен его 16-летний сын Федор. Он стал вторым царем Смутного времени. По требованию самозванца Федор был убит дворянами.

Лжедмитрий был провозглашен царем. (Слайд 10)

5 учащийся:

«К несчастью, самозванец,
Откуда ни возьмись,
Такой задал нам танец,
Что умер царь Борис.
И, на Бориса место
Взобравшись, сей нахал
От радости с невестой
Ногами заболтал.
Хоть был он парень бравый
И даже не дурак,
Но под его державой
Стал бунтовать поляк.
А то нам не по сердцу;
И вот однажды в ночь
Мы задали им перцу
И всех прогнали прочь». (Слайд 11)

Учитель. В мае 1606 г. Возник заговор против Лжедмитрия, при попытке скрыться от заговорщиков он был убит. На Земском соборе царем избран боярский царь Василий Шуйский. В народе опять возникли слухи, что Дмитрий спасся и скрывается в Польше. Авторитет Шуйского падает, в результате заговора во главе с Захаром Ляпуновым был свергнут с престола. (Слайд 12)

Летом 1607 года поляки направили в Россию очередного самозванца – Лжедмитрия II , происхождение которого неизвестно. Тушинский лагерь стал центром альтернативного государства с отдельными правительством, церковной иерархией, органами административного государственного управления - приказами.
К новому «царю»пришли большие польско-литовские войска, а Шуйский обратился за военной помощью к шведскому королю Карлу IX . Польша, находясь в состоянии войны со Швецией, начинает открытую интервенцию против России. (Слайд 13)

После свержения Шуйского власть переходит к семи московским боярам (семибоярщина). В 1610 - Василий Шуйский насильно пострижен в монахи. Бояре пригласили на царство польского королевича Владислава и в сентябре тайно впустили польские отряды в Москву.

На борьбу с захватчиками поднимается русский народ. (Слайд 14)

Независимость и территориальная целостность страны оказались под угрозой.

Учащийся. На севере шведы начали интервенцию, в Москве - поляки. Первое ополчение против интервентов возглавил Ляпунов, но был убит. Ополчение распалось. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки – Смоленск. Польский король объявил, что Россия войдет в Речь Посполитую, а он сам станет русским царем. (Слайд 15)

Учащийся. 1 октября 1611 года на базарной площади Нижнего Новгорода по призыву старосты Минина собрались тысячи нижегородцев и жителей окрестных сел. Он зовёт их в новое ополчение: «Встанем же единомысленно всем миром и навалимся громадой на врагов!» Увлечённые его речью, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие меха, оружие и одежду. Здесь же, на площади, избрали воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского. Помощником его стал «выборный от всей земли человек» - Кузьма Минин. Минин и Пожарский обратились с грамотами ко всем городам русским. Они призывали объединиться в борьбе за освобождение родной земли от чужеземцев. (Слайды 16-18)

1 учащийся:

Кто на Руси за правду ополчится?

Кто чист пред богом? Только чистый может

Святое дело честно совершить.

Народ страдает, кровь отмщенья просит,

На небо вопиет. А кто подымет,

Кто поведет народ? Он без вождя,

Как стадо робкое, рассеян розно.

(Двое учащихся представляют руководителей ополчения – К.Минина и Д. Пожарского)

Учитель. Ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля 1612 года. По дороге в него вливались новые отряды. В Ярославле задержались почти на четыре месяца, чтобы накопить силы. Отсюда Минин и Пожарский продолжали звать русских на борьбу, отсюда ходили освобождать от захватчиков русские города и села. В Ярославле сформировали «Совет всей земли» и ввели налог «5-я деньга». (Слайд 20)

22 октября, на день обретения иконы Казанской Богоматери, сопровождавшей ополчение, войска штурмом взяли Китай-город, а 26 октября (4 ноября) интервенты открыли ворота Кремля и сдались.

Народное ополчение торжественно, под звон колоколов, вступило в кремль. Впереди на конях ехали вдохновители и организаторы ополчения Минин и Пожарский, за ними шли отряды бойцов с развевающимися знамёнами. Ликующие толпы приветствовали победителей. Наш народ спас свою родину, спас веру и государственность. (Слайд 21-22)

Икона Казанской Богоматери сопровождала ополчение в походе к столице, сотворив «многая чудеса». (Слайд 23)

(Выступление учащегося «Икона Казанской Божьей матери – заступница Земли русской»)

Учитель. После освобождения Кремля, кн. Пожарский установил икону в церкви Введения Богородицы, а летом 1613 года сообщил о чудотворениях иконы царю Михаилу и его матери. В торжественные дни венчания на царство нового русского государя Михаила Федоровича Романова (22 февраля 1613 г.) оба великих мужа - Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин - были вознаграждены за свой подвиг во славу Отчизны: первый был пожалован в боярство, второй - в думные дворяне (отчество - Минин - теперь стало фамилией).

В 1613 году на Земском соборе был избран новый царь. Им стал Михаил Федорович Романов. В 1613 г. Земский собор избрал нового царя - Михаила Федоровича Романова. Формально Романовы имели право на престол как родственники прежней династии: дед Михаила, Н. Р. Захарьин-Юрьев, был братом первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны. Фактически же их избрание всех устроило. (Слайды 24 25)

В память столь чудесного заступничества царь повелел дважды в год (8 июля и 22 октября) праздновать и устраивать крестный ход с иконой Казанской Богоматери. В 1632 году на средства Дмитрия Пожарского для иконы был построен отдельный каменный собор на Красной площади.

Казанский собор был построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1620-х годах и назван Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского. (Слайд 26)

(Выступление учащегося «История Казанского собора»)

Учитель.Так два праздника на Руси слились в один. А сегодня в России празднование этих событий восстановлено.

День 4 ноября – День народного единства, День Славы русского оружия и День возрождения Российской государственности (Слайд 27)

В 1818году на Красной площади был установлен памятник Минину и Пожарскому. Автор – Мартос Иван Петрович (1750-1835), скульптор, профессор Санкт-Петербургской Академии художеств. (Слайд 28)

(Выступление учащегося «История памятника»)

Первоначально памятник планировалось установить в 1812 году, к 200-летию героических событий, однако этому помешало новое нашествие, на этот раз армии Наполеона. Наконец, в 1818 году на деньги, собранные по народной подписке в Нижнем Новгороде, на родине Минина, памятник работы скульптора И.Мартоса был установлен перед главным входом в Верхние торговые ряды.
Памятник мещанину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому создан по проекту художника И. П. Мартоса и отлит из бронзы литейным мастером Академии Художеств В. П. Екимовым, открыт 20 февраля 1818. (Слайд 29-30)

Учитель. Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.

Ополчение Минина и Пожарского – яркий пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил народ. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его.

Подобное неоднократно будет повторяться в русской истории. Простые русские люди, понявшие, что стране угрожает смертельный враг, самоотверженно встают на её защиту.

Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов, заведшего врагов в глухой лес, в болото. По преданию, таким образом, он спас жившего тогда в Костроме выбранного на царство Михаила Фёдоровича Романова. (Слайд 31)

Звучит финал оперы «Иван Сусанин» со знаменитым хором «Славься!» и звоном колоколов)

Учащийся:

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

В дате 4 ноября важна жертвенность русского многонационального и многоконфессионального народа, различных слоёв его. Объединение вне зависимости от национальности, вероисповедания.

Современная идея Дня народного единства состоит в том, чтобы объединить людей ради развития своей страны. Россия сильна не только экономическими успехами и авторитетом в мире, но, прежде всего, благодаря народному единству и, конечно, благодаря огромному интеллектуальному и творческому потенциалу людей - талантливых, квалифицированных и искренне желающих принести пользу своему народу. (Слайд 32)

Вопросы викторины:

1. Кто занял место царя Ивана Грозного? (его сын Федор)

2. Почему в опере «Борис Годунов» царю Борису всюду видятся кровавые мальчики? (предполагают, что по приказу Бориса был убит царевич Дмитрий, наследник царя Федора)

3. Кем на самом деле был монах Филарет? (племянник жены Ивана Грозного, Федор Романов, кандидат на престол после прекращения династии Рюриквичей)

4. Какую фамилию носила жена Ивана Грозного? (Романова)

5. В каком веке происходили события, которые называют «смутное время»? (конец 16 – начало 17 века)

6. Кем был Кузьма Минин? (земский староста)

7. Какую роль в ополчении играл князь Пожарский (он командовал народным ополчением)

8. Какие враги были у России в «смутное время»? (поляки и шведы)

9. Какие города удалось захватить врагам?

11. Кого решено было поставить на царство, чтобы прекратить беспорядки в стране? (Михаила Федоровича Романова, сына Федора Романова, которому в то время исполнилось 16 лет)

12. Какому событию посвящена опера М.И. Глинки «Жизнь за царя»?

(Михаил не знал, что его избрали царем. Он проживал с матушкой под Костромой. Его пришлось разыскивать специальному посольству. Одновременно его искали и поляки, чтобы убить. Недалеко от села Домнино поляки встретили крестьянина Ивана Сусанина и потребовали показать им дорогу. Сусанин согласился, но завел их в болото. Поляки поняли хитрость крестьянина и жестоко расправились с ним. Этому подвигу посвящена опера Глинки, а также стихи К.Ф.Рылеева)

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрытая стеной меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий припомнить надо

Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,

Песочный берез с низким ивняком.
Вот, где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть.. Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

(К. Симонов)

ИСТОРИЯ КАЗАНСКОГО СОБОРА

Казанский собор был построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1620-х годах и назван Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского. После пожара 1635 года вместо деревянного собора мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии – царским мастером Абросимом Максимовым) был построен каменный на средства государя Михаила Федоровича и освящен патриархом Иосифом 15 октября 1636 года.

Со времени постройки храм стал одной из важнейших Московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в Московском духовенстве. В 1650 году перед собором были построены новая паперть и колокольня, а в конце 17 века устроено парадное крыльцо. После окончания строительства собора была сделана гладкая деревянная мостовая от него до Лобного места, получившая сначала название Красный мост, а возле храма – Красная площадь.

В 1925-1930 годах под руководством архитектора Петра Барановского на средства обновленческого прихода была проведена серьезная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращен первоначальный облик, сняты чертежи и замеры.

Вскоре Казанский собор закрыли. Там были столовая, склад, а летом 1936 года его сломали. Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала. Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроена общественная уборная.

Казанский собор в Москве восстановлен в 1990-1993 годах по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Автором проекта стал архитектор Олег Журин, один из учеников Петра Барановского. Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) были предоставлены правительством Москвы.

4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а ровно через три года освятил заново возведенный храм. Главный престол собора освящен в честь иконы Божией Матери «Казанская».

Просмотр содержимого презентации
«226801»

«Слава Родины нашей отважным сынам»

День народного единства

Внеклассное мероприятие

Преподаватель Стребко Т.П.




Минин Кузьма (? – 1616)

Нижегородский посадский человек. Участвовал в сражениях против Лжедмитрия II в составе нижегородского ополчения. С 1611 г. – земский староста. Инициатор созыва Второго ополчения, вместе с Д. М. Пожарским возглавил «Совет всей земли» в Ярославле. Участвовал в сражениях ополчения с поляками под Москвой. С 1613 г. – думный дворянин.


Пожарский Дмитрий Михайлович

(1578–1642)

Князь, полководец. Участник Первого ополчения 1611 г., военный руководитель Второго ополчения 1612 г. Совместно с К. Мининым возглавил «Совет всей земли» в Ярославле. С 1613 г. – боярин. Руководил военными действиями против поляков в 1612–1618 гг. Возглавлял ряд приказов.



Дмитрий Пожарский

Воззвание Минина

Кузьма Минин




Казанский собор

Этот собор был построен в память освобождения Москвы от поляков. Но на деньги князя Дмитрия Пожарского.



Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве

Скульптор И. Мартоса



  • Иван Осипович Сусанин, крестьянин Костромского уезда, прославился тем, что зимой 1613года спасая царя Михаила Романова, завел отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото, за что был замучен поляками. Подвигу Сусанина М.И Глинка посвятил оперу «Жизнь за царя».



МБОУ Верхнебыковская ООШ Учитель истории и обществознания Венцова Л.А. Пояснительная записка. Воспитательной направленности образовательного процесса в современном учебном учреждении уделяется большое внимание. Сегодня, как никогда ранее, становится приоритетной задача формирования у молодого поколения гражданских ценностей: патриотизма, активной жизненной позиции, проявляющихся в любви к своей стране, ответственности за ее судьбу, в уважении к ее истории. Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Грамотный патриот – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие патриотизм включает формирование любви к своей семье, своему родному краю, своему обществу, природе, стране, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного патриота своей страны, а не стороннего наблюдателя. Формируя патриота, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, личность. Поэтому патриот – это человек, проникнутый патриотизмом, т.е. преданностью к своей малой родине, своей земле, Отечеству, своему народу. С педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая национальным самосознанием, уважением к историческому и культурному наследию своего народа, к человеческой личности и правам человека. В данной методической разработке представлен урок по истории России для 5­9 классов, посвященный одному из Дней воинской славы России ­ 4 ноября. Этот день известен как День народного единства. В соответствии с Федеральным законом 4 ноября 2005 года наша страна впервые отметила День народного единства, который стал ежегодным торжественным и памятным Днем.

Тема урока: « День народного единства». Эпиграф к уроку: "Патриот ­ это человек, служащий Родине, а Родина ­ это прежде всего народ." (Н.Г. Чернышевский) Цель: сформировать представление о новом российском празднике, его истоках и значении, воспитание у школьников гражданских качеств, патриотических чувств. Ожидаемые результаты: Предметные: умение отвечать на заданные вопросы, проводить анализ, выделять причины, итоги, следствия, владеть понятиями данного периода; Коммуникативные: умение работать в группе, распределять обязанности, сотрудничать, слышать других учеников, доказывать свою точку зрения; Регулятивные: умение нести ответственность не только индивидуальную, но и солидарную за деятельность группы; Личностные: развитие толерантности; Познавательные: продолжить поиск информации и ее анализ после урока, использование дополнительной литературы для расширения кругозора. Ход урока: Учитель: Наша страна в последние годы официально обрела новый праздник «День народного единства», который теперь отмечается ежегодно 4 ноября. Вопрос: Скажите, а что такое единство? Зачем оно нужно? В каких условиях оно возникает? Ответ: Празднование этого дня связано с событиями российской истории далёкого 1612 года. Вопрос: Скажите, что же за события происходили в это время?

Ответ: эти события были связаны с освобождением Москвы от польских интервентов. Учитель: Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи... Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой, громких подвигов Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга За тебя в нужде сложить голову! Учитель: Какие чувства вызвало у нас это стихотворение? Ответ: Чувство торжества и гордости за свою Родину - Россию, за ее могучий и славный народ. Учитель: В разное время русские люди сочиняли пословицы, поговорки о Родине. Вот только некоторые из них. Своя земля и в горсти мила. Своя земля - свой прах. Без корня и полынь не растет Всяк кулик свое болото хвалит. Родимая сторона - мать, чужая - мачеха. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. Учитель: Родина и единство... Давайте поговорим о том, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника? Ответ: В единстве, единении народа - сила России. Учитель: Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса,

вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам. А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века. О каком событии идет речь? Что за великая смута потрясла русскую землю? (ответы учащихся). Совершенно верно. Речь о событиях далекого 17 века, о смутном времени, когда Россия стояла перед выбором: быть или не быть. В то далекое время решалась судьба нашей страны и нашего народа. Было это 4 ноября 4 столетия назад. Вот почему, когда мы говорим о празднике 4 ноября, мы понимаем, что 4 ноября – это день единства всех российских народов; это день спасения России от самой большой опасности, которая когда­либо ей грозила; это возрожденный праздник со своей историей. Кстати, об истории: 4 ноября славится разными историческими событиями. А у нас, в России, в этот день отмечают освобождение России от польско­ литовской интервенции. Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение прогнало польских интервентов из Москвы и положило конец так называемому Смутному времени. В Смуту не могли разделить властные полномочия между собой бояре, а Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам. Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?.. Ополчение уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Народ шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Наши пра­пра­пра­пра­много раз пра­деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии. Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.

Этот праздник отмечают с 2005 года. Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной октябрьской революции 1917 года. Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства, была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике. 29 сентября 2004 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. Я прочитаю вам отрывок из стихотворения, а вы вспомните из курса отечественной истории, что происходило в тот период в нашей стране? Великое смятенье на Руси… Двенадцать лет нет доброго покоя. От царствия Бориса – посейчас В правительстве – разлад, В народе – смута, И пустота великая по землям, Да слезы вдов, Да горький детский плач… Есть от чего отчаянью гнездиться В душе моей: Столица сожжена, А Кремль в руках зарвавшихся поляков, Ох, тяжко стонет тягловый народ! Разруха, беспорядок, поруганье Святынь людских и святости церквей… Вокруг кого сплотиться русским людям? Кто избавленье от врагов нам принесет?

Учащиеся отвечают, что это период между царствованием двух династий: от смерти царя Федора Ивановича до воцарения Михаила Федоровича Романова, когда страну потрясали голодные бунты, появлялись самозванцы, и польско­ шведские интервенты пытались захватить русские земли. Учитель: Да, это очень нелегкий период в истории нашего Отечества, когда независимость нашей Родины висела в буквальном смысле «на волоске», и польско­шведские интервенты уже чувствовали себя в русских землях как дома. Учитель: давайте сегодня еще раз перелистаем страницы истории того тяжелого времени и попытаемся дать ответ на вопрос: кто же помог русским людям в лихие годы справиться с врагом? На экране – портреты исторических персон без подписей: Федор Иванович, Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Василий Шуйский, Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин. Учитель: Кто эти гости? Подводится итог: учащиеся правильно ответили на вопрос. Далее учитель предлагает в списке исторических персоналий отметить те личности, которые сыграли важную роль в освобождении Москвы и всей России от поляков и помогли Михаилу Федоровичу Романову венчаться на царство. Учащиеся отмечают: Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, Иван Сусанин. Учитель: 22 октября в 1612 году бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай – город. Князь Пожарский вступил в город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. Эта дата в отечественной истории считается концом Смутного времени и началом единения российского народа. Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охватившего народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего... Выходец из народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский! Все

их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской. И они совершили невозможное, победили врага, полонившего страну. Это были трудные времена польской интервенции. Поляки хозяйничали в Москве, шведы захватили Новгород. Управление страной было полностью утрачено. В этих условиях нижегородский староста Кузьма Минин призвал народ к освобождению Родины. Командование ополчением возглавил опытный военачальник князь Дмитрий Пожарский. Весной 1612 года народное ополчение выступило в поход и в ноябре этого же года захватчики сложили оружие. Символом верности Родине вечно будет служить подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. Он пожертвовал жизнью ради другого человека, юноши Алексея - будущего царя России. Патриотическое движение народа увенчалось полной победой. В Кремле восстанавливалась власть. В феврале 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Учитель: Я зачитаю вам отрывки из поэтических произведений, а вы попробуете ответить какому герою принадлежат строки: Люд русский! Православный люд! Ужели враг непобедим? Ужели землю отдадим? Нет! За собой народ ведя, Пойдем мы, жизни не щадя, Отчизну, родину любя! Давайте все, кто чем богат, Ничуть, нимало не тая. Поможем все, как брату брат, Ведь мы – одна семья! Учащиеся отвечают: Кузьме Минину Учитель: Какому герою принадлежат эти строки? «Куда ты ведешь нас?... не видно ни зги! –

Крестьянину с сердцем вскричали враги: ­ Мы вязнем и тонем в сугробинах снега:; Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега. Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути; Но тем Михаила тебе не спасти!» «Куда ты завел нас?» ­ лях старый вскричал. «Туда, куда нужно!» ­ крестьянин сказал. Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет, и не будет у Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит, И душу изменой свою не погубит» ­ «Злодей! – закричали враги, закипев: Умрешь под мечами!» ­ «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, в суровом бою Умрет, защищая отчизну свою! Учащиеся отвечают: Ивану Сусанину. Сообщение про подвиг Ивана Сусанина заранее подготовленного ученика. Иван Сусанин – русский национальный герой, крестьянин из Костромского уезда. О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Существует и такое мнение, что Иван Сусанин был вотчинным старостой. Польский король решил уничтожить претендента на русский престол Михаила Романова и послал свой отряд в место, где в это время находился Михаил со своей матерью. Поляки и литовцы отрядом подошли к селу Домнину Костромского уезда с целью убить новоизбранного царя Михаила Федоровича. Поляки наняли Сусанина в качестве провожатого. Иван Сусанин завёл отряд поляков в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки уже не смогли выбраться из болот.В центре Костромы стоит памятник Ивану Сусанину. Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения

музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Костромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина». Учитель: А о ком это стихотворение? Этот памятник поставлен Двум героям всей страной В честь того, что был избавлен От бесчестья край родной. Учащиеся: Минину и Пожарскому. Учитель: Так кто же все­таки помог России преодолеть смуту и изгнать врага? Учащиеся: Сами русские люди, объединившись в одно ополчение. Учитель: Мы знаем, что во все времена единение народа было, есть и будет для нашей страны главной национальной идеей и в политическом, и в духовном плане. Это та историческая основа, которая связывает наше прошлое, настоящее и будущее. Учитель предлагает ответить на вопросы к викторине: (групповая работа) 1. В каком году впервые был отмечен День народного единства в современной России? 2. Какую памятную дату заменил День народного единства? 3. Назовите президента, при котором День народного единства стал красным днём календаря? 4. При каком царе впервые был введен праздник? 5. Что послужило исторической причиной возникновения этой памятной даты? 6. От кого была освобождена Москва и Россия в 17 веке, что послужило началом истории Дня народного единства? 7. Кем была высказана идея сделать праздничным днём в России 4 ноября в сентябре 2004 года? 8. Кто возглавил штурм Китай­города 1 ноября 1612 года?

9. Какой город стал центром празднования Дня народного единства в 2005 году? Учитель предлагает выполнить упражнение: «Продолжи предложения»: (групповая работа) 1. Самое дорогое для человека – это… 2. Патриот своей Родины – это… 3. Вдали от родного дома я буду вспоминать… 4. Долг для меня – это… 5. Свет в окнах моего дома – это… 6. Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было… 7.Помогать Отечеству – значит… 8. Закон для меня – это… Учитель: Давайте же всегда помнить, что мы, россияне, ­ единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим. Давайте трудиться сообща во имя благополучия нашей Родины. Нас всех объединяет Россия, и пусть наша любовь к Отечеству служит общему благу! Наш народ спас свою Родину, спас веру и государственность. День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика. В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эту клятву: Главное - вместе! Главное - дружно! Главное - с сердцем, горящим в груди! Нам равнодушие не нужно! Злобу, обиду прочь гони! Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны славы своих предков. Спасибо за внимание.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК.

АННОТАЦИЯ:

  • Классный час проводится в форме беседы, с элементами интеллектуального творческого взаимодействия между учителем и учениками в форме диспута, обсуждения. Работа направлена на активизацию личностного сопереживания, анализ и оценку понятия Родина и всего, что связано с этим понятием.

ЦЕЛЬ:

  • формирование представлений о новом российском празднике, его истоках и значении.

ЗАДАЧИ:

  • знакомство учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;
  • развитие чувства гражданственности и патриотизма, любви к Родине, интереса к истории Российского государства;
  • воспитание чувства гордости и уважения к защитникам государства;
  • активизация познавательной деятельности учащихся посредством анализа материала, а также анализа символов Российского государства.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

· иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества; о правомерности существования различных оценок и точек зрения на одни и те же исторические события и явления;

· знать основные события и периоды отечественной истории; о героических страницах и подвигах людей;

· рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках; давать развернутое описание исторических объектов, памятников.

ПЛАН:

  1. ВВЕДЕНИЕ.
  2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

a)ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА;

b)ДЕНЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ;

c)СИМВОЛИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА;

d)РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ;

e)ВИКТОРИНА.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНПИЕ:

· портреты К.Минина и Д.Пожарского;

· фото Казанского собора на Красной площади в Москве;

· наглядные пособия;

· Эпиграф к классному часу:

«Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия».

П.А.Столыпин.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:

· актовый зал.

2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

День народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны, который отмечается в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России». Государственная Дума в 2005 году приняла действительно историческое решение.

Что же означает название этого праздника?

Почему возникла необходимость возродить этот праздник?

Какие события стали основой народного единения, и кто был во главе национального единства?

В Москве на Красной площади стоит памятник. На нём надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия. В лето 1818 года»

В день 4 ноября мы чтим память о военном подвиге наших предков под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, спасших в 1612 году от гибели русское государство и продемонстрировавших образец героизма и сплоченности независимо от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Так было и во время войны с Наполеоном, в сражениях с немецко-фашистскими захватчиками. Сыны отечества не раз показывали примеры самопожертвования ради своей Родины.

Мы не должны забывать простую истину: мы сильны тогда, когда мы едины. Только став единым народом, можно сохранить свободу и могущество государства.

Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.


С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд.

Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.


Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,

И жертвует собой.
Во славу тех героев

Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ОБ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА.

Давайте углубимся в историю событий конца 16 века. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в конце XVI начале XVII веков.

v Начало смутного времени .

В 1584 году в Москве умер царь Иван IV, прозванный за крутой нрав Грозным. С его смертью и наступило в России Смутное время, московский трон зашатался.

Старший сын Ивана Грозного - Дмитрий Иванович (1552-1553), наследник отца умер в младенчестве.

Второй сын – Иван Иванович (1554-1581), по одной из версий, погиб во время ссоры с отцом, по другой версии, умер в результате болезни.

Третий сын Федор Иванович (1557 – 1598), прозванный блаженным - хилый да слабый, недолго процарствовал.

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности. По некоторым данным слабый здоровьем и умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова, который после смерти Фёдора стал его преемником.

Что сталось с младшим, Дмитрием, - неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия:

Годунов Борис Фёдорович!

Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!

И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.

v Цари – самозванцы.

Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско - отвоевать "отцовский" престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь.

В Москве воцарился Самозванец.

Этот Самозванец - он остался в истории Лжедмитрием I - государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили.

заменив на другого - ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием.

Он стал Лжедмитрием II. Этот самозванец Лжедмитрий II, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он со своим войском разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор».

А потом он надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: "Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!

Тогда и наступил конец терпению народа.

v Народное единство .

Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение.

И пошли к патриарху Гермогену: "Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!" Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков.

Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Оно потерпело поражение. Его предводитель - Прокопий Ляпунов - погиб. Но призыв патриарха Гермогена облетел все русские города.

Услышали его и в Нижнем Новгороде.

Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство и обратился с призывом к жителям города.

Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско.

Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Ополчение Минина и Пожарского остановилось в городе Ярославль для пополнения перед походом на Москву. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: "Прикажи ополчению, пусть разойдется!" - "Да будет над ними милость Божья и наше благословление! - ответил Гермоген. - Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем".

v Так и случилось!

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей.

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского.

Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России.

«Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной»

v Национальный герой.

П оистине национальным героем того сурового времени стал Иван Осипович Сусанин.

В начале 1613 года, когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны.

Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы.

Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы - Иван Осипович Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам. Доказательством реальности подвига Ивана Осиповича Сусанина является царская грамота о даровании Богдану Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни за подвиг покойного тестя.

Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Kocтромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина».

ДЕНЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ.

А вы помните, что 4 ноября празднуется как день Казанской иконы Божией Матери.

Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен в 20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками.

Деревянный Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого князя Пожарского, который принес чтимую икону Казанской Божией матери из Введенской церкви, где она хранилась до возведения Казанского собора. Казанский собор в нынешнем виде (деревянный храм серьезно пострадал во время пожара) был построен зодчими Глебовым и Петровым в 1635-1637 годах по повелению царя Михаила Федоровича.

Чтимая икона была обретена 21 июля (по новому стилю) 1579 года в Казани. Сохранилась легенда о том, что девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.

По своему типу она икона - Путеводительница, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери. В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М. И. Кутузов.

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.

СИМВОЛИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА .

У каждого государства есть своя символика, и Россия в этом плане не является исключением.

Символика государства постоянно окружает нас в повседневной жизни.

Что к ней относится? (Герб, гимн, флаг).

Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства. Гимн менялся несколько раз за российскую историю, что было связано с формой государственного устройства, теми, кто руководил страной. Музыка гимна величавая, торжественная. Гимн слушают и поют стоя, сняв головные уборы.

Флаг - трёхцветный триколор появился в эпоху Петра I , каждый цвет несёт определенную смысловую нагрузку.

Белый цвет – святость, благородство, мир, чистота совести;

синий – небо, верность, вера, правда;

красный – власть, огонь, отвага.

В годы советской власти флаг был красного цвета с серпом и молотом.

В 1991 году произошло возвращение к триколору.

Герб – символический опознавательный символ государства, официальная эмблема, составленная по определённым правилам. Герб можно увидеть на знамёнах, печатях, денежных знаках, официальных документа, вывесках государственных учреждений.

РОССИЯ СЕГОДНЯ.

Говорят, история ничему не учит, и люди, сколько ни живут, не извлекают из нее полезных уроков.

Казалось бы, как много было в истории России повторов, как часто через одно, два или три столетия опять происходило то же самое, что уже случалось в прошлом. К примеру, после каж­ дой волны преобразований вслед за обновлением и подъемом почему-то непременно наступали мрачные времена.

А военные победы, давшиеся ценой такой большой крови? Почему далеко не всегда Россия могла воспользоваться их пло­ дами? Почему снова и снова легко и быстро теряла то, что так долго и столь тяжело завоевывала?

Неужели история и впрямь – всего лишь череда случайностей, цепь не зависящих от нас событий, и человечеству вечно суждено ходить кругами и совершать одни и те же ошибки?

На эти вопросы нет простых ответов. Но нет и единого взгляда на минувшее. Нет одинаковых оценок того, что было и делалось давным–давно и совсем недавно. Ведь кто–то убежден, что история спишет и кровь, и жертвы, а в памяти потомков останутся лишь великие деяния и свершения. Что из того, что Санкт–Петербург был построен на костях? Зато какой прекрасный город получился. И Ленина со Сталиным незачем обвинять в том, что на их совести миллионы загубленных жизней. Ведь они создали могучую и сильную державу – Советский Союз.

Но, слава Богу, не все так рассуждают и не все согласны с таким подходом к истории.

В нашей истории много светлых и славных страниц, но, увы, не меньше – темных и скорбных. Нам есть чем и кем гордиться, кого благодарить, но есть о чем и о ком сожалеть и кого проклинать.

Но есть в истории любого государства события, оценка которых не подлежит сомнению, не изменяется веками и не изменится никогда.

Одним из таких дней в истории России является день 4 ноября. За эти славные страницы российской истории не будет стыдно ни одному русскому человеку. Вы скажете, что в нашем государстве, кроме православных, проживают народы и других религий. Но разве под знаменами Минина и Пожарского вместе с православными не сражались русские, калмыки, татары, башкиры, мордва и другие народы. И потом, мы ведь отмечаем День народного единства , а кто станет спорить, что за свободу и независимость России во все времена отдавали жизни народы всех религиозных конфессий.

Сегодняшняя Россия далека от процветания и благоденствия, но хочется верить, что впереди у нашего Отечества счастливая судьба. Ведь в русской истории не раз бывало, когда тяжелые годы бед и невзгод оставались позади, и жизнь потихоньку налаживалась и входила в свою колею.

РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ.

Нет более святого чувства, чем любовь к Родине. Мы знаем много пословиц и поговорок, которые показывают отношение людей к своей Родине.

Какие пословицы и поговорки вы знаете?

«Человек без Родины – что соловей без песни»,

«В своем доме и стены помогают»,

«Жить – Родине служить»,

«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»,

«Нет в мире краше Родины нашей».

Посмотрите, как похожи пословицы разных народов. Все они говорят о любви к Родине, богатстве и дружбе.

3. РЕФЛЕКСИЯ .

РИСОВАНИЕ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ.

Представьте, вам на время дали земной шар.

Прикрепите те рисунки, какой бы вы хотели видеть нашу планету!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

· К чему призывает нас этот праздник? Новый праздник призван напомнить о том, что мы россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

· В чем состоит суть дня народного единства? День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.

· Для чего нам нужно единство? Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности.

· Какие еще названия имеет этот праздник? День воинской славы России. День добрых дел. В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью.

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;
4 ноября – это день реальных дел , а не сомнительных маршей.


В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?
Речь Посполитая.

2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года?
Прокопий Петрович Ляпунов.

3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?
Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.

4. Как звали национального героя того времени?
Иван Осипович Сусанин.

5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву.
Ярославль.

6. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?
Лжедмитрия II.

7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь?
Казанский собор на Красной площади в Москве.

8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?
С воцарением Михаила Романова.

9. В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября?
в 1649 г.

10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
День народного единства.

Накануне Дня народного единства во всех регионах России проходили открытые уроки и классные часы, а также тематические экскурсии и выставки для школьников.

В школах Амурской области открытые уроки ко Дню народного единства проходили сразу по пяти темам: «В единстве сила», «Листаем страницы истории нашего Отечества», «И встала Русь единая», «Заступники земли русской», «Мы - дети России».


Кроме того, в школах и колледжах региона были организованы тематические выставки, классные часы, викторины, спортивные соревнования, акции и концерты. Всего в честь праздника в образовательных организациях Приамурья пройдут сотни мероприятий, на которых ученикам и студентам расскажут об истории праздника и его значении в современном мире, сообщает ИА Regnum .

Воспитанники волгоградского Центра дополнительного образования детей «Олимпия» накануне Дня народного единства посетили открытый урок на тему «Славянское единство: история народов - история родного языка».

Школьникам рассказали, что во взаимопомощи, поддержке и дружелюбии заключаются главные человеческие качества, которые помогают поддерживать народное единство, жить в мире и добре. После открытого урока ребята отправились на экскурсию в музей истории русского языка имени Трубачева, где выступил казачий ансамбль: его солисты исполнили песни на пяти славянских языках: русском, чешском, польском, сербском и болгарском.

В Южно-Сахалинске открытый урок на тему единства прошел в соборе Рождества Христова. Как сообщаетКак сообщает портал Sakhalin.info , к школьникам присоединилась и уполномоченная по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова.


Школьникам поведали историю двух неразделимых праздников - Дня народного единства и церковного праздника Казанской иконы Богоматери.

Ко Дню единства в Чечне тематические открытые уроки проводят с 25 октября, все они объединены единой темой: «Народ един - он непобедим». Каждое учебное заведение республики провело занятия, посвященные истории праздника, межнациональном и межрелигиозном мире и согласии.

В одной из школ Симферополя открытый урок ко Дню народного единства провел зампредседателя Совета министров Республики Крым Владимир Серов: чиновник поведал школьникам об истории праздника, его важности и значимости в современном политическом контексте. В частности, он акцентировал внимание на актуальности предстоящего праздника, несмотря на то, что прошло несколько столетий со времени его зарождения.


По мнению крымских школьников, суть Дня народного единства заключается в объединении народов, в том числе и для борьбы с международным терроризмом. Его роль важна не только для развития всей страны, но и самой республики - недаром на гербе Крыма отражена надпись: «Процветание в единстве».

Напомним, День народного единства отмечается в России с 2005 года. История праздника связана с победой народного ополчения над поляками в 1612 году, когда под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского был взят Китай-город и освобожден Кремль.

Главным праздничным событием страны станет в столичных «Лужниках»: здесь пройдет концерт «Россия объединяет», в котором примут участие Филипп Киркоров, группа «Любэ», Григорий Лепс, Полина Гагарина, Наргиз, Нюша, Денис Майданов, Елена Темникова, Кристина Си, Джиган и другие артисты.

Впрочем, в центре внимания на митинге-концерте будут общественные деятели и представители гражданского общества, список которых не менее впечатляет: к празднованию присоединятся народный артист России Сергей Безруков, летчик-космонавт Сергей Крикалев, фигуристы Максим Траньков и Татьяна Волосожар, а также секретарь ОП РФ Валерий Фадеев и председатель столичной Палаты Константин Ремчуков.

Кроме того, с самого утра гостей праздника в «Лужниках» ждут познавательные квесты и площадки для занятий спортом и активных игр.