Отзывы о рассказе куприна чудесный доктор. Анализ произведения чудесный доктор куприна

«Эта история произошла в действительности», - утверждает автор с первых строк своего рассказа. Приведем его краткое содержание. «Чудесный доктор» отличается емким смыслом и ярким языком. Документальная основа придает повествованию особый интригующий привкус. Финал открывает тайну.

Краткое содержание рассказа «Чудесный доктор». Голодные дети

Перед витриной с гастрономическим изобилием остановились два мальчугана и, сглатывая подступающие слюнки, оживленно обсуждают увиденное. Их веселит вид румяного с веточкой зелени во рту. Повествование о «натюрморте» за стеклом автор дает в высшей степени эстетично и аппетитно. Здесь и «гирлянды колбас», и «пирамиды нежно-золотистых мандаринов». А голодные ребятишки бросают на них «влюбленно-жадные» взоры. Слишком контрастным выглядит готовившийся к Рождественским праздникам Киев в сравнении с жалкими худенькими фигурками нищих ребятишек.

Роковой год

Гриша и Володя ходили по поручению матери с письмом о помощи. Да только швейцар влиятельного адресата с бранью прогнал маленьких оборвышей. И вот они вернулись в свое жилище - подвал с «плачущими от сырости стенами». Описание семейства Мерцаловых вызывает острое сострадание. Лежит в лихорадке семилетняя сестренка, рядом в люльке надрывается от крика голодный младенец. Изможденная женщина «с почерневшим от горя лицом» дает мальчуганам остатки холодной похлебки, которую нечем разогреть. Является отец с «разбухшими» от мороза руками. Мы узнаем о том, что в этот роковой год он, заболев тифом, потерял место управляющего, которое приносило скромный доход. Одно за другим посыпались несчастья: стали болеть дети, ушли все сбережения, умерла дочка, теперь тяжко захворала другая. Милостыню никто не подавал, и просить было уже некого. Вот описание несчастий, их краткое содержание.

Чудесный доктор

Отчаяние охватывает Мерцалова, он уходит из дому, бродит по городу, ни на что не надеясь. Уставший, он усаживается на скамейку в городском саду и чувствует желание покончить с собой. В этот момент на аллее появляется незнакомец. Он присаживается рядом и заводит приветливый разговор. Когда старик упоминает о подарках, купленных для знакомых ребятишек, Мерцалов не выдерживает и начинает горячо и злобно кричать о том, что его дети «с голоду подыхают». Старик внимательно слушает сбивчивый рассказ и предлагает помощь: оказывается, он - врач. Мерцалов ведет его к себе. Доктор осматривает больную девочку, выписывает рецепт, дает денег для покупки дров, лекарств и еды. В тот же вечер Мерцалов по ярлыку на склянке с микстурой узнает имя своего благодетеля - это профессор Пирогов, выдающийся русский медик. С этих пор словно «ангел снизошёл» на семью, и дела ее пошли в гору. Так утверждает Куприн. Чудесный доктор (краткое содержание подведем этим выводом к концу) поступил очень человечно, и это изменило не только обстоятельства, но и мировоззрение героев рассказа. Мальчики выросли, один из них занял крупный пост в банке и всегда был особенно чуток к нуждам бедных людей.

Автор читательского дневника

Электронный читательский дневник

Информация о книге

Название и автор книги Тема, идея книги Главные герои Сюжет Дата чтения
Куприн А.И. Чудесный доктор Доброта и помощь докторов Семья Мерцаловых, доктор Пирогов Два брата - Володя и Гриша Мерцаловы стояли возле витрины магазина, где были горы красных яблок, апельсинов и мандаринов, копченые и маринованные рыбы, окорочка, колбасы и даже поросенок с зеленью во рту. Сглотнув слюну и тяжко вздохнув, они вернулись домой с письмом, которое не смогли передать барину с просьбой о помощи.

Жили мальчики в подвале ветхого дома. В подвале был запах грязного детского белья, крыс и сырости. В углу на большой грязной постели лежала больная семилетняя девочка, а под потолком была люлька с кричащим младенцем. Возле больной девочки стояла на коленях изможденная, бледная мать, не забывая покачивать колыбельку. Отец Мерцалов был в отчаянии. Мерцалов решил повеситься Ему не хотелось думать о нищете и больной Машутке и о семье. Но по стечению обстоятельств, на скамейку рядом с Мерцаловым присел старик, который оказался очень отзывчив к беде простого, незнакомого ему человека. Вскоре они были уже у Мерцалова дома. Он осмотрел девочку и прописал лекарство, а на рецепте после ухода незнакомца ребята увидели, что чудесный доктор носит фамилию Пирогов.А вскоре дела семьи наладились – Машутка выздоровела, Мерцалов нашел работу и даже Гришка нашел неплохое место в банке. Вся семья считает, что это все благодаря их спасителю – чудесному доктору Пирогову.

26.06.2015

Иллюстрация обложки книги

Об авторе книги

Куприн Александр Иванович (1870- 1938), писатель. Родился 7 сентября 1870 г. в городе Наровчат Пензенской губернии. В годовалом возрасте потерял отца, умершего от холеры. Мать в 1874 г. приехала в Москву и из-за тяжёлого материального положения была вынуждена отдать сына в сиротское училище. В 1880 г. Куприн поступил во 2-ю Московскую военную гимназию (с 1882 г. кадетский корпус), а в 1888 г. - в московское И Александровское военное училище. Первые литературные опыты он предпринял во время учёбы в кадетском корпусе, а в 1889 г. увидел свет его рассказ «Последний дебют», за который автор получил в училище дисциплинарное взыскание). В 1890- 1894 гг. Куприн в чине подпоручика проходил службу в Подольской губернии. Выйдя в отставку, поселился в Киеве, в 1901 г. перебрался в Петербург, а затем в Севастополь. В течение десятилетия отставной офицер жил в постоянной нужде, перебиваясь случайными заработками. Однако именно в эти годы происходило становление Куприна как писателя, чему в немалой степени способствовала его дружба с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким. Тогда были написаны повести «Молох» (1896 г.), «Поединок» (1905 г.), «Яма» (1909 - 1915 гг.), рассказ «Гранатовый браслет» (1911 г.). В 1909 г. талант Куприна был отмечен Пушкинской премией. Писатель активно участвовал в общественной жизни: в 1905 г. он помог скрыться от преследования полиции группе матросов с мятежного крейсера «Очаков». В начале Первой мировой войны Куприн добровольцем отправился на фронт, а после демобилизации по состоянию здоровья в 1915 г. организовал в собственном доме госпиталь для раненых. Февральскую революцию 1917 г. писатель встретил с радостью, сблизившись с партией эсеров, но события Октября 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война разочаровали его. Куприн примкнул к армии Н. Н. Юденича, а в 1920 г. уехал во Францию. Самым значительным произведением, созданным в эмиграции, стал автобиографический роман «Юнкера» (1928-1932 гг.). Тоска по родине заставила Куприна в 1937 г. вернуться в СССР, где известного писателя встретили довольно благосклонно. Но прожил он в Советской России недолго. Скончался 25 августа 1938 г. в Ленинграде. Похоронен на Волковом кладбище.

Облако слов

Мои впечатления о прочитанной книге

Это рассказ меня тронул до глубины души. Когда я читал, то меня одолевали разные чувства: жалость к детям, негодование по отношению к страшным мыслям отца семейства, гордость за доктора.

Рассказ А. И. Куприна "Чудесный доктор" о том, как живётся бедным людям. Как доведены они до грани несчастьями и нищетой. И нет света в конце. А ещё о том что всегда есть место чуду. О том, что одна встреча может изменить жизнь нескольких людей.

Рассказ учит добру и милосердию. Учит не озлобляться. В "Чудесном докторе" чудо совершает один человек, теплом своего сердца и богатством своей души. Побольше бы таких докторов, может и мир стал бы добрее.

Читать кратко Куприн Чудесный доктор

Жизнь часто бывает не такой красивой, как пишут в сказках. Именно потому многие люди озлобляются просто необыкновенно.

Володя и Гришка – это два мальчугана, которые не слишком опрятно одеты в данный момент. Они – братья, которые стояли и смотрели на витрину магазина. А витрина была просто шикарной. Недаром они стояли возле нее, как зачарованные. На витрине было столько вкусностей. Там были и колбаса, самых разных видов, и фрукты заморские – мандарины и апельсины, которые казались и наверняка были такими сочными, и рыб – маринованная и копченая, а также, даже поросенок запеченный вместе с зеленью во рту был.

Все эти необыкновенные вещи, просто поразили детей, которые так и застряли на некоторое время возле магазина с прекрасной и волшебной витриной. Бедные дети хотели есть, но дальше им пришлось идти к барину, у которого они хотели попросить помощь, ведь у их семьи не было денег вообще, да еще и сестренка была больна. Но швейцар не взял у них письмо, и попросту выгнал их. Когда бедные дети пришли и сказали об этом матери, она в принципе не удивилась, хотя лучик надежды у нее в глазах – погас сразу же.

Дети пришли в подвал какого-то старого дома – это и было их место жительства. Подвал пахнул неприятным запахом сырости и затхлости. Было очень холодно, а в углу – лежала на каком-то тряпье девочка, которая была больна вот уже некоторое время. После детей почти сразу вошел отец – который, как тоже поняла мать, ничего не принес, чтобы накормить детей и спасти больную девочку, которая могла даже умереть. Отец семейства был в отчаянье, потому он вышел на улицу, и, пройдя немного, сел на скамейку.

Вскоре в его голову закралась мысль о самоубийстве. Он не хотел видеть отчаянье на лице жены, и больную дочурку Машу. Но тут рядом кто-то сел, это был пожилой человек, который по простоте душевной решил завести разговор и рассказал о том, что купил подарки своим детям, и весьма удачные. Бедный отец попросту накричал на него, а после рассказал, как ему тяжело. Тот человек оказался врачом, который захотел осмотреть девочку. Именно он помог им с деньгами. И именно он принес счастье в их семью.

Читать краткое содержание рассказа Чудесный доктор

Начинается повествование с того, как двое мальчишек разглядывают витрину большого магазина. Они бедны и голодны, но все же дети, им весело смотреть на поросёнка за стеклом. Витрина магазина заставлена различной едой. За стеклом гастрономический рай. Такого изобилия пищи бедным ребятам даже во сне не привидится. Мальчишки разглядывают витрину с едой долго, а потом спешат домой.

Яркий пейзаж города сменяется тусклыми трущобами. Мальчишки бегут через весь город, на самую окраину. Место, где уже больше года вынуждена жить семья мальчиков можно назвать только трущобами. Грязный двор, полуподвальные помещения с темными коридорами и гнилыми дверями. Место, которое люди прилично одетые стараются обходить стороной.

За одной из таких дверей живет семья мальчиков. Измученная голодом и безденежьем мать, больная сестра, малыш и отец. В полутемной холодной комнате на кровати лежит больная маленькая девочка. Ее прерывистое дыхание и крик младенца лишь угнетают. Рядом в люльке качается и плачет от голода младенец. Изможденная мать стоит у кровати больной на коленях и одновременно качает люльку. У матери уже нет сил даже на отчаяние. Она машинально вытирает девочке лоб и качает люльку. Она понимает всю тяжесть положения семьи, но бессильна что-либо изменить.

Надежда была на мальчишек, но эта надежда была очень слабой. Такая картина предстаёт перед глазами прибежавших мальчиков. Их посылали отнести письмо барину, у которого раньше работал отец семейства, Мерцалов. Но к барину мальчиков не пустили и письма не взяли. Уже год отец не мог найти работу. Мальчишки рассказали матери как их выгнал швейцар и даже не стал слушать просьбы. Женщина предлагает мальчишкам холодный борщ, семье даже нечем разогреть еду. В это время возвращается старший Мерцалов.

Он так и не нашёл работу. Одет Мерцалов по-летнему, на нем даже нет калош. Воспоминая о тяжелом для всей семьи году угнетают его. Брюшной тиф лишил его работы. Перебиваясь случайными заработками семья еле сводила концы с концами. Потом стали болеть дети. Одна девочка умерла, а теперь и Машутка лежала в горячке. Мерцалов выходит из дома на поиски хоть какого заработка, даже милостыню просить готов он. Машутке нужны лекарства и он должен найти деньги. В поисках заработка Мерцалов сворачивает в сад, где присев на скамейку, думает о своей жизни. Его даже посещает мысль о самоубийстве.

В то же время по парку идёт незнакомец. Попросив разрешения присесть на скамейку, незнакомец начинает разговор. Нервы Мерцалова на пределе, его отчаяние настолько огромно, что он не может сдерживаться. Незнакомец выслушивает несчастного не перибивая, а затем просит отвести его к больной девочке. Он даёт денег на покупку еды, просит мальчишек сбегать к соседям за дровами. Пока Мерцалов покупает провизию, незнакомец, представившийся доктором, осматривает девочку. Закончив осмотр, чудесный доктор выписывает рецепт на лекарство и объясняет, как и где его купить, и как затем давать девочке.

Вернувшийся с горячей едой Мерцалов застаёт чудесного доктора уходящим. Он пытается узнать имя благодетеля, но доктор лишь вежливо прощается. Вернувшись в комнату под блюдцем вместе с рецептом Мерцалов обнаруживает деньги, оставленные гостем. Обратившись в аптеку с рецептом, выписанным доктором, Мерцалов узнает фамилию врача. Аптекарь четко написал что лекарство выписано по рецепту профессора Пирогова. Эту историю автор слышал от одного из участников тех событий. От Григория Мерцалова, одного из мальчишек. После встречи с чудесным доктором дела в семье Мерцаловых стали улучшаться. Отец нашёл работу, мальчишек устроили в гимназию, Машутка выздоровела, мать тоже встала на ноги. Своего чудесного доктора они больше никогда не видели. Видели только тело профессора Пирогова, которое перевозили в его имение. Но это уже был не чудесный доктор, а лишь оболочка.

Отчаяние не помощник в беде. В жизни может произойти многое. Сегодняшний богач, может стать бедняком. Абсолютно здоровый человек - внезапно скончаться или тяжело заболеть. Но есть семья, есть ответственность перед самим собой. Нужно бороться за свою жизнь. Ведь добро всегда вознаграждается. Один разговор на заснеженной лавочке может изменить судьбы нескольких людей. Если есть возможность нужно обязательно помогать. Ведь когда-нибудь придётся и обратиться за помощью.

  • Краткое содержание Крупеничка Телешов

    Жил на свете воевода, по имени Всеслав. Супругу воеводы звали Варвара. Была у них дочь, красавица писаная, Крупеничка. Она была единственным ребенком в семье, поэтому родители хотели выдать ее замуж так

  • Краткое содержание Драйзер Сестра Керри

    Керри Мибер переезжает жить в Чикаго к сестре. Там она долго ищет способ заработать на жизнь и находит работу на местной фабрике. Но поскольку Керри тяжело заболевает, то теряет ее.

  • Краткое содержание По следам оленя Сетон-Томпсон

    В рассказе «По следам оленя» речь идет об одном очень интересном эпизоде из жизни охотника по имени Ян. Главный герой наметил своей целью добыть голову оленя-великана, и не просто наметил – он одержим этой идеей

  • Литература Класс 6

    Тема урока: А. И. Куприн «Чудесный доктор»: герой и прототип

    Цели урока:

      Образовательная- познакомить учащихся с личностью писателя, донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова.

      Воспитательная- воспитывать в детских душах чувства любви, милосердия, сострадания к людям, учить умению делать добро самим.

      Развивающая- создать на уроке условия для развития наблюдательности, критического мышления, познавательной активности.

    Планируемы результаты:

      Личностные- формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

      Познавательные- уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

      Коммуникативные- умение проявлять активность в решении подготовительных задач, уметь строить монологическое высказывание; формировать свою точку зрения на события и поступки героев.

      Регулятивные- уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельности.

    Оборудование: мультимедийная доска, презентация.

    Тип урока: комбинированный

    ХОД УРОКА

      Организационный момент

    Эпиграф: «…человеку надлежит быть… верным в дружбе, милостивым к больному и падшему, ласковым к зверям» А.И. Куприн

      Актуализация опорных знаний

    1. Вступительное слово учителя

    Ребята, совсем недавно мы писали сочинение «Кем быть?», рассказывали о профессиях которые вы хотите выбрать для себя. Много замечательных профессий на свете. И каждая по своему хороша. Но мы с вами похвалили Никиту, ведь он выбрал нужную профессию- профессию врача, хочет лечить детей, помогать людям. И мы ему пожелаем удачи в достижении своей цели. Можете ли вы предположить, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

      Сегодня на курке мы поговорим о рассказе, который вы прочитали дома «Чудесный доктор» А.И. Куприна

    1. Вопросы:

    1. Понравился ли вам рассказ?

    2. Какое впечатление произвела на вас история, описанная в рассказе?

    3. Поменялось ли ваше настроение по ходу чтения рассказа?

    4. Что вы знаете о писателе А.И. Куприне?

    5. Какие произведения этого писателя вы читали?

      Чтение и обсуждение статьи учебника «А.И. Куприн (1870- 1937)»

    Эпиграфом к статье написаны слова уже известного вам писателя К.Г. Паустовского.

    «Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей красе только перед человеком просвещенным и знающим»

      Составление плана статьи

    1. Что по мнению О.М. Михайлова главной особенностью таланта

    Куприна?

    1. «Добрый талант»

    2. Чем «пропитаны» все произведения писателя?

    2. «Любовью ко всему живому, к дереву, воде, земле, небу, человеку».

    3. Где прошло детство писателя?

    3. Москва, вдовий дом и сиротский пансион.

    4. Учеба А.И. Куприна.

    4. Кадетский корпус и юнкерское училище.

    5. Годы учебы повлияли ли на характер юноши?

    5. Уроки жизни не ожесточили сердце и характер.

    6. Какие качества души он сохранил в себе?

    6. Сочувствие, сострадание к человеку, униженному бедностью.

    7. Какие профессии приобрел Куприн?

    7. Множество профессий.

    8. Начало писательской деятельности?

    8. «Чудесный доктор» как подзаголовок «Истинное происшествие»

      Работа в группах. (Дифференцированные задания)

    Группа 1 . Работа с текстом. От слов «Следующий рассказ…» до слов «отыскали ощупью свою дверь и отворили ее». Сделать выводы.

    Группа 2. Текст от слов «Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье…»

    Группа 3. Текст от слов «В этот ужасный, роковой год…» до слов «… не лучше ли избрать более короткий путь?»

    Задание. 1. Пересказать близко к тексту эпизод о несчастьях семьи Мерцаловых.

    3. Имел ли право отец так поступить, выбрав краткий путь?

    4.Для чего Куприн показывает душевное состояние отца на фоне зимнего сада?

    5.Как у героя родилась мысль о самоубийстве?

    6.Назовите ключевые слова.

    Группа 4. Текст от слов «Он уже хотел встать…» до слов «Едемте скорее. Счастье ваше что вы встретились с врачом.»

    Задание. 1.Расскажите, что вызвало прилив злобы у Мерцалова? 2.Проследите как за время разговора со стариком менялось душевное состояние главы семьи.

    3.Почему незнакомый старик выслушал рассказ Мерцалова?

    4.Назовите ключевые слова.

    5. Составьте ассоциативную таблицу к слову счастье.

    Группа 5.

    Задание. 1.Расскажите о посещении семьи доктором- стариком, что изменилось в жизни этой семьи?

    2.Почему доктор не назвал своего имени?

    4.Опишите грани характера чудесного доктора.

    Примерные ответы учащихся.

    Группа 1 . Ассоциативна цепочка. Рождество- звезда- радость- счастье- чудо- добро- свет- обряды- традиции и.т.д. Автор использует тут принцип контраста.

    Группа 2. Какую библейскую заповедь забыл швейцар и мальчики не выполнили поручение матери: «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы относились к тебе.» Этот человек забыл о милосердии.

    Группа 3. Автор использует тут принцип контраста- противопоставления. Царская, волшебная, спокойная природа в этот день и нищенское существование семьи Мерцаловых.

    Группа 4 .

    Группа 5. Грани характера чудесного доктора:

    Д- душевный

    О- общительный

    К- коммуникабельный

    Т- терпеливый

    О- организатор

    Р- решительный

      Составление плана к устному рассказу о докторе.

    1. Появление героя.

    2. Портрет.

    3. Поступки доктора.

    4. Особенности речи.

    5. Характер героя.

    На самом деле это не выдуманная история о докторе Н.И. Пирогове. Домашним заданием будет написать сообщение о нем.

      Итоговые вопросы.

    1. Этот рассказ запомнился вам. Чем?

    2. Какие слова стали ключевыми на уроке? (Добро, человечность, милосердие, сострадание)

    3. Актуальны ли вопросы, поднимаемые в рассказе, сейчас, ведь написан он очень давно, в 19 веке.

    4. Как вы думаете о чем писала мать в письме?

    5. Какие еще попытки, кроме работы предпринимал отце? (Просил милостыню)

    6. Отец никого не хотел видеть, как старик в общественном саду смог его расположить к себе:

    а) приподнял шляпу- поприветствовал;

    б) попросил разрешения присесть;

    в) заговорил первым мягким, ласковым голосом;

    г) не ответил на «прилив отчаянной злобы».

    7. Почему так отчаянно плакали мальчики? (Долго не возвращался отец, мать лежала долго, не шевелилась рядом с сестрой которая была больна)

    8. Как автор помогает нам сильнее ощутить трагедию обездоленных людей? (Противопоставляют героев, их семью миру сытых и равнодушных людей. А на фоне их благополучия одних виднее бедность других. Автор использует принцип контраста.)

    9. Как же прожить в этом сложном мире? Что советует нам автор? (Работа с эпиграфом.)

    10. Какие вы знаете поговорки о жизни?

    1. Мир не без добрых людей.

    2. Жизнь прожить- не поле перейти.

    3. Береги платье снову, а честь смолоду.

    4. Как проживешь, так и прослывешь.

    5. Доброму Саве добрая слава.

    6. Добро век не забывается.

    7. Жизнь дана на добрые дела.

    11. Как А.И. Куприн заканчивает рассказ? Какие слова передают огромную благодарность семьи чудесному доктору? (Один из мальчиков Григорий, став взрослым «занимал крупный пост в одном из банков, сказал «Просто чудо совершил этот святой человек»)

    12. Один известный писатель сказал, что красота спасет мир, а как вы думаете?

    7. Литературная минутка. Давайте послушаем учеников которые прочитав рассказ сами подобрали стихотворения, раскрывающие темы произведения, изучаемого на уроке.

    Есть люди-улыбки и люди-сердца,

    А значит, наверное, все еще будет.

    Нам надо лишь жить от души, до конца,

    А знаешь, есть в мире хорошие люди:

    Есть люди-открытки с открытой душой.

    И только они знают тайну о чуде.

    Их мало, а мир бесконечно большой!!!

    Но важно Счастье видеть всюду,

    Смотря в глаза, как в зеркала.

    Ту душу, что всегда светла…

    Не жалейте сердца.
    Не таите доброты и нежности своей,
    Не своих прозрений и открытий
    Не таите в жизни от людей.
    Жизнь – она всегда сплошные муки.
    По земле, идя одной тропой,
    Щедрый на любовь живет богато,
    До могилы бедствует скупой.
    Торопитесь все отдать при жизни,
    И на помощь вовремя прийти,
    Делом добрым, словом добрым,

    8.Рефлексия. Я узнал… Я думаю… Я понял… и.т.д.

    9. Домашнее задание.

    1. Составьте письменную характеристику доктора.

    2. Подготовьте пересказ рассказа.

    Индивидуальные задания.

    1. Подготовьте сообщение о Н.И. Пирогове.

    2. Есть ли в домашней библиотеке другие книги с рождественскими рассказами. Сделаем выставку книг.

    3. По желанию нарисовать иллюстрацию, подготовиться к презентации и защите.

    Презентация к уроку

    В 1987 году А. Куприн выпустил интересную, поучительную, реальную историю. Её название сразу даёт нам понять, о каком главном герое пойдёт речь. Это не обычный доктор. Время, описанное в произведении, конец декабря – время предпраздничного переполоха. Все готовятся к Новому году. Покупают диковинные продукты.

    И в этот мир изобилия и ярких огней, попадают бедные, голодные, изнеможённые и больные дети. Им хочется попробовать вкусные фрукты и диковинные продукты. Они смотрят на всё жадными, голодными глазами. Холодный ветер пронизывает их насквозь. Одеты они в старые, застиранные до дыр одежды. Но, старший брат толкает младшего брата, и они продолжают путь домой. С отрицательным ответом. Швейцар прогнал их, не дав поговорить Внутренняя, душевная боль, подступившая внутрь при виде уставшей матери, больной сестры, разрывает уже не детскую душу. Противоречие между миром богатых и бедных ранят их.

    Семья долгое время голодает. Одна дочь умерла, другая долгое время болеет, так как семья не может купить лекарств. Отца выгнали с работы, потому, что он долгое время болел тифом. Каждый день, бедный Мерцалов ходит в поисках работы, но приходит ни с чем. Он пробовал просить милостыню. Но, получал в ответ нравоучительные слова, чтобы шёл работать. И он решается на отчаянный поступок: покончить жизнь самоубийством. Он, не осознавая, что происходит вокруг, бродит и усаживается на лавочку. И тут рядом садится старичок. У него в руках подарки. Которые он показывает и рассказывает, что подарит их детям. Отец начинает отчаянно кричать, что ему не до подарков и старичок внимательно выслушивает и помогает его семье.

    В главной роли, данного произведения, выступает «пожилой доктор». Он словно добрый «Дедушка Мороз» одаривает дошедшую до отчаяния семью. Помогает лекарствами, оставляет деньги. А также говорит, что на следующий день придёт доктор и скажет, что дальше делать.

    Добрый врач помогает бедным людям, не называя даже своего имени. Он вселяет в них надежду. После его появления жизнь налаживается. Историю рассказывает, теперь всем известный и богатый, порядочный банкир, бывший маленький, голодный Гриша. Пережив страдания, он помогает бедным и не стыдится своего прошлого. А рассказывает людям.

    Рассказ даёт нам возможность осознать: Какова доля страданий может попасть на семью, если болеет «главный кормилец». Жестокость и бесчувственность встречается и сейчас. Мало людей, которые безвозмездно, не требуя ничего, взамен могут протянуть руку помощи. А ещё страшней видеть, как умирают ни в чём, ни повинные дети. В наше время также можно увидеть, хотя очень редко «добрых людей», как Пирогов. И всё чаще, как швейцар.

    В 1897 году Александр Куприн проживал в Киеве. От знакомого банкира он услышал одну жизненную историю, произошедшую около тридцати лет назад. И услышанная история натолкнула автора на написание рассказа «Чудесный доктор». С самых первых строк Куприн демонстрирует, что произведение «не есть плод досужего вымысла». И это заставляет читателей постигать рассказ с интересом. Само название рассказа сразу же говорит нам, о ком пойдет речь, кто главный герой.

    Автор в произведении описывает город накануне Нового года, это время праздничной суматохи. Горожане ведут подготовку к декабрьским праздникам, украшают дома и скупают разнообразные вкусности. Автор в произведении раскрывает перед читателем две стороны медали. Как граничит безмятежная, сытая жизнь с убогой и нищей.

    Куприн повествует о двух братьях из бедной семьи, которые долгое время голодовали. Они забрели на богатые улицы города. Прохаживаясь улицами с красивыми витринами и ярко украшенными домами. Они столкнулись с жестокостью со стороны богачей, которые гнали их прочь.

    С обидой и разочарованием в душе дети возвращаются домой в убогий и мрачный подвал. В этом подвале они жили с матерью и отцом, с больной сестричкой и плачущим от голода младенцем. Глава семейства, Мерцалов, был беспомощным неудачником. Накануне праздника ничем не мог помочь своей семье. Осознавая это Мерцалов хотел облегчить свою участь и покончить собой, искавши умиротворение.

    Но всё кардинально изменила случайная встреча с врачом, который помог вылечить нездоровую девочку и заодно помог всей семье. Доктор Пирогов, для семьи Мерцаловых был как глоток свежего воздуха, луч солнца, озаривший их мрачное бытие. И самое главное он зарождает в их душах надежду на лучшую жизнь. Пожилой врач помогает бедолагам так бескорыстно, и даже не называя сначала своего имени.

    Эту историю повествует тот самый голодранец, которому в своё время протянули руку помощи, а теперь он успешный банкир. Пройдя через все трудности, голода, холода, став успешным, он сам протягивает руку помощи бедным.

    Рассказом «Чудесный доктор» Куприн показывает такое человеческое качество ка милосердие, такое чистое и бескорыстное.

    Несколько интересных сочинений

    • Сочинение Мцыри как романтическая поэма

      По сей день гениальное произведение М. Ю. Лермонтова «Мцыри» восхищает и будоражит умы читателей. Свободолюбивый герой поражает воображение своим желанием жить полной жизнью, любить, ошибаться, но чувствовать.

    • Почему Очумелов хамелеон - сочинение

      Полицейский надзиратель Очумелов является главным героем рассказа А. П. Чехова «Хамелеон». Именно из-за его поведения произведение имеет такое говорящее название.

    • Сочинение Пенкин в романе Обломов Гончаров (Образ и характеристика)

      К числу второстепенным персонажей произведения относится образ господина Пенкин, представленный писателем в романе в виде модного литератора, публикующего свои материалы в популярных газетах и журналах.

    • Образ и характеристика Левши в рассказе Лескова 6 класс сочинение

      Левша – это прототип простого русского народа с широкой душой и богатым внутренним миром, но без возможности получить достойную награду за свой творческий труд. Главный герой произведения Лескова для большинства был человеком

    • Некоторые учителя навсегда оставляют свой след в нашей жизни. Они заставляют нас думать, работать над собой, овладевать чем-то новым, порой трудным и непонятным