Памятник минину и пожарскому период. Памятник Минину и Пожарскому. Первый московский памятник

Один из наиболее известных памятников России, посвященный героям народного ополчения 1612 года - новгородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Объект культурного наследия, расположенный рядом с собором Василия Блаженного на Красной площади.

Первым монументом, положившим начало украшению памятниками не государю, а великим людям, своими делами или подвигами прославившими , стал в начале XIX столетия величественный монумент героям второго народного ополчения - новгородскому старосте и князю , освободившим Москву от польских, литовских и шведских захватчиков в 1612 году.

Описание монумента

На высоком гранитном постаменте расположены фигуры героев-освободителей России - новгородца Кузьмы Минина, стоящего в полный рост с поднятой вверх правой рукой и призывающего князя Дмитрия Пожарского освободить Родину от захватчиков, и самого князя, сидящего перед ним на ложе, раненого, в одной руке держащего щит с изображением Спаса, а другой рукой опирающегося на меч, протянутый ему К. Мининым, и полного решимости возглавить народное ополчение. Обе фигуры известный русский скульптор начала XIX столетия Иван Петрович Мартос облачил в античные одеяния с элементами русского костюма и едва уловимыми нюансами в некоторых деталях внешности героев. Так, римская тога Кузьмы Минина гармонирует с его прической «в скобку», характерной для русского крестьянина, а обшитый узором хитон напоминает рубаху землепашца.

Основание памятника с обеих сторон украшают барельефы. На лицевой стороне изображена сцена сбора средств для ополчения, состоящая из двух групп людей. Правая группа изображает приносящих пожертвования мужчин, а левая - коленопреклоненных женщин в античных одеждах, но русских кокошниках, возлагающих на алтарь победы свои драгоценности. На заднем плане видны фигуры мужчин - отца и его сыновей, которых он благословляет на ратный подвиг. Портретное сходство отца с самим скульптором И. Мартосом неслучайно - его сын в 1812 году сражался с французами в армии . В самом центре барельефа скульптор изобразил принесенные людьми и сложенные на земле пожертвования. Сверху композиции выгравированы слова благодарности потомков освободителям Отечества.

Обратную сторону барельефа занимает сюжет изгнания интервентов, также состоящий из двух композиционных частей. В одной части изображены мужественные русичи во главе с князем Д. Пожарским, конь которого попирает копытом побежденного неприятеля, в другой - в ужасе убегающие враги.

Предыстория создания монумента

Спустя два века после трагического периода в истории средневековой России - Смуты, окончившейся изгнанием иностранных захватчиков из Москвы и победой над Польшей в 1612 году, недавние выпускники гимназии при Санкт-Петербургской Академии Наук, создавшие литературно-общественную организацию - Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, в 1803 году вынесли предложение о увековечивании в бронзе памяти народных героев - К. Минина и Д. Пожарского. Монумент предлагалось установить в - центре народного ополчения.

Скульптору Ивану Мартосу понравилась эта идея, и в 1804 году он приступил к работе над проектом. Первую гравюру будущего памятника выдающийся монументалист представил общественности в 1807 году. А уже в 1808 году жители Нижнего Новгорода подали прошение императору об объявлении конкурса на лучший проект памятника. Участие в конкурсе проектов кроме Ивана Мартоса приняли известные в начале XIX столетия скульпторы и архитекторы - Иван Прокофьев, Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов, Андрей Михайлов и француз Жан Тома де Томон. В ноябре 1808 года победителем конкурса проектов стал скульптор И. Мартос. Императором Александром I был издан указ о начале сбора пожертвований для возведения величественного монумента. В первых числах января 1809 года началась всенародная подписка, и по всем большим губернским городам и небольшим селениям России были разосланы гравюры, на которых был изображен будущий монумент. Сам Александр I был заинтересован в возвеличивании народных героев, принесших свободу и независимость Российской империи от поляков, поэтому первым внес двадцать тысяч рублей для сооружения исторического монумента.

Средства собирали, что называется, «всем миром». В подписке участвовали, кроме представителей дворянских сословий, купцы, мещане и ремесленники. К 1811 году сумма, необходимая для начала работ, была собрана, а имена всех подписчиков напечатаны и преданы гласности. К этому же времени окончательным местом установки монумента, как важного памятника героического прошлого России, была определена Москва, а Нижний Новгород решено было украсить мраморным обелиском в честь героев-ополченцев - К. Минина и Д. Пожарского.

История создания памятника

Над малой и большой моделями памятника скульптор трудился весь 1812 год, лишь ненадолго прервав работу из-за начавшейся Отечественной войны. Победа над французами стала еще одним знаковым событием, на фоне которого создание монумента Минину и Пожарскому приобрело более глубокий, сакральный смысл, а именно - олицетворение победы России над врагами. В печати освещался не только ход работ над созданием монумента и технологии, которыми пользовались мастера при изготовлении деталей памятника, но этой теме также был посвящен цикл статей, в обсуждении которых принимали активное участие все желающие. В феврале 1813 года большая модель монумента была представлена императорской семье и общественности. Матери Александра I, вдовствующей императрице модель понравилась, равно высоко ее оценили члены Императорской Академии Художеств.

Для отливки столь значительного памятника был выбран лучший в то время литейных дел мастер - заведующий Литейным домом Академии Художеств Василий Екимов, и заготовлено свыше тысячи пудов меди. Подготовительные работы продолжались почти до конца лета 1816 года, и вот 5 августа отливка, продолжавшаяся десять часов, была произведена. Таких грандиозных работ в Европе тех лет еще не было. За что В. Екимов получил орден Анны II степени и премию в двадцать тысяч рублей, а сам скульптор И. Мартос - пенсию в четыре тысячи рублей в год пожизненно.

Постамент изначально планировалось делать из сибирского мрамора, но, учтя немалые размеры монумента, мрамор заменили гранитом. Несколько огромных кусков этого камня были доставлены из Финляндии, в то время бывшей провинцией Российской империи, и известный петербургский камнетес Самсон Суханов из трех гранитных глыб изготовил постамент.

Копия монумента в Нижнем Новгороде и другие интересные факты, связанные с легендарным событием

Копию московского монумента, всего на пять сантиметров ниже оригинала, создал российский скульптор Зураб Церетели, воспроизведя даже надпись на постаменте, только без указания года. Установлен монумент на территории нижегородского Кремля возле церкви Рождества Иоанна Крестителя. Как определили историки, именно с паперти этой церкви осенью 1611 года призывал Кузьма Минин собирать народное ополчение. Торжественное открытие памятника произошло 4 ноября 2005 года - в День народного единства, который незадолго до этого, в декабре 2004 года был внесен в список государственных праздников поправкой к федеральному закону «О днях воинской славы».

Одной из версий причины переноса монумента в 1931 году считается событие, произошедшее после смерти вождя революции , когда его соратники начали жестокую борьбу за власть. Тогда, по преданию, на постаменте памятника появилась надпись: «Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась». Надпись сразу стерли, но памятник перенесли.

Подвиг русских людей - К. Минина и Д. Пожарского на веки-веков вписан в скрижали истории государства Российского, а монумент, созданный в честь народных героев, служит молодому поколению примером самоотверженности, героизма, мужества и готовности отдать свою жизнь за Отечество.


Скульптурный монумент в честь предводителей народного ополчения, положившего конец Смутного времени в России в начале XVII века, пользуется неизменным вниманием гостей российской столицы. Он посвящен «гражданину Минину и князю Пожарскому» , о чем напоминает надпись на постаменте. Памятник установлен рядом с храмом Василия Блаженного на Красной площади.

История создания монумента

В 1802 году студенты Петербургской академии художеств получили задание на историческую тему. Им было предложено набросать чертеж проекта памятного мемориала в честь подвига народных ополченцев, руководимых князем Дмитрием Пожарским и нижегородским старостой Кузьмой Мининым . Год спустя идея о возведении памятника была высказана и на заседании весьма авторитетного Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Однако, ее не поддержал император. Александр I был уверен, что собрать нужную сумму не получится, а в казне лишних средств, по обыкновению, не было.

Модель монумента представил в 1804 году адъюнкт-ректор Академии художеств . Проявив собственную инициативу, Иван Мартос уже в первом варианте глубоко отразил основной посыл, который заключался в роли Минина и Пожарского в освобождении земли русской от иноземных интервентов. Несмотря на отсутствие императорской поддержки, жители Нижнего Новгорода начали сбор средств, и к 1808 году нужная сумма была готова. Теперь Александр I поддержал петицию новгородцев и объявил конкурс на лучший проект. Победила работа Мартоса, и монарх распорядился установить будущий монумент в Нижнем. Скульптор отстоял свою точку зрения, и добился разрешения на возведение скульптурной композиции в столице, где проходили основные события Второго народного ополчения.

В 1811 году собранная сумма превысила 135 тысяч рублей, и Комитет министров Российской империи дал добро на строительство памятника в Москве. На родине Кузьмы Минина на собранные нижегородцами средства установили обелиск. Его можно увидеть рядом с собором Михаила Архангела в Кремле Нижнего Новгорода. В храме захоронен прах народного старосты.

Семь важных лет в жизни Ивана Мартоса

После утверждения проекта в жизни Мартоса начался очень важный этап. Скульптору предстояло воплотить в реальность значительное монументальное произведение, которое должно было стать символом всего героического и патриотического, что было и есть в русском народе. В конце 1811 года Иван Мартос приступил к исполнению проекта, начав создание малой модели будущего памятника .

Разразившаяся вскоре Отечественная война 1812 года не остановила художника. В работе ему помогали сыновья, позировавшие для создания фигур руководителей ополчения, и скульптор Иван Тимофеев, взявший на себя всю тяжелую и черновую работу. В результате в 1815 году на суд публике представили и малую, и большую модели. Затем с них сняли формы, а отливку поручили литейному мастеру Василию Екимову , служившему в Академии художеств.

В работе Екимов использовал новые технологии и производственный процесс выглядел весьма впечатляюще:

Одним из первых среди мастеров своего уровня Екимов начал отливать фигуры целиком. Раньше такие большие монументальные фрагменты изготавливались по частям, а затем соединялись.

Перед отливкой будущих скульптур использовалась смесь пива и толченого кирпича, которыми обмазывались восковые заготовки. Процесс повторили 45 раз, при этом для просушки требовались опахала из натуральных перьев.

Для приготовления нужного состава, из которого предполагалось отлить фигуры, непрерывно поддерживали огонь в 16 печах. В течение 10 часов в них плавились 13 тонн меди, 120 кг олова и более 700 кг цинка.

Процесс отливки занял всего 9 минут. 5 августа 1816 года обе фигуры в составе единой композиции были отлиты одновременно.

Немалое внимание автор монумента уделил и постаменту будущего памятника . Подходящий гранит Мартос нашел в Выборгской губернии. Скульптор поручил изготовление гранитных блоков для пьедестала Самсону Суханову. Известный скульптор-камнетес создал множество уникальных произведений, в числе которых Ростральные колонны и колоннады Исаакиевского и Казанского соборов в Санкт-Петербурге.

Работы были закончены в мае 1817 года, и памятник предстояло переправить в Москву. Создатели выбрали водный путь, и повезли будущий монумент по Неве, Онежскому озеру, Шексне и Волге. В Нижнем его торжественно встретили земляки Кузьмы Минина, а затем благословили на последний этап путешествия – по Оке и Москва-реке. 2 сентября 1817 года монумент прибыл к стенам Московского Кремля и начались работы по его установке в самом сердце столицы.

Символ русского духа

Монумент возводили около полугода. Первоначально его планировали поставить у Тверской заставы на площади, где в наши дни находится Белорусский вокзал. Но Мартос был убежден в том, что памятнику следует стоять в самом сердце Отечества. Он добился реализации собственной идеи, и скульптурная композиция заняла место на Красной площади перед Верхними торговыми рядами . Минин и Пожарский смотрели на Кремль, по углам композицию освещали фонари.

Праздник открытия прошел 20 февраля 1818 года и был очень пышным. Стены и башни Кремля едва вместили всю желающую посмотреть на церемонию городскую публику. Мероприятие сопровождалось специально написанной ораторией композитора Дегтярева, а особую торжественность происходящему придавали сводные гвардейские полки, приглашенные из Петербурга. Императорская семья присутствовала на Красной площади в полном составе.

Общественность широко комментировала новый памятник, и практически все отзывы о работе Ивана Мартоса были восторженными. Скульптурная композиция на Красной площади называлась символом русской непобедимости, а имена героев, по словам Белинского, теперь не могли исчезнуть «в океане вечности».

Важные детали

Первоначальные идеи проекта памятника значительно отличались от окончательного варианта. Так Минин представал перед публикой в хитоне, Пожарский носил римский шлем, а оба они держались за меч , служивший композиционным центром монумента.

В окончательном варианте роль Минина также главенствующая, как и в первоначальных эскизах, но идейный замысел выглядит более строгим и законченным. Нижегородский староста призывает людей на борьбу с интервентами и передает меч Пожарскому. Князь должен возглавить народное ополчение, и его фигура символизирует готовность последовать призыву Минина и нижегородцев. Меч по-прежнему олицетворяет единство не только участников скульптурной группы, но и всего русского народа.

На барельефах по бокам постамента, выполненного из финского красного гранита, автор монумента изобразил нижегородских женщин и мужчин, приносящих пожертвования. Они возлагают их на символический алтарь Отечества в надежде на то, что их ценности помогут спасти родину из рук иностранных оккупантов. Обратная сторона пьедестала посвящена победе народного ополчения . Батальная сцена изображает бегущих посрамленных поляков, побежденных храбрыми воинами с Дмитрием Пожарским во главе. Князь изображен верхом на коне, в руке он держит меч, символизирующий единство народа во время Смуты.

Высота скульптурной группы составляет 4,5 м., пьедестала – около 3,7 м.

Копии монумента в других городах России

Нижегородцы все-таки получили своего Минина и Пожарского. Историческая справедливость была восстановлена в 2005 году, когда в городе открыли копию столичного памятника. Ее автор – Зураб Церетели , а от оригинала новгородская реплика отличается лишь пятисантиметровой разницей в высоте и меньшей массой. Памятник установлен у подножия холма в центре Посада перед храмом Рождества Иоанна Предтечи. Именно на этом месте в 1611 году Кузьма Минин призывал народ собрать ополчение и освободить русскую землю от захватчиков.

Малая копия монумента украшает музей в Таганроге. В процессе реализации собственной идеи в начале XIX века ее выполнил автор памятника Иван Мартос.

Бронзовые каминные часы, украшающие Георгиевский зал Кремля, также повторяют тему памятника предводителям народного ополчения 1612 года.

Еще одна уменьшенная копия была установлена в 2017 году на территории детского сада в городе Ирмино . Выбор места для памятника кажется очень странным, но легко объясняется представителями Международного гуманитарного автопробега «Большая Россия». На одной из шахт близ городка в 1935 году зародилось стахановское движение, и участники автопробега решили отметить этот исторический факт, подарив городу Минина и Пожарского.

Московские экскурсоводы рассказывают гостям столицы не только историю создания памятника, но и множество интересных подробностей и фактов:

- В образе отца, отдающего сыновей в ополчение, автор изобразил себя и своих детей . Их фигуры можно увидеть на заднем плане барельефа с левой стороны постамента. Выполнил профильный портрет ученик Ивана Мартоса Самуил Гальберг. Один из сыновей Мартоса принимал участие в Отечественной войне 1812 года, а второй был убит во Франции.

На российских почтовых марках памятник Минину и Пожарскому появлялся неоднократно. Впервые это случилось в 1904 году, когда был проведен почтово-благотворительный выпуск для поддержки детей-сирот воинов российской армии. В СССР марка с монументом впервые была выпущена в 1946 году.

В 2016 году Центробанк отчеканил монету номиналом в 5 рублей, на реверсе которой изображен знаменитый памятник на Красной площади.

Изображение монумента присутствует и в оформлении станции «Таганская» московского метрополитена. Со стороны зала и платформ в нишах расположены панно с памятником.

Барельеф, посвященный монументу Минину и Пожарскому, можно увидеть в Трептов-парке немецкой столицы. На одном из саркофагов воинского мемориала в Берлине выполнена скульптурная композиция, на которой люди жертвуют имущество для фронта на фоне памятника.

Монумент поменял «прописку» в 1931 году. Начавшееся строительство мавзолея Ленина и реконструкция Красной площади привели к тому, что памятник перенесли от входа в ГУМ к Покровскому собору . Распоряжение о передислокации подписал Сталин.

В наши дни памятный монумент ежегодно становится местом праздничных торжеств по случаю Дня народного единства. Праздник был учрежден в 2004 году в память избавления Москвы и России от интервентов во времена Смуты.

6 сентября 1817 году Москву прибыл памятник Минину и Пожарскому; он был отлит в Санкт-Петербурге и доставлялся водным путём через Нижний Новгород.

Это была первая скульптурная композиция Москвы и первый памятник, посвященный не государю, а народным героям. У него, как и у его персонажей, своя биография, полная торжества, трудностей и даже колкостей.

Всенародный монумент

Памятник Минину и Пожарскому был построен не на средства государственной казны, а на народные деньги. Инициаторы проекта – Вольное общество любителей словесности, наук и художеств собирали пожертвования со всей России. В 1808 году они разослали по стране гравюры с утвержденным проектом: «дабы оный был известен всем Россиянам». За три года удалось собрать 136 тысяч рублей, чего хватило и на постройку памятника в Москве и возведение обелиска в Нижнем Новгороде.

Двойной повод

На самом деле, памятник Минину и Пожарскому символизирует два события – освобождение Руси от инозменых захватчиков в 1612 году и победу в Отечественной войне, которая также вошла в историю как «народная война». Первоначально планировалось установить «Минина и Пожарского» в 1812 году к двухсотлетию победы второго ополчения, но война разрушила планы авторов проекта, замедлив ход работы. Скульптурная композиция появилась на Красной площади лишь 4 марта 1818 года.

Памятник-кочевник

История создания памятника, как и история его существования, наполнена постоянными спорами о том, где он должен стоять. Самым первым потенциальным местом расположения был Нижний Новгород, где родилось второе ополчение, но, учитывая важность события для страны, Александр I настоял на установке памятника в Москве. Тем не менее, в Нижнем Новгороде сегодня можно увидеть его брата-близнеца, правда, в уменьшенном размере. Он установлен под стенами Нижегородского Кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи, с которой когда-то Минин призывал нижегородцев созвать ополчение.
Скульптурную композицию в 1818 году установили напротив ворот ГУМа. По замыслу архитектора, Минин указывает Пожарскому на Кремль, призывая прогнать поляков из Москвы. В 1931 году памятник перенесли к Собору Василия Блаженного, так как он мешал проведению парадов на Красной площади.

Водным путем

Кстати, памятник Минину и Пожарскому был отлит не в Москве, а в Петербурге. В древнюю столицу скульптуру доставляли водным путем. Перевозка заняла несколько месяцев с 21 мая по 6 сентября 1818 года, так как в планах была обязательная остановка в Нижнем Новгороде. О прибытии долгожданного памятника в город сохранилось упоминание в журнале «Сын Отечества»: «Никакое перо не может изобразить, в какое восхищение приведены были как нижегородские, так и всего тамошнего края жители появлением на тамошних водах столь знаменитого памятника… граждане нижегородские обоего пола и всех возрастов с утра до ночи съезжались к судам зреть сей знаменитый по предмету, искусству и величине своей памятник».

Инновации

Сегодня скульптурная композиция «Минин и Пожарский» может показаться неуникальной, но для того времени это был настоящий технологический прорыв. Несмотря на свой внушительный размер, памятник монолитен, его отливали «одним куском». Для этого понадобилось «1000 пудов штыковой меди, 10 пудов олова, 60 пудов шпиуатеру». Медь плавили около десяти часов, метал в форме остыл лишь спустя пять дней. К началу XIX века такая работа считалась уникальной.

Поэтическая критика

На центральном памятнике Москвы все должно быть с умом. Придерживался этого мнения и Александр Сергеевич Пушкин, который в своих сочинениях сообщал о фактической ошибке в надписи на постаменте: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия». Поэт писал: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Федоровича Романова».

Народный фольклор

С памятником «Минину и Пожарскому» связана одна политическая легенда. После смерти В.И. Ленина в 1924 году в верхушке партии началась борьба за власть. В этот нелегкий период, на одном из съездом, неосторожный Григорий Зиновьев выступил с главным докладом «Политическим отчетом ЦК РКП(б)», что являлось прерогативой генерального секретаря. Пошли слухи, что Зиновьеву удалось у всех за спиной прибрать к рукам власть. Так за ним закрепилось прозвище «второй Гришка Отрепьев». Считается, что в это же время на памятнике появилась надпись, вошедшая впоследствии в народный фольклор: «Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась». Правда, по другой версии, оригинал принадлежал к более позднему периоду, звучал как «Смотри-ка, князь, какая мразь у стен Кремлевских улеглась», и относился к мавзолею Ленина.

Памятник Минину и Пожарскому (Москва, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В самом сердце Москвы - на Красной площади - расположен памятник Минину и Пожарскому. Если быть точнее, скульптурная группа установлена перед Собором Василия Блаженного. Она посвящена Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции, и победе над Польшей в 1612 году.

История скульптуры началась в 1803 году, когда с идеей о постройке памятника выступили члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Императору Александру идея понравилась, и он ее поддержал. Интересно, что памятник Минину и Пожарскому стал первым памятником в Москве, который установили не в честь царя, а в честь народных героев. В 1808 году скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о подписке на сбор средств по всей России.

Стоит отметить, что при создании скульптур Минина и Пожарского Ивану Мартосу позировали его собственные сыновья. Мартос был сторонником классицизма, и именно поэтому герои его творения немного напоминают античных богов. Однако детали их внешности и одежды указывают на то, что Минин и Пожарский - русские. Так, например, волосы Минина пострижены в скобку, а одеяние напоминает русскую вышитую рубаху.

Создание памятника Минину и Пожарскому вызывало у людей большой интерес. После победы в войне 1812 года россияне еще больше поддержали эту идею, поскольку видели в скульптуре символ победы.

Первоначально предлагалось установить памятник в Нижнем Новгороде, где и было собрано ополчение. Но позже решили, что победа над Польшей имеет огромное значение для всей России и логичнее установить скульптуру в столице. Новгороду же был подарен мраморный обелиск.

Стоит отметить, что впервые в европейской истории памятник был отлит целиком за один раз. Для его изготовления подготовили 1100 пудов меди, которую затем плавили в течение 10 часов. Гранит для пьедестала был доставлен в Санкт-Петербург из Финляндии, а уже оттуда по воде его перевезли в Москву. В 1818 году состоялось торжественное открытие памятника при участии императора Александра и всей его семьи.

Мартос сам определил место для памятника - в центре Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (современный ГУМ).

История, однако, внесла свои коррективы - в 1931 году памятник перенесли к Собору Василия Блаженного , поскольку на прежнем месте он мешал проведению демонстраций и парадов.

Сегодня памятник Минину и Пожарскому - это одна из главных достопримечательностей столицы России. Кстати, не так давно в Москве возродили традицию, идущую с конца 19 века, и в зимнее время снова стали заливать каток на Красной площади, рядом с памятником спасителям Отечества.

В Москве. Это первый памятник в столице, сооруженный не в честь государя, а в благодарность народным героям. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, созданный великим русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом, стал лучшей его работой. Скульптурная композиция отражает патриотизм и доблесть не только двух героев России, но и всего русского народа.

Из истории

В 1803 году Вольное общество любителей словесности, наук и художеств Санкт-Петербурга выступило с инициативой собрать средства на создание памятника в честь героев нижегородского ополчения 1612 года. Главной фигурой композиции должен был стать народный герой нижегородский земской староста Кузьма Минин, а установить монумент планировалось в Нижнем Новгороде , поскольку именно здесь собралось Второе земское ополчение.

Для справки: В 1612 году нижегородский купец Кузьма Минин призвал создать народное ополчение и изгнать иноземцев из Москвы. Главным воеводой он предложил назначить нижегородского князя Дмитрия Пожарского. Под Нижним Новгородом было собрано огромное войско, для которого люди приносили одежду, оружие и деньги. Под руководством этих патриотов народное ополчение с иконой Казанской Божией матери направилось в Москву и 4 ноября 1612 года был штурмом взят Китай-город и иноземцы были изгнаны из столицы.

Создание памятника

В 1808 году прошел конкурс на выполнение проекта памятника, в результате которого победу одержала работа Ивана Мартоса. Средства на строительство собирали по всей России, причем все желающие могли увидеть гравюру с изображением будущего монумента.

Над скульптурной композицией Иван Мартос работал 14 лет – с 1804 по 1817 год. Установить ее планировалось в 1812 году к 200-летию победы над польско-литовскими интервентами, но война с Наполеоном помешала выполнить эти планы. Вместе с тем, победа России над французами вызвала новую волну патриотизма, воплощением которого стала созданная Мартосом скульптурная композиция.

Описание

Главной фигурой памятника является фигура Кузьмы Минина - его поднятая вверх рука указывает Пожарскому и всему русскому народу на Москву, призывая защитить ее от чужеземного ига. Мужественный торс и широкий шаг героя выражают его уверенность и решительность.

Дмитрий Пожарский изображен сидящим, он еще не оправился после ранения, но уже откликнулся на призыв Минина. В одной его руке - щит с изображением Спаса, а другая рука – на мече, протянутом Кузьмой Мининым.

Меч объединяет фигуры двух героев, подчеркивает их единство и выражает готовность возглавить ополчение и повести народ на борьбу с иностранным игом.

Работы Ивана Мартоса в большей своей части выполнены в классическом стиле и поэтому можно видеть, что лицом Минин напоминает Зевса и оба героя имеют античные одеяния. Но, если присмотреться, то можно заметить, что на щите изображен Спас. Рубаха Кузьмы отделана узором, характерным для русской одежды, а стрижка выполнена скобой, как у русского мужика, то есть, автор хотел подчеркнуть важную роль русского народа в победе над оккупантами.

Памятник был открыт 20 февраля 1818 года. На церемонии присутствовали император Александр I, его супруга, императрица Елизавета Алексеевна и большое число жителей Москвы. Первоначально скульптуры находились в центре Красной площади , а позже композицию сместили к Собору Василия Блаженного , чтобы освободить место для прохода демонстраций и военных парадов.

В Нижнем Новгороде вместо монумента установили обелиск в честь героев ополчения, а в 2005 году по инициативе Юрия Лужкова под руководством Зураба Церетели была отлита копия памятника, установленного в Москве. Эту композицию поместили под стенами Нижегородского Кремля , рядом с церковью Иоанна Предтечи. Именно с паперти этого храма Кузьма Минин призывал народ объединиться и освободить Москву.

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади на фоне Собора Василия Блаженного является символом Москвы. Этот монумент посвящен героизму всего русского народа, сплотившегося в борьбе против польско-литовского ига.