Печорин и другие персонажи (Максим Максимыч, Мери, Вера). Сравнение образов Максима Максимыча и Печорина в «Герое нашего времени

В этой статье проанализируем взаимоотношения Печорина с другими персонажами. А именно: с Максим Максимычем, Мери и Бэлой.

Печорин и Максим Максимыч

Посмотрим на Печорина глазами Максима Максимыча — добродушного и отзывчивого человека, который готов видеть в людях только хорошее. Но и он не может объяснить противоречивой натуры главного героя, он ему непонятен. Хотя Максим Максимыч и чувствует, что этот человек незауряден.

Обратим внимание на то, что писатель использует прием контраста для представления героев повести. Штабс-капитан дан как собирательный образ, как тип "простого человека". Поэтому, видимо, применяется прием повторяемости имени и отчества, а фамилия отсутствует.

В характеристике главного героя, данной Максимом Максимычем, преобладает понятие "странный", так как поступки Печорина для него непредсказуемы: страстно полюбил Бэлу, потом вдруг стал равнодушен к ней, обманом получил коня Казбича и забыл об этом прекрасном скакуне, замкнут, но смел. И читателю главный герой кажется странным в первых двух повестях. Почему не обрадовался встрече с Максимом Максимычем, почему разлюбил Бэлу, почему равнодушно отдал свой дневник?

Ответы на все эти вопросы мы находим в "наблюдениях ума зрелого над самим собой", ВПечорине как будто соединились 2 мира, 2 разных человека. Один из них живет, а другой человек "мыслит и судит его".

В главе "Максим Максимыч" дается подробный психологический портрет главного героя. Писатель перепоручает повествование офицеру, автору-повествователю, который способен обобщить свои наблюдения и объяснить "странность" Печорина. И получается детализированный психологический портрет, по существу первый в отечественной литературе, где автор представляет внешние детали и сразу же дает им социальное и психологическое толкование.

Печорин и Мери

Печорин действительно не верит в любовь? Почему он разбивает надежды Мери? Его слова звучат как приговор: "Я все это уж знаю наизусть — вот что скучно!"

Можно заметить, что в своей исповеди Мери Печорин не искренне рассказывает о своей "каменистой" душе, а лишь играет роль романтического героя, о котором и мечтает девушка. Вспомните, свое откровение горой предваряет уточнением: "Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид". Признание о том, как он готов был любить весь мир, Печорин заканчивает наблюдением над чувствами, переполнявшими Мери.

Печорин и Вера

Образ Веры — самый таинственный и сложный. Нет яркой портретной характеристики, нет и описания ее духовного мира. Она остается загадкой для многих читателей. Но ее жизнь в какой-то мере предваряет возможные варианты судьбы Мери. В юности Вера тоже любила Печорина, надеялась на счастье с ним, семью, но он, как Онегин, не захотел потерять "постылой свободы", верил в свое "назначение высокое". А в результате, потеряв Веру, потерял и веру в жизнь. Именно поэтому имя героини символично. Когда Печорин вновь с ней встречается, он надеется на взаимность, на любовь, но душа привыкла противиться счастью. Печорин боится спокойствия, вся жизнь для него борьба. Когда герой «плакал, горько, не стараясь удержать слез и рыданий», душа его была обессилена, рассудок замолк.

История душевной драмы, переживаемой не только Печориным, но и женщинами, которых он любил, проходит несколько стадий: от пылкой страсти до обиды и равнодушия.

В романе Лермонтова "Герой нашего времени" показаны два образа, которые очень противоречат друг другу, но в то же время близки. Это Печорин и Максим Максимыч. Их нравы и взгляды на мир очень различны, но в то же время Печорин близок с Максимом Максимычем. Многое связывает этих двух героев, каждый по-своему ценит другого. Но так же Максим Максимыч понимает что разделяет их с Печориным не только возраст, социальное положение, но и разный уровень духовного развития. Белинский писал: " Умственный кругозор Максима Максимыча очень ограничен; но причина этой ограниченности не в его натуре, а в его развитии"

Отношения Печорина и Максима Максимыча- это отношения старшего и младшего, отношения людей двух разных миров. Максим Максимыч- старый штабс-капитан, армейский офицер, которых было много на Кавказкой линии. Он единственный персонаж, который сопутствовал Печорину на протяжении всего романа. Жизнь Печорина нам рассказывал штабс-капитан и каждая история заставляла его почувствовать те чувства, которые он пережил в те моменты. По натуре этот старик добрый и отзывчивый, честный и бескорыстный человек. Он относится ко всем ок­ружающим с симпатией и отеческой любовью, именно поэтому готов простить и «странности» Печорина, которого он не может до конца понять. Максим Максимыч сам признается, что не пони­мает всех тонкостей в объяснениях Печорина." Его звали.. Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен...". " Это добрый простак, который не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он"- писал Белинский в своей критической статье.
Печорин же человек выдающийся, исключительный, и конечно же Максим Максимыч это хорошо понимает. Печорин очень активен и хочет вызвать активность в других, но каждое свое действие он продумывает, размышляет над содеянным. Он прекрасно знает психологию людей и как бы ставит нравственно-психологические эксперименты над собой и другими. Он никого не щадит, в том числе и себя: Печорин увез белу и погубил ее, стал косвенной причиной смерти ее отца, изменил жизнь Казбича и Азамата, невольно обидел Максима Максимыча и другое. Печорин трезво смотрит на вещи, раскрывает фальшь и скрывает маски. Все герои проходят через печоринский анализ. Печорин - сильный, гордый, необыкновенный человек, человек любящий затеять спор. И вот этой чертой он похож на Вулича, но с ним он все же не смог сблизиться как с Максимом Максимычем.
Максиму Максимычу Печорин открывает свою душу, свой внутренний мир, рассказывая о себе. Но для офицера это отношение подчиненности и приятельства, которое переросло в привязанность, а для Печорина- чувство уважения и дружелюбности, сохраненные им и показанные в их последнюю встречу.
Многие считают, что в последнюю встречу с Максимом Максимычем Печорин ведет себя как эгоист, что он не думает о чувствах своего старого офицера. Вежливая холодность, внешняя приветливость Печорина- это желание отстраниться от обычных вопросов Максима Максимыча. Во время встречи Печорин хорошо понимает чувства штабс-капитана, потому старается не обидеть старого человека. Но Максим Максимыч думает только о себе, о своих чувствах, потому его упреки несправедливы.

Лермонтов изобразил двух людей, у которых чувства, мысли, поведение отличаются, но они все же близки и У них есть и общие взгляды. Лермонтов в конце романа подчеркнул, что И Печорин, и Максим Максимыч не относились серьезно к метафизике. Печорин "отбросил метафизику в сторону и стал смотреть под ноги", Максим Максимыч вообще "не любил метафизический прений". Так неожиданно сближены интеллектуальная натура Печорина и простая душа Максима Максимыча.

Два офицера, выведенные в романе, показаны для сравнения представителей описываемого социального слоя и профессии. Непохожесть Максима Максимыча на Печорина служит Лермонтову для акцентирования внимания читателя на своеобразии «лишнего человека».

Максим Максимович – это образ обычного человека из офицерской среды того времени. Он старый солдат с внешностью, которая говорит о непосредственном знакомстве с нелегкой службой на Кавказе: поседевшие усы и загорелое лицо. Твердая походка сочетается заслуженным чином штабс-капитана. Скромный и добрый человек контрастирует с Печориным, имеющим сложный характер.

Максим Максимович не богат и не принадлежит к аристократии, поэтому ему чужда манера главного героя романа философствовать и изучать других. В отличие от Печорина, по его собственному признанию честного с самим собой, старый офицер привык верить в то, что ему хочется, создавать себе комфортный мир. Максим Максимович, таким образом, избегает лишних волнений и необходимости что-то радикально менять в собственной жизни. Этим он, оставаясь выше главного героя в моральном и нравственном отношении, проигрывает ему. Жизнь штабс-капитана – это просто следование старым, давно усвоенным шаблонам.

Он, как и Печорин не женат, но причина этого другая – не стремление сохранить свободу любой ценой, а, по признанию самого штабс-капитана, неумение обращаться с женщинами.

Однако, вместе с тем, Максим Максимович и Печорин кое в чем походят друг на друга, все же они стали приятелями. Оба смелые люди и не склонны к совершению сознательно злых поступков. Максим Максимович заботится о других людях, что присуще и Печорину. Однако последний, хотя и наряжает похищенную им Белу и лелеет ее, но все же относится к кавказской девушке как к своей добыче или игрушке. Старший товарищ Печорина более эмоционален и прост.

Столь разные люди, как Печорин и Максим Максимович не могли надолго сойтись вместе. Лермонтов показывает, что инициатива разрыва происходила от «лишнего человека». Если старый кавказский офицер был склонен продолжать общение с людьми, не сделавшими ему ничего плохого, просто из своей доброты и гостеприимства, то главный герой не таков. Печорину просто не интересен приятель, живущий простыми обывательскими интересами и тянущий служебную лямку просто потому, что так положено. Он ищет чего-то более высокого или, хотя бы интересного, испытывая отвращение к затхлому миру, где он оказался волей судьбы. Исходя из этого, Максим Максимович должен был рано или поздно, если не начать испытывать к нему неприязнь и отвращение, то просто потерять желание продолжать знакомство.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Андрея Дубровского в романе Дубровский Пушкина сочинение

    Александр Сергеевич Пушкин в своем романе «Дубровский» описывает конфликт двух семей, которого можно было избежать. Андрей Гаврилович Дубровский был дворянином, и у него в подчинении было семьдесят душ.

  • Сочинение по картине Летний день. Цветет сирень Копытцевой

    Майя Кузьминична Копытцева - заслуженный художник Российской Федерации. За годы свой творческой жизни Копытцева создала картины пожалуй почти во всех жанрах изобразительного искусства.

  • Сочинение Школа в моей жизни

    В жизни каждого человека наступает тот момент, когда родители его отводят в школу. Каждый маленький первоклассник идет в неизвестность и слегка побаивается того, что его ждет там впереди

  • Анализ рассказа Смерть Тургенева

    Произведение относится к особым сочинениям писателя, поскольку в качестве основной тематики рассматривает отношение человека к собственной смерти.

  • Сочинение Как я однажды ходил за грибами

    Сильные и продолжительные осадки всегда способствуют бурному росту грибов. Дождь в середине и конце лета, заставил меня задуматься об этом. В середине сентября началась солнечная погода и мы решили с семьёй съездить

Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч - два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим Максимыч - рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие. "Он повидал многое, за спиной у него большой жизненный опыт. Служба в армии приучила штабс-капитана к дисциплине. Служебный долг для него превыше всего. Ожидая Печорина на станции, он «в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности...». От природы Максим Максимыч добр, отзывчив, имеет «золотое сердце». Он любил Бэлу как родную дочь, снисходительно относился к «странностям» Печорина. Забывая о себе, он служит людям, не требуя в ответ благодарности. Максим Максимыч не может критически отнестись к порядкам общества. Из-за этого он не понимает Печорина и других, которые скучают, мечутся, ищут приключений, недовольны жизнью» Этот человек верит в; дружбу.

«Ведь сейчас прибежит!» - гордо заявляет, он, узнав от лакея, что Печорин в городе. Максим Максимыч терпеливо ожидает того, кто когда-то принес ему немало тревог и огорчений. Но Печорин забыл о нем, не прибеги штабс-капитан, вовремя, он уехал бы, Не вспомнив о нем. Жестоко поступил с добрым стариком, но под этой жестокостью скрывается одиночество, обреченность. Почему в душе Печорина душевная усталость, разочарование в жизни? От природы он умен, имеет твердую волю, человеческие чувства. После смерти Бэлы «Печорин был долго нездоров, исхудал».

Случайно узнав о подлом замысле драгунского капитана, он признается: «Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею». Перед дуэлью он предлагал помириться. Печорин надеялся, что «в душе Грушницкого могла бы проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему». Но знакомый Печорина «сам сжигает все мосты к спасению». Искренно чувство Григория Александровича к Вере, потому что одна она смогла его понять таким, какой он есть. Он слишком поздно понимает, что она для него дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья.

Почему же Печорин стал «нравственным калекой»? В этом виноваты общество, условия, где воспитывался и существовал наш герой. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом, - говорит он, - лучшие мои чувства, боясь насмешки, я схоронил в глубине сердца: они там и умерли». Он разочаровался во всем, что видел и делал в свете. Не верит Печорин в дружбу, истинную любовь, добрые отношения в том обществе, где он находился. Все происходящее он воспринимает глубже, чем Максим Максимыч.

Штабс-капитан противопоставлен Печорину. Максим Максимыч тянется к людям, другой же - безразличен к судьбам людей, он замкнулся в себе. Добрый старик живет для других, Печорин - для себя. Мне кажется, Лермонтов противопоставляет Максима Максимыча главному герою, чтобы показать точнее и глубже внутренний мир, психологию Печорина

Сравнительная характеристика Печорина и Максим Максимыча.

(По роману М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»)

«Герой нашего времени» - первый русский реалистический психологический роман в прозе. В нем освещается злободневная проблема: почему умные и энергичные люди не находят применения своим способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX в. В образе Печорина автор представил художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.

Автор раскрывает весь внутренний мир действующих лиц, а этот мир часто бывает сложен и противоречив. Наиболее ярко противоречивость и раздвоенность главного героя романа проявляются в сопоставлении его с Максимом Максимычем. От этого простого армейского офицера, скромного и доброго человека, способного неплохо разбираться в людях и предугадывать события, мы впервые узнаем о Печорине: «Его звали…Григорием Александровичем Печориным», - немного медленно, растянуто, словно само имя доставляло ему наслаждение, говорит попутчику Максим Максимыч о вновь прибывшем офицере. Только воспоминание о нем заставляет разговориться штабс- капитана. «Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький», - так рассказывает Максим Максимыч о своей первой встрече автору, который обстоятельно, слово в слово, записывает повествование капитана. В этих словах - вся душа, доброта старого человека, готового подарить Печорину всю свою нерастраченную нежность. «Вам будет немножко скучно… ну, да мы с вами будем жить по-приятельски. Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч…», - сразу же, без всяких церемоний, предлагает он Печорину. А Печорин? Только официальность звучит в его ответе на все расспросы: «Так точно, господин штабс-капитан». Да и сам Максим Максимыч замечает неординарность Печорина, его непохожесть на других и относит его к людям, у которых «на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». Странности замечает он и в поведении Печорина, который мог « непогожий день выдержать на охоте, а простудиться от ветра из форточки; от стука ставня у себя в комнате вздрогнет и побледнеет, а один ходил на кабана; то молчит часами, то смешит так, что «животики надорвешь». Именно таков, по его мнению, Печорин. Единственное, чего никак не может понять старый офицер, так это то, почему многие люди недовольны жизнью, скучают и мечутся. Сам Максим Максимыч не знает беспокойного стремления к истине, он не искушен в противоречиях жизни, не имеет больших жизненных притязаний. Потому и душевные метания людей, подобных Печорину, объясняет лишь их «странностями». Впрочем, для себя Максим Максимыч объяснил все просто: чудачества Печорина происходят из-за того, что он богат. Максим Максимыч во многом осуждает Печорина. И только один раз сам Печорин приподнимает завесу со своей души. «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное», - признается он Максиму Максимычу. Не понял его исповеди Максим Максимыч. Да и как понять старому службисту, проведшему всю жизнь в затерянной крепости,знающему только свои обязанности и исправно их исполняющему, человека, который «просит бури»? Из его рассказа мы узнаем, что герой Лермонтова - это индивидуалист, не считающийся с тем, как его поведение отразится на людях, которые встречаются на его пути. Это человек, играющий на слабостях и недостатках людей: Азамата, падкого на деньги, он заставляет украсть лучшего козла из отцовского стада; его страстное желание завладеть конем Казбича использовал для того, чтобы похитить красавицу Бэлу. Старик пытается усовестить молодого человека, указать ему на то, что он сделал несчастной ни в чем не повинную девушку. Но Печорин не привык отступать от своих желаний. Объяснения героя совершенно обезоруживают Максима Максимыча. Но даже в этом случае он готов в какой-то степени оправдать молодого человека. «Видно в детстве был маменькой избалован», - замечает он. Сам Печорин в душе сознает, что приносит окружающим только несчастья. Он раскаивается в том, что стал причиной гибели Бэлы; проявив холодность при встрече с Максимом Максимычем после долгой разлуки, он, словно извиняясь, обнял старика. Однако противоречия в его характере и в его сердце неискоренимы. Он и сам признается, что у него душа испорчена светом, что у него ненасытное сердце - «ему все мало». Он видит для себя единственный выход: путешествовать в Америку, Аравию, Индию - «авось где-нибудь умру на дороге». В романе М. Ю. Лермонтовым Максиму Максимычу отведена важная роль - он первым представляет нам главного героя и рассказывает о его поступках, характере, рассуждениях. Но на этом его роль вовсе не ограничивается. Он показан автором как полная противоположность Печорина. Положительные качества старого офицера призваны подчеркнуть испорченность и противоречивость главного героя. Если штабс-капитан всю свою жизнь посвящает заботе о других, то молодой человек живет только для себя. Если Максим Максимыч инстинктивно тянется к общению, к людям, то Печорин замкнут в себе, безразличен к судьбе окружающих. Добрый старик, обладающий открытой душой, глубоко привязанный к своим друзьям и окружающим его людям, ждет того же и от остальных. Но герой Лермонтова не оправдывает его ожиданий.Прошло пять лет. Вторую встречу мы видим уже глазами самого автора. Что изменилось?После долгой разлуки штабс-капитан волнуется, терпеливо поджидая у ворот человека, который принес ему когда- то немало тревог и огорчений. «Он едва мог дышать, пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его; колена его дрожали…» А Печорин даже не вспоминает о старике. Он бы спокойно мог уехать из города, если бы Максим Максимыч вовремя не прибежал на вокзал. «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы поживаете?» - слышит он. Вежливая фраза. И только. Это сразу сердцем почувствовал Максим Максимыч, а ведь «он хотел на шею кинуться Печорину». Слезы душат его, дружеское «ты» приходится заменить на «вы». А как обидно! Тяжелый удар от судьбы получил Максим Максимыч, нечем «заменить в его лета» «надежды и мечты». «Забыть!… Я-то не забыл ничего…», - укором Печорину звучат его слова. Но стоит ли укорять? Были ли они приятелями? Максим Максимыч принял желаемое за действительное. Не может быть ему другом Печорин, на разных полюсах стоят эти люди. Старый офицер предстает здесь человеком, который через многие годы разлуки пронес привязанность к своему случайному товарищу. Он способен на многое ради дружбы. Он не помнит зла и ожидает от окружающих добра и участия. Он совершенно бескорыстен и готов забыть обиду. Он не требует благодарности и признания своих заслуг. Ни обиды, ни служебные заботы, ни постоянные опасности военной жизни не смогли ожесточить «золотое сердце» старика. Такие люди освещают жизнь мягким, добрым сердечным светом, помогают понять, что хорошо и что плохо, помогают осознать и исправить свои ошибки. Все отдавая друзьям, забывая о самих себе, они остро воспринимают холодность и равнодушие. Потому старый офицер очень переживает после того, как Печорин фактически оттолкнул его. Да, герой поступил плохо со старым товарищем. Но его равнодушие по отношению к старику - это внешнее проявление характера, под которым кроется горькое одиночество. Осуждая и одновременно прощая и жалея молодого человека, Максим Максимыч внушает и нам некоторое сочувствие к судьбе героя. Этот старый человек олицетворяет в романе народ и время. Он выступает в некотором роде неподкупным, праведным судьей, который судит Печорина, проверяет истинность его натуры, подтверждает действительность его трагедии. И он полностью оправдывает героя. Оправдывает самой своей жизнью, своим бесцельным существованием в какой-то степени повторяя судьбу Печорина. Создав в романе образы двух таких разных людей, показав историю их жизни, их судьбы, оказавшиеся глубоко трагичными, М. Ю. Лермонтов написал историю своего времени. Образ Максима Максимыча - это собирательный образ русского человека, отражающий все положительные, добрые, возвышенные черты русского народа. Отразив в произведении трагическую судьбу Печорина, он отразил трагедию всего народа, всей страны в непростое, трагическое время, ознаменовавшееся отчаянными поисками людьми своего места в жизни, своей роли в обществе, смысла существования. Время и общество делало эти поиски бесплодными, обрекая человека на одиночество или гибель.