Пенсионная система российской федерации. Пенсия Современная пенсионная система

С января 2002-го г. началось реформирование системы соцобеспечения. После многочисленных дискуссий ведущих специалистов в данной сфере, а также представителей власти были одобрены и приняты основные законопроекты. Одним из ключевых вопросов для государства является пенсионное обеспечение граждан. От него зависит моральное состояние общества. Кроме этого, система пенсионного обеспечения отражает и экономическое положение граждан. Вопросы ее функционирования затрагивают финансовое состояние организаций и предприятий, бюджетную сферу, доходы населения, инвестиции. Рассмотрим далее, что собой представляет сегодня пенсионная система РФ.

Актуальность вопроса

Государственная пенсионная система создана для защиты граждан от кризисных явлений в экономике в неустойчивые периоды. Этот институт привлекает дополнительные средства через имеющиеся у предприятий и граждан ресурсы. За счет государственного регулирования выстраивается четкая система взаимодействия между гражданами, субъектами страны и властью в целом.

Структура

Пенсионная система РФ включает в себя три основных элемента:

  1. Базовую часть. Она формируется за счет фонда зарплаты. 14 % от суммы оплаты труда поступает сначала в федеральный бюджет. Из него средства переходят в ПФР. Эта сумма распределяется на социальную выплату и базовую часть пенсии. При недостатке средств в ПФР дефицит компенсируется поступлениями из федерального бюджета.
  2. Страховую часть. Она составляет 11-14 % от средств фонда зарплаты. Эти средства поступают сразу в ПФР. Система пенсионного страхования используется для выплат условно-накопительной части. Ее величина зависит от среднего размера зарплаты в стране, платежей гражданина в ПФР и стажа.
  3. Накопительная часть. Она составляет 2-6 % от средств ФОТ. Эта сумма поступает на индивидуальный счет трудящегося. Размер выплат в будущем будет зависеть от перечислений работника и дохода от инвестирования в эту часть.

Кроме этого, работодатель либо работник могут делать добровольные взносы в негосударственные фонды. С них также впоследствии будут выплачиваться средства.

Преимущества структуры

Трехуровневая пенсионная система позволяет изменить распределительную структуру отчислений. Благодаря большей дифференциации растет заинтересованность населения, в особенности с высокими и средними доходами, в легализации своих зарплат. Преобладание страхового принципа способствует усилению устойчивости всей пенсионной системы. К 1 января 2003-го г. накопления в ПФР составляли около 40 млрд рублей (0.37 % ВВП). При этом 1.36 млрд было получено в качестве прибыли от временного размещения денег в ценных (государственных) бумагах. Доходность данных вложений была порядка 8 %. При инфляции больше 15 % за 2002-й г. этот показатель означает сокращение реальной величины пенсионных накоплений.

Современный этап

В настоящее время продолжается переход от распределительной к накопительно-распределительной структуре пенсионного обеспечения. Население может самостоятельно выбрать фонд, в который будет осуществлять взносы. Реализация этого этапа осуществляется посредством ряда мероприятий:

  1. Формированием нормативной базы, в соответствии с которой функционирует трехуровневая пенсионная система.
  2. Созданием общественного совета по инвестированию накоплений.
  3. Проведением конкурсов по выбору специдепозитария и управляющих компаний.
  4. Заключением договоров между ПФР и обслуживающими организациями об управлении накопительной частью.
  5. Рассылкой писем населению о величине имеющихся средств на индивидуальных счетах и бланков заявлений на выбор управляющих компаний.
  6. Подписанием соглашений об удостоверении подписей между несколькими банковскими организациями и ПФР.

Законодательная база

Положения нормативно-правовых актов формулируют основные положения, в соответствии с которыми реформируется пенсионная система. Целью законодательства выступает закрепление направления изменений и создание условий для формирования трехуровневой системы. Ее элементы взаимно дополняют друг друга, создавая финансовую стабильность в старости, в случае потери кормильца, при наступлении инвалидности.

Основные принципы

Пенсионная система базируется на:

  1. Многоукладности.
  2. Всеобщности и гарантированности базового уровня.
  3. Дифференциации норм и условий обеспечения.
  4. Разграничении полномочий верховной власти и администрации субъектов.
  5. Госрегулировании.
  6. Финансовой устойчивости.
  7. Социальном партнерстве.

Основные элементы

Законодательство устанавливает пенсии:

  1. По возрасту.
  2. За выслугу лет.
  3. По потере кормильца.
  4. Социальную пенсию.
  5. По инвалидности.

В пенсионной системе предусмотрено обязательное и дополнительное обеспечение.

Особенности формирования

Установление базовых пенсий осуществляется исходя из прожиточного минимума. Их величина одинакова для всех. Эти выплаты предназначены для минимального обеспечения пенсионеров и ликвидации их бедности. В качестве источника финансирования выступают средства из федерального бюджета. Дополнительно к базовому устанавливается пенсионное обязательное страхование. Эти выплаты дифференцируются в зависимости от вклада гражданина в структуру. Пенсионному обязательному страхованию подлежат все граждане, которые заняты трудовой деятельностью и получают доход.

  • Современная пенсионная система в России состоит из трех компонентов: государственного пенсионного обеспечения, негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

Кому полагается государственное пенсионное обеспечение?

  • Право на получение данной пенсии имеют определенные категории граждан РФ, например, госслужащие, военнослужащие, космонавты, участники Великой Отечественной войны и пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф.
  • Источником выплаты пенсии является федеральный бюджет.

Как формируется негосударственное пенсионное обеспечение?

  • Негосударственное пенсионное обеспечение – индивидуальное добровольное формирование пенсии.
  • Данный вид пенсии выплачивается только негосударственными пенсионными фондами (НПФ) и формируется за счет добровольных взносов физических лиц по индивидуальным пенсионным планам или за счет добровольных взносов работодателей в пользу работников по корпоративным пенсионным программам.

Что такое обязательное пенсионное страхование?

  • Обязательное пенсионное страхование предполагает выплату страховых пенсий за счет обязательных страховых взносов с работодателей, которые составляют 22% от годового заработка работника.
  • В зависимости от возрастной категории пенсионер может получать страховую и накопительную пенсии.
  • По выбору гражданина на формирование страховой части пенсии могут идти либо все 22% от зарплаты, либо 16% – на страховую пенсию, 6% – на формирование накопительной части.

Что такое страховая пенсия и как она рассчитывается?

  • Страховая пенсия учитывается в качестве будущих обязательств перед застрахованными лицами и направляется на выплаты нынешним пенсионерам.
  • Формирование страховой пенсии осуществляется в пенсионных баллах, количество которых будет зависеть от стажа, величины зарплаты и возраста выхода на пенсию.
  • Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года.

Что такое накопительная пенсия?

  • Под накопительной пенсией понимается денежная сумма, формируемая из взносов работодателя и прибыли от их инвестирования. Пенсионные накопления поступают на счет гражданина и выплачиваются каждый месяц после выхода на пенсию.
  • Главное отличие накопительной пенсии от страховой заключается в возможности инвестирования – если страховая пенсия находится в ведении исключительно Пенсионного фонда России (ПФР), то накопительная доля может быть переведена в другие управляющие компании.

Кто имеет право на накопительную пенсию?

  • Накопительный капитал аккумулируется за счет части страховых взносов (6% от зарплаты) только у россиян 1967-го или более поздних годов рождения, имеющих официальное трудоустройство.
  • До конца 2015 года такие граждане должны были определиться, хотят ли они формировать из своих страховых взносов накопительную часть или все средства должны поступать только в страховую модель.
  • Тем, кто родился в 1966 году и раньше, возможность выбрать пенсию с накопительной составляющей не предоставлялась. Все их выплаты – 22% с зарплаты – идут в ПФР.

Кто такие "молчуны"?

  • Согласно определению, закрепленному в законодательстве, "молчуны" – это граждане, не воспользовавшиеся правом выбрать для управления своими пенсионными накоплениями государственную или частную управляющую компанию, функции которой выполняет госкорпорация "Внешэкономбанк" либо негосударственный пенсионный фонд (НПФ).
  • Средства "молчунов" по умолчанию инвестируются в составе расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании.
  • В 2016 году правительство не стало продлевать переходный период для перевода накопительной пенсии в другую управляющую компанию или НПФ. Теперь "молчуны" будут формировать только страховую пенсию. Все взносы, которые за них платит работодатель, будут поступать в ПФР.

Что сейчас происходит с пенсионными накоплениями?

  • С 2014 года перечисление средств граждан на накопительную пенсию было заморожено. Все деньги пошли на формирование страховой пенсии граждан. По словам властей, решение о заморозке было принято в связи с необходимостью сбалансировать пенсионную систему и гарантировать всем пенсионерам стабильные выплаты.
  • Заморозка коснулась как средств "молчунов", так и клиентов НПФ. В дальнейшем мораторий распространился на 2015-й и 2016 год.
  • Все ранее сформированные пенсионные накопления по-прежнему инвестируются в выбранном НПФ и будут выплачены гражданину в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда он получит право выйти на пенсию и обратится за ее назначением.
  • После разморозки взносы на накопление вновь начнут поступать на личные счета хозяев.

Какие изменения предлагаются с накопительной пенсией?

  • На данный момент судьба накопительной пенсии не решена окончательно. В мае 2016 года министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что в России до 2018 года будет запущена новая система формирования пенсионных накоплений, которая будет основана на принципах добровольности, когда граждане должны будут сами позаботиться о размере будущей пенсии.
  • Накопительные счета будущие пенсионеры смогут открыть в пенсионных фондах или в коммерческих банках.
  • По разным оценкам, добровольная накопительная пенсионная система позволит снизить бюджетный трансферт ПФР (средства, которые Пенсионный фонд получает из бюджета на выплату текущих пенсий) на 300-400 млрд руб. ежегодно.

Почему в пенсионной системе постоянно что-то меняется?

  • По словам экспертов, пенсионная реформа продиктована необходимостью поиска наиболее сбалансированного для бюджета варианта пенсионного обеспечения, который позволит на фоне обеспечения достойных накоплений граждан на старость не увеличивать дефицит бюджета и дать экономике необходимые "длинные" деньги.

Пенсионная система России представляет собой синтез распределительного механизма пенсионного обеспечения и элементов накопительного. С 2002 г. в стране был запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ. Пенсионная реформа направлена на изменение существовавшей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом.

Пенсионная система России в современном виде включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовой пенсии, негосударственной пенсии.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности) . Данная пенсия предоставляется государственным служащим; военнослужащим; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф; нетрудоспособным гражданам (инвалидам).

В 2009 году продолжалась пенсионная реформа, направленная на совершенствование пенсионной системы. Были приняты ряд законов, в соответствии с которыми единый социальный налог, уплачиваемый работодателями, с 1 января 2010 заменяется страховыми взносами, уплачиваемыми работодателями напрямую в Пенсионный фонд РФ .

Таким образом, в соответствии с федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости с 1 января 2010 года состоит из двух частей - страховой и накопительной .

Вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, как составная часть этой части пенсии. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии соответствует ранее действующему размеру базовой части трудовой пенсии, просто теперь он входит в состав страховой части трудовой пенсии.

Страховая и накопительная части трудовой пенсии формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем за каждого работника. Размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии зависит от заработка застрахованного лица, длительности его трудовой деятельности.

Взносы, выплачиваемые на страховую части пенсии являются условно-накопительной, они расходуются на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам, а на счетах копятся обязательства государства выплачивать эту части пенсии в будущем. Взносы же на накопительную часть пенсии на выплаты не расходуются, а копятся на индивидуальных лицевых (пенсионных) счетах граждан.

Накопительная часть пенсии - единственная часть в составе трудовой пенсии, судьбой которой гражданин вправе распорядиться самостоятельно. Сейчас в России существует двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: гражданин может выбирать между Пенсионным фондом (ПФР) и одним из негосударственных пенсионных фондов. Средства, внесенные в счет накопительной системы подлежат инвестированию, а полученный по результатам инвестирования доход также учитывается на счетах застрахованных лиц, как и страховые взносы. Инвестирование пенсионных накоплений лиц, оставшихся в Пенсионном фонде России, осуществляется частными управляющими компаниями, отобранными по результатам конкурса, проводимого в соответствии с решением Правительства Российской Федерации или Государственной управляющей компанией. Государственная управляющая компания, функции которой по решению Правительства Российской Федерации исполняет Внешэкономбанк, в соответствии с законодательством имеет право инвестировать пенсионные накопления только в государственные ценные бумаги и ипотечные ценные бумаги, подтвержденные гарантиями государства, что обеспечивает такому варианту размещения наименьший риск, но и наименьшую доходность.

Негосударственным пенсионным фондам, а также частным управляющим компаниям законодательно разрешено инвестировать средства пенсионных накоплений в более широкий круг инструментов. Это позволяет им получать более высокую доходность инвестирования .Государственную пенсионную систему России дополняет добровольное пенсионное обеспечение. Оно подразумевает предоставление пенсий за счет средств работодателей, граждан, или за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов .

Как обязательное, так и добровольное пенсионное обеспечение может осуществляться как через государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации, так и через негосударственные пенсионные фонды. Все фонды имеют множество вариантов накопительных схем, как корпоративных так и личных. При корпоративной схеме взносы полностью или частично выплачивает работодатель, при индивидуальной физическое лицо самостоятельно добровольно формирует себе будущую пенсию.

Всю ответственность и контроль за выплату пенсий, согласно закону "Об обязательном пенсионном страховании" несет государство. Органом, осуществляющими внешний контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов и сохранностью пенсионных накоплений, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, является Федеральная служба по финансовым рынкам. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации защищает интересы участников негосударственного пенсионного фонда, застрахованных лиц и их правопреемников.

Таким образом, можно отметить, что в большинстве стран мира до сих пор преобладает пенсионная система, основанная на принципе "солидарности поколений", когда пенсии выплачиваются из обязательных платежей, которые в настоящее время платят работающие граждане. Эта система на Западе именуется "Pay as You Go" (PAYG), что можно перевести как "выплата по ходу". Это так называемая первая опора существующих в разных странах пенсионных систем. Однако эта "первая опора" становится все более шаткой. Она подтачивается старением населения развитых стран, в результате чего уменьшается соотношение числа работающих и количества пенсионеров. Рост среднего уровня жизни требует установления все более "щедрых" пенсий. Это приводит к увеличению обязательств государства перед пенсионерами, к вынужденному росту обязательных пенсионных отчислений, к росту расходов на финансирование пенсионной системы PAYG, которые даже в самых благополучных странах достигают 10% ВВП Решением проблемы является переход к более современным и эффективным системам - "второй опоре", основанной на взносах предприятий и возможности инвестирования этих активов, а также к добровольным пенсионным накоплениям граждан - так называемой третьей опоре пенсионной системы.

Пенсионная система Российской Федерации представляет из себя сложную, разветвлённую систему защиты российских граждан в старости. Отдельные разделы этой системы обеспечивают социальную защиту различных групп населения, в том числе государственных служащих, военнослужащих, работников опасных и вредных производств, лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, инвалидов, иждивенцев, потерявших кормильца и других.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

Отдельным законодательством регулируется пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР.

Органом государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение является Пенсионный фонд России (ПФР), отделения которого есть по всей стране.

Наряду с ПФР в пенсионную систему входят негосударственные пенсионные фонды (НПФ), являющиеся частными организациями. Регулирование их деятельности осуществляет Центральный Банк Российской Федерации.Право на пенсию имеют граждане России, застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Регистрацию в системе ОПС осуществляют отделения ПФР. Регистрация подтверждается присвоением гражданину Страхового Номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС) и выдачей Страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (зеленая пластиковая карточка).

Обратиться за регистрацией в системе ОПС можно через работодателя (при первом поступлении на работу) или лично в отделение ПФР по своему месту жительства. СНИЛС является уникальным номером, который присваивается гражданину на всю жизнь.

При смене личных данных гражданина, например фамилии, страховое свидетельство подлежит замене, но СНИЛС в новом свидетельстве остаётся прежним. При смене работы или места проживания страховое свидетельство не меняется.

ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ

Основу пенсионной системы составляет трудовая пенсия по старости, назначаемая мужчинам по достижению 60 лет, а женщинам 55 лет. Для назначения трудовой пенсии по старости необходимо выработать минимальный страховой стаж. В отличии от трудового стажа страховой стаж подтверждается не записями в трудовой книжке, а записями на индивидуальном лицевом счёте в системе ОПС о произведенных работодателем или самим гражданином страховых взносах.

При выплате заработной платы работникам работодатели отчисляют страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по ставке 22%. При этом предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы, составляет 624 тыс. рублей. Страховые взносы персонифицируются и отражаются на индивидуальном лицевом счёте. Информацию о состоянии индивидуального лицевого счёта (поступлении страховых взносов, накопленном пенсионном капитале) можно получить в отделении ПФР по месту жительства. Некоторые категории граждан уплачивают страховые взносы в ПФР сами за себя. К последним, как правило, относятся граждане из числа самозанятого населения - индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие.

Минимальный страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости составляет 5 лет. Правительство Российской Федерации разрабатывает Новые правила исчисления трудовой пенсии по старости, которые будут действовать, начиная с 2015 года. В соответствии с ними минимальный страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии, будет поэтапно увеличиваться в течение 10 лет (по одному году в год) и к 2025 году составит 15 лет.

Размер трудовой пенсии по старости складывается из страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости. Размер страховой части трудовой пенсии по старости зависит от величины страховых взносов, которые были уплачены в ПФР. Кроме того, на размер страховой части трудовой пенсии влияют по специальному расчёту трудовой стаж до 2002 года как в СССР, так и России.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости зависит от размера пенсионных накоплений на дату обращения за назначением пенсии.

Для назначения трудовой пенсии необходимо обратиться в отделение ПФР по месту жительства. Если страховщиком по обязательному пенсионному страхованию у гражданина является НПФ, то за назначением накопительной части трудовой пенсии необходимо обратиться в этот НПФ.

Социальная пенсия по старости назначается при отсутствии минимального страхового стажа по достижении мужчинами 65 лет, а женщинами 60 лет.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наряду с системой обязательного пенсионного страхования с 1992 года в России действует система негосудар- ственного пенсионного обеспечения, которую осуществляют НПФ. Негосудар- ственное пенсионное обеспечение - это добровольная форма пенсионного обеспечения, которая осуществляется на основе пенсионного договора и пенсионных правил фонда. Пенсионный договор с НПФ может заключить юридическое или физическое лицо (вкладчик). Договор заключается в пользу лиц, назначенных вкладчиком, а именно: работодатель может заключить пенсионный договор в пользу своих нынешних или бывших работников (ветеранов), физическое лицо может заключить пенсионный договор в свою пользу или в пользу третьих лиц (супруга, родителей и т.д.).

По пенсионному договору вкладчик вносит пенсионные взносы, а фонд рассчитывает и выплачивает негосударственную пенсию лицам, назначенным вкладчиком.

Негосударственная пенсия назначается при наличии оснований для получения трудовой пенсии и может выплачиваться пожизненно или в течение ряда лет.

Пенсионные резервы НПФ образуются из пенсионных взносов и инвестиционного дохода на них. Пенсионные резервы инвестируются в различные инструменты - депозиты банков, акции и облигации хозяйственных обществ, государственные ценные бумаги. Правила и ограничения при инвестировании прописаны в законодательстве Российской Федерации. Контроль за инвестированием пенсионных резервов ведёт специализированный депозитарий, независимый от НПФ.

Каждому вкладчику и участнику НПФ открывает пенсионный счёт. На пенсионных счетах учитываются пенсионные взносы, инвестиционный доход, выплаты.

По запросу участников НПФ бесплатно 1 раз в год предоставляет выписки о состоянии пенсионных счетов. При расторжении пенсионного договора НПФ выплачивает выкупную сумму.

Каждый НПФ разрабатывает свои собственные пенсионные правила, поэтому предлагаемые программы различаются у разных НПФ. Информацию о пенсионных продуктах можно узнать на сайтах НПФ. Единого сайта, который бы представил качественное сравнение пенсионных программ, пока нет.

ЧТО НОВОГО В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ?

ПФР открывает гражданам, проживающим в Крыму и в Севастополе, индивидуальные лицевые счета в системе ОПС, при поступлении необходимых данных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в сфере миграции, либо органа, предоставляющего государственные или муниципальные услуги.

В страховой (трудовой) стаж, в том числе специальный, засчитываются периоды работы на территории Украины аналогично периодам работы в России. Периоды работы подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

С 1 августа 2014 года законодательство Российской Федерации о страховых взносах в ПФР применяется на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя. С 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан, проживающих в Крыму и в Севастополе, будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размеры пенсий, ранее назначенных по законодательству Украины, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года по материалам пенсионных дел без истребования заявлений о перерасчете. Право на пенсию при перерасчете не пересматривается.

С 1 января 2015 года понятие страховая часть трудовой пенсии будет заменено понятием страховая пенсия, а понятие накопительная часть трудовой пенсии - понятием накопительная пенсия.

Материал подготовлен Центробанком РФ (cbr.ru).

Требуется помощь ФинПотреб Союза? ().

Пенсионная система РФ еще не сформировалась до конца. Идет постоянная работа над ее совершенствованием.

Выйдя из школьных дверей, как правило, молодые люди не задумываются о далеких пенсионных перспективах. Да и когда задумываться. Жизнь вокруг бурлит. Учеба по профессии, поиск работы, трудоустройство, вступление в брак, рождение ребенка… Пенсия кажется далекой перспективой.

И подавляющее большинство людей не думают о том, что, во-первых, следует задумываться о том времени, во-вторых, следует скрупулезно складывать все документы, касающиеся учебы и трудовой деятельности всю жизнь . Бумажка к бумажке. В отдельной папке!

На самом деле оформление пенсии не простая задача, поскольку требуется рассчитать пенсионные выплаты с точностью до копеек. Все эти расчеты основываются на документах, которые вы скопили за всю жизнь в своей специальной папке . Эти документы должны отражать всю вашу трудовую жизнь. Этот момент не касается тех, кто практически не работал. Хотя и то время, что человек работал, должно подтверждаться соответствующими документами.

Логика подсказывает, что отсутствие (например, по причине утери и невозможности восстановления) хотя бы одного документа приведет к уменьшению пенсионных выплат. В юном возрасте потеря в перспективе в сумме пенсионных выплат, например 100 рублей, не воспринимается серьезно, поскольку при необходимости можно “перехватить”, например, у родителей. А вот при выходе на пенсию эти же 100 рублей будут оцениваться буквально на вес золота. Задумайтесь об этом и постарайтесь в течение жизни все документы скрупулезно сохранять.

Почему часть пенсионеров довольна своей пенсией, а часть нет

В разговорах на кухнях, а также в последние годы в Интернете много шума, касающегося размера пенсий и индексации. Причем многие люди идут на поводу у провокаторов, которые пытаются направить гневное мнение народа в нужное им русло. Да, существует такая возможность и связана она с тем, что многие не понимают суть пенсионной системы, ее устройства и способов формирования пенсий.

Видя только голые цифры, многие не задаются вопросом: “накопительная часть пенсии, что это такое?”. А страховая пенсия это ведь тоже относится к пенсионным выплатам. А как эта часть формируется, вы знаете? А вот как раз из-за различий в принципе формирования той или иной части пенсии и возникает разница в сумме. Поверьте, что добросовестно работавший всю жизнь человек будет получать достаточно весомую пенсию. Да, это не миллионы, но все же.

Давайте не торопясь разберемся, как реформируется пенсионная система РФ.

Что такое пенсионная система и когда она появилась

Вообще идея финансовой поддержки людей старшего поколения, которые уже не в состоянии получать доход своим трудом, но еще некоторое время проживут, появилась в ХIХ веке в Германии. Научные потенции Германии и в то время были сильны (достаточно вспомнить К.Маркса), поэтому идея сбора страховых взносов с работников и работодателей для создания фонда финансовой поддержки старшего поколения была принята за основу.

Главным в принятой системе было то, что хорошо работавший человек (естественно накопивший больше взносов) в итоге получал больше пенсионных выплат. Справедливо? Естественно.

Тем не менее, в те же времена в Дании попытались создать другую модель пенсионной системы. Было решено уравнять всех людей пенсионного возраста в правах на получение финансовых выплат. Хотя не совсем впрямую, поскольку предложено было выплачивать из общего фонда нуждающимся. Ну, прямо коммунизм какой-то. Не работал и не приносил пользы обществу – получи, работал и приносил пользу – получи столько же. Да, эта система позволяла снизить уровень бедности среди людей пожилого возраста, но очевидны были ее недостатки.

К слову датская уравнительная схема использовалась в СССР, что не способствовало пониманию необходимости принесения пользы обществу путем производства благ. Не случайно стимулами к труду в СССР были законы типа борьбы с тунеядством.

Мировое сообщество не согласилось с уравнительностью датской модели, и за основу в большинстве стран была принята модель, разработанная в Германии. Естественно, эта модель не раз корректировалась. Так уже в ХХ веке ввели понятие гарантированной пенсии и ее минимального размера. Причем гарантированная пенсия не была привязана к результатам труда человека.

Немного истории


В современном виде пенсионная система в России начала свою работу только 25 лет назад. 22 декабря 1990 было выпущено постановление Верховного Совета РСФСР за номером 442-1, которое и определило переход от уравнительной модели к созданию внебюджетного фонда пенсионного обеспечения. Учитывая, что в ведущих западных странах пенсионные системы работают и совершенствуются более 100 лет, не корректно сравнивать системы и уровни пенсий в России и у них, что регулярно происходит на страницах социальных сетей, вызывая недовольство народа.

В Интернете можно найти информацию об изменениях, которые претерпела и продолжает претерпевать наша пенсионная система. Понятно, что ошибок сделано немало. Это связано с тем, что в России продолжает совершенствоваться экономическая модель, которая не может быть полностью привнесена с Запада.

Наряду с ошибками в развитии нашей пенсионной системы, есть и объективные трудности. Вот конкретный пример. Когда во всех развитых странах были введены свои пенсионные системы, была выявлена общая проблема, связанная с сокращением работающих после достижения пенсионного возраста людей. Пусть это условно 60 лет (хотя этот возраст принят не во всех странах). Так вот, если еще в 1900 году работающих после 60-ти лет мужчин было 66%, то к 1990-му году этот показатель снизился до 28%.

Эта проблема (уменьшение количества работающих, а значит и уменьшение валового дохода государства) характерна не только для России. Но для нашей страны на эту проблему наложилась так называемая “демографическая яма”. Суть этой проблемы в том, что по статистике в большинстве стран двое работающих “кормят” одного пенсионера (это принцип социальной солидарности поколений), а в нашей стране из-за уменьшения рабочих рук и увеличение количества пенсионеров соотношение 2:1 уменьшается, и в результате создался дефицит пенсионного фонда. Этот дефицит приходится гасить государству.

Пенсионная система РФ сегодня

В настоящее время пенсионным обеспечением людей старшего поколения (да и не только) в России занимается Пенсионный фонд РФ (ПФР). Это автономная, но поддерживаемая государством, кредитно-финансовая организация, в которой накапливаются страховые взносы всех работающих граждан.

Любой работник должен знать и понимать следующее.

Взносы в ПФР на будущую пенсию выплачивает работодатель в сумме 22% от начисленной работнику заработной платы . Это и есть страховые взносы. То есть ваш работодатель страхует вашу старость.

На самом деле процентная ставка страховых взносов зависит от суммы выплачиваемого дохода и статуса организации, где работает работник. Стоит заметить, что 13% подоходного налога, которые высчитываются с работника идут в бюджет и никаким образом на величину пенсии в будущем влиять не будут.

В качестве отвлечения. Конечно же, нынешнему старшему поколению, которое большую часть трудового стажа получило во времена СССР, повезло с пенсией больше. Среднее и младшее поколение, работавшие и работающие в современных условиях (с зарплатами в конвертах), испытывают естественные опасения по поводу величины своих будущих пенсий.

Рекомендация.
Выбирайте место работы с белой зарплатой. Кстати и государство не зря борется с зарплатами в конвертах, имея понимание, что со временем будут недовольные, которые в свое время не поняли сути проблемы и на их счетах в ПФР весьма незначительные суммы. Конечно, не всегда удается найти достойную работу с белой зарплатой.

В этом случае вопрос накопления взносов на вашем счете в пенсионном фонде целиком на ваших плечах. Можете пополнять этот счет, а можете откладывать на свой счет в негосударственном пенсионном фонде или в любом банке. Но делать это надо понимая то, что в момент выхода на пенсию не надо будет кричать на всех перекрестках, что ваша пенсия маленькая. Кто виноват в этом? Вы сами.

Изменения в пенсионной системе с 2015 года

В 2015 году пенсионная система РФ претерпела стратегические изменения, которые идут в русле мировых тенденций. Очевидно, правильно не повторять ошибок, которые сделали другие развитые страны.

Итак, исходим из того, что в России существует обязательное пенсионное страхование, которое и формирует некую сумму для каждого потенциального пенсионера. Обязательные отчисления (от белой зарплаты) в последние годы все время подвергались реформам. Почему? Опять же это было необходимо в рамках поиска справедливой системы обеспечения старшего поколения в условиях нестабильности экономики.

В качестве основного изменения, принятого с 2015 года следует отметить принцип формирования страховой и накопительной частей. То есть в ПФР также будет две части, только с 2015 года это будут самостоятельные части со своей системой формирования.

Страховая часть теперь больше зависит от трудового стажа, что вполне справедливо. Для учета инфляции введена бальная система учета (так называемый ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент). Кстати, действующие пенсионеры не ощутят изменений, а ИПК будет применяться к тем, кто еще работает.

Таким образом, страховая часть представляет собой базовую, индексируемую часть. Например, в 2015 году эта часть проиндексирована на 837,97 рублей и в итоге страховая часть составляет 12 045,77 рублей.

Есть еще так называемая социальная пенсия, которая назначается от государства не работавшим (или мало работавшим) людям. Так вот в 2015 году эта пенсия проиндексирована даже больше – на 901,73 рублей, что в итоге составляет 8 479,29 рублей.

Если внимательно посмотреть на сравнения величины пенсий, которое крутится в соцсетях, то, как раз фигурирует цифра 8 479 рублей в сравнении с, например 40000 рублей (в пересчете) в стране ЕС. Как думаете, сравнение корректное? Во-первых, сравнивают величину пенсии человека, который не работал и не накопил (в нашей стране) с величиной пенсии работавшего человека в западной стране. Социальные пенсии у них тоже не очень высокие. Во-вторых, для корректного сравнения нужно было бы сравнить и цены на все в тех странах, с которыми проводится сравнение.

Кстати, есть еще дополнительное пенсионное страхование, при котором человек самостоятельно заключает договор, например, с негосударственными пенсионными фондами, которые вкладывают деньги для получения прибыли на ваши вложенные деньги в более рискованные, но с большими процентами, проекты. Но это каждый решает сам.

Как вы можете отследить свои накопления в ПФР? Очень просто.

Каждый человек и даже ребенок должны иметь так называемый . Это документ с вашим личным номером счета в рамках ПФР.

Современные Интернет технологии не обошли и ПФР, который имеет свой официальный сайт, предоставляющий удобный доступ как к своим данным, так и к государственным услугам.

Вот что говорят о новом порядке расчета пенсий: