Пьер огюст ренуар - биография, информация, личная жизнь. Пьер огюст ренуар Ренуар картины женщин с названиями

Французский художник Пьер Огюст Ренуар вошел в историю мировой живописи не только как основатель импрессионизма, но и певец гармонии мира, наполненного солнечным светом, буйством природы, улыбками женщин, ощущением ценности жизни. Его картины проникнуты радостью бытия, ощущением счастья. Как говорил сам художник: «Для меня картина... должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да – красивой! В жизни достаточно скучных вещей, не будем фабриковать еще новых». 25 февраля, к 173 годовщине со дня рождения живописца, предлагаю рассмотреть 10 его шедевров.

Первым настоящим шедевром Ренуара стала «Лиза с зонтиком» (1867).

Молодому живописцу всего 26 лет. На этой картине изображена подруга Огюста, с которой был знаком с 24-летнего возраста. Лиза Трео была моложе Ренуара на шесть лет. Девушка очаровала художника своей непосредственностью, свежестью и загадочным выражением глаз: то ли нимфа, то ли русалка. Привлекательный образ девушки в белом платье контрастирует с меняющимся фоном картины. Игра света и тени позволяет глубже понять и эмоции художника, и настроение его натурщицы. Лиза задумчиво склонила голову под ажурным зонтиком, защитившись от солнечного света, а может быть, девушка не хочет открыто показывать свои чувства живописцу. Из истории известно, что Лизу Трео и Пьера Огюста Ренуара связывали романтические отношения, но художник отказался на ней жениться. Для Ренуара была одна страсть – искусство. Критики отмечали нововведения в технике портрета: до этого француза никто не писал в полный рост некоролевских особ и не придавал особое значение фону картины.
«Лиза с зонтиком» имела успех на выставке 1968-го. До 1972-го Пьер Огюст еще дважды использовал девушку в качестве натурщицы для своих картин. Так родились «Одалиска» (1870), «Женщина с попугаем» (1871).

Следующим шедевром стала «Ложа» (1874).

На картине изображена пара в ожидании представления. Лицо женщины обращено к зрителю, в то время как ее спутник смотрит в бинокль, возможно, на других дам. Немного взволнованное лицо женщины передано поджатыми губами и блеском слегка погрустневших глаз. Она задумалась на миг, какой спектакль их ожидает, или ей неприятно такое поведение своего кавалера. А возможно, и она пришла в оперу показать себя, и ее чувства при этом естественны – ни тени кокетства на свежем лице, спокойный взгляд. Эта картина стала одним из символов импрессионизма.

Серия портретов известных французских актрис конца XVIII века в творчестве художника заслуживает отдельного внимания. Неоднократно изображал Ренуар Жанну Самари – актрису французского театра «Комеди франсэз». Мастер восхищался красотой ее кожи, блеском глаз, лучезарной улыбкой и с удовольствием переносил эти жизнеутверждающие краски на полотно Ренуар. Сама же Жанна не раз подчеркивала, что Пьер связан с женщинами только посредством кисти, передающей все ощущения. Самари посвящено 4 портрета художника. Из них хотелось бы остановиться на двух полотнах: «Портрет Жанны Самари» (1877), хранящийся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, и «Портрет актрисы Жанны Самари» (1878), хранящийся в Государственном Эрмитаже.

Глядя на первый портрет, зритель видит улыбающееся лицо молодой женщины, задорный взгляд и чувствует азарт жизненной силы и энергии. Кажется, еще минута-другая, и наша героиня или рассмеется, или заставит улыбнуться зрителя.

«Портрет актрисы Жанны Самари» написан годом позже и показывает нам ее во весь рост. Она изображена на фоне японской ширмы, ковра и пальмы, в светлом бальном платье, оттеняющем перламутровость кожи, выделяющем красивое лицо в обрамлении пушистой золотистой прически. Актриса смотрит на зрителя, а ее фигура слегка наклонена, создавая впечатление приближения, и, хотя ее руки сложены вместе, но не сжаты, кажется, что в любой момент могут раскрыться для объятий. Отсутствие камерности и статичности в портрете – одно из новаторств Ренуара.

Впечатляют и пейзажи великого художника. Ренуар предпочитал изображать не просто мирную природу, а жанровые сценки из быта сельских тружеников, рыбаков, естественно отдыхающих людей. Таковы знаменитые «Большие купальщицы» (1884–1887).


Чтобы написать каждую из ундин, художник сделал множество эскизов и варьировал позы девушек. Внимание его сосредоточено на трех главных фигурах, размещенных на первом плане: юная девушка, стоящая в воде, которая доходит ей до бедер, схвачена в момент, когда она собирается обрызгать водой двух своих обнаженных подруг, оставшихся на берегу. Любитель пышных форм, Ренуар показывает естественную красоту женского тела, как сам любил повторять художник: «Я продолжаю работать над обнаженной натурой до тех пор, пока мне не захочется ущипнуть холст».


Картина Ренуара «Обнаженная» (1876) – это настоящий гимн красоте женского тела в понимании художника. Его цель – показать прекрасное в облике современной женщины, ничего не меняя и не исправляя в нем. Ее красота не в идеализации пропорций и форм, а в свежести, здоровье и молодости, которыми буквально дышит картина. Обаятельность «Обнаженной» проистекает из упругих форм теплого тела, мягких черт округлого лица, красоты кожи.

На полотнах Ренуара много красивых женщин со здоровыми, розовощекими младенцами. Настоящий гимн материнству выражен в одноименной картине начала 1886-го. На ней изображена интимная сцена в саду: на скамейке, удобно расположившись, молодая женщина кормит своего малыша. Сколько спокойного, благородного достоинства в ее лице!


В конце 80 – начале 90-х гг. XVIII века к Ренуару пришло общественное признание, в том числе и от государственных чинов. Его картина «Девушки за фортепиано» (1892) была приобретена для Люксембургского музея. Несмотря на то что полотно было заказным и художник несколько раз принимался за работу, сюжет получился легким и непринужденным, а трогательная сценка занятий музыкой в богатых апартаментах не вызывала раздражения ни у публики, ни у критики.

Говоря о творчестве Ренуара, стоит упомянуть полотна, посвященные его детям. Таковы, кроме вышеупомянутой картины «Материнство», на которой изображена жена Ренуара с первым сыном Пьером, еще и «Пьер Ренуар» (1890) и «Играющий Клод Ренуар» (1905).

На картине «Играющий Клод Ренуар» (1905) изображен самый младший сын художника, которого все домашние называли Коко, за игрой в солдатиков. Тот же безбрежный мир детства, игра фантазии, мимолетность движений и дум.

Ренуар (Renoir) Пьер Oгюст, французский живописец, график и скульптор. В юности работал живописцем по фарфору, расписывал шторы и веера. В 1862-1864 Ренуар учился в Париже в Школе изящных искусств, где сблизился с будущими соратниками по импрессионизму Клодом Моне и Альфредом Сислеем. Ренуар работал в Париже, посетил Алжир, Италию, Испанию, Голландию, Великобританию, Германию. В ранних работах Ренуара сказывается влияние Гюстава Курбе и произведений молодого Эдуара Мане (“Харчевня матушки Антони”, 1866, Национальный музей, Стокгольм).

На рубеже 1860-1870-х годов Ренуар переходит к живописи на пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду (“Купание на Сене”, 1869, ГМИИ, Москва). Палитра Ренуара светлеет, легкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается серебристо-жемчужными рефлексами (“Ложа”, 1874, Институт Кортолда, Лондон). Изображая эпизоды, выхваченные из потока жизни, случайные жизненные ситуации, Ренуар отдавал предпочтение праздничным сценам городской жизни - балам, танцам, прогулкам, словно стремясь воплотить в них чувственную полноту и радость бытия (“Мулен де ла Галет”, 1876, Музей Орсе, Париж).

Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи (“После обеда”, 1879, Штеделевский институт искусства, “Зонтики”, 1876, Национальная галерея, Лондон; портрет актрисы Жанны Самари, 1878, Эрмитаж, Санкт-петербург). В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна (“Нагая женщина, сидящая на кушетке”, 1876). Замечательный колорист, Ренуар часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов (“Девушки в черном”, 1883, Музей изобразительного искусства, Москва).

С 1880-х годов Ренуар все более тяготел к классической ясности и обобщенности форм, в его живописи нарастают черты декоративности и безмятежного идиллизма (“Большие купальщицы”, 1884-1887, собрание Тайсон, Филадельфия). Лаконизмом, легкостью и воздушностью штриха отличаются многочисленные рисунки и офорты (“Купальщицы”, 1895) Ренуара.

Пьер-Огюст Ренуар считается одной из ведущих фигур в импрессионизме. За все время он создал больше тысячи полотен. Художник был настолько предан живописи, что даже будучи прикованным к инвалидному креслу, он писал картины кистью, привязанной к руке.



Ренуар мог и не стать художником. Мальчиком пел в церковном хоре, и преподаватель всерьез настаивал, чтобы его отдали учиться музыке. Однако когда родители заметили, как красиво их сын рисует углем на стенах, то они отправили его в подмастерья. Он расписывал фарфор в мастерской господина Леви.


13-летний Ренуар работал невероятно быстро и качественно. Хозяин мастерской не знал, радоваться ему или огорчаться. «Мальчишка! А зарабатывает такие деньги!» - вздыхал он. Господин Леви и понижал ставку юному дарованию и переводил его на сдельную оплату, но все равно Пьер Огюст работал с такой скоростью, что в скором времени заработал столько денег, что их хватило на покупку дома для родителей.


Когда Огюст Ренуар оказался в доме Рихарда Вагнера, он сумел написать портрет прославленного композитора всего за 35 минут.


Несмотря на то, что творчество Ренуара относят к импрессионизму, художник не вгонял себя в четкие рамки какого-то определенного стиля. Он экспериментировал. После изучения живописи Ренессанса манеру работы художника оказали влияние картины Рафаэля и других мастеров той эпохи. Этот период его творчестве называют «энгровским» (производное от имени лидера европейского академизма XIX века Жана-Огюста-Доминика Энгра).


Последние 10 лет XIX века искусствоведы определяют как «перламутровый» период Ренуара. Именно тогда живописец активно экспериментирует с цветовыми переходами, сохраняя при этом свой индивидуальный стиль. Его картины наполнены своеобразной игрой света и особым обаянием.


В 1897 году художник неудачно упал с велосипеда, сломав руку. На этом фоне у него развился ревматизм. Еще через 13 лет у Ренуара случился приступ паралича, который приковал его к инвалидному креслу. Но желание создавать картины помогало художнику жить. Он просил служанку привязывать кисть к руке и продолжал творить.


Слава и всеобщее признание пришли к Ренуару только в последние годы его жизни. Когда в 1917 году картину «Зонтики» выставили в Лондонской национальной галерее, художнику стали приходить сотни писем. Люди, которые видели его полотно, поздравляли Ренуара с успехом: «С того момента, как Ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи».

В 1919 году, за несколько месяцев до своей кончины, уже парализованный Ренуар прибыл в Лувр только для того, чтобы увидеть свою картину в художественном музее.


Ренуар продолжает попадать на полосы газет даже в XXI веке. В 2009 году на блошином рынке женщина купила картину за 7 долларов. Позже оказалось, что «Пейзаж на берегу Сены» принадлежит кисти Ренуара и оценивается в сумму от 75 до 100 тысяч американских долларов.

Не только картина Огюста Ренуара, но и прочие произведения искусства по иронии судьбы попадали на блошиные рынки. Эти

Ренуар первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х гг. он фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма , к «энгризму ». Отец знаменитого режиссёра Жана Ренуара .

Пьер Огюст Ренуар
Pierre-Auguste Renoir

Дата рождения 25 февраля (1841-02-25 ) […]
Место рождения Лимож
Дата смерти 3 декабря (1919-12-03 ) […] (78 лет)
Место смерти Кань-сюр-Мер
Страна
Жанр портрет
пейзаж
натюрморт
Учёба
  • Национальная высшая школа изящных искусств ( )
Стиль импрессионизм
Награды
Подпись
Медиафайлы на Викискладе

Биография

Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе - городе на юге Центральной Франции. Ренуар был шестым ребёнком из 7 детей небогатого портного Леонарда Ренуара (1799-1874) и его жены Маргариты (1807-1896).

Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями. В 1897 году он сломал правую руку, упав с велосипеда. В результате у него развился ревматизм, от которого художник страдал до конца жизни. Из-за этого Ренуару стало трудно жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт» в небольшом городке Кань-сюр-Мер.

Внешние изображения
Амбруаз Воллар. Ренуар. 1913

Творчество

1862-1873. Выбор жанров

1883-1890. «Энгровский период»

Ренуар побывал в Алжире, затем в Италии, где близко познакомился с работами классиков Возрождения , после чего его художественный вкус изменился. Источником вдохновения в этот период был Энгр, поэтому искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским». Сам Ренуар именовал этот период «кислым». Он написал серию картин «Танец в деревне » (1882/1883), «Танец в городе » (1883), «Танец в Буживале » (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики » (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи; окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями. Наиболее известное произведение этого периода - «Большие купальщицы » (1884/1887). Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы. Линии рисунка стали четкими и определенными. Краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала выглядеть сдержанней и холоднее. Для данного произведения позировали: Алина Шариго - жена художника и Сюзанна Валадон - модель Ренуара и художница, мать Мориса Утрилло.

1891-1902. «Перламутровый период»

В 1892 году у Дюран-Рюэля открылась большая выставка картин Ренуара, которая прошла с большим успехом. Признание пришло и от государственных чиновников - картина «Девушки за фортепьяно » (1892) была закуплена для Люксембургского музея.

Портрет актрисы Жанны Самари - портрет, кисти Огюста Ренуара, молодой актрисы театра «Комеди Франсез», написанный в 1877 году. Хранится в Москве, в ГМИИ им. А. С. Пушкина.
В 1877-1878 годах Ренуар написал четыре портрета Жанны Самари, каждый из которых и размерами, и композицией, и колоритом существенно отличается от других. Жанна Самари до своего замужества жила недалеко от мастерской Ренуара на улице Фрошо и часто приходила к нему позировать. Портрет актрисы Жанны Самари (1878, Государственный Эрмитаж)
Этот портрет Жанны Самари считается одним из наиболее импрессионистических портретов во всём творчестве художника. Жанна, одновременно улыбающаяся и задумчивая, изображена в изысканном зелёно-голубом платье на розовом фоне. Актриса опирается подбородком на левую руку, запястье которой обрамлено браслетом. Её рыжеватые волосы чуть разлетаются в разные стороны. В этом портрете Ренуар сумел подчеркнуть лучшие черты своей модели: красоту, грацию, живой ум, открытый и непринуждённый взгляд, лучезарную улыбку. Основные цвета, составляющие колорит картины, - оттенки розового и зелёного. Стиль работы художника очень свободный, местами до небрежности, однако это создаёт атмосферу необычайной свежести, душевной ясности и безмятежности.


Картина «Бал в Мулен де ла Галетт» была выставлена на 3-й выставке импрессионистов в 1877 году (вместе с картиной «Качели»), и она считается основной работой Ренуара середины 1870-х годов.
С 1879 года картина находилась в коллекции французского маршана и художника Гюстава Кайботта (Gustave Caillebotte). После его смерти в 1894 году она перешла в собственность государства в качестве налога на наследство, а в 1896 году была передана в Музей в Люксембургском саду. С 1929 года картина находилась в собрании Лувра, откуда в 1986 году она была передана в Музей Орсе, где она и находится до сих пор.
В 1876 году Ренуар снимал на Монмартре студию с садом, которая находилась недалеко от Мулен де ла Галетт - ресторана с танцевальным залом в верхней части Монмартра, который получил своё название по имени мельницы, находящейся недалеко от него. В хорошую погоду основное действие происходило на улице, где были расставлены по кругу столики и скамейки. Ренуару нравилась такая весёлая, непринуждённая обстановка, и здесь он начал создавать первые наброски будущей картины. Для картины он просил позировать своих друзей, так что некоторых из них можно узнать среди танцующих и сидящих за столиками. При написании этой картины художник справился с трудной задачей - изобразить отражение солнечных бликов, пробивающихся сквозь листву акаций, на лицах и одежде танцующих и сидящих людей


«Лягушатник» (фр. La Grenouillère) - картина французского художника Пьера Огюста Ренуара, написанная в 1869 году.
«Лягушатник» представлял собой кафе на воде, размещавшееся на пришвартованном к берегу Сены понтоне, стоявшем в небольшом рукаве реки и соединявшемся с островом переходным мостиком, перекинутым через крохотный островок. В этом месте на Сене между Шату (фр. Chatou) и Буживалем к северо-западу от Парижа была целая группа островов, куда парижане приезжали на отдых. Эти места подробно описаны братьями Гонкурами («Манетт Саломон»), Эмилем Золя и Мопассаном.