Персонажи романа красное и черное. "Красное и черное": описание и анализ романа из энциклопедии. «Красное и черное» анализ: тема, идея, композиция

Перед нами психологический роман. Писатель создает героев со сложными, порой непредсказуемыми душевными движениями, которые связаны между собой незримыми нитями. Они способны обманываться друг в друге (как обманулся поначалу Жюльен в аббате Пираре), но их отношения — это психологическая борьба, взаимное притяжение и отталкивание, попытки предугадать развитие событий, внутренние боренья с самим собой и многое другое. Удивительное мастерство Стендаля проявилось в том, как пластично отразил он особенности этой душевной борьбы.

Позже М. Горький скажет о Стендале: «Он возвёл весьма обыденное уголовное преступление на степень историко-философского обобщения».

Эпиграф к первой части романа гласит: «Правда, горькая правда». Что же было правдой для Стендаля? Внешнее правдоподобие имело для него значение, но он не преувеличивал его. «Описывая мужчину, женщину, местность, думайте при этом о реальных людях, реальных вещах», — советовал он в 1834 году начинающей писательнице г-же Готье.

Известно, что Стендаль не любил описывать обстановку, костюмы. Важнее было уловить дух времени, идеи, которые витают в воздухе и овладевают людьми. При создании своего романа он опирался на своё знание действительности, фактов.

Критики заметили, что роман Стендаля стал решительным разрывом с романтической традицией. Появился герой, который не только противопоставляет себя всему свету, но и критически анализирует общество, в котором он живёт. Торжество или гибель героя ничего принципиально не меняют в обществе: общественные болезни - хронические, лечение всё равно необходимо. Как мы помним, борьба гордого одиночки против окружающей несправедливости — излюбленная тема писателей-романтиков. Однако Стендалю удалось показать, как в этой борьбе изменяются характеры людей, как они рассчитывают свои поступки, действуя последовательно и логично. Его герои - не просто роли в романтическом действии: они несут на себе отпечаток эпохи, век отразился в их мечтах, сознании, поступках.

«Итак, роман — уже не таинственная история, в которую вносит ясность развязка?» — писал Жан Прево, размышляя о связи романа «Красное и чёрное» с романтической традицией. Действительно, реалистический роман был не таинственной историей, а попыткой исследовать общество, вывести закономерности, создать новый литературный тип.

Всё переплелось в романе «Красное и чёрное» — личное и общественное, сиюминутное и историческое. Многие читатели не сомневались, что такие люди реально жили на свете. Они представлены личностями, но главное — это типичные для своего времени обобщенные характеры. Открытие типа — всегда особая заслуга писателя. В романе - не одни тип: разбогатевший дворянин де Реналь, постепенно увеличивающий своё состояние Фуке, могущественный аристократ де ла Моль, итальянский эмигрант, многократно приговаривавшийся к смерти, — все они воплощают типические характеры людей эпохи Реставрации во Франции. Однако наряду с типичностью характера каждый персонаж обладает индивидуальностью со своими особенностями, его невозможно спутать с другими представителями своего сословия.

Повествователь и герой

В этом романе Стендаль часто прибегает к внутреннему монологу героя. Автор от лица героя показывает нам ход его размышлений. Чем интеллектуальнее герой, тем чаще писатель использует этот художественный приём психологизма: на страницах романа представлены размышления Жюльена о своей жизни, о своих планах. Внутренний монолог перебивается комментариями повествователя. Повествователь ни на миг не оставляет своего героя. Он подчёркивает, что знает и понимает больше него, что многие «хитроумные»» планы Жюльена только кажутся такими. Современники Стендаля назвали такую манеру писателя «поэтическим правосудием»: ведь он и в самом деле судит поступки своих персонажей, вынося им последний нравственный приговор. Стендаль всегда направляет взгляды читателей, не давая им возможности уклониться от понимания писательского замысла.

Так устроены эпизоды романа, в которых внутренний монолог с комментариями повествователя чередуется с диалогами героев. Но как же устроено всё произведение в целом, какова его композиция?

Основу сюжета составляет развитие главного героя. Жюльен - человек честолюбивый, амбициозный. Мы впервые встречаемся с ним, когда он очень молод. Он не знает жизни и познаёт её, лишь действуя и размышляя. Перед ним всё время возникают проблемы, которые он вынужден решать. Жюльен всегда готов действовать. События его жизни складываются, с одной стороны, в последовательный, а с другой - в непредсказуемый сюжет. Он решает свои задачи последовательно и по-своему логично, но результат иногда бывает неожиданным.

Повествователь сопровождает героя с первой до последней страницы, комментируя его мысли, желания, логику поступков и, конечно же, ошибки: ведь он умнее и образованнее своего героя, у него больше жизненного опыта. Например, Жюльен оказывается вовлечен в политический заговор ультрароялистов, а повествователь уже знает, чем закончился этот заговор и как ничтожна роль его персонажа в этой новой «игре». Жюльен не искушён в политических интригах, и корректирующие оценки повествователя создают гораздо более правдоподобную картину для читателя. Такая техника изображения действительности произвела большое впечатление на европейских писателей, а критики назвали её «техникой двойного зрения», заметив, что её эффект можно сравнить с эффектом перспективы в живописи: эта техника создаёт иллюзию реальности и полной объективности.

Лев Толстой, перечитывая в 1883 году «Красное и чёрное», в письме к жене высказался о романе: «Лет 40 назад я читал это, и ничего не помню, кроме моего отношения к автору — симпатия за смелость, родственность, но неудовлетворенность. И странно: то же самое чувство теперь, но с ясным сознанием, отчего и почему».

За несколько лет до начала работы над романом Стендаль заметил, что роман следует писать так, чтобы читатели никогда не могли догадаться о содержании следующей страницы. Он всегда думал не только о том, как выразить свои идеи, но и о читателе, который должен читать роман с интересом. Спустя восемь лет после окончания работы над «Красным и чёрным» он посоветовал другому литератору: не позже чем с шестой или восьмой (на худой конец) страницы должно начинаться действие романа, «приключения», как он любил говорить.

В «Красном и чёрном» такие «приключения» встречаются в каждом эпизоде. То герои ведут себя непредсказуемым образом, то случается неожиданный поворот событий. Все детали описания помогают читателю понять происходящее. Некоторые детали становятся повторяющимися мотивами. Вот, к примеру, образ стены в романе. Стена всегда разделяет. В начале романа мы читаем, что лесопилку Сореля — отца Жюльена — потеснили сады г-на де Реналя. Сорель не может с ним бороться, он вынужден подчиниться и ждать своего часа. В конце концов, земельный участок Сореля куплен де Реналем.

Так же невидимыми стенами разделено французское общество. Сословная принадлежность становится проклятием, она мешает людям занять достойное место в обществе: всё поделено между аристократами. Когда стена оказывается перед Жюльеном, он делает всё, чтобы её преодолеть. Он обладает приятной внешностью, великолепной памятью, наделён целеустремлённостью, наконец, у него есть идеал для подражания (император Наполеон!), чтобы преодолеть все преграды. Кроме того, в нём бушует энергия: когда он чувствует прилив сил, то попросту приставляет лестницу к стене, взбирается по ней и оказывается как равный в спальне г-жи де Реналь или мадемуазель де ла Моль. Но это «равенство» — мнимое, словно краденое, всего лишь на несколько часов.

Еще один сквозной мотив — клетка. Лесопилка отца была клеткой для молодого Жюльена. Клеткой являются и замки для их владельцев. Аристократы не в состоянии понять, чем живёт французский народ, какие новые силы в нём зреют и какого справедливого устройства жизни желают люди из низших сословий. Жизнь в «клетках» — иллюзорна и ничтожна, но именно в «клетках» раздаются чины и награды, именно здесь люди получают должности.

Жюльен — самодостаточный человек, и одиночество ему не в тягость. Он поднимается как-то в горы, взбирается на высокий утес и видит над собой ястреба-перепелятника. Это хищная птица, и Жюльен чувствует своё родство с ястребом. Ведь ястреб — абсолютно свободен, он не знает жизни в клетке, величественно парит над всеми, высматривая добычу. Ястреб — метафора всей жизни Жюльена, но он пока ещё не понимает этого. «Вот такая была судьба у Наполеона, — быть может, и меня ожидает такая же?» — думает Жюльен.

Творчество Стендаля открывает новый период в развитии западно-европейской литературы – период классического реализма. Именно стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов.

В центре внимания литературы критического реализма – анализ классовой культуры, социальной сущьности, социально-политических противоречий современности. Поэтому основным в специфике этого литературного направления и творческого метода является художественное осмысление действительности как социального фактора. Когда речь идет о реализме античности, реализме возрождения, то понятие реализма истолковывается в самом широком смысле. Применительно к литературе 19 века реалистическим следует считать только то произведение, которое отражает сущьность данного социально-исторического явления, когда персонажи несут в себе типичные, собирательные черты той или иной социальной прослойки, а условия в которых они действуют не являются плодом вымысла автора, а являются отражением эпохи.

Впервые характеристика критического реализма была сформулирована Энгельсом в апреле 1888 г. в письме к английской писательнице Маргарет Гаркнесс в связи с ее романом «Городская девушка». Высказывая ряд дружеских пожеланий относительно этого произведения, Энгельс призывает свою корреспондентку к правдивому, реалистичному изображению жизни. Суждения Энгельса содержат в себе основополагающие положения теории реализма и поныне сохраняют свою научную актуальность.

«На мой взгляд,- говорит Энгельс в письме писательнице,- реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивость в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах»*. Подразумевая под типичными характерами прежде всего те, в которых выражены основные социальные типы эпохи, из бесчисленного множества характеров в «Человеческой комедии» Энгельс выбирает характеры представителей поднимающейся буржуазии, все более усиливавшей свой" напор на дворянскую аристократию, и характеры аристократов. Как важнейшую черту мировоззрения Бальзака Энгельс отмечает, что он идеализировал милых его сердцу аристократов, противопоставив их буржуазному «вульгарному выскочке». Но силу реализма Бальзака, правдивость его социально-исторического анализа Энгельс видит в том, что сатира Бальзака становится особенно острой, ирония - особенно горькой, когда писатель описывает именно этих дорогих ему аристократов и аристократок. В том, что Бальзак показал их как представителей класса, уходящего с исторической арены, безвозвратно утрачивающего свою былую мощь, заключалась их типичность.

[* Маркс К., Энгельс Ф. Избранные письма. М., 1948. С. 405.]

И наибольшей заслугой реалиста Бальзака Энгельс считает то, что подлинных людей будущего писатель увидел не в победившей буржуазии, а в республиканцах Сен-Мерри - там, где они в то время действительно были. Тем самым, выявляя основное направление социальных конфликтов Между дворянством, буржуазией и народной революционной демократией, автор «Человеческой комедии» представил в динамике исторического развития современную ему буржуазно-аристократическую Францию. Ближайшим историческим актом этого процесса стала революция 1848 г., в которой рабочий класс Франции выступил продолжателем дела героев Сен-Мерри, воспетых Бальзаком.

Типизация в искусстве не была открытием критического реализма. Искусству всякой эпохи на основе эстетических норм своего времени в соответствующих художественных формах дано было отразить характерные или, как иначе стали говорить, типичные черты современности, присущие персонажам художественных произведений, в тех условиях, в которых эти персонажи действовали.

Типизация же у критических реалистов представляет более высокую степень этого принципа художественного познания и отражения действительности, нежели у их предшественников. Она выражается в сочетании и органической взаимосвязи типичных характеров и типичных обстоятельств. В богатейшем арсенале средств реалистической типизации отнюдь не последнее место занимает психологизм, т. е. раскрытие сложного духовного мира - мира мыслей и чувств персонажа. Но духовный мир героев критических реалистов социально детерминирован. Такой принцип построения характеров и определил более глубокую степень историзма у критических реалистов по сравнению с романтиками. Однако характеры у критических реалистов менее всего походили на социологические схемы. Не столько внешняя деталь в описании персонажа - портрет, костюм, сколько его психологический облик (здесь непревзойденным мастером был Стендаль) воссоздает образ глубоко индивидуализированный.

Именно так строил Бальзак свое учение о художественной типизации, утверждая, что наряду с основными чертами, присущими многим людям, представляющим Тот или иной класс, ту или иную социальную прослойку, художник воплощает неповторимые индивидуальные черты отдельной конкретной личности как в его внешнем облике, в индивидуализированном речевом портрете, особенностях одежды, походки, в манерах, жестах, так и в облике внутреннем, духовном.

Реалисты XIX в. при создании художественных образов показывали героя в развитии, изображали эволюцию характера, которая определялась сложным взаимодействием личности и общества. Этим они резко отличались от просветителей и романтиков. Пожалуй, первым и весьма ярким примером тому был роман Стендаля «Красное и черное», где глубокая динамика характера Жюльена Сореля - главного героя этого произведения - раскрывается по этапам его биографии.

Искусство критического реализма ставило своей задачей объективное художественное воспроизведение действительности. Писатель-реалист основывал свои художественные открытия на глубоком научном изучении фактов и явлений жизни. Поэтому произведения критических реалистов являются богатейшим источником сведений об описываемой ими эпохе. Например, роман Стендаля «Люсьен Левен» дает представление об общественном укладе первых лет Июльской монархии во Франции во многом более точное и яркое, чем специальные научные работы об этом периоде.

Эта сторона критического реализма отмечалась и основоположниками марксизма. Для Энгельса «Человеческая комедия» Бальзака имела значение не только как высокохудожественное произведение, в не меньшей мере он ценил ее как огромный труд познавательного характера.

О том же познавательном значении литературы критического реализма говорит и Маркс в своей характеристике английского реалистического романа XIX в.

В 1830 г. Стендаль заканчивает роман «Красное и черное», ознаменовавший наступление зрелости писателя..

Фабула романа основана на реальных событиях, связанных с судебным делом некоего Антуана Берте. Стендаль узнал о них, просматривая хронику газеты Гренобля. Как выяснилось, приговоренный к казни молодой человек, сын крестьянина, решивший сделать карьеру, стал гувернером в семье местного богача Мишу, но, уличенный в любовной связи с матерью своих воспитанников, потерял место. Неудачи ждали его и позднее. Он был изгнан из духовной семинарии, а потом со службы в парижском аристократическом особняке де Кардоне, где был скомпрометирован отношениями с дочерью хозяина и особенно письмом госпожи Мишу, в которую отчаявшийся Берте выстрелил в церкви и затем пытался покончить жизнь самоубийством.

Эта судебная хроника не случайно привлекла внимание Стендаля, задумавшего роман о трагической участи талантливого плебея во Франции эпохи Реставрации. Однако реальный источник лишь пробудил творческую фантазию художника, всегда искавшего возможности подтвердить правду вымысла реальностью. Вместо мелкого честолюбца появляется героическая и трагическая личность Жюльена Сореля. Не меньшую метаморфозу претерпевают факты и в сюжете романа, воссоздающего типические черты целой эпохи в главных закономерностях ее исторического развития.

В стремлении охватить все сферы современной общественной жизни Стендаль сродни его младшему современнику Бальзаку, но реализует он эту задачу по-своему. Созданный им тип романа отличается нехарактерной для Бальзака хроникально-линейной композицией, организуемой биографией героя. В этом Стендаль тяготеет к традиции романистов XVIII в., в частности высоко почитаемого им Филдинга. Однако в отличие от него автор «Красного и черного» строит сюжет не на авантюрно-приключенческой основе, а на истории духовной жизни героя, становлении его характера, представленного в сложном и драматическом взаимодействии с социальной средой. Сюжет движет здесь не интрига, а действие внутреннее, перенесенное в душу и разум Жюльена Сореля, каждый раз строго анализирующего ситуацию и себя в ней прежде чем решиться на поступок, определяющий дальнейшее развитие событий. Отсюда особая значимость внутренних монологов, как бы включающих читателя в ход мыслей и чувств героя. «Точное и проникновенное изображение человеческого сердца» и определяет поэтику «Красного и черного» как ярчайшего образца социально-психологического романа в мировой реалистической литературе XIX в.

«Хроника XIX века» - таков подзаголовок «Красного и черного». Подчеркивая жизненную достоверность изображаемого, он свидетельствует и о расширении объекта исследования писателя. Если в «Арманс» присутствовали только «сцены» из жизни великосветского салона, то театром действия в новом романе является Франция, представленная в ее основных социальных силах: придворная аристократия (особняк де Ла Моля), провинциальное дворянство (дом де Реналей), высшие и средние слои духовенства (епископ Агдский, преподобные отцы Безансонской духовной семинарии, аббат Шелан), буржуазия (Вально), мелкие предприниматели (друг героя Фуке) и крестьяне (семейство Сорелей).

Изучая взаимодействие этих сил, Стендаль создает поразительную по исторической точности картину общественной жизни Франции времен Реставрации. С крахом наполеоновской империи власть вновь оказалась у аристократии и духовенства. Однако наиболее проницательные из них понимают шаткость своих позиций и возможность новых революционных событий. Чтобы предотвратить их, маркиз де Ла Моль и другие аристократы заранее готовятся к обороне, рассчитывая призвать на помощь, как в 1815 г., войска иностранных держав. В постоянном страхе перед началом революционных событий пребывает и де Реналь, мэр Верьера, готовый на любые затраты во имя того, чтобы слуги его «не зарезали, если повторится террор 1793 года».

Лишь буржуазия в «Красном и черном» не, знает опасений и страха. Понимая все возрастающую силу денег, она всемерно обогащается. Так действует и Вально - главный соперник де Реналя в Верьере. Алчный и ловкий, не стесняющийся в средствах достижения цели вплоть до ограбления «подведомственных» ему сирот бедняков из дома призрения, лишенный самолюбия и чести, невежественный и грубый Вально не останавливается и перед подкупом ради продвижения к власти. В конце концов он становится первым человеком Верьера, получает титул барона и права верховного судьи, приговаривающего Жюльена к смертной казни.

В истории соперничества Вально и потомственного дворянина де Реналя Стендаль проецирует генеральную линию социального развития Франции, где на смену старой аристократии приходила все более набиравшая силу буржуазия. Однако мастерство стендалевского анализа не только в том, что он предугадал финал этого процесса. В романе показано, что «обуржуазивание» общества началось задолго до Июльской революции. В мире, окружающем Жюльена, обогащением озабочен не только Вально, но и маркиз де Ла Моль (он, «располагая возможностью узнавать все новости, удачно играл на бирже»), и де Реналь, владеющий гвоздильным заводом и скупающий земли, и старый крестьянин Сорель, за плату уступающий своего «незадачливого» сына мэру Верьера, а позже откровенно радующийся завещанию Жюльена.

Миру корысти и наживы противостоит абсолютно равнодушный к деньгам герой Стендаля. Талантливый плебей, он как бы вобрал в себя важнейшие черты своего народа, разбуженного к жизни Великой французской революцией: безудержную отвагу и энергию, честность и твердость духа, неколебимость в продвижении к цели. Он всегда и везде (будь то особняк де Реналя или дом Вально, парижский дворец де Ла Моля или зал заседаний верьерского суда) остается человеком своего класса, представителем низшего, ущемленного в законных правах сословия. Отсюда потенциальная революционность стендалевского героя, сотворенного, по словам автора, из того же материала, что и титаны 93-го года. Не случайно сын маркиза де Ла Моля замечает: «Остерегайтесь этого энергичного молодого человека! Если будет опять революция, он всех нас отправит на гильотину». Так думают о герое те, кого он считает своими классовыми врагами,- аристократы. Не случайна и его близость с отважным итальянским карбонарием Альтамирой и его другом испанским революционером Диего Бустосом. Характерно, что сам Жюльен ощущает себя духовным сыном Революции и в беседе с Альтамирой признается, что именно революция является его настоящей стихией. «Уж не новый ли это Дантон?» - думает о Жюльене Матильда де Ла Моль, пытаясь определить, какую роль может сыграть в грядущей революции ее возлюбленный.

В романе есть эпизод: Жюльен, стоя на вершине утеса, наблюдает за полетом ястреба. Завидуя парению птицы, он хотел бы уподобиться ей, возвысившись над окружающим миром. «Вот такая была судьба у Наполеона,- думает герой.- Может быть, и меня ожидает такая же...» Наполеон, чей пример «породил во Франции безумное и, конечно, злосчастное честолюбие» (Стендаль), и является для Жюльена неким высшим образцом, на который герой ориентируется, выбирая свою стезю. Безумное честолюбие - важнейшая из черт Жюльена, сына своего века,- и увлекает его в лагерь, противоположный лагерю революционеров. Правда, страстно желая славы для себя, он мечтает и о свободе для всех. Однако первое в нем одерживает верх. Жюльен строит дерзкие планы достижения славы, полагаясь на собственную волю, энергию и таланты, во всесилии которых герой, вдохновленный примером Наполеона, не сомневается. Но Жюльен живет в иную эпоху. В годы Реставрации люди, подобные ему, представляются опасными, их энергия - разрушительной, ибо она таит в себе возможность новых социальных потрясений и бурь. Поэтому Жюльену нечего думать о том, чтобы прямым и честным путем сделать достойную карьеру.

Противоречивое соединение в натуре Жюльена начала плебейского, революционного, независимого и благородного с честолюбивыми устремлениями, влекущими на путь лицемерия, мести и преступления, и составляет основу сложного характера героя. Противоборство этих антагонистических начал определяет внутренний драматизм Жюльена, «вынужденного насиловать свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал» (Роже Вайян).

Путь наверх, который проходит в романе Жюльен Сорель, это путь утраты им лучших человеческих качеств. Но это и путь постижения подлинной сущности мира власть имущих. Начавшись в Верьере с открытия моральной нечистоплотности, ничтожества, корыстолюбия и жестокости провинциальных столпов общества, он завершается в придворных сферах Парижа, где Жюльен обнаруживает, по существу, те же пороки, лишь искусно прикрытые и облагороженные роскошью, титулами, великосветским лоском. К моменту, когда герой уже достиг цели, став виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза, становится совершенно очевидно, что игра не стоила свеч. Перспектива такого счастья не может удовлетворить стендалевского героя. Причиной тому - живая душа, сохранившаяся в Жюльене вопреки всем насилиям, над нею сотворенным.

Однако для того чтобы это очевидное было до конца осознано героем, понадобилось очень сильное потрясение, способное выбить его из колеи, ставшей уже привычной. Пережить это потрясение и суждено было Жюльену в момент рокового выстрела в Луизу де Реналь. В полном смятении чувств, вызванных ее письмом к маркизу де Ла Моль, компрометирующим Жюльена, он, почти не помня себя, стрелял в женщину, которую самозабвенно любил,- единственную из всех, щедро и безоглядно дарившую ему когда-то настоящее счастье, а теперь обманувшую святую веру в нее, предавшую, осмелившуюся помешать его карьере.

Пережитое, подобно катарсису древнегреческой трагедии, нравственно просветляет и поднимает героя, очищая его от пороков, привитых обществом. Наконец, Жюльену открывается и иллюзорность его честолюбивых стремлений к карьере, с которыми он еще совсем недавно связывал представление о счастье. Поэтому, ожидая казни, он так решительно отказывается от помощи сильных мира сего, еще способных вызволить его из тюрьмы, вернув к прежней жизни. Поединок с обществом завершается нравственной победой героя, возвращением его к своему природному естеству.

В романе это возвращение связано с возрождением первой любви Жюльена. Луиза де Реналь - натура тонкая, цельная - воплощает нравственный идеал Стендаля. Ее чувство к Жюльену естественно и чисто. За маской озлобленного честолюбца и дерзкого обольстителя, однажды вступившего в ее дом, как вступают во вражескую крепость, которую нужно покорить, ей открылся светлый облик юноши - чувствительного, доброго, благодарного, впервые познающего бескорыстие и силу настоящей любви. Только с Луизой де Реналь герой и позволял себе быть самим собою, снимая маску, в которой обычно появлялся в обществе.

Нравственное возрождение Жюльена отражается и в изменении его отношения к Матильде де Ла Моль, блистательной аристократке, брак с которой должен был утвердить его положение в высшем обществе. В отличие от образа г-жи де Реналь, образ Матильды в романе как бы воплощает честолюбивый идеал Жюльена, во имя которого герой готов был пойти на сделку с совестью. Острый ум, редкостная красота и недюжинная энергия, независимость суждений и поступков, стремление к яркой, исполненной смысла и страстей жизни-все это бесспорно поднимает Матильду над окружающим ее миром тусклой, вялой и безликой великосветской молодежи, которую она откровенно презирает. Жюльен предстал перед нею как личность незаурядная, гордая, энергичная, способная на великие, дерзкие, а возможно, даже жестокие дела.

Перед самой смертью на судебном процессе Жюльен дает последний, решающий бой своему классовому врагу, впервые являясь перед ним с открытым забралом. Срывая маски лицемерного человеколюбия и благопристойности со своих судей, герой бросает им в лицо грозную правду. Не за выстрел в г-жу де Реналь отправляют его на гильотину. Главное преступление Жюльена в другом. В том, что он, плебей, осмелился возмутиться социальной несправедливостью и восстать против своей жалкой участи, заняв подобающее ему место под солнцем.

В судьбе главного героя, Жюльена Сореля, автор отражает типические закономерности общественной жизни Франции в эпоху Реставрации.

Время Наполеона — время подвигов и свершений, взлетов и падений. Реставрация — погружение в обыденную жизнь, где нет мести героям. Писатель мастерски воссоздает подробности жизни провинции и столицы, но главное — анализ внутреннего мира персонажа, его психология.

Поклонник Наполеона, выходец из простонародья пытается найти достойное применение своим способностям. Он хотел бы дерзать и сражаться. Но в новых условиях пробиваться к верши нам означает лицемерить, изворачиваться, приспосабливаться. И самое ужасное — предавать любовь.

В конце романа, перед казнью, герой осознает ничтожество своих честолюбивых планов. Так физическая гибель оборачивается нравственной победой Жюльена Сореля. Он побеждает прежде всего свои собственные заблуждения. Юный идеалист и мечтатель вначале пытается приспособиться всеобщей трусости, цинизму и раболепию, но в конце своей короткой жизни понимает, как ничтожен тот мир, который казался ему блистательным.

Красное и черное — это два противостоящих начала, которые борются в душе героя. Любовь и гордыня, правда и лицемерие, тяготение к нежности и жажда успеха — эта борьба приводит юного Сореля к краху.

Таково время, когда приходится прокладывать себе путь не шпагой, как Бонапарт, а притворством.

Это эпоха, растлевающая душу. Героя снедает честолюбие, он стремится доказать миру, что он «вылеплен из того же теста, из какого сделаны великие люди». Еще больше, чем всех окружающих, он хочет убедить в своем величии и высоком предназначении и себя самого. Для этого он готов перешагивать через других.

Вот и Матильда де Ла-Моль для него прежде всего богатая наследница, аристократка и только потом — юная красавица, духовно превосходящая свое пошлое окружение.

О родственности этих двух натур говорит свойственное им обоим отвращение к своему измельчавшему веку и тоска по прошлому духовному величию.

Не зря образцом для подражания девушка выбрала королеву Марго, бросившую вызов обществу и сохранившую отрубленную голову своего любовника де Ла-Моля.

Жюльен для дочери маркиза — личность, по своей незаурядности сопоставимая с любовником королевы Марго. Он для нее — величественный гений среди окружающих лицемерных ничтожеств. Скука стала хронической болезнью столетия. Нет вдохновляющего начала, нет поприща, где можно проявить свои лучшие качества и романтические порывы.

Тайный союз с секретарем отца для Матильды — не только проявление любви, это еще и вызов, брошенный обществу: «нечто величественное и дерзновенное». Девушка настроена романтически, ею владеет жажда непокорности всему общепринятому. Ее натура жаждет страстей, чего-то театрального, приподнятого, возвышенного.

Ее подчеркнутое высокомерие в общении с Жюльеном уступает место столь же подчеркнутой покорности. Гордая маркиза начинает играть роль служанки своего повелителя, которого она едва замечала, когда он появился в доме ее отца.

Рискуя своим именем и переступая через понятие аристократической чести, когда-то «надменная до дерзости» Матильда находит своеобразное наслаждение в том, что приносит в жертву свою молодость, богатство, титул.

Общество после героических времен бонапартизма погружается в болото рассудочности, лицемерия, приспособленчества. И только отдельные личности смеют рисковать — но проигрывают: «Так чувствовали только в героические времена».

Герой романа Жюльен Сорель - юноша из народа. Он живет во Франции 20-х годов XIX в. Умственно одаренный сын плотника из провинции, он при Наполеоне сделал бы военную карьеру. Сейчас же единственную возможность продвинуться в обществе Жюльен видел лишь в том, чтобы, окончив духовную семинарию, стать священником.

Молодой человек низкого происхождения, Жюльен Сорель должен был хитрить и изворачиваться, чтобы занять положение в обществе. В этом отношении образ Сореля типичен.

Однако для Жюльена Сореля - человека начала XIX в.- не менее характерно и другое. Его представление о жизни, о назначении человека носит героический характер; он ставит себе в пример Наполеона, личность которого явно идеализирует. В последних главах романа Жюльен обнаруживает подлинно героические порывы, ненависть к социальным оковам, непримиримость, которые не позволяют ему просить судей о сострадании.

Создав образ Жюльена Сореля, Стендаль запечатлел наиболее существенные черты характера молодого человека XIX в., которого общество толкало на путь интриг и честолюбивых стремлений.

В его душе борются хорошие и дурные наклонности, карьеризм и революционные идеи, холодный расчет и романтическая чувствительность. Жюльен не желает лгать, лицемерить, угождать взглядам и вкусам дворянства. Но он должен пройти через ряд испытаний, прежде чем откажется от сделок с совестью, от всякого честолюбия. Лишь перед смертью Сорель поймет, что погоня за богатством несовместима с возвышенными человеческими порывами, которые живут в его душе.

Внутренняя борьба героя не ограничивается политической сферой. Еще более остро она проявляется в его привязанностях, в его любви. Жюльен долгое время не понимает, что с самого начала глубоко полюбил госпожу де Реналь. Его планы обольщения госпожи де Реналь наивны и смешны; сам Жюльен подчас превратно истолковывает свои поступки.

Развивая в своем романе тему любви, Стендаль подчеркиваете различие между любовью-страстью и любовью-тщеславием. Любовь госпожи де Реналь к Жюльену носила возвышенный характер, была самоотречением. Но Жюльен, одержимый честолюбивыми стремлениями, долгое время не мог ее оценить. Лишь в тюрьме Жюльен оказался способен пересмотреть свои чувства, возвыситься до истинной любви. «Что ему, предстоящая казнь, если госпожа де Реналь может каждый день приходить к нему в тюрьму!.. Любовь живет настоящим... честолюбие ждет радостей от будущего...» Эти патетические слова А. Моруа опираются на многие высказывания Стендаля, для которого идеалом была возвышенная и нежная любовь.

Любая сцена романа дает богатый материал для наблюдений над жизнью героя. Образ Жюльена Сореля раскрыт Стендалем в стремительной динамике. Такое изображение человека было подлинным новаторством

Для С. Важно изображение внутреннего мира героя, становление характера. Сюжет движет не интрига, а а внутреннее действие.(душа Жюльена).

Путь наверх, который проходит в романе Жюльен Сорель, это путь утраты им лучших человеческих качеств. Но это и путь постижения подлинной сущности мира власть имущих. К моменту, когда герой уже достиг цели, став виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза, становится совершенно очевидно, что игра не стоила свеч. Перспектива такого счастья не может удовлетворить стендалевского героя. Причиной тому - живая душа, сохранившаяся в Жюльене вопреки всем насилиям, над нею сотворенным.

Чтобы это очевидное было до конца осознано героем, понадобилось очень сильное потрясение. Пережить это потрясение и суждено было Жюльену в момент рокового выстрела в Луизу де Реналь. В полном смятении чувств, вызванных ее письмом к маркизу де Ла Моль, компрометирующим Жюльена, он, почти не помня себя, стрелял в женщину, которую самозабвенно любил.

Жюльену открывается и иллюзорность его честолюбивых стремлений к карьере, с которыми он еще совсем недавно связывал представление о счастье. Поэтому, ожидая казни, он так решительно отказывается от помощи сильных мира сего, еще способных вызволить его из тюрьмы, вернув к прежней жизни. Поединок с обществом завершается нравственной победой героя, возвращением его к своему природному естеству.

    Блистательным намеченных творческих установок стал роман Стендаля “Красное и черное” (1830). В своем вымысле писатель шел от самой жизни – случая из судебной хроники, на который он однажды натолкнулся, просматривая газету; заметка и послужила основой...

    Роман «Красное и Черное» (1831) родился от газетной хроники об уголовном преступлении. Интересно, что преступлений, подобных тому, что совершил Жюльнн Сорель, во Франции периода Реставрации произошло несколько. Юноши (сохранились имена Берте, Лаффарга)...

    В своем романе «Красное и черное» Стендаль создал объективную картину жизни современного ему общества. «Правда, горькая правда», - говорит он в эпиграфе к первой части произведения. И этой горькой правды придерживается до последних страниц. Справедливый...

  1. Новое!

    Становление реализма как художественного метода происходило в период, когда ведущую роль в литературном процессе играли романтики. И одними из первых писателей, вставших на путь классического реализма, стали такие мастера слова, как Мериме, Бальзак,...

Стендаль «Красное и черное» главные герои разные, на страницах романа читатель проживает целую жизнь.

«Красное и черное» герои

  • Жюльен Сорель - главный герой романа. Хочет быть епископом. Но он жаждет только привилегий этой одежды. Сам в Бога не верит. Умный, рассудительный, не гнушается в средствах, ярый поклонник Наполеона, хочет повторить его судьбу. Думает, что если бы родился во времена Наполеона, то добился бы многого, а теперь приходится лицемерить. Понимает, что ради своих целей нужно хорошо относиться к людям, которых не любишь. Пытается лицемерить, но не всегда это получается. Очень эмоционален, тщеславен, гонится за положением в обществе. Вспыльчивый. Храбрый. Иногда его чувства преобладают над разумом.
  • Г-жа де Реналь - жена мэра города Верьера Г-на де Реналя. 30 лет. Искренняя, простодушная и наивная.
  • Матильда де Ла-Моль - 19 лет; резка, эмоциональна, иронична к своим знакомым, не лицемерит с друзьями отца. Ведет себя как ребенок. Потихоньку читает книги отца (Вольтер, Руссо). И чем больше там протеста современности, тем интересней ей кажется.
  • Аббат Пирар - Сорель встречается с ним в семинарии. Аббат питает симпатии к умному ученику, но пытается их не выказывать. Они похожи с Сорелем. Большинство их не любит за ум, начитанность, противопоставленность другим семинаристам. Каждый готов донести на них при первом удобном случае. В итоге аббата выживают из семинарии. Перейти в другое место ему помогает г-н де Ла-Моль.
  • Г-н де Ла-Моль - участвует в тайных собраниях, похож на ультрароялиста 1820-х. Имеет большую библиотеку. Хорошо относится к Сорелю с самого начала, не презирает его происхождение. Ценит его по работе, помощи в делах. Сразу поверил в отрицательную характеристику Сореля. Благодарен аббату за помощь.
  • Граф де Талер - сын еврея, простоват, из-за чего поддается влиянию общества и не имеет своего мнения. Убил в дуэли Круазенуа , который защищал честь Матильды, опровергая слухи о причине ее исчезновения, не веря анонимным письмам. Круазенуа был ее поклонником.
  • Г-н де Реналь - Мэр города Верьера. Приглашает гувернера для того, чтобы похвастать перед Вально. Вально сам потом становится мэром. Оба беспокоятся о том, что о них подумают другие. Тщеславны, богаты нечестными деньгами. Дружелюбно разговаривают друг с другом, но за глаза строят козни.