Петр левченко певец. Пётр Лещенко. Всё, что было…

«Чубчик», «Капитан», «У самовара я и моя Маша», «Чёрные глаза» - это лишь малая часть нестареющих хитов, которые исполнял легендарный музыкант Пётр Лещенко.

В первой половине XX века легко узнаваемый голос Петра Лещенко звучал в разных уголках мира, причём слушателей не смущало, что артист поёт на незнакомом им языке. Главное - как, он это делает. Мы вспоминаем трагическую жизнь музыканта, которому подпевала вся Европа, но на родине он оказался под запретом…

Из церковного хора на войну

Родился Пётр Лещенко в 1898 году в Херсонской губернии Российской империи, а детство провёл в Кишинёве. Своего родного отца сын бедной крестьянки не знал, зато с отчимом мальчику повезло: Алексей Васильевич был одним из первых, кто разглядел в нём артиста, он же подарил пасынку гитару.
Сам юноша не остался в долгу, он как мог помогал родителям, зарабатывая в церковном хоре. Но уже в 16 лет жизнь Лещенко круто изменилась: из-за возрастной перемены голоса он больше не мог участвовать в хоре. В это же время началась Первая мировая война.
В дневниках Лещенко нет патриотических слов о том, что он хотел сражаться за родину. Юноша отправиться на фронт просто потому, что остался без зарплаты, а «новая работа» чуть не стоила ему жизни.
Уже в конце лета 1917 года прапорщик Лещенко с тяжёлыми ранениями оказался в кишинёвском госпитале. Лечение было долгим, но ещё до конца не поправившийся русский офицер узнал, что теперь он румынский подданный - Бессарабия в 1918 году была объявлена румынской территорией.
Токарь у частного предпринимателя, псаломщик в приютской церкви, регент в церковном хоре на кладбище - и это ещё не полный список профессий, которыми бывшему военному пришлось зарабатывать себе на жизнь. Лишь к концу 1919 года главным заработком прирождённого музыканта стала эстрадная деятельность.


В начале карьеры Лещенко выступал в гитарном дуэте, в составе танцевальной группы «Елизаров», в музыкальном ансамбле «Гусляр». Особенным успехом у зрителей пользовался авторский номер, где он играл на балалайке, затем, переодевшись в кавказский костюм, выходил на сцену с кинжалами в зубах, танцуя в «присядку».
Несмотря на одобрение публики, свою технику танца Лещенко считал несовершенной, поэтому поступил на обучение в лучшую французскую школу балетного мастерства, где познакомился с латышской танцовщицей Зинаидой Закитт. Они разучили несколько номеров и стали выступать в паре в ресторанах Парижа. Вскоре молодые зарегистрировали свой брак, а уже через год отмечали рождение сына Игоря.
Наконец, в 32-летнем возрасте Лещенко стал выходить на сцену один и сразу обрёл ошеломительный успех. Огромную роль в этом сыграл его новый друг, прославленный композитор Оскар Строк, который умело соединял интонации аргентинского танго с душевными русскими романсами. Он же помог Лещенко записать первые граммофонные пластинки, на которых звучали такие хиты, как «Чёрные глаза», «Синяя рапсодия», «Скажите почему».

Сцена вместо службы

Накануне Второй мировой войны гастроли Лещенко по европейским странам проходили с неизменным успехом, а лучшие звукозаписывающие фирмы Европы распахнули перед ним свои двери.
На всё, что не было связано с музыкой, у Лещенко времени не оставалось, хотя в годы войны популярного певца подозревали и в сотрудничестве с органами госбезопасности СССР, и с фашистами. На самом же деле, артист всеми способами старался дистанцироваться от политики, а тем более армии - военный трибунал даже судил его «за уклонение от призыва».


В конце 1941 года Лещенко поступило предложение от Одесского оперного театра приехать в город с гастролями, и после долгого согласования румынская сторона дала артисту разрешение посетить город, который к тому времени уже был оккупирован немецко-румынскими войсками.
После знакомых танго, фокстротов, романсов зрительный зал благодарил артиста небывалыми овациями. Однако гастроли в оккупированном городе запомнились Лещенко не столько тёплым приёмом публики, сколько встречей с новой любовью. На одной из репетиций популярный музыкант познакомился со студенткой консерватории Верой Белоусовой, и при очередной встрече сделал ей предложение.
Чтобы жениться во второй раз, Лещенко предстояло ещё развестись с первой супругой, но она устроила мужу «тёплый» приём. Есть версия, что именно первая жена Лещенко после просьбы о разводе способствовала тому, что армия вновь о вспомнила о музыканте, и он получил очередную повестку.


Всеми возможными способами Лещенко старался «откосить» от службы. Он даже решился на операцию по удалению аппендикса, хотя в этом не было никакой необходимости. Артист некоторое время провел в больнице, но окончательно комиссоваться ему так и не удалось. В итоге популярный певец оказался в военной артистической группе 6 дивизии, а после получил распоряжение отправиться в Крым, где продолжил службу заведующим офицерской столовой.
Едва в 1944 году музыкант получил долгожданный отпуск, он отправился к Вере в Одессу, чтобы жениться. А после того, как узнал, что молодую жену вместе с семьёй должны депортировать в Германию, перевёз их в Бухарест.
Известно, что после Победы Лещенко искал любую возможность вернуться в Советский Союз, однако там ему были не рады. Сотрудничество с немецкой студией грамзаписи и гастроли в западных странах не остались незамеченными.
Сам Сталин говорил о Лещенко, как о «самом пошлом и безыдейном белоэмигрантском кабацком певце, запятнавшем себя сотрудничеством с немецко-фашистскими оккупантами». Также музыканту ставили в вину, что он принудил к переезду в Румынию советскую гражданку Белоусову.


26 марта 1951 года популярного артиста арестовали прямо во время концерта в румынском Брашове. Молодую супругу Лещенко, которая, как и он, обвинялась в измене родине, осудили на 25 лет, но в 1953 году за отсутствием состава преступления освободили. Много лет спустя она узнала, что Лещенко умер в тюрьме Тыргу-Окна 16 июля 1954 году по неизвестной причине. Местонахождение его могилы неизвестно.
Елена Яковлева Лещенко родился в селе Исаево Херсонской губернии (ныне Николаевский район, Одесская область). Мать родила его вне брака. В метрической книге районного архива есть запись: «Лещенкова Мария Калиновна, дочь отставного солдата родила сына Петра 02.06.1898». Крещён Пётр был 03.07.1898, в дальнейшем в документах Петра Лещенко фигурировала именно дата крещения - 3 июля 1898 года. В графе «отец» запись: «незаконнорождённый». Крёстные: дворянин Александр Иванович Кривошеев и дворянка Катерина Яковлевна Орлова.

Мать Петра обладала абсолютным музыкальным слухом, знала много народных песен и хорошо пела, что оказало должное влияние на формирование личности Петра, который с раннего детства также обнаружил незаурядные музыкальные способности. Семья матери вместе с 9-месячным Петром переехала в Кишинёв, где примерно спустя девять лет мать вышла замуж за зубного техника Алексея Васильевича Алфимова. Пётр Лещенко владел русским, украинским, румынским, французским и немецким языками.

Пётр Лещенко о себе писал:

В возрасте 9 месяцев с матерью вместе, а также с её родителями переехали на жительство в город Кишинёв. До 1906 года я рос и воспитывался дома, а затем, как имевший способности по танцам и музыке, был взят в солдатский церковный хор. Регент этого хора Коган позднее определил меня в 7-е народное приходское училище в Кишинёве. Одновременно с этим регент архиерейского хора Березовский, обратив на меня внимание, определил в хор. Таким образом, к 1915 году я получил общее и музыкальное образование. В 1915 году ввиду перемены голоса я в хоре участвовать не мог и остался без средств, поэтому решил пойти на фронт. Устроился вольноопределяющимся в 7-й Донской казачий полк и служил там до ноября 1916 года. Оттуда я был направлен в пехотную школу прапорщиков в город Киев, которую окончил в марте 1917 года, и мне было присвоено звание прапорщика. После окончания упомянутой школы через 40-й запасной полк в Одессе был отправлен на румынский фронт и зачислен в 55-й пехотный Подольский полк 14-й пехотной дивизии на должность командира взвода. В августе 1917 года на территории Румынии был тяжело ранен и контужен - и отправлен в госпиталь, сначала в полевой, а затем в город Кишинёв.

Революционные события октября 1917 года застали меня в этом же госпитале. Ещё и после революции я продолжал находиться на излечении до января 1918 года, то есть до момента захвата румынскими войсками Бессарабии.

Пётр Лещенко: личная жизнь, дети, сын


Возлюбленная Петра Константиновича Вера Георгиевна Белоусова родом из Одессы. Именно там она и познакомилась с Петром Константиновичем. Тогда, в мае 1942 года, в Одессе властвовали румынские фашисты, и оккупанты пригласили Петра Лещенко с концертом. Встреча произошла на репетиции в Русском драматическом театре. Увидев миловидную 19-летнею девушку, Лещенко попросил спеть Верочку, а во время ее выступления сразу же влюбился, хотя разница возрасте у них была 25 лет, а дома его ждали жена и 11-летний сын.

Позже музыканты рассказывали, что в глазах Петра Константиновича были слезы, когда я пела. – вспоминала Вера Георгиевна.- После концерта Петр Константинович нашел меня и пришел ко мне в тот вечер. Мы долго сидели, но говорил только он. Рассказывал нам с мамой, как, ступив на землю родную, стал на колени, в ладони набрал земли одесской и целовал ее. Мы видели, что не было в этом квасного патриотизма. Перед нами был человек, истосковавшийся по своей земле. Так Петр Константинович и остался. Не сразу, конечно, он был деликатен.

Петр Лещенко уже не хотел возвращаться к своей жене. Ухаживал за Верочкой, дарил цветы. Жена, артистка Зинаида Закит, не хотела давать развод. Петр Лещенко все равно не возвращался, стал жить в квартире своей возлюбленной.

Поскольку время было военным, то Петра Лещенко, как и всех мужчин, призывали воевать. Но ему не хотелось этого делать. В биографиях Лещенко говорится, что он несколько раз игнорировал повестки и от него отстали, потому что он был заметной фигурой. Однако все было не совсем так.

В мае 1944 года Петр Лещенко развелся со своей законной супругой Зинаидой Закит и зарегистрировал свой брак с Верой Белоусовой. Молодожены переехали из Одессы в Бухарест. Стали вместе ездить по гастролям, выступать в театрах и ресторанах Румынии. Но параллельно Петр Константинович писал письма Сталину и Калинину с просьбой поспособствовать возвращению в Советский Союз. Это и сыграло пагубную роль. В марте 1951 года Петра Константиновича арестовали прямо во время концерта в румынском городе Брашов.

Музыка. Петр Лещенко песни

С 1926 года в течение двух лет гастролирует по Европе и странам Ближнего Востока. После турне Петр возвращается в Румынию и некоторое время работает в театре «Театрул Ностра», но вскоре уезжает в Прибалтику, затем в Украину, где выступает в различных ресторанах. Его голос становится узнаваемым.

В конце 1931 года певец знакомится с видным композитором Оскаром Строком, который писал популярные мелодии в стиле танго и фокстрот, а также эстрадные песни и душевные романсы. По предложению Строка Петр Лещенко впервые записывает свой голос. Издаются граммофонные пластинки с песнями «Чёрные глаза», «Синяя рапсодия», «Скажите почему», а позже - «Татьяна», «Миранда» и «Настя-ягодка».

Успех этих песен приводит к тому, что исполнителю предлагает контракт румынский филиал английской фирмы звукозаписи «Columbia», на которой он записал более 80 пластинок. Также его записи издавались другими фирмами грамзаписи - немецкой «Parlophone Records», румынской «Electrecord» и латвийской «Bellaccord». Всего Петр Лещенко за свою жизнь успел записать около 180 пластинок.

Звукозапись поднимает известность Петра Лещенко, и он много гастролирует не только по Бессарабии, но и выступает в лучших залах Вены, Бухареста, Лондона.

В конце 1941 года вокалист давал ряд концертов в оккупированной румынскими войсками Одессе в центральном зале гостиницы «Бристоль».

Петр Лещенко: "Все что было" сериал

В сериале «Петр Лещенко. Все, что было…» рассказывается драматическая история жизни легендарного исполнителя романсов и народных песен Петра Лещенко (1898-1954). Картина расскажет о детстве и молодости певца, прошедших в Кишиневе, о сражениях в Первой мировой, о пламенной любви, о начале карьеры и о днях бурной славы.Знаменитого артиста в разном возрасте сыграли два актера – Иван Стебунов и Константин Хабенский.

Телефильм стал первой художественной картиной об одном из самых знаменитых исполнителей начала ХХ века. Над сценарием к сериалу работал Эдуард Володарский, создавший сценарии к таким всенародно любимым картинам, как «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Страсти по Чапаю», «Мой друг Иван Лапшин» и многим другим.

В сериале «Петр Лещенко. Все, что было…», помимо исполнителей главных ролей Стебунова и Хабенского, также снимались: Виктория Исакова, Андрей Мерзликин, Борис Каморзин, Олег Мазуров, Мириам Сехон, Елена Лотова, Алексей Кравченко, Евгения Добровольская, Евгений Сидихин и др.

Петр Лещенко Все что было сериал актеры и роли, кто исполняет песни

Здорово и абсолютно синхронно с Хабенским, роль молодого Лещенко сыграл Иван Стебунов.

Вообще на сегодняшний день, личность Петра Лещенко явно недооценена - он был не просто шансонье (в хорошем, французском смысле этого слова), исполнителем цыганских песен и русских романсов, Лещенко был самым знаменитым не-аргентинским музыкантом танго! И спасибо режиссеру, что он с таким уважением и талантом воздал должное памяти этого великого Артиста.


По жанру, этот фильм - не байопик-мюзикл, а скорее музыкальная драма, атмосфера фильма, как и судьба самого Лещенко довольно трагична, но чего еще ожидать, говоря о стране, которая с завидным аппетитом пожирает своих гениев.

В годы творчества главный герой картины никогда не боялся отправляться в наиболее опасные места, где бушевали ожесточенные сражения. Там он проводил концерты, поднимавшие боевой дух и настрой бойцов, благодаривших и боготворивших творческого деятеля. Из очередного путешествия Петр мог вернуться с травмами, но любовь к Родине и вера в собственные силы позволила Лещенко пройти множество испытаний, оставаясь на своих ногах.

Великолепная кинолента покажет захватывающую историю великого человека, которого не сломила даже война.Сериал является кинобиографией популярного певца, в исполнении которого звучали «У самовара», «Не уходи», «Чёрные глаза», «Комарик», «Чубчик», «Моя Марусечка», «Прощай, мой табор» и многие другие известные песни 1930-1940-х годов.

Песни из сериала Петр Лещенко

Певец Лещенко Петр Константинович, фото



Петр Лещенко и Зинаида Закитт

Свою технику танца он считал несовершенной, поэтому поступил на обучение в лучшую французскую школу балетного мастерства. Здесь произошло его знакомство с артисткой Зинаидой Закитт, её сценическое имя было Жени. Зинаида по происхождению была латышкой, родом из Риги. Вместе с Петром Жени разучила несколько номеров, и они стали выступать в паре в ресторанах Парижа. К ним быстро пришёл оглушительный успех, а вскоре Пётр и Зинаида поженились.

С 1926 года с поляками-музыкантами Лещенко и Закитт в течение двух лет гастролировали по Европе и Ближнему Востоку. Им рукоплескали в Салониках и Константинополе, в Афинах и Адане, в Алеппо и Смирне, Дамаске и Бейруте.

После гастрольного тура супруги вернулись в Румынию, где поступили на работу в театр под названием «Театрул Ностра», который находился в Бухаресте. Но долго на одном месте они не задерживались. Около трёх месяцев выступали в ресторане в Черновцах, потом давали номера в Кишинёве по кинотеатрам. Позже их пристанищем стала Рига, где Пётр один поступил на работу в ресторан «А. Т.» как вокалист. Танцевать они прекратили по причине беременности Зинаиды. В начале 1931 года у пары родился сын Игорь.

Работая в ресторане, Пётр познакомился с композитором Оскаром Строком, который впоследствии написал для певца много песен и романсов. Его музыкальные композиции набирали популярность, Лещенко начал сотрудничать с другими композиторами и с 1932 года начал записываться на фирмах грампластинок.

В 1933 году Пётр с женой и ребёнком обосновался в Бухаресте, откуда иногда выезжал в турне и на записи. Зинаида также вернулась к танцам, и пара снова начала совместные выступления.

В 1935 году Пётр открыл свой ресторан под названием «Лещенко», в котором выступал сам, а также огромной популярностью пользовался ансамбль «Трио Лещенко», в него входили Зинаида и младшие сёстры Петра.

Смерть Петра Лещенко

Сотрудничество с немецкой студией грамзаписи и гастроли в западных странах не остались незамеченными Советской властью. Социалистическая система, к которой после второй мировой войны присоединилась и Румыния, посчитала певца неблагонадежным, непозволительно пошлым и даже антикоммунистическим. Также ему ставилось в вину, что он принудил к переезду в Румынию советскую гражданку Белоусову, которая после брака с Лещенко стала официально считаться в СССР предательницей родины.

По прямому приказу из Москвы органы государственной безопасности Румынии арестовывают Петра Лещенка прямо в антракте концерта, который состоялся в городе Брашов в конце марта 1951 года.

В течение трех лет его переводили из одной тюрьмы в другую. Лещенко находился в Жилаве, Капул Мидиа, Борджеште, а в 1954 году был переведен в тюремную больницу Тыргу-Окна, так как у него открылась старая язва желудка. Была проведена операция, но из больницы он так и не был выписан. Новое обострение и ослабленный тюремным заключением организм стали причиной смерти Петра Константиновича Лещенко 16 июля 1954 года.

Петр Лещенко песни слушать

Черные глаза
Мое последнее танго
Скажите почему
У самовара
Настя-ягодка
Пой цыган, плачь, цыган
Татьяна
Миранда
Стаканчики граненые
Синяя рапсодия

Просим внести поправки и дополнения!
[email protected]
.............
РГАЛИ ф. 3178 оп. 2 ед. хр. 75. Андрианова (Лещенко) Вера Георгиевна, 1923 г.р., певица
Крайние даты:
13 декабря 1955 - 13 октября 1962
............
В 36 году сестры уже выступали с Жени Закитт - танцевальное трио. В 40-м году одна из сестер вышла замуж и уехала в Италию. Трио распалось.
ЗНАЧИТ ПОТОМКОВ НАДО ИСКАТЬ В РИМЕ!
.............
Смотрите фильм... https://www.youtube.com/watch?v=m5ZavW4Qg9M
=============
=========
======
СВИДЕТЕЛЬ ПЕТР ЛЕЩЕНКО

26 марта 1951 Петр Лещенко был арестован
органами госбезопасности Румынии
в антракте после первого отделения концерта в городе Брашове.
Вслед за этим в июле 1952 последовал арест его супруги Веры Белоусовой,
которая обвинялась в измене Родине.
Белоусова В.Г. 5 августа 1952 года была приговорена к смертной казни,
которую заменили 25 годами лишения свободы,
в 1953 освобождена за отсутствием состава преступления.

Лещенко умер в румынской тюремной больнице 16 июля 1954 года.
Материалы по делу Лещенко до сих пор закрыты.
Вдове Петра Лещенко удалось получить из Румынии
единственную информацию:
LESCENCO, PETRE. ARTIST. ARESTAT. AMURIT ;NTIMPULDETENIEI,
LA. PENITENCIARULT;RGUOCNA.
(ЛЕЩЕНКО, ПЁТР. АРТИСТ. ЗАКЛЮЧЁННЫЙ. УМЕР ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ
В ТЮРЬМЕ ТЫРГУ ОКНА).

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА ВЗЯТ ИЗ АРХИВНО-СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЛА
ПО ОБВИНЕНИЮ ВЕРЫ БЕЛОУСОВОЙ-ЛЕЩЕНКО В ИЗМЕНЕ РОДИНЕ
(СТ. 58-I "а" УК РСФСР).

Протокол допроса Петра Лещенко является ценным источником сведений о жизни и творческой карьере певца. На базе этого протокола изложена биография артиста на главной странице нашего сайта. Оригинальный рукописный текст протокола записан на 17-ти отдельных канцелярских страницах рукой ведущего допрос старшего следователя контрразведки МГБ военной части (полевая почта 58148) лейтенанта Соколова.
В конце каждой страницы имеется подпись Петра Лещенко.
В книге Веры Лещенко "Скажите, почему" приводится данный документ, но по вине редакции издательства "Деком"при перепечатывании рукописи была полностью пропущена четвёртая страница протокола, также в тексте много других мелких описок и неточностей.
В Сети на одном сайте помещён несколько урезанный и в значительной степени искаженный редактированием текст протокола допроса, который представил одессит Владимир Александрович Смирнов. По его свидетельству материалы архивно-следственного дела N15641-П Веры Георгиевны Белоусовой-Лещенко, к которым он имел доступ, хранятся в УСБУ города Одессы по ул. Еврейская, 43.
Ниже я привожу оригинальный текст протокола допроса Петра Лещенко, пользуясь ксерокопиями 17-ти рукописных страниц, которые были пересняты из архивно-следственного дела по обвинению Белоусовой-Лещенко сотрудником Лубянки. Копии этих документов были получены мной от Веры Георгиевны во время её работы над книгой. Орфографию оригинала, принятые сокращения и форму записи сохраняю полностью.

Лещенко Пётр Константинович, 1898 г. рождения, уроженец села Исаево, быв. Херсонской губернии, русский, гражданин Румынской Народной Республики, образование среднее, владеет русским, украинским, румынским, французским и слабо немецким языками, по профессии артист, в марте 1951 г. арестован румынскими органами Госбезопасности и содержится под стражей.

Допрос начат в 19:15.

Свидетель Лещенко об ответственности за дачу ложных показаний предупреждён

/подпись: Петр Лещенко/

Вопрос: Где вы родились и чем занимались до 1941 года?
Ответ: Родился я в 1898 году в селе Исаево, быв. Херсонской губернии. Отца я не знаю, так как мать родила меня, не состоя в браке. В возрасте 9 месяцев с матерью вместе, а также с ее роди-

/подпись: Петр Лещенко/

Телями переехали на жительство в город Кишинев. До 1906 года я рос и воспитывался дома, а затем, как имевший способности по танцам и музыке был взят в солдатский церковный хор. Регент этого хора Коган позднее определил меня в 7 Народное приходское училище в Кишиневе. Одновременно с этим регент архирейского хора Березовский, обратив на меня внимание, определил в хор. Таким образом к 1915 году я получил общее и музыкальное образование. В 1915 году, ввиду перемены голоса, я в хоре участвовать не мог и остался без средств, поэтому решил пойти на фронт. Устроился вольноопределяющимся в 7-й Донской казачий полк и служил там до ноября 1916 г. Оттуда я был направлен в пехотную школу прапорщиков в г. Киев, которую окончил в марте 1917 г. и мне было присвоено звание прапорщика. После окончания упомянутой школы через 40 запасной полк в Одессе был отправлен на румынский фронт и зачислен в 55 пехотный Подольский полк 14 пехотной дивизии на должность командира взвода. В августе 1917 года на территории Румынии был тяжело ранен и контужен и отправлен в госпиталь, сначала в полевой, а затем в г. Кишинев. Революционные события Октября 1917 года застали меня в этом же госпитале. Еще и после Революции я продолжал находиться на излечении до января 1918 года., т.е. до момента захвата румынскими войсками Бессарабии.
/подпись: Петр Лещенко/

В средних числах января 1918 г. я из госпиталя вышел и остался в г. Кишиневе у своих родственников. Мать к тому времени вышла замуж за зубного техника Алфимова Алексея Васильевича и жила также в Кишиневе. После этого, до 1919 года я работал в Кишиневе некоторое время токарем по дереву у одного частника, затем служил псаломщиком в церкви при Ольгинском приюте, подрегентом церковного хора в Чуфлинской и кладбищенской церквей. Кроме этого участвовал в вокальном квартете и пел в опере, образовавшейся в Кишиневе, директором которой была некая Белоусова.
Осенью 1919 года с танцевальной группой в составе: Зельцер Даниила, Товбик и Кангушнера, (под названием "Елизаров") я выехал в Бухарест и выступал вместе с ними в течение 4-х месяцев в театре "Алягамбра". Затем в составе этой же группы весь 1920 год выступал в Бухарестских кинотеатрах. До 1925 года работал в различных артистических группах как танцор и певец и разъезжал по городам Румынии. В 1925 году вместе с неким Трифанидис Николаем, жит. Кишинева выехал в Париж. Там я встретился с Кангизер Антониной, урож. г. Кишинева, с которой я в 1921-1922 г. работал в одной труппе в Румынии. Вместе с ней, ее братом 9 лет, ее матерью и Трифанидис мы организовали труппу и выступали месяца три в парижских кинотеатрах.
/подпись: Петр Лещенко/

В то время я намеревался жениться на Кангизер, но поскольку она имела много поклонников я порвал всякие отношения с ней, труппа наша распалась и два месяца находился без работы. Там же, в Париже, случайно встретил некого Вороновского Якова, танцора, с которым был знаком еще по Бухаресту. Он предложил мне место танцора в ресторане "Норманди", а сам выехал кажется в Швецию. Это было в феврале 1926 года, работал я там до конца апреля того же года. В тоже время я познакомился с некой Закитт Жени, по национальности латышкой, по профессии артисткой, урож. г. Риги и составил с ней дуэт. Позднее встретился там же с двумя поляками-музыкантами, работавшими ранее в одном из ресторанов в г. Черновцы. Они имели контракт с турецким театром в г. Адана и должны были поехать туда с оркестром на гастроли. Эти музыканты пригласили и меня с Закитт, на что мы согласились, и в мае 1926 года на пароходе "Атики" мы выехали в Константинополь. Приехав туда, мы узнали, что театр в городе Адана сгорел. Через несколько дней приехал предприниматель из Смирны и заключил с нами контракт на 6 месяцев, куда мы выехали и отработали весь срок в одном из ресторанов города.
/Подпись: Петр Лещенко/

Там же в июле 1926 года я оформил брак с Закитт Жени. После заключили контракт с рестораном "Кариллон" в г. Бейрут, где проработали 8 месяцев. Оттуда уже вдвоем с женой также по контракту выехали в г.Дамаск и работали при ресторане "Опера Абас", затем работали в городе Алепа и возвратились в Бейрут. В начале 1928 года выехали в Афины, работали при ресторане "Каво Московит", затем в гор. Салоники. Из этого города по контракту выехали в Константинополь и выступали при ресторане "Петит шалеп" до августа 1928 года.
Так как находились продолжительное время за границей и не видели родственников, то решили возвратиться в Румынию. Сразу же поступили в Бухарестский театр под названием "Театрул Ностру". В декабре 1928 года ездили к моим родственникам в Кишинев, которым оказали некоторую материальную помощь, в чём они нуждались.
В начале 1929 года ездили в Ригу к родственникам жены по случаю смерти её отца, где пробыли две недели, после чего выехали в Черновцы и работали там при ресторане "Ольга-бар" в течение трех месяцев. Из Черновиц переехали в Кишинев, выступали в
/подпись: Петр Лещенко/

Ресторане Лондонском, летнем театре и кинотеатрах до зимы 1929 - 1930 годов. Зимой мы выехали в Ригу. Там работал я один в кафе "А.Т." до декабря 1930 года, затем получил приглашение танцоров Смальцовых, переехавших из Риги в Белград и ездили туда на гастроли на один месяц, после чего до мая 1931 г. снова продолжал работать в кафе "А.Т." Театральный агент Дуганов устроил мне выезд на концерты в г. Либаву, в кинотеатр, пробыл тамодин месяц и в тоже время заключил контракт с летним рестораном "Юрмала". Приехав в Ригу, взял жену, сына, родившегося в январе 1931 г., мать жены и выехал в Либаву, где провел всё лето 1931 года и возвратился снова в Ригу, устроившись на прежнее место работы в кафе "А.Т.".
Хозяин нотного магазина в Риге по фамилии Юноша предложил мне поехать в Берлин для напева нескольких песен и записи их на граммофонные пластинки фирмы "Парлофон" владельца Линдстрема.Туда я выехал глубокой осенью 1931 года и уже через 10 дней возвратился обратно, продолжая работать в кафе до весны 1932 года. Весной вместе с женой уехал в Черновцы, работал там около двух месяцев, после чего проживали в Кишиневе, где выступали в кинотеатрах. Решив обосноваться на постоянное жительство, мы из Кишинева переехали в Бухарест и поступили в павильон "Рус".
/подпись: Петр Лещенко/

Кроме этого, ездили в турне по Бессарабии. В 1933 году я выезжал в Вену, где также исполнял песни с целью записи их на пластинки фирмой "Колумбия". В 1935 году дважды ездил в Лондон, где выступал по радио и пел для записи на пластинки. Первый раз ездил с женой, а второй раз - один. В конце 1935 года в компании с некими Кавурой и Геруцким открыли ресторан в Бухаресте по улице Каля Викиторией N 2, который просуществовал до 1942 года.
В 1937-1938 гг. на летние сезоны я выезжал с женой и сыном в Ригу, а остальное время, вплоть до начала войны 1941 года, я проводил в Бухаресте и выступал в ресторане. Во время войны я выезжал в оккупированную румынскими войсками Одессу.

Вопрос: В связи с чем вы туда выезжали?
Ответ: В октябре 1941 г., проживая в Бухаресте и работая в ресторане, я получил извещение из 16 пехотного полка, к которому был приписан, явиться туда для получения назначения на службу при одном из лагерей военнопленных, однако я в полк не явился. Вскоре после этого получил вторичный вызов в полк, но и по этому вызову я также в полк не поехал, поскольку не хотел служить в армии и старался от службы уклониться.
/подпись: Петр Лещенко/

Лишь по третьему вызову прибыл в полк, дислоцировавшийся в г. Фалтичени, где заявил, что никаких вызовов не получал. Меня судили офицерским судом, предупредили и оставили в покое.
В декабре 1941 года я получил приглашение от директора Одесского оперного театра Селявина с просьбой прибыть в Одессу и дать несколько концертов. Я ответил ему, что приехать не могу, т.к. не имею разрешения на выезд и вообще положение моё неважное с прошлыми вызовами в полк.
В январе 1942 года Селявин сообщил мне, что билеты на мои концерты проданы и что дата концертов перенесена на неопределенное время, до моего приезда. Очевидно он не получил моего первого ответа. Я вторично сообщил Селявину, что приехать в Одессу без разрешения властей не могу. К концу марта - началу апреля 1942 г. я получил разрешение культурно-просветительного отдела Губернаторства Транснистрии за подписью, кажется, Руссу на въезд в Одессу. На это я ответил театральному агенту Одесской оперы Друзюку, что могу прибыть в Одессу лишь по окончании зимнего сезона в ресторане. 19 мая 1942 г. я один выехал в Одессу и остановился там в гостиннице "Бристоль"
/подпись: Петр Лещенко/

Вопрос: Чем вы занимались в период пребывания в Одессе?
Ответ: Прибыв в Одессу к Селявину, я получил в свое распоряжение оперный оркестр и начал репетиции. Вскоре после прибытия, в мае же месяце, узнал, что в ресторане "Одесса" весьма успешно выступает с концертами одна девушка. Я заинтересовался этим и решил посетить упомянутый ресторан. Придя туда вечером, я прослушал выступление этой девушки по фамилии Белоусова Вера Георгиевна, она хорошо пела под собственный аккомпанемент на аккордеоне. После выступления мне представили ее и таким образом я с ней познакомился. Мне понравилась как она сама, так и ее пение. Пока я готовился к концертам, она некоторое время продолжала работать в ресторане. Первый концерт с оперным оркестром я дал 5 июня 1942 года, второй концерт 7 и третий - 9 июня того же года. На эти концерты я приглашал и Белоусову, за которой стал ухаживать сразу же после знакомства. В июле 1942 года из комендантского управления Одессы я получил извещение явиться на службу в 13 дивизию в качестве переводчика русского языка, но я туда не поехал и стал искать возможность, которая бы помогла мне остаться на месте. Я познакомился с некими Литвак и Бойко, которые держали
/подпись: Петр Лещенко/

Ресторан "Норд", переговорил с ними и они предложили мне поступить к ним. После заверения примарией нашего соглашения на совместную работу, я обратился в Военный стол примарии, который имел право выдать мне документ о том, что я мобилизован для работы на месте. После этого я выехал в Бухарест специально для того, чтобы купить аккордеон для Белоусовой, так как ее аккордеон пришел в негодность из-за поломки.
Возвратившись в Одессу из Бухареста, я получил из Военного стола Примарии документ о моей мобилизации на месте. Таким образом, я избежал отправки на фронт, в действующую армию. После всего этого я начал работать в ресторане один, а затем вместе с Белоусовой и другими артистами. В сентябре 1942 года я сделал предложение Белоусовой, она согласилась стать моей женой и я перешел на жительство к ней. С матерью и двумя братьями она проживала по ул. Новосельской в доме N 66. В декабре 1942 года я простудился, сильно заболел и вынужден был выехать для лечения в Бухарест, а Белоусова оставалась работать в ресторане. В начале февраля 1943 года я возвратился в Одессу, а в начале марта того же года получил распоряжение из примарии сдать документы, полученные в военном столе, о мобилизации меня на месте.
/подпись: Петр Лещенко/

Таким образом, продолжать работу в ресторане я не мог, Белоусова тоже прекратила выступать и стала заниматься лишь в консерватории, куда поступила ранее. Через два дня комендантское управление приказало мне немедленно выехать в 16 пех. полк для прохождения военной службы. Снова желая избежать отправки на фронт, я обратился к знакомому мне гарнизонному врачу в звании подполковника (фамилию его забыл) с просьбой помочь мне. Он поместил меня в военный госпиталь на 10 дней. Пока я там находился, пришел приказ отправить меня на фронт, в оперативный отдел штаба 95 пех. полка 19 пехотной дивизии. Врач госпиталя в звании копитана (фамилию его я также не помню), знавший меня, предложил мне сделать операцию по удалению аппендицита, хотя в этом не было необходимости, а нужно было просто выиграть время. Операцию он мне сделал 10 апреля 1943 г. и по 20 апреля я лежал в госпитале, затем получил отпуск на 25 дней, по истечении срока которого я должен был явиться в 16 пех. полк. 14 мая явился в мобилизационный отдел штаба упомянутого полка, находившегося в г.Фалтичени. Оттуда меня отправили в 95 запасной полк в город Турку Северин, где находился до 30 мая
/подпись: Петр Лещенко/

1943 года. Там я получил назначение в оперативный отдел штаба 95 пех.полка 19-й пех. дивизии, находившейся в Крыму, гор. Керчь. Доехав до станции Раздельной, решил к месту службы не являться, а уехал в Одессу. Сразу же обратился в военную артистическую группу 6-й дивизии, находившейся в Одессе, с тем, чтобы остаться там. Меня зачислили в группу, правда, не без труда, и с 5 по 15 июня 1943 года я ездил с этой группой давать концерты для румынских воинских частей. Со мной, как жена, ездила также Белоусова, но она на концертах не выступала. Я же был одет в военную форму и на концертах исполнял лишь одно танго "Голубые глаза", переведенное на румынский язык. Выступали перед воинскими частями в Жмеринке, Могилеве, Бирзуле (ныне - Котовск), Балте и Ямполе. После возвращения в Одессу пришел приказ оставить меня при 6 пех. дивизии в этой самой артистической группе. До октября 1943 года я служил в названной группе и выступал с ней преимущественно в госпиталях, исполняя румынские песни. В октябре 1943 года Генеральный штаб румынской армии приказал штабу 6 Пехотной дивизии немедленно отправить меня на фронт. Через два дня я выехал в Крым в 95 пех. полк 19 пех. дивизии.
Испр. "октябре" верить. /подпись Петр Лещенко./
/подпись Петр Лещенко/

Вопрос: Будучи в Одессе с Белоусовой, для кого вы давали концерты?
Ответ: Концерты мы давали для городской публики, посещавшей ресторан "Норд".
Один концерт вместе с Белоусовой по своей инициативе мы дали осенью 1942 года в театре "Обозрение". Другой раз мы выступали на вечере джаза у румына Петруца весной 1943 года. Билеты на этот вечер продавались всей желающей публике.

Вопрос: С каким репертуаром вы выступали?
Ответ: Я исполнял танцевальные танго и фокстроты, русские народные, лирические и цыганские песни. Как она, так и я пел на русском языке.

Вопрос: Какие песни антисоветского содержания вы исполняли с Белоусовой?
Ответ: Песен антисоветского содержания мы никогда не исполняли!

Вопрос: Вы принимали участие в выпускавшихся оккупантами в газетах и журналах?
Ответ: Никаких моих корреспонденций, также и Белоусовой в газетах не помещалось.

Вопрос: Кто писал в газетах в отношении вас?
Ответ: В газетах иногда помещались отзывы о наших выступлениях на концертах, но кто их писал, мне не известно.
/подпись: Петр Лещенко/

Правда, в одной из газет, название которой не помню, по моей просьбе было помещено объявление о том, что такого-то числа в театре "Обозрение" состоится мой концерт с Белоусовой Верой. Никаких других корреспонденций я в редакции не посылал.

Вопрос: Когда и в связи с чем Белоусова, изменив Родине, бежала в Румынию?
Ответ: Выехав в октябре 1943 г. на фронт в Крым, я до середины марта 1944 г. работал заведующим столовыми (офицерскими) сначала при штабе 95 пех.полка 19 пех. дивизии, а в последнее время при штабе кавалерийского корпуса. У командира корпуса генерала Чалык и начальника штаба корпуса подполковника Сареску я выхлопотал кратковременный отпуск и 18 - 19 марта 1944 года самолетом вместе с другими офицерами из Джанкоя вылетел в Тирасполь. Оттуда я в Бухарест не поехал, а прибыл в Одессу к Белоусовой, с которой, находясь в Крыму, я регулярно переписывался. По приезде я застал семью Белоусовых в полном смятении. Они не знали, что предпринять. Вся их семья была зарегистрирована, как подозрительная, для отправки в Германию в связи с отступлением немецких войск, из-за того, что отец Белоусовой служил в Советской армии.
Поскольку я и Вера Белоусова любили друг
/подпись: Петр Лещенко/

Друга и желая помочь ей и ее родственникам, я предложил им выехать со мной в Румынию. Они согласились с моим предложением, собрали необходимые вещи и на другой день мы все выехали из Одессы: Белоусова Вера, ее мать и два брата. Было это 21 или 22 марта 1944 года.

Вопрос: В чем выражалась ваша деятельность и Белоусовой на территории Румынии?
Ответ: Прибыв в Румыннию, я оставил семью Белоусовых в г. Либлинг, уезда Тимиш-Торонтал, а сам с Белоусовой Верой выехал в Бухарест к своим родителям, проживавшим по улице Бибеску Вода N 3-5. К маю 1944 г. я окончательно оформил развод со своей первой женой Закитт и в мае 1944 г. зарегистрировался в браке с Белоусовой Верой, которая после этого значилась под моей фамилией Лещенко.
До капитуляции Румынии мы ничем не занимались. После вступления советских войск на румынскую территорию мать и братья Белоусовы приехали к нам в Бухарест и вскоре возвратились в Одессу в порядке репатриации. По просьбе Советского командования я с женой вплоть до весны 1948 г. давал концерты для воинских частей в различных гарнизонах. Затем мы выступали с концертами в бухарестских кинотеатрах, а в марте 1949 г. поступили в организованный театр эстрады. Там я работал до марта 1951 г., т.е. до момента моего ареста.
/подпись: Петр Лещенко/

Чем занималась жена после моего ареста я не знаю. Я отбываю наказание в трудовой колонии и мне разрешается видеться с женой. 17 июля 1952 г. она ко мне приезжала и говорила, что работает в одном из Бухарестских ресторанов под названием "Пескаруш".

Вопрос: С кем вы поддерживали связь из числа иностранцев и в чем она заключалась?
Ответ: Еще до войны я познакомился в Бухаресте с персидским подданным Юсуф Шимхани Заде, коммерсантом, по национальности евреем. В Бухаресте он имел семью, но с ней не жил. В 1951 г. он выехал в Палестину. Семья - жена и дочь выехали раньше, но не знаю, куда. С ним у нас были чисто приятельские отношения бытового порядка. Он очень любил наше пение и часто посещал нашу квартиру, а в трудные моменты жизни оказывал некоторую материальную помощь. С другими иностранцами ни я, ни Лещенко Вера знакомы не были.

Вопрос: Печему Лещенко-Белоусова Вера согласилась на жительство в Румынии?
Ответ: Так как мы волюбили друг друга и к тому же она стала моей женой, то возвращаться в Советский Союз одна не хотела. По поводу выезда в СССР мы в 1950-51 г. обращались в советское консульство.
/подпись: Петр Лещенко/

Там нам ответили, что я должен ходатайствовать об этом перед Министерством Иностранных дел, а жена должна возвратиться через комиссию по репатриации. Я намеревался написать заявление, но в связи с арестом этого сделать не успел. Лещенко Вера без меня выехать в Советский Союз не желала, о чем заявила в консульстве.

Вопрос: Где находится Ваша первая жена?
Ответ: Моя первая жена Закитт Жени 1908-1910 г. рождения проживает вместе с сыном Лещенко Игорем 1931 г. рождения в г. Бухаресте по улице Каймати N 14. С ней я порвал всякую связь с 1939 года.

Вопрос: Кого вы имеете из родственников?
Ответ: В Бухаресте по ул. Бибеску Водэ N 3 - 5 проживает мой отчим - Алфимов Алексей Васильевич с дочерью Попеску Валентиной Алексеевной, ее мужем Попеску Петром и их сыном Павлом Попеску, 10 лет.
Вторая дочь Алфимова - Екатерина в 1940 г. выехала куда-то за границу и о ней я ничего не знаю. Кроме того, как показал выше, в Бухаресте вместе с первой женой проживает мой сын. Других родственников не имею.

Допрос окончен в 24 ч.

Протокол мною прочитан, записано правильно. .
/подпись: Петр Лещенко/

Допросил: ст. следоват. контрразв. МГБ в/ч пп 58148 л-нт П.Соколов
/подпись: Соколов/

Был в деле и протокол опознания.
Лещенко П.К. должен был по фотографии "опознать" свою супругу - Веру Белоусову-Лещенко:
Лещенко П.К., после ознакомления с представленными ему фотографиями разных гражданок, заявил:
"На фото № 2 я вижу мою жену. О ее действиях я дал показания 17 июля 1952 года.
/подпись: Петр Лещенко/
И, конечно, подпись ст. следователя контрразведки МГБ в/ч пп 58148 л-нт П. Соколова
==========
====
==
Лещенко В. Г. Петр Лещенко: Все, что было… : Последнее танго. – М. : АСТ, 2013. – 352 с. : портр., ил.
...
Лещенко Вера Георгиевна (1923-2009)- певица
1923, 1 ноября. – Родилась в Одессе в семье руководящего работника погранотряда НКВД. Отец – Георгий Иванович Белоусов. Мать – Анастасия Пантелеймоновна Белоусова, домашняя хозяйка.

1931. – Учеба в общеобразовательной и музыкальной школах.

1937. – Окончание восьми классов, поступление в музыкальное училище им. Столярского.

1939. – Поступление в Одесскую консерваторию по классу фортепьяно. Одновременно работа солисткой джаз-оркестра в кинотеатре.

1941, июнь. – Добровольный уход отца на фронт. Мобилизация в армию старшего брата Георгия. В.Г. выступает в составе артбригады в военных частях. Ранение.

1941, октябрь. – Оккупация Одессы румынами и немцами. Работа певицей в ресторане «Одесса». Необходимость отмечаться всей семье в комендатуре по причине того, что Георгий Иванович был коммунистом. Возвращение попавшего в плен и отпущенного старшего брата Георгия.

1942, 5 июня. – Знакомство и дружба с румынским подданным, певцом Петром Лещенко. Обручение Веры и Петра.

1944, май. – Оформление брака с П.К. Лещенко в Бухаресте. Совместная концертная деятельность супругов.

1944, 31 августа. – Вступление советских войск в Бухарест. Выступления супругов с концертами в советских воинских частях. Учеба в Бухарестской консерватории.

1945, осень. – Возвращение в Одессу отца, потерявшего на фронте здоровье.

1948. – Смерть отца.

1951. – Арест мужа в Румынии. Увольнение В.Г. из Бухарестского театра через две недели после ареста мужа. Работа солисткой в ресторане.

1952, 2 июля. – Арест В.Г. в Бухаресте советскими службами, этапирование в румынский город Констанцу. Тюрьма. Следователь Соколов, обвинение в измене Родине.

1952, 5 августа. – Объявление приговора «тройки» под председательством полковника Русакова: расстрел, замененный 25-ю годами ИТЛ, 5 лет поражения в правах с полной конфискацией имущества (кроме аккордеона, подаренного В. Петром).

1952, ноябрь. – Этап в Днепропетровск в пересыльную тюрьму. Свидание с матерью и старшим братом.

1953, февраль. – Этап в город Ивдель Свердловской области. Распределение в культурно-воспитательную часть. Концертная и театральная работа в лагере.

1954, 12 июля. – Освобождение, получение билета до Одессы. Отсутствие работы, гастроли с тремя артистами оперетты в Сибири.

1955. – Работа во Всесоюзном концертно-гастрольном объединении.

1956. – Получение известия о смерти в Румынии Петра Константиновича Лещенко.

1957. – Оформление брака с Владимиром Андриановым, знакомого по Ивдельлагерю, заведующего постановочной частью Москонцерта.

1958. – Реабилитация.

1959, лето. – Концерты в Магадане, сердечная встреча с Вадимом Алексеевичем Козиным.

1960-е. – Солистка оркестра Бориса Ренского.

1966. – Смерть В. Андрианова.

1980-е. – Третий брак, муж – Эдуард Кумелан.

2009, 19 декабря. – Вера Георгиевна Лещенко скончалась в Москве. Похоронена на Перепечинском кладбище.

Многих и сегодня, спустя более полувека после смерти великого артиста, интересует биография Петра Лещенко. Этот человек оставил свой след в сердцах людей многих жителей бывшего СССР. Биография Петра Лещенко известна старшему поколению. Однако молодежь с этим артистом, как правило, незнакома. Предлагаем узнать о его жизни и творчестве, прочитав эту статью.

Родители будущего артиста

Петр Константинович появился на свет в 1898 году, 3 июля. Малая родина Петра Лещенко - село Исаево, расположенное около Одессы. Мария Константиновна, мать мальчика, была неграмотной бедной крестьянкой. Отца, который умер, когда будущему артисту было лишь 3 года, заменил Алфимов Алексей Васильевич, ставший отчимом Петра. Это был добрый, простой человек, который умел и любил играть на гитаре и гармонике.

Детские годы

Когда мальчику было 9 месяцев, он перебрался вместе с матерью и ее родителями на новое место жительства - в Кишинев. Петр до 1906 года воспитывался дома, а потом, как имевший способности в музыке и танцах, взят был в солдатский церковный хор. Коган, регент его, определил мальчика затем в 7-е приходское народное училище города Кишинева. Березовский в это же время определил его в архиерейский хор (Березовский был его регентом). Так к 1915 году Петр получил музыкальное и общее образование. Из-за перемены голоса в этом году он не мог участвовать в хоре и остался без средств. И Петр решил отправиться на фронт. Он устроился в 7-й Донской казачий полк вольноопределяющимся и служил в нем до ноября 1916 года. Биография Петра Лещенко продолжилась тем, что он был направлен в Киев, в пехотную школу прапорщиков, которую закончил в марте 1917 года.

Петр отправляется в армию и получает ранение

Воевавшая за Антанту Румыния начала терпеть поражения. Для помощи ее армии в числе мобилизованных Петр досрочно отправился на передовую. Лещенко после тяжелого ранения попал в госпиталь. Здесь он и встретил Октябрьскую революцию. Политическая ситуация в Румынии теперь изменилась: страна решила в одностороннем порядке давний территориальный спор, присоединив себе новые земли. В 1918 году (в январе) она оккупировала Бессарабию, принадлежавшую ранее России.

Первые годы после революции

Таким образом Лещенко Петр Константинович оказывается неожиданно для себя эмигрантом. Он работает и певчим, и столяром, и мойщиком посуды, подрабатывает в кафе и кинотеатрах. В 1918-19 годах, к примеру, Лещенко выступал как артист между сеансами в кинотеатрах "Сузанна" и "Орфеум".

После выхода из госпиталя Петр жил некоторое время у своих родственников. Лещенко до 1919 года работал токарем у частника, после чего служил псаломщиком в построенной при Ольгинском приюте церкви, а также был подрегентом церковного хора в кладбищенской и Чуфлинской церквях. В это же время он участвовал в вокальном квартете, а также пел в Кишиневской опере. В составе танцевальной группы под названием "Елизаров" (Антонина Канзигер, Товбис и Данила Зельцер) с осени 1919 года Петр выступал 4 месяца в театре Бухареста "Алягамбра". Затем он захотел увереннее себя чувствовать в танце, так как ощутил недостаток своей профессиональной подготовки. Петр решил поступить в Париже в балетную школу Трефиловой. Эта школа была в числе лучших во Франции. В 1923 году Лещенко уехал в Париж.

Встреча с Зинаидой Закис

Лещенко познакомился в столице Франции с очаровательной Зинаидой Закис, 19-летней танцовщицей. Она приехала вместе с хореографическим ансамблем из Риги в этот город. Через 2 года они поженились. После этого подготовили несколько совместных песенно-танцевальных номеров Зинаида и Петр Лещенко. Жена его была прекрасной классической балериной. Она исполняла и сольные номера.

Гастроли за границей и начало сольной карьеры

Дуэт супругов летом 1926 года гастролировал по странам Ближнего Востока и Европы и приобрел известность. Петр и Зинаида в 1928 году приехали в Кишинев, где Лещенко познакомил свою жену с отчимом, матерью и сестрами.

После того как Зинаида забеременела, ей пришлось временно оставить сцену, и Лещенко Петр Константинович стал самостоятельно выступать с концертными программами. В 1931 году, в январе, у Петра родился сын, Игорь Лещенко. Петр Константинович начал сольную карьеру в 32 года - далеко не юный возраст. Тем не менее его ожидал ошеломительный успех. Афиши всего Кишинева вскоре запестрели плакатами, извещающими о концертах этого артиста. И цветы, признания, овации посыпались со всех сторон.

Сотрудничество с известными композиторами

Певец подружился с Оскаром Строком, прославленным композитором, который был создателем популярнейших фокстротов, романсов, танго и песен. Именно ему удалось соединить интонации аргентинского танго с задушевностью и мелодичностью русского романса. Лучшие произведения этого известного композитора исполнил и записал Лещенко: "Синюю рапсодию", "Черные глаза", "Скажите почему" и другие романсы и танго маэстро. Он также работал с другими композиторами, например, с Марком Марьяновским, который был автором "Насти-ягодки", "Миранды" и "Татьяны".

Переезд в Бухарест и открытие "Нашего домика"

Лещенко в первой половине 30-х годов переехал в Бухарест на постоянное жительство. Здесь он пел некоторое время в кафе под названием "Галерея Лафайета".

Затем Лещенко, Кавура и Геруцкий открыли в 1933 году в Бухаресте небольшой ресторанчик и назвали его "Наш домик". Геруцкий вложил капитал и встречал гостей. Кавура, опытный повар, хозяйничал на кухне, а Лещенко создавал настроение в заведении, играя на гитаре. Мать и отчим Лещенко принимали гардероб посетителей. Хорошо пошли дела в "Нашем домике": недостатка в посетителях не было, в связи с большим их количеством пришлось даже задуматься о перемене помещения.

Ресторан "Лещенко"

Так на улице Виктория, главной улице Бухареста, осенью 1936 года открыт был новый ресторан под названием "Лещенко". Так как Петр Константинович имел большую популярность в городе, это место посещало изысканное румынское и русское общество. Гостям играл великолепный оркестр. Зинаида сделала хороших танцовщиц из сестер Петра - Кати и Вали. Выступали все вместе, однако Лещенко был гвоздем программы. В ресторанчике также начинала свою карьеру Алла Баянова, ставшая впоследствии знаменитой певицей.

Растущая популярность

Петр Лещенко, история жизни которого нас интересует, в 1935-40 годах сотрудничал с такими фирмами грамзаписи, как "Колумбия" и "Беллакорд". Он выпустил в этот период более 100 песен, разных по жанру. И по радио, и в ресторанах, и на вечеринках звучали песни этого певца. Пластинки Лещенко попали даже в СССР. Особенно много их было на черных рынках и базарах Прибалтики и Бессарабии, включенных в состав Советского союза в 1940 году. Однако они не звучали по советскому радио. Лещенко оставался по-прежнему эмигрантом.

Жизнь Петра Лещенко в Румынии

Петр Константинович был весьма уважаем, живя среди румын, хотя не испытывал к ним особой любви. Лещенко часто восхищался музыкальностью этого народа. Петр не курил, однако любил выпить. Его слабостью были хорошие вина и шампанское, которых было чрезвычайно много в ту пору в Румынии. Часто певца и владельца самого модного в Бухаресте ресторана встречали немного пьяным, что было почти незаметно в атмосфере ресторанного угара. Петр пользовался большим успехом у женщин и был неравнодушен к ним. О популярности Лещенко в это время говорит один интересный факт. Отец Михая, лидера династии, правящей в Румынии, король Карл часто привозил его в свой загородный особняк в бронированном авто. Ему нравились романсы Лещенко Петра.

Оккупация Одессы и посещение этого города Лещенко

В 1940 году прошли последние концерты этого артиста в Париже. В 1941 на Советский Союз напала Германия, Румыния оккупировала Одессу. Петра Лещенко вызвали в полк, однако он отказался воевать против своего народа. Тогда его судил офицеский суд, однако Лещенко отпустили, как популярного певца.

Прошел практически год с начала Великой Отечественной войны. В мае 1942 года певец Петр Лещенко приехал в Одессу. Он прибыл в этот город, оккупированный румынскими войсками, 19 мая и остановился в местной гостинице "Бристоль". 5, 7 и 9 июня Петр провел сольные концерты в Русском драматическом театре. Настоящий ажиотаж начался в городе: с раннего утра выстраивались очереди за билетами. Все концерты, по требованию командования Румынии, должны были обязательно начинаться с песни, исполненной на румынском языке. И лишь затем звучали знаменитые "Две гитары", "Моя Марусичка", "Татьяна". Концерты заканчивались "Чубчиком".

Знакомство с Верой Белоусовой

В это же время Лещенко впервые встретил Веру Белоусову, которая стала в дальнейшем женой певца. Стройная красивая девушка с аккордеоном покорила сердце Петра. Вскоре они начали выступать вместе.

Служба в Крыму и регистрация нового брака

Петра Константиновича в октябре 1943 года призвали в армию. Он работал в Крыму заведующим офицерской столовой и возвратился в Румынию с приближением советских войск.

Петр Константинович в мае 1944 года официально развелся со своей супругой Зинаидой Закис и зарегистрировал отношения с Верой Белоусовой. Он давал концерты после прихода Красной армии, играя в госпиталях, офицерских клубах, воинских гарнизонах. Также Петр Лещенко исполнял патриотические песни, посвященные русским девушкам, которые он сочинил сам, - "Надя-Надечка", "Наташа", пел песню "Темная ночь" Богословского, а также популярные в то время русские песни. Его новая жена выступала вместе с ним.

Изменение репертуара

Супруги с лета 1948 года выступали в различных кинотеатрах и кафе Бухареста. Затем они нашли работу в Театре эстрады, только что созданном. В это время Лещенко было уже более 50 лет. Его репертуар, в соответствии с возрастом, также изменился. Песни в исполнении Петра Лещенко стали более сентиментальными. Из программ постепенно ушли темповые шлягеры, такие как "Настенька" и "Моя Марусичка", появился вкус к романсам и лирике, окрашенным грустью и тоской. Даже в сделанных в 1944-45 годах пластиночных записях доминирует нерадостная тональность: "Колокольчик", "Бродяга", "Не уходи", "Вечерний звон", "Сердце мамы" и др.

Арест и смерть в тюрьме

В начале 1951 года Лещенко начал очередное ходатайство о своем возвращении на Родину, в СССР. Он был арестован в марте органами безопасности Румынии за то, что был офицером армии, в которой главнокомандующим являлся будущий советский орденоносец. К этому времени Румыния превратилась из "антинародной монархии" в Народную Республику. Лещенко, русский певец, умер в 1954 году в тюремной больнице Бухареста не то от отравления, не то от язвы желудка. На этом заканчивается биография Петра Лещенко, однако память о нем до сих пор жива.

Судьба родственников Петра

Белоусова Вера Георгиевна была арестована через год после этого. "За измену Родине" она получила 25 лет. Верховный суд СССР в июне 1954 года вынес решение освободить бывшую комсомолку за отсутствием состава преступления. Известно, что Белоусова в 1941 году пела защитникам Одессы. Вера Георгиевна - одесситка по рождению. Во время обороны этого города она выезжала с концертами на фронт и даже была ранена во время очередного выезда. Сейчас Вера Георгиевна полностью реабилитирована. Лещенко Вера Георгиевна выступала как певица, пианистка и аккордеонистка на многих сценах страны, пела в "Эрмитаже" в Москве. В середине 80-х она ушла на заслуженный отдых. Вера Георгиевна умерла в 2009 году в Москве.

Валентина, сестра Петра, однажды видела брата, когда его вел по улице конвой рыть канавы. Свою сестру заметил и плакал Петр Лещенко.

Дети этого певца и их судьба также интересуют многих. Поэтому нельзя не упомянуть о том, что его сын Игорь был прекрасным балетмейстером, работавшим в Бухарестском театре. Он умер в возрасте 47 лет.

(1898-1954) русский певец

На протяжении многих лет, имя Петра Константиновича Лещенко оставалось под запретом, что, впрочем, никак не отразилось на популярности его песен. Иногда дело доходило до казусов. Например, фокстрот Лещенко «Андрюша» в исполнении К. Шульженко стал несомненным шлягером конца тридцатых годов. Газеты писали, что эта песня «подходит для воспитания советской молодежи», и в то же время самого певца официальная пропаганда именовала не иначе как «буржуазной отрыжкой».

Петр Лещенко родился в небольшом селе Исаево на самой границе России и Бессарабии. Когда Петру исполнилось три года, его отец неожиданно умер, и матери пришлось перебраться в Кишинев. Там она вскоре вновь вышла замуж за А. Алфимова, который и стал для Петра настоящим отцом.

Отчим первым заметил музыкальную одаренность мальчика и дал ему начальные уроки музыки. Чуть позже, опять-таки по инициативе Алфимова, Лещенко приняли в хор кишиневской православной церкви. В 1905 году семилетний мальчик уже самостоятельно зарабатывал, получая хлеб за выступления перед солдатами.

В течение нескольких лет Петр Лещенко учился в Кишиневской семинарии, где был прекрасный хор. В конце 1910-х годов, чтобы помочь семье, он начал выступать в иллюзионе «Орфеум»: танцевал между сеансами лезгинку и бросал в цель кинжалы. Правда, петь самостоятельно он в то время еще не решался.

В июле 1914 года, когда началась Первая мировая война, Петра Лещенко призвали в армию и направили в школу прапорщиков. После непродолжительной учебы он оказался на фронте, но не прошло и месяца, как его ранили, и он попал в госпиталь. Там Лещенко встретил Октябрьскую революцию и неожиданно для себя оказался эмигрантом, так как Бессарбию захватили румынские войска.

В поисках заработка он вместе с родителями и двумя младшими сестрами переехал в Бухарест, где семья купила маленький ресторанчик. Работать пришлось всем: Лещенко выступал с отдельными танцевальными номерами и в дуэте с матерью, которая неплохо пела. Чувствуя, что ему не хватает мастерства, он начинает усиленно заниматься вокалом и хореографией.

В середине двадцатых годов, по совету отчима, он отправился в Париж, где выступал в русских ресторанах, а также играл в составе балалаечного оркестра «Гусляр».

В начале 1926 года Петр Лещенко знакомится с танцовщицей 3. Закис, которая в то время только что закончила балетную школу. Вскоре они поженились и отправились в гастрольную поездку по странам Европы как дуэт «Петрушка и Розитта». Теперь Лещенко уже не только танцует, но и поет, а когда понял, что публике нравится его пение, оставил танцы и стал исполнять популярные песни.

Летом 1928 года вместе с женой они приезжают в Румынию и начинают выступать в известном бухарестском ресторане «Вишой». Здесь они провели два года, а потом уехали в Латвию к родителям Закис.

В Риге Лещенко выступает в «Дайлес театре», в кинотеатре «Палладиум» и в кафе, принадлежащем его тестю. Там его услышал известный скрипач Г. Шмидт и познакомил с композитором Оскаром Строком . Знакомство вскоре перешло в тесную дружбу, и со временем Строк становится постоянным автором всех песен Петра Лещенко.

Кроме того, Строк помог ему заключить контракт с фирмой «Юнгер и Файерабенд», которая представляла в Латвии известную немецкую граммофонную фирму «Парлофон». После прослушивания, дирекция фирмы предложила Лещенко отправиться в Германию для записи песен на пластинки.

Оставив в Риге жену вместе с только что родившимся сыном, Петр Константинович Лещенко уехал в Берлин, где записал несколько песен, которые вскоре были выпущены в грамзаписях. После этого к нему приходит известность, но он продолжал выступать в кинотеатрах и небольших ресторанах, т. к. не обладал сильным голосом, необходимым для выступлений в больших залах.

Популярность певца продолжала расти, Лещенко приглашали для записи пластинок в студии известнейших фирм - «Коламбия», «Электрекорд». Обычно певец проводил зиму в Бухаресте, а на летние месяцы приезжал в Ригу, где выступал в ресторанах, расположенных на взморье. Там в 1933 году его услышали два английских антрепренера, которые и пригласили певца в Лондон. Концерт Петра Лещенко прошел с таким успехом, что он вскоре повторил его на Би-Би-Си, где также была записана пластинка. Любопытно, что среди тех, кто восторженно отозвался о выступлении Лещенко, был и русский князь Феликс Юсупов .

Через год певец получил новое приглашение в Англию. Он выступал в самых престижных ресторанах столицы: «Трокадеро», «Савой», «Палладиум». Пластинки с записями его песен продавались по всей Европе. Иногда они попадали и в Россию. Песни Петра Константиновича Лещенко на мелодии О. Строка «Скажите, почему», «Давай простимся», «Не уходи» входили в репертуар ведущих артистов русской эстрады - В. Козина, Л. Утесова, И. Юрьевой. В одной из рецензий говорилось, что эти песни отражают настроение «устремленной в будущее советской молодежи».

В то же время самого Лещенко не переставали клеймить и критиковать в официальной советской печати. А название одной из его песен «Черные глаза» даже использовали в качестве заглавия одной из рубрик в сатирическом журнале «Крокодил» как символ буржуазной культуры.

Хотя Петр Лещенко и не обладал большим голосовым диапазоном, он привлекал внимание своей эмоциональностью, непосредственностью переживаний, умением подать даже примитивный текст. Вместе с А. Вертинским его можно считать основоположником театра песни на отечественной эстраде.

Показательно, что в конце тридцатых годов, когда в Румынии было официально запрещено выступать на русском языке, Лещенко продолжал петь только по-русски. В Белграде он записал на пластинку программу из советских песен, которая открывалась песней «Широка страна моя родная» на музыку Дунаевского .

Репертуар певца был разнообразен: он исполнял русские и украинские мелодии, вставлял новинки советской эстрады, в частности произведения братьев Покрасс.

В конце тридцатых годов Петр Лещенко открывает в Бухаресте собственный ресторан. Там начинает выступать оркестр под руководством композитора Ж. Ипсиланти, жена которого - А. Баянова - пела вместе с Лещенко. Интересно, что во время выступлений певца посетителям строго запрещалось есть и пить.

Казалось, в жизни артиста наконец наступило время спокойной работы. Но с началом Второй мировой войны все изменилось. Когда Румыния объявила войну СССР, Петра Лещенко призвали в армию, но он отказался воевать против своего народа. Власти побоялись привлечь его к ответственности и предпочли оставить в покое. Как только румынские войска заняли Одессу, Лещенко стал добиваться разрешения приехать в город с концертами.

Весной 1942 года немецкие власти разрешили концерт Лещенко в зале русского драматического театра. Певец выступал в сопровождении оркестра Одесской оперы. Этот день стал поистине триумфальным в его карьере. По требованию публики Петру Лещенко пришлось повторить концерт на следующий день, а затем еще несколько раз.

В Одессе он познакомился с В. Белоусовой, которая на время концертов стала его концертмейстером. Вскоре Лещенко увез ее в Бухарест, развелся с первой женой и женился на Белоусовой.

Во время войны он часто приезжал в Одессу и выступал в самых разных залах: здании биржи, ресторанах, в частных домах. Сразу же после входа в город советских войск он предложил свои услуги новым властям.

Его предложение приняли, и Петр Лещенко вновь начал выступать с концертами. Более того, певец начал хлопоты о возвращении в СССР. Но в марте 1951 года его внезапно арестовали по обвинению в сотрудничестве с фашистами и поместили в лагерь для военнопленных неподалеку от румынского города Брашов.

Только через девять месяцев жена Лещенко смогла добиться свидания. Белоусова пыталась помочь мужу, но вскоре и сама была арестована и отправлена в СССР. В 1954 году Белоусова была освобождена, ей разрешили вернуться в Москву. Там она и узнала, что Лещенко погиб в лагере.

Только в 1990 году в СССР была выпущена первая пластинка с записями Петра Константиновича Лещенко, а в 1998 году заложена памятная плита на «звездной аллее».