Почему нельзя рисовать глаза? Портреты, меняющие судьбы

Почему в Исламе нельзя изображать людей и животных?

Гульнара Каримова.

Это связано с таинственным влиянием рисунка на психику человека.

Коран не рекомендует этого делать в связи с тем, что человек начинает поклоняться не Аллаху, а животным и людям. Так, изображение животных будит в нас животные инстинкты: на гербах, майках, в виде наколок на теле — все это попытка перенять их качества. А изображение людей /особенно, обнаженных тел/ заставляет забывать о Боге и провоцирует безумие.
Меж тем, рисунки природы успокаивают, и увеличивают восхищение ее Творцом.
Есть много примеров, когда картины людей и животных вызывали психические отклонения.
Так, у народов крайнего севера и различных островитян религиозным культом является шаманизм, где поклоняются фигуркам животных и людей. За время существования этих культов, его жрецы — колдуны научились использовать магическую силу искусства их изображения и во вред человеку. Печально известны по этому поводу африканский культ вуду, европейские друиды и волхвы на Руси, которые использовали различные тотемы для причинения вреда здоровью людей. Например, американцы заметили, что некоторые маски, купленные в Африке или на южных островах, где есть культ вуду, приносили трагическую судьбу их владельцам. Многие из них поражались серьезными психическими недугами или заболевали раком. Хотя современная медицина не связывает это напрямую с масками, но больные чувствовали, что это так.
Интересно, что когда Америка юридически узурпировала государство, порабощенная страна мстила таким способом.
Есть картины, в том числе и мировые шедевры со странной судьбой: они приносят несчастье своим владельцам в течение многих столетий. Среди них:
«Джоконда» Леонардо да Винчи. Замечено, то она лишает людей жизненой силы. Первым это отметил писатель Стендаль, жаловавшийся после любования ею на упадок сил. Работники Лувра утверждают, что отсутствие туристов заставляет картину тускнеть, а когда они приходят, краски становится ярче и улыбка отчетливее.
«Венера у зеркала» Диего Веласкеса — приносила разорение всем своим хозяевам.
«Крик» Эдварда Мунка, где изображен кричащий человек, приносила смерть тем, кто был с ней как-то связан.
С картиной «Поклонение волхвов» Питера Брейгеля старшего связывают бесплодие в семьях тех, кто ее покупал.
Список можно продолжить и среди русских полотен. Похожим действием обладают картины «Портрет Марии Лопухиной» В. Боровиковского и «Женщина дождя» С. Телец.
Все картины объединяет то, что на них изображены люди. И если доказать их пагубную судьбоносность научно нельзя, то ведь на психику-то они влияют. Народ обычно такое замечает, а он никогда не ошибается.
Есть и обратное наблюдение: люди, которых рисовали на картинах, долго не живут. Например, Рембрандт пережил двух жен и всех детей. Саския, знакомая всем по “Данае” и “Флоре”, умерла через 8 лет после свадьбы. Рембрандт много рисовал и детей — трое из них умерли в младенчесвте. Единственный выживший — Титус умер в 27 лет. Вторая жена — Хендрике Стоффельс, излюбленная модель художника, также быстро скончалась.
У Рубенса моделью его знаменитых мадонн была жена Изабелла. Умерла в 35 лет. Дочь — в 12.
Для самых знаменитых картинах испанца Гойи — “Обнаженная маха” и “Одетая маха” позировала герцогиня Альба, которая скончалась через три года после этого.
Илья Репин боготворил писателя Гаршина. С него рисовал царевича в знаменитой картине об убийстве Иваном Грозным сына. Потом сделал блестящий портрет писателя. Вскоре Гаршин бросился в пролет лестницы.
Первый художник последних десятилетий России Илья Глазунов часто рисовал свою жену Нину. Нина Виноградова-Бенуа выбросилась из окна.

Комментарии к публикации: 30

    Считаю, что всетаки по современным принципам изображать можно, конечно, если на фото все нормально, а не в плохом смысле.

    Здравствуйте, уважаемый Рауль Хабибуллович!скажите, а как относиться к фотографированию? Ведь мы фотографируем своих детей с рождения, потом любуемся их изображениями.Кто-то вешает портреты на стену.Не вредит ли это им? Есть же в Исламе какое-то мнение об этом, наверное?

    Да не вредит, не вредит

    Считаю что если девушка-женщина фотограыируется, то должны быть с покрытой головой и плечами как и полагается в исламе

    Аллах хотел защитить женщин от мужской агрессии против них, поэтому хотел, чтобы женщины закрывали свое тело, Коран был послан в то время, когда мужчины женщин за людей не считали. новорожденных девочек живьем закапывали,если были не нужны родителям. А современным женщинам уже не угрожает мужская сексуальная агрессия, они с веками ослабли настолько, что вымирают уже, а все пыжатся. Современная женщина больше подвержена и изучать арабский язык и читать Коран. Посмотрите статистику: сколько мужчин учатся и сколько женщин учится читать Коран. Мне очень жаль, что Создание Аллаха человек в вечном поиске кто сильнее.

    Вчера привозил в Уфу своих ребятишек на экскурсию. Пока они крутились в гостином дворе, я зашел книжный магазин «Белая река» на улице Ленина. В отделе религиозная литература вижу две новые толстые книги, написанные московским муфтием Равилем Гайнутдином, и на обеих книг его портреты. У своей сестры, которая живет в Уфе, увидел первый номер глянцевый журнал «Мусульманка», а на обороте первой страницы опять-таки его же портрет. На мой вопрос, почему в женском журнал размещен портрет мужчины, она пожала плечами, вдруг покраснела, хотя у меня и мыслей не было на какие-то там намеки …

    Объясните, почему он развешивает свои портреты в женских журналах? Может быть это делают специально враги ислама, чтобы оскорбить такого выдающегося человека?

    Уважаемый Ильдар! Мне кажется не стоит зацикливаться на таких мелочах. Вы же сами видите, что вытворяет наша эстрадная элита. Чего только не наговаривают они сами на себя, почитаешь – одна мерзость, поэтому лично я телевизор давно уже не смотрю, а за новостями слежу через Интернет. Сегодня мусульманская Церковная элита – это же не какие-то там святоши, а вполне нормальные политики. К исламу они никакого отношения не имеют, потому что Ислам без политики – это уже абсолютно другая религия, Религия с большой буквы и расшифровывается о на как «восстановление связи». Слово «Ре» на греческом означает «восстановление», а слово «лигос» — связь. Спрашивается, кем восстановление связи? Ответ: «С Богом, с Аллахом, естественно». Еще в 8 веке Хазрат Хасан Басри (умер в 782 году) на вопрос: «Что такое ислам, кто такой мусульманин?», ответил: «Ислам в книгах, а мусульманин в могиле». (См. «Тазкират ал-аулийа, или Рассказы о святых», автор Фарид ад-дин Аттар — звезда на духовном небосклоне.) «Тот факт, что мусульманская община до сих пор не в состоянии занять в мире то место, которое отвел ей Сам Аллах, служит лишь доказательством, что она избрала путь отличный от указанного в Коране. Она до тех пор не сможет выполнить свою задачу в мире, пока вновь не покажет готовность послушно принять руководство Аллаха».

    Респект тебе, Рауль, за ответ Ильдару! Читая его, я вспомнил анекдот: День 8-го Марта. В зале народ, в президиуме -ударницы труда, предколхоза пьяный в стельку. Ведущий поздравляет передовиц, награждает их грамотами… "Вот Марьивановна, говорит он, отличная доярка, дом, свое подворье благодаря советской власти. А кем она была до революции? Правильно, товарищи женщины, голь перекатная… Матрену Васильевну возьми, тоже бывшая нищета, хлеба досыта не ела, а ныне свинарка, живет себе кум-королю, да сват министру. Председатель колхоза во все время разговора, поддергивая ведущего за полу пиджака, шепчет: «Ты про меня скажи, про меня…. Ведущий в том же духе продолжает говорить о передовицах, а председатель все достает его и достает, зал слышит и тихо посмеивается. Наконец ведущему все это надоедает и он произносит: «Или вот возьми нашего Ваньваныча. Кем был до революции? Правильно -дурак дураком, а сейчас кто? — Председатель колхоза…

    На вопрос художника, который сказал, что он зарабатывает на жизнь, делая изображения людей, посвященный ответил так: «Того, кто создаст (какое-либо) изображение (любое существо, в котором есть дух) Аллах станет подвергать мучениям до тех пор, пока он не вдохнет в него дух, а он не (сможет сделать этого) никогда. Но если ты хочешь непременно и дальше заниматься этим, то тебе следует (изображать) деревья и все то, в чем нет духа».

    Одной фразой Асия ответила на все вопросы!)))

    Давно искала эту информацию, спасибо.

    А фотографироваться можно? У меня сестра не фотографируется даже в хиджабе.

    А может если бы можно было бы рисовать людей животных мир узнал бы много других -Леонардо да Винчей,Рембрандов,Серовых среди Исламского мира. Может тогда в мире больше было бы добра,цивилизции,а не злости,мести!

    Я хочу рисовать людей, человека, но я знаю что в Исламе нельзя рисовать... Все таки рисовал зная!? Но у меня не был таких...

    Ислам-древняя религия, и многие положения его противоречат здравому смыслу современного человека. Сейчас мало кому придёт в голову нарисовать лягушку и поклоняться ей как идолу. Рисовать Аллах запретить не может. Но вот поклоняться идолам затмевающем веру в Аллаха возбраняется.

    На днях вопрос мне задали Почему в исламе запрещено изображать людей? Люди созданы по подобию Божью, а его видеть нельзя, соответственно и изображать. Запрет не мешал рисовать людей в исторических хрониках и картинах.

    В Исламе запрещено изображать пророков, ангелов, полководцев или ученых. А как сохранить память о них для последующих поколений? Каковым должно быть почитание по-настоящему великих людей?

    В его делах, в книгах, в памяти.

    Я вот рисовала животных...потом узнала что нельзя...что мне теперь делать с этими рисунками?((

    Алейкум ассалям, Амина! Ничего не делайте. Аллах судит человека по намерению, если вы не знали о запрете на эту тему, то и нарушение ваше было неосознанным, а это совсем иная степень вины. Это не злостное нарушение. В этом случае достаточно почитать дуа и попросить прощения у Всевышнего. Здесь нужно знать вот ещё что. В Исламе запрет с изображением живых существ — людей, животных связан с тем, что художник всегда рисует им глаза, которыми пытается оживить рисунок, а это по религиозным канонам подвластно только Аллаху. Поэтому поступая так, художник как бы начинает конкурировать с Богом в попытке наделить неживые вещи душой. Есть хадис в котором пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит о том, что такие люди за соперничество с Творцом попадут в Ад, и там их будут заставлять оживлять свои произведения. Они этого не смогут сделать и будут наказываться за это. В общем будут страдать за это. Вот такая история. Поэтому в Исламе принято украшать вещи — ковры, посуду, мечети орнаментом из геометрических фигур. А на картинах изображать природу. Евреи, у которых также присутствует запрет на такого рода живопись, вышли из положения по-другому: они придумали абстракционизм. Всё это говорит о том, что человеку Богом дано лишь высказывать мысль, которую можно передавать и в виде рисунка. То есть при помощи линий, фигур, красок. Видимо, в этом и есть предназначение живописи с точки зрения Ислама. Символика стимулирует воображение и открывает ворота в духовный мир. А оттуда человек, по замыслу Аллаха, и должен был скачивать свои открытия. Ведь открытие — это то, что открыто нам Богом из Его Небесной скрижали. Невидимое приводит к невидимому, поэтому мысль, изложенная в виде символов, одних лишь намёков, и приводит нас к божественному источнику знаний. А мысль, изложенная видимо, наоборот, закрывает глаза разума, останавливая мышление на видимом. Поэтому такая живопись относится к самообольщению и не приводит к доброму. И в вашем случае не имеет смысла уничтожать свои рисунки, как кто-то может подумать, нужно сделать своим намерением изменить форму изображения мысли на холсте. У художников это называется по-другому видеть.

    А что если я нарисовала голову человека, но он был некрасивым и не очень реалистичным, хотя я примерно немножко знала, что рисовать людей нерекомендуется, но о том что это грех и запрещено, этого я не знала. Что мне делать с рисунком, стереть, выбросить, порвать или цже поздно?

    Помогите мне пожалуйста. С самого ранего детства я живу с мечтой рисовать и работать аэрографистом!я шла к своей цели,потратила много мил и времени,вышла замуж приняла Ислам и узнаю...что рисовать это грех!я люблю рисовать животных т.к восхищаюсь ими как творением Всевышнего,их красотой и грацией.теперь я нахожусь в глубокой депрессии...я жила с этим всю жизнь,и теперь я не могу этого делать?мне очень плохо...

    Просто выведите это искусство на новый уровень понимания. Насколько мы знаем, аэрография — это стиль фэнтэзи. Но и в Исламе это принято. Вспомните хотя бы сказки «Тысяча и одна ночь», с их циклопами, птицами Рух, и другими фантастическими животными... Настоящий художник всегда рисует невидимое, тогда он совершает открытия, и его картины становятся великим. Возьмите для примера картину японского художника Кацусики Хокусая «В морских пучинах Канагавы», которую журналисты в 20 веке окрестили «Большая волна в Канагаве». На картине изображена огромная волна, нависшая над лодкой близ префектуры Канагава. Ещё в 18 веке Хокусая отобразил на ней редкое явление природы: каждый фрагмент волны (брызг, капля) на картине повторяет очертания всей гигантской волны. Сначала современные учёные-физики запротестовали, мол, не бывает такого явления, а потом обнаружил, что бывает! Он только раз взглянул на неё, запечатлел в мозгу, и образно передал научное открытие, как художник. Вот к этому надо стремиться — увидеть что-то новое. Этим настоящие произведения искусства отличаются от ремесленничества. Это общий принцип для всех, кто хочет рисовать, независимо от того, что он рисует.

    В Исламе же так: Аллах судит человека по его намерениям (прекрасный суд!). Поэтому сначала введите предполагаемую картину в ранг намерения, абстрагируйтесь, поймите, что вы на самом деле хотите нарисовать, и вам сразу откроются все плюсы и минусы вашей работы, одновременно станет ясным и то, что Всевышний хочет от вас. Исходите из того, что все запреты в Исламе имеют свой смысл. Ибо Аллах желает облегчить нам жизнь, а не отяжелить её. Он хочет нас научить тому, как делать что-то правильно. И лучше. Картины мусульман не зря построены на орнаментах. Если хотите — это математика в живописи, её формулы, закодированные в геометрических фигурах, сама научная основа изобразительного искусства. Но вам необязательно делать всё также, то есть передавать рисунок орнаментом. Просто поняв сам принцип того, что вы хотите отобразить, вы сможете сделать это и более изящными, плавными и природными формами. Иногда достаточно цветом и линией передать саму мысль. Возможно, этому стремится научить нас Ислам, вводя ограничения на что-то? И возможно, следуя им, вы откроете новое направление живописи, или даже новый вид её. Так Аллах учит нас мыслить. Надеемся, что были понятны и помогли вам.

    Спасибо большое вам за ответ.но,аэрография-это не совсем фентази.это изображения того,что захочет заказчик.так же могут попросить нарисовать как и природу,так и животное или человека.в депрессии я потому,что когда я рисую,моя душа наполняется светом и теплом,мне хочется совершать добрые бескорыстные поступки.а без этого,я чувствую себя никчемной,ни на что не способной.свои самые лучшие работы,я планирую продать на ежегодной ярмарке,и все вырученные средства направить на лечение больных деток,капля в море,но все же.лучше всего у меня получаются животные,но я безусловно хочу расти,хочу писать пейзажи и что то придумывать.но пока могу рисовать только с фото,набираюсь опыта...начинаю читать литературу с анатомией,перспективой и т.д.чтобы рисовать из головы.орнаменты я точно рисовать не смогу,т.к это требует определенной точности.и о намерениях,Всевышний же знает,что в моем сердце и душе...что каждый раз когда беру в руки карандаш,я благодарю его,за то,что он дал мне такой талант.что восхищаюсь красотой всего того,что он создал.ведь он не просто так дал мне эту возможность?

    Занимаюсь иногда, наплывами,резьбой по дереву.Я и не знал,что запрещено людей и животных образ производить в дереве.Но,последний образ «Хранительница очага»пришел образ,беременной женщины,без лица,выводить прекрасную структуру дерева мне всегда нравилось.Можно ли образ без лик?Это как манекены.

    Яков написал: «Если честно, то статья совершенно неубедительная. Учитывая, что художников сотни тысяч, можно сделать любую выборку. Обязательно найдётся десяток тех, кто прожил мало; десяток тех, от кого отвернулась удача; и десяток тех, кто позировал для картин и не нажил счастья. А как быть с остальными, которые были успешны и счастливы, рисуя людей и позируя? Если бы была хоть какая-то закономерность, говорящая, что художники все как один получают несчастье в наказание от Бога, то уже бы никто и не рисовал. Мне так кажется».

    Но это ведь классика, Яков. То есть на примере более известных и «успешных» показано, чем такие кончают. Остальные, менее именитые на этом поприще, только повторяют в какой-то степени судьбы этих людей. Не бывает людей, живущих совершенно безоблачной жизнью. Как вы думаете почему? Причина этого указана в Коране:

    И не посылали Мы до тебя посланника никакого или пророка без того, дабы, когда грезил он, не бросил Сатана в грёзы его что-либо. Аллах же стирает то, что подбросит Сатана, потом разбирает Аллах знамения свои. Ибо Аллах Знающий, Мудрый! (22:52).

    То есть, когда у человека дела идут хорошо, и есть причина помечтать, он начинает преступать пределы дозволенного Богом. Только каждый в своей области, и это психологически знакомо любому. И тогда Бог наказывает человека. Отсюда неприятности, неудачи и даже смерть, в зависимости от степени вины. Этот аят — та же классика. Ибо здесь ситуация приведена на примере пророков — то есть лучших из людей. Но и они страдали отклонениями в поведении, правда, потом, обращаясь к Аллаху, и «стирали» свои лукавые фантазии. А после прозревали о смысле своих ошибок, и начинали понимать, к чему те могли бы привести. Так и надо было делать если не туда пошёл, ибо слаб человек. Человек создан был жить в Раю, а живёт в Аду, только потому, что преступает границы нравственности, установленные ему Богом.

    По аналогии с аятом, мы привели такие данные, но на примере лучших из художников. Как бы взяли частный случай сказанного в аяте. Получился тоже классический пример, но для художников. И если сделать выборку из жизни остальных живописцев, то мы увидим, что они будут лишь уменьшенными копиями своих кумиров. То есть в точности повторят их судьбы, но в минимизированном варианте. Иначе говоря, для большей убедительности нужно отдельное социологическое исследование.

    Ассаляму Алейкум! У меня один вопрос, пожалуйста ответьте на него... Я люблю рисовать, особенно людей, я много изображала глаз... Очень много... Когда люди говорили, что нельзя изображать глаза, я подумала, что это просто еще одна примета людей и не обратила внимание. Я боюсь Ада... И греховных деяний, потому, что из-за них я не увижу лика Аллаха... Я знаю, что я встречусь с Аллахом... И я боюсь ответа пред Ним...

    Ради Аллаха, дайте фетву на эти рисунки, что мне с ними сделать? Скажете сжечь, я их сожгу ради Всевышнего... Выбросить?! Сделаю ради Аллаха! Я оставлю это деяние ради Него... Но, что мне делать с теми, что уже нарисованы?!

    Я очень хочу увидеть лик Аллаха в Фирдавсе... Но если это деяние введет меня в Ад... То я не смогу увидеть лик моего Возлюбленного... Тогда я не смогу увидеть лик моего Всевышнего...

    Благодарю Вас за внимание... Я буду ждать Вашего ответа на мой вопрос

    Валейкум салам ва рахматуллахи ва баракятуху, Нигинабону ханум. Альхамдулиллях, мы рады за Вас, что Вы так искренне переживаете по поводу того, что ранее совершали по незнанию и хотите исправить положение. Всевышний Аллах прощает кающихся искренне. Вам в поддержку хочу привести несколько хадисов:

    Хадисы о грехах и покаянии

    Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Люди, кайтесь пред Господом вашим! Я, поистине, [не потому, что грешу, а в назидание и в пример вам] прошу прощения у Бога [говоря «астагфирул-лах» («прости меня, Аллах»)] и возвращаюсь к Нему (каюсь пред Ним) более семидесяти раз в день».

    Не нужно грешить, дабы молить Господа миров о прощении и каяться пред Ним. Говоря «астагфирул-ла» («прости меня, Господи»), верующий человек старается быть ближе к Богу, чаще вспоминать о Нем.

    Если же верующий совершил грех, оступился, забылся, то ему непременно следует раскаяться, вознамериться более подобного не повторять и, что очень важно, не волочить эмоциональную тяжесть греха за собою по жизни, а это делают некоторые новички в вопросах веры и религиозности. Напомню слова, переданные пророком Мухаммадом (да благословит его Всевышний и приветствует): «Сатана сказал Господу: «Клянусь Твоим могуществом и величием! Я не перестану вводить в заблуждение [побуждать к греху] рабов Твоих (людей), пока их души не покинут тела [до последних мгновений жизни]!» Господь миров ответил: «Клянусь могуществом Своим и величием! Я не перестану прощать их (людей) [грехи и проступки, совершенные преднамеренно], пока они просят у Меня о прощении [раскаиваются в содеянном и не имеют намерения повторять это впредь]».

    Сподвижник пророка Мухаммада Ибн Мас‘уд однажды сказал: «Поистине, верующий (му’мин) видит свои грехи подобно тому, кто сидит под огромной скалою и боится, что она вот-вот может обрушиться на него. Ощущение же греха порочным человеком - муха, задевшая его нос, пролетая мимо».

    Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Раскаявшийся в грехе [бесповоротно оставивший его, сделавший все возможное, чтобы впредь его не повторять] подобен тому, на ком [этого] греха нет [как будто этот грех он никогда не совершал. Если Аллах полюбит кого-то [за его благие дела и устремления, за обязательность пред Ним и людьми], то грех [после искреннего раскаяния] не причинит ему вреда». Затем процитировал аят из Корана: «Поистине, Аллах любит искренне кающихся и любит очищающихся [внимательных в соблюдении духовной и физической чистоты]». У Пророка спросили: «Каков признак покаяния?» Он ответил: «Сожаление».

    Что касается вынесения фетв, то мы ведь не уполномочены на это. Мы даем общее направление мысли, как следует понимать Коран, хадисы. Главное, что Вы раскаялись и подчинились хадису пророка (с.а.с.),перестали рисовать недозволенные изображения и не намерены делать этого впредь. А как поступить с тем, что уже нарисовано — решайте сами, используя разум, данный Аллахом, делайте дуа и просите Его подсказать Вам. С искренним уважением и добрыми молитвами Тимур хазрат Имаев, сотрудник НИЦ «Нур». [email protected]

    Можно ли нарисовать кого либо но без глаз

    Ассаляму Алейкум!

    Меня мучает вопрос-можно ли рисовать мультяшных персонажей?

    Которые похоже на реальных людей но отличаются глазами,носом,формой лица и т.д.

Почему-то в эти дни в моей ленте и моими друзьями в личных беседах очень часто поднимается тема заимствования в рисовании. Про этику, плагиат и прочее. А незнакомые люди спрашивают: «можно ли рисовать с фотографий?» и, в частности, «можно ли рисовать с фотографий, найденных в интернете?» .
Я же всё никак не могу приступить к ответу, поскольку же, да, можно. И вот тут вы радостно закрываете это окно и бежите обводить фотографии, а ведь за этим «да» идет довольно много «но» .


Почему это может быть не только можно, но и нужно:
Как бы там ни хотелось некоторым авторам и критикам внушить, что «настоящий художник обязан всё рисовать из головы», иначе он не художник, это не так. Не обязан художник знать, как выглядел костюм придворных при конкретном правителе и чем отличался от костюмов тех, кто чуть выше или чуть ниже рангом. А это строго регламентировалось. Да ладно, можно так сложно не ходить — чтобы нарисовать статую свободы, автомобиль, да даже правильно стоящую стопу — нужно изучить то, как это выглядит. Понятно, что в случае со стопой мы всегда можем попросить соседа, встать перед зеркалом или сфотографировать свою конечность для изучения.
Но частенько нужной натуры у нас просто нет под рукой. Для этого мы и берем книжки и гугл и изучаем. Много фотографий, чтобы посмотреть со всех сторон — размеры, пропорции, пластику линий, фактуру и прочее.
Да, ок, можно включить воображение, но на достоверности можно поставить крест. В итоге получается что-то совершенно условное. Да, авторское, но у зрителя не возникнет нужного узнавания. Даже если мы говорим о фантазийный сценах. Если наш персонаж идет по траве, не какой-то условной траве, а похожей на осоку, например, надо пойти и посмотреть, как выглядит эта осока.
Какую бы тему вы ни рисовали, источники всегда будто ощутимым подспорьем. Вы можете стилизовать, играть с деталями, но не имея этих деталей, нам нечем играть.

Аспекты, которые могут всех тут смущать:

Юридический.

Интернет создает иллюзию того, что раз можно скачать, оно теперь моё, но ежу понятно, что у любой картинки есть автор. И этот автор может вполне законно возмутиться. И тогда вам настучат по голове. Не здорово. Поэтому не срисовывайте одну картинку один к одному. Работайте с несколькими, работайте с композицией, стилем, цветом, деталями. Фотография — вспомогательный источник. Основные — ваш мозг, воображение и мастерство.

Этический.

Достоевщина, Ах, какой же я художник, если не могу изобразить все, что взбредет в голову? Всё — не можешь. Смирись. Что-то можешь — и это уже хорошо. Не хватает знаний? Получай! Это такой же образовательный момент.

Технический. Тот, что больше всего смущает меня.

Почему? Рисовать с использованием референсов — не значит обводить фотографии. И уж тем более, чужие рисунки.
Давайте, возьмем первую попавшуюся понравившуюся фотографию и обведем.
Что мы получим в итоге? Широкая грудная клетка, не понятно откуда растущие конечности. Без знания анатомии, без анализа и переработки увиденного не получится убедительно. Жанр «я красиво обрисовал фотку в векторе» оставим в двухтысячных, сейчас это никому не интересно. Как гиперреализм, созданный с помощью проектора.

Как это делать правильно?

— Думать головой
— Включать воображение. Идея вашей работы не в том, чтобы скопировать чужое. Задача — наполнить достоверными деталями своё.
— Изучать композицию, анатомию, перспективу, светотень, цветовые гармонии и прочее то, что маст.
— Качать мастерство с помощью живых зарисовок.
— Использовать нужную вам и вашей задумке степень условности. Не умеете рисовать анатомически верно? Стилизуйте! Упрощайте! Делайте плоским. Меняйте пропорции. Но опять же осознано, ваша цель — сделать убедительно.

Чего не надо делать?

— Не обводить фотографии. Оно по всем трем пунктам попадает — и юридически опасно, и этически сомнительно, и технически слабо выходит. Используйте фото как вспомогательный источник, а не основной.
— Не пользоваться только одним изображением в качестве источника. Знания это не даст, зато выдаст вас с потрохами.

Каждый рисунок, каждый проект может сделать нас лучше.
Тем более, что на стоках мы сами себе хозяева и можем сами ставить себе задачи.
Кто-то тут скажет, что у него цель сгрести побольше бабла, а не какое-то там мифическое развитие, а я отправлю таких подальше. В блоги тех, ко пишет, что стоки — это легко и для всех. Я же скажу, что именно качественно иной уровень сможет выделить ваши работы тиз океана прочих.

Хотела проиллюстрировать материал специальными картинками, но прямо сейчас хочется рисовать то, что рисуется, а не учебные материалы, простите.
Будет эскиз в цвете из рабочего проекта. С учетом того, что рисовала явно новогоднюю атмосферу, итог смогу показать не раньше ноября. А опыт рисования сториборда сложный, но офигенный. Будто за неделю перепрыгнула на следующую ступеньку)

Сейчас вновь появилась мода на написание портретов, это престижно, и многие представители среднего и высшего классов, заказывая портрет у дорогого художника, тем самым подчеркивают свое положение в обществе. Не будем сейчас останавливаться на том, что вешать на стены или дарить портреты себя любимого просто дурной тон и истинные аристократы совершенно справедливо считали это плебейством. Давайте рассмотрим другие аспекты этого поветрия.

Из художественной и документальной литературы известно множество примеров, когда тот или иной человек, заказавший себе портрет, вскоре покидал наш суетный мир. Более того, некоторые художники, даже из плеяды великих, пользовались недоброй известностью на поприще писания портретов. Например, такая слава шла о И. Е. Репине. Некоторые религии, в частности ислам, просто запрещают изображать конкретных людей. То же можно сказать и про иудаизм — там ведь вообще существует принцип «Не сотвори себе кумира». Да и среди христиан достаточно сильно развиты иконоборческие настроения. А рисунок, имеющий портретное сходство с живым человеком, — это, конечно, своего рода кумир, предмет для обожания, поклонения. Впрочем, обо всем этом чуть позже. Портрет — чрезвычайно магическая вещь, поэтому изготовление изображений — одна из древнейших форм магии, известная практически во всем мире.

Естественно, хочется понять, почему так, в чем причина такой притягательности и порой недоброй славы портрета. Сначала давайте поразмышляем о причинах, по которым тот или иной человек заказывает портрет. Это может быть попытка фиксации момента, например, заказать портрет любимого или своих детей. Своеобразная остановка времени. Это вам не фотографию сделать (хотя портретная фотография, профессионально выполненная в ателье, — это тот же портрет). Таким образом, портрет становится этапной вещью, делит жизнь до портрета и после. Неизбежно начинается некое сравнение, как было тогда, как сейчас.

Если человек заказывает свой собственный портрет сам, тут тоже не без проблем и с тем же временем и с самооценкой, и с собственной значимостью. Как надо самого себя любить, чтобы отпечатать себя во времени. Но следует помнить: чтобы включать такое сложное понятие, как время, в свою жизнь, надо быть очень опытным профессионалом. Профессионалом в... магии. Попытки перехитрить время или играть с ним — очень рискованное дело: это сложная магия и это надо уметь. Можно, вполне можно заказать свой портрет, если это вам по силам. Кроме того, зачем подвергать себя такому риску? «В чем же он состоит?» — спросите вы. Изображение любого индивидуума считалось магическим. Используя его, можно непосредственно воздействовать на человека как во благо ему, так и во зло.

Поэтому изображения людей часто делали для того, чтобы вылечить или наслать болезнь, вызвать или разрушить любовь, растратить или приумножить богатство, принести успех или неудачу любому начинанию. Использовали фигурки из глины или воска, применяли существующий портрет или символически использовали какой-нибудь предмет, которому придавали человеческие очертания.

В последнем случае ни о каком портретном сходстве не могло быть и речи, гораздо более важным здесь был ритуал. В средние века по Европе прокатилась волна ворожбы и магии такого рода, и она запечатлелась в виде глубокого страха тайной мести или злых козней. Сейчас все это страшное творчество вновь обрело своих почитателей и, конечно же, появилась многочисленная литература, вроде бы обучающая всем этим приемам.

Мы написали «вроде бы обучающая» не случайно. Конечно, подобная литература может обучить очень и очень относительно. Но человека, склонного к каким-либо магическим действиям, что-то интуитивно чувствующего, такого рода книги могут серьезно подтолкнуть в том или ином направлении. А это очень опасно! Раньше подобные действия приравнивали к тяжелейшим преступлениям и соответственно наказывали, многих это останавливало. Вы что же думаете, «злобные церковники» создали инквизицию на пустом месте?

Спастись от магических действий очень трудно. Разве что привлечь на свою сторону другого такого специалиста. Но это уже, как вы понимаете, война. Надо как можно скорее обнаружить сделанное кем-то изображение и немедленно уничтожить его огнем. И даже этого не всегда достаточно.

Поэтому будьте осторожны со своими изображениями, не бросайте где попало свои фотографии и старайтесь вообще поменьше фотографироваться и рассылать свои фотки по Интернету куда ни попадя. Не позируйте незнакомым художникам и уж во всяком случае забирайте у них свой портрет. А лучше вообще не множьте свои изображения, не дразните гусей.

Кто откажется иметь свой портрет, да еще написанный известным художником? А между тем это может оказаться очень рискованным. В народном сознании издавна бытовало представление о неразрывной связи изображения и оригинала. Поэтому еще в XIX веке в России художники сталкивались с нежеланием и опасением со стороны простых людей писать их портреты. Считалось, что если что-то случится с портретом (разорвется или сгорит), то пострадает и человек: заболеет или погибнет.
Биоэнерготерапевтам принадлежит невероятное умозаключение: часто изображенные на портретах люди насильственно или преждевременно умирают. Оно строится на фактах, когда смерть постигала людей, изображенных на картинах знаменитых мастеров мировой и отечественной живописи. Рассмотрим некоторые из них.
О мистической связи человека и его портрета знали с древних времен.

Одна из первых заповедей Бога иудеям, переданная через Моисея, гласит:
"Не делай... никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли".
Этот запрет иудеи соблюдали столетиями, делая исключение лишь для животных.

Ислам также запрещает рисовать портреты. Существовал подобный запрет и в ряде первобытных культур. Люди, интересующиеся живописью, подметили целый ряд случаев, когда внезапно погибали те, кого изображали на своих полотнах великие художники прошлых веков назад и в наше время. Примеры? - Пожалуйста.

Рембрандт, один из величайших мастеров кисти.

Пережил двух жен и всех детей. Саския знакома всем по "Флоре" и другим бессмертным картинам.

Умерла спустя 8 лет после свадьбы. Рембрандт много рисовал и детей. Трое умерли в младенчестве. Четвертый - Титус - дожил лишь до 27 лет. Вторая жена - Хендрике Стоффельдс. Излюбленная модель, запечатленная на многих картинах Рембрандта. Тоже быстро умерла.

Гойя увековечил герцогиню Альбу в ряде своих картин: “Обнаженная маха”, “Одетая маха”. Через три года Альба скоропостижно скончалась.

Модильяни... На самые громкие полотна мастера вдохновила его студентка Жанна Эбютьен. Через три года выбросилась из окна и разбилась насмерть.

У Пикассо покончили самоубийством две жены и внук. Они тоже позировали великому мастеру.

Примерно та же история произошла с великим фламандским живописцем Рубенсом. Его постоянной моделью была первая жена - красавица Изабелла. Часто писал он и свою дочь.
Изабелла умерла, не дожив до тридцати пяти лет, дочь скончалась в двенадцатилетнем возрасте. Рубенс долго оплакивал своих близких и лишь многие годы спустя, когда ему уже перевалило за пятьдесят, женился на шестнадцатилетней красавице Елене Фоурменс, тоже ставшей его натурщицей.

Вскоре Елена...сама похоронила своего супруга. Молодость оказалась сильнее... Современные специалисты утверждают, что она обладала очень сильным биополем, способным защитить ее от "вытягивания" жизненной энергии за полотно. Первая жена этого качества была лишена и поплатилась жизнью.

Знаменитая модель художника Владимира Боровиковского Лопухина умерла через три года после написания портрета безо всякой на то причины.

Та же участь постигла и мальчика Васю, позировавшего для картины Перова "Тройка". Его мать как чувствовала: запрещала сыну позировать художнику.

Многие натурщицы Серова умирали вскоре после сеансов позирования. Наиболее загадочной была смерть модели, изображенной на известном полотне "Девушка, освещенная солнцем" (в народе ее называют "Девушка с персиками").

Буквально за месяц сгорела от внезапно начавшейся чахотки единственная любовь Константина Сомова, позировавшая ему для картины "Дама в голубом".

Врубель написал портрет своего маленького сына, родившегося с заячьей губой (от последней жены - известной певицы Забелы-Врубель), причем живописец изобразил своего отпрыска, даже не пытаясь скрыть врожденное уродство. После завершения работы над портретом мальчик скончался. Вскоре, не сумев пережить трагедии, умер и сам Врубель.

Дурную славу снискала знаменитая картина Леонардо да Винчи "Джоконда". Восторг и восхищение творением великого флорентийца смешаны с загадками и страхом. На знаменитой улыбке Моны Лизы останавливаться не станем, а вот о странном (если не сказать ужасном) воздействии образа на зрителя стоит поговорить.

Заметили эту удивительную способность полотна доводить впечатлительных людей до обморочных состояний в XIX веке, когда Лувр открылся для публичного посещения.
Первым таким человеком из публики стал писатель Стендаль. Он неожиданно для себя остановился у "Джоконды" и некоторое время любовался ею. Кончилось плохо - знаменитый писатель тут же у картины упал в обморок. А всего на сегодняшний день зафиксировано уже более сотни подобных случаев.
Гений Леонардо? Ведь великий художник никогда так долго не работал над обычным портретом. Казалось бы, обычная заказная вещь. Так нет, художник до конца своих дней не удовлетворится работой и будет переписывать картину оставшиеся шесть лет жизни.
Все это время его будут преследовать меланхолия, слабость, изнеможение. Но главное, что он не захочет расставаться с "Джокондой", будет часами смотреть на нее, а потом дрожащей рукой вновь начинать вносить поправки.

Работники Лувра, кстати, отметили, что длительные перерывы в работе музея приводят к потускнению "Джоконды". Она темнеет, но стоит посетителям вновь заполнить залы музея, и Мона Лиза словно оживает, проявляются сочные краски, фон осветляется, улыбка видна более четко. Вампир - да и только!

Долгие месяцы мучался над своей картиной "Иван Грозный убивает своего сына Ивана..." и великий Илья Репин. На ранней стадии написания полотна художник признавался, что убирал холст с глаз долой. Репину в разное время позировало несколько натурщиков. До нас дошли этюды головы царевича, в которых узнаются художник В. К. Менк и знаменитый прозаик Всеволод Гаршин, который вскоре после позирования бросился в пролет лестницы и разбился насмерть. Правда, Гаршин был душевнобольным человеком, недуг которого время от времени обострялся. И все же...


Сначала картина Репина, законченная в 1885 году, была показана в мастерской друзьям художника: Крамскому, Шишкину, Брюллову. Полотно произвело на них ошеломляющее и гнетущее впечатление.
Затем "Иван Грозный" был представлен на официальной выставке в Петербурге, и реакция широкой публики мало отличалась от реакции друзей художника. Реализм, граничащий с натурализмом, испугал многих зрителей. Президент Академии художеств, Великий князь Владимир Александрович, сказал жене перед посещением выставки: "Не пугайтесь, подготовьтесь, сейчас вы увидите эту страшную картину".
В Москве демонстрация полотна поначалу была запрещена императором Александром III. И лишь через некоторое время запрет был снят с оговорками о нежелательности показа картины женщинам и детям.

Кстати, портреты хирурга Пирогова и композитора Мусоргского Репин закончил буквально за день до их кончины.
Столыпина застрелили на следующий день после окончания работы над его портретом.
Преждевременная смерть постигла еще минимум восемь моделей художника.

И похожих примеров сотни. Но даже эксперты, опровергавшие эти якобы легенды, признают: какая-то мистическая загадка все же существует.
Игорь Вагин, ведущий специалист России по танатологии (наука о смерти), считает, что портрет - это биоэнергоинформационный фантом человека. Почему при разводах люди рвут фото партнеров? Потому что хотят принести им несчастье. А портрет - более мощная структура. Механизм воздействия, как утверждает Вагин, прост.
На выставки знаменитых художников ходят массы людей. Вместе с тем у талантливых мастеров много коллег-недоброжелателей. На кого переносится вся зависть, ненависть, черная энергия? Конечно же, на портреты близких, в которые мастера вкладывают свою любовь. И чем талантливей сделан портрет, тем ранимей оригинал. Кто-то из зрителей просто завидует красоте этих женщин.

Биоэнерготерапевты совершенно уверены, что все эти факты не являются простыми совпадениями. Один из механизмов, с помощью которого делается попытка объяснить этот феномен, состоит в перенесении на портрет отрицательной энергии людей, которая передается и модели, в результате чего она часто безвременно погибает.
Отсюда они делает вывод, возможно, обидный для художников вывод: следует очень осторожно относиться к позированию.
Многие сенситивы, например, Ванга, Эдгар Кейс и другие, отказывались позировать художникам. Видимо, предчувствовали роковые последствия этих, казалось бы, почетных предложений.
Ростовский оператор биолокации А. Бабанов уже долгое время занимается изучением влияния произведений искусства на настроение и психику. Он уверен, что некоторые картины могут спровоцировать заболевание и даже смерть хозяина комнаты, в которой они висят. Известный психиатр профессор А.Бухановский уверен, что картины сами по себе не вызывают психическое расстройство. Но могут смоделировать или усилить психологическое состояние, в котором находится человек. Например, если он в депрессии, то картина может ее усилить. Особенно это касается произведений символизма или кубизма. По мнению Бухановского, если картина вызывает странные ощущения, портит настроение, пугает или даже генерирует призраки, надо немедленно избавиться от нее.

Рисовать – значит придавать образ, образ же является тем, посредством чего отличается одна вещь от другой.

Среди имён Всевышнего есть имя «Аль-Мусаввиру», что означает «Тот, кто придал образ всем творениям и упорядочил их». Каждому творению Аллах придал отдельный, присущий ему образ, отличающий одно творение от другого.

Придавать же образ чему-то можно не только рисуя. Образ придаёт своим изваяниям и скульптор, но его образы отличаются от образов художника тем, что у скульптуры бывает тело, бросающее тень, части которого можно трогать и смотреть со всех сторон. Что касается рисунка, то на этот образ можно всего лишь смотреть с одной стороны, части его тела невозможно трогать, и он не бросает тень, так как находится на сплошной поверхности в виде полотна или листа бумаги.

Образ же придают разным вещам, как одушевлённым (например, человек, животное и т.д.), так и неодушевлённым (деревья, дом, солнце, машины и т.д.).

В данной статье мы рассмотрим:

отношение Шариата к рисованию вообще ;

отношение Шариата к рисованию портретов ;

и можно ли по Исламу держать дома портреты и прочие рисунки .

Рисование неодушевлённых предметов

Рисовать неодушевленные предметы, будь то созданные Всевышним в виде неба, солнца, звёзд, деревьев, гор, равнин, морей, или сделанные руками человека в виде дома, машины, корабля и т.д. – разрешается в любой форме, по единому решению всех учёных-богословов. Ибо то, что разрешено человеку творить руками, дозволяется и рисовать. Если, конечно, это не рисуется с целью поклонения людей ему. К примеру, есть люди, поклоняющиеся солнцу, звёздам или определённому дереву, идолу, в таком случае рисовать для этих людей солнце или то, чему они поклоняются, – запрещено. На это указывают учёные Ибн Абидин и Ибн Хаджар .

В пользу дозволенности рисовать неодушевлённые предметы алимы приводят следующий достоверный хадис Пророка (мир ему и благословение), переданный Абу Хурайрой: «Ангел Джибриль сказал Пророку (мир ему и благословение): “Повелевай отрубить голову идолу, чтобы он стал подобен дереву » (передали Абу Давуд, ат-Тирмизи).

В другом хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданном от Ибн Аб-баса, говорится «Того, кто нарисует какое-либо изображение, Аллах будет наказывать до тех пор, пока он не оживит его, а он этого никогда не сможет сделать » (аль-Бухари).

В этом хадисе имеются в виду изображения вещей, имеющих душу. Неодушевлённые предметы же сюда не относятся. Подтверждением этому служит хадис, переданный Ибн Аббасом (да будет доволен ими Аллах), в котором говорится: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждый создающий изображения (окажется) в Огне, где за каждое созданное им изображение будет создан тот, кто станет мучить его в Аду. Если уж ты непременно должен делать это (то есть рисовать), то изображай деревья и всё то, в чём нет духа » (аль-Бухари; Муслим).

Рисование того, что имеет душу

Следующий вид рисования – это изображать то, что имеет душу, подобно человеку, животному и т. д. О дозволенности рисования того, что содержит в себе душу, среди учёных-богословов существуют разногласия. Ведь большинство хадисов, запрещающих рисовать или же содержащих в себе проклятие в адрес тех, кто рисует, связаны именно с этим видом рисования.

Что касается данного вопроса, то учёные мазхаба имама Малика и Ибн Хамдан из ханбалитского мазхаба высказались о дозволенности рисовать образ живых существ при соблюдении следующих условий:

– чтобы образ того, что рисуют, не бросал тень подобно статуэткам. Если же будут рисовать на плоской поверхности, подобно полотну, стене, бумаге, ткани, то это будет порицаемым (макрух);

– чтобы то, что рисуют из живого существа, было неполноценным, а лишённым каких-либо частей тела, без которых оно не может существовать, как, например, человека без головы или какой-либо другой части тела, или с большим отверстием в голове или груди, или всего лишь бюст и т.д.

Если же эти изображения нарисованы на плоской поверхности, которую можно затоптать ногами, то есть в непочитаемом положении или же в той форме, в которой не может существовать (без определенной части тела и т.п.), то здесь нет порицания, но остаётся нежелательность рисовать их.

В этом они ссылаются на хадис, переданный от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «У нас была занавеска с изображением птицы, и каждый раз, когда кто-либо заходил в дом, она оказывалась напротив него. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал мне: «Поверни её, воистину, каждый раз, когда захожу и вижу её, я вспоминаю мир этот ».

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и сподвижники использовали в обращении римские динары и персидские дирхемы, на которых были изображены их короли. Сподвижник Пророка Муавия (да будет доволен им Аллах) выпустил динары, на которых были изображения. Халиф Абдуль-Малик чеканил динары со своим изображением. И это всё во времена сподвижников и табиинов. Также иногда в качестве довода приводят использование некоторыми сподвижниками занавесок или покрывал, на которых были изображения. Имамы аль-Бухари и Муслим приводят хадис, где говорится, что Зайд ибн Халид аль-Джувайни использовал занавеску, на которой были изображения. Абу Шайба говорит о том, что Урва ибн Зубайр использовал подушки с изображениями птиц и людей.

Но учёные мазхабов имама аш-Шафии и Абу Ханифы , также некоторые богословы мазхаба имама Ахмада утверждали, что запрещено рисовать то, что имеет душу, будь то человек, животное или птица. И нет разницы, будет оно бросать тень или нет. Более строго о запрете высказался имам ан-Навави. Они считают это одним из больших грехов, так как в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Воистину, наиболее суровые наказания в Судный день предназначены придающим образ » (аль-Бухари, Муслим).

В толковании этого хадиса имам ан-Навави пишет, что это относится к тем, кто придаёт образы с целью поклонения им. Также сказано, что это относится к тем, кто придаёт образы, имея намерение уподобиться Аллаху в творениях, то есть в создании их. В последнем случае эти люди впадают в неверие (куфр). Если же нет подобного намерения, то этот человек фасик – грешник, совершающий большой грех.

В качестве довода о запрете рисования они приводят хадисы Пророка (мир ему и благословение). Сообщается, что Аиша сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вернулся (в Медину) после одного из походов, а я повесила на входе в кладовку тонкую занавеску, на которой были изображения (речь идёт об изображении живых существ), и, увидев ее, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) разорвал её, цвет его лица изменился и он сказал: «О Аиша, в День воскресения наиболее суровому наказанию Аллах подвергнет тех, кто пытается уподобиться Аллаху в творении! » (аль-Бухари, Муслим).

Сообщается, что Ибн Аббас говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждый создающий изображения (окажется) в Огне, где за каждое созданное им изображение будет создан тот, кто станет мучить его в Аду ». Ибн Аббас дополнил: «Если уж ты непременно должен делать это, то (изображай) деревья и всё то, в чём нет духа » (аль-Бухари, Муслим).

Также Ибн Аббас говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «На того, кто создаст (какое-либо) изображение в этом мире, в День воскресения будет возложена обязанность вдохнуть в него дух, а он не сможет (сделать этого никогда)! » (аль-Бухари, Муслим).

Сообщается, что Ибн Масуд говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, из всех людей наиболее тяжким мукам в День воскресения подвергнутся создающие изображения! » (аль-Бухари, Муслим).

Также они ссылаются на хадис, переданный Абу Хурайрой. Как-то Абу Хурайра зашёл в строящийся дом к Саиду или Марвану в Медине и, увидев художника, рисующего на стене, сказал, что слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Аллах Всевышний сказал: “А кто более несправедлив, чем человек, попытавшийся создать нечто подобное Моему творению? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное зерно, или пусть создадут они ячменное зерно!”» (аль-Бухари, Муслим).

Причиной же подобного запрета является уподобление Аллаху в создании творений, как об этом говорится в вышеприведенных хадисах Пророка (мир ему и благословение).

Являются ли фотографии запретными?

Что касается фотографий нашего времени, то об этом алимы пишут следующее. Образ, отражающийся в зеркале или воде, является разрешённым. К этой же категории относятся и фотографии, так как фотографирующий кого-либо всего лишь мгновенно фиксирует зеркальное отражение посредством аппарата. После чего он сохраняет это отражение и печатает на бумаге посредством принтера. Здесь нет определённого процесса рисования или придания образа руками. Это решение подкрепляется и теми доводами, что приводят маликиты в своём решении о дозволенности рисовать на плоской поверхности. Конечно, запрещено фотографировать посторонних мужчин или женщин обнаженными и подобные им изображения, на которых запрещено смотреть.

Причины, по которым запрещено рисовать образы живых существ, следующие:

1. Уподобление Всевышнему Аллаху в создании творений, как об этом говорится в приведённых хадисах Пророка (мир ему и благословение).

2. Придание образов становится средством, которое приводит к превозношению и почтению образов, которые сотворили сами, что способствует заблуждению или поклонению им. Когда Мухаммад (мир ему и благословение) получил пророчество, он нашел людей поклоняющимися именно образам и идолам, сотворенным людьми. И Ислам запретил как поклоняться, так и творить то, чему поклоняются, или то, что способствует этому.

3. Уподобление деяниям неверных, которые высекали из камней идолов и поклонялись им. Поэтому Пророк (мир ему и благословение) сделал порицаемым совершать намазы во время восхода и захода солнца, чтобы не уподобиться тем, кто поклоняется солнцу.

4. Наличие изображений в каком-либо месте препятствует входу ангелов туда, как говорится об этом в хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Ангелы не входят в дом, где есть изображения, собака и человек, обязанный совершить полное ритуальное купание (джунуб) » (ан-Насаи, Ибн Маджах).

В книге «Канзу ар-рагибин» пишется: «Из запретного являются изображения животных, размещенные на стене, нарисованные на потолке, подушке, занавеске или одежде. Разрешается, если они находятся на земле или ковре, которые топчут ногами, или на подушках для сидения, или же неполноценные изображения, подобно живому существу без головы или деревьев. Суть в том, что брошенное на землю унижено тем, что его топчут, а то, что установлено и поднято – подобно идолам». В этой же книге пишется: «Запрещается рисовать то, что имеет душу, на стенах, потолках, также на земле или ткать на одежде. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится, что «больше всего наказанию в Судный день будут подвержены те, кто рисуют эти изображения ».

Имам аль-Кальюбий пишет: «Подобно изображению без головы является и изображение, которое лишено части тела, без которой оно не может существовать. Исключением являются игрушки для девочек, так как Аиша играла ими возле Пророка (мир ему и благословение)».

Игрушки и рисование для детей

Большинство учёных сделали исключением из запрещенного рисование и придание образов детским игрушкам, подобно куклам для девочек. Об этом высказались шафииты , маликиты , ханбалиты .

Аль-Кады Ийяз приводит ссылки на это исключение от большинства алимов. Ему же последовал и имам ан-Навави в комментарии к «Сахиху Муслим»: «Исключением из запрещенного в придании образов, бросающих тень, являются игрушки для девочек, так как передаётся, что это разрешено. Неважно, будет это в форме скульптуры человека или животного, имеющего подобный образ среди животных на самом деле, или выдуманный, подобно лошади с крыльями».

В книге «Нихаят аль-мухтадж» Ибн Хаджар пишет: «Разрешается придавать образ игрушкам для девочек. Мудрость этого заключается в том, чтобы девочки обучались воспитанию детей, играя в куклы ».

Доводом в пользу этого алимы приводят хадис, переданный от Аиши: «Я играла куклами возле Пророка (мир ему и благословение) и у меня были подружки, которые играли со мной… ».

Учёные не делают различия между приданием образа, бросающего тень, игрушке, или если его просто нарисовать на листе бумаги.

Аль-Халими приводит, что причина этого не только в приучении девочек к воспитанию детей, но и вселение радости в их сердца посредством игр и забав. Согласно этому решению, данный вопрос не ограничивается на девочках.

Абу Юсуф сказал, что можно продавать игрушки и детям можно играть ими.

Что касается тех изображений, которые относятся к категории дозволенных по мазхабу имама Малика (например, изображения на полотне или плоской поверхности), или неполноценные изображения, дозволенные по мазхабу имама аш-Шафии и других (например, изображения без головы или какой-либо части тела, без которой животное не может существовать), или же игрушек, кукол для детей, скульптур из материала, который быстро портится (например, из чего-либо печеного) – то всё это можно продавать и покупать. Игрушки и куклы можно изготовлять. Деньги, полученные за это, будут дозволенными.