Подборка материала на тему «Путешествие в Грецию. Как проводились игры в древней греции

Греческие народные игры

Игра в мяч на лошадях

Играют, как правило, большой группой. Игроки па­рами встают в круг. Рассчитываются на первый-второй. Первый номер садится на спину второго. Начинающий игру всадник бросает мяч другому всаднику. Тот бросает третьему и т. д. Передача мяча идет беспрерывно и безо всякой системы.

игрок, уронивший мяч, в наказание меняется ме­стом о лошадью.

Источник: http://azbuka-igr. ru/world_game/grecheskie/igra-v-myach-na-loshadyax

Поймай того, у кого камешек

В игре принимают участие не менее пяти человек. Игроки выстраиваются на игровой площадке в одну ше­ренгу, против них становится руководитель игры или выбранный ведущий. Игроки держат вытянутые вперед руки со сложенными ладонями.

У ведущего игру есть камешек, он ходит перед ше­ренгой и делает вид, будто хочет положить его в ладони игроков. Затем незаметно опускает камешек в чьи-нибудь ладони. Тот, кому достанется камень, бежит до заранее намеченного пункта и обратно, чтобы вернуть камешек ведущему. Остальные игроки преследуют его и пытают­ся поймать, пока он в поле. На линии его уже схватить нельзя.

    если игрок вернется обратно и его никто не смо­жет поймать, в следующем туре он занимает место ведущего; если игрока поймают, место ведущего займет иг­рок, первым коснувшийся того, кто бежал.

Чет или нечет

Этой игре уже более тысячи лет. Она была известна еще в Древней Греции. В игре участвует минимум два человека. Если играет больше ребят, то все становятся парами. Для начала каждый игрок должен получить 10-15 камешков или бобов.

Два игрока, стоящих друг против друга, в правой руке держат бобы. Один из них должен незаметно переложить в левую руку несколько бобов, потом показать зажатый кулак и спросить своего противника: «Чет или нечет?» Предположим, тот отвечает: «Чет!» Затем спрятавший бобы раскрывает свою руку. Они вместе пересчитывают бобы. Если их число нечетно, спрятавший должен сказать: «Дай мне один, чтобы чет был». Но если противник правильно ответил, он получает боб. После этого надо поменяться ролями. Это должно продолжаться до тех пор, пока у кого-то из игроков все бобы не кончатся. Победителем является тот, кто все соберет.

Если играют команды, то все участники становятся в круг парами, меняются местами после одного тура, и в игре сейчас принимает участие другая пара противников. Играют на время, ведущий дает знак через пять минут, что время уже истекло. Игроки считают бобы. Выигравшей считается та команда, которая набрала больше бобов.

Можно играть и так: если ответ правильный, прячущий должен отдать бобы, которые находятся в левой руке. В случае неправильного ответа он должен получить столько бобов, сколько в левой руке. Это отличная развивающая игра для детей.

В биографии греческого философа Плутарха описан исторический сюжет с участием царицы Парисатис, страстно любившей азартные игры в кости. История развлечений охватывает несколько тысячелетий с момента образования древней цивилизации Греция.

Когда возникла традиция древних Олимпийских игр в Греции?

Существует много различных историй о том, когда сложилась традиция проведения Олимпиады. По первой легенде, она возникла в 776 г. до н.э., этот год выжжен на мраморном камне, обнаруженном при раскопках историками в Греции. На нем высечено имя призера в соревнованиях в беге на Олимпиадре - повара по профессии Короибосара.

По другой легенде, проведение Олимпиады связано с личностью Геракла. В 1253 г. до н.э. греческий царь Авгий приказал Гераклу почистить давно не чищенные царские конюшни. Времени на такую работу он ему дал мало, всего один день. был сильным и поэтому ему не составило большого труда изменить направление течения реки. Он пропустил воду через конюшню и выполнил работу быстро, как и обещал. Царь отказался отдать обещанных лошадей Гераклу. В ответ силач расправился со всей царской семьей. В честь этого события он устроил посвященное Зевсу состязание. Согласно мифам Греции, этот день был положен в начало проведения традиционной Олимпиады.

Также по традиции обязательно выполнение жертвоприношения в первый день Зевсу, а потом и остальным религиозным культам. Люди считали, что они помогут им во всех начинаниях и предоставят защиту.


Азартные игры Древней Греции

Первые записи о проведении азартных игр в древней цивилизации встречаются 3500 г. до н.э. Археологами было найдено множество каменных табличек с изображением людей и религиозных символов. Упоминаются игры в мифах Древней Греции. Согласно одной истории Зевс игрл с титанами — братьями Посейдоном и Аидом. Ставки делали на владение Вселенной. Бросался жребий и определялся владелец миров. Зевсу в итоге достался небесный Олимп, Посейдон стал властителем морских глубин, а Аид стал покровителем Царства мертвых. Другая легенда повествует о том, что греческие солдаты играли в кости во время осады древней Трои.

Как определялся победитель в играх древней Греции?

Победителя в таких состязаниях определяли судьи. В программу включались борьба и бег, метание диска, кулачные бои и гонки на колесницах. Участие принимал любой желающий, но только их вносили в специальные списки и подготовка велась тоже отдельно. Все желающие тренировались по два, три месяца.

Победителем считается тот, кто от старта к финишу придет первым в любой категории программ. Призеров чествовали с почётом и с уважением относились, а в качестве подарка предназначалась оливковая веточка. Победителю была дано право в поставить свою статую, а его имя по традиции высекали на мраморной стелле. Он получал всенародную славу, так как победа в стадиодроме являлась показателем престижа. После каждого вида дисциплины оглашали имена победителей и проигравших.

Женщин на игры не пускали, они не могли ни смотреть, ни даже участвовать в Олимпиаде.

Победа на Олимпиаде рассматривалась древними греками как знак свыше, символ благоприятного расположения.

Среди победителей Олимпиады выделялся Леонидас из , ставшего призером в играх на стандиодроме. Он получил первое место в экипировке и беге. Но Леонидас не единственный финалист: Гермоген из Ксаифа одержал заветную победу в десяти различных видах дисциплин, в частности, в беге. Рекорд присвоен Леонидасу, получившем двенадцать оливковых ветвей.

Современные игры на тему Древней Греции

Сейчас двадцать первый век можно ощутить на себе всю ответственность и насыщенность жизни жителей . Принять участие в сражение за Грецию можно участвуя в играх:

  1. Will Rock
  2. Age of Mythology
  3. Master of Atlantis
  4. Zeus Poseidon Expansion
  5. Titan Quest

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Греческие игры

РИМСКИЕ ИГРЫ


С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников.

В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. В конце III - начале II в. до н. э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также флоралии - в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.

Игры длились от 14 - 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 - 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигла 76 дней в году.

Каждое празднество состояло из нескольких отделений: 1) торжественное шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой, 2) непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д., 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например, на проведение Римских игр было выделено в середине I в. до н. э. 760 тыс. сестерций, Плебейских игр - 600 тыс., Аполлоновых -З80тыс. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.


Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские бои устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.

В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица. Дать представление гладиаторского боя - значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выводят по несколько десятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью в несколько сот тысяч сестерций. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, а позже и в провинциальных городах. Они были настолько популярны, что римские архитекторы создали специальный, ранее не известный тип здания - амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои и травля зверей. Амфитеатры были рассчитаны на несколько десятков тысяч зрителей и в несколько раз превышали вместимость театральных зданий.

Число представлений, как частных, так и публичных, в Риме и других городах и их продолжительность постоянно увеличивались, а их значение все более и более росло. В конце Республики магистраты и государственные деятели считали проведение публичных представлений важной частью их государственной деятельности. В условиях аристократической республики, где вся власть была сосредоточена в руках узкой верхушки класса рабовладельцев, правящая группировка считала устройство публичных представлений одним из средств, способствующих отвлечению широких масс римского гражданства от активной государственной деятельности. Неудивительно, что рост публичных представлений сопровождался упадком значения народных собраний и их политической роли.

ГРЕЧЕСКИЕ ИГРЫ.


Анагальное (состязательное) начало греческой культуры породило целую систему знаменитых греческих игр. Настоящей жемчужиной среди них были олимпийские игры, прославившие Древнюю Грецию в веках.

В греческом обществе постепенно утверждалась идея о победе в каком-либо состязании как высшей ценности, приносящей победителю почет и уважение среди граждан полиса. Еще в поэмах Гомера знатные аристократы состязались в силе, ловкости и упорстве, а победа в этих соревнованиях могла принести лишь славу, а не материальные блага.

Игры в Греции носили аристократический характер – участвовать в них могли лишь полноправные граждане полиса (из этого числа исключались женщины, рабы, полусвободные и иноземцы).

Древнейшими и самыми важными были игры, впервые проведенные в 776 году до нашей эры в области Олимпия на юге Греции и посвященные Зевсу. Начиная с этого времени они повторялись каждые четыре года (до IV века нашей эры, когда римский император Феодосий I отменил Олимпийские игры, объявив их языческими забавами, не совместимыми с победившим в Риме христианством). Кроме олимпийских в Греции существовали еще Пифийские игры (в Дельфах), Истмийские (в Коринфе) и Немейские в тех местах, где когда-то Геракл убил каменного льва. Все игры сопровождались общегреческим перемирием, а наградой победителям были лишь венки из оливы, лавра или сосны. Но эта скромная награда означала, что получивший ее является любимцем бога, и в этом качестве его чтили и прославляли, воздвигали в его честь статуи и слагали гимны.

Общегреческие игры и состязания сыграли огромную роль в истории античного искусства: прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческой скульптуры.

Похожие рефераты:

Возникновение полиса, его государственное устройство. Демократия. Основные черты афинского права Воспитание и образование. Искусство, литература, театр.

Специфика религии и культуры в древнегреческом и древнеримском государствах. Влияние философии и мифологии в становлении религиозных представлений древних людей. Основные культы древних греков и римлян. Особенности развития религии на различных этапах.

Истоки зарождения праздников и зрелищ в Древнеримской цивилизации. Влияние чужеземной культуры. История местных верований, культов и религиозных обрядов. Появление в Древнем Риме традиции организации публичных представлений и игр для развлечения народа.

Традиции в культуре: виды, динамика развития. Традиции народов мира в разные периоды времени. Ценности в культуре: система культурных ценностей средиземноморской римской империи в I – II вв. Значение традиций и ценностей для развития культуры.

Единение граждан древнегреческих городов-государств, главное условие выживания. Празднества в честь богов - важнейший элемент общественной жизни, способствующий сплоченности. Древнеримские праздники. Календарная реформа Юлия Цезаря, Юлианский календарь.

Археологические находки о развитии физкультуры до V тысячелетия до н.э. Свидетельства физической культуры древнего мира, традиций ритуальной оздоровительной гимнастики, танца и самообороны в Индии. Развитие физкультуры в Античной Греции и Древнем Риме.

Как правило, когда решаются вопросы, связанные с игрой как феноменом культурной жизни, будь то научно-теоретический или обыденный контекст, остаётся в стороне атрибутивный аспект проблемы.

Народ создал сотни «комнатных» игр – в прятки и в фанты, в жмурки и в колечко, и пр. и пр. Игры эти развлекают как детей, так и взрослых. Порой взрослые и дети играют вместе, а порой – не мешая друг другу, хотя суть игры бывает одна и та же.

Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры.

Гладиаторские игры возникли из тризны, которую устраивали по умершему в убеждении, что он будет радоваться кровавому поединку. У этрусков такой поединок был высокой честью, которую воздавали знатному покойнику.

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников.
В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.
Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. В конце III - начале II в. до н. э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также флоралии - в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.
Игры длились от 14 - 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 - 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигла 76 дней в году.
Каждое празднество состояло из нескольких отделений: 1) торжественное шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой, 2) непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д., 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например, на проведение Римских игр было выделено в середине I в. до н. э. 760 тыс. сестерций, Плебейских игр - 600 тыс., Аполлоновых -З80тыс. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.

Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские бои устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.
В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица. Дать представление гладиаторского боя - значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выводят по несколько десятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью в несколько сот тысяч сестерций. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, а позже и в провинциальных городах. Они были настолько популярны, что римские архитекторы создали специальный, ранее не известный тип здания - амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои и травля зверей. Амфитеатры были рассчитаны на несколько десятков тысяч зрителей и в несколько раз превышали вместимость театральных зданий.
Число представлений, как частных, так и публичных, в Риме и других городах и их продолжительность постоянно увеличивались, а их значение все более и более росло. В конце Республики магистраты и государственные деятели считали проведение публичных представлений важной частью их государственной деятельности. В условиях аристократической республики, где вся власть была сосредоточена в руках узкой верхушки класса рабовладельцев, правящая группировка считала устройство публичных представлений одним из средств, способствующих отвлечению широких масс римского гражданства от активной государственной деятельности. Неудивительно, что рост публичных представлений сопровождался упадком значения народных собраний и их политической роли.

ГРЕЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Анагальное (состязательное) начало греческой культуры породило целую систему знаменитых греческих игр. Настоящей жемчужиной среди них были олимпийские игры, прославившие Древнюю Грецию в веках.
В греческом обществе постепенно утверждалась идея о победе в каком-либо состязании как высшей ценности, приносящей победителю почет и уважение среди граждан полиса. Еще в поэмах Гомера знатные аристократы состязались в силе, ловкости и упорстве, а победа в этих соревнованиях могла принести лишь славу, а не материальные блага.
Игры в Греции носили аристократический характер – участвовать в них могли лишь полноправные граждане полиса (из этого числа исключались женщины, рабы, полусвободные и иноземцы).
Древнейшими и самыми важными были игры, впервые проведенные в 776 году до нашей эры в области Олимпия на юге Греции и посвященные Зевсу. Начиная с этого времени они повторялись каждые четыре года (до IV века нашей эры, когда римский император Феодосий I отменил Олимпийские игры, объявив их языческими забавами, не совместимыми с победившим в Риме христианством). Кроме олимпийских в Греции существовали еще Пифийские игры (в Дельфах), Истмийские (в Коринфе) и Немейские в тех местах, где когда-то Геракл убил каменного льва. Все игры сопровождались общегреческим перемирием, а наградой победителям были лишь венки из оливы, лавра или сосны. Но эта скромная награда означала, что получивший ее является любимцем бога, и в этом качестве его чтили и прославляли, воздвигали в его честь статуи и слагали гимны.
Общегреческие игры и состязания сыграли огромную роль в истории античного искусства: прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческой скульптуры.

В связи с религией всего лучше также можно рассмотреть атлетические празднества греков. Прав­да, их влияние на греческую цивилизацию было скорее случайным, чем намеренным, и увеселительные начала рано перевесили в них религиозные. Но они вытекают из религии греков, остаются все время в связи с нею и ярко характеризуют ее.

Обыкновенно греческие боги не представлялись ни жестокими, ни любящими жестокость. Правда, в Греции встречаются указания на человеческие жертвы, и иногда богов представляли мстящими за оскорбление их чести; но это не характеризует религии греков. Если мы сравним ее с другими совре­менными религиями, нас поразите в ней отсутствие жестокости. Богов Греции никогда нельзя было почтить скорбью или самоистязанием и едва ли даже самоотречением. Верования греков не составляли символов отказа и ограничения. Почтение к богам выражалось не скорбью, а удовольствием, не уединенным самобичеванием, но обык­новенно шумным общественным весельем. По­этому в Греции почти все формы общественного богослужения получали вид народных празднеств. Все театральные представления у греков считались религиозными церемониями, и, как таковые, легко могут найти себе место в настоящей главе. Еще более заметно, что великие гимнастические празд­нества первоначально предназначены были для прославления известных божеств.

Важнейшим из этих празднеству было олимпийское. Здесь нет необходимости искать прочного основания для мифов, повествовавших о первом его установлении; для нас достаточно взглянуть на то, чем оно было во время вполне историче­ское. Сценой для этого, несомненно наиболее важного в истории мира, атлетического празднества служили берега Алфея, наиболее значительной из рек Пелопоннеса, в нескольких верстах от ее устья. Здесь горная система Аркадии, по мере сво­его приближения к морю, ниспадает в равнину. На берегах Алфея, с трудом переходимого в брод летом и бурно текущего в дождливое вре­мя года, находилось ровное место, вполне пригодное для атлетических состязаний. Сюда раз в четыре года стекались со всех концов Греции знамени­тые атлеты. Точно определить время празднества представляется невозможным, но оно падало, наверное, на конец июня или начало июля. Выбор этого времени года представляется странным, так как теперь в долине Алфея в эти месяцы стоят невыносимые жары и большинство жителей переселяется в горы. Правда, в климате могла про­изойти небольшая перемена, но выбор времени года можно объяснить только неизвестными религиозными основаниями.

Первоначально празднество состояло из одного состязания, бега пешеходов на 1800 футов. Но­минально он всегда оставался главным состязанием, и празднество называлось по имени победителя в нем. За первый год, когда происходило это состязание, принимался, несомненно без осо­бенно веских оснований, 776 г. до Р. X. Вскоре к нему присоединился другой бег на вдвое боль­шее расстояние. Оба они происходили в густой пыли греческого лета; путь для них не подгото­влялся. Затем быстро последовали другие нововведения. На 18-ом празднестве введен был пентатл или пятерное состязание. В него входили бег, пры­ганье, метанье копья и «диска» и, наконец, борьба. Как именно присуждалась награда, мы не знаем; но победитель должен был доказать свое превос­ходство в большинстве состязаний. Затем последовало введение кулачного боя, в котором кулаки и руки бойцов были обернуты кожей и железом. Он отличался всей грубостью современного боксерства и был еще опаснее его. В 680 г. были введены еще более возбуждающие состязания: бег на колесницах о четырех конях и панкратий или смесь кулачного боя и борьбы, самое грубое из всех Олимпийских состязаний, в котором победа определялась невозможностью для одного из борцов продолжать борьбу. Наконец, остается упомянуть еще о введении в 520 г. бега в полном доспехе тяжело вооруженного воина.

Наиболее характерную черту этих греческих празднеств составляет отсутствие дикости и жесто­кости сравнительно с развлечениями других народов, древних и современных. Без сомнения, кулачный бой и панкратий были обыкновенно до­вольно грубыми состязаниями, не редко стоившими жизни. Кулачные бойцы составляли братство или школу и переходили от состязания к состязанию. Они должны были обладать многими особенностями современных боксеров, хотя жизнь греческого бойца несколько облагораживалась тем почетом, какой ему оказывали, и тот факт, что его победа доставляла славу его родине, должен был возвы­шать его положение. Следует также признать, что с течением времени простые атлетические состязания утратили значение и что наибольший восторг стали вызывать грубый кулачный бой и пышный бег на колесницах; последний сделался под конец самым важным событием празднества. Но, несмотря на все эти соображения, Олимпийские игры, в виду их относительной человечности, в виду распространения ими среди греков драгоценного физического воспитания, в виду проявления на них увлечения греков физической силой и красо­той, дают нам самое лучшее понятие о глубине и истинности их цивилизации. Впрочем, в состав Олимпийского празднества никогда не входили никакие поэтические или музыкальный состязания, подобный тем, о которых нам вскоре придется упоминать в других случаях. Тут были, правда, состязания трубачей и глашатаев; но в них победу доставляла сила легких, а не какой-нибудь музыкальный талант.

Но если мы представляем себе Олимпийские игры только прославленным атлетическим празднеством, то мы далеки от оценки их настоящего значения. Только здесь в Греции находим мы яс­ное сознание и действительное проявление единства Эллады и связей, соединявших различные государ­ства. Никто не мог выступить на Олимпийских состязаниях, не доказав своего чисто-эллинского происхождения, и хотя трудно было определить чистоту крови, но самая необходимость подобного определения подтверждала существование особенно­стей, отделявших эллинов от остального мира. Непосредственной причиной политической и воен­ной слабости Эллады служило отсутствие такой власти, духовной или светской, которая поддержи­вала бы сознание ее единства. Олимпийские игры, очевидно, не могли сделать этого. Атлетические состязания не могут служить рычагом достаточно сильным для такой цели. Но они ближе подошли к ней, чем всякое другое учреждение Эллады. Перед празднеством провозглашалось священное перемирие, подобное миру Божьему в средние века. Все враждебные действия на время прекращались. Никто не мог беспокоить странников, шедших в Олимпию, под страхом всех тех кар, который постигали святотатцев. Перемирие это не было мертвым словом. Гордой Спарте пришлось заплатить тяжелый штраф за поднятие оружия в священный месяц. Позднее сам Филипп Македонский должен был оправдываться по поводу обиды, нанесенной одним из его солдат путнику, шедшему в Олимпию.

Далее, на игры собирались не только атлеты и люди, интересовавшиеся их состязаниями. Они слу­жили также поводом к большой ярмарке, на которую сходились на равных правах торговцы всех государства Затем, сюда являлись для проявления своих талантов и обмена идей художники, поэты и политики. Здесь ораторы Лисий и Горгий старались оживить в позднейших греках общие стремления. Биографии политиков, философов и поэтов нередко указывают на появление их на великом национальном празднестве.

Олимпийские игры были главным празднеством греков, но существовало еще три других, доступных для всей нации. Это были игры Пифийские в Дельфах, Исфмийские близ Коринфа и Немейские в долине этого имени на полуострове Арголиде. Эти игры не требуют от нас особенного внимания. В своих главных чертах они повторяют Олимпийское празднество, хотя, несомненно, они меньше посещались народом и оказывали меньше влияния; однако, они отличались от Олимпийских тем, что на них давались награды музыкантам и поэтам.

Победителям на этих общеэллинских играх оказывались почти невероятные почести. Среди греческих государств стремление к отличию было настолько сильно, что целый город считал себя прославленным, когда имя его соединялось в Олимпии с именем победоносного атлета. На­грады, получаемые им, носили довольно суще­ственный характер. Правда, собственно призом на четырех главных празднествах служил только «тленный венок»: оливковый в Олимпии, лавровый в Дельфах, сосновый на Исфме и плющевой в Немее. Даже на мелких празднествах призы большой ценностью не отличались; мы знаем только о серебряном кубке, шерстяном плаще, медном щите и небольшой сумме денег. Но во всех крупных состязаниях победа приносила с собой большие преимущества. По закону Солона победитель в Олимпии получал значительную де­нежную сумму. Тот же обычай существовал и во многих других государствах. Почти везде победитель пользовался свободой от податей, общественным содержанием, лучшим местом в театре и различными другими преимуществами. Поэтому жизнь Олимпийского победителя перешла в пословицу для обозначения величайшего счастья, какое только возможно на земле. Но если мы желаем представить себе вполне, как высоко ценилась победа на играх, нам нужно только обратиться к произведениям Пиндара. Здесь мы находим великого поэта пишущим оды в честь победителей на великих играх таким стилем, который напоминает то Мильтона яркостью своих красок, то Исаию своим пророческим пылом. Правда, обыкновенно, посвятив несколько слов победителю и состязанию, он начинает говорить о богах и героях, связанных с Дельфами и Олимпией, Немеей и Коринфом. Но для всей этой блестящей поэзии непосредственной вдохновляющей причиной служила победа юноши в беге, или кулачного бойца в панкратии, или торжество крупного и богатого вельможи по поводу победы в беге колесниц. Трудно делать извлечения из од, в которых Пиндар воспевает «Олимпийские игры, где состязаются в быстроте ног и в телесной силе, презирающей труд, где победитель за свою победу пользуется в течение всей своей дальнейшей жизни сладостным покоем». Достаточно бу­дете двух следующих отрывков. Они, правда, не дают понятия о блеске этой поэзии, но показывают, почти в смешной форме, с каким глубоким уважением относились греки к физической доблести, проявлявшейся на играх. Здесь, в 14-ой Олимпийской оде, Пиндар прославляете Асопиха из Орхомена, победившего в беге юношей на короткое расстояние. «О вы, владетельницы Кефисских вод, жительницы страны добрых коней, славные царицы богатого Орхомена, хариты, миниян древних защитницы, услышьте мое моление. Через вас получают смертные все приятное и сладостное, мудр ли кто, прекрасен или славен… Я пришел воспеть лидийским размером и сти­хами Асопиха, доставившего Минии победу в Олимпии. Беги, Эхо, в мрачное жилище Персефоны (Отец Асопиха уже умер, но и по смерти его сердце воз­радовалось бы при вести о победе сына на играх), неся отцу его славную весть, и, увидев его, скажи, что сын его в долине знаменитой Писы увенчал свою юную главу венком славных игр». В 7-ой оде он воспеваете хвалу Диагору, профессиональному бойцу. Сначала перечисляются его многочисленные победы. «Их цветами Диагор был увенчан дважды; на славном Исфме он был счастлив четырежды, в Немее два раза под ряд и дважды в скалистых Афинах. И в Аргосе медный щит познакомился с ним, и произведения Аркадии и Фив, и ежегодный игры в Беотии и Пеллене. Шесть раз он победил в Эгине, и в Мегарах на каменном столбе не

иная речь начертана. А ты, отец Зевс, господствующий на хребтах Атабирия, прославь гимн мой и Олимпийского победителя, в кулачном бою добывшего себе славу, даруй ему почтительное уважение со стороны граждан и чужеземцев, так как он идет прямо по пути, враждебному наг­лости, хорошо зная то, что вещали правдивые умы благих предков».

Никогда больше, можем мы предсказать с уверенностью, кулачный боец не встретит такой высокой поэтической похвалы.