Политический режим: понятие и виды. Виды государственных (политических) режимов Сообщение о лидерах разных политических режимов

Понятие «политический режим» в литературе трактуют в рамках узкого и широкого подходов.

В узком смысле понятие «политический режим» рассматривается как государственный режим, под которым понимают совокупность методов и инструментов реализации государственной власти.

При широком подходе понятие «политический режим» раскрывает политическую атмосферу общества, которая формируется в результате взаимодействия государственной власти, разных политических сил и институтов общества.

В практическом плане понятие политический режим выступает самой важной характеристикой государства, поскольку для человека истинно важна реальная политическая атмосфера, уровень его экономического и правового положения.

Следует отметить, что один и тот же политический режим может быть реализован при различных формах и видах правления. Например, по форме правления Англия является конституционной монархией, Германия - парламентская республика, Франция - президентская республика, однако вид политического режима в этих государствах одинаковый - буржуазная демократия.

При этом следует отметить, что изменение вида политического режима нередко приводит к изменению формы государства и наоборот.

Для понимания природы этих взаимосвязей необходимо учитывать всю политическую ситуацию в государстве, а также огромное воздействие на политический режим всех институтов гражданского общества.

В зависимости от указанных факторов политический режим принято делить на два вида : демократический и недемократический (авторитарный и тоталитарный) .

В истории и практике развития государственности существуют различные примеры видов демократических режимов, однако их суть неизменно проявляется в народовластии .

В целом современному виду демократического режима характерны следующие черты :

Принятие воли народа как единственного источника государственной власти;

Реализация государственной власти на базе принципа разделения властей;

Выборность и сменяемость представителей органов государственной власти;

Наличие политико-правовых механизмов, гарантирующих прямое или опосредованное участие граждан в управлении государством;

Широкий набор реальных прав и свобод у человека и общества;

Политический плюрализм;

Наличие реальных оппозиционных сил.

Важнейшей чертой демократического политического режима является систематическая и мирная смена руководителей государства и правящей партии.

Авторитарный режим представляет собой вид государственно-политического устройства общества, при котором политическая власть реализуется определенным политическим деятелем (партией, элитной группой и т.д.) при незначительном или минимальном участии населения.

На всех уровнях власти реальные рычаги управления концентрируются в руках одного или нескольких взаимосвязанных органов и должностных лиц;

Не соблюдается принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

Реальные властные возможности представительных органов заметно ограничены;

Суд используется реальными руководителями государства как вспомогательный орган;

Принципы выборности должностных лиц и их подотчетности существенно ограничены;

Преобладают административные методы государственного управления;

Практикуется ограниченная цензура и частичный плюрализм;

Права и свободы человека не гарантируются во всей своей полноте и т.д.

В политический оборот термин «тоталитаризм» ввел Бенито Муссолини в 1925 году при характеристике собственного движения. В научной литературе его начали активно использовать в 30-е годы XX века.

Рассмотрим понятие «тоталитаризма», которое характеризуется набором определенных черт. Тоталитаризм - это политический режим, сутью которого является всеобъемлющий и постоянный контроль над населением, что предполагает систематическое применение насилия либо его угрозу.

Тоталитаризму как политическому режиму свойственны следующие черты :

Монизм (т.е. отсутствие плюрализма), который предполагает наличие одной (как правило, выраженной государством) единственной верной позиции на понимание определенных вопросов из различных сфер общественной и государственной жизни;

Вся власть концентрируется в руках аппарата одной партии;

Запрещается деятельность всяких иных видов политических партий и организаций;

Последовательная и жесткая централизация власти, во главе которой находится вождь;

Реализация единой для всего населения идеологии на государственном уровне;

Активное распространение уравнительного принципа во всех сферах жизнедеятельности общества;

Монопольное обладание истиной представителями тоталитарной системы;

Принесение в жертву частных и личных интересов во имя выполнения общегосударственных задач;

Нетерпимость к любому виду инакомыслия, догматизм;

Монополия государства на создание и распространение информации, полный контроль над СМИ.

Авторитарные и тоталитарные виды режимов различаются по ряду параметров. Во-первых, тоталитаризм характеризуется всеобщим контролем, а авторитаризм - частичным. Во-вторых, при авторитарном режиме применяется тактика выборочного террора с целью предотвращения появления действенной оппозиции, при тоталитарном режиме реализуется систематический террор по отношению к оппонентам власти.

Таким образом, вышеуказанные виды политического режима отражают основные подходы к организации жизнедеятельности государства и общества, которые реализовывались на практике.

  • Назад
  • Вперёд

Статуса личности.

Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140-160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

В европейской политической науке наиболее широко распространено определение политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном, которое часто используется и в работах российских авторов:

Под политическим режимом, согласно Ж.-Л. Кермонну, понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период.

В американской политологии, в отличие от европейской, предпочтение отдается понятию политическая система , которое считается более значимым, чем политический режим. Сторонники системного подхода довольно часто толкуют понятие «политический режим» расширительно, практически отождествляя его с «политической системой». Критики такого подхода отмечают, что политический режим - более подвижное и динамичное явление, чем система власти, и на протяжении эволюции одной политической системы может смениться несколько политических режимов .

В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают государственный режим , представляющий собой совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.

Современные подходы к определению понятия политического режима

В современной науке сложилось две основные традиции осмысления понятия политического режима, одна из которых связана с политико-правовым подходом, сложившимся в юридической традиции конституционного права, а другая - с социологическим подходом, получившим широкое распространение в политической науке.

Институциональный подход

Данный подход называют также политико-правовым и формально-юридическим. В его рамках основное внимание уделяется процедурным, формально-юридическим характеристикам функционирования системы политической власти. При использовании институционального подхода понятие политического режима сближается или даже сливается с понятиями формы правления или государственного строя. Таким образом термин политический режим оказывается частью категориального аппарата конституционного права. В рамках институционального подхода складывается разница между терминами политический режим и государственный режим .

Институциональный подход традиционно был характерен для французского государствоведения. Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:

  • режим слияния властей - абсолютная монархия;
  • режим разделения властей - президентская республика;
  • режим сотрудничества властей - парламентская республика.

Постепенно эта типология стала рассматриваться как подсобная, классифицирующая не столько режимы, сколько типы правительственных структур .

К этой группе можно отнести также подход американского политолога Г. Лассуэла и его последователей, рассматривавших политический режим как способ легитимизации политической системы. По их мнению, режимы представляют собой образцы политических форм, функционирующие для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе. Таким образом, режим связывается с конституционной формой, а неконституционным формам правления (диктатура) отказывается в праве считаться политическими режимами .

Социологический подход

В рамках данного подхода преимущественное внимание уделяется происхождению власти и социальным основаниям ее функционирования, осмыслению связей между обществом и государством, которые сложились в реальности и не обязательно соответствуют с теми, которые предписаны конституционными актами. При данном подходе режим рассматривается гораздо более широко - как баланс во взаимоотношениях государства и общества. Каждый режим имеет в своем основании систему социальных связей, поэтому режимы не могут быть изменены путем изменения закрепляющих их правовых актов, без трансформации тех социальных оснований, на которых он покоится. Этот подход часто приводит к отождествлению политического режима и политической системы.

Характерными представителями данного направления являются французские политологи М. Дюверже (рассматривал режим как: «структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой») и его последователь Ж.-Л. Кермонн, чье определение приведено выше.

Сходной точки зрения в определении политического режима придерживаются американские ученые Г. О"Доннел и Ф. Шмиттер :

Совокупность структур, явных или скрытых, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, которые считаются для этих структур подходящими или неподходящими, используемые ими ресурсы и стратегии в целях получения желаемого назначения.

В рамках социологического подхода существует значительное многообразие исследовательских стратегий и вариантов типологизации политических режимов, базовым среди которых сегодня считают выделение демократического, авторитарного и тоталитарного режимов.

Виды политических режимов

Демократический режим

Авторитарный режим

Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

Признаки тоталитаризма:

  • тотальный государственный контроль над обществом;
  • всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;
  • система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;
  • политизация (в плане пропаганды) всей жизни;
  • господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;
  • идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;
  • унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;
  • ставка на обновление общества на основе глобальных идей;
  • ставка на свою расу (возможно, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Анархия

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций , гражданских войн , оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

Другие

Также выделяются и другие политические режимы:

Типологии

Аристотеля

  • Правильные:
    1. Монархия.
    2. Аристократия
    3. Полития.
  • Неправильные:
    1. Тирания.
    2. Олигархия.
    3. Демократия.

Маркса

  1. Cоциалистический.
  2. Капиталистический.

Дюверже

  • явные и авторитарные;
  • демократические, автократические, монократические (диктаторскими);
  • директории (коллективное правление).

Курашвили

  1. Тиранический.
  2. Жестко-авторитарный.
  3. Авторитарно-демократический.
  4. Демократическо-авторитарный.
  5. Развернуто демократический.
  6. Анархо-демократический.

Голосова - Блонделя

  1. Традиционный (закрытый с монолитной элитой).
  2. Соревновательная олигархия (открытый, исключающий).
  3. Авторитарно-бюрократический (закрытый, с дифференцированной элитой, исключающий).
  4. Эгалитарно-авторитарный (закрытый, с монолитной элитой, включающий).
  5. Авторитарно-инэгалитарный (закрытый, с дифференцированной элитой, включающий).
  6. Либеральная демократия (открытый, включающий).

См. также

Примечания

Большинство из нас при попытке дать определение понятию «политические режимы» столкнется с проблемой: в общем, этот термин нам знаком, но истолковать его значение сложно. Поэтому в нашей статье мы решили рассказать, что представляют собой политические режимы и какими они бывают.

Определение термина

Понятие политического режима было введено в лексикон политологов во II-ой половине XX века, хотя попытки описать их и классифицировать были предприняты еще Платоном и Аристотелем.

Современная политология , основываясь на исследованиях М. Дюверже, Ж.-Л.Кермонна, Г. О’Доннелла и Ф. Шмиттера, трактует политические режимы как формы политического управления, различающиеся между собой по:

  • мере участия граждан государства в его управлении. В Украине народ имеет право выбирать депутатов всех уровней, в том числе, в главный законодательный орган — Верховную Раду. А вот население Брунея такой привилегией похвастать не может: страной правит монарх — султан, который передает власть по наследству;
  • методам и способам организации политической власти. Например, правление Пиночета в Чили основывалось на военной диктатуре и репрессиях, полной противоположностью ему является Швеция, которой управляет парламент, избираемый всеобщим голосованием;
  • степени политической свободы. Сравните: в России зарегистрированы 78 политических партий , а на Кубе только одна — коммунистическая — и существование другой партии даже не допускается;
  • правовому статусу личности. Есть государства, где конституционно за всеми гражданами закреплены равные права. К ним относятся Германия, Великобритания, Франция, Швеция и т. д. Однако, есть и страны, в которых ущемляются права определенных рас и этносов. Вспомним режим апартеида в ЮАР, при котором притеснялись темнокожие, или Третий Рейх, преследовавший евреев и цыган.

Итак, можем сделать вывод: политические режимы — это совокупность приемов, форм и методов организации власти. В узком значении под политическим режимом понимают государственный политический режим, т. е. политическое устройство отдельно взятого государства.

Политологи подразделяют политические режимы на две категории:

  1. Демократические, когда власть находится в руках народа, либо он имеет возможность на нее влиять.
  2. Недемократические (антидемократические) — в этом случае устанавливается власть одного класса/партии/человека.

Теперь рассмотрим обе категории детальнее.

Виды демократических режимов

Демократия, которую еще называют народовластием, позволяет народу самому избирать органы управления государством и провозглашает равные права всех граждан. В зависимости от формы и степени участия народа в формировании власти демократический политический режим подразделяется на 3 вида:

  • прямая демократия, когда любой член общества может принимать участие в обсуждении и принятии государственных решений. Такая форма управления государством существовала в Древних Афинах, где все государственные вопросы решались на народных собраниях, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.

Сейчас подобные формы политического режима практически не встречаются, поскольку в современном обществе они неэффективны. Представьте, если бы все граждане страны участвовали в принятии законов и в решении внешнеполитических вопросов. Даже применяя IT-технологии, проведение ежедневных всеобщих голосований и обсуждений занимало бы массу времени и не всегда было бы результативным;

  • плебисцитная демократия предполагает участие народа в управлении государством только на определенном этапе, например, во время референдумов или выборов. Такая форма управления практикуется часто. К примеру, многие страны проводили референдумы перед вступлением в Евросоюз, чтобы узнать мнение граждан и принять правильное решение;
  • представительная демократия, в ходе реализации которой народ наделяется правом избирать своих представителей в органы власти. В США это нижняя палата Конгресса, в Великобритании — Палата общин, в России — Госдума, в Украине — Верховная Рада.

Последние две формы политического режима применяются во многих странах, но наиболее демократичными, согласно рейтингу, составленному независимыми экспертами, оценивавшими правовую свободу и защищенность граждан, считаются Швеция, Норвегия, Исландия, Дания, Финляндия и Новая Зеландия.

Виды недемократических режимов

Антидемократические виды режимов отрицают все принципы демократии и основываются на подавлении прав и свобод личности. Такие политические режимы получили распространение в период средневековья и доминировали вплоть до ХХ века, когда в мире началось активное общественное движение за права человека.

Ученые выделяют 2 вида антидемократических режимов:

  • авторитаризм;
  • тоталитаризм.

Авторитарный политический режим

В основе авторитаризма лежит практически неограниченная власть одного лица либо группы лиц. Некоторые гражданские, экономические и духовные свободы при этом сохраняются, но жестко ограничиваются со стороны государства.

Тоталитарный политический режим

Тоталитаризм можно рассматривать как высшую степень авторитаризма. В государствах с тоталитарным политическим режимом обязательно существует официальная идеология и не допускается возникновение других идеологических течений, государство полностью контролирует все сферы жизни человека, власть формируется не снизу вверх, как при демократии, а сверху вниз, путем назначения на должности.

Тоталитарные политические режимы существовали в Германии во время правления Гитлера, в Испании при Муссолини, в СССР в сталинскую эпоху.

Когда политические режимы власти отсутствуют, другими словами, в стране царит безвластие и беззаконие, такую ситуацию называют анархией.

Политический режим — форма правления?

Часто политические режимы путают с таким понятием, как форма правления. Отождествлять эти понятия нельзя, поскольку политический режим отражает устройство государства в целом, а форма правления — организацию высших органов власти. Среди форм правления выделяют монархию и республику. Первая чаще существует в рамках тоталитарных и авторитарных политических режимов, вторая — демократических.

Хотите знать мнение американцев об их политическом режиме? Смотрите видеосюжет:

Понятие политического режима

Политический режим (от лат. regimen - управление) - совокупность способов и средств осуществления государственной власти. Он характеризуется степенью участия граждан в управлении страной, а также уровнем политических свобод в обществе.

Виды политических режимов

Все политические режимы можно разделить на демократические и антидемократические.

Демократический режим

Альбер Камю

“Демократия - не закон большинства, а защита меньшинства.”

Демократический режим - политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан. В условиях этого режима народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти. Родиной демократии считается Древняя Греция. 1

Уинстон Черчилль

“Лучший аргумент против демократии - пятиминутная беседа со средним избирателем”

Признаки демократического режима:

  1. Регулярное участие народа в формировании и осуществлении государственности власти посредством референдума и свободных выборов.
  2. Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства.
  3. Неприкосновенность частной собственности.
  4. Свобода средств массовой информации.
  5. Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека.
  6. Легитимность государственной власти.
  7. «Силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами.
  8. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения.
  9. Существование гражданского общества с его развитой структурой.
  10. Реальное осуществление принципов правового государства.
  11. В отношении граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом».
  12. Политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его.
  13. Свобода вероисповедания.
  14. Принцип разделения властей.

Антидемократические режимы

Антидемократический режим - политический режим, для которого характерно отсут­ ствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократичес­ ких принципов управления, политического плюрализма.

В рамках данного политического режима принято выделять авторитарные и тоталитарные режимы.

Авторитарный режим

Авторитарный режим - (от лат. autoritas - власть, влияние). Это тот политический режим, который занимает промежуточную позицию между демократией и тоталитаризмом, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. История человечества дает нам много примеpoв авторитарных государств. Это и восточные деспотии, и тирании Древнего мирa и абсолютные монархии Средневековья. Распространены авторитарные режимы и в современном мире. B основном oни существуют в развивающихся государствах Азии, Африки, Латинской Америки.

Признаки авторитарного режима:
1. Небольшое число носителей власти. Это может быть один человек, или группа лиц.
2. Неограниченность власти, отсутствие реальных демо кратических механизмов контроля за ее осуществлением. При этом власть отнюдь не произвольна и может править, опираясь на силу законов. Однако сами эти законы прини маются по усмотрению правящей элиты.
3. Стремление использовать силу для разрешения кон фликтных ситуаций. Это не означает, что к силе прибегают автоматически и во всех случаях . Но при ав торитаризме алгоритм поведения может быть изменен в лю бой момент, и тогда власть предержащие прибегают к силе как к последнему доводу в борьбе с политическими оппонен тами.
4. Недопущение реальной политической оппозиции и по литической конкуренции.
5. Относительная закрытость правящей элиты , на значения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе откры тых и честных выборов.

Авторитарная государственная власть пытается всячески контролировать жизнь граждан, но не ставит своей задачей переделать устоявшиеся порядки во имя высшей цели. Наоборот, сторонники авторитаризма стремятся сохранить определенные традиции.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - режим, при котором государство осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества. Термин был введенв политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссо­ лини.

Адольф Гитлер

“Движению нашему не смогли повредить никакие преследования его вождей, никакая клевета, никакая напраслина. Из всех преследований оно выходило все более и более сильным, потому что идеи наши верны, цели наши чисты и готовность наших сторонников к самопожертвованию - вне всякого сомнения.”

Понятие, обозначающее ряд диктаторских политических систем XX в., основанных на всеобщем проникновении единственной разрешенной идеологии в поли­ тическую, экономическую, социальную, культурную подси­стемы общества и на постепенном поглощении общества и отдельной человеческой личности структурами партии - государства.

Признаки тоталитарного режима:

  1. Политическая цензура и пропаганда в СМИ.

    Б.Муссолини

    "Все в государстве, ничего вне государства, никого против государства."

  2. Культ личности, вождизм.
  3. Единственная общеобязательная государственная идеология.
  4. Отсутствие реальных прав и свобод граждан.
  5. Сращивание государственного и партийного аппарата.
  6. Изоляция от внешнего мира (“железный занавес”).
  7. Преследование инакомыслия, создание в общественном сознании образа “врага народа” (внутреннего и внешнего).
  8. Жесткая централизация государственного управления, разжигание социальной и национальной розни. Развязывание террора по отношению к собственному народу.
  9. Командно-административная экономика, отсутствие частной собственности и экономических свобод.
  10. Политический монополизм, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления.