Помяни господи имя царя давида. Все молитвы праведному царю давиду, псалмопевцу. В чем помогают молитвы Царю Давиду

Царь Давид непреклонно верил в Бога и стремился исполнить любую Его волю. Он подвергался многократным преследованиям, и Господь избавлял его от всех недругов. Создал множество священных книг (псалмов), в которых содержались молитвы, он воспевал их Господу Богу, одновременно играя на музыкальных инструментах. Поэтому Церковь назвала его псаломопевцом и пророком. В своих древних молитвах пророк Давид взывал к Богу, приносил покаяние в грехах и превозносил величие Бога. Псалмы пророка читают и поют в Церкви на . Древние псалмы, которые написаны тысячелетия назад и сегодня помогают людям в дни невзгод.

Церковь назвала царя Давида псалмопевцом и пророком.

Христианская молитва «Помяни, Господи, Давида царя и всю кротость его» содействует верующим людям приобрести терпимость, рассудительность, благоразумие, безропотность, которой обладал царь и пророк Давид. В православной молитве царю Давиду мы просим Господа, помочь обрести мощь не отвечать на гнев других, умение сдерживаться от негодования, поэтому ее называют «молитвой об укрощении гнева человека». Любой из нас не сможет спокойно переносить, несправедливость по отношению к себе и окружающим людям, пытается бороться с ним, оправдывается, старается доказать, что он прав, в результате провоцирует негодование и недовольство обидчика. И в данной ситуации любому из нас очень трудно терпеливо перенести все обиды и держать себя в руках, не стать тоже гневным и раздражительным. Чудотворная молитва Давиду поможет с этим справиться, она простая для запоминания, однако мощь ее огромна.

Текст христианской молитвы царю и пророку Давиду, на русском языке

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Давиде! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Д умали ли вы когда-нибудь о царе Давиде, как о хорошем учителе по молитве? Читая его псалмы, я получил понимание о том, насколько много мы можем вынести из его молитв. То, как Давид видел Бога и взывал к Нему, и то, как он видел себя Его глазами – это просто драгоценные камни во всех его молитвах. Я уверен, что если бы мы больше молились подобным образом, мы могли бы иметь такую же близость с Богом.

Вот шесть особенностей молитвы Давида, которые обязательно благословят вас, если вы будете им следовать:

1. Вопиющая честность

“Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага? Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: “где Бог твой?” (Псалом 41:9-11)

2. Обращается с дерзновением

Давид часто просил Бога о вещах, причем любых. Будь то сила или комфорт, услуга или прощение греха, у Давида был длинный список того, что он считал необходимым. И в его прошении не было и тени сомнения. Только полная уверенность в том, что Бог даст ему то, что ему нужно.

“Услышь, Господи, правду, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых. К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои. Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих на Тебя от противящихся деснице Твоей” (Псалом 17:1-7).

Давид молился дерзновенно, потому что он знал, каким особенным он был для Бога. Он знал, что Бог, который так сильно его любит, будет слушать каждое его слово и милостиво даст ему все, в чем он нуждается. Он говорит в Псалме 3:5: “Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей” , что говорит о его серьезном доверии по отношению к Богу.

3. Провозглашает природу Бога

На ряду с прошением, Давид часто утверждал способность Бога удовлетворить его прошение. Он демонстрирует веру в Божий характер, который дает надежду его мольбам. Это переносит его молитвы из состояния усталой безнадежности или попрошайничества в состояние уверенности и готовности к принятию.

Давид начинает словами: “К Тебе, Господи, возношу душу мою. Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь, да не восторжествуют надо мною враги мои…” и заканчивает, “да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя” (24:1-3).

4. Хвалит Господа

Слова любви Давида явно выражены в хвале, которая пронизывает все его просьбы и откровенные разговоры. Давид определенно имел потребность выражать почтение и трепет по отношению к Богу:

“Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен, ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя. Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!” (Пс 56:9-10)

Мы также видим поклонение Давида Богу за Его характер:

“Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши” (Псалом 102:8-10)

Обратите внимание на то, что Давид не просит у Бога быть милостивым, он только констатирует, что Бог уже является милостивым. Он просто верит, что прощен, и идет так далеко, что уже уверенно хвалит Бога за прощение.

5. Вдохновляет себя

Во времена, когда Давид испытывал слабость или разочарование, он не позволял этим эмоциям захватить себя. Вместо этого, он говорил к себе. Он постоянно поощрял свое сердце и разум продолжать верить и благодарить Господа.

Помните этот стих? Когда Давид изливал свое сердце Богу, спрашивая, почему Он покинул его? Так вот, он не остановился на этом вопросе. И в каждом следующем куплете стихов, он продолжает вдохновлять себя:

“Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего” (Псалом 41:6).

Он также дает указания своей душе помнить доброту Господа:

“Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его” (Псалом 102:2).

6. Не теряет надежду

Не все молитвы Давида были отвечены немедленно, и мы можем убедиться в этом из некоторых его заявлений относительное его ожиданий от Бога. Но вместо того, чтобы сдаться когда, кажется, ничего не меняется, Давид продолжает верить и, опять же, говорить себе, что всегда есть надежда.

“Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых. Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа” (Псалом 26:13)

Это настоящая зрелая вера – ожидать, что Бог будет работать, несмотря на то, что вы еще этого не видели. Давид демонстрирует эту веру, и она возрастает с каждым разом, когда Господь доказывает свою верность.

В итоге

Имейте в виду: Давид не отдыхал где-то, пока писал большинство этих строк. Он еще не был царем. Наоборот, его преследовал Саул со своей армией. Он прятался от смерти в пустыне. Давид мог легко обвинить Бога. Он мог легко написать в растерянности и спросить у Бога, действительно ли Он его любит или за что Он его наказывает. Примечательно, что Давид никогда по-настоящему не сомневался в своем хождении с Богом или в своей ценности для Него (по крайней мере, долго).

Давид знал, что он был ценен и прощен. Но он никогда не верил, что он мог бы извлечь какую-то выгоду из окружающей его Божьей милости. Он не чувствовал, что должен укорять себя или стыдиться своих смущенных чувств. Он также не чувствовал, что быть ценным для Бога – это повод для гордости. Наоборот, он знал, что это была Его милость, чтобы он знал о том, насколько он любим.

Подписывайтесь:

Когда он говорил с Богом, он даже называл себя “зеницей Его ока”. Он твердо стоял на фундаменте: он знал, Кто Такой Бог, и он знал, кем он был для Бога. И это то, что делало его молитву другой.

Многим из нас также нужно усвоить эти вещи. Нам нужно это понимание Божьего сердца и Его верности по отношению к нам. Нам нужно глубокое осознание нашей ценности для Него. Если мы сможем понять эти вещи, за ними последуют самые откровенные молитвы. И тогда мы можем иметь тот же уровень близости, который Давид имел с Богом. А это, в конце концов, главный смысл всех наших молитв.

Чудотворные слова: покаянная молитва царя давида в полном описании из всех найденных нами источников.

Пророк царь Давид был очень богобоязненным, и, при всех своих военных успехах, кротким человеком. Кротость царя заключалась в его глубочайшем смирении перед Богом. Как и все земные люди, он имел слабость, с которой ему было трудно совладать – женщины. Несмотря на запрет Бога об «умножении жен для царей», он имел множество наложниц. Любовь к женщине по имени Вирсавия толкнула пророка на смертный грех – чтобы заполучить красавицу Вирсавию, он отправил ее мужа, воина Урию, на смерть. Израильский пророк Нафан обличил его в этом грехе, и тогда он не стал прятаться за самооправданием, а принес истинное покаяние Богу. Покаянная молитва царя Давида «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» – псалом 50 – самое распространенное песнопение Великого поста.

Христианская молитва царя Давида об усмирении гнева

Одна из самых известных молитв знаменитого израильтянина Господи, помяни царя Давида помогает нейтрализовать вспышки гнева начальства, умягчить правителей, усмирить любых представителей власти. В православии ее называют также молитвой об укрощении гнева. Гнев – один из грехов, и мы часто впадаем в него. Если Вы чувствуете, что не можете совладать с приступом раздражения, готовы сорваться, то прочитайте про себя девять раз подряд коротенькую молитву Господи, помяни его и всю кротость его, и почувствуете, как в душ постепенно воцаряется спокойствие. Православная молитва пророку Давиду помогает защититься от злых людей, дарует смирение, примиряет враждующих.

Православный текст молитвы царю Давиду защитной

О святый угодниче Божий, царю и пророче Давиде! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Еще одна краткая молитва Давиду на русском языке

Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его, и святыми того молитвами, помилуй нас, грешных. Аминь.

Псалом 50 пророка Давида,покаянный,с пояснениями и переводом.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Щедрота – щедрая милость; милосердие, сострадание, жалость.

Наипаче – особенно, более всего (паче – более).

Яко – здесь: ибо, потому что.

Выну – всегда, во всякое время непрестанно.

Победиши внегда судити Ти – победишь, когда Ты будешь меня судить (одержишь победу в суде надо мною).

Се бо – вот, воистину (се – вот; бо – ибо, потому что).

Иссоп – трава, употреблявшаяся в качестве кропила.

Кости смиренныя – сокрушенные, разбитые (как мы это говорим о болезни или сильной усталости).

Возрадуются кости смиренныя – здесь: да укрепятся вновь кости сокрушенные, т.е. душа удрученная, подавленная (злостраданием).

Созижди – создай, сделай.

Дух прав – дух праведный, справедливый, правдивый, верный.

Утроба – здесь: самая внутренняя, сокровенная, невидимая глубина души.

Воздаждь – верни, дай.

Устне – губы, рот (двойственное число от устна – губа).

Аще бы – если бы.

Убо – здесь: воистину.

Всесожжение или всесожегаемая – жертва, при которой животное все без остатков сжигалось на жертвеннике.

Ублажи – благотвори, осчастливь.

Сион – гора в Иерусалиме, на которой был построен дом Давидов; символ Церкви.

Слово псалом означает песнь. Этот псалом составлен пророком Давидом, когда он каялся в великом грехе – он убил благочестивого Урию Хеттеянина и овладел его женой Вирсавиею. Этот псалом называется покаянным, потому что он выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании, и по глубине покаяния превосходит, быть может, все остальные. Поэтому этот псалом читается часто в церкви во время богослужения. Всем нам, виновным во множестве грехов, этот псалом следует произносить как можно чаще, вникая в каждое слово.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Грех велик, поэтому пророк просит у Бога и великой милости. Только неизреченные Божии щедроты могут очистить тяжкое беззаконие.

Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Господь уже объявил Давиду через пророка Нафана, что снимает с него грехи его за покаяние (2 Цар. 12, 13) – но Давид молится о том, чтобы Бог совершенно очистил его от греховных нечистот. Так и мы, получая в Таинстве Покаяния отпущение наших грехов, должны все же непрестанно взывать к Господу, чтобы он истребил в нас и самый корень греха.

Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Сжалься, Господи, очисти меня! Грех тяготит надо мною, я не могу забыть его, вижу его днем и ночью в совести моей, которая постоянно тревожит мою душу.

Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти (в русском переводе псалма: так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем). Не человеческому, а Божьему суду представляет себя пророк (Давид – царь, и ему не страшен людской суд). Скрыв беззаконие от людей, его не утаишь от Верховного Судии, Который видит все тайное; пред Божьей правдой обличается наше лукавство – наша неправда и неправота, и все наши оправдания бессильны.

Се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Все мы, потомки Адама, зачинаемся во грехах, наследуя первородный грех. Мы умоляем Бога о прощении, представляя Ему нашу природную склонность ко греху.

Се бо истину возлюбил еси. (обратите внимание на слово еси – оно указывает на 2-е лицо: вот, Ты возлюбил истину). Ты, Господи, Сам и есть Истина (Я есмь путь и истина и жизнь – Ин. 14, б), Ты любишь истину и хочешь, чтобы мы пребывали в истине. И я исповедую, что Ты любишь истину и ненавидишь ложь, поэтому я исповедаю и сознаю пред Тобою, что согрешил.

Безвестная и тайная премудрости Твоей явил ми еси – неизвестное (сокровенное) и тайное (то есть сокровенную тайну) Твоей премудрости Ты явил мне. (Царь Давид говорит о своем пророческом даре, о том, что Бог Духом Святым открыл ему неизреченные тайны Промысла Своего; но и всякий христианин получает в Таинствах Церкви дары Духа Святого и чрез учение Церкви прикасается к сокровенным тайнам Промысла Божия, и каждому из нас поведано безвестная и тайная премудрости Божией: мы научены истинной вере, нам указан путь к Царствию Небесному.) Чем ответил я на эти благодатные дары? Грехом!

Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Здесь – надежда совершенно избавиться от греха и преисполниться радости. Иссопу пророк уподобляет действие Святого Духа, очищающего в нас всякую скверну.

Слуху моему даси радость и веселие. Дай мне, слуху моему, благодатную весть о помиловании, обрадуй и возвесели меня!

Возрадуются кости смиренныя. Соделанный грех сокрушает не только душу, но и тело: под тяжестью греха изнемогают, смиряются кости; когда же грех прощен и с совести снято невыносимое бремя – тогда и все тело наполняется радостью (вспомним, как иногда мы с глубоким облегчением вздыхаем и расправляем плечи).

Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти – истреби их из книги моей жизни.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Падшую душу восстави в первобытную красоту, уничтожив во мне нечистоту прародительского греха. Дай мне благодать правоты!

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Грех отторгает от Бога, от Источника Жизни – и мы молим, чтобы нам не оказаться во тьме кромешной, где не видно лица Божия.

Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Воздаждь, возврати мне ту радость, которою я наслаждался, когда был храним Тобою; подай мне дары Святого Духа.

Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Когда Ты избавишь меня от греха и даруешь мне Духа Святого – я смогу вновь учить законопреступных, чтобы они ходили путями Твоими, – говорит Господу Давид, избранник Его. А для нас в этом обете заключена та же мысль, что и в прошении молитвы Господней: да святится имя Твое в нас, Господи; ибо если Ты очистишь грехи наши и мы благодатью Твоею станем жить по воле Твоей, – самой жизнью своей мы тогда сможем проповедовать правду Твою и обращать к Тебе сердца людей.

Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего. Пророк Давид просит Бога спасти его из пролитой крови Урии, в которой он как бы тонет (из кровей – более точный перевод слов псалма). Слова Боже спасения моего равнозначны словам Боже Спасителю мой – обращение к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Этими словами пророка и мы взываем к Спасителю об избавлении нас от убийственного действия наших грехов.

Возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мой отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Уста мои ныне заключены грехом. Получив отпущение грехов, я не буду молчать, но стану свидетельствовать о Тебе, воспевать Тебя и прославлять милости Твои.

Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Ты, Господи, отменил подзаконные жертвы, которые не могут даровать отпущения грехов: внешняя жертва, без участия сердца приносимая, не имеет значения.

Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Жертва, которую возлюбил Ты, – это покаяние и сокрушение сердечное; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (русский перевод).

Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Царь Давид молится не только о себе, но и о своем городе и народе, и просит Господа восставить поколебленные его грехом стены Иерусалима. Но Сион и Иерусалим в Священном Писании изображают также всю Церковь.

Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы. Псалом завершается образом жертвы Богу, приносимой в чистоте сердца и праведности; очистив душу покаянием, мы всем своим существом устремимся к Богу и отдадим Ему себя целиком, все свое сердце, всю свою жизнь, – это и будет нашим "всесожжением".

Покаянная молитва царя давида

“Слово с нами”, № 6 (33) /2000, стр. 10

Что дает нам уверенность в Божьем прощении?

Покаянная молитва царя Давида указывает путь.

В Иерусалиме назревал скандал. Прелюбодеяние Давида с Вирсавией закончились неожиданной беременностью. Тогда, ещё больше усугубляя ситуацию, царь отдал своему военачальнику приказ послать мужа Вирсавии – верного воина по имени Урия – в самую гущу военных действий, на заведомую погибель. Урия погиб, а Вирсавия поселилась в царском дворце. Слухи разнеслись по всему городу, но никто не осмеливался выступить против царя.

И вот появляется пророк Нафан с Господним словом для Давида. Нафан рассказывает царю историю об одном богатом человеке, который воспользовался своим положением, чтобы эксплуатировать и грабить своего бедного соседа. Возмущенный услышанным, Давид воскликнул: “Жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это” (2 Цар 12,5). “Ты – тот человек, – ответил Нафан. – Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его?” (2 Цар 12,7.9).

Давид мог солгать, начать оправдываться или даже казнить Нафана. Однако, вместо этого он просто и смиренно принял правду: “Согрешил я. ” (2 Цар 12,13).

Помилуй меня, Господи!

Что дало Давиду силы с такой готовностью признаться в своем грехе? Псалом 51 – глубочайшее выражение покаяния царя – может помочь нам понять, чем был движим Давид и как мы сами можем испытать Божье милосердие.

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. (Пс 51,1)

Каким бы страшным ни был грех царя, как бы глубоко он ни ранил окружающих людей, Давид не переставал верить в милость и любовь Господа. На протяжении всей своей жизни он видел верность Бога не только к себе, но и ко всему израильскому народу. Давид был свидетелем того, как Господь объединил Своим Заветом в один народ разрозненную группу племен. Царь вновь и вновь видел верность Бога Своему Завету с Израилем. Когда люди грешили и отходили от Ягве, Он призывал вождя, который возвращал к Нему избранный народ.

Давид знал, что Господь никогда не отречется от Своей “великой милости” и готовности прощать. Разве может верный Бог оставить одного из Своих детей? Царь не переставал уповать на Божью любовь, несмотря на чувство вины и стыда за совершённые преступления. Вот почему Давид так мужественно признался в своем грехе и воззвал к Божьему милосердию. Это вовсе не означает, что он чувствовал себя вправе требовать прощения. Царь не пытался оправдать свое поведение. Единственное, что он мог сделать, – это довериться милосердию Господа.

Веришь ли ты, что Бог любит тебя безграничной и верной любовью? В твоей жизни не было ни минуты, когда бы Он не любил тебя. Господь возлюбил тебя прежде сотворения мира и будет продолжать любить тебя во все времена (ср. Пс 103,17). Его любовь к тебе так сильна, что Он был готов даровать тебе прощение и спасение благодаря искупительной Жертве Своего Сына ещё прежде, чем ты узнал об этом (см. Рим 5,8).

И грех мой всегда предо мною

Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

Давид боялся злоупотребить Божьим милосердием. Он знал, что великая истина о любви Господа должна быть связана с не менее важной истиной о греховности человека. Сознание этого стало стержнем покаяния Давида, которое может служить примером для каждого из нас.

Господь хочет, чтобы мы, как Давид, брали на себя ответственность за свои грехи. Это необходимо для того, чтобы полнее переживать всепрощающую Божью любовь. Вначале кажется, что намного проще избежать исповедания своих грехов и признания того, что мы нуждаемся в Божьем прощении. Однако, отворачиваясь от правды о своей слабости, мы лишаем Господа возможности освобождать и укреплять нас. Более того, нам захочется оправдать свой грех. К примеру, мы будем считать себя вправе злиться на человека, который нас чем-то обидел. Однако жестокосердие – это отказ от призвания, данного нам Богом, – становиться всё более похожими на Него. Представ же перед Божьей святостью, мы до боли ясно и чётко увидим свою греховную нечистоту. Вот почему царь Давид старался, чтобы его грех всегда был перед ним (см. Пс 51,5).

Но как, имея перед глазами свою греховность, не впасть в отчаяние? Другой псалом, приписываемый Давиду, дает нам ответ: “Всегда видел я пред собою Господа” (Пс 16,8). В этом – ключ к истинному покаянию. Возносить своё сердце, чтобы созерцать красоту и славу Бога, и одновременно помнить о том, что ты носишь в себе склонность к греху. Проси Святого Духа, чтобы Он наполнил твое сердце очищающей Божьей любовью, и тогда ты освободишься от тяжести греха и будешь преображаться в подобие Христа.

Вот, Ты возлюбил истину в сердце, и внутрь меня явил мне мудрость Твою. (Пс 51,8)

Изо дня в день Иисус стучит в дверь твоего сердца, чтобы сказать тебе правду, которая освободит тебя: ты нуждаешься в Нем, исполненном любви и милосердия к тебе. Эта правда может причинять боль в минуты, когда мы переживаем свою греховность, но Священное Писание говорит, что Иисус не стыдится назвать нас своими братьями и сёстрами (см. Евр 2,10-11).

Преображающая сила покаяния исходит не от нас самих, не от нашей готовности признавать свои грехи и просить Бога о прощении, но от Святого Духа, Который глубоко укореняет правду в наших сердцах. Святой Дух стремится открыть нам всю истину – не только о нашей греховности, но также о благодати и всепрощающей любви Иисуса Христа. Мы верим, что именно Дух помогает нам увидеть свои грехи в свете величия и святости Сына Божия. Если мы поймём, что только покаяние несет мир нашим сердцам, мы не сможем не последовать примеру Давида. Для него важнее был не грех, а та любовь, которую он питал к Богу.

Святой Дух приходит не для того, чтобы обличать и осуждать, но чтобы побуждать к покаянию. Он утешает нас, показывая наши глубочайшие нужды и одновременно силу Христа, готового в любую минуту выйти нам навстречу. Святой Дух особенно утешает нас, когда мы чувствуем тьму в своём сердце. Подобно Нафану, пришедшему с правдой к царю Давиду, Святой Дух приходит к каждому из нас, чтобы помочь нам увидеть свой грех.

Сокровеннейшее стремление Бога – привести нас к Своему Сердцу и уподобить Себе. Он жаждет излить на нас Свою любовь и страдает, когда мы отвергаем этот дар. Глядя на свои грехи, мы стараемся очиститься прежде, чем предстанем перед Господом. Но смиренный и милосердный Бог просит нас позволить Ему очищать нас. Он знает, что мы не способны очиститься сами, и поэтому непрестанно призывает нас в любом состоянии духа прибегать к Нему за прощением и освобождением.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня… Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. (Пс 51,12-13.19)

Наиболее мучительным было для Давида не то, что он нарушил Закон, а то, что своим грехом он разорвал связь с Богом. Сама мысль о жизни вдалеке от Господа была страшна. Этот человек, глубоко любивший Бога несмотря на свою слабость, страстно желал вернуться к Тому, Кто оставался верен ему на протяжении всей жизни.

Давид также понимал, как высоко Господь ценит “сокрушение” своих детей. Бог хочет, чтобы мы пришли к Нему и увидели, насколько нам необходимы Его прощение и исцеление – не потому, что Ему нравится видеть нас страдающими, а, напротив, потому, что такое духовное “сокрушение” позволяет нам открыться действию Святого Духа.

Иисус возвестил: “Блаженные нищие духом; ибо их есть Царство Небесное” (Мф 5,3). В приложении к этой статье мы предлагаем небольшую схему испытания совести, которое ты можешь проводить в завершение каждого дня. Ежедневно хотя бы несколько минут уделяй покаянной молитве. Проси Господа, чтобы Он помог тебе исследовать твоё сердце и освободил тебя от тяжести греха и вины. Проси, чтобы Он сделал твое сердце подобным сердцу царя Давида – мягким, податливым, полным любви и милосердинебесного Отца.

Испытание совести на основе Псалмов

Перестань гневаться, и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло .

Позволил ли я негодованию и гневу на кого-либо укорениться в моем разуме? Есть ли человек, которого я должен простить, или отношения с кем-то, которые должны быть поправлены?

Когда меня кто-то обидит, закрываюсь ли я от этого человека, пытаюсь отомстить ему или прощаю? Ищу ли я возможности примириться или позволяю “горькому корню” обиды войти в мое сердце (ср. Евр 12,15)?

Позволяю ли я моему настроению управлять мной дома или на работе? Отказываюсь ли я не давать воли своим эмоциям, ища мира и исцеления у Господа?

Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи.

Прославляю ли я Христа в своих молитвах за Его величие и за то, что Он сделал для меня? Или я сосредоточен только на своих проблемах?

Использую ли я свои уста для созидания других или разрушения?

Сплетничал ли я, подхватывал ли нить лжи, клеветы или интриг?

Рассказывал ли циничные анекдоты или слушал их, когда рассказывали другие?

Не надейтесь на грабительство, не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.

Смотрю ли я на Христа как на своё самое драгоценное сокровище и исполнение глубинных желаний моего сердца?

Не ставлю ли я свою работу и карьеру выше моих отношений с Господом?

Участвовал ли я в каких-либо нечестных сделках? Обращался ли я с кем-либо на работе несправедливо или пытался обманывать людей, находящихся у меня в подчинении?

Завидую ли я кому-нибудь? Позволяю ли зависти и чрезмерным желаниям материальных благ руководить моим разумом и действиями?

Кто взойдёт на гору Господню. Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто.

Давал ли я волю похотливым мыслям или фантазиям?

Смотрел ли я порнографические фильмы, журналы и фотографии?

– В Ветхом Завете очень много незабываемых людей, ярких, мощных личностей – что отличает Давида от всех прочих, в чем его особенность? Почему именно он, точнее, его голос, его псалмы стали совершенно неотъемлемой частью православного богослужения и нашей христианской жизни?

– Давид – удивительная личность не только в библейской, но и в мировой истории. Во-первых, с его именем связано все, что мы видим сегодня в Иерусалиме. Именно Давид дал Иерусалиму тот духовный толчок, который сделал его священным городом трех религий. В начале X века до Рождества Христова Давид завоевал эту небольшую крепость у подножия горы Сион и сделал ее столицей объединенного под его властью Израиля. И с этого момента началась история Иерусалима как священного города – города, который не только принадлежал царю, но стал местом пребывания Господа. Духовная мощь этого города, мощь, которую и сегодня ощущают все приезжающие в Иерусалим, заквашена на личности Давида.

Во-вторых, к Давиду восходит гимнографическая традиция Церкви. Следует помнить, не все псалмы, содержащиеся в Псалтири, написаны Давидом; но именно Давид – родоначальник такого рода поэзии. Вся библейская поэзия и в конечном счете вся церковная гимнография восходит к песням, которые слагал Давид. Вся она выросла на его слове, на его преданности Богу, доверии к Богу, уверенности, что с Богом он пройдет сквозь стену, если это будет необходимо.

И третье, что особенно важно и что, может быть, важнее всего прочего,– то, что к Давиду восходит мессианская линия; Христос – потомок Давида, еще при жизни царя пророк Нафан сказал ему, что от него произойдет Мессия (см.:). Таким образом, и город, посвященный Богу, и гимнография, обращенная к Богу, и, наконец, сам Господь, воплотившийся и родившийся в роде Давидовом,– все это сходится в одной личности.

– Давид – царь, второй царь в истории Израиля; первый из царей, Саул, оказался недостойным помазания, и его сменил Давид. Кончилась эпоха Судей, началась эпоха Царств. Хотелось бы спросить о духовном смысле царствования, помазания на царство. Почему Господь велит пророку Самуилу дать израильтянам царя, как бы снисходя к их неспособности без царя обойтись? Получается, что это вовсе не великое событие в жизни Израиля, а, наоборот – свидетельство некоего падения, слабости.

– Это действительно совершенно уникальное событие, по своей уникальности оно не уступает единобожию. Во всех восточных и не только восточных религиях царская власть превозносится и обожествляется, и только в Библии говорится, что династическая царская власть – это снисхождение Бога к слабости людей, к их маловерию, малодушию. Обращаясь к пророку Самуилу с просьбой: «поставь над нами царя» (), израильтяне отвергают судей, которые избирались непосредственно Богом, и хотят иметь более стабильный, как им кажется, институт власти. Господь нисходит к их просьбе (см.:) и в конце концов по Своей милости ставит Израилю такого царя, который сам становится символом преданности Богу. Первый Израильский царь Саул теряет власть именно потому, что не был покорен Богу, он не хочет подчиниться словам пророка Самуила. Но Господь увидел подлинного царя в Давиде, мальчике-пастухе, музыканте, младшем из восьми сыновей Иессея.

– Читая историю Давида (1, 2 и начало 3 книги Царств), мы то и дело видим, что он ведет себя странно и неразумно в глазах современников; нам же эта неразумность все время что-то напоминает. Саул преследует Давида и хочет его убить; Давид же сохраняет его жизнь, отказываясь поднять руку на помазанника Божия, и оплакивает Саула, когда тот погибает. Давид отказывается покарать Семея, публично его, царя, оскорблявшего, потому что «Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь?» (). Давид прощает, любит, ждет и наконец оплакивает своего сына Авессалома, хотя тот его предал и хотел убить (см.:)… И все это заставляет нас обратить взор не к Ветхому уже, а к Новому Завету.

– Бог ведь всегда один и тот же. И в Ветхом Завете, и в Новом – один и тот же Бог. Просто люди не одинаково близки или далеки от Него. открывает эпоху предельной близости между Богом и человеком. В Ветхом же Он не открывается в такой полноте. Но в тех, к кому Он приближался, кому открывался – в Аврааме, Иакове, Моисее, Давиде,– мы действительно находим немало новозаветного. Это проблески грядущего Нового Завета. Давид очень мужественный человек, воинственный, он страшен для тех, с кем он воюет, но почему-то мы по сей день читаем: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его». (). В чем кротость Давида? В том, что на первом месте у него то, что открывает ему , и вот здесь Давид, действительно, кротчайший человек. Кроток он был – перед словом Божиим, которое было для него непререкаемым указом, даже если никак не сочеталось с его интересами в земном понимании. И именно потому Давид двигался в самом правильном направлении. Заметьте, в отличие от других древних владык, которые видели себя земными богами, Давид всегда знал, что он всего лишь человек. Что дни его – «яко цвет сельный» (). Он никогда не надмевался. Не терял правильного, трезвого видения самого себя. Власть и слава меняют человека, много ли найдется в истории человечества людей, способных выдержать испытание властью и славой? Давид – один из немногих.

– Всегда ли, однако, он это выдерживает? А история с Урией Хеттеянином и женой его, Вирсавией? (см.:)

– Давид совершил преступление. И мы должны быть благодарны библейским хронистам, что они так откровенно об этом пишут, не пытаются это замаскировать. Давид взял жену Урии, человека, чье поведение, как оно изображается на страницах Библии, совершенно безупречно и благородно, и кроме того он предельно предан царю Давиду. Но Давид послал Урию на смерть. В этой ситуации Давид выглядит негодяем. Библия показывает нам, как низко он пал. И к нему приходит пророк Нафан (см.:) и говорит ему это. И здесь мы снова видим отличие Давида от большинства земных владык, от Иоанна Грозного, например, который убил митрополита Филиппа; Давид готов услышать обличающие его слова, он знает, что голос пророка – это голос Божий. Раскаяние Давида столь же глубоко, сколь и его падение. Потому-то оно и поднимает его оттуда, из бездны, потому-то мы и слышим 50-й псалом каждый день за богослужением. И мы должны извлечь для себя из этой ситуации урок, иначе говоря, вывести для себя такой закон раскаяния: чтобы нас поднять, оно должно быть так же глубоко, как грех в нас.

– Есть такая метафора судьбы и личности Давида: солнце прорывается сквозь плотные тучи то здесь, то там и слепит людей своими лучами. Она отражает истину?

– Давид очень противоречив. И здесь мы вновь должны поблагодарить древнеизраильских хронистов: обычно придворные хроники выглядят совершенно иначе, перечисляют лишь великие заслуги царя. Мы говорили о том, что он отказался покарать Семея, публично его оскорблявшего, но ведь перед своей он все-таки велел Семея казнить (см.:). А Давид эпохи Саула, молодой Давид – это командир такого отряда из беглых людей, по сути, скрывающейся в горах вооруженной банды, и то, что он делает, каким образом он выживает – это очень похоже на современный рэкет, практику «крышевания» богатых людей, вспомним хотя бы историю с Навалом и супругой его Авигеей (см.:). Более того, какое-то время Давид служит исконным врагам Израиля филистимлянам, Анхусу, царю Гефскому (см.:). Давид вынужден жить по законам того времени, которые, впрочем, мало отличаются от сегодняшних. Но в Давиде при этом бьется совершенно удивительное сердце, в нем живет удивительная душа, нечто такое, что опережает его самого. Бог выбрал Давида, и Давид оказался отзывчивым. Причина его противоречивости – именно в том, что он не тождествен самому себе, в том, что Бог как бы приподнимает его над ним же самим. Люди, которые записали хронику Давидова царствования, это чувствовали, и для них это было наиболее значимым. И это осталось в веках.

– Многим памятны ахматовские строчки: «Во мне печаль, которой царь Давид По-царски одарил тысячелетья». Но ведь он еще и радостью одарил нас по-царски – радостью о Господе…

– Да, действительно, многие псалмы являются выражением радости, ликования, хвалы. Это ликование порой захлестывает Давида. Библия изображает, как, забыв о своем царском достоинстве, Давид плясал перед Ковчегом Завета, когда Ковчег переносили в Иерусалим (см.:). За что, кстати говоря, он удостоился презрения со стороны своей собственной жены Мелхолы, которая слышит от него ответ: «пред Господом играть и плясать буду» ().

– Почему Архангел Гавриил предрекает Младенцу Христу «престол Давида, отца Его» ()? Казалось бы, что общего между престолом (властью) Давида, земного царя, племенного вождя – и Престолом Сына Божия?

– Нужно понимать, что в эпоху Второго Храма сложился особый богословский язык, и выражение «престол Давида» нельзя понимать буквально. Ожидали Мессию из рода Давида. И поэтому выражение «престол Давида» служило указанием на мессианское достоинство.

– Образ царя Давида, по всей видимости, очень много значил для наших предков; храмы Владимирской Руси, Димитриевский собор, Покров на Нерли украшены барельефами царя Давида с псалтирью. Это ведь не случайно?

– В понимании наших предков Давид – это идеальный царь, который, с одной стороны, сохраняет верность Богу, а с другой – объединяет народ. Для князей эпохи разобщенной Руси, для Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, Давид был прежде всего царем-объединителем, ведь под властью Давида объединились два царства, северное и южное. Израиль времен Давида, а затем Соломона был большой, крепкой, мощной империей, объединяющей не только израильские колена, но и соседние племена. Вот почему на западном фасаде Димитриевского собора мы видим у ног Давида двух львов. Князь Всеволод, воспитывавшийся в Греции, мог воспринимать Давида как своего покровителя еще и вот почему: он – младший из сыновей Юрия Долгорукого, от второй уже его жены, и он, тем не менее, был призван на княжение. Поэтому Давид, младший из сыновей Иессеевых, Давид, которому поклонились братья его, много значил для Всеволода. На северном фасаде Димитриевского собора есть еще одно изображение: сидит человек, и на коленях у него маленький мальчик в сапожках, это говорит о княжеском достоинстве, а перед ним еще по два отрока с двух сторон – кланяются ему. По всей видимости, это изображение Иессея и Давида. Для князя Всеволода это было своего рода парадигмой – избранность Богом вопреки человеческим установлениям.

– Почему нет ни одного православного храма, освященного во имя Давида? Ведь память Давида совершается (10 января), и Псалтирь читается и поется в каждом храме.

– Не знаю. Почему-то нет такой традиции. Я был в Грузии, встречался со Святейшим Патриархом Илией, и первое, что он сказал мне: во всей России нет ни одного храма во имя Давида Псалмопевца, а мы освятили такой храм. Патриарх пригласил меня в этот маленький храм на берегу Куры, чтобы я читал там псалмы на языке Давида – по-древнееврейски.

– Но Вы ведь еще и переводите псалмы на современный русский язык. Зачем это Вам – священнику? Церковный, церковнославянский вариант Вас не удовлетворяет?

– Мне очень нравится, как звучит Псалтирь по-церковнославянски. Этот текст очень удобен для церковной рецитации. И я знаю, что многие, кто читает, особенно кто начинает читать псалмы в церкви, получают огромное удовольствие от этого чтения. Но я думаю, что в первую очередь – именно от звучания. Потому что смысл остается не совсем внятным. Обычно ухо выхватывает отдельное словосочетание или фразу, затем смысл куда-то уходит, отступает, связь теряется, потом опять наше восприятие выхватывает другую фразу… и в итоге у нас в голове сохраняются лишь отдельные предложения, которые только со временем, при наличии постоянной практики чтения Псалтири, может быть, начнут складываться в определенные образы. Я говорю, конечно, о себе, о своем восприятии, но думаю, что нечто подобное ощущают почти все, кто читает церковнославянскую Псалтирь. Что касается Синодального перевода на русский язык – определенно, он яснее передает значение псалмов (хотя надо иметь в виду, что в нем очень много неточных или даже совсем неверных чтений), но тяжеловесность, безыскусность языка, отсутствие даже намека на поэзию (на ту благозвучность, которой отличается наш славянский текст) отпугивают читателя, который каким-то интуитивным образом понимает, что псалмы должны быть поэзией.

Таким образом, славянский текст звучит красиво, но сложен для понимания, а Синодальный перевод хотя и яснее, но не звучит. В своих переводах я пытаюсь соединить две задачи: предельно точно и понятно передать смысл оригинала, но при этом добиться также и красоты звучания, ориентируясь на богатую традицию русской поэзии. Хотя я стараюсь сохранить характерное для библейской поэзии тоническое стихосложение и предпочитаю внутренние рифмы. Конечно, эти переводы не предназначены для чтения за богослужением, но скорее для домашнего чтения, с целью приблизиться к лучшему пониманию богатого мира псалмической поэзии.

Переводы псалмов протоиерея

Псалом 41

1 Начальнику хора.

Учение сынов Кореевых.

2 Словно лань, что стремится

в долину к воде

Душа моя, Боже, стремится к Тебе.

3 Бога жаждет душа моя –

Бога живого.

Когда же приду и увижу зрак Божий?

4 Слезы мои днем и ночью –

мне хлеб.

Целый день мне твердят:

«Бог твой где?»

5 Но душа моя тает во мне

Лишь припомню, как шел я в толпе

Как вошел я в дом Божий

с поющей толпой

С криком радости и хвалой

6 Почему же поникла душа?

Почему же ты плачешь во мне?

Понадейся на Бога, я буду еще

Он – моё Божество.

7 Душа моя, Боже, поникла

Потому что я вспомнил Тебя

В земле Иорданской,

На кряжах Хермонских,

С вершины горы Мицар

8 Бездна взывает к бездне,

Струи грохочут Твои,

Все Твои волны и валы

Надо мною прошли.

9 Днем мне Господь явит милость,

Песнь Ему ночью сложу –

Богу жизни моей мольбу –

10 Скале моей, Богу скажу:

Почему позабыл Ты меня?

Почему я под гнетом врага?

Почему я угрюмый хожу?

11 Словно кости ломают мне

Когда дразнят меня враги

Целый день мне твердят:

«Бог твой где?»

12 Почему же поникла, душа

Почему же ты плачешь во мне

Понадейся на Бога, я буду еще

Славословить Его за спасенье своё

Он – моё Божество.

Псалом 42

1 Рассуди меня, Боже,

Мой спор разреши,

От жестоких, от лживых,

От подлых спаси!

2 Боже мой, Ты – опора моя!

Почему Ты покинул меня?

Почему я под гнетом врага?

Почему я угрюмый хожу?

3 Свет Твой и правду пошли,

Пусть направляют меня,

Приведут меня в гору святую Твою,

Туда, где скиния Твоя.

4 И когда я достигну

жертвенник Божий,

Под кифару хвалу я Тебе вознесу,

Богу радости и веселья –

Богу и Божеству.

5 Почему же поникла, душа

Почему же ты плачешь во мне

Понадейся на Бога, я буду еще

Славословить Его за спасенье своё

Он – моё Божество.

Молитвы об укрощении гнева в человеке (начальнике)

Святому пророку и царю Давиду

Царь Давид непоколебимо веровал в Бога и старался исполнять Его волю. Он очень мно­го перенес преследований от врагов, но не озлобился, а всю надежду возлагал на Бога и Господь избавлял его от всех врагов. Давид был кроток и благочестив. Ему молятся об укрощении гневливости и о подаче кротости.

Молитва всем святым и бесплотным небесным силам

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от чело­век во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благо­дать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учите­ли, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетель-ми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их бого­угодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

Тропарь пророку, глас 2

Пророка Твоего Давиде память, Господи, празднующе, тем Тя молим, спаси души наши.

Кондак пророку, глас 4

Просветившееся Духом чистое сердце пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо яко настоящая далече сущая: сего ради тя почитаем, пророче Давиде, славне.

Молитва «Владыко Человеколюбче»

Владыко Человеколюбче, Господи Иисусе Христе Боже мой, да не в суд ми будут Святая сия, за еже недостойну ми быти: но во очищение и

освящение души и тела, и во обручение будущия жизни и царствия. Мне же, еже прилеплятися Богу, благо есть, полагати во Господе упование спасе­ния моего. Аминь.

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благо­датная Марие, Господь с Тобою; бла­гословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Подходя к дверям начальника, прогово­ри: «Помяни, Господи, царя Давида и всю кроткость его»или читать псалмы 26 и 131.

Псалом Давида, 26

Господь просвещение мое и Спаси­тель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующым еже снести плоти моя, оскорбляющии мя, и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще восстанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се вознеси главу мою, на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хвале­ния и воскликновения, пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах: помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое, Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: по­мощник мой буди, не отрини мене, и не остави мене, Боже Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми, яко восташа на мя свидетеле неправеднии и солга не­правда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся и да крепится серд­це Твое, и потерпи Господа.

Псалом Давида, 131

Помяни, Господи, Давида и всю кроткость его: яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю: аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея, аще дам сон очима моима и веждома моима дремание, и покой скраниама моима, дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю. Се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы. Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его. Воск­ресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея. Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются. Давида ради раба Твоего не отврати лице помазаннаго Твоего. Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем. Аще сохранят сынове твои завет Мой, и свидения Моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем. Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе. Сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и. Ловитву его благословляяй благослов­лю, нищыя его насыщу хлебы, свя­щенники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются. Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному Моему. Враги его облеку студом, на немже процветет святыня Моя.