Православие задать вопрос батюшке. Мой путь к богу

Случаются в жизни ситуации, когда человека следует направить в нужное русло. Кто это может сделать? Зачастую близкие родственники, иногда друзья и всегда Господь Бог. Человек, даже если он не очень-то и верит в подсказки Божьи, просто идет в храм, чтобы задать вопрос священнику, батюшка же - слуга Божий. Он обязательно поможет.

Как правильно задать свой вопрос батюшке? Давайте об этом более подробно побеседуем.

Священник - это не старец

Вопросы к священнику бывают порой самые странные. Люди пребывают в уверенности, что если перед ними священник, он просто обязан все знать. Вообще в России к этим слугам Божьим относятся с детским трепетом и уважением. Батюшка же.

Как это ни плачевно осознавать, но священник в первую очередь человек. И он не всегда может дать ответ на очень серьезный вопрос. Точнее, ответ дать может, но принимать решение за спрашивающего не обязан.

Приходит, например, женщина в храм. Батюшка ее впервые в жизни видит, а женщина его спрашивает: «Батюшка, как посоветуете? Операцию мне делать или нет?»

И что должен ответить священник? Да еще так, чтобы женщину не обидеть? Посоветует делать операцию, вдруг умрет она на операционном столе? А скажет следовать рекомендациям лечащего врача по этому поводу, женщина может обидеться. Как так? Священник и не знает, нужно ей операцию делать или нет.

Эта история абсолютно реальна. Как и множество других, подобных ей. Люди идут в храм зачастую с желанием снять с себя ответственность за принятие того или иного решения. Проще говорить, что так батюшка посоветовал, если не получилось что-то, чем признаться в собственной неправоте.

Батюшка - не провидец. Нет, есть, конечно, и старцы в русских православных монастырях, но их совсем мало. В обычном храме едва ли можно встретить старца. Там служат обычные священники, они могут лишь направить вопрошающего, подсказать ему. Но диктовать, что и как делать, батюшки не вправе. Господь дал людям свободу выбора, кто такой священник, чтобы эту свободу пресекать? Решение должен принимать тот, кто задает вопрос православному священнику. Взвешивая все аргументы "за" и "против".

Как спрашивать

Бывает и так, что приходишь утром на службу, становишься в очередь на исповедь. Исповедников огромное количество. И вот, доходит очередь до какой-нибудь женщины. И все, встали. Уже и "Милость мира" пропели, и "Отче наш" скоро пропоют, а она все задает вопросы к священнику. Батюшка и прогнать ее не может, и остановить. Очередь начинает тихо роптать: «Вот-вот к причастию идти, а женщина все спрашивает и спрашивает». Да еще громко, с выражением, так, что исповедники, стоящие в очереди первыми, все слышат.

Во избежание такой ситуации, вопросы свои надо решать уж точно не в воскресный день на исповеди. Если позволяет время, то придите в субботу вечером, встаньте в очередь на исповедь последним и спросите все, что нужно.

Когда приходить с вопросами

Можно ли вопрос священнику задать на исповеди, мы выяснили. Лучше это делать в субботний вечер или вообще после службы. Но как попасть к батюшке после службы, как поговорить с ним? Особенно если это воскресный день. А у священников, как известно, суббота и воскресение - самые насыщенные дни.

В конце службы, когда священник дает целовать крест, можно спросить у него разрешения поговорить после завершения целования. Если батюшка очень торопится, вполне вероятно, что он даст свой номер телефона и скажет, когда ему можно позвонить и поговорить. Это сейчас вполне нормальная практика, пугаться этого или обижаться на то, что священник не смог выделить время на беседу, не нужно. Если батюшка назначает время для звонка, значит, он сможет уделить спрашивающему человеку столько внимания по телефону, сколько будет необходимо.

Дежурные священники

Задать вопрос священнику можно не только на исповеди или после службы. Во многих храмах существуют так называемые дежурные батюшки. Чтобы к нему попасть с вопросом, достаточно прийти в храм, поинтересоваться, есть ли дежурный священник, и попросить позвать его. После того как батюшку позовут, попросить разрешения задать ему вопрос.

Батюшка онлайн

Вопросы к священнику можно задать и в Интернете. Есть проект, который так и называется "Батюшка онлайн". Здесь можно задать любые вопросы священнослужителю и получить ответ на него.

Кроме этого, очень распространена практика задавать вопросы на сайтах православных храмов. Там даже рубрику отдельную выделяют для этого, обычно она называется "Вопросы к священнику". Конечно, не на всех сайтах она есть, но очень на многих.

Резюмируем

Основная цель статьи - рассказать читателю, как можно задать вопрос священнослужителю. Аспекты данной статьи следующие:

  • Батюшка - это такой же человек, как и мы все. Обращаясь к нему, не нужно думать, что ему открыта воля Божья. Священник может лишь направить человека, подсказать ему, но не решать за вопрошающего.
  • Вопросы лучше задавать субботним вечером или после воскресной службы. На воскресной исповеди стоит воздержаться от длинных диалогов со священником. Если, конечно, ситуация не требует безотлагательного решения.
  • Существуют дежурные храмовые священники. К ним можно подойти со своей проблемой в любой день, не дожидаясь субботы или воскресения.
  • Интернет еще никто не отменял. Можно задать вопросы к священнику на проекте "Батюшка онлайн". Или на сайтах приходских храмов в специальном разделе.

Заключение

Когда вопрос очень серьезный, то с ним лучше обратиться к старцу. Например, в Боровске или Сергиевом Посаде до сих пор есть такие старцы, помогающие людям. Ибо простой священник вряд ли наделен даром прозорливости. И не нужно бояться или стесняться спрашивать. Ищите, и дано вам будет, стучите, и откроется вам.

Вы тут написали, что мама Ваша «не может поверить так, как того требует Православная Церковь». А я Вам говорю, что Православная Церковь ни от кого, ничего не требует, она просто предупреждает – не прыгайте с пятого этажа, больно будет. Вы добрались пока до первого этажа, а уже думаете, что придется прыгать, и пытаетесь заранее содрогаться от боли, забывая о том, что может прыгать-то и не придется, может, остановитесь.
Ради чего в Церковь ходите? Потому что боитесь? Глядя на себя и всех мерите на свой аршин? А мы ходим в храм, потому что верим Богу, Который сказал: «приходящего ко Мне не изгоню вон»(Ин.6.37) А у Вас, где вера Ваша?
Стал замечать, очень многие сейчас думают за всех, и не просто думают, а пытаются жить за других. И получается как в старой поговорке – еще нет ни коня, ни воза, а они уже запрягли и поехали. Вот и Вы, так лихо погоняете, что пролетаете мимо жизни, и чего боитесь, то и получите, в конце концов. А ведь можно этого избежать.

Не знаю, увидите ли себя в этом, но, написано и по этому поводу тоже:
Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Но что же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
"Ах ты, обжора! ах, злодей! -
Тут Ваську Повар укоряет: -
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька всё-таки курчонка убирает.)
Как! быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут, -
А ты... ахти какой позор!
Теперя все соседи скажут:
"Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!"
А Васька слушает да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька всё жаркое съел.
А я бы повару иному велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

Как это похоже! Выкуривая очередную сигарету с ментолом, сидеть и думать, вот, теперь все бесы скажут не пускать ее в Царство Небесное... Тут мучаешься, и там еще…

Сейчас у нас Неделя о расслабленном, то есть о том, кто не может сам ничего делать, потому что нет сил. Дважды, Господь в Евангелиях исцеляет расслабленных, одного принесли четверо, другого у Овчей купели. И обоих исцеляет простым прощением грехов. Тут же появляются силы у расслабленных. Вот и у нас тоже. После Исповеди-то бы власть над собой употребить и не дать себе творить подобное. Поверьте, есть у нас на это силы! Но, вместо этого, мы опять пускаемся в уговаривание себя, а то и вновь, делаем то же самое. Но даже, если не увидели этих сил, идите ко Причастию и просите сил у Господа, взять власть над собой и не грешить больше расслаблением ума. Надо просто жить!

Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: "Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою".
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдаётся:
"Не тут, не так, не там!"
Механик пуще рвётся.
Потел, потел; но наконец устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался;
А Ларчик просто открывался.

В утробе матери формировалось тело наше, с которым мы будем идти по жизни. Здесь, живя на земле, мы уже сами формируем душу. То есть одеваем ее в одежды, либо в: «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное»(Гал.5.19-21), либо в: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»(Гал.5.22-23) Или другими словами, чтобы, живя в расслаблении, уйти от жизни, потому что первые одежды приобретаются легко, просто не сопротивляйся ничему, и будешь таким. Но уже Царства небесного не видать такому человеку. Или, приложив максимум усилий над собой, облечься во вторые одежды, и тогда будет чем прикрыть срам на тех же мытарствах, я уж не говорю о Царстве Небесном. Всё очень просто и не надо ничего выдумывать!

04.05.15 Mon 15:11 - Anonymous

Полина Апполинария

Ох, зря вы, батюшка, думаете, что живу я в расслабленности ума. Напротив, сосредоточена, многое изменила, очень многое. Никогда более не вступлю в отношения с мужчиной, как бы мне не хотелось (Слава Богу и не надо мне этого в силу болезненного состояния, которое не является расслабленностью тела и ума, это просто "посаженное" когда-то драгоценное мое здоровье), не буду культивировать зависть и сребролюбие, несмотря на нищету, не буду жалеть себя (как пишет Елена, она увидела жалость к себе, а это нечто другое, правда), молюсь всегда когда вижу искушения (наиболее близка молитва "Да воскреснет Бог...", т.е. молитва Кресту, сама молитва Господня, искренне каюсь не просто в каких-то отдельных грехах, а во всей своей жизни, по которой действительно хочется плакать, не из жалости к себе, как пишет Елена, а от раскаяния, просто потому что уж больно хочется повернуть время вспять и все изменить, а от того что этого нельзя сделать - больно). Отец Владимир из поселка Глебычево под Приморском говорит, что так думать и говорить не нужно, потому что бесценный опыт, который вы сейчас имеете, не приобретается иным путем, путем праведника и без ошибок. Я чувствую, что он прав, нужно отпустить от себя прошлые грехи жизни, которые я сознательно уже никогда не повторю, ибо покаялась искренне, очень искренне, ну например: в прелюбодеянии, хуле, осуждении, аборте (маму послушала, дура, но ответственности с себя не снимаю и надеюсь, что на этих проклятых мытарствах не будут показывать мне убитых детей, ведь аборт я тогда не воспринимала как убийство, ибо человек для меня тогда был именно "с рождения", но никак не в клеточном состоянии); теперь все по-другому: я отказалась усилием воли от антидепрессантов, снотворного, но продолжаю принимать обезболивающее, которое сродни со снотворным, просто потому что сон уж очень странный и страшный, болит спина; не могу пока побороть страх ада, это правда, он мне везде мерещится, например, в книжке Юлии Вознесенской "Мои посмертные приключения" так красочно все описано, что я хожу на работу, что-то делаю, а думать практически ни о чем другом не могу. Простите меня за откровенность, напоказ выставила все на общем сайте, но по-другому как-то не умею. Скажите все-таки: добрые дела человека Там, в другом мире зачтутся, несмотря на то, что он не успел причаститься? Как побороть страх, отчаяние, читая литературу о мытарствах, если даже молитва помогает на короткое время, но не изгоняет полностью страх? Почему курение считается грехом (это не касательно меня, вообще разные мнения на этот счет), ведь даже у Андрея Кураева "это не грех, а скорее - греховная привычка"? Может ли Господь помиловать, если страсти, негативные эмоции все же не будут побеждены, не удастся искоренить их полностью, ведь, порой, негативные эмоции и страсть гнева возникают именно как реакция на несправедливость, для меня - реакция на очевидное равнодушие? Как быть, если развод необходим (я это чувствую больше даже, чем знаю), но у нас ребенок, которого я не подниму ни материально, ни вообще никак, потому что нет на это здоровья, элементарных человеческих сил, либо можно просто положиться на Бога и пойти отнести документы на развод, ничего не боясь? Спасибо за сравнение с поваром в вашей притче и за балкон, "с которого может и не придется прыгать..."

04.05.15 Mon 22:00 - Священник Сергий

Притча эта не моя, а дедушки Крылова "Кот и Повар"

Я люблю Крылова читать, не только его басни, но и его ранние произведения, как тонко и точно он передает подобие наших действий.
Основная тактика бесов - разделяй и властвуй. Потому, когда будете действовать на разрушение отношений с людьми, то, скорее всего, Вас уговорили на это бесы. Вот и Вы уже начинаете ставить стенки между Вами и окружающими Вас людьми. Очень прошу, не делать этого, чем дальше от людей, тем дальше от Бога, говорят практически все Святые Отцы. Помните, что даже такая немощная Вы нужны, прежде всего Вашему ребенку, у которого другого отца уже не будет. Вы нужны Богу, зачем тогда Он пошел на Крест, для того, чтобы Вы потихонечку волокли себя к самоубийству? Еще раз спрашиваю: где вера Ваша? Об ней ни слова нет, зато выясняется, что читаете всякие книжки сомнительного происхождения, некие православные фэнтези и свои умозаключения выводите из этих произведений, а не из Евангелия. Тут может пригрезится что угодно, не только страх мытарств. Юлия Вознесенская святая? прославленная Церковью? что все ее слова принимаете на веру? То ли будет нечто подобное, то ли нет, на воде вилами писано, а Вы уже Вы уже как флагом размахиваете: "А. Вот там сказано..." Не советую Вам читать подобные произведения, тем более о мытарствах. Научите себя не зацикливаться на этих мыслях. Начните лучше читать Евангелие, Апостол, причем каждый день, хотя бы по главе, но постоянно. Думаю, не много времени пройдет, когда, наконец, справитесь с собой.

О курении. Однажды у преп. Иоанна Кронштадтского спросили: "Батюшка, а курить это грех?" - он ответил: "Грех или нет, не знаю, но от них козлом воняет". В аду обителей много, есть геена огненная, есть студенец истления, есть мрак вечной тьмы, есть и прокуренные бараки... Хотите сидеть вечность в курилке? Ведь привыкли "успокаивать" себя сигареткой-другой. Вот и будете "успокаивать" себя вечно. Курево, это такой же греховный плен, как и другие прочие, каждая сигарета берет за шиворот и тащит, пошли, и человек идет, потому что в плену и вырваться даже не желает. Не стоит себя успокаивать тем, что это не грех, а греховная привычка. Хоть и привычка, но греховная.

И еще одно свойство греха - грех любит тьму, любит, чтобы другие его не видели, потому что он теряет свою силу, когда его видят, когда он на свету. Он не может, в таком случае, свободно действовать. Потому я отказался от переписки в личной почте, а остался на сайте, простите, если доставил неудобства. Продолжайте Исповедоваться, Причащаться. Однажды, еще когда только только пришел к вере, поехал на отчитку. Понял, что всякая болезнь, это бесы, вот, думаю, выгоню его и буду жить нормально. У меня болезнь Бехтерева, говорят неизлечимая. Народу много, и во время чтения Евангелия обычно все встают на колени. Стою на коленях на второй день, а у меня в голове Кто-то спрашивает: "Ты что здесь делаешь?" Я, аж оторопел, ничего себе, это я про себя так что ли думаю? а Голос продолжает: "Ты в Церковь ходишь? Исповедуешься? Причащаешься? Так чего тебе еще надо?" Тогда я понял, что никакого исцеления у меня не будет, смиряться надо. И действительно, чуть позже у апостола Павла вычитал: "И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен"(2Кор.12.7-10) А после того, как я стал священником, попали мы в аварию на машине, и теперь уже семнадцатый год хожу согнутый. И, знаете, ничего! Это мне даже не мешает!

Вот и Вас прошу, не отчаивайтесь, а верьте Богу, Он знает как нас защитить!

08.05.15 Fri 14:08 - Anonymous

Апполинария

1. Крылова тоже люблю, хотя эту басню «Кот и повар» забыла со школы, но когда я сказала "Ваша притча" я не имела в виду, конечно, "Ваша личная". Понятно, что это басня весьма поучительная, хотя, признаться, очень обидная для меня.
2. Вы говорите: то, что пишет Вознесенская о мытарствах - "вилами по воде писано..." Но ваша фраза "в аду обителей много, есть геенна огненная, есть студенец истления, есть мрак вечной тьмы, есть и прокуренные бараки..." - из Свт. Писания? Я просто не могу припомнить фразу о прокуренных бараках. Не укладывается в голове, что курящий человек, пусть и с добрым сердцем (опять же я не себя имею в виду, почти все мои родные курят, а у меня нет «никотиновой» зависимости, Слава Богу) может вот так запросто быть свергнутым в ад. Это что, откровение церкви? И почему Вознесенская пишет "вилами по воде", а блж. Феодора, А. Оптинский, книга "Об исходе души..." и другие источники - не "вилами по воде", ведь многие расписывают мытарства... Только ли потому что Вознесенская - "христианское фэнтези"? Ведь она фактически повторяет то, что пишут уважаемые люди православия, только, я бы сказала, в более мягкой форме. Когда слушаешь Свщ. Олега Стеняева, например, становится не просто плохо, а очень плохо, ведь 20 мытарств - не шутка, это истязание для души. И никто, Там, в другом мире, не спросит: почему ты так поступил (например, украл тогда, когда у тебя не было на данный момент выхода, из-за голода и т.д. или взял в долг и не отдал вовремя - тоже воровство?!), просто поступил плохо - этому нет оправдания, какая бы причина не была. Здесь я конечно уже себя имею в виду: брала деньги без спроса у мужа, потому что знала, что не даст, как бы не просила, ведь ему не знакомо, что такое приступ (я бы не хотела распространяться о приступе, но, поверьте, это очень страшная вещь), а врач не может выписать льготный рецепт, да и лекарство не является, к большому сожалению, по законодательству РФ жизненно необходимым (как для диабетиков).
3. Также я растаскивала по той же причине деньги у дедушки, понимая, что в полной мере вернуть долг не смогу, лишь частями. Все это не потому, что я работать не хочу, а просто не хватает зарплаты, работаю пока, а другую работу, высоко оплачиваемую, мне не осилить. Вот скажите: как быть? Может быть есть фонд помощи для таких как я, вроде не инвалидов, потому что инвалидность все равно не дадут, но не совсем полноценных людей, недомогания и боль которых не позволяет нормально трудиться, и знакома только крохотному проценту людей, чтобы не впадать в грехи воровства или тому подобное, ведь, боюсь, отдать долги не смогу или отдам не всю сумму, хотя сама охотно прощаю, мне так проще, это не заслуга, вернее не моя заслуга, а от Бога.
4. Скажите, почему развод непременно "от бесов"? На протяжении многих лет с мужем мне не найти общий язык. Ведь, очевидно, что ему проще и легче во всех отношениях осуждать меня, говорить: "ты притворяешься, чтобы оправдать свою лень", а на самом деле просто-напросто жалко на меня денег, и эта вот жадность в отношении меня не дает полностью смириться со своим положением, я уже не говорю, что он запросто может унизить меня при ребенке, а я "тупо" не знаю, как этого не допустить? Разве такая жизнь с человеком, который, ясное дело, не любит, хотя он великолепный, замечательный отец моему ребенку, вернее детям, не уважает и не жалеет (зд. синоним любви) - не путь к инфаркту, не уничтожение? Я осознаю, что при разводе будет тяжело материально, наверное, невыносимо, и я не смогу сама содержать детей, но очень надеюсь, что голодать они не будут и Господь поможет, нет...? Надеяться на мир там, где его нет, и уже не будет, можно только терпеть и не провоцировать мужа ни на плохое, ни на хорошее?

08.05.15 Fri 15:49 - Священник Сергий

"Всякий, делающий грех, есть раб греха"(Ин.8.34)

Так что, если Вы не можете себя успокоить и уложить спать без 1-2 сигарет с ментолом (Ваши слова), да еще и без таблеток, то Вы, как раз и есть рабыня тех сигарет с ментолом. Представьте себе, попали Вы в Царство Небесное, а там курилок нет, но Вы привыкли уже к этим сигаретам с ментолом, Вы без них уже не можете, придется искать курилку. А они только в аду. Войдете Вы туда сами, а выйти уже не сможете, потому что Вы - рабыня. Действительно, в Святом Писании о прокуренных бараках не упоминается, но про них говорила женщина, которая попала в аварию и умерла..., а потом воскресла, и через какое-то время, вспомнив все, начала рассказывать. Этому можно поверить, потому что Бог есть Любовь, и Он не отнимает свободной воли человека, если уж человеку нравится курить, то будет дана ему такая возможность.
Блаженная Феодора писала о своих переживаниях, преп. Амвросий Оптинский говорил о том, что ему было открыто, и практически все православные источники, подтверждают свои мысли, словами других авторов. Делается это для того, чтобы объяснить, что не они одни так говорят, т.е., говорят по-новому, но не говорят нового. Юлия Вознесенская же пишет ни на кого не ссылаясь, обычные рассказы, приправленные обильно фантазиями и всякого рода страшилками. Во всяком случае, при чтении этих книг, у меня сложилось такое впечатление, и я, ни в коем случае, ссылаться на ее фантазии не буду.

Вот видите, какая Вы хитрая? Себе позволяете прощать долги других людей Вам, а вот другим людям такую возможность, простить Вам Ваши долги, не позволяете. И тщательно стараясь спрятать этот свой грех, Вы губите себя. Интересно, а Вы хоть каялись в этом? Писание-то, похоже, знаете.

Я уже писал Вам, что тактика бесов, это всякого рода разделения. И это разделение исходит от Вас, потому что Вы не говорите, что муж Ваш хочет с Вами развестись.

Теперь у меня будут к Вам вопросы: 1. Как часто ходите в храм? 2. В один ли храм ходите? 3. Как часто Исповедуетесь и Причащаетесь? 4. Не боитесь ли Вы Исповеди? 5. Какие молитвы читаете дома? 6. У одного ли священника исповедуетесь?

09.05.15 Sat 14:27 - Anonymous

Апполинария

Не могу теперь найти Ваши вопросы, вообще Ваше письмо, так, по памяти, сбивчиво и не логично пишу, простите (вирус в комп-ре, от меня строки "убегают"):
1. Стараюсь в храм ходить каждое воскресенье, но не всегда получается. Если не иду в храм - стараюсь попасть "в церковь на экране", в телевизоре, на канал Союз, вместе со священником повторяю некоторые молитвы. Хожу по жизни в Храмы разные, их в Питере много очень, но причащаться хожу только в один (деревянный православный храм в поселке Глебычево, Ленобласть) с относительно недавних пор, потому что доверяю отцу Владимиру, у него была моя самая полная исповедь, многочасовая. Ее я считаю главной в жизни, и остается только удивляться тому, как это он меня выдержал тогда и терпит до сих пор. Мне, правда, бесконечно жаль, что материальной возможности ездить часто к нему – нет.
2. Вы назвали меня хитрой, вот и муж так говорит, говорит еще, что я ленивая и наглая (с ним понятно, ему проще думать, чтобы денег не давать на лечение, это очевидно), ну да Бог с ним, видимо, так оно и есть, но читая это в Вашем письме, честно признаюсь, становится очень обидно, потому что стараюсь, как могу (с тех пор как пришла к вере) вообще не лгать, не хитрить и не выкручиваться. Напрасно, видимо, стараюсь. А с дедушкой ситуация такая (для меня сложная и не понятная в смысле как быть?): он очень старенький, подход к нему искала долго, всю жизнь, но старалась плохо, слишком уж тяжелый он человек, позволял себе, как мне кажется, недопустимые оскорбления, ненависть в мой адрес и такие высказывания, что, честно, охота ездить к нему и помогать ему даже в память о моем отце (дедушка - отец моего умершего папы) - пропадает напрочь. А сейчас говорить ему о том, что я беру на лекарства, ни на что другое, его деньги - вообще бесполезно. Он, как бы это сказать, не совсем адекватен. Ему кажется, что я ворую деньги из квартиры, из портфеля, матраса, муж мой ворует, сестра ворует, все крадут, одним словом. Сестра, дом.помощница, я - все украли некие большие суммы, его сбережения. Мне не представить - как это я приду к нему каяться в том, что брала деньги на лекарства? Он не простит не потому что не умеет прощать, а просто реакция может последовать не адекватная. Ага, значит, все-таки ты брала деньги из портфеля и т.д.! Воровка и пр.! Я, честно, не готова пока к такому повороту. Да, малодушная, да, слабая, но ничего не могу с собой поделать. Не научиться даже с Божией помощью (ведь это Он дал мне такого дедушку, другие, любимые родственники, умерли) прощать и терпеть обиды. Говорят, что обидеться - возвратный глагол с возвратным суффиксом, т.е. невозможно обидеться, если ты этого не хочешь. А я все же думаю, что обидеться можно, и очень сильно, тогда, когда тебя оскорбили, именно обидели сознательно или даже не сознательно. А если человек живой, реагирующий, из нервов, плоти и крови, к тому же со слабоватой, прямо скажем, психикой, как Иван Громов у Чехова в «Палате №6», - можно среагировать возмущением, негодованием. Хотя, Слава тебе Господи, возмущаться мне ДАНО, да именно дано, не долго, совсем недолго, мне проще и органичнее простить и отпустить обиду, чем держать в себе, хотя есть вещи, которые я запоминаю надолго. Это не значит, что я держу злобу, просто помню, что вот с эти человеком нельзя так-то и так-то, можно только определенными методами. Удрать охота. Мне проще сейчас (я к нему собираюсь) из своей зарплаты выделить некую сумму и отдать на продукты, и так вот возвращать пока хотя бы 30.000 не покрою (это очень приблизительно). Если все вышеперечисленное - хитрость, как тогда жить, не хитрить, никогда не лгать? В миру это практически невозможно. Обидно и то, что с Вами-то я как раз искренна, а не хитрю. Ну ладно, все же Вам видней. Мне и маме проще солгать, например, похвалив невкусный салат (что бывает крайне редко), чем сказать прямо: Есть не могу, мне это нельзя. Обидится, и так сильно, что я, я сама же изведусь вся потом, за что, дескать, обидела?
3. Юлия Вознесенская пишет рассказы, но я имею в виду книгу, которая хоть и называется «фэнтези», совсем не похожа не выдумку. Книга–притча «Мои посмертные приключения» о том, как героиня (сама Вознесенская) впала в глубочайшую кому, т.е. умерла, а организм поддерживали в Мюнхене проводами и аппаратами. Это некий поучительный посмертный опыт, вот я и не пойму: чем это отличается от БЛЖ. Феодоры, и можно ли верить той женщине, попавшей в аварию, что это не «вилами по воде»? Я, кстати, слушала ее рассказ.
4. Бросать курить надо, наркотики употреблять нельзя, пить вредно, нельзя переедать, этому нет оправдания, но почему эти люди непременно погибнут? Если душа-то у них добрая – не могу понять. Они же не заставляют курить и пить других людей. Я не имею в виду алкоголиков и наркоманов, которым все равно где взять адское зелье, они мать не пощадят, я имею в виду людей, которые всем этим не злоупотребляют (кроме наркотиков, разумеется). Мы все, кроме монахов, состоим из страстей и привычек, это все за нами потянется и «туда»? У меня дурацкая привычка бумажкой махать, когда я пишу и говорю что-то или флажок крутить. Это многих может даже раздражать, но так ли необходимо от этого избавляться? Иногда непроизвольно получается.
5. Да, муж не хочет разводиться, но видя, какая я, почему и собственно по какому праву он лепит из меня идеал? К тому же видит, что я ему не соответствую, и… возникает конфликт. Что его возмущает? Если я из-за боли в спине, правда, не могу убирать в квартире, как раньше (намывала полы 5 раз в день), не могу делать генеральную уборку, не могу вставать в 6 утра, часто болею простудами и имею диагноз, - разве это повод вот так меня «гнобить», говорить, что я ленива и т.д.?
6. Деспотизм – не повод для развода, ведь это бесовское начало? Мне Владимир говорил, что христианский брак – свободный брак в отличие от мусульманства, а где же свобода? Деспот-муж, к тому же атеист, не приведет ли это к беде? Я сама не имею такую веру, что готова все вытерпеть и его, несчастного, привести к православию…

09.05.15 Sat 19:59 - Священник Сергий

Говорите, вопросы мои не нашли, ничего, я повторю:

1. Как часто ходите в храм? 2. В один ли храм ходите? 3. Как часто Исповедуетесь и Причащаетесь? 4. Не боитесь ли Вы Исповеди? 5. Какие молитвы читаете дома? 6. У одного ли священника исповедуетесь?
Очень хотелось бы получить не размытые ответы, а точные. И еще, я ведь не говорил, что Вы со мной хитрите, это, простите, Вы уже додумали.

Все же, еще не получив ответов, я попробую в очередной раз напомнить Вам: "всякий, делающий грех, есть раб греха"(Ин.8.34)
"сделанный грех рождает смерть"(Иак.1.15)
"Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие"(1Ин.3.4)
"Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил"(1.Ин.3.8)
" Мы знаем... рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему"(1Ин.5.18).

А вот Ваши пункты 4 и 5, честно скажу, меня совсем обескуражили. Я начинаю сомневаться православная ли Вы? С утра думал, а какой же седьмой-то вопрос я должен задать, важный. Только теперь он появился: чего, Вы, собственно, хотите от меня услышать? Это мой последний вопрос.

10.05.15 Sun 14:10 - Anonymous

Апполинария

1. В Храмы хожу разные, их в Питере много: примерно, в среднем, раз в 2 недели, иногда чаще, иногда реже, это средняя цифра. Стараюсь заходить при каждой возможности. По воскресеньям читаю Акафист Богородице, но получается не каждое воскресенье, чаще это по состоянию здоровья, а не потому, что я не люблю Православную церковь. Я написала об этом ранее (может более кратко), и не понимаю, почему ответы "размытые"?
2. Причащаюсь, к сожалению, не часто, но раз в год обязательно, и только у отца Владимира. Раньше это было у разных священников. Правда, совсем скоро снова собираюсь поехать в Глебычево, как только появится материальная возможность. Простите, теперь я не понимаю, а какое вообще это имеете значение? Разве необходимо причащаться и исповедоваться у разных священников? Ведь я уже писала, что отец Владимир - единственный, кому я доверяю, кто меня знает, и кому я могу задать любой вопрос и рассказать то, что рассказать стыдно близкому человеку и не хочется рассказывать другому священнику. Да, понимаю, это ложный стыд, могу только написать, мне так легче, но произнести в деталях вслух я не могу, да и не в состоянии все вспомнить... Это касается, главным образом, моего прошлого.
3. Боюсь ли я исповеди? Хороший вопрос! И да, и нет. С одной стороны - страх, с другой стороны - облегчение. Раньше очень боялась, теперь меньше боюсь. Но теперь я и не впадаю в те грехи, в которых несколько раз каялась в разных храмах, когда еще не знала отца Владимира. Блуд, аборт, неверие, хула на Бога, вредность, зависть, одним словом, НЕ ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ. Теперь у меня вопрос: а надо ли на каждой исповеди это повторять, и вспоминая еще что-то в деталях, например, разный блуд в молодости, рассказывать это тоже в деталях или достаточно охарактеризовать одним словом, например - прелюбодеяние? Или: часто возникает гнев на детей, когда они вредничают и не слушаются. Можно ли на исповеди сказать: "гнев", и не вдаваться в подробности: на кого гнев, в связи с чем он, гнев на кошку, которая писает в постель и т.д.? Это я все спрашиваю к тому, чтобы знать: как быстро и четко исповедаться у любого священника, учитывая поток людей, если отец Владимир, который обычно сам задает наводящие вопросы и облегчает мне в этом смысле исповедь, не может меня исповедать и причастить в силу дальности расстояния?
4. Дома читаю «Отче наш», молитва Кресту, «Богородица, Дева, радуйся (пою)», «Господи, прости и помилуй меня, грешную», просто «Господи, помилуй». Никак не ложится молитва «Символ веры». Опять же, не понимаю: так ли это принципиально? Андрей Ткачев вообще сказал, что молитва "Отче наш" от самого Господа, она нужна всем и всегда, а в принципе молитва может быть и одна, главное, чтобы она легла на сердце и была от сердца, предельно искренна, не "по бумажке", а от души. Это не точная цитата. Точно не помню. Он не прав? Если не прав - кому, простите, верить? Мы же земные люди, мирские, ничего не знаем.
5. Что Вас обескуражило и почему возникают сомнения в православной вере? Совсем не поняла, простите за тупость. 4 пункт: видимо, я хочу оправдать привычки людей. Нет, не оправдываю; кто я такая, чтобы судить и оправдывать?, просто спрашиваю: мы все состоим из привычек, значит ли это ад после смерти, если сердце у человека доброе? Человек не успел избавиться от курения, значит ли это, что он пойдет в ту самую курилку и барак, о котором вы писали или это вообще-то не нам судить? Сама думаю, что не нам судить, но все равно прошу ответить, мне нужно услышать Ваше мнение. Или Вы считаете, что сердце у человека не может быть добрым, если он курит? Понятно, что курение, алкоголь и наркотики - больше, чем привычка, хотя о курении Кураев пишет именно как о привычке, но я имела в виду такие привычки (п.4, видимо, опять письмо пропало) как: размахивание бумажкой, закладкой, ручкой во время разговора; привычка разговаривать сама с собой и т.д.: вроде ничего дурного, но собеседника может раздражать. Простите, если вопросы Вам кажутся идиотскими, можете не отвечать. В пункте 5 я также не поняла, что собственно Вас обескуражило? Можно ли считать развод грехом, если... И далее я уже писала о том, как относится ко мне муж, почему я должна жить с деспотом, если у меня нет той веры, которая спасет мужа? Вернее не веры нет, а скорее нет надежды на то, что он придет к вере и чуть-чуть лучше будет относиться к собственной жене. "При верующей жене и муж спасается" (неточная цитата). Это я имела в виду. Стоит ли все терпеть потому только, что ты православный, даже недопустимое, например побои? Ведь к нам относятся так, как мы позволяем. Что делать, если я не чувствую в себе сил терпеть и спасать, и не знаю, как не позволять к себе относиться плохо? Значит ли это, что я не Православный человек? Поэтому Вы сомневаетесь в том, что я верующий человек? Еще раз прошу прощения за тупость и непонимание.
6. От Вас же услышать хочу только ответы на вопросы, пусть даже и тупые. Если я спрашиваю - значит мне это нужно.
7. Можно ли считать исповедью то, что я вам писала и выставила на всеобщее обозрение в течение нескольких дней, начиная со 2 мая? Или это просто разговор?
8. Если Вы не ответите на это письмо - я пойму, что обрести хоть какое-то понимание - бессмысленная трата времени, которого итак мало, и не буду Вас беспокоить своими дурацкими вопросами.
Аполинария, Полина в миру.

Здравствуйте, батюшка! Ко мне обратился коллега с вопросом относительно крещения младенца, его попросили быть крёстным отцом. Он сам, хотя и крещёный в детстве, в церковь не ходит и в Таинствах не участвует, соглашается, чтобы не обидеть людей. Его вопрос связан с тем, что батюшка назначил им собеседование и он удивлен этим. Что...

Спрашивает: TATIANA CHERNOVA, Красногорск, вероисповедание: Православие

Батюшка, здравствуйте! Я много блудила, остепенилась, вышла замуж и воцерковилась. Бывает, приходят блудные помыслы и принимаю их, услаждаюсь ими. Можно ли говорить, что мои блудные реальные грехи не прощены Господом, ведь мы знаем, что "условие" прощения - не повторение греха? Пожалуйста, объясните мне. Жду Вашей помощи. ...

Спрашивает: София, Тверь, вероисповедание: Православие

Здравствуйте, отец Даниил. Иисус учит нас благотворить ненавидящим нас, любить врагов, благословлять. Всё это прекрасно, но я не знаю как правильно себя вести. Работаю в женском коллективе, наша начальница уходит в декрет, хочет оставить меня за главную. Из-за этого чувствую в коллективе сильную зависть и желание, чтобы я...

Спрашивает: Галина

Отец Даниил, здравствуйте! Я - неофитка, воцерковляюсь чуть больше года, но уже успела наобещать Господу немало разного, например: не употреблять алкоголь. Скажите, в лечебных целях приём красного вина по 1 столовой ложке - это нарушение обещания? Также обещала Господу в первые 2 дня Великого Поста ничего не кушать, только пить...

Спрашивает: Виктория, Московская область, вероисповедание: Православие

Батюшка, моё почтение к Вам! Я - пожилой человек и давно в Церкви, но так и не поняла слов Христа "бремя Моё легко", - ибо чрезвычайно трудно стать нормальным человеком, тем самым, - евангельским. Вы могли бы мне помочь это понять?

Спрашивает: Светлана Вениаминовна, Москва, вероисповедание: Православие

Батюшка, без веры невозможно угодить Богу, но вера - дар Божий. Вы можете это противоречие объяснить?

Спрашивает: Георгий Николаевич, Мытищи

Батюшка, здравствуйте, прочитала вопрос мужчины (гея) и решилась спросить: у меня есть знакомая, она живет с женщиной, недавно они "родили" дочку. Мне приходится общаться с этой мамой-папой Олей, она светится от счастья рождения дочки (эко), а я переживаю за себя и не знаю как себя вести. У меня внутри что-то происходит, когда я...

Спрашивает: Татьяна, Москва, вероисповедание: Православие

Отец Даниил, здравствуйте. Какие признаки, что человек стал христианином? Есть ли таковые? Помогите разобраться. Многие называют себя христианами, но поступки и сама жизнь совсем не христианские.

Спрашивает: Виталий, Рязань

Батюшка, здравствуйте! Как правильно поступить: мы с мужем решили в Великий Пост не смотреть телевизор и полностью его отключили, чтобы и случайно "на автомате" не нажать кнопку включения. И в первое же утро Великого Поста мне звонит свекровь и говорит: "Срочно включи телевизор, там врач рассказывает..." (Тема касается здоровья...

Спрашивает: Ирина Федоренко, Украина, вероисповедание: Православие

Здравствуйте, батюшка. Я (гей) живу много лет с одним и тем же мужчиной. Я понимаю, что это грех. Раскаиваюсь, но изменить ничего не могу, гормоны сильнее. К сожалению, я таким родился, наверное, плохо перемешались родительские гормоны. В детстве любил надевать мамины туфли. Внешний вид не менял, остался мужчиной. Я крещёный, ...

Спрашивает: Иван, г. Москва, вероисповедание: Православие

Здравствуйте, батюшка. Крестить детей родители не хотят. У мамы в роду мусульмане, у папы - христиане. Говорят "вырастут сами веру выберут". Но я хочу подарить внучке образок с Ангелом Хранителем. Можно ли его носить некрещёному ребёнку?

Спрашивает: Татьяна, Люберцы, вероисповедание: Православие

Батюшка, здравствуйте! С началом Великого Поста! Нужно ли следовать регламенту Церкви и не читать Евангелие дома в будни? Ведь за богослужениями в будние дни Святой Четыредесятницы Евангелие не читается? Если взяла на себя труд - прочесть всю Библию, то как правильно это сделать: читать Библию от начала до конца или прерываться...

Спрашивает: Тамара Павловна, Москва, вероисповедание: Православие

Здравствуйте. Как известно смерть вошла в жизнь путем первородного греха и сам сатана искусил Еву? Соломон говорит, что Завистью диавола вошла в мир смерть. Из писания видно, как Бог справедлив в наказании и справедливость эту трудно постичь, т.к. Бог совершенен во всех своих качествах. змей за то, что привёл смерть в мир, прахом будет питаться, Ева наказывается второй, за то, что поверила дьяволу и будет подчиняться мужу, за то что совратила его, в скорби рождать детей и семя её будет бороться со змеем, т.к. именно она вступила в договор с сатаной, поверив ему. За Адама проклята же вся земля. Везде в писании, мы можем увидеть как Бог справедлив, из этого мы можем хоть приблизительно понять как Он судит, конечно не забывая о Его милосердии и прочих качествах. Но мы можем посмотреть как уже судил Бог из писания. Так же известно, что Бог не меняется. От начала люди совратились и в результате гнев прибывал на них. Человечество нуждалось в искуплении, которое принёс сам Бог и примирился с нами. Гнев и закон прошли и вместо них пришла милость. Как известно Бог Царь на небе вверху и на земле внизу, но почему в Евангелии сатана говорит, что власть над земным царством дана ему? Не потому ли, что Ева и Адам совратились, поверив Дьяволу в Раю? Бог сказал не есть от древа познания добра и зла, но люди поверили змею, а не Богу. Разве это не грех? Бог их владыка, а они поверив сатане отказались и от подчинения Ему, т.к. им дана свобода воли. Слова Того Кто все знает и кто так благ и милосерд они отвергли, но приняли слова другого, кто как и сказано отец лжи и человекоубийца от начала. И кто знает какой это грех в глазах Бога. Ни сделало ли это их рабами дьявола? Истуканы ненавистны Господу, какая участь идолопоклоников мы знаем. Не случайно названы они бесами, не случайно поклонялись им как богам. И почему Иисус Христос говорит именно о вере в Него и как она важна? Почему просит, если они не верят, верить делам Его. Теперь мы знаем, что Он пришёл разрушить власть дьявола над людьми и искупить человечество от греха. Верой в Него мы разрушаем грехопадение, которое началось с отпадения от Бога к Дьяволу. Разрушаем власть змея. Не случайно он пришёл как человек и не поверили Ему, тогда как в начале также не поверили Богу, но поверили Дьяволу. Может поэтому он пришёл как Сын Человеческий, для того, чтобы не узнали Его, как сатана пришёл в облике змея и не знали кто он. Но, что бы люди всех поколений избрали Христа и верили в Него по добрым делам Его и добрым заповедям Его. Тогда как сатана в образе змея злыми устами совратил первых людей. И так вера вторая во Христа снимает веру первую, когда поверили дьяволу. Следовательно если человек поверит в Христа победит Дьявола. Христос исполнил закон, как сказано не было в Нем греха и как поется на пасху, смертью он смерть попрал. И смотря на это все, можно вспомнить слова закона, око за око зуб за зуб. Господь ясно говорит-кто не со Мной тот против Меня, и много подобного. Грех разделил человека с Богом, в результате чего он стал господствовать, но ведь причиной был сатана и в результате он стал родоначальником греха. Как Господь Царь правды, так дьявол царь греха. Потому я думаю, что во главе угла после грехопадения стал сатана, но Христос забрал Царство, которое от начала принадлежит Ему. И только верой в него можно вернуться к Богу. Я понимаю, что возможно я мыслю плотско. Скажите, а как вы думаете, почему сатане дана была власть? Сказано также, что всякая власть дана Христу на небе и на земле. Т.е. даже над неверующими или она только над церковью?