Предмет методы и основные функции политологии. Структура политической науки. Методы и функции политологии. Политика как общественное явление. Субъекты и объекты политических отношений

Политические явления и процессы познаются с помощью различных методов. Под методом понимается совокупность логических операций, позволяющих раскрыть содержание предмета исследования. В политической науке используются различные методы.

Одним из первых в политологии использовался ценностно-нормативный подход. Он зародился еще в древности. Согласно этому подходу, политические явления рассматриваются с точки зрения соответствия их нормам морали, справедливости, общего блага. Ценностно-нормативный подход предполагает выработку идеального политического порядка и необходимость подведения под него реально существующих отношений. Он оказал определенное влияние на развитие западного общества, поскольку благодаря ему формулировался идеал демократического устройства. Однако недостатком этого метода всегда была его оторванность от существующих реальностей, что порождало утопические идеи, теории, реализация которых сопровождалась многочисленными человеческими жертвами.

В рамках исторического метода политика рассматривается с точки зрения возможностей использования положительного политического опыта прошлого для решения современных актуальных проблем. Одним из первых в политической науке его стал использовать Н. Макиавелли.

Большое влияние на развитие политической науки оказал социологический метод , с помощью которого можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу государства, власти, права и т.д. Социологический подход позволяет определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются.

Иной срез анализа политики открывает антропологический метод , который требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности, типа культуры и т.д.), а предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, т.е. качеств человека как биосоциального существа.

Революцию в политической науке совершил бихевиористский метод , возникший в 20-30-х годах ХХ века как альтернатива юридическому методу, в рамках которого политика анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности. В противовес этому бихевиористский метод позволил изучать политическое поведение личности или групп. Он знаменовал собой попытку измерить политику качественно и количественно. Поведение в бихевиоризме определяется как взаимосвязь «стимула» и «реакции». В основе политического поведения индивида лежит мотив, побудивший его к действию. Бихевиористы стали акцентировать внимание на интересе как мотиве политического поведения. Задачу политической науки они свели к описанию наблюдаемого поведения, процесса. Заслуга бихевиоризма состояла не только во внедрении в политологию методов точных наук (математики, статистики и т.д.); бихевиористский метод стал основой создания прикладной политологии. Одним из его существенных недостатков является анализ поведения вне контекста его моральной оценки, а также акцент на технику исследования.

Бихевиористский метод не позволял представить мир политики целостно, не был способен выявить взаимосвязи различных его элементов. Поэтому в 50-60-х годах ХХ века возникла потребность в системном подходе, который позволяет раскрывать устойчивые внутренние взаимосвязи составных частей политики и тем самым определять возможности приспособления системы к изменяющимся условиям внешней среды. С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований. Однако системный подход малоэффективен при анализе индивидуального поведения в политике (например, роли лидера), при рассмотрении конфликтов и исследовании кризисных ситуаций.

Особое место среди методов политической науки занимает психоанализ . Достоинство психоаналитического метода состоит в учете иррациональных факторов политической деятельности, которые прежде игнорировались. Психоанализ рассматривает психологические механизмы политического поведения. Основатель метода австрийский врач-психиатр З.Фрейд (1856—1939) полагал, что политическое поведение индивида, как, впрочем, и любое другое, подчинено особым бессознательным установкам человеческой психики, которые являются результатом неудовлетворенности его базовых потребностей. Главной из них З.Фрейд считал сексуальное влечение. Возникающие вследствие этого острые аффективные переживания индивида не исчезают из психики, а вытесняются в сферу бессознательного и продолжают оставаться мотивами политического поведения. На основе учета бессознательного возможно объяснение различных типов политического поведения: поведения толпы, избирателей, властной личности и т.д.

Для российской политической науки весьма актуален сравнительный метод . Сущность его заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах. Рассмотрение процесса формирования и развития государства, партий, движений, политической системы у различных народов дает возможность выявлять как общие черты политического процесса, так и его особенности. Это позволяет использовать положительный политический опыт других стран для создания в России правового демократического государства.

Политическая наука выполняет в обществе ряд социально значимых функций. Эффективная реализация этих функций способствует стабильному развитию общества, достижению гражданского мира и согласия.

Предмет политологии. Исходя из дословной интерпретации термина политология, ее предметом является социальный феномен политики. Впервые предмет самостоятельной политической науки сформулировал Н. Макиавелли, который трактовал его как власть во всех ее проявлених. Такого же мнения придерживался и знаменитый американський политолог Г. Ласуэлл, который писал: «Когда мы говорим о науке в сфере политики, мы имеем в виду науку о власти».

В то же время, в современной науке отсутствует единый подход к определению предмета политологии. Некоторые авторы, в том числе известный американский политолог С. Липсет, утверждают, что политология является лишь одной из наук о политике (наряду с политической социологией, политической философией и др.) и уделяет основное внимание устройству политических институтов и их влиянию на общество, то есть изучает институциональные аспекты политики. В то же время, большинство авторов сходится во мнении, что предмет политологии включает в себя весь комплекс знаний о политике как социальном феномене .

В пользу такого определения предмета политологии говорит ее многоуровневый характер . Современная политология проводит исследования на трех уровнях: теоретическом (общая теория политического развития общества), практическом (научный анализ политических явлений) и эмпирическом (описание конкретных политических событий).

Методы политологии. Как и любая другая самостоятельная отрасль научного знания, политология имеет свою систему методов исследования. Можно выделить три основных группы методов политологии:

1. Общелогические методы, к которым принадлежат анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование и мысленный эксперимент.

2. Эмпирические методы, которые направлены на сбор первичной информации о событиях и явлениях политической жизни (наблюдение, интервью, анкетирование, социологический опрос).

3. Общетеоретические, ведущее место среди которых занимают социологический, системный, сравнительный, бихевиористский (поведенческий).

На последней группе методов стоит остановиться подробнее. Социологический метод направлен на выяснение зависимости протекания политических процессов от других сфер и явлений общественной жизни. Социологический метод в ХІХ – начале ХХ в.стал активно применяться К. Марксом и его последователями, которые обуславливали развитие политической сферы общественной жизни социально-классовыми конфликтами и уровнем развития производительных сил (экономики). Также социологический метод лег в основу концепции групп интересов А. Бентли, который трактовал политику как сферу соперничества групп интересов, то есть объединений граждан, преследующих свои цели путем давления на политическую власть. Активное применение социологического метода при анализе политических явлений привело к появлению новой отрасли научного знания – политической социологии, которая делает ставку на изучение социальных субъектов политики (политических элит, лидеров, групп интересов) и анализе поведенческих аспектов политической жизни.

Системный метод предполагает анализ политики как единого, целостного механизма, все элементы которого взаимосвязаны. К анализу политики системный подход впервые применил известный американский социолог Т. Парсонс. Данный метод лег в основу концепции политической системы общества, которая в середине ХХ ст. была предложена классиками американской политологии Д. Истоном и Г. Алмондом.

Сравнительный (компаративистский) метод направлен на сопоставление однотипных политических явлений с целью выявления их общих черт и специфических особенностей. Данный метод использовался еще древнегреческим ученым Аристотелем, который вместе со своими учениками провел сравнительный анализ политического устройства более 150 греческих государств-полисов. Активное использование сравнительного метода привело к формированию самостоятельной подострасли политической науки – сравнительной политологии, которая занимается сравнительным анализом политических систем современного мира.

Бихевиористский (поведенческий) метод направлен на изучение политического поведения отдельных индивидов. Основатели бихевиорисского направления в политических науках Ч. Мериамм и Г. Ласуэлл исходили из того, что групповые формы политической активности обусловлены действиями отдельных лиц, политическое поведение которых определяется эмоциями, психическим состоянием, волей. Бихевиористский метод лег в основу, так называемой, Чикагской школы политологии, расцвет которой пришелся на начало – середину ХХ в.

Функции политологии. Как и другие науки гуманитарного цикла,политология выполняет ряд важнейших функций, среди которых:

1. Гносеологическая (познавательная) функция, которая заключается в научном познании политической сферы общественной жизни. Объективное и комплексное изучение политической реальности открывает путь к поискам путей оптимизации функционирования политической системы и прогнозированию дальнейшего протекания политических процессов.

2. Функция рационализации политической жизни. Данная функция предполагает поиск оптимальных моделей протекания политических процессов с целью оптимизации функционирования политической системы и политических институтов. Неслучайно приоритетными задачами современной политической науки является поиск путей преодоления наиболее острых социальных конфликтов, оптимальных моделей модернизации политических систем развивающихся стран, методов решения глобальных проблем человечества.

3. Прогностическая функция, которая направлена на определение перспектив развития политических процессов. В современной политологии наработана целая система методов и принципов прогнозирования, которые позволяют делать кратко (до 1 года), средне (до 5 лет), долго (до 15 лет) и дальнесрочные (более 15 лет) прогнозы. Следует отметить, что многогранность и противоречивость современной политической жизни крайне усложняет политическое прогнозирование. Так, сегодня можно констатировать, что выдвинутые такими известными учеными, как Д. Белл или Ф. Фукуяма, политические прогнозы об установлении демократии в глобальном масштабе, выходе на ведущие позиции в политической жизни интеллектуальной элиты и деидеологизации мирового сообщества не сбылись.

4. Прикладная (инструментальная) функция обуславливается возможностью политологии искать средства для достижения конкретных политических целей. Реализация данной функции находит проявление, прежде всего, в разработке различных политических технологий.

5. Функция политической социализации. Данная функция состоит в формировании у гражданина политических знаний и поведенческих установок, наличие которых позволяют быть полноценным субъектом политической жизни. Функция политической социализации направлена на формирование качеств индивида, как гражданственность, патриотизм, толерантность, способность рационально оценивать политические процессы и принимать оптимальные решения.

Методы и функции политологии

Политология - это область научного знания, изучающая политику, политические отношения, политическую деятельность, политические системы. Политология представляет собой единую науку, о политике сочетающую три уровня знаний о политике:

Философский - на котором определён смысл, природа и назначений власти, государства, политических партий и т.д.

Теоретический выявление места и роли каждого политического института и субъекта, формы и типа функционирования властных отношений.

Социологический - раскрывает причины и мотивы политические влияния и поведение индивидов и групп.

В понимании предмета политологии нет единства мнения. Разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, во многом обусловлены национальными особенностями развития политической мысли, социально - экономической, культурными условиями формирования властных институтов. Вместе с тем большинство политологов согласно, что предметом политологии являются объективные закономерности возникновения и эволюции политических интересов, взглядов и теорий закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, политические отношения и их политическая деятельность, развитие политического процесса.

Объектом науки является исследуемая ею сфера действительности, объектом политологии выступает политическая сфера жизни общества.

В 1948 году группа экспертов Юнеско предложила следующие 4 группы:

  • 1) политическая теория (методы)
  • 2) политические институты
  • 3) партии, группы и общественное мнение
  • 4) международные отношения.

Политические явления и процессы познаются с помощью различных методов. Под методом понимается совокупность логических операций позволяющих раскрыть содержание предмета исследования. Сначала необходимо выработка идеального политического порядка, а затем подведение под него реально существующих отношений. Ценностно-нормативный подход оказал определённое влияние на развитие общества, поскольку благодаря нему формулировалось идеальное демократическое устройство. Недостатком этого метода была его оторванность от существующей реальности, что порождало утопические идеи, теории, реализация которых сопровождалась человеческими жертвами.

В рамках исторического метода политика рассматривает с точки зрения возможности использования положительного политического опыта прошлого для решения современных актуальных проблем. Социологический метод - с его помощью можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу государства, власти, права и т.д. Данный подход позволяет определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить в интересах каких групп они осуществляются.

Антропологический метод - предполагает выявление в политике инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, т.е. качеств человека как психо- био- социального существа. В 20-30 гг. 20-го столетия получил распространение бихевиористский метод, который явился своеобразной альтернативой юридическому методу, в рамках которого политика анализировала путём изучения государственно-правовых и политических институтов их формальные структуры и процедуры их деятельности. Бихевиористский метод позволил изучать поведение личности или групп и измерить политику качественно и количественно. Согласно бихевиоризму, задача политической науки сводится к описанию наблюдаемого поведения процессов. Поведение определено как взаимосвязь стимула и реакции. В основе поведения индивида лежит мотив, выступающий в форме интереса. Заслуга бихевиоризма состояла не только во внедрении в политологию методов точных наук, данный метод явился основой для создания прикладной политологии. Существенным недостатком данного метода является анализ поведения человека в не контекста его моральной оценки. Данный метод не смог представить мир политики, целостно выявить взаимосвязи различных её элементов, поэтому в 50-60 гг. прошлого столетия, возникает потребность в systemном подходе, который позволил бы раскрыть устойчивость внутренней взаимосвязи составных частей политики и тем самым определить возможность приспособления системы к изменениям условий внешней среды. Чётко определить место политики в развитии общества её важнейшая функция, возможности при осуществлении преобразований, однако системный метод мало эффективен при анализе индивидуального поведения в политике. При рассмотрении конфликтов и исследовании кризисных ситуаций особое место занимает психоанализ, согласно которому необходимо учитывать иррациональные факторы политической деятельности.

Политическое поведение индивида подчинено особым бессознательным установкам человеческой психики являющейся результатом неудовлетворённости его базовых потребностей, главное из которых сексуальное влечение. Возникающее вследствие этого острое переживание индивида не исчезает из психики, а вытесняется в сферу бессознательного, продолжая оставаться мотивами политического поведения. Учёт бессознательности позволяет объяснить различные типы политического поведения. Сравнительный метод - существенность заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах и культурных средах, это позволяет выявить как общие черты политического процесса, так и его особенности. Категориальный аппарат - относится к числу наиболее дискуссионных проблем науки. Сложность политологического анализа во многом вызывается рядом категорий разночтением определений и соформулировок понятий. Понтия и категории в обобщённой форме отражают наиболее существенные закономерные связи и отношения реальной действительности. Они выступают главным конструкционным элементов любой научной теории. Ключевыми категориями политологии являются политика и политическая. Под политической понимается особая сфера жизнедеятельности людей связанная с властными отношениями и нормами, которые призваны гарантировать жизнеспособность того или иного общества людей, реализации их общей воли интересов и потребностей категорий политологии можно условно распределить на следующие группы: 1) власть, социальный класс- структура 2) политика, политические отношения, политическая власть 3) понятие вспомогательные - противоречия, конфликт, кризис.

Политология выполняет в жизни общества ряд функций: теоретико-познавательная вскрывает объективные тенденции общественного развития, даёт оценки политическим ситуациям. Методологическая - раскрывает общие закономерности политики, различных политическим систем, политических отношений, создаётся база для развития более частных политических теорий и для других общественных наук.

Аналитическая - позволяет дать анализ результатов деятельности государства, партии политической организации. Общественно регулятивная - позволяет обеспечить воздействие людей и организация на политические процессы, их участие в политических событиях. Прогностическая - осуществление предвидения политических процессов, своевременная корректировка политики. Мировоззренческая - правильно оценивать общечеловеческие и классовые интересы, правильно определить своё место в политической жизни общества.

По критерию масштабности целей, политику можно классифицировать как стратегическую и тактическую. В условиях глобализации современного мира понимаемой, прежде всего как усиление взаимозависимости государств вследствие экономической интеграции развития информации внешней политикой становятся всё более проницаемой условной. В политике выделяют такие уровни её существования как макро уровень, которые характеризуют публичную власть, её устройство и функционирования в центре и на местах государства как целого. Микроуровень охватывает отдельные организации (партия, общественные движения), а так же межличностные отношения. Мега уровень охватывает политику на уровне деятельности международных организаций (блоков и союзов государств). Политика как целеполагающая форма деятельности осуществляется для достижения определённых целей путём использования разнообразных средств. Цель в политике это идеальный желаемый результат, который служит побудительным мотивом предпринимаемых действий.

Средства в политике это инструменты превращения мотивов в реальный результат. Воздействие различных средств на общество характеризует понятие метода политики. К методам политики относят принуждение и убеждение, насилие и не насилие. Между целями и средствами политики, включая методы их реализации, существует во взаимозависимости и взаимодействии с одной стороны цели и условия её реализации, предопределяющие использование соответствующих средств, с другой стороны средства воздействия на достигнутый результат выявляют реалистичность или утопичность целей. Могут корректировать её параметры и даже искажать. Политика во многом зависит от времени конкретно исторических и цивилизационных условий, от господствующих в обществе идеологий моральных и религиозных норм и уровня развития самого человека его, миропонимания и культуры. Значит, роль политики в жизни общества, обусловлена такими её свойствами, как универсальность, все охватываемый характер, возможность сочетаться с неполитическими явлениями и отношениями.

Основными структурными элементами политики выступает совокупность интересов и целей, которыми руководствуются политические субъекты во внутренних и международных делах; политическое отношение т.е. взаимоотношения политической элиты и электората политической власти и аппозиции, социальных общностей, политических институтов и т.д.; политическое сознание, т.е. осознание субъектами политики своих интересов, в политической практике выступает как совокупность оценок побуждающих субъекта к конкретной политической деятельности. Политические организации общества как совокупность государственных и негосударственных органов и институтов.

Практическая деятельность политических субъектов по осуществлению выработанного курса и достижению конкретных политических целей; значение и роль политики как социального института обусловлена функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций политики может быть различно, чем больше функций политики в конкретном обществе там менее развито общество и самополитической сфере, подминающей под себя другие сферы жизнедеятельности людей. В современных обществах политики выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых они не могут однозначно развиваться: 1) функции обеспечения целостности и стабильности общества. 2) функция мобилизации и обеспечения эффекта общей деятельности. 3) управленческая и регулятивная функция. 4) функция политической социализации, т.е. политика, включает личности в социальные отношения передавай её опыт в навыки преобразовательной деятельности. 5) функция рационализации, т.е. политика исходя и групповых и индивидуальных интересов вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. 6) гуманитарная функция, т.е. создание гарантий прав и свобод личности обеспечение гражданского мира. Теоретические рассуждения о политике относятся примерно к 5-3 в до н. э.. первая кафедра политики была создана в 1662 году в Швеции в Ужальском университете. Однако отделение политической науки от других гуманитарных наук, сформирование ей как самостоятельной дисциплины происходит позже на рубеже 19-20 столетия.

Политология развивается кК целостная система теоретического и прикладного знания о политике теоретическая политология формирует фундаментальные знание о политической деятельности и процессах политического развития, разрабатывает концептуальный аппарат науки, методологию и методы политического исследования, прикладная политология изучает проблемы преобразований политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Институализация и оформление политологии в самостоятельную отрасль научного знания началось во второй половине 19 и завершилось в конце 40-х годов 20 столетия.

Политические явления и процессы познаются с помощью раз личных методов (греч. methodos - путь исследования). Методы - это средства анализа, способы проверки и оценки теории.

Основные типы методов и уровни методологии политических ис следований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли. Периодизация развития методологии полити ческой науки может быть представлена следующим образом:

  • 1) классический период (до XIX в.), связанный преимущественно с дедуктивным, логико-философским и морально-аксеологическим подходами;
  • 2) институциональный период (XIX - начало XX в.) - на веду щие позиции выходят историко-сравнительный и нормативно-ин ституциональный методы;
  • 3) бихевиористский (англ, behaviour поведение) период (20--70-е гг. XX в.), когда стали активно внедряться количествен ные методы;
  • 4) в последней трети XX в. наступил новый, постбихевиорист ский этап, характеризующийся сочетанием “традиционных” и “новых” методов.

Споры о приоритетных подходах продолжаются до сих пор, ос новными течениями в рамках методологии политической науки по- прежнему являются “традиционалистское” (исповедующее качест венные методы классической и институциональной политологии) и “бихевиористское” (ратующее за приоритет “точных”, эмпиричес ких и количественных методов).

Институциональный метод связан со стремлением выявить определенные юридические нормы, проанализировать основные законы общества, начиная с конституции, и их смысл для существо вания и нормального развития общества. Большое влияние оказали здесь воззрения Ш. Монтескье, Дж. Локка, Э. Берка, Т. Джеффер сона и др.

В данном подходе основное внимание уделяется политическим институтам (парламенту и правительству, партиям и избиратель ным процедурам, механизмам разделения властей и конституцион ному устройству). Анализ строится, исходя из сложившихся и об щественно укорененных политических форм. Эти формы или инсти туты, с одной стороны, являются логическим продолжением и закреплением социальных отношений и норм, а с другой - призваны вносить в общество стабилизирующее начало.

Сравнительный (компаративный) метод известен со вре мен Аристотеля, Платона, Монтескье. Его особенность заключает ся в сопоставлении двух (или более) политических объектов. Сравнительный метод позволяет установить, в чем состоит их подобие, вычленить общие черты либо показать, по каким признакам они (политические объекты) различаются.

Любое сравнительное исследование включает следующие этапы: а) отбор и описание фактов; б) выявление и описание тож дества и различий; в) формирование взаимосвязей между элемен тами политического процесса и другими социальными явлениями в форме экспериментальных гипотез; г) последующая проверка гипо тез; д) “признание” некоторых основополагающих гипотез.

Сравнительный политический анализ позволяет: 1) разработать поддающуюся проверке систему знаний о политике; 2) дать оценку политическому опыту, институтам, поведению и процессам с точки зрения причинно-следственных связей; 3) прогнозировать события, тенденции и последствия.

Для того чтобы понять истинную сущность мира политического, необходимо изучать различные формы его проявления в различных странах и регионах, социально-экономических, общественно-исто рических ситуациях, у разных наций и народов и т.д. В этом контекс те в качестве объектов сравнительного анализа могут выступать не только политическая система во всей целостности, ее формы, типы и разновидности, но и ее конкретные составляющие, такие, как государственные институты, законодательные органы, партии и пар тийные системы, избирательные системы, механизмы политичес кой социализации и т.д. Современные компаративные политичес кие исследования охватывают десятки, а то и сотни сравниваемых объектов, проводятся с использованием как качественных подходов, так и новейших математических и кибернетических средств сбора и обработки информации. Например, в сравнительном проекте К. Джанды “Политические партии: транснациональный обзор” исследуется деятельность 158 партий из 53 стран в 50--70-е гг. В этом проекте выделены 111 переменных, которые сгруппированы в 12 кластеров, соответствующих основным характеристикам орга низации и деятельности политических партий (институционализа ция и государственный статус, социальный состав и база, характер и степень организованности, цели и ориентация и т.д.) (см.: Кулик А.Н. Сравнительный анализ в партологии: проект К- Джан ды//Полис. 1993. № 1).

Для современной сравнительной политологии характерен инте рес к таким явлениям как: групповые интересы, неокорпоративизм, политическое участие, рациональный выбор, этнические, религиоз ные, демографические факторы и их влияние на политику, процес сы модернизации, стабильность и нестабильность политических ре жимов, условия для возникновения демократии, влияние политики на общество и т.д. Существует несколько разновидностей сравни тельных исследований: кросснациональное сравнение ориентиро вано на сопоставление государств друг с другом; сравнительно ори ентированное описание отдельных случаев (case studies); бинарный анализ, основанный на сравнении двух (чаще всего похожих) стран; кросскультурные и кроссинституциональные сравнения нацелен ные соответственно на сопоставление национальных культур и ин ститутов. Сравнительная политология играет значительную роль в структуре политической науки.

Социологический метод представляет собой совокупность приемов и методов конкретных социологических исследований, на правленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни. Методы социологических исследований - опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ, математическое моделиро вание позволяют собрать богатый фактический материал и на его основе изучить политические явлениями процессы. Их преиму щество заключается в том, что исследователь имеет дело с матери алом, который можно математически формализовать, проследить тенденцию и корреляцию. Немаловажно и то, что на основе социо логического материала возможно сделать политические прогнозы.

В современной политологии социологические методы получили большое распространение. На их основе сложилась прикладная по литология, ориентированная на практическое применение результатов исследования, которые в данном случае являются специфическим интеллектуальным товаром. Заказчиком такого рода исследований выступают центральные и местные власти, государствен ные учреждения, политические партии и т.д.

С помощью социологического метода можно выявить взаимо связь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу власти, государства, права и т.д., определить социальную направ ленность принимаемых государством решений, установить, в инте ресах каких групп они осуществляются.

Антропологический метод, который исходит из природы че ловека, широко используется при анализе механизмов, институтов власти и социального контроля преимущественно вдоиндустриаль ных обществах, а также проблем адаптации и трансформации тра диционных механизмов контроля при переходе к современным по литическим системам. Этот метод дает ключ к изучению таких про блем, как связь типа человека (устойчивых черт его интеллекта, психики) и политики, влияние национального характера на полити ческое развитие, и наоборот.

Психологический метод ориентирован на изучение субъектив ных механизмов политического поведения, индивидуальных ка честв, черт характера, а также типичных механизмов психологичес ких мотиваций. В основание этого метода легли наиболее значи тельные идеи Аристотеля, Сенеки, Н. Макиавелли, Ж-Ж. Руссо, Т. Гоббса и др. о соотношении личности и власти, о природе чело века в политике, о воспитании гражданина, о том, каким надлежит быть правителю.

Одним из источников современного психологического подхода стали идеи психоанализа. По справедливому утверждению Г. Лассуэлла, автора знаменитой книги “Психопатология и политика”, “политология без биографии подобна таксидермии науке о на бивании чучел”. Психоанализ выявляет скрытые бессознательные мотивы поступков политических деятелей и находит их в особеннос тях детского развития, в тех конфликтах, которые оставили в душе будущего политика шрамы психологических травм. На основе пси хоанализа возможно объяснение различных типов политического поведения (в частности, поведения толпы, авторитарного типа лич ности). Политический психоанализ необходим при изучении про цесса политической социализации, мотивов поведения лидера и малых групп.

Наибольшее распространение получило психоаналитическое исследование феномена политического лидерства, в рамках которо го выделяются два направления: психобиографическое и психоис торическое. С позиций психобиографии корни лидерства надо ис кать в сфере бессознательного личности, в особенностях детского и юношеского развития. Поэтому в рамках этого направления значительное внимание уделяется влиянию ранних периодов жизни (биографическим особенностям) на структуры бессознательного личности. Достаточно часто при этом подходе уделяется внимание роли компенсаторных механизмов (путям и способам компенсации низкой самооценки) и их влиянию на политическое поведение. Пси хобиографический подход нашел отражение в многочисленных ра ботах, среди которых: “Томас Вудро Вильсон, 28-й президент США. Психологическое исследование” 3. Фрейда и У. Буллита, “Психопатология и политика” Г. Лассуэлла, “Анатомия человечес кой деструктивности” Э. Фромма, “Революционная личность. Ленин. Троцкий. Ганди” В. Вильфенштейна и др. Психоисторию же в отличие от психобиографии, интересуют бессознательные меха низмы поведения личности в контексте социальных и политических событий, “точки пересечения” индивидуальных и социальных бес сознательных травм. Эта парадигма была сформулирована в 1957 г. У. Лангером, а свое дальнейшее развитие получила в трудах американского психолога Э. Эриксона о Лютере и Ганди, американского политолога Л. Пая и психоисторика Р. Лифтона о Мао Цзэдуне и др. Основы психоанализа политических режимов были заложены в работах Э. Фромма “Бегство от свободы” и В. Райха “Психология масс и фашизм”. Методологический подход к исследованию поли тического поведения был сформулирован 3. Фрейдом в работе “Массовая психология и анализ человеческого “Я”. Политический психоанализ помогает за обычными фактами политической жизни увидеть глубинные существенные причины их возникновения и развития.

Своеобразную революцию в политической науке совершил би хевиористский метод, возникший как альтернатива юридическо му методу, в рамках которого политическая жизнь анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институ тов, их формальной структуры, процедур их деятельности.

Применение бихевиористского метода в политологии основыва ется на убеждении, что политика как общественное явление имеет прежде всего индивидуальное измерение, и потому все групповые формы деятельности она стремится вывести именно из анализа по ведения индивидов, соединенных групповыми связями. Подход такого рода предполагает, что доминирующим мотивом участия в по литике является психологическая ориентация. Для бихевиористов политика - это вид социального поведения индивидов (групп), характеризующийся установками и мотивациями, связанными с учас тием во власти и властвовании. Бихевиоризм возник и активно развивался в политической науке в 30-50-е гг. Стали говорить даже о так называемой “бихевиорист ской” (поведенческой) революции в политологии, связанной преж де всего с применением новых эмпирических и количественных ме тодов, заимствованных из арсеналов психологии, социологии, эко номической науки, а также математики, кибернетики, географии и даже медицины. Бихевиоризм призван определить реальные причи ны и параметры политического поведения на массовом уровне! Ос новоположниками бихевиористского метода считаются американские политологи Ч. Мерриам и Г. Лассуэлл. “Единицей” полити ческого исследования, в рамках данного подхода, было признано на блюдаемое поведение индивидов и групп в различных политических ситуациях.

Основные принципы бихевиорального движения можно сформулировать следующим образом: 1) стремление к обнаружению элементов единообразия в политическом поведении, их обобщение и выражение в теориях и моделях, имеющих эвристическую и про гностическую ценность; 2) любые выводы должны соотноситься с эмпирическими фактами и строиться на их основе; 3)для получения данных необходимо использовать адекватные методы; 4) интерпре тация полученных данных и их оценка должны быть дифференциро ваны, их нельзя путать; 5) исследование должно носить системный характер, т.е. стремится раскрыть основные причинно-следствен ные связи, вое многообразие наблюдаемых структур; 6) политичес кая наука должна активно использовать результаты и данные других наук: психологии, антропологии, социологии и т.д.

Из психологии и медицины в политическую науку начали втор гаться тесты и лабораторные эксперименты, из социологии - анкетные опросы, интервью, наблюдения, из математики и статисти ки - регрессионный, корреляционный, факторный и другие виды анализа, а также математическое моделирование и методы теории игр. Впоследствии начали активно создавать информационные базы политических данных и экспериментальные системы “искусствен ного интеллекта” на основе электронно-вычислительной техники.

Значительный вклад бихевиоризм внес в изучение поведения электората, политического лидерства, процесса принятия решений. Особое место в методологии стали занимать методы изучения изби рательного процесса и электорального поведения. Распространение получают методы предвыборного зондажа общественного мне ния и техника панельных (повторяющихся) опросов избирателей.

Бихевиоризм сыграл заметную роль в становлении и развитии сравнительной и прикладной политологии. Именно в рамках бихе виоризма были выработаны основные методы прикладных полити ческих исследований:!) статистические исследования политичес кой активности, в частности исследования/, касающиеся выборов: 2) анкетные исследования и опросы; 3) лабораторные эксперименты; 4) применение теории игр в изучении принятия политических решений. В то же самое время неоднократно высказывались кри тические замечания по поводу злоупотребления количественными методами анализа. Подчеркивалось, что увлеченность методами математического и статистического анализа в ущерб качественным снижает потенциал и результативность исследований.

В рамках постбихевиористского периода формируются и получа ют развитие такие типы политического исследования, как структур но-функциональный анализ и системный подход.

В структурно-функциональном анализе за единицу исследо вания здесь принимается “действие”, а общество представляется как совокупность сложных социальных систем действия (концепция Т. Парсонса, Р. Мертона). Каждый индивид в своем поведении ори ентирован на “общепринятые” образцы поведения. Нормы объ единены в институты, имеющие структуру и обладающие функция ми, направленными на достижение стабильности общества. Цель структурно-функционального анализа состоит в количественной оценке тех изменений, к которым данная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциональным обязанностям. Этот метод целесообразен для анализа способов сохранения и регулирования системы, максимальный же его эффект проявляется в сравнительном исследовании политических систем. Структурно - функциональный анализ включает изучение функциональных зависимостей элементов политической системы: единства институтов власти, соответствия их действия (функционирования) потребностям политических субъектов; выявление того, как реализуется потребность в приспособлении системы к изменяющейся среде и т.д.

Бихевиористский метод не позволял представить мир политики целостно, не был способен выявить взаимосвязи различных его элементов. Поэтому в 50 - 60-х гг. возникла потребность в системном подходе, который рассматривает политическую сферу об щества как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и внешней средой. С помощью системного подхода удается четко оп ределить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований. Основатель системного подхода в политологии - Д. Истон (США) отмечал: “Что поддерживает систему в рабочем состоянии, так это входящие факторы различного характера. Они могут быть преобра зованы посредством внутренних процессов самой системы в выходящие факторы, а последние, в свою очередь, имеют последствия как для системы, так и для окружающей систему среды” (Easton D . An Approach to the Analysis of Political Systems // Political System and Change . Princeton, N. J., 1986. P .24).

В основе метода экспертных оценок лежит проведение экс пертных оценок специалистами в той области политической деятельности, по поводу которой ведется экспертиза. Опыт показывает, что наиболее эффективным является применение метода экспертных оценок для решения широкого круга неформализуемых проблем политической жизни выработки управленческого ре шения, оценки политической ситуации, прогноза политического развития и т.д. Понятно, что особое значение для данного метода имеет подбор экспертной группы.

Коммуникативный метод позволяет разработать кибернети ческую модель политического процесса, рассматривая политичес кие структуры как коммуникативные единицы, единицы общения. Политические взаимодействия рассматриваются как информацион ные потоки, главный из которых - политическое решение и реакция на него агентов политики. Последние должны быть адекватны поставленной в решении цели, что возможно при учете всех информационных потоков, исходящих от людей.

Метод политического моделирования состоит в исследовании политических процессов и явлений путем разработки и изуче ния их моделей. Возможны различные классификации моделей. На пример, по назначению выделяют измерительные, описательные, объяснительные, критериальные и предсказательные модели.

Потребность в методе моделирования возникает тогда, когда анализ реального политического явления невозможен или затруднителен, слишком дорого стоит или требует много времени. Модель здесь выступает аналогом реального политического объекта. Моделированию подлежат: какой-либо механизм политической системы (например, механизм реализации политической "власти) или же процесс (предположим, процесс принятия решений), либо отдель ный фрагмент функционирования системы (управление ею), инсти туты, их элементы или объединения (государство, политический режим), взаимодействие с другими политическими системами (международные отношения) и т.п.

Моделирование политических процессов может осуществляться не только на основании уже известных, эмпирически проверенных данных, но и на основании гипотез. Моделирование гипотез и про ведение вычислительных экспериментов с полученными моделями позволяет, с одной стороны, проверить гипотезы на непротиворечивость, с другой - выявить чувствительные и важные параметры модели, те признаки и связи, изменения которых оказывают наибо лее существенное влияние на выходные параметры модели.

Некоторые политические процессы - такие, как принятие решений на выборах или распределение голосов избирателей, могут быть определены полностью в математических терминах. “Математические модели помогают политологам... изучать особенности политических процессов... Во многих случаях возможна и компьютерная имитация политического процесса. Используя математические средства, политолог оказывается в состоянии взять на вооружение многие из методов, разработанных в логике, статистике, физике, экономике и других отраслях знаний, и применить их к изучению политического поведения” (Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 191Э7. С.468).

Сегодня в связи с совершенствованием ЭВМ и программных средств моделирование политических макро- и микропроцессов стало одним из перспективных направлений в развитии методоло гии политической науки, которое в свою очередь имеет множество собственных разветвлений. Одно лишь системное моделирование политики охватывает и динамические, и стохастические модели по литической жизни, активно применяемые для анализа циклически повторяющихся избирательных процессов и кампаний, а также для прогнозирования результатов выборов в парламент.

Политология, как и любая наука, выполняет ряд функций в об ществе научно-познавательного, методологического и прикладного характера.

Во-первых, это гносеологическая, познавательная функция, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании по литической реальности, раскрытии присущих ей объективных свя зей, основных тенденций и противоречий.

Во-вторых, политология, изучая объективные закономер ности, тенденции и противоречия политической системы, пробле мы, связанные с преобразованием политической действительности, анализируя пути и средства целенаправленного воздействия на по литические процессы, выполняет функцию рационализации поли тической жизни. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели и политические структуры управления, прогно зирует развитие политических процессов. Тем самым политология создает теоретическую основу политического строительства, поли тических реформ.

В-третьих, политология выполняет функцию политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры населения. Знание научных основ политики позволяет правильно оценить соотношение общечеловеческих, государствен ных, групповых и личных интересов, выработать отношение к су ществующим политическим структурам, партиям, определенную линию политического поведения.

В-четвертых, это прогностическая функция. Политология способна дать: 1) долговременный прогноз о диапазоне возможнос тей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов Крупно масштабного политического действия; 3) рассчитать вероятност ные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая по бочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы развития политической ситуации в стране или регионе, перспектив и возможностей тех или иных политических ли деров, партий и т.д.

Разумеется, между этими функциями существует тесная взаимо связь. Понятно, что свою социальную роль политология может выполнять на основе определенной совокупности знаний. Причем, чем выше степень познания, чем конкретнее полученные знания, тем эффективнее она реализует свои социальные задачи. Вместе с тем состояние, уровень научного знания во многом зависят от практики, которая, предъявляя социальные требования к теории, дает ей им пульс для дальнейшего развития. Если же политические знания останутся социально невостребованными, то теория может превра титься в схоластику. Кроме того, нужно учитывать, что далеко не во всем и не всегда наука о политике в состоянии отразить все богатство и динамику политических отношений и процессов. Практическая политика требует не только научных знаний, но и искусства по литического руководства, политического опыта, интуиции.

Как отмечалось нами выше, политология является междисциплинарной наукой. На ее формирование и развитие оказали влияние многие науки. Эта связь наиболее ярко проявляется в методах и средствах политического исследования. Политология не разрабатывает собственных специфических методов исследования, а использует для изучения политической реальности методы различных наук, на которых она базируется. Так, политическая философия опирается на философскую методологию постижения реальности, сущность которой составляет уморительная рефлексия (самонаблюдение, размышление, самопознание) с ярко выраженными ценностно-нормативными оценками политических реалий с позиций определенного социального идеала.

Широко используется в политологии исторический метод, т.е. изучение политических явлений в процессе их становления и развития, в связи с прошлым.

Значительное место в политологических исследованиях занимает системно-функциональный метод . С позиций этого метода политика рассматривается как функциональная система, которая специализируется на такой функциональной проблеме как целедостижение. Важнейшая функция любой системы – устойчивость, которая обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Системный подход позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия политических систем. В качестве систем может быть рассмотрен любой политический институт или организация, государство, партии, профсоюзы, церковь.

Но системный подход не учитывает таких существенных особенностей политической жизни как национальная, этническая, религиозная и иные особенности. Дополнением и корректировкой системно-функциональной методологии служит сравнительный метод . Этот метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления политического поведения, поскольку в политической жизни, политической системе, культуре различных народов много общего. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений: государст-венного устройства, политических партий, электоральных систем и т.д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследования, способ-ствует плодотворному использованию опыта других стран и народов.

Кроме перечисленных теоретических методов, в политологии используются и эмпирические методы: наблюдения, опроса, изучение статистических материалов и документов . Использование данных методов позволяет проводить количественное измерение политических явлений, а следовательно, использовать математические методы и компьютерную обработку данных.

Политология тесно связана с жизнью общества. Как и всякая другая наука, политология появилась вследствие определенных общественных потребностей и поэтому все ее развитие, разработка той или иной проблематики направлено на удовлетворение этой потребности. Общественное предназначение политологии определяется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества.

Одной из важнейших функций политологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Политология во всех своих структурных отраслях, на всех уровнях исследования обеспечивает, прежде всего, прирост знания о различных областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспективы политических процессов. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания политических явлений, так и непосредственные эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

С познавательной функцией тесно связана функция рационализации общественной жизни. Политическая наука дает объяснение и истолкование сложных политических процессов, раскрывает рациональный механизм этих процессов как взаимодействие человеческих целей, интересов, амбиций и т.д. Благодаря этому политические действия приобретают ясный и доступный сознанию индивида характер.

В политической жизни действуют люди, ставящие перед собой определенные цели, отстаивающие конкретные интересы. А там, где речь идет о целях и интересах, непременно присутствуют ценности и идеалы. Политология призвана вырабатывать определенные ценности и идеалы политической жизни, ориентировать политическую деятельность на реализацию этих ценностей, достижение тех или иных социальных идеалов. В качестве таких ценностей могут выступать ценности свободы, социальной справедливости и т.д. В качестве идеала – построение того или иного типа общества, создание наиболее эффективной или гуманистически ориентированной политической системы. В этом реализуется нормативно-ценностная функция политологии.

Практическая направленность политологии выражается и в том, что она способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. В этом проявляется прогностическая функция политологии. Политология способна дать:

1) долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе;

2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия;

Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях отдельных политических лидеров, партий и т.д.

Политология имеет непосредственную практическую значимость для разработки государственной политики. На основе политологических исследований вырабатываются критерии выделения политически значимых общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется социальная, национальная и оборонная политика правительства, предотвращаются и разрешаются социальные конфликты.

Литература:

1. Политология. Курс лекций /Под ред. Радугина А.А.

2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник.