Пресса о спектакле. Эсмеральда. Кремлевский балет. Пресса о спектакле Эсмеральда спектакль

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ПРОСЦЕНИУМ

Флер де Лис, невеста Феба де Шапотера, капитана королевских гвардейцев, дарит жениху вышитый ею шарф накануне их помолвки. Феб благодарит возлюбленную.

КАРТИНА ПЕРВАЯ. «ПЛОЩАДЬ ПЕРЕД СОБОРОМ»

Горожане на площади перед собором Парижской Богоматери с интересом наблюдают танцы цыганок и восхищаются зажигательной пляской юной Эсмеральды. За несравненной и обворожительной танцовщицей также наблюдает Клод Фролло, каноник Собора, давно воспылавший к ней неутолимой страстью. Клод разгоняет цыганок и требует прекратить бесовские танцы вблизи священного места.

КАРТИНА ВТОРАЯ. «ВИДЕНИЯ КЛОДА»

В своей келье Клод уносится в мир грез. Эсмеральда возникает перед его мысленным взором, а звон ее бубна постоянно звучит в его ушах. Множась в воображении, видение Эсмеральды заставляет монаха вновь и вновь переживать яркие мгновения запретной страсти. Ни обращение к Богу, ни сила воли каноника не помогают ему справиться с этим чувством.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ. «ДВОР ЧУДЕС»

Двор чудес - приют бродяг, цыган, нищих и воров. Их предводитель Клопен Трульфу - гроза здешних обитателей. Бедный поэт Гренгуар, который преследует Эсмеральду, чтобы познакомиться с ней, попадает сюда и оказывается жертвой нищих бродяг. Клопен требует денег, но у Гренгуара ничего нет. Тогда Клопен приговаривает его к смерти. Впрочем, казнь можно отменить, если какая-нибудь женщина Двора чудес согласиться взять Гренгуара в мужья. Все отказывают бедному поэту. Появившаяся Эсмеральда жалеет осужденного на смерть Гренгуара и соглашается стать его женой. Бродяги освобождают Гренгуара, и весь Двор чудес поздравляет новобрачных.

Ночь. Клод Фролло приказывает звонарю Квазимодо, который как его приемный сын выполняет любую волю отца, похитить Эсмеральду. Они поджидают Эсмеральду, настигают ее, и Квазимодо хочет унести ее к своему хозяину. В это время по Двору чудес движется патруль под командованием Феба де Шапотера. Клод спасается бегством. Видя насилие над девушкой, Феб приказывает солдатам освободить ее и схватить Квазимодо. Потрясенная происходящим, Эсмеральда не может прийти в себя, но при виде Феба в ее сердце впервые просыпается любовь. Плененный красотой цыганки, Феб дарит ей свой шарф. Увидев, что солдаты избивают Квазимодо, Эсмеральда просит пощадить беднягу и отпустить его. Феб освобождает Квазимодо и удаляется. Квазимодо потрясен отношением к нему Эсмеральды, ведь это единственный человек на земле, который так по-доброму отнесся к нему.

КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ. «КОМНАТА ЭСМЕРАЛЬДЫ»

В своей комнате Эсмеральда не может отвести глаз от шарфа, подаренного Фебом, - любовь к нему перевернула ее жизнь.

Появившийся Пьер Гренгуар хочет обнять свою жену. Эсмеральда уклоняется от объятий и объясняет, что стала его женой только для того, чтобы спасти ему жизнь. Она учит его танцевать, чтобы они могли вместе выступать и зарабатывать деньги. Гренгуар вынужден покориться, и начинает находить удовольствие в прежде незнакомом занятии. Эсмеральда отправляет Гренгуара в другую комнату спать и ложится, обнимая шарф любимого.

В комнату входит Клод Фролло. Он будит девушку, бросается к ее ногам и признается ей в страстной любви. Эсмеральда отталкивает его и напоминает монаху о священном сане, показывает шарф с эмблемой капитана гвардейцев. Клод Фролло понимает, что у него есть соперник в лице Феба де Шапотера.

Уходя, Клод забирает с собой кинжал Эсмеральды, и в его голове начинает созревать чудовищный план…

КАРТИНА ПЯТАЯ. «НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ПОМОЛВКА»

В доме герцогини Алоизы Гонделорье готовятся к помолвке Флер де Лис с Фебом. Они радостно принимают поздравления подруг невесты.

Для развлечения гостей на праздник приглашены и цыганки вместе с Эсмеральдой и Гренгуаром. Поняв, что она вынуждена выступать на помолвке Феба с другой женщиной, Эсмеральда порывается уйти, не в силах сдержать эмоций, но Гренгуар и цыганки просят ее остаться. Превозмогая себя, Эсмеральда танцует для новобрачных.

Все поражены красотой цыганки. Феб тоже не может равнодушно смотреть на красавицу. Неожиданно Флер де Лис видит на Эсмеральде шарф, подаренный ею Фебу. Флер выхватывает его у цыганки и, потрясенная вероломством жениха, требует объяснений. Феб, не зная, что сказать, и испытывая желание быть с Эсмеральдой, убегает вслед за ней. Флер де Лис лишается чувств.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

КАРТИНА ПЕРВАЯ. «ПРАЗДНИК ШУТОВ»

Средневековый праздник шутов. Не найдя более достойного претендента для провозглашения верховным шутом, бродяги и воры выбирают им звонаря Квазимодо. Появившийся Клод Фролло с негодованием срывает с горбуна шутовской наряд и грубо приказывает ему идти в Собор. Расстроенный Квазимодо снова вспоминает, как ласкова была с ним Эсмеральда, и плачет, понимая, что его любовь всегда будет безответной.

КАРТИНА ВТОРАЯ. «ТАВЕРНА»

В таверне на окраине Парижа веселятся горожане. Появляется мрачная фигура Клода Фролло. В его руках кинжал. Он обдумал план мести и знает, что сюда должны прийти Феб и Эсмеральда. Клод скрывается. Нежно обняв друг друга, Эсмеральда и Феб входят в таверну. Феб клянется Эсмеральде в вечной любви. В ее душе возникает надежда на лучшее будущее, и она решает уступить настойчивости Феба. Притаившийся Клод ревниво наблюдает за влюбленными и, улучив момент, поражает Феба ударом кинжала. Сбегается народ, и Клод указывает на Эсмеральду как владелицу кинжала и виновницу гибели капитана гвардейцев. Стража хватает убийцу.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ. «ТЕМНИЦА»

Эсмеральда в тюрьме. Свершается неправедный и суровый суд - простолюдинка посягнула на жизнь представителя высшего сословия. Приговор - смерть. Мольбы Эсмеральды тщетны. Клод, оставшись наедине с несчастной, снова страстно ищет ее любви и обещает спасти ее. Но Эсмеральда вновь отвергает домогательства, ведь она знает, что убийца - он. Униженный Клод отдает приказ Палачу пытать Эсмеральду.

КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ. «САД ФЛЕР ДЕ ЛИС»

После недолгой болезни Флер де Лис, вызванной расстроенной помолвкой с Фебом, герцогиня пытается поднять ее настроение балетным представлением на античный сюжет. По окончании балета вбегает дворецкий и сообщает о прибытии Феба. Феб дарит цветы Флер де Лис и убеждает ее в своей любви к ней. Она рада его возвращению. История с цыганкой ушла в прошлое.

КАРТИНА ПЯТАЯ. «ШЕСТВИЕ НА КАЗНЬ»

Потрясенные жители Парижа видят, как Эсмеральду ведут к месту казни. Неожиданно для всех Квазимодо отвоевывает девушку у стражи и укрывается с ней в Соборе. По закону его стены охраняют беглецов, об этом напоминает толпе Клод Фролло.

КАРТИНА ШЕСТАЯ. «НА КОЛОКОЛЬНЕ»

Ранним утром Эсмеральда видит перед собой страшное лицо Квазимодо. Но оно уже не кажется ей таким безобразным, ведь этот человек спас ее. Между ними возникает нежное чувство трогательной заботы друг о друге. Клод решает нарушить закон и выдает Эсмеральду палачам.

КАРТИНА СЕДЬМАЯ. «КАЗНЬ ЭСМЕРАЛЬДЫ»

Идущая на казнь Эсмеральда видит Феба и Флер де Лис. Не в силах сдержать своих чувств, она падает на руки Палачу. Палач медленно поднимается на эшафот.

КАРТИНА ВОСЬМАЯ. «РАСПЛАТА»

Клод Фролло наблюдает за казнью с балюстрады собора Парижской Богоматери. Он почти обезумел от своих чудовищных преступлений. Ему видится Эсмеральда, и снова в его голове без конца раздается звон колокольчиков ее бубна. Лишившись последнего существа, которое он любил на этом свете, Квазимодо решает наказать убийцу Эсмеральды и сбрасывает Клода с крыши Собора.

КАРТИНА ДЕВЯТАЯ. «ФИНАЛ»

Принеся тело девушки в глубокий подвал собора Парижской Богоматери, где хоронят казненных, Квазимодо умирает, сжав в своих объятиях Эсмеральду.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая
Двор чудес

Заход солнца. С наступлением темноты площадь превращается в «Двор чудес»: царство бродяг, цыган и нищих. Случайно очутившийся здесь Гренгуар попадает в руки грабителей. Не найдя у бедного поэта денег, бродяги приговаривают его к смертной казни. Однако по законам жертве сохранят жизнь, если какая-нибудь женщина выберет его себе в мужья.

Никто не соглашается, и Гренгуар должен быть повешен. В эту минуту появляется очаровательная Эсмеральда. Узнав в чем дело, она тотчас решается спасти несчастного, став его женой. Гренгуар в восторге. Он, по обычаю бродяг, разбивает кувшин и их венчают на четыре года – по количеству черепков.

Коварный архидьякон Клод Фролло, пылающий страстью к Эсмеральде, подговаривает Клопена и его друзей украсть ее и велит горбуну Квазимодо участвовать в похищении. Но появившийся патруль останавливает преступников. Капитан Феб велит арестовать Квазимодо и оказать помощь прелестной цыганке. Очарованная благородным красавцем Фебом и глубоко благодарная ему Эсмеральда получает от него шарф на память. Феб по просьбе добросердечной девушки освобождает Квазимодо. Он пытается заигрывать с Эсмеральдой, но та ускользает.

Картина вторая
Новобрачные

Эсмеральда в задумчивости любуется шарфом Феба. Выбрав из азбуки нужные буквы, она составляет имя Феба и танцует перед самым дорогим именем на свете. Входит Гренгуар. Он пытается обнять ее, заявляя свои права мужа. Но Эсмеральда объявляет ему, что только хотела спасти его от смерти, но женой ему не будет никогда. Несчастный «супруг» примиряется со своей участью и соглашается быть ее партнером в танцах, которым она его учит.

Устав от танцев, Гренгуар говорит, что пора ложиться спать. Эсмеральда шутливо прогоняет поэта в отведенную ему комнату и остается одна. Мечтая о Фебе, она засыпает. В глубине медленно открывается дверь – и в комнате возникает мрачная фигура Клода Фролло. Разбуженная его появлением Эсмеральда приказывает Фролло удалиться, но он бросается перед ней на колени, моля ответить на его страстную любовь. Эсмеральда с презрением отвергает его предложение и, указывая на имя Феба, говорит: «Вот тот, кого я люблю!» Но Фролло продолжает настойчиво добиваться цыганки, и она выхватывает кинжал. Квазимодо останавливает руку Эсмеральды, но, вспомнив о проявленной к нему доброте, помогает девушке скрыться. «Горе тебе и проклятие ему!», – с этой угрозой Фролло подбирает кинжал, оброненный Эсмеральдой, и в мрачной душе его рождается план мести.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина третья
Флер де Лис

Великолепный дворец, ярко освещенный для праздника. Идут приготовления к помолвке Феба и Флер де Лис. Ее подруги собирают цветы в букеты, вышивают. Входит Алоиза де Гонделорье, все радостно приветствуют ее. Появляется Феб. Он рассеян – воспоминания о встречи с Эсмеральдой не дают ему покоя. Не заметив на любимом подаренного ею шарфа, Флер де Лис обращается к Фебу с упреком. Но он преподносит невесте кольцо, и печаль ее развеивается.

В сопровождении Гренгуара и подруг входит Эсмеральда. Она гадает Флер де Лис и сулит ей счастья в любви, а затем танцует для гостей, любующихся ее грацией. В разгар веселья, когда пускаются в пляс цыганки, Эсмеральда видит Феба и понимает, что он - жених Флер де Лис. Убитая горем, она решает покинуть праздник и надевает шарф. Увидев свой подарок на цыганке, Флер де Лис не может сдержать слез и бросает кольцо Феба. Общее смятение. Эсмеральда убегает. Феб устремляется за нею – той, кому принадлежит его сердце.

Картина четвертая
Любовь и ревность

Клопен вводит Клода Фролло и указывает ему потайное место, чтобы наблюдать за свиданием Эсмеральды и Феба. Не в силах вынести нежностей и поцелуев влюбленных, Фролло бросается на соперника с кинжалом Эсмеральды. Феб падает без дыхания.

Собирается народ, и Фролло, не показывая волнения, смешивается с толпой. Он доносит судье, что кинжал принадлежит Эсмеральде, и судья обвиняет ее в преступлении. Эсмеральда протестует, клянясь в своей невиновности. «Ты будешь спасена, если станешь моей», – шепчет отчаявшейся девушке Клод Фролло. Но та с негодованием отталкивает его. Судья велит схватить Эсмеральду. Фролло торжествует. Во главе процессии он ведет цыганку в тюрьму. Любопытная толпа следует за ними, все напряженно ожидают развязки. Вбегает Гренгуар. Он пытается пробиться к Эсмеральде и спасти ее, но тщетно. Поэт безутешен.

Картина пятая
Праздник шутов

На площадь врывается толпа нищих и бродяг, празднующих День шутов. Выбранный на этот день их королем Квазимодо восседает на телеге в королевской мантии. Фролло с негодованием срывает с Квазимодо кощунственный наряд.

Эсмеральду выводят из тюрьмы и ведут на казнь. Она прощается со всеми и просит Гренгуара похоронить ее с шарфом Феба. Клод Фролло снова предлагает Эсмеральде спасение в обмен на ее любовь. «Бог тебе судья», – отвечает Эсмеральда. Она готова к смерти и усердно молится. В эту минуту появляется оправившийся от раны Феб. Он открывает изумленному народу истинного виновника злодейства: его хотел убить Клод Фролло, осужденная Эсмеральда невиновна! Она бросается в объятия возлюбленного.

Взбешенный архидьякон хватается за кинжал, но Квазимодо вырывает у него клинок и расправляется со злодеем, сбрасывая его в Сену. Эсмеральда отдает Фебу руку и сердце.

Балет поставлен по роману Гюго "Собор Парижской богоматери", но основной упор здесь сделан именно на Эсмеральду - ее историю, ее чувства, ее жизнь и смерть. Впрочем, Нотр-Дам здесь тоже присутствует - в качестве декораций. Отличные решения разных фрагментов архитектуры и интерьера. Очень понравился вид на Париж с высоты Собора, мозаика и гаргульи.

История начинается с похищения маленькой Эсмральды цыганами у ее матери. Впрочем, похищением это назвать сложно - цыганки посчитали Гудулу мертвой, поэтому забрали девочку, чтобы малышка не погибла. Как точно, как пронзительно сыграна боль матери, потерявшей ребенка, когда Гудула просыпается и понимает, что дочки рядом нет. Трогает до слез.

Время идет, Эсмеральда вырастает и в один "прекрасный" вечер знакомится с Фебом. И эта сцена просто очаровательна: импозантный, уверенный в себе (я бы даже сказала - высокомерный) Феб и нежная, хрупкая девочка, впервые испытавшая трепетные чувства к мужчине. Как удивительно и прекрасно показана стеснительность Эсмеральды на первых порах, робость, наивность, нерешительность, волнение и страх перед тем, что вдруг с ней произошло - полная гамма чувств от растерянности до влюбленности. Трансформация веселой, озорной и беззаботной цыганки в полюбившую девушку происходит на глазах у зрителя. Хочется прям вставить фразу из французского мюзикла (не Нотр-Дама, правда): Et voilà qu"elle aime...

На ее фоне Флер-де-Лис смотрится контрастно. Насколько разные у них партии: в каждом движении видна уверенная в себе девушка, знающая свой статус и свое очарование, умеющая нравиться мужчинам и понимающая, как нужно себя вести с ними, методично и кокетливо привлекая Феба к алтарю. Нет, она его не соблазняла - она просто и так знала, что он будет с ней. И, несмотря на очарование юной девушки, Флер-де-Лис представляет собой четкую картинку барышни, воспитанной по всем правилам этикета того времени. Они с Фебом, действительно, подходят друг другу - одного поля ягоды. Если Эсмеральда трогательна в своем кокетстве, то Флер-де-Лис - жеманна. Самое потрясающее во всем это то, что характер каждого, тональности и индивидуальные особенности натуры показаны исключительно с помощью пластики. Настолько она выразительна, что, кажется, и не зная романа, можно сразу понять, что к чему.

Прекрасные партии всех до одного. До сих пор с замиранием сердца вспоминаю, как они буквально летали на сцене. В мыслях невольно мелькало: это сколько ж надо тренироваться, чтобы ТАК прыгать! Особенно еще, когда прыжки синхронные. Отдельно хочется отметить костюмы: яркие, нарядные, цветные, создающие особую атмосферу и колорит. Да простят меня любители "Лебединого озера", но смотреть больше двух часов на па-де-де товарищей в белых одеяниях - тоска смертная, хоть и классика "классическая". Здесь же столько эмоций в каждой детали, настолько дух захватывает от невообразимой гармонии цвета, звука и движения, что не замечаешь, как пролетает почти три часа времени (балет идет около 2.50, включая 2 антракта). Массовые сцены на площади напомнили балет "Дон Кихот" по своей колоритности и энергетике.

Здесь Квазимодо и Фролло бродят где-то на периферии, играя решающую роль лишь в определенные моменты. Все внимание уделено ей - прекрасной Эсмеральде. Не смейтесь, она правда прекрасна! Это же надо уметь показать без слов, а только танцем все состояния души. Вот она взволнованная, грациозная, воздушная с Фебом, чувственная, откровенная. Но в темнице, когда к ней приходит Фролло умолять о любви, она уже решительная, волевая и, не побоюсь этого слова, свободная натура. Шикарная сцена в тюрьме! Как она уползала от Фролло, уворачивалась от его приставаний - до дрожи, настолько естественно. До сих пор не понимаю, как это можно было вплести в балет, но можно же!

Зрители кричали "браво!" и завершение каждой картины встречали бурными аплодисментами. Когда артисты вышли на поклон, зал рукоплескал. И если Квазимодо устроили овацию, как народному мстителю (все же помнят, чем закончился роман?), то при появлении Эсмеральды зал просто заревел и загудел от переполнявших чувств. Она действительно была восхитительна! Настолько, чтобы выстоять три часа на галерке, не отрывая глаз от сцены (да, мне достался входной билет, стоячий, без места, потому как премьера и аншлаг), и нас таких было человек 20. Не то чтобы сесть было совсем нельзя, но с крайних мест балкона видна не вся сцена, а этот балет стоит того, чтобы видеть его целиком и полностью, внимая каждому элементу.

Три часа непередаваемого восторга!
Спасибо!

Балет «Эсмеральда»

Одним из несомненных украшений репертуара Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко является балет «Эсмеральда», истинный шедевр высокого искусства, объединяющий в себе знаменитый сюжет гениального , удивительную музыку Цезаря Пуни и блистательную хореографию Владимира Бурмейстера. Эту эффектную постановку Музыкальный театр вернул на свою сцену в 2009 году, и с тех пор билеты на нее моментально исчезают из билетных касс города. Посмотреть спектакль стремятся как москвичи, так и гости столицы. Это неудивительно, ведь «Эсмеральда» - одна из самых красивых, изящных и зрелищных балетных постановок в мире.

В XIX веке французский балетмейстер Жюль Перро придумал выводить на сцену в балете «Эсмеральда» красавицу-цыганку в компании симпатичной козочки, ее верной спутницы. Перро был убежден, что трагические страсти и подлинно глубокая драма способны совершить настоящий очистительный переворот в душах зрителей.

В свое время именно Жюль Перро создал гармоничный танцевальный рисунок балета «Эсмеральда», взяв за основу контрастное сочетание трагедии и юмора, массовых сцен и сольных партий, классической и характерной хореографии. Балетный спектакль в постановке Перро моментально покорил европейскую театральную сцену, а вскоре был привезен и в Россию, где публика восприняла его с не меньшим восторгом. Мариус Петипа, прославленный хореограф, подготовил собственную интерпретацию «Эсмеральды», которая предоставила возможность лучшим прима-балеринам продемонстрировать свое восхитительное мастерство, выступая в центральной партии.

В Музыкальном театре Станиславского впервые балет «Эсмеральда» появился в 1950 году, постановку подготовил Владимир Бурмейстер. Он значительно изменил версию Петипа и Перро — в результате его работы огни рампы зажглись для обновленного балета, базирующегося на классическом каркасе. Заслугой Бурмейстера является проникновенный психологизм танцевальных этюдов, возводящий их в ранг абсолютной драмы. В современной версии, билеты на которую вы можете приобрести в , сохранены лучшие професиональные находки предыдущих великих режиссеров. Спектакль «Эсмеральда» - восхитительный образец балетного искусства, поражающий воображение мастерством исполнителей, а также их актерским талантом.

Композитор - Ц. Пуни, Р. Глиэр, С. Василенко.

Продолжительность 2 часа 50 минут.

Стоимость билетов: от 1200 до 4000руб.

Состав солистов:

Эсмеральда - Наталья Крапивина, Наталья Ледовская, Наталья Сомова

Феб - Сергей Мануйлов, Михаил Пухов, Георги Смилевски

Клод Фролло - Виктор Дик, Никита Кириллов

Квазимодо - Антон Домашев, Роман Маленко

Флер де Лис - Кадрия Амирова, Наталия Клейменова, Наталья Крапивина, Анастасия Першенкова, Наталья Сомова

Гудула - Анастасия Блохина, Яна Большанина, Инна Гинкевич

Действующие лица:
Эсмеральда , цыганка.
Гренгуар , поэт.
Клод Фролло , архидьякон Собора Парижской Богоматери.
Квазимодо , звонарь Собора Парижской Богоматери.
Феб де Шатопер , капитан королевских стрелков.
Альбер Флоран , - офицеры, друзья Феба.
Алоизия де Горделорье .
Флер де Лис , её дочь, невеста Феба .
Диана, Беранже - подруги Флер де Лис .
Клопен Трульфу , король бродяг.
Судья.
Палач.

Бродяги, нищие, цыгане и цыганки, дамы и кавалеры, подруги Флер де Лис, шуты и шутихи, народ.

Действие происходит в средневековом Париже в конце XV века.

Действие первое.
Картина первая.
Двор чудес.
Поэт Пьер Гренгуар попадает в руки обитателей парижского дна. Бродяги обыскивают его и, не найдя ничего ценного, решают повесить. Гренгуар молит о пощаде. Король нищих Клопен Трульфу обещает сохранить ему жизнь в том случае, если кто-нибудь из находящихся в его подданстве женщин согласится выйти за него замуж. Все присутствующие осматривают Гренгуара, но никто не решает взять его в мужья. В это время появляется Эсмеральда. Узнав о том, что Гренугару грозит смерть, она решает спасти его. Их объявляют мужем и женой на четыре года.
Цыганка и её новообретенный супруг идут домой по ночным улицам Парижа. Клод Фролло, давно и безответно влюбленный в Эсмеральду, с помощью Квазимодо, Клопена и трёх бродяг пытается похитить её, но подоспевший ночной патруль во главе с капитаном Фебом де Шатопером вырывает её из рук похитителей. По приказу Феба, солдаты заковывают Квазимодо в цепи.
Эсмеральда очарована спасшим её офицером. Феб спрашивает, в порядке ли она и узнаёт, кто она такая. На память он дарит ей свой шарф. По просьбе Эсмеральды стража освобождает Квазимодо.
Картина вторая.
Комната Эсмеральды .
Цыганка любуется подаренным шарфом и мечтает о прекрасном офицере, выкладывает его имя из букв и гравирует его ножом на стене.
Вошедший Гренгуар предъявляет свои права супруга. Эсмеральда отвергает его домогательства, объясняет, что она вышла за него замуж, чтобы спасти его от смерти, и что они будут только друзьями. Она учит Гренгуара танцевать. Она велит ему спать в соседней комнате, а сама ложится в этой.
Как только она засыпает - в каморку входят Клод Фролло, Квазимодо и Клопен. Они вновь пытаются похитить цыганку, но ей удается скрыться. Клод Фролло поднимает оброненный Эсмеральдой кинжал: в его голове рождается план мести.
Действие второе.
Картина третья.
Сад в замке Алоизии де Гонделорье .
Флер де Лис танцует со своими подругами.
Входит её мать со свитой, затем - её жених Феб. Флер замечает, что на нём нет шарфа, который она для него вышила.
Эсмеральда, Гренгуар и четыре цыганки приглашены в замок - погадать невесте и развлечь гостей своими танцами. Эсмеральда предсказывает Флер де Лис счастливое замужество. Цыганки начинают танец. Эсмеральда замечает, что жених Флер - это спасший её офицер, в которого она влюбилась с первого взгляда. Ею овладевает отчаяние, но, побуждаемая Гренгуаром, она продолжает танцевать для гостей.
Флер де Лис замечает на цыганке шарф Феба. От волнения она лишается чувств. Гости взволнованно реагируют на происходящее. Гренгуар уводит Эсмеральду; Феб уходит за ними.
Действие третье.
Картина четвёртая.
Комната в таверне.
Клопен Трульфу приводит в таверну, где должно состояться свидание Эсмеральды и Феба, Клода Фролло. Он показывает ему, где спрятаться и удаляется.
Появляются счастливые любовники. Феб клянётся Эсмеральде в силе своих чувств, но цыганка, сорвав с его плюмажа перо и подбросив его, говорит: твоя любовь улетучится также легко.
Клод Фролло выходит из своего укрытия и поражает Феба кинжалом - тем самым, который он подобрал в каморке Эсмеральды. Когда на крики собирается народ, он обвиняет её в убийстве. Прибежавший Гренгуар умоляет его спасти ни в чём неповинную девушку. Клод лицемерно обращается к небу и говорит, что её может спасти только Бог.
Картина пятая.
Праздник шутов.
Берег Сены; справа - тюрьма; в отдалении - башни собора Парижской Богоматери.
Вечерние улицы Парижа полны ряженными - шутами и шутихами и горожанами, участвующими в празднике. Квазимодо, избранный шутовским Папой, танцует в тиаре и с посохом. Появившийся на площади Клод Фролло останавливает кощунственное действо.
Стража выводит из тюрьмы подвергшуюся пыткам Эсмеральду. Она готовится к смерти и молится. Клод предлагает ей спасение, если она согласится принадлежать ему. Девушка отвергает его предложение. Архидьякон приказывает начать казнь.
В это время на площадь вбегает Феб де Шатопер - он был не убит, а только ранен. Он указывает судье, что цыганка не виновата в нападении на него. В ответ на вопрос судьи: кто же виновен, он указывает на Клода Фролло.
Фролло хочет наброситься на Феба, но его останавливает и убивает Квазимодо.
Феб и Эсмеральда соединяются .

Либретто

Либретто балета написано балетмейстером Жюлем Перро по мотивам оперного либретто В. Гюго «Эсмеральда», в свою очередь основанного на его романе «Собор Парижской Богоматери» .

Балетная версия включает некоторое мотивы романа, не использованные Гюго при переработке его для оперы. Однако, как и в опере, судьба балетной Эсмеральды кончается благополучно: в последний момент перед казнью её спасает Феб (после этого, в отличие от оперного либретто, он не погибает и герои воссоединяются).

В остальном либретто Перро практически не подвергалось перекройкам: основные изменения касались введения дополнительных сцен, призванных дать танцевальную характеристику Клоду Фролло и Квазимодо, изначально действовавших исключительно в сфере пантомимы, и картины быта средневекового Парижа . Заданная же раскладка основных событий романа на три акта сохранялась почти неизменной.

Музыка

Для первой постановки музыкальную партитуру создал итальянский композитор Цезарь Пуни .

В период сценической жизни в России балет дополнялся вставными номерами на музыку различных композиторов.

В 1886 и 1899 годах, возобновляя спектакль в Мариинском театре М. И. Петипа поручил Р. Дриго написать новые номера для второго акта - вариации для Флер де Лис и двух её подруг в «Танце с корзиночками» и Pas de six Эсмеральды, Гренгуара и четырёх цыганок, заменивший существовавшее ранее на этом месте Pas de deux с муз. Пуни. Позднее вариации в «Танце с корзиночками» заменялись в отдельных спектаклях на вставные (по желанию исполнительниц)

Музыкальная структура последнего возобновления Петипа стала канонической. Именно от неё отталкивались при создании всех последующих версий спектакля.

В 1926 году для постановки балета в Большом театре Р. М. Глиэр заново оркестровал партитуру Пуни - Дриго и сделал в ней несколько вставок. В 1950 году аналогичную работу ещё раз проделал Сергей Василенко . С тех пор театрами обычно используются их редакции. В 2006 году в спектакле театра «Кремлёвский балет» прозвучала музыкальная редакция В. Качесова .

В 2009 году при постановке балета в Большом театре новая концепция музыкальной драматургии балета была разработана Ю. Бурлакой, на основании оригинальной партитуры Пуни, восстановленной Александром Троицким по архивным материалам Библиотеки Консерватории Сан-Пьетро а Майелла в Неаполе и Музыкальной библиотеки Большого театра России .

Последующие постановки

Экранизация

В 1994 году постановка Боярчикова была экранизирована студией «Лентелефильм».
В фильме-балете роли исполнили: Эсмеральда - Э. М. Хабибулина, Феб - К. В. Мясников, Флёр де Лис - А. К. Кондрашова, Гренгуар - А. В. Кулигин, Клод Фролло - А. В. Константинов, Квазимодо - А. Б. Брегвадзе, Клопен Трульфу - И. Ю. Соловьёв.
Режиссёром телеверсии выступила Евгения Попова.

Запись постановки Петипа

На протяжении первой четверти XX века оригинальная постановка Петипа была записана по системе Степанова режиссёром балетной труппы Н. Г. Сергеевым (записи отдельных фрагментов датируются в интервале 1903 - 23 гг.) .

Сегодня хореографическая нотация «Эсмеральды» входит в «Коллекцию Сергеева» и хранится в Театральной библиотеке Гарварда .

В 2009 году материалы гарвардской коллекции были использованы Ю. Бурлакой в ходе работы над «Эсмеральдой» в Большом театре (балетм. Ю. Бурлака и Д. Медведев) . Однако их версию нельзя считать восстановлением спектакля М. И. Петипа.

Известные фрагменты

Pas de six

Pas de six Эсмеральды, Гренгуара и четырёх цыганочек из второго акта балета часто исполняется в качестве концертного номера. Эта композиция на музыку Дриго была поставлена Петипа в 1886 году, для В. Цукки и заменила ранее существовавшее в спектакле Pas de deux на муз. Пуни, с хореографией Перро (исполнялось Эсмеральдой с Гренгуаром или безымянным солистом) .

Pas de six - единственный фрагмент постановки Петипа, считающийся «каноническим» и воспроизводимый в большинстве редакций без изменений. Особенностью хореографии Pas de six’а является то, что, в отличие от многих других танцевальных ансамблей в классических балетах, он требует от балерины актёрской игры, параллельной танцу: изображая танцующую перед знатными гостями цыганку, она в то же время, должна мимикой передать отчаяние, охватывающее Эсмеральду при виде Феба и его невесты .

Наиболее знаменитый момент Pas de six’а - заключительная часть вариации Эсмеральды: балерина спиной вперед движется на пуантах на мелком pas de bourre suivi змейкой, отступая в глубь сцены, затем через центр сцены выходит вперед и, лишаясь чувств, падает на колено.

Pas de Dian (Pas de deux Дианы и Актеона)

Самостоятельную жизнь обрело Pas de deux Дианы и Актеона, поставленное в 1935 году Вагановой на музыку Пуни из балета «Царь Кандавл», по мотивам постановки Петипа и с использованием женской вариации из «Танца с корзиночками» (муз. Дриго, хореогр. Петипа).

В оригинальном спектакле Вагановой солистам аккомпанировал ансамбль кордебалетных танцовщиц - нимф, отсутствующий в концертной версии номера.

Pas de deux

В концертах исполняется также Pas de deux Гренгуара и Эсмеральды на муз. Пуни (или отдельно - вариация с бубном из этого Pas de deux). Многие ошибочно принимают этот номер за часть спектакля Петипа, хотя на самом деле он был создан в 1954 году Николаем Березовым, поставившим в Лондоне собственную версию «Эсмеральды».