Преступление и наказание таблица пейзаж. Картины природы и их роль в романе «преступление и наказание». Сочинение

План сочинения
1. Вступление. Основной тип пейзажа у Достоевского.
2. Основная часть. Пейзаж и его функции в романе.
— Условность пейзажей Достоевского. и Гоголь.
— Достоевский и русский писатели.
— Два типа пейзажей в романе. Невзрачность красок и тонов у Достоевского.
— Образ солнца в пейзажах и его значение в романе.
— Образ заходящего солнца и его значение.
— Образ восходящего солнца и его значение.
— Лунный пейзаж в романе.
— Символический пейзаж в грезах героя.
— Картина Зимнего дворца и ее значение в романе.
— Пейзажи, связанные с образом Свидригайлова. Мрачность, безысходность картин природы.
— Картина природы во сне героя.
— Пейзаж последнего дня жизни Свидригайлова.
3. Заключение. Значение пейзажей в романе.

В романах Достоевского мы чаще всего встречаем урбанистический пейзаж.
Описания же природы у Достоевского достаточно кратки и всегда тесно связаны с внутренним состоянием героев, с их чувствами, с сюжетом, с идеей произведения. Однако связь эта не подчеркивается писателем (пейзаж у него не сливается с переживанием героя), но подразумевается. Эта связь обуславливает некую условность пейзажей, их «заданность». Так, в «Преступлении и наказании» пейзажи, наряду с интерьерами, создают впечатление чего-то негармоничного, безобразного, искривленного. Эта условность картин природы напоминает нам условность пейзажей у Гоголя. Однако у Гоголя описание природы в целом было подчинено раскрытию характера героя, у Достоевского же пейзаж более многозначен. Описания природы у этого писателя зачастую символичны, предваряют те или иные события, ситуации.
Картины природы у Достоевского, как и у Лермонтова, Толстого, Тургенева, зачастую даются в восприятии героев, отражают их впечатления. Однако в этих пейзажах нет того обилия запахов и звуков, разнообразия красок, световых эффектов, которое мы встречаем в пейзажах Лермонтова или Тургенева. Кроме того, в философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще – и гармония с прекрасной природой в частности – недостижимая мечта, утерянный рай» . Если , и подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена .
Специфичность предмета изображения (город) обуславливает определенное однообразие пейзажей Достоевского. Как правило, это типовые пейзажи. Так, в романе мы встречаем два типа пейзажей. Первый – это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт… Второй – хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве… Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных…и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины». Сильная жара и духота – неотъемлемая часть пейзажей «Преступления и наказания». Вот Раскольников выходит на улицу уже после убийства, и он снова попадает в ту же невыносимую атмосферу. «На улице жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики». Необыкновенную духоту Петербурга отмечает и Пульхерия Александровна, приехавшая из провинции. Выйдя из квартиры сына, она замечает: «…ужас у него душно…а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!». Ю.В. Лебедев замечает, что невыносимая духота Петербурга – это составляющая общей безысходной атмосферы романа.
Единственный яркий штрих, встречающийся в пейзажах первого типа, – это яркое, кроваво-красное солнце. Однако и это ослепительное, красное солнце на фоне душного, пыльного города оставляет не радостное, а гнетущее впечатление. «Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась, – обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день». Образ солнца в романе имеет несколько значений. Раскольникову больно смотреть на солнце, солнце как бы ослепляет его. В этом описании восприятия героем природы Достоевский намекает, что Раскольников ослеплен своей идеей и все мировосприятие героя искажено. Кроме того, ослепительное, огромное солнце в этих эпизодах невольно порождает мысль о Людовике ХIV, «короле-солнце». В связи с этим можно предположить, что здесь писатель «обыгрывает» часть теории героя о «сильной» личности, о Наполеонах и Магометах, к которым герой хочет причислить и себя. Однако солнце ослепляет Раскольникова – точно так же героя губит его идея о «сильной личности». Солнце, неизменно присутствующее в пейзажах, задает в романе и мотив открытости, узнавания, обнаружения. Яркий свет солнца как будто высвечивает всю бесчеловечность, безнравственность замысла и поступка Раскольникова, однако сам герой не видит истинного положения вещей. Так, пейзаж у Достоевского предваряет сюжетное действие, намекая на будущее раскрытие преступления Раскольникова.
Героя в романе часто сопровождает и солнце заходящее, угасающее. В первый раз он видит закат солнца в квартире старухи-процентщицы. «Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. «И тогда, стало быть, так же солнце будет светить!..» – как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова…». Замечание это весьма знаменательно. Закат солнца ассоциируется у нас с закатом человеческой жизни. Закат солнца Раскольников видит и после своего первого сна, в котором Миколка забивает несчастную лошаденку. Натура героя протестует против насилия – он видит себя ребенком, в гневе бросающимся на Миколку с кулачонками. И после этого сна Раскольникову кажется, что он опомнился, отказался от «проклятой мечты своей». Однако Достоевский показывает нам все то же заходящее солнце, как бы предваряя будущую картину убийства, заката человеческой жизни. Солнце в данном пейзаже не только предваряет будущие события, но и как будто предупреждает героя, напоминая ему о суде и о гневе божьем. В самой повторяемости данного образа в романе заложен глубокий философский смысл. Образ закатного солнца, переходящий из пейзажа в пейзаж, символизирует в романе постоянство, вековую неизменность понятий «добра» и «зла». В этих картинах Достоевский развенчивает поступок своего героя. Библейский Каин убивает своего брата из зависти. Современный герой, Раскольников, убивает старуху-процентщицу и Лизавету для того, чтобы проверить свою теорию. Однако, по Достоевскому, смысл поступка того и другого неизменен, путь каждого из них – греховен и порочен. Так пейзаж в романе связывается с идейным смыслом произведения.
Заметим, что героя практически никогда не сопровождает солнце утреннее, восходящее. Происходит это лишь в одном из пейзажей – на каторге, когда Раскольников вместо ненависти осознает в себе любовь, любовь к Соне. «День опять был ясный и теплый. Ранним утром, часов в шесть он отправился на работу, на берег реки…С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не пришли еще века Авраама и стад его». Пейзаж этот символизирует будущее Раскольникова, его воскресение, переход из одного «идейного мира» в другой.
В снах Раскольникова появляется лунный пейзаж. Так, во сне об убийстве старухи «вся комната была ярко облита лунным светом…Огромный, круглый, медно-красный месяц глядел прямо в окна. «Это от месяца такая тишина, – подумал Раскольников, – это он, верно теперь загадку загадывает». Он стоял и ждал, долго ждал, и чем тише был месяц, тем сильнее стучало его сердце, даже больно становилось». Символическое значение месяца здесь во многом совпадает со значением солнечного света в «реальных» пейзажах романа.
Символический пейзаж встречается и в грезах героя. Перед преступлением Раскольникову представляется, что он где-то «в Африке, в Египте, в каком-то оазисе». Караван отдыхает, смирно лежат верблюды; кругом растут пальмы, все обедают. Он же все пьет воду, прямо из ручья, который журчит рядом. «И прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блесками песку…». Это описание перекликается со стихотворением М.Ю Лермонтова «Три пальмы». Но в финале лермонтовского стихотворения пальмы безжалостно вырубают. По мнению исследователя, эта скрытая ассоциация предваряет трагедию в романе. Однако стоит отметить цветовой колорит этих грез. Ручей, который журчит рядом с Раскольниковым, – чистый и прозрачный, почти голубой. Голубой цвет – цвет разума, рассудка, рациональности. Он успокаивает, способствует погружению в себя. Рассудок героя (а не только сердце) подсознательно восстает против его «безумной идеи», просит его одуматься. Однако идея-страсть заглушает голос разума, и, очнувшись, Раскольников начинает свои лихорадочные приготовления.
Голубой цвет присутствует и в другом пейзаже романа – в картине Зимнего дворца. «Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцати до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение…Необъяснимым холодом веяло на него (Раскольникова) всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…» Голубой цвет здесь – очень холодный, равнодушный цвет. Зимний дворец воплощает собой лицо Петербурга. Картина эта символизирует собой Город, равнодушный к человеческим судьбам, благополучный, капиталистический Петербург.
Второй тип пейзажей в романе связан с образом Свидригайлова. Мрачный, унылый пейзаж сопровождает предсмертную ночь Аркадия Ивановича. Вот герой приходит в дешевенькую гостиницу. «А Свидригайлов между тем ровнехонько в полночь переходил через – ков мост по направлению на Петербургскую сторону. Дождь перестал, но шумел ветер. Он начинал дрожать и одну минуту с каким-то особенным любопытством и даже с вопросом посмотрел на черную воду Малой Невы. Но скоро ему показалось очень холодно стоять над водой; он повернулся и пошел на – ой проспект».
Мрачный, темный пейзаж появляется во сне Свидригайлова. «Он ощупью нашел задвижку и отворил окно. Ветер хлынул неистово в его тесную каморку и как бы морозным инеем облепил ему лицо и прикрытую одной рубашкой грудь…с деревьев и кустов летели в окно брызги, было темно как в погребе, так что едва-едва можно было различить только какие-то темные пятна, сопровождавшие предметы». Здесь опять возникает мотив темноты, сопровождающий этого героя (тусклое горение свечки, темная баня с пауками). Темнота эта символизирует беспросветность жизни Аркадия Ивановича, отсутствие в ней светлых сторон, подлинных человеческих радостей. Но начинается сон Свидригайлова с прекрасных видений. «Ему вообразился прелестный пейзаж; светлый, теплый, почти жаркий день, праздничный день, троицын день. Богатый, роскошный, деревенский коттедж в английском вкусе, весь обросший душистыми клумбами цветов, обсаженный грядами, идущими кругом всего дома; крыльцо, увитое вьющимися растениями, заставленное грядами роз, светлая, прохладная лестница…Он особенно заметил в банках с водой, на окнах, букеты белых и нежных нарцизов, склоняющихся на своих ярко-зеленых, тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом». Посреди всего этого великолепия Свидригайлов видит гроб, в котором лежит загубленная им девочка, самоубийца. Как заметил В.Я. Кирпотин, сон этот – трансформированная совесть героя. Цветы – символ невинности, чистоты и красоты – передают его мысли о поруганной им невинности, загубленной красоте.
Мрачное, безысходное настроение героя передано пейзажем последнего дня его жизни. «Молочный, густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошел по скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве. Ему мерещилась высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты и, наконец, тот самый куст…С досадой стал он рассматривать дома, чтобы думать о чем-нибудь другом. Ни прохожего, ни извозчика не встречалось по проспекту. Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями». Свидригайлов у Достоевского «движется в тумане»: у него нет никакой цели в жизни, никаких интересов, никаких моральных устоев. Аркадия Ивановича ничто не занимает, он не может найти забвение в пьянстве, гастрономии – он не любит этого. Он погрязает в разврате, однако и это занятие не может поглотить Свидригайлова вполне. Он ни во что не верит, совесть за совершенные злодеяния не мучает его практически до последнего предсмертного часа. Фактически ему тоже «некуда идти», как и Раскольникову, как и Мармеладову. Кроме того, пейзаж этот своей тоскливой безысходностью предваряет смерть Свидригайлова, его самоубийство.
Таким образом, практически все пейзажи в романе символичны. Они предваряют будущие события и ситуации, тесно связаны с духовной эволюцией персонажей, с их нравственными исканиями, с подсознательной жизнью героев, с идейным замыслом произведения.

План сочинения 1. Вступление. Основной тип пейзажа у Достоевского. 2. Основная часть. Пейзаж и его функции в романе. - Условность пейзажей Достоевского. Достоевский и Гоголь. - Достоевский и русский писатели. - Два типа пейзажей в романе. Невзрачность красок и тонов у Достоевского. - Образ солнца в пейзажах и его значение в романе. - Образ заходящего солнца и его значение. - Образ восходящего солнца и его значение. - Лунный пейзаж в романе. - Символический пейзаж в грезах героя. - Картина Зимнего дворца и ее значение в романе. - Пейзажи, связанные с образом Свидригайлова. Мрачность, безысходность картин природы. - Картина природы во сне героя. - Пейзаж последнего дня жизни Свидригайлова. 3. Заключение. Значение пейзажей в романе. В романах Достоевского мы чаще всего встречаем урбанистический пейзаж. Описания же природы у Достоевского достаточно кратки и всегда тесно связаны с внутренним состоянием героев, с их чувствами, с сюжетом, с идеей произведения. Однако связь эта не подчеркивается писателем (пейзаж у него не сливается с переживанием героя), но подразумевается. Эта связь обуславливает некую условность пейзажей, их «заданность». Так, в «Преступлении и наказании» пейзажи, наряду с интерьерами, создают впечатление чего-то негармоничного, безобразного, искривленного. Эта условность картин природы напоминает нам условность пейзажей у Гоголя. Однако у Гоголя описание природы в целом было подчинено раскрытию характера героя, у Достоевского же пейзаж более многозначен. Описания природы у этого писателя зачастую символичны, предваряют те или иные события, ситуации. Картины природы у Достоевского, как и у Лермонтова, Толстого, Тургенева, зачастую даются в восприятии героев, отражают их впечатления. Однако в этих пейзажах нет того обилия запахов и звуков, разнообразия красок, световых эффектов, которое мы встречаем в пейзажах Лермонтова или Тургенева. Кроме того, в философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще – и гармония с прекрасной природой в частности – недостижимая мечта, утерянный рай». Если Пушкин, Гоголь, Гончаров и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена. Специфичность предмета изображения (город) обуславливает определенное однообразие пейзажей Достоевского. Как правило, это типовые пейзажи. Так, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем два типа пейзажей. Первый – это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт… Второй – хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве… Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных…и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины». Сильная жара и духота – неотъемлемая часть пейзажей «Преступления и наказания». Вот Раскольников выходит на улицу уже после убийства, и он снова попадает в ту же невыносимую атмосферу. «На улице жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики». Необыкновенную духоту Петербурга отмечает и Пульхерия Александровна, приехавшая из провинции. Выйдя из квартиры сына, она замечает: «…ужас у него душно…а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!». Ю.В. Лебедев замечает, что невыносимая духота Петербурга – это составляющая общей безысходной атмосферы романа. Единственный яркий штрих, встречающийся в пейзажах первого типа, – это яркое, кроваво-красное солнце. Однако и это ослепительное, красное солнце на фоне душного, пыльного города оставляет не радостное, а гнетущее впечатление. «Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась, – обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день». Образ солнца в романе имеет несколько значений. Раскольникову больно смотреть на солнце, солнце как бы ослепляет его. В этом описании восприятия героем природы Достоевский намекает, что Раскольников ослеплен своей идеей и все мировосприятие героя искажено. Кроме того, ослепительное, огромное солнце в этих эпизодах невольно порождает мысль о Людовике ХIV, «короле-солнце». В связи с этим можно предположить, что здесь писатель «обыгрывает» часть теории героя о «сильной» личности, о Наполеонах и Магометах, к которым герой хочет причислить и себя. Однако солнце ослепляет Раскольникова – точно так же героя губит его идея о «сильной личности». Солнце, неизменно присутствующее в пейзажах, задает в романе и мотив открытости, узнавания, обнаружения. Яркий свет солнца как будто высвечивает всю бесчеловечность, безнравственность замысла и поступка Раскольникова, однако сам герой не видит истинного положения вещей. Так, пейзаж у Достоевского предваряет сюжетное действие, намекая на будущее раскрытие преступления Раскольникова. Героя в романе часто сопровождает и солнце заходящее, угасающее. В первый раз он видит закат солнца в квартире старухи-процентщицы. «Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. «И тогда, стало быть, так же солнце будет светить!..» – как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова…». Замечание это весьма знаменательно. Закат солнца ассоциируется у нас с закатом человеческой жизни. Закат солнца Раскольников видит и после своего первого сна, в котором Миколка забивает несчастную лошаденку. Натура героя протестует против насилия – он видит себя ребенком, в гневе бросающимся на Миколку с кулачонками. И после этого сна Раскольникову кажется, что он опомнился, отказался от «проклятой мечты своей». Однако Достоевский показывает нам все то же заходящее солнце, как бы предваряя будущую картину убийства, заката человеческой жизни. Солнце в данном пейзаже не только предваряет будущие события, но и как будто предупреждает героя, напоминая ему о суде и о гневе божьем. В самой повторяемости данного образа в романе заложен глубокий философский смысл. Образ закатного солнца, переходящий из пейзажа в пейзаж, символизирует в романе постоянство, вековую неизменность понятий «добра» и «зла». В этих картинах Достоевский развенчивает поступок своего героя. Библейский Каин убивает своего брата из зависти. Современный герой, Раскольников, убивает старуху-процентщицу и Лизавету для того, чтобы проверить свою теорию. Однако, по Достоевскому, смысл поступка того и другого неизменен, путь каждого из них – греховен и порочен. Так пейзаж в романе связывается с идейным смыслом произведения. Заметим, что героя практически никогда не сопровождает солнце утреннее, восходящее. Происходит это лишь в одном из пейзажей – на каторге, когда Раскольников вместо ненависти осознает в себе любовь, любовь к Соне. «День опять был ясный и теплый. Ранним утром, часов в шесть он отправился на работу, на берег реки…С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не пришли еще века Авраама и стад его». Пейзаж этот символизирует будущее Раскольникова, его воскресение, переход из одного «идейного мира» в другой. В снах Раскольникова появляется лунный пейзаж. Так, во сне об убийстве старухи «вся комната была ярко облита лунным светом…Огромный, круглый, медно-красный месяц глядел прямо в окна. «Это от месяца такая тишина, – подумал Раскольников, – это он, верно теперь загадку загадывает». Он стоял и ждал, долго ждал, и чем тише был месяц, тем сильнее стучало его сердце, даже больно становилось». Символическое значение месяца здесь во многом совпадает со значением солнечного света в «реальных» пейзажах романа. Символический пейзаж встречается и в грезах героя. Перед преступлением Раскольникову представляется, что он где-то «в Африке, в Египте, в каком-то оазисе». Караван отдыхает, смирно лежат верблюды; кругом растут пальмы, все обедают. Он же все пьет воду, прямо из ручья, который журчит рядом. «И прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блесками песку…». Это описание перекликается со стихотворением М.Ю Лермонтова «Три пальмы». Но в финале лермонтовского стихотворения пальмы безжалостно вырубают. По мнению исследователя, эта скрытая ассоциация предваряет трагедию в романе. Однако стоит отметить цветовой колорит этих грез. Ручей, который журчит рядом с Раскольниковым, – чистый и прозрачный, почти голубой. Голубой цвет – цвет разума, рассудка, рациональности. Он успокаивает, способствует погружению в себя. Рассудок героя (а не только сердце) подсознательно восстает против его «безумной идеи», просит его одуматься. Однако идея-страсть заглушает голос разума, и, очнувшись, Раскольников начинает свои лихорадочные приготовления. Голубой цвет присутствует и в другом пейзаже романа – в картине Зимнего дворца. «Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцати до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение…Необъяснимым холодом веяло на него (Раскольникова) всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…» Голубой цвет здесь – очень холодный, равнодушный цвет. Зимний дворец воплощает собой лицо Петербурга. Картина эта символизирует собой Город, равнодушный к человеческим судьбам, благополучный, капиталистический Петербург. Второй тип пейзажей в романе связан с образом Свидригайлова. Мрачный, унылый пейзаж сопровождает предсмертную ночь Аркадия Ивановича. Вот герой приходит в дешевенькую гостиницу. «А Свидригайлов между тем ровнехонько в полночь переходил через – ков мост по направлению на Петербургскую сторону. Дождь перестал, но шумел ветер. Он начинал дрожать и одну минуту с каким-то особенным любопытством и даже с вопросом посмотрел на черную воду Малой Невы. Но скоро ему показалось очень холодно стоять над водой; он повернулся и пошел на – ой проспект». Мрачный, темный пейзаж появляется во сне Свидригайлова. «Он ощупью нашел задвижку и отворил окно. Ветер хлынул неистово в его тесную каморку и как бы морозным инеем облепил ему лицо и прикрытую одной рубашкой грудь…с деревьев и кустов летели в окно брызги, было темно как в погребе, так что едва-едва можно было различить только какие-то темные пятна, сопровождавшие предметы». Здесь опять возникает мотив темноты, сопровождающий этого героя (тусклое горение свечки, темная баня с пауками). Темнота эта символизирует беспросветность жизни Аркадия Ивановича, отсутствие в ней светлых сторон, подлинных человеческих радостей. Но начинается сон Свидригайлова с прекрасных видений. «Ему вообразился прелестный пейзаж; светлый, теплый, почти жаркий день, праздничный день, троицын день. Богатый, роскошный, деревенский коттедж в английском вкусе, весь обросший душистыми клумбами цветов, обсаженный грядами, идущими кругом всего дома; крыльцо, увитое вьющимися растениями, заставленное грядами роз, светлая, прохладная лестница…Он особенно заметил в банках с водой, на окнах, букеты белых и нежных нарцизов, склоняющихся на своих ярко-зеленых, тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом». Посреди всего этого великолепия Свидригайлов видит гроб, в котором лежит загубленная им девочка, самоубийца. Как заметил В.Я. Кирпотин, сон этот – трансформированная совесть героя. Цветы – символ невинности, чистоты и красоты – передают его мысли о поруганной им невинности, загубленной красоте. Мрачное, безысходное настроение героя передано пейзажем последнего дня его жизни. «Молочный, густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошел по скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве. Ему мерещилась высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты и, наконец, тот самый куст…С досадой стал он рассматривать дома, чтобы думать о чем-нибудь другом. Ни прохожего, ни извозчика не встречалось по проспекту. Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями». Свидригайлов у Достоевского «движется в тумане»: у него нет никакой цели в жизни, никаких интересов, никаких моральных устоев. Аркадия Ивановича ничто не занимает, он не может найти забвение в пьянстве, гастрономии – он не любит этого. Он погрязает в разврате, однако и это занятие не может поглотить Свидригайлова вполне. Он ни во что не верит, совесть за совершенные злодеяния не мучает его практически до последнего предсмертного часа. Фактически ему тоже «некуда идти», как и Раскольникову, как и Мармеладову. Кроме того, пейзаж этот своей тоскливой безысходностью предваряет смерть Свидригайлова, его самоубийство. Таким образом, практически все пейзажи в романе символичны. Они предваряют будущие события и ситуации, тесно связаны с духовной эволюцией персонажей, с их нравственными исканиями, с подсознательной жизнью героев, с идейным замыслом произведения.

Цели:

1. Расширить сведения изобразительно-выразительной роли пейзажа в произведениях русской литературы в XIX в.; способствовать более глубокому пониманию произведения через эстетическое воздействие иллюстраций известных художников.

2. Развитие образного восприятия; формирование интереса к произведению через глубокий анализ художественных деталей; углублять навыки самостоятельного анализа художественного произведения, совершенствовать мыслительные способности учащихся; работать над культурой речи.

3.Воспитание любви к искусству через литературное произведение.

Методические приемы:

1. Основной прием – беседа с включением сообщений учащихся.

2. Выборочная работа с текстом.

3. Элементы творческой работы.

“…Словно в миг, попала в мир иной:


И, как будто из романа Достоевского…”
Черкашина Арина “Двуликий Петербург”

Каждая эпоха в истории русского общества знает свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему. Для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова, Державина – Петербург предстает как “преславный град”, “Северный Рим”, “Северная Пальмира”.

Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование. Лишь писатели XIX века придали образу города трагические черты. Откуда они возникли и почему так укоренились в сознании Пушкина, Некрасова, Гоголя, Достоевского?

Несомненно, одну из главных ролей в этом сыграла петербургская легенда, появившаяся в эпоху петербургских реформ: “Петербургу быть пусту!”

“Еще во времена Петра I дьячок из Троицкой церкви спустясь с колокольни, впотьмах, увидел кикимору – худую бабу и простоволосую, - сильно испугался и затем кричал в кабаке: “Петербургу, мол, быть пусту”, за что и был схвачен, пытан в Тайной канцелярии и бит кнутом нещадно. Так с тех пор, должно быть, и повелось думать, что с Петербургом нечисто. То видели очевидцы, как по улице Васильевского острова ехал на извозчике черт. То в полночь, в бурю и высокую воду, сорвался с гранитной скалы и скакал по камням медный император. То к проезжему в карете тайному советнику липнул к стеклу и приставал мертвец – мертвый чиновник. Много таких россказней ходило по городу. С унынием и страхом внимали русские люди бреду столицы. Люди говорили, что город, построенный на костях сотен тысяч людей – греховный, и природа обязательно отомстит за мученические смерти подневольных строителей города.”

Изучая роман Достоевского “Преступление и наказание”, мы не раз обращали внимание на то, что события в этом произведении разворачиваются в Петербурге. Изображение Петербурга в романе несет значительную идейно-художественную нагрузку.

Сегодня мы проведем с вами урок-исследование “Петербург Ф.М.Достоевского в романе “Преступление и наказание”, где на примере анализа пейзажей покажем механизм перехода от восприятия художественных образов произведения к системе понятийных обобщений; чтобы вернуться к изображаемой автором действительности на новом, более высоком уровне восприятия и попытаемся доказать, что, чем шире наши сведения по литературе, тем совершеннее становится процесс познания произведения.

Прежде чем исследовать Петербург Достоевского, давайте с вами вспомним как другие русские писатели XIX века изображали Петербург в своих произведениях. Некоторые ребята получили домашнее задание подготовить сообщения “Петербург в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова”.

По ходу этих сообщений составим сравнительную таблицу: “Петербург в описании А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского”.

Сравнительная таблица

Итак, давайте подведем итоги нашим сообщения; во-первых, петербургская тема, поднятая еще русскими литераторами в XVIII веке, в XIX веке стала темой первостепенной важности, который нередко так и называли “петербургским”. Во-вторых, писатели 19 века придали образу Петербурга новые трагические черты, возникшие на основе легенды.

Образ Петербурга занимает видное место и в творчестве Ф.М.Достоевского. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений, в том числе и романы “Записки из мертвого дома”, “Униженные и оскорбленные”, “Преступление и наказание”, “Братья Карамазовы”.

Многие места в Петербурге связаны с именем великого писателя. Среди них – дом в центре города на углу Кузнечного переулка, где в 1846 году и с 1878 по день смерти 09 февраля 1881 года жил Ф.М.Достоевский.

В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, особенно к Некрасову. И в этом мы сегодня убедимся.

Роман Достоевского “Преступление и наказание” многие критики называют “петербургским романом”. И это название в полной мере характеризует произведение. На страницах “Преступления и наказания” автор запечатлел всю прозу жизни столицы России 60-х годов XIX столетия. Города доходных домов, банкирских контор и торговых лавок, города мрачного, грязного, но в тоже время по-своему прекрасного.

Для того, чтобы выяснить какую роль играет в произведении изображение Петербурга, мы прежде всего должны дать понятие слову “пейзаж”.

Что такое пейзаж? Что нам известно о роли пейзажа в художественном произведении?

С целью расширения и углубления сведений о пейзаже давайте познакомимся со статьей в словаре литературоведческих терминов.(Записываем в тетрадь).

Роль пейзажа:

Изображение характерных черт местности, области, страны (создание местного колорита). (Гоголь “Вечера на хуторе близ Диканьки);

Дополнительное средство для более выразительного изображения действующих лиц: путем контраста, путем соответствия природных явлений чувствам м мыслям персонажа. (Пушкин “Повести Белкина”, “Выстрел”, “Метель”.)

Символическое значение.

А теперь давайте выясним, какова же роль пейзажа в романе “Преступление и наказание”. Во время чтения романа много ли вы заметили описаний природы? Какие функции, по-вашему, выполняет пейзаж в романе писалеля-реалиста?

Чтобы постичь художественное мастерство писателя, проникнуть в неповторимый мир его образов, индивидуальность стиля, необходимо знать текст литературного произведения. К нему-то мы и обратимся.

Но сначала, давайте подберем определения к слову “пейзаж”, характеризующие его по отношению к времени года, суток, месту действия.

Время года

весенний

Время суток

вечерний

полуденный

утренний

Место действия:

сельский

городской

Какой пейзаж наиболее часто встречается у Достоевского?

А теперь задание будет таким: выписать в тетрадь эпитеты, сравнения, которые использует автор в различных пейзажных зарисовках. Для этого разделимся на группы: (После выполнения работы на доске появляется по ходу сообщений учащихся следующая запись).

Ч.1 (1). С.5. Жара страшная; летняя вонь; нестерпимая вонь; отвратительный, грустный колорит; глубочайшее омерзение.

Ч.!.(5).С.43.Время серенькое; день удушливый; дорога пыльная; пыль черная.

Ч.!! (6) С.95. Духота прежняя; вонючий, пыльный, зараженный городом воздух.

Ч.11 (6). С.103. Розовый отблеск заката; последний луч; темневшие, сгущавшиеся сумерки, темневшая вода канавы, дикое, безобразное видение.

Ч.6 (6). С.308. Молочный, густой туман: скользкая, грязная мостовая; мокрые дорожки.

Какие картины рисуются в нашем воображении при чтении этих пейзажей?

Как эти удручающие мрачные картины связаны с темой романа, и помогают ли они глубже проникнуть в авторский замысел?

Рассмотрим иллюстрации художников из серии “Петербург Достоевского”.

На доске открывается запись всех страниц, на которых читатель встречает пейзаж.

Все ли изображенные в романе пейзажи представляют собой реальные картины?

Рядом с указанными страницами записать время суток и указать, реальный пейзаж изображен на этих страницах или из сна.

В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастические очертания. Реальное кажется кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. Реальность и бред, явь и кошмары – все сплелось в Петербурге, неслучайно Свидригайлов назвал “городом полусумашедших”.

В ночь после убийства Раскольников очнулся после забытья – это реальность. Так же реально рисуется и его бред. В бреду чулится безобразная сцена избиения его хозяйки. Реалистически точно и конкретно описан болезненный сон Раскольникова. Живые, впечатляющие детали. Все это не похоже на сон.

Есть ли какая-то закономерность в смене времени суток, после какого события появляется вечерний пейзаж?

Какой персонаж действует на фоне ночного пейзажа?

С какой целью бродит Свидригайлов по ночному Петербургу в грязь, в туман?

Обратим внимание на такую деталь:

Свидригайлов хочет покончить счеты с жизнью и бродит в тумане (причем густом, молочном, из-за которого ничего не видно впереди) по скользкой, грязной мостовой.

Как вы думаете, случайно ли употреблены Достоевским эпитеты “густой”, “скользкая”, “грязная”?

Изображен ли где-нибудь Раскольников на фоне ночного пейзажа? Как вы думаете,почему?

Все ли пейзажи в романе исполнены в мрачных тонах? Просмотрим пейзажи в ч.1 (6) с.46; ч.3 (6) с.167; ч.6 (60) с.306.

Какие краски преобладают в них, какие эпитеты использует автор?

Эти пейзажи видят герои в реальной жизни?

А теперь послушаем один небольшой отрывок из романа: ч.1 (5) с.38.

В изображении природы здесь Достоевский использует яркие краски, герой погружается в состояние покоя и тишины, он видит яркое красное солнце, яркий закат. Но это не сон.

А теперь послушаем еще один отрывок из романа ч.2 (2) с.70.

Какой художественный прием положен в основу изображения этой пышной панорамы Петербурга?

Да, действительно, открывшаяся с этой точки обзора картина не только будила историческую память, но и писала важную информацию. На одном берегу Академия художеств, Университет, Академия наук напоминали о веке русского Просвещения и надеждах просветителей совершенствовать общественно-политическую жизнь России, воспитывая разум и души своих современников. Но перспектива набережной замыкалась видневшимся вдали шпилем Петропавловской крепости, в которой побывали лучшие умы России.

На противоположном берегу, словно по контрасту, сосредоточились Зимний дворец, Исаакиевский собор, Сенат и Синод. В описании Достоевского особо выделен собор. Сияющий купол притягивал взгляд героя не только к самому зданию, но и к Сенатской площади перед Собором, связанной с воспоминаниями о декабристском восстании. Раскольников, пристально вглядываясь в этот архитектурный пейзаж, “дивился…каждый раз своему угрюмому и загадочному выводу, что деятель, стремится повлиять на ход истории, непременно должен быть готов к тому, чтобы бестрепетно переступить через пролитую кровь.

Итак, еще раз посмотрим на иллюстрации, изображающие реальные пейзажи, на фоне которых, разворачивается действие романа и попытаемся словами “нарисовать” картину, которая возникает в воображении героя.

Но в романе есть утренний пейзаж. Где и с какой целью использует его автор, какую роль играет этот пейзаж?

Послушаем еще один отрывок из романа – эпилог с.330.

Какой вывод можем сделать из этого отрывка?

Подведем итоги. Пейзаж в романе Достоевского используется:

  • для создания местного колорита;
  • выступает в качестве фона, на котором разворачиваются события и подчеркивает внутреннее состояние героя, отражая его чувства и переживания;
  • служит дополнительным средством для более выразительного изображения действующих лиц (прием контраста или соответствия природных явлений чувствам и мыслям персонажа).

С помощью пейзажа автор более ярко и достоверно отражает состояние безысходности, одиночества “маленького человека” в большом и бездушном городе, подчеркивает, что живя в таких условиях, люди дичают, озлобляются, теряют человеческую сущность, доброту, милосердие, поэтому в их умах зарождаются жестокие бесчеловечные идеи. Но наступает утро, когда зараженная душным зловонным городским воздухом душа очищается через страдания, открывшиеся навстречу любви, надежде, поворачиваются к людям. И в этом символичное значение пейзажа.

Таким образом, Петербург в романе “Преступление и наказание” не просто город, фон всего происходящего, а даже в какой-то степени действующее лицо. (Завершение таблицы).

Петербург Достоевского – трагический и фантастический город. Его город живет отдельно самостоятельной жизнью и влияет на чувства, помыслы, поступки людей. Порою он представляется какой-то грезою, сном, который исчезает после пробуждения, словно подтверждение пророчеству: “Петербургу быть пусту!” на его улицах наравне с князем Христом блуждают преступники и убийцы, обдумывая свои планы в “самом отвлеченном и умышленном городе на всем земном шаре”.

А теперь я предлагаю вам небольшую творческую работу – написать минисочинение “Петербург Достоевского”. До изучения романа “преступление и наказание” вы представляли Петербург по-другому и это отражено в ваших рисунках.

Подведение итогов урока.

Итак, миф города, появившийся в эпоху реализма, может продолжать свое существование в дальнейшей литературе, либо исчезать, или же вовсе меняться, как, например, изменился миф Петербурга – теперь это “бандитский город”, центр преступного мира России и антипод этому город, претендующий на звание столицы России.

Закончить урок стихотворением.

Двуликий Петербург.

В северной столице первый раз я
Красотою каменной пьяна,
Этот город вечный, гордый, властный,
Смотрит взглядом, обжигая, на меня.
И собор Казанский и Исаакиевский,
Эрмитаж, Фонтанка, Летний сад.
Свою историю, как будто в сказке,
Своим видом о прекрасном говорят.
Вдруг, свернув, я в переулок узенький,
Словно в миг попала в мир иной:
Темный, пыльный, жуткий, пьяненький
Петербург предстал передо мной.
И, как будто из романа Достоевского
“удрученный бедностью” народ,
Не такой, как на проспекте Невского,
Молча, хмуро в темноту бредет.
Я иду по Петербургу Достоевского,
Словно здесь была уже не раз:
Узкий переулок темно-серенький,
Сырость, мерзость, уличная грязь.
Все привыкли воспевать наш город северный,
Наш красивый, гордый “царский град”,
Но никто не знает об “униженных”,
Или знать об этом не хотят?!

Черкашина Арина (ученица 10 класса).

Домашнее задание:

1. Найти описания обстановки, в которой жили Раскольников, Соня, семья Мармеладовых. (Выписать в тетрадь эпитеты, сравнения, которые использует автор).

2. Найти сцены уличной жизни Ч.2 (2); Ч.2 (6); Ч.5 (6). Подготовить пересказ. Подумать, что обозначают следующие “сцены уличной жизни” и актуальны ли они в наше время.

№2.

информационный

Электронный модуль

2 . КАРТОЧКИ-ПУТЕВОДИТЕЛИ для д\з:

1.Интерьер (комната, квартира):

Ч.1, гл.1,

Ч.1, гл.2,

Ч. 1, гл. 2,

Ч.1, гл.3,

Ч.3, гл. 5,

Ч.4, гл.4,

Ч.4, гл.5.

2. Улица (перекрестки, площади, мосты):

Ч.1, гл.1,

Ч.1, гл.5,

Ч.2, гл.2,

Ч.2, гл.1,

Ч.2, гл.6,

Ч.5, гл 5,

Ч.6, гл.8

3. Трактир:

Ч.1,гл.1

Ч.1, гл 2

Ч.2, гл.6,

4. Цвет города : (желтый и красный)

По тексту (можно дать опережающим заданием для ученика с высокой учебной мотивацией)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ «В помощь учителю»:

Карточка ЭОР к теме: «Русская литература 19 века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

ЭОР №1.

Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

ФЦИОР www.fcior.edu.ru :

Электронный учебный модуль «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 8, 9 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Русская литература XIX века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

ЭОР №2.

Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для изучения темы «Русская литература XIX века. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского».

ЭОР №3.

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 10 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Русская литература XIX века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

ЭОР №4.

«Преступление и наказание» как роман-трагедия в 5 актах (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Преступление и наказание» как роман-трагедия в 5 актах» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 11 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Достоевский «Преступление и наказание».

ЭОР №5.

Контрольный тест «Литературный путь Федора Михайловича Достоевского» (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест "Литературный путь Федора Михайловича Достоевского"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Русская литература XIX века. Ф.М. Достоевский».

ЭОР №6.

Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Достоевский. Преступление и наказание».

ЭОР №7.

Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» (баз. изуч)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест "Творчество Федора Михайловича Достоевского"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"».

ЭОР №8.

Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» № 1 (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест по роману Достоевского "Преступление и наказание"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Достоевский "Преступление и наказание"».

ЭОР №9.

Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» (№ 2, базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест по роману Достоевского "Преступление и наказание"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Русская литература XIX века. Роман Достоевского "Преступление и наказание"».

ЭОР №10.

Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 10 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

ЭОР №11.

Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Мармеладов (углубленное изучение)

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Мармеладов» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №12.

Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Порфирий Петрович (углубленное изучение)

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Порфирий Петрович» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №13.

Сравнительная характеристика. Раскольников и Свидригайлов (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика. Раскольников и Свидригайлов» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №14.

Сравнительная характеристика. Тренажер для сравнительного анализа героев романа «Преступления и наказания». Раскольников и Лужин (углубленное изучение

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика. Тренажер для сравнительного анализа героев романа «Преступления и наказания». Раскольников и Лужин» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №15.

Коллекция «Петербург - столица Российской империи»

Коллекция, посвященная Санкт-Петербургу, содержит фотографии основных архитектурных и исторических объектов города, историко-архитектурные справки об этих зданиях, подборку литературных произведений о Петербурге-Ленинграде

3 группа: составьте описания интерьеров (часть1:гл.3 -каморка Раскольникова; часть1: глава 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1: глава2 Выпишите ключевые слова в таблицу.

Фамилия, имя


Разработка урока литературы в 10 кл.

Назаровой Светланы Валентиновны , учителя русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №25 г. Балаково Саратовской области .

ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ».

В разработке урока были использованы материалы статьи, опубликованные в журнале «Литература в школе».

I. Введение. Объявление темы, задач урока, Работа с эпиграфом.

Книга пророка Исайи. Глава 24. «Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышающиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней».

Чтение наизусть учителем отрывка из романа (Ч. 1, гл. 1; Ч. 2, гл. 6).

Что за мир создает Достоевский и какое место в нем отводит Раскольникову?

Каково отношение Раскольникова к окружающему? Каким приемом автор подчеркивает его ощущения?

Несмотря на правильность его реакции, что заставляет тревожиться за судьбу Раскольникова?

ВЫВОД. Стало быть, пейзаж заставляет читателя задуматься о судьбе героя, о его отношениях с окружающим миром.

Климат Петербурга делает человека «маленьким», виноватым, укрепляет темные начала в его душе.

В романе отражением души, подсознания человека являются сны, где тоже возникают картины природы. Один из них – сон о «праздничном» дне детства Раскольникова. Что поражает в этой картине?

Чтение отрывка из романа (Ч. 1, гл, 5). (Ответы детей.)

Как эти удручающие, мрачные картины связаны с темой романа? Или они лишь фон для происходящих событий?

ВЫВОД. Эти мрачные картины рождают мрачные мысли. Пейзаж уже в начале романа является не только фоном для описываемых событий, но и передает состояние героя, оказывает на него влияние. Свидригайлов даже называет пейзажи «климатическими влияниями».

Но все ли пейзажи Петербурга мрачны? Нет ли иного города?

Какие чувства и почему вызывают эти картины у Раскольникова?

ВЫВОД. В данном случае пейзаж скрывает в себе социальный подтекст: мир богатых, даже если он красив, вызывает у бедного Раскольникова раздражение.

Ученик, работавший с начала урока с карточкой, дает ответы на поставленные в карточке вопросы.

1. Подготовьте выразительное чтение пейзажа (Ч. 1, гл. 6).

2. Устно ответьте на вопросы:

ü Почему во сне Раскольникова возникает образ пустыни? Чем он навеян?

ü Чем заканчивается блуждание героя по пустыне? В этой связи вспомните одного из библейских персонажей.

ü Что же связывает реальность и сон в романе?

ВЫВОД. Пейзажи помогают понять героя, объяснить какие-то его поступки, намерения.

Какие краски, ощущения преобладают в следующем отрывке? Сон ли это?

Чтение отрывка (Ч. 1, гл. 5). (Ответы детей.)

Почему же в реальной жизни вдруг возникают яркие краски?

Резюме учителя. Стало быть, мрачность мира обусловлена не столько особенностями города, сколько той цветовой гаммой, которая в душе самого героя. А Петербург в романе разный.

Чтение отрывка (Ч. 2, гл.2).

Образ моста проходит лейтмотивом через весь роман. Почему Раскольников так часто оказывается на нем или рядом с ним?

ВЫВОД. Элемент пейзажа высвечивает одну из главных его проблем – проблему выбора: герой колеблется между различными вариантами решений, как между двумя берегами.

3. Время суток в романе. Свет и тень.

Роман предельно насыщен событиями, которые совершаются в течение 14 дней. Потому каждое действо происходит не просто в один из дней, а в то или иное время суток.

Заметили ли вы закономерности в смене времени суток? Какие события в какое время суток происходят?

Описывая последнюю ночь Свидригайлова (Ч. 6, гл. 6), Достоевский использует сочетания «густой туман», «скользкая, грязная мостовая». Имеют ли они отношение к судьбе героя?

Изображен ли где-нибудь Раскольников на фоне ночного пейзажа? Почему?

Обстановка в «Преступлении и наказании» насыщена контрастами: день и ночь, черное и желтое, преступление и наказание, свет и тьма.

4. Цветовая гамма пейзажей романа.

Создавая картины, Достоевский использует не только игру света и тени, но и широкий спектр красок. Какова цветовая гамма романа? Попробуйте объяснить выбор автора. (Ответы детей, затем в качестве обобщающего – ответ учащегося, который получил это задание заранее.)

5. Мир Петербурга Достоевского глазами иллюстратора.

(На выставке представлены работы учащихся, которым было дано задание проиллюстрировать те страницы романа, где автором созданы пейзажи.)

Почему именно такую цветовую гамму вы выбрали, создавая свою иллюстрацию? Почему обратились именно к этому отрывку?

6. Последние страницы романа. Осмысление функции пейзажа.

После совершенного убийства Раскольников стал жить, по его выражению, «на аршине пространства». Душа его в состоянии греховности. Но уже во мраке этой жизни загорается свет, исходящий от христианского милосердия, свет, буквально пронизывающий последние страницы романа. Роман заканчивается пейзажной зарисовкой, которая одновременно и реальна, и фантастична: Раскольников, попав на сибирскую каторгу, видит казахские степи.

Звучит Л. Бетховен. Адажио.

На фоне музыки звучит отрывок из романа (Эпилог, гл. 2).

Что олицетворяет собой образ казахской степи? Из каких составляющих строится?

С чем невольно хочется его сравнить?

Символичен образ реки. Как вы его понимаете?

ВЫВОД. Пейзаж имеет здесь символическое, философское значение: отчетливо вырисовывается образ будущего, где «вместо диалектики наступила жизнь».

IV. Результаты исследования.

На основании ваших домашних исследований и наблюдений, проведенных в рамках урока, подведите итог: какие функции выполняет пейзаж в романе «Преступление и наказание».

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ. На мой взгляд, пейзажи Достоевского заставляют подумать и о своей душе. Ведь чтобы увидеть красоту окружающего мира, прелесть Петербурга или своего родного города, почувствовать светлость романов Достоевского, нужно иметь чистую душу, не омраченную безобра зной «безо бразной» мечтой.

V. Оценка работы учащихся. Домашнее задание.

Грачева в романе «Преступление и наказание» // Литература в школе. 2001. № 7. С.