Презентация на тему В. Гаршин (Iampanova). М. Гаршин" Скачать презентацию гаршин

Презентация по слайдам

Текст слайда: ГАРШИН Всеволод Михайлович


Текст слайда: ГАРШИН Всеволод Михайлович родился . - Р. в старой дворянской семье. Детство провел в военной среде (отец его был офицером). Уже ребенком Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие (впоследствии страдал приступами нервного расстройства). Учился в Горном институте, но курса не окончил. Война с турками прервала его занятия.


Текст слайда:


Текст слайда: В 1883 году Гаршин женился на Надежде Михайловне Золотиловой и они сразу сняли квартиру на Песках. Всеволод узнал этот дом по возвышавшейся неподалёку голубятне – ещё мальчиком, когда весь город исходил, непременно и тут был. В конце XIX века этот район был одним из самых бедных, здесь селились извозчики, прислуга, бедные служащие. Жена Гаршина - начинающий врач, поэтому чуть ли не каждый вечер к ним звонили в дверь (Надежда Михайловна денег не брала, да и далеко не каждый доктор согласится лезть в какой-нибудь полуподвал). Всеволод Михайлович провожал её до дверей, а сам ждал на улице – не мог видеть, как на одной узкой, сдавленной кровати дети, часто по двое-трое, сгорали в жару.


Текст слайда: 19 марта 1888 года после мучительной, бессонной ночи Гаршин вышел из своей квартиры, спустился этажом ниже и бросился с лестницы в пролёт. Его подняли разбитого, с переломленной ногой, и перенесли в квартиру. Несколько часов он пробыл в сознании, затем его перевезли в больницу Красного Креста, где он, вскоре по прибытии, впал в бессознательное состояние и уже не выходил из него до смерти. 24 марта 1888 года Всеволод Михайлович Гаршин скончался, не приходя в сознание


Текст слайда:


Текст слайда:


Текст слайда:


Текст слайда:

Слайд №10


Текст слайда:

Слайд №11


Текст слайда: Почему лягушка названа путешественницей? Кто такой путешественник? Найдите в тексте, как лягушка относилась к окружающему миру? Найдите предложения, в которых автор говорит о лягушке с иронией? Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории поведения лягушки? Какой порок людей иносказательно осудил автор в образе лягушки?

Слайд №12


Текст слайда: Путешественник- это тот, кто хочет увидеть мир, почувствовать вкус другой жизни, возможно, познакомиться с новой культурой, или поучиться у мудрой старины. Ему недостаточно пыльных книг, а хочется всё попробовать своими руками. И это желание становится таким сильным, что срывает человека с места и отправляет его в путь.

Слайд №13


Текст слайда: Подумайте, что говорят о лягушке слова: шлепнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками?

Слайд 2

Цель исследования

Сопоставить личности Гаршина и его героев, выявить возможные причины его особого внимания к совести людей и их душевным качествам.

Слайд 3

Биография Всеволода Михайловича Гаршина

В. М. Гаршин родился 1855 года в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии в дворянской семье скромного достатка. Его отец был военный, а мать рано оставила семью, уехав с домашним учителем сыновей. В 1864 году Гаршин поступил в одну из петербургских гимназий, где его по большей части интересовали естественные науки; это у него на всю жизнь – страсть к гербариям, наблюдениями за явлениями природы. В 1874 году Гаршин окончил гимназию. Он мечтал поступить в университет или в крайнем случае, в Медицинскую академию, но воспитанников гимназий туда не принимали, и он поступил в Горный институт. В 1877 году началась война с Турцией. Гаршин сразу же записался туда добровольцем. О своем решении он написал матери с просьбой благословить его, на что получил краткий ответ: «С богом милый». В Кишиневе Гаршин был зачислен рядовым в один из пехотных полков. Вместе с простыми солдатами, искренне полюбившими молодого студента-добровольца, он проделал тяжелый поход по Дунаю и 11 августа, в сражении при Аясларе был ранен в ногу. По окончании войны Гаршин был произведен в офицеры, но вскоре вышел в отставку. Гаршин начал печататься еще в студенческие годы. В 1876 году он опубликовал свой первый газетный очерк « История Энского земского собрания», затем напечатал несколько критических статей о живописи. Вернувшись из армии, он целиком отдался литературному творчеству и стал постоянным сотрудником «Отечественных записок». В 1888 году здоровье Гаршина пошатнулось. Как писал Гл. Успенский «Егоболезнь питали впечатления действительной жизни». Впечатления 80-х годов были мучительны и для здоровых людей, тем более непереносимы они были для больных нервов Гаршина. 19марта 1888 года во время приступа болезни Гаршин бросился в пролет лестницы и 24 марта умер. «Его погубила не грубая сила русского деспотизма, а моральные страдания,порожденные условиями, которые создал этот деспотизм» Степняк-Кравчинский

Слайд 4

События в биографии Всеволода Гаршина, которые повлияли на формирование особенностей его мировоззрения и психического склада

План: 1. Военный человек в доме 2.Поступок матери 3.Раннее познание проблем общества

Слайд 5

Что значит быть сыном офицера?

Его отец был военный – офицер кирасирского полка. В доме Гаршиных бывали сослуживцы отца, участники недавно закончившейся Крымской кампании. Нередко велись при ребенке разговоры о различных эпизодах героической обороны Севастополя, и будущий писатель внимательно прислушивался к волнующим рассказам о войне.

Слайд 6

Мать

Мать Гаршина бросила их семью, когда ему было пять лет. Она уехала вместе с учителем сыновей П. В. Завадским, оставив мужу троих детей. Ребенок, получивший серьезную моральную травму в детстве из-за ошибок родителей, потом всю жизнь пытается исправить их поступок, и, возможно, именно из-за этого Гаршин всю жизнь пытался донести до читателей своими произведениями мысль о справедливости и приоритете совести.

Слайд 7

Обстановка в стране

Капитализм энергично внедрялся в жизнь страны и с каждым годом упрочивал свои «мирные» завоевания. Для 9/10 населения передовых стран эта эпоха была не «миром», а гнетом, который был тем ужаснее, что казался «ужасом без конца».К ужасам капитализма присоединились мучения, которые терпели народные массы из-за многочисленных остатков крепостничества, сохранившихся после реформы 1861 года. Ограбленное реформой крестьянство разорялось и голодало; рабочий класс подвергался жестокой эксплуатации; положение широких масс было невыносимо тяжелым. Экономический гнет и реакционная политика Александра II вызвали недовольство среди крестьян, рабочих, демократической интеллигенции. Вместе с тем в то время еще не было революционной организации, которая могла бы успешно руководить движением масс. Но было множество тайных сообществ и заговоров, было организовано много покушений на Александра, в результате одного из которых он и был убит. Участником революционного движения был учитель Гаршина Завадский, член тайного общества, поддерживающего связи с Герценом. Благодаря своему домашнему учителю, Гаршин с детских лет вошел в круг интересов передовых демократических слоев общества. Он даже учился читать по старой книжке революционно-демократического журнала «Современник». Такое воспитание еще больше укрепило в Гаршине тягу к справедливости, в дальнейшем он напишет рассказ «Четыре дня», посвященный мучениям народа.

Слайд 8

О характерных чертах творчества писателя

В историю русской литературы Гаршин вошел как большой мастер социально-психологического рассказа. Именно в рассказах он создал типичные образы людей, не способных мириться с бездушием капиталистического порядка. Герой Гаршина – «смирный, добродушный молодой человек, знавший до сих пор только свои книги, аудиторию, семью… думавший через год-два начать иную работу, труд любви и правды», - внезапно сталкивается с каким-либо сильным вопиющим фактом, полным глубокого трагизма. Такова схема повествования у Гаршина. В его рассказах будничное перестает быть будничным: оно входит в поле зрения автора и читателя только тогда, когда теряет свои будничные очертания и внезапно приобретает характер давящего кошмара. Каждая встреча, любое происшествие перерастает свои бытовые рамки и становится под пером Гаршина трагедией всечеловеческого значения.

Слайд 9

«Attaleaprinceps»

Эта история - про пальму, имеющую жизненную цель и страстное желание достичь её. Она жила в неволе, в стеклянной оранжерее, вместе с другими растениями, но ее отличало то, что она не только хотела выбраться на свободу, но и попыталась это сделать. Она призывала другие растения расти вверх, чтобы пробить стеклянный колпак. Растения ей не помогли, мало того, они сказали, что она глупа и ничего не добьется, кроме того, что ее срубят. Но пальма не послушала их и принялась расти. И только маленькая травка поддержала огромную пальму. Она нежно обвивалась вокруг ствола дерева. А Attalea росла и росла, и однажды пробила этот колпак! Но что она увидела? Холодный ветер и оголившиеся деревья. А затем ее безжалостно срубили и вырвали травку. Но Героиня добилась своей цели, она не отступилась, несмотря ни на что. В этом рассказе проводится мысль о величии сильных, непобедимых духом, о неомрачен ной ничем любви к родному краю и отчетливо звучит мысль о бесплодности попыток борьбы одиночек, призыв к сплочению или, хотя бы, взаимопониманию и состраданию.

Слайд 10

«Сигнал»

Это рассказ про человека, многое пережившего, но сумевшего сохранить любовь к людям и даже способного пожертвовать собой ради них. Железнодорожный сторож Семен был денщиком у офицера, прошел войну, видел много бед. У Семена был сосед, Василий, человек, недовольный существующим порядком и боровшийся за справедливость. Ради этого он даже сломал рельсы, по которым должен был поехать поезд с ни в чем не повинными людьми. Семен увидел это и ради спасения людей ударил себя ножом в руку, намочил платок в крови и, намотав его на палку, поднял вверх, как сигнал поезду остановиться. Но силы были на исходе, и он начал падать. Тогда у Василия проснулась совесть, и он, забрав палку у уже упавшего Семена, сам стал подавать сигнал, а после сознался, что это он испортил рельсы. Вот так простой человек смог не только спасти людей, но и разбудить совесть в другом.

Слайд 11

«Денщик и офицер»

В этом рассказе противопоставлены два типа людей из разных социальных слоев. Один – денщик Никита, простой парень, «низенький человек с несоразмерно большим животом, унаследованным от десятков поколений предков, не евших чистого хлеба, с длинными, вялыми руками, снабженными огромными черными заскорузлыми кистями», которого упекли в армию только потому, что по неграмотности его отца он не был усыновлен формальным порядком. Другой - офицер Стебельков, который ничем не занят в армии, кроме как долгим сном и балами до утра. Офицер этот особенно ничтожен в сопоставлении с Никитой, если сравнить их сны. Обычно нам снится то, что нас больше всего беспокоит. Ночью во время снежной бури Никите видится, что он снова дома, но там никого почему-то нет. Затем вся изба заполняется деревенскими, которые сообщают страшную весть «Здравствуй, Никита, - говорят ему, - Твоих, брат, никого нету, всех бог прибрал! Все померли…»И видит Никита всю свою семью среди толпы, и вдруг он понимает, что они умерли, и все деревенские тоже мертвые. Возможно, это вещий сон. Но что снится и беспокоит офицера? В своем сне он видит, что он генерал, и все ему прислуживают, и даже майор подводит к нему свою дочь, о которой Стебельков давно мечтал, но тут начинают греметь пушки, звучит марш, и все куда-то движется, и Стебельков тоже вместе со всеми, а потом к нему со всех сторон бегут чудовища, и он зовет Никиту! Конечно, этот офицер не может обойтись без Никиты. И пусть Никита на уроках словесности не может дать определения, что такое знамя и солдат, но в душе он очень хорошо знает эти понятия и готов исполнить свой солдатский долг и отдать свою жизнь за знамя. А готов ли Стебельков… Неизвестно.

Слайд 12

«Трус»

Главного героя рассказа мучает вопрос о том, почему люди воспринимают жертвы войны как нечто нормальное, и в то же время гибель от несчастного случая – для них катастрофа. В этом рассказе умирает от гангрены молодой врач-студент Кузьма. Его страдания воспринимаются как мерило, которым определяется размер народного бедствия: «Кузьма кажется мне единицею, одной из тех, из которых составляются десятки тысяч написанные в реляциях. Его болезнью и страданиями я пробую измерить зло, причиняемое войной». И во время болезни Кузьмы, которая проходит как страшный фон к размышлениям главного героя, он думает о войне, ведь у него есть связи и возможность остаться в городе и быть счастливым. Он не понимает, зачем идет эта война и кому она нужна, зачем людям умирать такой страшной смертью, но все равно не пользуется своими связями и идет на войну, понимая, что «война есть общее горе, общее страдание», и там погибает смертью, которой так боялся, – смертью на поле боя.

Слайд 13

«Происшествие»

«Как случилось, что я, почти два года ни о чем не думавшая, начала думать, - не могу понять» Так начинается рассказ «Происшествие». Надежда Николаевна, умная, интеллигентная девушка, по обстоятельствам ее жизни оказалась на последней ступени в обществе – на панели. И вот, спустя два года после начала такой жизни, она начала думать о своем положении. Она размышляет о своем прошлом и будущем и понимает ясно, что выхода у нее нет, кроме самоубийства. И еще она понимает ужасную вещь, - то что такие, как она, нужны обществу. Надежда Николаевна думает: «Пусть я исполняю грязное, отвратительное дело, занимаю самую презренную должность: но ведь это должность! Этот судья тоже занимает должность». И эта должность, действительно, нужна, она узаконена государством и оправдана апологетами существующего общества. Героиня уже не верит людям и даже ненавидит их. В это время в ее жизни появляется человек, любящий ее и желающий вытащить любимую из жизненной пропасти – Никитин. Но он погибает в борьбе за душу Надежды Николаевны. И погибает он как раз из-за ее неверия в то, что она еще может выбраться из «грязи», а также неверия в чистоту намерений других людей. Она думала о том, чтобы пойти за Никитиным, выйти за него замуж, но мысль, что он потом всю жизнь будет попрекать ее прошлым, останавливает ее и подписывает им обоим приговор.

Слайд 14

«Красный цветок»

Красный цветок – символ всего того зла, что окружает нас. Я думаю, что в этом рассказе Гаршин описал себя, этот рассказ – автопортрет. Начинается история с описания сумасшедшего дома, куда привозят главного героя. Этот дом рассчитан на 80 человек, но живет там в три раза больше. Врачи первым делом отводят его в ванну которая могла произвести угнетающее впечатления и на здорового человека, не говоря уж о больном. Стены там были выкрашены темно-красной краской, пол липок и черен от грязи. Вот оно, отношение государства к людям, которые в нем живут. Больные – жители этого государства, а больница – государственное устройство, которое давит на людей, и главный герой страстно хочет освобождения для обитателей больницы, так же, как и Гаршин, хочет справедливости и свободы для реально существующих людей. Больной во время прогулки видит в саду два очень красивых красных цветка, в которых скрывается, по его мнению, вся сила всемирного зла. В тот раз он не смог сорвать цветок, но дождавшись нужного момента, когда смотрители не видели его, он сорвал цветок и, засунув его под рубашку унес с собой. Больной и до этого знал, что у него есть особая цель – освободить весь мир от зла, но не знал, в чем эта миссия конкретно будет состоять. Теперь, найдя свое назначение, всю ночь он пролежал с цветком, впитывая зло, испускаемое, как ему казалось, этим растением. Он сильно измучился и похудел, но все же победил цветок. Однако был еще один, и миссия главного героя не была исполнена до конца. Как он уничтожил первый цветок, так же он поступил со вторым. Силы его были на пределе, но тут, во время очередной прогулки в саду, он увидел третий цветок, едва распустившийся. На ночь больного из-за его худобы привязали к кровати, чтобы он не ходил, и как он ни просил отпустить его, как ни уверял, что все люди могут погибнуть, его не послушали и все-таки привязали к кровати, еще и поставив сторожа. Дождавшись, пока сторож уснет, больной, как змея, выпутался из веревок и побежал в парк, чтобы выполнить свой долг до конца. Он вырвал цветок, измял его и истерзал, а затем вернулся к себе в комнату, где упал без чувств на кровать. Утром его нашли мертвым, но с горделивой улыбкой на лице. «Когда его клали на носилки, попробовали разжать руку и вынуть красный цветок. Но рука закоченела, и он унес свой трофей в могилу». Так же и Гаршин всю жизнь пытался призвать к справедливости и спасти простых людей от всех видов насилия, но, по-видимому, посчитав, что у него это не получилось, он в отчаянии решил уйти, унеся свои мысли в могилу. Но память о нем останется навечно.

Слайд 2

В. М. Гаршин – великий русский поэт и писатель, а также художественный критик.

Всеволод Михайлович родился в имении Приятная Долина, в Екатеринославской губернии 2 февраля 1855 года, а умер в городе Санкт-Петербурге 24 марта 1888 года. www.сайт

Слайд 3

www.сайт По верованию род этого великого писателя происходит от выходца из Золотой Орды во времена правления Ивана Третьего, которого звали Гарши. Он был мурзой (мурза - аристократический титул в Золотой Орде, который соответствовал русским князьям того времени). Иван Третий

Слайд 4

www.сайт Детство Всеволода Михайловича Гаршина прошло в военной атмосфере. Это произошло потому, что его отец был военным офицером. В то время, как отец, Михаил Егорович, воспитывал в сыне настоящего мужчину, мать Гаршина занималась его образованием. Так как она была сама очень хорошо образована: свободно владела немецким языком, интересовалась политикой, в совершенстве знала французский язык, ей удалось положительно повлиять на сына и привить ему любовь к науке.

Слайд 5

www.сайт К сожалению, великий писатель с трудом переживет развод своих родителей. Дело в том, что его мать уйдет к П. В. Заводскому, который занимался воспитанием Всеволода Михайловича, а после последует за ним в ссылку. Эта драма скажется на мировоззрении юного поэта.

Слайд 6

www.. Он закончил седьмую петербургскую гимназию, а также Горный институт. К сожалению, в последнем он не смог доучиться из-за начала войны с Османской империей. 7-я петербургская гимназия Горный институт

Слайд 7

www.сайт В. М. Гаршин не прошел войну до конца, так как, получив ранение в ногу, а после выздоровления получил ранг офицера и закончил свою военную карьеру. Гаршин в годы войны

Слайд 8

www.сайт Из-за того, то этот писатель бы очень впечатлительным человеком, он не смог вынести все трудности жизни и закончил ее самоубийством, выбросившись в лестничный пролет. Он окончил свой жизненный путь в 33 года. Могила этого великого человека находится в городе Санкт-Петербург, в некрополе. Могила Гаршина

Слайд 9

www.сайт Стоит отметить, что брат поэта также был тесно связан с литературой, а именно был критиком и педагогом, а также активным общественным деятелям. Он не раз публиковался в петербургских научных журналах. Его статьи имели большое количество положительных отзывов от читателей.

Слайд 10

www.pptcloud.ru В. М. Гаршин имеет трилогию рассказов, которая была выпущена за достаточно короткий срок и является первым серьезным произведением, по которому его узнала очень много человек, которые позже стали его истинными поклонниками.

  • «Всеволод Михайлович Гаршин»
  • (биография и литературное
  • творчество)
  • Презентацию подготовила
  • ученица 5А класса
  • Бондарец Арина
  • Имя при рождении: Всеволод Михайлович Гаршин Дата рождения: 2 (14) февраля 1855 Место рождения: Екатеринославская губерния Дата смерти: 24 марта (5 апреля) 1888 (33 года) Место смерти: Санкт-Петербург Род деятельности: писатель, критик
Род Гаршиных - старый дворянский род, происходящий, по преданию, от мурзы Горши или Гарши, выходца из Золотой Орды при Иване III.
  • Род Гаршиных - старый дворянский род, происходящий, по преданию, от мурзы Горши или Гарши, выходца из Золотой Орды при Иване III.
  • Детство провёл в военной среде (отец
  • Михаил Егорович Гаршин (1817-1870)
  • был офицером). Уже ребёнком Гаршин
  • был крайне нервным и впечатлительным,
  • чему способствовало слишком раннее
  • умственное развитие (впоследствии страдал
  • приступами нервного расстройства).
  • Учился в Горном институте, но не закончил его.
  • Война с турками прервала его занятия: он
  • поступил добровольцем в действующую
  • армию, был ранен в ногу; выйдя в отставку,
  • отдался литературной деятельности.
  • В 1880 году, потрясённый смертной казнью молодого революционера, Гаршин заболел психически и был помещён в лечебницу для душевнобольных.
  • 19 марта 1888 года после мучительной, бессонной ночи Гаршин вышел из своей квартиры, спустился этажом ниже и бросился с лестницы в пролёт. Его подняли разбитого, с переломленной ногой, и перенесли в квартиру. Несколько часов он пробыл в сознании, затем его перевезли в больницу Красного Креста, где он, вскоре по прибытии, впал в бессознательное состояние и уже не выходил из него до смерти. 24 марта 1888 года Всеволод Михайлович Гаршин скончался, не приходя в сознание.
  • Писатель похоронен на «Литераторских мостках», музее-некрополе Санкт-Петербурга.
  • В. М. Гаршин.
  • Портрет работы
  • И. Репина (1884)
  • На литературное поприще Гаршин выступил в 1876 году с рассказом «Четыре дня», сразу создавшим ему известность. В рассказе ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком.
  • Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус». Герой рассказа «Трус» последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью.
  • Гаршин написал также ряд очерков, где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни.
  • В «Художниках» Гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе и о возможности приносить пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью.
  • В 1883 году появился один из замечательнейших его рассказов - «Красный цветок». Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его и будет уничтожено всё зло мира.
  • Гаршин написал ещё ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Сигнал», «Сказание
  • о гордом Аггее» «Лягушка-путешественница», где гаршинская тема о зле и несправедливости исполненa грустного юмора.
  • Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму - новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном мотиве, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости.
  • Отсутствие действия, сложных коллизий - характерно для Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей (например, «Происшествие», «Художники», «Трус», «Надежда Николаевна» и др.). Количество действующих лиц очень ограничено.
  • Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.
  • Необходимо отметить глубокую реалистичность гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого - простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит - кусты, высокое небо» («Четыре дня»).
  • Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину. Не большой внешний мир мог изображать Гаршин, а узкое «своё». И это определяло все особенности его художественной манеры.
  • В этом было временное спасение от мук совести, искупление кающегося дворянина («Все они шли на смерть спокойные и свободные от ответственности…» - «Воспоминания рядового Иванова»). Но это не было разрешением социальной проблемы.
  • Выхода писатель не знал. И поэтому глубоким пессимизмом проникнуто все его творчество. Значение Гаршина в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло.
  • «Своё» для поколения передовой интеллигенции 1870-х годов - это проклятые вопросы социальной неправды. Больная совесть кающегося дворянина, не находя действенного выхода, всегда била в одну точку: сознание ответственности за зло, царящее в области человеческих отношений, за угнетение человека человеком - основная тема Гаршина. Зло старого крепостного уклада и зло нарождающегося капиталистического строя одинаково наполняют болью страницы гаршинских рассказов.
  • От сознания общественной несправедливости, от сознания ответственности за неё спасаются герои Гаршина, как и он сам это сделал, уходя на войну, чтобы там, если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжёлую участь…
  • Спасибо за внимание!

Слайд 1

Слайд 2

Гаршин Всеволод Михайлович
Родился 02.02.1855 в семье офицера – писатель. Отец - Михаил Егорович Гаршин (1817-1870) был офицер кирасирского полка. Детство будущего писателя прошло в имении «Приятная долина».

Слайд 3

В семье Гаршиных жил слуга – старый солдат Жуков, участник многих военных походов. Его рассказы очень любил слушать маленький Всеволод. Под их влиянием ещё в четыре года он неоднократно собирался в «поход», на войну. Он заказывал повару на дорогу пирожки, собирал немного белья, всё увязывал в узелок, надевал его на плечи и являлся прощаться с домашними. Эти сборы не были для мальчика игрой, он тогда искренне верил в возможность немедленно сделаться солдатом.

Слайд 4

Когда отец вышел в отставку, он купил дом в степном городке Старобельске. Там и прошло детство будущего писателя. Когда Всеволоду было пять лет, его мать уехала со старшими братьями в Петербург, а Всеволод остался с отцом… Сева рано научился читать и на пятом году жизни уже сам читал книги. Спустя много лет Гаршин вспоминал себя маленьким ребёнком, когда жил с отцом, как сидели они вдвоём в долгие зимние вечера, отец – за счётами, Всеволод – за книгой. Годы, проведённые с отцом, – это не только чтение книг; это и деревенская природа, степное раздолье, птицы и животные. Всеволод целыми днями бродил по окрестностям, собирал грибы, наблюдал за насекомыми, ящерицами, жуками, лягушками, изучал повадки зверей, их жизнь, наблюдал за ними.

Слайд 5

С самого раннего детства Всеволод рос очень впечатлительным ребёнком. Поэтому зародившуюся в это время любовь к природе он сохранил на всю жизнь. Когда ему минуло девять лет, он был привезен матерью в Петербург и определен в первый класс гимназии. Учился он хорошо и оставил приятные воспоминания в своих учителях и воспитателях. О своих учителях и воспитателях он вспоминал с благодарностью. Товарищи в нём души не чаяли, и он сохранил с ними добрые отношения на всю жизнь. В старших классах Гаршин начал уже писать, участвуя в гимназических рукописных журналах.

Слайд 6

После окончания гимназии Всеволод поступил в Горный институт. Но пора «послужить» всё же пришла, когда в 1877 году началась русско-турецкая война. Всеволод Гаршин пошёл воевать добровольцем. На войне Гаршин был ранен в ногу, его произвели из рядовых солдат в офицеры, а по окончании войны уволили в запас. После отставки он всецело отдался литературной деятельности. Гаршин быстро приобрел известность, особенной популярностью пользовались рассказы, в которых отразились его военные впечатления.

Слайд 7

Гаршин страдал психическим недугом. 24 марта 1888 г. во время одного из припадков, вызванным тяжелой депрессией, Всеволод Михайлович Гаршин кончает с собой - он бросается в лестничный пролет. Похоронен писатель в Петербурге.