Презентация роман война и мир история создания. Презентация на тему "История создания романа «Война и мир»". «Я пишу историю своего народа…»

Л.Н. Толстой «Война и мир». История создания

Подготовила: преподаватель литературы Хританкова Н.Ю.

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»


История создания

Роман создавался шесть лет (1863 - 1869) и переписывался семь раз. Замысел тоже менялся – об этом говорят названия ранних редакций: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год».


ОСНОВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ - АНТИТЕЗА

АНТИТЕЗА – противопоставление. Этот прием составляет стержень всего романа. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны (1805-1807 и 1812) и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское); военачальники (Кутузов и Наполеон); города (Петербург и Москва); действующие лица (любимые и нелюбимые)


«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ»

Тема подвига русского народа в войне 1812 года является главной. В изображении народа воплощен толстовский идеал «простоты, добра и правды». Писатель говорит о судьбах народных и судьбах конкретных людей, о народном чувстве как о мериле нравственности. Все любимые герои Толстого – частицы народа, и каждый из них по-своему близок народу. В огне народной войны происходит проверка людей: проявляется истинный и ложный патриотизм.


«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ»

Тема семьи – одна из самых важных в романе. Автор убежден, что только в семье человек получает все то, что определяет его характер, привычки, мировоззрение, и объясняет личные особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью к той или иной семье.


Толстой не только писатель, но и великий гуманист. Его гуманизм проявляется в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире, отрицании войны как противного человеческому разуму явления – и даже в его заблуждениях. Писатель глубоко верит в человека, в его преобразующую роль в обществе, хотя и ошибается относительно некоторых способов, с помощью которых человек должен изменить мир.


НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ОТРАЖАЕТ ГЛУБОКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ; ОНО МНОГОЗНАЧНО.


Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.

Весь свет, Вселенная.

Братство людей, не зависящее от национальных и классовых различий.

Ближайшее окружение человека.

Крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове.

Мировоззрение, круг идей героев романа.

Это жизнь.


ВОЙНА

Военные действия враждующих армий.

Воинственная враждебность людей в мирной жизни, разделенных социальными и нравственными барьерами.

Зло, насилие, кровопролитие.

Разъединение людей, непонимание, эгоизм.

Конфликт человека с самим собой.

Все, что разрушает гармонию.

Это смерть.


ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Л.Н. Толстой отказался дать жанровое определение своему произведению: «Это не роман, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».

В литературоведении это произведение определено как роман-эпопея .


РОМАН-ЭПОПЕЯ

Отражены крупные исторические события, охватывающие большой отрезок времени (1805-1821).

Введено более 200 действующих лиц. Среди них – реальные исторические личности: Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион.

Показаны все социальные слои русского общества того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, купечество, крестьянство.


Герои испытываются исключительно обстоятельствами. Раскрываются необыкновенные способности человека, его душевных сил. Развиваются одновременно несколько сюжетных линий.

Отсутствуют границы между художественным вымыслом и документальным описанием всемирно-исторических событий.


ПРОБЛЕМАТИКА

Роман-эпопея не является обычным литературным произведением – это художественное изложение определенной философии жизни.

Писатель пытается понять законы, которые управляют миром; он противопоставляет историю и жизнь отдельного человека, считая, что основы бытия (рождение, смерть, любовь, ненависть, стремление к духовному преображению) не зависят от тех ситуаций, в которые ставит человека война или любое другое историческое событие.


Толстой доказывает читателю, что нравственность всегда торжествует над грубой силой. (Поэтому Наполеон и Кутузов изображены субъективно: Наполеон – в комическом образе, а Кутузов – как спаситель России).

Решаются глобальные вопросы. Какая сила движет народами? Может ли человек воздействовать на свою судьбу и судьбу истории? Толстой пришел к выводу, с которым многие не согласны: на ход истории не влияют даже выдающиеся исторические личности – историей управляет «роевое движение масс».



ПЕРСОНАЖИ РОМАНА

В романе более 200 действующих лиц (среди вымышленных много реальных). В изображении главных персонажей используются приемы антитезы (противопоставления) и психологического анализа (Н.Г. Чернышевский назвал этот прием «диалектикой души»).


Героев романа нельзя по традиции условно разделить на «положительных» и «отрицательных». Толстой убежден, что нельзя назвать человека плохим или хорошим, потому что «человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество».

Он показывает героев неизменяемых, застывших и изменяющихся .


ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ ТОЛСТОГО

Эти герои – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья – меняются, и мы наблюдаем их эволюцию. Они способны к нравственному самоусовершенствованию, к духовным исканиям. Им свойствен самоанализ.



НЕЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ ТОЛСТОГО

Эти герои – Анна Павловна Шерер, Анатоль Курагин, Элен, князь Василий, маленькая княгиня – статичны. Они красивы внешне, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Для психологического анализа этих героев писатель использует повторяющиеся детали: много раз перед нами проходят, вызывая раздражение, плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен Курагиной.



Использованные источники

Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы[Текст]/В.А.Крутецкая. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2011. – 288 с.

Презентация к уроку по творчеству Льва Николаевича ТолстогоПодготовила преподаватель литературы
высшей квалификационной категории
ПРОКОФЬЕВА Н.Е.
ГАОУ СПО ЛО
«Приозерский политехнический колледж»
2013 год

История создания романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

ЗАМЫСЕЛ РОМАНА

Замысел эпопеи формировался задолго до начала работы над
тем текстом, который известен под названием «Война и мир».
В наброске предисловия к «Войне и миру» Толстой писал, что
в 1856 г. начал писать повесть, «герой которой должен был
быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию».
Невольно от настоящего я перешёл к 1825 году… Но и в 1825
году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком.
Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его
молодости, и молодость его совпала с … эпохой 1812 года…
Ежели причина нашего торжества была не случайна, но
лежала в сущности характера русского народа и войска, то
характер этот должен был выразиться ещё ярче в эпоху
неудач и поражений…»
Так Толстой постепенно пришёл к необходимости начать
повествование с 1805 года.

Работа над романом шла с 1863 по 1869 год

«...В каждый
день труда
оставляешь в
чернильнице
кусочек себя…»
Лев Толстой

ЭТАПЫ РАБОТЫ

К работе над повестью Толстой возвращался несколько
раз. В начале 1861 года он читал главы из романа
«Декабристы», написанные в ноябре 1860 - начале 1861
года, Тургеневу и сообщал о работе над романом Герцену.
Однако работа несколько раз откладывалась, пока в
1863-1869 гг. не был написан роман «Война и мир».
Некоторое время роман-эпопея воспринимался Толстым
как часть повествования, которое должно было
закончиться возвращением Пьера и Наташи из сибирской
ссылки в 1856 году (именно об этом идёт речь в 3-х
сохранившихся главах романа «Декабристы»). Попытки
работы над этим замыслом предпринимались Толстым
последний раз в конце 1870-х годов, после окончания
«Анны Карениной».

Первое название романа «ДЕКАБРИСТЫ»

В основу нового
произведения
Л.Н.Толстой положил
историю о вернувшемся
из Сибири декабристе, и
действие романа должно
было начинаться
в 1856 г. (амнистия
декабристов, Александр
II), накануне отмены
крепостного права.
Первое название романа
«ДЕКАБРИСТЫ»

Хронология создания романа «Война и мир»

1863-1865 - роман «Война и мир», накопился огромный
материал об исторических событиях 1812 г., и героем
романа стал русский народ.
1857 - встреча с Пущиным и Волконским, после встречи с
декабристами Л.Н.Толстой задумал роман об одном из них
1825 - восстание на Сенатской площади. «Невольно от
настоящего я перешёл к 1825 году, эпохе заблуждений и
несчастий моего героя»;
1812 - Отечественная война, «Чтобы понять моего героя,
мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со
славной для России эпохой 1812 года»;
1805 - война с Наполеоном в союзе Австрией, «Мне
совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач
и нашего срама».

ЧИСЛА В РОМАНЕ

Толстой писал роман на протяжении 6 лет, с
1863 по 1869 годы.
По историческим сведениям он вручную
переписал его примерно 7 раз, а отдельные
эпизоды писатель переписывал более 26
раз.
В романе насчитывают более 550 героев.
Около 200 из них - исторические лица

Несколько лет Лев Толстой провёл в архивах, изучил:

Русские и иностранные источники о войне
1812 г.;
Архивы в Румянцевском музее;
масонские книги;
акты и рукописи 1810-1820-х гг.;
мемуары современников;
частную переписку эпохи Отечественной
войны.

ИСТОЧНИКИ

Лев Толстой при написании использовал
следующие научные труды: академическая
история войны академика А. И. МихайловскогоДанилевского, история М. И. Богдановича,
«Жизнь графа Сперанского» М. Корфа,
«Биография Михаила Семёновича Воронцова»
М. П. Щербинина, о масонстве - Карл Губерт
Лобрейх фон-Плуменек, о Верещагине - Иван
Жуков; из французских историков - Тьер, А.
Дюма-ст., Жорж Шамбре, Максимельен Фуа,
Пьер Ланфре.

«Я пишу историю своего народа…»

Кроме этого, Л. Н.
Толстой встречался с
людьми, помнившими
1812 год, беседовал с ними
и записывал их рассказы.
Посетил и внимательно
осмотрел Бородинское
поле, итогом стала
карта расположения
русских и французских
войск.

ИСТОЧНИКИ

В романе приведены свидетельства современников
Отечественной войны: Алексея Бестужева-Рюмина,
Наполеона Бонапарта, Сергея Глинки, Федора Глинки,
Дениса Давыдова, Степана Жихарева, Алексея
Ермолова, Ивана Липранди, Фёдора Корбелецкого,
Краснокутского, Александра Григорьевича, Василия
Перовского, Ильи Радожицкого, Ивана Скобелева,
Михаила Сперанского, Александра Шишкова; письма
А. Волковой к Ланской. Из французских мемуаристов
- Боссе, Жан Рапп, Филипп де Сегюр, Огюст Мармон,
«Мемориал Святой Елены» Лас-Каза.

ИСТОЧНИКИ

Из беллетристики на Толстого касательно
повлияли русские романы Р. Зотова «Леонид
или черты из жизни Наполеона I», М.
Загоскина - «Рославлев». Также британские
романы - Уильяма Теккерея «Ярмарка
тщеславия» и Мэри Элизабет Брэддон
«Аврора Флойд» - по воспоминаниям Т. А.
Кузьминской писатель прямо указывал, что
характер главной героини последнего
напоминает Наташу.

НАЗВАНИЯ РОМАНА

Роман «Война и мир» имел большой успех.
Отрывок из романа под названием «1805
год» появился в «Русском вестнике» в 1865
году. В 1868 году вышли три его части, за
которыми вскоре последовали остальные две
(всего четыре тома). Существовали и разные
варианты названия романа: «1805 год», «Всё
хорошо, что хорошо кончается» и «Три
поры».

Из воспоминаний писателя:

«Везде, где в моём
рассказе говорят и
действуют
исторические лица, я не
выдумывал, а
пользовался
материалом, из
которых у меня во время
работы накопилась и
образовалась целая
библиотека книг…»

ГЕРОИ РОМАНА

В романе Толстого представлены все классы общества,
от императоров и королей до последнего солдата, все
возрасты, все темпераменты и на пространстве целого
царствования Александра I.
Что ещё более возвышает его достоинство как эпоса
- это данная им психология русского народа. С
поражающим проникновением изобразил Толстой
настроения толпы, как высокие, так и самые
низменные и зверские (например, в знаменитой
сцене убийства Верещагина).

О РОМАНЕ

Признанный критикой всего
мира величайшим эпическим
произведением новой европейской
литературы, «Война и мир» поражает
уже с чисто технической точки
зрения размерами своего
беллетристического полотна.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие – душевная подлость» Л.Н. Толстой

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»: история создания, своеобразие

«Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика все горести и радости, доступные человеку, - все есть в этой картине!» Н. Страхов

План урока: История создания романа «Война и мир» Историческая основа произведения Проблемы романа «Война и мир» Смысл названия произведения Жанр произведения

«В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя» «Война и мир» ↓ 1863 – 1869

1857 год встреча с декабристами Пущиным и Волконским 1825 год восстание на Сенатской площади 1812 год Отечественная война 1805 – 1806гг. Война России в союзе с Австрией «Я старался писать историю народа»

Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856 годов и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812 года и героем романа стал русский народ. 1857год После встречи с декабристами Л.Н. Толстой задумал роман об одном из них. Повесть «Декабристы» 1825год «Невольно от настоящего я перешёл к 1825году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя» 1812год «Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости» 1805год «Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама»

Варианты заглавия романа «Три поры» «1805 год» «Все хорошо, что хорошо кончается» «Война и мир»

2. Историческая основа романа 1 том – 1805 год II том – 1806-1811 годы III том – 1812 год Кульминация романа -Бородинское сражение IV том – 1812-1813 годы Эпилог – 1820 год 15 лет

3. Проблемы романа Причины военных неудач 1805 – 1806 годов

Роль отдельных личностей в военных событиях и в истории (Кутузов, Наполеон)

Проблема истинного и ложного патриотизма

Поиски смысла жизни (Андрей Болконский, Пьер Безухов)

4. Смысл названия романа война мир кровопролитные битвы, сражения непонимание, вражда, разъединение людей жизнь народа без войны та «общность, то единение, к которому должны стремиться люди

5. Жанр произведения « Война и мир» - одна из немногих в мировой литературе 19 века книг, к которой по праву прилагается наименование роман – эпопея. События большого исторического масштаба, жизнь общая (а не частная) составляют основу ее содержания; в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды; в ней показан русский национальный быт». Л.Д. Опульская роман - эпопея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока " История создания песен о Великой Отечественной войне поэтами и композиторами Тверского края."

Урок проведен в рамках работы РМО учителей музыки 24.02.1011 г.Цель урока: развитие интереса учащихся к изучению исторического прошлого Тверского края.Интегрированный урок музыки и краевед...

"Война и мир": история создания романа-эпопеи

Презентация рассказывает от истории создания и особенностях романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир"...


Проблематика романа-эпопеи Причины военных неудач гг; Роль личности в военных событиях и в истории; Причины и роль партизанской войны в Отечественной войне 1812 года; Роль русского народа в Отечественной войне 1812 года; Роль дворянства в государстве; Роль женщины в обществе; Духовные искания человека, цель и смысл его жизни и т.д.


История создания романа «Война и мир» Роману "Война и мир" Л.Н. Толстой посвятил семь лет напряженного и упорного труда. 5 сентября 1863 года А.Е. Берс, отец Софьи Андреевны, жены Л.Н. Толстого, послал из Москвы в Ясную Поляну письмо со следующим замечанием: «Вчера мы много говорили о 1812 годе по случаю намерения твоего написать роман, относящийся к этой эпохе». Именно это письмо исследователи считают «первым точным свидетельством», датирующим начало работы Л.Н. Толстого над «Войной и миром». В октябре того же года Толстой писал своей родственнице: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня. Работа эта – роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени... Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал».




Первоначально Толстой задумал роман о декабристе, возвратившемся после 30-летней сибирской ссылки. Действие романа начиналось в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права. Но затем писатель пересмотрел свой замысел и перешел к 1825 году – эпохе восстания декабристов. Но вскоре писатель оставил и это начало и решил показать молодость своего героя, совпавшую с грозной и славной порой Отечественной войны 1812 года. Но и на этом Толстой не остановился, и так как война 1812 года находилась в неразрывной связи с 1805 годом, то и все сочинение он начал с этого времени. Перенеся начало действия своего романа на полвека в глубь истории, Толстой решил провести через важнейшие для России события не одного, а многих героев.


Свой замысел – запечатлеть в художественной форме полувековую историю страны – Толстой назвал «Три поры». Первая пора – это начало века, его первые полтора десятилетия, время молодости первых декабристов, прошедших через Отечественную войну 1812 года. Вторая пора – это 20-е годы с их главным событием – восстанием 14 декабря 1825 года. Третья пора – 50- е годы, неудачный для русской армии конец Крымской войны, внезапная смерть Николая I, амнистия декабристов, их возвращение из ссылки и время ожидания перемен в жизни России. Однако в процессе работы над произведением писатель сузил рамки своего первоначального замысла и сосредоточил внимание на первой поре, коснувшись лишь в эпилоге романа начала второй поры. Но и в таком виде замысел произведения оставался глобальным по своему размаху и потребовал от писателя напряжения всех сил.


В начале работы Толстой понял, что привычные рамки романа и исторической повести не смогут вместить все богатство задуманного им содержания, и начал настойчиво искать новую художественную форму, он хотел создать литературное произведение совершенно необычного типа. И ему это удалось. "Война и мир", по утверждению Л.Н. Толстого, – не роман, не поэма, не историческая хроника, это – роман-эпопея, новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.


На протяжении первого года работы Толстой напряженно трудился над началом романа. По признанию самого автора, множество раз он начинал и бросал писать свою книгу, теряя и обретая надежду высказать в ней все то, что ему хотелось высказать. В архиве писателя сохранилось пятнадцать вариантов начала романа. В основе замысла произведения лежал глубокий интерес Толстого к истории, к философским и общественно- политическим вопросам. Произведение создавалось в атмосфере кипения страстей вокруг главного вопроса той эпохи – о роли народа в истории страны, о его судьбах. Работая над романом, Толстой стремился найти ответ на эти вопросы.


Для того чтобы правдиво описать события Отечественной войны 1812 года, писатель изучил огромное количество материалов: книг, исторических документов, воспоминаний, писем. «Когда я пишу историческое, – указывал Толстой в статье «Несколько слов по поводу книги Война и мир, – я люблю быть до малейших подробностей быть верным действительности». Работая над произведением, он собрал целую библиотеку книг о событиях 1812 года. В книгах русских и иностранных историков он не нашел ни правдивого описания событий, ни справедливой оценки исторических деятелей. Одни из них безудержно восхваляли Александра I, считая его победителем Наполеона, другие возвеличивали Наполеона, считая его непобедимым.


Отвергнув все труды историков, изображавших войну 1812 года как войну двух императоров, Толстой поставил себе цель правдиво осветить события великой эпохи и показал освободительную войну, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Из книг русских и иностранных историков Толстой позаимствовал лишь подлинные исторические документы: приказы, распоряжения, диспозиции, планы сражений, письма и т. д. Он внес в текст романа письма Александра I и Наполеона, которыми русский и французский императоры обменялись перед началом войны1812 года; диспозицию Аустерлицкого сражения, разработанную генералом Вейротером, а также диспозицию Бородинского сражения, составленную Наполеоном. В главы произведения включены также письма Кутузова, которые служат подтверждением характеристики, данной фельдмаршалу автором.


При создании романа Толстой пользовался мемуарами современников и участников Отечественной войны 1812 года. Так, из «Записок о 1812 годе Сергея Глинки, первого ратника Московского ополчения», писатель заимствовал материалы для сцен, изображающих Москву в дни войны; в «Сочинениях Дениса Васильевича Давыдова» Толстой нашел материалы, положенные в основу партизанских сцен «Войны и мира»; в «Записках Алексея Петровича Ермолова» писатель нашел много важных сведений о действиях русских войск во время их заграничных походов 1805– 1806 годов. Много ценных сведений Толстой обнаружил и в записях В.А. Перовского о его пребывании в плену у французов, и в дневнике С. Жихарева «Записки современника с 1805 по 1819 год», на основе которых в романе описана московская жизнь той поры.


Работая над произведением, Толстой также пользовался материалами газет и журналов эпохи Отечественной войны 1812 года. Много времени он провел в рукописном отделении Румянцевского музея и в архиве дворцового ведомства, где внимательно изучил неопубликованные документы (приказы и распоряжения, донесения и доклады, масонские рукописи и письма исторических лиц). Здесь же он познакомился с письмами фрейлины императорского дворца М.А. Волковой к В.А. Ланской, письмами генерала Ф.П. Уварова и других лиц. В письмах, не предназначавшихся для печати, писатель находил драгоценные подробности, изображавшие быт и характеры современников 1812 года.


Два дня Толстой пробыл в Бородине. Объехав поле боя, он написал жене: «Я очень доволен, очень, – своей поездкой... Только бы дал бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого еще не было». Между рукописями «Войны и мира» сохранился листок с заметками, сделанными Толстым в то время, когда он находился на Бородинском поле. «Даль видна на 25 верст», – записал он, зарисовав при этом линию горизонта и отметив, где расположены деревни Бородино, Горки, Псарево, Семеновское, Татариново. На этом листе он отметил движение солнца во время сражения. Работая над произведением, эти краткие заметки Толстой развернул в неповторимые картины Бородинского боя, полные движения, красок и звуков.


На протяжении семи лет напряженного труда, которого потребовало написание «Войны и мира», Толстого не покидали душевный подъем и творческое горение, и именно поэтому произведение не утратило своего значения до настоящего времени. Прошло более столетия со дня появления в печати первой части романа, и неизменно «Войну и мир» читают люди всех возрастов – от юношей до стариков.


В годы работы над романом- эпопеей Толстой заявил, что «цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях». Тогда же он признался: «Ежели бы мне сказали, что то, что я пишу, будут читать теперешние дети лет через двадцать и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы». Немало таких произведений создано Толстым. "Война и мир", посвященная одной из кровопролитнейших войн XIX века, но утверждающая идею торжества жизни над смертью, занимает среди них почетное место.



История создания романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Слайд 2

1863–1869 работа над романом 1868–1869 первое издание 1886 пятое прижизненное издание(последнее)

Слайд 3

ЗАМЫСЕЛ РОМАНА 1856г. – « … я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию» 1825г. – « Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя» 1812г. – « Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года» 1805-1807гг – « Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама» « Итак, от 1856 года возвратившись к 1805, я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1825 и 1856»

Слайд 4

1856 современность глазами декабриста эпоха заблуждений и несчастий героя - декабриста эпоха народного торжества эпоха неудач и поражений 1825 1812 1805 от истории героя к судьбе народа

Слайд 5

«Три поры» «1805 год» «Все хорошо, что хорошо кончается» ВАРИАНТЫ ЗАГЛАВИЯ

Слайд 6

МИР М I РЪ МИРЪ

Слайд 7

ВОЙНА И МИРЪ ВОЙНА И М I РЪ М i РЪ - вселенная; одна изъ земель вселенной; наша земля, земной шаръ, светъ; все люди, весь светъ, родъ человеческий; община, общество крестьянъ; сходка. В. Даль

Слайд 8

М i РЪ – вселенная, весь свет, все люди; крестьянская община МИРЪ – отсутствие войны, согласие, тишина, покой противостояние войны и мира (антитеза) война вторгается в жизнь мира участие в войне крестьянского мира

Слайд 9

Художественные особенности романа

10

Слайд 10

Произведение имеет оригинальную жанровую форму романа – эпопеи. Это повествование о судьбе русского народа в эпоху наполеоновских войн. О ЖАНРЕ

11

Слайд 11

РОМАН - ЭПОПЕЯ ЭПОПЕЯ – самая крупная жанровая форма эпоса, которая изображает большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации. Для эпопеи характерны: широкий географический охват отражение жизни и быта всех слоев общества народность содержания

12

Слайд 12

Картины истории Шенграбенское сражение, битва при Аустерлице, Тильзитский мир, война 1812 г., пожар Москвы, партизанское движение Общественная и политическая жизнь Массонство, деятельность Сперанского, первые организации декабристов Огромные пространства Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино

13

Слайд 13

«В романе принципиально соизмеримы и равноценны в своей значительности сцены семейные и исторические » С. Бочаров Изображение жизни всех слоев общества Дворянство, чиновники, армия, крестьяне Широкая панорама бытовых сцен Балы, приемы, обеды, охота, посещение театра и т.д.

14

Слайд 14

ХРОНОЛОГИЯ РОМАНА I том 1805 год II том 1806-1811гг III том 1812 год IV том 1812-1813гг Эпилог 1820 год

15

Слайд 15

«Каждый исторический факт надо объяснять человечески» Л. Н. Толстой Для историка... есть герои; для художника... должны быть люди. Историк имеет дело до результатов события, художник – до самого факта события. Но художник... должен руководствоваться, как и историк, историческими материалами. «Предмет истории есть жизнь народов и человечества … Движение народов производят не власть, не умственная деятельность, даже не соединение того и другого, как то думали историки, но деятельность всех людей, принимающих участие в событии …» Л. Н. Толстой «Война и мир»