Пришвин михаил. Пример сочинения по направлению "разум и чувство"

Разум и чувства. Хорошо когда в человеке они не находятся в противоречии. Эти два составляющих внутреннего мира каждого человека могут сосуществовать гармонично. А могут находиться в постоянном конфликте.

Для начала следует разобраться с понятиями. Что такое чувства? Чувства и эмоции не одно и тоже. Человек воспринимает окружающий мир через 5 чувств. Это слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Довольно часто звучит и словосочетание "шестое чувство ". Под ним подразумевается интуиция или внутренний голос человека.

Что же такое разум? Основной функцией разума на мой взгляд является выбор. Выбор наиболее безопасного, благоприятного, того что сулит человеку благо.

Человек, руководствуясь разумом выберет то, что принесет пользу. Руководствуясь чувствами выберет то, что доставит удовольствие, будет приятным.

В данной теме может пойти речь о единстве и противоположности разума и "шестого" чувства. Но к сожалению не могу вспомнить ни одного произведения школьной программы, рассматривающего именно такие чувства. Поэтому речь пойдет о испытываемых человеком эмоциях.

Любовь-чувство светлое. Влюбленный человек становится лучше, излучает свет и готов совершать подвиги. Но как часто испытываемую всепоглощающую страсть человек принимает за любовь. И тогда, вопреки всем разумным доводам человек способен натворить глупостей и совершить непоправимое.

Сюжет романа не прост. Одно действие цепляется за другое. И случается так, что светская дама, живущая среди условностей и моральных устоев решает бросить все ради любви. Чем руководствовалась она? Конечно чувствами. Своими. Не чувствами мужа, не чувствами сына. Но в современном мире возможно многие скажут: "Анна поступила разумно. Жизнь одна. Прожить ее рядом с нелюбимым безумство". Но кажется из многих и многих произведений о тех временах можно сделать вывод, что иметь любовника и быть при этом замужем было в порядке вещей. Ради сохранения честного имени в глазах общества редко разрывались официальные союзы. Светское общество Анну осудило. Почему же Толстой, так ярко описывающий чувства главной героини будто сам побывал в женской шкуре все-таки "убивает" ее? Может тем самым давая понять читателю, что он за разумный подход к жизни? Что чувства следует держать в узде? Возможно причина в том, что любовь была не той чистоты и силу, которая способна сделать человека лучше. Возможно главная героиня больше любила себя.

Не вызывает Анна Каренина симпатии и у меня. Впрочем как и все герои романа. Будто каждый хорош по своему, но... В каждом есть какая-то червоточина. Жаль нет в романе абсолютного негодяя. Было бы немного веселее.

Хорошо, что современные школьники еще пишут сочинения, хотя, вижу по юным родственникам это им дается не так просто. Я училась в сельской школе, но помню, что сочинения мы писали довольно часто. У меня такое ощущение, что чуть ли не каждую неделю мы что то писали или по изученным произведениям, или на вольную тему по произведениям, рекомендуемым (или выбранным на свой вкус) для самостоятельного чтения.

Темы "Разум и чувства" , мы тоже касались, и даже не однократно, так как в литературе примеров, рассматривая которые можно попытаться понять - что из них важней, предостаточно. Разум или чувства? Естественно, на множестве примеров было доказано, что только гармония сердца и головы, дает человеку и чувство внутренней свободы, и чувство счастья. Страсти бывают слепы, разум бывает слишком холоден.

Но как теория без практики, так и разум без чувств не может существовать. Ведь часто так и бывает, что чувства толкают на поступки, из поступков (какие бы они не были), рождается "опыт - сын ошибок трудных", опыт в свою очередь вновь идет на помощь разуму в трудной ситуации. Получается какой то замкнутый круг. Хотя отдельные, особо разумные индивиды даже способны брать на вооружение чужой опыт. Но таким уникумов не много, а если мы и готовы опираться на чужой опыт, то это не касается всех вопросов и проблем подряд.

Я помню, что одна из дискуссий в классе у нас (а это был у многих любимый предмет) была как раз развита на интересную тему. Обычно, ведь считается, что ум и разум, некая практичность, прагматичность - это больше свойственно мужчинам. Женщины наоборот более эмоциональны, больше подвержены чувствам. Но так ли это на самом деле? Нам было предложено найти пример в литературе, где мужчина как раз оказался полностью погружен в чувства. И в принципе это удалось сделать довольно легко - Желтков из Гранатового браслета как раз оказался тем человеком, для которого чувства (любовь к Вере Николаевне) оказались куда важней, чем молва и насмешки. Он отлично понимал и свое социальное неравенство, и осознавал, что "насильно мил не будешь", но в тоже время сделать со своими чувствами ни чего не мог. Поэтому и финал в "Гранатовом браслете" столь печален.

Я сейчас не вспомню, как именно звучала тема моего сочинения, тем более это было столько лет назад, но я в свое время выбрала для рассмотрения этой темы, то что меня зацепило более всего. Не то что остальные произведения были оценены как то не так, просто бывает же что то прямо очень сильные эмоции вызывает. Поэтому я писала на данную тему на примере произведения Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" . Ведь если рассматривать поведение героев, то получается, что каждый из них поступил в соответствии в тем, что над ним оказало большую власть.

Эраст больше оказался подвержен разуму, хотя низменные страсти (проиграть имение в карты - такого человека разумным не назовешь) над ним тоже верх в какой то момент одержали. Но он попытался чистым расчетом исправить положение - женился на богатой вдове. Поступок не благовидный, но очень прогматичный и логичный в такой ситуации. Разумеется, он не любил вдову, но ради денег и положения в обществе можно потерпеть.

Лиза в свою очередь, была настолько погружена в чувства, что разум под их напором просто слово не смел "сказать". Лиза отвергла выгодную партию для себя, Лиза начисто забыла, что по социальному статусу она не может быть с этим человеком - ей было все равно. И наконец, в своем отчаянье Лиза совершила самоубийство, при этом так же не думая ни о ком. Особенно о старенькой матери, которую, как кажется на протяжении этого короткого произведения, Лиза любит всем сердцем. Что же в итоге получилось? Кто то из героев стал счастлив? С Лизой все понятно, но Эраст выбрав разум и выгодную женитьбу, так же оказался глубоко несчастен, так как " почитал себя убийцей", узнав о гибели Лизы.

То есть совесть у Эраста все же была, а совесть - это тоже чувство. Вот и получается, что только гармония между чувствами и разумом может помочь человеку в сложных ситуациях, а когда он пытается выбрать только что то одно, у него высоки шансы допустить фатальную ошибку.

Views: 4263

Все люди разные. Каждый воспринимает мир по-своему, у каждого своя реакция на происходящее. Часто перед человеком встаёт непростой выбор: подчиниться чувствам или прислушаться к разуму? В таких случаях от принятого решения зависит будущее человека. А может ли быть такое, что человек не в силах бороться с чувствами? Могут ли они полностью охватить человека? А может ли тогда разум охладить движение чувств?

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к произведениям русской классической литературы. Одной из главных героинь романа Л.Н. Толстого «Война и мир» является Наташа Ростова. Во время длительного отсутствия своего жениха князя Андрея Болконского, которого она любила, она повстречалась с Анатолем Курагиным – с человеком красивым внешне, но бесчестным. Наташа им очень сильно увлеклась, её чувства к Анатолю затмили ей разум. Наташа собралась сбежать с Анатолем из родного дома и написала княжне Марье, сестре Андрея Болконского, что отказывает своему жениху. Наташе казалось всё легко и просто, она совсем не задумывалась о последствиях этого поступка. Её кузина Соня, прочитав письмо Курагина к Наташе, где был предложен чудовищный план побега, приходит в ужас. Соня не понимает, как можно было полюбить человека за три дня, какие у Анатоля могут быть тайные причины не просить открыто Наташиной руки. Разумные доводы Сони злят Наташу, которая под воздействием сильных чувств не хочет верить в бесчестность Анатоля. Наташа злится на Соню и говорит, что, раз Анатоль говорит, что причины есть, значит, они есть, а она, Соня, не знает, что такое любовь. Наташа говорит, что она раба Анатоля Курагина, что она сделает всё, что он скажет. Её страсть к Анатолю полностью затмила ей разум, она ничего и никого не хотела слушать. К счастью, план побега не удался. Во время разговора с Пьером Безуховым Наташа узнала, что Анатоль женат. Не в силах выдержать горя, она наелась мышьяку (ещё одно проявление затмения разума чувствами), но, испугавшись, рассказала об этом Соне и, к счастью, была спасена. В данной ситуации чувства полностью затмили разум.

Но было бы неверно думать, что чувства – это всегда плохо. Плохо, когда они затемняют разум. А вот когда они его восполняют, когда они действуют с разумом заодно, человек под влиянием этих чувств способен совершить благородный и самоотверженный поступок ради блага других людей. Ярким тому примером является Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Данко – благородный и смелый человек, пожертвовавший своей жизнью ради спасения других жизней. Однажды завоеватели прогнали его племя в страшный лес, где люди стали гибнуть. Впав в отчаяние, они хотели уже сдаться врагу, но бесстрашный Данко остановил их. Он убедил своё племя идти через лес, ведь у леса есть конец, как и у всего в этом мире. Путь был очень труден и долог. Обессилев, люди озлобились на Данко. Им стыдно было признаться в своей слабости, поэтому они во всём обвинили его. Когда Данко сказал им, что они не сумели сохранить силы на долгий путь, они взбесились ещё больше и захотели его убить. Данко понял, что они как звери. Сначала в душе его закипело негодование. Но чувство жалости, чувство любви к людям победило. В глазах его загорелись искры. Люди подумали, что он рассвирепел, и окружили его, чтобы легче было его убить. Но смелый и благородный Данко, чьи чувства были переполнены любовью к людям, крикнул: «Что сделаю я для людей?!», разорвал себе грудь и вынул оттуда горящее сердце. Люди, как зачарованные смотрели на него. Данко сказал: «Идём!» И теперь они, зачарованные шли за ним, шли, не глядя ни на какие трудности. И вот, наконец, вышли из этого леса. Данко, глядя на ширь степи, гордо засмеялся. А потом упал – и умер. Данко знал, на что шёл. Ему нужно было осуществить свой план – вывести своё племя из леса. Его чувства восполнили разум, он осознанно пожертвовал жизнью из любви к людям.

Примером того, как разум охлаждает движение чувств, является решение Кутузова отдать без боя Москву французам, что хорошо описано в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Это решение далось Кутузову очень нелегко. Ведь поверхностное чувство патриотизма требовало без раздумий защищать Москву до последнего. Многие были против её оставления. Тем не менее, Кутузов понимал, что защищать Москву не было никакой физической возможности. Его занимал страшный вопрос: неужели это он допустил Наполеона до Москвы, и когда он это сделал? Кутузову было тяжело от того, что он был убеждён в своём предназначении спасти Россию, он был убеждён, что только он один может стоять во главе русской армии. Он был избран главнокомандующим против воли государя и по воле народа. Кутузов ужасался при мысли о том страшном приказании, которое ему предстоит отдать. Но всё же он решился на этот шаг. Хорошенько всё обдумав, Кутузов решил, что оставление Москвы – единственно правильный выход в сложившейся ситуации. Но нельзя при этом говорить, что его разум переборол чувство патриотизма, ведь Кутузов оставил Москву из того же чувства патриотизма, то есть его решение было одновременно разумным и патриотическим. Но в этом случае разум охладил движение чувств, ведь Кутузов не стал бездумно поддаваться поверхностному чувству патриотизма, требующему защищать Москву до последнего.

Итак, каждый человек по-своему реагирует на происходящее. Кому-то сильные чувства затемняют разум. В этом случае чувства могут толкнуть человека на бездумные и глупые поступки. Бывает, что чувства восполняют разум, действуя с ним воедино, и человек совершает благородный и самоотверженный поступок. А в других ситуациях, прежде чем принять какое-либо решение под влиянием чувств, человек сначала прислушивается к голосу разума, что помогает ему избежать роковых ошибок. Вне всяких сомнений, без чувств жить нельзя, но, если есть возможность, человеку в сложной ситуации стоит обдумать, нужно ли их на данный момент проявлять.

Формат

Михаил Михайлович Пришвин считал, что «есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств». Так оно и есть! Человек, имея от природы самую совершенную нервную систему, является владельцем разума. Но, помимо разума человеку присущи чувства; их может быть огромное количество, они могут быть самыми разными: чувство счастья, чувство любви, чувство зависти, чувство грусти, чувство одиночества и так далее, можно перечислять бесконечно. Пожалуй, одним из самых актуальных вопросов о природе человека является взаимодействие разума и чувств. За доказательствами истинности данного тезиса обратимся к работе Н. В. Гоголя «Портрет».

Давайте вместе попробуем разобраться, есть ли взаимосвязь между вышеназванными составляющими сущности человека, и, если она есть, то какова ее природа. Рассмотрим образ главного героя произведения: Чартков - молодой и талантливый художник, но, к сожалению, бедный; человек, который умеет восхищаться чужим превосходством, а не завидовать, пожалуй, это одно из самых прекрасных умений, свойственных человеку; он трудится, выкладывая все свои способности красками на холсте, но его внутренний мир ущемляет одно но: такие же как и он молодые художники получают за свои работы целые состояния, а ему лишь остается и дальше работать в нищете, и дальше быть неизвестным талантом, о котором знают единицы. В один прекрасный день Чартков посещает картинную лавку и ему попадается очень необычный портрет пожилого человека, зацепивший его душу выразительностью глаз старика; практически не обдумывая, Чартков отдает последние деньги за эту работу. И вот здесь-то мы и можем проследить взаимодействие чувств и разума. Не задумываясь о том, что денег практически нет и жить не на что, главный герой слушает свои чувства и покупает понравившуюся ему картину. Именно эти чувства, управляющие Чартковым в ту роковую минуту, мы можем назвать «затемняющими». Далее с главным героем произведения начинают происходить самые необычные явления. Ему везде мерещатся эти глаза с портрета. Магическим образом получив крупную сумму денег и став богатым, Чартков получает и славу, и признание, и роскошь, но он теряет самого себя. Абсолютно не задумываясь о развитии своего таланта, молодой художник живет «на широкую ногу», подчиняясь власти чувства материальной ненасыщенности. «Кисть его хладела и тупела…», работы получались однообразными и эмоционально скучными, он больше не вкладывал в них свою душу, а лишь пытался угодить заказчикам. Неутолимая жажда славы искушала Чарткова все сильнее, но, увидев однажды превосходные работы неизвестного молодого художника, он понял, что свой талан променял на деньги. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что он наконец-то обратился к разуму, что он высвободился от рабства чувств. Это и есть тот самый случай, когда разум охлаждает движение чувств. К огромному сожалению, эта свобода была кратковременной. Очень скоро им овладевает чувство зависти. Он вновь становится жертвой своеобразной схватки ума и чувства. Как правило, такие явления приводят к потере разума, что и произошло с главным героем произведения.

В заключение мне бы хотелось сказать, что человек – это одно из самых уникальных созданий природы. Умея чувствовать душой и думать головой, он страдает от вечной междоусобицы. Незаменимый и такой необходимый для жизни разум довольно часто может быть потеснен тем необъяснимым, что называют чувством. Прекрасно, когда власть чувства приводит к счастью, гораздо хуже, когда плохие чувства просто растаптывают в человеке все великолепие и неповторимость его души, ущемляют разум человеческий, не позволяя здраво анализировать всю суть происходящих с ним событий .

Всего: 518

Ф.М. Достоевский утверждал: «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно». Я считаю, что писатель определенно прав. Человек, который хотя бы раз в своей жизни поддался искушению, перешёл черту дозволенного никогда больше не сможет жить без этого. Человеку свойственно меняться по жизни, создавать другой круг общения или переезжать в новый дом, но если человек покусится на саму свою сущность, внутреннее «я», ему уже никогда не стать прежним. За доказательствами обратимся к произведениям художественной литературы.

Я предлагаю вместе со мной постараться открыть смысл, который вложил в своё высказывание Фёдор Михайлович, взяв за основу всем известное произведение Н.В.Гоголя: «Портрет». В своём произведении сатирик повествует нам о жизни талантливого художника: «Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое; вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе», который так неосторожно и можно даже сказать глупо потерял свой талант. В короткое время Чартков входит в моду: он пишет множество портретов, на которых рисует уже не людей, а лишь их копии, устраивающие заказчиков. С помощью своих «портретов-кукол» некогда бедный, но ужасно талантливый Чартков становится богаты человеком, принятым высшее общество. Теперь его речи о художниках, также как и его нрав, становятся резкими и высокомерными. Многие, знавшие Чарткова прежде, изумляются, как мог исчезнуть в нем талант, столь приметный вначале. Забывая наставления своего учителя который предостерегая его говорил: «Смотри, брат, -…- у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя одно что-нибудь заманит, одно что-нибудь тебе полюбится - ты им занят, а прочее у тебя дрянь, прочее тебе нипочем, ты уж и глядеть на него не хочешь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец.». Но с появлением портрета, из головы художника улетучивается всё, что хоть как-то связывало его с прежней жизнью. Он важен, укоряет молодёжь в безнравственности, становится скрягой, искореняя в своей душе «себя настоящего». Проще сказать переходит черту, убивая в себе не только дар художника, но личность. С той стороны Чартков уже не возвращается, так и умерев в слепой ярости на тех, кто рисует душой, а не следую стандартам. Им овладевает страшная зависть, он принимается скупать лучшие произведения искусства. «К счастию мира и искусств, такая напряженная и насильственная жизнь не могла долго продолжаться: размер страстей был слишком неправилен и колоссален для слабых сил ее. Припадки бешенства и безумия начали оказываться чаще, и наконец все это обратилось в самую ужасную болезнь. Жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткою, овладела им так свирепо, что в три дня оставалась от него одна тень только. К этому присоединились все признаки безнадежного сумасшествия. Иногда несколько человек не могли удержать его. Ему начали чудиться давно забытые, живые глаза необыкновенного портрета, и тогда бешенство его было ужасно.».

В заключение мне бы хотелось сказать, что Михаил Федорович оказался очень точен, излагая свои мысли по поводу запретной черты. Я думаю, что мы убедились на примере жизни героя Гоголя, Чарткова, что обратной дороги нет и никогда ни будет. Во всяком случае без возвращения за своеобразную черту человек не сможет прожить свою жизнь.


Эпиграмма - небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление

Идея взята из книги Фефиловой Г.Е. Литература. 10 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков / Г.Е.Фефилова. – Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс. 2015.

Предложенная ниже работа учеников собрана из ответов всех групп

Тема итогового сочинения 2015-2016 учебного года.Дальневосточный федеральный округ. Амурская область


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

«Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств»?

⁠итоговое сочинение по проблеме «Разум и чувства»

Что такое разум? Что такое чувства? Всегда ли они представляют собой единое целое? Этими вопросами задавался, наверное, каждый из нас. Я думаю, Бог хотел, чтобы разум и чувства составляли в человеке гармоничное единство. К сожалению, далеко не всегда это возможно. Нередко человек живёт эмоциями, которые не контролируются разумом, или, наоборот, холодный рассудок подавляет все чувства.
На мой взгляд, примером чувств, которые восполняют разум, является главная героиня

Матрёна добра, бескорыстна, сострадательна. Она живёт ради других: выполняет самую тяжёлую мужицкую работу в колхозе, постоянно помогает соседям, ничего не требуя при этом взамен. Большинство людей считают Матрёну глупой и откровенно пользуются её добротой. Но эта женщина, по мнению автора, не глупа – она умна сердцем. И именно сердечность героини восполняет ей недостаток образования и интеллекта.
Чувства, затмевающие разум, мы можем увидеть

Главная героиня забывает всё, влюбившись в графа Алексея Кирилловича Вронского. Она оставляет нелюбимого мужа, хотя при этом лишается встреч с обожаемым сыном Сергеем, и сходится с графом. Но даже это Толстой мог бы простить своей героине, ведь она отказалась жить во лжи, отказалась скрывать свою любовь, как это делали многие люди её круга. Не прощает же ей автор того, что и в отношениях с Вронским Анна глубоко эгоистична. Она равнодушна к дочке, рождённой от него, потому что постоянно занята мыслями только о том, где сейчас возлюбленный, с кем, любит ли он её по-прежнему. Каренина ослеплена ревностью. Именно ревность и мысли о том, что весь мир создан для того, чтобы приносить ей страдания, настолько затемняют разум героини, что она решает покончить жизнь самоубийством.
В качестве доказательства, что разум способен охлаждать наши чувства, можно привести пример

Так, Печорин, получивший письмо от Веры, в котором она пишет, что рассказала мужу о своих отношениях с ним и что они расстаются навсегда, вначале поддаётся нахлынувшим эмоциям и бросается в погоню. Но рассудок героя в итоге берёт верх. Печорин понимает, что не сможет воссоединиться с Верой, и, главное, не сможет сделать её счастливой, так как не предназначен для тихой семейной жизни, не умеет радоваться простым человеческим вещам. Как ни горько было герою, он примиряется с тем, что безвозвратно потерял любимую женщину.
Подводя итог сказанному, хочу сказать, что слова М. Пришвина совершенно справедливы. И хотя несомненно то, что разум и чувства человека должны составлять гармоничное целое, этот идеал далеко не всегда достижим.