Проблема приобщения человека к искусству аргументы. Сборник идеальных эссе по обществознанию. Через чтение – к искусству


Искусство... Пожалуй, это самый важный показатель уровня развития общества. Что же необходимо каждому человеку для познания замысла автора? Много ли внимания нужно уделять подробному самостоятельному изучению искусства? Именно над этой проблемой размышляет С. Львов.

Вопрос необходимости саморазвития в искусстве является очень актуальным, так как в наше время многие молодые люди игнорируют великое культурное наследие.

Данная проблема является социально-философской. Такой вывод можно сделать благодаря тому, что искусство существует только в обществе, и именно через творчество люди пытаются познать мир. Поднятая проблема рассматривается на примере жизни студентов Института истории, философии и литературы, которые занимались саморазвитием. Автор обращает внимание на то, что большую часть знаний об искусстве молодые люди получали по собственному желанию, добровольно посещая театры, литературные вечера. С. Львов с огорчением отмечает, что иногда человек может почувствовать себя неловко при разговоре об определенном виде творчества из-за неосведомленности.

Моя позиция подтверждается опытом художественной литературы. Многие писатели поднимали эту тему в своих произведениях. Например, в книге Р. Брэдбери «451 градус по Фарингейту» искусство полностью вычеркнуто из жизни общества, но некоторые герои, благодаря книгам, имеют возможность познакомиться с великими произведениями самостоятельно.

Также об этом говорится в произведении М. Влади «Владимир, или Прерванный полет». Высоцкий и его жена всю жизнь посещали выставки, музеи, концерты, знакомились с искусством всего мира.

Таким образом, чтобы изучать и понимать творчество музыкантов, писателей, художников, необходимо прикладывать максимум усилий и внимания. Самообразование в искусстве необходимо, ведь именно благодаря познанию культуры человек обогащает свой внутренний мир.

Обновлено: 2017-02-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Views: 5195

(1)Приобщение к искусству может происходить и в просторном, специально построенном здании, и в четырёх стенах, и под открытым небом. (2)Показывают ли зрителям очередную кинокартину, ведут ли занятия драматического кружка, самодеятельного хора или кружка по изобразительному искусству - во всём этом должен и может подолгу жить огонь творчества. (3)И тот, кто однажды приложит свои собственные усилия к одному из этих дел, со временем будет вознаграждён.

(4)Безусловно, искусство скорее и охотнее раскрывается тому, кто сам отдаёт ему силы, раздумья, время, внимание.

(5)Рано или поздно каждый может почувствовать, что он среди знакомых и друзей в неравном положении. (6)Их, например, интересует музыка или живопись, а для него они - книги за семью печатями. (7)Реакция на такое открытие возможна различная.

(8)Когда я стал студентом Института истории, философии и литературы, многое связало меня сразу с новыми товарищами. (9)Мы серьёзно занимались литературой, историей, языками. (10)Многие из нас пробовали писать сами. (11)Словно предчувствуя, каким недолгим будет наше студенчество, спешили успеть как можно больше. (12)Не только слушали лекции на своих курсах, но и ходили на лекции читавшиеся старшекурсникам. (13)Успевали на семинары молодых прозаиков и критиков. (14)Старались не пропускать театральные премьеры и литературные вечера. (15)Как мы всё успевали, не знаю, но успевали. (16)Меня приняли в свою среду студенты, которые были на курс старше нашего. (17)Интереснейшая то была компания.

(18)Я старался не отставать от неё, и мне это удавалось. (19)3а одним исключением. (20)Мои новые товарищи горячо интересовались музыкой. (21)У одного из нас была большая по тем временам редкость: радиола с устройством для переворачивания пластинок - долгоиграющих тогда ещё не было, - которая позволяла прослушать целую симфонию, концерт или оперу без перерывов. (22)И коллекция камерной, оперной и симфонической музыки.

(23)Когда начиналась эта непременная часть нашего вечера, товарищи слушали и наслаждались, а я скучал, томился, мучился: музыки я не понимал, и радости она мне не доставляла. (24)Конечно, можно было притвориться, прикинуться, придать лицу подобающее выражение, проговорить вслед за всеми: «Прекрасно!». (25)Но притворяться, изображать чувства, которых не испытываешь, у нас было не в обычае. (26)Я забивался в угол и страдал, чувствуя себя выключенным из того, что так много значит для моих товарищей.

(27)Хорошо помню, как произошёл перелом. (28)Зимой 1940 года был объявлен авторский вечер тогда ещё молодого Д. Д. Шостаковича - первое исполнение его фортепианного квинтета. (29)Друзья взяли билет и мне. (З0)Вручали его торжественно. (31)Я понял: то, что предстоит, - событие!

(32)Не стану утверждать, что я в тот вечер сразу и навсегда излечился от невосприимчивости к музыке. (ЗЗ)Но поворот - решительный и важный - произошёл. (34)Как я благодарен своим друзьям тех давних лет, что они не махнули рукой, не исключили из слушания музыки - а ведь и исключать не нужно было, при тогдашнем по-юношески ранимом самолюбии хватило бы иронической реплики, чтобы я почувствовал себя среди них, понимающих и знающих, лишним. (З5)Этого не случилось.

(З6)Прошло много лет. (37)Уже давно серьёзная музыка для меня - необходимость, потребность, счастье. (38)А ведь можно было - навсегда и непоправимо - разминуться с ней. (39)И обездолить себя.

(40)Этого не случилось. (41)Во-первых, я не встал в позу человека, который, не понимая чего-нибудь, говорит вслух или мысленно: «Ну и не надо!». (42)И потому что не захотел притворяться, делая вид, что понимаю, когда ещё был очень далёк от этого. (43)А больше всего - благодаря моим друзьям. (44)Им мало было наслаждаться самим. (45)Им хотелось и меня приобщить к своему пониманию, к своей радости. (46)И это им удалось!

(По С. Львову*)

* Сергей Львович Львов (1922-1981 гг.) - прозаик, критик, публицист, автор статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы.

Как близкие люди могут повлиять на развитие личности человека? Эту сложную проблему поднимает в своём тексте С.Л. Львов.

Размышляя над поставленным вопросом, публицист на примере случая из жизни одного молодого человека показывает, как окружение повлияло на его жизнь. Для этого автор текста приводит примеры того, как люди по-разному относятся к музыке: товарищи этого молодого человека музыку очень любили, а он сам её не понимал, и прослушивание музыки было для него сущей мукой. Автор с уважением говорит о том, что друзья молодого человека, вместо того, чтобы поставить на нём крест, очень помогли ему всё-таки полюбить музыку, например, они торжественно вручили ему билет на концерт Шостаковича, что принесло герою осознание важности такого события. В тот вечер в его жизни произошёл «решительный и важный» переворот, который поспособствовал тому, что через какое-то время серьёзная музыка для него стала «необходимостью, потребностью, счастьем». Поэтому автор текста напоминает всем нам: очень многое в жизни человека зависит от того, как к нему относятся близкие.

Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что близкие люди могут сильно повлиять на развитие личности человека, способствовать формированию у него привычек, взглядов на жизнь, моральных ценностей.

Моё согласие с авторской позицией можно обосновать, обратившись к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении граф и графиня Ростовы – добрые и открытые люди. И то же самое можно сказать про их детей (за исключением Веры). Почему Наташа, Петя и Николай очень отзывчивы? Если посмотреть на то, что было только что сказано об их родителях, то ответ на такой вопрос становится очевиден: они научились этому у мамы с папой. Но у родителей можно научиться и плохому, в чём легко убедиться, взглянув на семью Курагиных. Василий Курагин и его жена очень высоко поставили значение денег в своей жизни. И тем же самым можно охарактеризовать их детей Элен и Анатоля. Элен, например, вышла замуж за Пьера Безухова лишь потому, что он был богат, Анатоль пытался жениться на Марье Болконской, потому что та была богата… Таким образом, в большинстве случаев на мировоззрение, привычки и нравственные ценности человека влияет его окружение.

Мысль о том, что взгляды на жизнь, стереотипы и моральные ценности человека часто зависят от его близких, звучит и в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». В этом произведении князь Александр Щербацкий и его жена представлены высоконравственными и глубоко верующими людьми. Но то же самое можно сказать про их дочерей Кити и Долли. Они очень добрые, заботливые, любящие. В противовес им можно привести Вронских – мать и сына Алексея Вронского. Мать его подвержена разврату, моральные ценности для неё ничего не значат. И долгое время такую же характеристику можно было дать и Вронскому, хотя в конце концов он всё же начал задумываться о нравственности. Но, если бы его мать была честным человеком, мысли о важности моральных норм пришли бы к нему, вероятно, ещё в детстве. Следовательно, на мировоззрение, ценности и привычки человека зачастую влияет его окружение.

В заключение важно отметить: конечно, не каждый человек копирует поведение своих близких, но в подавляющем большинстве случаев многие убеждения закладываются в человека именно окружением, независимо от того, хорошие это убеждения или плохие.

А как считаете Вы?

Формат

Роль самовоспитания в приобщении к искусству

Человек рано или поздно приобщается к искусству, будь то самодеятельный школьный хор или специальная школа особого направления.

Проблему текста можно обозначить так: поиски путей к ис­кусству. Бывает иногда: в начале жизненного пути подрас­тающий человек, школьник, не очень охотно участвует в том, что связано с искусством. И всё же приобщение к эстетической стороне жизни ему или подсказывают обстоятельства (напри­мер, он с хором должен выступить на конкурсе песни), или соб­ственное стремление, допустим, рисовать или научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Комментируя проблему, можно сказать, что человек намерен творчески проявить себя лишь в тех случаях, если его талант и старания будут по заслугам оценены окружающими, которые поддержат и ободрят его, вселят веру в свои силы.

При этом позиция автора такова. Только углублённая работа над собой, связанная с обогащением чувств, расширением кру­гозора, даст свои результаты. Нельзя научиться хорошо играть на каком-либо инструменте, не выучив ноты, не постигнув основы музыкальной грамоты. Нельзя написать серьёзную картину без предварительных «заготовок» - этюдов. Работа эта требует терпения, времени, упорства. Только при этих условиях результаты будут успешными.

Я согласен с позицией автора и подтверждаю её первым примером. Великий итальянский скрипач и композитор конца XVIII - первой половины XIX веков Николо Паганини учился под надзором сурового отца, который приобщал сына к искус­ству, едва ли не истязая его. И юный музыкант стал со временем великим мастером скрипичной музыки, основоположником романтического в ней направления. Именно он показал при мер исполнения наизусть, без нот, огромного количества соль­ных партий на скрипке. Так, жестокие внешние обстоятельства и пробудившаяся в душе музыканта великая любовь к инстру менту сделали мастера гениальным.

Второй пример в подтверждение позиции автора можно при вести из рассказа В. Шукшина «Хозяин сада и огорода». Между двумя соседями, сельскими жителями, возникает спор на тему о том, что важнее: потратить деньги на ремонт бани или при гласить учителя музыки, чтобы тот обучил сына игре на баяне. Хозяйственный крестьянин упрекает непрактичного соседа, пожелавшего приобщить сына к прекрасному, за то, что тот зря потратил деньги, не отремонтировав прежде баню в собствен­ном дворе. Но сосед уверен в своей правоте: баня - вещь пре­ходящая, а он сделает сына счастливым на всю жизнь.

Вывод. Подлинный талант человека и его целеустремлён­ность - залог его успеха в искусстве. И в любом деле тоже.

Приобщение к искусству через чтение - расширение познаний в сфере культуры посредством чтения книг.

Как приобщиться к миру искусства

Наверное, многим из нас хотелось бы лучше разбираться в искусстве и больше знать об известных композиторах, художниках и литературных деятелях. Такие знания повышают общий культурный уровень человека, открывают для него новые миры и горизонты, а также представляют собой источник удовольствия и вдохновения. Но с чего начать, как войти в эти миры, которые, как иногда кажется, доступны только избранным?

Не обязательно сразу нырять в мир классической музыки и слушать все без разбору, часами топтаться в Третьяковке, после чего многие картины могут превратиться в одно размытое пятно, а имена художников - перемешаться в голове, или же браться скрупулёзно перечитывать классиков из школьной программы. Знания, которые насаждаются по обязательной программе, как правило, ненадолго задерживаются в голове и быстро испаряются. Их ничто не держит. Другое дело, если эти знания подкрепляются созданием более прочных нитей и связей, тогда одно тянет за собой другое, ко второму отлично крепится третье, а третье прекрасно дополняется четвертым. Например, прочитав «Девушку с жемчужной сережкой» Трейси Шевалье, вы уже вряд ли забудете имя голландского живописца Яна Вермеера, вам непременно захочется познакомиться с его работами, а может быть, у вас проснется интерес и к творчеству других голландских художников. А книга Анастасии Цветаевой «Воспоминания» может открыть для вас не только творчество ее сестры Марины, но и целое созвездие имен Серебряного века.

Искусство в художественной литературе и мемуарах

Художественная литература – прекрасный способ для новичка проникнуть в мир искусства. Написано множество увлекательных художественных книг о выдающихся художниках, музыкантах и скульпторах. Конечно, художественная литература всегда содержит долю вымысла автора, и все же она дает возможность узнать о прекрасном в увлекательной форме. Одно имя тянет за собой другое, и вот вы уже забредаете в Википедию, движимые желанием узнать больше. Еще неделю назад вы и понятия не имели об этих людях или знали о них что-то смутное и туманное из школьного курса, а сегодня перед вами вдруг открылась вся жизнь выдающегося человека, вы размышляете над его судьбой и с удовольствием – из интереса, а не «по обязаловке» – обращаетесь к его творчеству.

Огромную ценность представляют также мемуары выдающихся людей. Нередко в них встречается множество других имен, о которых стоит узнать поподробнее; вы можете открыть для себя новые замечательные произведения. А кроме того, мемуары, как правило, это еще и свидетельство эпохи, и описание быта, отношений между людьми, событий, свидетелем которых был автор, и о которых мы знаем разве что из учебников истории. Прочитать хорошие мемуары – это как прожить дополнительную жизнь, приобщить жизненный опыт автора к своему собственному. Кроме того, нередко в них можно встретить то, что, может быть, вы захотите взять себе на вооружение, то, что вдохновит вас на собственные достижения и укрепит вашу мотивацию.

Книги о художниках и скульпторах

  • Ирвинг Стоун «Жажда жизни» - о Винсенте Ван Гоге
  • Ирвинг Стоун «Муки и радости» - о Микеланджело
  • Ромен Роллан «Жизнь Микеланджело»
  • Дэвид Вейс «Нагим пришел я» - об Огюсте Родене
  • Лион Фейхтвангер «Гойя, или тяжкий путь познания» - о Франсиско Гойя
  • Константин Паустовский «Исаак Левитан»
  • Хейден Эррера «Фрида Кало»
  • Марк Шагал «Моя жизнь»
  • Илья Репин «Далекое и близкое»
  • Константин Коровин «Моя жизнь»
  • Александр Дюма «Асканио» - о скульпторе Бенвенуто Челлини
  • Николай Надеждин «Сальвадор Дали: история одного гения»
  • Елена Матвеева «Андрей Рублев. История о великом иконописце Руси»
  • Кузьма Петров-Водкин «Хлыновск», «Пространство Эвклида»
  • Александр Бенуа «Мои воспоминания»

Книги о писателях и поэтах

  • Анастасия Цветаева «Воспоминания»
  • Константин Паустовский «Повесть о жизни»
  • Анатолий Рыбаков «Роман-воспоминание»
  • Корней Чуковский «О писателях»
  • Лидия Чуковская «Памяти детства», «Записки об Анне Ахматовой»
  • Павел Басинский «Лев Толстой: бегство из рая»
  • Юрий Тынянов «Пушкин», «Кюхля»
  • Ариадна Тыркова-Вильямс «Пушкин»
  • Агата Кристи «Автобиография»
  • Владимир Набоков «Другие берега»
  • Зинаида Гиппиус «Ничего не боюсь»
  • Ирина Одоевцева «На берегах Невы», «На берегах Сены»
  • Владимир Ходасевич «Некрополь»
  • Ирвинг Стоун «Моряк в седле» (о Джеке Лондоне)
  • Андре Моруа «Три Дюма»
  • Андре Моруа «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго»

Книги о музыкантах

  • Александр Пушкин «Моцарт и Сальери»
  • Дэвид Вейс «Моцарт»
  • Ф.Оржеховская «Воображаемые встречи. Повести о Шумане, Шопене, Листе, Вагнере»
  • Роберт Уокер «Рахманинов»
  • О.Л.Черников «Рояль и голоса великих»
  • Ромен Роллан «Жизнь Бетховена»
  • О.Кувшинникова «Бетховен и Элиза. Нежное послание»
  • Стивен Иссерлис «Всякие диковины про Баха и Бетховена»
  • Нина Берберова «История одинокой жизни. Чайковский. Бородин»
  • Александр Ткаченко «Бах»
  • Я.И.Мильштейн «Очерки о Шопене»
  • Татьяна Веретенникова «Шопен. Повелитель звуков»
  • Александр Вертинский «Дорогой длинною»
  • Владислав Шпильман «Пианист. Варшавские дневники»

Через чтение – к искусству

Художественные книги о выдающихся людях воспринимаются легче, но если вы всерьез заинтересовались каким-то художником, писателем или музыкантом, то тут могут пойти в ход и книги из серии «Жизнь замечательных людей», и биографии, и документальные фильмы, которые можно найти на youtube. Теперь вам вдвойне интереснее будет рассматривать альбом с работами этого художника или слушать диск с композициями этого музыканта, ведь теперь вы будете знать предпосылки и историю появления этих шедевров. От одного музыканта/художника/писателя вы можете гармонично перейти к другому, ведь многие из них дружили между собой и оказывали влияние друг на друга.

Другие пути

Можно углубить свои знания в искусстве и другими способами. Узнайте, проводятся ли в музеях вашего города лекции. Например, в Москве Третьяковская галерея располагает прекрасным лекторием tretyakovgallery.ru/ru/education/lectures , где проводятся лекции для взрослых и детей. Следите за новыми выставками. Сходите в ближайшие дома-музеи писателей, художников и музыкантов. Нередко в них также устраиваются лекции, музыкальные и литературные вечера и другие мероприятия, приуроченные к важным датам данного музея.

Различные издательства периодически выпускают журнальные коллекции, посвященные выдающимся композиторам и художникам, которые включают как биографические данные, так и сведения о творчестве и образцы их работ – музыкальные диски или репродукции картин.

Билет в мир искусства

К миру искусства можно приобщиться по-разному. Кто-то вхож в него с детства, воспитан в любви к хорошей литературе, музыке и живописи. Но даже если вам и не посчастливилось получить «билет» в мир искусства в детстве, то вполне можно заработать этот билет и в зрелом возрасте, самостоятельно. Для этого нужно лишь желание, интерес и готовность впустить искусство в свою душу.

Часто в Жизни мы встречаем людей, далеких от искусства. Они не понимают классическую музыку, не посещают театры, музеи. Жизнь их однобока и скучна. Однако таким людям можно помочь. Как происходит процесс приобщения к музыке? На этот вопрос отвечает автор текста, С. Львов.

Он считает, что приобщение к искусству происходит везде: в кинозале, на концерте. Автор убеждает нас в том, что человек должен сам приложить усилия, чтобы понять и постичь искусство.

Львов раскрывает проблему на своем собственном опыте. Посещение концерта Дмитрия Шостаковича заставила его “сразу и навсегда излечиться от невосприимчивости к музыке”. С тех пор серьезная музыка стала для него необходимостью, потребностью, счастьем.

Герой романа “Отцы и дети” Ивана Тургенева, Евгений Базаров, не любил музыки, не разбирался в искусстве. Это было отрицание, доходящее до абсурда. И только перед лицом

смерти он стал человечней, в нем раскрылись романтические черты.

“Жизнь коротка, искусство долговечно” – писал Гиппократ. Главное предназначение искусства – позволить человеку познать самого себя. Каждый человек должен понимать и любить искусство, музыку. Он станет полноценной личностью в том случае, если раскроет для себя мир прекрасного.


Другие работы по этой теме:

  1. Искусство… Пожалуй, это самый важный показатель уровня развития общества. Что же необходимо каждому человеку для познания замысла автора? Много ли внимания нужно уделять подробному самостоятельному...
  2. Прозаик, публицист и критик С. Л. Львов поднимает в своем произведении вопрос о роли близких в становлении личности. Думаю, эта проблема всегда будет актуальной, поскольку...
  3. Кому доступно постижение искусства? Именно над этой проблемой размышляет автор текста. Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, С. Львов, рассказывая, как он “излечился от...
  4. Ксения Кривошеина затрагивает в тексте важную проблему оценки отношения людей к искусству. Сложившаяся ситуация с навязыванием стереотипов в восприятии прекрасного кажется автору угрожающей, поэтому она...
  5. На мой взгляд, настоящее искусство – это красивейшее творение человека, которое вдохновляет нас, заставляет радоваться жизни и любить окружающий нас мир. И виды искусства могут...