Проблемы любви в бедной лизе. История любви лизы и эраста из повести "бедная лиза"

Повесть Карамзина “Бедная Лиза” является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе. В новелле главную роль занимают чувства и переживания героев. Сюжет строится на истории любви бедной крестьянки Лизы и богатого аристократа Эраста.

Тема любви в сентиментальном произведении Карамзина является основной, хотя по ходу сюжета раскрываются и другие, хоть и более кратко. Например, тема социального неравенства поднимается тоже, мы видим, что традиции и условности общества не позволяют любящим молодым людям из разных сословий создать семью. Кроме того, мы наблюдаем раскрытие в повести темы внутренней чистоты и достоинства личности, проявляющуюся в ее поступках и отношении к другим: подлость (обман Лизы) и корыстные поступки Эраста (женитьба по расчету) противопоставляется верности и искренности Лизы. Однако все-таки тема любви как гаммы чувств интересуют автора больше всего, позволяя в полной мере создать произведение сентиментального жанра.

Любовь Лизы и Эраста вспыхивает при первой встрече. Эраст видит Лизу, торгующую цветами, и практически

с первого взгляда влюбляется в прекрасную девушку. Лиза тоже не может забыть таинственного незнакомца. Позже Эраст находит дом Лизы, где она живет со своей матерью. Он просит у ее матери разрешения впредь покупать все цветы, собранные девушкой, и “ей незачем будет часто ходить в город, и ты не принуждена будешь с нею расставаться. Я сам по временам могу заходить к вам”.

Эраст увлекается чистой, доверчивой и невинной девушкой. Он называет ее “пастушкой” и “дочерью природы”. Ради любви к ней он готов оставить светскую жизнь. Лиза тоже полюбила Эраста. Молодые люди дают друг другу клятву верности. Лиза готова ради него скрывать их отношения от горячо любимой матери. Они наслаждаются тайными встречами и не могут прожить друг без друга и дня. Однако вскоре к Лизе посватался сын богатого крестьянина. Эраст выступает против их свадьбы и обещает Лизе, несмотря на разницу между ними, никогда не расставаться. Платоническая любовь между ними закончилась и “уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться, и которые были для него уже не новы”. Эраст постепенно теряет былой интерес к Лизе. Вскоре он сообщает ей, что отправляется в военный поход. Лиза тоскует по своему Эрасту. И вот однажды она случайно встречает его в городе. Девушка рада их встрече, но Эраст говорит, что, несмотря на свою любовь, вынужден жениться на другой.

Лиза не смогла пережить это потрясение. Она бросается в пруд, близ которого они часто гуляли с Эрастом. Так трагически заканчивается жизнь Лизы и история ее любви.

Карамзин одним из первых в русской литературе смог так ярко описать чувства и переживания героев. Повесть “Бедная Лиза” наполнена тонким психологизмом, в ней показан внутренний мир человека, его переживания и желания.


Другие работы по этой теме:

  1. Эраст – один из главных героев повести Карамзина “Бедная Лиза”. Это приятный молодой человек, способный расположить к себе. Он красив, богат и искушен в светской...
  2. Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” всегда вызывала интерес у читателей. Почему? Это трагическая история любви романтичной юной крестьянки Лизы и дворянина Эраста. Сюжет этой...
  3. (По повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”) Повесть Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза” стала типичным образцом сентиментализма. Карамзин был ос­новоположником этого нового литературного направления отечественной...
  4. Повесть “Бедная Лиза” – признанный шедевр русской сентиментальной литературы. В этом произведение на первый план поставлены чувства и переживания героев. Главными героями повести являются крестьянка...

Подробное изображение чувств героев является одной из главных особенностей повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» . Это произведение, написанное по законам сентиментализма – литературного направления, где в конфликте «чувства и долга» должны побеждать чувства.

Сентиментализм Бедной Лизы выражается через симпатии автора, которые оказываются на стороне тех героев, которые по велению своего сердца, а не рассудка.

Чувства Эраста: хозяин чувств

В первой части повести наибольшее внимание Карамзин уделяет чувствам Эраста, именно он сначала является главным героем. Он устал от суетного города и людской лживости, от фальши и блеска, поэтому нежно влюблен в деревенскую девушку Лизу, которая кажется ему воплощением всего самого чистого, прекрасного и настоящего. Самое главное, что во время встреч с Лизой он даже не помышляет о плотском проявлении любви – его чувства совершенно платонические, он думает, что любит Лизу скорее как сестру, а не как женщину. Ему приятно просто быть рядом с ней.

Однако и Эрасту, как любому живому человеку, оказывается сложно устоять перед соблазном, и Карамзин понимает это. Физическая любовь Эраста с Лизой все-таки осуществляется, и после этого чувства Эраста и его отношение к девушке постепенно меняются: Лиза перестает быть для него непорочным идеалом, она теперь стала похожа на всех остальных женщин в его жизни. Такую девушку можно покинуть, что он и делает. Эраст женится на богатой женщине, наступая при этом на горло своим чувствам – он не любит ее, но этот брак станет выгодным.

Чувства Лизы: жертва чувств

После их разрыва акцент в повести Карамзин делает на чувствах Лизы. Вообще ее образ был представлен довольно неожиданно для русской литературы: Карамзин первым из авторов показывает, что у крестьян тоже могут быть чувства и переживаия, что «и крестьянки любить умеют» . Лиза ведет себя именно так, как и полагается страдающей лирической героине – ее сердце разбито, без любви жить не имеет смысла, значит, и жить незачем.

Узнав о женитьбе Эраста и рассудив подобным образом, несчастная девушка бросилась в реку. Бесспорно, двигали ею исключительно чувства, ведь с рациональной точки зрения ничего критического не случилось: она не беременна, репутация ее не испорчена, ни о чем не знает даже мать... Однако для Лизы не существует разума, для нее есть только сердце. Разбитое сердце.

Таким образом проникая в души своих героев, Карамзин показывает нам разницу восприятия ими любви. Сцена их близости является кульминацией повести: после этого чувства Эраста медленно угасают и уводят его от Лизы, а ее чувства, напротив, разгораются сильнее и доводят до самоубийства, когда встречают холодность. Получается, что Лиза становится жертвой чувств, в то время как Эраст – их хозяин.

На тему: Любовь в произведениях Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и И: В. Гёте «Страдания юного Вертера»

Произведения «Бедная Лиза» (1792 г.) и «Страдания юного Вертера» (1774 г.) принадлежат к направлению литературы, которое было определено как сентиментализм. Это направление возникло в европейской литературе XVIII-XIX века как протест против сухости и высокопарности псевдоклассицизма. Оно отличалось появлением психологического анализа, добрым отношениям к малым и слабым.

По существу, сентиментализм начинается с И.-В. Гёте, который прошел долгую школу «пиетического распознавания собственной души». Его Вертер — свободолюбивый мечтатель, воспитанный на идеях Ж: Ж. Руссо, враг бюргерства и дворянской спеси, деспотизма и тирании. В этом произведении весь вихрь событий закручивается в любовном треугольнике -Вертер, Лотта, Альберт.

Вертер любит Шарлотту, но мне кажется, что если бы не было преграды в любви (Альберта), то их отношения не привели бы ни к чему, стали бы слишком обыденными. Лотта тоже ведет себя по меньшей мере странно: она не дает Вертеру отказа, хотя помолвлена с Альбертом. И Альберт не делает никаких усилий, чтобы взять всю ситуацию в свои руки. Возможно, если бы Вертер не был романтиком, то он либо добился бы брака с Шарлотгой, либо отошел в сторону, то есть уважал бы отношения других людей. Однако доведенный до отчаяния противоречиями в самом себе, одиночеством во враждебном ему обществе и желанием любви, но не в этом мире, Вертер кончает с собой.

Очень сложно сравнивать, искать единство и отличия в ритме, особенностях литературного языка и композиции двух произведений, хотя они, наверняка, есть (одно из произведений написано на немецком языке). Тем не менее можно отметить, даже с учетом перевода, мягкость языка, умение затронуть душевные струны в человеке, чувствительность.

Трагический разлад с действительностью, видимо из-за актуальности этой темы, сделал Вертера популярным героем мировой литературы сентиментализма и романтизма. Роман Гёте вызвал много подражаний в разных странах, его перелагали в драмы и стихи. Среди молодых людей вошло в моду одеваться, как Вертер; были случаи, когда юноши кончали с собой, оставляя письма к возлюбленным. Одна из поздних интерпретаций романа Гете — опера французского композитора Ж. Массне «Вертер» — не сходит до сих пор со сцен театров мира.

В повести «Бедная Лиза» показывает, что и «крестьянки любить умеют», учит ценить не сословную принадлежность человека, а его душевный мир, расширяет возможности искусства в изображении человека. Лиза — простая девушка, а понравившийся ей молодой человек — барин, который, по ее мнению, отвечает ей взаимностью, но на самом деле это не так. Она не понимает мотивов, которыми руководствуется Эраст и принимает кажущееся ей за действительность. Она способна на многое ради него и глубоко в душе предполагает, что он ответит ей тем же. Яркий пример этого — сцена в самом начале повести, когда Лиза набрала лучших цветов, но не продала их никому а выбросила в Москву-реку Зачем продавать любовь другому, если она предназначена кому-то одному? О внимании Эраста к Лизе говорят только вечерние прогулки. Но все становится ясным после сцены грехопадения. Далее следует уход Эраста на военную службу где суть его и раскрывается для нас. И только случай, когда Лиза увидела жену Эраста, помог ей раскрыть глаза на истинное положение вещей. То, что она так далеко зашла в своем заблуждении, определило ее поступки… Она даже не думала о людях, жизнь которых зависит от ее жизни, ничто не остановило ее.

Еще хотелось бы уточнить, что если бы Лиза не закончила жизнь столь трагично, то это уже было бы произведение совсем не эпохи сентиментализма. Если можно сравнивать содержание этих двух произведений как характерных для немецкого и русского сентиментализма, то немецкий сентиментализм («Страдания юного Вертера») несет в себе страстное возвеличивание чувств, мятежный протест и бунт личности. В русском же сентиментализме («Бедная Лиза») само представление о чувстве рационалистично, то есть рассудок, здравый смысл нередко остаются главенствующими категориями. Но общее для всех произведений эпохи сентиментализма заключается в том, что литература пробудила интерес к 4жиз-ни сердца», к человеку, чье нравственное достоинство не зависит от богатства и сословной принадлежности. Анализ произведений эпохи сентиментализма очень важен, так как в характере любого современного человека есть элементы каждой эпохи, в том числе и эпохи сентиментализма.

VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});

Характеристика Эраста.

Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII веке в России, ярчайшим представителем

которого стал Н. М. Карамзин. Писатели – сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и обыкновенных человеческих чувств.

По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» - «сказка весьма не замысловатая» .
Сюжет повести прост. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста.

Эраст – светский молодой человек «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным» . Общественная жизнь и светские

удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою» .
Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о

том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизациями, жили беспечно

на лоне природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах» .

С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую
«дочь природы» - крестьянку Лизу. Он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало» .

Чувственность – высшая ценность сентиментализма

Толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина

чистой первой влюбленности нарисована в повести очень трогательно.
Эраст восхищается своей « пастушкой» . «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его» . Но когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней.

Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое

состояние и, в конце концов, женится на богатой вдове.

А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза забывает душу свою» - бросается в пруд около Си… нова монастыря. Эраст

тоже наказан за свое решение оставить Лизу: он будет вечно корить себя за ее смерть. «Он не мог утешиться и почитал себя

убийцею» . Их встреча, «примирение» возможна лишь на небесах.

Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой

очень велика, но Лиза в повести меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на

сентиментальных романах.

Существовало множество произведений, подобных этой повести. Например:
«Пиковая дама» , «Станционный смотритель» , «Барышня – крестьянка» . Это произведения А. С. Пушкина; «Воскресенье» Л. Т. Толстого. Но именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.
_____________________________
Помогла?Поблагодарите!!!

Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» пропитана сентиментальными чувствами и переживаниями молодой и невероятно красивой девушки крестьянского происхождения. Некогда ее семья была довольно зажиточная, но после смерти отца семейства их с матерью существование стало очень трудным и бедным. Лиза изо всех сил старалась заработать средства для выживания и часто не жалела ни себя, ни свою красоту, ни свою молодость.
В Москве она продавала цветы. Однажды к Лизе подошел красивый и знатный молодой человек и предложил купить цветы за гораздо более высокую цену, аргументирую тем, что цветы сорванные такой красиво рукой и стоят дольше. Лиза из-за природной скромности отказалась. Тогда молодой человек, а звали его Эраст, сказал, что будет каждый день покупать у нее цветы. В тот самый момент при их первой встречи, в душе Лизы появилось совершенно новое чувство, которое до этого она никогда не испытывала. Удивительное волнение и глубокие раздумья поселились в ее души. Она несомненно начала испытывать симпатию к Эрасту. И какого же было ее счастье, когда он вскоре лично посетил их дом, и сказал что теперь будет каждый вечер навещать ее.
Так началась недолгая, но невероятно трогательная и романтичная череда свиданий Лизы и Эраста. Они каждый вечер были вместе под сенью зеленой листвы. Молодой человек восхищался природной красотой и невинностью девушки. Он чувствовал, что в Лизе есть та чистота, искренность и непорочность, которую невозможно было встретить в избалованном обществе дворян. Эрасту было ново и интересно проводить с девушкой время. Их отношения были невинны и высоки.
Но однажды Лиза пришла на свидание с явной тревогой. Оказалось, что ее сватает сын зажиточного крестьянина и мать собирается ее выдать замуж. Эраст также был поражен. Он сказал, что непременно заберет ее к себе и будет жить с ней до конца дней. Ведь главное для него это невинная душа Лизы, и положение в обществе для него не важно. Так как девушка была крестьянского происхождения, а Эраст был дворянином. В этот момент их непорочные отношения закончились. Оба поддались соблазну и случилось то, что невозможно было изменить. В этот день Лиза плакала, когда прощалась с Эрастом. Ей было страшно от осознания содеянного.
После этого их свидания не закончились, но в Эрасте произошли непоправимые перемены. Теперь Лиза уже не представлялась ему чистой, невинной, непорочной девушкой. Этот ореол был безвозвратно разрушен. Молодой человек чувствовал, что теперь его душа наполнена теми же порочными чувствами, от которых он изрядно устал в высшем дворянском обществе. Лиза перестала быть ему интересна, она была уже «прочитанной книгой», и Эраст потерял к ней интерес. На мой взгляд, именно потеря всякого интересна молодого человека к Лизе привела к грустному концу.
Вскоре он сообщил девушке, что ему нужно отбыть в армию и на продолжительное время они должны расстаться. Лиза очень сильно переживала, но верила, что он непременно вернется и все у них будет как прежде. Но этому не суждено было сбыться. По прошествии некоторого времени, девушка увидела Эраста рядом с его домом и тут же бросилась его обнимать. Молодой человек немедленно отвел ее в дом, запер в своем кабинете и объяснил ситуацию, что планы резко изменились и теперь он помолвлен с другой девушкой. Сердце Лизы было разбито, и она немедленно покинула поместье. Не выдержав предательство любимого человека, она в тот же день наложила на себя руки. Так закончилась грустная, но невероятно красивая история бедной Лизы.