Профессия "режиссер". Профессия "Режиссер": описание, плюсы и минусы

Задача режиссера

С актерами нельзя говорить сухим научным языком, да и я сам не человек от науки, и поэтому не смог бы взяться не за свое дело. Моя задача говорить с актером его языком: не философствовать об искусстве,.. а открывать в простой форме практически необходимые ему приемы психотехники, главным образом во внутренней области артистического переживания и перевоплощения.

К.С.Станиславский

Для любого режиссера основным материалом в его работе является творчество актера. Ни одна из проблем современной режиссуры не обретет реальной художественной ценности, если она не будет выявляться в актере. То есть, если актеры не творят, не мыслят и не чувствуют, если они пассивны и творчески инертны – режиссеру делать нечего, спектакль создавать не из чего, у него в руках просто нет нужного материала. Поэтому вопросы работы режиссера с актером в процессе создания спектакля самые насущные в творческой практике любого театра. Необходимо вызвать в актере творческий процесс, разбудить его органическую природу для постоянного, полноценного, самостоятельного творчества. Режиссер должен уметь «толковать» роль, уметь показать «как играть», раскрыть актеру всё то, что осуществляется им на сцене. И это его основная обязанность. Когда этот процесс возникает, то родится и вторая обязанность режиссера – непрерывно поддерживать этот процесс, не давать ему угаснуть и направлять его к определенной цели в соответствии с общим идейно-художественным замыслом спектакля. Режиссер должен почувствовать индивидуальность актера, в процессе работы непрерывно следить за тем, как в актере отражаются замыслы автора и режиссера, и в то же время видеть, куда актера зовет фантазия и желания, и до каких пределов можно настаивать на той или иной задаче. Следовать за волей актера и одновременно направлять её, исправлять, не давая ощущать давление.

Режиссер работает не с одним актером, а с целым коллективом, поэтому следующая наиважнейшая задача – постоянно согласовывать между собой результаты творчества всех актеров, причем так, чтобы в итоге получилось гармонически целостное идейно-художественное произведение театрального искусства. Все эти непростые задачи режиссер решает в процессе выполнения своей главной функции – творческой организации сценического действия.

В основе любого действия всегда лежит тот или иной конфликт, который вызывает столкновение, борьбу, взаимодействие между персонажами пьесы. Выявить конфликты через взаимодействие актеров, находящихся на сцене, и призван режиссер. Отсюда возникает еще одно качество режиссера - быть организатором всего спектакля. Но осуществить эту функцию убедительно - так, чтобы актеры на сцене работали правдиво, органично, а зритель бы верил в подлинность их действий, - невозможно методом приказывания, командования, давления. Режиссер должен увлечь актера своими заданиями, вдохновить его на их выполнение, будоражить его воображение, будить его артистическую фантазию, ненавязчиво "заманивать" его на правильную дорогу истинного творчества.

Основная же задача всякого истинного творчества в реалистическом искусстве - это раскрытие сущности изображаемых явлений жизни, обнаружение скрытых пружин этих явлений, их внутренних закономерностей. Поэтому глубокое знание жизни является основой всякого художественного творчества. Без знания жизни творить нельзя. Это в равной степени относится и к режиссеру, и к актеру. Если допустить, что режиссер обладает известным запасом знаний, жизненных наблюдений, мыслей и суждений о той жизни, которую нужно отобразить на сцене, а у актера никакого багажа в этом отношении нет, то актер будет вынужден механически подчиняться воле режиссера, воздействие режиссера на актера будет односторонним, творческое же взаимодействие не состоится.

Представим обратную картину: актер хорошо знает жизнь, а режиссер молод, неопытен. Что происходит в этом случае? Актер имеет возможность творить и своим творчеством воздействовать на режиссера, взаимодействия к сожалению нет, и режиссер утрачивает свою руководящую роль и вынужден беспомощно плестись в хвосте творческой работы актерского коллектива. Таким образом, оба варианта - и тот, где режиссер деспотично подавляет творческую личность актера, и тот, где он вследствие незнания жизни теряет свою руководящую роль, - в одинаковой степени отрицательно сказываются на общей работе - на спектакле.

Совсем другое дело, если режиссер и актер - оба хорошо знают и понимают те явления жизни, которые автор пьесы сделал предметом творческого отображения. Тогда между ними создаются правильные творческие взаимоотношения, возникает взаимодействие или сотворчество.

Режиссер дает актеру какое-либо указание относительно того или иного момента роли - какого-нибудь жеста, фразы, интонации. Актер, восприняв указание, осмысливает его, внутренне переваривает на основе своего собственного знания жизни. В результате режиссерское указание и собственное знание актера взаимодействуют и образуют как бы некий "сплав" или синтез. Актер не механически и бездумно воспроизведет то, что потребовал от него режиссер, а творчески. Выполняя задание режиссера, он одновременно проявит и самоё себя, свою собственную творческую личность. Режиссер, отдав свою мысль, получит ее обратно в форме сценической "краски", то есть определенного движения, жеста, интонации, получит ее обогащенной и яркой. Именно поэтому режиссер должен всеми доступными ему способами будить творческую волю и инициативу актера, воспитывать в актере жажду познания, наблюдательность, стремление к творческой самостоятельности.

"Воздействуйте и убеждайте других собственным примером - тогда у вас в руках будет большой козырь, и вам не скажут: "Врачу! Исцелися сам!" или "Чем других учить, на себя обернись!". Собственный пример - лучший способ заслужить авторитет".

К.С.Станиславский

Настоящий режиссер является для актера не только учителем театра, но и учителем жизни.

Правильное самочувствие актера на сцене

Разбудить и направить творческую инициативу актера в нужное русло - важнейшая обязанность режиссера. Нужное направление определяется идейным замыслом всего спектакля. Этому замыслу должно быть подчинено идейное толкование каждой отдельной роли. Нужно, чтобы актер шел по пути, указанному режиссером свободно, не чувствуя над собой никакого насилия. Режиссер не только не должен порабощать актера, а наоборот, он должен оберегать его творческую свободу, ибо свобода - необходимое условие и важнейший признак правильного творческого самочувствия актера, а значит и самого творчества.

Допустим, что режиссер указал актеру определенную мизансцену, и актер обязан ее исполнить. более того, он обязан выполнять ее всякий раз, на каждой репетиции, а потом - на каждом спектакле. Он должен выполнять ее потому, что эта мизансцена не случайна, она продумана режиссером, прочувствована и содержит в себе определенный смысл. Она так, а не иначе, раскрывает данный фрагмент пьесы и поведение действующих лиц. И значит именно эту, а не какую-нибудь другую мизансцену должен выполнить актер. А суть дела заключается в том, что выполнить эту единственно возможную мизансцену актер должен непременно таким образом, чтобы процесс выполнения был его органической потребностью. А это произойдет только тогда, когда актер поймет, почувствует, что заданное ему поведение является для данного образа в данных обстоятельствах совершенно необходимым, обязательным. Именно эта мизансцена, этот жест, эта интонация. Тогда у него и не возникнет потребности осуществить другую мизансцену. И это чувство внутренней необходимости сделать так, а не иначе, вызовет ощущение свободы.

Выполнить указанное требование бывает нелегко. Только тогда, когда необходимое делается с ощущением свободы, когда необходимость и свобода сливаются, актер получает возможность творить. Пока актер использует свою свободу не как осознанную необходимость, а как свой личный, субъективный произвол, он не творит. Творчество всегда связано со свободным подчинением определенным требованиям, определенным ограничениям и нормам. А если актер механически выполняет поставленные перед ним требования, он тоже не творит. И в том, и в другом случае полноценного творчества нет. И субъективный произвол актера, и рассудочная игра, когда актер насильственно принуждает себя к выполнению определенных требований, - это еще не творчество. Элемент принуждения в творческом акте должен совершенно отсутствовать. Этот акт должен быть предельно свободным и в то же время подчиняться необходимости.

Как же этого достигнуть? Прежде всего, необходимо иметь выдержку и терпение, не удовлетворяться до тех пор, пока выполнение задания не станет органической потребностью актера. Для этого режиссер должен увлечь актера этим заданием. Он должен разъяснять и увлекать, воздействуя одновременно и на разум, и на чувство, и на фантазию актера, до тех пор, пока сам собою не возникнет творческий акт, то есть пока результат режиссерских усилий не выразится в форме совершенно свободной, как бы совсем непреднамеренной, непроизвольной реакции актера. Все дело во внутреннем психологическом рисунке, в точном отборе средств актерского выражения. Прежде всего, меняется способ думать. Эти два человека - актер и режиссер - мыслят по разному. Не о разном, а по разному. И потому, что вы хотите проникнуть в тайну их мысли и находитесь все время в процессе постижения этого, вы получаете эстетическую радость.

Нельзя давать зрителю возможность угадывать то, что актер совершит дальше. Если он опережает актера, значит тот находится в плену архаичной манеры исполнения. Артист должен вести зрителя за собой, управляя его эмоциями.

Итак, творческое самочувствие актера выражается в том, что он, находясь на сцене, всякое заранее известное воздействие воспринимает как неожиданное и отвечает на него свободно и в то же время верно. Именно такое самочувствие и должен стараться вызвать режиссер в актере и затем старательно его поддерживать.

Язык режиссерских заданий - действия

Самый "вредный" способ режиссерской работы - требование от актера немедленной "выдачи" определенного чувства в определенной форме, то есть требование немедленного результата. Актер при всем желании не может этого выполнить, не насилуя своей естественной природы. Помочь актеру осуществить эту подготовку - вот истинная задача режиссера. А заключается эта подготовка в том, чтобы подсказать актеру не чувство и не форму его выражения, а то действие, которое приведет актера к нужному чувству и вызовет нужную реакцию. С определенной точки зрения самым главным "врагом" в актерской игре является обозначение чувств вместо подлинного их наличия. Утверждение Станиславсого о том, что нельзя играть чувство, понимается многими как отсутствие, уничтожение эмоциональности вообще.

Если говорить о методологии, то режиссер и актер должны добиваться "высокой температуры" эмоционального накала на сцене, после чего можно заботиться о выразительности средств. Режиссер должен уметь подсказать актеру не чувство, а верное действие для каждого момента его сценической жизни. Итак, язык режиссерских заданий должен быть языком действий, а не языком чувств.

Форма режиссерских заданий

Любое режиссерское указание может быть сделано как в форме словесного объяснения, так и в форме режиссерского показа. Словесное объяснение справедливо считается основной формой режиссерских указаний, но обойтись только словами невозможно. Показ конечно же необходим, хотя с этим связана весьма серьезная опасность творческого обезличивания актеров. Очевидно, что хороший режиссер в своих показах будет исходить не из своего собственного актерского материала, а из материала того актера, с которым он работает.

Очень важный этап работы режиссера с актерами - так называемый застольный период работы над пьесой. Это закладка фундамента будущего спектакля. От того, как будет протекать этот период, в огромной степени зависит конечный результат. Режиссер должен донести замысел до актера так, чтобы он - замысел - стал творческим замыслом всего коллектива.

Работа режиссера над мизансценой.

Мизансценой принято называть расположение действующих лиц на сценической площадке в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде. Назначение мизансцены - через внешние, физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние психологические отношения и действия. Предварительная разработка мизансцен в виде подробной партитуры также закономерна для начинающего или малоопытного режиссера, как импровизация для зрелого мастера. Работа режиссера над мизансценой состоит в мобилизации режиссерского воображения, которое позволяет режиссеру, во-первых, видеть сценическую площадку и передвигающихся по ней действующих лиц в определенных сочетаниях друг с другом, и, во-вторых, внутренне проигрывать, проживать каждую мизансцену за каждого из исполнителей. Конечный результат должен сложиться в соответствии с актерами и в их взаимодействии друг с другом.

Устранение творческих препятствий

Одно из серьезных препятствий к достижению желаемого результата в актерском творчестве - отсутствие внимания к партнеру и к окружающей актера сценической среде, Преодолевается такое препятствие, например, следующим образом: после очередного повтора ответственного куска роли режиссер останавливает актера на самом патетическом месте и предлагает ему внимательно приглядеться к партнеру. Рассмотреть,например, пуговицу на пиджаке партнера (какого она цвета, из чего сделана, сколько в ней отверстий), потом прическу, потом его глаза, а когда режиссер увидит, что актер сосредоточился на заданном ему объекте, можно продолжить текст.

Не менее серьезная проблема - мускульное напряжение. Здесь иногда бывает достаточно сказать актеру, чтобы он освободил, например, правую руку, или лицо, лоб, шею, чтобы актер избавился от творческого зажима. На самом деле различных препятствий великое множество, но режиссер должен знать: никогда не следует идти дальше, не добившись безупречного с точки зрения художественной правды исполнения данного отрывка.

Можно представить, каким знанием актерского материала, каким острым глазом, какой чуткостью и проницательностью должен обладать режиссер для реализации своих замыслов! К счастью все эти качества развиваются, если режиссер ценит и любит актера, если он не терпит на сцене ничего механического, если он не удовлетворяется до тех пор, пока актерское исполнение не станет органичным, внутренне исполненным и художественно правдивым.

РЕЖИССЁР

режиссёр в кино, постановщик фильмов, возглавляющий творческую и производств, работу по его созданию. Режиссёр определяет на основе сценария идейно-художественный замысел фильма и приводит его к целостному воплощению, руководя совместной работой актёров, оператора, художника, композитора и других участников постановки.

Важнейшим моментом начального этапа работы режиссёра над фильмом является выбор сценария или участие в его написании. Режиссерский замысел может полностью предопределять создание сценарного сюжета, поэтому некоторые крупнейшие режиссёры постоянно (например, Ч. Чаплин, А. П. Довженко, Р. Клер, И. Бергман) или в необходимых случаях выступают авторами сценариев своих картин. Многие мастера режиссерского искусства предпочитают сотрудничать преимущественно с одним сценаристом (В. И. Пудовкин с Н. А. Зархи, Ю. Я. Райзман и С. И. Юткевич с Е. И. Габриловичем, Дж. Форд с Д. Николсом, В. Де Сика с Ч. Дзаваттини). В тех случаях, когда режиссёр принимает к постановке готовый сценарий, он либо трактует его с точки зрения общей направленности своего творчества, своих возможностей и устремлений, либо использует как основу для работы над новой для себя тематикой и стилистикой.

После работы со сценаристом, включающей детальное выяснение замысла, необходимые поправки и доработку сцен, наступает период написания режиссерского сценария.

Несмотря на то что в процессе постановки могут возникнуть различные уточнения, а многое будет решаться методом импровизации, именно режиссерский сценарий в значит, степени предопределяет художественное качество фильма. Как правило, режиссёр создаёт этот сценарий при участии оператора и художника, поскольку они в значит, мере способствуют тому, чтобы было заранее предугадано и «увидено» конкретное воплощение сюжета на экране. Режиссерский сценарий называется также «монтажным», ибо в нём предуказываются монтажная структура всего фильма и монтажные разработки каждой сцены. В режиссерском сценарии намечаются также метраж эпизодов и всех отдельных кадров, характер освещения различных сцен, необходимые элементы обстановки, расположения съёмочной камеры и т. д.

Режиссерский сценарий — это своего рода партитура фильма. Выполняя в известной мере функции производств, и технического «проекта» фильма, он вместе с тем важен как выражение творческого замысла, предугадывающего тему и стиль, атмосферу и ритм, точное эмоциональное звучание и конкретный смысл будущего фильма.

Многие видные режиссёры по-разному определяют значение режиссерского сценария. Одни (Л. В. Кулешов и Клер) тяготеют к тому, чтобы фильм во всех его деталях был полностью и окончательно предугадан «на бумаге», другие (Ф. Феллини) допускают значительные изменения сценарных данных, возникающие в порядке импровизации на протяжении съёмок.

Значительное место и время в постановке фильма занимает подготовительный период. В это время происходит утверждение актёров на главные и второстепенные роли, определяются места натурных съёмок, разрабатываются эскизы декораций и костюмов, смета затрат на производство фильма и др. Сюда входят и предварительные репетиции с актёрами (практикуемые некоторыми режиссёрами).

Съёмочный процесс включает съёмки в павильонах и натурные, которые наиболее трудоёмки для режиссёра, так как связаны подчас со сложными экспедициями, зависят от климатических и погодных условий и т. п. Как правило, каждый кадр снимается с дублями (то есть более одного раза), а иногда и в разных вариантах — для того, чтобы режиссёр мог выбрать лучшие кадры, наиболее точно соответствующие исходному замыслу и задачам, поставленным перед актёрами.

До окончания съёмок начинается период монтажа: при просмотрах снятого материала режиссёр приходит к окончательному определению структуры фильма и всех её составных элементов. Вместе с монтажёром режиссёр находит точную длительность, последовательность и ритмическое соотношение различных кадров и эпизодов, в некоторых случаях приходя даже к новому решению композиции фильмах в целом. Период монтажа, полностью завершаемый по окончании съёмок, включает в себя тонировку (то есть озвучивание) фильма: звукозапись диалогов и шумов, по тем или иным причинам не записанных или плохо записанных в процессе съёмок, а также музыки, сочинённой для этого фильма композитором или выбранной режиссёром из тех или иных источников. Эта работа заканчивается на стадии перезаписи, когда весь необходимый состав звучаний сводится режиссёром и звукооператором воедино, в точном сочетании и соотнесении.

Постановка фильма завершается созданием так называемой эталонной копии, художественное и техническое качество которой удовлетворяет замыслу режиссёра, оператора, звукооператора.

Профессия режиссёра и объём режиссерской работы в развитом кинопроизводстве предполагают разделение функций между: 1) режиссёром-постановщиком, 2) так называемыми вторыми режиссёрами, которым постановщик может передавать руководство определёнными участками постановки (например, работу с актёрами) или съёмкой некоторых сцен, исходя из общего замысла, 3) ассистентами режиссёра, осуществляющими необходимую помощь постановщику в его различных творческих функциях. См. также .


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. . 1987 .

Синонимы :

Смотреть что такое "РЕЖИССЁР" в других словарях:

    режиссёр - режиссёр … Русское словесное ударение

    режиссёр - режиссёр, а … Русский орфографический словарь

    режиссёр - режиссёр … Словарь употребления буквы Ё

    режиссёр - режисс/ёр/ … Морфемно-орфографический словарь

    Режиссёр - за работой (Сесиль де Милль) Режиссёр (фр. régisseur, от лат. … Википедия

    режиссёр - режиссёр, режиссёры, режиссёра, режиссёров, режиссёру, режиссёрам, режиссёра, режиссёров, режиссёром, режиссёрами, режиссёре, режиссёрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    РЕЖИССЁР - РЕЖИССЁР, режиссёра, муж. (франц. régisseur). Художественный руководитель театральной или кинематографической постановки, объединяющий всю работу по подготовке спектакля. Режиссёр спектакля. Я считаю, что для органического взращивания роли нужен… … Толковый словарь Ушакова

    РЕЖИССЁР - РЕЖИССЁР, а, муж. Творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной, кино или телевизионной постановки, вообще зрелищных программ. Р. постановщик. | прил. режиссёрский, ая, ое. Новое режиссёрское решение пьесы. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

    режиссёр - а; м. [франц. régisseur от лат. rego управляю] Художественный руководитель спектакля, кинофильма, радиопередачи и т.п.; постановщик. Р. спектакля. Р. приходил на первую репетицию с готовым планом постановки. ◁ Режиссёрский, ая, ое. Р ое дарование … Энциклопедический словарь

    РЕЖИСС-Р - м. франц. управляющий актерами, игрой, представленьями, назначающий, что давать или ставить, раздающий роли и пр. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

В кинематографии и театре, главенствующая роль отводится далеко не актерам или продюсерам, а режиссерам. Именно на него возлагается ответственность за конечный результат, и именно по отношению к нему выдвигаются самые высокие требования.

Последние годы отечественный кинематограф переживает стадию возрождения. Обществу регулярно представляют кино-новинки, которые справедливо можно отнести к шедеврам киноиндустрии. В связи с этим увеличивается спрос на людей творческих специальностей, которые будут способны поддержать достигнутый уровень и продолжить развитие искусства.

В кинематографии и театре, главенствующая роль отводится далеко не актерам или продюсерам, а режиссерам. Именно на него возлагается ответственность за конечный результат, и именно по отношению к нему выдвигаются самые высокие требования.

Кто такой режиссер?


– специалист, руководящий совокупностью ключевых процессов на съемочных площадках, сценах, аренах цирка и других театральных и концертных мероприятиях. Он интерпретирует сценарий и имеет полное представление о том, как нужно отыграть ту или иную сцену, чтобы сюжет выглядел наиболее реалистично.

Профессия режиссера возникла относительно недавно – в конце 19 столетия. Безусловно, потребность в людях, координирующих актеров и работающих над постановкой спектаклей, появилась в более ранний период, а именно в период становления театра. Однако на тот момент театральные труппы в основном обходились собственными силами, поэтому число таких специалистов было ограничено.

Идея режиссуры в современном ее представлении принадлежит немецкому и французскому театру – она заключается в формировании ансамблевости и подчинения всего спектакля единому замыслу.

Зарождение и стремительное развитие кинематографа обусловило не только увеличение популярности профессии, но и круг возлагаемых на режиссеров обязанностей, с которыми было бы довольно сложно справиться одному человеку. Это определило необходимость выделения более узких направлений:

  • Режиссер-постановщик – опытный профессионал, стоящий во главе всей команды и отвечающий за результат ее работы. Он занимается подбором актеров, корректирует их игру, вносит поправки в сценарий.
  • Режиссер имеет вторую по значимости после режиссера-постановщика ступень и, по сути, является его помощником, который учится у него и набирается опыта. Его привлекают к участию в крупных проектах и возлагают ответственность за подбор актеров массовки и съемку второстепенных сцен.
  • Режиссер-ассистент – низшее звено профессии и одновременно хороший старт для карьерного роста. Несмотря на то, что он находится "на подхвате" и не выполняет каких-либо важных функций, многие выпускники учебных заведений начинают свою деятельность именно с этой должности.
  • Звукорежиссер занимается улучшением качества голосов. Он выражает свое экспертное мнение относительно того, что именно и с какой интонацией нужно сказать, чтобы звук максимально соответствовал картинке и вызывал определенные эмоции у зрителей.
  • Режиссер монтажа – эксперт, занимающийся объединением отдельных эпизодов в единую полноценную картину. В работе он руководствуется рекомендациями главного режиссера и работает вместе с ним, отбирая лучшие сцены из отснятого материала.
Режиссер театра имеет абсолютно иную специфику работы. Театральные постановки требуют особой подготовки и навыков. Игра актеров, сценарий, декорации – все должно быть построено безупречно, поскольку в театре у режиссера не будет возможности отснять еще дубль, который понравится публике.

В зависимости от типа специализации основные обязанности режиссера могут варьироваться, однако к наиболее важным аспектам работы относится:

  • взаимодействие со сценаристами, продюсерами и другими участниками процесса;
  • распределение ролей, контроль и постановка игры актеров;
  • корректировка освещения;
  • просмотр отснятого материала и выделение самых лучших кадров;
  • внесение изменений в сценарий;
  • указания относительно внешнего вида актеров;
  • решение спорных ситуаций и поддержание соответствующей рабочей обстановки и т.д.

Следует заметить, что режиссеры – уникальные специалисты. Нередко они могут совмещать работу со смежными профессиями и выступать в роли продюсеров, сценаристов, актеров. В таком случае круг их обязанностей существенно расширяется.

Какими личностными качествами должен обладать режиссер?

Чтобы раскрыть свой творческий потенциал и достичь успехов в карьере, режиссерам приходится много работать и прикладывать много усилий. Поэтому им очень важно быть целеустремленными, трудолюбивыми, сильными духом людьми.

  • Как и в других творческих профессиях , в своей деятельности они должны быть креативными и иметь широкий кругозор.
  • Высокий уровень интеллектуального развития, начитанность и образное мышление являются постоянными спутниками в работе режиссеров.
  • Любознательность и стремление к саморазвитию требуются для увеличения опыта и лучшего понимания профессии.
  • Поскольку люди этой профессии имеют в своем подчинении большое количество сотрудников, они должны обладать лидерскими качествами и быть коммуникабельными.
  • Умение организовать работу и найти компромиссные решения в проблемных ситуациях – залог благоприятной атмосферы на рабочем месте.
  • Объективность и наблюдательность также пригодятся на творческом пути, которые позволят дать правильную оценку происходящему, выбрать нужное направление.

Преимущества профессии режиссер

Большое удовольствие режиссеру доставляет возможность самореализации и воплощения в жизнь его идей, которые, в случае успеха, будут признаны публикой, и он обретет популярность и признание.

Специалисты высокого уровня не нуждаются в поиске работы – она сама их находит. Большинство известных режиссеров очень востребованы и получают большие гонорары, сумма которых обычно не разглашается. Естественно, уровень их зарплаты напрямую зависит и от масштабов проектов, но, в основном, они могут самостоятельно устанавливать размер вознаграждения за свой труд.

Профессия является весьма увлекательной, благодаря тому, что режиссеры очень часто путешествуют и участвуют в различных мероприятиях. Кроме возможности увидеть мир, не менее привлекательным моментом в работе является знакомство с известными людьми и налаживание связей, которые, несомненно, принесут большую пользу.

Недостатки профессии режиссер

К основным недостаткам профессии относится малая доля вероятности того, что специалист сможет добиться успеха в карьере. Начинающим режиссерам приходится довольно сложно. Отсутствие опыта и всеми узнаваемого "имени" нередко означает и отсутствие работы. Значительная часть спонсоров выбирает для своих проектов только известных личностей, которые непременно смогут создать шедевр. Конечно, можно начать свою деятельность, работая в мелких проектах, но в таком случае и рассчитывать на солидное вознаграждение не придется. Да и нет никаких гарантий, что в будущем удастся попасть в высшую лигу.

Режиссер – не только развлечения и громкие вечеринки в честь премьеры, но и тяжелый труд. Эта работа чаще всего не предусматривает нормированного графика и отпуска по расписанию. Нередко режиссеры могут работать до поздней ночи или круглосуточно, пока не достигнут желаемого результата.

Очень часто режиссеры испытывают стресс и находятся в состоянии повышенного психо-эмоционального напряжения, что может крайне негативно отразиться на здоровье. Также не стоит забывать, что основная доля успеха в творческой профессии связана с вдохновением. Подавленность, апатия и стресс, вряд ли приведут к созданию чего-то, стоящего внимания.

Где можно получить профессию режиссер?


Профессию режиссера невозможно освоить самостоятельно или при помощи специальных курсов. Хотя изучение основных принципов режиссуры посредством самообразования вреда не принесет, настоящим специалистом можно стать, только получив соответствующее высшее образование.

Сегодня в большинстве городов России есть как минимум один ВУЗ, осуществляющий подготовку режиссеров. Многие университеты являются коммерческими, но и государственных ВУЗов, где можно получить эту профессию, тоже хватает. Все учебные заведения предлагают обучение преимущественно на платной основе, с минимальным количеством бюджетных мест, и поступить в них очень сложно. Абитуриентов отбирают по жестким критериям, основным среди которых, все же, остается талант.

От выбора университета во многом зависит и дальнейшее трудоустройство, поскольку в этой профессии престижность ВУЗа играет не последнюю роль. К наиболее популярным среди работодателей учебным заведениям относятся:

Источники изображений: macdigger.ru, tvkinoradio.ru, vnews.agency, severinform.ru

«Молодому режиссеру работу найти не сложно, сложно быть режиссером»

Иветта Урожаева в этом году закончила СПбГУКиТ по специальности «режиссура» и уже имеет за плечами несколько удачных проектов. Вместе с другими молодыми режиссёрами девушка создала проект «Неслабое кино», в рамках которого представила публике свой короткометражный фильм «Два-два». А осенью этого года, объединившись с театром «Миниатюръ», была создана совершенно новая программа «Кино+Театр=Театр+Кино», объединившая в себе короткометражные фильмы и театральные миниатюры.

О том, как пришла в профессию и возможностях, которые сейчас открываются перед молодыми режиссёрами нам рассказала Иветта Урожаева.

Почему вы выбрали профессию режиссёра?

Для меня это профессия, где я могу быть максимально честной перед самой собой. В 9 классе с подругой снимали короткометражные игровые фильмы. Сами снимали, монтировали, писали сценарии. При поступлении все время царило ощущение, что эта профессия позволит постоянно чувствовать дыхание времени, постоянно открывать для себя новое и расширять рамки сегодняшнего.

Как выбрали вуз и как готовились к поступлению?

Готовилась к поступлению основательно. В брошюре поступающего было сказано, что необходимо будет исполнить басню, стихотворение и спеть. Тут же понеслась на курсы вокала ставить себе голос. Как позже оказалось - это совсем не потребовалось.

Поступала на документальное кино параллельно с игровым в СПбГУКиТ, и еще в Кулек (так в Питере называют СПбГУКИ – петербуржский университет культуры и искусств – прим. автора) на игровое, но в последний момент чаша весов склонилась в сторону игрового кино, особенно благодаря мастеру курса - С. М. Овчарову. На сегодняшний день нисколько не жалею об этом.

А конкурс состоял из написания творческой работы, актерского конкурса, творческого коллоквиума, собеседования с мастером и сочинения по литературе. Допускались к экзамену только те, кто проходил творческий предконкурс - сдавалась папка со сценариями, фотографиями, биографией - уже на уровне допуска к экзамену надо было проявить себя.

Как родители отнеслись к выбору профессии? Они тоже режиссёры?

Родители не из мира кино, но полностью меня поддержали, хотя выбор профессии их удивил и вроде как продолжает удивлять до сих пор. Они не ожидали, что я начну добиваться маленьких побед в этой большой профессии.

Как молодому человеку понять, что ему нужно быть именно режиссёрам?

Как проходила практика в университете и что она дала?

Практика представляет из себя съемки короткометражных фильмов - где каждый студент проходит школу жизни. Здесь ты и строитель, и маляр - приходится самому столь свои декорации в павильоне, и гример, и костюмер, и декоратор, и повар, и администратор, а еще очень хочется успеть поработать с актерами и заняться своим делом - режиссурой, но так как вся команда состоит лишь из таких же студентов и одного - двух затесавшихся профессиональных актеров, то необходимо не вешать нос и подавать своей команде пример - быть везде и всюду первым, ничего не бояться и все трудности преодолевать с улыбкой. По сути кино это и есть практика, ни одна теория не даст столь яркого представления о режиссуре, как, непосредственно, сама практика.

Много девушек учится на режиссёрском факультете?

На нашем курсе училось четверо девушек-режиссеров, конечно в основном преобладающее количество режиссеров - мужчины. Не каждая творческая девушка готова вынести физические и психические нагрузки, зажимаясь съемками фильма, и организовывая весь этот процесс от и до.

В чём заключается работа режиссёра над фильмом?

Режиссеру необходимо жить фильмом на всех стадиях его производства - от момента рождения, идеи и до момента, когда впервые включается проектор и на белом экране появляются первые кадры твоего фильма. У режиссера есть некий замысел, идея, порой все отталкивается лишь от образа, и режиссер задается вопросом - о чем он хочет делать кино? Формулировать надо конкретно, так как если ты сам не будешь знать, о чем оно, то команда активно начнет «помогать». И подсказывать, внося свои поправки и идеи, а это разрушает твой замысел на корню.

Режиссер живет вместе со сценаристом несколько месяцев и сценарий все переписывается и переписывается, параллельно режиссер начинает встречаться с другими авторами своего фильма - оператором, композитором, звукорежиссером, художником - постановщиком, художником по гриму, художником по костюмам и с каждым находить общий язык, посвящать его в свой замысел, и во всем этом создается свой мир командой людей. Работа очень кропотливая и детальная, ведь чем лучше подготовка, тем качественней сама съемка.

На каждом проекте сам процесс немного отличается, но из основного - написание сценария, подготовительный период, съемки, поспродакшн - озвучание, шумы, звуковая картина фильма, написание музыки, цветокоррекция, титры, спецэффекты - и обязательно везде должен быть режиссер. Как говорится, режиссер - это Колумб, который хочет открыть Америку, а его команда хочет домой. Режиссер должен поддерживать в каждом огонь энтузиазма и не давать останавливаться потоку творчества - ведь когда команда работает как слаженный механизм, то никто не тратит времени на решение ненужных проблем, и остается больше времени для творчества.

Вы получили высшее режиссёрское образование, какие возможности перед вами открываются?

Да, у меня есть на руках корочка о высшем образовании, которая не даёт по большому счёту ничего. Можно 5 лет отходить в университет, не пропустив ни одной лекции, и из вас получится хороший теоретик кино, скорее всего -хороший киновед. Но людям, которые доверят вам снимать кино, будет всё равно, сколько вы прослушали часов по предмету режиссуры, их будет интересовать только ваш опыт, опыт и ещё раз опыт, ваши знания ремесла.

Во время обучения мы изучали специфику документального кино и телевидения, поэтому я считаю, что мы также могли бы снимать документальные и телевизионные проекты, если это будет необходимо.

Главное, понимать чего ты хочешь, (денег – тогда всё просто). Наши мастера говорили нам, что уже на 3 курсе мы можем идти снимать сериалы, всему необходимому нас уже научили. Оставшееся время мы посвящали поиску собственного стиля, осознанию более глубинных вещей, связанных с режиссурой. Если до 3 курса мы изучали режиссуру как ремесло, то после 3 курса - режиссура как искусство.

Когда студенты начинают работать по профессии? Сложно ли найти работу молодому режиссёру и можно ли назвать эту профессию оплачиваемой и перспективной?

Многие студенты начинают работать во время обучения, но это палка о двух концах. С одной стороны, работая, ты уже получаешь незаменимую практику, опыт, но с другой стороны, если эта работа занимает всё твое время, и ты не можешь посещать занятия мастера, не можешь сосредоточиться на своих проектах, то всё это вредит тебе и твоему учению. Очень многие студенты, научившись элементарным азам профессии, сразу бросаются в коммерцию, завязнув в ней по самые уши. Из-за этого человек останавливается на некотором серединном промежутке, который для себя считает максимумом. И в дальнейшем в работе лишь оттачивает свои ремесленные навыки, а творческое развитие останавливается. На самом деле это большой соблазн и мало кто любит считать, что художник должен быть голодным, поэтому многие забрасывают обучение, чтобы зарабатывать на хлеб с маслом. Молодому режиссеру работу найти не сложно, сложно быть режиссером, потому что никто не даст тебе сразу снять полнометражный фильм. Опять, если же говорить о деньгах, то заработать можно всегда и везде, единственное, что ты должен понимать, на что ты размениваешь себя, вот и всё.