Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними данными. Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальн

Ирина Онкина
Ансамблевая игра как один из способов разностороннего развития ребенка

Ансамблевая игра , как один из способов разностороннего развития ребенка .

Коллективное исполнительство во всех его проявлениях всегда занимало особое место в жизни и музыкальной культуре всех народов, и было связано с традиционным укладом жизни. Совместная игра на музыкальных инструментах не всегда являлась деятельностью в сфере искусства, изначально она сопровождала человека в его повседневной деятельности. И только со временем, во всех ансамблях , музыка постепенно приобретала относительно самостоятельное значение, а коллективы получали все более четкую структуру и организацию.

Педагогические возможности ансамбля народных инструментов в музыкальном развитии дошкольника : - это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом, занимаются и поныне. В чем же заключена польза ансамблевого музицирования ?

Ансамблевая игра это такая форма деятельности, которая открывает большие возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкой. Ансамблевая игра – это постоянная и быстрая смена впечатлений, это огромный спектр разнохарактерной музыкальной информации. К тому же ансамблевое музицирование способствует развитию музыкального слуха , чувства ритма, памяти, двигательных навыков. А ритм является одним из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача музыкальной педагогики. Играя вместе с педагогом , ученик находится в метроритмических рамках. Ансамблевая игра не только дает возможность диктовать, правильный темп, но и формирует у ученика верное темпо ощущение.

Именно играя в ансамбле приобретаются навыки коммуникабельности, т. е. живое общение с другими участниками ансамбля (сверстниками, родителями, муз. рук.) играя в ансамбле ребенок раскрепощается , и в последствии раскрывается его артистизм, он чувствует поддержку других участников ансамбля и в тоже время ощущает себя неотъемлемой частью ансамбля . Т. е. ансамбль это прекрасный способ для самореализации ребенка . Играя в ансамбле , дети учится слушать партера, понимать друг друга, стараются вовремя передавать музыкальные реплики или вовремя уступать. Во время игры в ансамбле развивается музыкальное мышление, поскольку участник ансамбля одновременно слушает музыку, анализирует ее и вовремя воспроизводит звуки в соответствии с темпом, характером и динамическими оттенками произведения.

Ансамблевое музицирование - это не только одна из наилучших форм сотрудничества между педагогом и учеником, но и отличная форма взаимодействия между родителями и детьми. Еще раз, подчеркивая доступность исполнения на шумовых музыкальных инструментах, на любом из мероприятий можно ненавязчиво организовать ансамбль родителей . Любой родитель сообразит и подхватит или скопирует игру на музыкальных инструментах, глядя на детей или музыкального руководителя. А дети испытают настоящий восторг от то, что их родители, оказывается, тоже умеют играть , и эта не поддельная радость от совместного музицирования поможет родителям отвлечься и насладится совместным творчеством. Такая форма деятельности способствует работоспособности , усиливает личную инициативу, помогает сплотить коллектив воедино, что немало важно для реализации творческих задач учреждения и для укрепления семейных ценностей.

Задача сегодняшних дошкольных учреждений - раскрытие личностного потенциала каждого ребенка , активизация инициативы и творчества детей. Необходимо создать атмосферу, где ученик сам включается в творческий процесс. И именно ансамблевая педагогика дает нам огромные возможность и способы для реализации этих задач. Поскольку ансамбли народных инструментов обладают особо богатым разнообразием репертуара , неповторимыми красочными и шумовыми приемами.

Ни для кого не секрет, что люди получившие даже минимальное музыкальное образование, на производстве проявляют себя как более работоспособные , коммуникабельные, артистичные и яркие специалисты. К тому же хочу заметить, что навыки игры в ансамбле необходимы не только тем детям, которые впоследствии пожелают связать свою жизнь и профессию с музыкой. Эти навыки просто необходимы в повседневной жизни. Поскольку к навыкам ансамблевого исполнительства относятся : умение работать в коллективе, проявлять коммуникабельность, отзывчивость, умение находить творческий подход на не стандартную ситуацию, быть внимательным, сосредоточенным и преданным делу.

Поэтому обучение ансамблевой игре очень важная составляющая часть общего образования в ГБДОУ.

Публикации по теме:

«Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка» «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка»Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с.

При работе с детьми дошкольного возраста, а особенно младшего дошкольного возраста, можно отметить возникающие у них определенные сложности.

Использование ИКТ как один из способов взаимодействия педагога с родителями. 1 СЛАЙД Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно.

Консультация для воспитателей «Lego-конструирование как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста» «Lego - конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста» Каждый ребенок уникален, и каждый рождается.

Консультация «Дидактическая игра как средство умственного развития ребенка» [Игра - основная форма познания действительности ребенком. Маленький человек воплощает в ней все интересное, что встречается ему в жизни.

Консультация для педагогов «Легоконструирование как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста» «Лего – конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста» (СЛАЙД 1) Лего – конструирование – важнейший.

Роль ансамблевой игры в формировании музыкального вкуса учащихся на примере ансамбля народных инструментов

Бессольцев В. А.,

педагог дополнительного образования

ГБОУ ЦДТ «Царицыно» г. Москвы

по классу баяна, гитары,

руководитель ансамбля народных инструментов.

Большое значение в становлении личности имеет формирование музыкального вкуса через восприятие различных стилей музыки, жанров. Ещё Аристотель заметил, что «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души, и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, она должна быть включена с число предметов воспитания молодёжи».

В настоящее время всё чаще искусствоведы отмечают огромное влияние музыкального искусства на формирование музыкальной культуры и духовно-нравственной культуры человека. И это не случайно, отношение к музыке различных жанров является показателем духовной сферы и нравственно-эстетической установки обучающихся. Несомненно, для развития музыкального вкуса учащихся необходимо участие их в музыкальной жизни образовательного учреждения, в том числе, игра в ансамбле народных инструментов.

Вот уже более ста лет в России развиваются оркестровое и ансамблиевое музицирование на русских народных инструментах. С появлением Великорусского оркестра под руководством В. В. Андреева началась эпоха становления жанра народно-инструментальной музыки. Народные инструменты выходят на новый уровень – академического исполнительства.

В последнее десятилетия особенно активно развивается исполнительство на русских народных инструментах. Выдающийся вклад в развитие оркестров и ансамблей русских народных инструментов внёс народный артист России Н. Н. Калинин. Благодаря его неутомимой деятельности в стране появилось более 60 профессиональных оркестров и ансамблей, многие из которых ранее были любительскими.

В Российской Федерации проживает более 100 национальностей со своей уникальной музыкальной культурой, многообразием инструментария. Необходимо ставить вопрос о внедрении национальных инструментов в образовательный процесс, с тем, чтобы каждый народ, проживающий в России, мог профессионально развивать свой национальный инструментарий.

Во многих образовательных учреждениях стали создаваться ансамбли русских народных инструментов в школах искусств, в педагогических образовательных учреждениях разного уровня. Такие коллективы способствуют приобщению учащихся к национальной культуре. Так, в 1992 году, образовался ансамбль русских народных инструментов под моим руководством в гимназии № 1 города Ульяновска. Для меня, как для преподавателя народных инструментов, было крайне важно создать коллектив из учащихся гимназии, которые увлечены игрой на народных инструментах. Ансамбль народных инструментов имеет огромный потенциал, так как способен привлечь к музыке детей разного возраста, которые ещё находятся в поиске творческой реализации. Конечно, основой репертуара являлась и является народная мелодия. В программу ансамбля входили такие известные народные песни как: «Коробейники», «Ах, вы сени, мои сени», «Степь, да степь кругом» и другие. Учащиеся могли исполнять не сложные партии на балалайке, домре, балалайке-контрбасе или на ударных инструментах (коробочке, маракасе, бубне, ложках и др.). Но также в программу ансамбля были включены и популярная классика, эстрадные произведения, джазовые композиции, музыка из кинофильмов. Участники ансамбля делали оригинальные аранжировки исполняемых произведений. Народные музыкальные инструменты помогают образовывать через исполнительские формы связь традиционности и современного восприятия действительности. Коллективный характер деятельности, общие цели и задачи, формируют сознательное отношение к делу и чувство ответственности перед своими товарищами. В процессе исполнительства на народных инструментах создаётся благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию детских индивидуальных и коллективных качеств, учитываются природные особенности детей разного возраста, создаётся механизм обратной связи между детьми и педагогом, образовывается развивающая среда для проявления творческой активности детей. Эта деятельность продолжается, но уже в стенах детских центров творчества Москвы.

Следует отметить, что в ансамбль народных инструментов приходят дети с разной музыкальной подготовкой. Для тех детей, которые не получили начального музыкального образования, на первом этапе преподаётся элементарная нотная грамота, идёт освоение простейших упражнений и музыкальных произведений. А затем, постепенно, осуществляется переход к более сложному техническому уровню игры на инструменте. При такой разной подготовке учащихся тщательно подбирается репертуар ансамбля, чтобы каждый участник мог исполнить партию уже с первого года обучения. Например, для баяна берутся простейшие народные мелодии и учащийся исполняет только гармоническое сопровождение темы.

Что касается произведений, то сейчас многие композиторы обращаются к народной музыке, пишут произведения, представлявшие собой стилизацию народных песен. Наряду с освоением народного репертуара, учащимся предлагается ознакомиться с другими стилевыми направлениями - классика, джаз, эстрада («Неудачное свидание», «Тико-тико», «Поезд на Чутанугу»). Таким образом, приобщение учащихся к различным музыкальным стилям способствует формированию разностороннего музыкального вкуса, мелодико-гармонического слуха, чувство ансамбля.

Для развития музыкального вкуса, важно слушать исполнение выдающихся музыкантов и, поэтому всегда планируем посещение концертов, делая акцент на ансамблиевом исполнении. Совместное посещение концертов не только расширяет музыкальный кругозор, но и помогает детям эмоционально сблизиться друг с другом. Культурная жизнь Москвы позволяет сделать выбор и составить свой план посещения концертов, разнообразных конкурсов и фестивалей. Музыка развивает духовный потенциал учащихся, так как именно музыка, являясь одним из специфических видов искусства, отражает действительность посредством музыкальных образов и системы музыкальных выразительных средств, которая ненавязчиво и исподволь оказывает глубинное воздействие на духовный мир индивида, его внутреннюю культуру. Научить учащихся отличать подлинно художественные произведения от примитивных сочинений- основная задача при формировании эстетических и общечеловеческих ценностей.

Также наш ансамбль принимает участие в детских конкурсах и фестивалях данной направленности на разных уровнях. Каждая возможность участия в творческом конкурсе ещё больше приобщает детей к музыке, развивает музыкальный вкус, воспитывает необходимые качества личности для конкурсной борьбы и здоровой конкуренции, воспитывает в детях трудолюбие, сплоченность, помогает обрести уверенность в свои силы и способности.

Мой многолетний опыт позволяет с уверенностью сказать, что обучаясь в коллективе народных инструментов, дети приобщаются ко всему богатству форм и жанров музыки, к духовной культуре общества, музыкальному искусству, которое, несомненно, оказывает глубокое воздействие на развитие хорошего музыкального вкуса и духовно-творческого потенциала ребёнка. Результаты и эффективность музыкального воспитания определяются не столько тем, как люди умеют понимать и воспринимать музыку, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной и самостоятельной творческой деятельности.

Литература:

  1. Должанский А.Н. Краткий музыкальный словаръ. СПБ, 2000 г.
  2. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1989.
  3. Имханитский М.Ц. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1984 г.


Управление образования Добрянского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Добрянская детская школа искусств»

Методическая разработка:
« Работа над ансамблями как
одна из форм развития
интереса в обучении музыке
детей со средними данными.»
Преподаватель первой
квалификационной категории
Рапецкая Лариса Викторовна

Добрянка
2010 г.

Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными.

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

Цель обучения ансамблевого музицирования:

Воспитание эстетически развитой личности, приобретение начального музыкального образования, необходимого для практического участия в сфере досуга и культурного обслуживания населения в инструментальных ансамблях различных составов и жанров.

Основные задачи:

Ознакомление с широким кругом музыкальной литературы, освоение новых жанров;
-развитие способностей согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля;
-повышение требований в отношении музыкально-исполнительских навыков, умение соподчинять все средства выразительности ради построения общего художественного целого, выражения общей художественной идеи;
-воспитывать чувство ответственности за себя и за коллектив.

Проблема музыкального развития детей со средними и слабыми природными музыкальными данными не является новой. Но то, что этим развитием нужно заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке – несомненно.
А.Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать. Поэтому, чем шире сеть музыкальных школ и чем распространеннее учение музыке, тем лучше. Но я думаю, что в построении педагогического процесса в музыкальных школах мы недостаточно различаем понятия – общее музыкальное воспитание и обучение музыкантов.

Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами-музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень не многих».
Никто не встречал шести-, семилетнего ребенка, который бы не пришел на первый урок музыки с сияющими глазами, с огромным ожиданием, с безграничной любовью к незнакомому миру звуков и желанием извлечь их своими собственными руками.
Золтан Кодай говорил: «Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни». Эти слова могут служить стимулом к кропотливой работе всех преподавателей. Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться играть на любом инструменте. К каждому ребенку нужно найти свой собственный подход. Нормальный, здоровый ребенок обычно любознателен, пытлив, открыт для внешних впечатлений и воздействий; почти все его интересует, привлекает внимание. Этим «рычагом», созданным самой природой, следует постоянно пользоваться в обучении вообще и на музыкальных занятиях в частности. Музыка может изображать окружающий мир, людей, животных, разнообразные явления и картины природы. Учителю надлежит раскрывать, иллюстрировать выразительно-изобразительные возможности музыки. Выдумка, творческая фантазия и изобретательность учителя- музыканта нечем не ограничены, кроме, естественно, здравого смысла, практической целесообразности и профессиональных действий педагога. В любом случае, если ему удастся вызвать интерес учащихся – и не только вызвать, но и поддержать его в течение нужного времени, - необходимые предпосылки для успеха будут созданы.
Однообразная, монотонная деятельность приводит детей к быстро наступающему утомлению, и тому состоянию, которое определяется у детей словом «скучно». «Все жанры хороши, кроме скучного», - говорил некогда Вальтер. Слушание музыки, пение в ансамбле или в хоре, музыкальные викторины, игра в ансамбле – это не полный перечень различных видов музыкальной деятельности. Трудно сказать, какой из них более важен, какой менее. Очевидно, важнее всего то, насколько умело и квалифицированно они применяются.
Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле. Мы знаем, что ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом.
В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.
Одной из важных задач является подбор участников ансамбля, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Надо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.
Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. К сожалению, довольно часто приходиться наблюдать обратную картину, когда ансамблисты, не имея достаточной базы, выносят на зачеты и экзамены слишком сложные для них произведения. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем мусолить одну сложную, так и не добравшись до творческой ее интерпретации. Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей.
Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса.

В области темпа и ритма индивидуальности исполнителей сказываются очень отчетливо.
Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность. Малейшее нарушение синхронности при совместной игре улавливается слушателем. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии искажается.
Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.
Одним из интереснейших разделов в работе с учащимися является работа над камерным ансамблем, т.е. ансамбль с участием смычковых инструментов.
В камерных ансамблях объединяются инструменты с различными динамическими возможностями. В процессе репетиции выясняется, что при нюансе некоторые партии тонут в общем звучании и важные элементы музыкальной ткани пропадают для слушателя. Возникает необходимость в корректировке привычных представлений. Особое значение приобретают три звучания:
-каждого инструмента в отдельности;
-в ансамбле;
-всего ансамбля.
Если первое не требует пояснений, то второе имеет одну существенную особенность: оно определяется динамическими возможностями слабейшего инструмента. Для исполнителей это звучание слабейшего служит как бы эталоном, по которому они соответственно «подстраивают» силу звучания своих партий. Звук ведущей партии будет более интенсивным, чем звук сопровождения; при прозрачной фактуре он будет иным, нежнее, чем при плотной. Работа над штрихом – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения. Штрихи в ансамбле зависят от штрихов отдельных партий. Лишь при общем звучании может быть определена художественная целесообразность и убедительность решения любого штрихового вопроса. Занимаясь камерным ансамблем, т.е. ансамблем с участием смычковых инструментов, педагогу надо внимательно отнестись к смычковым лигам, которые иногда целесообразно изменить в соответствии со смычковым логическим построением фразы, ее динамикой. Смычковая лига не исключает возможности и перерыва звучания, паузы, а ее отсутствие – непрерывного звучания. Многие композиторы охотно ставили смычковые лиги в фортепианных ансамблевых партиях. Пианисты понимают, что такие лиги не обусловливают обязательного снятия руки в конце каждой фразы и обычно мысленно объединяют несколько коротких лиг в одну общую.
Однако лиги имеют другое, гораздо более важное значение. Они могут определять строение музыкальной речи, ее «синтаксис», деление на фразы и показывать интонацию мотива.
Такие лиги обычно называют «фразировочными» или «смысловыми».
Живая фраза - это искусство агогики. Естественно «дышащая» пьеса как ощущение целого – это логичная агогика, не разрушающая внутренне единого темпа. Темп, метр и агогика должны быть подчинены друг другу и вытекать одно из другого: метр появляется из сопротивления темпу, агогика – из сопротивления метру, темп – при обуздании метра и агогики.
Для успешного усвоения всех этих задач возможно применение синтезатора на уроках.
Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, ритмический контроль – самая трудная задача в процессе обучения, и синтезатор здесь – незаменимый помощник. Синтезатор по сравнению с другими музыкальными инструментами – самый молодой и в то же время самый многофункциональный, многоплановый, универсальный инструмент.
Какие же возможности открываются при использовании синтезатора на уроках? Струнные, духовые инструменты получают возможность звучания с аккомпанементом различными вариантами ансамблей, стилями и ритмами.
Исполнение учениками произведений с автоаккомпанементом, причем с варьируемыми ритмами, даст несравнимо большие навыки ансамблевой игры, нежели игра под аккомпанемент концертмейстера. Примером может служить произведение на известные французские мелодии (обработка Морозовой С. И.)
«Попурри».
Для основной массы учеников школы исполнение сольных концертов с оркестром на сегодняшний день остается недостижимой мечтой. Здесь синтезатор мог бы помочь: если и не полностью имитировать оркестр через воспроизведение компьютерного Midi файла, то создать иллюзию оркестрового ансамбля, записав партию оркестра в память.
Концерты классных ансамблей, которые есть у каждого педагога школы, могут превратиться в настоящие «художественные вечера», удивляя разнообразием возможностей. Игра в ансамбле с различными тембрами синтезатора возможна даже для начинающих учащихся. Спандевеккиа. Добрый жук.
Искусство «живой» игры на синтезаторе в концертной практике, когда все звуки рождаются исполнителем непосредственно в момент исполнения, - состоит из двух этапов.
1) Подготовка синтезатора для исполнения конкретного произведения, которая включает выбор необходимых стилей и тембров. Создание и занесение в регистрационную память настроек для всех частей формы музыкального произведения.
2) Умение играть нужным для каждого тембра фактурой и штрихами, умение точно переключиться с одной настройки на другую, создавая драматургически выстроенное по форме музыкальное произведение.

Для концертного использования любого репертуара требуется творческое отношение учеников и преподавателя к выбранному материалу.
Автоаккомпанемент синтезатора – это главный помощник, который полностью подчиняется исполнителю. Придумать для него роль в каждом конкретном произведении – задача ученика и педагога.
На основе репертуара проходит закрепление различных видов гармонии, полифонии, метроритма, фактуры. В репертуаре учащихся должны найти место произведения русских и зарубежных композиторов, композиторов-классиков. В. Моцарт «Маленькая ночная серенада».
В заключении хотелось бы отметить, что главное для всех форм работы, чтобы творческая инициатива оставалась за учеником.
Задача преподавателя – развивать и активизировать творческое начало личности ученика.

Литература: В.В. Крюкова «Музыкальная педагогика».
Г.М. Цыпина «Психология музыкальной деятельности».
В.Г. Пешняк «Курс игры на синтезаторе».
И. Шавкунов «Методика игры на синтезаторе».
Полный текст материала Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними данными. смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Методическая разработка на тему: Роль ансамблевого музицирования в музыкальном развитии и воспитании учащихся ДМШ


Данная разработка будет полезна для преподавателей ДМШ, ДШИ. Также материал будет интересен студентам педагогических колледжей и высших учебных заведений, которым интересны вопросы методики музыкального воспитания детей.
Цель: раскрытие понимания того, что роль коллективного инструментального музицирования в учебном процессе ДМШ является наиболее значимой в учебном процессе, как с творческой, так и с воспитательной стороны.
Задача : воспитание интереса к игре в ансамбле.

В последнее время возрос интерес к ансамблевой игре. Ансамбль - это не просто умение "играть вместе". Гораздо важнее здесь другое - чувствовать и творить вместе, одинаково ощущая идею и замысел музыкального произведения.

Приступать к формированию навыков ансамблевой игры можно и нужно на раннем этапе обучения. Игра в ансамбле развивает слух ребенка, расширяет музыкальный кругозор, а так же вызывает интерес к занятиям музыкой. Музицируя в ансамбле, ученик активно знакомится с новыми произведениями, быстро и качественно разучивает их, пополняя тем самым свой репертуар и овладевая различными музыкальными стилями. Игра в ансамбле, рождая дух соревнования, благоприятно воздействует на развитие творческих способностей и технических навыков учащихся. Важно и то, что более сильный партнер способен повлиять на музыкальное и техническое развитие менее подвинутого.
Начинать ансамблевое обучение лучше с дуэта "учитель - ученик". Юный исполнитель, ощущая поддержку педагога, охотно включается в процесс совместного музицирования и осознает свою равноправную роль в ансамбле. В данной ситуации учитель выступает чутким партнером и внимательным наставником, который стремится выработать у своего подопечного важнейшие навыки ансамблевой игры. Совместное музицирование способствует преодолению различных психологических напряжений - зажимов, которые возникают у ребенка в ходе сольного исполнения. Ансамблевая игра помогает ученику закрепить умения и навыки, приобретенные на уроках по специальности, хорошо развивает чувство ритма, гармонический слух, способствует освоению средств музыкальной выразительности. Разнообразный ансамблевый репертуар обогащает творческое мышление и музыкальный вкус юного музыканта.
Совместные ансамблевые выступления ученика с педагогом позволяют ребенку уже на раннем этапе обучения почувствовать себя артистом, надолго остаются в памяти, стимулируют дальнейшие занятия на инструменте, а у родителей вызывают уважение и доверие к наставнику.
Детям нравится играть в ансамбле с педагогом, но большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом, то есть в ансамбле "ученик - ученик". Выбираются дети одного возраста, равные по музыкальной подготовке и владению инструментом. В начале участники ансамбля учатся слушать мелодию, второй голос, аккомпанемент. Нужно научится слушать не только то, что играешь сам, а одновременно и то, что играет твой партнер, то есть общее звучание партий.
Большой тренировки и взаимопонимания требует синхронность исполнения музыкального произведения. Важным является достижение синхронности не только в начале произведения, но и в процессе звучания пьесы, и в окончании.


Среди компонентов, объединяющих учащихся в единый ансамбль, одно из главных мест занимает метроритм . Поэтому формирование чувства ритма - важная задача в музыкальной педагогике.
В процессе работы с ансамблем не следует забывать о динамике исполнения. Умелое ее использование помогает раскрыть общий характер музыки, эмоциональное содержание, особенности построения произведения. Участники ансамбля должны точно и ясно представлять общий динамический план произведения. Нужно определить его кульминацию, постепенное усиление или уменьшение громкости. Создание единой динамики - обязательное условие совместной игры.
С первых же тактов исполнение в ансамбле требует от участников одинаковых приемов звукоизвлечения, которые зависят от стилевых особенностей исполняемого произведения, от музыкального содержания и характера исполняемой музыки.
Приступая к работе над музыкальным произведением, преподаватель должен дать общее представление о характере его музыкального содержания. Для этого нужно проиграть пьесу целиком или прослушать ее в записи. Затем необходимо рассказать о значении и функции каждой из партий. Так же следует познакомить учащихся с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем изучаемого произведения.
Немаловажное значение в учебной практике имеет репертуар, и педагоги всегда стремились его разнообразить. Цель - повысить интерес учащихся к музицированию в ансамбле, совместному творчеству. Одним из решений этой задачи является привлечение в репертуар ансамбля современных произведений. Это могут быть песни из кинофильмов, песни, исполняемые современными музыкальными коллективами, при условии, разумеется, что эти произведения имеют известную художественную ценность. Исполнение знакомого и популярного музыкального материала способно вызвать живейший интерес участников ансамбля.
Ансамблевая игра - это постоянная смена новых восприятий, впечатлений, открытий, интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств».

Методическое сообщение по теме:

«О пользе ансамблевой игры»

г. Инта, республика Коми.

2013г.

Задача школ общего музыкального образования состоит не только в подготовке учащихся к поступлению в профессиональные учебные заведения, но и в воспитании гармонично развитых людей, жизнь которых обогащена великим даром - умением тонко чувствовать и понимать музыку. Цель музыкальных школ – сделать музыку достоянием не только одаренных детей, но и всех, кто обучается в ней. А главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно приобщить к волшебному миру музыки и научить этой увлекательной игре – игре на музыкальном инструменте! Одной из таких возможностей является игра в ансамбле. Мы знаем, что ансамбль (от фр. ensemble) – это совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками. Ансамбли различаются количеством участников (дуэты, трио, квартеты, квинтеты и т.д.) и составом инструментов. Я предпочитаю работать со смешанными ансамблями, где исполнителями являются дети разных возрастов, играющие на разных инструментах (аккордеон и флейта, домры и гитары, ударные и клавишные инструменты). Такие ансамбли радуют своими неожиданными возможностями, новыми тембровыми сочетаниями, яркими находками. Также ансамбли, которыми я руковожу (ансамбль преподавателей «Шутка» и детский инструментальный ансамбль «Изюминка») тесно сотрудничают с солистами-вокалистами и детской вокальной группой. И участникам ансамбля, особенно детям, это доставляет особую радость, дети с удовольствием аккомпанируют и даже сами подпевают.

Занятия в ансамбле являются одной из эффективных форм музыкального воспитания и развития учащихся. И будущему музыканту, и участнику самодеятельности игра в ансамбле, коллективные выступления дают яркие музыкальные впечатления, захватывают общностью творческой задачи, объединяют и сплачивают в единый дружный коллектив. Многие учащиеся музыкальных школ по разным причинам – недостатка игровых навыков, технических возможностей, необходимых данных – не имеют возможности выступать как солисты в концертах. А так как для современных детей самореализация и самоутверждение очень важны, то это не удовлетворяет учащихся и приводит к снижению интереса к занятиям. Ребёнок остаётся нереализованным в своих желаниях и, разочаровавшись, может бросить обучение. Игра же в ансамбле делает учащихся разной степени продвинутости равноправными исполнителями и даёт возможность выступления на самых ответственных концертах, способствуя успехам в занятиях и личной заинтересованности в обучении. Поэтому вопросы совместного музицирования занимают одно из важнейших мест в жизни школ. Ведь именно в ансамбле инструменталист начинает чувствовать себя музыкантом, коллективно творящим музыку.

Совместное музицирование обладает огромными развивающими возможностями. Все мы знаем, что игра в ансамбле или оркестре способствует закреплению навыков, приобретённых на уроках специальности, как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, помогает ученику выработать технические навыки, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость, большее, чем сольное исполнение. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению: это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство в процессе обучения постигается ребёнком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на инструменте.

Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей, авторов, различные переложения оперной и симфонической музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического). Также совместное музицирование способствует хорошему чтению нот с листа. Детям интересно, они слышат знакомую или приятную мелодию, хотят быстрее её освоить, быстро осваивают нотную графику. Нотный текст помогает разобраться в простейших элементах музыкальной формы, а также закрепляются полученные навыки артикуляции – staccato, legato, non legato.

Все мы знаем, что дети не хотят и не видят паузы в нотном тексте. А что такое паузы? Паузы – это дыхание в музыке, которое бывает коротким или более длинным, но обязательно длится определённое время. Так вот, в ансамбле дети учатся слушать игру партнера во время пауз в своей партии. Ансамблевое музицирование так же очень хорошо помогает в закреплении основных навыков звукоизвлечения. Еще игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм – один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Играя вместе, ученики находятся в определённых метроритмических рамках. Необходимость "держать" свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более ограниченным. Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение, необходимость найти наиболее выразительный ритм, добиться точности и чёткости ритмического рисунка. Определение темпа зависит от выбранной совместно единой ритмической единицы (формулы общего движения). Эта формула имеет при игре в ансамбле большое значение, т.к. подчиняет частное целому и способствует созданию у партнёров единого темпа. Игра в ансамбле требует прежде всего синхронности исполнения, метро-ритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую. Также во время коллективного музицирования требуется:

1. Работа над чистотой исполнения текста, слаженной игрой, отработка штрихов. Осмысленная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки.

2. Работа над звуком, способность «держать» темп во время исполнения. Выработка внимания и понимания жеста дирижера. Воспитание умения слушать исполняемое произведение и оценивать свое исполнение.
3. Работа над ритмом, единым оркестровым метром .

4. Работа по группам над качеством звукоизвлечения. Исполнение текста без ошибок и остановок.

5. Работа над выразительным исполнением.

6. Работа над формой и стилем исполняемого произведения. Первоначальный навык умения услышать себя в оркестре и исполнить пьесу целиком.

Первым партнером ученика по ансамблю является, конечно же, педагог. Уже на самых первых занятиях я беру домру и совместно с учеником исполняю какую-нибудь известную мелодию. При этом я играю основную тему, а ученик мне подыгрывает целыми или половинными нотами. Такое совместное исполнение помогает ребенку быстро включиться в обучающий процесс и почувствовать себя в роли музыканта-исполнителя. Особой внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (т.е. ученик-ученик) уже в начальных классах. Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру. Прежде всего, при ансамблевой игре ученик-ученик мы учим синхронности исполнения.

Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса. Синхронность является одним из технических требований совместной игры. Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Одновременность окончания имеет не меньшее значение. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнёры правильно чувствуют темп ещё до начала игры. Музыка начинается уже в ауфтакте и в короткие мгновения ему предшествующие, когда учащиеся волевым усилием сосредотачивают своё внимание на выполнении художественной задачи. В средних и старших классах осваивается более сложный ритм, дети учатся выделять из общего звучания главное, передавать мелодическую линию из одной партии в другую и т.д. Ученикам это нравится и они лучше справляются с произведением, чем при сольном исполнении, чувствуют большую ответственность. Необходимо стараться не прекращать этот вид обучения, предлагать детям читать с листа ансамблевые пьесы, всё это способствует концентрированному музыкальному мышлению.

Любой ансамбль не мыслим без творческой дисциплины. Для публики ансамбль начинается уже с выхода на сцену. Поэтому ещё на репетициях я с учащимися отрабатываю красивый и собранный выход на сцену, совместный поклон и дисциплинированный уход, обговариваю их внешний вид и форму одежды.

Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на музыкальных инструментах очень велико. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной графики и пониманию строения музыкальных форм. К тому же очень нравится детям, приносит им огромное удовольствие!

Список используемой литература:

1. Е.М. Тимакин "Воспитание пианиста"

2. А. Алексеев "Методика обучения игре на фортепиано"

3. Н. Гончарова “Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными”

4. А. Готлиб "Основы ансамблевой техники"

5. Г. Нейгауз "Об искусстве фортепианной игры"

6. Максимов Л. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. - М., 1983.
7. Методика обучения игре на русских народных инструментах. -Л., 1975.