Райкин между одесскими и мединскими. Аркадий Райкин, когда тебя уже задушит Мединский

Константин Райкин призвал «урезонить» министра культуры Владимира Мединского. Такое заявление он сделал в видеосообщении, которое показал телеканал «Дождь». Поводом для заявления, по словам худрука «Сатирикона», стали шесть проверок, прошедшие за минувший год в руководимом им театре. Райкин считает их местью за заявления годичной давности о цензуре в культуре, сделанные им на прошлогоднем съезде Союза театральных деятелей:

речь о несвободных условиях, в которых вынуждена существовать театральная отрасль, имела широкий резонанс и стала обсуждаться далеко за пределами театрального сообщества.

«В течение всего года идут прокурорские проверки, — цитирует Райкина «Коммерсантъ», — они не выявили никаких серьезных нарушений. Там какие-то мелкие замечания, которые всегда бывают, но никаких серьезных нарушений нет. А почему же тогда все-таки шесть проверок? Их причина — не желание навести порядок и дознаться до истины, а

это месть и наказание, которым хочет подвергнуть меня и мой театр мой непосредственный начальник, министр культуры Владимир Мединский».

По мнению Райкина, Мединский мстит за то, что Райкин «несколько раз уличал его в неправде и боролся против его несправедливых решений, касающихся театра «Сатирикон».

Громкое заявление не осталось без ответа. На своем брифинге замминистра культуры Владимир Журавский (в сферу его ответственности, кроме прочего, входят театры) рассказал о том, что ведомственных проверок было две (о том, какое ведомство организовало еще четыре, чиновнику неизвестно), и

они выявили «конфликт интересов» при строительстве нового театрально-гостиничного комплекса «Сатирикона».

Радиостанция «Бизнес FM» на своем сайте приводит слова Журавского о том, что «доли в этом инвестконтракте (на строительство — «Газета.Ru») принадлежат двум руководителям театра, что недопустимо по законодательству». Правда, отмечает издание, чиновник не назвал ни имен, ни цифр. «Инвестиционный контракт, которому насчитывается уже десять лет, к сожалению, не реализуется», — приводит источник слова замминистра.

Журавский на брифинге не исключил «судебного пути решения вопросов» в случае с «Сатириконом». В ответ Райкин назвал Журавского «лгуном, таким же как его начальник».

Минкульт и подведомственный ему «Сатирикон» не в первый раз входят в конфликт с хозяйственным оттенком. Год назад худрук «Сатирикона», уже после памятного выступления на съезде СТД, сообщил, что

его театр на тот момент давно находился в простое и не имел средств на новые постановки в связи с необходимостью оплачивать аренду театра «Планета КВН»,

в котором до сих пор играет спектакли текущего репертуара (в основном здании театра идет ремонт). Журавский тогда рассказал «Газете.Ru», что еще в 2016-м Минкультуры выделило «Сатирикону» дополнительные 44,3 млн руб. на аренду «Планеты». «Таким образом, общий объем средств театру на текущую деятельность составил 235 млн руб», — приводил тогда цифры Журавский. «По всей видимости, тревога художественного руководителя («Сатирикона» — «Газета.Ru») касается 2017 года, ассигнования на который до нас Минфином еще не доведены, — рассказывал тогда замминистра. — В любом случае театр мы поддержим». В 2017 году театру выделили сумму, сопоставимую прошлому году — то есть 213 млн руб.

Однако, как видно,

вместе с финансированием текущей деятельности театра федеральное культурное ведомство организовало и проверки театра.

Стоит отметить, что отношения театрального сообщества в последнее время накалены до предела, и заявление Райкина прозвучало как раз на фоне других, не менее горячих событий.

Речь идет о «деле «Седьмой студии», которое было открыто в 2015-м году и все это время расследовалось, пока в мае 2017 года не приобрело куда более громкий и публичный характер. Были допрошены, а затем арестованы создатель «Седьмой студии» Кирилл Серебренников и директор РАМТа, экс-чиновница Минкультуры Софья Апфельбаум; кроме того, еще в мае под арестом оказался директорат и хозчасть «Седьмой студии» — бывшие генпродюсер Алексей Малобродский, директор Юрий Итин, бухгалтер Нина Масляева. Поручительства самых именитых деятелей культуры за них не были приняты во внимание следствием и судом.

Кроме того, примерно месяц назад российский филиал всемирной общественной организации «Transparency International» выпустил свой доклад о конфликтах интересов при постановке спектаклей. Из их исследования следовало, что некоторые худруки театров московского и федерального подчинения заказывают сами себе постановки и оплачивают свое участие в спектаклях в качестве артистов.

После дискуссии между антикоррупционерами-общественниками и представителями театрального сообщества выяснилось, что подобные «конфликты интересов» не являются противозаконными:

постановка спектаклей и исполнение ролей в театрах не входит в должностные обязанности худруков.

Интересно, что подобный «конфликт интересов» организация нашла и в «Сатириконе», однако — как рассказал «Газете.Ru» официальный представитель российского филиала Глеб Гавриш --

в случае с постановками «Сатирикона» подобный конфликт интересов был согласован в Минкультуры.

Соответствующий ответ из прокуратуры, куда обратились общественники, поступил в организацию 14 ноября.

Все это заставило Союз театральных деятелей собрать внеочередное заседание своего секретариата. По его итогам председатель СТД Александр Калягин выступил с заявлением, что ведется разоблачительная кампания против деятелей культуры.

«Развернута кампания по дискредитации культурной сферы, тщательно продуманная и которая ведется по нескольким направлениям», — сказал председатель Союза театральных деятелей. Ее частью он посчитал и дело Серебренникова и Апфельбаум, и расследование Transparency. Кроме того, Калягин потребовал от российских властей

«пересмотреть механизмы регулирования творческих процессов», так как действующие фактически вынуждают представителей театров нарушать закон.

«Мы понимаем, что действующие законодательные нормы для регулирования творческих процессов мало пригодны, и нам надо выйти с предложением к президенту о пересмотре сложившихся механизмов регулирования, а также с предложением начать подготовку нового закона «О культуре» и привлечении к его подготовке представителей театрального сообщества», — сказал Калягин по итогам заседания.

Художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин в эфире «Дождя» обратился к театральному сообществу, зрителям и власти с призывом «урезонить» министра культуры Владимира Мединского , который, по словам Райкина, «целенаправленно вредит театру». Приводим текст его обращения.

В течение всего года [в театре] идут прокурорские проверки. Одна, другая, они не выявили никаких серьезных нарушений. Там какие-то мелкие замечания, которые всегда бывают, но никаких серьезных нарушений они не выявили. А почему же тогда все-таки шесть этих проверок? Их причина - не желание навести порядок и дознаться до истины, а это месть и наказание, которым хочет подвергнуть меня и мой театр мой непосредственный начальник, министр культуры Владимир Мединский. Он не может мне простить моего высказывания на съезде Союза театральных деятелей и того, что я несколько раз уличал его в неправде и боролся против его несправедливых решений, касающихся театра «Сатирикон». Просто вредит самым последовательным прицельным планомерным образом.

Сейчас посягает на наше строительство: хочет его остановить, ему помешать. А остановить строительство и не дать этому театру въехать в свой дом - это значит его уничтожить. Сделать это в общем при его могуществе вполне не сложно сейчас. И это при том, что мы находимся в таком промежуточном состоянии (речь идет о реконструкции театра).

Поэтому я хочу просто обратиться ко всему театральному сообществу, к руководителям театров, к Союзу театральных деятелей, к его руководителям, к зрителям, в конце концов, театра «Сатирикон», которых за 30 лет его московского существования уже миллионы собралось, я думаю.

Я хочу обратиться к высоким властным инстанциям, которые находятся над Министерством культуры . Ну давайте, дорогие друзья, как-то урезоним нашего министра, понимаете, который просто целенаправленно, планомерно вредит государственному театру, которому скоро исполнится 80 лет, который создал Аркадий Райкин , которым я руковожу 30 лет, у этого театра есть очень серьезные заслуги, мне кажется, перед культурой отечественной.

Извините, я первый раз в жизни про это говорю, но у меня лично есть тоже заслуги благодаря этому театру перед отечественным театром. Я все-таки народный артист России, лауреат государственных премий, у меня два ордена за заслуги перед Отечеством, все эти высокие награды мне вручали три президента, среди них Владимир Владимирович Путин .

Я думаю, что мои скромные заслуги - они не меньше, а больше, чем заслуги этого начальника нравственности всея Руси, директора честности и доктора исторических и политических наук. Я думаю, что если мы всем миром, все вместе как-то сумеем его поставить на место, то я думаю, что будут благодарны не только театр «Сатирикон», но и многие деятели и учреждения культуры.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram - подборка главных новостей за день.

Худрук «Сатирикона» назвал постоянные проверки прокуратуры «местью» и попросил «урезонить министра». Минкульт в ответ заявил о конфликте интересов в театре

Константин Райкин и Владимир Мединский. Фото: ТАСС

Министерство культуры против Райкина. Замглавы ведомства Александр Журавский ответил худруку «Сатирикона». Ранее он назвал постоянные проверки прокуратуры в театре «местью» за слова о «наездах на искусство» и попросил власти «поставить Мединского на место». В ответ на это Журавский заявил, что в театре имеет место быть конфликт интересов. Кто победит: Райкин или Мединский?

Чтобы оперативно ответить на заявления Райкина, Минкультуры пришлось обнародовать данные еще мартовских проверок, которые должны были остаться для служебного пользования. В понедельник вечером худрук «Сатирикона» заявил телеканалу «Дождь» , что ему за его прошлогодние высказывания на Союзе театральных деятелей мстит Владимир Мединский.

художественный руководитель Московского театра «Сатирикон» «Он свои личные отношения, пользуясь служебным положением, выражает в этих действиях, вообще вредит театру. Сейчас посягает на наше строительство, а остановить его и не дать моему театру въехать в свой дом — это значит уничтожить театр. Сделать это при его могуществе сейчас несложно при том, что мы находимся в промежуточном состоянии. Я хочу обратиться ко всему театральному сообществу и высоким властным инстанциям, которые находятся над Министерством культуры. Ну, давайте, дорогие друзья, как-то урезоним нашего министра».

Во вторник днем Министерство культуры сделало ответный ход. Заместитель Мединского Александр Журавский назвал заявление Райкина излишне эмоциональным и рассказал, что из шести проверок «Сатирикона» его ведомство по сигналу национального антикоррупционного комитета инициировало лишь две, в результате которых обнаружило несколько серьезных нарушений со стороны руководства театра. Речь идет о конфликте интересов, говорит Журавский.

Александр Журавский заместитель министра культуры «Константин Аркадьевич настаивает на том, что причина проверок — некоторая месть со стороны руководства министерства. Оставим это без комментариев. Но чего мы не можем оставить без комментариев, так это то, что идет некоторое посягательство на строительство. Никакого посягательства на строительство нет, потому что строительство не ведется. А инвестиционный контракт, которому насчитывается уже десять лет, к сожалению, не реализуется. При этом, как мы уже говорили, есть личная заинтересованность руководства театра, поскольку доли в этом инвестконтракте принадлежат двум руководителям театра, что недопустимо по законодательству».

Публичных высказываний в поддержку Константина Райкина пока не последовало, но вряд ли мало кто солидарен с худруком театра «Сатирикон», говорит театральный критик Глеб Ситковский.

Глеб Ситковский театральный критик «Я не припомню такого единодушия со стороны театральных людей по поводу Министерства культуры за последние годы. Человек чтобы все время указывал, как должен работать театр, пытался ограничить свободу творчества, пытался как-то мешать с помощью проверок (мстительных проверок, как заявляет Райкин, и нет оснований ему не верить). Не думаю, что это объясняется эмоциональностью, как сказал господин Журавский. Думаю, это все-таки вызвано объективными причинами. В этом конфликте я на стороне театра. Сам факт, что Минкульт и люди театра оказались по разные стороны баррикад, — это нехороший симптом».

Справедливости ради надо заметить, что история с финансированием «Сатирикона» достаточно интересная. Райкину и директору театра Полянкину действительно принадлежат доли в аффилированных структурах, однако цифр в доказательство своих слов по результатам проверок в Минкульте предъявлять не стали. Теперь ответные заявления должны последовать от театральной общественности. Если, конечно, последуют.

Между тем, художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин пусть и коротко, но все же прокомментировал слова заместителя министра культуры Александра Журавского о системных нарушениях в деятельности «Сатирикона».

Кто на самом деле душит Константина Райкина

Представленный в ноябре в двух государствах спектакль "Константин Райкин и российское государство", конечно, разыгрался сам собой, стихийно, без сценария и режиссуры. Но вышло очень поучительно.

Сначала, напомним, народный артист России выступил с патетическим призывом "урезонить и поставить на место" министра культуры Мединского. По версии Константина Аркадьевича, Владимир Ростиславович лично "мстит ему и его театру за уличение в неправде" и душит его прокурорскими проверками.

Заявив это, деятель культуры отправился в Одессу, где начал было выступать с моноспектаклем, год назад наделавшим шуму, поскольку в нем он назвал Россию "некрофильским государством ".

Там, в одесском театре, Константин Аркадьевич был "тепло" встречен активистами украинского национально-освободительного движения - они вторглись в моноспектакль с собственным перформансом и фактически согнали артиста со сцены.

Вернувшись в Россию, Райкин получил ответ министра культуры на свои призывы. Владимир Мединский , выступая по телевидению, напомнил, что впервые Райкин поднял скандал почти ровно год назад. И что скандалить тогда артист начал из-за денег.

"Театр, художественным руководителем которого является Райкин, привычно затребовал допфинансирование . В нем было отказано , потому что не было соответствующего обоснования, после чего - через несколько дней - прозвучала пламенная речь о цензуре в стране , начался шум. Мы провели проверку после этого шума - результатом оказались крайне разочарованы. Дали год на устранение недостатков. К концу года вместо устранения недостатков мы видим новую серию патетических выступлений на тему того, что "меня лично душит министр", - крайне сжато разъяснил глава ведомства.

Реконструируемое здание театра "Сатирикон" имени Аркадия Райкина

Помимо этого сжатого министерского комментария, напомним, есть развернутая журналистская версия в нескольких частях, с которой еще год назад мог ознакомиться любой читатель. В двух словах : здание театра "Сатирикон" под руководством артиста К. А. Райкина, который год не функционирует, потому что никак не идет инвестпроект с реставрацией и застройкой у предпринимателя К. А. Райкина. Спектакли "Сатирикона" ставятся на дружественных площадках деятелей, с которыми руководство театра имеет целую сеть связей . Только на аренду дружественной Райкину "Планеты КВН" в год вылетают десятки миллионов рублей.

Интересно не то, что за год, судя по грустной констатации Мединского и эмоциональным обвинениям Райкина, ничего не изменилось в финансово-хозяйственном плане, - нарушения закона о госзакупках по-прежнему фиксируются. В конце концов, артистов любят не за то, что они кристально честны. И не за то, что аккуратно заполняют все формы, отчитываясь о расходах. Их любят вообще не за то, каковы они в реальной жизни.

Артистам, если очень надо, могут простить махинации с инвестпроектами, убыточную аренду залов у приятелей без конкурса, костюм гувернантки по цене гумовских бутиков, заказ полиграфии собственным женам (все это за госсредства), многолетний бизнес на госсубсидиях и прочие "нарушения законодательства о госзакупках".

Фотография спектакля "Все оттенки голубого" театра Сатирикон

И конечно, люди могут простить артистам максимы типа "театр должен безжалостно уличать государство, а государство - ему за это платить ". Публика, включая госчиновников, постоянно держит в уме, что "у них работа эмоциональная, нервы гастролями расшатаны, их надо понять". Могут простить и прощают.

И когда на вопрос "кому на Руси жить хорошо?" президент России В. В. Путин грустно шутит: "Режиссерам и другим представителям творческих профессий", он тоже констатирует некоторую негласную привилегированность артистического сословия. Но есть один нюанс.

При всем этом артисты должны играть, режиссеры - ставить спектакли, а театры - собирать публику . То есть быть в первую очередь не успешными состоятельными парнями, а создателями прекрасного.

И дело в том, что именно по этому показателю, за который артистам все прощается, театр "Сатирикон" - и это не секретные сведения - годами находится на последних местах среди федеральных театров.

Прекрасное - оно ведь вполне себе измеряемо в некотором смысле. Две сотни работников театра во главе с самим Райкиным в 2014 году дали четыре премьеры, в 2015-м - две, в 2016-м - одну, в 2017-м - тоже одну. И заполняемость у них годами одна из самых низких по стране, как и частота представлений.

Мнение народа как оно есть

В этом ноябре в афише "Сатирикона" - два десятка спектаклей. Для погружения в атмосферу и проблематику я на волне шума собрался сходить на ближайшее представление, но его ("Чайки") пришлось ждать дней пять. И хотя это была единственная сатириконовская "Чайка" в ноябре, свободных мест в зале хватало .

Про сам спектакль писать воздержусь, я не критик и ничего не понял. Тем более что постановка оказалась не классическая, а новаторская, там актеры все время меняются ролями. Когда эта "Чайка" была премьерой, то есть лет семь назад, ее даже награждали за новизну прочтения. Но сейчас, судя по числу зрителей, очарование новизны несколько рассеялось.

Несмотря на ненапряжность работы райкинского театра, кормить "Сатирикон" государство меньше не стало (сведения тоже не секретные: 2014 год - 175 миллионов, 2015-й - 191 миллион, 2016-й и 2017-й - по 213 миллионов рублей ). Учитывая упавшее число представлений, удельный вес казенных средств в общем бюджете стал даже больше. И по убыточности райкинский театр тоже в федеральных рекордсменах.

Костя, готовься отправиться по этапу вслед за Серебренниковым

То есть перед нами не совсем живое учреждение культуры , получающее тем не менее из госказны сотни миллионов. В этом контексте фраза главного героя о "некрофильском государстве" приобретает новые и во многом самокритичные нотки. В заключение стоит отметить один факт.

Когда год назад народный артист К. А. Райкин вышел со смелыми заявлениями о цензуре, о ее недопустимости, о том, что государство должно платить за критику, эффект был потрясающий . Шумели СМИ, блогеры, читатели и зрители. Обращала на это свое бесценное внимание и зарубежная пресса. Шум стоял, пожалуй, с месяц, и СМИ уже устали публиковать колонки о Райкине, и множество отповедей ему остались неопубликованными. А вот попытка сделать ремейк год спустя и публики, и прессы собрала до обидного мало.

У меня есть версия. Публика, видимо, уже осмыслила Константина Аркадьевича как явление, попробовала его заявления на вес и обращать внимание на них перестала. Поскольку стало понятно, что при нынешнем положении дел деньги российского государства волнуют артиста куда больше, чем российский зритель, который ответил артисту взаимностью .Этот безжалостный, но поучительный факт лишний раз напоминает нам о том, как важны в жизни творческих работников премьеры, работа над собой и поиск новых форм.

Милые бранятся, пока догорает старый мир

Не раз уж нами было замечено, что при всей - очень мягко говоря - неоднозначности министра Мединского именно ему выпал жребий взрывать разоспавшееся арт- или научное сообщество: вот воткнул он Калашникова в центре Москвы - проснулись офигевшие скульпторы; отстоял свою докторскую - встрепенулся наконец научный мир; решил попрессовать Константина Райкина - худрук «Сатирикона» покатил баллоны на своего же начальника, едва ли не впервые в нашей истории призвав людей театра урезонить министра. И хотя по делам «Матильды» и Седьмой студии Мединский проходил косвенно - но и эти скандалы, переросшие в серьезные базовые дискуссии, тоже случились при нем. И не случайно. Общество дозрело до перемен. Меняется этика. Меняются модели поведения.

Повторяю, дело не в сиюминутных скандалах как таковых - бог бы с ними. Наконец, спустя 30 лет после перестройки, встретились на узкой улочке старая и новая модель видения мира, и им не разойтись. А затейливый Мединский словно бы взял да перевернул посреди этой улочки бак с помоями, чтобы два времени схлестнулись только острее. Почти каждый скандал с ним широко расходится волнами, забирая в свою орбиту все цеховые отношения, и это замечательно: люди пересматривают свои взгляды на мир, на себя, на искусство, на экономику культуры. Ящерка дозрела, чтоб сбросить кожу.

Посмотрите на этот скандал с Райкиным. Константин давеча записал видеообращение: «В течение всего года идут проверки прокурорские - одна, другая; они не выявили никаких серьезных нарушений. А причина их - месть и наказание, которым хочет подвергнуть меня и театр мой непосредственный начальник Владимир Мединский. Он не может мне простить моего высказывания на съезде СТД» (того самого, о цензуре. - Я.С.). Худрук «Сатирикона», понятно, упомянул и базовую причину: «сейчас он посягает на наше строительство» - и обратился к руководителям театров, к зрителям, к высоким властным инстанциям, которые находятся над Минкультом: «Дорогие друзья, давайте как-то урезоним нашего министра».

И - опять-таки впервые - Райкин заметил, что «мои заслуги больше, чем заслуги этого… (пауза) начальника нравственности всей Руси, директора честности и доктора исторических наук».

И дело не в разовом демарше конкретного театрального худрука. Просто наступил (для деятелей культуры - с некоторым опозданием) XXI век, когда холуйствовать перед начальством не то что не модно, а просто это патриархальное (не спорю - для кого-то очень уютное и удобное) чинопочитание само собой выродилось, ушло со сцены. Ну кто еще и когда бы во всеуслышание дал понять: вот этот человек, наш министр, - он, собственно, кто и зачем?..

Потихоньку наступает время, когда лучшим министром культуры будет тот, фамилию которого никто толком и назвать не сможет. Функционер такой-то. Невидимый миру человек. Потому что всего лишь нужна отлаженная экономическая модель взаимодействия театров, филармоний, цирков - и ЧАСТИ государственных денег. Да и нужно прекращать эти учреждения называть государственными. Они творческие - это первично. А какая там часть государства, спонсоров, пожертвований религиозной общины (как в Австрии) - это никого вообще не колышет. И Мединский - опять же от противного - этот нарыв вскрыл.

Вслед за Райкиным потянутся и остальные - не сразу, но потянутся (многим боязно, и есть что терять), и не раз еще мы услышим: «Владимир, ты не прав!» И это очень полезно. Потому что если после Владимира на культуру посадят, не приведи бог, какого-то полного одиоза, то сообщество будет готово к тому, чтобы разорвать его при необходимости как грелку. Потренировались на Мединском.

К слову, Мединский хоть не очень заморачивается с идеологией. Он больше про самоокупаемость. Нет, заморачивается, конечно, от лица своего РВИО, но так - скорее карикатурно. А ведь может прийти некто совсем больной на голову. И если это случится - получим новую фазу отношений: отъезд нового поколения актеров, режиссеров, художников вон из страны, и язык уже не будет помехой, как это считалось ранее.

Министр культуры должен стать функцией. Частое употребление его имени должно стать дурным тоном в принципе. Да, у нас любят личностей, но эта любовь боком выходит: Россия устала от культурных дураков. Хрущеву уж ракеты на Кубе не припоминают, а вот его слова на выставке авангардистов в декабре 1962-го всплывают постоянно - старик в гробу переворачивается.

А нынешние скандалы с театром Джигарханяна? Добрый Юрий Михайлович, не отягощая себя тонким художественным чутьем и раздавая всем направо-налево театры, фольклорные центры, галереи и прочее, заложил мины замедленного действия, которые в ближайшие десять лет будут рваться. Первый скандал - Театр «Модерн», второй - Джигарханян, приготовиться Манежной площади, на которую нормальные люди смотреть не могут без содрогания…

Вот случись что с Джигарханяном - что прикажете делать городу с этим театром? В основе его создания нет ни мощного режиссерского кредо (а-ля Гончаров, Плучек, Захаров, Товстоногов, Любимов, Ефремов), ни экономического резона. Вот и получаются такие сяськи-масяськи, когда государство сначала наворотит глупостей, потом само же их расхлебывает.

Назрела дистанция. Между художником и государством. И она будет все увеличиваться, потому что визит большого начальника в театр такой-то и упадание всех разом в «придворные поклоны и реверансы» смотрятся ужасающим атавизмом. Ребята, проснитесь: поменялось искусство, поменялись ценности, не при Людовике XIV живем!

Вон сейчас всех несколько удивило, что близкие Задорнова никого не хотели пускать на прощание, провели церемонию в частной загородной клинике, без телекамер и фотовспышек. Но это только первый звоночек. А ведь это норма, так это и должно быть, и вскоре этой «новой моде» последуют очень и очень многие, потому что устраивать из смерти каждого народного артиста Колонный зал с речами и подушечками с орденами - это какой-то дикий карнавал, не соответствующий духу времени ни разу.

Форма осталась - содержания нет. Почти все великие, кто связывал эту страну с той - с Советским Союзом, - уже ушли. Все пафосные слова сказаны. Понятия исчерпаны. Теперь время - за новыми словами и новыми смыслами, и бежит это время стремительно. За что и Мединскому, и Райкину спасибо. Даже если это - «спасибо, не надо».

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в