Ребенок рисует себя отдельно от родителей. Тест: Что рисует ваш ребёнок

Тест «Рисунок человека» (К.Маховер) относится к проективным методикам (рисуночные тесты)

Тест «Рисунок человека» разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.

Цель : определение индивидуальных особенностей личности.

Ребенку дают простой карандаш и стандартный лист бумаги А4 и просят создать рисунок. Инструкция : «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». На вопросы следует отвечать уклончиво («Любого», «Рисуй, какого хочешь»). В процессе рисования фиксируются все вопросы, реплики, особенности поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения. После того как рисунок завершен, следует перейти к беседе.

Беседа может включать вопросы : Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?

Во время беседы с ребенком можно попросить его разъяснить неясные детали рисунка. Другой вариант беседы – попросить ребенка сочинить историю об этом человеке.

Краткая версия обработки графической информации.

Оцените рисунок ребенка по следующим пунктам :
У человека нарисована голова.
У него две ноги.
Две руки.
Туловище достаточно отделено от головы.
Длина и ширина туловища пропорциональны.
Плечи хорошо прорисованы.
Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
Шея ясно просматривается.
Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
У человека нарисованы глаза.
У него нарисован нос.
Нарисован рот.
Нос и рот имеют нормальные размеры
Видны ноздри.
Нарисованы волосы.
Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
Человек нарисован в одежде.
По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
На руках изображены пальцы.
На каждой руке пять пальцев.
Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
Большой палец достаточно хорошо выделен.
Хорошо прорисованы запястья.
Прорисован локтевой сустав.
Прорисован коленный сустав.
Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
Длина и ширина конечностей пропорциональны.
На ногах можно различить пятки.
Форма головы правильная.
Форма тела в целом правильная.
Очертания конечностей переданы правильно.
Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
Уши хорошо различимы.
Уши находятся на своем месте, и имеют нормальные размеры.
На лице прорисованы ресницы и брови.
Зрачки расположены правильно.
Глаза пропорциональны размерам лица.
Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
Четко различимы лоб и подбородок.
Подбородок отделен от нижней губы.

Чем рисунок ребенка ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвойте каждому положительному ответу 1 балл и суммируйте полученные баллы. Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.
5 лет – 10 очков
6 лет – 14 очков
7 лет – 18 очков
8 лет – 22 очк
9 лет – 26 очков
10 лет – 30 очков
11 лет – 34 очка
12 лет – 38 очков
13 лет – 42 очка
14 лет – свыше 42 очков

В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д., но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображения (меч для воина).

Анализ рисунка.

Отметьте, прежде всего, имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры. Рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который очень восприимчив к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, поэтому на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает. Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление.

Среди серьезных отклонений – изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные или очень причудливые фигуры. Еще один значимый негативный фактор – изображение ребенком фигуры противоположного пола. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя (некоего другого человека) противоположного пола.

Символическое значение фигуры человека.

Голова . Если ребенок уделяет голове слабое внимание – это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб – отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Отсутствие лба – ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Непропорционально большая голова – знак того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее.

Волосы . Выделение волос на голове – стремление подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшения – раннее сексуальное созревание.

Лицо – символ сферы общения, самая социальная часть рисунка. Черты лица изображены нечетко, слабо прорисованы, лицо схематично, упускает изображение черт лица, лицо рисует в последнюю очередь – сложности в общении, робость, очень насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим. Вытаращенные глаза, сжатые губы, открытый рот с оскаленными зубами – агрессия и враждебность. Хорошо прорисованные черты лица – внимание к себе, здоровое самоуважение. Закрашенное лицо, изображение звериного лица или напоминающего робота, обезличенного, ничего не выражающего лица — негативный знак, потеря идентичности, утрата чувства собственного «Я».

Подбородок – отражение силы воли, властности, мужественности. Увлечение изображением подбородка (часто стирают, перерисовывают, обводят, сильно выступает) – компенсация слабости, нерешительности, боязнь ответственности, стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих. Особенно если в изображении остальных частей линии слабые, легкие. Автор рисунка не обладает такими качествами в действительности, а лишь рисует себя таким в воображении.

Брови . Аккуратные брови – свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности. Густые, мохнатые брови – грубость характера, строптивость, несдержанность, примитивность нравов. Поднятые брови – надменность, высокомерие.

Уши – открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру. Пропуск этой части или сокрытие ее волосами незначительное упущение. Определенное выделение ушей – чувствительность к замечаниям и осуждению; косвенно – упрямство и неподчинение авторитетам.

Глаза – отражение внутреннего мира ребенка. Пристальный, пронизывающий взгляд – агрессивность. Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами – символ страха или тревоги. Глаза широко открытые, но не преувеличенные – любознательность. Взгляд не прямой, а скошенный – подозрительность. Маленькие глаза – скрытность, сосредоточенность на себе, поглощенность собственными чувствами. Закрытые глаза – попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов. Отсутствие зрачков, пустые глазницы – крайний эгоцентризм, ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания. Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза – желание быть привлекательным, симпатичным другим людям.

Рот – многозначный элемент. Рот открыт – агрессивность, вербальная активность агрессивного характера; если прорисованы зубы – явная агрессия, возможно защитная. Выделение рта (стирание, смещение, непропорциональные размеры, подчеркивание и т.д.) – типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста – признак несамостоятельности, зависимости. Рот, обозначенный одной прямой чертой – внутреннее напряжение.

Губы – общепринятый символ сексуальной сферы. Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой – признак верной половой идентификации. Прорисованные губы (у подростка) – наличие нарциссических тенденций.

Нос. Отсутствие носа – некоторая степень интеллектуальной недостаточности.

Шея – связующее звено между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). Длинная шея – зажатый, скованный, хорошо контролирующий себя человек. Короткая шея – естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи – признак незрелости.

Руки – символ активности, коммуникативности и контактности. Руки разведены в стороны, как для объятия – признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром. Руки спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах – необщительность и замкнутость. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки – хорошая социальная приспособляемость, легкость установления контактов с окружающими. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямым углом – поверхностные, неэмоциональные контакты с внешним миром. Крупные, большие ладони – признак деятельного, взрывного характера. Отсутствие ладоней – неприспособленность, отсутствие веры в свои силы, чувство непригодности. Тщательно прорисованные пальцы – способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею. Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков – агрессия, воинственность. Кулаки на руке отведенной от тела – открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Руки со сжатыми кулаками прижаты к телу – скрытая, подавленная тенденция к бунту. Агрессия – пальцы как когти хищной птицы; руки, поднятые вверх, закрашенные руки. Отсутствие рук – крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости; для старшего возраста – чувство вины в связи со своим агрессивным отношением. То же и сильно заштрихованные кисти рук. Короткие руки – замкнутость, обращенность внутрь, на себя. Длинные руки – направленность на внешний мир, контактность. Большие, мускулистые руки – приоритет силы, стремление стать физически сильным, компенсация собственной слабости.

Туловище – символ представления ребенка о физическом облике человека. Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком – признак компенсации. Крупное, сильное тело с мощными плечами – внутренняя сила, сильное эго. Широкие, массивные плечи – выражение физической силы и превосходства. Сильный ребенок рисует слабое тело – это связано с переживанием из прошлого опыта. Хрупкое тело – выражение собственной слабости. Пупок (маленький ребенок) – признак эгоцентризма, если ребенок старшего возраста – инфантильность или стремление уйти в себя. Округлая форма туловища – уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность. Угловатая, прямоугольной формы фигура – мужественность, энергичность и экспрессивность. Украшение фигуры (бантики, пряжки) – повышенное внимание к собственной персоне. Изображение внутренних органов – крайне негативный признак – серьезные психические нарушения.

Ноги – символ опоры, устойчивости. Стопы нарисованы в профиль – признак устойчивости, уверенности в себе. Стопы пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп – чувство неуверенности. Отделение нижней половины тела жирной чертой (подростки) – проблемы в сексуальной сфере. Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги – выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа. Ступни одетого человека изображаются с пальцами – крайняя агрессивность. Маленькие, неустойчивые ступни – чувство незащищенности.

Гениталии. Сокрытие области гениталий часто встречается у девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Над нижней частью живота могут быть изображены различные предметы (букет, др.).

Откровенное изображение гениталии – очень редко. Смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности. Вероятно, ребенок развит не по годам, осведомлен о высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. Операция на грыжу или обрезание может вызвать страх кастрации. Соблазнение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить ребенка в течение периода скрытой сексуальности. В большинстве случаев причина изображения гениталий – нарушение поведения, агрессия, фобия.

Т.к. нарисованная фигура тесно связана с автором рисунка и, определенным образом характеризует его, следует обратить внимание на размер фигуры, ее позу, расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность, прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона, а также посторонних объектов. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.

Размер и расположение.

Маленькая фигура, которая скромно занимает лишь маленькую область пространства – чувство незащищенности, тревоги, депрессия, неприспособленность. Излишне большие, громоздкие размеры фигуры – слабый внутренний контроль и экспансивность.
Наклоненная фигура – нехватка психической неуравновешенности, нестабильность. Фигура смещена вправо – ориентация на внешний мир. Смещение влево – акцентирование на себе. Рисунок преимущественно в верхней части листа – оптимизм. Расположение фигуры в нижней части листа – чувство угнетенности, подавленности. Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа – завышенная самооценка. Ребенок рисует линию земли, и располагает человека высоко от нее, будто парит – оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.

Перспектива. Мальчики (редко – девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль – признак социальной напряженности, определенное чувство вины, связанное со сферой общения. Голова в профиль, туловище анфас, ноги в профиль – низкое умственное развитие и нарушение пространственного воображения.

Другие особенности изображения . Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую). Это естественный фактор, если рисунок выполнен 6-летним ребенком. В более старшем возрасте это имеет негативное значение, т.к. противоречит реальности. Возможно признак небольшой задержки развития, а также дезорганизация личности или умственная отсталость. В «мягком» варианте прозрачность свидетельствует, что ребенку не хватает поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай более показателен).

Необязательные детали . Сигарета, трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках фигуры – признак враждебности, агрессивности. Пуговицы, карманы в рисунках детей старшего возраста – недостаточная зрелость, инфантильность. Акцентирование галстука, шляпы – сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы – трубка, сигарета, и реже трость. Выделение ширинки на брюках (подростки) – озабоченность мастурбацией.

Разрозненные части тела. Это свидетельство отклонений – отказ создать целостный рисунок, отмечается у детей с личностной дезорганизацией.

Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки рисуют социально незрелые дети. Наиболее типичное нарушение – расхождение между способностями и успеваемостью в школе.

Чрезмерная штриховка . Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части (лицо, нижняя часть тела, др.) – тревожность. Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей старше 13 лет штриховка – показатель эмоционального расстройства.

Рисунки без людей . Для маленьких детей – вероятные трудности в межличностном общении. Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

Темные облака и заштрихованное солнце. Сияющее солнце – хорошо приспособленный ребенок. Ливневые облака, заштрихованное солнце – несчастный, тревожный, подавленный ребенок.

Стирания . Факты стирания – выражение тревоги и неудовлетворенности.

Рисунок человека наделяют различными значениями. Некоторые считают изображение человеческой фигуры проекцией образа тела , другие отражением я-концепции . Его принимают за проекцию отношений ребенка к значимой личности из его окружения, проекцию образа его идеального "я", выражение привычных действий . Он может быть выражением того, как человек воспринимает внешние обстоятельства, как он относится вообще к жизни и обществу или сочетанием перечисленного .

Описание теста

Тест "Рисунок человека" разработан К.Маховер в 1946 году на основе теста Ф.Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.

Инструкция к тесту

Процедура теста состоит из того, что ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата а4 (210 х 297 мм.) И просят создать рисунок: "Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь ".

Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер ("а какого человека?"), следует отвечать уклончиво, например: "любого", "рисуй какого хочешь". На любые выражения сомнений можно сказать: "ты начни, а дальше легче будет…"

В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами.

Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.

Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенностях.

  • Как он отнесся к заданию?
  • Выражал ли он сопротивление или резкий отказ?
  • Задавал ли дополнительные вопросы и как много?
  • Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?
  • Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении?
  • Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях?
  • Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил?

Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы:

  • Кто этот человек?
  • Где он живет?
  • Есть ли у него друзья?
  • Чем он занимается?
  • Добрый он или злой?
  • На кого он смотрит?
  • Кто смотрит на него?

Другие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации:

  • Знаком тебе этот человек?
  • На кого он похож, кого он напоминает?
  • О ком ты думал, когда рисовал?
  • Что делает нарисованный человек, чем он в данный момент занят?
  • Сколько ему лет?
  • Где он находится?
  • Что вокруг него?
  • О чем он думает?
  • Что он чувствует?
  • Чем он занимается?
  • Он тебе нравится?
  • У него есть плохие привычки?
  • У него есть какие-нибудь желания?
  • Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека?
  • Этот человек здоров?
  • Что больше всего хочет этот человек?

Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему.

Другой вариант беседы с ребенком – попросить его сочинить историю об этом человеке.

Интерпретация результатов тестаКраткая версия обработки графической информации

Ответы на представленные ниже вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.

  • У человека нарисована голова.
  • У него две ноги.
  • Две руки.
  • Туловище достаточно отделено от головы.
  • Длина и ширина туловища пропорциональны.
  • Плечи хорошо прорисованы.
  • Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
  • Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
  • Шея ясно просматривается.
  • Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
  • У человека нарисованы глаза.
  • У него нарисован нос.
  • Нарисован рот.
  • Нос и рот имеют нормальные размеры.
  • Видны ноздри.
  • Нарисованы волосы.
  • Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
  • Человек нарисован в одежде.
  • По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
  • Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
  • Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
  • На руках изображены пальцы.
  • На каждой руке пять пальцев.
  • Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
  • Большой палец достаточно хорошо выделен.
  • Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.
  • Прорисован локтевой сустав.
  • Прорисован коленный сустав.
  • Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
  • Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
  • Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
  • Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
  • Длина и ширина конечностей пропорциональны.
  • На ногах можно различить пятки.
  • Форма головы правильная.
  • Форма тела в целом правильная.
  • Очертания конечностей переданы точно.
  • Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
  • Уши хорошо различимы.
  • Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры.
  • На лице прорисованы ресницы и брови.
  • Зрачки расположены правильно.
  • Глаза пропорциональны размерам лица.
  • Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
  • Четко различимы лоб и подбородок.
  • Подбородок отделен от нижней губы.
  • Выводы сделать очень легко. В целом рисунок ребенка должен соответствовать приведенному описанию. Чем его рисунок ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвойте каждому положительному ответу один балл и суммируйте полученные баллы. Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.

    • 5 лет – 10 очков.
    • 6 лет – 14 очков.
    • 7 лет – 18 очков.
    • 8 лет – 22 очка.
    • 9 лет – 26 очков.
    • 10 лет – 30 очков.
    • 11 лет – 34 очка.
    • 12 лет – 38 очков.
    • 13 лет – 42 очка.
    • 14 лет – свыше 42 очков.

    В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д., но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображенного человека, например меч для воина.

    На рисунке могут присутствовать и негативные знаки , на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.

    • На лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.
    • Нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.
    • Нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
    • Нет туловища или туловище в виде палочки.
    • Нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.
    • Кисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.
    • Нет ступней.
    • Нет одежды и нет никаких половых признаков.
    • Голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.

    Отметьте прежде всего имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры, например, такие, которые перечислены выше. Если мы исходим из того, что рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела , который считается очень восприимчивым к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, то на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает.

    Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление последнего. Вслед за образом тела рисунок ребенка может пострадать полностью или частично либо просто стать незначительно отличающимся от общепринятого. Среди серьезных отклонений, такие, как изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные или очень причудливые фигуры. Подобные случаи свидетельствуют о серьезных проблемах и расстройствах.

    Еще один значимый негативный фактор – это изображение ребенком фигуры противоположного пола , который не обязательно связан с гомосексуальными тенденциями, как часто принято считать. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя противоположного пола, сильной привязанности или зависимости от некоего другого человека противоположного пола.

    Символические значения фигуры человека

    Каждая часть изображенной фигуры приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.

    При интерпретации данного теста неприемлемы поспешные заключения. Исследования показывают, что способы и манера выражения эмоций, переживаний, конфликтов и других аспектов психической жизни ребенка изменяются в зависимости от ситуации и варьируются от человека к человеку. Поэтому не нужно ставить какой-то диагноз на основе единичного знака, в процессе анализа необходимо учитывать рисунок как целое.

    Голова, лоб

    Олицетворение сферы интеллекта, место локализации "я" ребенка, его психического центра, поэтому не удивительно, что голове уделяется максимальное внимание.

    Если ребенок уделяет голове слабое внимание – это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб – это также отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Это та часть тела, которая всегда открыта взглядам окружающих и через это вовлечена в процесс отношений с другими людьми.

    Отсутствие лба обозначает, что ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Соотношение пропорций головы и туловища есть отношение между физическим и духовным в ребенке.

    Если у человека непропорционально большая голова – это может быть знаком того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее. Подростки, осознающие свое отставание от сверстников в умственном развитии, в развитии навыков чтения или письма и т. П. Или страдающие от нарушений адаптации, также часто рисуют большую голову у человека.

    Волосы

    Выделение волос на голове может свидетельствовать о стремлении подчеркнуть мужественность мужской фигуры.

    Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства может свидетельствовать о раннем сексуальном созревании.

    Лицо

    Символ сферы общения, важнейший центр коммуникации. Его принято считать самой социальной частью рисунка.

    Ребенок, который испытывает сложности в общении, робок, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в отношениях с окружающими, изображает черты лица нечетко, слабо их прорисовывает, изображает очень схематично , упускает изображение черт лица . Одновременно он может тщательно и уверенно выделять другие части фигуры.

    Показателен и тот случай, когда лицо ребенок рисует в последнюю очередь . Отношения такого ребенка очень поверхностны, других людей он терпит постольку-поскольку. Он чрезвычайно насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим.

    Об агрессии и враждебности мы можем говорить и в случае изображения соответствующего выражения лица: вытаращенные глаза, сжатые губы или открытый рот с оскаленными зубами .

    Хорошо прорисованные черты лица говорят о внимании к себе, здоровом самоуважении. С другой стороны, сосредоточенность на этой части, чрезмерное подчеркивание и выделение черт лица могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, обладающего личной энергетикой человека, дабы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения.

    Закрашенное лицо – довольно негативный знак, который соотносится с потерей идентичности, утратой чувства собственного "я". Не менее тревожный факт – изображение звериного лица или напоминающего робота, а также обезличенного, ничего не выражающего лица, о котором можно сказать, что оно неживое.

    Подбородок

    За ним закрепилось стереотипное значение, согласно которому мы знаем, что подбородок – отражение силы воли, властности, мужественности и т.д.

    Увлечение изображением подбородка, которое проявляется в том, что его часто стирают, перерисовывают, обводят или рисуют заметно выступающим (на рисунках фигуры в профиль), может расцениваться как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности. Это может обозначать стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих.

    Такая интерпретация еще более обоснована в том случае, если сильная, с нажимом, прорисовка всего лицевого профиля сочетается со слабыми, легкими линиями в изображении остальных частей. В таком случае можно предполагать, что автор рисунка в действительности подобными качествами не обладает и лишь рисует себя таковым в воображении.

    Брови

    Бровям придается то же значение, что и волосистому покрову головы.

    Аккуратные брови , так же как и аккуратная прическа, – свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности.

    Густые, мохнатые брови говорят о грубости характера, строптивости, несдержанности, примитивности нравов и т.д. Поднятые брови ассоциируются с надменностью и высокомерием.

    Если они есть, то обозначают открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру.

    Уши дети начинают изображать в довольно позднем возрасте, поэтому пропуск этой части тела или сокрытие ее за волосами считается незначимым. Определенное выделение ушей на рисунке может свидетельствовать о чувствительности к замечаниям и осуждению и косвенно – об упрямстве и неподчинении авторитетам.

    Глаза

    Глаза, как известно, – зеркало души, отражение внутреннего мира ребенка. Уже одно выражение глаз может многое сказать о ребенке: стыдливое, мечтательное, угрюмое.

    Пристальный, пронизывающий взгляд – выражение агрессивности.

    Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами – символ страха или тревоги. Большие и тщательно прорисованные глаза в основном рисуют девочки и гораздо реже – мальчики.

    Глаза широко открытые , но не преувеличенные, могут быть знаком любознательности. Взгляд не прямой, а скошенный говорит о подозрительности.

    Поскольку с помощью глаз мы контактируем с окружающим миром, в случае с маленькими глазами мы можем говорить о скрытности, сосредоточенности на себе, поглощенности собственными чувствами.

    Закрытые гл аза – попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов с окружающими. Отсутствие зрачков, пустые глазницы, вероятно, говорят о крайнем эгоцентризме, о том, что ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания.

    Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза – отражение желания быть привлекательным, симпатичным другим людям.

    Рот – многозначный элемент. Если рот открыт , то это принято считать признаком агрессии или вербальной активности агрессивного характера, если прорисованы зубы , то это явная агрессия. Возможно, она носит защитный характер.

    Выделение рта, которое может выражаться в стирании, смещении, непропорциональных размерах, подчеркивании и т.д., в целом типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста это уже становится признаком зависимости, несамостоятельности.

    Рот, обозначенный одной прямой чертой , может говорить о внутреннем напряжении.

    Губы

    Губы – общепринятый символ сексуальной сферы. В рисунках детей губы одна из тех деталей, с помощью которых передается общее выражение лица.

    Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, – признак верной половой идентификации.

    Прорисованные губы на рисунке подростка могут означать наличие нарциссических тенденций.

    Нос – сам по себе не имеет интерпретационного значения. Часто в связи с носом вспоминают о психоаналитической трактовке, в русле которой он считается сексуальным символом. Хотя практикующие психологи считают, что испытывающий сексуальные проблемы подросток, вероятнее всего, будет акцентироваться на таких символах, как галстук или карманы брюк, а не на носе. Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.

    Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль).

    Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля. Такие люди не уверены, что всегда могут справиться со своими импульсами. Для них характерно состояние некой раздвоенности.

    Длинная шея ассоциируется с зажатым, скованным, морализаторским, манерным человеком, хорошо контролирующим себя.

    Короткая шея может символизировать естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи в рисунках детей является признаком незрелости.

    Руки, ладони, пальцы

    Руки – символ активности, коммуникативности и контактности. Если руки человека разведены в стороны , как бы для объятия, протянуты по направлению к окружению – это признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром.

    Если же руки, напротив, спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах – это может говорить о необщительности и замкнутости. В сочетании с другими особенностями рисунка это может оказаться признаком ухода в себя, самовлюбленности и тщеславия или сильного внутреннего напряжения.

    Другая важная характеристика изображения рук – это их тонус. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки , вероятно, обозначают хорошую социальную приспособленность, легкость установления контактов с окружением, активное внедрение в среду. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки могут характеризовать поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром.

    Крупные, большие ладони – признак деятельного, взрывного характера, тогда как отсутствие ладоней свидетельствует о неприспособленности, отсутствии веры в свои силы, чувстве непригодности. Слабо прорисованные ладони говорят о недостаточной контактности, ограниченной сфере общения и низкой продуктивности в занятиях практической деятельностью. Тщательно прорисованные пальцы означают способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею.

    Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков – признак агрессии, воинственности. Кулаки на руке отведенной от тела – открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Если же руки со сжатыми кулаками прижаты к телу, можно говорить о скрытой, подавленной тенденции к бунту. Об агрессии могут говорить пальцы, изображенные так, будто человек готов схватиться за что-то, подобно когтям хищной птицы. Другие возможные символы враждебного отношения: руки, поднятые вверх, закрашенные руки.

    Отсутствие рук – крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями рисунка, как отсутствие рта, отсутствие туловища и общая гротескность рисунка, отсутствие рук свидетельствует о плохой приспособленности ребенка.

    Для детей старшего возраста отсутствие рук – очень необычный факт. Кроме того, это может выражать чувство вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным отношением. То же самое могут означать сильно заштрихованные кисти рук .

    Короткие руки могут свидетельствовать о замкнутости, обращенности внутрь, на себя, и стремлении держать себя в определенных рамках, не позволяя проявиться своим импульсам.

    Если ребенок рисует длинные руки – это говорит о направленности во внешний мир, контактности, стремлении приобретать, накапливать.

    Большие, мускулистые руки рисуют дети, признающие приоритет силы, стремящиеся стать физически сильными, также крупные и сильные руки возникают на рисунках тех, кто пытается таким образом уравновесить, компенсировать собственную слабость. С другой стороны, ребенок, осознающий свое слабое физическое состояние, может изобразить тонкие, хрупкие руки.

    Туловище

    Туловище – символ представления ребенка о физическом облике человека.

    Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком – это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика.

    Крупное, сильное тело с мощными плечами на рисунке ребенка нормального телосложения – внутренняя сила, сильное эго.

    Широкие, массивные плечи служат выражением физической силы и превосходства. Подростки, испытывающие сексуальную неадекватность, могут выражать это в сильно выделенных по отношению к другим частям тела плечах.

    Если сильный ребенок рисует слабое тело , то, возможно, это связано с каким-то переживанием из прошлого опыта. Хрупкое тело может быть выражением собственной слабости. Ребенок, стремящийся потакать своим желаниям и игнорирующий любые проявления самоконтроля, может нарисовать слабое, безвольное тело с непропорционально маленькой головой.

    Если маленький ребенок изображает пупок – это признак эгоцентризма, если пупок рисует ребенок старшего возраста – это становится выражением инфантильности или стремления уйти в себя.

    В целом округлая форма туловища – уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность. Угловатая, прямоугольной формы фигура ассоциируется с мужественностью, энергичностью и экспрессивностью.

    Часто фигура украшается дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.). Это обозначает повышенное внимание к собственной персоне.

    Крайне негативный признак – изображение внутренностей тела . Он свидетельствует о серьезных психических нарушениях.

    Ноги

    Ноги – символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию.

    Если стопы нарисованы в профиль – это признак устойчивости, уверенности в себе.

    Стопы, обращенные пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп выражают чувство неуверенности.

    подростки, отделяющие на рисунке нижнюю половину тела жирной чертой , могут таким образом выразить наличие проблем, связанных с сексуальной сферой.

    Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги – выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа.

    Если ступни одетого человека изображаются с пальцами , то это может свидетельствовать о крайней агрессивности.

    Маленькие, неустойчивые ступни – довольно частая особенность рисунков детей, испытывающих чувство незащищенности. Такие дети рисуют неустойчивые фигуры, готовые упасть в любой момент из-за крайне слабой устойчивости крошечных ступней. Ребенок бессознательно выражает в символическом виде неустойчивость личности, построенной на слабом, ненадежном основании. В случае недостатка базового чувства защищенности развитие личности нарушено; постоянная тревожность продолжает препятствовать движению к эмоциональной зрелости и умственному здоровью.

    Гениталии

    Сокрытие области гениталий часто встречается в рисунках девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Одна девочка нарисовала невесту, держащую букет над центральной частью своего тела. Над нижней частью живота могут быть изображены и другие объекты.

    Откровенное изображение гениталий . Изображение гениталий настолько необычно, что их присутствие на рисунке может быть очень значимо. Отказ воспроизвести половые органы, по-видимому, происходит не из-за культурного табу. Более вероятным объяснением может служить смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности.

    В промежутке от шести до двенадцати лет хорошо приспособленные дети все более и более вовлекаются в процесс овладения новыми умениями и в то, что соответствует нравам их школьных товарищей и друзей. Рисунки детей периода скрытой сексуальности, в которых пенис или вульва изображаются откровенно, очень редки. Причины этого необычного дополнения надо искать в случаях, которые предполагают развитых не по годам детей, осведомленных о высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. Операция на грыжу или обрезание после младенчества может вызвать страх кастрации. Соблазнение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить ребенка в течение периода скрытой сексуальности, особенно смышленого, чувствительного ребенка. Какова бы ни была причина тех редких случаев открытого изображения гениталий, – а в большинстве случаев это были нарушения поведения того или иного рода (агрессия, фобии), – это не препятствовало детям, достигая юношеского возраста, развиваться и хорошо приспосабливаться.

    Расположение и размер рисунка

    Поскольку нарисованная фигура считается тесно связанной с автором рисунка и определенным образом характеризует его, интерпретация должна охватить максимум особенностей рисунка. Такие аспекты рисунка человека, как размер фигуры, ее поза и расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность или прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона или фоновых эффектов, а также посторонних объектов , представляют собой значимые аспекты представления ребенка о самом себе и также подвергаются анализу. Учитываются пропорции частей тела фигуры , наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.

    Размер и расположение

    Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры , которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Маленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности. Напротив, хорошо приспособленные дети с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства.

    Излишне большие, громоздкие размеры фигуры , по-видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность.

    Наклоненная фигура может отражать нехватку психической уравновешенности, нестабильность.

    Фигура, смещенная на листе вправо , говорит об ориентации на внешний мир, смещение влево – означает акцентирование на себе. Если ребенок занимает рисунком преимущественно верхнюю часть листа , значит, он склонен к оптимизму. Чувство угнетенности, подавленности часто отражается на расположении фигуры в нижней части листа .

    Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа , говорит о завышенной самооценке.

    Если ребенок рисует линию земли и располагает человека высоко от нее , так что тот кажется парящим в воздухе, то, вероятно, его характеризует оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.

    Перспектива

    Мальчики (редко – девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль . Такое неестественное положение фигуры обычно считается признаком социальной напряженности. Кроме того, это может служить признаком определенного чувства вины, связанного со сферой общения. Если такое положение – голова в профиль, туловище анфас – усугубляется изображением ног в профиль, то в таком случае можно говорить о низком умственном развитии и нарушении пространственного воображения.

    Другие особенности изображения

    Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую).

    Наличие прозрачных элементов в рисунке может быть вполне естественным фактором, если рисунок выполнен ребенком 6 лет.

    В более старшем возрасте это может иметь уже негативное значение, поскольку прозрачность деталей противоречит реальности. Речь может идти как о небольшой задержке развития, так и о более серьезных нарушениях, таких, как дезорганизация личности или умственная отсталость. В "мягком" варианте прозрачность может также свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя лишенным поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай, по-видимому, более показателен).

    Необязательные детали

    Среди необязательных деталей рисунка – такие, как сигарета или трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках нарисованной фигуры трактуется как признак враждебного, агрессивного отношения. Пуговицы в рисунках детей старшего возраста могут говорить о недостаточной зрелости, инфантильности. О том же самом, по-видимому, свидетельствует выделение карманов . Акцентирование на таких элементах, как галстук и шляпа , как принято считать, имеет сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы – это трубка, сигарета и реже трость . Выделение ширинки на брюках можно наблюдать у подростков, озабоченных мастурбацией.

    Разрозненные части тела

    Подобные случаи несомненно свидетельствуют об отклонении, поскольку подавляющее большинство детей, даже с самых ранних своих попыток изобразить человека, рисуют интегрированную фигуру. Рисунок человека, в котором части рассеяны безотносительно друг к другу – явное отклонение от нормы. Этот отказ создать целостный рисунок отмечался у детей с серьезными нарушениями и является показателем их личностной дезорганизации.

    Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки

    Ограниченные, стереотипные фигуры рисуют эмоционально незрелые дети. Данное нарушение может принимать разные формы, но наиболее типичная для большинства детей – это расхождение между способностями и успеваемостью в школе. Многие из них довольно способные, но слабо восприимчивы к академическим занятиям. Часто истоки проблемы могут быть прослежены в семейной ситуации, отмеченной чрезмерной напряженностью.

    Чрезмерная штриховка

    Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части можно наблюдать в рисунках тревожных детей. Штриховка может быть ограничена лицом, нижней частью тела или, в частности, областью гениталий.

    Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей, прошедших этот этап, то есть старше 13 лет, достигших возраста, когда ребенок склонен к самоанализу и испытывает беспокойство относительно своих способностей, подобные реакции нетипичны. Случаи штриховки в рисунках могут быть показателями эмоционального расстройства.

    Рисунки без людей

    Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

    Темные облака и заштрихованное солнце

    Много хорошо приспособленных детей могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением сияющего солнца. Обычно в одном из верхних углов листа, часто в форме дуги. Исходящие из окружности линии, представляют лучи, а солнце может иметь улыбающееся лицо.

    Необычно для детей, если они добавляют ливневые облака и заштриховывают солнце. Эти зловещие признаки были замечены в рисунках несчастливых, тревожных, подавленных детей.

    Стирания

    Факты стирания считаются выражением тревоги и неудовлетворенности. Как правило, стирания приводят к ухудшению, а не к улучшению рисунка, подтверждая тем самым, что служат выражением конфликта.

    Источники
    • Тест "Рисунок семьи" / Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей – М., 2005.
    Материал подготовлен
    • Герасимова Анна ()

    Все дети без исключения очень любят рисовать и уже в раннем детстве с удовольствием берут в руки карандаши. В каждый свой рисунок ребёнок «вкладывает душу». На обычном листе бумаге маленький художник раскрывает своё настроение, тревогу, печаль, страх. Именно от душевного состояния ребёнка зависит настроения рисунка - будет он добрый или мрачный.

    Палитра цветов рисунка

    Впервые ребёнок осознано берёт в руки карандаши в полтора-два года. Первые рисунки крохи - это бессмысленные точки, линии, закорючки. Хаос первых детских рисунков свидетельствует о невозможности разделить мир на две части: внешний и внутренний, пока для него это одно целое. Маленький ребёнок пока не понимает форму, но чувствует цвет. Именно цвета в детском рисунке расскажут родителям о чувствах крохи.

    Самые любимые детские цвета, которые чаще всего используются в рисование - это желтый и фиолетовый , если ребёнок предпочитает использовать их в своих рисунках, это значит, что на душе у ребёнка положительные эмоции, спокойствие и веселая фантазия.

    Красный цвет в рисунках говорит о повышенной активности, агрессии, возбудимости.

    Синий - о том, что ребёнок скучает по кому-то или чему-то, о его сосредоточенности на внутренних проблемах и самоанализе.

    Зеленый цвет сообщает о настойчивости, независимости, упрямстве, о стремление ребёнка к покою.

    Коричневый цвет в рисунках говорит о физическом дискомфорте малыша, часто об отрицательных эмоциях.

    Черный цвет говорит о подавленности ребёнка, о его протесте, о требование к изменениям, о желание положительных эмоций. Предпочтение черного цвета в рисунках маленького художника должно внушать особое беспокойство родителям.

    Серый цвет свидетельствует о безразличие. Однако этот цвет практически не свойственен детским рисункам, но если ребёнок часто использует его в своих рисунках, это говорит о нехватке ребёнку положительных эмоций.

    В своих рисунках дошкольники обычно используют не более 5-6 основных цветов, что показывает нормальное эмоциональное состояние ребёнка. Если в палитре ребёнка присутствует больше количество цветов, это указывает на его эмоциональность и чувствительность, а выбор 1-2 цветов в рисунке служит сигналом подавленности и тревожности малыша.

    Точка, точка, запятая - вышла рожица смешная. Ручки, ножки, огуречик - появился человечек!

    К трём годам каракули ребёнка образуют форму, появляются первые неровные круги, к которым присоединяются ручки и ножки, так появляется первый человечек! Этот неуклюжий человечек для ребёнка - прежде всего он сам. С этого момента в своих рисунках ребёнок начинает раскрыть свой внутренний мир, перенести на бумагу свои мысли, которые ещё не может выразить словами.

    Труднее всего, казалось бы, нарисовать человечку глаза, нос, рот, уши, именно их ребёнок старательно выводит. Эти черты лица в рисунке юного художника расскажут о многом.

    О многом расскажут, прежде всего, глаза человечка. Большие, распахнутые глаза выражают внутреннюю тревогу ребёнка, просят о помощи. Глаза-точки боятся выразить свой страх - в душе ребёнок запретил себе любые просьбы и слезы. Если на лице человечка присутствуют только глаза - это говорит об его осторожности и подозрительности. Отсутствие в портрете ребёнка носа, рота и ушей свидетельствует о его не желание общаться.

    На детском рисунке шея выражает связь разума и тела. Она появляется на рисунке ребёнка, когда он начинает контролировать свои эмоции и чем сложнее ребёнку их контролировать, тем шея человечка длиннее.

    Большое значение для ребёнка имеют руки, ведь через тактильное чувство он познает мир. Поэтому через длинные руки и большое количество пальцев на ручках (больше пяти) ребёнок пытается выразить силу и способности своего персонажа. Если у человечка больше пальцев на левой руке, значит, ребёнок чувствует себя более влиятельным дома, на правой - вне дома, т.е. в детском саду, среди друзей, на улице. Разведенные в сторону руки у персонажа говорят о стремление действовать, а длинные и слабые - о просьбе защитить.

    Ноги - это, что помогает человеку держаться на земле. Поэтому, чем больше опоры у человечка на рисунке, тем увереннее себя ощущает ребёнок в этом мире. Очень длинные ноги у персонажа - стремление к независимости, короткие - признак беспомощности.

    Моя семья

    Первые «головоногие» на рисунках ребёнка имеют одинаковые черты, малыш сначала рисует, а потом придумывает название тому, что изобразил. Но уже к четырём годам рисунок юного художника становится более осмысленным, и ребёнок разделяет на бумаге себя и окружающий мир, себя и родителей. Самый главный мотив его рисунков - семья, семья самое близкое для ребёнка пространство - физически, эмоционально, духовно.

    И если, рисуя свою семью, ребёнок кого-то не изобразил, это не случайно: значит с этим членом семьи у ребёнка скрытый конфликт. Бывает, что ребёнок наоборот не хочет рисовать себя в окружении семьи, это потому что он не нашёл в ней своё место, ребёнок уверен, что его не любят. Вместо членов семьи, рядом с собой ребёнок может изобразить животное, любимого сказочного героя или придуманного персонажа. Это подчеркивает трудности во взаимоотношение и говорит о том, что он предпочитает жить среди фантазий.

    Самый крупный персонаж на семейном рисунке - самый значимый для ребёнка в семье, а тот, кто расположен выше всех других - самый влиятельный. Расстояние между ребёнком и членами семьи говорит о его с ними взаимоотношение: чем ближе ребёнок на рисунке к маме или папе, тем ближе она или он ему в жизни. О тесной психологической связи в реальности говорит и соприкосновение персонажей рисунка, поэтому на своих рисунках ребёнок почти всегда держит папу и маму за руку.

    Обратите внимания на персонажа, который нарисован с сильным нажимом, обведён или заштрихован - этот человек внушает ребёнку тревогу.

    Если на рисунке ребёнка над семьёй светит солнце - это значит что ему уютно и комфортно в семье, а это самое главное в жизни для любого ребёнка!

    Нарисованный страх

    С возрастом пространство познавательного мира ребёнка расширяется, расширяется и пространство детского рисунка, появляются композиция и новые зрительные образы. К шести годам, используя всевозможные детали, ребёнок умеет выражать свои эмоции, чувства, мысли и фантазию.

    Поощряйте желание ребёнка рисовать, ведь рисование выполняет много важных функций по его развитию. Рисование на раннем этапе развивает координацию и мелкую моторику рук, помогает познанию формы, воспитывает усидчивость ребёнка. Со временем рисование развивает творческое мышление, правильное восприятие мира, способствует взаимодействию пространственных, зрительных и двигательных функций. Рисунок позволяет заглянуть во внутренний мир ребёнка, узнать о том, что его тревожит, беспокоит. Кроме этого, через рисунок можно попытаться решить эти детские проблемы. Ведь, если ребёнок изобразил свой страх на бумаге, значит и избавиться от него можно с помощью неё же. Например, если ребёнка изобразил страшилу, то можно поместить её за высокие стены замка, плачущему мальчику на рисунки дать машинку или конфетку, даже помирить ребёнка с поссорившимся родителем можно на рисунке. Проблемы уйдут и ваш ребёнок улыбнется!

    Жизнь детей наполнена различными эмоциями и чувствами. Однако для ребенка проблематично правильно высказывать их, здесь на помощь приходит арт-терапия. В процессе рисования ребенок полностью раскрывает свой внутренний мир и на листке выражает свои чувства, переживания и другие эмоции. Основной задачей родителей является научиться правильно и регулярно «читать» художества своего малыша, это позволит более хорошо познать ребенка и при необходимость вовремя обратиться за помощью к специалистам.

    Что говорит детский рисунок о ребенке и его отношении к окружающим?

    Во время рисования дети не контролируют свои эмоции, они создают «шедевр» душой, а не разумом. Поэтому очень важно обращать внимание на все детали рисунка, ведь это позволяет сделать определенные выводы о психологическом состоянии ребенка и об его отношении ко всему, что его окружает. Рассмотрим ниже, как по некоторым особенностям и деталям детского рисунка можно понять, что думает и чувствует ребенок.

    Выбор цвета

    Каждый ребенок очень тонко чувствует и сопоставляет свои ощущения с определенным цветом. Для точного тестирования важно, чтобы у малыша был максимальный набор цветов для создания рисунка.

    О чем говорит преобладающий цвет на рисунке?

    Цвет Какими чертами характера обладают дети, предпочитающие определенный цвет? О чем говорит преобладание или отсутствие данного цвета на рисунке?
    Красный Агрессивность, сила воли, вспыльчивость, возбудимость, эксцентричность, повышенная активность и решительность. Преобладание красного оттенка на рисунке указывает на открытость и активность. Такой ребенок непоседливый, непослушный, возбудимый, часто ломающий игрушки.

    В будущем такие дети стремятся добиться признания, успехов, похвалы на фоне напористости и эгоистичности.

    Отсутствие данного цвета может свидетельствовать о комплексе неполноценности и стремлению к уединению. Чаще всего это дети, воспитываемые в семье с частыми скандалами между родителями.

    Розовый Утонченность, нежность, сентиментальность, слабость, жалостливость, робость и оптимизм. Имеется зависимость от окружающих, ищет постоянной поддержки, нуждается в проявлении любви со стороны родителей и постоянном тактильном контакте.
    Желтый цвет Ребенок любознательный и оптимистичный, непосредственный и общительный, положительно эмоциональный, но зависимый и ревнивый. Любовь к желтому свойственна творческим личностям. Мечтательность и сказочность, оригинальность и инакомыслие отличают ребенка выбирающего данный цвет. Он предпочитает одиночество и абстрактные игрушки (палочки, камешки и т.д.) Всегда во что-то верит и надеется. Могут проявиться безответственность и непрактичность.

    Если цвет не нравится ребенку, значит он несколько замкнут и сосредоточен на своем внутреннем мире.

    Оранжевый Основные качества ребенка: жизнерадостность, богатая фантазия, мечтательность энергичность и хорошая интуиция. Повышенная возбудимость, не имеющая выхода, веселье, шалости и крики без причины – признаки характеризующие состояния малыша. Насторожить должно чрезмерное использование данного цвета.
    Зеленый Символизирует упрямство и настойчивость, независимость и уравновешенность, высокие интеллектуальные способности, стремление к безопасности и духовное напряжение. Применение данного цвета в больших количествах говорит о нехватке материнской любви и чувстве заброшенности.

    В будущем развивается консерватизм и боязнь перемен. Ребенку требуется ощущать себя защищенным и испытывать чувство надежности.

    Синий Ребенок отличается концентрацией и сосредоточенностью на проблемах своего внутреннего мира, ищет покой и удовлетворение, спокойствие и верность, он часто прибегает к самоанализу. Преобладающие эмоции юного «художника», который любит рисовать синим, — спокойствие и уравновешенность, склонность к самопожертвованию. Выбор этого цвета говорит о том, что ребенок в данный момент нуждается в покое.
    Голубой Частая смена образа жизни, необязательность, беспечность и беззаботность характерны для любителей голубого цвета. Если на рисунке много голубого, то это говорит об уравновешенности и спокойствии ребенка в момент рисования.
    Сине-зеленый Сила воли, серьезный нрав, педантизм, забота к окружающим и принципиальность. Преобладание на рисунке сине-зеленого оттенка характеризует особое состояние нервной системы, а точнее ее перевозбуждение. Ребенку требуется больше свободы и поощрений, возможно даже снижение предъявляемых требований.
    Фиолетовый Свойственен детям с богатой фантазией, отличной интуицией, чувствительным и ранимым, обладающих богатым внутренним миром, а также незрелостью и интеллектуальной, и эмоциональной. Впечатлительны, ранимы, возбудимы, внушаемы, нуждаются в поддержке — эти характеристики подходят к детям, на рисунках которых преобладает фиолетовый.
    Лиловый Дети любящие данный цвет слабы, нежны, одиноки и беззащитны, честны, часто замкнуты в себе и музыкальны. Ребенок использует данный цвет, когда погружен в себя, ощущает себя одиноким, слабым и беззащитным.
    Коричневый Медлительность, дискомфорт, отрицательное эмоциональное состояние. Много коричневого на рисунке сигнализирует о слабом здоровье, неурядицах в семье, пережитых драматических событиях, умственной неполноценности.
    Серый Безразличие, рассудительность, уход от тревог, отстраненность. Много серого цвета на рисунке говорит об ощущении беспросветности, рутины, бедности и отторжения. Ребенок отличается замкнутостью и несмелостью. Возможно, ребенок просто устал.
    Черный Подавленность, разрушения и протест. Черный рисунок свидетельствует о том, что ребенок переживает стресс, он не уверен в себе и несчастлив. Этот цвет символизирует преждевременное созревание сложной психики.
    Белый Ребенок честный и чистоплотный, часто страдающий от одиночества и пустоты. Ребенок использует белый цвет для рисования, когда чувствует себя одиноким, переживает нервное перенапряжение и душевное беспокойство. У малыша отсутствует жизненная энергия и любознательность.

    Яркие радужные цвета говорят о хорошем настроении и положительных эмоциях ребенка, а бледный рисунок с преобладанием мрачных цветов свидетельствует о сниженном эмоциональном состоянии или плохом настроении, возможно ребенку нездоровится.

    Изображения людей, выражения лиц

    В раннем возрасте дети рисуют людей в виде головоногих кругов с палками вместо рук и ног. В этом случае обращают внимание на цвета и силу нажатия карандаша, пропорциональность каждого героя относительно друг друга. В более старшем возрасте дети начинают прорисовывать голову и лица, руки и ноги.

    • В норме ребенок чаще всего рисует людей своего пола, в противном случае можно говорить о внутренних разладах.
    • Размер головы символизирует об умственном развитии и способностях, а наличие головного убора показывает, что ребенок нуждается в защите.
    • Наличие лица и четкость его черт говорит об открытости малыша и его общительности.
    • Чем хуже прорисовано лицо, тем «закрытей» характер ребенка.
    • Расспросите ребенка об эмоциях и настроении изображенных персонажей, это позволит поразмышлять над ситуацией с точки зрения ребенка.
    • Наличие ушей является показателем получения информации посредством слуха и умению прислушиваться.
    • Рот и зубы прорисовывают детки с агрессивным настроем, а глаза больших размеров указывают на детские страхи, особенно если прорисованы зрачки.
    • Размер рук является показателем физического развития, а спрятанные — говорят о неуверенности ребенка.
    • Руки поднятые вверх рисуют агрессивно настроенные малыши, а широкий размах говорит о готовности действовать.
    • Ноги длинные указывают на независимость ребенка, а широкая постановка говорит о самоуверенности малыша.
    • Непропорциональное туловище маленького размера рисуют дети с чувством неполноценности.
    • Демонстративность и выражение агрессии в рисунках деток старше 4-х лет проявляется через изображение половых органов.

    Размеры фигур

    Чем важнее для ребенка человек или предмет, тем крупнее он их изображает и наоборот. На рисунке изображаются наиболее значимые персонажи в жизни малыша.

    Часто проявлением агрессии или же защитной формой поведения является изображение больших кулаков, прорисованных ногтей и зубов, наличие угрожающей позы и даже оружия.

    Контуры линий

    • Четкие, жирные и ровные линии, нарисованные уверенно и без сомнений, свидетельствуют об уверенности в себе ребенка и о том, что он счастлив.
    • Слабое нажатие говорит о нерешительности юного «художника», его быстрой утомляемости, эмоциональной чувствительности и неустойчивой психике.
    • Сильное надавливание и частое ломание грифеля свойственно агрессивным детям.
    • Разная сила нажатия во время рисования говорит о частой смене настроения.
    • Мягкий по характеру малыш использует извилистые и плавные линии, а при наличии волевого характера на рисунке преобладают углы и прямые четкие линии.
    • Признаком импульсивности являются не доведенные до конца линии или же размашистая небрежная манера письма.
    • Самоисправления, особенно если они не привели к улучшению изображения, говорят о повышенной тревожности малыша, об этом свидетельствует и штриховка.

    Компоновка рисунка на листе

    Неуверенность в себе у детей проявляется в компоновке рисунка. Они располагают его сжато в какой–то части листа, а не на всей его площади. Наблюдается частое стирание деталей, сомнения ребенка в правильности изображения, граница (черта) земли или пола прорисована выше нижней границы листа.

    Рисунок своей семьи

    • Дети начинают рисовать семью с самого значимого для них человека, причем чем крупнее он прорисован, тем авторитетнее он для «художника». Он лучше прорисован и украшен.
    • Если с кем-то у ребенка плохой контакт, то его ребенок не рисует, либо изображает его схематично.
    • Семья у ребенка дружная, если все держаться за руки, и, наоборот, если каждый занят своим делом.
    • Если между людьми имеются разделяющие предметы (например, дерево), значит ребенок чувствует наличие проблемы в общении.
    • Изображение игры говорит о наличии соперничества в семье. Если кто-то нарисован с поднятыми вверх руками, значит от него исходит агрессия, либо он нуждается в помощи.
    • Наличие на рисунке недостоверной информации (умершие или несуществующие люди) говорит о дискомфорте ребенка, его стремлении изменить ситуацию.
    • Если юный «художник» изобразил себе крупнее взрослых, значит он чувствует себя уникальным и значимым. А вот об при ощущении себя лишним говорит отсутствие самого дитя на картинке.
    Как расшифровать детский рисунок: 5 примеров

    Следует помнить, что ребенок переносит на бумагу в виде рисунка то, что он чувствует и переживает в данный момент. Для правильной оценки психоэмоционального состояния малыша требуется несколько рисунков, сделанных в различное время.

    Может быть, что ребенок в целом положителен, открыт и все у него в порядке, однако в момент рисования он был в ссоре или находился под воздействием не очень приятного момента, естественно, что и на рисунке появиться негатив, но ведь это только сейчас. А возможно ребенок изо дня в день рисует «крик о помощи», а родители не понимают.

    Примеры расшифровки детских рисунков

    Рисунок №1.

    О чем говорит рисунок №1?

    Несколько хаотичный, но в тоже время яркий и динамичный рисунок. Ребенок выделяет маму как эмоциональный центр семьи, украшает ее платье и располагает рядом солнце (символ тепла), себя и собаку. Себя автор изображает на равных со взрослыми, но в тоже время недостающей до земли – скорее всего она импульсивная, боевая девочка с мальчишеским характером. Уровень самоконтроля невысок, об этом свидетельствует размашистая манера письма с сильным нажимом.

    Рисунок №2.


    О чем говорит рисунок №2?

    Рисунок характерен для деток старше 6 лет, следовательно ребенок развивается с опережением. Семья изображена динамично, ярко и в тоже время неспокойно. Цветовая гамма предполагает половую идентификацию «художника» с отцом, однако ближе он все-таки к маме. Судя по рисунку можно предположить, что мальчику не хватает места, он не твердо стоит на ногах. При этом фиолетовый цвет говорит о возможной психоэмоциональной нестабильности и частой смене настроения. Крупные и угловатые фигуры свидетельствуют о прямолинейности в общении и склонности к конфликтам. Прорисованные зрачки и наличие штриховки указывают на имеющуюся скрытую тревогу.

    Рисунок №3.

    О чем говорит рисунок №3?

    Общая композиция указывает на то, что все счастливы и ребенок растет в доброжелательной атмосфере. Автор сгруппировала всех членов семьи, детей и кошек справа, а взрослых слева от дерева, это говорит о четкой иерархии, папа с мамой и бабушка пользуются большим авторитетом, настораживает только изображенный покойный дедушка, а наличие между ним и бабушкой дерева говорит о разделении их непреодолимой преградой.

    Рисунок №4.

    О чем говорит рисунок №4?

    Девочка изобразила свой прототип. Следует обратить внимание на крупный и яркий рисунок, однако расположенный в верхней части листа, это говорит о позитивной самооценке, активности и эмоциональности, высоком уровне самоконтроля, общительности и развитом интеллекте на фоне неуверенности и недостаточной устойчивости (маленькие ножки и явный акцент на линию земли). Такая ситуация наблюдается в семьях, где уделяют много внимания ребенку, что лишает его возможности проявить самостоятельность.

    Рисунок №5.

    О чем говорит рисунок №5?

    Изображение на рисунке свидетельствует о позитивном восприятии мира. Папа с мамой нарисованы вместе, хотя они разведены. Папа несет цветы, что говорит о надежде мальчика на то, что родители вновь будут вместе. Изображенные птицы, как символ надежды, только подтверждают данное предположение. Мальчик хочет быть похож на отца, об этом свидетельствует схожие цвета одежды папы и сына.

    Позволяйте ребенку чаще рисовать, ведь так он может выплеснуть свои эмоции, а вы сможете лучше познать своего малыша, главное правильно читать послания детского подсознания. Также понять своего ребенка можно при помощи , о которой вы можете прочитать на нашем сайте.

    не в тему... Вот читаю я про топики, кто как рисует и почему. И вспоминаю как я рисовала сама...Почему заборчик вокруг домика обозначает - закрытость..да делать было нечего сидела я и думала, чего бы еще пририсовать..дым из трубы тоже появлялся именно так, шторки на окошках тоже. При рисовании семьи, кто то мог получится оч большим или маленьким, но просто от того что не расчитала, не влезло на страницу...Рук не рисовала потому что трудно рисовать, пририсуешь и не красиво...лучше их за спину....Когда я прочитала книжки о том, что детские рисунки многое говорят....боже подумала я чтобы подумали обо мне увидев мои рисунки...по моим рисункам можно сказать что детство было ужасное и я с тучей проблем и комплексов кхм...и все потому что я пририсовывала эту закорючку...но руководствовалсь я при это достаточно банальными вещами...Желание приукрасить и сожаление что дорисовала, а хочется пририсовать еще что нибудь...или же просто не умение рисовать и как следствие нежелание детализировать некоторые моменты....

    Неужели ни у кого нет ощущения что то что написано про эти методики по рисункам не соответствуют настоящему...неужели вы не рисовали ручку на двери в домик потому что закрытый человек..или рисовали шторки на окнах потому что вы скрытны? я смотрю по себе множество проблем которые можно было бы прочитать в моих рисунках банальное украшательство и неумение рисовать.

    И про цвета добавлю....порой выбирала цвета карандашей - просто потому что лучше заточен...и все..быстрее стачивались яркие..и соответственно был период рисования темными карандашами..А психолог бы разглядывая во временном пространстве сказал бы о-оо! у девочки в этот период явные проблемы и подавленность... 08.02.2005 14:38:18, Штучкина Маша

    "Рук не рисовала потому что трудно рисовать, пририсуешь и не красиво" - а почему для данного ребенка важно, чтобы ВСЕ было красиво, тогда как большинству детей важно, чтобы у человечка ВСЕ было (то есть наличие и рук, ног и ушей, неважно, красиво получилось или нет)?
    "быстрее стачивались яркие..и соответственно был период рисования темными карандашами" - опять же, почему данный реб предпочитает рисовать темными цветами вместо того чтобы заточить любимые светлые? я вот (и большинство знакомых мне детей) темными рисовать не любили, я точила любимые, просила родителей купить новыю коробку карандашей - фломастеров (помню, могла неделю-2 не рисовать, потому что не было красного фломастера, он всегда первым заканчивался)
    То есть слишком заумный подход к трактовке рисунков - это слишком, но отрицать данную науку как таковую - это тоже слишком. 08.02.2005 18:03:20,

    полностью согласна с последним абзацом, именно это я хотела донести..теория она есть и действительно работает, но порой чрезмерное капание приводит к ложным впечатлениям... при желании отыскать в рисунке можно все что угодно.
    зы у меня кстати первым кончался желтый %)...не точила потому что не умела, а взрослые порой были заняты в тот момент когда приспичивало творить, можно сказать что этим темными цветами я выливала свое горе о желтом карандаше %)))))))))))))) 08.02.2005 18:59:23, Штучкина Маша