Ритм и метр в музыке: что это такое и зачем они нужны? Что такое ритм в музыке, изучаем и осваиваем ритм

Очень часто приходится видеть музыкантов, которые просто с какой-то маниакальной преданностью отождествляют себя со своим инструментом.

Я обычно вижу таких людей в виде приложения к их инструменту. Гитаристы не слушают вокалистов, барабанщики понятия не имеют о духовых, пианисты не знают про струнные и т.д.

К чему все это?

Просто порой забывая, что музыкальный инструмент это всего лишь -ИНСТРУМЕНТ для выражения того, что находится внутри личности, мы лишаем себя возможности развиваться как музыкант и как личность.

Собственно при чем здесь ритм ?

Однажды заинтересовавшись проблемой , я начал искать ответы на интересующие меня вопросы. Однако в учебниках по элементарной ответов нет.

И во многом благодаря тому, что я очень не равнодушно отношусь к барабанам, искать я начал у барабанщиков, которые лучше, чем кто-либо из музыкантов, знают как работать с ритмом.
Музыка держится на двух самых важных элементах (хотя многие сочтут это спорным, но в свете изменений произошедших в музыке XX века, роль на сегодняшний день не на столько важна, поскольку она может вообще отсутствовать).

Каждый элемент должен стать естественным. Экспериментируйте в их перемешивании друг с другом и из разных таблиц.
Поскольку у Бенни Греба только две таблицы, то третья будет моя.

Размышляя над нестандартной и сложной ритмикой я подумал, что не плохо было бы составить и для 5 кратного деления, что дает большой выбор неординарных вариантов.

Сыграть это будет сложной задачей, но после этого Вы незамедлительно почувствуете музыкальный рост. Чем более сложные вещи мы осваиваем, тем больше становится простого.

В о том, как все это использовать для освоения сложных размеров

Сегодня в русском языке очень много понятий, с которыми стоит ознакомиться. В данной статье мы поговорим о том, что такое ритм и какие обозначения с ним связаны. Определений на разных источниках очень много, но все они имеют один и тот же смысл. Давайте же подробно ознакомимся со всеми особенностями ритма и дадим ему обозначение. Слово «ритм» сегодня имеет несколько значений, это:

Общие понятия ритма

Слово «ритм» пришло к нам из греческого языка, где Rhytmos означает – мерность, согласованность. Мы привыкли понимать под ритмом что-то размеренное, закономерное чередование тех или иных элементов, к примеру, движений, звуков.

Также с помощью ритма мы определяем:

  • Частоту дыхания.
  • Перемену времени года.
  • Сердцебиение.
  • Колебание маятника и многое другое.

В первую очередь, когда мы слышим слово «ритм», в нашем сознании появляется музыка, танцы и мелодии. Музыкальный ритм – это чередование в определенном порядке длинных и коротких звуков. Разучивая или составляя ту или иную мелодию, музыканты обязательно обращают внимание на ритм. Для этого они могут использовать специальный прибор метроном. Музыке характерны свои ритмы, и они в полной мере отличаются от ритмов жизни, движений и другого.


Ритм в стихосложении

В поэзии свои ритмы, здесь можно отметить такие ритмические единицы, как:

  • Строку или фразу.
  • Стопу.
  • Слог.

В природе тоже очень много ритмов, ведь наша жизнь состоит именно из них. Ритмом можно назвать смену дня и ночи, смену поры года или времени. Именно с природными ритмами связан биоритм человека. Многие люди наблюдают активность в дневное время, в ночное же время преобладает пассивность. Не возможно судить об общих биоритмах, потому что для каждого человека они строго индивидуальные. Все это связано с физиологическими процессами. Каждый биоритм человека влияет на активность, выносливость и общее состояние человека.


Каждый ритм жизни определяется способом и образом жизни человека. Если человек характеризуется повышенной активностью в ночное время, и пассивностью днем, то его биоритм в полной мере отличается от человека, бодрствующего днем. Если научиться определять свои биоритмы правильно, можно улучшить качество жизни.

Жизнь человека - это неутомимое движение в пространстве и времени. Гармоничность этого движения зависит от того, насколько точно оно совпадает или дополняет движение окружающей среды.

Природа вещей или происхождение ритма

Так уж сложилось, что беззвучное движение встречается крайне редко. Движение маятника, ход стрелки часов, биение сердца, работа мотора, шум листвы, журчание ручья, смена времён года, дня и ночи - у каждого явления есть своё звучание и характерная хорошо узнаваемая ритмическая организация.

Человек, утоляя жажду познания, находится в системе координат, центром которой является он сам. Первоначально понятия большой-маленький, быстрый-медленный ребёнок классифицирует относительно своего роста и темпа работы сердца.

Постепенно становятся доступными сравнения предметов и явлений между собой в отстранённой системе координат, однако основы не уходят в небытие, а переходят на уровень подсознательной регуляции. Таким образом, можно утверждать, что основу жизни составляет соразмерная смена явлений, действий, форм - ритм жизни в макро- и микромасштабах, который играет одну из ключевых ролей и в музыкальном искусстве.

Ритмическая организация жизни и музыки

Слово "ритм" греческого происхождения и в дословном переводе обозначает соразмерность. Ритм в музыке - это упорядоченное чередование звуков различной длительности, один из основных элементов выразительности в музыкальной палитре, поскольку звуки без ритмической огранки не могут образовывать мелодию.

Как и поэзия, музыка - это искусство, простирающееся во времени, имеющее свою графическую систему записи. Основной графемой записи звуков является нота - условный знак, указывающий высоту и относительную длительность звука. Следует отметить, что ту систему записи звуков, которую можно увидеть сегодня, ввели в обращение только в шестнадцатом веке. До этого момента деление длительности нот происходило не на две части, а на три. Со временем появилась разность в окраске нот (длинные звуки - белые, а короткие звуки - чёрные), а следом появились «хвостики» в виде штилей и флажков.

В обыденной жизни человеку приходится часто делить целое на две половины или четыре равные части, а иногда и на восемь частей. Этот принцип действует и в определении длительности нот:

  • целая нота - имеет белый окрас и является обозначением длинного звука;
  • половинная нота - составляет по длительности звучания половину целой, также имеет белый окрас, но к ней приставлен штиль, который и отличает её от предыдущего знака;
  • четвертная нота - звучит только четвёртую часть от целой ноты, окрашена в чёрный цвет и имеет штиль;
  • восьмая нота - по аналогии составляет восьмую часть целого, чёрная со штилем и одним флажком.

Существует и более мелкое деление времени звучания и более крупное, но для того, чтобы разобраться в ритмической организации, приведённых длительностей нот более чем достаточно.

Если сравнивать с ежедневными ритмами человека музыкальный, то следует определиться с системой отсчёта. Нашу жизнь ежедневно отсчитывают обыкновенные стрелки часов. А вот ритмическая жизнь музыкального произведения зависит от метра и темпа.

Как различать ритм, метр и темп

На просторах интернета часто цитируют результаты исследований психологов по восприятию бесформенных клякс человеком. Выводы учёных говорят о том, что зрительное восприятие человека (как и слуховое) опирается на уже знакомые образы как на «шаблон» и только после «ощущения опоры» может включить «представление» многообразие других вариантов. Роль опоры в музыке играет метр - от греческого «мера».

Подобно дыханию и сердцебиению, музыкальная ткань состоит из напряжения (сильная доля) и разрядки (слабая доля). Графически музыкальный метр обозначается через размер (изображается в виде дроби и указывает количество долей определённой длительности от одной сильной доли до следующей за ней). Роль ритма в музыке - это создание неповторимого образа мелодии.

Трёхдольный метр, например, в представлениях современного человека связывается с вальсом. Чтобы не путать метр с ритмом достаточно сделать один раз несложное упражнение: ногами поочерёдно отстукивать трёхдольный метр вальса (первая сильная доля - левой ногой, две слабые доли - правой ногой), а руками воспроизвести ритм «Болеро» Мориса Равеля.

Этот пример ещё раз подчёркивает значение ритма в музыке: трёхдольный метр (ассоциирующийся у многих слушателей с плавным вальсом) перестаёт быть «белым и пушистым» и, благодаря ритмическому рисунку, приобретает жёсткость и настойчивость.

С определением темпа всё проще, но есть и свои нюансы. В нотной графике всё, что связано с темпом, обозначается итальянскими терминами, а щепетильные композиторы в начале произведения выставляют значение метронома.

Метроном - это прибор, помогающий определять скорость исполнения при помощи шкалы, на которой можно установить разное количество ударов в минуту. Иногда, композиторы указывают темп на русском, английском, французском языках, но, несмотря на это, значение остаётся прежним.

Просторы пунктирного ритма

Графическое изображение звучания музыки не ограничивается обозначением иностранных терминов, нот, пауз, метра. Существуют и специфические обозначения, такие как точка. Точка, поставленная справа от ноты, обозначает не что иное, как пунктирный ритм и удлиняет звучание ноты наполовину. Что же касается характерологических особенностей этого ритма, то в быстром темпе он несёт энергетику порыва, натиска, настойчивости, устремлённости. Как пример можно рассмотреть «Монтекки и Капулетти» из балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».

Звучание же пунктирного ритма в среднем темпе выражает другие настроения: сомнение, задумчивость, мимолётный порыв. Данное утверждение хорошо иллюстрирует вальс «Сладкая Грёза» из «Детского альбома» П. Чайковского или Прелюдия ми-минор Фредерика Шопена. Тот же композитор использовал пунктирный ритм в медленном темпе для изображения отчаяния, безысходности, подавленности во второй части сонаты для фортепиано, более известной как «Траурный марш».

Территориальные претензии синкопы

Синкопа - это название ритма в музыке. Суть её заключается в перенесении акцента с сильной доли метра на слабую (иначе говоря со вдоха на выдох). Создаётся ощущение ритмического перебоя, который вносит в музыкальную палитру остроту и напряжённость. Сам термин происходит от греческого слова и обозначает пропуск чего-либо. Красочностью этой ритмической организации пользовались многие композиторы, и, в зависимости от метра и темпа произведения, данный ритм способен широко обогатить музыкальный язык.

Например, «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Синкопа в этом произведении является зерном, из которого прорастает мелодия, сохраняя ритм «сомнений». Или вальс П. И. Чайковского ми-бемоль - мажор: темп произведения быстрее, чем в предыдущем варианте, поэтому синкопа передаёт волнение, робкую мечтательность. Ещё больше возрастёт роль синкопированных ритмов в современной музыке.

Такой загадочный свинг

Что же такое свинг, и чем он отличается от остальных ритмических матриц? Название образовано от английского слова (в дословном переводе - "покачивание"). Стал известен благодаря развитию джазовой музыки, в свою очередь джаз - это гармоничное развитие и преобразование спиричуэлса (очень иллюстративна композиция «Вернёмся с Иисусом», но не в исполнении академических хоровых коллективов).

Стоит заметить, что «характерное покачивание» ритмического рисунка негритянских песнопений стойко сохраняется и в современном джазовом творчестве. Чтобы представить себе звучание свинга, достаточно вообразить, что первый из каждой пары играемых звуков исполняется длиннее второго, что на слух воспринимается как триоль. Поскольку свинг - это ритмическая матрица, то и влияние темпа на её характерологические особенности тоже велико. Это и быстрый бескомпромиссный вариант Майкла Бубла Spiderman Theme, и проникновенный, можно сказать, «исповедальный» свинг Нины Симоне - Feeling Good.

А такие известные исполнители свинга, как Элла Фицджеральд и Дюк Эллингтон, способны убедить слушателя в том, что всем известная композиция «Караван» не может существовать вне свинга.

Нужно заметить, что свинг - это не что-то из ряда вон выходящее, и как пример - неповторимый Луи Армстронг в композиции Go Down Moses. Ритм в современной музыке не ограничивается только донной матрицей, он многогранен, и зачастую эксперименты композиторов приобретают невообразимые рельефы.

Особые ритмические фигуры, как кружевное украшение в музыке

Под особыми ритмическими фигурами понимаются триоли, квартоли, квинтоли и т.д. Происходят они от деления одной доли на произвольное количество (3,4,5,6,7) равных частей. По времени звучания эти группы не отличаются от разделённой доли и имеют только один акцент (это всегда первый звук в группе).

Особую красочность и атмосферность приобретает музыкальная ткань при одновременном воспроизведении нескольких ритмических фигур, чем виртуозно воспользовался Джордже Энеску в произведении «Румынская рапсодия» ля-мажор. Однако нельзя забывать, какую роль в восприятии ритма играет темп. В рапсодии используются темпы от умеренных до быстрых, что окрашивает произведение в игривые, искромётные, завораживающие оттенки. Мастерски пользовался в своих произведениях разными ритмическими изысками пианист и композитор Ференс Лист («Венгерская рапсодия» №2, к примеру).

Что же касается медленных и умеренных темпов в использовании особых ритмических рисунков и затакта в музыке, то в данном случае хочется упомянуть Фредерика Шопена и его непревзойдённые Ноктюрны. Для польского композитора ритм в музыке - это одно из главных средств выразительности. Известный "Ноктюрн Ля-бемоль мажор" - яркая иллюстрация данного утверждения.

Художественные краски ритма

Совершенно очевидно, что ритм тесно связан с темпом, мелодикой, динамикой. Однако нельзя отрицать, что ритм в музыке - это первооснова и связующая нить между остальными выразительными компонентами.

Разнообразие ритмических матриц, заимствованных от предыдущих поколений, царит в современной музыке. И неважно, какой национальности композитор, какие ритмы и стили предпочитает использовать в своих композициях - ценно то, что он общается со слушателем на понятном ему языке, описывает знакомые переживания и чувства.

Мелодическая структура в музыке во многом зависит от ритма, именно этому показателю мы подчас обязаны хорошим настроением, когда хочется кивать в такт или отстукивать ногой сильную долю в любимой песне. При этом бывает непросто объяснить, что представляет собой ритм в музыке, это требует специальных познаний, хотя бы начального музыкального образования. Однако если задаться целью и желанием, то можно объяснить этот вопрос и широкой публике, пользуясь популярными понятиями и развёрнутыми определениями. Само по себе слово «ритм» применяется не только в музыке, это обширное понятие, которое настолько прочно вошло в жизнь, что расценивается как нечто само собой разумеющееся.

Для успешной медитации тоже необходимо подключиться к ритму, останется только выбрать, какой именно больше подходит для вхождения в резонанс с окружающим миром. Кому-то больше нравится ритм волн, другим — биение человеческого сердца. Ритм сам по себе очень важен для достижения гармонии, и музыка помогает достичь этой цели.

Предсердный ритм является состоянием, при котором происходит ослабление функции синусового сокращения. При этом выступает источниками импульсов нижепредсердный центр. Наблюдается ослабленная частота сердца, с сердечными ударами варьирующимися в пределах 90–160 за минуту. В данной статье говорится, как определяется предсердный ритм на ЭКГ.

О чем речь?

Многим людям, которым выставлено наличие предсердного ритма, непонятно, что это значит. У здорового человека имеется единственный путь передачи электрических импульсов, вызывающих последовательное возбуждение всех сердечных отделов. Благодаря чему происходит продуктивное сокращение, приводящее к удовлетворительному кровяному выбросу в артерии.

Данный маршрут берет свое начало в правом предсердии. После чего переходит в наиболее удаленные желудочковые ткани по проводящей системе. Однако в силу разных причин, синусовый узел теряет возможность вырабатывать электричество, необходимое для выпускания импульсов в дальние отделы.

Происходит смена процесса передачи сердечного возбуждения. Формируется замещающее сокращение. Получается, что импульс возникает вне положенного места. К сведению, предсердный ритм – появление столь необходимого возбуждения в любом месте сердца, только в нерасположении синусового узла.

Как возникает предсердный ритм

Вне границы синусового узла появляется посторонний импульс, возбуждающий сердце раньше сигнала, исходящего от основного. Данная ситуация говорит об опережении второстепенного предсердного сокращения. Исходя из теории повторного входа, не происходит параллельного возбуждения. На это оказывает влияние локальная блокировка нервных импульсов. Во время активации у данной области возникает лишнее внеочередное сокращение, которое сбивает основной сердечный импульс.

Диагностика позволяет определить наличие патологий со стороны сердечной мышцы

Согласно некоторым теориям, предполагается эндокринная, вегетативная природа формирования предсердечного импульса. Обычно данная ситуация возникает у ребенка, находящегося в подростковом возрасте или же у взрослого, страдающего от гормональной перестройки, которая может возникать вследствие возраста или патологических проявлений.

Кроме того, имеется теория возникновения импульса, формируемого предсердиями в результате гипоксических, воспалительных процессов, происходящих в миокарде. Данная патология может возникать при регулярных воспалительных заболеваниях. Замечено, что у детей, страдающих от гриппа, ангины, повышается вероятность возникновения миокардита с дальнейшей измененностью предсердного сокращения.

У сердца, которое является главной мышцей организма, есть особое свойство. Оно имеет способность к сокращению независимо от нервного импульса, исходящего от главного органа ЦНС. Поскольку именно он производит контроль за деятельностью нервно-гуморальной системы. У верного маршрута берется начало в области правого предсердия. Затем происходит распространение по перегородке. Импульсы, не проходящие по данному маршруту, называют эктопическими.

Виды предсердного сокращения

Исходя из неравномерности интервалов, предсердный ритм бывает следующих типов:

  • Экстрасистолия характеризуется внеочередными сокращениями, возникающими при нормальном сердечном ритме. Данное состояние не всегда имеет клиническую картину. Бывает, что у здорового человека по тем или иным причинам возникает экстрасистолия. При этом порой не требуется обращение к кардиологу. Проявляется страхом, покалыванием в области сердца, желудка.
  • При мерцательной аритмии сердечные сокращения могут доходить до 600 за минуту. Предсердные мышцы отличаются отсутствием ритмичности, появляется мерцание, с характерной хаотичностью. В результате чего желудочки сердца полностью выходят из ритма. Данное состояние довольно серьезно, может привести к инфаркту. При этой патологии больной страдает от одышки, паники, головокружения, потливости, страха смерти. Может возникнуть потеря сознания.
  • При миграции водителя ритма источник сокращений словно передвигается по предсердиям. Происходит проявление последовательных импульсов, исходящих из разных предсердных отделов. Больной испытывает тремор, страх, желудочную пустоту.
  • Предсердные трепетания характеризуются частыми регулярными сокращениями предсердий, систематическими желудочковыми сокращениями. При данном состоянии возникает больше 200 ударов в минуту. Оно пациентом переносится легче мерцания, поскольку имеет менее выраженное расстройство кровообращения. Проявляется учащенным сердцебиением, набухшими шейными венами, повышенной потливостью, отсутствием сил.


занимается кардиолог, который по явным признакам подтверждает или опровергает наличие экстрасистол

Как отличить предсердный ритм от синусового

Предсердный ритм бывает медленный, замещающий. Он возникает во время угнетения работы синусового узла. Обычно при таком расположении дел сердце сокращается меньше своей нормы. Кроме того, бывают ускоренные импульсы, при которых возрастает патологическая активность центра предсердной автоматизации. В данной ситуации частоты сердечных сокращении выше сердечной нормы.

Исходя из того, где происходит активность эктопического центра, выделяются левопредсердные, правопредсердные сокращения. Для облегчения состояния больного электрокардиография необязательно должна определить, какое именно предсердие выдает патологический импульс. Врачу необходима будет диагностика измененных сокращений.

Предсердный ритм на ЭКГ замещающего типа имеет следующие признаки:

  • правильное сокращение желудочков с одинаковыми интервалами;
  • частота сокращений варьируется от 45 до 60 в минуту;
  • каждый желудочковый комплекс имеет деформированный, отрицательный зубец;
  • интервалы характеризуются укороченностью или обычной продолжительностью;
  • комплекс желудочков не изменен.

Предсердный ритм ускоренного типа имеет следующие признаки на ЭКГ:

  • сердечные импульсы варьируются от 120 до 130 в минуту;
  • каждое желудочковое сокращение имеет деформированный, двухфазный, отрицательный, зазубренный зубец;
  • интервалы удлинены;
  • желудочковый комплекс неизменен.

Предсердная экстрасистолия определяется преждевременным, внеочередным сокращением. Желудочковой экстрасистолии характерно изменение сократительного комплекса с последующей компенсаторной паузой.


Особенности предсердного и желудочкового ритма, которые следует дифференцировать между собой

Признаки на ЭКГ

На электрокардиограмме врач судит о предсердном ритме по наличию деформации зубца Р. Диагностика регистрирует нарушенную амплитуду, ее направление в сравнении с нормальным импульсом. Обычно данный зубец укорочен. Правопредсердное сокращение проявляется на ЭКГ отрицательным типом. Левопредсердный ритм имеет положительный зубец и довольно причудливую форму. Он выглядит словно щит с мечом.

Важно! При предсердном ритме зубец Р может быть как отрицательным, так и положительным.

Если пациент страдает от миграции водительского ритма, тогда на электрокардиограмме наблюдается измененная форма зубца и более продолжительный сегмент Р Q. Причем данное изменение циклично. Мерцательная аритмия характеризуется полным отсутствием зубца. Что объясняется неполноценностью систолы.

Однако на ЭКГ присутствует волна F, характеризующаяся неравномерной амплитудой. При помощи данных волн определяются эктопические сокращения. Бывают случаи, когда предсердный ритм протекает бессимптомно, проявляясь лишь на ЭКГ. Тем не менее, если у пациента обнаружилась данная патология, ему требуется наблюдение специалиста.