Ромэн роллан французский писатель произведения. Ромен Роллан: биография, личная жизнь, творчество, фото. «вергилий европейской интеллигенции»

В 1915 году « , как дань высокому идеализму его литературное произведение и сочувствие и любовь к истине, с которой он описал различные типы человеческих существ».

Он также отметил, для его переписки с и влияния на Зигмунд Фрейд .

биография

Его первая книга была опубликована в 1902 году, когда ему было 36 лет. Благодаря своей пропаганды для «народного театра», он внес значительный вклад в демократизацию театра. Как гуманист, он обнял работу философов Индии («Беседы с Рабиндраната Тагора » и Махатмы Ганди). Роллан был под сильным влиянием Веданты философии Индии, в первую очередь благодаря работам Свами Вивекананды .

Требовательный, но робкий, молодой человек, он не любит учиться. Он не был равнодушен к молодежи: Жан-Кристоф, Оливье и их друзья, герои его романов, молодые люди. Но с реальной жизнью лиц, молодежью, а также взрослыми, Rolland поддерживается только отдаленное отношение. Он был прежде всего писателем. Гарантированный, что литература обеспечит ему скромным доходом, он ушел из университета в 1912 году.

Ромен Роллан был пожизненным пацифист. Он был одним из немногих крупных французских писателей, чтобы сохранить его пацифистские ценности интернационалистов; он переехал в Швейцарию. Он протестовал против первой мировой войны в качестве Au-Dessus - де - ла - MELEE (1915), над схваткой (Чикаго, 1916). В 1924 году его книга о Ганди способствовали индийской ненасильственной репутации лидера и двое мужчин встретились в 1931 году.

В мае 1922 года он принял участие в Международном конгресс прогрессивных художников и подписал «Основополагающее Провозглашение Союза Прогрессивной International Artists».

В 1928 году Роллан и венгерский ученый, философ и естественный живой экспериментатор Эдмунд Бордо Szekely основал Международное общество биогенных поощрять и расширять свои идеи интеграции ума, тела и духа. В 1932 году Роллан был одним из первых членов Всемирного комитета против войны и фашизма , организованной Мюнценберг . Rolland критика контроля Münzenberg предполагаемого над комитетом и был против него базируясь в Берлине .

Эссе является частью более общего движения на рубеже этого века в направлении демократизации театра. Revue был проведен конкурсом и пытался организовать «Всемирный конгресс по народному театру», и был открыт целый ряд народных театров по всей Европе, в том числе Freie Фольксбюня движения («Free народного театр») в Германии и Морис Pottecher в Театре ей Peuple во Франции. Роллан был учеником Pottecher и посвятил Народный театр ему.

Подход Роллана является более агрессивным, хотя, чем поэтическое видение Pottecher о театре в качестве заменителя «социальной религии» принося единством нации. Rolland обвиняет в буржуазию за ее присвоение театра, заставляя его скользить в упадок , и пагубные последствия его идеологического господства. Предлагая подходящий репертуар для театра своего народа, Rolland отвергает классическую драму в убеждении, что это либо слишком сложно, либо слишком статическое, чтобы представлять интерес для масс. Опираясь на идеи Жан-Жака Руссо , он предлагает вместо «эпический исторический театр„радости, силы и интеллекта“ , которая будет напоминать людям о ее революционном наследии и активизации сил, работающих на нового общества» (в словах Bradby и McCormick, цитируя Роллан). Роллан считал, что люди будут улучшены, видя героические образы прошлого. Влияние Руссо может быть обнаружено в концепции Роллана театр-как- праздничности , акцент, который показывает фундаментальный анти-театральный предрассудок : «Театр предполагает жизни, которые бедны и взволнованные, люди ищет в мечтах убежище от мысли Если бы мы были. счастливее и свободнее, мы не должны чувствовать себя голодными для театра [...] народ, который является свободным и счастливым нуждается торжества более чем театры,. , он всегда будет видеть в себе лучшие зрелища ».

Драмы Роллана были поставлены некоторые из самых влиятельных режиссеров ХХ века, в том числе Макс Рейнхардт и Пискатор . Piscator направил мировую премьеру пацифистской драмы Роллана Придет время (Le Temps viendra , написанный в 1903 году) в Берлине Центрально-театра», который был открыт 17 ноября 1922 с музыкой K Прингсгеймом и сценографии от O Шмальгаузен и M Meier , Игра обращается к связи между империализмом и капитализмом, лечением вражеских гражданских лиц, а также использованием концентрационных лагерей , все из которых театрализованных через эпизод в англо - бурской войне . Piscator описал его трактовку пьесы, как «тщательно натуралистической », в результате чего он искал « чтобы добиться максимально возможного реализма в актерском и декора». Несмотря на overly- пьесы риторического стиля, производство было рассмотрено положительно.

романы

Самый известный роман Rolland является 10-томным романом последовательность Жан-Кристоф (1904-1912), который приносит «вместе свои интересы и идеалы в истории немецкого музыкального гения, который делает Францию свой второй дом и становится средством взглядов Роллана на музыка, социальные вопросы и взаимопонимание между народами». Его другие романы Колас Брюньон (1919), Клерамбо (1920), Пьер и Люс (1920) и его второй многотомный роман-хроника, 7-томный L"âme Enchantee (1922-1933).

Академическая карьера

Печать из СССР, который в память о 100-й годовщины со дня рождения Ромена Роллана в 1966 году.

Он стал преподавателем истории в лицее Генриха IV , а затем в лицее Луи - ле - Гран , и член École française де Риме , затем профессором истории музыки в Сорбонне , и профессор истории в Эколь Нормаль Supérieure.

Переписка с Фрейдом

1923 увидел начало переписки между психоаналитиком Зигмундом Фрейдом и Роллан, который обнаружил, что восхищение, что он показал, для Фрейда было взаимностью в равной степени (Freud провозгласив в письме к нему: «Что мне было позволено обменяться приветствием с вами будет оставаться счастливой памяти до конца моих дней. "). Эта переписка ввела Фрейд к понятию « океанического чувства » , что Роллан развился в его изучении восточного мистицизма . Фрейд открыл следующую книгу Цивилизации и ее недовольства (1929) с дискуссией о природе этого чувства, которое он упомянул был отмечено, к нему анонимному «друг». Этот друг был Роллан. Rolland останется большое влияние на работу Фрейда, продолжая переписку вплоть до смерти Фрейда в 1939 году.

Список используемой литературы

Ромен Роллан в 1914 году, на балконе своего дома

Год Работа Заметки
1888 Amour d"Enfants
1891 Les Baglioni
1891 Эмпедокле
(Эмпедокл )
Неопубликованные в течение своей жизни.
1891 Орсино (игра) Неопубликованные в течение своей жизни.
1892 Le Dernier Procès де Луи Berquin
(The Last Trial Луи Berquin )
1895 Les Origines ей théâtre Lyrique Moderne
(Истоки современного лирического театра )
Академический трактат, который выиграл приз от Французской академии
1895 Histoire де l"Opéra авант Люлли и др Скарлатти
(История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти )
Диссертация на соискание докторской степени в Письмах
1895 Cur АРС picturae Apud Italos XVI saeculi deciderit Latin -языка тезис о снижении итальянской живописи маслом в течение шестнадцатого века
1897 Сент-Луис
1897 Арта
1898 Les Loups
(волки )
Исторический / философская драма
1899 Le Triomphe де ла Raison
(Триумф разума )
Исторический / философская драма
1899 Дантон Исторический / философская драма
1900 Le Отравление idéaliste
1901 Les Fêtes де Beethoven à Майнца
(празднования Бетховена в Майнце )
1902 Le Quatorze Juillet
(14 июля- День взятия Бастилии )
Исторический / философская драма
1902 Франсуа Милле
1903 Vie де Бетховена
(Жизнь Бетховена )
Novella
1903 Le Temps viendra
(The Time Will Come )
драма
1903 Le Театр дю Peuple
(Народный театр )
Семенное эссе в демократизации театра.
1904 La Монтеспан Исторический / философская драма
1904-1912 Жан-Кристоф Цикл из десяти томов разделен на три Series- Жан-Кристоф , Жан-Кристоф Парижского и л Fin его плавание , опубликованный Каой де л Quinzaine
1904 L"Aube Первый том серии Жан-Кристоф
1904 Le Matin
(утро )
Второй том серии Жан-Кристоф
1904 L"Подростки
(Подростке )
Третий том серии Жан-Кристоф
1905 Ла REVOLTe
(Восстание )
Четвертый том серии Жан-Кристоф
1907 Ви де Мишель-Анж
(Жизнь Микеланджело )
биография
1908 Musiciens d"aujourd"hui
(Современные музыканты )
1908 Musiciens d"Autrefois
(Музыканты прошлого )
Сборник статей и эссе о музыке
1908 La Foire-сюр-ла место Первый том серии Жан-Кристоф à Paris
1908 Антуанетта Второй том серии Жан-Кристоф à Paris
1908 Dans La Maison
(дома )
Третий том серии Жан-Кристоф à Paris
1910 Гендель
(Handel )
1910 Les Amies
(Друзья )
Первый том серии ла Fin дю плавания
1911 La Vie де Толстым
(Жизнь Толстого )
биография
1911 Le Buisson пламенный Второй том серии ла Fin дю плавания
1912 La Nouvelle Journée Третий том серии ла Fin дю плавания
1911 Жан-Кристоф: Dawn. Утро. Молодежь. восстание В английском языке, первые четыре тома опубликованы в одном. Генри Холт и Компания. Перевод Gilbert Cannan
1911 Жан-Кристоф в Париже: на рынке. Антуанетта. Дом На английском языке, вторые три тома опубликованы в одном. Генри Холт и Компания. Перевод Gilbert Cannan
1915 Жан-Кристоф: Конец Поездки: Любовь и дружба. Неопалимая купина. New Dawn В английском языке, последние три тома опубликованы в одном. Генри Холт и Компания. Перевод Gilbert Cannan
1912 L"Humble Vie héroïque
(The Humble Жизнь героя )
1915 Au-Dessus - де - ла Рукопашник
(над схваткой )
Пацифист манифест
1915 - Получил Нобелевскую премию по литературе
1917 Salut а ля рюс Révolution
(салют русской революции )
1918 Налейте l"Internationale де l"Esprit
(для международного Духа )
1918 L"AGE - де - ла - Хейн
(The Age Ненависти )
1919 Колас Брюньон Бургундская история и основа для Коласа Брюньона , оперы Дмитрия Кабалевского
1919 Liluli Играть
1919 Ле Précurseurs
(Предшественники )
1920 Клерамбо
1920 Пьер и Люс
1921 Страницы choisies
(Selected Pages )
1921 Л REVOLTe де машины
(бунт машин )
1922 Аннет и др Сильви Первый объем l"Âme Enchantee
1922 Les Vaincus
1922-1933 L"Âme Enchantee
(Очарованная душа )
Семь томов
1923 - Основана обзор Европы
1924 L"été
(лето )
Второй том l"Âme Enchantee
1924 Махатма Ганди
1925 Le Jeu де l"Amour и де ла Морт
(Игра любви и смерти )
Основание для HRA о Laske смрити , опер Яна Киккера
1926 Pâques Fleuries
1927 Mère и др филсов
(матери и ребенка )
Третий объем l"Âme Enchantee
1928 Леониды
1928 De l"Héroïque à l"Аппассионаты
(От Героическая к Страстный )
1929 Essai сюр ла загадочность де l"действие
(Изучение Mystique действий )
1929 L"Inde Vivante
(Living Индия )
Эссе
1929 Vie де Рамакришна
(Жизнь Рамакришны )
Эссе
1930 Ви де Вивекананда
(Жизнь Вивекананды )
Эссе
1930 L"Évangile Universel Эссе
1930 Гете и др Бетховен
(Гете и Бетховен )
Сочинение
1933 L"Annonciatrice Четвертый объем l"Âme Enchantee
1935 Quinze анс в военных действиях
1936 Compagnons-де-маршрут
1937 Le Chant де ла ВОСКРЕСЕНИЕ
(Песнь Воскресения )
1938 Les Страница сухоцветы де Руссо
(Бессмертные страницы Rousseau )
1939 Робеспьер Исторический / философская драма
1942 Le Voyage intérieur
(Интерьер Voyage )
1943 La Cathédrale interrompue
(прерванной собор )
Тома I и II
1945

, Французская империя

Первым появившимся в печати художественным произведением Роллана была трагедия «Святой Людовик» - начальное звено драматического цикла «Трагедии веры», к которому также принадлежат «Аэрт» и «Настанет время».

В 1937 году Роллан писал Сталину, пытаясь вступиться за репрессированных (Н. И. Бухарина, Аросева), но не получил ответа .

Среди других его корреспондентов были Эйнштейн , Швейцер , Фрейд .

По возвращении во Францию в 1938 году, начал получать известия о жестоких репрессиях в Советском Союзе, но на его письма, которые он писал знакомым руководителям страны, ответов не получал.

В годы войны жил в оккупированном Везле , продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулеза .

Творчество

Начало литературной деятельности Роллана относится к периоду после защиты диссертаций, а именно после 1895 года.

Его первая пьеса «Орсино», замысел которой появился ещё во время пребывания в Италии, относит читателя к эпохе Возрождения, где главный герой, Орсино выражает собой все замечательные черты этой эпохи.

Кроме этой пьесы этого периода творчества писателя, существует ещё несколько пьес посвящённых античной и итальянской тематике, среди которых «Эмпедокл» (1890), «Бальони» (1891), «Ниобея» (1892), «Калигула» (1893) и «Осада Мантуи» (1894). Но все эти пьесы не принесли успеха автору и не были опубликованы или поставлены на сцене.

Трагедия «Людовик Святой» (1897), одна из пьес цикла «Трагедии веры», в которую также вошли драмы «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903), стала первой пьесой, которою Роллану удалось опубликовать. Это философская пьеса, в которой происходит конфликт между верой и неверием, где веру представляет Людовик Святой, возглавивший крестовый поход, а неверие сеньоры Салисбери и Манфред, презирающие других людей. В этом цикле пьес Роллан соединяет социально-философские идеи драм Ибсена и романтические черты Шиллера и Гюго. При этом автор пытается доказать необходимость обновления жизни общества и самого искусства.

К обновлению искусства призывает и сборник статей автора, вышедших в книге «Народный театр» (1903). Автор пытается убедить, что искусство, в частности театральное, не должно быть только ради искусства, а должно быть понятным для народа и побуждать его к действию.

Ещё одной попыткой реформы театра стал цикл пьес «Театр революции», в который вошли 4 пьесы, среди которых «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1900), «Четырнадцатое июля» (1902). Этот цикл посвящён французской революции, но при этом автор пытается решить проблемы современности и роли простого народа в истории. Революция одновременно и привлекает автора и пугает. При этом в этих драмах автор пытается разрешить философские и нравственные проблемы.

Например, в пьесе «Волки», происходит конфликт между важностью жизни одного невинного человека и интересом революции и общества в целом.

В пьесе «Четырнадцатое июля» происходит попытка включить зрителя в действие, а главным героем этой драмы становится целый народ.

Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после публикации и постановки цикла его пьес, посвящённых событиям Великой французской революции : «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля».

Позже автор обращается к жанру биографии, подражая при этом Плутарху. Но при этом, он выступает и как новатор этого жанра, включая в свои произведения черты психологического очерка, литературного портрета и музыкального исследования.

Наиболее известное произведение - роман «Жан-Кристоф » (1904-1912), состоящий из 10 книг. Этот роман принёс автору мировую славу и переведён на десятки языков. Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жан-Кристофа Крафта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан. Завязавшаяся дружба молодого героя с французом символизирует «гармонию противоположностей», а более глобально - мир между государствами. Попытка автора передать развитие чувств главного героя, привело к появлению абсолютно новой формы романа, который определяется к «роман-река». Каждая из трех частей этого романа носит завершенный характер, а также свою тональность и свой ритм, как в музыке, а лирические отступления придают роману большую эмоциональность. Жан-Кристоф - это современный герой бунтарь, новый гений музыки своего времени. Вместе с эмиграцией Кристофа, писатель воссоздает жизнь европейского народа и снова пытается заговорить о необходимости реформы в искусстве, которое стало объектом коммерции. В конце романа Кристоф перестает быть бунтарем, но при этом остается верен своему искусству.

Ещё одной попыткой соединить мечту и действие стала повесть «Кола Брюньон» (1918). В этой повести он снова обращается к эпохе Возрождения, а местом действия станет Бургундия, малая родина писателя. Кола - главный герой повести, веселый и талантливый резчик по дереву. Труд и творчество, как синтез и как сама жизнь становятся главными темами творчества писателя. В отличие от интеллектуального романа «Жан-Кристоф » эта повесть отличается своей простотой.

Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих деятелях: «Жизнь Бетховена» (), «Жизнь Микеланджело» (), «Жизнь Толстого» (). Оставаясь верным идее соединить мечту и действие, в «Жизни Микеланджело» автор описывает конфликт личности гения и слабого человека в одном лице. Таким образом, он не может завершить свои работы и просто отказывается от искусства.

После Первой мировой войны происходит эволюция творчества писателя, который рассматривает войну не как следствие противоречий, а как способ зарабатывания денег отдельными людьми.

Таким образом, в 1915 году выходит сборник антивоенных статей «Над схваткой», а в 1919 книга «Предтечи». В 1916 году автору присуждается Нобелевская премия: «За возвышенный идеализм его литературных произведений, а также за подлинную симпатию и любовь, с которой писатель создает различные человеческие типы».

Антивоенные взгляды писатель продолжает исповедовать в памфлете «Лилюли» (1919), трагедии «Пьер и Люс» (1920) и романе «Клерамбо» (1920), где мирная жизнь и человеческие чувства противоставляются разрушительной силе войны.

Не в силе примирить революционные мысли для преобразования общества с отвращением к войне он обращается к философии Махатмы Ганди, результатом чего стали книги «Махатма Ганди» (1923), «Жизнь Рамакришны» (1929), «Жизнь Вивекананды» (1930).

Несмотря на послереволюционный террор в Советском союзе, Роллан продолжил свою связь и поддержку этого государства. Таким образом, появились его статьи «На смерть Ленина» (1924), «Письмо в „Либертэр“ о репрессиях в России» (1927), «Ответ К. Бальмонту и И. Бунину» (1928). Роллан продолжил считать, что даже несмотря на репрессии, революция в России была величайшим достижением человечества.

После Первой мировой войны наиболее значительной работой автора стал роман «Очарованная душа» (1922-1923), в котором Роллан переходит к социальным темам. Героиня этого романа - женщина, борющаяся за свои права, побеждая все невзгоды жизни. Потеряв своего сына, которого убил итальянский фашист, она присоединяется к активной борьбе. Таким образом, этот роман стал первым антифашистским романом автора.

В 1936 году Роллан публикует сборник эссе и статей под название «Спутники», в котором он писал о мыслителях и представителях искусства, которые повлияли на его творчество, среди них Шекспир, Гёте, Л. Н. Толстой, Гюго и Ленин.

В 1939 году выходит пьеса Роллана «Робеспьер», с которой он завершил тематику революции. Таким образом, она стала итогом творчества автора в этом направлении. Автор рассуждает о терроре в послереволюционном обществе, приходя к мысли о его нецелесообразности.

Оказавшись в оккупации, после начала Второй мировой войны, Роллан продолжает работать над автобиографическими произведениями «Внутреннее путешествие» (1942), «Кругосветное плаванье» (1946) и грандиозным исследованием творчества Бетховена под названием «Бетховен. Великие творческие эпохи» (1928-1949).

В 1944 году он написал последнюю свою книгу под названием «Пеги», в которой описывал своего друга поэта и полемиста, а также редактора «Двухнедельных тетрадей» и его эпоху. Позже, в последние годы жизни, он вернулся к теме Бетховена , завершив многотомный труд «Бетховен. Великие творческие эпохи».

Роме́н Ролла́н (фр. Romain Rolland; 29 января 1866, Кламси - 30 декабря 1944, Везле) - французский писатель, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1915).

Биография

Родился в семье нотариуса. В 1881 году Ролланы переехали в Париж, где будущий писатель, окончив лицей Людовика Великого поступил в 1886 г. в высшую школу Эколь Нормаль. После ее окончания Роллан два года прожил в Италии, изучая изобразительные искусства, а также жизнь и творчество выдающихся итальянских композиторов. Играя на фортепиано с раннего детства и не переставая серьезно заниматься музыкой в студенческие годы, Роллан решил избрать своей специальностью историю музыки.

Вернувшись во Францию, Роллан защитил в Сорбонне диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» (1895) и, получив звание профессора истории музыки, читал лекции сначала в Эколь де Нормаль, а затем в Сорбонне. К его наиболее выдающимся музыковедческим трудам этого периода принадлежат монографии "Музыканты прошлого" (1908), "Музыканты наших дней" (1908), "Гендель" (1910).

Первым появившимся в печати художественным произведением Роллана была трагедия "Святой Людовик" - начальное звено драматического цикла "Трагедии веры", к которому также принадлежат "Аэрт" и "Настанет время".

Во время Первой мировой войны Роллан - активный участник европейских пацифистских организаций, публикующий множество антивоенных статей, которые вышли в сборниках «Над схваткой» и «Предтечи».

В 1915 году он награждён Нобелевской премией по литературе.

Роллан активно переписывался со Львом Толстым, приветствовал Февральскую революцию и одобрительно относился к Октябрьской революции в России 1917 года. Уже с 1920-х годов общался с Максимом Горьким, приезжал по приглашению в Москву (1935).

Среди других его корреспондентов были Эйнштейн, Швейцер.

В годы войны жил в оккупированном Везле, продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулеза.

Творчество

Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после публикации и постановки цикла его пьес, посвящённых событиям Великой французской революции: «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля».

Наиболее известное произведение - роман «Жан Кристоф», состоящий из 10 книг. Этот роман принёс автору мировую славу и переведён на десятки языков. Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жана-Жака Краффта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан. Завязавшаяся дружба молодого героя с французом символизирует «гармонию противоположностей», а более глобально - мир между государствами.

Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих художниках: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911). Позже, в последние годы жизни, он вернулся к теме Бетховена, завершив многотомый труд «Бетховен. Великие творческие эпохи».

В посмертно изданных мемуарах (Mémoires, 1956) ясно видна сплочённость взглядов автора в любви к человечеству.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ромен Роллан, французский романист и публицист, родился в обеспеченной буржуазной семье в Кламси, маленьком городке на юге Франции, где провел детские годы. Его отец, Эмиль, был адвокатом, уважаемым в городе человеком, а мать, урожденная Антуанетта Мари Куро, – набожной, замкнутой женщиной, по желанию которой в 1880 г. семья переехала в Париж, чтобы сын мог получить хорошее образование.

С ранних лет, когда мать обучала его игре на пианино, Ромен полюбил музыку, особенно произведения Бетховена. Позже, будучи учеником лицея Людовика Великого, он столь же сильно полюбил сочинения Вагнера. В 1886 г. юноша поступает в весьма престижную Эколь нормаль сюперьер, где изучает историю, готовясь стать университетским ученым, чего так хотела его мать, и в 1889 г. получает диплом преподавателя.

С 1889 по 1891 г. P. едет по стипендии в Рим, где изучает историю в Эколь франсэз, однако со временем утрачивает интерес к исследовательской работе и под впечатлением исторических пьес Шекспира начинает писать цикл исторических драм, в основе которых лежат события и личности итальянского Возрождения. В Риме будущий писатель знакомится с Мальвидой фон Мейзенбуг, немкой, которая была другом и доверенным лицом таких знаменитостей XIX в., как Лайош Кошут, Джузеппе Мадзини, Фридрих Ницше и Рихард Вагнер. Ее идеалистическая философия и интерес к немецкому романтизму существенно повлияли на образ мыслей Р.

Вернувшись в 1891 г. в Париж, Р. продолжает писать пьесы и заниматься исследовательской работой. В октябре 1892 г. он женился на Клотильде Бреаль, дочери знаменитого филолога. В том же году молодожены возвращаются в Рим, где Р. начинает работу над диссертацией об оперном искусстве до Жана Батиста Люлли и Алессандро Скарлатти. В 1893 г. Р. вновь приезжает в Париж, занимается здесь преподавательской и научной работой, а также литературой. Двумя годами позже в торжественной обстановке он защищает первую в Сорбонне диссертацию в области музыки, после чего получает кафедру музыкознания, специально для него учрежденную.

В течение следующих 17 лет Р. совмещает занятие литературой с чтением лекций по музыке и изобразительному искусству в Сорбонне, а также в двух других учебных заведениях: в Школе социальных исследований и Эколь нормаль сюперьер. В это же время он знакомится с Шарлем Пеги, поэтом-католиком, в чьем журнале «Двухнедельные тетради» ("Cahiers de la Quinzaine") P. печатает свои первые произведения.

Поскольку Р. больше всего интересовала история культуры, в особенности ее решающие или, как он их называл, «героические» периоды, он начал писать не отдельные произведения, а целые циклы, работу над которыми не всегда доводил до конца. Первый такой цикл пьес, посвященный итальянскому Возрождению, остался лишь в набросках и напечатан не был, а второй – «Трагедии веры» ("Les Tragedies de la foi") – включал в себя три пьесы: «Святой Людовик» ("Saint Louis", 1897), «Аэрт» ("Aert", 1898) и «Торжество разума» ("Le Triomphe de la raison", 1899). B последующие циклы писателя входили не только пьесы, но биографии и романы.

Три исторические пьесы, вошедшие в «Трагедии веры», совмещали в себе искусство и социальную критику, ими Р. стремился вселить в своих сограждан веру, мужество и надежду, которых, по мнению писателя, так не хватало во Франции того времени. Тем не менее «Трагедии веры» мало что изменили во французском театре, где в это время процветала мещанская мелодрамы. Это и навело Р. на мысль о народном театре; подобно Льву Толстому, которым он восхищался и с которым переписывался, Р. полагал, что публика должна воспитываться на героических примерах. Заинтересовавшись статьей Мориса Поттеше «Народный театр», Р. в 1903 г. в «Двухнедельных тетрадях» опубликовал манифест, призывающий противодействовать пессимизму и материализму 80-х гг. XIX в. и вышедший впоследствии отдельной книгой – «Народный театр» ("Le Theatre du peuple", 1918), где писатель говорит о необходимости создавать новые Пьесы, в основе которых лежали бы исторические события, вдохновляющие публику.

Р. создал цикл из 9...12 пьес, посвященный французской революции, в духе исторических хроник Шекспира. Три такие пьесы вошли в цикл «Театр революции» ("Theatre de la Revolution", 1909), завершившийся спустя 30 лет драмой «Робеспьер» ("Robespierre", 1939). Эти дидактические, полные патетики пьесы на политические темы в то время, когда главенствующим литературным направлением был натурализм, прошли незамеченными; успех к ним пришел позже – в Германии после первой мировой войны, а во Франции – в 30-е гг.

Р. задумал также серию биографий знаменитых людей, жизнь и деятельность которых могла бы стать примером для читателя. Его биограф, Уильям Томас Старр, полагает, что Р. написал «Жизнь Бетховена» ("Vie de Beethoven", 1903), первую и наиболее удавшуюся биографию серии, «в знак благодарности за источник вдохновения в минуты отчаяния и безнадежности». Отчаяние, вероятно, во многом было вызвано разводом писателя с женой в 1901 г. Закончив в 1905 г. биографию Микеланджело, Р. отказывается от продолжения биографической серии, так как приходит к выводу, что правда о трудной судьбе великих людей едва ли подействует на читателя вдохновляюще. Впрочем, Р. остался верен биографическому жанру и позже, когда пишет биографии Генделя (1910). Толстого (1911), Ганди (1924), Рамакришны (1929), Вивекананды (1930), Пеги (1944).

«Жан-Кристоф» ("Jean-Christophe"), десятитомный роман, выходивший с 1904 по 1912 г., представляет собой историю жизни гениального музыканта, прообразом которого послужил Бетховен, а также широкую панораму европейской жизни первого десятилетия XX в. Отдельными частями роман печатался в «Двухнедельных тетрадях» Пеги и сразу же получил мировую известность и принес Р. международное признание, после чего писатель уходит из Сорбонны (1912) и целиком посвящает себя литературе. Австрийский писатель Стефан Цвейг утверждал, что «Жан-Кристоф» – это результат разочарования Р. в биографическом жанре: «Поскольку история отказала ему в образе «утешителя», он обратился к искусству...»

Нобелевскую премию по литературе за 1915 г. Р. получил в основном благодаря «Жан-Кристофу». Как таковая премия была вручена писателю лишь в 1916 г. – отчасти из-за скандала, вызванного тем, что P., поселившийся незадолго до первой мировой войны в Швейцарии, опубликовал в 1915 г. страстные антивоенные статьи под названием «Над схваткой» ("Audessus de la melee"), где ратовал за свободу и интернационализм, против несправедливости и ужасов войны, а также против бывших пацифистов, которые во время войны стали ярыми националистами. Р. получил Нобелевскую премию по литературе «за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи». Из-за войны традиционная церемония награждения не проводилась, и Р. с Нобелевской лекцией не выступал.

Политические взгляды Р. продолжают оставаться противоречивыми, и особенно по отношению к Советскому Союзу, который он всячески поддерживал, хотя и критиковал за ошибки. Вообще в годы между мировыми войнами писатель все больше времени и сил уделяет политике и общественной жизни и в то же время по-прежнему очень много пишет: это музыковедческие статьи, биографии, пьесы, дневники, воспоминания, письма, очерки, романы. В 20-е гг. он увлекается индийской религиозной и политической мыслью; в 1931 г. к нему в Швейцарию приезжает Ганди, биографию которого Р. написал в 1924 г. Главным художественным произведением этого периода становится шестой цикл писателя «Очарованная душа» ("L"Ame enchantee", 1925...1933), семитомный роман, в котором описывается мучительная борьба женщины за реализацию своих духовных возможностей. Отстаивая право на самостоятельный труд, на полноправное гражданское существование, Аннет Ривьер, героиня романа, освобождается от иллюзий.

В 1934 г. Р. женился на Марии Кудашевой, а четыре года спустя вернулся из Швейцарии во Францию. Во время второй мировой войны писатель оставил свою позицию «над схваткой» и занял место в рядах борцов с нацизмом. 30 декабря 1944 г. Р. скончался от туберкулеза, которым страдал с детства. Его письмо, прочитанное вслух в Сорбонне, в котором писатель выражает соболезнование семьям деятелей науки и искусства, погибших от рук нацистов, было написано за три недели до смерти, 9 декабря.
Личность P., его идеи, возможно, больше повлияли на современников, чем его книги. Его друг Мари Дормуа писала: «Я восхищаюсь Роменом Ролланом. Я также восхищаюсь «Жан-Кристофом», но человек мне, пожалуй, нравится больше, чем автор... Он был поводырем, маяком, показывающим путь всем тем, кто колебался, у кого не хватало сил, чтобы пройти свой путь в одиночку».

Некоторые критики недооценивали литературные достижения P., в книгах которого отдельные слова оказывались порой куда менее важными, чем общий смысл, основная идея; существует также мнение, что «Жан-Кристоф», задуманный Р. как симфония, расплывчат и бесформен. По поводу поздних книг Р. английский романист и критик Э.М. Форстер писал, что Р. «не оправдал надежд, которые он подавал в молодости». Наиболее взвешенная оценка творчества Р. принадлежит его биографу Старру, писавшему, что, «если не считать «Жан-Кристофа», Р. будут помнить не как писателя, а как одного из наиболее активных и решительных защитников человеческого достоинства и свободы, как страстного борца за более справедливый и гуманный общественный строй». Старр утверждал также, что, «возможно, еще не пришел час оценить Р. по достоинству... Только время способно отделить гениальное от преходящего, недолговечного».

Роллан Ромен (Rolland Romain) (1866-1944), французский романист и драматург. Родился 29 января 1866 в Кламси (Бургундия). Высшее образование получил в Высшей нормальной школе в Париже; его работа История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти (L"Histoire de l"opra en Europe avant Lulli et Scarlatti, 1895) была первой в Сорбонне докторской диссертацией на музыкальную тему. Был профессором (история музыки) в Сорбонне и Высшей нормальной школе. Влияние Толстого, с которым Роллан состоял в переписке, сыграло важную роль в развитии определяющих для его творчества гуманистических и пацифистских взглядов, тогда как романтизм и смутный мистицизм были обусловлены, скорее всего, знакомством с немецкой литературой.

Роллан начал свой творческий путь как драматург, добившись большого успеха на французской сцене. Сначала появились пьесы Трагедия веры (Tragdie de la foi): Святой Людовик (Saint Louis, 1897), Аэрт (Art, 1898), Триумф разума (Le Triomphe de la raison, 1899). За ними последовали пьесы в более строгом смысле слова исторические: Дантон (Danton, 1900), 14 июля (Le quatorze juillet, 1902) и Робеспьер (Robespierre, 1938).

Роллан выступил за создание принципиально новой драматургии, однако его книга Народный театр (Le Thtre du peuple, 1903) получила скромный отклик. Тогда же он начал свой самый знаменитый роман Жан-Кристоф (Jean-Christophe, tt. 1-10, 1903-1912). Главный герой книги - немецкий композитор, чья жизнь описывается с рождения в маленьком городке на берегу Рейна до смерти в Италии. Его музыка не получает должного признания, но в преодолении трудностей он опирается на преданную дружбу и любовь.

Увлеченный героическими историческими фигурами, Роллан написал несколько биографий: Жизнь Бетховена (La Vie de Beethoven, 1903), Микеланджело (Michel-Ange, 1903) и Жизнь Толстого (La Vie de Tolstoi, 1911), за которыми последовали жизнеописания некоторых индийских мудрецов - Махатма Ганди (Mahatma Gandhi, 1924), Жизнь Рамакришны (La Vie de Ramakrishna, 1929) и Жизнь Вивекананды и всемирное евангелие (La Vie de Vivekananda et l"vangile universel, 1930).

Когда разразилась Первая мировая война, Роллан решил остаться в Швейцарии и предпринял безуспешные попытки добиться примирения между французскими, немецкими и бельгийскими интеллектуалами. Его аргументы были изложены в ряде статей, изданных затем в сборнике Над схваткой (Au-dessus de la mle, 1915; рус. перевод 1919 под названием В стороне от схватки) и в романе Клерамбо (Clrambault, 1920). В признание литературных заслуг Роллана в 1915 ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. Умер Роллан в Везеле (Франция) 30 декабря 1944.

Книги (1)

Жизнь Рамакришны

Знаменитый французский писатель Ромен Роллан считается одним из создателей жанра художественной биографии. Ему принадлежат жизнеописания Бетховена, Толстого, Микеланджело. В первые десятилетия XX века, когда средиевропейской интеллигенции еще только зарождался интерес к Востоку, Р.Роллан обращается к Индии, ее философии и культуре. Героем его книги стал сын скромного брахмана из бенгальской деревушки, известный всему миру под именем Шри Рамакришны (1836 - 1886).

Учение этого необычного религиозного мыслителя наложило отпечаток на все области общественной и политической жизни Индии. Более того, имя Рамакришны прочно вошло в культурное наследие всего человечества. Его идеям отдали должное такие гуманисты, как Махатма Ганди и Дж.Неру, Лев Толстой и Николай Рерих, Макс Мюллер и Ромен Роллан.

Комментарии читателей

Светлана / 14.11.2017 Это художественная литература. А все их "чудеса" - чистое фэнтези, навязываемое как правда. То же самое относится ко всем на свете "священным текстам". Это все равно, что "Житие Деда Мороза и Снегурочки". Люди, не верьте в богов, это глупо!

Наталья Ланг / 10.04.2015 Я пересмотрела несколько сайтов. Изучаю сейчас йогу. Историки индуисты на своих лекциях ссылаются на Ромен Ролана. В конце изучения каждый должен прочитать доклад по величайшим мастерам Йоги. Нужно отдать должное хорошему переводу на русский язык! Я веду речь о Рамакришне. На вашем сайте узнала, что есть в серии книга о Вивекананде.Спасибо. Прочитаю обязательно

Злата / 21.10.2014 А откуда такая уверенность в правдивости? Чтобы написать про таких людей, всегда приходится что-то добавлять от себя: никто их жизнь по часам не описывал.

Юрий / 20.07.2010 Его "Жан-Кристоф" и поныне одно из моих любимых произведений. Позже узнал, что он написал также биографии Рамакришны и Вивекананды, очень увлекательные и правдивые.

- (Rolland, Romain) РОМЕН РОЛЛАН (1866 1944), французский романист и драматург. Родился 29 января 1866 в Кламси (Бургундия). Высшее образование получил в Высшей нормальной школе в Париже; его работа История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти (L… … Энциклопедия Кольера

Роллан Ромен - (Rolland) (1866 1944), французский писатель, музыковед. В 1922 38 жил в Швейцарии. В романе эпопее «Жан Кристоф» (1904 12) духовные искания и метания гениального музыканта на фоне картины упадка культуры Европы накануне 1 й мировой войны.… … Энциклопедический словарь

Роллан Ромен - Роллан (Rolland) Ромен (29.1.1866, Кламси, ‒ 30.12.1944, Везле), французский писатель, общественный деятель, учёный музыковед. Родился в семье нотариуса. Получил гуманитарное образование в Высшей нормальной школе в Париже. В 1895 защитил в… … Большая советская энциклопедия

РОЛЛАН Ромен - РОЛЛАН (Rolland) Ромен (1866—1944), французский писатель. Романы эпопеи «Жан Кристоф» (т. 1—10, 1904—12), «Очарованная душа» (т. 1—4, 1922—33). Ром. «Клерамбо» (1920). Пов. «Кола Брюньон» (1914, опубл. 1918), «Пьер и Люс» … Литературный энциклопедический словарь

Ромен Роллан. Rolland. Биография - Роллан Ромен (Rolland, Romain) (1866 1944) Ромен Роллан. Rolland. Биография Французский писатель, музыковед, общественный деятель. Ромен Роллан родился 29 января 1866 в Кламси, в семье нотариуса. В начале 80 ых годов семья Ролланов переехала в… … Сводная энциклопедия афоризмов

Ромен Роллан - Romain Rolland 1915 Дата рождения: 29 января 1866 Мест … Википедия

Ромен Ролан

Роллан Р. - Ромен Роллан Romain Rolland 1915 Дата рождения: 29 января 1866 Мест … Википедия

Роллан - Ромен (1866) французский писатель. Р. одна из крупнейших фигур лит ой и общественной жизни современного Запада. Его жизненный и творческий облик выделяется среди всей литературы XX в. как облик не только большого писателя, но и виднейшего… … Литературная энциклопедия

Книги

  • Ромен Роллан. Собрание сочинений в четырнадцати томах. Том 4 , Ромен Роллан. Издание 1956 года. Сохранность хорошая. Ромен Роллан вступил в литературу в самом конце XIX столетия. Творчество его отразило состояние общества на тот момент. Борьба за новое искусство,… Купить за 245 руб
  • Ромен Роллан. Собрание сочинений в четырнадцати томах. Том 3 , Ромен Роллан. Издание 1955 года. Сохранность хорошая. Ромен Роллан вступил в литературу в самом конце XIX столетия. Творчество его отразило состояние общества на тот момент. Борьба за новое искусство,…