Самая жуткая игра в мире. Самые страшные игры на пк в мире

Филигранная атмосфера ужаса или банальные скримеры, экшен с толпами монстров или размеренное разгадывание жутких тайн и загадок – здесь каждый найдет себе что-то подходящее для того, чтобы как следует испугаться. Что ж, приступим?

Только вы входите первые, а я сразу за вами. Честно!

System Shock 2

Являясь духовным продолжателем серии, Bioshock позаимствовал многие элементы у System Shock – жутковатой комбинации РПГ и шутера от первого лица, повествующей о взбунтовавшемся искусственном интеллекте, в неизменном верхнем регистре именуемом SHODAN. Это страдающее манией величия кибернетическое существо стало предтечей образа GlaDOS из серии Portal, но помимо этого игра может похвастаться продуманной кривой развития персонажа, великолепным дизайном уровней, внушающими животный ужас врагами и инновационным в то время введением в геймплей аудиодневников – все это обеспечивает System Shock 2 неоспоримое место в пантеоне культовых хорроров. По сути, его можно охарактеризовать как Deus Ex на космическом корабле – для любого человека, неравнодушного к космосу или игравшего в Deux Ex, такое описание будет звучать весьма подкупающе.

Не позвольте отпугнуть себя довольно банальному слогану IMSCARED «Пикселизированный кошмар» - это одна из наиболее тревожащих сознание игр на сегодняшнем рынке. Она едва ли поддается описанию, так львиная доля содержащегося в ней ужаса построена эффекте неожиданности, который нельзя разрушать спойлерами в этом коротком описании. О ней достаточно знать лишь то, что разработчики при создании во многом вдохновлялись фильмами ужасов 90-ых – это заметно по общей эстетике и постоянному разрушению четвертой стены; IMSCARED постоянно старается удивлять, оставляя игроков в недоумении.

Играя на эмоциях, она погрузит вас в непонятный и непонятый мир, не давая минуты на передышку до самого конца. Скримеров здесь ждать не стоит, но заставляющий вскакивать с кресла испуг гарантирован. Версия IMSCARED 2012 года от студии GameJolt распространяется бесплатно, в то время как полное и расширенное её издание за копейки доступно в Steam. Если вы думаете, что я преувеличиваю её достоинства, то опробуйте игру лично. А я пока спрячусь за диван.

Silent Hill 2

Многие соглашаются, что это лучшая часть серии, и хоть Konami никогда не уделяли особого внимания портам своих игр на ПК, с помощью модов и различных патчей текстур и разрешения Silent Hill 2 можно без проблем довести до играбельного состояния – вот только цены на редкие её экземпляры в интернете превышают пределы разумного. Это первый хоррор, обратившийся к идее субъективности представления о «страшном» для каждого из нас, его изменчивости и химеричности, воплощенной в мрачных улочках и обесточенных зданиях полу-разумного города Сайлент Хилл, меняющегося в зависимости от особенностей повреждений психики его обитателей.

Чрезмерная сюрреалистичность, наблюдавшаяся в первой и третьей играх серии, здесь отошла на второй план, уступив место личной истории эмоционально травмированного вдовца, в поисках погибшей жены прокладывающего себе путь через туманное чистилище, населенное реальными и агрессивными воплощениями его самых потаенных кошмаров. Или что этот Пирамидоголовый вообще из себя представляет?

В то время как в Silent Hill и Fatal Frame радио используется лишь в качестве предупреждения о близящейся опасности, звук, записи феноменов электронного голоса и манипуляции с аудиотехникой являются ключевыми механиками в Sylvio. Весь потрясающе жуткий мир игры строится вокруг этих элементов, и игроку предстоит раскрыть его подноготную, пережить множество не поддающихся описанию сюжетных поворотов и всмотреться в бездну чистого ужаса – и всё это под великолепную актерскую озвучку. И хоть игра иногда начинает повторять саму себя в плане боевой системы, которую можно уместно назвать страшно скучной, всё же это очень нетипичный хоррор от первого лица, полный причудливых и своеобразных сцен, преисполненных атмосферой, символизмом и незамутненным страхом. Sylvio - это неожиданно глубокая игра, уникальная для жанра и пытающаяся посмотреть на его уже приевшиеся многим стандарты с нового угла.

Возможно, одной из основных проблем сегодняшней хоррор-индустрии является эксплуатация темы умственных расстройств. Как показывают многие представители данного списка, хорроры могут быть страшными и без этого избитого клише, но то, как его использует Layers of Fear, определенно заслуживает внимания. В ней вам предстоит взять на себя роль художника, скрывшегося от мира в своём поместье в викторианском стиле в попытках возродить утраченное вдохновение.

Пораженный глубоким творческим кризисом, он постепенно теряет рассудок, становясь свидетелем странных видений в своём очевидно населенном призраке доме. Уже давно забытые призраки прошлого, меняющие свое устройство комнаты и коридоры, потусторонние звуки и внушающие страх образы – все это происходит на самом деле, или же плод воспаленной фантазии протагониста? Эта повествовательная игра на исследование ждёт раскрытия своих тайн, и гарантированно напугает вас во время их разгадывания.

Современные хорроры во многом обязаны Говарду Лавкрафту, и не только потому что он уже давно покинул наш мир и на его труды больше не защищены авторским правом. Множество игр включают в себя уникальные элементы его космогонического ужаса, но Anchorhead вобрала в себя все лучшее из огромного количества его новелл и рассказов, соткав из них леденящий душу нарратив в рамках жанра текстового квеста, повествующего о женатой паре, получившей в наследство поместье в одном мрачном городе Новой Англии. Размеренное изучение мира в какой-то момент срывается в напряженное чередование бегства от рыбоподобных обитателей Анкорхеда и разгадывания ограниченных по времени загадок с целью сорвать древний ритуал, успешное завершение которого может привести к концу мира. Игра бесплатна и доступна онлайн с любого браузера.

Amnesia: The Dark Descent

Главный герой игры Дениэл пережил амнезию и очнулся в совершенно незнакомом ему и полностью заброшенном замке, на исследование темных уголков которого ему приходится отправится в поисках возможности для побега. Frictional Games, искушенным в создании атмосферных сурвайвал-хорроров за время работы над небезызвестной серией Penumbra, удалось наполнить коридоры и залы Амнезии давящим и непреходящим присутствием зла и практически осязаемой на ощупь тьмой.

Дальнее эхо чьих-то воплей, непонятного происхождения грохот за стенами, деформированные человеческие фигуры, извечно шатающиеся по замку при тусклом освещении свечей – вот единственные обитатели этого забытого богом замка. В подобных условиях не работает неизменное правило хорроров – мол, после того, как монстр был однажды увиден, он пугает гораздо меньше. В Dark Descent само окружение враждебно к игроку и понемногу высасывает из него рассудок, что делает ее обязательной к прохождению.

Dark Souls

Отличительной особенностью долговязых монстров в Dead Space является не только способность помещаться в тесные шкафы и выпрыгивать из них на проходящего мимо протагониста, но и хрупкость их длинных смачно отрывающихся конечностей. Первая игра серии привлекала тем, что игроку приходится управлять не морским пехотинцем, увешанным пулеметными лентами и с миниганом наперевес, а обычным инженером, прилетевшим на починку вышедшего из строя космического корабля. При этом использование различных привычных для инженера инструментов для резки и раскалывания оказывается гораздо увлекательнее стандартных автоматов и дробовиков, характерных для каждого первого шутера.

Да и враги здесь реагируют на повреждения совсем по-другому – например, прицельное попадание в голову лишь сделает их ещё агрессивнее. Возможно, сюжетная линия об инопланетном обелиске, сводящем людей с ума и являющемся объектом поклонения некоего космического культа выглядит сомнительно, но процесс напряженного исследования зараженного корабля помещение за помещением с лихвой компенсирует недостатки истории. Dead Space представляет собой уже ставший классикой образец линейного хоррора, отлично показывающего себя даже спустя 8 лет с даты своего выхода.

Outlast идёт по проторенной дорожке, в основном базируясь на скримерах и донельзя банальном месте действия в виде заброшенной психиатрической больницы, но при этом весьма умело оперирует заезженными клише. Играя за столь же любопытного, сколь и беззащитного репортера Майлза Апшера (который и правда сует нос, куда не следует), по большей части вам придётся красться по бесконечным коридорам больницы Маунт Мэссив, время от времени срываясь на бег при виде местных гремящих кандалами обитателей, прятаться от них под кроватями и в удобно расположенных шкафчиках, а также искать ключи для дверей, которые, как ни странно, всегда оказываются на противоположном конце карты.

Эта стандартная для многих хорроров формула преподнесена здесь в новом свете – причем, буквально. Outlast развивает введенную в Amnesia механику недолговечного фонаря: по полным ужасов темным помещениям лечебного заведения главный герой пробирается, вооружившись с невероятной скоростью расходующей батарейки видеокамерой с функцией ночной съемки. Одна только сцена со слетевшим с катушек доктором делает игру более чем достойной прохождения, а дополнение к игре под названием Whistleblower ничуть не уступает оригиналу и значительно расширяет его пугающий арсенал.

Bioshock

По мнению самих Irrational Games, Bioshock – это серия о распутывании сбивающих с толку тайн. Но конкретно в первой игре это происходит в рамках жанровых условностей шутера от первого лица с элементами хоррора. Подводный город Восторг когда-то был оплотом передовых слоев человечества, живым воплощением философии объективизма и эстетики ар-деко, но к тому времени, как в него падает наш герой, он деградировал до состояния морской могилы. Приглушенный свет и общее состояние запущенности являются грозным напоминанием, к чему нас могут привести даже наиболее идеалистичные утопии. Подводный город населен сплайсерами – это не монстры в традиционном значении слова, но и людьми их назвать язык не поворачивается. Тем не менее, их остатки человечности, погребенные под толщей наркотических аффектов, все же время от времени пробиваются наружу, что придает им ещё более жуткий вид.

STALKER: Call of Pripyat

Кажется, бедную виртуальную Припять никак не оставят в покое, в то время как в реальной жизни она остаётся полностью заброшена со времен Чернобыльской катастрофы. В Сталкере же она густо населена не только аномалиями, артефактами, а также мутировавшими животными и людьми, но и множеством отчаявшихся любителей наживы. Знаменитая не только на просторах СНГ серия игр посвящена суровому выживанию в настолько недружелюбных и неестественных для человека условиях.

Перед тем, как отправиться на поиски ценных артефактов, вам понадобится освоиться базисы выживания, в духе бинтов, пищи и обращения с оружием. Время от времени прерываясь на отдых у костра с другими дружественными сталкерами, по большей части вам придется бороться за жизнь в беспощадном и одиноком открытом мире игры. Зов Припяти – безусловно лучшая и наиболее технически оптимизированная игра серии, но её приквел под названием Тень Чернобыля также стоит внимания всех любителей пост-апокалиптики.

The Walking Dead

Кто-то вообще всё ещё боится зомби? Безусловно, они довольно жуткие – эти пустые человеческие оболочки являются прямо-таки носителями чистого висцерального ужаса – но когда у вас в последний раз сосало под ложечкой и появлялся комок в горле при виде праздношатающейся толпы этих ребят? Кровь, внутренности и реалистичные изображения гниющей плоти больше не оказывают былого эффекта. Но серия The Walking Dead от Telltale избавляет нас от урока анатомии, взамен предлагая нечто гораздо более душераздирающее.

Вездесущие мертвецы – лишь декорации на фоне безысходной человеческой драмы, своеобразный двигатель сюжета в условиях повсеместного разложения не только живой плоти, но и самой человечности, наглядно показывающий, на что способны люди в отчаянных условиях. Люди в игре – глубокие, прописанные персонажи, позволяющие полностью погрузиться в неприветливый мир вселенной Walking Dead. Больше всего пугает то, что происходящие в игре события – в частности, особенности поведения людей в экстремальных условиях – вполне могут повториться и в реальности, случись в наши дни катастрофа подобных масштабов.

Harvester

Хоррор-адвенчура Phantasmagoria считается одним из лучших – хоть и значительно устаревших – представителей эпохи активного применения видеовставок в играх, но только потому что практически никто не слышал о гораздо более кровавом и будоражащем сознании Harvester. Очнувшись после потери памяти в нездоровом городке времен 50-ых, в котором матери выдавливают глаза своим детям, разносчики газет вооружены пистолетами, школьные учителя устанавливают дисциплину в классе с помощью бейсбольной биты, и никто по какой-то причине не обращает внимания на женщину-осу, свободно бродящей по улицам. Вам известно только то, что если вы до конца недели не станете членом таинственной Ложи, расположившейся в центре города, то долго вам не протянуть – вам придётся сдать недобровольным донором крови, которую из вас выпустит медсестра, вооруженная косой. И если описанные выше события кажутся весьма странными, то поверьте – это только начало.

Pathologic

Pathologic выглядит отвратительно и болезненно. На вашем компьютере она будет смотреться как подверженная гангрене конечность, требующая срочной ампутации. Но в данном случае подобную характеристику, как ни странно, можно считать похвалой. За мерзкой, отталкивающей атмосферой Pathologic скрывается необычный и глубокий сюжет, часто ломающий четвертую стену и напрямую обращающийся к игроку, часто сомневающийся в его влиянии на события игры в целом. Вам придётся взять на себя роль одного из трех доступных персонажей с темным прошлым.

После этого загадочные фигуры в масках объяснят правила игры: у вас 12 дней на то, чтобы излечить город от таинственной болезни, поразившей его, и что отсчет ведется в реальном времени, не зависящем от успехов и прогресса игрока. Успешное прохождение требует разумного распределения приоритетов, умелого ориентирования по карте в поисках необходимых ресурсов и своевременной помощи жителям города в попытках замедлить неумолимое распространение смертельно опасной заразы. Но вне зависимости от успешности действий игрока, он не успевает спасти всех, и город постепенно продолжает гнить заживо по мере истечения отведенного срока, что неизбежно приводит к неутешительной и леденящей кровь концовке.

Bad Mojo

В этой адвенчуре определенно ощущается влияние Кафки, что не может не радовать. Её главный герой – человек, превратившийся в таракана, и вынужденный выживать в самой грязной и запущенной квартире в мире, становясь свидетелем нелицеприятных и прямо-таки тошнотворных картин. Пауки, ловушки для мух, мертвые застрявшие в мышеловках крысы, выпотрошенная рыба – если вы готовы испытать свой желудок на прочность, то, может, ощущениям добавит остроты тот факт, что изображенные в игре животные – настоящие, и были куплены разработчиками у реальных крысоловов и дезинсекторов на местном рынке, а затем помещены в условия студийного освещения и бережливо разделаны с целью пощекотать ваши нервы. К слову, в игре присутствует какой-никакой сюжет, но он меркнет на фоне декораций к нему. Постарайтесь не запускать это игру после плотного обеда, и не сдерживайтесь в желании принять душ и выдраить до блеска свою комнату, дом или квартиру, с головой окунувшись в нечистоплотный мир Bad Mojo.

Серия Silent Hill преуспела на поприще жутких манекенов, но в этом плане она и близко не стоит с тем, что показывает нам Condemned: Criminal Origins. Предпосылки к событиям игры довольно банальны: в окрестностях орудует серийный убийца, и вы – следователь, на плечи которого возложена задача по его поимке. Гораздо более интересен неконвенциональный подход агента Итана Томаса к расследованию этих хладнокровных убийств. Condemned: Criminal Origins предоставляет в его распоряжение широкий выбор огнестрела, но тот не гнушается отбиваться от отбросов общества, населяющего Метро Сити, и с помощью разнообразного холодного оружия, каждое из которых имеет свои особенности применения в ближнем бою. В этом свете, игра знает свои сильные стороны, и не стесняется быть кровавой и брутальной с завязки и до самого конца, и спустя 10 лет после официального релиза все ещё способна удивить даже искушенного ветерана хорроров.

The Evil Within

Причины, по которым эту игру не рекомендуется обходить вниманием, можно свести до двух слов: Синдзи Миками. Японский геймдизайнер приложил руку к созданию лучших частей Resident Evil, God Hand и Vanquish – последние две из которых, к превеликому сожалению, так и не увидели порта на ПК. Но Evil Within является достойным продолжателем традиций психологических японских хорроров. Целиком и полностью посвященная игре в прятки в вооруженными бензопилами психопатами, отстреливанию и сжиганию неуклюжих зомби и установке ловушек, Evil Within по праву считается венцом вклада Миками в развитие жанра хоррор.

SOMA

Frictional Games, уже фигурировавшие в нашем списке, вновь доказывают, что они как никто другой разбираются в подсознательных человеческих страхах и составляющих хорошего хоррора – сначала они продемонстрировали нам это в серии Penumbra, затем в дилогии Amnesia. Soma – их последнее наводящее ужас творение, полное жутких нечеловеческих экспериментов, еще более жутких мигающих, будто наблюдающих за главным героем, экранов мониторов и поднимает вопросы природы человеческого сознания и восприятия, при этом время от времени не забывая будить призадумавшегося игрока неожиданными появлениями роботоподобных монстров.

DayZ

DayZ – это хоррор, спросите вы? Безусловно. Правда, в равных пропорциях смешанный с военным шутером, ММО и симулятором выживания. Но кого в ней стоит бояться - зомби, оголтело бегущих на игрока при малейшем раскрытии позиции, или самих игроков, готовых убивать друг друга за банку тушёнки? Ответ прост: если хотите жить, то бояться стоит всех и всего, и этот страх лишь усиливается по мере приобретения более продвинутой экипировки, формирования альянсов и накоплении средств для более эффективного убийства зомби – ведь все это сыграет с вами злую шутку и приведет к скоропостижной гибели, если вы хоть на секунду ослабите бдительность и начнете вести себя слишком самоуверенно. К тому же, смерть в DayZ приводит к потере всех вещей, кроме самых необходимых для выживания, после чего вы оказываетесь в случайной точке мира, и весь прогресс приходится восстанавливать с полного нуля. Что может быть более ужасающим, чем это?

Подобно Зову Припяти, уже упомянутом в этом списке, Metro 2033 обращается к пост-апокалиптическому, разрушенному ядерной войной образу мира, населенного мутировавшими существами – большинство из которых непременно захочет вкусить вашей плоти, едва завидев в мрачном тоннеле метро. На дворе 2033 год, Россия 20 лет назад пала жертвой ядерной бомбардировки. Поверхность Москвы стала непригодна для жизни, и потому события игра разворачиваются в запутанной и полуразрушенной системе метрополитена, в удушливой атмосфере которого главного героя и его соратников преследуют загадочные монстры под названием Чёрные. Metro 2033, как и серия STALKER, больше склоняется к шутеру, но в то время, как большая часть хоррора в ней сводится к страху остаться без патронов, запустение представленного в ней постядерного мира по-настоящему тревожит душу – возможно, от осознания реалистичности изображенных в игре возможных последствий ядерной войны. Впрочем, как знать, может, все дело в наводящих ужас Черных?

Slender

Худощавая и одетая в строгий костюм фигура, получившая известность как Слендермен, берет свое начало с форумов, посвященным всяческим страшилкам, но довольно быстро переросла в ключевую фигуру полноценной серии хорроров. Методы испуга, используемые им, довольно прямолинейны, но от того не менее действенны. При прямом взгляде на него он поглощает душу игрока, а в случае попыток отводить глаза может неожиданно менять свое местоположение. Вам предстоит собрать восемь записок в темном лесу, при этом стараясь по максимуму избегать вездесущего присутствия демона.

Бесплатная версия игры под названием The Eight Pages фигурирует в бесчисленном количестве летсплеев на YouTube, так как для многих наблюдать психологического хоррора на людей оказалось гораздо интереснее, чем испытывать его на себе. Популярность инди-игры вдохновила студии Blue Isle и Parsec на создание её полноценной и современно выглядящей версии, получившей название Slender: The Arrival, доступной в Steam за $10 и поддерживающей Oculus Rift для полномасштабного погружения в пучину животного ужаса.

Бесспорно лучшая игра о Чужих из когда-либо существовавших, Alien: Isolation представила публике одного из умнейших и страшнейших антагонистов в истории. Инстинкт убийцы Ксеноморфа сравним только с его пронырливостью. На протяжении 12 часов геймплея он будет неотступно преследовать главную героиню игры – дочь той самой Рипли из кинофраншизы – попутно изучая устройство космической станции Севастополь, все лучше ориентируясь в её вентиляционной системе и заглядывая под все столы и во все шкафчики, в которых может прятаться потенциальная добыча.

Детектор движения поможет избегать цепких лап Чужого, но он обладает чутким слухом и тут же обратит внимание на повторяющийся сигнал, а приглушенное зеленое свечение экрана детектора делает каждую сверку с его показателями рискованным. Когда игра вынудит вас вползти в узкое пространство вентиляционной шахты, и спустя какое-то время где-то позади вы услышите шорох идущего по пятам монстра – Alien: Isolation станет одним из самых страшных хорроров, в который вам доводилось играть.

Call of Cthulhu

На первый взгляд, ктулхианская мифология Лавкрафта должна быть клондайком идей для хороших хорроров. Но на практике оказывается, что литературные приемы создания пугающей атмосферы не всегда работают при переносе на экран – при этом теряется большая часть того характерного для писателя ощущения древнего и сводящего с ума ужаса. Но несмотря на всю забагованность и неуклюжесть, Call of Cthulhu: Dark Corners of Earth – единственный в своём роде шутер от первого лица, не только сохраняющий верность литературному первоисточнику, но и убедительно игрофицирующий его, воплощая видение автора путем множества разнообразных задач и ситуаций, разворачивающихся на прекрасно детализированных уровнях. Путешествие начнется с побега от местных жителей, связанных с неким дьявольским культом, и приведет игрока в логово древнего зла, воплощенного виде кошмарных Шогготов и их Глубоководных прислужников.

F.E.A.R.

FEAR лучше показывает себя на поприще шутеров, нежели хорроров, но игра все же стоит упоминания в списке в силу нередких отсылок к азиатскому кинематографу, в частности, в виде главного злодея Альмы – маленькой девочки, способной разрывать людей пополам силой мысли. FEAR также умело эксплуатирует перспективу от первого лица для усиления эффекта от скримеров, постоянно проводя главного героя по удобным для этих целей узким коридорам и лестницам. Например, завидев Альму в одной из комнат краешком, вы тут же окажетесь в полной темноте, так как в помещении лопнут все лампочки. Потом, пробираясь наощупь по лестнице, вы увидите её наверху, стоящей в освещенном дверном проёме, а пол и стены на пути к ней окажутся покрыты кровью, так если подворачивается возможность вставить отсылку к «Сиянию» Кубрика, то почему бы не сделать этого?

Возможно, техники испуга в играх от первого лице более тщательно исследуются в играх наподобие Outlast, но, помимо этого, в FEAR можно пригвождать клонированных солдат к стенам с помощью ручного перфоратора, и бить их по лицу в слоу-мо, пока те комично вопят «ФААААК» в своей глухой и шепелявой манере выражать страх. Элементы психологического хоррора сохранились и в продолжениях серии - FEAR 2: Project Origin и FEAR 3.

Неуклюжее управление и статичный фон являются узнаваемыми особенностями первых игр серии, но это не ослабляет их репутации неоспоримой классики сурвайвал-хоррора. А учитывая, что оригинальный Resident Evil получил HD переиздание в прошлом году, неофитам жанра больше не стоит бояться поломать себе пальцы или глаза в попытках выживания в условиях низкополигональной графики. Знаменитое поместье источает жуткую атмосферу, и скрывает в себе множество неожиданных и добротных скримеров.

Населяющие его огромные пауки все так же отвратительны, а постоянная угроза от местных зомби медленно, но верно расшатывает как нервы игрока, так и состояние здоровья персонажа, который в скором времени из бравого солдата превращается в хромающее воплощение боли и страданий, навеки обреченное искать в комнатах необъятного здания очередной восьмиугольный предмет, который подходит к той восьмиугольной выемке. Вот оно, лицо истинного кошмара.

Как поседеть раньше времени, начать заикаться и навсегда потерять здоровый сон? В нынешние времена можно достичь всего этого в комфортных домашних условиях. Наше поколение - первое, ставшее зависимым от хорроров из мира видеоигр. Silent Hill научил нас включать свет по всей квартире, Penumbra - вздрагивать при виде собак, а Dead Space убил мечту стать космонавтом. Вспоминаем самые пугающие видеоигры, от которых нам до сих пор снится всякая чертовщина.

Метро 2033

Писаться в штаны от советского пост-апокалипсиса мне нравилось еще в совсем юном возрасте. В 10-12 лет моей любимой литературой были книги по «Сталкеру». Игра все время вылетала, поэтому издания типа «Выбор оружия» стали настоящим спасением. И в них были некоторые моменты, способные построить в моей комнате кирпичную фабрику. Уже став постарше, я добрался до книги «Метро 2033» и пару раз абсолютно честно бросал читать.

В игре со мной приключилось то же самое. Темные закоулки станций, длинные черные тоннели метро, воющие монстры и летающие твари, поджидающие в библиотеке. Так как начитывался и наигрывался я перед сном, то потом видел красочные сны о всяких тварях, на которых нельзя смотреть - сожрут. А учитывая оружие в игре, которое было сделано так плохо, что ты умирал чаще, чем видел людей - страх подкреплялся тотальной беспомощностью.

Николай Чумаков

Layers of Fear

Layers of Fear - относительно недавняя вещь, которая вышла в августе 2015. Главный козырь этого хоррора - это погружение в атмосферу помешательства. Причем, речь не о каком-то внешнем безумии: главный герой, гениальный художник, действительно постепенно сходит с ума. Таким образом, в Layers of Fear вы можете испытать на себе реалистичный симулятор шизофрении.

В роли портретиста, пережившего болезненный шок и ужасающие события личной жизни, вы постепенно начнете видеть не то, что должны и слышать не то, что может быть услышано. Атмосфера постепенного угасания разума передана просто восхитительно, а потеря рассудка станет вашей новой фобией на всю оставшуюся жизнь.

Владимир Бровин

Max Payne

Прежде чем вы назовете меня пуськой: когда вышел первый «Макс Пейн», мне было 5 лет. Я спокойно играл в третьих «Героев», но совершенно не был готов к такому. Отец принес диск с игрой, и я выключил ее где-то через пару часов. Отчетливо помню атмосферу то ли психушки, то ли больницы: белый кафель, следы крови и уродливые враги, лезущие из всех щелей.

Сейчас бы я, наверное, более спокойно воспринял все это и не посчитал, что Max Payne - страшная штука. Но тогда игра произвела впечатление жуткого хоррор-комикса с элементами жестокости и темной палитрой цветов. Там же, кстати, все время играла угнетающая то ли джазовая, то ли оркестровая музыка - от этих завываний я ощущал некоторый холод в теле. Плюс, еще не привык убивать людей в таких количествах - папа принесет GTA: Vice City только через год.

Николай Чумаков

Clive Barker’s Undying

Сейчас Undying Клайва Баркера смотрится не так уж жутко. Но когда-то она заставляла потеть спины и бросала в дрожь. В целом, даже в наши дни игра вынуждает вздрогнуть и проникнуться атмосферой чертовщины, которая творится в старинном поместье и за его пределами. Главное, чем берет хоррор, - здесь все не то, чем кажется, и авторы часто не разъясняют деталей происходящего. Здесь такое умолчание оказывается уместно. Undying - это именно та игра, в которой заглядывая на кухню, открываешь дверь в каморку, а там - иное измерение, в котором невозможно понять вообще ничего. Но стоит прикрыть дверь и открыть ее снова - и за ней окажутся просто швабры и кастрюли, а вы так никогда не узнаете, с чем только что столкнулись.

Владимир Бровин

P.T.

Вы знаете эту игру. Да даже ваша мама знает эту игру. Лично я приходил к особо пугливым друзьям и совсем не пугливым родственникам и, если удавалось подключить консоль к старому телевизору, показывал демоверсию. Реакция всегда была одинаковая: люди кричали, убегали, бросали геймпады и отказывались играть. Но самостоятельно в одно рыло не играл никогда. Слишком уж страшно!

P.T. - это промо хоррор-игры Silent Hills, которая никогда не выйдет. Вы бесконечно петляете по закольцованной комнате, периодически натыкаетесь на открытые двери, мертвых людей, кричащих девочек, оставленные зародыши и телефонные трубки. Хрестоматийные атрибуты настоящего ужаса. Хуже всего то, что ты реально расслабляешься и перестаешь концентрироваться. Тело никак не готово к резкому появлению противника, глаза расфокусированы, сфинктеру хуже всех. По-моему, это самое страшное, во что я играл.

Николай Чумаков

Silent Hill 4: The Room

Silent Hill 4: The Room - одна из самых пугающих частей Silent Hill. Создатели «Комнаты» сделали ставку на сидящую где-то внутри каждого боязнь закрытых пространств и полной иррациональности мира. Вам почти ничего не объясняют, комната - ваша тюрьма, а местный лимб - ваш ад. Путь в иное измерение по отверстию в стене ванной комнаты стал одним из самых запоминающихся моментов в истории видеоигр. А мяукающий кусок мяса и густая алая кровь, которая идет из крана, осели в подсознании целого поколения.

Владимир Бровин

SCP-087

Как-нибудь твои друзья приходят, предлагают поиграть во что-нибудь страшное, и в результате ты не спишь три дня. Я крайне впечатлительный игрок, поэтому от «Лестницы» натурально лез под стол и прятался за спинку стула. Механика простая: спускаешься по лестнице, встречаешь отбеленные лица и пытаешься при этом не наложить в штаны.

При этом гулял миф, что в конце появляется монстр, который вырубает игру и сворачивает окно. Само собой такого не было, но последняя тварь, протягивающая длинные ручищи делала половину работы и чудилась мне в зеркалах еще не один вечер. В продолжение SCP-087-B уже играть не стал, но по комментариям, там еще больший ад, лабиринт и какие-то монстры. Не уверен, что это сработает: шарм оригинала именно в бесконечной лестнице, которая убаюкивает и заставляет привыкнуть к атмосфере некоторого ада. А потом бац, и!

Николай Чумаков

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth

Действие «Зова Ктулху» происходит в лавкрафтовском Иннсмуте, и атмосфера липкого мерзкого страха из книг передана превосходно. Попав в город, полный мутирующих рыбо-людей и тайн древнейшего культа, главный герой понимает, что безумие или смерть станут для него милостью. Играть в это было действительно страшно: убегать от погони, ощущая, как прямо за ляжки хватают местные отвратительные жители - незабываемо. Ощущать себя слабым и одиноким в мире, где нелюди пытаются казаться людьми - бесценно.

Владимир Бровин

Dead Space

Причем обязательно первый! Будучи не большим любителем пугающих игр, я решился на эксперимент, как и многие здесь, наслушавшись «Адовой Кухни». Открывающая сцена действительно выжала из меня все соки: безысходность, мания преследования и паранойя - три качества, подаренные этой игрой. Работает за счет резких моментов и живописных картин насилия, жестокости и окружения в стиле первой части «Чужого».

При этом в Dead Space сносная боевая система. Рэгдолльные припадки, в которые впадает герой, когда на него накидываются противники - не в счет. Зато стрелять было точно удобней и приятней, чем в первом (и во всех) Bioshock. Единственной ошибкой, которой ни в коем случае не стоит допускать стало решение поесть перед игрой. Некоторые изображение телесных трансформаций бывших сослуживцев на самом деле могут вызвать рвотные позывы.

Николай Чумаков

Penumbra

Penumbra погружает игрока в странный, тоскливый и пугающий мир. Путешествуя по заброшенному исследовательскому комплексу в Гренландии, герой вынужден идти вперед и прятаться от неведомого. Момент, когда он впервые сталкивается с гнилой и таящейся в темноте псиной в шахте, кидает в пот - настолько неожиданно это в игре, которая начинается как симулятор ходьбы. Игра эксплуатирует лавкрафтовские мотивы и клише и нельзя сказать что вся ее вселенная так уж оригинальна. Но вот вам безумно интересная деталь: в основу Penumbra легла реальная история о военно-исследовательской базе «Ледяной червь» , которая была создана в толще гренландских льдов, для тайных экспериментов, но затем оказалась заброшена.

Владимир Бровин

В этой серии недавно произошло пополнение: вышла новая Amnesia: A Machine For Pigs, ещё не успевшая набрать такую же популярность, как старшая сестрица – «Amnesia: The Dark Descent». Эта одна из самых страшных игр до сих пор, с 2010 года выпуска, популярна и пугает, как прежде, хоть и пройдена вдоль и поперёк. Казалось бы, что такого страшного в игре, где главный герой не выходит из подвалов мрачного замка, решает головоломки и не берёт в руки оружие? Но если в руках нет дробовика, обнаружить себя лицом к лицу с монстрами гораздо страшнее. От любого противника придется удирать, второпях путая похожие двери и коридоры, и в какой-то момент померещится, что от отвратительных созданий нет спасения.

2. Silent Hill

Серия «ужастиков» японской компании Konami завоевала сердца и испортила нервы миллионов поклонников по всему миру. Действие игр происходит в городке Silent Hill (Тихий холм), живущем вне пространства, времени и законов физики: в нём все потаённые страхи человека становятся реальностью и приобретают гротескные и весьма пугающие формы. Берём обрезок трубы, фонарик, радио, предупреждающее шумом помех о присутствии сверхъестественного – и бесстрашно кидаемся выполнять сюжетные задания. Пока ещё бесстрашно... потому что очень скоро, после решения пары головоломок с трупами повешенных и беготни от Пирамидоголового монстра храбрость быстро развеется пеплом по ветру.

Пирамидоголовый

3. SCP: Containment breach

Сначала была онлайн-энциклопедия «SCP Foundation» («Особые условия содержания») – секретный Фонд всяких аномальностей. Наполовину шуточная, наполовину жутковатая перепись несуществующих предметов, существ и явлений, на какие только способна фантазия. Несколько инди-игр по мотивам деятельности Фонда – дело рук горячих поклонников проекта, так что атмосфера секретной организации и её внутреннего распорядка передана на «ура». Несложно догадаться, что прорыв систем безопасности не закончится ничем хорошим... Придётся бежать по запутанным коридорам Фонда без оружия, карт и надежды на спасение, потому что все самые страшные и самые опасные объекты выбрались из своих темниц и жаждут встречи. Взять хотя бы объект 173, Скульптуру, при которой категорически нельзя моргать. Кстати, индикатор желания моргнуть – немаловажная деталь игрового интерфейса.

4. Dead Space

Игры про зомби уже приелись, а шутерами с элементами ужастика никого не удивишь. Но серия Dead Space – история о том, как нелегко бороться с новоявленной расой неубиваемых живых мертвецов в условиях космической станции. И условия не те, и зомби непривычные: некроморфы, в отличие от своих мёртвых земных собратьев, обзавелись большим количеством лишних конечностей и обрели свои специализации. Вторая игра серии вообще начинается с того, что главный герой, закутанный в смирительную рубашку, вынужден улепетывать от полчища разъярённых некроморфов по всей станции, медленно переползая через многочисленные препятствия. И никакого снисхождения к нервным клеткам игрока!

5. Slender: The Eight Pages

Говоря о страшных играх, невозможно промолчать про Тонкого Человека. Как и в истории с SCP, сначала была страшилка, а потом Слендер полюбился интернету настолько, что умельцы создали про него инди-игру, по праву считающуюся одной из самых страшных за последние несколько лет. Сюжет незатейлив: главная героиня, прихватив видеокамеру, шатается по тёмному лесу и время от времени обнаруживает записки детей, прячущихся от Тонкого Человека. Задача игрока – найти все 8 записок и не умереть. Никакого оружия, никакого инвентаря, простейшее управление включает в себя только передвижение по четырём сторонам света, а героиня частенько устаёт и переходит на одышливый шаг. Вот только чем больше записок собирает героиня, тем больше возможность встретить Тонкого Человека, возникающего буквально из ниоткуда, а чтобы умереть, достаточно подпустить его на расстояние пары шагов...

6. The Suffering

Тюрьма – место неприятное во всех отношениях, а уж тюрьма, построенная на месте пыточных застенков, самим своим существованием не предвещает ничего хорошего. Главный герой осуждён за убийство собственной семьи и в ссылке на тюремный остров обнаруживает, что место его заключения просто кишит вполне материальными призраками когда-то замученных здесь душ. Монстры изувечены геймдизайнерами с любовью и фантазией, каждый из них олицетворяет способ, которым он был умерщвлён. Любопытная деталь геймплея: убийства делают героя всё злее и злее, и в конце концов, при заполнении шкалы ярости, персонаж и сам на время становится монстром, разрывающим противника голыми руками - не без побочных эффектов, конечно же.

7. F.E.A.R.

Мёртвая девочка, мучения, злоба и агрессия, экстрасенсорные способности, потусторонние миры, жестокие учёные, секретные боевые службы – всё в одном флаконе! Сюжет игры вертится вокруг девушки, обладающей огромной телепатической силой и помещённой в искусственную кому, но понять, что на самом деле происходит и кто все эти люди, игроку удастся только в конце игры, какая из одиннадцати концовок ему бы ни выпала. Игра радует пугающими интерьерами, «умными» противниками и частыми галлюцинациями главного героя, которые зачастую неотличимы от реальности и неслабо сбивают с толку. Такие «приходы» не только несколько изменяют геймплей, но и позволяют узнать подробности весьма жуткой и запутанной истории.

8. BioShock

Сложно назвать BioShock хоррором, но из всей серии именно первая игра была определённо пугающей. Подводный город Восторг, полузатопленный, населённый мутантами-наркоманами, хранит такие тайны, что лучше бы главному герою в нем не появляться, пусть он и оказался там в результате авиакатастрофы. Несмотря на то, что Bioshock в первую очередь отличный шутер от первого лица, а сюжет, пусть и пугающий, не подошёл бы для фильма ужасов, внимание дизайнеров и сценаристов к деталям иногда настолько концентрировано, что заставляет вздрагивать. Чего только стоит подробная сцена убийства человека клюшкой для гольфа, показанная от первого лица!

– список из 10 самых страшных компьютерных игр , в которые стоит поиграть всем любителям пощекотать себе нервы. У большинства игр из списка есть ограничение по возрасту не меньше 16+, так что предназначены они явно не для маленьких впечатлительных девочек. А тем, кому уже исполнилось 18, рекомендуем посмотреть видео с трейлерами под каждой из представленным в списке игр, чтобы решить, какую именно игру стоит устанавливать на свой компьютер.

#1. F.E.A.R. 3

Красивый шутер 2011 года от первого лица с элементами ужасов. Играть придется за спецназовца, который входит в отряд лучших борцов с нечистью, а также со злобными мистическими явлениями. Называется отряд F.E.A.R. (First Encounter Assault Recon ). Естественно, единственная надежда человечества – это вы, уважаемый игрок, но это традиция для любого шутера.

Видео прохождения игры F.E.A.R. 3

#2. Resident Evil 4

Видео прохождения игры Resident Evil 4 (англ. версия с комментариями русскоязычного игрока):

#3. Silent Hill 2

Не смотря на то, что главный герой игры — парень, игра рассчитана скорее на женскую аудиторию. Выпущена в далеком 2001 году, но до сих пор считается классикой жанра. Жуткая тишина, переплетающаяся со страшными пугающими эпизодами – вот краткая характеристика мира SilentHill 2 . Вашими спутниками станут темнота и туман, к которым не так просто привыкнуть даже спустя несколько часов активной игры. Постоянно возникающие вопросы вроде «Стоит ли идти по этой темной тропинке?», как ни странно, сайт только сильнее погружают игрока в этот жуткий расплывчатый кошмар. Но будьте осторожны, т.к. в тумане и мгле этого мира скрываются очень неприятные обитатели.

Ниже вы можете посмотреть 4-х часовое видео прохождения игры Silent Hill 2 (английская звуковая дорожка с русскими субтитрами):

#4. Dead Space 3

Dead Space 3 – не менее культовый, чем F.E.A.R., шутер от первого лица, выпущенный компанией Electronic Arts в 2013 году. Выживать придется в космосе, наполненном ужасными созданиями и мистическими явлениями. Не нужно относиться к этому сюжету предвзято, т.к. сюжет для игр этого жанра – не главное. А игра действительно красивая и с некоторыми оригинальными решениями (см. видео ниже).

Прохождение Dead Space 3:

#5. BioShock

Жуткий и оригинальный мир BioShock рассказывает нам о том, как из-за банальной жадности человек попадает сайт в глубины Ада. Любое решение, которое вы принимаете в мире Rapture, может быть для вас или небольшим спасением, или наоборот проклятием, и, не имея выбора, игроку становится еще сложней узнать судьбу Маленьких Сестер. Вы хотите спасти их? Или вам безразличны нормы морали и вас интересует только возможность получить побольше власти?

Видео прохождения игры Bioshock:

#6. Doom 3

Тема и смысл игры Doom 3 мало чем отличается от Dead Space 3, разве что графика попроще. Те же космические монстры, которые хотят вас угробить десятками различных способов и которых вам придется отстреливать в огромных количествах. Фанатам шутеров нравится, а поклонникам атмосферных жутких игр стоит поискать что-то другое.

Видео прохождения Doom 3 (на русском):

#7. Condemned 2: Bloodshot

В этой жутковатой игре вам придется играть роль детектива, сайт который постепенно сходит с ума, т.к. жизнь его и до этого была не сахар, а теперь… Галлюцинации и видения можно убрать только алкоголем, что игроку и придется делать очень часто. Друзья становятся врагами, а страшные картины, увиденные однажды на месте преступлений, не выходят из головы. В игре Condemned 2: Bloodshot даже самая обычная палка является оружием, хотя в отдельные моменты придется сражаться и врукопашную. Игра точно не для впечатлительных девочек.

Прохождение игры Condemned 2: Bloodshot:

#8. Dead Rising 3

Еще одна страшная игра 2013 года выпуска. Фанатам фильма о бродячих мертвецах и прочих зомби-апокалипсисах она точно понравится. Как вы уже догадались, по сюжету в мире Dead Rising 3 выжила только небольшая группа людей, а остальные превратились в кровожадных монстров. Но игра не столько страшная, сколько иронично-глумливая, суть которой сайт – накосить как можно больше зомби всевозможными экзотическими способами, используя не столько оружие, сколько подручные материалы. Например, можно использовать доску, зонтик или электродрель. Игра на любителя, но графика отличная.

Прохождение игры Dead Rising 3 с комментариями на русском:

#9. Siren: Blood Curse

В этой игре геймеру придется распутать целый клубок проблем одной небольшой японской деревни, а также узнать судьбу сразу нескольких персонажей. При этом у вас не будет возможности установить хронологическую последовательность произошедших мистических событий. Придется побегать. Игра с ограничение 17+.

Обзор игры Siren: Blood Curse на русском +советы по прохождению:

#10. Slender: The Eight Pages

На последнем месте в нашем списке самых страшных игр расположилась игра Слендер: Восемь страниц с участием полюбившегося многим Тонкого человека. Созданная по мотивам популярной детской страшилки, игра достаточно сайт жуткая, хоть и очень простая. События происходят в лесу, где главной героине предстоит отыскать восемь записок, которые дети оставляли в попытках ускользнуть от Слендермена. И чем ближе к последней записке, тем выше вероятность встретиться со Слендером лицом к лицу…

Видео из игры Слендер: Восемь страниц:


На этом наш обзор самых страшных игр подходит к концу. Не нашли в списке свою любимую игру? Напишите о ней, пожалуйста, в комментариях.

Решили проверить свои нервы на прочность и поиграть в самых достойных представителей жанра хоррор на ПК? Представляем вам подборку, которая придётся по вкусу всех любителей скримеров, интерактивных ужасов, пугающих сюжетных поворотов и просто маньяков, гоняющихся за игроком со старой доброй бензопилой. Наслаждайтесь.

Игра начинается как смелая и по-хорошему страшная перезагрузка серии, ближе к концу сюжета превращаясь в спорное подобие предыдущих частей, однако жуткий дом семьи Бейкеров и его окрестности надолго врезаются в память. Уровень детализации здесь просто потрясающий, а вся первая половина игры сопровождается чувством неизведанности, благодаря чему вы с замиранием сердца выглядываете из-за каждого угла и бережёте все найденные патроны. А видеокассеты в Resident Evil 7, которые глубже раскрывают семейство Бейкеров, являют собой, пожалуй, самые лучшие (и самые экспериментальные) моменты игры.

RE7 очень схожа по духу с первой частью RE, HD-версия которой тоже попала в данный список, поскольку обе игры по-своему хороши.

Год выпуска : 2016 | Разработчик : Playdead | Купить

Напряжённый и мрачный платформер, полный депрессивных сцен и образов: жуткие русалки и роботы-охранники, охотящиеся на вас люди, скверная погода и множество других моментов, которые мы ни в коем случае не собираемся спойлерить. Перед вами жестокий антиутопичный мир, в котором каждый хочет вас убить, и выглядит это довольно необычно.

Даже привычная система платформинга со временем обретает новые черты. Играть стоит хотя бы ради того, чтобы проникнуться местным сеттингом. Советую также ознакомиться с Little Nightmares – похожим хоррор-платформером с тем же уровнем изобретательности, который, однако, выглядит менее пугающим.

Год выпуска : 2017 | Разработчик : No Code | Купить

В этой игре-антологии вы управляете компьютером, поочерёдно запуская одну историю за другой: всё начинается с текстового хоррора, действие которого разворачивается в заброшенном доме, затем вы переключаетесь на другие локации, в числе которых лаборатория и оледеневшая станция. Связь этих эпизодов – это загадка, которую лучше распутать самому, а самым интересным и пугающим элементом является то, как меняется окружение по мере прохождения.

За разработку Stories Untold отвечал Джон МакКелан, создавший пользовательский интерфейс в Alien: Isolation, и влияние последней игры ощущается с первых же минут приключений. Это довольно короткая игра – для того, чтобы её завершить, вам потребуется лишь несколько часов, и ценник в 10 долларов в сервисе Steam выглядит вполне оправданно.

Год выпуска : 2017 | Разработчик : Red Barrels | Купить

Outlast 2, будучи игрой, которую нужно проходить буквально «на ощупь», раз за разом заходя в тупики и переигрывая определённые моменты, понравится не каждому, но она имеет один из самых интересных сеттингов в списке. Мы играем за журналиста, отправившегося на поиски пропавшей женщины в Аризону, где чуть позже загадочный культ похищает уже его жену.

Во время прохождения мы натыкаемся на обрывки писем, в которых рассказывается об истоках данного культа. Мы продвигаемся по тёмным локациям, используя режим ночного видения нашей камеры, и это весьма жуткое приключение, ведь практически целая деревня фанатиков жаждет нашей смерти. И приготовьтесь к самым шокирующим сценам, что вы когда-либо видели в видеоиграх.

Год выпуска : 1999 | Разработчик : Ghost Story Games, Looking Glass Studios | Купить

Являясь духовным продолжателем серии, Bioshock позаимствовал многие элементы у System Shock – жутковатой комбинации РПГ и шутера от первого лица, повествующей о взбунтовавшемся искусственном интеллекте, в неизменном верхнем регистре именуемом SHODAN. Это страдающее манией величия кибернетическое существо стало предтечей образа GlaDOS из серии Portal, но помимо этого игра может похвастаться продуманной кривой развития персонажа, великолепным дизайном уровней, внушающими животный ужас врагами и инновационным в то время введением в геймплей аудиодневников – все это обеспечивает System Shock 2 неоспоримое место в пантеоне культовых хорроров.

По сути, его можно охарактеризовать как Deus Ex на космическом корабле – для любого человека, неравнодушного к космосу или игравшего в Deux Ex, такое описание будет звучать весьма подкупающе.

Год выпуска : 2016 | Разработчик : Ivan Zanotti’s MyMadness Works | Купить

Не позвольте отпугнуть себя довольно банальному слогану IMSCARED «Пикселизированный кошмар» – это одна из наиболее тревожащих сознание игр на сегодняшнем рынке. Она едва ли поддается описанию, так львиная доля содержащегося в ней ужаса построена эффекте неожиданности, который нельзя разрушать спойлерами в этом коротком описании. О ней достаточно знать лишь то, что разработчики при создании во многом вдохновлялись фильмами ужасов 90-ых – это заметно по общей эстетике и постоянному разрушению четвертой стены; IMSCARED постоянно старается удивлять, оставляя игроков в недоумении.

Играя на эмоциях, она погрузит вас в непонятный и непонятый мир, не давая минуты на передышку до самого конца. Скримеров здесь ждать не стоит, но заставляющий вскакивать с кресла испуг гарантирован. Версия IMSCARED 2012 года от студии GameJolt распространяется бесплатно, в то время как полное и расширенное её издание за копейки доступно в Steam. Если вы думаете, что я преувеличиваю её достоинства, то опробуйте игру лично. А я пока спрячусь за диван.

Год выпуска : 2016 | Разработчик : Drool | Купить

Настоящий ночной кошмар в жанре ритм-экшн, в котором нам предстоит управлять серебряным жуком, несущимся по рельсам прямо к гигантской голове жуткого босса. Смерть здесь обычно настаёт резко и внезапно. Стоит пропустить пару поворотов, и вот вы уже превратились в миллион сверкающих кусочков, разбившись о металлическое заграждение. А если сбиться с ритма, то на вас нападут круглые роботы, стреляющие лазерами.

Всё это происходит под аккомпанемент атмосферного саундтрека, темп которого постоянно ускоряется, причём ритм становится всё более сбивчивым. Игре удаётся создать чувство дискомфорта и тягучего страха, а потому рекомендуется играть короткими заходами по 20-30 минут.

Год выпуска : 2001 | Разработчик : Konami | Скачать

Многие соглашаются, что это лучшая часть серии, и хоть Konami никогда не уделяли особого внимания портам своих игр на ПК, с помощью модов и различных патчей текстур и разрешения Silent Hill 2 можно без проблем довести до играбельного состояния – вот только цены на редкие её экземпляры в интернете превышают пределы разумного. Это первый хоррор, обратившийся к идее субъективности представления о «страшном» для каждого из нас, его изменчивости и химеричности, воплощенной в мрачных улочках и обесточенных зданиях полу-разумного города Сайлент Хилл, меняющегося в зависимости от особенностей повреждений психики его обитателей.

Чрезмерная сюрреалистичность, наблюдавшаяся в первой и третьей играх серии, здесь отошла на второй план, уступив место личной истории эмоционально травмированного вдовца, в поисках погибшей жены прокладывающего себе путь через туманное чистилище, населенное реальными и агрессивными воплощениями его самых потаенных кошмаров. Или что этот Пирамидоголовый вообще из себя представляет?

Год выпуска : 2015 | Разработчик : Stroboskop | Купить

В то время как в Silent Hill и Fatal Frame радио используется лишь в качестве предупреждения о близящейся опасности, звук, записи феноменов электронного голоса и манипуляции с аудиотехникой являются ключевыми механиками в Sylvio. Весь потрясающе жуткий мир игры строится вокруг этих элементов, и игроку предстоит раскрыть его подноготную, пережить множество не поддающихся описанию сюжетных поворотов и всмотреться в бездну чистого ужаса – и всё это под великолепную актерскую озвучку.

И хоть игра иногда начинает повторять саму себя в плане боевой системы, которую можно уместно назвать страшно скучной, всё же это очень нетипичный хоррор от первого лица, полный причудливых и своеобразных сцен, преисполненных атмосферой, символизмом и незамутненным страхом. Sylvio – это неожиданно глубокая игра, уникальная для жанра и пытающаяся посмотреть на его уже приевшиеся многим стандарты с нового угла.

Год выпуска : 1998 | Разработчик : Michael S. Gentry | Купить

Современные хорроры во многом обязаны Говарду Лавкрафту, и не только потому что он уже давно покинул наш мир и на его труды больше не защищены авторским правом. Множество игр включают в себя уникальные элементы его космогонического ужаса, но Anchorhead вобрала в себя все лучшее из огромного количества его новелл и рассказов, соткав из них леденящий душу нарратив в рамках жанра текстового квеста, повествующего о женатой паре, получившей в наследство поместье в одном мрачном городе Новой Англии.

Размеренное изучение мира в какой-то момент срывается в напряженное чередование бегства от рыбоподобных обитателей Анкорхеда и разгадывания ограниченных по времени загадок с целью сорвать древний ритуал, успешное завершение которого может привести к концу мира. Игра на английском языке – бесплатна и доступна с любого браузера.

Год выпуска : 2010 | Разработчик : Frictional Games | Купить

Главный герой игры Дениэл пережил амнезию и очнулся в совершенно незнакомом ему и полностью заброшенном замке, на исследование темных уголков которого ему приходится отправится в поисках возможности для побега. Frictional Games, искушенным в создании атмосферных сурвайвал-хорроров за время работы над небезызвестной серией Penumbra, удалось наполнить коридоры и залы Амнезии давящим и непреходящим присутствием зла и практически осязаемой на ощупь тьмой.

Дальнее эхо чьих-то воплей, непонятного происхождения грохот за стенами, деформированные человеческие фигуры, извечно шатающиеся по замку при тусклом освещении свечей – вот единственные обитатели этого забытого богом замка. В подобных условиях не работает неизменное правило хорроров – мол, после того, как монстр был однажды увиден, он пугает гораздо меньше. В Dark Descent само окружение враждебно к игроку и понемногу высасывает из него рассудок, что делает ее обязательной к прохождению.

Dark Souls: Remastered

Год выпуска : 2018 | Разработчик : FromSoftware | Купить

Порт на ПК оставляет желать лучшего, но основная часть его визуальных недостатков уже полностью исправлена усилиями моддеров. Начать стоит с DS Fix, а затем продолжить по своему усмотрению, выбрав нужные патчи на Dark Souls Nexus.

Год выпуска : 2008 | Разработчик : Visceral Games | Купить

Отличительной особенностью долговязых монстров в Dead Space является не только способность помещаться в тесные шкафы и выпрыгивать из них на проходящего мимо протагониста, но и хрупкость их длинных смачно отрывающихся конечностей. Первая игра серии привлекала тем, что игроку приходится управлять не морским пехотинцем, увешанным пулеметными лентами и с миниганом наперевес, а обычным инженером, прилетевшим на починку вышедшего из строя космического корабля. При этом использование различных привычных для инженера инструментов для резки и раскалывания оказывается гораздо увлекательнее стандартных автоматов и дробовиков, характерных для каждого первого шутера.

Да и враги здесь реагируют на повреждения совсем по-другому – например, прицельное попадание в голову лишь сделает их ещё агрессивнее. Возможно, сюжетная линия об инопланетном обелиске, сводящем людей с ума и являющемся объектом поклонения некоего космического культа выглядит сомнительно, но процесс напряженного исследования зараженного корабля помещение за помещением с лихвой компенсирует недостатки истории.

Dead Space представляет собой уже ставший классикой образец линейного хоррора, отлично показывающего себя даже спустя 8 лет с даты своего выхода.

S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти

Год выпуска : 2009 | Разработчик : GSC Game World | Купить

Кажется, бедную виртуальную Припять никак не оставят в покое, в то время как в реальной жизни она остаётся полностью заброшена со времен Чернобыльской катастрофы. В Сталкере же она густо населена не только аномалиями, артефактами, а также мутировавшими животными и людьми, но и множеством отчаявшихся любителей наживы. Знаменитая не только на просторах СНГ серия игр посвящена суровому выживанию в настолько недружелюбных и неестественных для человека условиях.

Перед тем, как отправиться на поиски ценных артефактов, вам понадобится освоиться базисы выживания, в духе бинтов, пищи и обращения с оружием. Время от времени прерываясь на отдых у костра с другими дружественными сталкерами, по большей части вам придется бороться за жизнь в беспощадном и одиноком открытом мире игры.

Зов Припяти – безусловно лучшая и наиболее технически оптимизированная игра серии, но её приквел под названием Тень Чернобыля также стоит внимания всех любителей пост-апокалиптики.

Год выпуска : 2012 | Разработчик : Telltale Games | Купить

Кто-то вообще всё ещё боится зомби? Безусловно, они довольно жуткие – эти пустые человеческие оболочки являются прямо-таки носителями чистого висцерального ужаса – но когда у вас в последний раз сосало под ложечкой и появлялся комок в горле при виде праздношатающейся толпы этих ребят? Кровь, внутренности и реалистичные изображения гниющей плоти больше не оказывают былого эффекта. Но серия The Walking Dead от Telltale избавляет нас от урока анатомии, взамен предлагая нечто гораздо более душераздирающее.

Вездесущие мертвецы – лишь декорации на фоне безысходной человеческой драмы, своеобразный двигатель сюжета в условиях повсеместного разложения не только живой плоти, но и самой человечности, наглядно показывающий, на что способны люди в отчаянных условиях. Люди в игре – глубокие, прописанные персонажи, позволяющие полностью погрузиться в неприветливый мир вселенной Walking Dead. Больше всего пугает то, что происходящие в игре события – в частности, особенности поведения людей в экстремальных условиях – вполне могут повториться и в реальности , случись в наши дни катастрофа подобных масштабов.

Год выпуска : 1996 | Разработчик : DigiFX Interactive | Купить

Хоррор-адвенчура Phantasmagoria считается одним из лучших – хоть и значительно устаревших – представителей эпохи активного применения видеовставок в играх, но только потому что практически никто не слышал о гораздо более кровавом и будоражащем сознании Harvester. Очнувшись после потери памяти в нездоровом городке времен 50-ых, в котором матери выдавливают глаза своим детям, разносчики газет вооружены пистолетами, школьные учителя устанавливают дисциплину в классе с помощью бейсбольной биты, и никто по какой-то причине не обращает внимания на женщину-осу, свободно бродящей по улицам.

Вам известно только то, что если вы до конца недели не станете членом таинственной Ложи, расположившейся в центре города, то долго вам не протянуть – вам придётся сдать недобровольным донором крови, которую из вас выпустит медсестра, вооруженная косой. И если описанные выше события кажутся весьма странными, то поверьте – это только начало.

Pathologic Classic HD

Год выпуска : 2015 | Разработчик : Ice-Pick Lodge | Купить

Pathologic выглядит отвратительно и болезненно. На вашем компьютере она будет смотреться как подверженная гангрене конечность, требующая срочной ампутации. Но в данном случае подобную характеристику, как ни странно, можно считать похвалой. За мерзкой, отталкивающей атмосферой Pathologic скрывается необычный и глубокий сюжет, часто ломающий четвертую стену и напрямую обращающийся к игроку, часто сомневающийся в его влиянии на события игры в целом. Вам придётся взять на себя роль одного из трех доступных персонажей с темным прошлым.

После этого загадочные фигуры в масках объяснят правила игры: у вас 12 дней на то, чтобы излечить город от таинственной болезни, поразившей его, и что отсчет ведется в реальном времени, не зависящем от успехов и прогресса игрока. Успешное прохождение требует разумного распределения приоритетов, умелого ориентирования по карте в поисках необходимых ресурсов и своевременной помощи жителям города в попытках замедлить неумолимое распространение смертельно опасной заразы. Но вне зависимости от успешности действий игрока, он не успевает спасти всех, и город постепенно продолжает гнить заживо по мере истечения отведенного срока, что неизбежно приводит к неутешительной и леденящей кровь концовке.

Год выпуска : 2005 | Разработчик : Monolith Productions | Купить

Серия Silent Hill преуспела на поприще жутких манекенов, но в этом плане она и близко не стоит с тем, что показывает нам Condemned: Criminal Origins. Предпосылки к событиям игры довольно банальны: в окрестностях орудует серийный убийца, и вы – следователь, на плечи которого возложена задача по его поимке. Гораздо более интересен неконвенциональный подход агента Итана Томаса к расследованию этих хладнокровных убийств.

Condemned: Criminal Origins предоставляет в его распоряжение широкий выбор огнестрела, но тот не гнушается отбиваться от отбросов общества, населяющего Метро Сити, и с помощью разнообразного холодного оружия, каждое из которых имеет свои особенности применения в ближнем бою. В этом свете, игра знает свои сильные стороны, и не стесняется быть кровавой и брутальной с завязки и до самого конца, и спустя 10 лет после официального релиза все ещё способна удивить даже искушенного ветерана хорроров.

Год выпуска : 2014 | Разработчик : Tango Gameworks | Купить

Причины, по которым эту игру не рекомендуется обходить вниманием, можно свести до двух слов: Синдзи Миками. Японский геймдизайнер приложил руку к созданию , God Hand и Vanquish – последние две из которых, к превеликому сожалению, так и не увидели порта на ПК. Но Evil Within является достойным продолжателем традиций психологических японских хорроров. Целиком и полностью посвященная игре в прятки в вооруженными бензопилами психопатами, отстреливанию и сжиганию неуклюжих зомби и установке ловушек, Evil Within по праву считается венцом вклада Миками в развитие жанра хоррор.

Soma

Год выпуска : 2015 | Разработчик : Monolith | Купить

Frictional Games, уже фигурировавшие в нашем списке, вновь доказывают, что они как никто другой разбираются в подсознательных человеческих страхах и составляющих хорошего хоррора – сначала они продемонстрировали нам это в серии Penumbra, затем в дилогии Amnesia.

Soma – их последнее наводящее ужас творение, полное жутких нечеловеческих экспериментов, еще более жутких мигающих, будто наблюдающих за главным героем, экранов мониторов и поднимает вопросы природы человеческого сознания и восприятия, при этом время от времени не забывая будить призадумавшегося игрока неожиданными появлениями роботоподобных монстров.

Metro 2033 Redux

Год выпуска : 2014 | Разработчик : 4A Games | Купить

Подобно Зову Припяти, уже упомянутом в этом списке, Metro 2033 обращается к пост-апокалиптическому, разрушенному ядерной войной образу мира, населенного мутировавшими существами – большинство из которых непременно захочет вкусить вашей плоти, едва завидев в мрачном тоннеле метро. На дворе 2033 год, Россия 20 лет назад пала жертвой ядерной бомбардировки. Поверхность Москвы стала непригодна для жизни, и потому события игра разворачиваются в запутанной и полуразрушенной системе метрополитена, в удушливой атмосфере которого главного героя и его соратников преследуют загадочные монстры под названием Чёрные.

Metro 2033, как и серия STALKER, больше склоняется к шутеру, но в то время, как большая часть хоррора в ней сводится к страху остаться без патронов, запустение представленного в ней постядерного мира по-настоящему тревожит душу – возможно, от осознания реалистичности изображенных в игре возможных последствий ядерной войны. Впрочем, как знать, может, все дело в наводящих ужас Черных?

Slender: The Arrival

Год выпуска : 2013 | Разработчик : Blue Isle Studios | Купить

Худощавая и одетая в строгий костюм фигура, получившая известность как Слендермен, берет свое начало с форумов, посвященным всяческим страшилкам, но довольно быстро переросла в ключевую фигуру полноценной серии хорроров. Методы испуга, используемые им, довольно прямолинейны, но от того не менее действенны. При прямом взгляде на него он поглощает душу игрока, а в случае попыток отводить глаза может неожиданно менять свое местоположение. Вам предстоит собрать восемь записок в темном лесу, при этом стараясь по максимуму избегать вездесущего присутствия демона.

Бесплатная версия игры под названием The Eight Pages фигурирует в бесчисленном количестве летсплеев на YouTube, так как для многих наблюдать психологического хоррора на людей оказалось гораздо интереснее, чем испытывать его на себе. Популярность инди-игры вдохновила студии Blue Isle и Parsec на создание её полноценной и современно выглядящей версии, получившей название Slender: The Arrival, доступной в Steam и поддерживающей Oculus Rift для полномасштабного погружения в пучину животного ужаса.

Год выпуска : 2014 | Разработчик : Creative Assembly | Купить

Бесспорно лучшая игра о Чужих из когда-либо существовавших, Alien: Isolation представила публике одного из умнейших и страшнейших антагонистов в истории. Инстинкт убийцы Ксеноморфа сравним только с его пронырливостью. На протяжении 12 часов геймплея он будет неотступно преследовать главную героиню игры – дочь той самой Рипли из кинофраншизы – попутно изучая устройство космической станции Севастополь, все лучше ориентируясь в её вентиляционной системе и заглядывая под все столы и во все шкафчики, в которых может прятаться потенциальная добыча.

Детектор движения поможет избегать цепких лап Чужого, но он обладает чутким слухом и тут же обратит внимание на повторяющийся сигнал, а приглушенное зеленое свечение экрана детектора делает каждую сверку с его показателями рискованным. Когда игра вынудит вас вползти в узкое пространство вентиляционной шахты, и спустя какое-то время где-то позади вы услышите шорох идущего по пятам монстра – Alien: Isolation станет одним из самых страшных хорроров, в который вам доводилось играть.

Год выпуска : 2005 | Разработчик : Headfirst Productions | Купить

На первый взгляд, ктулхианская мифология Лавкрафта должна быть клондайком идей для хороших хорроров. Но на практике оказывается, что литературные приемы создания пугающей атмосферы не всегда работают при переносе на экран – при этом теряется большая часть того характерного для писателя ощущения древнего и сводящего с ума ужаса.

Но несмотря на всю забагованность и неуклюжесть, Call of Cthulhu: Dark Corners of Earth – единственный в своём роде шутер от первого лица, не только сохраняющий верность литературному первоисточнику, но и убедительно игрофицирующий его, воплощая видение автора путем множества разнообразных задач и ситуаций, разворачивающихся на прекрасно детализированных уровнях. Путешествие начнется с побега от местных жителей, связанных с неким дьявольским культом, и приведет игрока в логово древнего зла, воплощенного виде кошмарных Шогготов и их Глубоководных прислужников.

Год выпуска : 2005 | Разработчик : Monolith Productions | Купить

FEAR лучше показывает себя на поприще шутеров, нежели хорроров, но игра все же стоит упоминания в списке в силу нередких отсылок к азиатскому кинематографу, в частности, в виде главного злодея Альмы – маленькой девочки, способной разрывать людей пополам силой мысли. FEAR также умело эксплуатирует перспективу от первого лица для усиления эффекта от скримеров, постоянно проводя главного героя по удобным для этих целей узким коридорам и лестницам.

Например, завидев Альму в одной из комнат краешком, вы тут же окажетесь в полной темноте, так как в помещении лопнут все лампочки. Потом, пробираясь наощупь по лестнице, вы увидите её наверху, стоящей в освещенном дверном проёме, а пол и стены на пути к ней окажутся покрыты кровью, так если подворачивается возможность вставить отсылку к «Сиянию» Кубрика, то почему бы не сделать этого?

Возможно, техники испуга в играх от первого лице более тщательно исследуются в играх наподобие Outlast, но, помимо этого, в FEAR можно пригвождать клонированных солдат к стенам с помощью ручного перфоратора, и бить их по лицу в слоу-мо, пока те комично вопят «ФААААК» в своей глухой и шепелявой манере выражать страх. Элементы психологического хоррора сохранились и в продолжениях серии – FEAR 2: Project Origin и FEAR 3.

Год выпуска : 2015 | Разработчик : CAPCOM | Купить

Неуклюжее управление и статичный фон являются узнаваемыми особенностями первых игр серии, но это не ослабляет их репутации неоспоримой классики сурвайвал-хоррора. А учитывая, что оригинальный Resident Evil получил HD переиздание в прошлом году, неофитам жанра больше не стоит бояться поломать себе пальцы или глаза в попытках выживания в условиях низкополигональной графики. Знаменитое поместье источает жуткую атмосферу, и скрывает в себе множество неожиданных и добротных скримеров.

Населяющие его огромные пауки все так же отвратительны, а постоянная угроза от местных зомби медленно, но верно расшатывает как нервы игрока, так и состояние здоровья персонажа, который в скором времени из бравого солдата превращается в хромающее воплощение боли и страданий, навеки обреченное искать в комнатах необъятного здания очередной восьмиугольный предмет, который подходит к той восьмиугольной выемке.

Вот оно, лицо истинного кошмара.

Lone Survivor, в некоторый степени недооцененный приключенческий 2D хоррор, является туманной, загадочной сказкой, которая основана на классике, такой как Silent Hill и Twin Peaks. Игра обеспечивает постоянный гул сдержанного страха и заслуженную изюминку. Мерцающие строки сканирования и трудночитаемый текст немного тяжелые для глаз, но это стоит того, чтобы приспособиться к множеству пикселей для вознаграждения.