Самые интересные факты о скульптуре «Родина-мать зовет! Меч Победы — триптих монументальных советских памятников

Великая Отечественная война, видимо, никогда не будет забыта. Слишком тяжело нам далась Победа. В каждом городе есть или площади, или парки и скверы, где ее героям установлены монументы.

Женщина с мечом

На знаменитом Мамаевом кургане (Волгоград) создан целый ансамбль. Он посвящен тем, кто выиграл Идеологический и композиционный центр этого большого сооружения - скульптура, которую знают во всем мире. Называется она «Родина-мать зовет!» Правда, далеко не все в курсе, что сама она не самостоятельная, а часть триптиха, но зато центральная.

Вторая часть комплекса - композиция «Тыл - фронту». Она выполнена и стоит в Магнитогорске. Изображено, как рабочий вручает воину меч. А выковали его как раз на Урале. И завершает весь ансамбль также широко известный памятник - «Воин-освободитель». Место расположения - Берлин.

Самая высокая

Многих интересует высота статуи “Родина-мать” в Волгограде. Отвечаем: 85 метров, а рост женщины - 52 м. Вес сооружения - 8000 тонн. Длина меча - 3300 см. И весит он ни много ни мало 14 000 кг! Таковы «паспортные» параметры этого уникального произведения.

В год окончания строительства скульптура оказалась в мире самой большой. Ее даже занесли в Книгу рекордов Гиннесса. Сравните: статуя Свободы на 46 м возвышается от пьедестала, а рост Христа (Искупителя) - только 38. Сегодня, учитывая то, какой высоты “Родина-мать”, специалисты отвели ей 11-е место в перечне

Это было давно

Возведению такого мемориала придавали чрезвычайное значение. Учитывали все. И также то, какова высота статуи “Родина-мать”. Не ограничивали ни в деньгах, ни в самым современных стройматериалах. Пригласили наилучших творцов. Главным тут был Евгений Вучетич - народный художник СССР, участник Великой Отечественной войны. Он уже сделал чудесный армии (десять лет назад), который украшает берлинский Трептов-парк. Также его работа - «Перекуем мечи на орала». Скульптура красуется перед зданием ООН в Нью-Йорке.

Начальником инженерной группы определили Николая Никитина - профессора-архитектора, а также доктора технических наук. В 50-х годах он проектировал здания МГУ. В дальнейшем ему поручат работать над Останкинской башней. Теперь нужны были расчеты особой сложности. Ибо у этого памятника супербольшая высота. “Родина-мать” в Волгограде должна быть безукоризненна.

За консультацию с военной точки зрения взялся Василий Чуйков - маршал. На фронте его прозвали «командир-штурм». Именно он командовал 62-й армией, которая не сдала врагу Мамаев курган. Во время обороны Сталинграда Чуйков придумал особые штурмовые группы. Они внезапно врывались в дома, проходя к ним через подземные коммуникации. Немцы даже не могли понять, откуда свалился этот удар.

Уже после войны наградили маршала за работу над монументом оригинально: разрешили (по его просьбе) быть похороненным на Мамаевом кургане, рядом с теми 34505 воинами, которые погибли, защищая Сталинград. В 1982 году и самого их командира захоронили близ “Родины-матери”.

Архитектурно-инженерная группа создала фигуру женщины (высота статуи “Родина-мать”, как мы уже говорили, - 85 метров), которая делает порывистый, энергичный шаг вперед. В ее руке - меч, поднятый против оккупантов. страна зовет народ на битву с врагом.

Прообраз изваяния

А кто, интересно, позировал тогда скульптору? Кандидатуру - Валентину Изотову - нашли случайно. Ныне она пенсионерка, жительница Волгограда. А тогда ей было 26 лет. И работала она официанткой в одном ресторане. Там ее и увидел помощник Вучетича, тоже скульптор Л. Майстренко. Ему понравилось строгое серьезное лицо, спортивная фигура Изотовой, ее целеустремленный взгляд. Кандидатуру утвердили.

На эту работу у Валентины Ивановны ушло два года. Как бы то ни было, а творческий процесс - дело сложное. Тем более с учетом того, какая невероятная у скульптуры высота. “Родина-мать” в Волгограде и в самом деле получилась выдающейся. Отовсюду приезжают посмотреть на нее, отдать дань уважения защитникам страны. Ночью на памятник (высота “Родины-матери” действительно поражает) падает свет мощных прожекторов, и впечатление получается сильнейшее.

Интересный факт. Когда задумали разработать дизайн флага и области), то решили взять за основу силуэт. Других мнений и не было. А еще на почтовой марке ГДР, выпущенной в 1983 г., находится то же самое изображение.

Непростая работа

Бывая в этом месте, понимаешь все значение тех сражений. Больше четырех месяцев (точнее, 140 дней) шли кровопролитные, жесточайшие бои за одну только точку - высоту № 102. И каждый кусочек этой земли все еще опасен. Хоть и минуло уже более 70 лет после того, как нет здесь более выстрелов и залпов, а на холме люди и сегодня находят снаряды, которые тогда не разорвались. Вот почему эту территорию выбрали для увековечивания подвига людей.

Строительство необычного монумента (высота “Родины-матери” очень велика) начали в 1959 г., весной. Завершили осенью 1967-го. То есть более восьми лет шла работа. Сначала - укладка фундамента из бетона. Сверху поставили основание-коробку. Строители предполагали камнями обложить пьедестал. Но пришло указание от генсека Хрущева, и сверху насыпали 150 тысяч тонн земли с целью еще сильнее укрепить фундамент. Поэтому сегодня вершина кургана привозная.

Под скульптурой (высота “Родины-матери” поражает воображение) лежит толстая (полтора метра) плита и еще основание в 16 метров.

Уменьшенный макет

Когда настала очередь фигуры женщины, то отливали ее прямо тут, на холме. А как иначе, если высота статуи “Родина-мать” в Волгограде крайне большая! Но уменьшенный (ровно в десять раз) макет стоял рядом. И вот постепенно, глядя на трафарет, заливали ярус за ярусом. Так и собирали «женщину». Машины с грузом прибывали сюда круглосуточно. Все делалось очень качественно. Бетон, к примеру, брали точно такой же, какой был выделен для Волжской гидроэлектростанции. И наполнители к нему тоже выбирали самым тщательным образом.

Но вот вся фигура готова. Тогда взялись за голову. Правда, отлили ее отдельно. И поднимали на вертолете. Иначе нельзя было сделать. Высота “Родины-матери” не позволяла.

Много пришлось поработать с мечом. Сначала его сделали из нержавейки, обшили прочными кусками (из титана). Однако от ветра он качался, сильно гремел. Вот почему в 1972 г. это оружие сняли и поставили другую, стальную конструкцию.

Реставрация

Восстановительные мероприятия проводили в 1972-м и в 1986 году. Пять лет назад занимались обеспечением его безопасности. Ведь высота памятника “Родина-мать” в Волгограде мало сказать приличная. Она огромная! А со временем все меняется, стареет, ослабевает. И это даже несмотря на то, что толщина железобетонных стен памятника - 25-30 см. Внутри она собрана из больших отдельных ячеек. Каркас, сам по себе жесткий, все же поддерживают 119 тросов из прочного металла. А они постоянно испытывают мощное натяжение.

Тяжелейший меч с его просто сказочно гигантскими размерами от ветра покачивался. И там, где он крепился к руке женщины, возникало переизбыточное напряжение. Конструкция меча со временем деформировалась. Так что поработали и над этой проблемой.

Сползание вниз

Поскольку высота “Родины-матери” велика, и стоит фигура на глиняной почве, которая медленно, но неизменно сползает к Волге, то специалисты забили тревогу. Ведь статуя может обрушиться. Она и так сместилась на 214 мм. А это почти 80 процентов от допустимого первоначальными расчетами. Но эксперты говорят: запланированная прочность еще не исчерпана.

Задуман был этот проект на отклонение в 272 мм. Да и его основание деформировалось незначительно. Всего-то нормы ушло лишь на 90 мм. После очередной реставрации памятник прослужит долго.

Монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане стал самым узнаваемым символом Великой Победы. Тем, кто родился в 70-е трудно себе представить, как воспринимают этот грандиозный памятник все, кто постарше. Ведь для нас, сорокалетних, он была всегда. А для них стал настоящим чудом.

Сама поза Родины-матери необычна для статуи такого размера. Раскинутые в стороны руки, меч, полы одежды - не так легко соорудить все таким образом, чтобы статуя была устойчивой. Для этого в проект пригласили инженера Николая Никитина, известного своими грандиозными проектами, одним из которых стала Останкинская башня. Задача перед архитектором стояла нелегкая - консоль, то есть висящая в воздухе без опоры деталь - это всегда трудно. А тут их было сразу несколько: раскинутые руки и полы одеяния, символизировавшие крылья. Приделать настоящие крылья в перьях советскому монументу было невозможно - все-таки царство лютующего атеизма. А вот намекнуть на них вовсе не возбранялось: эффектно и ассоциативно.

Изначально Совет министров утвердил совсем другой проект. На величественном постаменте должны были стоять коленопреклоненный солдат и благословляющая его мать. Есть неподтвержденная пока версия, что автором был молодой и многообещающий скульптор Эрнст Неизвестный. Проект был не просто утвержден: на его строительство были выделены средства, и даже залит фундамент, когда другому скульптору, Евгению Вучетичу, удалось уговорить самого Хрущева остановить строительство и воплотить его идею. Нужно было обладать поистине дьявольским напором, чтобы свернуть такую стройку на стадии воплощения.

Как удалось ему остановить начатое - неизвестно. Возможно, Хрущева убедила идея создать статую выше американской Статуи Свободы? Но если бы речь шла лишь о размере, было бы достаточно просто увеличить уже утвержденный монумент. А вот сделать то же самое, что у американцев, но больше, мощнее? Оспорить первенство в чем-то, что уже у них есть? Посрамить размером главный символ США в эпоху, когда планировалось, но не всегда удавалось «догнать и перегнать»?

Итак, предположим, что строительство первого проекта на Мамаевом кургане было свернуто благодаря тому, что Вучетич сыграл на желании Никиты Хрущева догнать и перегнать Америку. Но едва ли мы сейчас найдем прямые свидетельства в пользу этой версии. Как бы то ни было, после завершения строительства Родина-мать стала самой высокой статуей в мире (без постамента).

Было озвучено немало версий относительно того, кто позировал для образа Родины-матери. Известно, что скульптор работал с несколькими юными гимнастками, подолгу стоявшими с раскинутыми руками. В воспоминаниях одной из них, Антонины Пешковой, говорится, что скульптор выбирал позы из альбомов по древнему искусству. Искусствоведу Вере Вучетич, супруге скульптора, так же приходилось принимать в этом участие. Считается, что у Родины-матери именно ее лицо. Портретное сходство действительно заметно. Но есть и другая дама, на которую волгоградская скульптура похожа ничуть не меньше.

В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков в Москве хранится небольшой экспонат под названием «Марсельеза». Это бронзовый эскиз для центральной фигуры одного из барельефов на Триумфальной арке в Париже. Любопытно, что первоначально фигура называлась «Гений родины». Автор - французский скульптор Франсуа Рюд. Портретное сходство - налицо.

Но вернемся во Францию. Марианна хорошо известна нам еще со школы. Этот образ олицетворяет освобожденную от монархии Францию и знаменитый лозунг «Свобода, равенство, братство». Самое известное на просторах бывшего СССР изображение Марианны - «Свобода на баррикадах» кисти Делакруа. Вооруженная дама с обнаженной грудью и во фригийском колпаке ведет на баррикады прогрессивное человечество. Рядом с ней мальчик-подросток, единственный, кого не интересует ее оголенный бюст. Они похожи на Венеру с Амуром. Все остальные участники не отрывают глаз от Свободы, один припадает к ее ногам, умирая. Сама Свобода даже не смотрит в его сторону, ей главное дойти до цели. Она как бы предлагает перешагнуть через трупы павших товарищей, чтобы сама смерть не смогла сломить их решимость в бою. И умирающий понимает, что через секунду его затопчут собственные товарищи. Поза босой Марианны очень напоминает позу волгоградской Родины - шаг вперед, правая рука выкинута вверх, в руках оружие, а перед ней - символические изображения воинов, павших и живых.

Но Марианна Делакруа - символ революции, а волгоградский монумент - Победы. Зачем понадобилось сливать воедино эти две аллегории? Может, романтика Октябрьской революции стала меркнуть перед воспоминаниями об относительно недавно отгремевшей войне, и была необходимость усилить образ первой в умах советских граждан? А может, все было очень просто - у материалистов было обнуленное сознание, из которого были удалены все символические образы, необходимые для поддержания психики в здоровом состоянии. Советскому человеку не полагалось ни бога, ни черта. Не полагалось - а душа тянулась к хоть к чему-то, раз ангелов с демонами отменили.

Но у этого грандиозного памятника есть еще один, не столь мудреный секрет, о котором вспоминают редко. Дело в том, что Мамаев курган - центральная часть огромного символического триптиха. Правой и левой его частями являются знаменитый солдат из Трептов-парка в Берлине и менее известный ансамбль на Урале.

Композиция начинается в Магнитогорске, с двойной скульптуры «Тыл - Фронту». Рабочий передает солдату только что выкованный меч. Исход победы не ясен, потому лезвие не направлено вверх или вниз, а расположено строго параллельно земле, причем держат они его не на уровне корпуса, а высоко подняв над головой, в знак того, что эта борьба важнее самой жизни. Авторы монумента - Лев Головницкий и Яков Белопольский - соавтор берлинского солдата. По какой причине эта величественная пара не обрела всесоюзной славы - остается загадкой. Видимо, на это были какие-то малопонятные современникам причины.

Меч, выкованный в тылу, поднят под Сталинградом, и опущен в Берлине. Любопытная деталь: солдат в Трептов-парке попирает разрушенную свастику, совсем как Статуя Свободы - оковы рабства.

Желание романтизировать один из важнейших символов российской истории ХХ века вполне понятен. Но реальность обычно оказывается гораздо прозаичнее. К шестидесятым годам в СССР уже сформировался долгожданный тип нового советского человека. Был он начитан, дружелюбен и улыбчив. А главное - воспитан в духе материализма, то есть верил лишь в то, что видел своими глазами и смеялся над древними греками, не видевшими разницы между олимпийскими богами и их мраморными изображениями.

Но сознание советского человека оставалось голодным и требовало насыщения. А полнее всего его давали образы, напоминавшие об античном мире. Издавалось большое количество научно-популярной литературы, в которой древние сказания представали перед читателем в советской адаптированной редакции. Особой популярностью пользовались именно греческие мифы.

Ника Самофракийская | wikipedia.org

В советское время на большинстве волгоградских снимков Родину-мать мы видим снятой с центральной аллеи, к которой она стоит вполоборота, отвернув лицо от тех, кто спешит к ней подняться. С этой позиции монумент похож на изящное античное изваяние. Но стоит рассмотреть волевое, с резкими чертами лицо и кричащий рот, как становится откровенно не по себе.

Родина-мать из Волгограда не ассоциируется с Россией так же прочно, как Свобода ассоциируется с США. Она осталась символом Победы, полученной ценой сверхчеловеческих усилий простых советских граждан, сотворивших нечто действительно невозможное. О том, что само ее появление стало возможным благодаря призыву догнать и перегнать Америку, уже забыли.

Нарине Эйрамджянц

Грандиозной скульптуре «Родина-мать зовет» исполнилось 50 лет. 15 октября 1967 года на Мамаевом кургане в Волгограде торжественно открыли памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Юбилейные торжества пройдут в том же самом месте, где и полвека назад, тоже в воскресенье, 15 октября 2017 года. А мы вспоминаем историю Мамаева кургана и мемориала.

135 ДНЕЙ И НОЧЕЙ, КАК В АДУ

У Мамаева кургана особая энергетика. Это место окутано множеством легенд, его часто называют местом силы. По преданию сарматы хранили здесь свои святыни, а Гитлер надеялся найти ключ к мировому господству. Правда это или нет, но именно здесь, как нигде, осознаешь цену жизни и смерти.

На военно-топографических картах Великой Отечественной Мамаев курган значился как «высота 102». Тот, кто ею владел, мог контролировать почти весь Сталинград , Заволжье и переправы через Волгу. 135 дней - с сентября 1942-го до конца января 1943 года - шли ожесточенные бои за господство над Мамаевым курганом. И именно здесь располагался штаб 62-й армии.

Из воспоминаний командующего 62-й армией дважды Героя Советского Союза маршала Василия Чуйкова:

«Командный пункт. Овраг, свежевырытые щели, блиндажи. Мамаев курган! Мог ли я тогда предполагать, что он станет местом высшего напряжения боев за Сталинград, что здесь, на этом клочке не останется ни одного живого места, не перекопанного взрывами снарядов и авиабомб».

«На наш командный пункт, находившийся на самой вершине Мамаева кургана, ливнем сыпались мины, снаряды и бомбы противника».

«Здесь были разгромлены многие танковые и пехотные полки и дивизии противника и не одна наша дивизия выдержала жесточайшие бои, бои на истребление, невиданные в истории по своему упорству и жестокости».

«Мамаев курган и в самую снежную пору оставался черным: снег здесь быстро таял и перемешивался с землей от огня артиллерии».

«Сколько раз вершина Мамаева кургана переходила из рук в руки, никто не может сказать. За Мамаев курган бились воины из дивизии Родимцева, дралась вся дивизия Горишного, 112-я дивизия Ермолкина и больше всего за него сражалась славная четырежды орденоносная гвардейская дивизия Батюка».

Здесь сложили головы тысячи красноармейцев. И сейчас на восточном склоне Мамаева кургана покоятся 34 505 защитников Сталинграда. Еще 2047 считавшихся без вести пропавшими солдат, останки которых уже после войны нашли поисковики, перезахоронили на воинском мемориальном кладбище. Наверное, именно поэтому здесь особенно остро ощущаешь гордость за своих предков, которые выстояли и победили в страшной войне. А мемориал «Героям Сталинградской битвы» в этом святом месте стал символом жизни, смерти и бессмертия.

ВСЕСОЮЗНАЯ СТРОЙКА

Первый обелиск на Мамаевом кургане появился сразу после окончания кровопролитных боев - 8 февраля 1943 года. А идея увековечить подвиг и память героев Сталинградской битвы пришла уже после войны. История Мамаева кургана как мемориала началась в 1958 году с постановления Совета министров РСФСР . На конкурсе выбрали проект скульптора Евгения Вучетича . Проектирование ансамбля поручили Сталинградпроекту , а строительство - Сталинградгидрострою , который занимался и Волжской ГЭС .

Главным архитектором стал Яков Белопольский . Инженерными расчетами уникального памятника-ансамбля одновременно с работой над созданием Останкинской телебашни занялся инженер-конструктор Николай Никитин . А военным консультантом стал маршал Василий Чуйков .

Мемориал торжественно заложили 2 февраля 1958 года. Грандиозная, поистине народная стройка шла почти девять лет.

Начали с разминирования Мамаева кургана. Тогда, в 1959-м обезвредили более 40 тысяч мин, снарядов и авиабомб, которые хранила эта земля. Опасное наследие войны на кургане находят и спустя семьдесят лет после Сталинградской битвы .

Затем строители спланировали склоны, возвели подпорные стены площадей и пантеона, фундамент главного монумента. Пришлось вскрывать и переносить братские могилы.


День и ночь шла на Мамаев курган вереница машин, которым обеспечивали «зеленый коридор». Все материалы подбирали очень тщательно - все только самое лучшее. Бетон - как и для Волжской ГЭС, металл - с местного завода «Красный Октябрь». Гранит для лестниц и бордюра везли из карьеров Украинской ССР, поливные насосы - из Уфы , прожекторы - из Калининграда , вентиляторы для Зала воинской славы - из Оренбурга . Строили мемориал всем миром, всей тогда еще огромной страной.


Сначала на Мамаевом кургане появилась скульптура «Стоять насмерть», потом - стены-руины, последним стал зал Воинской славы - на его месте планировали создать музей-панораму. Но самым сложным и грандиозным сооружением мемориала стал монумент «Родина-мать зовет!».





РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!

Высота фигуры Родины-матери - 52 метра

Высота с мечом - 85 метров

Высота фундамента - 16 метров

Длина меча - 33 метра

Вес - 8000 тонн

Вес меча - 14 тонн


«От Вечного огня, бьющего из сердца звезды, зажигает факел дважды Герой Советского Союза летчик В.С. Ефремов. Боевой бронетранспортер движется по улице Мира - первой улице, поднятой из руин; движется по проспекту Ленина … Огонь в сопровождении эскорта знамен плывет по городу, где все - память, где каждая пядь земли - свидетельница подвига».

Затем - митинг на площади Героев Мамаева кургана. На трибуне Брежнев , Косыгин , Подгорный, министр обороны СССР маршал Андрей Гречко , другие маршалы, генералы, гости. Торжественные речи. Самая длинная - у генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Мы приведем лишь небольшой отрывок:

«Камни живут дольше, чем люди. Но именно люди, только люди дают бессмертие всему, чего коснется их подвиг. Подвиг героев сделал бессмертными камни Мамаева кургана».


Министр обороны СССР маршал Андрей Гречко:

«Пусть меч, который держит в руке стоящая на вершине кургана Мать-родина, будет грозным предупреждением для всех, кто помышляет повторить поход против Страны Советов».

После первых лиц страны речи произносят маршалы Еременко и Чуйков. Взял слово и Яков Павлов - тот самый защитник легендарного Дома Павлова. Выступили и сталинградцы: мастер завода «Красный Октябрь» Анатолий Серков , комбайнер Архипов , студентка второго курса политеха Лиля Киршина.


Сейчас та студентка - Лилия Драгунцова , работает в родном ВолгГТУ и воспитывает внуков. А своего будущего мужа она встретила в лагере, бесплатную путевку в который получила после того самого митинга. В это воскресенье Лилия Михайловна вновь выступит на митинге, теперь уже в честь 50-летнего юбилея Мамаева кургана.

Первые лица проходят в пантеон Славы. Брежнев сам подносит пламя к Вечному огню. Звучит гимн, залпы артиллеристского салюта, в небе проносятся реактивные самолеты. И венки, венки, венки…


Ансамбль завершен. За этим - 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремились передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, их беззаветную преданность Родине, - вспоминал Вучетич.

Позже высокие гости отправятся на торжественный прием, где Брежнев поздравит Вучетича с присвоением звания Героя Социалистического Труда. Минута молчания на площади Павших Борцов. И праздничный концерт в театре драмы.

Строительство и торжественное открытие памятника-ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде. Кадры кинохроники

ВЫСОКИЕ ГОСТИ

Первые лица государств, известные революционеры и политики посещали Мамаев курган еще задолго до открытия мемориала. Здесь бывали Че Гевара, Фидель Кастро , Индира Ганди и, конечно, все руководители страны. И сегодня любой визит в Волгоград непременно начинается с этого места.



ЗОЛОТЫЕ КУПОЛА

Со дня открытия Мамаев курган менялся не раз.

Дважды Герой Советского Союза маршал Василий Чуйков умер 18 марта 1982 года. Он завещал похоронить себя не в Кремлевской стене, не на Новодевичьем кладбище, а рядом со своими боевыми товарищами - на Мамаевом кургане.

«Чувствуя приближение конца жизни, я в полном сознании обращаюсь с просьбой: после моей смерти прах похороните на Мамаевом кургане в Сталинграде, где был организован мной 12 сентября 1942 года мой командный пункт… С того места слышится рев волжских вод, залпы орудий и боль сталинградских руин, там захоронены тысячи бойцов, которыми я командовал», - напишет Чуйков 27 июля 1981 года.

Чуйков стал единственным маршалом, похороненным за пределами Москвы . Его могила расположена на площади Скорби.

Нашли последнее пристанище на Мамаевом кургане и командующий 64-й армией генерал-лейтенант Михаил Шумилов (1975), первый секретарь Сталинградского обкома и горкома, председатель городского комитета обороны Алексей Чуянов (1977), летчик Василий Ефремов (1990), легендарный снайпер Василий Зайцев - его перезахоронили в 2006-м.

К 50-летию Победы, 8 мая 1995 года, здесь открыли воинское мемориальное кладбище, где перезахороняют останки защитников Сталинграда, которые продолжают находить поисковые отряды. 136 одиночных могил, 8 братских, в которых покоятся останки 1911 воинов. На барельефе высечены 26 158 фамилий солдат, похороненных в большой и малой братских могилах на Мамаевом кургане.

На вершине засиял золотыми куполами храм Всех Святых. Открыли его в 2005 году.

На День победы на Мамаевом кургане теперь устраивают лазерное шоу . Родина-мать на глазах покрывается золотом или меняет платье на пурпурное. А на огромном экране, которым становится подпорная стенка Зала Воинской славы, показывают военную хронику. Приходят посмотреть на это десятки тысяч волгоградцев.

Несколько лет назад началась масштабная реконструкция памятника-ансамбля. В чаше бассейна на площади Героев заменили гидроизоляцию, стены облицевали мрамором. Обновили большую подпорную стену, которую подпортили грунтовые воды. В Зале воинской славы обновили крышу, пол, частично стены и фасад. .

24 000 кустарников высадили на склонах работники Волгоградского треста зеленого хозяйства.

36,5 тысячи защитников Сталинграда захоронены на Мамаевом кургане.

Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром архитектурного ансамбля «Героям Сталинградской битвы», представляет собой 52-х метровую фигуру женщины, стремительно идущей вперед и зовущей за собой своих сыновей. В правой руке меч длиной 33 м (вес 14 тонн). Высота скульптуры 85 метров. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. Высота Главного монумента говорит о его масштабах и уникальности. Общий вес его составляет 8 тыс. тонн. Главный монумент - современная интерпретация образа античной Ники - богини победы - призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительству мемориала придавалось огромное значение. Не было никаких ограничений в средствах и строительных материалах. При создании памятника были задействованы лучшие творческие силы. Главным скульптором и руководителем проекта был назначен Евгений Викторович Вучетич, уже создавший за десять лет до этого памятник-ансамбль воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине и скульптуру «Перекуем мечи на орала», которая до сих пор украшает площадь перед зданием ООН в Нью-Йорке. Вучетичу помогали архитекторы Белопольский и Демин, скульпторы Матросов, Новиков и Тюренков. По окончании строительства все они были удостоены Ленинской премии, а Вучетичу была вручена еще и Золотая Звезда Героя Социалистического Труда. Руководителем инженерной группы, работающей над строительством мемориала, был Н.В. Никитин - будущий создатель останкинской башни. Главным военным консультантом проекта стал маршал В.И. Чуйков - командир армии, отстоявшей Мамаев курган , наградой которому стало право быть захороненным здесь же, рядом с погибшими бойцами: вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов - защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников битвы под Сталинградом


Строительство монумента “Родина-мать” было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была высочайшим в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах. Также существует мнение, что статуя была смоделированна наподобие фигуры «марсельезы» на триумфальной арке в Париже и что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской. Действительно, некоторая схожесть есть. На первом фото Марсельеза, а рядом Ника Самофракийская

А на этом фото Родина-мать

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Общая высота монумента “Родина-мать зовёт ” - 85 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры - 52 метра (масса - более 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно - большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн. Меч был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. На сильном ветру меч раскачивался, а листы гремели. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое - целиком состоящее из фторированной стали. А от проблем с ветром избавились с помощью жалюзи в верхней части меча. В мире существует очень мало подобных скульптур, например - статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве , памятник Петру I в Москве . Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала - 46 метров.


Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным - автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами. «Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75% от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы – 60 миллиметров, до 1999 года – 33 миллиметра, с 2000-2008 – 16 миллиметров», - сообщил директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» Александр Величкин.

Скульптура «Родина-мать зовет» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки - 20 и меча - 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча - 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира. Родине-матери грозит обрушение из-за грунтовых вод. Эксперты говорят, что если наклон статуи увеличится еще на 300 мм., она может обрушиться из-за любой, даже самой ничтожной причины

В Волгограде живет 70-летняя пенсионерка Валентина Ивановна Изотова, с которой 40 лет назад ваяли скульптуру "Родина-мать зовет". Валентина Ивановна - человек скромный. Более 40 лет она молчала о том, что в качестве натурщицы позировала скульпторам, ваявшим едва ли не самую известную скульптуру в России - Родину-мать. Молчала, потому что в советские времена рассказывать о профессии натурщицы было, мягко говоря, неприлично, тем более замужней женщине, воспитывающей двух дочерей. Сейчас Валя Изотова уже бабушка и охотно говорит о том далеком эпизоде в юности, который теперь стал едва ли не самым значимым событием всей ее жизни


В те далекие 60-е годы Валентине было 26 лет. Она работала официанткой в престижном, по советским меркам, ресторане "Волгоград". Это заведение посещали все именитые гости города на Волге, и наша героиня своими глазами видела Фиделя Кастро, императора Эфиопии, швейцарских министров. Естественно, что обслуживать во время обеда таких персон могла девушка только с настоящей советской внешностью. Что имеется в виду, вы, наверное, уже догадались. Строгое лицо, целеустремленный взгляд, спортивная фигура. Не случайно однажды к Валентине с разговором подошел частый гость "Волгограда" молодой скульптор Лев Майстренко. Он заговорщицки поведал юной собеседнице о скульптуре, которую они вместе с товарищами должны сделать для скульптора Евгения Вучетича, в те времена уже именитого. Майстренко долго ходил вокруг да около, рассыпаясь перед официанткой в комплиментах, а потом предложил ей позировать. Дело в том, что московская натурщица, прибывшая в провинцию прямо из столицы, не приглянулась местным скульпторам. Уж слишком высокомерная и жеманная была. Да и лицом на "Мать" не походила.

Я долго раздумывала, - вспоминает Изотова, - времена-то тогда были строгие, да и муж запрещал. Но потом супруг смилостивился, и я дала ребятам свое согласие. Кто в молодости не пускался в различные авантюры?

Авантюра обернулась серьезной работой, которая продолжалась два года. Кандидатуру Валентины на роль Родины-матери утверждал сам Вучетич. Он, выслушав доводы своих коллег в пользу простой волгоградской официантки, утвердительно кивнул головой, и началось. Позирование оказалось очень сложным занятием. Стоять по несколько часов в день с раскинутыми руками и выставленной вперед левой ногой было утомительно. По замыслу скульпторов, в правой руке предполагался меч, но Валентине, чтобы не сильно утомлять, вложили в ладошку длинную палку. При этом она должна была придать своему лицу воодушевленное, зовущее на подвиги выражение.

Ребята настаивали: "Валя, ты должна звать за собой людей. Ты же Родина-мать!" И я звала, за что мне платили 3 рубля в час. Представьте себе, каково часами стоять с открытым ртом.

Был во время работы и один пикантный момент. Скульпторы настаивали, чтобы Валентина, как и подобает натурщице, позировала обнаженной, но Изотова сопротивлялась. Вдруг муж зайдет. Сначала сошлись на раздельном купальнике. Правда, потом верхнюю часть купальника пришлось снять. Груди-то должны получиться как натуральные. Кстати, никакой туники на натурщице не было. Это уже потом сам Вучетич накинул на "Родину" развевающееся одеяние. Готовый памятник наша героиня увидела спустя несколько дней, после его официального открытия. Взглянуть на себя со стороны было интересно: лицо, руки, ноги - все родное, только из камня и рост 52 метра. С тех пор прошло более 40 лет. Валентина Изотова жива-здорова и гордится тем, что ей поставили памятник при жизни. На долгую жизнь.

Скульптура «Родина-мать зовет», созданная Е.В.Вучетичем, обладает удивительным свойством психологического воздействия на каждого, кто ее увидит. Как автору удалось этого добиться, можно только догадываться. Острые критические замечания в адрес его творения: она-де и гипертрофированно-монументальная, и откровенно похожая на Марсельезу, украшающую парижскую триумфальную арку, - абсолютно не объясняют ее феномена. Нельзя забывать и том, что для скульптора, пережившего самую ужасную в истории человечества войну, этот монумент, как, впрочем, и весь мемориал, - в первую очередь дань памяти павшим, а потом уже - напоминание живым, которые, по его убеждению, и так никогда не смогут ничего забыть

Скульптура Родина-мать, вместе с Мамаевым курганом, является финалистом конкурса “Семь чудес России”

"Родина-мать" занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на момент создания скульптура-статуя в мире. Ее общая высота - 85 метров, вес - 8000 тонн. Сегодня легендарная статуя находится в аварийном состоянии.

1 Родина-мать

Почему при создании памятника героической обороне Сталинграда был использован именно этот образ? Естьмнение, что за основу скульптуры Евгений Вучетич взял образ Ники Самофракийской, также на творческий замысел мог повлиять барельеф с Марсельезой в Париже, где тоже изображена женщина с мечом.

Сам образ «Родины-Матери» стал одним из главных образов советской пропаганды после того, как в 1941 году Ираклием Таидзе был создан, пожалуй, самый известный агитационный плакат Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет».

Скульптура на Мамаевом кургане таким образом является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом.

Евгений Вучетич пришел к этому образу не сразу. Первоначально проект предполагал наличие двух фигур (женщины и коленопреклоненного солдата), в руке Родина-мать должна была держать не меч, а красное знамя.

2 Размеры

Строительство монумента началось в мае 1959 года и было завершено 15 октября 1967 года. На момент создания скульптура была самым высоким в мире памятником. Ее общая высота - 85 метров, вес - 8 тысяч тонн. Расчеты монумента делал Николай Никитин, который до этого принимал участие в проектировании МГУ и Останкинской башни.

Высота статуи была определена Никитой Хрущевым, который ультимативно заявил, что она должна быть выше Статуи Свободы в США. В сравнении с ростом человека фигура «Родины-матери» увеличена в 30 раз.

Сегодня «Родина-мать» занимает 11 место в рейтинге высочайших статуй мира.

Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах.

3 Меч победы


Меч в руках «Родины-матери» имеет связь с другими известными памятниками. Подразумевается, что этот меч является тем же мечом, который рабочий передаёт воину, изображённому на монументе «Тыл - фронту» (Магнитогорск), и который затем опускает «Воин-освободитель» в Берлине.

Первоначально меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Однако листы титановой обшивки гремели на ветру, создавали лишнюю парусность и могли привести к нежелательным последствиям. В 1972 году лезвие меча было заменено в ходе реставрации - на состоящее целиком из фторированной стали.

4 Могила

На Мамевом кургане похоронено более 35 тысяч человек. Из 200 дней Сталинградской битвы борьба за эту высоту продолжалась 135 суток. Даже зимой Мамаев курган оставался черным от разрывов бомб, на один квадратный метр приходилось от полутысячи до 1200 осколков и пуль. Весной 1943 года трава здесь так и не взошла.

На Мамаевом кургане, у подножья «Родины-матери» также был похоронен командующий 62-й армией, Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков. Свое желание быть похороненным именно здесь Василий Иванович выразил в своем завещании.

5 Прототипы

До сих пор насчет того, с кого Вучетич «лепил» свою скульптуру есть несколько версий.

Накануне празднования 70-летия Победы в Сталинградской битве 79-летняя жительница Барнаула Анастасия Пешкова объявила, что именно она стала прообразом. В 2003 году ровно то же самое сказала Валентина Изотова, работавшая официанткой в ресторане «Волгоград». Еще одной претенденткой на звание прототипа «Родины-матери» стала бывшая спортивная гимнастка Екатерина Гребнева, но она, в отличие от предыдущих претенденток, считает, что была не единственной натурщицей, а образ «Родины-матери» все же является собирательным.

Бывший замдиректора памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» Валентина Клюшина высказала другое мнение: «Фигуру Евгений Викторович делал с Нины Думбадзе, знаменитой дискоболки. Она позировала ему в Москве, в его мастерской. А вот за лицом скульптуры Евгений Викторович далеко ходить не стал. Он создавал его с супруги – Веры Николаевны. И порой ласково называл скульптуру именем жены – Верочка».

6 Без фундамента

Несмотря на свой огромный вес (8000 тонн), «Родина-мать» является свободностоящей конструкцией. Внутри она состоит из отдельных ячеек. Жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, которые постоянно находятся в натяжении. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров.

7 Материалы

«Родина-мать» отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов, блоков предварительно напряжённого железобетона, состоящих из 5500 тонн бетона и 2400 тонн металла. И это вес без основания.

Стоит монумент на плите высотой 2 метра, которая установлена на главном фундаменте высотой в 16 метров, почти полностью скрытом под землей. Для того, чтобы фигура выглядела ещё монументальней, на верхней точке Мамаева кургана также была сделана искусственная насыпь высотой 14 метров и весом 150 тысяч тонн.

8 Зеленый свет

Все время, пока возводилась статуя, была необходимость в непрерывной поставке бетона, даже незначительная задержка могла нарушить прочность многотонной конструкции.

Грузовики, подвозившие к месту строительства бетон, помечались особыми знаками. Водителям же разрешалось нарушать правила дорожного движения, они могли даже проезжать «на красный», не опасаясь того, что их остановят сотрудники ГАИ.

9 Копия статуи

На даче Евгения Вучетича в Тимирязевском районе Москвы, где раньше была его мастерская, а сегодня работает дом-музей скульптора, можно увидеть уменьшенную копию статуи - макет, рабочие эскизы, а также макет голову скульптуры в натуральную величину.

10 Смещение

Иван Букреев, прораб бывшего «Сталинградгидростроя», строитель с 50-летним стажем, в 2010 году заявил, что «Родину-мать» необходимо спасать, поскольку она отклонилась от заложенных в проекте 270 миллиметров уже на 221 миллиметр. Наклоняется монумент по двум причинам: движение фундамента и деформации самой фигуры. Также усугубляют положение колебания меча от ветровых нагрузок.

То, что «Родина мать» находится в аварийном состоянии считает и реставратор Вадим Церковников. В своем интервью «МК» в 2013 году на вопрос о том, может ли скульптура упасть, он прямо ответил: «Запросто! Она непредсказуема!».