Сильные личности в детской литературе. Воспитание и формирование личности ребёнка в художественной литературе. Аргументы из литературы

Художественная литература рассказывает об удивительных вещах, которые, возможно, никогда не случатся с нами в реальной жизни. Вместе с героями книг можно бесконечно путешествовать, влюбляться, преодолевать трудности и, конечно же, набираться жизненного опыта. Книги, как хорошие друзья, могут подсказать решение личных проблем. Тем, кто потерял твёрдую почву под ногами, советует 7 художественных произведений, способных помочь взглянуть на этот мир другими глазами.

«Над пропастью во ржи» (1951)

Джером Дэвид Сэлинджер

Холден Колфилд страдает от немотивированной агрессии, патологической раздражительности и неприкрытого цинизма. Потеряв смысл жизни и утратив возможность влиять на ход значимых ситуаций, он начинает отрицать действительность. Нет, он не странный. Просто ему 17.

В книге нет закрученного сюжета на 1000 страниц. В ней есть душа юных поколений, бунтарей и борцов с системой.

«Хорошо быть тихоней» (1999)

Стивен Чбоски

Чарли излишне наивен для своих пятнадцати лет. Высказывать личное мнение, бороться за место под солнцем — это не для него. Книги Чарли понимает лучше, чем людей. Он космически одинок, хотя с ним всегда кто-то рядом. Герой хранит страшную тайну даже от самого себя.

В этом произведении нет сложных слов. В нём есть мир, показанный глазами интроверта.


«Заводной апельсин» (1962)

Энтони Берджесс

Алекс совмещает внутри себя любовь к насилию и красоте. Он — жертва своего времени, которая одновременно является и палачом системы. После того, как малолетний преступник попадает в экспериментальную программу по перевоспитанию, он теряет ту часть себя, что отвечала за волю к жизни. Без внутренних порывов Алекс становится недочеловеком. И любимая музыка Бетховена вызывает теперь только тошноту.

Хэппи энда здесь ожидать не стоит. Эта книга — размышление над природой человеческой жестокости и стремлением к прекрасному.


«Мартин Иден» (1909)

Джек Лондон

Простой моряк Мартин Иден, ослеплённый поставленными перед собой целями, полностью поглощается в чтение книг и написание собственных произведений. Даже сон кажется молодому человеку пустой тратой времени. Усердие — это хорошо, но в избытке оно приводит к совершенно неожиданным результатам.

В этом романе Джек Лондон не открывает новых истин, а в который раз напоминает, что ценность личности не зависит от степени её признания.


«На западном фронте без перемен» (1929)

Эрих Мария Ремарк

Пауль Боймер любил жизнь, но у войны были другие планы на этот счёт. Она забросила молодого немца в холодный окоп и обрекла на выживание. Его сослуживцы — такие же, как он. Люди без прошлого и без будущего.

В этой книге мало патриотических чувств. В ней много сожалений о потерянном поколении.


«Подросток» (1875)

Фёдор Михайлович Достоевский

Главный герой, молодой человек с чуткой, но неразвитой душой, испытывает соблазны своего времени. Достоевский мастерски смешивает в своём произведении романтику и пошлость, боль и злопамятность, страсть и неуклюжесть, любовь и неприятие, самоуверенность и всепоглощающий страх, банальность и своеобразие, псевдоисключительность и продажность, юношеский максимализм и слабоумие.

В этой книге — срез эпохи с целой палитрой настроений, которые были свойственны молодежи, брошенной старшим поколением.


«Два капитана» (1940)

Вениамин Каверин

Саня Григорьев упрям, горд и противоречив. Его жизненный девиз — «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Личность Александра для каждого без исключения становится ориентиром, за которым хочется следовать. Светлая и немного идеализированная история о романтике научного поиска всё так же привлекает молодых искателей правды жизни.

В книге нет трагизма. В ней есть жизнеописание, которому хочется верить.


Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Наталия Степанова
Детская художественная литература в формировании личности и речевом развитии ребенка

Книга играет огромную роль в формировании личности ребенка - дошкольника , в его речевом развитии . Детскую художественную литературу необходимо рассматривать, как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка », - говорил известный советский педагог- новатор В. А. Сухомлинский. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения ребенка , воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи , дают образцы русского литературного языка . Советский педагог Е. А. Флерина в своих работах отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы , словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок . Средствами художественного слова еще до школы , до усвоения грамматических правил, маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Кандидат педагогических наук Н. С. Карпинская, внесшая огромный вклад в исследования в области эстетического воспитания детей средствами художественной литературы , также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка . В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития , язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений .

Интерес к книге у ребенка появляется рано . Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Интерес к книге, возникший в ранние годы, помогает ребёнку в дальнейшем, когда он осваивает самостоятельное чтение, преодолевает все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового. Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов , даёт первые, и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Специфика литературы состоит в том , что средством выражения художественного содержания является неповторимый языковой образ, к которому малыш тянется бессознательно, привлечённый его красотой, необычайностью. Это побуждает ребёнка к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становиться достоянием. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму .

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров : рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто - нет. На этой «возрастной ступени» особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги . Лучшими изданиями признаны сборники "Русские сказки", "Жили-были". Из изданий фольклора специалисты рекомендуют "Трыпцы-брынцы, бубенцы" - русские народные потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.

Из поэтических произведений для детей 4-5 лет целесообразно знакомство прежде всего произведениями классиков детской литературы . Среди них произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.

Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы и сказки "Для детей") и Л. Толстого ("Для детей" и "Азбука") . Очень любимы детьми 4-5 лет рассказы Н. Носова, изданные в отдельных сборниках "Живая шляпа" (1986 г.) "Бобик в гостях у Барбоса" (1991г.) . Нельзя пройти мимо издания сборника "Аленушкины сказки", в который вошли сказки многих детских писателей . Так же нельзя представить книжного собрания для детей 4-5 лет и без произведений таких современных писателей, как С. Козлов ("Львенок и черепаха", Г. Циферов ("Сказки старинного города") . Детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", Братья Гримм "Бременские музыканты".

Не одно поколение 4-5 летних детей выросло на книжке-картинке "Приключение Пифа", на сказке Киплинга "Слоненок". Интересен по содержанию сборник переводных сказок в картинках "Крошка Енот и другие", куда вошли сказки итальянских, английских, норвежских, французских, польских и иных писателей для детей преддошкольного возраста.

Среди лучших книг о живой природе следует назвать "Большие и маленькие" Е. Чарушина, многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова.

Детям также будут интересны некоторые журналы, издаваемые для детей 4-5 лет, в которых «оживают» знакомые им герои, журналы, наполненные разными играми, головоломками, кроссвордами.

После рассказывания сказок, необходимо обучать детей дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме произведения . Ежедневное чтение детской литературы в детском саду , специальные занятия по художественной литературе , оказывают большое влияние на развитие словаря детей . На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет и др.) . Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях , но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы как, словно, будто. С помощью художественной литературы у детей должна развиваться способность замечать красоту и богатство русского языка. Ежегодно издается много новой литературы для детей , за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять «детскую библиотеку » , руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

Литература :

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. М.: Академия,1997

2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада . Пособие для воспитателя. М.: Просвеение,1983

3. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 4-5 лет . Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2004

Публикации по теме:

Цветотерапия в формировании личности ребенка Лечение цветом, как метод терапевтического воздействия на психику человека, активно использовался еще в древние времена (Древний Египет,.

Анкетирование «Детская художественная литература как эффективное средство реализации задач познавательного развития» Просим Вас принять участие в анкетировании с целью оценки существующей системы работы ДОУ, по направлению «Детская художественная литература.

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались на мини-конференцию, деловую игру

Публикуем отрывок дипломной работы «Особенности образа ребенка у будущих мам, получающих различные специальности», автор М.Ю. Гумилевская, выпускница :

Как мы уже говорили в первом параграфе диплома, изучение образа ребенка не ограничивается рамками какой-либо одной дисциплины, он проходит своеобразной нитью через многие науки и обнаруживается в искусстве, религии и других сферах общественного сознания. Чтобы более полно в нем разобраться, рассмотрим литературу как отдельную область, в которой этот образ нашел свое отражение.

Постараемся, анализируя литературу, затронуть несколько периодов. В литературе классицизма можно увидеть, что детство воспринимается, как отклонение от нормы «не-зрелость». В это время интересуются образцовым в поведении людей.

У просветителей намечается интерес к детству, вместе с этим он, скорее, воспитательный. Издается литература для детей, где серьезные и научные мысли мира взрослых пытаются объяснить детям. Книги строят в доступной дидактической, иллюстрированной форме. Между 1750 и 1814 г. в Англии было выпущено около 2400 названий таких книг. Детские и юношеские годы занимают все больше места в просветительских автобиографиях и «романах воспитания», изображаясь как период становления, формирования личности героя. И только в эпоху романтизма детство рассматривается как «драгоценный мир в себе».

У романтиков отношение переворачивается. Как писал Н.Я. Берковский, «романтизм установил культ ребенка и культ детства. XVIII век понимал ребенка как взрослого маленького формата, даже одевали детей в те же камзольчики, прихлопывая их сверху паричками с косичкой и под мышку подсовывал им шпажонку. С романтиков начинаются детские дети, их ценят самих по себе, а не в качестве кандидатов в будущие взрослые. «Детские дети» романтиков на самом деле - вовсе не дети, а такие же условные символы некоего идеального мира, как «счастливые дикари» XVIII века. Детская невинность и непосредственность противопоставляются «извращенному» и холодному миру рассудочной взрослости. В «Песнях невинности» У. Блейка ребенок - «дитя-радость», «птица, рожденная для радости», которую в «Песнях опыта» ожидает школа, напоминающая клетку. Самоценность детства всячески подчеркивается. По определению У.Вордсворта, «ребенок - отец мужчины». С. Кольридж подчеркивает, что ребенок может многому научить взрослого. Но в романтических произведениях фигурирует, не реальный, живой ребенок, а отвлеченный символ невинности, близости к природе и чувствительности, которых не хватает взрослым.

В России образ детства наделяется глубокой значимостью у М.Ю.Лермонтова. Он высказывает мысль о том, что детство представляется зыбким цветущим островом посреди пустынного моря жизни. Пушкин же в свою очередь относится к детству, так же как и к старости, как просто к моменту в круговороте времен.

Тема детства вошла в русскую литературу как признак интенсивного самосознания личности и всего общества в целом. Писатели до Л.Н. Толстого, как правило, ориентировались на тип взрослого человека с его устойчивой, сформированной индивидуальностью. Л.Н. Толстой первый, кто обратил свой взор к детству, в это период развития литературы. Свои мысли по поводу образа ребенка Л.Н. Толстой отразил в произведении «Детство. Отрочество. Юность». Он показывает внутреннюю подвижность чувств, резкие переходы от отрицания к утверждению, от целого к частному, которые являются типичной чертой ребенка в его представлении. Детство, а вслед за ним и сам ребенок, не подчиняется определенным правилам и одной линии, оно живет многомерно, разнонаправлено, вгрызаясь во все, с чем оно соприкасается. Детство и ребенок – «это океан, на поверхности которого плавают островки взрослого сознания». Л.Н. Толстой изображает развитие рефлексии и морального сознания ребенка.

В «Детстве Люверс» Б. Пастернака вещи предстают перед читателем какими-то размытыми гранями, которые проникают друг в друга. Здесь мы видим, что все во всем, без ограничения. Детский разрыв усугубляется болезнями и сновидениями. Ребенок у Б. Пастернака вступает как существо беззащитное, нежное, стремящееся быть постоянно под опекой чьей-то и заботой. Это существо хочет оставаться в таком положении как можно дольше, потому что его мир позволяет жить ему, не задумываясь о взрослых проблемах.

Уже в XIX веке концепция романтизма начинает уходить на второй план, отдавая предпочтение другому образу, глубже всего он проявляется у Ф.М. Достоевского. Образ невинного, безгрешного ребенка все более уходит в прошлое. Образ ребенка у Ф.М. Достоевского построен на двойной природе ребенка. С одной стороны – это неповторимая детская чистота, с другой – жестокость во всех своих проявлениях. Это традиционный христианский образ и существо демоническое, готовое разрушить все заповеди. У М.Ф. Достоевского есть высший идеал, который представляет собой уже взрослого с невинностью и непосредственностью ребенка и опытом нравственного сознания.

В XX веке у некоторых западных писателей такая позиция М.Ф. Достоевского по отношению к ребенку заостряется в сторону антиморальности детства. Например, У. Голдинг в «Повелители мух» высказывает мысль, что ребенок легко перестает вести себя так, как его учили взрослые, и превращается в дикое, разнузданного существо. Дети сами деградируют до такого состояния. Ребенок не есть изначально высший человек, каким его себе представляли литераторы романтизма, а не человек, некая чужеродная и даже враждебная человечеству сущность. Такой пример можно увидеть в произведении Р. Брэдбери «Вельд», «Урочный час». Он высказывает очень интересную мысль и идею, в которой хочет показать, что ребенок может быть страшнее всего. Он с одной стороны полностью зависит от взрослого, является полностью беззащитным, с другой – по внутреннему складу он для взрослых непроницаем. Ребенок говорит на своем языке, играет в свои игры, все это остается загадкой для взрослого. В результате инопланетяне могут проникнуть в нашу цивилизацию благодаря детям, учитывая их образ и особенности. Тогда они будут столь же таинственны и непредсказуемы в своих замыслах и столь же коварны и безжалостны в своих деяниях.

Противопоставляя образу английскому, в русской литературе сложился свой образ ребенка, для которого специфичным можно считать интерес к миру природы и вещей. Если у Л.Н. Толстого мы увидели направленность на людей, то у Аксакова на первом плане выступает природа и отношение с ней ребенка. Аксаков считает, что ребенок – это человек до грехопадения, тот человек, который нарекал имена всем вещам и животным, пришедшим к нему. Образ ребенка включает в себя увлеченность и вовлеченность в процесс общения с природой, интерес ко всему окружающему. Преимущественный интерес к вещам, а не людям возникает, по мнению Аксакова, только в период младенчества.

В XIX веке появляются образы бедных, обездоленных детей, лишенных домашнего очага, жертв семейной и особенно, школьной тирании, однако сами дети остаются одномерно наивными и невинными. Затем художественному исследованию подвергается семейное «гнездо» и выясняется, что под теплой оболочкой здесь часто скрываются жестокое рабство, гнет и лицемерие, калечащие ребенка. По мере углубления психологического анализа сами детские образы также утрачивают былую ясность и одномерность. Оливер Твист – маленький, жалкий человечек, со всех сторон шпыняемый взрослыми, весь в синяках от физических и моральных ушибов; человечек, сдавленный огромной массой чужих, неродных людей, среди которых он затерялся. Хочется привести сразу же противоположный образ ребенка и детства. У Ж.-П. Сартра ребенок живет в полном буржуазном достатке, он лишен опоры в реальном мире, за него все делают другие, он искусственно отгорожен от действительности. Перед нами два разных образа: один несчастный и гонимый, другой – обеспеченный и постоянно живущий в заботе, - вместе с этим они оба беззащитны, каждый по-своему.

М. Твен показывает ребенка, который любит романтику странствий и приключений, радость бездомности. И если у Диккенса, ребенок не любит, даже ненавидит свой дом, потому что он утратил теплоту родства, то Гекльберри Финн ненавидит родной дом, потому что это ограниченное пространство, а ему нужно широта и простор. Если Оливер без слез не может вспоминать о матери, то Финн люто ненавидит своего отца. Детство Финна и Тома Сойера счастливо так же, как и у Николеньки Л.Н. Толстого и Сережи Аксакова, только по-разному они счастливы. Первые полной свободы действия и фантазии, вторые – в единстве себя и земли, глубоком чувстве земли.

У Хемингуэя, Фолкера, Т. Вулфа, Сэлинджера образ ребенка строится на естественности ребенка, нетерпимой к фальши, отвергающей конформизм.

Только в XX веке в русской литературе появляется образ ребенка твеновского типа. Это мальчики сорванцы, дерзкие, отважные, раскованные – это Тимур А. Гайдара. Это ребята готовые к боевым поступкам, они жаждут неизведанности, готовы к любым испытаниям.

В 40 – 50-е гг. XX века у Пришвина, Паустовского выступает сентиментальный образ ребенка, где ребенок окружен реальностью природы и атмосферой сказки, в нем отмечены черты наивности, высокой простоты, детскости.

Но каждый новый образ ребенка - не просто этап углубления художественного познания детства, но и специфический вид социальной проекции, отражение чаяний и разочарований взрослых.

Многомерность и разнообразие детских образов в литературе или портретной живописи отражают не только прогресс художественного познания и различия индивидуальностей авторов, но и изменения в реальном содержании детства и его символизации в культуре.

С.Цвейг писал: «…Наш духовный мир складывается, как из миллионов монад, из отдельных впечатлений, коих наименьшую часть составляет лично увиденное и пережитое, а всем прочим – основной массой – мы обязаны книгам, прочитанному, воспринятому, изученному».

Система представлений, отраженная в книге, реально активно формирует как образ мира, так и образ ребенка. Образ в книге сам становится второй реальностью, подчас более реальной, чем сама реальность. И поскольку книга - это непредельное расширение связей субъекта социального действия с миром, то чем более открывается книга для личности, тем богаче становится ее личностный образ мира.

Ломов Б.Ф. выделял в построении образа роль слова и определял его формирующую роль через художественную литературу. При помощи слова писатель рисует живую картину, которая потом воссоздается читателем. Так, например, при чтении описаний степи в произведениях М.А. Шолохова возникают не только яркие зрительные образы, но и воссоздаются звуки и запахи.

Строя свой образ мира, человек не может хотя бы в минимальной степени не быть включенным в процесс обучения тому образу мира, который характерен для его социума, потому что книга есть опредмеченная потребность в адекватной включенности в нормативные общественные и личные нравственные отношения. Книга является значимым фактором не только в структурировании, но и в характере созидания образа мира и образа ребенка и их особенностей.

1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1 – М.: Педагогика, 1980. – 230 с.
2.Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. – М.: Смысл, 1999. – 350 с.
3.Арутюнян М. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи // Отец в современной семье. - Вильнюс, 1988.
4.Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. – Екатеринбург: Урал, 1999. - 416с.
5.Бездидько А.В. Книга как психологическая составляющая в построении образа мира субъекта действия // Мир психологии. – 2003. - №4. – с. 133 – 138.
6.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
7.Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. – М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986.
8.Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. №5. – С. 5-19.
9.Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. Пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.
10.Дружинин В.Н. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2005. – 176 с. с илл.
11.Дубнов П.Ю. Обработка статистической информации с помощью SPSS. – М.: ООО «Издательство АСТ»: Издательство «НТ Пресс», 2004. – 221 с. с илл.
12.Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. – М.: Наука, 1986. – 173 с.
13.Зинченко В.П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания // Мир Психологии. – 1999. - № 1. – С. 97 -104.
14.Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995. – 224 с.
15.Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. – 267 с.
16.Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Наука, 1988. – 270 с.
17.Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. - 1979. - № 2. - С. 3-13.
18.Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. –М.: Смысл, 2003. – 487 с.
19.Ломов Б.Ф., Беляева А.В., Носуленко В.Н. Вербальное кодирование в познавательных процессах. – М.: Наука, 1986. – 128 с.
20.Ллойд де Моз. Психоистория. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 512 с.
21.Миллер Дж., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. – М.: Прогресс, 1965. – 238 с.
22.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
23.Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с. с илл.
24.Перельштейн Л. Осторожно: дети! Или пособие для родителей способных удивляться. – СПб.: «Эмпатия», 1998. – 169 с.
25.Петренко В. Ф. Экспериментальная психосемантика: исследования индивидуального сознания // Вопросы психо¬логии. – 1982. - № 5. – С. 23 - 35
26.Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. - М.: МГУ, 1983. – 177 с.
27.Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – Смоленск, 1997. – 400 с.
28.Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Асадема, 2005. – 193 с.
29.Райгородский Д.Я Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: «БАХРАХ-М», 2004. – 672 с.
30.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. – 328 с.
31.Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства: Уч. Пос. для высшей школы. – М.: Академический проект, 2004. – 496 с.
32.Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
33.Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. – М.: Госполитиздат, 1947. – 433 с.
34.Cмирнов С.Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психологического мышления // Мир психологии. – 2003. - №4. – с. 18 – 31.
35.Соколова Е.Т. Самосознание: самооценка при аномалиях личности. - М.: МГУ, 1989. – 215 с.
36.Столин В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983. – 284 с.
37.Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. М.: Смысл, 2001. – 263 с.
38.Ушинский К.Д. Воспитание человека. - М: Карапуз, 2000 г. – 256 с.
39.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт пед. антропологии – М.: Фаир-Пр, 2004. – 567 с.
40.Фельдштейн Д.И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества // Мир психологии. – 2002. – № 1. – с. 9-20
41.Чуковский К.И. От двух до пяти. - М.: КДУ, 2005. - 400 с.
42.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990. - 180 с.
43.Эпштейн М., Юкина Е. Образы детства // Новый мир. – 1979. - №12. – с. 25 -38
44.Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. – 162 с.

" Э.М. Ремарк

Роман `Три товарища` известного немецкого писателя Э.М.Ремарка рассказывает о трагической судьбе немецких солдат, вернувшихся с полей первой мировой войны, о так называемом `потерянном поколении`, разочаровавшемся в буржуазных ценностях и стремящемся найти опору во фронтовом товариществе, крепкой мужской дружбе и верной любви.

2. " " Борис Васильев

Одно из наиболее искренних и проникновенных произведений о Великой Отечественной войне. Историю пятерых девушек-зенитчиц, во главе со своим командиром - старшиной Васковым - вступивших в неравный и смертельный бой с немецкими диверсантами, отличают психологическая достоверность и выразительная лаконичность авторского стиля, которые превращают рассказанный в повести фронтовой эпизод в высокую трагедию.

3. " " Рубен Давид Гонсалес Гальего

Русский писатель, живущий в Мадриде, Рубен Давид Гонсалес Гальего, внук генерального секретаря Коммунистической партии Испании, в полной мере ощутил на своем личном опыте значение слов "коммунистическая мораль". Об этом опыте его блистательный литературный дебют - автобиографический роман в рассказах "Белое на черном", ставший сенсацией уже в журнальной публикации.

Книга кому-то может показаться грустной, кому-то веселой. Одно безусловно: всем нам Рубен подарил уникальную возможность взглянуть на наш страшный, жестокий и прекрасный мир чуть-чуть добрее, светлее и радостней.

4. " " Майгулль Аксельссон

У этой девочки не было имени. Вернее, было сразу два. Отец называл ее Мари. Мать - Мэри. Друзья-вундеркинды - победители национального конкурса на лучшее сочинение на тему "Народовластие и будущее" - решили проблему, окрестив ее МэриМари. Но ни эти многообещающие подростки, каждый из которых сделал потом блестящую карьеру, ни все остальные так и не поняли, что у МэриМари не только имя двойное. Что она и в самом деле живет двойной жизнью. В одной своей ипостаси она - блестящая светская леди, занимающая в правительстве пост министра, в другой - преступница, отбывающая тюремный срок за убийство мужа. И все это время она ищет себя и свою любовь.

5. " " Кен Кизи

Подобно многочисленным громким событиям, связанным с именем "веселого проказника" Кена Кизи, его первая книга "Над кукушкиным гнездом" (1962) произвела много шума в литературной жизни Америки. Кизи был признан талантливейшим писателем, а роман стал одним из главных произведений для битников и хиппи.

"Над кукушкиным гнездом" - это грубое и опустошающе честное изображение границ между здравомыслием и безумием. "Если кто-нибудь захочет ощутить пульс нашего времени, пусть читает Кизи. И если все будет хорошо и не изменится порядок вещей, его будут читать и в следующем веке", - писали в газете "Лос-Анджелес Таймс". Действительно, и в наши дни книга продолжает жить и не теряет своей сумасшедшей популярности.

6. " " О. Генри

Замечательный короткий рассказ О"Генри. Его можно назвать бумажным антидепрессантом для любого возраста.

Главные герои – любящая семейная пара. Накануне рождества у них совсем нет денег на подарки. Тогда Делла продает свои роскошные волосы и покупает мужу цепочку для его золотых часов. А Джим продает свои часы и покупает своей любимой набор гребней.

Но это совсем не портит им праздника и наоборот показывает их преданность и любовь друг другу!

7. " " Дэниэл Киз

Сорок лет назад это считалось фантастикой.

Сорок лет назад это читалось как фантастика. Исследующая и расширяющая границы жанра, жадно впитывающая всевозможные новейшие веяния, примеряющая общечеловеческое лицо, отважно игнорирующая каинову печать "жанрового гетто".

Сейчас это воспринимается как одно из самых человечных произведений новейшего времени, как роман пронзительной психологической силы, как филигранное развитие темы любви и ответственности.

8. " " Колин Маккалоу

Колин Маккалоу создала эту книгу - и навеки вписала свое имя в "золотой фонд" высокого любовного романа. Нора Галь перевела эту книгу на русский язык - и сделала читательницам нашей страны бесценный подарок.

Читательницам, которые стали шить себе платья фасона "фокстрот" и цвета "пепел розы".

Читательницам, которые искренне переживали радость, страсть и боль истории любви Мэгги Клири и Ральфа де Брикассара. Истории любви, не имеющей себе равных!..

9. " " Габриэль Гарсиа Маркес

"Сто лет одиночества" - культовый роман, вызвавший, по словам современников, "литературное землетрясение", принес своему автору необычайную популярность во всем мире.

Зло ожесточившихся душ, потеря духовной связи с людьми и природой, деспотия, бюрократизм постепенно уничтожают нашу планету. Только в любви, доброте и милосердии автор видит спасение человечества. "Любовь - моя единственная идеология", - так считает один из самых знаменитых писателей современности, лауреат Нобелевской премии Габриэль Гарсиа Маркес.

10. " " Эрих Мария Ремарк

Жизнь взаймы. Жизнь, когда не жаль ничего, потому что терять, в сущности, уже нечего.

Это - любовь на грани обреченности.

Это - роскошь на грани разорения.

Это - веселье на грани горя и риск на грани гибели.

Будущего - нет. Смерть - не слово, а реальность.

Жизнь продолжается. Жизнь прекрасна!..