Сказочница начинает сказку. Присказки в русских народных сказках. Пушкин и сказки

Цель: продолжать формирование у детей устойчивого интереса к русским народным сказкам, к театрально-игровой деятельности.

1. Научить детей находить выразительные средства игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.

2. Расширять активизацию словарного запаса детей по теме; развивать логическое мышление, внимание, память, общую и мелкую моторику.

3. Воспитывать отзывчивость, доброты, в общение друг с другом, любви к русским народным сказкам.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, прослушивание сказок в аудиозаписи, обыгрывание отдельных сюжетов.

Оборудование: декорации, иллюстрированные сказки, костюмы сказочных героев, волшебная книга, два стола, магнитофон, аудиозапись "В мире много сказок"; на каждого ребёнка раздаются карточки с изображением сюжета сказки; две прозрачные шкатулки.

Ход проведения

Под музыку "В мире много сказок" входит Сказочница.

Сказочница: Здравствуйте, милые ребятишки. Я добрая Сказочница, рассказываю детям сказки. А вы любите читать и слушать сказки?

Сказочница: Сказку детки в гости звали?

Сказочница: Сказку детки очень ждали?

Сказочница: Сказка вновь пришла к ребятам.

Сегодня я пришла к вам с волшебной книгой, а в ней находятся сказочные загадки, игры, и, конечно, сказки. Сейчас я хочу узнать, помните ли вы мои сказки. Для этого вы должны отгадать загадки. Если правильно отгадаете загадку, тогда перед вами из волшебной книги появится отгадка.

1. Как звали девочку, которая отправилась в гости к своей бабушке и встретилась в лесу с серым волком? (Красная Шапочка)

(Сказочница показывает детям иллюстрированную сказку)

2. В какой сказке большие птицы унесли маленького малыша в лес к Баба - Яге? (Гуси - лебеди)

3. Из какой сказки мы узнали о папе, его деревянном сынишке с длинным носом? (Золотой Ключик)

4. В какой сказке живут дедушка, бабушка, заяц, волк, медведь и маленький круглый путешественник? (Колобок)

5. В сказке стали все рядком.

  • Это сказочка о ком?
  • Кто даст правильный ответ?
  • Кто встал первым в сказке (Дед) (Сказка "Репка").

Сказочница: Молодцы дети, вы правильно отгадали загадки. И порадовали меня, тем, что помните сказки. А еще я вам принесла игру, которая называется "Собери сказку". Я вам раздам карточки. Вы должны вспомнить название сказки и разложить карточки со сказочными героями по порядку: что было в начале сказки, а что потом.

Дидактическая игра "Собери сказку".

Фоном звучит легкая музыка; дети выбирают картинки с изображением сюжетов сказок и последовательно выкладывают на большие карточки. Затем уточняют, проговаривают название сказок, вспоминают манеры, характер сказочных героев.

Сказочница: Дети, вы правильно сказали название своих сказок, вспомнили их героев и разложили карточки по порядку, что было в начале, сказки и чем сказка закончилась. Молодцы! Вы меня порадовали! Ну, а сейчас мы отдохнем, потанцуем с вами!

Физ. минутка: Под музыку "Сказочная страна" - дети выполняют танцевальные движения.

Сказочница: В волшебной книге у меня ещё одна загадка осталось, а загадку отгадаете вы и в сказку попадете:

"На поляночке лесной,
Стоял домик расписной,
Всех зверюшек спрятать смог!
Что за домик?

Дети: Теремок.

Сказочница: Дети, я приглашаю вас в сказку. "Теремок". Вы хотите стать настоящими сказочными героями?

Сказочница: Я скажу волшебные слова: "Вокруг себя повернись и в сказочного героя превратись". - Раз, два, три.

Сказочница выкатывает стол с костюмами героев сказки. Дети надевают их, превращаясь в сказочных героев.

Сказочница: Сказка, сказка, прибаутка.

Рассказать её не шутка.
Чтобы сказка от начала
Словно реченька журчала,
Чтоб в середке весь народ
От неё разинул рот,
Чтоб никто ни стар, ни мал
Под нее не задремал.

Приготовьте глазки, ушки, - сказка начинается.

Драматизация сказки "Теремок"

Звучит музыка.

Сказочница: В чистом поле Теремок-теремок, он не низок, не высок. Как по полю - полю Мышка бежит, у теремка остановилась и говорит:

Мышка: Пи-пи, кто-кто в теремочке живет, кто - кто в не высоком живет?

Сказочница: Никто не отвечает. Мышка вошла и стала в теремочке жить. Живет - зерно толчет!

Сказочница: Прыгает мимо лягушка - Квакушка. Увидела теремок и спрашивает:

Лягушка: Ква - ква - ква, кто - кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?

Мышка: Я мышка - Норушка, а ты кто?

Лягушка: Я лягушка ква - ква - Квакушка пустите меня к себе жить.

Мышка: иди, вдвоем будет веселее.

Сказочница: Стали они жить вдвоем. Мышка зерно толчет, лягушка пироги печет.

Сказочница: Скачет мимо, зайчик - Попрыгайчик. Увидел теремок и спрашивает:

Зайчик: Кто - кто в теремочке живет, кто - кто в невысоком живет?

Мышка: Я лягушка - ква - Квакушка". А ты кто?

Зайчик: А я зайчик - Попрыгайчик, пустите меня к себе жить.

Мышка и Лягушка: Иди, втроем будет веселее.

Сказочница: Стали они жить втроем. Мышка зерно толчет, лягушка пироги печет, а зайчик на гармошке играет.

Сказочница: Идет лиса - всему свету краса. Увидела теремок и спрашивает:

Лиса: Кто - кто в теремочке живет, кто - кто в невысоком живет?

Мышка: Я мышка - Норушка.

Зайчик: "Я зайчик - Попрыгайчик" А ты кто?

Лиса: А я лиса - всему свету краса. Пустите меня к себе жить.

Мышка, лягушка, зайчик: Иди, вчетвером будет веселее.

Сказочница: Стали они жить вчетвером мышка, зерно толчет, лягушка пироги печет, зайчик на гармошке играет, а лиса дом убирает.

Сказочница: Бежит мимо волк - зубами щелк. Увидел теремок и спрашивает:

Волк: Кто - кто в теремочке живет? Кто - кто в невысоком живет?

Мышка: Я мышка - Норушка.

Лягушка: Я лягушка - Квакушка.

Зайчик: "Я зайчик - Попрыгайчик.

Лиса: Я лиса - всему свету краса. А ты кто?

Волк: А я волк - зубами щелк. Пустите меня к себе жить.

Мышка, лягушка, зайчик, лиса: Иди впятером будет веселее.

Сказочница: Стали они жить впятером. Мышка, зерно толчет, лягушка пироги печет, зайчик на гармошке играет, а лиса дом убирает, а волк дом охраняет.

Сказочница: Идет мимо медведь. Увидел теремок и спрашивает:

Медведь: Кто - кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Мышка: Я мышка - Норушка.

Лягушка: Я лягушка - Квакушка.

Зайчик: Я зайчик - Попрыгайчик.

Лиса: Я лиса - всему свету краса.

Волк: Я волк - зубами щелк. А ты кто?

Медведь: Я медведь косолапый. Пустите меня к себе жить. Буду в лес ходить, мед собирать, вас медом угощать.

Мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк: Иди вшестером будет веселее.

Сказочница: Стали они жить вшестером. Мышка, зерно толчет, лягушка пироги печет, зайчик на гармошке играет, а лиса дом убирает. Волк дом охраняет. Медведь в лес ходит, мед собирает, всех медом угощает.

Сказочница: Не тесно ли вам в теремке?

Сказочные герои: Нет, будем жить в тесноте, да не в обиде!

Сказочница: Стали они в теремке жить - поживать песни распевать.

Хоровод у теремка: "Мы за ручки все взялись" - согласование речи с движением.

Сказочница (интересуется): Дети, понравился ли вам праздник сказки.

Сказочница: Денис, а что тебе понравилось?

Денис: Мне понравилось, как Вика - лиса дом убирала.

Мансур: А мне понравилось, что медведь нас медом угощал.

Игорь: Мне понравилось, как зайчик на гармошке играл.

Вика: Мне понравилось, что лягушка пирожки стряпала.

Тимофей: Мне понравилось, что мы дружно жили", никого не прогнали.

Сказочница: Сказки тем и хороши, что счастливый конец. Счастливый конец - делу венец.

Сказочница: Я хочу поблагодарить всех детей за сказку. Вы были настоящими сказочными героями. А сейчас покажите, какое сейчас у вас настроение.

Дети берут карточки с изображением сказочных героев в хорошем настроении и плохом. Раскладывают в прозрачные коробочки. Сказочница видит у кого радостное настроение, у кого нет.

На прощание я дарю вам сказки-раскраски. Дети благодарят Сказочницу за подарки.

Дети: Сказочница, нас не забывай. И почаще в гости приглашай! До свидания!

Разберитесь в содержании, в дикционных, орфоэпических и логических особенностях присказок и сказок. Определите свое отношение к рассказываемому.

Присказки

Не белы лебеди по небу летят, русские люди сказки говорят. Сказка быль - не быль, да и не вранье.

Верьте ей, не верьте, а слушать слушайте до конца. Конец - всему делу венец.

Сказок у нас, что птиц стая, да ни одна из них не пустая. Кто намек поймет, тот с добычей уйдет, сказку нашу услыша. Добру-то все жить да расти, а зло чтоб с земли смести.

Начинается наша сказка от правды, растет на вымысле, жнут ее шутками, провевают прибаутками, продают за ласковое слово сказочнику.

Да то еще не сказка, а присказка, а сказка-то впереди будет.

На море, на океане, на острове Буяне, стоит дерево - золо­тые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идет - песню заводит, вниз идет - сказки сказывает. Сказки сказы­ваются с утра после обеда, поевши мягкого хлеба. Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди будет.

Просим теперь, честные господа, нашей сказки послушать. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Зачинается, починается хорошая сказка. Добрая повесть не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.

Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.

Жили-были журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца?

Вот вам сказка, а мне - бубликов вязка.

Зачинается рассказ

От Ивановых проказ,

И от сивка, и от бурка,

И от вещего каурка.

Козы па море ушли;

Горы лесом поросли;

Конь с златой узды срывался,

Прямо к солнцу поднимался;

Лес стоячий под ногой,

Сбоку облак громовой;

Ходит облак и сверкает,

Гром по небу рассыпает.

Это присказка: пожди,

Сказка будет впереди.

П. Ершов.

Сказки5 Три зятя.

Жили старик со старухой. И было у них три дочери. Три до­чери, три умницы-разумницы, три красавицы - ни в сказке ска­зать, ни пером описать.

Вот раз ехал старик с дровами из лесу. А ночь была темная. Лошадь идет, спотыкается, о пни-колоды ушибается. Брела, брела, да и стала совсем. Старик и так и сяк, да выходит ни­как- надо в лесу ночевать.

Эх, - говорит старик, - кабы светлый месяц выглянул, я бы ему старшую дочку отдал!

Только сказал, а Месяц Месяцович выглянул, все кругом осветил. Поехал старик быстро, домой доехал хорошо.

Вот старшая дочка оделась, принарядилась, на крылечко вы­шла - ее Месяц Месяцович к себе и взял.

Долго ли, коротко ли, белой зимой, снегами голубыми ехал старик с ярмарки. Одежонка на нем худая - зипунишко да лап-тишки, шапка рваная. Замерз, продрог, зубы стучат, кости хру­стят.

Эх, - говорит, - кабы Солнышко выглянуло, я бы ему среднюю дочку отдал!

Только сказал, а Солнце и выглянуло. Отогрело старика, рас­топило снега. Поехал старик быстро, домой доехал хорошо.

Вот средняя дочка оделась, принарядилась, на крылечко вы­шла - ее Солнышко в свои хоромы и забрало.

Долго ли, коротко ли, теплым летом поехал старик рыбу удить. Наловил рыбы полную лодку: и язя, и карася, и ершика. Только хотел домой возвращаться, а ветер и стих. Вот парусок-то и повис, ровно тряпка.

Сидит старик в лодке, горюет: рыбы полно, а есть нечего, вода кругом, а пить нечего.

Эх, - говорит, - кабы Ветер-ветерок да подул в мой парусок, я бы ему младшую дочку отдал!

Только сказал, а Ветер-ветерок как задует! Затрепал пару­сок - доволок старика до бережка.

Вот и младшая дочка оделась, принарядилась, на крылечко вышла - ее Ветер-ветерок в свои хоромы и забрал.

Вот год прошел, старик и говорит:

А что, старуха, пойду-ко я старшую дочку проведаю. Хорошо ли ей у Месяца век вековать.

Иди, батюшка, иди да гостинцев снеси!

Напекла баба пирогов да блинов. Взял старик гостинцы и в путь отправился. Идет-бредет, останавливается: к Месяцу ведь не близок путь. Шел, шел, поздно ночью пришел.

Встретила его дочка, обрадовалась. А старик ей:

Ох-ох-ох, тошнехонько! Долог к тебе путь, доченька. Шел-брел, все косточки притомил.

Ничего,- дочка говорит, - сейчас пойдешь в парную баньку, косточки распаришь - все пройдет.

Что ты, что ты, доченька! Ночь на дворе - в бане темно.

Ничего, батюшка.

Вот повели старика в баню. А Месяц Месяцович в щелку палец просунул - всю баню осветил.

Светло ли тебе, батюшка?

Светло, светло, зятюшка.

Попарился старик, погостил у дочки и домой отправился. Идет-бредет, останавливается: домой ведь не близок путь. Шел, шел, поздно ночью пришел.

Ну, - говорит, - старуха, топи баню. А то я шел-брел, все косточки притомил.

Что ты, старик! Ночь на дворе - в бане темно.

Ничего,- говорит,- светло будет.

Пошла старуха в баню, а старик палец в щель сунул:

Светло ли тебе, старуха?

Какое светло - темным-темнехонько!

Да как оступилась бабушка, шайки-кадушки побила, воду пролила, еле жива выскочила. А старик все палец в щели держит.

Вот еще год прошел. Стал старик ко второй дочери соби­раться.

Пойду-ко я, старуха, среднюю дочь проведаю. Хорошо ли ей у Солнышка век вековать.

Иди, батюшка, иди.

Вот старик в путь отправился. Идет-бредет, останавливается: к Солнышку не близок путь. Шел, шел, поздно ночью пришел. Встретила его дочка, обрадовалась. А старик ей:

Ох-ох-ох! - говорит, - долог к тебе путь, доченька! Шел-брел, есть захотел.

Ничего,- говорит,- батюшка. Сейчас блинов испеку.

Что ты, что ты, доченька! Ночь на дворе - не время печь топить.

А у нас и печи в избе нет.

Растворила хозяйка тесто. Село Солнышко посреди избы, а жена ему тесто на голову льет да старику блины подает - хо­рошие, румяные да масляные.

Наелся старик, напился и спать повалился.

Наутро домой отправился. Идет-бредет, останавливается: домой-то не близок путь. Шел, шел, поздно ночью пришел.

Ну,- говорит,- старуха! Шел-брел я, есть захотел. Давай блины печь.

Что ты, старый, в уме? Ночь на дворе - не время печь затапливать.

А нам печь в избе и не нужна. Ты знай тесто делай, а печь я буду.

Растворила старуха тесто. Сел старик посреди избы.

Лей,- говорит,- мне на лысину.

Да ты что, старик, не болен ли?

Знай лей! - говорит.

Налила ему старуха теста на лысину. Что тут было, что тут делалось!.. Три дня старика в бане отмывали, насилу отмыли.

Ну год прошел. Стал старик к младшей дочке собираться.

Пойду-ко я, старуха, младшую дочь проведаю. Хорошо ли ей у Ветра век вековать.

Иди, иди, батюшка.

Пошел старик. Идет-бредет, останавливается, реку широкую обходит. Прямо через реку близок путь, а кругом далеко идти.

Ну, дошел. Дочка и зять обрадовались. Погостил у них ста­рик, попраздновал и домой отправился. А дочка да зять прово­жать пошли.

Вот дошли до реки. Старик и говорит:

Я в обход пойду.

А зять ему:

Зачем в обход? Через речку плыви - здесь ближе будет.

Да как же плыть? Лодки нету.

Не горюй, батюшка. Бросай, жена, на воду платок!

Бросила старикова дочка на воду платок. Ветер его надул пузырем. Сел старик, и Ветер его мигом на другую сторону пе­реправил.

Вот спасибо, зятек-ветерок.

Только старик до дому добрел, не поел, не попил, не присел, говорит:

Идем, старуха, на море покатаю.

Пошли к морю, а лодка течет.

Вот,- старуха говорит,- и покатались.

Не горюй, жена. Бросай на море платок!

Да ты что, в уме? Платок дорогой, шерстью шитый.

Бросай, говорю, не пропадет! Бросила старуха платок.

Прыгай! - говорит старик.

Прыгнула старуха, а старик давай дуть. Дул, дул - а старуха уже в воде по колени. Дул, дул старик - а старуху уже соседи из воды чуть живую вытащили.

С той поры бросил старик по зятьям ходить. Лежит дед на печи, тачает сапоги, ест пироги да сказки сказывает.

Сказки - это то, что помогает не только развить фантазию у ребенка, но и расширить его внутренний мир, сделать его ярким, увлекательным и полным приключений. Благодаря им малыши познают понятия добра и зла, обретают стремление стать похожими на любимого героя.

Каждую сказку обычно предваряют присказки. В произведениях Пушкина они также присутствуют.

Понятие присказки

Так как сказки относятся к то и подход к их рассказу должен быть соответствующим. Чтобы ребенок обратил внимание на повествующего, его необходимо заинтриговать и заинтересовать. Именно поэтому русские сказочники применяли так называемые присказки, предваряющие начало истории.

Вступление к сказке не связано с ее содержанием, но при этом объясняет, где или с кем происходят события. Например, «жил был царь», «в некотором царстве, в тридесятом государстве» и другие. Также присказка могла стать окончанием повествования, как бы подводя итог события или рассказывая о самом сказочнике.

Присказки в сказках Пушкина не случайны, так как он любил этот вид народного фольклора и знал с детства благодаря своей няне - Арине Родионовне.

Пушкин и сказки

В основе сказок поэта лежат русские народные сказания, которые он с удовольствием слушал и записывал. Например, в сюжете сказки о Балде, написанной в имении Болдино, лежит рассказ, услышанный и записанный в селе Михайловском.

Не только русские сказки повлияли на творчество поэта. Содержание «Сказки о рыбаке и рыбке» «списано» с предания из немецкого фольклора, а сюжет «О мертвой царевне» похож на произведение братьев Гримм о Белоснежке.

«Легенда об арабском звездочете» стала толчком для создания «Сказки о золотом петушке». Зная, как устроен фольклор, можно сделать вывод, что присказки в сказках Пушкина не случайны.

«Сказка о золотом петушке»

Это поучительное стихотворное изложение старинной легенды учит детей, что нужно держать данное обещание. Присказки в сказках Пушкина, примеры которых присутствуют как в начале, так и конце его произведений, привносят в них приемы стародавних сказителей.

В начале они привлекают к сюжету. В «Сказке о золотом петушке» вступление звучит так: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон». Этот прием принят у большинства сказочников, что говорит о его значимости и эффективности.

Присказки в сказках Пушкина, примеры которых можно найти и в конце произведения, также ярко выражены в данном сюжете: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

В некотором значении «послесловие» в данном примере больше похоже на вывод после поучительной басни. В каком-то смысле эта работа Пушкина действительно больше похожа на ценный урок.

«Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила»

В понятие «присказки» в сказках Пушкина о царе Салтане попадают две вступительные строчки о вечерней работе трех сестер возле окна. После этого сюжет может пойти по любой линии, но интрига уже есть, теперь ее нужно только развить. После такого на первый взгляд заурядного начала поэт создает по-настоящему захватывающий рассказ, во время которого дети переживают приключение и следуют за своими героями, которым грозят и опасность, и разочарование, и страх потери близкого человека. Но все же их ждет счастливый финал.

Как и в большинстве фольклорных произведений, присказки в сказках Пушкина в конце повествования кратки и лаконичны: «Я там был, мед, пиво пил», а окончание фразы зависит от того, есть у рассказчика усы или нет.

Поэма «Руслан и Людмила» значительно отличается от сказок автора, так его вступление в данном случае достаточно длинное и подробное, хотя не имеющее к содержанию никакого отношения.

Обычно присказки в сказках Пушкина умещаются в 2-4 строчки, когда здесь это отдельное стихотворение, больше известное как «У Лукоморья дуб зеленый». Повествуя в нем о месте событий, поэт создает увлекательный мир, в который захочет попасть каждый ребенок.

Присказкой первой и последней глав этой поэмы являются одинаковые слова: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Таким образом, Пушкин как бы является не автором, а всего лишь пересказчиком событий, произошедших в глубокой древности и дошедших до нашего времени в виде легенды.

Вопрос «С каких слов начинаются ?», он, скорее всего, назовет фразу «Жили-были…». Действительно, это наиболее частый зачин русских народных . Кто-нибудь обязательно еще вспомнит: «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «В тридесятом царстве, в тридесятом государстве…» - и тоже будет прав.

Некоторые сказки начинаются с обычного слова «однажды». А в иных, как, например, в «Три царства – медное, серебряное и золотое» время описывается как будто конкретнее, но все же очень расплывчато, по-сказочному: «В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки…»

Русские народные бытовые сказки, больше похожие на анекдоты, обходятся без традиционных зачинов. Например, «У одного мужика была жена сварливая…» или «В одном селе жили два брата».

Подобные зачины можно встретить не только в русских народных сказках, но и в сказках других народов.

О чем же говорят все эти присказки? Все очень просто. Слушатель или читатель сразу вводится в действие, узнает, с кем, где и в какое время будут происходить сказочные события. И ждет продолжения. Важно и то, что эти фразы ритмично построены таким образом, чтобы создать определенную напевность.

Зачины авторских сказок

У А.С. Пушкина в «Сказке о золотом петушке» собраны воедино сразу два сказочных зачина:
«Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон».

Многие сказки начинаются отнюдь не с традиционных фраз. Например, первая строчка в сказке Андерсена «Огниво» такая: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два!»

Или вот для примера зачины сказочных повестей Астрид Линдгрен: «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». («Малыш и Карлсон») «В ту ночь, когда Рони должна была появиться на свет, грохотал гром». («Рони – дочь разбойника»)

Но и здесь можно проследить, что сказки начинаются либо с представления героя, либо с обозначения места действия, либо говорят о времени.

Очень редко можно встретить сказки, начало которых посвящено пространным описаниям. Обычно зачины достаточно динамичны.

Например, один из любимейших российских детских поэтов Корней Иванович Чуковский без предисловий, сразу, будто на бегу вводит читателя в гущу сказочных событий. «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня». («Мойдодыр») «Скачет сито по полям, а корыто по лугам». («Федорино горе»)

Хороший зачин в сказке важен. От него зависит настрой, с которым слушатель или читатель погрузится в повествование.

Вера Балановская

Театрализованное представление

«Путешествие в страну Сказок»

с использованием кукольного театра

Цель:

Создание у детей радостного, веселого настроения, желание сопереживать героям сказок.

Задачи:

Учить детей преодолевать сценическое волнение, передавать особенности и характеры героев сказок.

Развивать артистичность, музыкально-слуховые навыки, выразительность речи, навыки кукловождения.

Воспитывать желание доставать радость зрителям.

Действующие лица:

Сказочница (взрослый)

Аленушка (девочка)

Иванушка (мальчик)

Куклы: Лиса и Волк (театр ложек) (средняя группа, Красная Шапочка и Волк (тростевые куклы) (подготовительная группа, Серый гусь, Белый гусь, Бабуся (куклы-марионетки (старшая группа)

Дети средней группы в костюмах: Репка, Баба, Дед, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.

Декорации: ширма, домик, плетень, атрибуты к сказкам, большая книга «Сказки»

На центральной стене – силуэт сказочного леса. Перед стеной – занавес. Под музыку появляется Сказочница. Она в длинном сарафане, на голове кокошник. В руках у сказочницы большая с яркими иллюстрациями книга с надписью «Сказки».

Сказочница: Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, гости дорогие! Я – Сказочница Василиса. Приглашаю вас послушать новые сказки.

В мире много сказок – грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

(Поет) В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостю: «Заходи!»

Под медленную музыку к Сказочнице подходит грустная Аленушка.

Сказочница. Здравствуй, Аленушка! Почему ты такая грустная?

Аленушка. Ах, тетушка Василиса, братец Иванушка пропал. И где только я его не искала: и в лесу, и в саду, и к самой Бабе Яге ходила. Нет его нигде. Уж не попал ли Иванушка в беду какую?

Сказочница. Подожди, Аленушка, горевать. Твой братец, наверное, в какой-нибудь сказке заблудился. Сейчас мы попутешествуем по сказкам и отыщем его. Посмотри, какая у меня интересная книга со сказками, сейчас мы скажем волшебные слова и сможем попасть в любую сказку.

Братец, милый мой, найдись!

Сказочница (раскрывает книгу). Посмотрите, в какую сказку мы попали?

Узнаете? (Показывает иллюстрацию к сказке «Репка»)

Кругла, а не месяц.

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь?

Дети. Репка!

Дети средней группы разыгрывают сказку «Репка»

В конце сказки подбегает Аленушка.

Аленушка. Дедушка, Бабушка! Вы моего братца Иванушку в своей сказке не встречали?

Дед с Бабой: Нет, не встречали! (Кланяются, уходят)

Аленушка. Сказка, сказочка, начнись,

Братец, милый мой, найдись!

(Уходит за занавес)

(Раскрывает книгу, показывает иллюстрацию к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк».)

До чего ж хитра лиса!

Это прямо чудеса.

Мужичка перехитрила.

С воза рыбу утащила,

Обманула волка

Тоже очень ловко!

Дети средней группы разыгрывают сценку «Лисичка-сестричка и серый волк» (театр ложек)

Лиса. Вот устала, так устала!

Возле речки я гуляла.

Только спрятались куда-то

От меня зверюшки:

Ускакали все зайчата.

Не мелькают ушки.

Мужичка перехитрила

И всю рыбу утащила!

Но недаром я лисица,

И не зря – плутовка:

Заметаю след хвостом я

И танцую ловко!

Под веселую мелодию лиса пляшет.

Волк (выбегает). Лисавета, здравствуй!

Лиса. Как дела, зубастый?

Волк. Ничего идут дела,

Голова пока цела.

Лиса. Где был?

Волк. На рынке.

Лиса. Что купил?

Волк. Свининки.

Лиса. Сколько взяли?

Волк. Шерсти клок…

Ободрали правый бок

Хвост отгрызли в драке.

Лиса. Кто отгрыз?

Волк. Собаки!

(С. Маршак)

Ну, а ты-то где бродила?

Лиса. Рыбку в проруби ловила.

Только хвостик опустила,

Видишь, сколько наловила!

Показывает корзинку с рыбой.

Волк. Рыбки тоже я хочу! (Подбирается к корзинке, нюхает. Лиса быстро прячет.)

Лиса. Так поймай, я научу.

Ты ступай, дружок, к реке,

Сядь в укромном уголке,

Хвост свой в прорубь опускай

И все время повторяй:

Волк. Ну, спасибо, Лисавета!

Помогла ты мне советом.

Где тут прорубь? Покажи!

Лиса. Во-о-о-он! Не забудь слова скажи! (Прячется за куст)

Волк. (Подходит к проруби)

Посижу да подожду…

А теперь слова скажу:

Ловись, рыбка, большая и маленькая!

Лиса (из-за куста)

Мерзни, мерзни, волчий хвост!

Волк. Что это ты там, лисонька, все приговариваешь?

Лиса. Да я, куманек, говорю: «Ловись рыбка, большая и маленькая!»

Волк. Это ты правильно говоришь.

К ширме подходит Аленушка.

Аленушка. Лисичка – сестричка, Серый волк! Вы моего братца Иванушку в своей сказке не встречали?

Волк и Лиса. Нет, Аленушка, не встречали!

Занавес закрывается. Сказочница предлагает Аленушке начать новую сказку.

Аленушка. Сказка, сказочка, начнись,

Братец, милый мой, найдись! (Уходит за занавес)

Сказочница. Интересно, в какую сказку мы теперь попали, попробуйте догадаться.

Раскрывает книгу, показывает иллюстрацию к песне «Красная Шапочка»

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое,

А ну, подскажите, как звали ее?

Дети. Красная Шапочка!

Дети подготовительной группы разыгрывают фрагмент спектакля «Красная шапочка» (Тростевые куклы). Выходит на ширму Волк.

Волк. Обману-ка я девченку!

Сяду в кресло тут в сторонке,

В белый чепчик наряжусь

И чулок вязать примусь!

Красная Шапочка. Бабушка! Тук – тук! Открой! Долго я не виделась с тобой.

Волк. Дерни за веревочку, дверь и откроется!

Красная Шапочка. Бабушка, бабушка! Почему у тебя такие большие руки?

Волк. Чтобы покрепче обнять тебя!

Красная Шапочка. Бабушка, бабушка! А почему у тебя такие большие уши?

Волк. Чтобы лучше слышать тебя.

Красная Шапочка. Бабушка, бабушка! Почему у тебя такие большие глаза?

Волк. Чтобы лучше видеть тебя!

Красная Шапочка. Бабушка, бабушка! А почему у тебя такие большие зубы?

Волк. Чтобы скорей съесть тебя!

Под быструю музыку Волк ловит Красную Шапочку.

Аленушка (выходит к ширме) . Красная Шапочка, Волк! Вы моего братца Иванушку в своей сказке не встречали?

Аленушка с волком. Нет, Аленушка, не встречали! (Кланяются, уходят)

Сказочница. Не печалься, Аленушка, будем дальше искать Иванушку. Начинай новую сказку.

Аленушка. Сказка, сказочка, начнись,

Братец, милый мой, найдись! (Уходит за занавес)

Сказочница. Интересно, в какую сказочную историю мы теперь попали, попробуйте догадаться.

Раскрывает книгу, показывает иллюстрацию «Два веселых гуся»

Грустно бабушке Марусе:

Не найдёт нигде колечко.

Помогли два добрых гуся:

Заглянули под крылечко,

А пропажа там блестит.

И гогочут: «Не грусти,

Вот колечко! Га-га-га!»

И кладут к её ногам.

То-то радость для бабуси!

Молодцы два добрых… гуся!

Е. Егорова

Дети старшей группы исполняют инсценировку песни «Два веселых гуся» (куклы-марионетки). В конце выходит Аленушка.

Аленушка. Бабуся, гуси! А вы не встречали в своей истории моего братца Иванушку?

Бабуся и гуси. Нет! Не встречали! (Кланяются и под веселую музыку уходят)

Аленушка. Что же делать, тетушка Василиса? Где теперь искать Иванушку? Последняя сказка закончилась…

Сказочница. Подожди, Аленушка. Плакать. В моей книжке еще один листик остался. И посмотри, кто здесь нарисован!

Аленушка. Да это же мой братец Иванушка! Где ты, Иванушка?

На сцене небольшая группа детей с книгами в руках, впереди – Иванушка.

Аленушка. Здравствуйте, ребята! Здравствуй, милый братец!

1-ый ребенок. У нас в детском саду все ребята дружат с книгой.

2-ой ребенок. И особенно любят сказки.

На сцену выходят все артисты. Исполняют фрагмент из песни «Где живут чудеса» (Сл. и муз. О. Чекановой)

1. Где живут чудеса, Припев: Приходите в наш театр,

Где их город и дом, Мы расскажем вам, друзья,

Вам никто никогда Что без песни, что без сказки

Не расскажет о том. Жить на свете нам нельзя.

Ни в горах, ни в лесах Тот, кто злым был, добрым станет,

Чудеса не живут, И в сердца весна заглянет,

А живут они там, Будем с вами мы согреты

Где в них верят, их ждут. Теплым светом сказки этой.

Сказочница. Вот и закончилось наше путешествие в страну Сказок. Пора и мне прощаться с вами. До свидания, ребята! До новых встреч в стране Сказок!