Скульптор паоло трубецкой - "русский итальянец". Трубецкой павел (паоло) петрович Портрет трубецкой

15.02.2016

150 лет назад, 15 февраля 1866 года, родился известный скульптор Павел (Паоло) Трубецкой. Несмотря на то, что в разные годы своей жизни он работал и жил в Италии, Франции, Америке, участвуя в известнейших международных выставках, огромная часть его творческой жизни была связана с Россией.

Именно в России этот внебрачный сын русского вельможи и американки, выросший в Италии, с акцентом говоривший по-русски, был высоко оценен и поддержан, он стал одной из легенд Серебряного века. В 1900 году, когда Трубецкой выставил свои работы в Русском отделе Всемирной выставки в Париже и положил начало, по выражению Огюста Родена, «русскому триумфу» в мире, его имя стало ассоциироваться с русской скульптурной школой.

Валентин Серов. Портрет скульптора князя Паоло (Павла) Трубецкого, 1899

Рождённый в Италии

Отец его, князь Петр Петрович Трубецкой, в начале 1860-х годов был отправлен во Флоренцию с дипломатической миссией, где и встретился с Адой Винанс, дочерью бакалейщика из Нью-Йорка и американской пианисткой, приехавшей во Флоренцию учиться пению. Хотя князь Трубецкой уже был женат, он влюбился в Аду, которая была на тринадцать лет моложе его.


Паоло Трубецкой. Портрет матери, ок. 1912

Александр II запретил князю-двоеженцу возвращаться в Россию, дабы «не допустить в родимое отечество дух разврата» .

Только в 1870 году Петр Трубецкой получил развод и смог признать трёх своих детей (Пьера, Паоло и Луиджи), родившихся от Ады. Было куплено большое поместье с великолепным видом на озеро. Виллу назвали «Ада», в честь любимой жены.


Пётр Трубецкой, Ада Винанс и их дети, Пьер, Паоло и Луиджи, в саду виллы «Ада»

(1877-1878 г., архив Роберто Трубецкого Хана)

Ада очень интересовалась музыкой, живописью, скульптурой, литературой. Благодаря ей в доме Трубецких всегда царила артистическая атмосфера. Виллу «Ада» часто посещали художники и музыканты, среди них был известный итальянский художник Даниеле Ранцони, оказавший известное влияние на Пьера и Паоло, хотя прямым их учителем он не был.

Паоло Трубецкой. Портрет Даниеле Ранцони, 1890

Заниматься скульптурой Паоло Трубецкой начал в середине 70-х. Несмотря на то, что отец подумывал о военной карьере для сына, мать настояла на занятиях юноши в художественной школе, и Паоло поступает в миланскую школу Джузеппе Гранди, затем переходит в студию мраморщика Баркалья, а потом в студию Эрнесто Баццаро, где и постигает основы ремесла.

В 1885 году Паоло впервые участвует в выставке в Милане. На протяжении 90-х годов он выигрывает заказы на создание памятников в разных городах Италии и участвует в международных выставках. Сложно сказать, собственные ли заслуги или связи отца стали причиной его переезда в Россию, но в 1897 г. Паоло Трубецкой по предложению князя Львова, директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества, начинает преподавать скульптуру.

Появление мастера здесь сравнивали с «потоком свежего воздуха» , в первый же год в его класс записалось около 40 человек. На фоне классического академизма, господствовавшего тогда в России, выразительная импрессионистическая манера выгодно отличала работы Трубецкого. И ему досталась слава новатора в скульптуре.

Трубецкой и Толстой

Интересно, что Трубецкой, так формально и не получивший высшего художественного образования, подчёркнуто оберегал свою творческую индивидуальность. Он практически ничего не читал и поразил Льва Толстого тем, что не был знаком ни с одним из его произведений, да ещё и благополучно забыл подаренное ему собрание сочинений в доме у автора. Однако именно Трубецкой, как считается, лучше всех прочувствовал образ великого писателя-философа. Бюст его работы стал классическим изображением Толстого.

По воспоминаниям секретаря Льва Толстого Валентина Булгакова, «скульптор Паоло Трубецкой... принадлежал к любимцам Льва Николаевича... Он любил его за простую открытую душу, правдивость, ненависть к светским условностям, любовь к животным, вегетарианство…»

Толстой и Трубецкой (на верховой прогулке)

Татьяна Сухотина-Толстая, старшая дочь писателя, в своей книге «Воспоминания» рассказывает о забавном эпизоде.

«Однажды вечером мне доложили, что к нам пришли мои друзья — барышни Трубецкие вместе с их кузеном скульптором Паоло Трубецким. Я о нём уже много слышала. Он был большой оригинал. Его детство и юность прошли в Милане. Живя в Италии, Трубецкой никогда не посещал музеев. Он был строгим вегетарианцем. Мать его была американка из Южных штатов. Сам он не говорил по-русски. Утверждали, что Трубецкой очень талантлив и за границей его имя широко известно.

Я ожидала его с нетерпением. Все, что связано с искусством, меня всегда очень интересовало.

Я увидела высокого, застенчивого и молчаливого юношу, но с глазами, которые словно впивались во всё, что попадало в поле их зрения.

Первый разговор Трубецкого с моим отцом был забавным.

- Я ничего не читал из ваших книг, - сказал Трубецкой.

- И хорошо сделали, - заметил отец.

- Но я прочёл вашу статью о вреде табака, я хотел бросить курить.

- Ну, и как?

- А так: прочёл статью и продолжаю курить.

И оба собеседника рассмеялись.

С первого взгляда Трубецкой был захвачен внешностью отца и следил за каждым его движением и жестом. Художник страстно изучал свою будущую модель, открывая в ней то, что нужно для создания скульптуры.

По характеру отец был скромен и застенчив. Ощущая на себе пристальный взгляд гостя, он всё более смущался.

- Я понял теперь, - шепнул он мне, - что вы, женщины, должны испытывать, когда кто-нибудь в вас влюблён. Как это стеснительно!

Чтобы спастись от пристального взгляда своего гостя, отец решил отправиться в… баню. Он громко заявил об этом всем присутствовавшим. И вдруг я увидела, как оживился Трубецкой.

- А я, Лев Николаевич, пойду с вами, если разрешите.

Увидеть свою модель без покровов было для скульптора неожиданной удачей. Он весь засиял от радости.

Отец ужаснулся.

- Нет, - сказал он, - я пойду в баню в другой раз. Сегодня очень холодный вечер…»

Паоло Трубецкой. Бюст Льва Толстого, 1899

В России Трубецкой создал целый ряд настоящих шедевров. Это был очень плодотворный период в его жизни. Скульптуры «Мать и дитя» (портрет княгини М. Н. Гагариной с дочерью Мариной, 1898) и «Московский извозчик» (1898), «И.Левитан» (1899), «Дети» (Н. С. и В. С. Трубецкие, 1900), «Натурщица. Дунечка» (1900), «Боткин с зонтиком» (1901), «Витте с сеттером» (1901) хранятся в Русском музее и знаменитой Третьяковской галерее.

«Лепить a la Трубецкой»

Выражение «лепить a la Трубецкой» (быстро, живо, сочно, весело) вошло в речевой обиход московских скульпторов. Паоло был художником нового типа: высокий, «видный», с прекрасными манерами, умеющий держать себя и, в то же время, раскрепощенный, артистичный, человек европейского склада.

Впрочем, были у него и критики, в том числе и в прессе. Люди старого академического толка считали искусство Трубецкого декадентством. Но неприятие нового – вовсе не всегда признак ограниченности или плохого вкуса. Среди недругов модного новатора были и люди выдающиеся.

Известные скульпторы, в том числе Р. Р. Бах, В. А. Беклемишев, А. М. Опекушин, М. А. Чижов, А. Л. Обер, участвовавшие в конкурсе на создание памятника Александру III и проигравшие Трубецкому, не могли оценить новую пластическую форму, провозвестником которой стал Паоло. Они совершенно искренне не понимали её.

«Угловатые клочки» поверхности скульптур Трубецкого «самым диким образом поражали глаз» В. В. Стасову. «Сколько изуродованного у него в глине кавалеров, военных, штацких и даже собак и лошадей!» – восклицал критик в статье «Декаденты в Академии».

Любопытно, что А. Бенуа те же самые работы называл «великолепными, изумительными» . А тонкий живописец И. Грабарь видел в Трубецком выдающегося скульптора современности.

Памятник Александру III

Трубецкой представил требуемой проект, а вместе с ним – ещё один, где имератор сидел на коне. Вдовствующая императрица восхитилась портретным сходством памятника, и Паоло получил заказ на 150 000 рублей.


К огорчению Трубецкого, Николай II одобрил вариант с четырёхугольным пьедесталом Ф. Шехтеля.

Мастер проделал колоссальную предварительную работу. Он исполнил восемь малых моделей, две – в натуральную величину и две – в масштабе самого памятника. Скульптор отнёсся к этому заказу как к исторической миссии, выпавшей на его долю: «Как бы мог я осмелиться взяться за такой памятник, если бы не был уверен, что сделаю шедевр. Не сомневайтесь, это будет прекраснейшая статуя в мире» .

Торжественное открытие монумента состоялось 23 мая 1909 года, однако, вопреки ожиданиям, вокруг памятника разгорелась жаркая дискуссия. Как и многим другим работам скульптора, памятнику давали очень противоречивые оценки – от восторженных до резко отрицательных. Но со временем хвалебные отзывы звучали все реже, а скептических становилось больше. Похоже, скульптор не учел идеологической нагрузки: памятник царю в России – не то же самое, что памятник любой другой персоне. Этого европеец Трубецкой, возможно, просто не чувствовал.

«Отрицательное отношение ко мне со стороны публики я склонен объяснить в значительной степени известной оригинальностью, новизной… Оно тем более понятно, что петербуржцы вообще не привыкли к новому слову в этой области искусства…» – полагал сам Трубецкой.

Более того: идея, которую закладывал Трубецкой в тяжёлую, сильную фигуру царя, была истолкована публикой совершенно не так, как предполагал художник.

«Ставят мне в упрек толстую лошадь. Но я должен был выбрать для памятника тяжёлую лошадь, считаясь с богатырской фигурой царя. Что касается вопроса, к чему стремился – к портретности или выражению известной идеи, – то в данном случае я, конечно, преследовал обе цели, ибо без портретности не может быть памятника, а без символа – произведения искусства. Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моём памятнике воплощает мою основную мысль» , – таков был взгляд скульптора на самую известную свою работу.

В 1937 году памятник был демонтирован, а в 1939-м его передали Русскому музею. В конце 1990-х конный монумент Александру III был скромно установлен во дворе Мраморного дворца…

В духе «устаревшего импрессионизма»

Сооружение памятника подвело итог творчеству Трубецкого в России. В 1906 году он уезжает в Париж и активно выставляется во Франции и Италии. Однако искусство не стоит на месте, и с годами слава Трубецкого ослабевает. Все чаще критики пишут, что Трубецкой работает в духе «устаревшего импрессионизма» .

Хотя ценителей работ Трубецкого ещё хватало. Поклонником его творчества был, например, Бернард Шоу. Тоже, кстати, вегетарианец. И всё же постепенно скульптор превращается в официального портретиста знати и знаменитостей. В качестве носителя передовых идей его уже никто не воспринимает.

С 1914 по 1921 года Трубецкой живёт и работает в Голливуде, где имеет свой дом и студию. Здесь он продолжает работать над портретными миниатюрами. Создаёт памятник Данте для Сан-Франциско и памятник генералу Харрисону Грею Отису, установленный в Лос-Анджелесе. В 1921 году Паоло Трубецкой возвращается в Европу: сначала во Францию, затем в Италию. 12 февраля 1938 года он скончался в Италии на вилле «Кабианка».

Третьяковская галерея открывает выставку Павла Петровича Трубецкого (1866–1938), выдающегося скульптора, одной из главных фигур эпохи Серебряного века, представителя импрессионизма в пластике. Его творчество в равной мере принадлежит России - родине его предков - и Италии, где он родился, сформировался как художник и прожил большую часть жизни.

Со времени проведения первой и единственной выставки произведений Трубецкого в Москве, состоявшейся в 1991 году, прошло более двадцати пяти лет. Тогда экспонировались работы из собраний Третьяковской галереи, Русского музея и ряда других музеев страны. На нынешней выставке впервые в России представлено около 30 произведений, созданных за рубежом; это часть коллекции московского собирателя и мецената Давида Михайловича Якобашвили.

Павел Петрович Трубецкой, сын русского князя П.П. Трубецкого и американской пианистки Ады Винанс, был воспитан в богемной среде итальянских любителей искусства, но не получил систематического художественного образования. Эстетические взгляды современников были ему хорошо знакомы с детства и оказались близки природе его дарования. Он усвоил культуру «боцетто» - наброска с натуры, которым пользовался его первый учитель, итальянский скульптор Джузеппе Гранди, рано художественно развился и обрел творческую индивидуальность. Трубецкой воспринял идеи импрессионизма и создал собственный пластический язык: поверхность его работ вибрирует, «дышит» и моделируется сочными, темпераментными, эффектными мазками стекой и пальцами рук.

В России Паоло Трубецкой появился сложившимся и уже известным скульптором, участником многих конкурсов и выставок, попробовавшим силы во всех жанрах скульптуры - от анималистики до портрета, от надгробного памятника до общественного монумента. В 1897 году он принял приглашение от директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества князя А.Е. Львова преподавать скульптуру. Специально для Трубецкого была построена отдельная мастерская с верхним светом и широкими дверями, в которые могли въезжать парные кареты и казаки верхом, построена литейная мастерская и выписан из Италии великолепный литейщик Карло Робекки.

В 1900 году, когда П.П. Трубецкой показал свои работы в русском отделе Всемирной выставки в Париже и получил Гран-при, он, по выражению Огюста Родена, положил начало «русскому триумфу» в мире, и его имя стало ассоциироваться с русской скульптурной школой. Одной из лучших работ Трубецкого была «Сидящая дама. Госпожа Хернхеймер» (1897), демонстрирующая отточенный образец импрессионистического стиля, с эффектными светотеневыми контрастами, закрученной композицией и виртуозным «живописным» мазком.

Внимание к художнику в России было беспрецедентным. Сама личность П.П. Трубецкого - вегетарианца, окружившего себя целым зверинцем, принципиально не читавшего книг ради сохранения индивидуальности, - вызывала жгучий интерес публики. Его работы породили яростную полемику в художественном мире. Критики старого академического толка не могли оценить и понять новую пластическую форму и окрестили искусство Трубецкого декадентством. Его мастерская стала местом притяжения художников и публики, сюда приезжал позировать Лев Толстой.

Вершиной творчества Трубецкого стал памятник Александру III, открытый на Знаменской площади Санкт-Петербурга 23 мая 1909 года, - одно из самых ярких произведений не только русского, но и мирового монументального искусства начала ХХ века. Памятник вызывал ощущение невероятной силы, олицетворял огромную суровую страну и стал символом эпохи.

В России Трубецкой создал около 50 первоклассных произведений, характерных portrait-statuette, многие из которых экспонируются на выставке. Скульптор предъявлял высокие требования к качеству бронзовых отливов своих работ и не переставал контролировать как процесс перевода их в бронзу, так и конечный результат. Метод отливки cire perdue (утраченного воска) исключал возможность неавторских повторений.

На выставке представлен ряд известных и значимых работ, выполненных в России, - из собрания Третьяковской галереи и Русского музея. Более половины экспонатов выставки - произведения из коллекции московского собирателя Д.М. Якобашвили - это портреты, статуэтки, композиции, выполненные во Франции, Италии и США. Большую часть экспонатов из этой коллекции московские зрители и специалисты увидят впервые. Среди шедевров - портрет Бернарда Шоу, портретные статуэтки Джакомо Пуччини, Огюста Родена, Энрико Карузо. Украшение экспозиции - портрет жены скульптора Элин Трубецкой, известный в единственном экземпляре.

«Скульптором хорошеньких женщин» назвал Паоло Трубецкого кто-то из критиков. Так-то оно так, среди его небольших скульптурных портретов, так называемых portrait-statuette, эффектные дамские действительно выделяются. Однако творчество скульптора этим далеко не ограничивается.

Выставка работ Паоло Трубецкого открылась в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Названа, впрочем, «Скульптор Павел Петрович Трубецкой», чтоб никто не перепутал и не принял рожденного в Италии сына русского князя и американской пианистки за иностранца.

Трубецкого нередко называют и «дилетантом». Что, пожалуй, и верно в том плане, что систематического художественного образования он не получил. Да оно ему, в общем, и не было нужно – вполне хватало художественно-богемного окружения родителей. В котором присутствовали и работавшие тогда в Италии скульпторы – у которых азам технологии юный Паоло научился еще в детстве.

Важно и время – последняя треть XIX века, период зарождения в искусстве модернистских «измов». По аналогии с новейшими течениями Франции ранние работы Трубецкого кто-то поспешил объявить «импрессионизмом» – да так это определение (не лишенное, впрочем, оснований) за ним и осталось. Хотя его «импрессионизм» оказался вполне индивидуален.

С самых ранних своих опытов Паоло Трубецкой увлекся и анималистикой. В нынешней московской экспозиции среди таких работ есть и совсем редкая – уцелевшая каким-то образом небольшая скульптура собаки из воска.

Есть и конные статуэтки – отметим это на будущее, ибо одна из конных статуй Трубецкого обретет в дальнейшем известность (хотя и станет предметом полемики).

Уже в двадцать с небольшим лет Паоло Трубецкой участвует в Италии в выставках, а также в конкурсах на создание монументальной скульптуры – в частности, памятников Данте и Гарибальди. Не побеждает, но бывает замечен и даже получает денежные премии. Ну, и конечно, получает заказы – на надгробные монументы и на портреты. Вот вам из последней серии еще одна дама.

Россию потомок древнего рода князей Трубецких впервые посетил уже подростком. Та поездка к родственникам была, впрочем, недолгой. А вот в 1897 году прибыл уже не только сложившимся, но и известным скульптором. И получил от директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества князя Алексея Львова предложение преподавать скульптуру.

Чтобы уговорить заезжую знаменитость, для него близ училища даже выстроили специальную мастерскую – таких размеров, чтобы внутрь мог въехать верховой, а то и конная повозка. Фотография этого строения сохранилась.

Павел Трубецкой отлично влился в российскую художественную жизнь, исполнив при этом ряд скульптурных портретов коллег. Вот Исаак Левитан.

Князь Александр Мещерский, почетный вольный общник Академии художеств.

Двойной детский портрет – это родственники, двоюродные племянники, сыновья философа, профессора Московского университета Сергея Трубецкого Николай и Владимир. (Старший из этих мальчиков после революции окажется в эмиграции. Младший останется в СССР и будет в 1937 году расстрелян.)

Из жанровых работ на российской земле – «Московский извозчик».

Позируют скульптору и лица официальные. Вот великий князь Андрей Владимирович (в будущем – супруг Матильды Кшесинской).

Сергей Витте, в тот момент – министр финансов, с собакой (вообще похоже, что если только у портретируемого оказывалась собака, она непременно попадала у Трубецкого в портрет).

Но что официальные лица – позировать Трубецкому согласился и сам Лев Толстой (с которым скульптор и просто подружился – в том числе на почве вегетарианства).

А вот рядом с погрудным и портрет Толстого верхом на лошади.

Появлялись, разумеется, и новые дамские статуэтки-портреты. Вот дочь знаменитого врача Сергея Боткина Мария.

В России Павел Трубецкой встретил и будущую жену – Элин Сундстрём, шведку по происхождению. И конечно, вылепил.

Между тем, вольная с точки зрения академистов манера скульптора вызывала и критику. Злые языки даже стали утверждать: все эти развевающиеся одежды – оттого, что Трубецкой не умеет правильно передавать анатомию.

Скульптор ответил обнаженной натурой.

Это, между прочим, Федор Шаляпин. Вот еще один его портрет.

Но конечно, самой известной работой Трубецкого его российского периода стал памятник императору Александру III – причем выбор в пользу автора был сделан по результатам конкурса.

Однако на выставке в Третьяковке обнаружился еще один эскиз того же памятника.

И тут вылезла другая – уже современная – история. Оказывается, недавно был объявлен конкурс на проект памятника Александру III – причем отталкивающийся именно от этого эскиза Трубецкого. (Я об этом уже писала подробнее, желающие могут посмотреть .)

Ну а скульптор, завершив работу над царским монументом, отбыл в Париж. Где продолжает активно работать – вот исполненный им портрет Огюста Родена (который, несомненно, значительно повлиял в свое время на молодого Трубецкого).

Тут и знаменитости музыкального мира. Энрико Карузо.

Джакомо Пуччини.

Богатые заказчики портретов тоже не переводились – вот «Баронесса Ротшильд с собакой».

А вот жену собственного брата Паоло Трубецкой изобразил даже не с собакой, а с волком – таких зверей в этом доме тоже держали.

И стоит отметить, что Париж в это время воспринимал Трубецкого как представителя «русской школы» (хотя его школа на русской почве проявится на самом деле чуть позже – в работах таких его учеников по МУЖВЗ, как Александр Матвеев или Николай Андреев).

Работы этого периода не обходятся, разумеется, без специфически американской экзотики. Появляется целая серия индейских вождей.

Любопытно, что именно в США Трубецкому удается реализовать старый проект – памятник Данте его работы встает в Сан-Франциско. А для Лос-Анджелеса он исполняет и многофигурную композицию – памятник генералу Харрисону Грею Отису.

Большим успехом продолжает пользоваться и его анималистика.

По возвращении в Европу Паоло Трубецкой продолжает работать во Франции и Италии. Его манера становится в это время более лаконичной и сдержанной – не без влияния наступающего стиля ар деко (хотя критики говорят теперь уже о его «устаревшем импрессионизме»). Скульптор уже не в центре внимания, но продолжает активно работать – и получать заказы на портреты.

В 1920-х годах скульптор создает в Италии памятник павшим в Первой мировой войне, превращает в монумент свой ростовой портрет Джакомо Пуччини. Еще из интересных работ этого периода – портрет Джорджа Бернарда Шоу.

Выставка в Третьяковке получилась большая – до полусотни работ. Понятно, что в музейные залы монументальных работ не перетащишь. Так что работы тут камерные – впрочем, у автора таких, кабинетного формата, портретных работ было предостаточно. Не говоря уже о моделях памятников, об анималистике, о жанрово-сюжетных композициях и так далее.

В общем, всего много. К фондам самой Третьяковки кое-что добавил Русский музей и очень много – частный коллекционер Давид Якобашвили. Так что есть что посмотреть, а сделать это следует до 26 августа.

Родившийся в солнечной Италии, далеко от родных российских просторов, скульптор Павел Трубецкой снискал славу на творческом поприще в начале 20-го века. Его работы высоко оценивались знаменитыми скульпторами, художниками и писателями того времени. Стиль, в котором он работает, лаконичный и в то же время бушующий энергией, можно охарактеризовать как добрый, возможно даже немного наивный, но теплый и почему-то кажущийся родным.

Сама личность успешного скульптора была противоречивой, очень контрастной. Он принципиально не читал книг, его хороший товарищ и по совместительству известный русский писатель Лев Толстой называл его первобытным и необыкновенно талантливым. Высокий и статный, но также довольно скромный и молчаливый, Павел многое повидал на своем веку, его биография испещрена интересными моментами, в чем читатель в скором времени убедится сам.

Родители Павла Трубецкого

Еще в 1863 году отец именитого скульптора Трубецкого князь Петр Трубецкой, состоявший на тот момент при российском царском дворе, по приказу министерства иностранных дел был отправлен в качестве дипломата во Флоренцию. Здесь он встречает свою любовь и будущую жену певицу Аду Винанс, которая приехала из США в Италию, в город на реке Арно, чтобы взять уроки пения и в большей мере развить свои музыкальные способности.

Несмотря на то что он уже был женат на русской девушке, Петр решил поначалу состоять в Адой в гражданском браке, постепенно хлопоча над разводом с первой супругой, которого он добился только в 1870 году. Когда информация дошла до царского двора, Александр II сильно разозлился, запретив Трубецкому возвращаться на родину, дабы не допустить в нее «дух разврата». В это время семейная чета уже живет на севере Италии в городе Интра под фамилией Шталь, где и родились их дети, 3 мальчика. Средним был Паоло, появившийся на свет в 1866 году.

Детство и юность

Будущий скульптор П. П. Трубецкой родился в доме на берегу тихого озера Лаго-Маджоре. С самых ранних лет мама, будучи человеком творческим, прививала сыну любовь к музыке, литературе и искусству в целом. В доме Трубецких частым гостем был знаменитый живописец Даниеле Ранцони, который по факту не был учителем Павла, но являлся его духовным наставником, двигая его в творческое русло.

В возрасте 8 лет он лепит свою первую работу из воска, а сразу за ней следующую из мрамора под названием «Отдыхающие олени». Первые его работы были по достоинству оценены скульптором Дж. Гранди, который тут же приметил талантливого ребенка.

С 1877 по 1878 Павел учится в начальной школе в Милане, после ее завершения он поступает в техническую школу, обучение в которой было ему совсем не интересно. Позже поступил в колледж в Интре, а в 1884 году совершил с родственниками первую, но кратковременную поездку в Россию. После возвращения из небольшого турне Павел начинает серьезно заниматься скульптурой, беря профессиональные уроки у таких мастеров, как Дж. Гранди, Э. Базарро. Однако систематического образования он так и не получил.

Начало карьеры

В 1885 году Павел покупает студию в Милане, а уже через год в этом же городе он участвует в выставке, во время которой широкая общественность крайне положительно отозвалась о его работе «Лошадь». Анимализм, как жанр изобразительного искусства, занимает в то время главенствующее положение в творчестве начинающего скульптора Трубецкого. После выставки в Милане он потихоньку начинает путешествовать по миру, первая зарубежная выставка была проведена в Сан-Франциско, США. Его работы пользуются спросом, их покупают графы Висконте и Дурини.

В 1886 году семья Трубецких разорилась, Павел начинает самостоятельную жизнь. Он кочует с места на место, перебиваясь непостоянным заработком, рисуя портреты на заказ. В 1890 году скульптор активно участвует во всевозможных конкурсах. Так, например, за проект памятника Грибальди Павел получает первую в своей жизни премию. Вторую же получил спустя год за проект скульптуры Данте в городе Тренто. В середине 1890-х скульптор Трубецкой принимает участие во множестве европейских выставок и заручается поддержкой известного критика Витторио Пика.

Россия. Плодотворные 4 года

Только в 1896 году Трубецкой приезжает в Россию с серьезными намерениями, в качестве известного в широких кругах скульптора. Его приезд не остался незамеченным: князь Львов, директор училища живописи и зодчества в Москве, предлагает ему преподавать в школе скульптуру, на что Павел охотно соглашается. Уже к 1898 году он становится профессором скульптуры в образовательном учреждении, которому Павел посвятил 6 лет своей жизни.

В училище внимание к его персоне было беспрецедентным: специально для него была выстроена отдельная огромная мастерская, в которой были даже специальные печи и станки для литейных работ. В этой мастерской он создает первую серьезную работу из бронзы под названием «Московский извозчик», отличавшуюся искренностью и плавными формами.

Новые знакомства

Первые 5 лет жизни в России были крайне плодотворны для скульптора Трубецкого в плане как творческого процесса, так и погружения в российские реалии, обзаведения новыми связями. В 1898 году происходит знакомство с живописцами И. Репиным, И. Левитаном, оперным певцом Ф. Шаляпиным.

В это время он лепит скульптуры своих новых знакомых, которые были высоко ими оценены. Несмотря на знакомство с большей частью российской интеллигенции и представителей культуры, особо плотно Трубецкой общался со знаменитым русским писателем Л. Толстым, с которым они стали хорошими друзьями.

Дружба с Л. Толстым

С самого знакомства в 1898 году и до отбытия из России в 1910 г. скульптор и писатель хорошо общались. Павел Петрович сразу же понравился Толстому своей открытой большой душой, любовью к животным и непочтительностью к светским условностям. Как пишет сам Лев Николаевич, Трубецкой был человеком воспитанным и крайне талантливым, но в то же время совершенно первобытным и наивным, интересовавшимся только своим искусством.

Само знакомство и первая встреча Трубецкого и Толстого пестрят смешными моментами. С самого порога скульптор заявляет, что никогда не читал книг, в том числе и книг Толстого, на что писатель ответил: «И правильно сделали». В дальнейшем Трубецкой говорит, что ознакомился со статьей Льва Николаевича о вреде курения. На вопрос ее автора «И как?» скульптор Паоло Трубецкой отвечает, что статья хорошая, но курить он не бросил.

За первые два года знакомства Трубецкой создает несколько бронзовых бюстов своего друга, из которых особенно отличается живостью изображенного умственного процесса и плавностью форм тот, на котором руки писателя скрещены на груди. Также в это время он создает скульптуру, изображающую Толстого на коне, идею для создания которой Павел Петрович придумал во время верховой прогулки с писателем.

Грандиозная работа

В 1900 году скульптор участвовал в конкурсе на создание в котором творец обошел именитых соперников: Опекушина, Чижова, Томишко. Здесь стоит отметить, что скульптор Паоло Трубецкой и Александр II, а точнее его памятник, не связаны друг с другом. Памятник Александру II был поставлен в 1898 году и является творчеством скульптора Опекушина.

Изначальный вариант царя, сидящего на троне, не понравился Павлу Петровичу, поэтому он предложил свою идею, по которой правитель располагался верхом на коне. Позже скульптор в шутливой манере говорил, что его задачей по отношению к данной скульптуре было изобразить одно животное на другом, что, однако, было скорее комплиментом, отсылкой на зверскую силу царя. Тем более скульптор очень любил животных.

Им была выполнена грандиозная изобразительная задача - естественно передать момент, при котором конь резко останавливается, передавая тем самым силу и весомость действия. Также необходимо было правильно выдержать пропорции коня и сидящего на нем царя, передать в скульптуре величие.

Отливка памятника продолжалась почти 10 лет. Лишь в 1909 году автору удалось сфотографироваться со своим детищем на площади Восстания в Санкт-Петербурге. Возведение памятника было по-разному воспринято жителями города, творцами и интеллигенцией. Одни крайне положительно отзывались о работе, называя ее очаровательной. Другие же говорили о ней, как о торжестве вульгарности. В любом случае памятник Александру III является одной из наиболее известных работ скульптора Трубецкого, по совместительству последней его работой в России.

Жизнь в Европе

В 1906 году Трубецкой переехал в Париж, где жил до 1914 года. В это время он участвует во множестве выставок, лепит скульптуры известного писателя Б. Шоу и скульптора О. Родена. Однако ажиотаж к его работам со временем падает, увеличивается число негативных отзывов. Некоторые критики называют его работы легкими и незрелыми.

Во время начала Первой мировой войны скульптор переезжает в США, где живет до переезда обратно в Париж в 1921 году. В Соединенных Штатах Трубецкой путешествует по крупным городам, устраивая показы своих работ. В 1922 он создает скульптуру в честь павших во время Первой мировой солдат, которая была поставлена в Палланце, Италия. В Венеции и Париже Трубецкой устраивает персональные выставки, на которых были представлены последние его работы.

Последние 6 лет своей жизни скульптор проводит на вилле Кабианка в Италии, куда он переехал на постоянное место жительства через 5 лет после трагической смерти своей жены Элин Сундстрем в 1927 году. С 1932 до самой своей смерти в 1938 году Трубецкой выставляет работы в Испании, Египте. Последней его работой стало изображение Христа, который оплакивает человечество.

Общий вывод

«Русский итальянец», Павел Трубецкой был фигурой контрастной, на одной стороне личности которого был талант и желание творить, а на другой - некое противопоставление себя нормам и, как выразился Л. Толстой, первобытность. В любом случае это был человек добрый, с открытой душой, любивший животных.

За свою жизнь скульптор создал множество работ, пик его активности пришелся на пору жизни в России, здесь он дружит со многими выдающимися писателями, художниками и другими деятелями искусства. Главной его работой можно назвать памятник Александру III, который получил большое количество положительных отзывов. Также стоит отметить, что скульптор Паоло Трубецкой и памятник Александру II не имеют ничего общего. Не Павел создал эту работу в 1898 году, а Опекушин.