Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

I. СПП с несколькими придаточными делятся на:

1. СПП с подчинением;

2. СПП с соподчинением.

1) СПП с подчинением – это СПП с такой подчинительной связью, при которой зависимость только одной придаточной части направлена на главное, все же остальные придаточные зависимы от других придаточных частей.

Принципиально структура таких СПП соответствует следующей схеме:


[ …],(…),(…),(…)

Подчинение, таким образом, может быть только последовательным. В СПП с последовательным подчинением лишь придаточное I-ой степени относится к главному, а придаточное II –ой степени – к придаточному I-ой степени, придаточное III-ьей степени – к придаточному II-ой степени и т. д. – по цепочке. Иными словами, в СПП с последовательным подчинением каждое последующее придаточное относится к предшествующему:

Воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это своего рода солнечные лучи, без оживотворяющего действия которых земной шар превратился бы в камень. (М. Е. Салтыков-Щедрин).


а) , (ибо…сущ.), (которых)

2) СПП с соподчинением делятся на 2 разновидности:

1. СПП с однородным соподчинением

2. СПП с неоднородным (параллельным) соподчинением

1) СПП с однородным соподчинением: придаточные части, подобно однородным членам предложения, зависят от одного и того же компонента в главном или от всего главного в целом и обладают одним и тем же значением. Принципиально структура таких СПП соответствует следующей схеме:


Когда кругозор учителя неизмеримо шире школьной программы, когда знание программы сосредоточено в его мозгу где-то не в центре, а в стороне от самых активных участков коры, – лишь тогда он подлинный мастер, художник, поэт педагогического процесса… (В. А. Сухомлинский) .

Линейная (горизонтальная) схема СПП

а) (С. сл. когда), (с сл. когда), – [корр. ].

времени с доб. знач. условия

Блочная (вертикальная) схема СПП

И когда друг друга проклинали В страсти, раскаленной добела, Оба мы еще не понимали, Как земля для двух мала…

а) Линейная (горизонтальная) схема СПП

Комбинация подчинения и соподчинения может быть различной в многочленных структурах СПП

Например:

1. Если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа? (И. С. Тургенев)


(Если…сущ.), (в которое), (сущ.), (на которой), ?

СПП с несколькими придаточными с однородным соподчинением и последовательным подчинением.

2. В то утро она проснулась с чувством сильнейшего беспокойства и теперь, стоя на балконе, спохватилась, что впервые вышла из состояния матового оцепенения, к которому за последнее время привыкла, но сама не могла понять, чем нынче так странно взволнована. (В Набоков).

19 июня 2015

Синтаксис русского языка рассматривает строение словосочетаний и предложений. При этом особую трудность обычно вызывает конструирование и пунктуационное оформление разных видов сложных предложений, особенно с тремя и более предикативными частями. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

Сложноподчиненное предложение: определение

Чтобы четко выразить мысль, мы используем различные синтаксические конструкции. Сложное предложение характеризуется тем, что в нем выделяют две и более предикативных части. Они могут быть равнозначны по отношению друг другу или же вступать в отношения зависимости. СПП - это такое предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов и/или союзных слов. Например, «[Степка очень устал к вечеру], (ПОЧЕМУ?) (так как прошел за день не меньше десяти километров) ». Здесь и далее квадратными скобками обозначается главная часть, круглыми - зависимая. Соответственно, в СПП с несколькими придаточными выделяют не менее трех предикативных частей, две из которых будут зависимыми: «[Местность, (КАКАЯ?) (которую сейчас проезжали), была хорошо знакома Андрею Петровичу], (ПОЧЕМУ?) (так как здесь прошла добрая половина его детства) ». При этом важно правильно определить границы простых предложений, где нужно поставить запятые.

Видео по теме

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Пример

Последовательное

Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.

Параллельное (неоднородное)

Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.

Однородное

Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть.

С разными видами подчинения

Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.

Разберемся, как правильно определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Помогут в этом приведенные выше примеры.

Последовательное подчинение

В предложении «[Ребята с разбегу бросились в реку] 1 , (вода в которой уже достаточно прогрелась) 2 , (потому что последние дни было невероятно жарко) 3 » сначала выделяем три части. Затем с помощью вопросов устанавливаем смысловые отношения: [… Х ], (в которой… Х), (потому что…). Мы видим, что вторая часть превратилась в главную для третьей.

Приведем еще один пример. «[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию) ». Схема этого СПП аналогична первой: [… Х ], (которые… Х), (когда…).

Таким образом, при однородном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Такие СПП с несколькими придаточными - примеры это подтверждают - напоминают цепочку, где каждое последующее звено присоединяется к расположенному впереди.

Параллельное (неоднородное) подчинение

В этом случае все придаточные относятся к главной (ко всей части или слову в ней), но отвечают на разные вопросы и отличаются по значению. «(Когда оратор закончил говорить) 1 , [в зале воцарилось молчание] 2 , (так как публика была шокирована услышанным) 3 » . Проанализируем это СПП с несколькими придаточными. Схема его будет выглядеть так: (когда…), [… Х ], (так как …). Мы видим, что первая придаточная часть (она стоит перед главной) обозначает время, а вторая - причину. Следовательно, они будут отвечать на разные вопросы. Второй пример: «[Владимиру сегодня непременно надо было узнать] 1 , (в каком часу прибывает поезд из Тюмени) 2 , (чтобы успеть встретить товарища) 3 ». Первая придаточная часть - изъяснительная, вторая - цели.


Однородное подчинение

Это тот случай, когда уместно проведение аналогии с другой известной синтаксической конструкцией. Для оформления ПП с однородными членами и такими СПП с несколькими придаточными правила являются одинаковыми. Действительно, в предложении «[Антон Павлович говорил о том] 1 , (что подкрепление вскорости прибудет) 2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть) 3 » придаточные части - 2-я и 3-я - относятся к одному слову, отвечают на вопрос "что?" и обе являются изъяснительными. К тому же они соединены между собой с помощью союза и , перед которым запятая не ставится. Представим это в схеме: [… Х ], (что …) и (что…).

В СПП с несколькими придаточными при однородном подчинении между придаточными частями иногда употребляются любые сочинительные союзы - правила пунктуации будут такие же, как при оформлении однородных членов - а подчинительный союз во второй части может и вовсе отсутствовать. Например, «[Он долго стоял у окна и смотрел] 1 , (как к дому одна за другой подъезжали машины) 2 и (рабочие разгружали стройматериалы) 3 ».


СПП с несколькими придаточными с разными видами подчинения

Очень часто в составе сложноподчиненного предложения выделяют четыре и более части. В этом случае они могут связываться друг с другом по-разному. Обратимся к приведенному в таблице примеру: «[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в ее руках) 2 , и подумала] 1 , (что теперь придется бросить учебу) 3 , (что ее надежды на новую жизнь не оправдались) 4 ». Это предложение с параллельным (неоднородным) (П 1,2,3-4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х, (которое…),… Х ], (что…), (что…). Или другой вариант: «[Всю дорогу Татьяна молчала и только смотрела в окно] 1 , (за которым мелькали небольшие, близко расположенные друг к другу селения) 2 , (где суетились люди) 3 и (кипела работа) 4 )». Это сложноподчиненное предложение с последовательным (П 1,2,3 и П 1,2,4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х ], (за которым …), (где…) и (…).


Знаки препинания на стыке союзов

Чтобы расставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, обычно бывает достаточно правильно определить границы предикативных частей. Сложность, как правило, представляет пунктуация СПП с несколькими придаточными - примеры схем: [… Х ], (когда, (который…),…) или [… Х ], [… Х ], (как (с кем…), то …) - когда рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова). Это характерно для последовательного подчинения. В подобном случае нужно обратить внимание на наличие второй части двойного союза в составе предложения. Например, "[На диване осталась раскрытая книга] 1 , (которую, (если бы осталось время) 3 , Константин непременно дочитал бы до конца) 2 ". Второй вариант: "[Клянусь] 1 , (что (когда вернусь из поездки домой) 3 , то обязательно навещу вас и расскажу обо всем подробно) 2 ". При работе с такими СПП с несколькими придаточными правила следующие. Если второе придаточное можно исключить из предложения без ущерба для смысла, запятая между союзами (и/или союзными словами) ставится, если нет - отсутствует. Вернемся к первому примеру: "[На диване лежала книга] 1 , (которую нужно было успеть дочитать) 2 " . Во втором случае при исключении второй придаточной части грамматический строй предложения будет нарушен словом "то".

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными - упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

  1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
  2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
  3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
  4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения - СПП с несколькими придаточными конкретно - и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Задание 75. Прочитайте информацию о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и ответьте на вопросы, данные после таблицы 10.


Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и шапки. (В.Г. Короленко) СП с параллельным подчинением Придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.

Когда рассвело, мы обнаружили, что находимся на острове. СП с однородным подчинением Придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению. , (), (), (), (). Было интересно наблюдать, как напружинился котенок, как он прижал уши, как зверек метнулся за птицей, как мягко приземлились лапки, увы, пустые. СП с параллельным и последовательным подчинением (комбинированное подчинение) Одни придаточные последовательно подчиняются друг другу, другие – параллельно, однородно или неоднородно. (Если), то , (как) и (как). Если ему во время обычной утренней прогулки приходилось встречаться со знакомыми, то прохожие за несколько кварталов слышали, как кричит комендант и как дружно вслед за ним лают его мопсы. (А.И. Куприн)

Задание 76. Выучите информацию о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и на отдельном листе воспроизведите таблицу 10, заменяя предложенные примеры своими.

Задание 77. Подчеркните грамматические основы предложений, квадратными скобками обозначьте главные предложения, круглыми – придаточные. Укажите тип подчинения.

1) Мы, замерев, слушали, как свободно лились итальянские кантилены, как отрывисто гремели песни басков, как ликовала вся в звоне труб и пороховом дыму «Марсельеза». (К.Г. Паустовский)

2) Слышалось изредка, когда проезжали мимо ущелий, как где-то с высоты падала вода и шлепала по камням. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

3) Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие, низенькие, какие обыкновенно встречаются у старосветских людей. (Н.В. Гоголь)



________________________________________________________________________________________

4) Обласканные солнечным лучом листик заячьей капусты сейчас же сложился, как складывается зонтик, когда дождь перестал. (М.М. Пришвин)

________________________________________________________________________________________

5) Рассказывала мне няня, что, если смотреть на стеклышко долго- долго, увидишь живого ангелочка. (И.С. Шмелев)

________________________________________________________________________________________

6) Взглянешь на бледно- зеленое, усыпанное звездами небо, на котором нет ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему летний теплый воздух недвижим, почему природа настороже. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

7) Собакевич в четверть часа с небольшим доедал осетра всего так, что когда полицеймейстер вспомнил было о нем, то увидел, что от произведения природы остался один хвост. (Н.В. Гоголь)

________________________________________________________________________________________

8) Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет. (М.А. Булгаков)

________________________________________________________________________________________

9) Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними. (Л.Н. Толстой)

________________________________________________________________________________________

10) Но грустно думать, что напрасна была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она. (А.С. Пушкин)

________________________________________________________________________________________

11) Бывает так, что, когда я так стою, вдруг из- под ног вылетает с криком птица. (М.М. Пришвин)

________________________________________________________________________________________

12) Мне открылось, Что Времени нет, что недвижны узоры планет, что Бессмертие к Смерти ведет, что за Смертью Бессмертие ждет. (К.Д. Бальмонт)

________________________________________________________________________________________

Задание 78. Рассмотрите таблицу с правилами о постановке знаков препинания в предложениях с несколькими придаточными.

Правило Примеры
Части СП разделяются запятыми [И старик не сумел ответить], (что он будет делать с кладом), (еслинайдет его). (А.П. Чехов)
Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы что и как, что и если , что и когда , так что и хотя и др., между союзами ставится запятая. , (что, (как),). [И они [олени] до того привыкли], (что,(какзавидят у нас мешок с бобами), бегут к нам и толпятся возле корыта. (М.М. Пришвин)
Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы, один из которых двойной, то запятая между союзами не ставится. , (что (если), то). [У многих зверей есть такая повадка], (что(если их гонят), тоони бегут по кругу и возвращаются на то же самое место). (М.М. Пришвин)
Между однородными придаточными запятые ставятся также, как при однородных членах. , (где) и (где). , (где) и (что). (Когда) и (), . [Стали искать], (гдевосток) и (где запад). (М.Е. Салтыков- Щедрин) [Мишка первый проснулся и вскочил на ноги, не понимая], (где он) и (чтос ним). (А.С. Серафимович) (Когдазашло солнце) и (стало темно), [им овладело беспокойство]. (А.П. Чехов) [Приглядевшись, можно было по теням и разным оттенкам цвета догадаться], (гдесквозь леса проходят просеки и проселочные дороги), а (гдескрывается бездонный провал). (К.Г. Паустовский)
Если две главные части соединены между собой союзами и, или, либо и имеют при себе общую придаточную часть, то между главными частями запятая не ставится. и , (когда). [Звезды уже начинали бледнеть] и [небо серело], (когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском). (И.С. Тургенев)

Задание 79. Графически объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы предложений.

1) Перед вечером, когда уже стало ясно, что неприятель бежит, Кутузов выехал из Красного и поехал в Доброе, туда была переведена в нынешний день главная квартира. (Л.Н. Толстой)

________________________________________________________________________________________

2) Видел Егорушка, как мало- помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звездочки. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

3) В этот блеснувший миг понял Илья трепетным сердцем, как неистощимо богат он и какую имеют силу. (И.С. Шмелев)

________________________________________________________________________________________

4) Когда я вернулся, у Кати были красные глаза и она сидела на скамейке, опустив руки с письмами на колени. (В.П. Катаев)

________________________________________________________________________________________

Задание 80. Составьте предложения по указанным ниже схемам.

1) , (где), (который).

2) (Когда), , (куда).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) , (как) и (как).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) , (если) или (если).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) , (что) и ().

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) , (зачем) и (где).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7) , (почему) и (что).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8) и , (когда).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9) и , (когда).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10) , (что, (если),).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11) , (что (если), то).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12) , (что, (когда),).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 81.

1) Недаром Салтыков- Щедрин говорил что если хоть на минуту замолкнет литература то это будет равносильно смерти народа. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

2) Меня мучили противоречия между книгами которым я почти непоколебимо верил и жизнью которую я уже достаточно хорошо знал. (М. Горький)

________________________________________________________________________________________

3) Слышно было как ворчала река и без умолку кричали цикады. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

4) Кузьмин сказал в темноту кто он и зачем приехал. (К.Г. Паустовский)

_________________________________________________________________________________________

5) Здесь производилась починка часов и принимал заказы сапожник. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

6) Утро такое тихое что слышно как бегают голубки по крыше и стряхивается со сна Бушуй. (И.С. Шмелев)

________________________________________________________________________________________

7) Я долго не мог разобраться где я и что со мной. (А.С. Серафимович)

________________________________________________________________________________________

8) Накричавшись досыта он без всяких переходов и пауз осведомлялся откуда офицеру носят обед и сколько он за него платит. (А.И. Куприн)

________________________________________________________________________________________

9) Когда обрывалась песня и пастух переводил дыханье слышались голоса на улице:

Вот это ма- стер!.. (И.С. Шмелев)

________________________________________________________________________________________

Задание 82. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Составьте схемы предложений.

1) Утром мальчик разбудил меня и рассказал что он сам только что видел как барсук лечит свой обожженный нос. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

2) Неизвестно что сделал бы в своей жизни Пришвин если бы он остался агрономом.

________________________________________________________________________________________

3) Уж будьте милостивы если что можете сделать то сделайте. (А.И. Куприн)

________________________________________________________________________________________

4) Чем больше знает человек тем резче сильнее он видит поэзию земли там где ее никогда не найдет тот кто обладает скудными знаниями. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

5) Ему казалось что он давно уже едет и подпрыгивает что солнце давно уже печет ему в спину. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

6) Леонтьев знал что самый страшный лесной пожар это верховой когда деревья горят целиком от вершины до подножия. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

7) Он развалился на ковре накрылся бараньим тулупом потому что ночной воздух был довольно свеж и потому что Бульба любил укрыться потеплее когда был дома. (Н.В. Гоголь)

________________________________________________________________________________________

8) Пока мать готовила пирог Петрушка посадил в печь большим рогачом чугун со щами чтобы не горел зря огонь…. (А.П. Платонов)

________________________________________________________________________________________

9) Кто полюбил тот не будет спрашивать любит ли он. (К.Д. Бальмонт)

________________________________________________________________________________________

10) Когда я пошел к ней было светло и еще не зажигали ламп. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

11) Ясность воздуха придавала какую-то необыкновенную силу и первозданность окружающему, особенно по утрам, когда все было мокро от росы и только голубеющая туманка лежала в низинах. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

Задание 83. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Составьте схемы предложений.

1) Андрей часто отрываясь от дел ехал посидеть на широком диване Обломова в ленивой беседе отвести встревоженную душу и всегда испытывал то успокоительное чувство какое испытывает человек приходя из великолепных зал в березовую рощу где гулял еще ребенком. (И.А. Гончаров)

________________________________________________________________________________________

2) Я мысленно кланяюсь до земли мебели на которой Вы сидите паркету по которому Вы ходите деревьям которые Вы мимоходом трогаете прислуге с которой Вы говорите. (А.И. Куприн)

________________________________________________________________________________________

3) Пожалуй ни одному из художников не удалось передать таинственное безмолвие северной сыроватой ночи когда каждая капля росы вызывает такую внезапную и сокровенную любовь к России что хочется жить сотни лет чтобы смотреть на эту бледную как полевая ромашка северную красоту. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

4) Когда Челкаш меняясь с ним местами взглянул ему в лицо и заметил что он шатается на дрожащих ногах ему стало еще больше жаль парня. (М.Горький)

________________________________________________________________________________________

5) Ольга Михайловна вспомнила как она чтобы не скучать одной дома в первые месяцы замужества ездила в город на съезд где иногда вместо ее крестного отца графа Алексея Петровича председательствовал Петр Дмитрич. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

6) Княжна Марья умоляла брата подождать еще день говорила о том что она знает как будет несчастлив отец если Андрей уедет не помирившись с ним. (Л.Н. Толстой)

________________________________________________________________________________________

7) Но ей казалось что она вечно будет лететь мимо отвесно уходивших вверх скал зеленых мхов темных расщелин из которых местами как змеи свешивались корни. (А.С. Серафимович)

________________________________________________________________________________________

8) Мне казалось что если я буду идти все прямо то непременно встречусь с Ярмолой на Ириновском шляху. (А.И. Куприн)

________________________________________________________________________________________

9) Пока секретарь собирал совещание прокуратор в затененной от солнца темными шторами комнате имел свидание с каким- то человеком лицо которого было наполовину прикрыто капюшоном хотя в комнате лучи солнца и не могли его беспокоить. (М.А. Булгаков)

________________________________________________________________________________________

10) Прежде чем вывести первую букву он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна покосился на темный образ по обе стороны которого тянулись полки с колодками и прерывисто вздохнул. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

11) Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса. (В.Г. Короленко)

________________________________________________________________________________________

12) В один из весенних вечеров в конце марта когда уже на земле не было снега и в больничном саду пели скворцы доктор вышел проводить до ворот своего приятеля почтмейстера. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

Слайд 1

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Слайд 2

познакомимся с многочленными предложениями;
рассмотрим разновидности CПП с несколькими придаточными;
начертим схемы CПП с несколькими придаточными.
Сегодня мы…

Слайд 3

Придаточные части в CПП позволяют раскрыть, дополнить информацию, которая сообщается в главной части.

Слайд 4

Инструкция по изготовлению развернутого высказывания
1. Возьмите простое предложение.
главная часть
2. Прибавьте к нему придаточную часть с нужным значением.
Внимание! Придаточная часть может присоединяться как ко всему главному предложению, так и к отдельному слову в его составе!
,
Придаточная часть
.

Слайд 5

Если вы хотите сделать высказывание более сложным и развернутым…
1. Возьмите СПП.
главная часть
2. Прибавьте к нему ещё одну придаточную часть.
,
Прид. ч. 1
3. И ещё одну.
4. Повторяйте, пока высказывание не станет достаточно развернутым.
Прид. ч. 2
,
Прид. ч. 4
,
Прид. ч. 3
.
,

Слайд 6

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными частями называется многочленным.
Можно выделить три основные группы CПП с несколькими придаточными.
Как соотносятся между собой?
К чему относятся?
Какого вида придаточные?

Слайд 7

Однородное подчинение
1. Все части присоединяются к одному предложению или к одному слову.

Слайд 8

Как при однородных членах предложения!
Однородное подчинение
2. Все части отвечают на один и тот же вопрос (это части одного вида).
Я узнал, что мы делали на уроке и что задали на дом.
Что?
Что?
Заметьте! Союзы могут быть разными!
Я узнал, что мы делали на уроке и какое правило нужно повторить.
Я узнал, где найти информацию и как написать реферат.

Слайд 9

Как при однородных членах предложения!
Однородное подчинение
3. Между частями может стоять сочинительный союз.
Что?
Что?
Заметьте! При сочинительном союзе и запятая между частями не ставится!
Я узнал, что мы делали на уроке и что задали на дом.

Слайд 10

Схемы СПП с однородным подчинением
Я узнал, что мы делали на уроке и что задали на дом.
,
что
что
.
и
,
что
что
.
и
[ гл. ], (что – союз) и (что – союз).

Слайд 11


1. Придаточные разного вида (отвечают на разные вопросы).
Зачем?
Что?
изъяснительное
цели

Слайд 12

Неоднородное (параллельное) подчинение
2. Придаточные относятся к одному предложению.
Чтобы подготовиться к уроку, я узнал, что нам задали на дом.
Зачем?
Что?
(Придаточные могут быть одного вида, но относиться к разным словам в главном предложении).
Я узнал, что нам задали на дом, и сказал, что обязательно подготовлюсь.
Что?
Что?
изъяснительные

Слайд 13

Схемы СПП с неоднородным (параллельным) подчинением
Чтобы подготовиться к уроку, я узнал, что нам задали на дом.
,
чтобы
что
.
,
чтобы
что
.
(чтобы – союз), [ гл. ], (что – союз).
,
,

Слайд 14

Однородное и неоднородное подчинение имеют общие черты.
Однородное подчинение
Неоднородное подчинение
Придаточные присоединяются к главному предложению.
СОПОДЧИНЕНИЕ

Слайд 15

Последовательное подчинение
1. Каждое новое придаточное подчинено предыдущему.
Я узнал, что мы повторяли тему, которую изучили на прошлой неделе.
Что?
Какую?
Придаточные могут быть как одного вида, так и разных видов.

Слайд 16

Вот два петуха, Которые будят того пастуха, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Лягнувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, который построил Джек.
Какие?
Последовательное подчинение
Какого?
Какой?
Какого?
Какого?
Какую?
Какую?
Каком?

В данной главе:

§1. Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными

В СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Возможны три вида:

1) последовательное подчинение,
2) параллельное подчинение,
3) однородное подчинение.


Последовательное подчинение

При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному - второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Я боюсь, что Анна опоздает на экзамен, который должен начаться рано утром.

Схема: [ … ], (союз что …), (союзное слово который …).

При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное - придаточным второй степени и т.д.

Параллельное подчинение

Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов и они отвечают на разные вопросы.

Когда вошла учительница, ребята встали, чтобы поприветствовать её.

Схема: (союзное слово когда …), [ … ], (союз чтобы …).

Однородное подчинение

Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос.

Я неожиданно почувствовала, как напряжение спало и как легко стало у меня на душе.

Схема: [ … ], (союз как …) и (союз как …).

Придаточные изъяснительные предложения аналогичны однородным членам предложения, между собой они связаны союзом и . Оба придаточных относятся к члену предложения в главном. Запятая между ними не ставится.

Важно, что при однородном подчинении союзы или союзные слова могут опускаться, что характерно для предложений с несколькими придаточными.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, что в СПП может быть более одного придаточного предложения?

  2. Как называется подчинение, когда главному предложению подчиняется первое придаточное, первому - второе и т.д.?

    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  3. Как называется подчинение, когда к одному главному предложению относятся придаточные разных типов?

    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  4. Как называется подчинение, когда придаточные являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом?

    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  5. Когда окончился спектакль, дети захлопали, чтобы артисты почувствовали их благодарность.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  6. Каким является подчинение в предложении: Я думаю, что в следующей серии герой спасёт девушку, в которую он влюблён.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  7. Каким является подчинение в предложении: Я услышал, как хлопнула дверь и как заговорили люди в прихожей.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  8. Каким является подчинение в предложении: Я думаю, что брат будет рад моему подарку и что я сделала очень удачный выбор.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение