Сочинение на тему “Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии “Горе от ума” (Грибоедов А. )”. Черты классицизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" Черты классицизма и реализма в комедии

Драматургическое новаторство Грибоедова проявилось прежде всего в отказе от некоторых жанровых канонов классицистической “высокой” комедии. Александрийский стих, которым написаны “эталонные” комедии классицистов, заменен гибким стихотворным размером, позволившим передать все оттенки живой разговорной речи, - вольным ямбом. Пьеса кажется “перенаселенной” персонажами в сравнении с комедиями предшественников Грибоедова. Создается впечатление, что дом Фамусова и все, происходящее в пьесе, - только часть большого мира, который выведен из привычного полусонного состояния “безумцами”, подобными Чацкому. Москва - временное пристанище пылкого героя, странствующего “по свету”, небольшая “почтовая станция” на “столбовой дороге” его жизни. Здесь, не успев остыть от бешеной скачки, он сделал только небольшую остановку и, испытав “мильон терзаний”, вновь отправился в путь.

В “Горе от ума” не пять, а четыре действия, поэтому нет характерной для “пятого акта” ситуации, когда все противоречия разрешаются и жизнь героев восстанавливает свое неспешное течение. Главный конфликт комедии, общественно-идеологический, остался не разрешенным: все происшедшее - только один из этапов идеологического самосознания консерваторов и их антагониста.

Важная особенность “Горя от ума” - переосмысление комических характеров и комических ситуаций: в комических противоречиях автор обнаруживает скрытый трагический потенциал. Не позволяя читателю и зрителю забыть о комизме происходящего, Грибоедов подчеркивает трагический смысл событий. Трагедийный пафос особенно усиливается в финале произведения: все основные персонажи четвертого действия, включая Молчалина и Фамусова, предстают не в традиционно-комедийных амплуа. Они больше напоминают героев трагедии. Подлинные трагедии Чацкого и Софьи дополнены “маленькими” трагедиями Молчалина, нарушившего своей обет молчания и поплатившегося за это, и униженного Фамусова, с трепетом ожидающего возмездия от московского “громовержца” в юбке - княгини Марьи Алексевны.

Принцип “единства характеров” - основа драматургии классицизма - оказался совершенно неприемлемым для автора “Горя от ума”. “Портретность”, то есть жизненную правду персонажей, которую “архаист” П.А.Катенин относил к “погрешностям” комедии, Грибоедов считал ее главным достоинством. Прямолинейность и односторонность в изображении центральных персонажей отброшены: не только Чацкий, но и Фамусов, Молчалин, Софья показаны людьми сложными, порой противоречивыми и непоследовательными в своих поступках и высказываниях. Их вряд ли уместно и возможно оценивать, используя полярные оценки (“положительный” - “отрицательный”), ведь автор стремится показать в этих персонажах не “хорошее” и “плохое”. Его интересует реальная сложность их характеров, а также обстоятельства, в которых проявляются их социальные и бытовые роли, мировоззрение, система жизненных ценностей и психология. К персонажам грибоедовской комедии можно с полным правом отнести слова, сказанные А.С.Пушкиным о Шекспире: это “существа живые, исполненные многих страстей...”

Каждый из главных действующих лиц оказывается как бы в фокусе самых разных мнений и оценок, ведь даже идейные противники или люди, не симпатизирующие друг другу, важны автору как источники мнений - из их “многоголосья” складываются словесные “портреты” героев. Пожалуй, молва играет в комедии не меньшую роль, чем в романе Пушкина “Евгений Онегин”. Особенно насыщены разнообразной информацией суждения о Чацком - он предстает в зеркале своеобразной “устной газеты”, создающейся на глазах зрителя или читателя обитателями фамусовского дома и его гостями. Можно с уверенностью утверждать, что это только первая волна московской молвы о петербургском вольнодумце. Светским сплетникам “сумасшедший” Чацкий надолго дал пищу для пересудов. Но “злые языки”, которые для Молчалина “страшнее пистолета”, ему не опасны. Чацкий человек из другого мира, только на короткий миг он соприкоснулся с миром московских глупцов и сплетников и в ужасе отшатнулся от него.

Картина “общественного мненья”, мастерски воссозданная Грибоедовым, складывается из устных высказываний персонажей. Их речь импульсивна, порывиста, отражает мгновенную реакцию на чужие мнения и оценки. Психологическая достоверность речевых “портретов” действующих лиц - одна из важнейших особенностей комедии. Словесный облик персонажей так же неповторим, как и их место в обществе, манера поведения и круг интересов. В толпе гостей, собравшихся в доме Фамусова, люди часто выделяются именно своим “голосом”, особенностями речи. Неповторим “голос” Чацкого: его “речевое поведение” уже в первых сценах выдает в нем убежденного противника московского барства. Слово героя - его единственное, но самое опасное “оружие” в длящейся весь долгий день “дуэли” правдолюбца с фамусовским обществом. Праздным и “злым языкам” “рассказчиков неукротимых, / Нескладных умников, лукавых простаков, / Старух зловещих, стариков, / Дряхлеющих над выдумками, вздором”, Чацкий противопоставляет горячее слово правды, в котором желчь и досада, умение выразить в слове комические стороны их существования, соединены с высоким пафосом утверждения подлинных жизненных ценностей. Язык комедии свободен от лексических, синтаксических и интонационных ограничений, это “грубая”, “непричесанная” стихия разговорной речи, превратившаяся под пером Грибоедова-“речетворца” в чудо поэзии. “О стихах я не говорю, - заметил Пушкин, - половина - должны войти в пословицу”.

Несмотря на то, что Чацкий-идеолог противостоит косному московскому барству и выражает авторскую точку зрения на русское общество, его нельзя считать безусловно “положительным” персонажем, какими были, например, персонажи комедиографов - предшественников Грибоедова. Поведение Чацкого - поведение обличителя, судьи, трибуна, ожесточенно нападающего на нравы, быт и психологию фамусовцев. Но автор указывает мотивы его странного поведения, ведь он приехал в Москву вовсе не как эмиссар петербургских вольнодумцев. Негодование, которым охвачен Чацкий, вызвано особым психологическим состоянием: его поведение определяют две страсти - любовь и ревность. В них главная причина его горячности. Именно поэтому, несмотря на силу своего ума, влюбленный Чацкий не владеет своими чувствами, вышедшими из-под контроля, не способен действовать разумно. Гнев просвещенного человека, соединившись с болью утраты возлюбленной, и заставил его “метать бисер перед Репетиловыми”. Его поведение комично, однако сам герой испытывает при этом подлинные душевные страдания, “мильон терзаний”. Чацкий - трагический персонаж, попавший в комические обстоятельства.

Фамусов и Молчалин не похожи на традиционных комедийных “злодеев” или “тупиц”. Фамусов - трагикомическое лицо, ведь в финальной сцене не только рушатся все его планы относительно замужества Софии - ему грозит потеря репутации, “доброго имени” в обществе. Для Фамусова это настоящая беда, и потому в конце последнего действия он восклицает в отчаянии: “Моя судьба еще ли не плачевна?”. Трагикомично и положение Молчалина, который находится в безвыходном положении: плененный Лизой, он вынужден притворяться скромным и безропотным обожателем Софии. Молчалин понимает, что его отношения с ней вызовут раздражение и начальственный гнев Фамусова. Но и отвергнуть любовь Софии, полагает Молчалин, опасно: дочь имеет влияние на Фамусова и может отомстить, погубить его карьеру. Он оказался между двух огней: “барской любовью” дочери и неминуемым “барским гневом” отца.

Искренний карьеризм и притворная любовь несовместимы, попытка соединить их оборачивается для Молчалина унижением и “падением” пусть с небольшой, но уже “взятой” им служебной “высоты”. “Люди, созданные Грибоедовым, сняты с натуры во весь рост, почерпнуты со дна действительной жизни, - подчеркнул критик А.А.Григорьев, - у них не написано на лбах их добродетелей и пороков, но они заклеймены печатью своего ничтожества, заклеймены мстительною рукою палача-художника”.

В отличие от героев классицистических комедий, главные действующие лица “Горя от ума” (Чацкий, Молчалин, Фамусов) изображены в нескольких “социальных ролях”. Например, Чацкий не только вольнодумец, представитель молодого поколения 1810-х гг. Он и влюбленный, и помещик (“имел душ сотни три”), и бывший военный (когда-то Чацкий служил в одном полку с Горичем). Фамусов не только московский “туз” и один из столпов “века минувшего”. Мы видим его и в других “социальных ролях”: отца, пытающегося “пристроить” дочь, и государственного чиновника, “управляющий в казенном месте”. Молчалин не только “секретарь Фамусова, живущий у него в доме” и “счастливый соперник” Чацкого: он принадлежит, как и Чацкий, к молодому поколению. Но его мировоззрение, идеалы и образ жизни не имеют с идеологией и жизнью Чацкого ничего общего. Они характерны для “молчаливого” большинства дворянской молодежи. Молчалин - один из тех, кто легко приспосабливается к любым обстоятельствам ради одной цели - подняться как можно выше по служебной лестнице.

Грибоедов пренебрегает важным “правилом” классицистической драматургии - единством сюжетного действия: в “Горе от ума” нет единого событийного центра (это и вызвало упреки литературных староверов в нечеткости “плана” комедии). Два конфликта и две сюжетные линии, в которых они реализуются (Чацкий - София и Чацкий - фамусовское общество), позволили драматургу искусно соединить глубину общественной проблематики и тонкий психологизм в изображении характеров героев.

Автор “Горя от ума” не ставил перед собой задачу разрушить поэтику классицизма. Его эстетическое кредо - творческая свобода (“Я как живу, так и пишу свободно и свободно”). Использование тех или иных художественных средств и приемов драматургии диктовалось конкретными творческими обстоятельствами, возникавшими в ходе работы над пьесой, а не отвлеченными теоретическими постулатами. Поэтому в тех случаях, когда требования классицизма ограничивали его возможности, не позволяя достичь желаемого художественного эффекта, он решительно отвергал их. Но нередко именно принципы классицистической поэтики позволяли эффективно решить художественную задачу.

Например, характерные для драматургии классицистов “единства” - единство места (дом Фамусова) и единство времени (все события происходят в течение одного дня) соблюдены. Они помогают добиться концентрации, “сгущения” действия. Мастерски использованы Грибоедовым и некоторые частные приемы поэтики классицизма: изображение персонажей в традиционных сценических амплуа (неудачливый герой-любовник, его пронырливый соперник, служанка - доверенное лицо своей госпожи, капризная и несколько взбалмошная героиня, обманутый отец, комическая старуха, сплетник и т.п.). Однако эти амплуа необходимы только как комедийная “подсветка”, подчеркивающая главное - индивидуальность персонажей, своеобразие их характеров и положений.

В комедии немало “обстановочных лиц”, “фигурантов” (так в старом театре называли эпизодических персонажей, создававших фон, “живые декорации” для главных героев). Как правило, их характер исчерпывающе раскрывается их “говорящими” фамилиями и именами. Тот же прием используется и для того, чтобы подчеркнуть главную черту в облике или положении некоторых центральных персонажей: Фамусов - всем известный, у всех на устах (от латинск. fama - молва), Репетилов - повторяющий чужое (от франц. repeter -повторять), София - мудрость (древнегреч. sophia), Чацкий в первой редакции был Чадским, то есть и “пребывающим в чаду”, “начадившим”. Зловещая фамилия Скалозуб - “перевертыш” (от слова “зубоскал”). Молчалин, Тугоуховские, Хлестова - эти фамилии “говорят” сами за себя..

В “Горе от ума” ярко проявились важнейшие особенности реалистического искусства: реализм не только освобождает индивидуальность писателя от мертвящих “правил”, “канонов” и “условностей”, но и опирается на опыт других художественных систем.

Черты классицизма .

Близок классицизму конфликт между умным героем и «нищетой рассудка». От классицизма и единство места и времени, стихотворная форма комедии, поэтика имен, резонерство Чацкого.

А.С.Грибоедов бесспорно соблюдает три знаменитых единства классической пьесы : действие совершается в течение одних суток, в одном месте и развивается вокруг одного главного героя.

Действие комедии начинается на рассвете в доме Фамусова и заканчивается ровно через сутки, когда гости разъезжаются со званого вечера. Однако единство времени и места не вводится формально, как необходимая условность, а содержательно оправда­но. Не случайно в конце пьесы Чацкий говорит:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день прожить успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Достаточно было одного дня для того, чтобы произошел этот конфликт. Чацкий, с его бескомпромиссным характером, игрой ума, страстью влюбленного и фамусовское общество, с его консерватиз­мом и недоверием к образованному молодому человеку, не могут найти общего языка даже при столь непродолжительном общении. Единство места тоже мотивировано сюжетом и кон­фликтом. Особняк Фамусова является в комедии симво­лом всей Москвы. В репликах Лизы, Фамусова, самого главного героя и других персонажей происходящее в доме осмысляется в масштабе первопрестольной («Как все мос­ковские, ваш батюшка таков...», «На всех московских есть особый отпечаток...» и т. д.). Центральной фигурой действия является Чацкий. Именно с момента его появления в доме Фамусова завязывается конфликт. Заканчивается пьеса отъездом героя из Москвы. Принцип единства действия означает, что в произве­дении все события разворачиваются вокруг фигуры главного героя, и присутствует один, не осложненный побочными сюжет­ными линиями конфликт, который полностью разрешается в конце. В финале классический пьесы окончательно торжествует добродетель и наказывается порок. Автор комедии ни одно из этих требо­ваний не выполняет в точности. Произведение имеет два конфликта и, соответственно, две тесно переплетающиеся сюжетные линии: любовную и общественную. Конфликт сначала завязывается как любовный, затем осложняется противостоянием мнений. Обе линии, тесно переплетаясь, достигают кульминации в 4-ом действии. Любовная линия заканчивается разоблачением Молчалина, жизненной катастрофой Софьи и горечью обманутого чувства для Чацкого. Общественный конфликт не получает развязки на сцене. Зритель может лишь догадываться, куда отправится Чацкий, и какой резонанс получит его посещение дома Фамусова. Вместо предписанной классической композиции, состоящей из 3-х или 5-ти действий, Грибоедов пишет пьесу из 4-х . Открытость финала, отсутствие полного разрешения конфликта, тор­жества добродетели и наказания порока , могут считаться новаторством Грибоедова.

Автор использует говорящие фамилии : Фамусов (от латинского «fama» - молва), Молчалин, Скалозуб, Хлестова, Тугоуховские, Репетилов (от «repeter» - повторять). Однако функция их иная, чем в классицизме. Почти все фамилии соотнесены по значению со словами «говорить», «слышать», «повторять», «молчать», что подводит к важнейшей теме пьесы - мотиву глухоты и сплетни. В фамилиях задан опреде­ленный круг ассоциаций, который в целом не упрощает, а наоборот, осложняет понимание характера, выявляя в нем какую-то новую грань. Имена героев значимы не только по отдельности, но и все вместе: в совокупности они составляют важный символический ключ к понима­нию проблематики «Горя от ума». Такая глубокая символичность не свойственна «говорящим» фамилиям в классицизме.

Не отказался автор от традиционных амплуа : обманутый отец, недалекий военный, горничная, участвующая в любовной интриге своей госпожи, комическая старуха. Эти амплуа определяли комедийный ансамбль классической пьесы, редко превышающий 10-12 действующих лиц. Грибоедов нарушает этот канон, создавая «многолюдную» пьесу и вводя огромное количество второстепенных и внесценических персонажей. Внесценические персо­нажи создают своеобразный исторический фона комедийного действия, позволяют расширить временные и пространственные рамки пьесы, углубляют характери­стики тех главных героев, которые о них рассказывают, и, наконец, убеждают зрителя, что Чацкий одинок только на сцене.

Таким образом, выясняется, что Грибоедов лишь формально сохраняет классицистические рамки, напол­няя их социально-психологи­ческим содержанием . Достоверность характеров сочетается с авторской иронией по отноше­нию к привычному стилю изображения - классицизму.

Черты романтизма .

Монологи Чацкого - это выражение его позиции. Прежде всего это монологи, произнесенные во втором действии. Вся его критика в адрес фамусовского общества вполне может быть представлена как самостоятельные инвективы, направленные против дворянской консервативной помещичьей среды, эти монологи могут быть использованы декабристами как пропагандистские материалы, наряду с гражданской лирикой. Это критика современного общества, в монологах соединяются и черты элегий, и од, и сатир. Так или иначе, это тексты, которые могут выступать самостоятельными лирическими выступлениями. Эти монологи можно определить как монологи гражданско-романтического плана.

Романтизм Чацкого проявляется и в том, что один противопоставлен толпе. Тема одиночества в толпе - типичная для романтизма. Непримиримое противоречие с миром, противоречие между Я и Общество очень характерно для Чацкого. Грибоедов рисует действительно одинокого героя, хотя есть упоминаемые несценические персонажи - «мы, молодые люди», это новое поколение, в котором есть другие, не такие, как Молчалин. Конфликт этот не между «веком нынешним и веком минувшим». Век нынешний отличается от века Екатерины тем, что в этом веке являются новые люди, как Чацкий, которые не гонятся за чинами, а предпочитают занятия науками и искусствами, свободные от карьеристских выступлений, свободные от меркантилизма. Эти люди уже подвергают осмеянию тех, кто готов стучать лбом об пол, лишь бы шли ему чины и деньги. То есть появляются люди с новой позицией. Эти и отличается век Александра от века Екатерины. Фамусов и Максим Петрович остаются в прошлом. Нет напрямую конфликта с веком минувшим. Век нынешний объединяет всех героев, конфликт внутри века, а не между веками. Конфликт между героями с разными мировоззрениями. Место действия - «барская Москва». Москва - это еще и консервативный город, в те годы более консервативный, чем Петербург. Фамусовская Москва - квинтэссенция консерватизма. Человек с новой позицией и новыми предпочтениями является в Москву и осмеивает ее, смеет критически взглянуть на то, что было абсолютным. Этот новый подход и отличает этого героя, и он может считаться персонажем, который близок декабристскому движению. Новый герой с гражданско-романтическими настроениями и чертами, одинокий, противостоит консервативному Фамусовскому обществу. Конфликт этот романтический, романтическое здесь проявляется и в отказе от классицистических требований, и в синтезе жанровых элементах.

Черты реализма . Конфликт пьесы отражает важнейшее противоречие действительности, а понимание действительности и порождаемых ею характером проникнуто историзмом. Реализм пьесы сказался и в принципах изображения ее персонажей. При единой сущности фамусовского общества каждый из них дан во всей определенности своего индивидуального облика, причем это полные, многосторонние характеры. Фамусов - не только мракобес, но и строгий начальник и любящий отец и тд.

Реалистичность характером достигается и зачет колоритности их языка, напыщенного просторечием: командирская речь Скалозуба, угоднический язык Молчалина, барская речь полуграмотной Хлестовой. Реализм речевой характеристики направлен на выражение не только профессионального, сословного и культурного облика, но и психологического.

Задачам реалистического изображения подчинен и басенный стих комедии - вольный ямб от одностопного до шестистопного.

Вопрос № 12. Черты классицизма и реализма в комедии. Злободневность звучания комедии в XIX в. и в наше время

Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20-х годов XIX века. Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег некоторыми законами ее построения.

Принципы классицизма и отклонения от них в «Горе от ума»:

Традиции. Правила классицизма

Герои четко делятся на положит. и отрицательных

Правила трех единств: места, времени, действия

В основе комедии – любовный конфликт

Не допускается смешение жанров

Конфликт разрешается счастливо. Порок наказан

Прием “говорящих” фамилий

Классицизм

Требование трех единств. Любое класси-цист. произв-е д. б. строиться на принципах единства времени, места и действия. Первые два принципа строго соблю-дены в комедии. Дейст-вие происходит в тече-ние суток и только в доме Фамусова .

Внимание зрителя часто переключается на внесценические сюжеты, действие которых происхо­дит не в доме Фамусова и даже не обязательно в Моск­ве.

Пространство, на котором происходит конфликт, символически расширяется: дом Фамусова - Москва - Россия - Европа - весь мир («Молчалины блаженству­ют на свете», «Есть на земле такие превращенья...» и т. п.). Благодаря важным репликам героев в памяти зрителя удерживается еще один дом, символизирующий Москву, - «Английский клуб». Если дом Фамусова в начале комедии - сим­вол «домашней» Москвы, то клуб - Москва обществен­ная (его посещают такие разные представители общества, как Фамусов, Репетилов, Чацкий). Единство места этим не отменяется, но заметно осложняется.

Композиция: наличие пяти действий.

В комедии нет пятого действия.

Принцип единства действия означает, что в произве­дении д. б. один конфликт, который пол-ностью разрешается в конце, причем устра-няются все недоразуме-ния, окончательно торжествует добродетель и наказывается порок («счаст­ливый конец»).

В «Горе от ума» ни одно из этих требо­ваний не выполняется в точности. В комедии не один, а два конфликта (социальный и любов­ный ). В пьесе две завязки: одна - это холодный прием Чацкого Софьей, другая - столкновение между Чацким и Фамусовым и фамусовским обществом; две сюжетные линии, две кульминации и одна общая развязка. Любовная интрига и общест­венный конфликт тесно взаимосвязаны и взаимообу­словлены.

В комедии нет полного разрешения конфликта, тор­жества добродетели и наказания порока. Чацкий до кон­ца не понимает, что произошло между Софьей и Молчалиным, произносит патетическую, но вместе с тем и нелепую речь (заключит. монолог: «Не образум­люсь, виноват...»), где довольно несправедливо обвиняет Софью. Фамусов, со своей стороны, тоже не понимает, в чем дело, он думает, что у Софьи роман с Чацким (за что и обещает отправить ее «в дерев­ню, к тетке, в глушь, в Саратов»).

В классицистической комедии обязателен хороший конец , то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями, над пороком.

В «Горе от ума» количество отриц. героев во много раз больше количества положит. (к положит. героям можно отнести Чацкого и еще двух внесценич. персонажей - родственника Скалозуба, о котором он говорит: «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать»; и племянник княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: «...он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник»). А из-за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, «они сломлены силой старой».

Фактически же, Чацкий уезжает победителем, т.к. он уверен в своей правоте.

Использование внесценических персонажей. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.

Классицист. произв-я были построены на принципе: долг выше чувства.

В комедии «Горе от ума» важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический. Вывод: проблематика комедии не классицистическая, ибо мы не наблюдаем борьбы между долгом и чувством; наоборот, конфликты существуют параллельно, один дополняет другой.

Все герои классицист. произведений были четко разделены на положительных и отрицательных .

Этот принцип соблюдается только в общих чертах. В образе Фамусова есть положит. чел. черты: он любит дочь, по-своему желает ей добра, а Чацкий для него - родной человек в начале комедии. Ф. дает Ч. вполне дельные советы:

Во-первых, не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно

А главное - поди-тка, послужи...

Образ же положит. героя Чацкого отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря А. С. Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительностью, даже злобой. («Не человек - змея» - это оценка Чацкого Софьей).

Прямолиней­ность и односторонность в изображении центральных персонажей отброшены : не только Чацкий, но и Фамусов, Молчалин, Софья показаны людьми сложными, порой противоречивыми и непосле­довательными в своих поступках и высказываниях. Их вряд ли уместно и возможно оценивать, используя полярные оценки («по­ложительный» - «отрицательный»), ведь автор стремится пока­зать в этих персонажах не «хорошее» и «плохое». Его интересует реальная сложность их характеров, а также обстоятельства, в которых проявляются их социальные и бытовые роли, мировоз­зрение, система жизненных ценностей и психология.

По законам класси-цизма жанр произв-я строго определял его содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический характер. Система персонажей: одно­значность харак-теров (герой классици­ст. комедии - воплоще­ние конкретной доброде-тели или порока) Однако принцип «единства характеров» - основа драматургии клас­сицизма - оказался совершенно неприем-лемым для автора «Горя от ума».

Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент. В комедии есть такие герои, как Скалозуб и Тугоуховские, смешные в каждом своем слове и действии. Или такие, как княжны, которым даже не дали имена (пародия на всех московских барышень) Платон Горич, «муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей»; безымянные господа N и П, необходимые, чтобы показать жестокий механизм распространения сплетни в светском обществе (элементы сатиры). В комедии использованы и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалив, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), «кривое зеркало» (Репетилов).

Главные герои его неоднозначны. Над Фамусовым мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем-то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви (герой-любовник), озлобляясь, начинает обличать всех и вся (герой-обличитель).

Все основные персонажи 4 действия, включая Молчалина и Фамусова, больше напоминают героев трагедии. Подлинные трагедии Чац­кого и Софьи дополнены «маленькими» трагедиями Молчалина, нарушившего свой обет молчания и поплатившегося за это, и униженного Фамусова, с трепетом ожидающего возмездия от мос­ковского «громовержца» в юбке - княгини Марьи Алексевны.

Традиц. амплуа : «бла-городный герой» - «любовник» , «герои-ня» , «второй любов-ник» , «субретка» (обыч-но служанка, «помощ-ница» главной героини), «благородный обману­тый отец» , который в конце все узнает, резонер

В персонажах «Горя от ума» можно узнать основные амплуа, но есть в них и отступ­ления от традиции.

Персонаж может совмещать в себе более одного амплуа. Так, Лиза субретка и резонер (ей принадлежат мет­кие и остроумные хар-ки героев), Чацкий резонер-обличитель, «благородный герой» и «второй любовник» (неудачливый жених). Молчалин - избранник Софьи, но тогда он должен быть положи­тельным героем, а это требование не выполняется ; странно видеть такого персонажа в роли «первого лю­бовника».

Фамусов в конце так и не понял, что произошло, а также не понял смысла монолога Чацкого «Не образумлюсь, виноват..», - об этом можно судить по его ответной реплике, которой заканчивается комедия.

Создание образов московской знати тре-бует клас­сицистич. схематизации

Создание образов московской знати требует не клас­сицистической схематизации, а реалистической типиза­ции характеров . В «Горе от ума» создана обширная галерея реалистических художественных типов, то есть в комедии появляются типические герои в типических обстоятельствах. Имена персонажей великой комедии стали нарицательными. Они до сих пор служат обозначением таких явлений, как чванство (фамусовщина), подлость и подхалимство (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина).

Но выходит, что и Чацкий, герой по сути романтический, имеет реалистические черты. Он социален. Он не обусловлен средой, но противостоит ей. Чацкий эмблематичен. Возникает контраст личности и среды, человек противостоит обществу. Но в любом случае - это жесткая связь. Человек и общество в реалистических произведениях всегда неразрывно связаны.

Реализм комедии находит своё подтверждение в том, что прообразами многих её героев послужили живые люди . Так, есть основания считать, что прототипом Фамусова был родной дядя автора, А. Ф. Грибоедов, начальник московского Архива; прототипом Репетилова - Шатилов, пустой московский остряк; Хлёстовой - Настасья Дмитриевна Офросимова (изобр. и в романе Л. Толстого «Война и мир» под именем Ахросимовой); Скалозу­ба - полковник Римский-Корсаков; «ночного разбойника-дуэлиста» - граф Ф. Толстой, известный под прозвищем «американец»; помещика-театрала - рязанский помещик Измайлов. Прототипом Чацкого можно считать Чаадаева.

Тонкость и убедительность психологических характери­стик .

Несмотря на то, что Чацкий-идеолог противостоит косному московскому барству и выражает авторскую точку зрения на рус­ское общество, его нельзя считать безусловно «положительным» персонажем. Поведение Чацкого - по­ведение обличителя, судьи, трибуна, ожесточенно нападающего на нравы, быт и психологию фамусовцев. Но автор указывает мотивы его странного поведения: ведь он приехал в Москву вовсе не как эмиссар петербургских вольнодумцев. Негодование, кото­рым охвачен Чацкий, вызвано особым психологическим состоя­нием: его поведение определяют две страсти - любовь и ревность. В них главная причина его горячности. Именно поэтому, несмот­ря на силу своего ума, влюбленный Чацкий не владеет своими чувствами, вышедшими из-под контроля, не способен действо­вать разумно. Гнев просвещенного человека, соединившись с болью утраты возлюбленной, и заставил его «метать бисер перед Репетиловыми». Его поведение комично, однако сам герой испы­тывает при этом «мильон терза­ний». Чацкий - трагический персонаж, попавший в комические обстоятельства.

Фамусов и Молчалин не похожи на традиционных комедий­ных «злодеев» или «тупиц». Фамусов - трагикомическое лицо, ведь в финальной сцене не только рушатся все его планы относи­тельно замужества Софии - ему грозит потеря репутации, «доброго имени» в обществе. Для Фамусова это настоящая беда, и потому в конце последнего действия он восклицает в отчаянии: «Моя судьба еще ли не плачевна?». Трагикомично и положение Молчалина, который находится в безвыходном положении: пле­ненный Лизой, он вынужден притворяться скромным и безропот­ным обожателем Софии. Молчалин понимает, что его отношения с ней вызовут раздражение и начальственный гнев Фамусова. Но и отвергнуть любовь Софии, полагает Молчалин, опасно: дочь имеет влияние на Фамусова и может отомстить, погубить его ка­рьеру. Он оказался между двух огней: «барской любовью» дочери и неминуемым «барским гневом» отца.

Искренний карьеризм и притворная любовь несовместимы, попытка соединить их оборачивается для Молчалина унижением и «падением» пусть с небольшой, но уже «взятой» им служебной «высоты».

Имена (фамилии) героев комедии классицизма часто бывают «говорящими». Имя собственное производится от нарицательного («Простаковы» от «простак», «Скотинин» от «скотина»), прямо и однозначно указывая на главную и ед. черту характера. В комедии немало эпизодических персонажей. Их характер исчерпывающе раскрывается их «говорящими» фа­милиями. Тот же прием используется и для того, чтобы подчеркнуть главную черту в облике или положении неко­торых центральных персонажей: Фамусов - всем известный, у всех на устах (от латинск. fama - молва), Репетилов - повто­ряющий чужое (от франц. repeter -повторять), София - муд­рость (древнегреч. sophia), Чацкий в первой редакции был Чадским, то есть и «пребывающим в чаду», «начадившим». Зло­вещая фамилия Скалозуб - «перевертыш» (от слова «зубо­скал»). Молчалин, Тугоуховские, Хлестова - эти фамилии «го­ворят» сами за себя.

Фамилии ге­роев «Горя от ума» тоже часто «говорящие», но функция их иная, чем в классицизме: в фамилиях задан опреде­ленный круг ассоциаций, который в целом не упрощает, а наоборот, осложняет понимание характера, выявляя в нем какую-то новую грань. Такие имена, как «Молча­лин», не только сохраняют в себе первоначальное значе­ние («молчать»), но и сами по себе являются потенц. нариц. именами: эта возможность реализуется уже в тексте: («Молчалины блаженствуют на свете!»; «В нем Загорецкий не умрет!»). Вместо системы амплуа и однозначных характеров-эмблем с простыми «говорящими» фамилиями мы обна­руживаем в комедии систему социально и культурно обусловленных типов, изображаемых по принципу реа­листической типизации и индивидуализации.

Кроме того, можно заметить, что в комедии Грибое­дова «говорящие» фамилии не только указывают на ка­кой-то аспект характера героя, но еще и отсылают к те­ме человеческого общения - «говорение» (Фамусов от лат. fama - «молва»; Репетилов от франц. repeter - «повторять»; Хлестова от «хлесткий»; «скалить зубы» (Скалозуб); «слушание» (Тугоуховские), «молчание» (Молчалин). Имена героев значимы все вместе: они составляют важный символ. ключ к понима­нию проблематики «Горя от ума»: это комедия о трудностях общения (именно поэтому сквозные моти­вы в ней - глухота и непонимание). Такая глубокая символичность не свойственна «говорящим» фамилиям в классицизме.

Жизненность языка комедии. Написанная низким стилем, по законам классицизма, она впитала в себя всю прелесть живого великого русского языка.

Язык комедии свободен от лексических, синтаксических и интонац. ограничений, это «грубая», «непричесанная» стихия разговорной речи, превра­тившаяся в чудо поэзии. «О стихах я не говорю, - заметил Пушкин, - половина должны войти в пословицу». Картина «общественного мненья», мастерски воссозданная Грибоедовым, складывается из устных высказываний персона­жей. Их речь импульсивна, порывиста, отражает мгновенную реакцию на чужие мнения и оценки. Психологическая достовер­ность речевых портретов действующих лиц - одна из важнейших особенностей комедии. Словесный облик персонажей так же не­повторим, как и их место в обществе, манера поведения и круг интересов. В толпе гостей, собравшихся в доме Фамусова, люди часто выделяются именно своим «голосом», ос-стями речи.

Драматургическое новаторство - в отказе от некоторых жанровых канонов класси­цист. комедии. Александрийский стих заменен гиб­ким стихотворным размером, позволившим передать все оттенки живой разговорной речи, - вольным ямбом .

Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге, мы можем сказать, что в комедии «Горе от ума» сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам «века минувшего», проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.

Злободневность звучания комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в XIX в. и в наше время До недавнего времени тоже "молчалины" процветали, а от "Чацких" старались избавляться. Я думаю, что это и привело нашу страну к духовному кризису, слишком много было покорных, живущих по принципу: "Не должно сметь свое суждение иметь". Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию реализма вполне отвечает "Горе от ума". Типизируя образ, Грибоедов каждому персонажу комедия придает индивидуальные черты и свойства. Отчего комедия до сих пор современна? Грибоедов блестяще запечатлел не только жизнь и нравы, но и характеры, которые есть во все времена. В армии можно встретить грубого солдафона (грибоедовского Скалозуба), в любом управлении - "всесильного дядюшку" (Фамусова), покровителя родственников, который держит всех служащих в узде.

Ведущим литературным направлением в начале XIX века был классицизм. Однако не все так просто с комедией Грибоедова. Уникальность «Горя от ума», в частности, и в том, что в этой комедии проявляются черты нескольких литературных направлений: классицизма, романтизма и реализма.

Признаки классицизма в комедии Грибоедова

В пьесе «Горе от ума» сохраняется единство места, времени и действия – трех категорий, характеризующих классицизм.

Действие происходит в течение одних суток в доме Фамусова.

Формально в пьесе есть одна ведущая сюжетная линия – «Софья – Чацкий - Молчалин». Однако эта линия не единственная.

Любовный конфликт перекрывается конфликтом общественным – Чацкий и фамусовское общество, т.е. появляется вторая сюжетная линия. Любовный конфликт в пьесе разрешен, а общественный нет, он выходит за рамки действия, что не характерно для классицизма.

Грибоедов сохраняет традиционные для классицизма амплуа.

Обратите внимание

Любовный треугольник: Софья – героиня, Молчалин – удачливый любовник, Чацкий – неудачливый, Фамусов-отец находится в неведении о том, что происходит, Лиза-горничная – наперсница Софьи.

Однако Грибоедов значительно усложняет систему образов.

Во-первых, Чацкий – не только отвергнутый герой-любовник, он выполняет в комедии и функцию резонера, т.е. именно он высказывает идеи, близкие автору.

Во-вторых, Молчалин не соответствует по своим качествам амплуа героя-любовника, но это и не герой второго плана, потому что Молчалин любим героиней.

Второстепенные персонажи также значительно расширяют классические амплуа. Лиза – не просто субретка, но и персонаж, который дает меткие характеристики героям

(«Кто так чувствителен, и меток, и остер, как Александр Андреич Чацкий»).

Таким образом, амплуа героев значительно шире классицистического канона.

В комедии сохранен и принцип говорящих фамилий:

Фамусов (от лат. «молва») боится сплетен, молвы,

князь Тугоуховский действительно плохо слышит,

Репетилов (от фр. «повторять») повторяет за другими.

Отношение автора сказывается и в фамилиях Скалозуба, Хрюминой, Хлестовой, Загорецкого и других. В первом варианте рукописи фамилия главного героя значилась как Чадский. Многие исследователи усматривают близость фамилии Чацкий с Чаадаевым, видным философом этого времени. Тем более, что Чаадаев, как и герой Грибоедова, был объявлен сумасшедшим.

Итак, в том, что в комедии говорящие фамилии не полностью отражают характер героев, проявляется еще одно отступление от канонов классицизма.

Классицистична композиция комедии: четыре действия, в экспозиции Лиза (второстепенный персонаж) дает характеристики основным действующим лицам, дает зрителю представление о происходящем, третье действие – кульминация, четвертое – развязка. Но в пьесе достаточно мало характерных для классицизма длинных монологов, нетипичен финал: порок не наказан, герой не торжествует, а покидает дом Фамусова.

Черты романтизма в пьесе «Горе от ума»

В этой удивительной пьесе можно найти и черты романтизма. Общественный конфликт пьесы характерен как раз для романтизма: Чацкий в одиночку противостоит всему фамусовскому обществу, косному, ханжескому.

Это противостояние во всем: в отношении к богатству, чинам, службе, образованию, крепостному праву, иностранным влияниям. Два лагеря – «целый лагерь Фамусовых и всей братии» и один боец, «враг исканий» (И.А.

Гончаров).

Для романтизма характерен трагический пафос. Своеобразный трагизм есть и в пьесе Грибоедова.

Гончаров говорил о роли Чацкого как о «страдательной»:

«Чацкий сломлен количеством силы старой».

Но в то же время он и победитель, т.к. за ним правда будущего. Как и любой романтический герой, Чацкий одинок

(«… в многолюдстве я потерян, как не свой»).

С романтическими тенденциями связан и мотив изгнанничества героя

(«Все гонят, все клянут! Мучителей толпа»).

Герой появляется в доме Фамусова после длительного путешествия и опять покидает Москву, испытывая «мильон терзаний»

(«… пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!»).

Финал комедии трагичен, а не смешон.

Наша презентация темы

Реализм в комедии Грибоедова

И.А. Гончаров в статье, посвященной комедии «Горе от ума», писал:

«В двадцати лиц отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний дух», исторический момент и нравы. Эта характеристика, в частности, может быть расценена как характеристика реалистичности пьесы Грибоедова.

В пьесе действительно более двадцати персонажей, а не пять – десять как в классицизме. Персонажи не делятся на четко положительных и отрицательных.

Герои Грибоедова типичны и действуют в типических обстоятельствах. Так, Фамусов – типичный московский барин. Однако его образ индивидуален: он искренне любит свою дочь и желает ей счастья, он не лишен чувства юмора.

Неоднозначен и образ Софьи: она способна на сильное чувство, в то же время именно она пускает убийственную сплетню о сумасшествии Чацкого. Неоднозначны и остальные герои комедии. В этом и проявляются черты реализма.

В тексте пьесы много точных деталей московского быта, нравов московского дворянства.

А.С.Грибоедов стоял у истоков новых веяний русской драматургии. В комедии ярко, точно и мастерски соединяются черты разных литературных направлений – классицизма, романтизма и реализма, основного конфликта эпохи – «века нынешнего и века минувшего».

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Черты классицизма, реализма и романтизма в комедии А. С. Грибоедова *Горе от ума» – 7 Декабря 2013 – Литература

Черты
классицизма, реализма и романтизма
в комедии А. С. Грибоедова *Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова еГоре от ума» была написана в
1820-1824 годах, именно в то время, когда на сцене господствовал классицизм, но в
литературе уже появился реализм и активно раз­вивался романтизм. Поэтому в
комедии присут­ствуют как черты классицизма, так и черты ро­мантизма,
а, кроме того, *Горе от ума» по праву считают первым реалистическим
произведением.

В своей комедии Грибоедов руководствуется эстетическими
принципами классицизма, твор­чески изменяя их. Так, в основном соблюдается
принцип трех единств. Действие происходит только в доме Фамусова
и укладывается в сутки: события начинают
развиваться рано утром и за­канчиваются
поздно вечером, когда гости разъез­жаются
после бала.

Однако единство действия нарушается:
помимо сюжетной линии Софья - Молчалин - Чацкий, в комедии присутствует общественный конфликт, который не укладыва­ется в рамки любовного сюжета. Количество дей­ствующих лиц также не соответствует класси­цистическому канону: в «Горе от ума» их более двадцати.

Кроме того, для типизации введены
внесценические персонажи, что недопустимо в классицистическом произведении, так
как нару­шается единство действия.

Грибоедов
сохраняет традиционную «систему амплуа». Сюжет основан на развитии «любовно­го треугольника». В комедии есть героиня, два любовника (герой-любовник и второй любовник), а также горничная, устраивающая их свидания, и отец, не
догадывающийся об увлечении собст­венной
дочери. Однако есть и отступления от традиции.

Чацкий не совсем герой-любовник, так
как терпит крах в любви, а также выполняет функцию резонера. Следует отметить, что и Мол-чалин не подходит под амплуа второго любовни­ка, ведь он удачлив в любви, но и амплуа первого он тоже не соответствует, так как не является идеальным
героем и изображен с негативной ав­торской
оценкой.

Выходят за рамки традицион­ных характеров и второстепенные персонажи в
этой любовной интриге. Лиза не только
субретка, но и своеобразный второй
резонер. Она дает мет­кие
характеристики действующим лицам: в экс­позиции комедии говорит про Фамусова, что, как все московские отцы, хотел бы «зятя он с звездами да с чинами», и с деньгами, «чтоб мог давать он балы*.

Также Лиза метко подмечает, что
Чацкий «чувствителен, и весел, и остер*. Та­ким
образом, характеры не укладываются в рам­ки традиционных амплуа, они шире.

В «Горе от ума» также сохраняется принцип «говорящих фамилий» ,
среди которых можно выделить несколько
типов, К первому относятся собственно говорящие фамилии, которые указы­вают на одну важную черту героя. Например, фа­милия
Фамусов, возможно, происходит от латин­ского слова «Гата» - молва.

Следовательно, об­ладатель этого имени
- человек, преклоняю­щийся перед
общественным мнением, бо-ящийся сплетен. Но это не единственное качество, на ко­торое
указывает эта фамилия. Ю. Тынянов пред­положил,
что «Фамусов» имеет отношение к анг­лийскому
*^апкшзэ - известный.

И действи­тельно,
Павел Афанасьевич достаточно извест­ный
в Москве человек: все наперебой зовут его в гости, на погребенье, на крестины. Фамилия Ту-гоуховский указывает на
физический порок пер­сонажа: князь, действительно, был тугим на ухо, Фамилия
Репетилов происходит от французского слова «гере^ега - повторять.