Сочинение на тему Культурное наследие В. Шекспира. Литературное наследие шекспира

Уильям Шекспир (1564-1616) - знаменитый английский поэт и драматург. Он считается самым великий англоязычным писателем, национальным достоянием. Творческое наследие Шекспира составляет 38 пьес, 154 сонета, 4 поэма и еще 3 эпитафии. Произведения драматурга переведены на все основные языки мира, их чаще всего ставят в театре.

Самое интересное, что о жизни Шекспира известно не так много. Красочные рассказы о нем историки чаще всего считают выдумкой. Попав в Лондон, Уильям сперва караулил у театра лошадей, потом стал там же помощником, заменяя суфлера и переписывая роли. Со временем Шекспиру стали доверять выступать на сцене. Надо сказать, что знаменитым актером Уильям так и не стал, зато он начал писать пьесы. В 1595 году Шекспир стал совладельцем «Труппы лорда Чемберлена», а через четыре года стал совладельцем театра «Глобус».

Но официальная биография драматурга совершенно не согласуется с его творчеством. Шекспир обладал богатым словарным запасом, который вдвое превышал уровень философа Фрэнсиса Бэкона. Драматург знал несколько языков, историю древнего мира, цитировал древних авторов. Он разбирался в музыке, медицине, военном деле, юриспруденции. Сегодня мы все еще находимся в плену многочисленных мифов об этом удивительном человеке, гадая, кем же он был на самом деле.

Шекспир был образованным человеком. Учитывая глубокое творческое наследие драматурга, логично предположить, что он был хорошо образованным человеком. В те времена университеты были доступны лишь самым избранным, в их число Шекспир не входил. Есть мнения, что драматург учился в стратфордской грамматической школе, где обучался латыни, что он ходил в школу короля Эдуарда VI, изучая там творчество древних поэтов. Но никаких документов о пребывании в этих заведениях Шекспира не сохранилось. Не нашлось и воспоминаний тех, кто учился вместе с ним.

Шекспир бы необразованным. В 1920 году Джон Луни опубликовал статью, в которой приписывал авторство произведений Шекспира графу Оксфорду. Этот образованный аристократ имел больше шансов создавать пьесы, нежели сын ремесленника. На самом деле в те времена общественное образование, хотя и не охватывало науки, было высокого стандарта. Особенностью общества были возможности среднего класса, который мог даже заниматься международной торговлей. Стратфорд был не Лондоном, но отец Шекспира являлся одним из самых уважаемых людей своего города. Его семья имела достаточно возможностей, чтобы дать Уильяму образование. В те времена средний класс и знать получали базовое образование, которое подразумевало изучение латыни и греческого языка. Ученые нашли в произведениях Шекспира ссылки на более чем сто книг, что говорит о мощном пытливом уме драматурга. Он активно учился на протяжении всей своей жизни.

Шекспир был писателем. Шекспир представляется в виде писателя, упорно работающего над своими произведениями. Но это не было его единственной профессией. Фактически он был актером. Шекспир выступал в театральных труппах, таких, как мужской театр лорда Чемберлена. Считается, что именно Уильям играл призрака в Гамлете, а также короля Дункана в Макбете. На рубеже XVI-XVII веков Шекспир стал делать себе имя в Лондоне за счет своих произведений, но в Стратфорде его знали, как преуспевающего бизнесмена. Он сколотил немалое состояние, скупая и продавая зерно, выдавая кредиты. На Шекспира даже завели дело по неуплате налогов, а в 1598 году еще и оштрафовали за спекуляции зерном во время голода.

Шекспир умер в тот же день, что и родился. Обычно считают, что драматург появился на свет 23 апреля 1564 года в Стратфорд-апон-Эйвоне, а умер 23 апреля 1616 года. Но точная дата рождения все же неизвестна. Историки знают только, что Шекспира крестили 26 апреля. В Англии 23 апреля считается днем святого Георгия, покровителя Англии. Возможно, биографы позже могли приурочить рождение Уильяма к этому важному празднику. В 1582 году юлианский календарь был заменен на григорианский, произошло смещение даты. Так что можно обоснованно предположить, что реально появился на свет Шекспир 1 мая.

Выпущены все пьесы Шекспира. Творчество драматурга считается хорошо изученным, все его произведения опубликованы. Но есть как минимум одна пьеса, неизвестная широкой общественности. «История Карденьо» долгое время считалась утерянной, но в 2010 году была найдена ее сохранившаяся копия.

Шекспировский театр «Глобус» сохранился до наших дней. Первым театром, созданным актерами для актеров, стал «Глобус» в Саутуарке. Считается, что здание сохранилось в первоначальном виде. Однако оригинальное строение сгорело в 1613 году во время выступления короля Генриха VIII. Из-за искры воспламенилась соломенная крыша. И хотя здание театра перестроили в следующем году, в 1640 его снова снесли под давлением пуритан. Только в 1997 году «Глобус» подвергся реконструкции, принимая туристов и сегодня. В новом здании соблюдены все правила безопасности, оно может принять до 1500 зрителей. Но находится современный «Глобус» в 200 метрах от оригинального места.

Шекспир - драматург эпохи Елизаветы. Именно с именем королевы Елизаветы связывают творчество Шекспира. Но расцвет его творчества пришелся на времена правления короля Якова I. В эти годы постепенно драматург стал уходить от романтических комедий в сторону драматической сатиры. При Якове свет увидели 14 важных работ Шекспира: «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Зимняя сказка», «Буря» и другие.

Шекспир творил в одиночестве. Рядом с именем Шекспира не воспринимаются имена соавторов. Между тем он сотрудничал со многими другими драматургами, это было нормой для того времени. Джорджу Уилкинсу, например, приписывают первую половину пьесы «Перикл». «Два знатных родича» из Первого фолио также считается совместной работой. В издании 1634 года на титульном листе напечатаны имена Шекспира и Джона Флетчера. Литературоведы находят в произведениях Шекспира немало следов других авторов того же периода. Это относится к «Макбету», «Все хорошо, что хорошо кончается», «Титу Андронику» и другим.

Шекспир был примерным семьянином. Одна из немногих вещей, которых мы точно знаем о Шекспире - его семья. У него была жена Энн, трое детей. После смерти сына Хемнета в 11-летнем возрасте драматург отдалился от своей семьи. Он переехал в Лондон и не осталось никаких его писем к жене. В своем завещании Шекспир мельком упоминает супругу, хотя ей досталась треть завещания. Большая часть имущества досталась старшей дочери Сьюзен. А завещание жене «вторую по качеству кровать» до сих пор вызывает разные толкования.

Сохранились потомки Шекспира. Наследник Уильяма, сын Хемнет, умер еще в детстве. Наследство Шекспира должны были получить дети старшей дочери Сьюзен. Но ее дочь, Элизабет, внучка Уильяма, умерла бездетной в 1670 году. В двух ее браках дети так и не появились. Другая дочь Шекспира, Джудит, вышла замуж уже после смерти отца за винодела Томаса Куини. В этом браке появилось трое детей, но они умерли, не женившись. Так прервалась наследственная линия драматурга.

Шекспир был гетеросексуалом. И хотя у писателя была жена и двое детей, вполне вероятно, что он был гомосексуалистом. Во многих сонетах воспевается любовь к мужчине, а не к женщине. В одном из своих произведений автор с любовью называет героя «прекрасным юношей». Многие исследователи считают, что под этим образом скрывался граф Саутгемптон. Шекспир много сотрудничал с ним, хотя тот прославился своими сексуальными отношениями с мужчинами. Свои сонеты драматург посвящал некоему W.H. Под этим псевдонимом могли скрываться такие красавцы, как Генри Ризли, граф Саутгемптон, или Уильям Герберт, граф Пембрук. В сонете 20 Шекспир открыто называет объект своей страсти, мужчину, «царем и царицей сердца моего». Автор призывает мужчину сохранить свою эмоциональные чувства при себе. Удивляет и тот факт, что в канонических произведениях Шекспира есть много сцен переодевания людей в одежду другого пола.

Произведения Шекспира публиковали при его жизни. Во времена Шекспира драматурги продавали свои работы действующим труппам. Приобретя пьесу, актеры никаких ее копий не делали. Иначе конкуренты могли бы сделать такую же постановку. Делать копии считалось безумием. Полное собрание сочинений Шекспира могло бы не дойти до наших дней, если бы не актеры Джон Хемингес и Генри Конделл. Они уже после смерти драматурга собрали коллекцию из его 36 пьес «Мистера Шекспира комедии, хроники и трагедии». До нас дошло только 40 экземпляров первого издания 1623 года, стоит такая книга от 8 миллионов долларов. Первое издание было дополнено позже лишь двумя новыми пьесами.

Личность Шекспира хорошо известна. О Шекспире пишут многочисленные искусствоведы, его жизнь и творчество изучены вдоль и поперек. О нем знают больше, чем о современных писателях. На самом деле личность Шекспира крайне загадочная. Нет никаких его личных дневников, заметок, воспоминаний о нем друзей. Ученые в сохранившихся документах нашли немало ссылок на Шекспира. В основном это юридические документы. Писатель вел правовые споры, подписывал договора аренды, покупал недвижимость, оставил завещание. Но это ничего не говорит о личности самого Шекспира. Эта сторона его жизни остается загадочной.

Шекспир не был автором своих пьес. Этот миф чуть ли не самый популярный о личности автора. Среди вероятных авторов называют обычно Фрэнсиса Бэкона, графа Оксфорда, Кристофера Марло, Уильяма Стэнли, Роджера Меннерса и даже саму королеву Елизавету. Но почему-то никто не оспаривает авторство Чосера и его «Кентерберийских рассказов» или Эдгара Уоллеса и его сотни триллеров. Создание драмы во времена Елизаветы было настоящим бизнесом. Автору надо было переписывать свое произведение, постоянно менять его, адаптировать, сотрудничать с актерами, учитывать конкурирующие аналоги, пытаться сделать продукт жизнеспособным. В результате имена авторов произведений той эпохи практически не сохранились, за исключением Шекспира и Джонсона. Их работы вышли отдельным собранием, что было необычно для того времени. Во времена Шекспира творил и Бэкон, и Оксфорд. Но их пьесы были иными. Шекспир брал историю в одном источнике, добавлял материалы из другого, учитывал возможности своих актеров. Материал оттачивался в ходе репетиций и выступлений. Пьесы подвергались цензуре правительства, которое часто требовало удаления спорного материала. Опубликованные версии были тем, что смогли запомнить актеры. Шекспира ценили многие современники, а не только патрон, граф Саутгемптон. Талантливому драматургу отдавали дань знатоки театра в своих воспоминаниях. Шекспир являлся одним из самых почитаемых писателей своего времени. Именно поэтому его коллеги и решили собрать все его произведения и выпустить книгу с ними. Проект даже мог повлечь за собой финансовые неприятности, ведь конкуренты могли скопировать пьесы. Для тех, кто лично знал Шекспира, его смерть стала концом эпохи. Если бы произведения создавали действительно Оксфорд или Бэйкон, то отчего так уважали Шекспира? В 2010 году работы драматурга и наиболее вероятных кандидатов на авторство были подвергнуты компьютерному анализу. Оказалось, что все тексты были созданы одним человеком, отличным от предполагаемых кандидатов. Так что вопрос авторства Шекспира можно считать закрытым.

Шекспир - величайший английский драматург. Сегодня такая точка зрения считается общепринятой, но так было далеко не всегда. При своей жизни у Шекспира была репутация всего лишь хорошего драматурга и поэта, одного из многих елизаветинской эпохи. Он сумел найти влиятельных друзей, завоевать успех у публики. В первые полтора столетия после смерти драматург не считался великим писателем. В театрах эпохи Реставрации более популярными были пьесы Флетчера и Бомонта, Бен Джонсон и Шекспир считались авторами более низкого уровня. Действительно национальная слава пришла к драматургу в 1769 году после празднования Стратфордского юбилея. И в те времена ни у кого не возникало вопросов, кто был настоящим автором произведений Шекспира. И лишь когда его стали называть национальной гордостью и гением, появились такие мифы. Как и у любого другого писателя, работы Шекспира были не одинакового качества. В его пьесах встречаются скучные, механические или бессмысленные отрывки. Правда, непонятно, вина ли это автора - текст часто восстанавливался. Мы не всегда понимаем сленг той эпохи, ссылки на события. И юмор времен Шекспира отличается от нашего. Текст нельзя воспринимать, как священную реликвию, его надо растолковывать, как и Чосера. Театр - искусство эфемерного. Тот Шекспир, которого ценили современники, уже навсегда ушел.

Сюжеты Шекспира оригинальные. Как уже было сказано, во времена Шекспира драматурги часто заимствовали сюжеты друг у друга. В случае с Шекспиром показательным является случай с «Гамлетом». Эту пьесу считают одной из самых лучших. Между тем сюжет был взят из старой скандинавской истории. В третьей книге «Деяний данов» датский летописец Саксон Грамматик поведал легенду о датском правителе Амлетус. Главный герой пытается отомстить за смерть своего отца. Другие исследователи считают, что сюжет был позаимствован у Томаса Кида из его «Испанской трагедии». И хотя оригинальная версия истории так и осталась малоизвестной, ее изложение Шекспиром оказалось наиболее лучшим.

Родился в маленьком городке Стратфорд-на-Эйвоне 23 апреля 1654. Происходил из семьи торговцев и ремесленников. Учился в т.н. «грамматической школе», где основным предметом был латинский язык и основы греческого. В школе получил широкие знания античной мифологии, истории и литературы, отразившиеся в его творчестве. В 1582 женился на А.Хэсуэй, от брака с которой имел троих детей. Однако около 1587 покинул Страдфорд-на-Эйвоне и свою семью и переселился в Лондон . Далее о его жизни нет никаких сведений до 1592, когда мы впервые находим упоминание о нем, как об актере и драматурге – в предсмертном памфлете драматурга Р.Грина На грош ума, купленного за миллион раскаяния. Более точные биографические сведения о Шекспире датируются 1593–1594, когда он вступил в одну из ведущих английских театральных трупп того времени – труппу Р.Бербеджа «Слуги лорда-камергера» (Chamberlain"s Men).

Считается вероятным, что Шекспир стал профессиональным актером уже в конце 1580-х; а с 1590 начал и свою драматургическую деятельность. В те годы мало что предвещало, что Шекспир станет не только самым знаменитым мировым драматургом, но и одной из самых загадочных личностей в истории. До сих пор существует масса гипотез (впервые выдвинутых в конце 18 в.), что его пьесы принадлежат перу совершенно другого человека. За два с лишним века существования этих версий на «роль» автора этих пьес выдвигали около 30 самых разных претендентов – от Фрэнсиса Бэкона и Кристофера Марло до пирата Фрэнсиса Дрейка и королевы Елизаветы. Были версии, что под именем Шекспира скрывается целый коллектив авторов – и к этому подталкивает, несомненно, небывалая многогранность творческого наследия Шекспира: в его палитре трагедия , комедия , исторические хроники, барочные драмы, лирико-философская поэзия – вспомним знаменитые сонеты . При этом даже в рамках одного жанра – любого из перечисленных – Шекспир удивительно многолик. Однако кем бы он ни был, – а в многочисленных спорах о личности великого драматурга и поэта точка будет поставлена не скоро, возможно, что и никогда – создания гения Ренессанса сегодня по-прежнему вдохновляют режиссеров и актеров всего мира.

Первые его пьесы относятся к началу 1590-х, последняя – к 1612. Таким образом, творческий путь Шекспира был не слишком долгим – около двадцати лет. Однако за эти два десятка лет в его драматургии отразилась эволюция всего ренессансного мировоззрения.

В ранних комедиях (Как вам это понравится , Два веронца , Сон в летнюю ночь , Много шума из ничего , Двенадцатая ночь , Бесплодные усилия любви , Укрощение строптивой , Комедия ошибок , Виндзорские насмешницы ) в полной мере присутствует гармоничное отражение совершенства мироздания, жизнерадостный, оптимистический взгляд на мир. В них нет плутовских мотивов, столь распространенных в литературе того времени. Здесь веселятся ради веселья, шутят ради шутки. Поражает разнообразие жанровых вариаций комедий – романтическая комедия, комедия характеров, комедия положений, фарс, «высокая» комедия. При этом все персонажи поразительно многогранны, психологические ходы – сложны и разнообразны. Герои шекспировских комедий всегда незаурядны, в их образах воплощены типично ренессансные черты: воля, острый ум, стремление к независимости, и, конечно, сокрушающее жизнелюбие. Даже на чисто фарсовых ситуациях комедии положений (как, скажем, в Комедии ошибок ) Шекспир строит сложные реалистические характеры. Особенно интересны женские образы этих комедий – равные мужчине, свободные, энергичные, активные и бесконечно обаятельные.

В этот же период (1590–1600) он пишет ряд исторических хроник. В шекспироведении их принято делить на две тетралогии, каждая из которых охватывает один из периодов английской истории. Первая из них – три части Генриха VI и Ричард III – о времени борьбы Алой и Белой розы; вторая – Ричард II , две части Генриха IV и Генрих V – о предшествующем периоде борьбы между феодальными баронами и абсолютной монархией. Жанр драматической хроники свойственен только английскому Ренессансу. Скорее всего, так получилось потому, что любимым театральным жанром раннего английского средневековья были мистерии на светские мотивы. Драматургия зрелого Возрождения формировалась под их влиянием; и в драматических хрониках сохранены многие мистериальные черты: широкий охват событий, множество персонажей, свободное чередование эпизодов. Однако в отличие от мистерий, в хрониках представлена не библейская история, а история государства. Здесь, в сущности, он тоже обращается к идеалам гармонии – но гармонии именно государственной, которую видит в победе монархии над средневековой феодальной междоусобицей. В финале пьес торжествует добро; зло, как бы ни страшен и кровав был его путь, низвергнуто. Таким образом, в первый период творчества Шекспира на разных уровнях – личностном и государственном – трактуется главная ренессансная идея: достижение гармонии и гуманистических идеалов.

Однако уже в первый период появились две пьесы, в которых возникает предвестие будущих шекспировских трагедий – Ромео и Джульетта и Юлий Цезарь . Здесь впервые отчетливо слышны ноты сомнения в том, что всеобщая гармония может стать реальностью.

Второй период творчества Шекспира (1601–1607) посвящен преимущественно трагедии (за эти годы он пишет лишь две комедии: Конец – делу венец и Мера за меру , причем вторая из них фактически относится к драме). Именно в этот период драматург достигает вершины своего творчества – Гамлет (1601), Отелло (1604), Король Лир (1605), Макбет (1606), Антоний и Клеопатра (1607), Кориолан (1607). В них уже нет и следа гармонического ощущения мира, здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Здесь трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными. При этом очень важно, что в великих трагедиях Шекспира полностью отсутствует фаталистическое отношение к року, предопределяющему трагедию. Главный акцент, как и прежде, ставится на личности героя, формирующего свою судьбу и судьбы окружающих.

Произведения последнего периода его творчества: Цимбелин , Зимняя сказка , Буря . Это – поэтические сказки , уводящие от реальности в мир мечты. Полный осознанный отказ от реализма и уход в романтическую фантазию закономерно трактуется шекспироведами как разочарование драматурга в гуманистических идеалах, признание невозможности достижения гармонии. Этот путь – от торжествующе-ликующей веры в гармонию к усталому разочарованию – фактически прошло и все мировоззрение Ренессанса.

Несравненной мировой популярности пьес Шекспира способствовало отличное знание драматургом театра «изнутри». Практически вся лондонская жизнь Шекспира была так или иначе связана с театром, причем с 1599 – с театром «Глобус» , бывшим одним из важнейших центров культурной жизни Англии. Именно сюда в только что отстроенное здание переселилась труппа Р.Бербеджа «Слуги лорда-камергера», как раз в то время, когда Шекспир стал одним из пайщиков труппы. Шекспир играл на сцене примерно до 1603 – во всяком случае, после этого времени упоминаний о его участии в спектаклях нет. По-видимому, как актер Шекспир не пользовался особой популярностью – сохранились сведения о том, что он исполнял второстепенные и эпизодические роли. Тем не менее, сценическая школа была пройдена – работа на сцене, несомненно, помогла Шекспиру точнее понять механизмы взаимодействия актера со зрителем и секреты зрительского успеха. Зрительский успех был очень важен для Шекспира и как для театрального пайщика, и как для драматурга – и после 1603 он оставался крепко связанным с «Глобусом», на сцене которого ставились практически все написанные им пьесы. Устройство зала «Глобуса» предопределяло совмещение на одном спектакле зрителей самых разных социальных и имущественных слоев, при этом театр вмещал не менее 1500 зрителей. Перед драматургом и актерами вставала сложнейшая задача удерживать внимание разнородной аудитории. Пьесы Шекспира в максимальной степени отвечали этой задаче, пользуясь успехом у зрителей всех категорий.

Мобильную архитектонику шекспировских пьес во многом обусловили и особенности театральной техники 16 в. – открытая сцена без занавеса, минимум реквизита, крайняя условность сценического оформления. Это заставляло концентрировать внимание на актере и его сценическом мастерстве. Каждая роль в шекспировских пьесах (часто – написанная на конкретного актера) психологически объемна и предоставляет огромные возможности ее сценической интерпретации; лексический строй речи меняется не только от пьесы к пьесе и от персонажа к персонажу, но и трансформируется в зависимости от внутреннего развития и сценических обстоятельств (Гамлет, Отелло, Ричард III и др.). Недаром множество актеров с мировыми именами блистали в ролях шекспировского репертуара.

Вообще язык драматургических произведений Шекспира необычайно богат: по исследованиям филологов и литературоведов, его словарь насчитывает более 15000 слов. Речь персонажей изобилует всевозможными тропами – метафорами, аллегориями, перифразами и т.д. Драматург использовал в своих пьесах множество форм лирической поэзии 16 в. – сонет, канцону, альбу, эпиталаму и др. Белый стих, которым в основном написаны его пьесы, отличается гибкостью и естественностью. Этим обусловлена огромная притягательность творчества Шекспира для переводчиков. В частности, в России к переводам шекспировских пьес обращались множество мастеров художественного текста – от Н.Карамзина до А.Радловой, В.Набокова , Б.Пастернака , М.Донского и др.

Минимализм сценических средств Ренессанса позволил драматургии Шекспира органично влиться в новый этап развития мирового театра, датируемый началом 20 в. – театра режиссерского, ориентированного не на отдельные актерские работы, а на общее концептуальное решение спектакля. Невозможно перечислить даже общие принципы всех многочисленных шекспировских постановок – от подробной бытовой трактовки до крайней условно-символической; от фарсово-комедийной до элегически-философской или мистериально-трагедийной. Любопытно, что пьесы Шекспира до сих пор ориентированы на зрителей практически любого уровня – от эстетствующих интеллектуалов до невзыскательной зрительской аудитории. Этому, наряду со сложной философской проблематикой, способствуют и запутанная интрига, и калейдоскоп различных сценических эпизодов, перемежающих патетические сцены с комедийными, и включение в основное действие поединков, музыкальных номеров и т.д.

Драматургические произведения Шекспира стали основой и многих спектаклей музыкального театра (оперы Отелло , Фальстаф (по Виндзорским насмешницам ) и Макбет Д.Верди; балет Ромео и Джульетта С.Прокофьева и мн. другие).

Примерно в 1610 Шекспир покинул Лондон и возвратился в Стратфорд-на-Эйвоне. До 1612 не терял связи с театром: в 1611 написана Зимняя сказка , в 1612 – последнее драматургическое произведение, Буря . Последние годы жизни отошел от литературной деятельности, и жил тихо и незаметно в кругу семьи. Вероятно, это было связано с тяжелой болезнью – на это указывает сохранившееся завещание Шекспира, составленное явно наспех 15 марта 1616 и подписанное изменившимся почерком. 23 апреля 1616 в Стратфорде-на-Эйвоне скончался самый знаменитый драматург всех времен и народов.

Татьяна Шабалина


Культурное наследие В. Шекспира

Шекспир был величайшим драматургом-гуманистом Англии. Его творчество - вершина литературы эпохи Возрождения. Нет ничего удивительного в том, что в наше время пьесы Шекспира не сходят с подмостков театров мира. Великий драматург говорил о вечном и неизменном, - о человеке, поэтому он всегда современен и востребован зрителем.
Творческий путь Шекспира продолжается от конца 80-х годов XVI в. и до 1612 г. Обычно литературоведы подразделяют его на три периода. В первый период - 90-е годы XVI в. - Шекспир создает самые жизнерадостные комедии, "исторические хроники", а также трагедию "Ромео и Джульетта". В это же время им были написаны две поэмы и сонеты, изданные позднее - в 1609 г.
Ко второму периоду (1601-1608 гг.) относятся наиболее прославленные трагедии Шекспира. В третий период (с 1608 по 1612 г.) Шекспир пишет несколько пьес, действие которых перенесено в необыденную, иногда сказочную обстановку; сам Шекспир и его современники называли их комедиями.

Я очень люблю трагедию "Ромео и Джульетта". Знаменитейшая трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" - одна из самых обожаемых и горячо любимых публикой классических произведений. Критика Шекспира в этом произведении направлена преимущественно против феодальных устоев, ставших преградой для человеческой любви. Это поэтическая пьеса о любви по свободному выбору. Столкновение влюбленных с феодальными предрассудками, родовой враждой и произволом родителей ведет к трагической развязке. Действие пьесы происходит в итальянском городе Вероне; хотя проблематика ее навеяна английской действительностью, однако природа и вся обстановка Италии прекрасно подходят к ее лирическому сюжету. Очень грустная, но в то же время прекрасная история любви двух юных, страстных и чистых сердец, которые не смогли соединиться воедино из-за стародавней вражды своих семей. Совершенно случайно встретившись на балу, двое влюбленных молодых людей с первого взгляда поняли, что больше не смогут существовать друг без друга. И с первой встречи их мир перевернулся. Внезапно возникшее чувство безграничной любви подарило им состояние возвышенного бесконечного счастья. Понимая, что родители никогда не пойдут им навстречу и не разрешат видится, Ромео и Джульетта все же тайно встречаются. В этом им помогает брат Лоренцо, который со временем их тайно венчает. Но судьба не дает шанса быть этой огромной любви. Трагический конец пьесы наполнен непреодолимой грустью и жалостью. Двое влюбленных так горячо любили друг друга, что умерли в один день. Только потеряв своих детей, семьи Капулетти и Монтекки осознали, к чему привела их многолетняя вражда и чего стоил им мир. История этих двух мятежных молодых людей была абсолютно банальным явлением для времени, в котором жил Шекспир. Но только благодаря своему бескрайнему таланту, Шекспир смог сделать пьесу "Ромео и Джульетта" непревзойденной историей благородной, чистой и светлой любви, прочитав которую никто не остается равнодушным.

Творчество Шекспира сыграло важную роль в культурной жизни последующих веков. Его произведения были переведены на множество языков, выдержали многочисленные постановки в театрах разных стран и с волнением воспринимались зрителями спустя века после его смерти. Лучшие произведения Шекспира идут на сценах наших отечественных театров. Они стали достоянием широкой публики. Большую известность приобрели фильмы Григория Козинцева "Гамлет" и "Король Лир". На тему "Ромео и Джульетты" Сергеем Прокофьевым написана музыка к одноименному балету. Исполнением роли Джульетты в Большом театре прославилась Галина Сергеевна Уланова. Творчество Шекспира составляет целую эпоху в развитии мировой драматургии. Поэтому его произведения не теряют своей остроты и всегда воспринимаются читателями и зрителями с большим интересом и волнением.

Великий драматург Англии эпохи Ренессанса, национальный поэт, получивший мировое признание, Уильям Шекспир появился на свет в городке Стратфорде, который находится севернее Лондона. В истории сохранились только сведения о его крещении 26 апреля 1564 года.

Родителями мальчика были Джон Шекспир и Мэри Арден. Они входили в число зажиточных граждан города. Отец мальчика помимо земледелия занимался изготовлением перчаток, а также мелким ростовщичеством. Его несколько раз выбирали в совет правления города, он был констеблем и даже мэром.

По некоторым данным, Джон принадлежал к католическому вероисповеданию, за что в конце жизни подвергся преследованиям, заставившим его распродать все свои земли. В течение своей жизни он выплачивал большие суммы протестантской церкви за непосещение службы. Мать Уильяма была урожденной саксонкой, она принадлежала к древней уважаемой фамилии. Мэри родила 8 детей, третьим из которых был Уильям.


В Стратфорде маленький Уильям Шекспир получил по тем временам хорошее образование. В детстве он поступил в грамматическую школу, где изучали латынь и древнегреческий язык. Для более глубокого и полного освоения древних языков предполагалось участие учеников в школьных постановках пьес на латыни.

По некоторым данным, помимо этого учебного заведения Уильям Шекспир в юношестве посещал ещё и королевскую школу, которая также находилась в родном городке. Там у него была возможность ознакомиться с древнеримскими поэтическими трудами.

Личная жизнь

В 18 лет у молодого Уильяма завязался роман с 26-летней дочерью соседа Энн Хатауэй, с которой они вскоре поженились. Причиной поспешной женитьбы стала беременность девушки. В те времена добрачные связи в Англии считались нормой, женитьба часто проходила после зачатия первенца. Единственным условием таких связей было обязательное венчание до рождения ребёнка. Когда в 1583 году у молодой четы родилась дочь Сьюзен, Уильям был счастлив. Всю жизнь он был особенно привязан к ней, даже после рождения через два года двойняшек сына Хемнета и второй дочери Джудит.


Уильям Шекспир с женой и детьми

Больше в семье поэта детей не было, скорее всего из-за вторых тяжёлых родов его жены Энн. В 1596 году чета Шекспиров переживёт личную трагедию: во время эпидемии дизентерии умрёт их единственный наследник. После переезда Уильяма в Лондон его семья осталась в родном городке. Нечасто, но регулярно Уильям посещал своих родных.

О его личной жизни в Лондоне историки строят много загадок. Вполне возможно, что драматург жил один. Некоторые исследователи биографии поэта приписывают ему любовные связи, в том числе и с мужским полом. Но эта информация так и остаётся недоказанной.

Неизвестные семь лет

Уильям Шекспир - один из немногих авторов, о котором сведения собирались буквально по крупицам. Осталось очень мало прямых свидетельств о его жизни. В основном все сведения об Уильяме Шекспире извлекали из второстепенных источников, таких как высказывания современников или административные записи. Поэтому о семи годах после рождения его двойни и до первых упоминаний о его работе в Лондоне, исследователи строят загадки.


Уильям Шекспир. Единственный сохранившийся прижизненный портрет

Шекспиру приписывают и службу у знатного землевладельца в качестве учителя, и работу в лондонских театрах суфлером, рабочим сцены и даже коневодом. Но по-настоящему достоверных сведений об этом периоде жизни поэта нет.

Лондонский период

В 1592 году в прессе появляется высказывание английского поэта Роберта Грина о творчестве молодого Уильяма. Это первое упоминание о Шекспире, как об авторе. Аристократ в своём памфлете постарался высмеять молодого драматурга, так как видел в нем сильного конкурента, но который, не отличался благородным происхождением и хорошим образованием. В это же время упоминается о первых постановках пьесы Шекспира «Генрих VI» в лондонском театре «Роза».


Иллюстрация к пьесе «Генрих VI»

Это произведение было написано в духе популярного английского жанра хроники. Такой тип представлений был распространен в эпоху Возрождения в Англии, он носил эпический характер повествования, сцены и картины часто были не связаны между собой. Хроники были призваны воспевать государственность Англии в противовес феодальной раздробленности и междоусобным войнам.

Известно, что Уильям с 1594 года входит в крупное актерское сообщество «Слуги лорда-камергера» и становится вскоре его соучредителем. Постановки приносили большой успех, и труппа за короткое время настолько разбогатела, что позволила себе построить в течение следующих пяти лет знаменитое здание театра «Глобус». А к 1608 году театралы приобрели себе ещё и закрытое помещение, которое назвали «Блэкфрайерс».


Легендарное здание театра “Глобус” в 1599 году

Во многом успеху способствовало благоволение правителей Англии: Елизаветы I и её наследника Якова I, у которого театральный коллектив приобрёл себе разрешение на смену статуса. С 1603 года труппа получила название «Слуги Короля». Шекспир не только занимался написанием пьес, он также принимал активное участие в постановках своих произведений. В частности, сохранились сведения о том, что Уильям играл во всех своих пьесах главные роли.

Состояние

По некоторым свидетельствам, в частности, о сделанных покупках недвижимости Уильямом Шекспиром, он зарабатывал достаточно и был успешен в финансовых делах. Драматургу приписывают занятия ростовщичеством.


Особняк Уильяма Шекспира

Благодаря своим накоплениям в уже 1597 году Уильям смог позволить себе купить просторный особняк в Стратфорде. Кроме того, Шекспир после смерти был сразу же захоронен в алтаре церкви Святой Троицы родного города. Такая честь была оказана ему не за особые заслуги, а за то, что он ещё при жизни заплатил положенную сумму за место своего погребения.

Периоды творчества

Великий драматург создал бессмертную сокровищницу, которая питает мировую культуру вот уже более пяти веков подряд. Сюжеты его пьес стали вдохновением не только для артистов драматических театров, но и для многих композиторов, а также для кинорежиссеров. За всю свою творческую жизнь Шекспир неоднократно менял характер написания своих произведений.

Первые его пьесы по своей структуре часто копировали популярные в то время жанры и сюжеты, такие как хроники, комедии Возрождения («Укрощение строптивой»), «трагедии ужаса» («Тит Андроник»). Это были громоздкие произведения с большим количеством героев и неестественным для восприятия слогом. На классических для того времени формах молодой Шекспир постигал азы написания драмы.


Иллюстрация к пьесе «Ромео и Джульетта»

Вторая половина 90- х годов XVI столетия ознаменовалась появлением драматургически отточенных по форме и содержанию сочинений для театра. Поэт ищет новую форму, не отходя от заданных рамок ренессансной комедии и трагедии. Он наполняет старые изжившие формы новым содержанием. Так на свет появляется гениальная трагедия «Ромео и Джульетта», комедии «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец». Свежесть стиха в новых сочинениях Шекспира сочетается с необычным и запоминающимся сюжетом, что делает эти пьесы популярными у публики всех слоёв населения.

В это же время Шекспир создаёт цикл сонетов, знаменитого в то время жанра любовной стихотворной лирики. Почти на два столетия были забыты эти поэтические шедевры мастера, но с возникновением романтизма они вновь обрели славу. В XIX веке появилась мода на цитирование бессмертных строк, написанных на исходе ренессанса английским гением.


Уильям Шекспир за работой

Тематически стихи представляют собой любовные послания к неизвестному юноше, и лишь последние 26 сонетов из 154 - это обращение к черноволосой даме. Многие исследователи усматривают в этом цикле автобиографические черты, предполагая нетрадиционную ориентацию драматурга. Но некоторые историки склоняются к мысли, что в этих сонетах используется обращение Уильяма Шекспира к своему покровителю и другу графу Саутгемптону в принятой тогда светским обществом форме.

На рубеже веков в творчестве Уильяма Шекспира появляются произведения, которые сделали его имя бессмертным в истории мировой литературы и театра. Практически состоявшийся, успешный творчески и финансово драматург создаёт ряд трагедий, принесших ему славу не только в Англии. Это пьесы «Гамлет», «Макбет», «Король лир», «Отелло». Данные произведения подняли популярность театра «Глобус» до высот одного из самых посещаемых увеселительных заведений Лондона. При этом состояние его владельцев, в том числе и Шекспира, за короткий период неоднократно возросло.


Иллюстрация к пьесе «Отелло»

На закате своего творчества Шекспир сочиняет ряд бессмертных произведений, которые удивили современников своей новой формой. В них трагедия сочетается с комедией, а сказочные сюжеты вплетены в канву описания ситуаций из повседневной жизни. Прежде всего это пьесы-фантазии «Буря», «Зимняя сказка», а также драмы на античные сюжеты - «Кориолан», «Антоний и Клеопатра». В этих произведениях Шекспир выступил в качестве большого знатока законов драмы, который легко и изящно собирает воедино черты трагедии и сказки, сложный высоких слог и понятные речевые обороты.

По отдельности многие из драматических произведений Шекспира были изданы ещё при его жизни. Но полное собрание сочинений, в которой вошли практически все канонические пьесы драматурга, появилось лишь в 1623 году. Сборник напечатан был по инициативе друзей Шекспира Уильяма Джона Хеминга и Генри Кондела, которые работали в труппе «Глобуса». Книга, состоящая из 36 пьес английского автора, увидела свет под названием «Первое фолио».

В течение XVII столетия было издано ещё три фолио, которые выходили с некоторыми изменениями и с добавлениями ранее неизданных пьес.

Смерть

Так как последние годы своей жизни Уильям Шекспир страдал серьёзным недугом, свидетельством чему является его измененный почерк, некоторые из последних пьес он создавал в соавторстве с другим драматургом труппы, которого звали Джон Флетчер.


После 1613 года Шекспир окончательно покидает Лондон, но не бросает ведения некоторых дел. Он ещё успевает поучаствовать в судебном процессе своего друга в качестве свидетеля защиты, а также приобретает ещё один особняк в бывшем Блэкфриарском приходе. Некоторое время Уильям Шекспир живёт в поместье своего зятя Джона Холла.

За три года до смерти Уильям Шекспир пишет своё завещание, в котором практически все имущество оставляет за своей старшей дочерью. Скончался английский литератор в конце апреля 1616 года в собственном доме. Его жена Энн пережила своего мужа на 7 лет.


Памятник Уильяму Шекспиру в Лестер-Сквер, Лондон

В семье старшей дочери Сьюзен к этому моменту уже была рождена внучка гения Элизабет, но умерла она бездетной. В семье младшей дочери Шекспира Джудит, которая вышла замуж буквально через два месяца после смерти отца за Томаса Куини, было трое мальчиков, но все они умерли в юности. Поэтому прямых потомков у Шекспира не осталось.

  • Точной даты появления на свет Уильяма Шекспира никто не знает. В арсенале историков есть лишь церковная запись о крещении малыша, которое пришлось на 26 апреля 1564 года. Исследователи предполагают, что обряд был совершен на третий день после рождения. Соответственно невероятным образом дата рождения и смерти драматурга пришлись на одно и то же число - 23 апреля.
  • Великий английский поэт обладал феноменальной памятью, его познания можно было сравнить с энциклопедическими. Помимо владения двумя древними языками он также знал современные диалекты Франции, Италии и Испании, хотя сам никогда не покидал пределов Английского государства. Шекспир разбирался как в тонких исторических вопросах, так и в текущей политической обстановке. Его познания затрагивали музыку и живопись, он досконально изучил целый пласт ботаники.

  • Многие историки склоняются к мысли о нетрадиционной ориентации поэта, ссылаясь на факт отдельного проживания драматурга от семьи, а также на его долгую дружбу с графом Саутгемптоном, который имел привычку одеваться в женскую одежду и наносить большое количество краски на лицо. Но никаких прямых доказательств этому нет.
  • Под сомнением остаётся протестантское вероисповедание Шекспира и его семьи. Есть косвенные доказательства о принадлежности его отца к католической конфессии. Но во времена правления Елизаветы I запрещено было быть открытым католиком, поэтому многие приверженцы этого ответвления просто откупались от реформаторов и посещали католическое богослужение тайно.

  • Единственный автограф писателя, дошедший до наших дней - это его завещание. В нем он перечисляет все своё имущество до мелочей, но ни разу не упоминает о своих литературных трудах.
  • За всю жизнь, предположительно, Шекспир сменил около 10 профессий. Он был сторожем на конюшне театра, актером, соучредителем театра и постановщиком спектаклей. Параллельно с актерской деятельностью Уильям вел ростовщические дела, а в конце жизни занимался пивоварением и сдавал жильё.
  • Современные историки поддерживают версию о неизвестном писателе, который сделал Шекспира своим подставным лицом. Даже Британская энциклопедия не отказывается от версии, что создавать пьесы под псевдонимом Шекспир мог граф Эдуард де Вер. Ещё по ряду догадок это могли быть лорд Фрэнсис Бэкон, Королева Елизавета I и даже целая группа лиц аристократического происхождения.

  • Поэтический слог Шекспира оказал большое влияние на развитие английского языка, сформировав основу современной грамматики, а также обогатив литературную речь англичан новыми фразами, в качестве которых использовались цитаты из произведений классика. Шекспир оставил в наследие соотечественникам более 1700 новых слов.

Знаменитые цитаты Шекспира

Известные фразы классика часто содержат философские мысли, которые выражены очень точно и лаконично. Большое количество тонких наблюдений посвящено любовной сфере. Вот некоторые из них:

«Грехи других судить Вы так усердно рвётесь – начните со своих и до чужих не доберётесь»;
«Клятвы, данные в бурю, забываются в тихую погоду»;
«Одним взглядом можно убить любовь, одним же взглядом можно воскресить её»;
«Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет»;
«Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею».

Публикуйся

Многие из нас знают о таком драматурге, как Уильям Шекспир. Он написал известных «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир» и наверняка многие из поклонников творчества поэта ходили в театр на постановки данных произведений. О литературном таланте Шекспира вы сможете прочитать в данной статье.

Уильям Шекспир родился в апреле 1564 года. Он считается одним из лучших драматургов мира, национальным поэтом Англии, споры о жизни и существовании которого не утихают до сих пор. О Шекспире известно крайне мало: не осталось никаких документов, кроме кривой подписи на завещании, которое, кстати, писал не он. Неизвестно ничего и про его внешность: найдены лишь два портрета, но они крайне различны между собой; а тот портрет, что был сделан на могиле поэта, был изготовлен из гипса, и сейчас от него ничего не осталось. Не нашлось ни одного документа и об его образовании, что даёт почву для споров, писал ли он свои произведения сам, или его имя кто-то использовал? Тем не менее, на протяжении нескольких веков Шекспир остаётся одним из самых популярных авторов. Но что же такого создал Шекспир, в чем секрет популярности его произведений?

Учёные делят творчество поэта на четыре периода. Первый (1590-1954 гг.) называется ранним: в него входят хроники, ренессансные комедии, «трагедия ужаса» «Тит Андроник» и две поэмы. Второй (1594-1600 гг.) включает в себя всё те же ренессансные комедии и первую зрелую трагедию «Ромео и Джульетта»; также в него входят хроники с элементами трагедии, античная трагедия «Юлий Цезарь» и сонеты. Третий период (1601-1608 гг.) характеризуется великими и античными трагедиями, а также «мрачными» комедиями. Чётвертый, последний период (1609-1613 гг.) является контрастным в творчестве драматурга: в нём присутствуют драмы-сказки с трагическим зачином и счастливым концом.

В середине 1590-х произошёл переход Шекспира от насмешливых комедий к романтическим произведениям. Гений поэта рос, его персонажи становились сложнее, нежнее, а их души — хрупче. Основной темой Шекспира становятся «чёрные», «бесовские» чувства, живущие в человеческой душе: ненависть, зависть, обида, ревность. Через свои работы драматург показывал, что может случиться, если вовремя не остановиться и не подавить негативные чувства, найти им гуманный, «светлый» выход. Например, Гамлет — главный герой одной из самых известных трагедий Шекспира, погибает в жажде отомстить убийце своего отца. В «Отелло» злодей Яго доводит ревность главного героя до точки, и тот убивает свою невинную жену. В «Короле Лире» старый король совершает роковую ошибку, отказавшись от своих прав на власть, что приводит к ужасным событиям. В «Макбет» неконтролируемые амбиции подвигают Макбета и его жену свергнуть законного короля и захватить трон; в конечном счёте их разрушает собственное чувство вины. В «Ромео и Джульетте» молодые влюблённые убивают себя, не в силах позволить ненависти их семей убить их любовь. Трагедии Шекспира по сюжету мрачны и несчастны, но они наполнены светлым замыслом. Светлым потому, что в конце главные герои всегда раскаиваются в своих поступках, а потому их грехи прощаются, их души очищаются.

Работы Шекспира серьёзно повлияли на театр и литературу. Поэт создавал своих героев не оболочками, имена которых должны были примерять на себя актёры. Он делал их живыми, наделял каждого персонажа отдельным психологическим и философским миром, который зритель и уж тем более актёр должны были прочувствовать. Шекспир оставил после себя натуральный поэтический стиль, варьирующийся в эмоциональных пассажах и полностью раскрывающий душу персонажа. Он «играл» с языком так, чтобы раскрывалась вся многогранность повествования. До «Ромео и Джульетты» романтика никогда не рассматривалась как достойная тема для жанра трагедия. Солилоквия (монолог) использовался для повествования о произошедших событиях; драматург же начал использовать этот прием для раскрытия характера персонажа, как, например, он показал состояние Гамлета, рассуждающего о смерти, в легендарном «Быть или не быть»:

Быть иль не быть – вот он, вопрос.
Должна ли
Великая душа сносить удары рока
Или, вооружаясь против потока бедствий,
Вступить с ним в бой и положить конец
Страданью…
Умереть – заснуть… и только.
И этим сном покончить навсегда
С страданьями души и с тысячью болезней,
Природой привитых к немощной плоти нашей…
Конец прекрасный и вполне достойный
Желаний жарких…
Умереть – заснуть…

(перевод М. Загуляева)

Работы Шекспира вызвали много эмоций у общества. Поэта критиковали столько же, сколько им и восхищались. К XVIII веку вся Англия говорила о нём как о гении. К XIX веку он получил признание за границей. Его идеи поддерживали Вольтер, Гёте, Стендаль, Гюго. Двадцать тысяч музыкальных произведений связаны с работами Шекспира. Он также вдохновил множество художников. Зигмунд Фрейд опирался на шекспировскую психологию, в частности на образ Гамлета, в своих теориях о человеческой природе.

Многие отказываются называть Шекспира гением или даже просто хорошим драматургом, т. к. факт того, существовал ли Шекспир на самом деле не доказан.

-Мы не знаем, откуда Шекспир брал свои знания, а поэтому мы только воображаем некоторое прекрасное существо, которое узнало, как строится литература, как выстраивается художественный образ, многослойная картинка, — говорит ведущий программы «Жизнь замечательных людей» Павел Санаев ,

-В прошлом люди восхищались бриллиантами, но они ничего не знали про кристаллическую структуру, рентгеновские лучи и углерод. Это незнание не мешало им восхищаться тем, что красиво. Так и нам просто нужно читать Шекспира и не думать о том, был он или нет , — отвечает Павлу Санаеву публицист и театральный критик Александр Минкин .

Я полностью согласна с Александром Минкиным, и сама отношусь к группе людей, которую волнует какое творчество оставил автор, а не какая у него биография. Я ходила в театр им. Охлопкова (г. Иркутск) на постановки «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет». И те чувства, что были на сцене и в зале, были настоящими, острыми, они даже пахли; и всё потому, что творчество Шекспира живое. Неважно, кто написал эти произведения. Пускай «шекспировский вопрос» так и останется неразрешённым. Куда важнее, что в прошлом существовал человек, который сумел открыть нам мир, театр, новую поэзию, и почему-то предпочёл скрыть только одно — своё собственное лицо.