Сочинение на тему Тема любви в романе Толстого «Война и мир. Сочинение на тему «Любовь в жизни князя Андрея Болконского Что любовь война и мир

Введение

Тема любви в русской литературе всегда занимала одно из первых мест. К ней обращались великие поэты и писатели во все времена. Любовь к Родине, к матери, к женщине, к земле, к семье, – проявление этого чувства очень различно, оно зависит от людей и обстоятельств. Очень ярко показано, какая бывает любовь и что это такое, в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Ведь именно любовь в романе «Война и мир» является основной движущей силой в жизни героев. Они любят и страдают, ненавидят и проявляют заботу, презирают, открывают истины, надеются и ждут, – и все это любовь.

Герои романа-эпопеи Л.Н.Толстого живут полной жизнью, их судьбы переплетаются. Наташа Ростова, Андрей Болконский, Элен Курагина, Пьер Безухов, Марья Болконская, Николай Ростов, Анатоль, Долохов и другие, – все они в большей или меньшей степени испытали чувство любви и прошли путь духовного возрождения или нравственного падения. Поэтому сегодня тема любви в романе «Война и мир» Толстого остается актуальной. Перед нами проносятся целые жизни людей, разных по своему статусу, характеру, смыслу жизни и убеждениям.

Любовь и герои романа

Элен Курагина

Светская красавица Элен имела «несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту». Но вся эта красота присутствовала лишь в её облике. Душа Элен была пуста и безобразна. Для неё любовь – это деньги, богатство и признание в обществе. Элен пользовалась большим успехом у мужчин. Выйдя замуж за Пьера Безухова, она продолжала кокетничать с каждым, кто привлекал её внимание. Статус замужней женщины нисколько не смущал её, она пользовалась добротой Пьера и обманывала его.

Такое же отношение в любви проявляли все члены семьи Курагиных. Князь Василий называл своих детей «дураками» и говорил: «Мои дети – обуза моего существования». Он рассчитывал женить своего «младшего блудного сына» Анатоля на дочери старого графа Болконского – Марье. Вся жизнь их строилась на выгодном расчете, а человеческие отношения были им чужды. Пошлость, подлость, светские развлечения и утехи – вот жизненный идеал семьи Курагиных.

Но не поддерживает такую любовь в «Войне и мире» и автор романа. Л.Н.Толстой показывает нам совсем другую любовь – настоящую, верную, всепрощающую. Любовь, которая прошла испытание временем, испытание войной. Переродившаяся, обновленная, светлая любовь – любовь души.

Андрей Болконский

Этот герой прошел трудный нравственный путь к своей истинной любви, к пониманию собственного предназначения. Женивший на Лизе, он не имел семейного счастья. Общество его не интересовало, сам он говорил: «…эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!

» Андрей собирался на войну, несмотря на то, что жена его была беременна. А в разговоре с Безуховым он сказал: «…чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!» Потом война, небо Аустерлица, разочарование в своем кумире, смерть жены и старый дуб… «наша жизнь кончена!» Возрождение его души произойдет после встречи с Наташей Ростовой – «…вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим…» Умирая, он простил ей и то, что она отказалась от любви к нему, когда была очарована Анатолем Курагиным. Но именно Наташа заботилась об умирающем Болконском, именно она сидела у его изголовья, именно она приняла его последний взгляд. Не в этом ли было счастье Андрея? Он умер на руках любимой женщины, и душа его обрела покой. Уже перед кончиною он сказал Наташе: «…я слишком люблю вас. Больше всего на свете». Андрей простил Курагина перед смертью: «Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех проявлениях».

Наташа Ростова

Наташа Ростова встречает нас в романе тринадцатилетней девочкой, которая любит всех вокруг. Вообще, семейство Ростовых отличалось особым радушием, искренней заботой друг к другу. В этой семье царили любовь и гармония, поэтому Наташа и не могла быть иной. Детская влюбленность в Бориса Друбецкого, который обещал ждать её четыре года, искренняя радость и доброе отношение к Денисову, который сделал ей предложение, говорят о чувственности натуры героини. Ее главная потребность жизни – любить. Когда только Наташа увидела Андрея Болконского, чувство любви охватило её полностью. Но Болконский, сделав Наташе предложение, уехал на год. Увлеченность Анатолем Курагиным в отсутствие Андрея дала Наташе сомнение в своей любви. Она даже задумала побег, но раскрывшийся обман Анатоля остановил ее. Душевная пустота, оставшаяся у Наташи после отношений с Курагиным, породила новое чувство к Пьеру Безухову – чувство благодарности, нежности и доброты. Пока Наташа не знала, что это будет любовь.

Она чувствовала вину перед Болконским. Ухаживая за раненым Андреем, она знала, что он скоро умрет. Ее забота нужна была ему и ей самой. Для нее это важно было, чтобы именно она была рядом, когда он закроет глаза.

Отчаяние Наташи после всех произошедших событий – бегства из Москвы, смерти Болконского, гибели Пети принял Пьер Безухов. После окончания войны Наташа вышла за него замуж и обрела истинное семейное счастье. «Наташе нужен был муж… И муж дал ей семью…все силы душевные ее были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье…»

Пьер Безухов

Пьер пришел в роман незаконнорожденным сыном графа Безухова. Его отношение к Элен Курагиной строилось на доверии и любви, но спустя время он понял, что его просто водят за нос: «Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное». Начался сложный путь жизненных исканий Пьера Безухова. Он бережно, с нежными чувствами относился к Наташе Ростовой. Но даже в отсутствие Болконского не посмел себе ничего лишнего. Он знал, что Андрей любит её, и Наташа ждет его возвращения. Пьер старался исправить положение Ростовой, когда та увлеклась Курагиным, он истинно верил, что Наташа не такая. И он не ошибся. Его любовь пережила все ожидания и разлуку и обрела счастье. Создав семью с Наташей Ростовой, Пьер был по-человечески счастлив: «После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что не дурной человек, и чувствовал это потому, что был отражен в своей жене».

Марья Болконская

О княжне Марье Болконской Толстой пишет: «…княжне Марье мечталось и семейное счастие, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная». В доме отца жить было трудно, князь Болконский держал дочь в строгости. Нельзя сказать, что он не любил ее, только для него любовь эта выражалась в деятельности и разуме. Марья любила отца по-своему, она все понимала и говорила: «Мое призвание – быть счастливой другим счастием, счастием любви и самопожертвования». Она была наивна и чиста и видела во всех доброе и хорошее. Даже Анатоля Курагина, который решил жениться на ней для выгодного положения, она считала добрым человеком. Но счастье свое Марья нашла с Николаем Ростовым, для которого путь к любви оказался тернист и запутан. Так соединились семьи Болконских и Ростовых. Николай и Марья сделали то, чего не смогли сделать Наташа и Андрей.

Любовь к родине

Судьбы героев, их соприкосновение неотделимы от судьбы страны. Тема любви к родине красной нитью проходит через жизнь каждого персонажа. Нравственные искания Андрея Болконского привели его к мысли, что русский народ победить нельзя. Пьер Безухов прошел путь от «молодого человека, не умеющего жить» до настоящего мужчины, который посмел посмотреть в глаза Наполеону, спасти девочку в пожаре, выдержать плен, жертвовать собой ради других. Наташа Ростова, отдавшая повозки раненым солдатам, умела ждать и верить в силу русского народа. Петя Ростов, погибший в пятнадцать лет за «правое дело», испытывал истинный патриотизм. Платон Каратаев, партизан-крестьянин, голыми руками боровшийся за победу, сумел объяснить простую истину жизни Безухову. Кутузов, отдавший всего себя «за землю русскую», верил до конца в силы и дух русских солдат. Л.Н.Толстой в романе показал мощь русского народа в единстве, вере и непоколебимости России.

Любовь к родителям

Семьи Ростовых, Болконских, Курагиных не случайно представлены в романе Толстым с подробным описанием жизни почти всех членов семей. Они противопоставлены друг другу по принципам воспитания, нравственности, внутренних отношений. Почитание семейных традиций, любовь к родителям, забота и участие – вот основа семьи Ростовых. Уважение, справедливость и непрекословие своему отцу – принцип жизни семьи Болконских. Курагины же живут во власти денег и пошлости. Ни Ипполит, ни Анатоль, ни Элен не испытывают к родителям благодарных чувств. В их семье возникла проблема любви. Они обманывают других и обманываются сами, думая, что в богатстве и есть счастье человеческое. На самом же деле их праздность, легкомыслие, распущенность не приносит счастья никому их них. Изначально в этой семье не было воспитано чувство любви, доброты, доверия. Каждый живет сам за себя, не печалясь о ближнем.

Толстой дает этот контраст семей для полной картины жизни. Мы видим любовь во всех ее проявлениях – разрушающую и всепрощающую. Мы понимаем, чей идеал нам близок. У нас есть возможность увидеть, какой путь нужно пройти, чтобы достичь счастья.

Характеристика отношений главных героев и описание их любовных переживаний помогут ученикам 10 классов при написании сочинения на тему «Тема любви в романе «Война и мир» Льва Толстого».

Тест по произведению

Верность – вечное понятие, содержащее в себе глубокий смысл. Причем, трактовать однозначно его не получится. Можно выделить несколько аспектов: преданность в любовных и дружеских отношениях, верность Родине, следование внутренним принципам и убеждениям.

И все три эти направления виртуозно раскрывает Лев Николаевич Толстой в своем великом романе-эпопее «Война и мир».

Начнем с проблемы верности и предательства в любовных отношениях. Она связана, в первую очередь, с главной героиней, .

Молодая девушка с первых страниц романа вызывает восхищение своей невинностью и чистотой. Правда, следует все же сказать, что барышня была слишком уж легкомысленной. Что в конечном итоге и сыграло с ней злую шутку.

Обратил внимание на юную особу. А Наташе это, конечно, очень льстило. Да и внешне он был привлекателен. А что еще нужно молодой девушке? Выбирая между молчаливой любовью и пламенными речами Анатоля Курагина, Наташа останавливается на втором. Но ведь она уже дала обещание Андрею. Что же делать? Девушка решается на измену. Правда, духовную. И все же это предательство. Девушка даже решилась бежать с Анатолем. Хорошо, что ее все же вовремя остановили.

Так что же стало причиной такого поведения Наташи? Я думаю, на это есть два основания: во-первых, неопытность молодой девушки, отсутствие мудрости, которая приходит с годами, а, во-вторых, сомнение в возможности совместного будущего с Андреем.

Ростова слишком молода, чтобы понимать, какие ее ждут последствия, решись она на этот шаг – сбежать с Курагиным. Девушку спасает только случай.

В рамках этого направления хочется отметить также образ . Эта дама совершенно лишена каких бы то ни было моральных принципов и запретов. Поэтому такое понятие, как верность ей совершенно не знакомо. На первом месте для Элен стоит выгода, она не заботится о чувствах окружающих ее людей, ей гораздо важнее и дороже то, что чувствует она. Выйдя замуж за , она думала только о том, каков его материальный достаток, а на то, что безразличное и холодное отношение может ранить молодого человека, Элен было попросту плевать! Такой союз не мог бы продержаться долго, как, впрочем, и случилось.

Что касается верности гражданскому долгу, то на страницах романа предстает человек, до мозга костей преданный Родине, - Кутузов. Его, казалось бы, ошибочные решения в конечном итоге спасают страну от поражения.

Есть и еще одна героиня, о которой нужно непременно сказать, - Мария Болконская. Девушка посвятила свою жизнь служению отцу. Она терпит многое: грубость и упреки с его стороны. Но все же не отказывается от своего долга. Такова ее натура: чужие интересы и желания ставить выше своих.

Образцом для подражания была и семья Ростовых. И тяжелые времена не смогли ее надломить. Они всегда и везде оставались верны своим моральным принципам. Чего стоит помощь солдатам! Тяготы жизни во время войны никак не отразились на них и не смогли изменить их характеров.

Является человеком, который живет и мыслит неординарно. Он постоянно ищет ответы на главные вопросы - о предназначении каждого индивида, смысле существования, поиске жизненных ценностей.

Любовь для Андрея Болконского на каждом этапе его пути была то разочарованием, то спасением. В двадцать лет в нем впервые вспыхнуло непреодолимое влечение, жгучая страсть к внешне красивой Лизе. Он принял юную влюбленность за настоящую, неподдельную и сильную любовь, немедленно связав себя узами брака с очаровавшей его девушкой.

Однако через какое-то время наступило печальное прозрение. Розовая пелена ушла с его глаз, обнажив ужасную действительность. Под маской красоты пряталось пустое и глупое создание. Правда оказалась настолько невыносимой, что Андрей начал тяготиться супругой, презирать в ней полнейшее отсутствие ума и души. Он мечтал вернуть все назад, но, увы, обратной дороги не было. Это причиняло молодому человеку мучения и сильную боль.

Потом Болконский отправился на поля сражения, желая снискать славу и почести. Но и здесь его постигла неудача - он был серьезно ранен. Данное событие стало очередным переломным моментом в судьбе. Андрей осознал, что его стремления фальшивы, что жить нужно для семьи и себя самого. Он забыл о лживых героях, перестал видеть счастье в подвигах.

Дома изменившийся князь не успел реализовать новые взгляды и радужные мечты. Его жена умерла при родах. Пусть особой привязанности у него к ней и не было, смерть женщины стала серьезным испытанием. Он понял, что безгранично виноват перед супругой, что не имел права забывать об обязанностях мужа. Лиза хоть и не отличалась умом, но была очень милой и доброй.

Душевную рану Болконского смогла излечить очередная любовь - Наташа Ростова. Ее позитив, умение быть счастливой всегда, радоваться простым вещам, заглушили переживания и терзания мужчины, окрылили его. В жизни Андрея после знакомства с Наташей начался новый виток, полный надежд и светлых стремлений.

Однако через год князь разочаровался и в Ростовой, ведь она легкомысленно увлеклась другим человеком. Хоть девушка и была ему дорога, Болконский не смог перебороть гордость и высокомерность, ощущая себя слишком совершенным, чтобы прощать. Он опять возвращается на Отечественную войну.

Затем последовало второе ранение. И оно вновь заставило Андрея переосмыслить действительность. В нем родилась любовь ко всем окружающим. Он больше не чувствовал обиды, ненависти к людям. Даже начал сочувствовать заклятому врагу, Анатолию, с которым ему изменила Наташа. Увы, именно в этот счастливый момент, когда мужчина только пришел к осознанию истинных жизненных идеалов, конец неотвратимо приближался к Болконскому. Рана была смертельной.

Примечательно то, что в последние минуты князя рядом с ним вновь оказалась Ростова. Девушка тоже сильно изменилась. Андрей был рад их встрече, хоть и при таких скорбных обстоятельствах. Он не сетовал на судьбу, не жалел о случившемся горе, а чувствовал несказанное счастье от того, что видел любимую, говорил с ней.

Жизнь и смерть князя Болконского не прошли бесследно. Они отразились на людях, с которыми он был знаком. Многие тепло вспоминали о нем, и эти думы побуждали их к философскому мышлению, к желанию творить добро и справедливость на земле.

Тема любви в русской литературе всегда занимала одно из ведущих мест. Во все времена к ней обращались великие поэты, писатели, эссеисты. Так и Лев Николаевич Толстой - фигура титаническая в масштабах мировой литературы, не остается в стороне. Практически все его произведения затрагивают вопросы любви – любви к матери, к Родине, к женщине, к земле, к друзьям и семье. В романе-эпопее «Война и мир», навеянном «мыслью народной», неотрывно присутствует и «мысль семейная». Именно любовь является основной движущей силой в жизни героев романа.

На протяжении всего романа автор ведет нас по «тропинкам души» Наташи Ростовой , Андрея Болконского , Пьера Безухова , Марьи Болконской , Николая Ростова и других ключевых персонажей. Он неоднократно подчеркивает, что в человеке важна красота внутренняя, а не внешняя, а нравственные и духовные ценности превыше материальных. Возможно, Толстой немного идеализировал своих героев, но все они придерживаются именно такого мнения.

Обратимся, к примеру, к образу Наташи Ростовой, которая не обладает такой эффектной внешностью, как светская красавица Элен Курагина , но становится удивительно хороша в минуты счастья. Что касается душевных качеств героини, то она не колеблясь отдает все подводы раненным, даже не задумываясь о своих материальных потерях. Она заботливо ухаживает за матерью, когда та теряет желание жить после смерти Пети. Наташа прикладывает все силы, чтобы выходить раненного Андрея, несмотря на существующие между ними разногласия. При этом героиня не забывает оставаться верной себе и не перестает радоваться жизни. Вот как видит автор торжество морали над холодом и расчетливостью света.

Не особо красива Марья Болконская, в которой привлекательны только ее большие, лучистые глаза. Она жертвует своей личной жизнью, чтобы выходить больного отца и готова жертвовать еще в пользу окружающих, раненных и нуждающихся. Обеих героинь Толстой в конце романа награждает крепкими семьями, так как только в этом видит смысл истинного, полноценного счастья. Как Наташа, так и Марья выходят замуж за любимых и любящих их мужчин, становясь прекрасными женами и матерями.

На фоне любовных историй героев проходит беспощадная Отечественная война 1812 года. Перед нами рисуется нерасторжимая связь между жизнью главных героев и жизнью народа. В первых рядах на войне сначала выступает Андрей Болконский, а потом и его лучший друг - Пьер Безухов. Болконский - человек выдержанный, с большим жизненным опытом и большими амбициями. Если вначале романа мы видим, как он увлечен Наполеоном, как представляет войну, словно нечто героическое и возвышенное, то перед смертью он находит ответы на все мучившие его прежде вопросы. Он понимает, что смысл жизни не в войне, а в мире с собой и окружающими, в добре и прощении.

Изменения происходят и во взглядах Пьера Безухова. Можно сказать, что это еще один не слишком красивый герой Толстого, но столько в нем добра и благородства, что мы даже не замечаем, что он толстоват и неповоротлив. Его появление в салоне мадам , устроительницы светских приемов и вечеров, напугало хозяйку, так как его облик не выражал аристократизма. Один только князь Андрей любит и понимает этого героя. Он знает, что за робостью Пьера скрывается недюжинный ум и талант. Пьер, также как и Наташа умеет разбавить своей естественностью любую светскую атмосферу. Со временем он меняется только в лучшую сторону и преображается как личность. Если сначала мы видим его увлеченным холодной и расчетливой Элен, то в ходе войны открываются все его лучшие качества – физическая сила, открытость, доброта, отсутствие эгоизма, умение жертвовать комфортом во благо народа, умение рисковать жизнью ради спасения других.

При всем при этом писатель старается не идеализировать своих героев. Он в полной мере раскрывает их маленькие слабости и большие промахи. Но главным в них неизменно остается «доброта». Эту черту, как и любовь, из главных героев не смогла вытеснить даже «недобрая» война.

По мнению Льва Николаевича Толстого , любовь - это смысл жизни и высшее предназначение человека. Такое же отношение к любви сопровождает его роман-эпопею «Война и мир». Вся жизнь его героев основана на любви – любви к родным, любви к ближнему, любви к народу и своей родине. Толстой, как писатель, высоко уважаем и почитаем в мире именно за то, что он создал собственную философскую школу и новый взгляд на мир и людей. В человеке главным он считает красоту души, что и отразилось в его романе.

Главная героиня Наташа Ростова – воплощение всех лучших нравственных черт. Её выдает именно внутренняя красота и чувство всеобъемлющей любви к окружающим. В ней столько счастья, что его хватило бы на целый полк. Своим душевным теплом она способна согреть всех близких и родных.­ Не менее совершенна в физическом, нравственном и психологическом смысле княжна Марья Болконская . Она живет в бессознательном ожидании любви и семейного счастья. И тем, и другим автор наделяет своих героинь за духовную красоту. Что же такое любовь в произведении Л. Н. Толстого?

Это, в первую очередь, чувство, достигнув которого, главные герои заметно преображаются. С одной стороны, это очень простое понятие, а с другой – загадочное и непонятное. Мы видим, как автор четко разграничивает в своем произведении несколько разновидностей любви: любовь к семье, легкая влюбленность вроде самовнушения, любовь по расчету, и, наконец, любовь настоящая.

Последняя озарила путь Наташи и Андрея Болконского , но они не смогли ее удержать, не прошли испытание расстоянием и временем. Свадьба молодых по настоянию отца Андрея была отложена на год для проверки чувств. Старый Болконский сомневался в способности Наташи стать достойной женой для Андрея и матерью для осиротевшего Николая . В одном он оказался прав, свободу и жизнелюбие Наташи нельзя было заколотить в рамки условностей. Но жестоко он ошибся в другом. Из этой героини впоследствии получилась прекрасная жена и мать четверых детей.

В романе «Война и мир» тема любви занимает основополагающее место. Несмотря на то, что за окнами война с Наполеоном , действующие лица переживают самые искренние чувства, обретают любовь через страдания, строят свою личную жизнь. Наташа Ростова и Андрей Болконский, несомненно, занимают ключевое место в сетке героев романа. Их история любви затмевает все остальные. Возможно, это связано с неординарностью характеров главных героев.

У Андрея сложный типаж, который не всякому человеку дано понять. Наташе удается уловить его грусть и отчаяние. Она умело возвращает его к жизни, поселяет в душе надежду на лучшее, но Андрей так до конца и остается для нее загадкой. Перед смертью он прощает Наташе ее мимолетную влюбленность в Анатоля Курагина . Он понимает, что все также любит Наташу, а она его. Любовь к Андрею главная героиня пронесла через всю жизнь. Пьер все понимал и не осуждал ее за это.

Тернистым был путь к счастью и у Марьи Болконской, пожертвовавшей своей молодостью, чтобы ухаживать за больным отцом. В конце романа она обретает свое счастье в лице брата Наташи – Николая Ростова, который становится ее мужем. По мнению писателя, только абсолютно цельные в нравственном и духовном плане люди заслуживали любовь. Таких персонажей, как