Сочинение по "Капитанской дочке", тема "Во имя любви"(Гринев и Маша). Любовь Петра Гринёва и Маши Мироновой Любовь в капитанской дочке кратко

В «Капитанской дочке» одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них — история любви Петра Гринева и Маши Мироновой. Эта любовная линия продолжается на всем протяжении романа. Сначала Петр отнесся к Маше отрицательно из-за того, что Швабрин описал ее «совершенною дурочкою». Но затем Петр знакомится с ней ближе и обнаруживает, что она «благородна и чувствительна». Он влюбляется в нее, и она тоже отвечает ему взаимностью.

Гринев очень сильно любит Машу и ради нее готов на многое. Он доказывает это не один раз. Когда Швабрин унижает Машу, Гринев ссорится с ним и даже стреляется. Когда перед Петром стоит выбор: подчиниться решению генерала и остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши «вы один у меня покровитель, заступитесь за меня, бедную! «, Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы спасти ее. Во время суда, рискуя жизнью, он не считает возможным назвать имя Маши, боясь, что она будет подвергнута унизительному допросу-«мне пришло в голову, что если я назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку… «.

Но и любовь Маши к Гриневу глубока и лишена каких-либо эгоистических побуждений. Она не хочет выходить за него замуж без родительского согласия, думая, что в противном случае у Петра «не будет счастия».Из робкой «трусихи» она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню, сумевшую добиться торжества справедливости. Она едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье. Маша смогла доказать невиновность Гринева, в ерность его данной присяге. Когда Швабрин ранит Гринева Маша выхаживает его-«Марья Ивановна от меня не отходила». Таким образом Маша спасет Гринева от позора, гибели и ссылки так же, как он спас ее от позора и гибели.

Для Петра Гринева и Маши Мироновой все заканчивается благополучно, и мы видим, что никакие превратности судьбы никогда не смогут сломить человека, если он настроен бороться за свои принципы, идеалы, любовь. Беспринципного и бесчестного человека, которому неведома чувство долга, часто ожидает участь остаться наедине со своими гадкими поступками, низостью, подлостью, без друзей, любимых и просто близких людей.

>Сочинения по произведению Капитанская дочка

Сочинение на тему: Любовь Гринёва к Маше

В повести Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" затрагивается не только тема чести и верности, тема крестьянского восстания, но и тема любви главного героя.

Семнадцатилетний Пётр Гринёв приезжает служить в Белогорскую крепость, где комендантом был капитан Иван Кузьмич Миронов. Миронов жил постоянно в крепости с женой и дочерью Машей . При первой встречи с дочерью Миронова Пётр увидел девушку "лет осьмнадцати, круглолицую, румяную, с светло - русыми волосами, гладко зачёсанными за уши", она не произвела на него большого впечатления, потому что Швабрин назвал её полной дурочкой, а её мать сказала, что Маша глупая трусиха, от залпов орудий, чуть не упала в обморок. Но со временем, Гринёв понял, что Маша очень скромная, искренняя и благоразумная девушка, своей простотой и душевностью, она покорила сердце Петра. он написал для неё стихи и решил показать Швабрину, но тот только рассмеялся и посоветовал купить для неё пару серёжек, тогда он сразу добьётся благосклонности. Пётр, как человек чести не мог терпеть таких разговоров в сторону девушки и вызвал Швабрина на дуэль, которая закончилась его ранением. Пока он лежал раненый, Маша ухаживала за ним, не отходила от него ни на шаг. Пётр понял, что сильно её полюбил и признался в своих чувствах, Маша ответила ему взаимностью и сказала, что родители будут рады её счастью. Но их планам на счастливое замужество не суждено было сбыться. перед ними возникло много трудностей.

Сначала отец Петра не разрешил ему жениться, а Маша не могла выйти замуж без благословения родителей, потом Емельян Пугачёв захватил крепость и убил родителей Маши. Гринёву пришлось покинуть крепость, а Маша после пережитого ужаса слегла в горячке. Уже в Оренбурге Гринёв получил письмо от Маши, в котором она писала, что Швабрин держит её под замком на воде и хлебе, таким образом заставляя выйти за него замуж. она просила у Петра помощи. Генерал не захотел вести своих солдат на освобождение Белогорской крепости, и Пётр отправился один спасать Машу, так как он не мог оставить свою возлюбленную в беде. По дороге он встретил Пугачёва и рассказал о своей беде, Емельян пообещал спасти сироту. Когда они приехали в крепость, то Пугачёв узнал от Швабрина, что Маша дочь капитана, который не захотел переходить на их сторону и был за это убит. Пугачёв всё равно помиловал Машу, но она даже не знала, как принять такое освобождение, ведь Пугачёв был убийцей её родителей. Пётр отправляет Машу к своим родителям, а сам остаётся служить дальше, но скоро Пугачёва поймали и казалось бы, что теперь никто не сможет помешать их счастью, но Петра арестовывают, как сообщника Емельяна. И здесь открывается твёрдость характера Маши и её целеустремлённость. Она доказывает свою любовь к Петру, отправляется к императрице, чтоб добиться освобождения Петра, и у неё всё получается.

Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает о далеких драматических событиях, которые происходили в России в XVIII веке, - крестьянском восстании под руководством Емельяна Пугачева. На фоне этих событий и развертывается история о верной и преданной любви двух молодых людей - Петра Гринева и Маши Мироновой.

А a╪b╓╟ , находившуюся в сорока километрах от Оренбурга. Комендантом крепости был капитан Иван Кузьмич Миронов. Здесь, в крепости, Петр Гринев и встречает свою любовь - Машу Миронову, дочь коменданта крепости, де­вушку «лет осьмнадцати, круглолицую, румяную, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Здесь же, в гарнизоне, жил еще один офицер, сосланный за дуэль,- - Швабрин. Он был влюблен в Машу, посватался к ней, но получил отказ. Мсти­тельный и злой по натуре, Швабрин не мог простить девушке этого, пытался всячески унизить ее, говорил о Маше непристойные веши. Гринев вступился за честь девушки и назвал Швабрина мерзавцем, за что тот вызвал его на дуэль. В поединке Гринев был тяжело ранен и после ранения находился в доме Мироновых.

Маша старательно ухаживала за ним. Когда Гринев оправился после ранения, он объяснился Маше в любви. Она в свою очередь сказала ему о своем чувстве к нему. Ка­залось, что впереди у них безоблачное счастье. Но любовь молодых людей еще должна была пройти много испытаний. Вначале отец Гринева отказался дать благословение сыну на его брак с Машей на том основании, что Петр, вместо того чтобы достойно служить Отчизне, занимается ребячеством - сражается на дуэли с таким же сорванцом, как он сам. Маша, любя Гринева, ни за что не хотела выходить за него замуж без согласия ро­дителей. Между влюбленными возникла размолвка. Страдая от любви и от того, что не может состояться его счастье, Гринев не подозревал, что впереди их ожидали куда более тяжкие испытания. «Пугачевщина» докатилась и до Белогорской крепости. Немного­численный гарнизон ее мужественно и храбро сражался, не изменив присяге, но силы были неравны. Крепость пала. После взятия Белогорской крепости бунтовщиками все офицеры, в том числе и комендант, были казнены. Погибла и мать Маши Василиса Его­ровна, а сама она чудом осталась жива, но попала в руки к Швабрину, который держал ее взаперти, склоняя к браку. Оставаясь верной возлюбленному, Маша решила умереть, но не стать женой ненавистного ей Швабрина. Узнав о жестокой доле Маши, Гринев, рискуя собственной жизнью, умоляет Пугачева освободить Машу, выдав ее за дочь свя­щенника. Но Швабрин рассказывает Пугачеву, что Маша - дочь погибшего коменданта крепости. Неимоверными усилиями Гриневу все-таки удалось спасти ее и отправить вместе с Савельичем в. имение к своим родителям. Казалось бы, наконец-то должен наступить счастливый конец. Однако на этом испытания влюбленных не закончились. Гринева арестовывают, обвинив в том, что он был заодно с бунтовщиками, и выносят несправедливый приговор: сослать на вечное поселение в Сибирь. Узнав об этом, Маша отправляется в Петербург, где она надеялась найти покровительство у императрицы как дочь человека, пострадавшего за свою верность государыне. Где только взялись у этой роб­кой провинциальной девушки, никогда не бывавшей в столице, такие силы, такая отвага? Эти силы, эту отвагу ей придала любовь. Она же и помогла ей добиться справедливости. Петр Гринев был освобожден, и все обвинения с него были сняты. Так верная, преданная любовь помогла героям повести вынести все невзгоды и испытания, выпавшие на их долю.

Юный герой «Капитанской дочки» Пётр Гринёв полюбил Машу Миронову и не смалодушничал, когда нужно было вызволить её из беды: рискуя жизнью, отправился в стан мятежников, к самому предводителю восстания.

Оказавшись под следствием, он не назвал имени возлюбленной, что могло облегчить его участь, он думал не о себе, а о том, как уберечь сироту от испытаний и тревог. А ведь Петруше к началу событий всего 16 лет! Возраст сегодняшнего старшеклассника. Способен ли современный ровесник Петра Гринёва на такие поступки и действия?

Зададимся этим вопросом вместе с учащимися и попросим их задуматься о том, откуда у юного героя силы и твёрдость, что является их основой.

«Силу, мужество и стойкость рождает любовь», — говорят восьмиклассники. Конечно! Но это может произойти только тогда, когда в человеке есть крепкий нравственный стержень, твёрдые убеждения, иначе ему не справиться с испытаниями. А нравственный стержень закладывается в ребёнке родителями, их собственным примером.

Не случайно эпиграфом к 1-й главе «Капитанской дочки», В которой мы знакомимся с Петрушей, являются слова: «Да кто его отец?» Значит, для Пушкина очень значимо, кто воспитал молодого героя, что дал ему родной дом (и тут уместно вспомнить «любовь к родному пепелищу»).

Автор говорит об отце Гринёва скупо, но наставление, которое даёт Андрей Петрович сыну перед отправкой на службу, ясно рисует нам образ отставного майора: «Служи честно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отворачивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Какие слова в этом наставлении ключевые?

Честь и честность.

Честь и честность — слова одного корня. На честного человека всегда можно положиться: он не обманет, не предаст и не свернёт с пути ради собственной выгоды, потому что в его душе силён голос совести; он умеет отвечать за свои поступки. Значит, это самое важное в жизни, сточки зрения отца Гринёва. Именно его слова стали эпиграфом ко всему произведению.

Можно ли назвать Петра достойным сыном своего отца? Верен ли он его завету?

Да, Пётр твёрдо усвоил уроки отца и нигде не изменил своей чести, не покривил душой, не пошёл против совести. И это в 16лет! Какую нравственную силу нужно иметь!

Маша — достойная подруга Гринёва. Она тоже умеет беречь свою честь и быть верной и
самоотверженной. Попробуйте это доказать.

Маша отказывается выходить замуж за Гринёва без благословения его родителей, она не хочет быть причиной несчастья любимого человека, который из-за неё потеряет связь с родными. Девушка с твёрдостью отказывается от своего счастья, если оно будет основано на несчастье других: «Нет, Пётр Андреич … я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастья. Покоримся воле Божией, Коли найдёшь себе суженую, коли полюбишь другую — Бог с тобою … »

Она бесприданница, живёт в глуши, но, несмотря на это, наотрез отказалась выходить замуж за Швабрина, потому что не любит его. Даже под страхом смерти она стоит на своём: «Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят».

Откуда у неё эта нравственная стойкость?

Конечно, от родителей, которые тоже превыше всего ценили в жизни честь и совесть и предпочли принять смерть, чем служить самозванцу Пугачёву. Родители привили ей не только кротость и смирение (вспомним, как она реагирует на отказ отца Гринёва дать благословение сыну на брак с ней), но и научили следовать голосу совести, уважать себя и быть честной во всём.

Отношение родителей другу к другу показало ей пример любви, верности и преданности. И она, «трусиха», застенчивая и робкая девушка, осмелилась ехать к самой государыне, чтобы просить о милости для Гринёва! Любовь придала ей силы и мужество, верность любимому человеку вела её за собой. Вот почему она смогла преодолеть все испытания, посланные судьбой, спасти своего любимого и добиться счастья.

Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка», хотя повествование ведётся от лица Гринёва и он главный участник всех событий. Почему? И почему уж тогда не «Маша Миронова», а «Капитанская дочка»? Что важно для автора?

С Машей Мироновой и Емельяном Пугачёвым связаны все перипетии судьбы Гринёва, они посланы ему судьбой как испытание на нравственную стойкость. Пугачёв, хоть и играет одну из главных ролей в произведении, не может быть для Пушкина мерилом достоинства человека, воплощением идеала.

При всём сочувствии предводителю народного бунта словами Гринёва автор дал ему оценку: «жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».

С Машей Мироновой связаны основные сюжетные ходы произведения, из-за неё Гринёву приходится совершать рискованные поступки, иногда скрывать что-то в целях её безопасности и спасения. Но Маша везде и всегда одна и та же: скромная, стойкая, верная, честная, самоотверженная.

Она капитанская дочка, достойная дочь своего отца-человека, который своей храбростью и преданностью Отчизне заслужил звание офицера (вероятно, он не был дворянином и звание получил только за службу, о чём свидетельствует висящий в его доме «диплом офицерский за стеклом и в рамке») и погиб тоже с честью, отказавшись подчиняться Пугачёву.

И называя повесть «Капитанская дочка», Пушкин утверждает и идеал русского человека, русской женщины, и важность родительского воспитания, и преемственность поколений. Обратим внимание на финал произведения: «Вскоре потом Пётр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии.

В тридцати верстах от *** находится село, принадлежащее десятерым помещикам. В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова».

Как дополняет этот финал наше представление о героях Пушкина?

Они остались такими же простыми, небогатыми людьми, какими были их родители (одним селом владеют 10 помещиков!), и так же, как родители, гордятся верностью своему долгу и чести (письмо императрицы сменило офицерский диплом Ивана Игнатьича и так же красуется в рамке на стене). Надо полагать, их дети, как и они сами в своё время, взяли от родителей всё лучшее: «потомство их благоденствует» при видимой бедности — значит, не гонится за богатством, а довольствуется тем, что имеет. И в этом вся суть настоящего русского человека, которую очень хорошо обозначила Светлана Сырнева в стихотворении «Капитанская дочка»:

Не отрёкся от первой любви,
Верен Родине был и присяге
И оставил записки свои
На старинной бумаге
Пётр Гринёв. Он как будто и жил
По чужой, не по собственной воле,
Старомодно свой век отслужил
В допотопном камзоле.
Он от жизни не взял ничего,
В стороне от событий старея …

Да, жили герои не по своей воле, а по Божией, следовали христианским заповедям, не поступались своей честью, любили и умели быть благодарными.

Пётр Вяземский, друг поэта, считал Машу Миронову другой Татьяной Лариной, которую Пушкин назвал «милым идеалом». Почему?

Об этом уместно порассуждать при изучении романа «Евгений Онегин». В чём же сходство этих пушкинских героинь?

Маша Миронова – простая лихая и скромная деревенская девушка. Вспомним слова Татьяны о себе: «А мы … Ничем мы не блестим, / Хоть вам и рады простодушно … » Они будто и о Маше … Живущая в российской глубинке, в заброшенной Белогорской крепости, среди солдат-инвалидов и простых крестьян, она наверняка не читала французских любовных романов, а просто, как все девушки, мечтала о семейном счастье, хотя особо и не надеялась на него: откуда взяться жениху в такой глуши, да ещё и для бесприданницы?! Но Господь послал ей Петра Гринева.

УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

Тема: А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Маша Миронова, ее преданность и верность любимому человеку

Цель: продолжить работу над содержанием повести, развивать навыки работы с произведением, совершенствовать умение определять основную мысль произведения и видеть ее отражение в названии, а также навыки анализа отдельного эпизода. Продолжить работу над формированием навыков характеризовать литературных героев. Развивать умения брать участие в коллективном обсуждении, дискуссии, высказываться. Способствовать формированию у учащихся качеств характера, присущих положительным героям.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, репродукция одного из портретов Екатерины II кисти В.Боровиковского, рисунок С.Герасимова, 1951г.

На журнальном столе фотовыставка (45 листов) «А.С. Пушкин»; А.Сахаров, С.Троицкий «Живое слово в истории»; В.И. Буганов «Емельян Пугачев»; библиографический словарь «Русские писатели»; «100 великих имен» - «А.С. Пушкин», «Екатерина II », творческие работы учащихся.

На доске запись «Можно ли отнести эпиграф «Береги честь смолоду» к Маше Мироновой?». «Почему А.С.Пушкин дал название своему творению «Капитанская дочка»? Согласны ли вы с авторским вариантом?».

На каждой парте, у каждого ученика, план характеристики литературного произведения, черновик.

Мебель расположена в форме «Дискуссионный клуб» (способствует индивидуальной работе, групповой, работе в парах, дискуссии).

Тип урока: комбинированный.

Урок-исследование.

Ход урока

I . Организационный этап.

1. Объявление темы, цели, программы урока.

II . Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам.

    Что такое историческая повесть? Докажите, что «Капитанская дочка» - историческая повесть. Можете воспользоваться картой.

    Как погибли комендант с женой?

    Почему Пугачев не казнил Гринева?

    За кого выдавал себя Пугачев?

    Почему Гринев был арестован и предстал перед военным судом?

    Какова роль эпиграфов к главам? В частности, «Береги честь смолоду»?

2. Индивидуально.

    Чтение письменного сочинения-рассуждения (миниатюры) «Что привлекает меня в образе Гринева?»

    Чтение наизусть отрывка из повести.

3. Итог проверки домашнего задания.

III . Работа над темой урока.

1. Вступительное слово учителя.

Конечно же, привлекает наше внимание героиня Маша Миронова, дочь коменданта Белогорской крепости. Я для себя отметила на предыдущих уроках вашу симпатию к ней.

В результате исследования текста нам необходимо набрать материал для устного сочинения-характеристики, что будет вашим домашним заданием. Перед вами план. Прошу на черновиках делать заметки. Я ожидаю от вас в конце урока наброски, черновой вариант характеристики. Напоминаю, что нужно говорить доказательно, аргументировано.

2. Аналитическая беседа по содержанию.

    Итак, какая же она, Маша Миронова? Какой мы видим героиню впервые? Нарисуйте ее портрет. Что значит нарисовать портрет? Как сложились ее отношения с молодыми людьми: Швабриным и Гриневым? Почему? (Диалог Марьи Ивановны и Петра Гринева).

    Гринева полюбил Машу и предложил ей руку и сердце. Согласилась ли она? При каком условии? О какой черте характера это свидетельствует? (Воспитанности, деликатности).

    Как разворачиваются события в крепости? Почему девушка не уехала? Почему отец приказал надеть на дочь сарафан?

Физкультминутка

    Как сложилась жизнь Маши в крепости, занятой восставшими? Выборочное чтение.

    И снова Швабрин, но уже на стороне мятежников. Вот оно спасение! Стоит согласиться стать его женой?! (Преданность и верность любимому человеку).

    Где мы находим Машу после подавления мятежа? Куда занесла судьба героиню? Как ей живется в доме родителей любимого? (Умение находить общий язык, почтительное уважение к старшим).

    Что тревожит Машу? Какая мысль не покидает ее? И на что она решается. (Прошение у государыни милости к своему жениху).

    Воспроизведем эпизод встречи с императрицей (инсценированный диалог).

    Как вы считаете, догадывалась ли она, что говорила с императрицей? (Деликатность, женская интуиция, умение оценить ситуацию).

3. Обобщение и выводы.

    Какая же она, Маша Миронова? Какими качествами характера обладает? Перечислим, что мы записали.

    Я назову некоторые. Если вы не согласны – уберите лишнее. Маша Миронова – скромная, решительная, эгоистичная, самостоятельная, ограниченная (узкий кругозор, с небольшими познаниями, с узкими интересами…).

4. Устное сочинение-характеристика, составленное учащимися.

5. Прием «Микрофон».

    Можно ли отнести эпиграф «Береги честь смолоду» к Маше Мироновой? Докажите. (Верная слову, преданная, настоящая дочь своих родителей, пронесшая чувство любви не замаранным).

    Какое впечатление произвела на вас Маша в начале произведения и как раскрывается ее характер в любви к Гриневу?

    Повесть называется «Капитанская дочка». Согласны ли вы с авторским вариантом?

Слово учителя

Это один из прекраснейших женских образов в классической литературе… Достойная дочь своих родителей. Гуманная, преданная, искренняя, ей чужда пошлость, обладающая чувством достоинства, умеющая ради любимого человека совершить поступок. Мы встретимся еще с интересными женскими образами в литературе.