Сочинение по картине И. Е. Репина «Стрекоза. Портрет В. И. Репиной, дочери художника». Описание картины «Стрекоза» И.Репина

.
Формировать видение художественного образа портрета в единстве содержания и средств выразительности: рисунка, колорита, композиции. Подводить детей к пониманию того, что в портрете большое значение имеет рисунок, который через единство выражения лица, экспрессии позы, жестов передает характер девочки - подвижный, озорной, легкий. Поэтому будем учить детей всматриваться в лицо, видеть особенности позы.




Развивать чувствование настроений, выраженных в музыке и живописи и в их созвучии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программное содержание. Продолжать развивать у детей интерес к портрету как жанру живописи, желание откликаться на настроение героини, сопереживать ей, соотносить изображенное с собственным опытом и чувствами, общаться по поводу увиденного. Развивать зрительные ассоцации.
Формировать видение художественного образа портрета в единстве содержания и средств выразительности: рисунка, колорита, композиции. Подводить детей к пониманию того, что в портрете большое значение имеет рисунок, который через единство выражения лица, экспрессии позы, жестов передает характер девочки
- подвижный, озорной, легкий. Поэтому будем учить детей всматриваться в лицо, видеть особенности позы.

Вспрыгнувшая на жердочку девочка присела в обманчиво расслабленной позе, но уже готова «вспорхнуть», легкая, как стрекоза. Ассоциацию с этим образом вызывают и различные оттенки зеленого цвета с бликами желто-золотистого платья с многочисленными складочками, разводам, похожими на крылья стрекозы.

Формировать у детей видение колорита.
Портрет выполнен в одном спектре: зеленовато-голубой, голубовато-зеленый, золотисто-розовый, розовато-желтый, передающем общее настроение картины и отношение художника к изображенному: ощущение радости жизни, безоблачной свежести раннего ласкового солнечного утра, лучезарной чистоты и ясности детства.
Обратить внимание на композицию портрета, которая позволила художнику передать безбрежность воздушного пространства.
Продолжать формировать у детей знания о портрете, средствах его выразительности. Активизировать словарь, обогащать его образными словами и выражениями, наименованиями цветовых тонов и оттенков.
Развивать чувствование настроений, выраженных в музыке и живописи и в их созвучии.

Подготовительная работа. Наблюдение на прогулках за порхающей стрекозой (обратить внимание на цвет ее наряда). Рассматривание иллюстраций. Рисование: «Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик». Пение песен и слушание мелодии, например, песня «Стрекоза», музыка М. Красева, слова М. Клоковой.

Материалы. Репродукция картины «Стрекоза» И. Е. Репина. Музыкальное произведение «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта. Компьютер . Слайдовая презентация. Дидактический материал с использованием графического представления информации по теме: «Подбери оттенок»


Словарь. Изумрудный, светло-зеленый, темно-зеленый, голубовато-зеленый, золотистый, вертолет, изящная.

Ход занятия. Дети стоят вокруг воспитателя.
Воспитатель.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро! (Дети, давайте поздороваемся друг с другом)

Доброе утро!

Солнцу и птицам.

Доброе утро

Улыбчивым лицам! (А сейчас давайте улыбнемся друг другу и мне)

Я приготовила для вас загадку. Отгадав ее, вы узнаете о чем мы сегодня будем говорить.

Яркий мини- вертолет

Отправляется в полет,

Но зачем ему глаза

Да он просто….

Дети: Стрекоза

Воспитатель показывает игрушечную стрекозу

Воспитатель .

Здравствуй, здравствуй стрекоза

Как здоровье? Как дела?

Все в порядке! Стрекочу!

Извините, я спешу.

Постой, милая стрекоза, не улетай! Позволь нам получше рассмотреть тебя.

(Показ слайда № 1 ) Звучит музыка

(Воспитатель подходит к экрану)

На сиреневый цветочек,

На зелёненький листочек

Прилетела Стрекоза –

Изумрудные глаза. (Слайд № 2)

У неё наряд блестящий,

Весь прозрачный и летящий!

Модельер с отличным вкусом

Сшил ей платьице искусно. (Слайд № 3)

День-деньской она порхает,

Новым платьем удивляет.

Без забот и без хлопот

Жизнь весёлую ведёт. (Слайд № 4)

Самолётик лёгкий быстрый

Над цветком летит душистым.

Крылья, хвостик и глаза.

Это чудо! Стрекоза (Слайд № 5)

Ой, улетела наша красавица-стрекоза. (Пустой слайд)

Но вы не расстраивайтесь, ребята, сегодня я приготовила для вас интересный портрет девочки. (Слайд № 6, картина, музыка)

Художник Илья Ефимович Репин написал свою дочку Верочку и назвал этот портрет ласково и шутливо: «Стрекоза»

Давайте сядем и внимательно его рассмотрим, полюбуемся мастерством и талантом художника. (Дается 2-З минуты для рассматривания, негромко звучит музыка.)

Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину-портрет? (Ответы детей). (Воспитатель одобряет интересные ответы, обращает внимание на наблюдательность, образность речи.)

Да, девочка напоминает нам легкую, грациозную, изящную стрекозу.

А чем девочка похожа на стрекозу?

Почему художник нарисовал ее в такой позе? На чем сидит девочка?

Да, на жердочке, как будто стрекоза летала-летала и вдруг присела. Но так и, кажется: сейчас вспорхнет и улетит.

А что этим хотел нам сказать художник о своей дочке? Какая она?

Да, веселая, озорная, подвижная, легкая, грациозная. Посмотрите на лицо девочки. Лицо ее в тени от шляпки, но мы видим чуть прищуренные от солнышка глаза, задумчивое выражение спокойного лица, уже загоревшего на солнышке. Это спокойствие недолгое. Девочка сейчас засмеется, соскочит с жердочки и умчится прочь. Об этом говорит и ее поза. Верочка как будто соскальзывает вниз.
Чем еще напоминает Верочка стрекозу? Посмотрите на ее одежду. (Ответы детей.)

Да, платье похоже на крылышки стрекозы - все в каких-то легких складочках, ажурных ленточках. А по цвету похоже на стрекозу.

Цвет платья, шляпки напоминает изысканные голубовато-зеленую, и золотистую раскраску стрекозы.

Дети, девочку мы с вами рассмотрели, теперь я предлагаю поиграть в интересную игру для наших глазок. Поможет нам в этом наша знакомая стрекоза. Проследите своими глазками за стрекозой. (Проводится гимнастика для глаз «Полет стрекозы»)

Вот какая стрекоза,

Как горошины глаза.

Влево, вправо, назад, вперед,

Ну совсем как вертолет.

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

Молодцы, ребята. Давайте вернемся к картине

Дети, как вы думаете, есть ли солнышко в картине? Как догадались? Где находится солнышко? Ведь оно не нарисовало. Да, слева, его золотистые лучи освещают шляпку, платье и чулочки девочки.
Какие же основные цвета в картине? Назовите их.

Сначала фон - цвета неба и луга - голубовато-зеленоватые, желтовато-золотистые, зеленоватые. Как вы думаете, они громкие или тихие? Тихие, нежные, мягкие, светлые. А теперь расскажите о цветах одежды девочки. Да, они более темные, но тоже зеленые: темно-зеленые, зеленовато-голубые, желтовато-золотистые. А что темнее одежда девочки или фон? Да, художник разные оттенки зеленого, чтобы ярко выделить фигуру - более темную на светлом фоне.

Чего больше в картине, неба или земли?

Неба. Оно всюду! Кажется, что луга нет

А сейчас подумайте и скажите: с какого места, откуда смотрел и рисовал дочку художник, сверху или снизу? Да, он стоял внизу. Она оказалась высоко над землей, словно парящая в небе стрекоза. Художник любуется своей дочкой, радуется ее красоте, шаловливости, беззаботности.
Вся картина пронизана ярким лучистым солнечным светом. В ней много воздуха, небесного простора, восхитительной легкости, чистоты, нежности, тепла и любви.
Понравился вам этот портрет? давайте мы оставим в группе и еще полюбуемся мастерством И. Е. Репина.

Физкультминутка . «ВЕРТОЛЕТИК – СТРЕКОЗА»

Там где травы пахнут летом,

Где блестит в цветах роса.

Вытворяет пируэты

Вертолетик – стрекоза.

(расставить рук и в стороны, пробежать по группе на носочках)

Миг – она под небесами!

(поднять руки вверх)

С неба вниз – и разворот!

(опустить руки вниз, повернуться вокруг себя)

Зависает над цветами!

(остановиться, руки расставить в стороны)

Чем не мини-вертолет!?

Дидактическая игра «Подбери оттенки»

Итог занятия.

Что мы сегодня рассматривали?

Как называется картина? (Правильно, картина называется «Стрекоза», а написал картину русский художник Илья Ефимович Репин).

А что еще мы делали?

Правильно, ребята мы играли в игру, в которой закрепили оттенки зеленого цвета.

Молодцы, вы сегодня очень старались.

Мастер - класс

Конспект занятия по ознакомлению с искусством

Рассматривание портрета «Стрекоза» И. Е. Репина

(средняя группа)

Подготовила воспитатель

МДОУ д/с № 69 «Мальвина»

Рязанова Татьяна Николаевна

Тамбов


Репин Илья Ефимович“Стрекоза”. Портрет В.И.Репиной, дочери художника
1884г. Холст, масло 111 х 84,4.Третьяковская галерея.
.
В середине 1980-х годов Репин создает ряд произведений, темой которых является изображение фигур на открытом воздухе. Палитра Репина становится светлее. Используя ряд импрессионистических приемов в живописи, художник в картине "Стрекоза" остается в рамках свойственной ему манеры с четкой лепкой формы.

Картина "Стрекоза" написана И.Е.Репиным на даче в Мартышкине под Петербургом. На портрете изображена дочь художника В.И.Репина – Вера. Для детских портретов мастера характерно любование непосредственностью юных существ, их беззаботной радостью бытия. В этом репинская трактовка детских образов сродни импрессионистической. Картина производит впечатление случайно увиденной жизненной сценки.
На переднем плане – девочка на темной перекладине штакетника. За ее спиной прозрачно-голубое небо с легким маревом облачков и травинки выцветшего луга, намеченные тонкой кистью. Солнечные рефлексы на голубоватом платье словно стремятся растворить материю в бесконечном, пронизанном солнцем пространстве.
Верочка Репина, дочь художника, качает ногой, легко присев на жердочку изгороди. Она как стрекоза на цветке, продолжающая помахивать прозрачными крылышками.

Радостное настроение девочки невольно передается зрителю. Репин использует в этой картине точку зрения снизу, что, с одной стороны, укрупняет фигуру, делая ее монументальной, с другой стороны, снимает торжественность позирования и придает жизненную убедительность. В отличие от других портретов, в которых художник ставил задачу раскрытия психологии человека, его индивидуальности во всех противоречивых движениях души, в картине «Стрекоза» проблема портрета уходит на второй план. Здесь главное не то, что изображена конкретная модель с неповторимым характером, а ее сиюминутное состояние.

Свободная, исполненная живости поза ребенка, шляпка, смешно закрепленная под подбородком черной лентой, игра солнечных зайчиков на лице и шее девочки, весь ее задорный облик словно вовлекают нас в волшебный мир детских впечатлений и грез. Художник создал незабываемый образ детства, проникнутый чувством восторга, удивлением перед красотой жизни.

Как писал Репин в одном из писем П.М.Третьякову: "Девочку на солнце следует назвать "Стрекоза": и по цвету, и по движению, и по положению она подходит под это название"(http://www.tretyakovgallery.ru)

Старшая дочь художника, названная в честь матери Верой, родилась в октябре 1872 года в Санкт-Петербурге. Будучи первым ребенком в семье, девочка всегда считалась всеобщей любимицей.Осенний букет. 1892 Портрет дочери Веры Репиной.Репин писал:«Маленькая наша бегать начала и очень нас забавляет, девица французской веселости и так же умно говорит, как они…». Ранние творческие наклонности и безграничная любовь со стороны отца сделали свое дело: Вера Репина выросла увлекающейся и творческой личностью, однако быстрая смена увлечений и безотказность со стороны Ильи Репина не привели к успехам на выбранной ею театральной стезе.

Племянница художника со стороны жены Л. А. Шевцова-Споре вспоминала: «Несмотря на многие недостатки в характере Веры, отец любил ее более других детей. Да и вообще это была любимица семьи. Энергичная, веселая, предприимчивая девушка, она бодрила всех и в полном смысле слова являлась душой семьи. С нею никогда не было скучно, и сам Илья Ефимович, помню, из всех детей выделял Веру именно за то, что ему самому было приятно побеседовать с нею – второй, молодой хозяйкой дома. Она могла принять кого угодно и без стеснения занимала беседой любого именитого гостя.

Илья Ефимович Репин (1844-1930) родился на Украине, в небольшом городке Чугуеве (современная Харьковская область) в семье бывшего военнослужащего. Рано обнаружилась тяга мальчика к рисованию. Под руководством местных художников юноша достиг немалых успехов, его работа пользовалась спросом в родном городе. В 1863 г. молодой человек приехал в Петербург, поступил в рисовальную школу, а затем и в Академию художеств.
Известность пришла к Репину в начале 1870-х гг. благодаря картине «Бурлаки на Волге». Зачастую картины Репина насыщены действием. На его полотнах нашли отражение значимые события из жизни русской деревни, драматические эпизоды в судьбах русских революционеров. Обращался художник и к исторической теме. Среди его работ немало портретов. Это и портреты знаменитых современников художника - Л.Н. Толстого, Н.И. Пирогова и др., и написанные «для себя» портреты членов семьи Репина.
Картина «Стрекоза» - один из наиболее известных портретов семейного «цикла». Эта картина была написана на даче под Петербургом. Художник изобразил свою дочь Веру Ильиничну Репину (1872-1948). Работа датирована 1884 г. - значит, мы видим портрет девочки в возрасте 12 лет.
Пока ещё неизвестно, как сложится дальнейшая судьба этого ребёнка. Впоследствии Вера Ильинична пыталась стать драматической актрисой. Она обладала способностями к пению, живописи. Некоторое время выступала в частных театрах, но затем оставила мечты о сценической карьере. Поселилась с отцом в его финском имении «Пенаты» в Куоккале, вела хозяйство, как множество других женщин её круга.
Но всё это будет потом. Пока же мы видим шаловливого ребёнка, сидящего на высокой перекладине штакетника и непринуждённо болтающего ногами в воздухе. Обеими руками девочка придерживается за перекладину.
Фоном служит ясное летнее небо, сливающееся с лугом. Художник наметил отдельные сухие травинки, но в целом земля и небо практически не разделены.
На девочке зеленовато-серое платье с длинными рукавами, всё в небольших складочках. Подол юбки - до середины икр, дети не носили длинные платья до пола, как их мамы и старшие сёстры. Поэтому видны светлые чулки, чуть спустившиеся складками, и чёрные башмаки на шнурках. На голове у девочки шляпка в тон платью, завязанная ленточкой под подбородком.
В картине много солнечного света, его блики играют на лице и одежде девочки. Есть мнение, что эта картина значительно отличается по стилю от большинства произведений Репина. Особенности исполнения картины, ощущение случайно «схваченного», подсмотренного мгновения роднят её с творчеством импрессионистов, которые как раз и стремились передавать на полотне настроение, изменчивость окружающего мира. На картине Репина запечатлён именно такой момент: девочка пока сидит, но вот-вот спрыгнет и убежит. Поэтому, быть может, художник и назвал картину «Стрекоза» - ведь эти существа очень подвижны, они мгновенно перемещаются с места на место. Только села на цветок - и вот уже перенеслась на несколько шагов вперёд, вот уже парит в воздухе... Возможно, что фон, в котором пейзаж практически отсутствует, узкая полоска луга сливается с небом, как раз и служит тому, чтобы создать, передать это ощущение парения в воздухе, лёгкости и беззаботности, присущим ранней юности.

Знаменитым русским художником с украинскими корнями есть Репин Илья Ефимович. Большинство своих картин автор насыщал действиями и событиями из жизни простого человека. Также он изображал эпизоды из судьбы русских революционеров. Обращался и к исторической тематике. Есть в его арсенале и портреты. Среди них как знаменитые люди, так и члены семейства.

Одним из самых известных семейных портретов есть картина «Стрекоза». На холсте изображена дочь Репина Вера. Ей двенадцать лет. Она сидит на высокой перекладине, держась двумя руками. Ноги безвольно болтаются, не дотрагиваясь земли. На ней пестрое платьице с длинным рукавом, желтые колготки и черные туфельки. Голову покрывает коричневая шляпка, залита солнечным светом. Благодаря ей солнечные лучи не попадают на лицо, только немного освещают шею и нижнюю часть щеки.

Ее лицо спокойное и немного сосредоточенное. Маленькие темные глазки, пухленькие розовые губки и немножко расплюснутый нос показывают нам детскую непосредственность и неусидчивость. Возможно, благодаря этому картина и получила такое название. Она не похожа на другие картины автора и этим есть такая уникальная и знаменитая.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Илья́ Ефи́мович Ре́пин - русский художник-живописец. Сын солдата, в юности работал иконописцем. Занимался в Рисовальной школе под руководством И. Н. Крамского, продолжил обучение в Петербургской Академии художеств. С 1878 года - член Товарищества передвижных художественных выставок. Академик.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Как и когда (в какое время года и дня) Репин пишет дочь? (Сидящей на толстой жерди, достаточно высоко над землей, ясным, солнечным летним днем. Судя по золотистым колосьям, это конец лета). Как вы думаете, почему художник, написавший портрет дочери, дает ему еще одно название "Стрекоза"? Кого обычно так называют? Каких по характеру детей? Почему, не "Бабочка", например? Девочка-стрекоза и девочка-бабочка - это два разных образа? Сами насекомые разные? Как летает бабочка и как стрекоза? (Бабочка во время полета довольно монотонно машет крылышками, а стрекозы летают стремительно, а потом могут сидеть, не шелохнувшись. Бабочка безобидна, а стрекоза - разбойница, на лету схватывающая насекомых). 4. Что же имел в виду Илья Репин, назвав портрет дочери "Стрекоза"? Может быть, какое-то сходство одежды девочки (фасона и цвета платья) и крыльев стрекозы? (Платье пестренькое, в расцветке соседствуют природные желтоватые, коричневые и голубые оттенки; обилие оборочек делает платье многослойным, как крылышки). Рассмотрим портрет девочки

6 слайд

Описание слайда:

Внешняя ассоциация (сходство платья и обобщенного внешнего образа стрекозы) - это главная причина названия портрета? Может быть, важнее всего характер девочки? Можем ли мы что-нибудь сказать о характере Верочки, судя по ее позе и ее "манерам"? Может быть, это паинька? Послушная и робкая девочка? (Она сидит на жерди, достаточно высоко от земли. Туда еще надо суметь забраться. Но она сидит уверенно, ей уютно. Видно, что для Верочки такое поведение дело обычное: у нее спущены чулки, и нам понятно, что ее это не очень-то заботит, она сидит и покачивает правой ножкой).

7 слайд

Описание слайда:

Сочинение Среди всех картин И. Е. Репина особенное место занимают портреты членов его семьи. Одной из самых известных картин из серии портретов семьи является холст «Стрекоза», который художник написал на своей собственной даче под Петербургом еще в далеком 1884 году. На данном портрете живописец изобразил свою старшую дочку Веру Репину. Ей двенадцать лет. Композиция данной картины достаточно проста и незамысловата. Мы видим девочку, которая весело и беззаботно покачивает ножками, сидя на достаточно высокой перекладине. Она сидит на высокой перекладине, держась двумя руками. Ноги безвольно болтаются, не дотрагиваясь земли. На девочке пестрое платьице с длинным рукавом, желтые колготки и черные туфельки. Голову покрывает коричневая шляпка. Она забавно закреплена красивой ленточкой под подбородком. Серьезный и в то же время задорный взгляд ее темных глаз и солнечные зайчики на ее шее и щеке добавляют облику данной девочки большей непосредственности. Ее лицо спокойное и немного сосредоточенное. У девочки маленькие темные глаза, пухленькие розовые губки и широковатый нос. Почему же картина названа «Стрекоза»? Наверное, это можно объяснить тем, что эта девочка действительно очень похожа на веселую стрекозу, которая сидит на красивом цветке и слегка помахивает своими тонкими прозрачными крылышками. При просмотре картины создается такое чувство, что девочка вот-вот скользнет вниз и весело побежит куда-то играть с другими ребятами