Соловьев седой сценарий. Василий Соловьев-Седой (А. Сохор). Декабря – василий соловьев-седой

  • 1930
    Вокальный квартет «Ну-ка, кто конец найдёт?», детские песни, романсы и др.
    Шесть вариаций для фортепьяно
  • 1931
    Песня «Умолот» (сл. С. Полоцкого) и другие песни
    Музыка к пьесам детского кукольного театра
  • 1932
    «Песни восставшей Венгрии» (сл. А. Гидаша и В. Седого) для баритона и
    симфонического оркестра
    Ряд вокальных сочинений
    Эскизы симфонической поэмы «Пионерия, дерись за беспризорника»
    Музыка к пьесам детского кукольного театра
  • 1933
    «Серенада» (первоначальное название «Песня Балтазара», сл. В. Шекспира в переводе
    М. Кузьмина; из музыки к комедии В. Шекспира «Много шума из ничего»)
    «Лирические песни» (сл. А. Чуркина и П. Ойфы)
    Романс «Письмо любимой» (сл. А. Жарова)
    Эскизы «Лирической поэмы» для симфонического оркестра и оперы «Мать» (по М.Горькому)
  • 1934
    Поэма для симфонического оркестра «Партизанщина»
    Сюита для фортепьяно
    Радиооперетта «Хорошая погода» (сл. Е. Вечтомовой и Г. Кальвари)
    Пьеса для скрипки и фортепьяно
    «Частушка» (сл. В. Азарова)
  • 1935
    Сочинение концерта для фортепьяно с оркестром (не закончен)
    Пьеса для виолончели и фортепьяно
    Романс «Прощание с берёзой» (слова С. Есенина)
  • 1936
    Романсы: (слова С. Есенина) «Заиграй, сыграй тальяночка», «Выткался на озере»
    Песни: «Гибель Чапаева» (сл. 3. Александровой)
    «Казачья кавалерийская» (сл. А. Чуркина)
    «Парад» (сл. А. Гитовича)
    «Эх, колёса» (сл. П. Белова)
    «Гибель теплохода «Комсомол» (сл. П. Белова)
    «Песня о Ленинграде» (сл. Е. Рывиной)
    «Сказ о коннике» — баллада для голоса и фортепьяно (сл. А. Чуркина)
    Прелюдии для фортепьяно
    Музыка к пьесам и радиопостановкам
    Начало работы над оперой «Дружба» (либр. В. Воинова)
  • 1937
    Романсы (сл. А. Пушкина):
    «В последний раз твой образ милый»
    «Зимняя дорога»
  • 1938
    Песни: «Таёжная» (сл. В. Гусева, из пьесы В. Гусева «Слава»)
    «Любовная» (сл. В. Гусева, из пьесы В. Гусева «Слава»)
    «Песня о двух товарищах» (сл. В. Гусева, из пьесы В. Гусева «Слава»)
    «Что мы, девушки, скучаем» (из фильма «11 июля», сл. А. Чуркина)
    «Белорусская партизанская» (из фильма «11 июля», сл. А. Чуркина)
    «Едем, братцы, призываться» (сл. А. Чуркина)
    «Голубой платок» (сл. А. Чуркина)
    «Простая песенка» (сл. А. Прокофьева)
    Работа над оперой «Дружба» прекращена
    Начало работы над балетом «Тарас Бульба» (либр. С. Каплана и Р. Захарова)
  • 1939
    Песни: «Я о будущем нашем мечтаю» (из фильма «Будни», сл. М. Светлова)
    «Прощальная» (из фильма «Приятели», сл. М. Светлова)
    «Рыбацкая» (из фильма «Небеса», сл. М. Светлова)
    «Мчится лодка в глухом прибое» (из кинофильма «Небеса», сл. М. Светлова)
    Продолжение работы над балетом «Тарас Бульба»
    Сочинение оперы «Полинька» (либр. В. Ротко; написан только первый акт)
  • 1940
    Окончание балета «Тарас Бульба» (в первой его редакции)
  • 1941
    Песни: «Играй, мой баян» (сл. Л. Давидович)
    «Встреча Будённого с казаками» (сл. А. Чуркина)
    «Вечер на рейде» (сл. А. Чуркина)
  • 1942
    Песни: «Выше голову» (сл. А. Фатьянова)
    «Гвардейская песенка» (сл. А. Фатьянова)
    «Гармоника» (сл. А. Фатьянова)
    «Я вернулся к друзьям» (сл. А. Фатьянова)
    «С милой сердцу Кубани» (сл. В. Гусева)
    «Уезжал моряк из дома» (сл. М. Исаковского)
    Работа над оперой «Настя» (по мотивам рассказа К. Паустовского «Кружевница
    Настя»; написаны первый акт и первая картина второго акта)
  • 1943
    Песни: «Южно-Уральская» (сл. А. Фатьянова, позднее названа «Гвардейская походная»
    с новым текстом А. Чуркина)
    «Баллада о Матросове» (сл. А. Фатьянова)
    «Ехал казак воевать» (сл. А. Фатьянова)
    «Обиделись девушки» (сл. А. Фатьянова)
    «На солнечной поляночке» (сл. А. Фатьянова)
    «Не тоскуй, моя царица» (сл. А. Фатьянова)
    «Над землянкою ночь» (сл. В. Гусева)
    «Вася Крючкин» («Девушка и взвод», сл. В. Гусева)
    «Когда песню поёшь» (сл. В. Гусева)
    «Как за Камой, за рекой» (сл. В. Гусева)
    «Шахтёрская застольная» (сл. М. Львова)
    «Шёл солдат суровый, невесёлый» (сл. В. Дыховичного)
    «О чём ты тоскуешь, товарищ моряк» (сл. В. Лебедева-Кумача)
    «Что за славные ребята» (сл. М. Исаковского)
  • 1944
    Песни: «Ягода» (сл. В. Винникова)
    «Разговор» (сл. С. Фогельсона)
    «Не тревожь ты себя, не тревожь» (сл. М. Исаковского)
    «Баллада о солдатском сне» (сл. А. Прокофьева)
    «Наша родина — Россия» (сл. А. Прокофьева)
    «Прощай, беляночка» (сл. А. Прокофьева)
    «Соловьи» (сл. А. Фатьянова)
    «Ничего не говорила» (сл. А. Фатьянова)
    Начало работы над опереттой «Верный друг» (либретто B. Михайлова)
  • 1945
    Песни: «У лесной опушки» (сл. А. Софронова)
    «Краснофлотская бабушка» (сл. А. Софронова)
    «Дружили три пилота» (сл. С. Фогельсона)
    «Матросские ночи» (сл. С. Фогельсона)
    «Пора в путь-дорогу» (из фильма «Небесный тихоход», сл. C. Фогельсона)
    «Потому что мы пилоты» (из фильма «Небесный тихоход», сл. А. Фатьянова)
    «Про Васеньку» (сл. А. Фатьянова)
    «Дождик» (сл. А. Фатьянова)
    «Звездочка» (сл. А. Фатьянова)
    «Далеко иль недалечко» (сл. А. Фатьянова)
    «Далёко родные осины» (сл. А. Фатьянова)
    «Давно мы дома не были» (сл. А. Фатьянова)
    «Наш город» (сл. А. Фатьянова)
    «Услышь меня, хорошая» (сл. М. Исаковского)
    Окончание сочинения оперетты «Верный друг»
  • 1946
    Песни: «Пляс-перепляс» (сл. С. Фогельсона)
    «Песня нахимовцев» (из фильма «Нахимовцы», сл. С. Фогельсона)
    «Тропки-дорожки» (сл. А. Фатьянова)
    «Страдание» (сл. А. Фатьянова)
    «Стали ночи светлыми» (сл. А. Фатьянова)
    «Песня о краснодонцах» (сл. С. Острового)
    «Василёк» (сл. А. Чуркина)
    «Едет парень на телеге» (сл. Н. Глейзарова)
    «Закаляйся» (из фильма «Первая перчатка», сл. В. Лебедева-Кумача)
    «На лодке» (из фильма «Первая перчатка», сл. В. Лебедева-Кумача)
  • 1947
    Песенный цикл «Сказ о солдате» (сл. А. Фатьянова):
    «Шёл солдат из далёкого края»
    «Расскажите-ка, ребята»
    «Сын» («Колыбельная»)
    «Поёт гармонь за Вологдой»
    «Где же вы теперь, друзья-однополчане»
    «Величальная».
    Песни: «Разговорчивый минёр» (сл. А. Фатьянова и С. Фогельсона)
    «Золотые огоньки» (сл. А. Фатьянова и С. Фогельсона)
    «Весёлая песенка о начальнике станции» (сл. А. Фатьянова)
    «Моя родная сторона» (сл. С. Фогельсона)
    «Человеку человек» («В жизни очень часто так случается», сл. Н. Лабковского и Б.
    Ласкина)
    «Комсомольская прощальная» (из музыки к спектаклю «Начало пути», сл. А. Галича)
    Начало работы над опереттой «Самое заветное» (либр. В. Масса и М. Червинского) —
    первая редакция
  • 1948
    Песня «Где ж ты, мой сад» (из фильма «Ночь полководца», сл. А. Фатьянова)
    15 сентября — начало работы над второй редакцией балета «Тарас Бульба»
    1949 Песни: «Студенческая попутная» (сл. С. Фогельсона)
    «Солнце встаёт» (сл. Л. Ошанина)
    «Марш нахимовцев» (из фильма «Счастливого плавания», сл. Н. Глейзарова)
    «Споём, друзья» (из фильма «Счастливого плавания», сл. Н. Глейзарова)
    «У родного Иртыша» (из фильма «Сибирь советская», сл. Н. Глейзарова)
  • 1950
    Песни: «Камыши» (сл. А. Чуркина)
    «Спит дороженька степная» (сл. А. Чуркина)
    «Наташа» (сл. М. Исаковского)
    «Хорошая жена» (сл. Н. Глейзарова)
  • 1951
    Песни: «Студенческая песня» («Как мы дружили», сл. Л. Ошанина)
    «Вёрсты» (сл. Л. Ошанина)
    «Ночи белые стоят над Ленинградом» (сл. С. Фогельсона)
  • 1952
    Песни: «Мой друг коммунист» (сл. С. Фогельсона)
    «Азовская партизанская» (из радиопостановки «Азовское море», сл. А. Зорина)
    «Лирическая девичья» (из радиопостановки «Азовское море», сл. А. Зорина)
    «Марш молодых рабочих» (из фильма «Навстречу жизни», сл. Н. Глейзарова)
    «Грустная песенка» (из фильма «Навстречу жизни», сл. Н. Глейзарова)
    Окончание работы над опереттой «Самое заветное» (вторая редакция)
  • 1953
    Песни: «Самовар» (сл. Н. Глейзарова)
    «Ёлка» (сл. Н. Глейзарова)
    Ноябрь — окончание партитуры второй редакции балета «Тарас Бульба»
  • 1954
    Песни: «Песня бойцов» (из пьесы «Сын Рыбакова», сл. В. Гусева)
    «Песенка о весне» (из пьесы «Сын Рыбакова», сл. В. Гусева)
    «Летняя песенка» (сл. Н. Глейзарова)
    «Песенка Ангарвая» (из фильма «Девушка-джигит», сл. М. Вольпина)
    «Доброе утро» (из фильма «Доброе утро», сл. В. Соловьёва-Седого)
    «Что нам ветры» (из фильма «Доброе утро», сл. А. Фатьянова)
    «Праздничная» (из фильма «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка», слова А.Фатьянова)
    «Мы не знали с тобой друг о друге» (из фильма «Всесоюзная сельскохозяйственная
    выставка», сл. А. Фатьянова)
    «Вечерняя» (из фильма «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка», сл. А.Фатьянова)
    «Степь кругом» (из фильма «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка», сл. Н.Лабковского)
    «Лирическая песня Насти» (из фильма «Чемпион мира», сл. М. Светлова)
  • 1955
    Песни: «В путь» (из фильма «Максим Перепелица», сл. М. Дудина)
    «Журавель мой, журавель» (из фильма «Максим Перепелица», сл. М. Дудина)
    «Песня об Украине» (из фильма «В один прекрасный день», сл. Б. Палийчука)
    «Завелась в душе забота» (из фильма «В один прекрасный день», сл. В. Бокова)
    «Гляжу в поля просторные» (из фильма «В один прекрасный день», сл. В. Бокова)
    «Жалоба» (из фильма «В один прекрасный день», сл. В. Бокова)
    Доделка партитуры второй редакции балета «Тарас Бульба»
    Ноябрь — начало работы над оперой «Любовь Яровая» (приостановлена в марте 1956 г.)
  • 1956
    Песни: «Станция Снегири» (сл. М. Матусовского)
    «Марш милиции» (из фильма «Песня табунщика», сл. М. Матусовского)
    «Как-то в утро вешнее» (из фильма «Песня табунщика», сл. М. Матусовского)
    «Тебе, мой любимый, пишу я письмо» (из фильма «Песня табунщика», сл. М.Матусовского)
    «Куплеты конюха» (из фильма «Песня табунщика», сл. М. Матусовского)
    «Песня дальних дорог» (из фильма «В дни спартакиады», сл. М. Матусовского
    « » (из фильма «В дни спартакиады», слова М. Матусовского)
    «Серенада» (из фильма «Она вас любит», сл. С. Фогельсона)
    «Зорька догорает» (сл. Н. Глейзарова)
  • 1957
    Песни: «Фестивальная песенка» (сл. Н. Глейзарова)
    «Вечерняя песня» (сл. А. Чуркина)
    «Если бы парни всей земли» (сл. Е. Долматовского)
    «Доставай свой старый чемодан» (из пьесы «Дальняя дорога», сл. А. Арбузова)
    «Песня расставания» (из пьесы «Дальняя дорога», сл. А. Арбузова)
    Декабрь — начало работы над балетом «Фестиваль»
  • 1958
    Песни: «Старому другу» (сл. М. Матусовского)
    «С добрым утром, комсомольцы» (сл. А. Чуркина)
    «Дорога, дорога» (из фильма «Очередной рейс», сл. А. Фатьянова)
    «Песня шофёра» (сл. С. Фогельсона)
  • 1959
    Песни: «Новгород великий» (сл. А. Прокофьева)
    «Любите свой завод» (сл. А. Чуркина)

Соловьев

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956).
Народный артист РСФСР (1957).
Народный артист СССР (1967).

Профессиональную карьеру начал в 1925 году в качестве пианиста-импровизатора на Ленинградском радио, в студии художественной гимнастики и в самодеятельных коллективах. Учился в Ленинградском центральном музыкальном техникуме (1929-1931).
В 1936 году окончил Ленинградскую консерваторию (педагог П. Рязанов).

В годы Великой Отечественной войны - художественный руководитель фронтового театра малых форм «Ястребок» (1941-1942).

В 1948-1964 гг. - председатель правления Ленинградского отделения Союза композиторов, в 1957-1974 гг. - секретарь Союза композиторов СССР. С 1960 года - секретарь Союза композиторов РСФСР.
Автор балетов "Тарас Бульба" (1940, 2-я редакция - 1955), "В порт вошла "Россия"" (1964); оперетт "Верный друг" (1945), "Самое заветное" (1952), "Олимпийские звезды" (1962), "Восемнадцать лет" (1967), "У родного причала" (1970), "Жил-был Шельменко" (1978); вокальных циклов, музыки к драматическим спектаклям.

Песни (более 400):
песенный цикл "Сказ о солдате" (1947, среди песен цикла "Колыбельная", "Поет гармонь за Вологдой", "Где же вы теперь, друзья-однополчане")
"Гибель Чапаева" (1936)
"Таежная" (1938)
"Играй, мой баян"
"Вечер на рейде" (1941)
"На солнечной поляночке"
"Как за Камой, за рекой" (1943)
"Соловьи"
"Ничего не говорила" (1944)
"Давно мы дома не были" (1945)
"Едет парень на телеге" (1946)
"Моя родная сторона"
"Комсомольская прощальная" (1947)
"Где ж ты, мой сад" (1948)
"Студенческая попутная" (1959)
"Камыши" (1949)
"Азовская партизанская" (1952)
"Золотые огоньки" (1947)
"Наш город" ("Над Россиею небо синее", 1945)
"Подмосковные вечера" (1956)
"Если бы парни всей земли" (1957)

Депутат Верховного Совета СССР 3-5-го созывов (1950-1962).

Умер в ночь на 2 декабря 1979 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища северной столицы.

В Санкт-Петербурге, не доме где жил композитор, установлена мемориальная доска. В 2007 году к 100-летию композитора Банком России выпущена серебряная монета.

призы и награды

Сталинская премия второй степени (1943) - за песни «Вечер на рейде», «Песня мщения», «Играй, мой баян…»
Сталинская премия второй степени (1947) - за песни «Пора в путь-дорогу…», «Давно мы дома не были…», «Едет парень на телеге…», «Стали ночи светлыми…»
Ленинская премия (1959) - за песни «В путь», «Вёрсты», «Если бы парни всей земли», «Марш нахимовцев», «Подмосковные вечера».
Герой Социалистического Труда (1975).
Три ордена Ленина (1957, 1971, 1975).
Орден Красной Звезды (1945).
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
Медаль «Ветеран труда»

Один из крупнейших композиторов в области массовой советской песни Василий Павлович Соловьев-Седой родился в 1907 году в Петербурге, в семье дворника. С детства он играл по слуху сначала на гармонии, а потом на рояле. В 1929 году его приняли в Ленинградской музыкальный техникум. два года спустя Соловьев-Седой уже учился в Ленинградской консерватории, которую окончил в 1936 году по классу профессора П. Рязанова. К 30-м годам относится ряд произведений Соловьева-Седого: балет "Тарас Бульба", симфоническая поэма "Партизанщина", пьесы для фортепиано, музыка к ряду кинофильмов и постановок, а также свыше шестидесяти романсов и песен. Уже и тогда песня была ведущим жанром в творчестве композитора "Лучшие из песен 30-х годов" - "Гибель Чапаева" на слова З. Александровой и "Таежная" на слова В. Гусева.

В годы Отечественной войны талант композитора раскрылся особенно ярко. Соловьев-Седой сразу выдвинулся в число наиболее популярных композиторов: его лирические и шуточные песни звучали на фронте и в тылу, часто передавались по радио. В послевоенные годы творчество Соловьева-Седого достигает новой ступени развития. Композитор пишет музыку к кинофильмам, создает ряд замечательных песен. Среди них мужественная солдатская "В путь" (слова М. Дудина), популярная лирическая "Подмосковные вечера" (слова Матусовского), боевая песня о мире "Если бы парни всей земли" (слова Л. Ошанина), задорный "Марш нахимовцев" (слова Н. Глейзарова).

"Играй мой баян", "Вечер на рейде", песни-воспоминания о любимой, о друзьях, о родине "Когда песню поешь", "Соловьи", "Давно мы дома не были", шуточно-лирические песни "Как за Камой за рекой", "На солнечном поляночке". За создание этих песен, получивших широкое распространение в народе, Соловьев-Седой был удостоен в 1959 году почетного звания лауреата Ленинской премии. В последние годы жизни композитором написаны балеты "Тарас Бульба" и "В порт вошла "Россия"", оперетты "Верный друг", "Самое заветное" и "Олимпийские звезды". Умер Соловьев-Седой в 1979 году.

В.П. Соловьев-Седой "Подмосковные вечера"

Во время войны на фронте возникла острая потребность в лирической задушевной песне. Бойцы, сражавшиеся за честь и свободу своей родины не могли не думать о родном доме, где они оставили родителей, детей, любимую… Именно в жанре лирической песни необычайно ярко проявился большой талант Соловьева-Седого.

В. Соловьев-Седой - композитор яркого лирического дарования. Его песня "Подмосковные вечера", написанная им в содружестве с поэтом М. Матусовским, до сих пор остается наиболее популярной из всех лирических песен послевоенного времени. Судьба ее во многом сходна судьбой лучших песен Дунаевского 30-х годов. Она была написана в 1956 году и прозвучала впервые в кинофильме "В дни спартакиады". Однако сразу же песня "отделилась" от экрана. Текст М. Матусовского не принадлежит к числу достижений даже в строго очерченных рамках "песенной поэзии". И не прикоснись к ним рука выдающегося мастера музыканта, этот текст покинул бы в море тогдашний версификаторский продукции.

Как и многие лирические песни Соловьего - Седого, "Подмосковные вечера" хочется не петь, а напевать вполголоса. "Герой" песни откровенно рассказывает о своем чувстве к любимой и к милому сердцу родному подмосковному пейзажу. И все это очень просто, из глубины души.

Мелодия это кажется весьма не замысловатой: зачин в миноре, переход в параллельной мажор, а трезвучно-аккордовую интонационную основу можно найти во множестве песен тех лет многограни.

Начало мелодии, ее первые четыре такта объединяют обыгрывание минорного трезвучия и чисто русский кварто-квинтовой триход концовки. Далее следует ее своеобразный вариант в параллельном мажоре с достижением более высокого тона. А последующая "надрывная" интонация, возвращающая в основную тональность о старинном романсе, но лишь на короткое мгновенье. Подчеркивая своей экспрессией мелодическую вершину, она не получает далее продолжения - мелодия возвращается к широкому состоянию и замыкается уже ранее прозвучавший трихордной концовкой.

В песне достигнуто единство музыки и текста. Она исполняется мечтательно, не спеша. Постепенно развертываясь, мелодия достигает кульминации, приходящейся на слова "Если б знали вы, как мне дороги подмосковные вечера".

Композитор очень тонко подчеркивает эти важные для песни слова. Выразительные паузы делят фразу на три части, что придает ей задумчивый характер: "Если б знали вы … как мне дороги…. подмосковные вечера".

Яркое восходящее движение мелодического минора в начале, оригинальная синкопа в середине и плавное закругление мелодии в конце фразы так же передают содержание поэтических слов песни.



Народный артист СССР (1967)
Герой Социалистического Труда (1975)
Лауреат Ленинской премии (1959)
Лауреат Государственной премии СССР (1943, 1947)
Награжден 3 орденами Ленина и орденом Красной Звезды




Василий Соловьев-Седой родился 25 апреля 1907 года в семье Павла и Анны Соловьевых в Петербурге . Его родители были выходцами из крестьян. Отец после службы в царской армии уехал в Петербург, долго бедствовал и брался за любую работу. Счастье улыбнулось ему, когда он устроился дворником в дом на Обводном канале. Мама Василия была уроженкой Псковщины, знала множество русских народных песен и любила их петь. Эти песни сыграли большую роль в музыкальном развитии будущего композитора. Анна незадолго до переезда на Старо-Невский устроилась горничной к знаменитой певице Анастасии Вяльцевой.

Первыми музыкальными инструментами, на которых в мальчишестве научился играть Василий, были балалайка (драгоценный подарок отца) и гитара. Летом у Васи волосы совсем выгорали от солнца, и отец ласково называл его седеньким или седым. Дворовым мальчишкам кличка "Седой" понравилась, и с тех пор Василия только так и стали называть.

В их доме жил виолончелист оркестра Мариинского оперного театра Н.Сазонов. Именно с его помощью Василий приобщался к большому искусству. Ему удалось увидеть и услышать Федора Шаляпина в операх "Борис Годунов" и "Севильский цирюльник".

К фортепиано Василия приобщило немое кино. В доме 139 открылся маленький кинотеатрик "Слон", где крутили фильмы с участием Бастера Китона и Веры Холодной. Заметив у экрана диковинку - пианино, Василий упросил киномеханика разрешить ему попробовать клавиши и быстро подобрал по слуху "Светит месяц". Восхищенный механик позволил ему ежедневно по утрам присаживаться к инструменту, а Василий взялся таскать киноленты, помогал их "прокручивать", убирал зал. Такие занятия очень помогли Василию Павловичу, когда после революции и смерти матери он в занялся музыкальной импровизацией в кинотеатрах, затем в художественной студии сопровождал уроки гимнастики, а позднее и на радио - также сопровождал передачи радиогимнастики.

Свое музыкальное образование Василий продолжил в Третьем музыкальном техникуме в классе Петра Борисовича Рязанова — выдающегося педагога-наставника многих советских композиторов. Соловьев-Седой занимался на композиторском отделении вместе с Никитой Богословским. В техникуме он сдружился с Иваном Дзержинским и Николаем Ганом. В 1931 году весь курс перевели в консерваторию.




Впервые Василия Павловича заметили, как композитора-песенника на ленинградском конкурсе массовых песен в 1936 году - первой премии были удостоены его песни "Парад" на слова А.Гитовича и "Песня о Ленинграде" на слова Е.Рывиной. Песни Соловьева-Седого запели известные певцы: Ирма Яунзем в 1935 году на декаде советской музыки в Москве спела его песню "Гибель Чапаева", Леонид Утесов спел впервые его песни "Служили два друга" и "Казачью кавалерийскую". 22 июня 1941 года началась война, а уже на следующий день поэтесса Л.Давидович принесла Соловьеву-Седому стихи под названием "Застава дорогая". Они были написаны до войны и подправлены, так что получился необходимый куплет:

Но злая вражеская стая
Над нами, как туча, взвилась
Застава дорогая
За Родину поднялась




24 июля Соловьев-Седой сочинил мелодию этой песни, пришел к своему другу актеру Александру Борисову, они нашли баяниста, и в тот же вечер песня зазвучала из репродукторов над городом.

Чувствительность Соловьёва-Седого к русскому художественному слову, в особенности поэтическому, была уникальной. К 1935 году насчитывалось двадцать четыре произведения, созданных Соловьевым-Седовым. В их числе была музыка для театра, лирическая поэма для симфонического оркестра, пьесы для скрипки и фортепиано, фортепианный концерт. Но ни одна из его песен не стала массовой. Однако их автора заметил Дунаевский, сумевший разглядеть в Соловьеве-Седом незаурядный музыкальный дар.

В период войны Соловьев-Седой создал много замечательных песен: "Вечер на рейде", "Вася Крючкин", "О чем ты тоскуешь, товарищ моряк", "Как за Камой, за рекой", "На солнечной поляночке", "Не тревожь ты себя, не тревожь" и другие произведения.


В августе 1941 года Соловьева-Седого вместе с поэтом Александром Чуркиным направили в порт, где они, как и тысячи ленинградцев, растаскивали бревна, убирали территорию, чтобы уменьшить опасность пожара от зажигательных бомб. По окончании длинного трудового дня они присели отдохнуть на борту разгруженной баржи. Был поздний ленинградский вечер. Ничто не напоминало о войне. В заливе, окутанном синей дымкой, стоял на рейде корабль. С него доносилась тихая музыка: кто-то играл на баяне. Когда отправлялись домой, композитор сказал: "Чудный вечер. Стоит песни". По возвращении домой Чуркин сел писать стихи, а Соловьёв-Седой — музыку. Через три дня родилась новая песня — "Вечер на рейде". Композитор и поэт понесли её в дом композиторов. Там песню нашли слишком спокойной, даже заунывной и, как было сказано, не отвечающей требованиям военного времени.

Соловьёв-Седой отложил песню, и она пролежала в его чемодане год. После того, как вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады, Соловьёв-Седой, незадолго до этого эвакуированный в Оренбург, вновь представил свою песню на суд коллег. Они назвали её "цыганщиной", и композитор опять отложил песню. Но в марте 1942 года она все же зазвучала и стала народной. Вот как это произошло. Соловьёв-Седой с созданной им театральной бригадой "Ястребок" давал концерт в солдатской землянке. До передовой было полтора километра. Слушателей было не более тридцати солдат. Концерт уже шёл к концу, когда композитор решился сам спеть "Вечер на рейде" под аккордеон. Он сам себе аккомпанировал, и пел, обращаясь к бойцам:



Споёмте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдём в предрассветный туман.
Споём веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан.


Когда третий раз прозвучал припев — "Прощай, любимый город!", его подхватили все слушатели. Автора попросили продиктовать слова, а потом еще раз спеть песню вместе со всеми. Такого ещё никогда не было в жизни композитора: люди запели его песню, которую раньше не слышали. За несколько дней песня разлетелась по всем фронтам. Её слова передавали по полевым телефонам связисты. Ночью по телефону они пели её под баян. Песню пели на фронте и в тылу. Она стала любимой народом.

Соловьёв-Седой был взыскателен к поэтическому слову, так как сам обладал незаурядным литературным даром. Ряд его песен был им сочинён на собственные стихи. В одной из них он так определял духовное назначение песни для солдата, готового взглянуть в глаза смерти и победить её:

Не радостной песней, а грустным мотивом
Погибших друзей помяни,
Помянешь друзей — завоюешь иначе,
Солдаты — особый народ!
От боли не плачем, от песни заплачем,
Коль песня до сердца дойдёт.


Большим событием в жизни Василий Павлович считал встречу в 1942 году с поэтом Алексеем Фатьяновым.

Вершиной их творчества можно назвать самую знаменитую песню "Соловьи", созданную в 1943 году. Фатьянов написал лирические стихи о соловьях, в которых выразил единство человека, природы, живого мира в предощущении торжества жизни над смертью:

Ну что война для соловья —
У соловья ведь жизнь своя.
Не спит солдат,
припомнив дом
И сад зелёный над прудом,
Где соловьи всю ночь поют,
А в доме том солдата ждут.


Фатьянов прочёл стихи Соловьёву-Седому, и тот придумал к ним музыку. Фатьяновские строки вызвали у композитора драматичные размышления: "Умирать всегда тяжело. Вдвойне тяжело умирать накануне победы. Мы много говорили об этом, и вдруг… соловьи, лирика…". Песня стала гимном жизни на войне. В ней была и грусть по родному дому, и ощущение весны, и ожидание победы, и тяжкий солдатский труд.



Соловьи, соловьи,
не тревожьте солдат,
Пусть солдаты
немного поспят…


Песня быстро зазвучала на передовой. В ней общенародное чувство было передано через личное переживание - это было характерно для песенного творчества Соловьёва-Седого. Его песни военных лет стали народными, потому что народной почвой, на которой они произросли, была русская лирическая песня, отличающаяся не только светлой грустью, но и простором свободного звучания, необычайной эмоциональной силой.

Послевоенные годы характерны для Василия Павловича появлением песен написанных для кинофильмов "Небесный тихоход" и "Первая перчатка". В 1947 году он был снова удостоен Государственной премии за песни "Давно мы дома не были", "Стали ночи светлыми", "Пора в путь-дорогу" и "Едет парень на телеге". А первый раз он был удостоен Государственной премии в 1943 году. В 1945 году композитор был награждён орденом "Красная Звезда". Сочинив песню "Где же вы теперь, друзья-однополчане?", Соловьев-Седой повел от неё цикл, назвав его поначалу "Возвращение солдата", потом уже найдя более общее, эпическое наименование - "Сказ о солдате". Цикл впервые исполнила Клавдия Шульженко в ЦДРИ в ноябре 1947 года.




12 марта 1950 года Василий Соловьев-Седой был избран депутатом Верховного Совета СССР и много времени уделял депутатской работе.

В 1956 году им была написана песня "Подмосковные вечера". Она была одной из пяти песен, которые создали музыкальный фон хронико-документального фильма "В дни спартакиады" о первой спартакиаде народов СССР. Соловьев-Седой оценивал её как очередную хорошую песню — не более. Он искренне удивился, когда песня "Подмосковные вечера" удостоилась первой премии и Большой золотой медали на международном конкурсе песен, который проводился в дни Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве летом 1957 года.



"Подмосковные вечера" стали песней-символом России для всего мира. В фортепианном исполнении они звучали на концертах знаменитого американского пианиста Вэна Клайберна. Известный деятель английского джаза Кенни Болл сделал джазовую аранжировку песни Соловьёва-Седого и выпустил пластинку с записью под названием "Полночь в Москве". Когда в 1966 году молодой советский вокалист Эдуард Хиль на Международном конкурсе эстрады в Рио-де-Жанейро пел "Подмосковные вечера", зрительный зал подхватил песню со второго куплета. В 1959 году Соловьеву-Седому была присуждена Ленинская премия за песни "В путь", "Вёрсты", "Если бы парни всей земли", "Марш нахимовцев" и "Подмосковные вечера".





В кино Соловьев-Седой был автором музыки более чем в пятидесяти фильмах. Композитором создано несколько песенных циклов: "Сказ о солдате", "Северная поэма" в 1967 году, "Светлая песня" в 1972 году, "Мои современники" (1973-1975).


В последние 4 года жизни Соловьёв-Седой тяжело болел, но болезнь не помешала ему отметить 70-летие в 1977 году. В дом композитора на набережной реки Фонтанки № 131 пришли друзья, артисты, и юбилей композитора транслировался по телевидению.




Василий Соловьев-Седой умер 2 декабря 1979 года, и был похоронен на Литераторских мостках. Рядом с его могилой в 1982 году был похоронен его лучший друг детства, актёр Александр Борисов.

В 2007 году был снят документальный фильм "Маршал песни. Василий Соловьев-Седой".



25 апреля 1907 года в столице империи Санкт-Петербурге родился Василий Соловьёв . Без приставки «Седой» его имя никому ничего не говорит. Удивительно, но вполне аристократическая фамилия Соловьев-Седой выросла из детского дворового прозвища. Очень светлые волосы Васи быстро выгорали, и сначала отец в шутку называл его «седеньким», а потом и дворовые пацаны подхватили прозвище «Седой». Так, под дворовым прозвищем, войдет в историю человек, написавший сотни популярных песен.

Гений-самоучка

Отец Василия — Павел Павлович — был главным дворником Невского проспекта. Сейчас дворник — профессия не слишком высокооплачиваемая, специальных знаний для нее не требуется. А в России же дореволюционной дворник — уважаемая и значимая должность. Он не только следил за порядком, но и выполнял функции своего рода «участкового» (следил за порядком во вверенном районе) и даже немного ЖЭКа (контролировал состояние домов). Так что главный дворник самого важного проспекта Империи — человек не бедный, социально важный. Жена его — Анна Федоровна — работала горничной. И странным образом именно это определило потом карьерный путь ее сына. Дело в том, что и люди на Невском жили непростые. Главная улица столицы огромной страны, жильцы — сплошь звезды и богачи. Анна Федоровна работала у певицы Анастасии Вяльцевой . Это была знаменитая артистка, даже получившая прозвище «Русская золушка». Она исполняла романсы, пела оперетты, и вообще была одной из самых известных и богатых артисток своего времени. Но прозвище «Золушка» она получила за то, что ранее также была горничной. Соответственно, к прислуге она относилась с уважением и пониманием. Анне Федоровне в благодарность за работу Вяльцева подарила граммофон и пластинки со своими записями. Даже в семьях среднего достатка граммофоном могли похвастаться не все. И маленький Вася Соловьев рос, слушая романсы в исполнении одной из лучших певиц того времени.

Вася рос не просто меломаном — он продемонстрировал и организаторские способности. Сначала упросил родителей купить балалайку. Играть на ней научился сам, а затем — тоже сам — освоил и гитару. Пик «любительской карьеры» Соловьева — сколоченное им из соседских пацанов музыкальное трио. Количество талантов на квадратный метр двора зашкаливало. Например, в свой ансамбль Соловьев позвал сына прачки Сашу Борисова . Впоследствии тот станет актером, народным артистом СССР, прославится не только театральными ролями, но и работами в фильмах «Максим Перепелица», «В дни Октября». Но это все потом, а в молодости Борисов играл на мандолине в ансамбле Васи Соловьева.

Кстати, дом, в котором композитор родился и вырос, стоит на Невском и по сей день. В нем теперь гастроном и квартиры. А когда-то сюда приходили со всей округи — слушать трио подростков, которые играли прямо в подъезде. Им было тогда по 12 лет. Жил по соседству с ребятами и виолончелист — он начал водить Васю в Мариинку, где тот слушал самые популярные на тот момент оперы. При этом вокруг уже бушевала революция, а за ней и гражданская война. Стать великим музыкантом Соловьеву было суждено уже в другой, новой России.

Начинающий композитор

Самый сложный для многих музыкантов шаг — сделать свое увлечение настоящей профессией. Соловьеву это удалось благодаря упорству. В годы разрухи после гражданской войны Василий работал уборщиком в кинотеатре, за что ему не только платили, но и разрешали играть на старом, разбитом пианино, за которым во время показов сидел тапер. Инструмент Соловьев освоил тоже сам — просто на слух подбирал известные мелодии, потом играл их все более уверенно. Настолько уверенно, что его самого зовут работать и тапером и даже музыкантом на радио. Пианист на радио — наиболее «продвинутом» тогда средством массовой информации — Соловьев стал, не имея никакого профильного образования. На тот момент он окончил лишь трудовую школу. Но талант был очевиден — известный композитор Алексей Животов советует Василию получать музыкальное образование.

В Ленинградский центральный музыкальный техникум Соловьев поступил только в 1929 году, уже имея за собой большой опыт выступления в качестве пианиста. Потом — Консерватория. Он уже известен как «Василий Седой», неугомонный музыкант и начинающий композитор. Пишет он много, настолько, что однокашники обыгрывают его имя в новом прозвище «Фа-си-ля Си-до». Тот не обижается, да и вообще свои прозвища любил. «Седого» сделал частью фамилии, а некоторые произведения прямо так и подписывал: Фа-си-ля Си-до.

Композитор большой страны

Фа-си-ля Си-до музыку писал «запоем». Уже в год окончания консерватории он получает премии за произведения «Парад» на слова Гитовича и «Песня о Ленинграде» на слова Рывиной . Еще через 4 года в обеих столицах ставят его балет «Тарас Бульба». А всего за тридцатые годы он напишет несколько сотен произведений. Его песни исполняли тогдашние звезды Ирма Яунзем и Леонид Утесов .

Дальше была война и Соловьева-Седого (уже семьянина, с женой и дочерью) эвакуируют вместе с труппой Малого оперного театра. «Сидеть в тылу» композитор не собирается. Как и в детстве, он быстро организует ансамбль для выступлений на фронтах. Его фронтовая бригада «Ястребок» выступает на сложнейших участках фронта, в 1941 году играет на ржевском направлении, где идут тяжелые бои. Всю войну Соловьев-Седой выступает на различных фронтах. Впоследствии ветераны будут вспоминать, как важны были концерты таких фронтовых бригад, как они помогали поддерживать моральный дух бойцов. При этом композитор продолжает писать песни, известные до сих пор. Чего стоит только одна — «Потому что мы пилоты» из фильма «Небесный тихоход». В 1943 году Соловьев-Седой получает главную премию страны — Сталинскую. Важным событием в жизни сам композитор считал встречу с поэтом Алексеем Фатьяновым . Вдвоём они написали более 40 песен, ставших любимыми у народа.

После того, как война кончится, она останется сквозной темой в песнях Соловьева-Седого. Подвиг народа он воспел в легендарных «Где же вы теперь, друзья-однополчане...» и, конечно «Соловьи». Эта песня была написана еще в годы войны, но до сих пор любима всеми ветеранами.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят...

Маршал Жуков даже в шутку назвал Соловьева-Седова «маршалом песни».

«Неплохая песня» как музыкальный символ страны

Конечно, война — не единственная тема песен Соловьева-Седого. Он пишет знаменитые «Давно мы дома не были», «Стали ночи светлыми», «Пора в путь-дорогу».

А в 1956 году написана песня «Подмосковные вечера». Сам композитор считал ее «неплохой», не более того. Каково же было его удивление, когда «Вечера» стали одной из пяти песен, выбранных для документального фильма о первой спартакиаде народов СССР. Также композиция получила первую премию на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве 1957 года. Более того, «Подмосковные вечера» станут символом России для всего мира. Её исполняли многие певцы всего мира, в том числе француженка Мирей Матье , в фортепианном исполнении её играл американский пианист Вэн Клайберн , а англичанин Кенни Болл сделал джазовую аранжировку произведения.

В последние годы усыпанный заслуженными наградами (Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, дважды лауреат Сталинской и Ленинской премий) композитор тяжело болел. Но все равно называл себя счастливым человеком — что в профессии, что в личной жизни.

Василий Соловьев, он же Седой, он же Фа-си-ля Си-до умер в родном Ленинграде, в декабре 1979 года. Его песни знает и любит вся страна, даже подчас не помня их автора. Только дочь великого композитора Наталья не слышала песен отца. Она была глухой и стала большой актрисой, работая в Московском театре мимики и жеста.