Сообщение на тему в окопах сталинграда. В.Некрасов «В окопах Сталинграда». История создания повести «В окопах Сталинграда» Анализ произведения следует начинать с истории его появления на свет

Цели урока:

Оборудование: презентация.

Методические приёмы:

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНООКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ГУСЬ - ХРУСТАЛЬНОГО РАЙОНА

Разработка урока литературы в 11 классе

по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда»

«Война глазами Юрия Керженцева».

учитель русского языка и литературы

МКОУ Краснооктябрьская СОШ

Гусь=Хрустального района

Владимирской области

2011 год

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с внутренним миром героев повести, оценить её достоинства;
  2. совершенствовать умение анализировать художественный текст;
  3. способствовать воспитанию искренности во взаимоотношениях учащихся, осознанию исповедального начала произведения.

Оборудование: презентация.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ эпизодов. (Материал рассчитан на 2 часа.)

Эпиграф: …Самое важное в жизни – это друзья. Особенно, когда их лишаешься.

В. Некрасов.

Ход урока

Учитель. (Слайд 1) «Молодой человек…хотел писать. Занимался другим – учился, актёрствовал, делал декорации – и в то же время непрестанно писал. Иногда в этом писании что-то проскальзывало, но в общем-то молодому человеку писать было не о чем – окружающее, знакомое казалось не заслуживающим внимания, потому выдумывались какие-то замысловатые сюжеты, действие происходило то в Париже, то в Индийском океане…

Аккуратно переписанные рукописи регулярно возвращались редакциями. Не помогали даже прилагаемые к рассказам собственные иллюстрации, которые, кстати, были значительно лучше, чем сами рассказы… Одним словом, рос и взрослел заурядный графоман. И был им я», - так вспоминает о своих довоенных литературных опытах сам Виктор Некрасов.

Были у него и другие увлечения. Например, архитектура. Некрасов мечтал получить первую премию на каком-нибудь всесоюзном конкурсе. Ещё одно увлечение – театр. Хотел сыграть Хлестакова. И, конечно, путешествия. В раннем детстве несколько лет жил в Швейцарии и во Франции. Казалось бы, профессия архитектора, которую Некрасов приобрёл до войны, предопределяла оседлый образ жизни. Но дело в том, что почти одновременно он закончил и драматическую студию в Киеве. Оставив архитектуру, он тут же отправляется во Владивосток и становится актёром и художником театра Тихоокеанского Флота. Вскоре Некрасов переезжает с Дальнего Востока на север: работает актёром областного драматического театра в Вятке. Оттуда уехал снова на юг, в Ростов-на- Дону, чтобы поступить актёром в труппу местного театра Красной Армии. И на всю эту бурную театральную «жизнь» уходит три года, с 1938 –го по лето 1941-го.

И вот – война…

Сообщение ученика (реализация домашнего задания). (Слайд 2) Виктор Некрасов вспоминал о начале войны так: «Первую зиму я провёл командиром взвода запасного сапёрного батальона в крохотной деревушке Личуга на берегу Волги севернее Сталинграда. Туда мы пришли пешком из-под Ростова и остались на всю зиму. Учили солдат тому, чего сами не знали. Настоящий тол и взрыватель я впервые увидел уже в Сталинграде через год. На весь батальон – а в нём было около тысячи человек – была одна боевая винтовка. На стрельбах за всю зиму каждому бойцу полагалось по одному патрону. К весне весь рядовой состав был отправлен на Крымский полуостров и, как по секрету сообщил мне адъютант, там весь полёг костьми. Мы же, офицеры, были отправлены в части полковыми инженерами. Все виды мин и других заграждений я видел только на картинках.

В апреле 1942-го года наш полк выступил из станицы Серафимович, где формировался, на фронт. Мы продефилировали по главной улице с развёрнутыми знамёнами. Направо и налево от знаменосца шагали два так называемых ассистента с учебными (дырки в стволах) винтовками на плечах. Дальше - с места песню! - весь полк строевым шагом (хотите верьте, хотите нет) с палками вместо винтовок. Вот так! С палками на плечах! Встречные бабы ревели: «И вот так вы на немца с палками?» Оружие, настоящее оружие (офицеры – пистолеты ТТ тоже первый раз в жизни, бойцы – винтовки образца 1891 года) получили за неделю до начала боевых действий под Терновом возле Харькова. Учебных стрельб, само собой, не было. Собрать и разобрать винтовку могли только командиры рот из кадровых, попавшие к нам из госпиталей. Так началось знаменитое тимошенковское наступление на Харьков в мае 1942 года. Чем оно кончилось – известно. Чем кончился Сталинград – тоже известно».

Сообщение ученика «История создания повести «В окопах Сталинграда» (реализация домашнего задания) . «И вот случилось так, что писать вдруг, оказалось, есть о чём. И время свободное появилось – госпиталь, вернее, заросшие зеленью откосы киевского стадиона, где вечно шлялись и валялись ходячие «ранбольные», - вспоминал потом Некрасов о начале работы над повестью «В окопах Сталинграда».

Потом написанное в ученических тетрадях было продиктовано знакомой машинистке и отправлено в Москву с другом – «покажи там кому-нибудь». Впервые повесть была напечатана в журнале «Знамя» за 1946 год и называлась «Сталинград». В 1947 году этой книге была присуждена Сталинская (Государственная) премия второй степени.

Учитель. Казалось бы, произведение, получившее официальное одобрение, не могло не отвечать общепринятым тогда канонам изображения войны. Но, по меркам того времени, повесть не отвечала укоренившейся традиции: в размышлениях главного героя лейтенанта Юрия Керженцева нет темы «великого вождя», и поэтому повесть сразу же вызвала критические нарекания самых рьяных блюстителей тоталитарного режима.

От чьего имени ведётся повествование? (Повесть написана в «я- форме», от лица 28-летнего лейтенанта – инженера Юрия Керженцева, во многом – автобиографического героя. Перед нами как бы дневниковые свидетельства участника боёв, написанные по горячим следам войны.)

Учитель. (Слайд 3) Виктор Некрасов однажды признался, что самой большой похвалой для него было, когда его повесть назвали «записками офицера». «Значит, - писал он, - мне удалось «обмануть» читателя, приблизить вымысел к достоверности. Это не страшный «обман», за него не краснеют».

В повести постоянно звучит живая речь героев, свободно движется мысль повествователя, стремящегося не только запечатлеть лица, события, разговоры, но и осмыслить происходящее, почувствовать, понять войну. Отсюда – двоякая позиция главного героя: непосредственный рассказ «из войны» о войне и осмысление того, что в пронеслось смертельным ураганом над страной.

(Слайд 4) Давайте же войдём в особый мир художественного произведения, постараемся «увидеть» и «почувствовать» войну, как главный герой повести Некрасова Юрий Керженцев.

Обсуждение повести. Анализ учащимися отдельных эпизодов (реализация домашнего задания).

Учитель. Повесть начинается с изображения весенне-летнего отступления советских войск в 1942 году. Полк, в котором служил Юрий Керженцев, отступал с боями, и вот сейчас вновь отводится с хорошо укреплённой позиции на 100 километров по направлению к Дону. Керженцев оставлен с батальоном Ширяева, прикрывающего отход полка. Вскоре и полк, и батальон будут разбиты.

Во время тяжких дорог отступления Керженцев невольно вспоминает прошлое, мирную жизнь.

Анализ 3 главы 1 части. (Слайд 5)

Учитель. И вот герой в Сталинграде. Каким видит город Юрий Керженцев?

Анализ эпизода из 10 главы 1 части. (От начала главы до слов «… рассказывает о Ваньке Жукове, десятилетнем мальчике, в ночь под Рождество пишущем своему дедушке на деревню».)

Учитель. Керженцев видит, что о войне напоминают лишь «вереницы тупорылых «студебеккеров» и «настороженные зенитки». Паники в городе нет, как нет и серьёзной подготовке к встрече приближающегося врага.

Какое назначение получает герой? (Его назначают в команду по минированию промышленных объектов.)

Учитель. (Слайд 6) Война врывается в Сталинград 23 августа первой двухчасовой массированной бомбёжкой. Город оказывается беззащитным перед ней. Как об этом говорит главный герой?

Анализ эпизода из 13 главы. (Со слов «Из-за вокзала медленно, торжественно, точно на параде, плывут самолёты.» до «Значит, бомбёжка длилась два часа».)

Учитель. Виктор Некрасов одним из первых среди советских писателей изображает бой, пребывание человека в смертельной опасности не приблизительно, а стремится к максимальной психологической достоверности и передаче чувств и мыслей Юрия Керженцева. Автор создаёт как бы «эффект присутствия» читателей на поле боя, чтобы показать, каких усилий требует от человека война, какова страшная цена победы.

(Слайд 7) Вторая часть повести начинается с описания осеннего пейзажа, который тоже дан в восприятии главного героя. (Зачитываются два первых абзаца 1 главы второй части).

Учитель. Какой приём использует автор для создания этого описания ? (Приём контраста. Автор стремится контрастно противопоставить ужасным картинам войны торжественное великолепие осенних дней.)

Учитель. Но пейзаж дан не только в восприятии главного героя, но и более широко - с точки зрения повествователя – уже из послевоенного времени. («За всю свою жизнь не припомню я такой осени».) Эта многогранность лейтенанта Керженцева и определяет его простое и мудрое отношение к людям, жизни и смерти, войне и миру.

Надо также отметить, что Некрасов вовсе не превращает Керженцева в какого-то сверхгероя, хотя лейтенант и совершает подвиги: в критический момент возглавил атаку, держал позицию насмерть, заменил погибшего комбата.

Назовите эпизоды, в которых Керженцев предстаёт человеком, не лишённым «человеческих слабостей». (Ученики называют эпизоды. Например, в столкновении с командиром разведчиков Чумаком Керженцев невольно «приседает на корточки» под прицельным обстрелом (часть 1, глава 19) или кульминационную сцену повести (20 ноября 1942 года, когда был отдан приказ об отступлении по всему фронту), в которой Керженцев занимает позицию вроде бы постороннего наблюдателя, а в конце и вовсе поворачивается и уходит.)

Что вы можете сказать о поведении главного героя в приведённых вами примерах? (Иногда Керженцев срывается на крик, «раздражается», но он достаточно критически относится к себе, не «копается» в собственных слабостях, а просто стремится честно выполнять свой долг. )

Учитель. (Слайд 8) Некрасов пишет: «Просто как-то это всё здесь, на фронте. Был вчера – сегодня нет. А завтра, может, и тебя не будет». И эта тема – тема смерти – пронизывает всю повесть.

Подробное изображение страданий человека, ужасного в человеческой жизни, различных ликов смерти даёт непосредственное представление о стойкости бойцов, о войне как народной трагедии, вызывает острую жалость к погибшим. Но вместе с тем обнаруживается и мужество тех, кто всматривается в лица умирающих, пытается как-то облегчить их страдания, потому что понимает, что пред смертью на войне – все равны.

Анализ эпизодов:

Часть 1, глава 16 («Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь…» до «Сейчас – смерть…»);

Часть 1, глава 6 (со слов «Что-то тяжёлое сзади наваливается на меня и медленно сползает в сторону…» до «Губа перестаёт дрожать…»);

Часть 1, глава 19 (со слов «Повернувшись к пулемёту, он даёт очередь…» до «На пулемёте уже другой…»).

Учитель. (Слайд 9) Смерть навсегда разлучает людей друг с другом. Но оказалось, что мирная жизнь продолжила счёт потерям близких и друзей, изобретя духовную смерть. В 1984 году из далёкого парижского одиночества Виктор Некрасов писал: «Может быть, самое большое преступление за шестьдесят семь лет, совершённое в моей стране, это дьявольски задуманное и осуществлённое разобщение людей».

В условиях смертельной опасности по-иному воспринимаются простые человеческие чувства – доброта, забота, внимание. В этих условиях видна готовность людей разделить тяжёлую участь того, кто рядом. (Слайд 10) Поэтому мотив мужской фронтовой дружбы проходит через всю повесть, приобретая трагический характер вынужденного расставания: «Ещё один человек прошёл через жизнь, оставил свой небольшой, запоминающийся след и скрылся, по-видимому, навсегда». С этими словами перекликается эпиграф нашего урока. (Зачитывается.)

Назовите имена героев повести, тех, кто «оставил» свой «след» в душе Юрия Керженцева. (Керженцев часто вспоминает о строгом и внимательном к подчинённым комполка Максимове, который погиб, очевидно, при отступлении. Расстаётся Керженцев с Игорем и Седых. У него появляются новые друзья во время напряжённых дежурств на заминированном тракторном заводе. И, конечно, «оставили след» командир разведки Чумак, разыскавший Керженцева комбат Ширяев, командир взвода сапёров Лисагор, комбаты Фарбер и Карнаухов, старшина –минёр Гаркуша, многие другие бойцы и командиры и незаменимый Валега.)

Что же за человек главный герой повести Юрий Керженцев? (Обсуждение.)

Заключительное слово учителя. (Слайд 11) Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» занимает особое место среди многотомной военной прозы. И во времена признания, и в годы опалы автора повесть утверждала «окопный», личностный и трагический, взгляд на войну, в которой нам «нужна была одна победа», и мы не стояли за ценой. Какова была эта цена, можно осмыслить, вчитываясь в страницы знаменитой повести.

Домашнее задание. (Слайд 12)

  1. В своей рецензии на повесть Некрасова «В окопах Сталинграда» А. Платонов писал: «В самом изображении наших воинов автор сумел раскрыть тайну победы». Её Платонов увидел в том, что герои повести «нравственно не разрушаются» Как вы считаете, в чём проявляется нравственная стойкость героев повести «В окопах Сталинграда»? (Письменно ответить на вопрос.)
  2. Перечитать произведения о войне В. Быкова, В Кондратьева, В.Астафьева, Ю. Бондарева, К.Воробьева и других авторов (по выбору).

Список использованной литературы.

  1. Некрасов В. В окопах Сталинграда. – М., 2004.
  2. Кипнис – Григорьев Г. Литературная газета, 1991, №2.
  3. Вишневский В. В жизни и в письмах. – М., 1971.3.

Тема урока: «Человек и война» (по повести В.Некрасова«В окопах Сталинграда»)

Цели урока:

  • Образовательные:
  • осмысление и усвоение учащимися фактических сведений о событиях, официально принятых оценках значения событий в художественной литературе.
  • Развивающие:
  • формирование умения обобщать путем сравнения и упражнение в применении таких умений как решение проблем, оперирование понятиями и рассуждение.
  • Воспитательные:
  • формирование нравственных, патриотических качеств личности, предполагающих свободный, аргументированный выбор личностной патриотической позиции учащимся.

Оборудование:

  • выставка книг из школьной библиотеки «Строки, опаленные войной»;
  • цветные репродукции памятных мест Волгограда: Мамаев курган, Вечный огонь, Площадь павших борцов;
  • слайды (Приложение 1 )
  • инструктивная карта для учащихся (Приложение 2 )

Тип урока: комбинированный

Эпиграф

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым! Это нужно живым!

Р. Рождественский

План урока:

1. Битва за Сталинград – ключевой момент истории России.
2. Своеобразие повествования книги В.Некрасова.
3. Война глазами интеллигентного лейтенанта Юрия Керженцева.
4. Валега – носитель морали русской деревни.
5. Любовь к России – сила народа-победителя.

ХОД УРОКА

1. Вводно-мотивационный этап (целеполагание)

Слово учителя: Великая Отечественная война… Все дальше и дальше она от нас. Мы стали меньше интересоваться историей той войны, а при освещении событий и фактов гонимся за сенсацией, заменяя научность и доказательность вымыслами.
Чем дальше мы от этих событий, тем противоречивее мнение о причинах победы советского народа в этой великой войне. Некоторые западные историки и военачальники
заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии являются ужасные холода, грязь, снег, неубранные поля кукурузы и подсолнечника.
Можем ли мы с этим согласиться?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужны факты и доказательства. А самым ярким доказательством могут быть документы и литература, которая, по словам Л.Н.Толстого,
«… в дни войны становится истинно народным искусством». Она несет в себе правду чувств и мыслей, нравственного состояния народа в период тяжелейших испытаний.
Сегодня в роли факта выступит битва, грандиозность, масштабность которой не вызывают сомнений. Вот уже 64 года, 2 февраля, в день разгрома Красной Армией немецко-фашистских войск под Сталинградом, мы вспоминаем о героях Сталинградской битвы. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. Какое значение придавал Гитлер захвату Сталинграда, в чем значимость победы советских войск в этой битве?! Об этом нам расскажет Руслан, который поработал с историческими документами, а самое главное, побывал в местах боевой славы, так как проходил службу в рядах Российской армии именно в этом городе.

2. Уточнение образовательного объекта

Выступление учащегося с сообщением«Сталинградская битва» по алгоритму (в ходе выступления на проекторе транслируются слайды «Сталинградская битва»):

  • задача немецких войск;
  • героизм и мужество советских солдат;
  • результаты операции «Уран», значение Сталинградской битвы.

(Фахрутдинов Руслан, который служил в Волгограде и побывал на Мамаевом кургане, где в 1967 г. был открыт памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы).

Учащийся. В середине июля 1942 г.немецкие войска устремились на Сталинград. Перед ними стояла задача перерезать пути, связывающие Кавказ с центром России по Волге, разгромить силы Красной Армии, угрожавшей левому флангу главной группировки немецких войск, наступавшей на Кавказ. Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией фельдмаршала Паулюса. Немцы упустили возможность овладеть городом с ходу. Лишь 13 сентября им удалось овладеть вокзалом и господствующим над городом Мамаевым курганом. Две недели шла яростная борьба за вокзал, который 13 раз переходил из рук в руки. Бои за город продолжались более двух месяцев. Истощив силы противника упорным сопротивлением, советские войска начали в ноябре
1942 г.операцию «Уран», тогда же общее соотношение сил на советско-германском фронте изменилось в пользу Красной Армии.
Потеряв в результате боев, голода и наступивших морозов свыше 100 тыс. солдат и офицеров, 2 февраля 1943 г. группировка немецких войск капитулировала.
Впервые с начала Второй мировой войны германская армия потерпела столь серьезное
поражение. Сталинградская победа ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн.

3. Конкретизация задания

Учитель.

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым! Это нужно живым!

Р. Рождественский

Понимание этой простой истины стало побудительным мотивом для поколения писателей, прошедших ВОВ, вновь и вновь возвращаться к событиям недалекого прошлого. Около трети Союза писателей ушло тогда на фронт (военными корреспондентами, солдатами, офицерами, политработниками). Были и такие, которые ни в каких писательских организациях не состояли и прямо из окопов пришли в литературу.
Во время войны и в первые послевоенные годы писатели стремились сразу же донести до читателей увиденное и пережитое.
Настоящим открытием в литературе о войне стала повесть писателя-фронтовика Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», опубликованная в 1946 г. Она поразила миллионы читателей своей искренностью и прямотой и принесла писателю подлинную славу.

Информационная справка (слайд на проекторе)

Виктор Платонович Некрасов родился 17 июня 1911 г. В Киеве. Отец будущего писателя был врачом. Виктор поступил на архитектурный факультет Киевского строительного института, занимался также в театральной студии. С 1941 по 1944 год он был на фронте полковым инженером и заместителем командира саперного батальона, участвовал в Сталинградской битве. После ранения в начале 1945 г. был демобилизован. За первое свое произведение – повесть «В окопах Сталинграда» (1946г.) писатель был награжден Сталинской премией 2-й степени. Однако в дальнейшем далеко не все в жизни писателя было благополучным.
В 1973 г. из-за неосторожных высказываний либерального характера Виктора Платоновича Некрасова исключили из партии. Через год у него в квартире был произведен обыск, в результате чего были изъяты все рукописи. В этом же 1974г. писатель покинул Советский Союз, поселился в Париже. С 1975 по 1982 гг. он был главным редактором журнала «Континент».
Умер В.Некрасов 3 сентября 1987 г.

На прошлом уроке мы с вами знакомились с особенностями развития литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия и выделили три потока военной прозы.

Информационная справка (слайд на проекторе)

Повесть В.Некрасова стоит у истоков «лейтенантской прозы».
Настоящая правда о войне писалась в 1950–1980-е гг., когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился за каждую «пядь земли». Истинное лицо войны, суть трудной работы солдата, цена потерь и самой привычки к утратам – вот что оказалось предметом раздумий героев и их авторов. Поэтому, именно на страницах этой повести, мы с вами попробуем найти ответ на поставленный вопрос. В чем же все-таки сила народа-победителя?

Сейчас в течение 6 мин. вы будете работать в группах. Вам предстоит составить словесные портреты героев, выделив их положительные и отрицательные качества; проанализировать их поступки, обратить внимание на жизненные ценности каждого из них. Представители групп прокомментируют полученные результаты, обосновывая свой выбор (желательно с привлечением текста повести).

4. Решение ситуации. Письменная работа в группах

Группа №1

Повествователь – лейтенант Юрий Керженцев. Довоенная профессия героя противоречит его нынешней квалификации сапера – он по образованию архитектор, учившийся не разрушать, а строить. Герой – это сам автор, который участвовал в боях за Сталинград. Повесть стала своего рода дневником писателя, в котором он описывал все, с чем пришлось столкнуться на фронте.

1. Используя текст повести, приложение №1, составьте синквейн «Юрий Керженцев»
2. Попробуйте объяснить, почему война дана глазами героя-интеллигента?

Группа №2

В повести В.Некрасова нет широких панорамных описаний разворачивающихся событий. Произведение основано на другой правде – «окопной», открывающейся лишь через непосредственный опыт участия в боевых действиях. На передовой гораздо больше ценится надежность и сила товарищей, воюющих рядом с тобой, и потому люди делятся не по чину, а по их человеческим качествам. Трогательная преданность Керженцеву его 18-летнего ординарца Валеги основывается не столько на приказе, сколько на сложившемся взаимопонимании интеллигентного лейтенанта и малограмотного парнишки.
Используя текст повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда», составить по ключевым словам словесный портрет, «паспорт» героя (денотатный граф) «Валега».

5. Демонстрация и обсуждение полученных результатов

Представители группы демонстрируют полученные результаты, аргументируя свой выбор.

Группа №1

Синквейн «Юрий Керженцев»

Юрий Керженцев
Интеллигентный, искренний, ответственный
Размышляет, минирует, анализирует, оценивает, вспоминает
«Как все»

В.П.Некрасов

Свое довоенное прошлое Виктор Некрасов «уступил» главному герою Юрию Керженцеву, предоставив ему право свободно и доверительно говорить от первого лица. Глазами лейтенанта увидены дороги отступления, окопный быт, столкновения на склонах Мамаева кургана. В.Некрасову необходимо, чтобы Керженцев был «как все». В годы войны это означало готовность разделить с народом любые невзгоды и опасности.

2. Признак интеллигентности для В.Некрасова – не диплом о высшем образовании, не причастность к «умственной» профессии, но категория, прежде всего, нравственная.

Пример. Командир батальона Ширяев и сам Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, но выполнить свой долг. И в противоположность им даны образы Калужского, который думает только о том, как самому уцелеть в жестокой мясорубке, как устроиться в тылу, чтобы не попасть на передовую; Абросимова, который считает, что, если поставлена задача, то ее надо выполнить, несмотря на потери, подставляя людей под губительный огонь пулеметов.
В разговоре с другим интеллигентом, командиром роты Фарбером, Керженцев настаивает «Анализировать прошлое, вернее – дурное в прошлом, имеет смысл только в том случае, когда на основании этого анализа можно исправить настоящее или подготовить будущее». По-моему, трудно жить, если все время думать о своих ошибках и ругать себя за это.
Керженцев еще не догадывается, насколько трудно, невыносимо жить, думая о собственных ошибках. Но иного способа избежать их впредь – нет. Люди должны анализировать прошлое, прежде всего – дурное в нем.
Лейтенант Фарбер самоедствует, виня себя в нехватке армейских навыков, в недавнем пренебрежении военными занятиями, физической тренировкой. Это недовольство сделало из него боевого командира.
Вповестиописания и пейзажные зарисовки отличаются особой сдержанностью: чувствуется, что мир дан в восприятии человека глубоко образованного, однако несколько очерствевшего под грузом испытаний, выпавших на его долю. Керженцев не раз ловит себя на мысли, что здесь, на войне, некоторые прежние, принесенные из мирной жизни ценности, утрачивают свою абсолютность, оказываются далекими, непонятными(гл.11 стр.64).
«Все это когда-то интересовало и волновало меня, а сейчас отошло далеко, далеко…Архитектура, живопись, литература…Я за время войны ни одной книжки не прочел. И не хочется. Не тянет…Все это потом, потом». Эти воспоминания не изгоняются из памяти, они только откладываются на самую сокровенную ее полочку – на будущее.
В мыслях героя постоянно звучит живая речь других людей: женщин, которые провожают солдат, однополчан. Герой вбирает в себя ощущения и чувства многих тысяч русских людей, переживающих трагедию отступления (гл.9, стр.50).
У героев повести возникает вечный вопрос русской интеллигенции: кто виноват в неподготовленности наших войск к войне, в отступлении Красной Армии, в том, что враг дошел уже до Волги? Герои повести чувствуют и тяжесть положения своего полка, и общее фронтовое неблагополучие. Однако не дают воли чувствам. В их разговорах ощутима лишь едва уловимая недосказанность, эмоциональные вспышки приглушаются. Смутно сознавая неполноту своего понимания сущего, они не спешат с умозаключениями. «На войне никогда ничего не знаешь, кроме того, что у тебя под самым носом творится», словно бы оправдывается Керженцев. Но и того, что творится под носом, хватает с лихвой (гл.10, стр.59).

Группа №2.

Денотатный граф «Валега»

Положительное

Отрицательное

18 лет
На войну пошел добровольцем
Труженик (мечтает о мире, о хижине в лесу у себя на Алтае)
За родину будет драться до последнего патрона
А кончатся патроны – кулаками, зубами
Самоотверженный
(«… умеет стричь, брить, чинить сапоги, разводить костер…)
Умеет обживаться, приспосабливаться к любым условиям
Преданный
«Характер диктатора, и спорить с ним немыслимо»
Молчалив и замкнут
«За что-то он судился, за что – не говорит»
(сирота, есть сестра, которую он не знает)
Читает по складам, в делении путается

Ничего особенного. Но истинный героизм – это не показной, красивый подвиг, а обычная черная работа, незаметная, не оцененная может быть никем.

6. Систематизация полученной продукции. Обмен впечатлениями

Это они, такие, как Валега, проводят в окопах часы, дни, недели… Это они без громких слов сражаются за каждую пядь земли.
Писатель вновь и вновь обращается к вопросу: как удалось тогда, в 1942–1943 гг. выдержать все и отстоять город? Перечитаем 16 главу повести(стр. 96–97).О чем говорят солдаты в затишье между боями? О своей земле, об урожае хлеба, они поют песню о Днепре и журавлях. Каждый боец живет надеждой на будущее, на восстановление мирной жизни. Они думают не о подвигах и славе, а о простых, но главных для каждого вещах. Связь с миром, с родной землей особенно остро осознается в трагические моменты войны.
И не случайно вспоминает Керженцев слова Л. Толстого о «скрытой теплоте патриотизма». Герой соединяет в своем сознании эту войну и войну 1812 г., думает о том «чуде», которое спасет Россию и которое называется патриотизмом.
Надеюсь, что сегодняшний урок приблизил к нам те «окопные» дни, и мы поняли, в чем заключается сила народа-победителя. Эта сила – в великой любви к России, в патриотизме, в осознании каждым своего личного вклада в общее дело победы.
Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем в литературе на современном этапе.
Но литература возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.

И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути,
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.
С этим чувством человек рождается,
С ним живет и умирает с ним.
Все пройдет, а Родина останется,
Если мы то чувство сохраним.

В.Фирсов

7. Домашнее задание

Учащимся дается план предстоящего урока.

8. Рефлексия

Учащиеся пишут синквейн «Урок».

Вступление

Глава 1. Отрывок из повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда»

Глава 2. Анализ отрывка из повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда»

2.1 Проблема патриотизма

2.4 Проблема смерти на войне

2.5 Аргументы

2.6 Комментарии к проблемам

Заключение

Приложения

Вступление

Каждому русскому человеку особенно дорог Праздник Победы. Дорог памятью о тех, кто ценою своей жизни отстаивал свободу. Люди должны всегда помнить об участниках Великой Отечественной войны, которые отдали свои жизни за свободу и светлое будущее нашей страны. Бессмертен их подвиг, они боролись и победили фашизм. Память о них будет вечно жить в сердцах людей и русской литературе. Каждый должен знать, какой ценой было завоевано счастье, знать и помнить.

Сейчас тех, кто видел войну не по телевизору, кто вынес и пережил ее сам, с каждым днем становится все меньше и меньше. Дают о себе знать годы, старые раны и переживания, которые выпадают на долю стариков. Друзья-однополчане теперь чаще перезваниваются, чем видятся. Но девятого мая они всегда собираются все вместе, с медалями и орденами на стареньких, но тщательно отутюженных пиджаках или парадных кителях.

Годы Великой Отечественной войны не забудутся никогда. Чем дальше, тем все живей и величественней остаются они в памяти людей, которые еще не раз прочувствуют священный, тяжкий и героический эпос дней, когда страна воевала от мала до велика. А книги и кинофильмы помогают достоверно передать это великое и трагическое событие – Великую Отечественную войну, которая оставила глубокий след в истории нашего государства. Испытания, выпавшие на долю народа, как бы приостановили естественный ход истории. Война в который раз показала всю жестокость, бесчеловечность. Русская литература не могла остаться в стороне от событий, в которых решалась судьба страны. Русские писатели того времени принимали активное участие в разгроме врага. Силой своего таланта они утверждали справедливость на земле.

Виктор Платонович Некрасов (рисунок 1, приложение А) относится к тем писателям, кто сам прошел трудными дорогами войны, кто защищал родную землю с оружием в руках. Он родился 4 июня 1911 года в Киеве, в семье врача. В 1936 году окончил Киевский строительный институт как архитектор, параллельно проходил обучение в театральной студии при театре. После окончания института работал актером и театральным художником. С 1941года по 1944год Некрасов был на фронте полковым инженером и заместителем командира саперного батальона, участвовал в Сталинградской битве, после ранения в Польше, в начале 1945 года, в звании капитана был демобилизован. Повесть «В окопах Сталинграда» начал писать в госпитале после очередного ранения. Впервые произведение было опубликовано в 1946году в журнале «Знамя» № 8–10. Оно состоит из двух частей, первая включает 20 глав, вторая – 30. Действие повести охватывает весь период Ста­линградской битвы – с июля 1942 года по февраль 1943 года. Эта повесть была одной из первых книг о войне, написанных правдиво, насколько это было возможно в то время. Этой повести суждено было стать этапной для литературы, открывающей войну, а таким образом в определенном смысле и мир, в котором люди жили до войны, и будут жить после нее. Автор описывает войну такой, какой он видел ее своими глазами. Сталинградская битва начиналась для него на перепутьях летнего отступления 1942 года, под бомбами первого налета на город. Потом бои на Украине, в Польше, одно ранение, второе, госпиталь. Сюжетная «неорганизованность» начальных глав – лишь отражение фронтовой неорганизованности. Чем ближе Сталинград, Сталинградские бои, тем концентрированнее действие повести. Идея протяженности, упорности и неприметности героизма постоянно присутствует в повести Некрасова. На защитников навалилась война, тянувшаяся уже второй год, оба летних отступления. Отношения, какие обычно складывались между героями, просты, натуральны, сердечны, без признаний и сентиментов. Кто бы ни вошел в повесть, какую бы должность ни занимал, в каком бы ни выступал качестве, Некрасов обязательно испытывает его на смелость, испытывает придирчиво. Все они недостаточно осведомлены и не все могут додумать до конца. Они нравственны, человечески значительны.

Повесть «В окопах Сталинграда» принесла писателю подлинную славу: переиздана общим тиражом в несколько миллионов экземпляров, переведена на 36 языков. За эту книгу, после ее прочтения Сталиным, Виктор Некрасов получил в 1947 году Сталинскую премию второй степени, которую писатель отдал на приобретение колясок для инвалидов войны. По мотивам повести и по сценарию Некрасова в 1956 году был снят фильм «Солдаты», отмеченный премией Всесоюзного кинофестиваля.

В 1974 году писатель эмигрировал в Париж. За границей продолжал творческую работу. Умер Виктор Платонович 3 сентября 1987 года в Париже, где и похоронен на русском кладбище (рисунок 2, приложение Б).

В повести «В окопах Сталинграда», В. П. Некрасов открыл правду окопа – жизнь рядового пехотинца. Автор не изображает героических подвигов в сражениях, а считает, что именно в окопах решается ход битв. В повести нет генералов, нет политработников, нет «руководящей роли партии», а есть только солдаты и их командиры, есть сталинградский окоп, мужество, героизм и патриотизм русского народа. «Окопная правда» Некрасова, – это суровая правда о буднях войны, о народной беде и народном мужестве. Взгляд из окопа (рисунок 3, приложение В), вроде бы ограниченный, позволяют автору создать маленькие сценки о войне. Но именно эти детали, «которые запоминаются на всю жизнь», опалили души современников правдой о войне. Несмотря на патриотические мотивы, которые так явно звучат в тексте, война вызывает резкое неприятие со стороны писателя. В противоборстве «красных крестиков» и «черных крестов» – символов двух воюющих систем – гибнут люди. Некрасов считает, что ничего нет страшнее этого. И в этом свойство сильной натуры – защитить, пожалеть зеленые побеги жизни в любом ее проявлении: будь то «грустная песня», «простые слова о земле», гибель бойца. И герои Некрасова – люди с высокой ответственностью за все, что происходит вокруг них, верящие в торжество справедливости и человечности.

В повести видно, как накатывается война на Сталинград. Вот мирный город с «вылезающим из-за крыш солнцем и блинными прохладными тенями… А над всем этим – голубое небо». Черной тучей надвинулась война на город. Фашистская авиация обрушила на Сталинград лавину смертоносного груза: «Багровое клубящееся небо. Черный, точно выпиленный лобзиком, силуэт горячего города». Видя, во что за считанные часы превратился город, бойцы героически сражаются на его руинах.

Книга В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда» (рисунок 4, приложение Г) начала целое направление в литературе о войне. Писатель рассказал о мужественных людях, которые героически преодолевали ежедневные тяготы войны. Каждый герой и все вместе отвоевывали у войны свою жизнь – на день, месяц, год.

Есть в повести, правда о героизме тех людей, которых всегда считали только винтиками в огромном корпусе государственной машины. Некрасов беспощадно судит тех, кто спокойно посылает людей на смерть, кто расстреливает за потерянную кирку или саперную лопату, кто держит людей в страхе. Боль за страшные потери и мучения звучит в словах повести: «…полка нет, и взвода, и Ширяева, а есть только насквозь пропотевшая гимнастерка и немцы в самой глубине России». Некрасов изображает быт войны, что кажется невероятным человеку пережить такое. Героически переносят солдаты сражения, дороги, недолгое обживание новых мест. На войне каждый день одно и то же, а это целая история солдатской жизни. «Тогда-то минировали, и всех накрыло, а тогда-то сутки в овраге отлеживались, в трех местах пилотку прострелили».

У Некрасова человек на войне изображается на грани между жизнью и смертью. Еще одна правда страшной войны: секунду назад – жизнь, а сейчас – уже нет. Главного героя поражает: «Товарищей хоронят над Волгой просто как-то, здесь был вчера, а сегодня – нет, а завтра, может быть, и тебя не будет. И так же глухо будет падать земля на гроб, а может, гроба не будет, а занесет тебя снегом, и будешь лежать до конца войны». Автор донес правду о войне и рассказал об истинной любви к Родине, которая помогла солдатам выжить и победить.

Война у Некрасова – это трудная работа, это не только бои, но и тяжелый физический труд. Бойцы долбят кирками твердый, как камень грунт. Им приходится быть и столярами, и плотниками, и печниками. Оказывается, что кроме боевых качеств на фронте еще ценится умение выжить, приспособиться к условиям, умение выстроить землянку, достать еду, устроить ночлег. И для героев повести война – это обычные будни, Исследователи по праву относят произведение В. П. Некрасова к классике русской военной прозы.

Тема Великой Отечественной войны актуальна, так как в этом году наша страна празднует семидесятилетие Победы над немецкими захватчиками. В повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда» показана значимость борьбы и победы, героизм людей, их нравственная сила, преданность Родине.

Целью данного реферата является анализ отрывка из повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда».

Для достижения поставленной целей, были определены следующие задачи:

Выявить основные проблемы отрывка из повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда»;

Проанализировать наиболее важные проблемы;

Привести аргументы;

Сделать комментарии.

Объектом данного реферата является отрывок из повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда». Предметом – проблемы, рассмотренные в отрывке.

Реферат состоит из вступления, основной части, заключения, списка используемых источников, приложений.

Глава 1. Отрывок из повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда».

Игорь вспыхивает. Он вечно сцепляется с Георгием Акимовичем.

Что вы хотите этим сказать?

Что воевать не умеем.

А что такое уметь, Георгий Акимович?

Уметь? От Берлина до Волги дойти - вот что значит уметь.

Отойти от границы до Волги тоже надо уметь.

Георгий Акимович смеется мелким, сухим смешком…

Наши танки не хуже немецких. Они лучше немецких. Один танкист мне

говорил...

Не спорю, не спорю. Возможно, что и лучше, я в этом не разбираюсь. Но

одним хорошим танком не уничтожить десять посредственных. Как по-вашему?

Подождите... будет и у нас много танков.

Когда? Когда мы с вами на Урале уже будем?

Игорь вскакивает как ужаленный

Кто будет на Урале? Я, вы, он? Да? Черта с два! И вы это сами

прекрасно знаете. Вы это все так, из какого-то упрямства, какого-то

дурацкого желания спорить, обязательно спорить.

Георгий Акимович дергает носом, бровями, щеками.

Чего вы злитесь? Сядьте. Ну, сядьте на минуточку. Можно ж обо всем

спокойно. – Игорь подсаживается. – Вот вы говорите, что и отступать надо

уметь. Верно. Перед Наполеоном мы тоже отступали до самой Москвы. Но тогда мы теряли только территорию, да и то это была узкая полоска. И Наполеон, кроме снегов и сожженных сел, ничего не приобрел. А сейчас? Украины и Кубани нет – нет хлеба. Донбасса нет – нет угля. Баку отрезан, Днепрострой разрушен, тысячи заводов в руках немцев. Какие перспективы? Экономика сейчас – это все. Армия должна быть обута, одета, накормлена, снабжена боеприпасами. Я не говорю уже о мирном населении. Не говорю о том, что добрых пятидесяти миллионов, находящихся под сапогом у фашистов, мы недосчитываемся. В силах ли мы все это преодолеть? По-вашему, в силах?

В силах... В прошлом году еще хуже было. Немцы до Москвы дошли, и

все-таки отогнали...

Некоторое время мы молчим и следим за плывущими в небе черными,

противными, такими спокойными и уверенными в своей силе желтокрылыми самолетами. Георгий Акимович курит одну папиросу за другой. Вокруг него уже с десяток окурков. Смотрит в одну точку, туда, где скрылись самолеты.

Он как-то сказал:

Мы будем воевать до последнего солдата. Русские всегда так воюют. Но

шансов у нас все-таки мало. Нас может спасти только чудо. Иначе нас задавят. Задавят организованностью и танками.

Недавно ночью шли мимо солдаты. Я дежурил у телефона и вышел покурить. Они шли и пели, тихо, вполголоса. Я даже не видел их, я только слышал их шаги по асфальту и тихую, немного даже грустную песню про Днипро и журавлей. Я подошел. Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве, под акациями. Мигали огоньки цигарок. И чей-то молодой, негромкий голос доносился откуда-то из-под деревьев.

Нет, Вась... Ты уж не говори... Лучше нашей нигде не сыщешь. Ей-богу... Как масло, земля – жирная, настоящая. - Он даже причмокнул как-то по-особенному. - А хлеб взойдет - с головой закроет...

А город пылал, и красные отсветы прыгали по стенам цехов, и где-то совсем недалеко трещали автоматы то чаще, то реже, и взлетали ракеты, и впереди неизвестность и почти неминуемая смерть.

Я так и не увидел того, кто это сказал. Кто-то крикнул: "Приготовиться к движению!" Все зашевелились, загремели котелками. И пошли. Пошли медленным, тяжелым солдатским шагом. Пошли к тому неизвестному месту, которое на карте их командира отмечено, должно быть, красным крестиком.

Я долго стоял еще и прислушивался к удалявшимся и затихшим потом совсем шагам солдат.

Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. И не только запоминаются. Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.

Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть.

А вот в песне той, в тех простых словах о земле, жирной, как масло, о хлебах, с головой закрывающих тебя, было что-то... Я даже не знаю, как это назвать. Толстой называл это скрытой теплотой патриотизма. Возможно, это самое правильное определение. Возможно, это и есть то чудо, которого так ждет Георгий Акимович, чудо более сильное, чем немецкая организованность и танки с черными крестами.

А вот вчера на моих глазах около него разорвался снаряд. Шагах в двадцати, не больше, разорвался. Он только слегка наклонился и продолжал искать порыв. Обмотал поврежденное место и потом еще проверил весь провод на участке, вокруг места разрыва.

Это было полтора месяца тому назад – в июле. Сейчас сентябрь. Мы уже десятый день на этом заводе. Десятый день немцы бомбят город. Бомбят, – значит, там еще наши. Значит, идут бои. Значит, есть фронт. Значит, лучше сейчас, чем в июле…

Глава 2. Анализ отрывка из повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда»

2.1 Проблема патриотизма

Виктор Платонович Некрасов в приведенном отрывке показывает, что только благодаря патриотизму русского народа была выиграна Великая Отечественная война! «Мы будем воевать до последнего солдата. Русские всегда так воюют», до окончательной победы. Эта мысль цепочкой проходит через весь текст и является основной идеей произведения.
Патриотизм… Это чувство свойственно каждому, кто ценит ту страну, в которой родился, кто гордится своей Родиной. Именно эту проблему поднимает Некрасов, автор приведенного текста. Именно чувство патриотизма помогло русским людям в годы Великой Отечественной войны одержать победу над врагом. Примером этому могут послужить герои повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда», которые защищали Сталинград и испытывали чувство гордости за свою страну.

Чувство патриотизма всегда было присуще нашему народу в трудные периоды истории. В этом смысле вспоминается толстовская фраза о «скрытой теплоте патриотизма», свойственной русским людям. Автор помогает нам понять, что «скрытая теплота патриотизма» и есть «чудо», в трудные минуты объединяющее весь русский народ. И нельзя не разделить с автором его позиции. Бессмертен и подвиг тех солдат, которые защищали Сталинград.

Патриотизм действительно может творить чудеса. Порою решимость солдата и его преданность и любовь к Родине оказываются более значимым фактором достижения победы, чем стратегическое или техническое превосходство противника.

Проблема патриотизма сложная, глубокая, важная. Она социально-нравственная, потому что касается всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Эта тема всегда была и будет социальной, ведь патриотизм – это то чувство, которое должно быть в любом человеке, в какое бы время он не жил. Автор утверждает, что готовность русского человека отдать даже жизнь за Родину – это и есть то самое «чудо». Мужество и небывалый героизм бойцов и мирных жителей оказались сильнее военной техники и численного превосходства врага. Патриотизм – любовь к Родине – наиважнейшее на войне чувство, без которого невозможна победа. Именно любовь к родине является залогом победы на войне.

2.2 Проблема истинных ценностей

Виктор Платонович Некрасов в приведенном отрывке раскрывает проблему истинных ценностей на войне, а именно любовь к своему родному краю, которая помогает солдатам выстоять в нелегких испытаниях. Автор использует для обозначения этого чувства слова Толстого «скрытая теплота патриотизма». Некрасов называет такой патриотизм, выражающийся в любви к своей родной земле, чудом более сильным, чем немецкая дисциплинированность.

Для поддержания боевого духа солдата очень важно осознание того, что он сражается за свой дом и свою землю. «Простые человеческие ценности» тем и ценны, что они обыденны, то есть, востребованы человеком каждый день.

Человек на войне может и вынужден отказаться от многих благ. Но не может отказаться от родной земли: «Лучше нашей нигде не сыщешь. Ей-богу... Как масло, земля – жирная, настоящая. - Он даже причмокнул как-то по-особенному. - А хлеб взойдет - с головой закроет...». Во время отдыха бойцы любуются красотой родной земли и в то же время понимают, что все может родная земля: накормить своим хлебом, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. И защиту родной земли воины считают своим долгом.

В тексте показана решимость бойцов, защищать свою землю. Автор изобразил войну изнутри, глазами солдата. А это значит, что война представлена правдой, настоящей и страшной правдой. В самом изображении наших воинов автор сумел раскрыть тайну победы. Она в том, что герои «нравственно не разрушаются». На войне простые человеческие ценности приобретают особое значение; земля, которую защищали русские бойцы, и являлась для них непреходящей ценностью.

2.3 Проблема национального характера

Русский национальный характер… Каков он? Что в нем особенного? В условиях труднейших исторических испытаний, выпавших на долю нашей страны, в характере человека появились мужество, стойкость, любовь к родине, воля и энергия, чувство собственного достоинства, честность, доброта, самопожертвование. В приведенном тексте из повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда» прослеживается проблема русского национального характера, основой которого являются идейные и нравственные убеждения изображенных бойцов.

В основе настроения автора, от лица которого ведется повествование, Георгия Акимовича и других героев лежит идея любви к родине, защита родной земли. Защитники Сталинграда, преодолели все испытания, выпавшие на их долю, потому что обладали лучшими качествами характера русского народа. А именно: жизнестойкостью, мужеством, героизмом, несгибаемой волей, патриотизмом.

Бойцы уверены, что русские танки не хуже немецких. Спорят, что отступать тоже надо уметь, восхищаются родной землей, радуются, что наши защитники смогли отогнать немцев от Москвы. И в тоже время уверены, что будут воевать до последнего солдата, но отстоят родную землю.

Некрасов раскрыл лучшие черты русского национального характера. Отвага, решительность и самопожертвование – эти черты присущи русским людям. Русский характер невозможно сломить, победить, одолеть. Лучшие качества русского национального характера всегда спасали страну. Русские – сильная нация, богатая не только материально, физически, но и духовно. Сила национального характера заключается в патриотизме – в искренней любви людей к своей Родине, к родной земле. Автор прославил и воспел русский национальный характер, который и позволил России выстоять, победить, восстановиться и помочь другим народам отстоять свою независимость.

2.4 Проблема смерти на войне

Автор в приведенном отрывке задумывается над проблемой, может ли война заставить человека привыкнуть к смерти. Он описывает эпизод, когда герой романа видит погибшего бойца, лежащего на спине с раскинутыми руками. В его губах еще дымит сигаретный окурок. Невыносимо видеть мертвого человека, который еще минуту назад жил, мыслил и желал.

Полное разрушение грани между жизнью и смертью. «Дымящийся окурок на губе трупа – это было страшнее всего: страшнее разрушенных городов, оторванных рук и ног, распоротого живота или повешенного ребенка. Секунду назад была жизнь, а сейчас человек уже мертв». Убитый солдат с дымящимся окурком на губе – это символ полного разрушения грани между жизнью и смертью. Кровь, пот, окопы, смерть… Весь ужас войны, к которому нельзя привыкнуть, хотя смерть все время рядом.

2.5 Аргументы

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве людей, бороться за мир – обязанность всех живущих на земле. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига нашего народа в Великой Отечественной войне.

Наблюдая за современной молодежью, задумываешься, как же все-таки легкомысленно мы относимся к жизни! В наше время, мирное время, не надо задумываться о том, что ты завтра будешь есть, где спать. Вокруг все есть, мы живем полноценной жизнью. А вот представить хотя бы одного из нас на месте тех ребят, которые в семнадцать лет уходили умирать, которые не знали, что их ждет там, на фронте. Они не задумывались об этом, потому что шли защищать Родину. Сколько молодых жизней было погублено, сколько судеб исковеркано! С войны возвращались или калеками, людьми, сломленными не только физически, но больше всего душевно, или не возвращались вообще. Задаешься вопросом: имели ли право, такие как Гитлер, отнимать у людей жизни? Кто давал им такое право? Ведь у этих людей тоже были дети, жены, матери, родившие их на свет! Так что же это за люди, которые в силах ломать судьбы детей и матерей, жен и мужей? Какое у них сердце, и есть ли оно вообще? И стоит ли мировое первенство жертв стольких людей?

Тема войны по-прежнему остается актуальной. Сколько похоронок пришло уже матерям в наше мирное время из Афганистана и Чечни! Только извлекая уроки из прошлого, мы сможем предотвратить новые войны. И дети наши будут узнавать о войнах только из учебников истории и кинофильмов. В будущем войне не должно быть места! Автор, участник Великой Отечественной войны, за четыре её долгих года прочувствовал у своего плеча огненное дыхание смерти, осознал горечь утраты, проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечке. Он видел не раз страдания и слёзы в глазах восемнадцатилетних девушек – санинструкторов, умирающих в полуразрушенном блиндаже. Разве это не трагедия военного поколения? Разве не трагедией является и то, что молодые люди, участники войны, за эти годы повзрослели на двадцать лет?

2.6 Комментарии к проблемам

Война... Как много говорит это слово. Война – страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха.

Великая Отечественная Война – это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Городам, которые выстояли весь напор гитлеровской армии, присвоили звание героев. Среди них – Сталинград, о котором пишет Некрасов в повести «В окопах Сталинграда». Автор изобразил жизнь на войне. Жизнь, которая, естественно, включает в себя бои, но только к боям не сводится.

А какой ценой досталось победа! Россия в это время отдавала все для дела победы. Люди считали святым – отдать жизнь для победы. Сколько миллионов людей погибло в эту войну. Матерям и женам некогда было оплакивать своих родных, воевавших в окопах, они сами брали в руки оружие и шли на врага. Немногие дошли до Берлина, но слава погибших, их имена живут в сердцах людей.

С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины, как нет границ величию трудового подвига советского народа.

Тема Великой Отечественной войны – необычная тема... Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать одни только названия произведений. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино. Современные молодые люди не знают и не хотят войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни своих детей. Чем дальше от нас война, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше – цену победы.

Таким образом, тема поведения человека на войне – важная тема в истории не только русской литературы, но и истории России. В Великую Отечественную Войну люди показали, на что способен русский народ и какая великая и могущественная наша страна. Россия – страна-освободительница. Она изгнала фашистскую армию из своих пределов. Произведения, написанные русскими писателями, передают все то, что пришлось пережить нашим соотечественникам, нашим предкам. Мы не можем лишиться памяти о войне. Уроки прошлого, книги о войне помогают нам в этом.

Заключение

Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории нашего государства. Испытания, выпавшие на долю народа, как бы приостановили естественный ход истории. Война в который раз показала всю жестокость, бесчеловечность. Русская литература не могла остаться в стороне от событий, в которых решалась судьба страны. Русские писатели того времени принимали активное участие в разгроме врага. Силой своего таланта они утверждали справедливость на земле.

Годы Великой Отечественной войны являются одной из главных тем нашей литературы. Одна из них – подвиг нашего народа. Отечество пересчитывало дни и месяцы смертельной опасности. Искусство, литература вышли на огневой рубеж. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия, лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Горечь первых поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность Отчизне, вера в победу – вот что под пером разных художников отличалось в неповторимых стихотворениях, балладах, поэмах, песнях. Создавались большие эпические произведения, в которых давалось осмысление сложных общественно-политических процессов периода войны, раскрывались нравственные основы личности. Независимо от жанра все произведения были объединены одним – «памятью сердца», страстным желанием поведать правду о пройденных дорогах войны. Многие писатели, поэты посвящали теме войны и подвига советского народа в Великой Отечественной войне свои произведения.

Повесть «В окопах Сталинграда» – это фронтовой дневник автора (рисунок 5, приложение Д), в котором от начала до конца Некрасов описывает тяжелые бои, трудности, с которыми сталкивались солдаты во время войны. Командир и его солдаты – это главные герои, все без исключения. Все они разные, но объединены одной целью – защитить Родину! Солдаты, героически оборонявшие Сталинград, не вымышленные люди, а фронтовые товарищи самого автора. Поэтому все произведение пронизано любовью к ним.

Создавая образ Керженцева и других героев, Виктор Платонович пытался рассказать, как война изменила судьбы, характеры людей, что такими, какими люди были раньше, до войны, они уже не станут.
Автор с глубочайшим сожалением писал о гибели родного города, в котором он вырос, который горячо любил.

Эта повесть стала бесценным даром, который оставил после себя Виктор Платонович Некрасов. Цель, которую он ставил перед собой – изобразить войну такой, какая она есть, – была выполнена полностью.

В реферате рассмотрен отрывок из повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда», перечислены и проанализированы наиболее важные проблемы, рассмотренные в тексте.

Сделаны выводы, что основными проблемами являются:

Проблема любви к родине, при рассмотрении которой даются ответы на вопросы: что такое патриотизм и что помогает победить в войне?;

Проблема истинных ценностей, дается ответ на вопрос: каково значение простых человеческих ценностей на войне?;

Проблема национального характера, дается ответ на вопрос: в чём сила национального характера?;

Проблема смерти на войне, дается ответ на вопрос: может ли война заставить человека привыкнуть к смерти?

Некрасов ранее и проницательнее других писателей раскрыл духовое достояние защитников Сталинграда, увидел в них победителей Берлина. Дух победы пронизывает повесть, которая заканчивается сценой на Мамаевом кургане, где совсем недавно проходила передовая. Герои повести не чувствуют себя пешками в руках всеведущего старшего. Они утвердились в гордом сознании своего достоинства. С таким чувством вернулись с войны солдаты, с таким чувством Некрасов писал повесть о Сталинграде. Он был человеком - патриотом, русским писателем и жил по совести.

Список использованных источников

    Зубков В. Н. Ожидание? Прощание? Сегодня и завтра художественной прозы о Великой Отечественной войне, Москва, 2015

    Лейдерман Н. С., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950 – 1990 г., Москва, 2014

    Лейдерман Н. С. Современная художественная проза о Великой Отечественной войне, Москва, 2016

    Некрасов В. П. В окопах Сталинграда, Санкт-Петербург, 2016

    Павловский А. И. Русские писатели, Москва, 2015

    Потресов В. А. И. И все-таки я счастливый человек, Нижний Новгород, 2013

    Рохлин А. А. Писатель и время, Москва, 2015

    Сухих С. И. Теоретическая поэтика, Москва, 2014

    Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И., Бройтман С. Н. Теория литературы, Москва, 2014

    Интернет-ресурсы: www.testent.ru, http://militera.lib.ru/prose/russian/nekrasov/index.html,

http //www.omgmozg.ru. paravitta/mail/ru

Приложение А

Рисунок 1. Портрет В. П. Некрасов

Приложение Б

Рисунок 2. Русское кладбище в Париже

Приложение В

Рисунок 3. В окопах Сталинграда

Приложение Г

Рисунок 4. Книга «В окопах Сталинграда»

Приложение Д

" В окопах Сталинграда" — повесть 1946 года, за которую автор был удостоен высшей по тем временам государственной награды — Сталинской премии. После того как Виктора Некрасова лишили советского гражданства, книгу изъяли из библиотек. В статье изложено краткое содержание " В окопах Сталинграда" .

Сталинградская битва

О чём повесть Некрасова? Книга " В окопах Сталинграда" , краткое содержание которой представлено ниже, отражает события самого важного периода в войне. Повесть Некрасова рассказывает о битве, происходившей почти восемьдесят лет назад на территории Ростовской, Воронежской и Волгоградской областей. Шесть месяцев провели советские солдаты в окопах Сталинграда. Краткое содержание решающего этапа ВОВ изложено ниже.

Немецкое наступление началось в июле 1942 года. В планах захватчика была большая излучина Дона, затем волгодонский перешеек и, наконец, Сталинград. Если б цель была достигнута, был бы создан плацдарм для дальнейшего наступления и завладения нефтяными месторождениями. Немцы имели превосходную авиацию , они знали о том, что такое верная военная стратегия. Тем не менее эту битву они проиграли. Заставить захватчиков капитулировать Красной Армии удалось благодаря операции " Уран" . Или, быть может, чуду, о котором говорит один из героев повести в " В окопах Сталинграда" .

Безупречная правда

В чём успех повести " В окопах Сталинграда" ? Краткое содержание не даст ответа на этот вопрос. Только прочтение повести в оригинале. Фронтовики утверждали, что в книге Некрасова показана война такой, какая она есть. Без прикрас и излишнего пафоса. Варлам Шаламов, никогда не бывавший на фронте, назвал повесть " робкой попыткой показать кое-что, как это есть" . Высокую оценку этой книге дал и Андрей Платонов. И, наконец, прежде чем изложить краткое содержание по главам " В окопах Сталинграда" , стоит привести слова Даниила Гранина: " Повесть Некрасова — безупречная правда" .

Отступление

Итак, о чём рассказал в своем произведении Некрасов? Краткое содержание " В окопах Сталинграда" следует начать с описания отступления советских войск, которое происходило в июле 1942 года под Осколом. Главный герой — лейтенант Керженцев. Немцы подходят к Воронежу. Полк из только что вырытых укреплений уходит без единого выстрела. Батальон, которым руководит Комбат Ширяев, остаётся без прикрытия. В помощь ему остаётся главный герой повести. Спустя два дня они отправляются в путь, по дороге узнают о том, что полк разбит.

Керженцева сопровождает несколько месяцев ординарец Валега. Другие герои повести — Игорь, Седых. Батальон отправляется на поиски своих, но по дороге встречает немцев, многие погибают. Керженцев , Валега, Игорь и Седых отправляются в Сталинград.

Мирный город

Главный герой вспоминает о довоенной жизни. На фронте он давно, всё, что было раньше, в родном Киеве, кажется, никогда не существовало. О чём рассказано в последующих главах произведения В. Некрасова? Содержание " В окопах Сталинграда" , по крайней мере первых глав, сводится к размышлениям, воспоминаниям лейтенанта Керженцева . Он так привык к фронтовой жизни, что его удивляет город, который совсем скоро превратится в руины. Здесь по-прежнему читают газеты, спорят о литературе, посещают библиотеку, просто живут...

Керженцев и его товарищи останавливаются в доме Марии Кузьминичны. Женщина угощает их чаем с вишневым вареньем. Забытая мирная жизнь расслабляет. Герои отправляются купаться на Волгу, затем предаются чтению. Вечером этого дня немецкие войска начинают наступление на Сталинград.

Керженцев — сапер . Лейтенанта и направляют на местный тракторный завод. Здесь он знакомится с инженером-электриком Георгий Акимовичем — человеком, убеждённым в том, что советским войскам победить в этой войне поможет лишь чудо. Идет кропотливая, долгая подготовка к взрыву. Проходит десять дней. Немцы нещадно бомбят город. Приказа о взрыве всё ещё нет, и Керженцева направляют в инженерный отдел, расположенный по ту сторону Волги.

Командование батальоном

Лейтенанта направляют в 184-ю дивизию. Вскоре погибает комбат, и Керженцеву приходится взять на себя командование батальоном. В распоряжении лейтенанта две роты, которые занимают позиции на одном из местных заводов. Здесь главный герой задерживается надолго. Каждый день начинается с канонады. Так проходит сентябрь, а затем и октябрь.

Атака

Скоро приходит сообщение о том, что позиции нужно менять. Приказано занять сопку, на которой расположены пулеметы противника. Передо атакой время тянется невыносимо медленно. Неожиданно появляются работники политотдела, которых Керженцев встречает отнюдь не радостно. Лейтенант выставляет с командного пункта проверяющих, а когда начинается атака, неожиданно для себя принимает в ней участие. Сопку удается взять, причём без больших потерь.

Делит ли своих героев на положительных и отрицательных Виктор Некрасов? В кратком содержании " В окопах Сталинграда" стоит уделить внимание такому герою, как начальник штаба Абросимов. Капитан уверен в необходимости атаки " в лоб" . Он не слушает доводы ни Керженцева , ни комбата Ширяева. Главный герой повести снова идёт в атаку. В этом бою погибает 26 человек. Абросимова судят за превышение власти и отправляют в штрафбат .

Излагая краткое содержание повести Некрасова " В окопах Сталинграда" , стоит сказать, что в этом произведении автор не создавал ни отрицательных, ни положительных образов. Он не навязывает читателю своего мнения. Изображение атаки, которая состоялась по приказу Абросимова, — это одна из многочисленных офицерских ошибок, которые , возможно, неизбежны на войне.

Ранение

На следующий день после суда над Абрамовым приходят танки, которых ждали в течение последних месяцев. Вскоре у Керженцева день рождения. Готовится небольшое празднование, которое, конечно, не состоится, потому как неожиданно начнётся бой. Лейтенант получит ранение, окажется в госпитале, а после лечения вернётся в Сталинград, который в мыслях будет называть " домом" .

Дополнение к краткому содержанию

Произведение " В окопах Сталинграда" ведется от первого лица. В повести нет неожиданных сюжетных поворотов. Но простота, с которой рассказчик излагает события, производит сильное впечатление.

В первых главах, где речь идёт о злоключениях героев ещё до их прибытия Сталинград, лейтенант мысленно рассуждает о войне. Что самое страшное на фронте? Снаряды? Бомбы? На войне самое страшное неопределенность , бездеятельность, отсутствие непосредственной цели — все то, из чего состояло существование отступающих солдат. Нельзя сказать, что героев Некрасова не пугают пули, но читая повесть, создается впечатление, что в Сталинграде они испытывали меньше страха, нежели под Воронежем, когда отступали.

Тему дружбы автор этого произведения затрагивает вскользь. Тем не менее она является, пожалуй, главной. На фронте Керженцев понимает, что такое настоящая дружба. Едва ли кто-нибудь из его киевских друзей смог бы вытащить его, раненого, с поля боя. Вряд ли с кем-нибудь из-за них Керженцев пошел бы в разведку. А ординарец Валега бы вытащил. С ним бы лейтенант в разведку пошел . Войну автор сравнивает с лакмусовой бумагой. Только на фронте можно узнать людей по-настоящему.

Публикация

Повесть в окопах Сталинграда Некрасову Виктору Платоновичу принесла всесоюзную славу. Это произведение было опубликовано в журнале " Знамя" . Сперва официальные критики повесть не приняли. Более того, книга Некрасова никогда бы не вышла в печать, если б не вмешался один человек...

Встреча со Сталиным

В сталинские времена пострадало немало поэтов и прозаиков. Одни были осуждены, отправлены в лагеря. Другие лишены права издавать свои произведения, что для настоящего писателя, пожалуй, хуже тюремного заключения. Но это отнюдь не говорит о том, что Сталин ничего не понимал в литературе. Он избавлялся от людей неудобных, не желающих отражать в своем творчестве официальную идеологию.

Повесть о Виктора Некрасова — это первое произведение, в котором рассказано о войне предельно правдиво. Это одна из первых книг, созданных фронтовиками. Повесть была напечатана благодаря личному вмешательству Сталина.

Писатель и государственный деятель Фадеев вычеркнул " В окопах Сталинграда" из списка произведений, которые должны были появиться на страницах журнала " Знамя" . Сталин внес . Повесть была опубликована. А спустя некоторое время за Некрасовым приехали сотрудники госбезопасности отвезли к " вождю" . В одном из очерков писатель позже рассказал о встрече со Сталиным. По словам Некрасова, он создавал неожиданное впечатление, был этаким " уютным старичком" , приятным собеседником, кроме того, уважал творчество Платонова, Булгакова, Бабеля — писателей, пострадавших от советской власти.

Несколько слов об авторе

В 1959 году Некрасов выступил против строительства стадиона в Бабьем Яру, на месте массовых расстрелов, проводимых фашистами во время войны. С тех пор отношения писателя с властью резко ухудшились. Он принимал активное участие в митингах, писал неоднозначные статьи. Наконец, Некрасова обвинили в " низкопоклонстве перед Западом" , а книги его запретили издавать. В 1974 году писатель эмигрировал в Швейцарию. Последние годы провел в Париже.

Правда войны (по повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»)

Великая Отечественная война 1941-1945 годов открыла новую страницу в истории современной литературы. Вместе с ней в произведения писате­лей входит тема патриотизма, литература вдох­новляет на борьбу с врагом, правительству зачас­тую помогает держать фронт, простому народу - выжить.

Пожалуй, одним из интереснейших и наиболее значительных произведений о войне является по­весть В. Некрасова «В окопах Сталинграда», пред­ставляющая собой дневниковые записи молодого бойца. Описание боев и воинского быта чередуют­ся с размышлениями героя во время отдыха, перед боем, с воспоминаниями о довоенной жизни. Перед нами вырисовывается нелегкий путь человека на войне, путь от желторотого вы­пускника института к опытному командиру бата­льона.

Но важнее, пожалуй, то, как через судьбы от­дельных людей писатель раскрывает перед нами трагедию войны, принесшей горе всей нашей ог­ромной стране. В. Некрасов впервые заговорил об этой трагедии правдивыми, откровенными слова­ми. Конечно, для этого требовалось мужество, и Некрасов не побоялся сказать об ужасной правде войны, которую он рассматривает с разных точек зрения.

Автор пишет о бесчеловечности войн как тако­вых. Подобно Л. Н. Толстому, Некрасов считает войну ненормальным явлением, противоестест­венным человеку состоянием. Вместе со своим ге­роем автор переживает потрясение от увиденного: «Я помню убитого бойца. Он лежал на спине, рас­кинув руки, и к губе его прилип окурок. И это было страшнее всего, что я видел, страшнее раз­рушенных городов, страшнее оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сей­час - смерть».

Писатель осмысливает войну философски, он видит ее бесчеловечность, он видит людей, кото­рые постепенно привыкают к этой бесчеловечнос­ти. С точки зрения В. Некрасова, нет ничего более страшного и гибельного, чем подобное привыка­ние. Война становится бытом для людей.

Есть в повести правда о героизме тех людей, которых всегда считали только винтиками в ог­ромном корпусе государственной машины. Некра­сов беспощадно судит тех, кто спокойно посылает людей на смерть, кто расстреливает за потерян­ную кирку или саперную лопату, кто держит людей в страхе. Это был протест не только против сталинских методов ведения войны, но и против сталинских комиссаров, внимательно наблюдав­ших за словами и поведением человека, а человек этот шел на смерть: «Не везет нашему полку. Каких-нибудь несчастных полтора месяца воюем, а вот уже нет ни людей, ни пушек. По два-три пулемета на батальон… Необстрелянных, впервые попавших на фронт, нас перебрасывали с места на место, клали в оборону, снимали, передвигали, опять клали в оборону… Мы терялись, пугались, пугали других, никак не могли привыкнуть к бом­бежке». В. Некрасов против беспорядочности на войне: бездарность руководства стоит многих че­ловеческих жизней, люди становятся «пушечным мясом».

Раскрывая подлинный облик войны, В. Некра­сов не проходит и мимо народа, его роли в ней, отмечает восприимчивость простых солдат к чужой беде, их открытость, их думу о России: «Фронт отступает. У ворот стоят женщины - молчаливые, с вытянутыми вдоль тела тяжелыми, грубыми руками. У каждого дома стоят, смотрят, как мы проходим. Никто не бежит за нами. Все стоят и смотрят». Безысходность в душах людей, отчаяние в душе героя, которого длительное от­ступление заставляет серьезно задуматься над сло­жившейся ситуацией. Пожалуй, прав один из ге­роев повести, инженер, который считал, что нельзя обольщаться рассуждениями о патриотиз­ме: «Геройство геройством, а танки танками».

Действительно, в годы Великой Отечественной войны на всем фронте русские люди проявляли чудеса героизма, но при умелой организации бое­вых операций, при своевременной поддержке, при заботе о людских жизнях многих смертей можно было избежать.

Анализируя правду войны Некрасова, можно уверенно сказать, что он был человеком-патрио­том, который хотел быть «русским писателем» и «жить по совести».