Составить индивидуальный учебный план. Индивидуальное обучение в школе - это что такое? Как оформить переход на ИУП

Индивидуальный учебный план

Профильный уровень стандарта среднего (полного) общего образования может быть реализован различными путями. Выбор пути зависит от ресурсов общеобразовательного учреждения и особенностей каждого конкретного обучающегося. Одной из моделей реализации профильного обучения является индивидуальный учебный план (ИУП). Тенденция использования ИУПа в общеобразовательных учреждениях города Калуги ещё не стала устойчивой и требует методического руководства, чтобы стать сильной и действующей традицией. В целях оказания методической помощи учреждениям в понимании назначения, специфики содержания, механизма разработки и реализации ИУПа написаны настоящие рекомендации.

Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным учебным планам являются :

Закон РФ «Об образовании», который указывает, что «обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения <...>. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта <...> регламентируется уставом данного образовательного учреждения» (п.1 ст. 50);

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённая приказом Минобразования РФ;

Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Минобразования России;


Устав общеобразовательного учреждения, реализующего практику индивидуальных учебных планов.

Что такое индивидуальный учебный план? «Под индивидуальным учебным планом понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе Федерального базисного учебного плана. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при составлении индивидуального учебного плана возможно использование учебных предметов (курсов) нескольких образовательных учреждений (организаций)»*.

На основе данного определения можно сделать вывод о том, что одна из функций ИУПа состоит для старшеклассника в прогнозировании : «Я выбираю предметы для изучения». Однако «голая» сетка часов не позволит никому из участников образовательного процесса увидеть последовательность и сроки изучения курсов, средства реализации учебных задач, ведущие способы деятельности обучающегося при освоении содержания, виды контроля и самоконтроля, адекватные заявленной старшеклассником цели, и саму цель, достижению которой служит составленный ИУП. Это значит, что учебный план в виде сетки часов недостаточен. Для того чтобы быть полезным стратегическим документом, прежде всего, самому учащемуся, он требует «Пояснительной записки», позволяющей старшекласснику при разработке ИУПа осознать

Цели и результаты (в т. ч. промежуточные) образовательной деятельности ;

Виды образовательной деятельности (исследования, проекты, практики), контроля и аттестации;

Критерии успешности образовательного маршрута.

___________________________________________________________________________

В этом случае ИУП «вырастает» до индивидуальной образовательной программы , решающей, кроме функции прогнозирования, ещё и нормативную, мотивационную, организационную и др. функции (см. рис.).

Структура федерального базисного учебного плана позволяет вводить в ИУП все предметы базового, профильного уровней и элективные курсы. Каждый ученик вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, элективных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки (максимальной – 36 ч., минимальной – 30 ч). Однако заказ от потребителей образовательных услуг на обучение в профильной школе на основе ИУПа требует от школы разумного подхода к решению задач «от заказчика». В последнее время необходимость работы общеобразовательных учреждений на удовлетворение потребности обучающихся, их семей, учреждений профессионального образования , местного рынка труда и т. п. породила у школ мнимую готовность к любому «заказу», в том числе - на профильные образовательные услуги, оказываемые на основе ИУПов. Обращаем внимание на опасность недооценки основного критерия реальной привлекательности общеобразовательного учреждения. Он состоит не в готовности взяться за любой заказ, а в результатах образования, качестве исполнения «заказа». В связи с этим подчёркиваем значимость принципов и условий, соблюдение которых необходимо при организации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов:


1. Адекватная оценка ресурсов учреждения , позволяющих качественно реализовать государственный стандарт профильного образования по выбранному(ым) направлению(ям) и организационным вариантам, предлагающимся учащимся. Количество организационных вариантов освоения содержания профильного образования, в том числе ИУП, зависит от ряда факторов:

От учебно-материальной базы школы (наличия необходимого количества оборудованных кабинетов, учебной литературы , обеспечения образовательного процесса материалами, инструментами, реактивами и др.);

От соответствия числа обучающихся в школе ее проектным возможностям (т. е. наличия или отсутствия второй смены);

От возможности школы изыскать пути финансирования данного учебного плана;

От умения заместителя директора составить расписание, исходя из базисного учебного плана, но с учетом образовательных маршрутов сформированных групп учащихся и т. п.

2. Чёткое понимание всеми участниками образовательного процесса закономерности: выбор профильных предметов должен соотноситься с тем набором экзаменов, который будет сдавать выпускник школы.

3. Чёткое понимание учреждением того, что организация образовательного процесса на основе ИУПов предполагает организацию многопрофильного обучения.

4. Многоэтапная организация подготовительной работы педагогического коллектива обеспечению профилизации старшей школы на основе ИУПов:

4.1. каталог востребованных курсов по каждому учебному предмету;

4.3. разъяснение учащимся и родителям особенностей организации учебного процесса на основе ИУПов;

4.4. освоение педагогами-кураторами новых принципов организации учащихся в группы переменного состава, меняющегося от урока к уроку;

4.5. освоение технологии составления расписания занятий и ведения школьной документации, в частности параллельное ведение «классного журнала» с «журналом учителя».

Механизм разработки индивидуального учебного плана (индивидуальной образовательной программы) представлен в этапах подготовительной работы (см. выше, п. 4). Следует учесть, что начинается он с определения границ предложения и спроса, составляется на два учебных года третьей ступени образования. А по итогам разработки проектов индивидуальных учебных планов необходим этап согласования и коррекции представленных учащимися проектов в целях разработки сводного учебного плана многопрофильной школы.

Отметим организационные особенности образовательного процесса, построенного на основе ИУПов, не характерные для традиционной практики:

Самоопределению учащегося способствуют

Систематическое проведение занятий на основе дифференциации требований к уровню освоения предмета;

Организация кратковременных курсов по выбору;

Профориентационная работа;

Организация диагностических и консультативных мероприятий, направленных на самопознание, выявление мотивов выбора и реальных образовательных потребностей и др.

2. Этап непосредственного выбора профиля и составления ИУПа

Предполагает в нашем случае составление старшеклассником проекта собственного индивидуального плана (программы).

действия педколлектива учреждения

Шаги,

сроки

действия обучающегося

Заявить

о 1) потребности в изучении предметов и курсов в течение двух лет обучения, 2) уровне (глубине) изучения, 3) сроках, заполнив бланк индивидуального учебного плана (приложение)

Составить

перечень востребованных предметов с указанием уровня их изучения, курсов по выбору;

Уточнить

Согласовать

в ходе собеседования с заместителем директора (куратором) перечень выбранных предметов и курсов, уровень их изучения, норматив нагрузки

Разъяснить

учащимся и их родителям особенности организации учебного процесса на основе ИУП (зарезервировать время на значительный объём индивидуальной работы);

в течение II полугодия учебного года

(до конца апреля)

Составить

Пояснительную записку к учебному плану, зафиксировав в ней

Цели и результаты (в т. ч. промежуточные) образовательной деятельности;

Норматив нагрузки и причину(ы) выбора именно такого количества часов на два года обучения на старшей ступени;

Последовательность, сроки и средства реализации учебного плана;

виды образовательной деятельности (исследования, проекты, практики), контроля и аттестации;

Критерии успешности образовательного маршрута

Освоить

новые принципы организации учащихся в группы переменного состава

в течение года

Распределить

нагрузку учителей в соответствии с количеством сформированных учебных групп

(апрель – проект, август – утверждение)

Освоить

технологию составления расписания занятий и ведения школьной документации

(до начала учебного года)

Разработать

систему форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся

(июнь – август)

Согласовать

представленные учащимися проекты ИУПов с возможностями учреждения, скорректировать проекты, разработать сводный учебный план учреждения

Подписать

ИУП (программу) родителями (законными представителями)

3. Этап контроля и коррекции ИУПа, самоанализа в ходе реализации учебного плана. Следует помнить, что индивидуальный образовательный маршрут по своей сути является последовательностью этапов реализации намеченного с учетом конкретных условий образовательного процесса. Поскольку эти условия изменяются, индивидуальная образовательная программа не может быть некой раз и навсегда заданной константой. За учащимся сохраняется право на коррекцию временной последовательности изучения тем, разделов, курсов; форм и видов организации учебной деятельности, а также взаимодействия педагогов и обучающихся; номенклатуры видов работ и т. п.

В заключение обращаем ваше внимание на следующий немаловажный факт: ИУП, обозначая индивидуальный маршрут продвижения школьника в образовании, ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению обучающимся образовательных результатов; разработки и реализации необходимых видов педагогической помощи ученику.

Желаем успехов!

Приложение

Индивидуальный учебный план

(бланк для заполнения учащимся)

Фамилия, имя, отчество учащегося

№ п/п

Учебные предметы,

элективные курсы

Уровень изучения и кол-во часов в неделю

(базовый)

(профильный)

Русский язык

Литература

Иностранный язык

Математика

Подпись родителей

Дата

Примечание: учащемуся предлагается отметить (галочкой, подчёркиванием) запрашиваемое количество часов.

Обучение по индивидуальному плану: содержание понятия

При организации подобного обучения необходимо рассмотреть, что из себя представляет понятие ИУП. В действительности суть такого плана отлично выражена в соответствующем федеральном законе, где понятие изложено в точной форме. Итак ИУП - это индивидуальная образовательная траектория, помогающая освоить учебную программу конкретной категории учащихся, она создаётся на основе некоторых особенностей личности учащегося а также образовательных потребностей. Такая трактовка понятия существенно отличается от ранее используемой, где индивидуальный учебный план ребёнка с овз, к примеру, трактовался как совокупность школьных предметов или учебных курсов выбранных учащимся из основного общеобразовательного плана обучения. Новая трактовка очевидно увеличивает шансы получить образование, детям с врождёнными проблемами здоровья. На уровне частного случая, конкретной образовательной организации ИУП определяется как обучение по индивидуальному плану на основе маршрутного листа занятий, ориентированного в личном порядке на одного учащегося. При этом отсутствует какая-либо практика использования ИУП для детей проявляющих поразительные успехи в конкретных учебных предметах или тех кто занимается по дополнительным общеразвивающим, профессиональным образовательным программам. Современная практика реализации индивидуальной образовательной траектории проявляется в учёбе на дому или обучении по профилю. На самом деле ИУП теоретически может быть внесён в учебный процесс на любых уровнях, при самых разных условиях и формах обучения.

Обучение по индивидуальному плану: особенности программы

Итак цели стандартной программы ИУП очевидны:

  • Поддержать выдающихся учеников и молодых талантов.
  • Подготовить учащихся находящихся на уровне освоения учебной программы, к освоению более сложных предметов.
  • Разработать хотя бы один индивидуальный учебный план ребёнка с овз.
  • Удовлетворить потребности учащихся занимающихся по профильной или углублённой программе.
  • Дать образование детям с явными формами дезадаптации в больших коллективах.

Особенности обучения по индивидуальному плану:

  1. ИУП составляется исключительно для обучающихся в ОО.
  2. Такая система обучения может быть создана на любом уровне освоенной ранее учебной программы для учащихся: особо способных к освоению программы (мотивированные и талантливые); изучающих дополнительные предметы на углублённом и профильном уровне; желающих получить индивидуальную образовательную траекторию и наконец сдать экзамены; не погасивших академические задолженности в назначенные сроки; категории не определённые на институциональном уровне в рамках действующих законов РФ.
  3. Материально-техническая база учебного процесса должна быть оснащена в полной мере, так чтобы учащиеся по ИУП могли беспрепятственно заниматься изучением образовательных предметов.
  4. Стандартный индивидуальный учебный план ребёнка с овз должен быть выполнен в соответствии с требованиями образовательного учреждения.
  5. Процесс обучения по ИУП проходит на основе того, что учитываются ранее приобретённые знания учащегося и соответственно составляется план.
  6. Порядок изучения программы определяется исключительно самой образовательной организацией.
  7. Основная программа может состоять из нескольких учебных планов в том числе и обучения по индивидуальному плану.

Следовательно: учёба в рамках ИУП может проходить только в образовательных учреждениях и не может выходить за рамки основной программы учащегося, но предусматривает образовательные потребности учащегося, его личностные особенности, а также проблемы со здоровьем. Соответственно этому создаётся индивидуальная образовательная траектория. Это совершенно не означает, что ученик будет проходить облегчённую программу, напротив он должен будет освоить стандартную программу в полной мере. Максимум ученических часов ИУП определяют соответственно требованиям общеобразовательного учреждения. Минимум при этом составляет стандартное количество часов для учебного плана школы, вуза.

Структура обучения по индивидуальному плану в стандартном образовательном учреждении

Предлагаем ознакомится с авторским видением структуры ИУП для учащихся образовательных учреждений, которое основано на информационно-методических и нормативно правовых документах, а также личном опыте работы в сфере образования, составителя. План индивидуальной образовательной траектории состоит из пояснительной записки и сетки часов. Ниже представлена суть двух разделов пояснительной записки:

  1. Общее положение: здесь составляют полное описание разработки ИУП, основы, срок обучения в году, форма освоения стандартной программы, сдача экзаменов и промежуточные аттестации.
  2. Собственно ИУП учащегося, где указывается особенности программы и подход к созданию.

Сетка часов обучения по индивидуальному плану представляет собой графические таблицы где указываются изучаемые предметы, затраченные на их изучение часы, а также формы срезов знаний, промежуточных аттестаций. Здесь необходимо отметить что конкретная таблица соответствует конкретному плану обучения. Например: для индивидуального учебного плана ребёнка с овз может быть использован ниже представленный образец №1, а образцы №2 и №3 могут быть использованы для ИУП в рамках профильного обучения.

Основанием для формирования ИУП является решение коллегиального органа управления ОО, как правило, педагогического совета, принятое на основании заявления / заявки от обучающихся и (или) родителей (законных представителей) и закрепленное приказом по организации, например «О формировании обучения по индивидуальному плану ОО на 20__/__ учебный год», издаваемым в январе - феврале текущего учебного года, т. е. в тот период, когда идет работа по формированию учебного плана всей ОО. Если вести речь о более правильном подходе индивидуальной образовательной траектории, то следует говорить о разработке (если ООП данного уровня общего образования в ОО не было) или о коррекции ООП соответствующего уровня. Исключение могут составлять те ИУП, необходимость в которых возникает в зависимости от сложившейся ситуации в течение учебного года, что решается в каждом конкретном случае и в каждой отдельной ОО самостоятельно. При формировании ИУП обучающемуся при наличии финансовой возможности в ОО можно предложить внеурочную деятельность, которая дополнит и обогатит его содержание.

Документация при сопровождении учащихся обучающихся по индивидуальному плану

Порядок действий при наличии академической задолженности, под которой понимается неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, определен в ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 5 ст. 58 обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности.

Часть 9 ст. 58 предоставляет на выбор три варианта решения вопроса в случае наличия по итогам учебного года академической задолженности в школе. Такие обучающиеся 1) оставляются на повторное обучение, 2) переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, либо 3) переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану.

Родители вправе не только получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, но и давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, а также отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся (п 6 ч 3 ст 44).

Родители также вправе присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Обучение по индивидуальному учебному плану с сокращением срока обучения

В соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки РФ правом обучаться по индивидуальному учебному плану с сокращением срока обучения могут воспользоваться следующие лица:

  • имеющие высшее образование по любому направлению подготовки (специальности) – ориентировочный срок обучения 4 - 4,5 года;
  • выпускники колледжей или техникумов, получившие профильную специальность СПО к выбранному профилю в Университете (например, диплом колледжа по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» считается профильным по отношению к осваиваемой в Университете программе по профилю «Промышленное и гражданское строительство») – срок обучения 4,5 года;
  • ранее обучавшиеся в высшем учебном учреждении и имеющие справку об обучении или академическую справку – срок обучения зависит от объема совпадений дисциплин.

Общие правила:

  1. Все абитуриенты, вне зависимости от предыдущего образования, зачисляются по результатам конкурсного отбора по выбранному направлению подготовки на первый курс полной программы обучения см. правила приема. Сокращение срока обучения возможно только за счет перезачета или переаттестации изученных дисциплин в предыдущем учебном заведении, на основании чего составляется индивидуальный учебный план обучающегося. см. Положение НИУ МГСУ о порядке организации обучения по индивидуальным учебным планам , см. Положение НИУ МГСУ о порядке организации обучения и реализации образовательных программ высшего образования по индивидуальным учебным планам в ускоренные сроки .
  2. Перезачитываются только те дисциплины, которые были изучены в образовательной организации высшего образования, при условии, что они имеют аналогичные названия, одинаковую трудоемкость освоения (не меньше) и форму аттестации по отношению к учебному плану НИУ МГСУ. Учитываются дипломы о высшем образовании или справки об обучении в вузе/академические справки без ограничения давности получения, но при условии государственной аккредитации вуза.
  3. В случае если дисциплина имеет различие в названии, форме аттестации (зачет/экзамен/дифференцированный зачет) или меньшую трудоемкость (количество часов изучения), она может быть переаттестована по решению аттестационной комиссии соответствующей кафедры. Переаттестация дисциплин проводится аттестационной комиссией соответствующей кафедры при личном присутствии обучающегося в течение первого семестра обучения по расписанию (как правило, ноябрь месяц). Во время переаттестации комиссия опрашивает обучающегося по дисциплине и принимает решение о наличии или отсутствии у обучающегося знаний и компетенций, соответствующих программе Университета. Для лиц, проживающих в отдаленных регионах РФ, процедура переаттестации может проводиться с использованием телекоммуникационных технологий при условии идентификации личности аттестуемого.
  4. При желании, любая из дисциплин, попадающая под категорию «перезачет» или «переаттестация», может быть изучена обучающимся повторно.
  5. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану и на переаттестацию дисциплин (если необходимо) должны быть поданы обучающимся в Учебную часть ИДО в течение 10 дней с начала учебного семестра.
  6. Результаты перезачета и переаттестации вносятся в индивидуальный учебный план обучающегося. Индивидуальный учебный план согласовывается с обучающимся, после чего оформляется дополнительное соглашение к договору о платных образовательных услугах, определяющее новый срок обучения и изменения в оплате обучения по ИУП, рассчитываемые в соответствии с приказом . Стоимость обучения определяется для каждого учебного семестра в отдельности в зависимости от реальной трудоемкости без учета перезачтенных или переаттестованных дисциплин. То есть общая стоимость обучения уменьшается на объем перезачтенных или переаттетованных дисциплин.
  7. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану производится в течение первого семестра обучения после окончания процедуры переаттестации.

Для ознакомления на примере направления подготовки «Строительство», профиль «Промышленное и гражданское строительство» приведены:

  • примерный перечень дисциплин , которые может заявить на переаттестацию выпускник колледжа, получивший диплом СПО по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;

Утверждено приказом директора
(наименование образовательной организации)
от ________ № ____

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

I. Общие положения

1.1.Настоящее Положение «О порядке обучения по индивидуальному учебному плану в образовательной организации» (далее – Положение) разработано на основании:

1.1.1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

1.1.2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

1.1.3. Устава образовательной организации.

1.2. С учетом возможностей и потребностей личности общеобразовательные программы могут осваиваться по индивидуальному учебному плану. Обучение по индивидуальному учебному плану есть вид освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования самостоятельно, под контролем учителя, с последующей аттестацией.

1.3. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано для учащихся:

1.3.1. с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также положением в семье;

1.3.2. с высокой степенью успешности в освоении программ;

1.3.3. с ограниченными возможностями здоровья;

1.3.4. по иным основаниям.

1.4. На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования.

1.5. Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована.

1.6. Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы.

1.7. На обучение по индивидуальному учебному плану распространяются федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

1.8. Главной задачей обучения обучающихся по индивидуальному учебному плану является удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей, путем выбора оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения.

1.9. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с настоящим Положением осуществляется на родительских собраниях, при приеме детей в образовательную организацию. Данное Положение подлежит опубликованию на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

II. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану

2.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана образовательной организации.

2.2. При формировании индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план образовательной организации.

2.3. Индивидуальный учебный план, за исключением индивидуального учебного плана, предусматривающего ускоренное обучение, может быть предоставлен с 1 класса.

2.4. Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей (законных представителей) обучающихся об обучении по индивидуальному учебному плану.

2.5. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный план рассчитан на более чем один год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.

2.6. Индивидуальный учебный план разрабатывается в соответствии со спецификой и возможностями образовательной организации.

2.7. При реализации образовательных программ в соответствии с индивидуальным учебным планом могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

2.8. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по заявлению совершеннолетних обучающихся.

2.9. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося.

2.10. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.).

2.11. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану принимаются в течение учебного года до 15 мая (можно установить иную дату, дающую возможность и обучающемуся и образовательной организации, спланировать и организовать обучение по индивидуальному учебному плану).

2.12. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается, как правило, с начала учебного года.

2.13. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется приказом руководителя образовательной организации.

2.14. Индивидуальный учебный план утверждается решением педагогического совета образовательной организации.

2.15. Организация обучения по индивидуальному учебному плану осуществляется образовательной организацией, в котором обучается данный обучающийся.

2.16. Лицу, обучающемуся по индивидуальному учебному плану, предоставляется возможность получать необходимые консультации по учебным предметам, литературу из библиотечного фонда образовательной организации, пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных работ, практических работ, продолжать обучение в образовательной организации в порядке, определенном образовательной организацией и закрепленном в его Уставе.

2.17. С учетом желания, способностей учащемуся могут быть предоставлены свободные помещения классно-урочных занятий, изучение отдельных курсов и тем в форме самообразования и других формах, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.18. Образовательная организация с учетом запросов родителей (законных представителей) обучающихся и обучающихся определяет сроки и уровень реализации программ. Индивидуальное расписание занятий, перечень программ обучения по предметам, количество часов, формы и сроки текущего и итогового контроля, педагоги, ведущие обучение, оформляются приказом руководителя образовательной организации.

2.19. Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные занятия.

2.20. Промежуточная и итоговая государственная аттестация, перевод обучающегося осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

III. Требования к индивидуальному учебному плану начального общего образования

3.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального общего образования индивидуальный учебный план начального общего образования предусматривает:

3.1.1. учебные занятия для углубленного изучения английского языка;

3.1.2. учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

3.1.3. иные учебные предметы

3.2. Для проведения данных занятий используются учебные часы согласно части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует).

3.3. Индивидуализация содержания основной общеобразовательной программы начального общего образования может быть осуществлена за счет внеурочной деятельности.

3.4. В индивидуальный учебный план начального общего образования входят следующие обязательные предметные области: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура.

3.5. По выбору родителей (законных представителей) обучающихся изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

3.6. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2 904 часов и более 3 345 часов.

3.7. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования составляет четыре года. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы начального общего образования составляет не более 1 года.

3.8. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

IV. Требования к индивидуальному учебному плану основного общего образования

4.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного общего образования индивидуальный учебный план основного общего образования может предусматривать:

4.1.1. учебные занятия для углубленного изучения английского языка;

4.1.2. увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов обязательной части;

4.1.3. введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные;

4.1.4. организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся;

4.1.5. иные учебные предметы (с учетом потребностей обучающегося и возможностей образовательной организации).

4.2. Необходимые часы выделяются за счет части базисного учебного плана основного общего образования, формируемой участниками образовательного процесса.

4.3. В индивидуальный учебный план основного общего образования входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

4.3.1. филология (русский язык, литература, иностранный язык);

4.3.2. общественно-научные предметы (история, обществознание, география);

4.3.3. математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);

4.3.4. естественнонаучные предметы (физика, биология, химия);

4.3.5. искусство (изобразительное искусство, музыка);

4.3.6. технология (технология);

4.3.7. физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

4.4. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5 267 часов и более 6 020 часов.

4.5. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы основного общего образования составляет не более 1 года.

V. Требования к индивидуальному учебному плану среднего общего образования

5.1. Обязательными для включения в индивидуальный учебный план базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание (включая экономику и право)».

5.2. Остальные учебные предметы на базовом уровне включаются в индивидуальный учебный план по выбору.

VI. Необходимые условия для реализации учебного плана

6.1. Для составления индивидуального учебного плана следует:

6.1.1. включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента);

6.1.2. в учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом уровне (из вариативной части федерального компонента);

6.1.3. включить в учебный план региональный компонент;

6.1.4. составление учебного плана завершается формированием компонента образовательной организации (в объеме не менее 280 часов за два учебных года).

6.2. В случае если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из состава инвариантной части.

VII. Сроки работы по индивидуальному учебному плану

7.1. Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2 100 часов за два года обучения.

7.2. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2 100), то эти часы переходят в компонент образовательной организации).

7.3. Часы, отведенные на компонент образовательной организации, используются для: преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательной организацией; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т. п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента.

7.4. Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования – 2 года. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы среднего общего образования составляет не более 1 года.

VIII. Контроль исполнения индивидуального учебного плана

8.1. Образовательная организация осуществляет контроль за освоением общеобразовательных программ учащимися, перешедшими на обучение по индивидуальному учебному плану.

8.2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляются в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательной организации.

IX. Государственная итоговая аттестация обучающихся

9.1. Государственная итоговая аттестация обучающихся, переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

9.2. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

X. Финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение

10.1. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы образовательной организации в соответствии с индивидуальным учебным планом осуществляется исходя из расходных обязательств на основе муниципального задания по оказанию муниципальных образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

10.2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных планов обучающихся.

XI. Порядок управления

11.1. В компетенцию администрации образовательной организации входит:

11.1.1. разработка положения об организации обучения по индивидуальному учебному плану;

11.1.2. предоставление в недельный срок в орган управления в сфере образования об организации обучения по индивидуальному учебному плану, в котором указывается фамилия, имя, отчество обучающегося, класс, причина перехода на обучение по индивидуальному учебному плану, дата решения педагогического совета, период обучения, сведения для тарификации учителей;

11.1.3. обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы учебных программ и контроль их выполнения;

11.1.4. контроль своевременного проведения занятий, консультаций, посещения занятий учащимися, ведения журнала учета обучения по индивидуальному учебному плану не реже 1 раза в четверть.

11.2. При организации обучения по индивидуальному учебному плану образовательная организация имеет следующие документы:

11.2.1. заявление родителей (законных представителей) обучающихся;

11.2.2. решение педагогического совета образовательной организации;

11.2.3. приказ органа управления образованием о переходе обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану;

11.2.4. приказ руководителя образовательной организации;

11.2.5. расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями (законными представителями) образовательных организаций и утвержденное руководителем образовательной организации;

11.2.6. журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.

XII. Порядок принятия и срок действия Положения

12.1. Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете образовательной организации и утверждается приказом руководителя образовательной организации.

12.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его утверждения.

12.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов управления образованием только решением педагогического совета.

12.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете образовательной организации в составе новой редакции Положения, которое утверждается приказом руководителя образовательной организации. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.