Современная литература или классика? Классика vs Современная беллетристика

Чем классика объективно лучше современной литературы? (с)
она старше.

Почему к первой относятся с трепещущим благоговением, а ко второй – с презрением и неуважением, называя ее поклонников быдлом, а авторов в большинстве своем бездарями? (с)
не отношусь с благоговением, не отношусь с презрением, не называю быдлом, не называю бездарями.
хотя порой все так и есть, да

Ведь современная беллетристика на самом деле лучше классики. (с)
спорно. ниже вы не сумели это доказать.
в качестве аксиомы же принимать это не вижу смысла.
а до вашего персонального выбора в целом никому дела нет.

Во-первых, в ней, в отличие от классики, используются современные и понятные нам слова и выражения. (с)
нет.
если вы начнете читать киберпанк, то увидите там айти-сленг; в книгах про мир высокой моды в глазах рябит от неизвестных мне брендов; а романы про современную индию все равно пестрят многочисленными терминами из буддизма-индуизма-джайнизма.
во-вторых, в классической литературе 19 века не так уж и много непонятных слов и выражений: на один "гамбурга пирог нетленный" (пушкин) приходится 2000 вполне привычных слов.
кстати, лексикон переведенных куртуазных романов 13 века тоже не шибко утомляет.
а самое главное - по такой логике дальше букваря не стоит идти.

Во-вторых, в отличие от классической литературы, современная описывает более актуальные проблемы. (с)
нет.
проблемы все те же (исключение - твердый скай-фай), просто исторические декорации разные. жрать-любить-путешествовать-мечтать хочется всегда

Кого сейчас волнует крепостное право, которого уже давно и в помине нет? (с)
вообще-то конкретно к.п. в рф проступает то тут, то там по сей день.
например, на прошлой неделе чиновники из министерств спорта высказались в духе "запретить одним нашим спортсменам уезжать в америку, а другим - вовсе запретить играть при достижении определенного возраста".
если вас не волнует - не читайте.

В-третьих, современную литературу и описываемые в ней вещи куда проще отнести к нашему быту и условиям жизни. (с)
нет.
жизнь современной норвежской деревни, бразильских фавел или японского мегаполиса ко мне не имеет никакого отношения.
жизнь гомосексуалистов-дизайнеров, капитанов дальнего плавания и сборщиков чая на плантациях тоже.

И почему классику считают обязательной к прочтению? (с)
кто?

Мы же с вами не читаем труды Гомера, так почему должны читать Пушкина и Достоевского? (с)
см.выше: не читайте.
если перевести в килобайты, то лично я гомера прочел больше, чем достоевского. кстати, понравилось.

Современная литература или классика?

У многих точка зрения едина - конечно же классика! Казалось бы, о чем здесь можно размышлять? Ан-нет найдется о чем. Давайте разберемся, что же лучше? Классика... глубокие мысли, настоящие чувства, реалистичность описываемого. На ней мы растем, учимся мыслить, она нам дает пищу духовную - мы пониманием через классику, что такое добро, что такое зло. Разбираемся в себе через переживания героев, смотрим вглубь своей души и понимаем: а вот оно как бывает, вот они какие настоящие чувства, вот что значит Честь, Долг, Родина. Классика воспитывает в нас Человека с большой буквы. Ее достоинства неоспоримы. Но воспитывает нас классика по большей части в период взросления, духовного становления нашего "Я" как личности, она дает нам, по сути, тот опыт, который в реальной жизни мы еще не приобрели в силу своего возраста. Конечно, нет предела совершенству. Но совершенствоваться мы можем только лишь тогда, когда для нас созданы определенные условия: наличие свободного времени, желание читать и размышлять над проблемами, которые волновали и волнуют человечество и т.д. и т.п. Объективно такие условия присутствуют в жизни далеко не каждого из нас. В этом месте давайте сделаем оговорку. Я беру среднестатистического человека среднего класса и среднего достатка, я не принимаю в расчет людей, для которых духовная пища сродни материальной. Так вот у среднестатистического человека, как правило, голова занята совершенно другим, нежели желанием читать классику: как прокормить себя и семью, как вырастить детей, как поступить / закончить университет. Среднестатистический человек приходит домой после работы / учебы вымотанный за день ею же. Многие ли из этих среднестатистических людей сядут у камина, или просто в кресло с томиком Достоевского в руках? Вряд ли. Что же хочется этому человеку? Разве думать, совершенствоваться и расширять свой кругозор? Нет. Реалии таковы, что такому человеку хочется чаще отвлечься, забыться и не о чем ни думать. Здесь нам на помощь приходит во всем многообразии современная литература, представленная всеми жанрами и литературными направлениями. Возьмем за основу современную фэнтези, которая как литературное направление на современном этапе наиболее успешна и популярна у читателей. Откройте любой фэнтези роман и поищите глубокие мысли там. Много вы их найдете? Не думаю. Сделаю оговорку. Я не утверждаю, что все направление фэнтези легкое чтиво. Но большинство из книг данного жанра, несомненно, да. И зададимся следующим вопросом, а нужен ли там глубокий смысл? Разве среднестатистический человек, уставший за день ищет глубокие мысли и нравственные дилеммы, открывая очередной роман о приключениях очередного / очередной попаданца / попаданки? Не думаю. Вот и писатели не стремятся заложить в свои книги ту самую глубокомысленность присущую классики, так как современный читатель ее там просто не ищет. Спрос рождает предложение. Поэтому, наверное, не надо осуждать писателей современной литературы: они лишь отражают тот спрос, который порождаем мы с вами - читатели. Современная литература дает нам возможность отвлечься от волнующих нас проблем и окунуться в мир, где все проблемы не существенны и легко решаемы взмахом руки или волшебной палочки. Мы погружаемся в мир в котором все легко, понятно и просто. Раз - и ты богат, два - ты знаменит, три - ты уже правишь, если не миром, то обязательно своей империей. Все легко понятно и никаких моральных дилемм. Подведем итог. С одной стороны такого рода литература притупляет наш ум, но с другой стороны мы находим в ней отдых и реализацию своих желаний, которых в жизни зачастую получить не можем. Так, современная литература носит как негативный, так и позитивный характер. Классика... Классика была, есть и будет. И этим все сказано. Так вот дорогие читатели не ищите в литературе, которая предназначена для отдыха глубокого смысла и не предъявляйте к ней высоких требований. Лучше читайте классику. И не ищите в классике развлечения, ибо это тогда уже не классика.

Эти книги не оставляют равнодушными. С ними светло, грустно, смешно, волнительно, интересно… Кого же литературные критики всего мира могут назвать современными классиками?

Россия: Леонид Юзефович

Что читать:

– авантюрный роман «Журавли и карлики» (премия «Большая книга», 2009)

– историко-детективный роман «Казароза» (номинация на премию «Русский Букер», 2003)

– документальный роман «Зимняя дорога» (премия «Национальный бестселлер», 2016; «Большая книга», 2016)

Чего ждать от автора

В одном из интервью Юзефович сказал о себе так: его задача как историка – честно реконструировать прошлое, а как литератора – убедить тех, кто захочет его слушать, что так и было на самом деле. Поэтому грань между вымыслом и достоверностью в его творчестве зачастую неощутима. Юзефович любит сочетать в одном произведении разные пласты времени и планы повествования. И не делит события и людей на однозначно плохих и хороших, подчеркивая: он рассказчик, а не учитель жизни и судья. Размышления, оценки, выводы – за читателем.

США: Донна Тартт

Что читать:

– остросюжетный роман «Маленький друг» (литературная премия WNSmith, 2003)

– роман-эпопея «Щегол» (Пулитцеровская премия, 2014)

– остросюжетный роман «Тайная история» (бестселлер года по версии The New York Times, 1992)

Чего ждать от автора

Тартт любит игру с жанрами: в каждом ее романе есть и детективная составляющая, и психологическая, и социальная, и авантюрно-плутовская, и интеллектуальная в духе Умберто Эко. В творчестве Донны заметна преемственность традиций классической литературы XIX века, в частности таких ее титанов, как Диккенс и Достоевский. Процесс работы над книгой Донна Тартт сравнивает по длительности и сложности с кругосветным плаванием, полярной экспедицией или… картиной во всю стену, написанной кисточкой для туши. Американку отличает любовь к деталям и подробностям, явным и скрытым цитатам из великих произведений литературы и философских трактатов, а второстепенные персонажи ее романов не менее живые и сложные, чем главные герои.

Великобритания: Антония Байетт

Что читать:

– неовикторианский роман «Обладать» (Букеровская премия, 1990)

– роман-сага «Детская книга» (шорт-лист Букеровской премии, 2009)

Чего ждать от автора

Если вы как читатель в восторге от Льва Толстого, осилили хоть что-то у Пруста и Джойса, то и многослойные эпичные интеллектуальные романы британки Антонии Байетт вам придутся по душе. Как признается Байетт, ей нравится писать о прошлом: действие романа «Обладать» происходит в наши дни, но погружает и в викторианскую эпоху, а семейная сага «Детская книга» охватывает наступивший затем эдвардианский период. Труд писателя Байетт сравнивает с коллекционированием – идей, образов, судеб, чтобы изучить и рассказать о них людям.

Франция: Мишель Уэльбек

Что читать:

– роман-антиутопия «Покорность» (участник рейтинга The New York Times «100 лучших книг 2015 года»)

– социально-фантастический роман «Возможность острова» (премия «Интералье», 2005)

– социально-философский роман «Карта и территория» (Гонкуровская премия, 2010)

– социально-философский роман «Элементарные частицы» (премия «Приз Ноября», 1998)

Чего ждать от автора

Его называют enfant terrible («несносное, капризное дитя») французской литературы. Он самый переводимый и самый читаемый из современных авторов Пятой республики. Мишель Уэльбек пишет о скором закате Европы и крахе духовных ценностей западного общества, смело высказывается об экспансии ислама в христианских странах. На вопрос, как он пишет романы, Уэльбек отвечает цитатой Шопенгауэра: «Первое и практически единственное условие хорошей книги – когда есть что сказать». - Houellebecq, « C"est ainsi que je fabrique mes livres». И добавляет: писателю не нужно пытаться все понять, «лучше всего наблюдать факты и не обязательно опираться на какую-либо теорию».

Германия: Бернхард Шлинк

Что читать:

– социально-психологический роман «Чтец» (первый роман немецкого писателя в списке бестселлеров The New York Times, 1997; премия Hans-Fallada-Preis, 1997; литературная премия журнала Die Welt, 1999)

Чего ждать от автора

Главная тема Шлинка – конфликт отцов и детей. Но не столько вечный, вызванный недопониманием старшего и младшего поколений, а вполне конкретный, исторический – немцев, принявших идеологию нацизма в 1930–1940-е, и их потомков, которые разрываются между осуждением страшных преступлений против человечества и попыткой понять их мотивы. «Чтец» поднимает и другие сложные темы: любовь между юношей и женщиной с большой разницей в возрасте, неприемлемую в консервативном обществе; неграмотность, которой, казалось бы, нет места в середине ХХ века, и ее роковые последствия. Как пишет Шлинк, «понять не значит простить; понять и при этом осудить – возможно и необходимо, однако это очень тяжело. И эту тяжесть приходится нести».

Испания: Карлос Руис Сафон

Что читать:

– мистико-детективный роман «Тень ветра» (премия Joseph-Beth and Davis-Kidd Booksellers Fiction Award, 2004; Borders Original Voices Award, 2004; NYPL Books to Remember Award, 2005; Book Sense Book of the Year: Honorable Mention, 2005; Gumshoe Award, 2005; Barry Award for Best First Novel, 2005)

– мистико-детективный роман «Игра ангела» (премия Premi Sant Jordi de novel.la, 2008; Euskadi de Plata, 2008)

Чего ждать от автора

Романы знаменитого испанца нередко называют неоготическими: в них есть и пугающая мистика, и детективный сюжет с интеллектуальными загадками во вкусе Умберто Эко, и страстные чувства. «Тень ветра» и «Игра ангела» объединяет место действия – Барселона – и сюжет: второй роман – приквел первого. Тайны Кладбища забытых книг и хитросплетения судеб увлекают и героев Карлоса Руиса Сафона, и читателей. «Тень ветра» стала самым успешным романом, изданным в Испании со времен «Дон Кихота» Сервантеса, а «Игра ангела» – самой продаваемой книгой за всю историю страны: за неделю после выхода в свет было раскуплено 230 тысяч экземпляров романа.

Япония: Харуки Мураками

Что читать:

– философско-фантастический роман «Хроники Заводной Птицы» (премия «Ёмиури», 1995; номинация Дублинской литературной премии, 1999)

– роман-антиутопия «Охота на овец» (премия «Нома», 1982)

– психологический роман «Норвежский лес» (участник рейтинга «Топ-20 самых продаваемых книг на Amazon.com», 2000 [год, когда книга была полностью переведена на английский], 2010 [год, когда книга была экранизирована])

Чего ждать от автора

Мураками называют самым «западным» писателем Страны восходящего солнца, но повествование в своих книгах он ведет как истинный сын Востока: сюжетные линии возникают и текут, как ручьи или реки, а сам автор описывает, но никогда не объясняет, что происходит. Вопросы есть, а ответов на них нет, главные герои – «странные люди», которые явно не отвечают представлениям большинства о нормальности и благополучии. Мир персонажей похож на сюрреалистический коллаж яви со снами, фантазиями, страхами, протестами подавляемой воли. «Литературный труд – это всегда немножко обман, – подчеркивает Мураками. – Но писательская фантазия помогает человеку взглянуть на окружающий мир по-другому».

Вы замечали, что в школе многие дети читать не любят, особенно классическую литературу, а во взрослом возрасте это восприятие меняется (ну только, если все желание читать не было отбито учителями). Классическая литература притягательна тем, что описывает ситуации и людей так, что приходит понимание об «одинаковости» человека в любые времена. Удивительно, что любовь, дружба, предательство, подвиг существовали всегда. Поведенческая линия любого здорового, как умственно, так и физически, человека не должна меняться со временем.

Классическая литература, да и вообще литература в целом, является самым лучшим зеркалом исторических, политический событий, простой жизни и быта. Можно изучить кучу учебников, энциклопедий по истории Отечественной Войны 1812 года с Наполеоном и ничего не понять, а можно просто внимательно прочесть «Войну и Мир» Л.Н Толстого и так проникнуться ко всей той атмосфере, что уже никогда из памяти не выкинешь.

Как уже говорилось выше, люди одинаковы всегда. Да, немного меняются обстоятельства, язык, манеры, но поступки и реакция одна и та же. Например, нечестный бизнесмен, наживший свое богатство путем убийств, напоминает нам Макбета. Или ревнивый муж, убивший свою неверную супругу в пятиэтажке в Подмосковье мало чем отличается от всем известного Отелло. Вывод то нужно делать один, прочитав эти классические произведения: если ты будешь убивать, изменять, то закончишь плохо.

В классических произведениях можно найти массу знаний, которые в современном мире получили названия и по которым пишутся учебники, проводятся курсы. Например, язык жестов. Сейчас очень модно смотреть сериалы на эту тему, угадывать о желаниях по мимике и т.д. Но, читающий классическую литературу человек, а именно Лермонтова или Бунина, уже давно стал экспертом в этом виде «наук». Тонкие психологи, каковыми были эти гении, без всяких сериалов и учебников, так тонко чувствовали людей, что нам бы у них только поучиться.

Классическая литература учит понимать людей вокруг и самого себя. И что самое интересное - перечитывая классику, вы открываете все новые и новые грани человеческого поведения. Литература способна научить действовать тем или иным образом в различных ситуациях. Причем, в произведении эти ситуации могут быть доведены до своего пика, а разрешение конфликта происходит кардинально, зачастую трагически. Лучше об этом узнать заранее, нежели чем попасть в подобное.

Современная литература (если речь идет не о бульварных книжонках) тоже не так плоха, она просто другая. Она отражение сегодняшнего дня. Классику же можно считать своеобразной точкой опоры в мире человеческих ценностей.


Сюжеты классической литературы настолько разнообразны, что подобрать интересующий жанр не сложно. Прочитать все, конечно, не получится, но уделить внимание мировым шедеврам надо, особенно, если речь идет о подрастающем поколении. Конечно, школьники читают классиков не потому что им интересно, а потому что надо. Если вы, как взрослый и читающий человек ответственны за воспитание своих детей, не ленитесь, обсуждайте прочитанное в школе. Поверьте, это придаст сил и желания молодежи продолжать читать.

Кстати, еще один балл в корзину классики. Британские ученые доказали, что мозг человека работает по-разному при чтении серьезной классической литературы и простой легкой бульварной или адаптированной. Группа студентов читала разные произведения во время проведения МРТ, где отслеживалась активность работы мозга. Так вот, эксперимент показал, что при чтении современной литературы мозг не так старается, а вот для восприятия художественных образов классики требуется гораздо больше мозговых усилий. Как известно, чем лучше работает голова, тем лучше жизнь! А ливерпульские ученые утверждают, что никаких учебников по самосовершенствованию человеку не надо, если он является заядлым читателем классической литературы. И это немудрено, классики, как правило, были гениями, чей язык был богат и красноречив. Художественные образы мировой литературы настолько многогранны, что каждый человек воспринимает их по-разному. Обсуждая то или иное произведение, люди, споря, приходят к пониманию и, наконец, истине.

Обсуждение статьи «Польза классической литературы»

Вася

"вы и интерес не разбудит и вообще натирать вызовите" - простите, это автоматический перевод чьей-то крылатой фразы?

02.01.2016 (03:20)

Сергей

Ваш текст о том, как прекрасна классическая литература и к много она может дать, но ни слова о том, к все таки добиться ее прочтения. Все, о чем Вы пишите, верно только в одном случае: читающей перенесен читаемый текст. Интерес - вот альфа и омега возможности впитать бесценные знания. Если интереса нет, то и не впитать ничего. Более того: заставляя читать недозревшего до произведения человека вы и интерес не разбудит и вообще натирать вызовите. Потом эту книгу человек в руки не возьмет. Я например уже давно взрослый, читать люблю, но на моей книжной полке нет классической литературы, кроме может быть Мертвых душ да Булгакова.

Существует ли в наши дни современная классика? Всего лишь сто лет назад, в модных салонах высшего общества того или иного государства можно было услышать исполнения произведений Баха, Моцарта, Бетховена и прочих классиков. Исполнять их считалось прекрасным достойным делом для пианиста. Люди с замиранием сердца слушали прекрасные лёгкие ноты, написанные некогда великой рукой талантливого композитора. Даже собирались целые вечера, чтобы прослушать то или иное произведение. Люди восхищались виртуозным исполнением тонкой чувственной музыки, исполненной на лёгких клавишах клавесина. Что же теперь?

Классическая музыка сейчас несколько изменила свою роль в обществе. Сейчас начать свою карьеру на этой стезе может каждый, всякий, кому не лень заниматься изготовлением музыки. Всё делается ради денег. Многие люди пишут музыку ради того, чтобы её продать, а не чтобы наслаждаться ею.

И проблема именно в том, что каждый, считая свои идеи наиболее превосходящими другие, совершенно не вкладывает в музыку то, что вкладывали раньше - душу. Сейчас музыкальные произведения являются только аккомпанементом к тому, что творится вокруг. Например, знаменитая клубная музыка, которая заставляет людей в залах «колбаситься» в ритм, по-другому это не назовёшь. Или же выражение своих мыслей в лёгкой доступный каждому форме еле рифмованного речитатива, которую в наше время называют рэпом…
Конечно, можно встретить и положительные направления - сильно развившееся за последние 50 лет движение рок-музыкантов, которые пишут хорошую музыку, развивают это направление. Многие группы знамениты на весь мир своими композициями.

Но поговорим о том, насколько в наши дни распространена музыка, существующая для исполнения - о так называемой современной классике.

Что стоит считать современной классикой ?

Возможно, это то направление, которым сейчас занимаются музыканты, которые делают из «типовой» классической академической музыки современную, перерабатывая некоторые вещи. Но нет, такое направление называется неоклассикой и стремительно развивается ежегодно, с появлением новых электронных инструментов, которые могут позволить себе большие звуковые диапазоны и более распространённое звучание. Ниже предствлены треки таких исполнителей, как Pianochocolate и Nils Frahm. Музыканты используют в своем творчестве классические инструменты и вполне могу быть охарактеризованы, как представители неоклассики.

{soundcloud}https://soundcloud.com/pianochocolate/pianochocolate-smell-of-the{/soundcloud}

{soundcloud}https://soundcloud.com/nils_frahm{/soundcloud}

Возможно, это та музыка, которую исполняют сейчас современные музыканты, имеющие специализированное образование. Но чаще всего эта музыка напоминает спокойные переливы от одной ноты к другой, с повторением одного и того же мотива на разных высотах. Неужели это и есть современная классика? Возможно, это модное течение в музыке, распространенное в наши дни, состоящее в том, что музыка, со всём её обилием звуков и бесконечном количестве сочетаний, сводится к нескольким нотам. Ещё один минус - полнейшее отсутствие формы. Если в академической классике можно встретить и сонаты, и этюды, и прелюдии, и сарабанды, и жиги, и польки, и различные напевы, менуэты, вальсы, танцы, которые можно было с лёгкостью отличить друг от друга, настолько строго было их отличие. Кто в здравом уме перепутал бы токкату Баха с менуэтом Моцарта? Да никто и никогда. В наши же дни современная музыка сводится к какому-то типовому шаблону. Конечно, каждому поколению свои песни, но что же будет через несколько лет?

Ярким примером исполнителя современной классической музыки является Max Richter.

{soundcloud}https://soundcloud.com/max-richter/02-spring-1{/soundcloud}

Сейчас во многих музыкальных школах, наверное, даже во всех, проводятся академические зачёты по специальности в зависимости от выбранного инструмента. Обязательной частью зачёта является исполнение нескольких произведений классиков. Но дети иногда часто и не знают ничего о том, чьё произведение они играют, аргументируя это тем, что человек, который его сочинил, давно уже умер, и ему «всё равно».