Современная система управления финансами. Управление финансами: понятие, объекты и субъекты управления, функции. Управление финансами предприятия: методы и оценка

Управление финансами - сознательное воздействие органов управления на финансы страны, регионов, хозяйствующих субъектов, на финансовые процессы и финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности и финансовой устойчивости экономики, получения доходов и прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. Функции управления финансами включают в себя:

  • 1. финансовый анализ и учёт финансовых ресурсов;
  • 2. прогнозирование и планирование финансовых ресурсов;
  • 3. оперативное регулирование финансов;
  • 4. контроль за их состоянием;

Рассмотрим функции управления.

I. Финансовый анализ призван формировать объективную информацию необходимую для принятия управленческих решений в области финансов, исходя из складывающейся ситуации, проявившихся тенденций, выявленных проблем. Он опирается на финансово-бухгалтерскую, статистическую информацию и проводится с помощью определённых методов. Учёт финансовых ресурсов выявляет их наличие и состояние на текущий момент, сохранность, динамику изменения и резервы.

II. Оперативное регулирование финансов осуществляется с целью реагирования на складывающуюся ситуацию, принятия текущих решений, корректировке бюджетов, балансов, финансовых планов в связи с возникновением определённых обстоятельств, а также, с целью изменения целевой направленности финансовых ресурсов в свете новых задач.

III. Контроль за состоянием финансов, ходом финансовой деятельности на всех уровнях финансовой системы призван выступать звеном обратной связи в цепи управления финансами, представлять информацию о соблюдении законов, правил, норм расходования и использования финансовых ресурсов и денежных средств, исполнения бюджетов и балансов.

IV. Прогнозирование и планирование финансовых ресурсов. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребностей, финансовых процессов в них, возможные варианты финансовой деятельности и представляет собой предпосылку финансового планирования. В процессе прогнозирования применяются экономические и финансовые показатели и различные методы:

  • - метод экспертных оценок применяется для составления прогнозов на базе оценок сделанных и обоснованных специалистами. Его недостаток - наличие элемента субъективизма;
  • - метод экономико-математического моделирования позволяет учитывать влияние на финансовые показатели ряда факторов;
  • - метод экстраполяции позволяет составить перспективу исходя из практики предшествующих периодов.

В практике финансового прогнозирования чаще всего применяется сочетание разных методов и, как правило, при этом используются как объективные тенденции, так и мнение экспертов.

Финансовое планирование это управление процессом создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Финансовое планирование на общегосударственном и территориальном уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении.

От того, насколько профессионально организовано управление финансами предприятия, напрямую зависят позиция компании на рынке и размер её прибыли.

Построение системы финансового менеджмента включает в себя разработку арсенала инструментов, способных повысить эффективность работы не только финансовой службы, но и организации в целом. Поэтому изучение вопросов оптимизации системы управления финансами актуально для любой компании, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации.

В чем заключается управление финансами организации или предприятия

Управление финансами предприятия - это работа финансового менеджера, который планирует, организует и контролирует все операции компании, анализирует изменения в структуре и объёмах фондов денежных ресурсов, проводит мониторинг финансовых потоков. Для управления ресурсами организации финансовый менеджер применяет различные инструменты финансового механизма.

Финансовый механизм (менеджмент) предприятий - это совокупность инструментов воздействия на финансы предприятия, целью которых является организация работы компании в финансовой сфере, эффективное управление имуществом организации и его источниками, достижение плановых показателей деятельности, определяемых на основе профессиональных компетенций сотрудников, требований нормативно-правовых актов, теоретических концепций и реалий рынка.

Финансовый механизм можно рассматривать с разных точек зрения: с объективной - как систему управления, построенную на основе постулатов экономических концепций и законов, и с субъективной - как совокупность инструментов, применяемых предприятием на определённой стадии развития для решения конкретных задач. Реализация финансового механизма в деятельности предприятия осуществляется путём управления экономическими показателями, нормативами и другими инструментами (такими как прибыль, рентабельность, себестоимость, налоговая база, коэффициент оборачиваемости задолженности и др.).

Ключевая цель финансового механизма - максимизация результатов от выполняемых финансами функций, в том числе обеспечение деятельности организации достаточными финансовыми ресурсами, избежание кассовых разрывов. При этом финансирование потребностей организации может осуществляться как за счёт собственных ресурсов, так и при дефиците за счёт заёмных.

Финансовая деятельность предприятия - это совокупность действий сотрудников финансового подразделения, предполагающая принятие и реализацию решений в сфере финансового менеджмента. В широком смысле финансовая деятельность и управление финансами предприятия – это схожие категории.

Какие цели преследует управление финансами предприятия

Ключевые цели управления финансами предприятия - это максимизация прибыли, капитализации (рыночной стоимости) и платёжеспособности (ликвидности) компании в целях удовлетворения интересов собственников. Реализация этих целей входит в обязанности руководителя финансового подразделения организации.

Цель № 1. Максимизация прибыли за период времени (год)

Управление финансами коммерческого предприятия нацелено на получение прибыли. Максимизация этого показателя, соответственно - то, к чему стремится каждая компания. Прибыль не только позволяет обеспечить дальнейшее развитие предприятия (за счёт инвестирования в различные направления), но и отражается степень эффективности работы организации. От роста прибыли напрямую зависит увеличение доходов владельцев бизнеса.

Прибыль рассчитывается как разница между выручкой и себестоимостью. В денежном выражении она отражает результаты деятельности предприятия. Эффективность работы компании в относительном выражении определяется на основе показателя рентабельности, который рассчитывается как соотношение полученной прибыли к выручке или другим показателям (себестоимости, капиталу, активам и др.).

Цель № 2. Рост стоимости акционерного (собственного) капитала

Публичные компании, акции которых вращаются на фондовом рынке, заинтересованы в увеличении их рыночной стоимости или капитализации компании. Во-первых, это влияет на размер выплачиваемых акционерам компании дивидендов. Во-вторых, от рыночной стоимости компании зависит размер прибыли, которую акционер заработает при продаже своего пакета акций либо в случае реструктуризации или банкротства компании. Рыночная стоимость акционерного капитала компании рассчитывается как произведение рыночной цены одной акции на их общее количество на рынке.

Цель № 3. Обеспечение ликвидности (платежеспособности)

Максимизация прибыли и рыночной стоимости компании тесно взаимодействует с поддержанием её ликвидности или платёжеспособности. Ликвидность - это возможность предприятия своевременно и в полном объёме рассчитываться по своим долгам. Управление платёжеспособностью происходит за счет формирования и поддержания платёжной дисциплины компании. В её основе лежит управление дебиторской и кредиторской задолженностью: предварительный анализ платёжеспособности контрагентов, мониторинг соблюдения дебиторами условий по оплате отгруженных товаров, формирование резервов по просроченным долгам и их списание по прошествии трёх лет, своевременное погашение собственных долгов, в том числе за счёт кредитных ресурсов.

Ответственность за управление финансами предприятия (финансовый менеджмент)

Построение работы финансовой службы, подбор квалифицированных специалистов и мониторинг за процессом и результатами их деятельности - ключевые обязанности любого руководителя. Внедрением системы финансового менеджмента в компании, как правило, занимается специальное подразделение, которое может быть представлено либо одним сотрудником, либо полноценным отделом. Во главе такой финансовой службы стоит собственный руководитель. Исходя из размеров организационной структуры и отраслевой специфики предприятия функции финансового управления могут быть распределены между несколькими подразделениями. В российской и зарубежной практике функции финансового менеджмента разделены между следующими руководителями:

  • финансовый директор отвечает за составление и реализацию бюджетной политики, а также за контроль использования собственных и заёмных ресурсов компании:
  • главный бухгалтер ресурсы компании и их источники;
  • генеральный директор формулирует финансовую стратегию, разрабатывает финансовую политику предприятия.

Такое разделение функций по управлению финансами между различными подразделениями предполагает разграничение сфер ответственности и организацию их скоординированной деятельности.

В нашей стране и за рубежом подходы к организации деятельности финансовых служб отличаются. В западных компаниях бухгалтерия и финансовый отдел напрямую подчиняются финансовому директору, который отчитывается перед генеральным директором. В России традиционно бухгалтерия в лице главного бухгалтера подчиняется сразу генеральному директору.

В дальнейшем в зависимости от потребностей компании в её организационной структуре создаются дополнительные финансовые подразделения, которые подчиняются либо главному бухгалтеру, либо финансовому директору. Выбор модели организации финансовой службы осуществляется компанией самостоятельно.

Традиционно должностные обязанности в сфере планирования и управлениями финансами предприятия разграничиваются между руководителями следующим образом.

  1. Генеральный директор занимается организацией работы финансовой службы. Он нанимает и освобождает от должности руководителей финансовых подразделений, обеспечивает стратегическое управление финансами предприятия, формулирует направления проведения финансового менеджмента, контролирует достижение ключевых показателей деятельности, несёт ответственность за правильность оформления налоговых документов и своевременность их предоставления в налоговые органы.
  2. Финансовый директор берет на себя задачу финансового прогнозирования и планирования. Он организует оперативное управление финансами предприятия: анализирует отчётность, принимает решение о размерах выплачиваемых дивидендов, анализирует потребность в заемных ресурсах и условия их получения, следит за платёжной дисциплиной и ликвидностью организации. Также в обязанности финансового директора входит проведение инвестиционной политики компании (анализ инвестиционных проектов, определение сроков окупаемости и рентабельности, поиск источников финансирования), организация страхования от различных видов рисков, управление запасами (расчёт их норм и нормативов в производстве), валютными ценностями и финансовыми инструментами компании.
  3. Главный бухгалтер занимается выполнением следующих должностных обязанностей: анализирует расходы и доходы компании, ведет бухгалтерский учет и учет расходов, подготавливает необходимые данные для формирования отчётности компании в соответствии с требованиями ПБУ, отвечает за нарушение сроков уплаты налогов и сборов, организует краткосрочное финансовое планирование на предприятии.

Как я потерял бизнес из-за плохого управления финансами: опыт практика

Редакция журнала «Генеральный директор» взяла интервью у бизнесмена, который создал успешный бизнес, но он рухнул под тяжестью долгов. Все из-за того, что он и его партнеры путали понятия выручки и прибыли, а также забирали деньги из кассы.

Читайте историю в электронном журнале и не повторяйте ошибку коллеги.

Ведение каких отчетов подразумевает управление финансами предприятия

В рамках управления финансами каждая коммерческая организация обязана регулярно составлять следующие виды отчётов: бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках (финансовых результатах), а также приложения к ним (отчёт об изменениях капитала, отчёт о движении денежных средств, отчёт о целевом использовании полученных средств).

Каждый вид отчетности компании выполняет определенные функции.

1. Баланс компании формирует полную картину о функционировании организации и даёт возможность:

  • выяснить, прибыльно или убыточно предприятие на конкретный момент времени;
  • проанализировать соотношение собственных и заёмных средств в структуре капитала;
  • определить уровень деловой активности компании;
  • рассчитать рентабельность компании и проанализировать эффективность использования материальных и финансовых ресурсов;
  • определить показатели ликвидности и платёжеспособности компании.

2. Отчет об изменениях объемов капитала раскрывает информацию обо всех изменениях в структуре собственных ресурсов компании и отражает данные о доли собственных акций, выкупленных у акционеров.

Функции отчёта:

  • анализ движения собственного капитала, сформированного обыкновенными и привилегированными акциями;
  • оценка доходности акций компании;
  • контроль и анализ направлений использования прибыли компании (формирование различных фондов потребления и накопления, размер выплачиваемых дивидендов).

3. Отчет о движении денежных потоков формирует полную картину обо всех поступлениях и выплатах компании в разрезе основной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Функции отчёта:

  • оценить результаты деятельности компании (дефицит или профицит ресурсов) по трём направлениям деятельности;
  • выявить кассовые разрывы и текущий дефицит денежных средств и определить источники их покрытия.

С целью проведения мониторинга результатов деятельности в организациях применяются следующие виды учёта.

  1. Управленческий. Это система сбора, обработки и анализа показателей о работе компании, предназначенная для собственных нужд компании (руководителей среднего звена и топ-менеджмента). Формы отчетности разрабатываются исходя из потребностей и особенностей функционирования компании, поэтому управление финансами малого предприятия и управление финансами производственного предприятия могут отличаться. На основе управленческих отчетов оцениваются ключевые показатели деятельности организации, определяются резервы их роста и пути оптимизации.
  2. Финансовый. Это законодательно регулируемая система учета информации о деятельности компании. Ключевыми пользователями отчётности являются внешние субъекты (налоговые органы, банки, аудиторские компании). Все операции отражаются в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, закрепленного в соответствующих ПБУ.
  3. Налоговый. Это также законодательно регулируемая система учета первичной информации. Целью формирования отчетности является определение налоговой базы по уплачиваемым организацией налогам и сборам. Основными пользователями данной отчетности выступают налоговые органы.

Основные методы управления финансами предприятия

В основе финансового менеджмента лежат специальные методы и инструменты, с помощью которых осуществляются управление финансами и финансовый анализ предприятия. Эффективность управления определяется выбором наиболее оптимальных методов и инструментов из арсенала финансового менеджера для решения поставленных целей и задач.

Ключевыми методами управления финансами являются операционная система, контроль и кратко- и долгосрочное планирование.

Грамотно организованная операционная система предприятия влияет на финансовые результаты деятельности (прибыль или убыток), позволяет оптимизировать движение денежных средств компании и минимизировать затраты.

Контроль финансов дает возможность проводить план-фактный анализ значимых показателей деятельности, выявлять ошибки и недочеты в системе управления финансами и оперативно их исправлять.

Планирование является основой финансового менеджмента. Оно строится на анализе текущего состояния организации и составлении планов развития компании с учетом выбранной стратегии, условий рыночной среды и влияния других внешних факторов. Финансовый план организации базируется на информации, полученной из различных источников (например, из бухгалтерской и статистической отчетности).

Эффективная операционная система, планирование и контроль позволяют минимизировать потенциальные риски для компании. Кроме того, в рамках риск-менеджмента применяются и другие методы управления финансами предприятия.

  1. Моделирование – создание и анализ возможных вариантов развития компании при наличии нескольких переменных. Дает возможность заранее разработать план действий компании при реализации негативных сценариев.
  2. Мониторинг – это прогнозирование, выявление условий появления и анализ результатов наступления рисковых событий.
  3. Объединение вероятных опасностей для бизнеса дает возможность минимизировать предполагаемые убытки компании.
  4. Разделение ответственности предполагает делегирование ответственности за наступление рисковых событий всем участникам финансовых отношений (инвесторам, контрагентам, другим структурным подразделениям компании). Потери каждого из участников по отдельности будут существенно меньше суммарных убытков организации.
  5. Исключение потерь дает возможность оценить потенциально не выгодные финансовые решения, просчитав убытки компании от их реализации (например, использовать долгосрочный банковский кредит для финансирования кассового разрыва).
  6. Диверсификация означает инвестирование в различные активы, отличающиеся по срокам, доходности и, соответственно, рискованности.

Как строится антикризисное управление финансами предприятия

Профессиональное управление финансами в нестабильных условиях рынка – залог успешной работы компании и дальнейшего ее развития.

В кризис многие организации испытывают значительные трудности в процессе работы, так как вынуждены искать решение противоречивых вопросов. Так, с одной стороны, у организации есть обязательства по погашению задолженности перед кредиторами (банками и контрагентами). С другой стороны, компания остро нуждается в денежных ресурсах для поддержания своей деятельности и генерации прибыли. На одной чаше весов оказывается возможность развития предприятия, на другой – возможные убытки, связанные с выплатой пени по просроченной задолженности. В результате большинство компаний принимают решение не портить свою деловую репутацию и кредитную историю и приостанавливают реализацию инвестиционных программ по причине отсутствия финансирования.

По оценкам специалистов, ошибки в управлении финансами в условиях кризиса могут привести к перерасходу бюджета компании на треть. Это может быть связано с тем, что расходы предприятия не были вовремя и правильно урезаны. Другая причина – отсутствие системы планирования и контроля, интуитивное использование полученной прибыли, без оценки последствий применяемых решений.

На каких принципах строится управление финансами в условиях кризиса

  1. Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности организации. С целью предупреждения развития неблагоприятных ситуаций и возникновения риска банкротства очень важно проводить мониторинг финансового состояния компании, а также следить за развитием событий в экономической и политической сфере общества. Прогнозирование влияния мировых кризисов на деятельность организации позволит принять необходимые меры заранее и избежать негативных последствий.
  2. Срочность реагирования на кризисные явления. В условиях кризиса большое значение получает оперативное управление финансами предприятия. Финансовой службе в лице финансового директора или главного бухгалтера необходимо быстро принимать управленческие решения: сокращать расходы, замораживать инвестиционные проекты, добиваться возврата дебиторской задолженности от контрагентов и др. Это даёт компании конкурентные преимущества перед другими игроками рынка.
  3. Адекватность реагирования организации на степень реальной угрозы ее финансовому равновесию. Комплекс антикризисных мероприятий, применяемых финансовым менеджером, должен соответствовать определённым требованиям: взвешенность (учет внутренних и внешних факторов), сопоставимость.
  4. Полная реализация внутренних возможностей выхода организации из кризисного состояния. Нестабильность экономической ситуации в условиях кризиса объясняет необходимость использования преимущественно собственных ресурсов для финансирования деятельности компании. Привлечение заемных средств (например, банковских кредитов) может повысить риски потери платёжеспособности и ликвидности организации.

Главные направления управления финансовыми потоками предприятия в кризис

Обеспечение достаточности денежных средств

  1. Уточненный метод. Базируется на плановых значениях объемов производства и реализации продукции. Исходя из размеров выручки и дебиторской задолженности контрагентов рассчитывается поступление денежных средств на расчетный счет (или в кассу) компании.
  2. Укрупненный метод. Используются фактические данные по выручке за предыдущие периоды, на их основе рассчитываются средние показатели, значения которых применяют для прогнозирования объемов денежных средств.
  3. Экспресс-метод. На основе средних значений выручки за фактический период рассчитываются плановые показатели. Это достаточно упрощенный метод, который применим при управлении финансами малого предприятия.

Потребность в денежных средствах определяется по следующей формуле Дпл = (ОПпл: ОПср)*Дср – Апол + Апол.ср, где

  • Дпл - плановый объём выручки от продажи товаров, работ, услуг;
  • Дср - средняя выручка, рассчитанная на основе фактических значений за предыдущие периоды;
  • ОПпл - объём товаров, отгруженных покупателям со склада предприятия;
  • ОПср - средний объём товаров, отгруженных покупателям со склада предприятия, рассчитанный на основе фактических значений за предыдущие периоды;
  • Апол - полученные от контрагентов авансовые платежи в плановом периоде;
  • Апол. ср. - средний размер авансовых платежей от клиентов, рассчитанный на основе фактических значений за предыдущие периоды.

Все показатели измеряются в денежном выражении (в рублях).

Экономия на текущих затратах предприятия

Главная цель финансового менеджмента в условиях кризиса – сокращение расходов, управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Это достигается путём использования предоплаты по контрактам с покупателями и работы с проблемными, просроченными обязательствами.

Реструктуризация кредиторской задолженности предприятия

Последствия экономических кризисов затрагивают всех игроков рынка. Поэтому и компании, и банки заинтересованы в своевременном погашении как основного долга по кредиту, так и процентов по нему. Достичь этого позволяет реструктуризация долга, которая предоставляет заемщику более выгодные условия погашения, а банку – сохраняет возможность получения процентных доходов по изначально сомнительному кредиту.

Отличительные черты реструктуризации:

  • изменение сроков погашения кредита (как правило, среднесрочные кредиты трансформируются в долгосрочные);
  • уменьшение ежемесячных платежей (за счет изменения сроков и процентных ставок);
  • списание части долга (при согласии банка);
  • предоставление беспроцентной отсрочки на погашение (так называемый льготный период).

Управление дебиторской задолженностью

Управление финансами предприятия в условиях нестабильной экономической ситуации требует грамотного управления её дебиторской задолженностью. Главная цель – ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности, то есть максимально быстрое её погашение покупателями. Это возможно за счет тщательного предварительного анализа платёжеспособности клиентов, использования авансовой системы оплаты или полной предоплаты до отгрузки продукции.

Реструктуризация предприятия

Реструктуризация компании обычно рассматривается как последний выход из сложившейся неблагоприятной для компании ситуации. Это связано с тем, что данный инструмент антикризисного управления достаточно трудоёмкий. Суть реструктуризации состоит в изменении организационной структуры и организационно-правовой формы компании путём слияния, поглощения или присоединения к другой организации.

  • Главный бухгалтер и финансовый директор: эффективный вариант совмещения должностей

Как оценить эффективное управление финансами предприятия

Управление финансами предприятия осуществляется в разрезе следующих направлений:

  • финансовые отношения;
  • политика в области выпуска ценных бумаг и выплаты дивидендов;
  • управление финансовыми и реальными инвестициями компании.

Оценка эффективности принимаемых решений в этих сферах требует разработки соответствующей методики, включающей выбор объектов и критериев оценки.

1. Управление оборотными средствами и капиталом. Включает в себя расчет и анализ таких показателей, как коэффициент оборачиваемости, коэффициент загрузки, фондоотдача и фондоёмкость, рентабельность капитала и активов предприятия.

2. Управление финансовыми рисками. Предполагает применение различных инструментов: диверсификация, страхование, хэджирование рисков.

3. Система безналичных платежей. Анализируются эффективность и целесообразность применяемых форм безналичных расчетов, оцениваются скорость проводимых операций и расходы на их проведение.

4. Система бизнес-планирования и бюджетных средств. В данном случае изучаются степень адаптации компании к конъюнктуре рынка, эффективность организационной структуры предприятия.

5. Управление структурой денежных средств компании. Главная цель – минимизировать расходы на привлечение капитала и максимизировать рыночную стоимость компании.

6. Система привлечения инвестиций. Приоритет отдается долгосрочным инвестициям. Наличие «длинных» денег у компании снижает риски потери ликвидности и платёжеспособности.

7. Эффективность работы организации и ее деловая активность. Главные показатели для анализа – периоды оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности компании.

8. Динамика и уровень финансовых успехов компании. Оцениваются количественные и качественные показатели финансового состояния компании: разные виды прибыли (EBIT, EBITDA, чистая, валовая) и рентабельности (капитала, производства, продаж).

Методика оценки эффективности финансового менеджмента может выглядеть следующим образом

  1. Проводятся беседы с руководителями, берется интервью у персонала, собирается и анализируется документация. Цель – выявить слабые места в управлении финансами предприятия, определить направления совершенствования.
  2. Анализируются все кредитные документы. В качестве информационной базы выступают: кредитные договоры, положения об учетной политике организации, все виды отчетности компании.
  3. Осуществляется контроль финансовой политики компании. Оценка начинается с анализа отклонений фактических показателей деятельности компании от плановых. Если погрешность составляет 5% и более, то далее выясняются причины и рассматриваются способы, как не допустить подобного в дальнейшем.

Управление финансами - это процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект для достижения целей, предусмотренных финансовой политикой. Субъект управления - совокупность государственных органов и органов управления юридическими лицами, которые в своей деятельности решают различные вопросы использования финансовых отношений; объект управления - финансовый механизм.
Процесс управления финансами заключается в выполнении трех основных функций:
финансового прогнозирования и планирования;
оперативного управления;
финансового контроля.
Начало управленческого процесса связано с определением параметров движения финансовых ресурсов на средне- и долгосрочную перспективу, что осуществляется в процессе финансового прогнозирования. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников их формирования и использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики. Финансовые прогнозы могут быть среднесрочными - на срок от 1 года до 5 лет и долгосрочными - на срок от 5 лет. Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов: построения эконометрических моделей, корреляционно-регрессионного анализа, метода экспертной оценки и других.
Основным видом финансового прогноза в России является баланс финансовых ресурсов (сводный финансовый баланс). Он представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, включая доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и организаций. Прогнозирование финансовых показателей осуществляется также в организациях в ходе составления различных технических и экономических обоснований инвестиционных проектов для определения эффективности проектов и сроков их окупаемости.
Важное место в системе управления финансами занимает финансовое планирование. Именно в ходе планирования любой экономический субъект всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.
Финансовое планирование включает в себя составление текущих краткосрочных годовых финансовых планов и оперативное внутригодовое планирование. Основным финансовым планом является бюджет, который представляет собой смету ближайших расходов и доходов государства. Годовые планы организаций формируются в виде балансов (смет) их доходов и расходов, в которых отражаются все финансовые ресурсы организации и направления их использования. Внутригодовые планы - это бюджетная роспись доходов и расходов, различные платежные бюджеты и календари организаций, которые составляются по кварталам и месяцам для обеспечения внутригодовой сбалансированности доходов и расходов.
Оперативное управление предполагает исполнение финансовых планов и проведение финансового маневрирования. Оно представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат при помощи перераспределения финансовых ресурсов. Исполнение финансового плана должно обеспечить получение запланированных доходов и финансирование всех расходов в полном размере и в установленный срок. Финансовое маневрирование связано с проведением мероприятий по устранению диспропорций, не предусмотренных в процессе планирования. Для обеспечения финансового маневрирования осуществляется формирование и использование резервных и страховых фондов, получение и использование дополнительных доходов, привлечение кредитных ресурсов и перераспределение расходов между отдельными статьями.
Финансовый контроль, с одной стороны, - одна из завершающих функций управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль представляет собой деятельность специальных органов по обеспечению соблюдения финансового законодательства и выявления резервов роста доходов и экономии расходов экономических субъектов. Существуют три формы финансового контроля:
государственный контроль осуществляется специальными контрольными органами государства и направлен на максимизацию доходов и соблюдение целевого расходования средств государства;
внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтериями, финансовыми отделами, специальными ревизионными комиссиями и другими службами, которые проводят свою работу в целях повышения эффективности финансовой деятельности организаций;
аудиторский контроль - это контроль специальных юридических лиц или предпринимателей - физических лиц, которые имеют лицензию на проведение аудита. Лицензия дает право на проведение определенных видов контрольных работ (лицензии выдаются отдельно на банковский аудит, страховой аудит, аудит паевых фондов, бирж и общий аудит). Аудит может быть обязательным и инициативным. Первый осуществляется в силу закона и ему подвергаются организации, которые привлекают средства юридических и физических лиц (банки, страховые организации, паевые, инвестиционные фонды, акционерные общества). Цель обязательного аудита - подтверждение данных отчетности, поэтому аудитор должен проверить соответствие отчетности данным учета, правильность ведения бухгалтерского учета и отсутствие нарушений финансового законодательства. Второй проводится по решению органов управления предприятия для повышения эффективности и качества управления финансами.

2.1. Сущность и методы управления финансами

Качество управления в широком смысле, как показывают новейшие исследования по конкурентоспособности стран в мировой экономике, является предпосылкой и обязательным условием достижения экономикой высоких результатов. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата.

Значение грамотного управления финансами для успешного экономического развития страны трудно переоценить. Особенно важно формирование научного фундамента для разработки и осуществления практических мер в области управления финансами в условиях рыночной экономики с присущей ей жесткой конкуренцией и непредсказуемостью многих параметров развития. В то же время научный подход к управлению финансами способствует стабильному финансированию отраслей экономики и организаций, повышению материального благосостояния населения, сглаживанию последствий неблагоприятных моментов в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а в целом способствует обеспечению стабильного развития экономики государства.

Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Когда речь идет об управлении финансами, то следует определить объект и субъекты управления. Как отмечалось в первой главе, финансы являются объективной экономической категорией и управлять ими можно лишь через изучение и познание специфических свойств и возможностей этой категории. Только управляя финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов, можно позитивно воздействовать на эффективное развитие экономики. В этом качестве финансы выступают объектом управления . Объектами управления являются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют обычно три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления: финансы предприятий, учреждений и организаций, страховые отношения и государственные финансы. Что касается субъектов управления финансами , то в финансовой науке под ними традиционно понимается совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление финансами: а) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций, б) страховые органы и в) финансовые органы и налоговые инспекции. Данные службы называют еще финансовым аппаратом.

Таким образом, управление финансами включает, с одной стороны, объекты управления, представляющие собой разнообразные виды финансовых отношений, складывающихся в государственных и муниципальных финансах, а также в финансах субъектов хозяйствования, а с другой - субъекты управления, включающие органы управления финансами, прежде всего органы стратегического и оперативного управления. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Оно позволяет оценить состояние своих финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, которая, в свою очередь , базируется на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Оно используется для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как от дельно субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Составление финансовых планов является начальной стадией управления финансами. На макроуровне - это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне - это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т. д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает: зачисление доходов на единый счет федерального бюджета; распределение федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов и составление отчетности о доходах. Финансирование расходов федерального бюджета включает разрешение на осуществление платежа, осуществление платежа.

На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальными активами, долгосрочными финансовыми вложениями) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т. д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, в целях сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры: предоплату счетов; взаимозачетные операции ; товарообменные (бартерные) операции ; замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; задаток; банковскую гарантию или поручительство; залог; учет векселей и др.

В процессе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются возможные объемы мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов содействует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования. Прогнозы позволяют органам управления финансами наметить различные варианты развития финансовой системы, выработать методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнозирование в России осуществляют Государственная Дума, Администрация Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления.

Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость оперативного управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, складывающимися тенденциями развития экономики страны, другими разнообразными причинами, наиболее характерными из которых являются: непредвиденные обстоятельства, связанные с изменением условий организации финансовых отношений, например изменение порядка осуществления налоговых платежей; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, изменяющие ритм производства и уничтожающие созданные материальные ценности, которые требуют использования финансовых резервов и мобилизации дополнительных материальных ресурсов для устранения их неблагоприятных последствий; непредвиденные события, связанные с международными осложнениями, которые могут вызвать необходимость увеличения предусмотренных ранее объемов государственных расходов и привлечения дополнительных финансовых ресурсов; непредвиденные события в социально-экономической жизни страны, вызванные переходом к рыночным условиям хозяйствования, при которых не всегда удается точно спрогнозировать все условия и тенденции развития экономики.

Таким образом, оперативное управление финансами позволяет обеспечить стабильное развитие экономики страны и нормальное функционирование субъектов хозяйствования, решить задачи поддержки населения, предупредить и ликвидировать чрезвычайные ситуации, возникающие в ходе финансово-хозяйственной деятельности, и их негативные последствия, осуществить маневрирование бюджетными средствами в целях выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Оперативное управление финансами в России осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. Данный контроль осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законодательства.

Эффективность управления финансами во многом определяется качеством и степенью совершенства действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому правовым вопросам финансового регулирования экономики в стране уделяется серьезное внимание. Основным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней (Российская Федерация, ее субъекты и местное самоуправление).

В управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

  1. Счетную палату РФ;
  2. Министерство финансов РФ и его органы на местах;
  3. Центральный банк РФ;
  4. Федеральная таможенная служба;
  5. Федеральную комиссию по ценным бумагам;
  6. Министерство государственного имущества РФ;
  7. исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Особое место среди этих органов управления занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:

  • совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;
  • обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
  • разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;
  • разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ;
  • разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;
  • участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
  • Контроль за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования осуществляется как законодательными, так и исполнительными органами власти (Минфин, налоговая служба и др.).
  • 11.Доходы федерального бюджета, их экономическое содержание и классификация
  • 15. Государственный кредит и государственный долг: их виды. Управление государственным долгом.
  • 16.Финансовые ресурсы, их классификация
  • 17. Бюджетный процесс, его стадии. Участники бюджетного процесса.
  • Вторая стадия бюджетного процесса
  • Третья стадия бюджетного процесса
  • Четвертая стадия бюджетного процесса
  • 18. Финансы граждан. Формирование доходов и особенности расходов индивидуальных предпринимателей.
  • 19. Муниципальные финансы как основа организации местного самоуправления. Особенности доходов и расходов муниципальных бюджетов.
  • 22. Понятие и элементы денежной системы. Типы денежных систем. Денежная система рф.
  • 23.Сущность и функции коммерческих банков в условиях рыночной экономики. Операции коммерческих банков по привлечению вкладов физических и юридических лиц
  • 1.2 Функции коммерческих банков
  • Основные операции и роль коммерческих банков в рыночной экономике. Создание денег банковским сектором
  • 24.Понятие валютной системы. Национальная валютная система. Эволюция мировой валютной системы.
  • Бреттон-Вудская валютная система (1944-1976 гг.)
  • Ямайская валютная система (1976 г. - по настоящее время)
  • 25.Общая характеристика и структура платежного баланса рф.
  • 26. Активные операции коммерческого банка. Классификация активных операций по назначению, степени риска, по уровню доходности, по направлениям размещения средств. Активные операции
  • 27.Пассивные операции коммерческого банка и их значение для функционирования коммерческого банка. Виды пассивных операций и их характеристика. Пассивные операции
  • 28.Основные этапы кредитной сделки. Кредитная политика коммерческого банка.
  • 30)Банковский кредит: понятие, принципы и классификация.
  • 32) Эмиссия денег и инфляция, особенности ее проявления в России. Формы и методы регулирования инфляции.
  • 33) Международный банковский кредит. Международные валютно-кредитные и финансовые организации.
  • 34) Денежный оборот и его структура. Закон денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота.
  • 35) Сущность, функции и роль кредита в экономике. Принципы кредитования в условиях рынка. Границы кредита.
  • 36) Понятие и структура кредитно-банковской системы. Банковская система России.
  • 37) Цб рф: его задачи функции и операции.
  • 38) Денежно-кредитная политика: понятие, типы. Деятельность цб рф по осуществлению денежно-кредитной политики.
  • 39) Принципы организации безналичного денежного оборота. Система безналичных расчетов.
  • 40) Особенности организации финансов хозяйствующих субъектов, их функции и принципы организации.
  • 41) Финансовые ресурсы и собственный капитал предприятия. Их классификация и факторы роста.
  • 42) Классификация доходов предприятия. Порядок формирования и использования доходов предприятия.
  • 43) Экономическое содержание, функции и виды прибыли, ее формирование, распределение и использование. Факторы роста прибыли
  • 44) Точка безубыточности, запас финансовой прочности, операционный леверидж.
  • 47) Рентабельность предприятия. Факторный анализ экономической рентабельности.
  • 48) Сущность, функции и механизм финансового менеджмента. Основные принципы финансового менеджмента. Субъекты и объекты финансового управления.
  • 49) Экономическая сущность и классификация активов предприятия. Основы управления активами предприятия.
  • 50) Управление внеоборотными активами предприятия. Способы финансирования внеоборотных активов.
  • 51) Управление оборотными активами предприятия, их состав и особенности финансового управления.
  • 52) Управление запасами предприятия.
  • 53) Управление денежными средствами предприятия.
  • 54) Управление дебиторской задолженностью
  • 55) Управление кредиторской задолженностью
  • 56) Сущность и классификация инвестиций. Объекты инвестиционного рынка.
  • 60 Базовые показатели финансового менеджмента. Платежеспособность и ликвидность организации.
  • 61Затраты на производство и реализацию продукции, их классификация
  • 63 Информационное обеспечение финансового менеджмента. Пользователи и виды финансовой отчетности.
  • 64 Управление капиталом организации. Оптимизация структуры капитала.
  • 65 Банкротство предприятия: причины и последствия. Восстановление платежеспособности предприятия.
  • 66. Экономическая сущность и классификация финансовых рисков предприятия.
  • 67. Принципы управления финансовыми рисками. Организация риск-менеджмента.
  • 68 Эффект финансового рычага и его роль в разработке политики рационального заимствования.
  • 69 Сущность, функции и виды страхования.
  • 72.Управление текущими затратами. Значение операционного анализа в текущей деятельности предприятия.
  • 73.Финансовый анализ как база принятия управленческих решений.
  • 74. Инвестиции: сущность и классификация видов.
  • 82 Учет фактора времени в управлении финансами.
  • 83. Учет фактора инфляции в управлении финансами.
  • 84 Дивидендная политика организации.
  • 85 Государственные финансы, их структура и роль в социально-экономическом развитии общества.
  • 4.Сущность и методы управления финансами. Органы управления финансами в рф, их функции.

    Финансы - это экономические отношения, которые связанные с образованием, распределением и использованием денежных фондов в целях выполнения функций и задач государства, а также обеспечения условий увеличения производства.Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления. Конкретными методами и формами управления финансами служат:- финансовое планирование;-Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. - прогнозирование;- Финансовое прогнозирование-это прежде всего обоснование финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема ресурсов и их потребности в прогнозированном периоде. - программирование;- Финансовое программированиеметод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:- установление приоритетов расходов по направлениям;- повышение эффективности расходования средств;- прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.- финансовое регулирование;- Финансовое регулированиесоциально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.- оперативное управление;-Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения.- финансовый контроль;- Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.Финансовый контроль,являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций

    На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

    · профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;

    · Министерство финансов РФ и его органы на местах;

    · Центральный банк РФ;

    · Министерство РФ по налогам и сборам;- и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения взносов в бюджет всех обязательных платежей

    · Федеральная налоговая служба РФ;

    · Государственный таможенный комитет РФ;

    · Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

    · Министерство государственного имущества;

    · исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

    Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы, а также Федеральная налоговая служба.

    Среди всех органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных в разные стороны финансовой деятельности государства. Этот государственный орган исполнительной власти обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.

    На Министерство финансов возложены следующие задачи:

    1) разработка и реализация единой государственной финансовой политики;

    2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;

    3) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;

    4) обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка

    Основными подразделениями Министерства финансов являются бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, оборонного комплекса и др.; департамент иностранных кредитов и внешнего долга; департамент налоговых реформ; департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка; департамент государственного финансового контроля и аудита; главное управление Федерального казначейства.

    Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

    участвует в работе по составлению долговременных и кратковременных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

    организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

    обеспечивает исполнение федерального бюджета, а так же государственных федеральных внебюджетных фондов;

    разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам,

    5.Бюджетная система РФ, ее структура и принципы построения.

    Бюджетная система государства - совокупность бюджетов всех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных).

    Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным Кодексом, состоит из бюджетов следующих уровней:

      федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

      бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

      местные бюджеты муниципальных районов, городских округов;

      бюджеты городских и сельских поселений.