Сперанский Михаил Михайлович – краткая биография. Государственные реформы сперанского и аракчеева Реформы сперанского сообщение

Разделы: История и обществознание

Средства обучения: иллюстрации: портреты Сперанского, Александра I, схема “Система органов государственной власти по проекту Сперанского” (Приложение 1) , схема “Система центрального управления Российской империи в первой половине XIX века” (Приложение 2).
Опережающее задание: прочитать соответствующий материал в учебнике и дополнительной литературе, подготовить сообщения по теме.
План урока:

  1. Повторение реформаторской деятельности Александра I.
  2. Основные вехи биографии М.М. Сперанского.
  3. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
  4. Причины отставки Сперанского.
  5. Подведение итогов

Цель урока: рассмотреть предпосылки и содержание реформаторских проектов Сперанского, проанализировать причины их неполной реализации. Определить последствия принятых по его предложению решений. Дать характеристику Сперанскому не только как государственному деятелю, но и как человеку. Подчеркнуть такие черты как ум, трудолюбие, желание служить на благо России. На основе самостоятельной работы с источниками развивать умение излагать суждения о причинно-следственных связях, проводить поиск необходимой информации, объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности людей в истории. Объяснять смысл, значение исторических понятий.

Основные понятия: реформа, разделение властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, гражданские права, избирательные права.

Основные даты: 1809 – “Введение к уложению государственных законов”.
1810 - Создание Государственного Совета.
1812 - Отставка Сперанского.

В своем вступительном слове учитель подчеркивает, что по уму и таланту Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей, работающих с Александром I. Наполеон увидел Сперанского в свите Александра в Эрфурте. Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. “Не угодно ли вам будет, государь, - спросил он Александра, - променять этого человека на какое-нибудь королевство?” Для актуализации знаний учащихся в начале урока можно организовать работу над вопросами:

  1. Почему первый период царствования Александра I вошел в историю под названием ”эры либерализма”, а Пушкин охарактеризовал как “дней александровых прекрасное начало”?
  2. Для чего был создан “Негласный комитет”? Почему он не стал официальным органом? Кто входил в этот комитет?
  3. Перечислите первые указы Александра I. Какие из них вы считаете главными?
  4. Перечислите меры,которые были приняты Александром для смягчения крепостного права. Эффективны ли были эти меры?
  5. Охарактеризуйте систему центрального управления Российской империи в первой половине XIX века.
  6. Какой из органов был создан по инициативе Сперанского?

К реформаторской деятельности этого человека мы обращаемся сегодня на уроке.
На втором этапе урока учащиеся делают краткие сообщения по основным этапам деятельности Сперанского, которые были подготовлены дома (3-4 человека). Перед классом ставится задание выписать в тетрадь основные вехи жизни Сперанского, перечислить личные качества, которые помогли ему сделать карьеру.

Материал для сообщений учащихся.
М.М. Сперанский родился в семье священника в селе Черкутино Владимирской губернии. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. - в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Необыкновенные способности выдвинули его из среды учеников, и по окончании курса он был оставлен учителем математики, физики, красноречия и философии. Сперанский сам, без какой-либо протекции сумел не только выбраться в люди, но и познакомиться без посторонней помощи с лучшими политическими, экономическими и юридическими сочинениями на французском языке, который он усвоил в совершенстве. За 4 года из домашнего секретаря князя Куракина он успел, исключительно в силу своих дарований, выдвинуться в статс-секретари императора (с 1807 года). А в 1803 году он уже стал директором департамента Министерства иностранных дел, заняв сей генеральский пост в 31 год. Впрочем, хвастать Сперанский не любил. Был трудолюбив, скромен, сдержан и устремлен к одной цели: переустройству Отечества в интересах Отечества. В 1803 - 1807 г.г. Сперанский составил несколько проектов государственных реформ, а в 1809 г. готовит по поручению Александра I план государственных преобразований – “Введение к уложению государственных законов”. Но задуманные им реформы так и не удалось реализовать. В 1812 году его ссылают в Нижний Новгород, а затем - в Пермь. Возвращается он в Петербург только в 1822 году. По отношению к нему Александр I был лукав. Одной рукой он возвышал его, давал награды (графский титул, орден Святого Александра Невского), другой - принимал доносы на Сперанского, поручил министру полиции тайный надзор за ним и близкими ему людьми.

Сперанский был знаком со многими декабристами и был очень популярен в их среде. Декабристы предлагали включить его во временное правительство, действующее до выборов в новые органы власти. Хотя сам Сперанский не имел об этом ни малейшего представления. Но вот - виток истории, и реформатор начала века в 1825 году судит декабристов, которые и вышли-то на Сенатскую площадь, потому что реформы Сперанского не были доведены до конца. Он был членом Верховного уголовного суда над декабристами, был членом ряда высших государственных комитетов в 20 - З0-е годы, а в 1833 закончил составление 15 - томного “Свода законов Российской империи”. Оставив мечты о конституции, Сперанский теперь стремился к наведению порядка в управлении, не выходя за рамки самодержавного строя. Император Николай I присутствовал при одобрении Свода законов Государственным Советом, снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил его на Сперанского. И еще одна ироничная усмешка истории: в 1835 - 1837 г.г. М.М. Сперанский преподавал юридические науки наследнику престола, будущему императору Александру II, который отменил крепостное право и даже настроился на подписание Конституции (чему помешал взрыв террористов). Интересны религиозные поиски Сперанского. Он был из настоящей русской священнической среды. В четыре года уже читал “Апостола”, учился с отличием во Владимирской семинарии. Жена - англичанка, родив ему дочь, умерла. Оставшись с младенцем на руках, Сперанский вновь обратился за утешением к религии, - но не своей, православной, в которой воспитывался, а, скорее, к протестантизму. И понадобились сплетни, обвинения в шпионаже, ссылка в Новгород и Пермь, чтобы Сперанский вновь обратился к православию.

На 3 и 4 этапах урока организуется лабораторно-практическая работа в групповой форме.
Задание группам: На основе схемы “Система органов государственной власти по проекту Сперанского” и текстам документов охарактеризуйте основные направления политической реформы Сперанского и ее принципы.
1 группа.
“Сперанский утверждал, что в целях предотвращения революции необходимо дать стране Конституцию, которая, не затронув самодержавного правления, вводила бы выборные законодательные органы и принципы разделения властей в организации государственной власти. “Конституции во всех почти государствах устрояемы были в разные времена отрывками и по большей части среди жестоких политических превращений. Российская Конституция одолжена будет бытием своим не воспалению страстей и крайности обстоятельств, но благодетельному вдохновению верховной власти, которая, устрояя политическое состояние своего народа, может и имеет все способы дать ему самые правильные формы”. Однако план Сперанского не предусматривал введения конституционного строя в России по типу западноевропейских стран, то есть ограничения власти монарха Конституцией. Цель проекта, как ее четко определил Сперанский, состояла в том, “чтобы облечь правление самодержавное всеми внешними формами закона, оставив в существе ту же силу и то же пространство самодержавия”. Самодержавная власть императора, действующего в рамках закона, вполне совмещалась с предлагаемым им новым политическим устройством страны. В плане Сперанского в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей - на законодательную, исполнительную и судебную (разумеется, при верховенстве власти самодержавного монарха”. Император назначает министров, членов сената и Государственного Совета.

2 группа.
“В каждом волостном центре (селении или небольшом городе) каждые три года из всех владельцев недвижимой собственности (независимо от их сословной принадлежности) составляется собрание - волостная дума. Волостная дума избирает депутатов в окружную думу. Окружная дума, кроме выборов председателя, его главного секретаря, окружного совета и окружного суда, избирает депутатов в губернскую думу и рассматривает вопросы о местных нуждах в границах своего органа. Каждые три года из числа депутатов от окружной думы собирается и губернская дума, избирающая председателя, секретаря, губернский суд и депутатов в высший представительный орган страны - Государственную думу. Председатель (или “канцлер”) Думы назначался “верховной властью” (императором) из числа представленных Думой трех ее кандидатов. Дума собирается ежегодно в сентябре месяце и заседает столько времени, сколько требует повестка дня. За императором остается право прервать сессию Думы или совершенно ее распустить. “Предложение” на рассмотрение Думой законов “принадлежит одной державной власти”. Таким образом, Государственная дума, по проекту Сперанского, не обладала правом законодательной инициативы. Дума была ограничена в своем контроле над деятельностью министров. Таким образом, Государственная дума хотя и называлась Сперанским “законодательным учреждением”, но, по существу, это был консультативный, совещательный орган. Даже в таком варианте Дума не будет создана”.

3 группа.
“Принцип выборности использовался и при формировании судебной власти, но только в трех ее первых инстанциях: волостного, окружного и губернского судов. Высшей судебной инстанцией (“верховным судилищем для всей империи”) являлся Сенат судебный (в отличие от Сената правительствующего). Он состоял из четырех департаментов - двух по гражданским и двух по уголовным делам, по одному в Петербурге и Москве. Реформа Сената, предложенная Сперанским, не была реализована.
По такому же принципу, как и судьи, формировалась и исполнительная власть. Три первые ее инстанции (волостное, окружное к губернское управления) избирались на волостных, окружных и губернских собраниях. “Управление государственное” (министерства) как высшая инстанция формировалось из числа лиц, назначаемых императором и перед ним ответственных. В этой части проекта Сперанским были изложены те принципы, которые были потом воплощены в законодательных актах 1810 - 1811 г.г., завершивших министерскую реформу. Были точно определены меры ответственности министров и сферы деятельности министерств.

4 группа.
“По плану Сперанского, высшим органом, который призван был объединить деятельность законодательной, судебной и исполнительной властей, должен быть Государственный Совет. “В порядке государственных установлении Совет представляет орган, - писал Сперанский, - в коем все действия частей законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти и от нее изливаются. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном Совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению в порядке законодательном, судебном и исполнительном”.

Государственный Совет был создан 1 января 1810 года. Государственный Совет:
а) оценивал содержание законов и саму необходимость
реформирования;
б) разъяснял смысл законов;
в) принимал меры к их исполнению.

5 группа.
“В своем проекте Сперанский предлагает предоставить гражданские права всему населению, хотя и в неравной степени:
“1. Никто без суда наказан быть не может.
2. Никто не обязан отправлять личную службу по произволу другого,
но по закону, определяющему род службы по состояниям.
3. Всякий может приобретать собственность движимую и
недвижимую и располагать ею по закону.
4. Никто не обязан отправлять общественных повинностей по
произволу другого, но по закону или добровольным условиям”.

За дворянами сохранялось право владеть крепостными крестьянами, хотя в принципе Сперанский был против крепостного права и разрабатывал проект его постепенной ликвидации.
Избирательные права должны быть представлены всем, имеющим собственность, то есть для первых двух сословий. Соответственно этому он устанавливал новое сословное деление:

  1. дворянство;
  2. “среднее состояние” (купцы, мещане, государственные
    крестьяне);
  3. “народ рабочий”(помещичьи крестьяне, домашние слуги и т. д.)

Допускался переход из низшего “состояния” в высшее путем приобретения недвижимой собственности.

Подводя итоги групповой работы по третьему пункту плана урока, учитель после выступлений учащихся делает выводы. Учащиеся записывают в тетрадь:

Основные принципы проекта политической реформы Сперанского:

  1. Во главе государства стоит монарх, обладающий всей полнотой власти.
  2. Объективно первый шаг к ограничению самодержавной власти.
  3. Реализация принципа разделения властей.
  4. Три ветви власти сходятся в Государственном Совете - совещательном органе, назначаемом императором.
  5. Исполнительная власть принадлежит министерствам.
  6. Законодательная власть принадлежит представительным собраниям всех уровней.
  7. Четырехступенчатые выборы в Государственную Думу.
  8. Государственная Дума должна была обсуждать предложенные ей сверху законопроекты, которые затем передаются на утверждение Государственного Совета и императора.
  9. Руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер.
  10. Судебные функции принадлежали Сенату, члены которого назначались императором пожизненно.
  11. Избирательное право могли иметь лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом.

Задание группам по 4 пункту плана урока: На основании текста документов выяснитепричины отставки М.М. Сперанского.

1 группа.
“Загадка его падения не так уж загадочна. Александр разошелся со Сперанским по существу. Разочаровался в его “плане всеобщего государственного образования”, которым не решалась искомая задача соглашения самодержавия с законосвободными учреждениями. Разочаровался Александр и в финансовом плане Сперанского. Сперанский тоже был недоволен Александром за то, что он “слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым”.
“В течение одного года я попеременно был поборником масонства, защитником вольности, гонителем рабства... Толпа подьячих преследовала меня за указ 6 августа эпиграммами и карикатурами; другая такая же толпа вельмож со всею из свитою, с женами и детьми преследуют меня, ни по роду моему, ни по имуществу не принадлежавшего к их сословию.., личную свою вражду старались прикрыть именем вражды государственной”.
“Трудность положения Сперанского состояла в его семинарском происхождении. Будь он побочный сын какого-нибудь вельможи, ему были бы легче все реформы. Попович - статс-секретарь и доверенное лицо у государя был бельмом на глазу у всех - его равно не могли переваривать ни один из умнейших сановников Ростопчин, ни даже екатерининские тузы”.

2 группа.
Сперанского оценивает герой романа Г.П. Данилевского “Сожженная Москва” Базиль Перовский: “Дошли, наконец, до того, что удалили от трона и сослали, как преступника, как изменника, единственного государственного человека, Сперанского, а за что? За его открытое предпочтение судебникам Ярослава и царя Алексея гениального кодекса того, кто разогнал кровавый Конвент и дал Европе истинную свободу и мудрый новый строй”.
“За неисполнение финансового плана Сперанского, попавшего в руки плохого министра финансов Гурьева, обвиняли самого же Сперанского. Раздавались голоса, что он нарочно придумал свой финансовый план, чтобы раздражить оппозицию, что он находился в преступных связях с Наполеоном. И Александр не выдержал натиска врагов Сперанского. Он считал необходимым тогда усиливать повышенное патриотическое настроение, так как отразить Наполеона он надеялся лишь в том случае, если война будет иметь народный характер; он не видел возможности вступать в объяснения и решил пожертвовать своим лучшим сотрудником ярости привилегированной толпы. Вся вина же Сперанского фактически заключалась в том, что он через одного чиновника получил копии всех важных секретных бумаг из Министерства иностранных дел, которые он мог бы, конечно, по своему положению получать, испросив на то официальное разрешение”.

3 группа.
“Реформаторской деятельности Сперанского возникла серьезная оппозиция. В Петербурге это литературные салоны Державина, Шишкова. В Москве - салон сестры Александра I - Екатерины Павловны, где ведущее место занимали один из идеологов консервативного течения Н.М. Карамзин и губернатор Москвы Ростопчин. Ненависть общества к Сперанскому нашла яркое и сильное выражение в известной записке: “О древней и новой России” Карамзина. Сущность этой записки заключалась в критике политики Александра и в доказательствах необходимости сохранения на вечные времена самодержавия в России. Главная ошибка законодателей Александрова царствования состояла, по мнению Карамзина, в том, что они вместо совершенствования учреждений Екатерины, предприняли реформы. Карамзин не щадит ни Государственного Совета, ни нового учреждения министерств. Он утверждал, что вместо всех реформ достаточно было подыскать 50 хороших губернаторов и обеспечить стране хороших духовных пастырей”.
“Активными противниками Сперанского были Н.М. Карамзин и великая княгиня Екатерина Павловна. В 1809 году она вступила в брак с принцем Георгием Ольденбургским и проживала с ним в Твери. Здесь вокруг нее сложился кружок консервативного направления. Великая княгиня считала конституцию “совершенным вздором, а самодержавие - полезным не только России, но и западноевропейским государствам”. В ее глазах Сперанский был “преступником”, овладевшим волей слабохарактерного монарха. Вражда княгини объяснялась и личными причинами. “Зловредный попович” имел смелость выступить против кандидатуры Карамзина на пост министра народного просвещения, выдвинутой Екатериной Павловной. Он отказал, кроме того, в поддержке той шведской политической партии, которая прочила на шведский престол мужа великой княгини”.

4 группа.
“Против Сперанского образовалось враждебное отношение не только в придворных, но и в чиновничьих кругах. Оно особенно обострилось ввиду двух указов 3 апреля и 6 августа 1809 года, которые приписывались прямому влиянию Сперанского. Первый указ предписал, чтобы все лица, носившие придворные звания, избрали себе какую-либо службу. После этого закона все придворные звания, которые до тех пор считались должностями, стали лишь почетными отличиями. Второй указ требовал, чтобы чины коллежского асессора (VIII класс) и статского советника (V класс) давались лишь по выдержании экзамена на чин или по предъявлении университетского диплома”. Указом 6 августа были недовольны не только сами чиновники среднего звена, но и влиятельные сановники. Ведь они теряли вымуштрованных исполнительных подчиненных. “Вице-губернатор обязан знать Пифагорову фигуру, а надзиратель в доме сумасшедших - римское право”, - насмехался Н.М. Карамзин в “Записке о древней и новой России”.

5 группа.
“Присоединение России к континентальной блокаде привело к катастрофическим последствиям для ее экономики. Доходы казны в 1808 году составили 111 млн. рублей, а расходы - 248 млн. рублей. При таких условиях Сперанский получил повеление государя разработать проект оздоровления экономики. Такой план был подготовлен Сперанским к 1 января 1810г.:

  1. прекращение выпуска не обеспеченных ценностями ассигнаций;
  2. резкое сокращение государственных расходов;
  3. введение нового специального налога на помещичьи и удельные имения, направляемого затем на погашение государственного долга;
  4. введение чрезвычайного дополнительного налога на 1 год, который уплачивался крепостными и составлял 50 копеек на душу;
  5. введение нового таможенного тарифа, облагавшего огромными пошлинами ввоз в Россию импортных товаров

“Что касается публики, то из финансовых планов Сперанского она сделала для себя весьма неутешительные выводы:

  1. что финансы страны пришли в плохое положение;
  2. что казна вовлечена в значительные внутренние долги;
  3. что на покрытие расходов не хватает обыкновенных средств,
    поэтому предстоят новые налоги;

Подводя новые итоги групповой работы по четвертому пункту плана урока, учитель после выступлений учащихся делает выводы. Учащиеся записывают в тетрадь:

Основные причины отставки М.М. Сперанского:

  1. Против реформ выступили консерваторы во главе с Н.М. Карамзиным и великой княгиней Екатериной Павловной.
  2. Крайнее недовольство аристократии вызвало намерение Сперанского отменить присвоение чинов лицам, имеющим придворные звания.
  3. Чиновники были возмущены введением экзамена на чин.
  4. Императорское окружение презрительно относилось к выскочке, сыну поповича.
  5. Дворяне выступали против финансовой реформы и наделения крепостных крестьян гражданскими правами.
  6. Обвинения Сперанского в шпионаже и тайных связях с Францией и Наполеоном.
  7. Взаимное разочарование Александра I и Сперанского. “Он все делает наполовину” (Сперанский об Александре!).

В конце урока учитель подчеркивает, что Сперанский опередил свое время, многие идеи реформатора были реализованы только в начале XX века. В качестве домашнего задания можно предложить учащимся записать в тетрадь свои рассуждения на тему: “Могли ли в начале XIX века реализоваться планы М.М. Сперанского?”

Известный чиновник и реформатор Михаил Сперанский (годы жизни: 1772-1839) известен как автор нескольких программ по изменению законодательства России в начале XIX века. Он пережил пик и упадок своей карьеры, не все его идеи были реализованы, однако именно его имя является синонимом того либерального направления, в котором могло развиваться наше государство при Александре I и Николае I.

Детство

Будущий крупный государственный деятель Михаил Сперанский родился 1 января 1772 года во Он был незнатного происхождения - отец работал в церкви, а мать была дочерью дьякона. Именно родители больше всего повлияли на характер и интересы ребенка. Он быстро научился грамоте и много читал. Большое влияние на Мишу оказал дед, который много ходил в церковь, а также познакомил внука с такими важными книгами, как «Часослов» и «Апостол».

Даже после своего возвышения Михаил Сперанский не забывал о своем происхождении. Будучи государственным секретарем, он сам убирал свои покои и вообще отличался скромностью в быту и привычках.

Михаил начал свое систематическое обучение в 1780 году в стенах Владимирской епархиальной семинарии. Именно там благодаря выдающимся способностям мальчика впервые записали под фамилией Сперанского что было калькой с латинского прилагательного, переводящегося как «подающий надежду». Отец же ребенка был Васильевым. Михаил Сперанский сразу выделился из общей массы учеников своей сообразительностью, желанием учиться, любовью к чтению, а также скромным, но твердым характером. Семинария позволила ему выучить латинский и древнегреческий языки.

Переезд в Петербург

Михаил мог бы остаться во Владимире и начать церковную карьеру. Он даже стал келейником у местного игумена. Но уже в 1788 году в качестве одного из самых ярких и талантливых студентов Сперанский получил возможность поехать в Санкт-Петербург и продолжить свое обучение в Александро-Невской семинарии. Это заведение находилось под непосредственным контролем Синода. Здесь разрабатывались новые программы и преподавали лучшие педагоги.

В новом месте Сперанский Михаил Михайлович обучался не только богословию, но и светским дисциплинам, в том числе высшей математике, физике, философии и французскому языку, который в то время был международным. В семинарии царствовала строгая дисциплина, благодаря которой у студентов вырабатывались навыки многочасовой интенсивной умственной работы. После того как Сперанский научился читать на французском языке, он увлекся трудами ученых этой страны. Доступ к лучшим и новейшим книгам сделал молодого семинариста одним из самых образованных людей в стране.

В 1792 году Сперанский Михаил Михайлович окончил свое обучение. Он остался в семинарии, где несколько лет был учителем математики, философии и красноречия. В свободное время он увлекался художественной литературой, а также писал стихи. Некоторые из них были опубликованы в петербургских журналах. Вся деятельность учителя семинарии выдавала в нем многостороннего человека с самым широким кругозором.

Начало государственной службы

В 1795 году молодой Сперанский по рекомендации митрополита Гавриила был взят на работу Александром Куракиным. Это был видный столичный чиновник и дипломат. С восшествием на трон Павла I он был назначен генерал-прокурором. Куракину понадобился секретарь, который мог бы справиться с большим объемом работы. Именно таким человеком был Сперанский Михаил Михайлович. Кратко говоря, он предпочел светскую карьеру карьере внутри Церкви. При этом в семинарии не хотели расставаться с талантливым преподавателем. Митрополит предложил ему принять монашеский постриг, после которого Сперанский мог рассчитывать на звание архиерея. Однако он отказался и в 1797 году получил чин титулярного советника в канцелярии генерал-прокурора.

Очень быстро чиновник вознесся по карьерной лестнице. Всего через пару лет он стал статским советником. Биография Сперанского Михаила Михайловича - это история быстрого возвышения на службе благодаря уникальной работоспособности и талантливости. Эти качества позволяли ему не лебезить перед начальством, что стало причиной его беспрекословного авторитета в будущем. Действительно, Сперанский работал в первую очередь на благо государства, а уже только потом думал о собственных интересах.

Возвышение реформатора

В 1801 году новым императором России стал Александр I. Он кардинально отличался от своего деспотичного отца Павла, который был известен военными замашками и консервативными взглядами. Новый монарх был либералом и хотел произвести в своей стране все те реформы, которые были необходимы для нормального развития государства. В целом они заключались в расширении свобод населения.

Такими же взглядами отличался и Михаил Сперанский. Биография этого деятеля крайне любопытна: он познакомился с Александром I, когда тот еще был наследником престола, а чиновник занимался обустройством Петербурга, будучи статским советником. Молодые люди тут же нашли общий язык, и будущий царь не забыл фигуру яркого выходца из Владимирской губернии. С восшествием на престол Александр I назначил Сперанского статс-секретарем у Дмитрия Трощинского. Этот человек был сенатором и одним из доверенных лиц нового императора.

Уже скоро деятельность Михаила Сперанского привлекла внимание членов Негласного комитета. Это были наиболее близкие к Александру государственные деятели, объединенные в один кружок для выработки решений по назревшим реформам. Сперанский стал помощником знаменитого Виктора Кочубея.

В Негласном комитете

Уже в 1802 году, благодаря Негласному комитету, Александр I учредил министерства. Они пришли на смену устаревшим и неэффективным коллегиям петровской эпохи. Кочубей стал первым министром внутренних дел, а Сперанский - его статс-секретарем. Он был идеальным канцелярским тружеником: трудился с бумагами на протяжении десятков часов в день. Скоро Михаил Михайлович начал писать собственные записки высочайшим лицам, в которых излагал свои соображения на проекты тех или иных реформ.

Здесь не лишним будет еще раз упомянуть о том, что взгляды Сперанского сформировались благодаря чтению французских мыслителей XVIII века: Вольтера и т. д. Либеральные идеи статс-секретаря нашли отклик у власти. Вскоре он был назначен главой отдела, занимающегося разработкой проектов реформ.

Именно под руководством Михаила Михайловича были сформулированы основные положения знаменитого «Указа о вольных хлебопашцах». Это был первый робкий шаг российской власти на пути отмены крепостного права. Согласно указу, дворяне теперь могли отпускать крестьян вместе с землей. Несмотря на то что эта инициатива нашла совсем небольшой отклик у привилегированного сословия, Александр был доволен проделанной работой. Он поручил начать разработку плана коренных реформ в стране. Во главе этого процесса был поставлен Сперанский Михаил Михайлович. Краткая биография этого государственного деятеля удивительна: он, не обладая связями, лишь благодаря собственным способностям и трудолюбию смог попасть на вершину политического олимпа России.

В период с 1803 по 1806 гг. Сперанский стал автором большого числа записок, доставляемых императору. В бумагах статс-секретарь анализировал тогдашнее состояние судебной и исполнительной власти. Главное предложение Михаила Михайловича заключалось в изменении государственного строя. Согласно его запискам, Россия должна была стать конституционной монархией, где император лишался абсолютной власти. Эти проекты остались нереализованными, однако Александр одобрял многие тезисы Сперанского. Благодаря своей огромной работе этот чиновник также полностью изменил язык канцелярского общения в государственных структурах. Он отказался от многочисленных архаизмов XIX века, а его мысли на бумаге, лишенные ненужностей, были четкими и максимально ясными.

Помощник императора

В 1806 году Александр I сделал бывшего семинариста своим главным помощником, «отобрав» его у Кочубея. Императору нужен был именно такой человек, как Сперанский Михаил Михайлович. Краткая биография этого госслужащего не может обойтись без описания его отношений с монархом. Александр ценил Сперанского в первую очередь за его оторванность от различных аристократических кружков, каждый из которых лоббировал собственные интересы. На этот раз незнатное происхождение Михаила сыграло ему на руку. Он стал получать поручения персонально от царя.

В таком статусе Сперанский занялся образованием в духовных семинариях - лично близкой ему темой. Он стал автором устава, регулировавшего всю деятельность этих учреждений. Эти правила благополучно просуществовали вплоть до 1917 года. Еще одно важное предприятие Сперанского в качестве ревизора российского образования - составление записки, в которой он изложил принципы работы будущего Это заведение на протяжении нескольких поколений обучало цвет нации - юношей из самых мастистых аристократических семей. Его выпускником был и Александр Пушкин.

Дипломатическая служба

В это же время Александр I был очень занят внешней политикой. Отправляясь в Европу, он неизменно брал Сперанского с собой. Так было и в 1807 году, когда состоялся Эрфуртский конгресс с Наполеоном. Именно тогда Европа впервые узнала, кто такой Михаил Сперанский. Краткая биография этого чиновника обязательно упоминает о его навыках полиглота. Но до 1807 года он еще ни разу не был за границей.

Теперь же, благодаря знанию языков и своей образованности, Сперанский смог приятно удивить все чужеземные делегации, которые присутствовали в Эрфурте. Сам Наполеон обратил внимание на помощника Александра и даже якобы в шутку попросил российского императора поменять талантливого статс-секретаря «на какое-нибудь королевство». Но за границей Сперанский также отметился и практической пользой от собственного пребывания в делегации. Он принял участие в обсуждении и заключении мира между Францией и Россией. Впрочем, политическая обстановка в Европе тогда была шаткой, и скоро эти договоренности были забыты.

Зенит карьеры

Сперанский уделил много времени работе над составлением требований для поступления на государственную службу. Знания многих чиновников не соответствовали уровню занимаемой ими должности. Причиной этой ситуации была распространенная практика устройства на службу благодаря семейным связям. Поэтому Сперанский предложил ввести экзамены для людей, желающих стать чиновниками. Александр согласился с этой идеей, и скоро эти нормы стали законом.

С Сперанский стал руководить реформами в новой провинции. Здесь не было консервативного дворянства, поэтому именно в этой стране Александр смог реализовать свои самые смелые либеральные идеи. В 1810 году был учрежден Государственный совет. Также появилась должность государственного секретаря, которым стал Сперанский Михаил Михайлович. Деятельность реформатора не прошла даром. Теперь он официально стал вторым человеком в государстве.

Опала

Многочисленные затронули практически все сферы жизни страны. Где-то изменения были радикальными, чему сопротивлялась косная часть общества. Михаила Михайловича не любили дворяне, потому что из-за его деятельности именно их интересы страдали в первую очередь. К 1812 году при дворе государя появилась группа министров и приближенных, которые начали интриговать против Сперанского. Они разносили о нем лживые слухи, например о том, что он якобы критиковал императора. С приближением войны многие недоброжелатели стали вспоминать его связь с Наполеоном в Эрфурте.

В марте 1812 года Михаил Сперанский был уволен со всех занимаемых постов. Ему было приказано покинуть столицу. Фактически он оказался в ссылке: сначала в Нижнем Новгороде, потом в Новгородской губернии. Через несколько лет он все же добился снятия опалы.

В 1816 году он был назначен пензенским губернатором. Михаил Сперанский, кратко говоря, плохо знал этот край. Тем не менее, благодаря своим организаторским способностям он смог стать гарантом порядка в губернии. Местное население полюбило бывшего государственного секретаря.

После Пензы чиновник оказался в Иркутске, где он работал сибирским губернатором с 1819 по 1821 гг. Здесь положение дел было еще более запущенным, чем в Пензе. Сперанский занялся обустройством: разработал уставы по управлению национальными меньшинствами и ведению хозяйственной деятельности.

Вновь в Петербурге

В 1821 году Михаил Михайлович впервые за много лет оказался в Петербурге. Он добился встречи с Александром I. Император дал ясно понять, что прежние времена, когда Сперанский был вторым человеком в государстве, позади. Тем не менее он был назначен главой комиссии по составлению законов. Это была именно та должность, на которой можно было максимально эффективно применить весь опыт, которым владел Михаил Сперанский. Исторический портрет этого человека показывает его как выдающегося реформатора. Поэтому он вновь занялся преобразованиями.

Первым делом чиновник закончил сибирские дела. По его запискам была проведена административная реформа. Сибирь поделили на Западную и Восточную. В последние годы правления Александр I много времени уделял обустройству военных поселений. Теперь ими занялся и Сперанский, который вместе с Алексеем Аракчеевым возглавил соответствующую комиссию.

При Николае I

В 1825 году скончался Александр I. Произошло неудачное выступление декабристов. Сперанскому было поручено составление Манифеста о начале царствования Николая I. Новый правитель ценил заслуги Сперанского, несмотря на то что имел свой политический взгляд. Знаменитый чиновник оставался либералом. Царь же был консерватором, а бунт декабристов еще более настроил его против реформ.

В николаевские годы главной работой Сперанского стало составление полного свода законов Российской империи. Многотомное издание объединило огромное количество указов, первые из которых появились еще в XVII веке. В январе 1839 года благодаря своим заслугам Сперанский получил титул графа. Однако уже 11 февраля он скончался в возрасте 67 лет.

Его кипучая и продуктивная деятельность стала двигателем российских реформ первых лет В зените карьеры Сперанский оказался в незаслуженной опале, но позже вернулся к исполнению своих обязанностей. Он верно служил государству, несмотря ни на какие невзгоды.

Период правления императора Александра I был отмечен проведением умеренно-либеральных реформ. Значительная их часть была разработана Михаилом Сперанским. Комплекс реформ, подготовленный этим государственным деятелем, был частично введен в жизнь в период 1802-1812 годов. Всё это оказало существенное воздействие на обстановку России.

Цели реформ

Михаил Сперанский был одним из политиков начала XIX века, который четко осознавал необходимость перемен. Он видел только 2 социальных класса в стране: рабов государевых и рабов помещичьих, что сулило застой и высокий риск бунтов.

Разрабатывая реформы, Сперанский преследовал следующие цели:

  • сохранение самодержавного строя;
  • модернизацию государственного управления;
  • создание основ для конституционного процесса;
  • предотвращение революций.

Часть нововведений предполагала перестройку и разделение государственной власти. Другие реформы распространялись на изменение сословных устоев.

Перечень основных положений

За годы работы Сперанским были сформулированы положения:

  • разделения трёх ветвей власти;
  • территориального распределения работы различных ведомств;
  • создания государственного совета, думы, сената и министерств;
  • формирования и принятия законов;
  • классового деления российского населения;
  • прав и условий перехода в новое сословие.

Социальные реформы Сперанского встретили протест со стороны дворян. Однако многие высказанные им идеи впоследствии были использованы следующими российскими императорами.

Первый этап

В период 1802-1807 годов Сперанский, работая совместно с Кочубеем, трудится над министерской реформой. Ее цель заключалась в преобразовании коллегий, созданных Петром I. К началу правления Александра I они снова функционировали в качестве государственных органов при императоре после упразднения Екатериной.

С 1802 года свою деятельность начали пришедшие на смену коллегиям министерства. Чтобы координировать работу этих органов, был дополнительно создан кабинет министров. В этот период Сперанский также опубликовал доклады, в которых отражался итог исследований на тему роли права в государстве, потребности в грамотном перераспределении ролей между различными руководящими учреждениями. Этот материал лёг в основу дальнейших проектов, разработанных этим деятелем.

Второй этап

К 1809 году положение Сперанского укрепилось. Получение доверия со стороны императора позволило ему занять наивысшую руководящую должность. В этот период им было разработано «Введение к уложению государственных законов», в ключевых положениях которого определялась суть реформ:

  1. Распределения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Идея была заимствована у Монтескье и других деятелей Французского просвещения. Осуществлять исполнительную власть должны были уже действующие министерства. Для оптимального функционирования остальных ветвей власти требовалось создать Государственную думу и сенат.
  2. Разработка новых законодательных актов переходила под ответственность специального совещательного органа - Государственного совета. Затем готовые проекты требовалось передавать в думу, где вопрос об их принятии решался путем голосования.
  3. Общество предлагалось разделить на классы дворян, среднее сословие и рабочий народ. Кроме последней категории, все относились к свободному люду, обладающему политическими правами.
  4. Природные и гражданские права должны были стать доступными всем российским гражданам.
  5. Вводилось понятие социальной мобильности. Реформа позволяла крепостным крестьянам выкупать себя, чтобы перейти в сословие среднего состояния. В этом случае они также приобретали гражданские права.
  6. Вся территория Российской империи делилась на волости, уезды, губернии. На каждом уровне должна была создаваться своя дума, контролирующая деятельность субъекта. Представители свободных сословий имели право выбрать кандидатов в волостную думу. Эти лица определяли состав уездной думы. Членам этого органа давались права на выбор представителей губернской думы, на депутатов которой возлагалась ответственность за выборы в думу, управляющую всей империей.
  7. Возглавить работу думы предстояло канцлеру.

В соответствии с разработанными положениями в 1810 году Сперанский возглавил государственный совет, на который была полностью возложена функция по разработке и утверждению законов до формирования Думы. Этот орган также отвечал за финансовые дела.

Третий этап

В 1811 году Сперанским было создано «Уложение Правительствующего сената». В нем было предложено:

  • выделение судебного сената, который станет главным органом в этой сфере;
  • создание вертикали судебной власти, организовав суды на уровне волостей, уездов и губерний;
  • получение представителями низших сословий гражданских прав.

Практика показала, что кроме создания Государственного совета остальные замыслы политика остались на бумаге.

Почему реализация оказалась заморожена?

Существует несколько причин, по которым государственная и социальная модель государства, предложенного Сперанским, не стала реальностью. Первая заключалась в протесте со стороны консервативно настроенных дворян. Уже первый труд реформатора подвергся резкой критике.

Часть предложения Сперанского было создано под влиянием идей деятелей Французского просвещения. Результатом стало обвинение «в заигрывании с Наполеоном». Государственные органы, избранные путем голосования, предоставление гражданских прав слугам, крестьянам и рабочим, возможность перехода в другое сословие - некоторые, включая известного историка Карамзина, видели в этом шаге попытку разрушить исторические устои.

Сперанский также был задействован в разработке реформы финансовой системы, принятие которой привело к увеличению собираемых с дворян налогов. Это тоже усилило неприязнь к реформатору.
Вторая причина остановки преобразований крылась в личности Александра I. В силу характера он не мог допустить серьезного конфликта с дворянами, чего невозможны было избежать, если бы он начал активно претворять идеи Сперанского в жизнь. Критику, падавшую на его доверенное лицо, император переносил и на себя. В результате он не смог долго сдерживать напор дворянской оппозиции, хотя в первые годы защищал своего советника.

Кроме того, реформы, направленные на разделение власти, значительно ограничивали права и роль императора. С этим Александр тоже смириться не смог.

Заморозка проекта Сперанского отчасти была вызвана сменой отношений с Францией. В период, когда идеи частично реализовывались, между странами было относительное перемирие. Однако в условиях назревавшей войны перенимание французских идей было довольно рискованным шагом. При этом историки считают, что этот фактор вызвал бы временную заморозку реформ, если бы оставался единственной трудностью.

Причины отставки и ссылки Сперанского

Противодействие дворян, начавшееся в 1809 году, с каждым годом нарастало. Среди прочего Сперанского обвиняли:

  • в клевете;
  • в пособничестве Наполеону;
  • в заговоре, нацеленном на государственный переворот.

При этом Александр I активно защищал свое доверенное лицо. В 1811 году он отказался принять поданное Сперанским заявление об отставке, причиной которого служило понимание в невозможности внедрения разработанной им системы в жизнь. Позднее по распоряжению императора Сперанскому был внучен орден Александра Невского.

Однако ввиду нараставшего сопротивления дворян, а также проявления других внешних и внутренних факторов, доверие Александра к Сперанскому постепенно падало. Подписание указа об отстранении от обязанностей государственного служащего произошло в марте 1812 года. 17 марта Александр I встретился со своим бывшим советником лично. Содержание того разговора никому не известно.

В сентябре 1812 годы Сперанского сослали в Нижний Новгород, а после перевели в Тверь. В 1814 году ему было разрешено вернуться в родное имение в Новгородскую губернию при условии политического надзора.

С 1816 года Сперанский получил возможность вернуться к государственной службе. Сначала он был назначен на пост губернатора Пензы, с 1819 года стал исполнять обязанности генерал-губернатора Сибири. В 1821 году он вновь принял участие в составлении законов, за что получил государственную награду от Николая I.

Значение проведенных реформ

Хотя Сперанскому не удалось при жизни увидеть созданную им модель государства, его идеи активно обсуждались после его смерти. В 1864 году начала действовать разработанная им вертикаль судебной системы. А в 1906 году впервые была создана Государственная Дума. Следовательно, хотя проект не получил полной реализации, отдельные его положения существенно изменили российскую политику.

Особенности личности Михаила Сперанского

Будущий государственный деятель появился на свет в 1772 году. Как представителя низшего духовенства, обучавшегося в семинарии, юношу ожидала карьера священника. Однако после окончания обучения его оставили в качестве преподавателя. После, по рекомендации митрополита Санкт-Петербурга, Михаил стал выполнять обязанности секретаря у князя Алексея Куракина, который был повышен до должности генерал-прокурора. Эта должность открыла будущему реформатору дверь в большую политику.

После знакомства с Кочубеем в 1801 году Сперанский присоединился к работе «Негласного комитета». За вклад в деятельность этой организации, выдающиеся познания в области права и теории государства им был получен орден Святого Владимира третьей степени. В это время императору требуется составление проекта для проведения государственных реформ.

Переломным моментом в истории стало подписание мира с Францией в 1807 году. Негласный комитет осудил действия Александра I и открыто выступил против принятого решения. В то же время Сперанский поддержал императора, тем самым заслужив его доверие. В результате Александр распускает Негласный комитет, начинает поддерживать Сперанского в качестве реформатора империи.

В течение нескольких лет этот деятель оставался вторым лицом в государстве. Он занимал должности государственного секретаря при Государственном совете, а также Обер-прокурора в сенате. Даже после отставки он делал все возможное, чтобы продолжать работать на благо страны.Судьба одного из древнейших городов России

На территории Дагестана находится небольшой город Дербент. Он считается одним из...

Ответ на вопрос по ЕГЭ и ОГЭ: РФ – федеративное государство

Федерация (от лат. federatio – «завет»), в частности союзное...

Какая система права в России?

Система права – это внутренняя структура права, где все составляющие нормы согласованы друг с другом...

Доверие

Частное общеобразовательное учреждение «Школа и детский сад «Доверие» в Приморском районе Санкт-Петербурга начало свою...

Легитимность и ее важные черты

Под легитимностью следует понимать самопризнание народом существующей власти в государстве. Когда...

Советско-финская война 1939-1940 годов: генеральная репетиция перед Великой Отечественной

Война между Финляндией и Россией велась...

1682-1689. Двоецарствие (регентство царевны Софьи Алексеевны). Историческое сочинение

Двоецарствие – исторический период, в...

Что такое Магдебургское право и какую пользу оно принесло людям?

Магдебургское право является феодальным городским правом, которое...

Средства массовой информации в системе политики

СМИ – совокупность организаций (радио-, телекомпании, издательства и прочее),...

Когда проводились Губернские реформы и к каким итогам они привели?

Губернские реформы относятся к процессам изменения системы...

Проекты реформ М.М.Сперанского (1808-18012)

Преобразования высших органов власти

Александр I, взошедши на трон, захотел повести ряд реформ в России. Для этого он объединил своих друзей-либералов в "Негласный комитет". Создание и воплощение реформ продвигалось очень медленно, реформаторы не имели представления о реальном государственном управлении. Им нужен был человек, который бы мог воплотить задумки в реальные проекты.

И этим человеком стал М.М.Сперанский.

В 1808 году царь поручил создать М.М.Сперанскому генеральный план реформ. Этой работой Михаил Сперанский занимался почти год. План реформ был представлен в виде обширного документа: «Введении к Уложению государственных законов». В нем он высказал свое личное мнение по поводу конкретных проблем государственного развития и правопорядка, а также объяснил и обосновал свои мысли. В 1809 году М.М.Сперанский писал: "Если Бог благословит все сии начинания, то к 1811-му году, к концу десятилетия настоящего царствования, Россия воспримет новое бытие и совершенно во всех частях преобразуется" . В плане М.М.Сперанского в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей, при верховенстве власти самодержавного монарха. Вся власть в государстве должна была делиться на: законодательную, судебную и исполнительную. До этого строгого разделения властей не существовало. Также М.М.Сперанский предложил ввести систему министерств. Он предлагал сделать выборную Государственную Думу и Государственный Совет, назначаемый царем. Вводились гражданские и политические права, то есть речь шла о конституционной монархии. Государственной думе вверяется закон. Сенату - суд. Министерству - управление.

Реформа Государственного Совета (1810 г.)

Преобразование Государственного совета стало важнейшей из осуществленных реформ М.М.Сперанского. 1 января 1810 года был опубликован "Манифест об учреждении Государственного совета" и "Образование Государственного совета", регламентирующего деятельность этого органа. Оба документа были написаны самим М.М.Сперанским. Изменение функций Совета преследовало такую же цель, как и реорганизация всех ветвей власти: защитить все сословия от деспотизма и фаворитизма. Объективно это означало некоторое ограничение самодержавия, так как создавалась относительная самостоятельность всех ветвей власти и они становились подотчетным сословиям. Подготовка реформы велась в обстановке секретности и стала совершенной неожиданностью для многих.

Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января определением, что в нем «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти». Это значит, что Государственный совет обсуждает все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов, и свои соображения представляет на усмотрение верховной власти. Таким образом, был установлен твердый порядок законодательства. В этом смысле и определяет значение Совета М.М.Сперанский в ответе государю о деятельности учреждения за 1810 год, говоря, что Совет «учрежден для того, чтобы власти законодательной, дотоле рассеянной и разбросанной, дать новое начертание постоянства и единообразия». Такое начертание, сообщенное законодательству, тремя обозначенными в законе чертами характеризует новое учреждение:

«…I. В порядке государственных установлений совет представляет сословие, в коем все действия порядка законодательного, судного и исполнительного в главных их отношениях соединяются и чрез него восходят к державной власти и от нее изливаются.

II. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях предлагаются и рассматриваются в государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению в порядке законодательном, судном и исполнительном.

III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти. …» .

Круг полномочий Государственного совета весьма широк. В его компетенцию входили: все предметы, требующие нового закона, устава или учреждения; предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничения или дополнения прежних положений; дела, требующие в законах, уставах и учреждениях объяснения истинного их смысла; меры и распоряжения общие, приемлемые к успешному исполнению существующих законов, уставов и учреждений; общие внутренние меры, в чрезвычайных случаях приемлемые; объявление войны, заключение мира и другие важные внешние меры; ежегодные сметы общих государственных доходов и расходов и чрезвычайные финансовые меры; все дела, по которым отчуждается какая-либо часть государственных доходов или имуществ в частное владение; отчеты всех канцелярий министерских департаментов, управляемых статс-секретарями, которые подчинялись государственному секретарю. Это звание было возложено на самого М.М.Сперанского. Для производства дел в Совете была учреждена государственная канцелярия под управлением государственного секретаря, докладывающего вопросы на общем собрании и заведующего всей исполнительной частью. При Совете находилась комиссия составления законов и комиссия прошений.

Однако анализ манифеста свидетельствует, что учреждение Государственного совета игнорировало основные принципы государственной реформы, отраженные во "Введении к уложению государственных законов". Совет планировался как совещательный орган при императоре. Однако в написанном им же манифесте Государственный совет предстает в виде исключительно законосовещательного органа. Вся деятельность по созданию законов оказалась в руках императора, так как всех членов Государственного совета он назначал сам. Всего вместе с председателями и министрами в Совет было назначено 35 человек.

Решения Совета принимались большинством голосов. Те члены Совета, которые не были согласны с большинством, могли записать свое особое мнение в журнале, но никакого влияния это не имело. Все законы и уставы должны были утверждаться монархом и издаваться в виде царского манифеста, начинавшегося словами: "Вняв мнению Государственного совета". Александр I часто игнорировал мнение большинства Совета и часто поддерживал меньшинство. Государственный совет завалили различными не свойственными ему вопросами. Совет рассматривает то смету расходов и доходов Москвы и Петербурга, то уголовные гражданские дела. Император стал издавать законы без рассмотрения их в Совете.

Таким образом, реформа Государственного совета была проведена, по реформе Совет должен был обсуждать все подробности государственного устройства и решать, насколько они требуют новых законов, а затем выносить свои предложения на суд верховной власти, но на практике все было по-другому. Александр I пренебрегал этим.

Реформа министерств (1810-1811 гг.)

Министерская реформа началась еще до преобразования Государственного Совета. Манифестом от 25 июля 1810 года было обнародовано "новое разделение государственных дел в порядке исполнительном" с подробным определением пределов их деятельности и степени их ответственности. Манифест повторил все основные мысли и предложения М.М.Сперанского. Следующим манифестом - "Общим учреждением министерств" от 25 июня 1811 года было объявлено об образовании министерств, определены их штаты, порядок назначения, увольнения, производства в чины, порядок производства дел. Определены степень и пределы власти министров, их отношения с законодательной властью и, наконец, ответственность как министров, так и разного рода чиновников, принадлежавших к составу министерских канцелярий и департаментов.

Каждое министерство получило единообразное структурное оформление. Согласно "Общему наказу", министерство возглавлял министр, назначаемый императором и фактически ответственный перед ним. Аппарат министерств состоял из нескольких департаментов во главе с директором, а они, в свою очередь, делились на отделения, возглавляемые начальником. Отделения разбивались на столы во главе со столоначальником. Вся работа министерств строилась на принципе единоначалия. В "Общем наказе" категорически оговаривалось, что министрам принадлежит только власть исполнительная и в их компетенцию не входит "никакое новое учреждение или отмена прежнего". Министры назначали и увольняли чиновников, осуществляли надзор за подчиненными министерству учреждениями. Манифест 1811 года, по сути, дал министрам безграничную власть в своей отрасли.

20 марта 1812 года было обнародовано "Учреждение Комитета министров". Этим документом он определялся как высший административный орган. Комитет состоял из 15 членов: 8 министров, 4 председателя департаментов Государственного Совета, главнокомандующий Петербурга, начальник Главного штаба и начальник морского штаба. Председателем Комитета был князь Н. И. Салтыков, но дела, рассматриваемые Комитетом, докладывались Александру I А.А.Аракчеевым. На Комитет возлагалось рассмотрение дел, по которым "необходимо общее соображение и содействие" . Создание подобного органа было не чем иным, как полным игнорированием принципа разделения властей, подчинением законодательной власти высшей администрации. Довольно часто Комитет по инициативе того или другого министра стал рассматривать законопроекты, которые потом утверждал Александр I. Вместо органа, объединяющего и направляющего деятельность министерств, Комитет министров в своей деятельности или подменял министерства, или занимался делами, которые были не свойственными исполнительной власти. Он мог отменить решение Сената и одновременно с этим рассмотреть по первой инстанции малозначительное уголовное дело.

Следует отметить, что, М.М.Сперанский впервые ввел такую систему министерств, какую мы можем видеть и сейчас.

Реформа Сената (1811 г.)

Эта реформа довольно долго обсуждалась в Государственном совете, но так и не была осуществлена. М.М.Сперанский считал необходимым безотлагательно реформировать Так как трудно было понять основное назначение сената в системе государственного управления. М.М.Сперанский предлагал отделить правительственные функции от судебных и создать два сената, назвав первый Правительствующим, а второй Судебным. Первый, по его предложению, должен был состоять из государственных министров, их товарищей (заместителей) и должен быть единым для всей империи. Второй, под названием Сената судебного, распадался на четыре местных отделения, которые размещены по четырем главным судебным округам империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани.

Проект реформы Сената рассматривался сначала в комитете председателей департаментов Государственного совета в 1811 году, а затем на общем собрании совета. Члены Совета в большинстве своем возражали против реформы Сената. Все возражения сводились к тому, что изменение учреждения, веками существовавшего, "произведет печальное впечатление на умы", разделение Сената уменьшит его значение, повлечет большие издержки и создаст "большие трудности в приискании способных людей как в должности канцелярские, так и в сами сенаторы". Некоторые члены Государственного совета посчитали, что выбор части сенаторов противоречит принципу самодержавия и "скорее обратится во вред, нежели в пользу". Другие выступали против того, чтобы Судебный Сенат был высшей судебной инстанцией и его решение было окончательным, считая, что этот акт будет уменьшать значение самодержавной власти. Многим показалось непозволительным выражение "державная власть" по отношению к Сенату, так как в России знают лишь власть самодержавную. Наиболее существенные замечания принадлежали графу А.Н.Салтыкову и князю А. Н.Голицыну. Они полагали, что, этот проект прежде всего не "ко времени", считали несвоевременным вводить в жизнь новое установление во время войны, финансового расстройства при всеобщем недостатке в образованных людях.

М.М.Сперанским был составлен свод высказанных замечаний. К нему он приложил записку, в которой различными доводами защищал свой проект, уступая оппонентам в мелочах. В пермской ссылке М.М.Сперанский причины такой отрицательной реакции объяснял так: "Возражения сии большею частию происходили от того, что элементы правительства нашего недовольно еще образованы и разум людей, его составляющих, недовольно еще поражен несообразностями настоящего вещей порядка, чтобы признать благотворные перемены необходимыми. И следовательно, нужно было еще время... чтоб, наконец, их ощутили и тогда они сами бы пожелали их совершения". М.М.Сперанский считал, что мнения членов Государственного совета сводятся к мнению: "хорошо, да не время". Его противники, не имея веских аргументов против предложенного проекта, говорили только о его несвоевременности. Против реформы было и большинство министров (только трое высказались за представленный проект). Иначе, рассуждал М.М.Сперанский, и быть не могло, так как проект лишает министров права докладывать лично государю и по докладам этим объявлять высочайшие указы, снимая тем самым с себя всю ответственность. Таким образом устройство Судебного сената встретил в штыки весь наличный состав Сената.

Так, несмотря на все возражения, проект реформы Сената большинством голосов был одобрен, и Александр I утвердил решение Государственного совета. Однако утвержденному проекту переустройства Сената не суждено было быть осуществленным в жизнь. Приближалась война с Наполеоном, кроме того, казна была пуста. Император решил не начинать преобразование Сената до более благоприятных времен. "Дай бог, - писал М.М.Сперанский, - чтобы время сие настало! Проект может быть переменен, исправлен или совсем переделан людьми, более меня сведующими, но я твердо уверен, что без устройства Сената, сообразного устройству министерств, без сосредоточения и твердой связи дел министерства всегда будут наносить более вреда и заботы, нежели пользы и достоинства" . Таким образом, Сенат сохранился в прежнем виде.

М.М. Сперанский

В декабре 1808 г. Сперанский по поручению Александра I начал разработку «Плана государственного преобразования России». Он начал работу над проектом не только с присущей ему энергией, но и с надеждой на его осуществление.

Реформатору были переданы все наработанные материалы «Негласного комитета», записки и проекты, поступившие в Комиссию по составлению государственных законов. К тому времени, по его словам, он “изучил все существующие в мире конституции” и ежедневно обсуждал с императором каждый параграф плана.

Основные положения «Плана»

По существу, «План государственного преобразования России» являлся конституцией с ее неподвижными и неизменными законами. Это было для Сперанского непреложным условием, и сам он об этом говорил так: «Во всяком благоустроенном государстве должны быть начала законодательства положительные, постоянные непреложные, неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы».

Сперанский был убеждённым сторонником конституционного строя. Но в то же время он понимал, что Россия не готова к конституционному строю, а поэтому начинать преобразования следует с реорганизации государственного аппарата. В период с 1808 по 1811годы он составил план государственного преобразования от кабинета императора до волостного правления. Была проведена огромная работа, причем в очень короткие для такого масштаба сроки.

По «Плану» Сперанского, все население делилось на классы:

  • дворянство как владельцы недвижимой собственности
  • среднее состояние (мещане, купцы, государственные крестьяне
  • рабочий народ (слуги, ремесленники, мещане, поденщики).

Разделение проводилось в соответствии с политическими и гражданскими правами: гражданскими обладали все три класса, а политическими – только владеющие недвижимостью. Но предусматривался переход из одного состояния в другое. Наличие гражданских прав означает, что в государстве в определенной степени существует свобода. Но для ее гарантии, считал Сперанский, необходима политическая конституция.

Владимирский комплект законов Российской империи

Он утверждает, что государство должно обеспечить человеку его безопасность и безопасность его имущества, т.к. неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод. Эти права и свободы имеют два вида: личные свободы и вещественные.

  1. Без суда никто не может быть наказан.
  2. Никто не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону.
  1. Всякий может располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону.
  2. Никто не обязан платить податей и повинностей иначе, как по закону, а не по произволу.

Как мы видим, Сперанский воспринимает закон как метод защиты, а для этого необходимы гарантии от произвола законодателя. Следовательно, необходимо конституционно-правовое ограничение власти. Поэтому в основу плана государственных реформ Сперанского легло требование укрепления гражданского строя.

Идея разделения властей

Идея разделения властей должна была быть положена в основу государственного устройства страны и существовать как законодательная, исполнительная и судебная власти. Эту идею Сперанский позаимствовал на Западе. Он говорил: «Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет составлять закон и исполнять его».

Сенат должен был стать высшим органом судебной власти . Министерства – исполнительной . Государственная Дума – законодательной .

Над всеми этими органами учреждался Государственный совет как совещательный орган при императоре, который окончательно утверждал или отклонял представленный на рассмотрение проект, даже если он был принят Думой. Суть конституции сводилась к следующему:

1) Разделения властей.

2) Мнения законодательной власти абсолютно свободны и точно отражают народные чаяния.

3) Судебная власть независима от исполнительной.

4) Исполнительная власть ответственна перед законодательной.

Как видим, основные идеи «Плана государственного преобразования России» были довольны радикальными, но почва русской тогдашней действительности была еще не готова принять их. Александра I устраивали лишь частичные преобразования России, прикрытые либеральными обещаниями и общими рассуждениями о законе и свободе. Но он испытывал сильнейшее давление придворного окружения, стремившегося не допустить радикальных преобразований в России.

Дом в Петербурге, в котором скончался М.М. Сперанский

1 января 1810 г. было объявлено о создании Государственного совета, и М. М. Сперанский получил в нем должность Государственного секретаря. Вся проходившая через Государственный совет документация оказалась в его ведении. Создание Государственного совета было первым этапом преобразований: именно он должен был учредить планы дальнейших реформ, все законопроекты должны были проходить через Государственный совет. На общем собрании Госсовета председательствовал сам государь. Он мог утверждать лишь мнение большинства общего собрания. Первым председателем Государственного совета (до 14 августа 1814 г.) стал канцлер граф Н. П. Румянцев. Главой Государственной канцелярии стал Государственный секретарь (Сперанский).

Другие реформы

3 апреля 1809 г. был издан указ о придворных званиях, который менял порядок получения званий и привилегий. Теперь эти звания следовало рассматривать как простые знаки отличия. Привилегии получали только те, кто нес государственную службу. Указ о реформировании порядка получения придворных чинов был подписан императором, но все понимали, что автором его был Сперанский. В России в течение многих десятилетий дети знатных фамилий с рождения получали придворные чины камер-юнкера (5 класса), через некоторое время камергера (4 класса). Став взрослыми они, нигде не служив, автоматически получали «высшие места». А указом Сперанского камер-юнкерам и камергерам, не состоящим на действительной службе, предписывалось в течение двух месяцев найти себе место службы, иначе их ждала отставка.

Кроме того, он создал план изменения порядка производства в чины, действующего с эпохи Петра I. Сперанский прямо говорит о вреде петровской «Табели о рангах» и предлагает отменить или регламентировать получение чинов, начиная с 6 класса, наличием университетского диплома. Программа предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России. Чин коллежского асессора соответствовал 8 классу «Табели о рангах». С этого класса и выше чиновники имели значительные привилегии и высокие оклады. Желающих получить его было много, а сдавать экзамены большинству было не под силу. Понятно, почему Сперанского стали все больше ненавидеть.

В 1810-1811 гг. Сперанский реорганизовал министерства: они делились на департаменты, департаменты - на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет министров, а из всех министров - комитет министров для обсуждения административных дел.

К началу 1811 г. Сперанский предложил проект преобразования Сената. Он предполагал разделить Сенат на правительствующий и судебный, но затем этот проект был отсрочен. Но по его плану в 1810 году был учрежден Царскосельский лицей.

М.М. Сперанский на памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде

Все стороны российской действительности были отражены в «Плане преобразований России». В отношении крепостного права Сперанский писал: «Отношения, в которые поставлены оба эти класса (крестьяне и помещики) окончательно уничтожают всякую энергию в русском народе. Интерес дворянства требует, чтобы крестьяне были ему полностью подчинены; интерес крестьянства состоит в том чтобы дворяне были также подчинены короне… Престол всегда является крепостным как единственный противовес имуществу их господ», т.е крепостное состояние было несовместимо с политической свободой. Таким образом, Россия разделенная на различные классы, истощает свои силы в борьбе, которую эти классы ведут между собой, и оставляет правительству весь объём безграничной власти. Государство, устроенное таким образом - то есть на разделении враждебных классов - если оно и будет иметь то или другое внешнее устройство, - те и другие грамоты дворянству, грамоты городам, два сената и столько же парламентов, - есть государство деспотическое, и пока оно будет состоять из тех же элементов (враждующих сословий), ему невозможно будет быть государством монархическим».

Замысел Сперанского о переходе от самодержавия к конституционной монархии остался невоплощенным.