Способен ли базаров на дружбу. Творческая работа "интервью с евгением базаровым". Lхххviii. весы поэзии

Трудно представить себе современную русскую литературу без книг Виктора Павловича Астафьева. В своих произведениях он раскрывает таёжную романтику, единство людей с природой, изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью, естественностью.
Не может оставить равнодушным читателя рассказ Виктора Астафьева "Жизнь прожить", написанный в середине восьмидесятых годов, поскольку в нем автор поднимает жизненно важные проблемы. Он размышляет о милосердии, взаимоотношении человека и природы, войне как величайшем зле для земли и человека.
Само название произведения призывает читателя подумать о своей душе, о жизни, о том, что он оставит после себя на земле. Этот призыв к человеку повторяется в тексте дважды. В начале произведения он звучит от лица природы. "Люди! Люди! - напоминает вроде бы желтым просверком береза. - Осень скоро... Пора бы и оглянуться, задуматься... "
Затем автор, размышляя, предостерегает от черствости, ожесточения души: "Не вникая в жизнь ближнего своего, не разучимся ли мы чувствовать чужую радость, чужое горе, боль... И не утратим ли мы насовсем то, что зовется древним добрым словом - сострадание?"
Композиционно повествование представляет собой "рассказ в рассказе". В основе сюжета - история жизни Ивана Тихоновича Заплатина. В экспозиции рассказа автор знакомит нас с героем, с которым его многое сближает: место рождения, возраст, события военных лет. Через портрет Ивана Астафьев передает его глубокую связь с землей: кудри просвечены "ниточками седины, той августовской сквози, что на исходе месяца желто выдохнется из глубин леса". В портрете жены героя Татьяны тоже чувствуется единение с природой: "зрачки... как солнышко в дождь, дробятся в текучем, переменчивом свету".
Речь героев, полная пословиц, поговорок ("Одна кудря стоит рубля, а друга - тысячу", "В тесноте, да не в обиде"), диалектных слов ("руки отерпли", "не базлай"), просторечий ("дуреет", "брехня", "потрафлять"), погружает нас в мир простого человека. Употребляемые Иваном выражения: "жить-поживать", "легко ли сказка сказывается", "из-за моря-окияна" - делают его исповедь народной и мелодичной.
Из повествования Ивана Тихоновича мы узнаем, какой нелегкой была судьба его самого и его родных: голодные тридцатые годы, война, преждевременная смерть близких людей. Жизнь провела героя через многие испытания, но его сердце не стало безразличным к чужому горю: "вот уж подноет ретивое, затрясет его что осенний выветренный лист...". Любить и жалеть людей научила Ивана Лелька, взявшая его, мальчонку-сироту, в свою бедную семью. Она всю себя отдавала другим людям: ухаживала за родителями мужа-пьяницы, поддерживала больную сестру, не говоря уже о пятерых детях и сыне-инвалиде Борьке. Лелька рано ушла из жизни, но дети переняли ее доброту и, способность жертвовать собой.
Иван, вернувшись с фронта, не мог предать родных и не оставил отца, Борьку и тяжело раненного брата. Как труженицу Лельку "до се помнят" односельчане за ее душевность, так и к Ивану Тихоновичу с женой тянутся люди: "Все к ним кто-нибудь да лепился, грелся возле них". Они умеют понимать, сострадать другим,
Подчеркивая чистоту души и милосердие главных героев, автор использует прием антитезы. Лелька "проявила патриотизм", не отдав Ивана в детский дом, а бабушка дважды пыталась убить больного внука Борьку, открыто стараясь избавиться от лишнего рта в семье. Страшен и образ снохи Ивана, грубой, вульгарной, развратной женщины, которую автор даже не наделяет именем. В ней нет доброты к людям. Родная дочь, имеющая способности к бальным танцам, ей нужна для престижа: ноги Клавочкины "дороже и нужней, чем сама дочь".
Соединением просторечий и высокой лексики достигается яркая характеристика персонажей. В описании городской семьи чувствуется авторская насмешка: "современно однодетная" семья; "устряпанная работой, надсаженная властью, земными благами и наслаждениями" мамуля; "вкушающая только сахар" собачка "с блатной мордой".
Народный взгляд на войну выражен через воспоминания Ивана Тихоновича. Сама природа как бы стремится заставить человека одуматься и не совершать кровопролитий: солнцепек сменился метелью, "солнце как очумелое", белый снег обезображен человеческими трупами. И невольно рассказчик восклицает: "Светопреставленье! Видно, и впрямь люди бога прогневали". Одно только словосочетание "людской сор" приводит читателя в ужас. Страшна картина поля боя на следующий день: "Как дрова, лежат люди, только в поленницы не сложенные, друг на дружке". От этого вида Иван Тихонович "чуть умом не сдвинулся". И до сих пор события стоят у него перед глазами. Именно поэтому он особенно остро переживает за судьбу внучки: "Неужто опять? Неужто детей побьют и обездолят, и мою Клавочку тоже?.."
Герой никогда не смирится с войной. Все в нем, "что вложено в душу... восстает, протестует и не устанет уж протестовать до конца дней против неестественной, против преждевременной смерти". Над вопросом жизни и смерти его также заставляют задуматься гибель Лельки и поведение дезертира-приспособленца, дожившего до амнистии. Иван все пытался понять, почему смерть "непременно выбирает тех" кто посветлее, посовестливее".
В рассказе автор с болью говорит об экологической проблеме. Ведь не только война, но и мирная деятельность человека губит, уродует природу. Сооружение Красноярской гидроэлектростанции привело к затоплению около шестисот километров земель по Енисею, в том числе и Изагаша. Люди уезжали, навеки оставляя любимую природу, могилы родных, свою родину. Насколько плодородны были места по Енисею, а теперь "в ранах вся тайга и земля"! И сам Енисей "утопили, широкой лужей сделали, хламьем, как дохлую падаль, забросали". Земля дана человеку не для того, чтобы он уничтожал все живое. Астафьев подчеркивает, что природа и человек - единое целое, нарушение этого единства непременно скажется. Даже Петруша, человек добрый, честный, теряет чувство собственного достоинства, становится "размазней" в городе.
Ивану, выросшему среди лесов, полей и гор, на берегу величественной реки, непонятно, как можно жить в серых, задымленных городах: "Да и боязно делается, как подумаешь, что за люди без земли... на сером бетоне вырастут. Что у них в душе поселится?.. Какое дело они справлять станут? Кого любить? Кого жалеть? Чего помнить?"
В своем произведении "Жизнь прожить" Виктор Петрович Астафьев призывает читателей к ответственности за все, что происходит на земле, к борьбе с бездуховностью за утверждение нравственных начал: "Землю можно разрушить, цивилизацию и жизнь истребить, сотворив самое грандиозное самоубийство в мироздании, но останется дух наш, который будет витать в безмерности времён, пространств, искать приюта на какой-нибудь живой планете, чей-то живой душе".

Все люди разные, и каждый понима-ет любовь и дружбу по-своему. Для одних найти любимого человека есть цель и смысл жизни, а дружба — не-отъемлемое условие их счастливого существования. Эти люди составляют большинство. Другие считают любовь выдумкой, «белибердой, непрости-тельной дурью»; в дружбе ищут едино-мышленника, борца, а не человека, с которым можно пооткровенничать на личные темы. Таких людей гораздо меньше, и именно к их числу относит-ся Евгений Васильевич Базаров.

Его единственный друг Аркадий в на-чале романа представляется читателю наивным, несформировавшимся юн-цом. Он привязался к Базарову всей душой и сердцем, буквально обоже-ствляет его, ловит каждое его слово. Базаров чувствует это и хочет воспи-тать из Аркадия человека, подобного себе, то есть отрицающего современ-ный общественный строй и желающе-го принести некую новую практичес-кую пользу России.

Поддерживать дружеские отношения с Базаровым хочет не только Аркадий, но и так называемые, «дворяне-про-грессисты» — Ситников и Кукшина. Они считают себя современными мо-лодыми людьми и боятся отстать от моды. А так как нигилизм в данном случае представляется им последним веянием моды, то они принимают его, но принимают фрагментарно и весьма поверхностно: они неряшливы в одеж-де и разговоре, отрицают то, о чем не имеют ни малейшего представления. Базаров прекрасно понимает, что эти люди неумны и непостоянны, и потому он не принимает их дружбы.

При этом он все свои надежды возла-гает на молодого Кирсанова. Он хочет видеть в нем своего последователя, единомышленника. Базаров и Аркадий часто беседуют, многое обсуждают. Аркадий внушил себе, что согласен с Базаровым во всем, что будто бы раз-деляет все его взгляды. Однако со вре-менем все чаще между ними возникают разногласия. Аркадий осознает, что не может принять все суждения Базарова. В частности, он не может отрицать кра-соту природы и ценность искусства. Базаров считает, что «природа — это не храм, а мастерская и человек в ней — работник». Аркадий же считает, что природой надо наслаждаться и из этого наслаждения черпать силы для работы. Базаров смеется над «стареньким ро-мантиком» Николаем Петровичем, ког-да тот играет на виолончели, — Арка-дий даже не улыбается базаровской шутке, но, несмотря на первые возник-шие разногласия, продолжает любить и уважать своего «учителя». Базаров не хочет замечать перемену в друге, а же-нитьба Аркадия совершенно выводит Евгения из равновесия.

И тогда Базаров решает расстаться с Аркадием, расстаться навсегда. Он счи-тает, что Аркадий не оправдал его на-дежд, что подвел его. Базарову горько это осознавать и нелегко отречься от друга, но он решается на этот шаг. Уез-жает Евгений с такими словами: «...ты поступил умно; для нашей горькой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор, для нашего дела это не годится... Ты славный ма-лый; но ты все-таки мякенький, либе-ральный барич». Аркадий не хочет рас-ставаться с Базаровым, он пытается ос-тановить друга, но тот непоколебим в своем жестоком решении. Итак, первая потеря Базарова — это потеря друга. Но одиноким остался он и в любви.

Любовь — чувство безусловно ро-мантическое, а так как нигилизм от-вергает все, что не приносит практи-ческой пользы, то отвергает и любовь. Поначалу Базаров воспринимает лю-бовь только с физиологической сторо-ны: «Нравится тебе женщина — ста-райся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись: земля не клином сошлась».

Однако любовь к Одинцовой врыва-ется в его сердце внезапно, вопреки рассудку и отнюдь не радуя его своим появлением. Еще на балу Одинцова привлекла внимание Базарова. «Это что за фигура? На остальных особ не похожа», — интересуется он с преуве-личенной небрежностью. Анна Серге-евна показалась ему очень красивой и интересной молодой женщиной. Он с любопытством принимает ее при-глашение погостить в ее имении Ни-кольском. Базаров и Одинцова прово-дят вместе много времени: гуляют, беседуют, спорят, — словом, узнают друг друга. И в обоих происходит пе-ремена. Базаров буквально поразил воображение Одинцовой, она о нем много думала, ей было по-настояще-му интересно в его обществе. «Она как будто хотела и его испытать, и се-бя изведать».

А что происходит в душе Базарова? Он по-настоящему влюбился! Это же подлинная трагедия для нигилиста! Рушатся все его теории. И он стара-ется оттолкнуть от себя э т о навязчи-вое, неприятное чувство, «с негодо-ванием сознает романтика в самом себе». Анна Сергеевна приглашает его на уединенные прогулки в саду, вызывает на откровенный разговор. Она добивается признания в любви. Базаров не верит в ее любовь, но в его душе теплится надежда на взаим-ность, и он забывает обо всем на све-те, хочет лишь быть с любимой, никог-да не расставаться с ней. Но «Один-цовой стало страшно и жалко его», и она принимает решение: «Нет, Бог знает, куда бы это повело, этим нель-зя шутить, спокойствие все-таки луч-ше всего на свете».

Итак, Евгений отвергнут. Это вторая потеря — потеря любимой женщины. Базаров очень тяжело переживает эту потерю. Он уезжает домой, лихо-радочно ищет себе занятие и наконец успокаивается своей привычной рабо-той. Но Базарову с Одинцовой суждена была еще одна, на этот раз послед-няя, встреча. Базаров, смертельно больной, посылает нарочного к Один-цовой: «Скажи, что кланяться велел, больше ничего не нужно». На самом деле он надеется увидеть любимую, услышать ее голос. И Анна Сергеевна приезжает к нему и даже привозит с собой доктора. Однако приезжает она не из любви к Базарову. Она не бросилась к нему со слезами, как бро-саются к любимому человеку, «она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом». Базаров по-нял ее: «Ну, спасибо. Это по - царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих».

Он дождался своей недосягаемой лю-бимой, и на ее руках умирает Евгений Васильевич Базаров. Умирает челове-ком сильным, волевым, не отказавшимся от своих суждений, не отчаявшимся, однако одиноким и отвергну-тым всеми, кроме родителей.


Всем известное произведение Тургенева Отцы и дети затрагивает очень важные вопросы, которые встречаются в жизни каждого человека. Главной проблемой, конечно же является проблема недопонимания отцов и детей. Но также немаловажной темой является тема дружбы.

Главный герой Евгений Базаров познакомился с Аркадием Кирсановым. Они начинают тесно общаться. Аркадий поражен умом Базарова. Он не чает в нем души, и пытается следовать за ним.

Аркадий говорит, что разделяет точку зрения Базарова. Защищает своего друга перед старшим поколением. Базаров – это человек, который никогда не сидит на месте, он все время чем-то занят. А Аркадий не такой: он не очень стремится делать что-то полезное. В этом то и главное различие в них. Аркадий просто убедил себя, что он такой же как и Базаров.

Как оказалось, у Аркадия и Базарова не было ничего общего. А как известно, между такими людьми настоящей дружбы не может получиться. Вот так и разошлись пути этих героев. Аркадий стал счастливым человеком, найдя девушку, которую полюбил всем сердцем. А судьба Базарова сложилась, к сожалению, не так хорошо, как этого хотелось.

Обновлено: 2017-07-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


Главным героем произведения Тургенева “Отцы и дети” является Евгений Базаров. Автор представляет его нам как революционера, который хочет изменить все порядки общества. Он считает основой всего науку, и кажется, что такие чувства как любовь и дружба не знакомы главному герою. Но так ли это?

В университете Базаров знакомится с Аркадием. Он старается передать другу все свои знания и навязать свою точку зрения.

Хотя из этого ничего и не вышло, Базарову очень тяжело прощаться с другом. Видно, что для него отношения с Аркадием были не просто способом казаться лучше его. Он дорожил дружбой с Аркадием.

Что касается любви, то многие аристократы очень ценично относились к женщинам. У Базарова любовь к девушкам была иной. Например, отношения с Фенечкой. Если у Павла Петровича к ней были неискренние чувства, то у Базарова самые настоящие.

Но по-настоящему что такое любовь, он узнал, встретив Одинцову. Тогда вся его теория потерпела крах. Ведь перед любовью не может устоять ничто. Кажется, что он относится к ней как-то грубо, но это не так. У него только самые светлые чувства к этой женщине. Очень жаль, что их любовь так и не смогла состояться.

Иногда бывает так и в жизни: кажется человек думает только о себе, но умеет любить по-настоящему.

Обновлено: 2017-06-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Творческая работа

Интервью с Евгением Васильевичем Базаровым

Сегодня удивительный день для нашей редакции. Мне оказана честь взять интервью у необычного человека – представителя разночинной молодежи, готовой изменить существующий порядок в стране. Евгений Базаров

Я сегодня гость в доме Николая Петровича Кирсанова в деревне Марьино и сижу за одним столом с нашим главным героем – Евгением Васильевичем Базаровым, а также с его другом Аркадием Кирсановым, хозяином дома и его братом Павлом Петровичем Кирсановым и милой Фенечкой.

Здравствуйте, Евгений Васильевич. Мой первый вопрос будет к Вам: давно ли вы находитесь в гостях в доме Кирсановых, как вы себя здесь ощущаете?

Добрый день, Дмитрий! В гостях я здесь сравнительно недолго – с 20 мая, чувствую я себя здесь хорошо, познакомился с родными моего близкого друга Аркадия. Правда, на следующий день после моего приезда у меня произошла с дядей Аркадия небольшая словесная стычка, после которой мы все остались при своём мнении.

Мне, как любому нашему читателю, будет интересно узнать, какую точку зрения вы отстаивали в этой дискуссии с Павлом Петровичем?

- Люди стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы». Я уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат. Я даже горжусь отсутствием у себя «художественного смысла» и полагаю, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других».

- А что Вы, Павел Петрович, можете на это сказать?

Я скажу лишь одно: этот «нигилизм», исповедуемый господином Базаровым, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте». Даже Аркадий, мой племянник, подражает ему, дает явно понять, что находится на стороне своего друга, а не на стороне своих близких. Я очень удивлен таким поведением Аркадия и очень недоволен.

- Мне кажется, что каждый сам вправе выбирать, по какому пути ему идти в жизни. Остается лишь принять это.

Я ничего принимать не собираюсь!

- Ваше право.

- Хотелось бы спросить Вас, Аркадий, как вы определяете дружбу с Евгением?

Базаров – интересный человек. Евгений привлекает меня своей резкостью, неординарностью и смелостью в суждениях. Знаете, в юности человек тянется ко всему новому и необычному, легко увлекается новыми идеями, испытывает живой интерес к жизни в любых ее проявлениях. Таков и я. Я ищу свой собственный жизненный путь методом проб и ошибок. Отношение моего друга к традициям, авторитетам и прочим (важным для моего отца) вещам достаточно резкое. На мой взгляд, Евгению не хватает мудрости лет, терпимости и внимания к другим людям, тех качеств, которые есть у моего отца.

- Очень интересная позиция, на мой взгляд! Спасибо за то, что Вы не побоялись высказать свою точку зрения!

Не вижу в этом великого подвига...

- Теперь я хочу задать вопрос Вам, Фенечка. Как, по Вашему мнению, относится к Вам Евгений Васильевич?

О, Евгений Васильевич очень интересный, добрый человек. Был случай, когда наше с Николаем Петровичем дитя захворало. На помощь сразу пришел Базаров и за короткое время излечил недуг бедного Митеньки. Я за это очень благодарна ему.

- Это всё, что Вы можете сказать о Базарове?

- Да, мне больше нечего добавить…

- Тогда хотелось бы выразить огромную благодарность всем за наш разговор, а Евгению Васильевичу Базарову в особенности. Семье Кирсановых, конечно же, спасибо за теплый прием. Считаю, что наша встреча дала много и мне, и нашим читателям, и Вам всем. До свидания!

Дмитрий Степанов

Спор Базарова с П.П. Кирсановым