Стартовала IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Верхняя Пышма и Богданович. Офис Пилви Такалы

В Екатеринбурге стартовала Уральская индустриальная биеннале современного искусства

В Екатеринбурге сегодня начала работу Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Почти два месяца – с 14 сентября по 12 ноября – заброшенное здание Уральского приборостроительного завода превратится в огромный арт-объект.

Основная тема выставки в этом году – "Новая грамотность", она посвящена труду и досугу недалёкого будущего. Художники в своих работах постарались изобразить изменения, которые в ближайшее время произойдут в общественной, экономической, культурной сферах.

Как выглядел завод до того, как его отдали на растерзание художникам, можно посмотреть . Планировалось, что инсталляции и перформансы будут организованы на нескольких этажах, причём на каждом будет придумана своя драматургия. Часть стен в здании хотели снести, а часть объектов (например, буфет в советском стиле) оставить. Во дворе завода , где всё лето проводили мастер-классы, лекции и концерты для молодёжи.

Сегодня кураторы проекта проводят первую экскурсию по выставке. Мы записали её на видео.

Напомним, сегодня на перформанс-платформе Уральской индустриальной биеннале начнутся показы необычного перформанса-спектакля "Огни Урала". Это история про тоталитаризм, рассказанная в танце. Танцорам аккомпанирует оркестр, свои партии исполняют вокалисты, а зрители могут спокойно перемещаться по периметру зала, из которого вынесли все кресла. Фоторепортаж с генеральной репетиции .

В старый приборостроительный завод, расположенный по адресу Горького, 17 вдохнули новую жизнь. Вместо рабочих станков, налаженного производства и трудящихся там теперь огромное арт-пространство. На территории завода сейчас развернулась 4-я Уральская индустриальная биеннале (выставка современного искусства).

Четвертая биеннале носит название «Новая грамотность». Прошлые её версии были посвящены переходу от индустриального общества к информационному. «Новая грамотность» же затрагивает тему недалекого будущего и изменения всех сфер жизни общества.

Сама биеннале состоит из нескольких частей - это основной проект, куратором которого является португалец Жоан Риббос, итоговая выставка программы «Арт-резиденция» под покровительством Жени Чайки. Также существует программа специальных проектов, связанных с индустриальной тематикой. Одним из этих проектов является работа Тимофия Ради «Кто мы, откуда, куда мы идем». Кроме того, структура биеннале включает в себя перфоманс-проекты, параллельную программу, университет биеннале, интеллектуальную платформу и образовательную программу.

Четвертую индустриальную биеннале открывает работа братьев Люмьер «Выход рабочих с фабрики». Этот исторически первый фильм встречает гостей не случайно: биеннале располагается на бывшем заводе, гости выставки в него заходят, а рабочие из немого кинофильма его покидают. Таким образом, рождается некий символизм действий. Что-то наподобие «вечного двигателя».

Прямо напротив люмьеровского фильма расположена работа Алексея Каллима «Спартаковская площадь». Здесь автор фантазирует на тему возможного будущего реально существующей московской площади, добавляя ей красок и яркости.

Проект арт-группы ЖКП необычен тем, что художники воссоздали здесь копию своего гаража, который находится в Нижнем Тагиле. Именно в этом небольшом, но творческом пространстве и рождались их художественные идеи. Интересно, что аббревиатура ЖКП не имеет точной расшифровки, она каждый раз находит новое значение. Из последней версии, ЖКП означает «Жизнь Как Перфоманс».

«Доска почета» - работа художника Павла Отдельнова. На стене представлены фотографии, сделанные в 30-х годах прошлого века рабочими производственных газет. Художник с точностью отразил на доске фотокарточки из газет того времени. Можно заметить, что есть фотографии и без лиц. Выглядят жутковато, но именно так фотографии этих люди были напечатаны в газете.

С «Доски почета» на нас смотрят рабочие завода Дзержинска, который позднее был закрыт, а всех рабочих с него распустили. К слову, среди этих изображений присутствует и фотография бабушки художника.

Также Павел Отдельнов выставил на биеннале свои картины, выполненные красками. «Слава труду и науке» изображает тот же Дзержинский завод, работников которого мы увидели на «Доске почета». Здесь важно то, как художник демонстрирует процесс захватывания природой оставленного людьми пространства. Мы видим, как на крыше уже не действующего завода проросли березы, ржавчина прокрыла железные трубы, а площадка у завода заросла так, что подобраться к нему теперь не так-то просто.

Художница Александра Паперно родилась в Москве, но в 13 лет вместе с родителями переехала в США, где получила образование в Академии современного искусства. На четвертой Уральской биеннале Александра представляет интереснейшую работу под названием «Об устройстве сна шестой пятилетки».

Проект Паперно имеет прямую историческую отсылку: в 1955 году была принята шестая пятилетка, в рамках которой разрабатывались проекты, позволяющие удешевить жилье. Рациональный план регулировал площади квартир с точностью до сантиметра. Высчитывалось, сколько свободного пространства понадобится человеку, чтобы он мог развязать шнурки, раздеться или умыться.

Сейчас современным людям такой подход к проектированию жилья может показаться странным и немного диковатым. Поэтому Александра создает проект хрущевской квартиры, изображая на стенах расчеты архитекторов того времени и показывая, что жить «по сантиметрам» вполне реально.

Арт-проект «Испарение конституции Российской Федерации» от творческого объединения «Куда бегут собаки» располагается в части с отметкой «18+".

Здесь посетитель наблюдает за тем, как на большом экране стирается текст российской Конституции. Через сложную инженерную конструкцию исчезнувшие буквы преобразуются в воду, а затем капли падают на утюги, отстукивая на азбуке Морзе текст Конституции.

Цель данного процесса - передать информацию через пар. А вот какова основная идея - каждый должен понять для себя сам. Это может быть расценено как буквальное испарение, обесценивание текста Конституции. А может быть понято иначе: вместе с паром, исходящем от утюга, мы буквально вдыхаем и впитываем в себя слова главного документа Российской Федерации.

Крайне интересная и занимательная работа Четвертой уральской биеннале - «Универсальные желания» Людмилы Калиниченко. Художница собрала «карты желаний», которые люди выкладывают в интернет в качестве визуализации и создала комнату с универсальными желаниями. По всему периметру маленькой комнаты отражены самые «популярные» мечты людей: здесь и богатство, и красота, и сексуальные желания, и желание самореализации.

Посреди комнаты художница установила пирамиду (отсылка к пирамиде потребностей Маслоу). Таким образом, базовые потребности и желания человека расположены внизу, чем выше становится пирамида, тем возвышеннее становятся человеческие желания, отраженные на стенах комнаты.

Федор Телков, представивший свой проект «Простые признания», является не только художником, но и преподавателем в ВУЗе. Собственно, его работа как раз связана с университетом. Федор в одной из комнат бывшего завода воссоздал обычную университетскую аудиторию. Но главный смысл его идеи кроется не в обстановке, в которой оказываются посетители выставки, а в реальных рисунках студентов, оставленных на партах.

Как рассказывал сам художник, на этих партах отражено «бессознательное» молодых людей. То, с чем они сталкиваются, обдумывают, переживают, перерабатывают в своей голове и после передают это через рисунки.

Арт-резиденция, куратором которой является Женя Чайка - результат проекта, который она разбила на полгода. Вообще, арт-резиденция - это место, куда привозят художника из другой страны, он в ней начинает жить и воспроизводить ту реальность, в которую попал через свои работы. В данном проекте художников привозили на завод, где они общались с рабочими, наблюдали за производственными процессами и позже отражали увиденное в своих работах.

В итоговой арт-резиденции представлена работа швейцарского художника Руди Десельера. Особенность его художественных проектов заключается в том, что он исследует звуки через инсталяции. На биеннале он представляет необычную работу, позволяющую «услышать голос меди».

Ханналеена Хейска - художница из Финляндии. Её работа, выставленная в арт-резиденции, была придумана и сделана под влиянием сказок уральского писателя П. Бажова. Материалы, с которыми Ханналеена работала - уголь и фарфор.

Нина Бисярина сотворила настоящее болото с плавучим островом в пространстве арт-резиденции. На дальней стене проецируется мультфильм, который погружает нас в то место, которое воссоздает Нина. Арт-объект сопровождается звуками и запахами, что создает у посетителей чувство, будто они действительно находятся в настоящем болоте.

Это лишь малая часть того, что можно увидеть на бывшем приборостроительном заводе. Биеннале «захватит» вас на несколько часов. Но это время, несомненно, будет крайне интересным и познавательным!

Стоимость полного билета на единоразовое посещение в течение 1 дня - 400 рублей. Стоимость льготного билета на посещение в течение 1 дня (студенты, пенсионеры) - 200 рублей. Стоимость абонемента на безлимитное посещение Площадки Приборостроительного завода - 2 000 рублей.

За предоставленную информацию благодарим экскурсовода Четвертой уральской индустриальной биеннале Асю Максимеченко.

Фото: Елена Елисеева, Алена Скользина.

Сегодня, 14 сентября, в Екатеринбурге стартует IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Выставка будет открыта в течение трех месяцев и завершится 12 ноября. Биеннале делится на части: экспозиция основного проекта, арт-резиденции, перформанс-платформа, университет биеннале, параллельная программа и специальные проекты. The Village составил большой гид по событиям и площадкам индустриальной выставки.

1. Основной проект

Экспозиция биеннале занимает площадку Уральского приборостроительного завода на набережной Городского пруда. Она располагается на трех этажах - это больше 6 тысяч квадратных метров. Главная тема всей биеннале - «Новая грамотность». 60 художников из 19 стран исследуют три идеи, объединенных новой грамотностью: изображение как свидетель, хореография капитализма, сопротивляющееся слово. По словам куратора Жоана Рибаса, на биеннале зритель наблюдает изменения, которые несет четвертая индустриальная революция, когда объединяются геном человека и смартфон, когда соединяются информационный бит и атом.

Фильмы Люмьер и Медведкина

Выставку открывает фильм «Выход рабочих с фабрики» братьев Люмьер, снятый в 1895 году. Первый фильм в истории, показанный на большом экране, служит отправной точкой всей выставки. Еще на первом этаже показывают ленту уральца Александра Медведкина, который прославился созданием кинематографического поезда. В 30-х его съемочная группа на трех вагонах передвигалась по стройкам первой пятилетки СССР и снимала фильмы о жизни рабочих. Французские левые кинематографисты вдохновились его работами и в 60-х так же отправились по стране документировать борьбу французских рабочих. На биеннале эти две ленты впервые оказались рядом.

Офис Пилви Такалы

На первом этаже можно найти типичный офис: большой стол, стулья, белые кожаные кресла. В этом пространстве финская художница Пилви Такала рассказывает, как в течение месяца работала в большой консалтинговой фильме и ничего не делала. Она сидела за столом без компьютера и телефона, проводила рабочий день в лифте. Художница показывает, как ничегонеделание представляет угрозу привычному порядку вещей.

«Сауна» на производстве биткоинов

Еще одна знаковая работа - «Сауна», созданная Лабораторией городской фауны. Художники построили теплицу, где тепло создается за счет охлаждения компьютера, который производит вычисления и добывает криптовалюту. Авторы сделали производство биткоинов видимым и добились того, чтобы информационный процесс можно было почувствовать.

Распад

В одной из комнат второго этажа находится работа Ольги Кройтор. Однажды художница нашла старые диапозитивы, вставила их в проектор и увидела, как они медленно осыпаются из-за тепла лампы. Ольга засняла процесс распада и предлагает посетителям наблюдать за исчезновением образов на фоне облупленных стен завода.

Универсальные желания

Художница Людмила Калиниченко создала инсталляцию из карт желаний, которые люди выкладывали в интернет. Ее работа - психоделическое пространство, где повсюду деньги, секс, успех, здоровье и путешествия. Людмила изобразила коллективное бессознательное и создала место универсальных желаний.

Спальня страха и гендерные коды

На биеннале можно попасть в спальню страха. Художник Александр Образумов воссоздал интерьер спальни, чтобы показать, как синие экраны и привычные предметы вызывают страх и беспокойство. По соседству под музыку группы «Тату» художница Петра Кортрайт исследует эстетику общения и гендерные коды с помощью языка фильтров инстаграма, иконок и видеоэффектов.

Класс

Повсюду работы иностранцев переплетаются с произведениями уральских художников. На некоторые экспозиции вход разрешен только совершеннолетним. Например - в комнату, где фотограф и преподаватель Федор Телков создал класс, в котором парты исписаны грубыми и похабными рисунками и надписями.

2. Университет биеннале

Секция «Технологическая грамотность»

Философ техники Юк Хуэй объяснит, почему цифровая реальность позволяет забыть о марксовом отчуждении от средств производства, а художник Даскин Драм предложит каждому из слушателей поставить себя на место компьютерного сервера и объединиться в сеть.

Воркшоп Герта Ловинка «Что есть „социальное“ в социальных сетях»

Голландский теоретик медиа предложит проанализировать тексты критической теории и социологии о социальных медиа. Семинар подходит тем, кто хочет попробовать «медленное чтение» и свободно говорит на английском.

Секция «Познание требует времени»

Философ и автор трактата «Коинсидентология» Йоэль Регев, философ и эссеист Петр Сафронов, искусствовед Борис Клюшников поговорят о том, куда постоянно уходит время, почему общество порицает прокрастинацию, можно ли жить медленней.

Секция «Эстетика перехода»

Арт-критик Шон Морган, доцент университета Лидса Влад Струков и искусствовед Наталия Фукс поговорят о том, как из цифрового шума художники вырезают прекрасное, как социальные медиа изменили суждения вкуса, как «зум» и «дрэг» перевоспитали зрителя.

Лекция художника Баби Бадалова

Баби Бадалов работает с визуальной поэзией, арт-объектами, инсталляциями и перформансами. Живет в Париже. Принимал участие в XI Биеннале в Кванджу, VI Московской биеннале, параллельных проектах 54-й Венецианской биеннале.

Keynote-лекция Льва Мановича «Искусственный интеллект и визуальная культура»

Эксперт по теории новых медиа объяснит, насколько визуальная культура зависит от искусственного интеллекта и как машины упорядочивают то, что видит пользователь.

Воркшоп Шона Монахана «Помни о мемах»

Двухчасовой семинар от нью-йоркского бренд-аналитика и художественного критика, посвященный конструированию потребительских инсайтов и этнографии социальных сетей. Шон расскажет, как проводить и «упаковывать» качественные исследования (и почему в этом помогает современное искусство) на примере AirBNB и косметики BB Cream.

Воркшоп Льва Мановича «Думая данными»

Вводный семинар для тех, кто хочет узнать, как использовать визуализацию в гуманитарных дисциплинах и журналистике, как связана визуализация с конструктивистскими изысканиями начала 20-х. Эксперт по теории новых медиа объяснит неочевидную связь концептов города-сада и общества данных.

Лекция художницы Анны-Софи Бергер

Она изучала дизайн одежды и трансмедиа в Венском университете прикладных искусств. Живет и работает в Вене и Нью-Йорке. Ее персональные выставки «Новые слова», «Места для борьбы и примирения», «Билборды», «Вечный оптимист», «Почувствуй» появлялись в Италии, Австрии, Германии.

Показ и обсуждение фильма Hyperstition

Фильм посвящен современной философии и применению ее в финансовой аналитике, информационном дизайне, консалтинге и современном искусстве. Показ пройдет на английском языке с русскими субтитрами.

Лекция художницы Таисии Коротковой

Художница окончила Институт проблем современного искусства и Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова. Работы Таисии Коротковой выполнены в технике современной иконописи, причем автор самостоятельно выполняет каждый технологический этап, от подготовки доски к грунтовке до лакировки.

Международный форум «Культура как предприятие»

Форум станет площадкой для агентов, занятых производством, оценкой и коммуникацией культурных продуктов. В форуме примут участие Энди Прэтт, экономист, сотрудничающий с комиссией ООН, куратор и художественный критик Николя Буррио, Ксавье Декто, хранитель Искусства и дизайна в Национальном музее Шотландии, художник и архитектор Лукаш Панцевич и основатель и руководитель Школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной.

3. Маршруты арт-резиденций

На протяжении первой недели автобусы по местам арт-резиденций биеннале будут ходить по будням: они отправляются в 9:00 от Приборостроительного завода. После вернисажной недели маршруты по городам и производственным предприятиям Урала будут открыты только по выходным. Всего для биеннале разработали 59 маршрутов по 25 уральским городам.

Сысерть

Современная Сысерть сохранила память о временах былого заводского величия. Этот маршрут проведет по старой промышленной Сысерти в Сысерть ремесленную и художественную. Гости посмотрят город и побывают на фарфоровом заводе, где до сих пор чайные сервизы расписывают вручную. В рамках программы арт-резиденций художница из Финляндии Ханналеена Хейска сотрудничает с этим предприятием и создает объектно-графическую инсталляцию.

Нижний Тагил

Нижний Тагил - один из самых известных городов Свердловской области и центр уральской металлургии. Здесь сохранился старинный завод, превращенный в заповедник и музей под открытым небом, где можно рассмотреть внутреннее устройство заводов XVII–XIX веков. С ним соседствуют современные предприятия, и в рамках этого маршрута гости побывают на НТМК.

Полевской и Дегтярск

Этот маршрут связан с историей металлургии на Урале: в сохранившейся Северской домне можно будет увидеть, как плавили чугун в середине XIX века, а на Северском трубном заводе - как льют металл в наши дни.

Кыштым

Этот маршрут свяжет воедино историческое наследие и современное искусство. Гости побывают на двух действующих предприятиях, где увидят жидкий малахит и ванну с серной кислотой, постоят на краю графитового карьера и узнают об истории и жизни призаводского горного города. Ближе к вечеру они увидят инсталляцию художника из Швейцарии Руди Десельера, которую он создает в кыштымском «белом доме».

Кыштым и Сатка

Путешествие в Кыштым закончится ночевкой среди гор и озер в эко-парке Зюраткуль, а на второй день гости поедут в Сатку, где действует постоянная резиденция Уральской индустриальной биеннале. В программе - посещение комбината «Магнезит» и экскурсия на Карагайский карьер, глубина которого равняется высоте десяти десятиэтажных домов - 360 метрам.

Верхняя Пышма и Богданович

Этот маршрут охватит два предприятия, с которыми сотрудничают художники программы арт-резиденций. «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме подготовили тележки для инсталляции Гектора Саморы, гости будут искать ответ на вопрос, зачем мы куда-то постоянно едем. Богдановичское ОАО «Огнеупоры» встретит гостей цехом полусухого - такое название носит прессование огнеупоров.

4. Перформанс-платформа

Показ фильма «В поисках потока»

Где: Уральский филиал ГЦСИ

«В поисках потока» - это короткометражный документальный фильм в жанре кинотанец о танцевальном искусстве Екатеринбурга от режиссера Кати Каллио, программного директора старейшего фестиваля кинотанца Loikka в Хельсинки.

Спектакль-перформанс «Огни Урала» о строительстве первых уральских заводов

Когда: 14 сентября, 20 сентября, 11 октября, 12 октября, 18 октября, 31 октября, 7 ноября, 8 ноября, 9 ноября в 21:00

Где: Дворец культуры металлургов Верх-Исетского завода

Site-specific ораторию «Огни Урала» создавали два композитора, написавшие по акту: швейцарец Карло Чичери и Дмитрий Ремезов из России. Текст оратории нашли в архиве начала 30-х годов, а для постановки переработали. В проекте участвуют полсотни музыкантов, танцовщиков театра «Провинциальные танцы», солистов хора и художников.

Гастроли театра Post

Где: Уральский филиал ГЦСИ

Независимую театральную группу основал в 2011 году Дмитрий Волкострелов. В репертуаре театра - спектакли по пьесам Ивана Вырыпаева и Павла Пряжко, а также первые в России постановки произведений Джона Кейджа, Элвина Люсье и Марка Равенхилла. За неделю гастролей в Екатеринбурге будут представлены спектакли «Джон Кейдж. Лекция о нечто», «Я свободен», «Запертая дверь», «Июль», «Джон Кейдж. Лекция о ничто», «Хозяин кофейни», «Молчание на заданную тему».

5. Специальные проекты

Выставка «Территория авангарда: Большой Урал»

Где: третий этаж Приборостроительного завода

Гости смогут посмотреть на историю авангарда городов Большого Урала как на часть многосоставной и мистической истории края. Выставка создана на основании архивных материалов, изучении семейных архивов и экспедиций. Исследование авангарда раскроет важную черту региона, где желание нового сочеталось с большим числом запретов.

Выставка «Миростроение»

Где: Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», Нижнетагильский музей изобразительных искусств

Проект «Миростроение» открылся в Нижнем Тагиле 12 августа. Он находится на двух площадках. В цехе Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» художники создали «тотальную комнату отдыха» - метафорический памятник труду поколений людей, которые работали и жили здесь на протяжении 300 лет. Вторая площадка расположилась в Нижнетагильском музее изобразительных искусств. В этом проекте участвовали простые люди, которые не считают себя профессиональными художниками, но при этом занимаются теми или иными видами художественного творчества.

Выставка «Работа никогда не завершается»

Где: Тюменское музейно-просветительское объединение

Название проекта - это перефразированный заголовок произведения художницы Элизы Беннет «Работа женщины никогда не завершается». С помощью вышивки художница бросает вызов представлению о том, что женский труд легкий, и показывает его последствия. На выставке представлены работы Тани Ахметгалиевой, Элизы Беннетт, Анастасии Богомоловой, Алисы Горшениной, Микеле Джангранде, творческого объединения «Куда бегут собаки».

6. Параллельная программа

Выставка «Время собирать»

Где: Музей этикетки типографии «Астра»

Современные охотники за артефактами создали коллекцию для будущего, где каждый предмет массовой культуры характеризует первые десятилетия XXI века.

Выставка industrial Ural

Где:

Художник Сергей Потеряев рассказывает о незаметных местах на карте Урала. Объектив Потеряева исследует огромное во всех смыслах пространство - от бывших моногородов, деревень и исчезающих поселков до центров промышленности и столицы региона - Екатеринбурга.

Выставка «Вечное лето»

Где: Ельцин Центр

Выставка исследует мозаики и сграффито на зданиях 1960–1980-х годов в советском Свердловске и современном Екатеринбурге. Яркие цветные образы разнообразили серый индустриальный пейзаж и отсылали к казавшимся вневременным советскому историческому и культурному наследию. Фотографии Ивана Козлова и комментарии фиксируют функции и статус мозаик и сграффито в современном Екатеринбурге.

Выставка «Будущее прошедшее»

Где: Музей истории и археологии Урала

Выставка «Будущее прошедшее» - это игра слов, игра смыслов и времен, которые переплетаются в пространстве естественнонаучного музея. Выставка предлагает посмотреть на себя через призму будущего и тем самым лучше понять свое настоящее и прошлое.

Концерт Pincode Ensemble «Минимализм»

Где: Центр культуры «Урал»

На концерте будет звучать музыка как классиков жанра, так и произведения композиторов, созданные под влиянием минимализма. Прозвучат произведения Майкла Наймана, Арво Пярта, Олега Пайбердина, Алексея Шмурака, Филиппа Гласса и других.

Выставка «Интимность в четырех действиях»

Где: Фотографический музей «Дом Метенкова»

Проект молодой британской художницы Лидии Кононенко, посвященный изучению влияния эмоций на изменение выражения лица. Она разбирает «беседу с другом» или «разговор с любимым» на мельчайшие поведенческие коды и представляет их набором контролируемых действий, которым можно научиться.

Проект «Музей: включенное наблюдение»

Где: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Это серия прогулок по музейным залам, где зрители должны будут сконцентрировать внимание на своих ощущениях и эмоциях, вызываемых пространством, средой и экспозициями, а затем зафиксировать эти реакции и возникшие мысли с помощью заметок, рисунков, фото- и видеосъемки, а также аудиозаписей. Результаты необычной коммуникации с музеем будут представлены на итоговой выставке проекта в декабре.

Выставка A Posteriori*

Где: Ural Vision Gallery

Художники Aljoscha, Илья Федотов-Федоров, Глеб Скубачевский, Даша Кудинова, Е-мое, Виталий Барабанов разрушат границы между биологическим и техногенным, цифровым и материальным, природным и культурным и будут искать новые эстетические формы и типы восприятия.

Выставка «Между усталостью: к новым формам жизни»

Где: Дворец культуры железнодорожников

Сейчас между работой и отдыхом больше нельзя провести черту - она размыта коммуникацией, которая становится основой современного производства. В быстром потоке жизни появляются усталость и тревога, ощущение заброшенности и депрессия. Художники и социологи будут искать ситуацию, где личное время и способность коммуникации не будут отчуждаться, где общение будет служить только личному и коллективному опыту.

Выставка «Кампус»

Где: Екатеринбургская академия современного искусства и Центр культуры «Орджоникидзевский»

Исследовательская выставка посвящена истории здания, в котором сегодня находятся Екатеринбургская академия современного искусства и Центр культуры «Орджоникидзевский». С момента постройки это пространство пребывало в состоянии вечной смены своих имен, идентичностей или архитектурно-социальных функций. Построенная по принципу живого рассказа, выставка выявит и осветит основные опорные точки жизни этого памятника архитектуры.

Выставка «Набор для выживания»

Где: Фонд «Культурный транзит»

Молодые художники часто сталкиваются с цензурой или актами самоцензуры и вынуждены искать способы выражения с помощью тонких и концептуальных методов. «Набор для выживания» - результат полугодовой работы турецких и российских художников над произведениями, объединенными темой тонкого искусства.

13 сентября 2017 года в Свердловской области стартовала IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Тема – «Новая грамотность»: биеннале посвящена труду и досугу недалекого будущего.

Нынешняя индустриальная биеннале предвосхищает изменения, которые в ближайшее время произойдут в общественной, экономической, культурной сферах. Основной проект биеннале размещен в центре Екатеринбурга, в бывшем здании приборостроительного завода. Кроме того, в этом году будет работать Университет биеннале – платформа, объединяющая монологические и дискуссионные форматы передачи и производства знания.

«Университет биеннале – это то, во что трансформировалась наша интеллектуальная платформа. Были специально разработаны программы для детей и подростков. Собственно, биеннале предлагает образовательные программы для всех. Акцент образовательной программы – это такие партиципаторные практики, то есть мы стремимся не к количеству, а к качеству общения с людьми, которые приходят на занятия. Это мастер-классы, творческие лаборатории. Самым масштабным событием станет симпозиум “Повседневная революция”. Он будет посвящен медиааспекту, технологическому аспекту», – сказала комиссар IV Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алиса Прудникова.

Экспозиция основного проекта развернута на площади более 10 тыс. кв. м. В создании выставки приняли участие 60 художников и творческих объединений из России, Австрии, Азербайджана, Аргентины, Великобритании, Германии, Индонезии, Иордании, Канады, Кипра, Марокко, Нидерландов, Перу, Польши, Португалии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. Задачей биеннале является представление широкого спектра тенденций и стратегий современного искусства, в том числе, в невыставочных пространствах.

«То, что представлено в рамках Уральской биеннале – это, как минимум, интересно, порою это вызывает чувства гордости за то, что у нас в области происходят самые разные культурные события и спектр их очень широк. Биеннале – это один полюс, академическое искусство – другой. Когда есть оба полюса, сфера культуры может называться нормальной. Поэтому я очень рад тому обстоятельству, что у нас есть биеннале. В любом случае, движение вперед возможно только тогда, когда осваиваются новые пространства. Радует, что это показывает многожанровость нашего культурного пространства. Биеннале – это резонансное событие, которое позиционирует наш регион, потому что на мировой культурной арене проведение таких мероприятий всегда вызывает интерес», – сказал заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков.

Учредителями биеннале являются Министерство культуры Российской Федерации и Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО». В Свердловской области в качестве соучредителей выступают правительство Свердловской области и администрация Екатеринбурга.

«Биеннале – это замечательный и уникальный проект, не региональный, как многие ошибочно утверждают, а международный. Биеннале является признанным проектом на международной арене, и в сфере современного искусства, больше ничего подобного практически нигде нет, никто не может похвастаться таким замечательным, в том числе, по уровню организации, проектом. Уральская индустриальная биеннале входит в тройку наших самых важных и основных проектов. Помимо Уральской индустриальной биеннале у нас есть Московская молодежная биеннале современного искусства, а также Государственная премия в сфере современного искусства», – отметил директор государственного музейно-выставочного объединения РОСИЗО-ГЦСИ Сергей Перов.

За годы работы в биеннале приняли участие более 300 художников, 100 учреждений культуры и выставочных пространств, 60 исследователей современной культуры и истории, 14 заводов региона. IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства пройдет с 14 сентября по 12 ноября.

С 14 сентября по 12 ноября в Екатеринбурге пройдет 4 индустриальная биеннале, тема которой обозначена как «Новая грамотность». Мы уже писали об одном из главных интеллектуальных событий биеннале - симпозиуме . Сегодня речь пойдет о параллельной программе - в этот раз составят 23 мероприятия и выставки из Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Кургана и Полевского, а также два виртуальных проекта. Рассказываем, что и где смотреть в нашем городе.

Выставки параллельной программы биеннале уже начали открываться, и первой стала «Время собирать» в музее этикетки типографии «Астра». Участники этого проекта — коллекционеры — буквально собирают время: выставка отражает российскую историю XIX - XXI веков в брендах и товарных знаках. Посмотреть можно до 20 октября по адресу ул. Шефская, 2г-4.

Следом, 31 августа, в «Доме Метенкова» (ул. Карла Либкнехта, 36) открылся «(Пост)индустриальный Урал» Сергея Потеряева. Проект состоит из 11 серий фотографий, связанных с Уралом и личным переживанияем автора этого места.

В этом же музее с 15 сентября будет показан проект молодой британской художницы Лидии Кононенко — «Интимность в четырёх действиях» . Он посвящен изучению того, как влияют эмоции на изменение выражения лица. В каждой части этого перформанса события вроде беседы с другом или разговора с любимым разложены на мельчайшие поведенческие коды и предстают набором контролируемых действий, которым можно научится под руководством художника. Обе экспозиции продлятся до 29 октября.

С 7 сентября началось «Вечное лето» — фотовыставка Ивана Козлова в Ельцин Центре (ул. Бориса Ельцина, 3), посвященная мозаике и сграффито на зданиях Свердловска в 1960-1980-е годы и в современном Екатеринбурге. Такое искусство помогало создавать эстетическое пространство города в условиях массовой индустриальной застройки. Посмотреть эти фотографии можно до 8 октября.

12 сентября пройдут сразу два события: С 12 по 24 сентября консалтинг-группа «BZMST и партнеры» на Горького, 17 проведет несколько встреч для увлеченных изобразительным искусством. В рамках мероприятий кураторы проекта и их гости обсудят работы художников и поразмышляют о сущности современного искусства. Так же запланированы тренинги с интересными заданиями и упражнениями, направленные на создание художественных сообществ.

В этот же день в 21:30 в здании Приборостроительного заводы (ул. Горького, 17) покажут постановку Пермского Центра городской культуры «Техника молодежи» . Советская утопия, наивная и дерзкая мечта о светлом и фантастическом будущем, которое описывали в одноименном журнале. «Техникой молодежи» зачитывались несколько поколений молодых людей, и, по его материалам можно рассмотреть историю страны через призму истории смелых технических проектов.

Не обойдётся и без музыкальных событий: 14 сентября в Центре культуры «Урал» резиденты «Другого оркестра» Pincode Ensemble представят программу « Минимализм » : прозвучит музыка не только традиционных представителей этого жанра, но и тех, на чье творчество он повлиял.

В этот же вечер откроется ещё одна выставка: «Между усталостью: к новым формам жизни» в ДК Железнодорожников (ул. Челюскинцев, 102) — об изменениях характера работы, коммуникации и отдыха. Кураторы и участники проекта ищут возможность утопического взгляда: социальное воображение, где общение будет служить только личному и коллективному опыту; где не будет ни работы, ни отдыха, а искусство перестанет служить развлечению.

«Шпалерную развеску» продемонстрируют на ул. Пушкина, 12 в фонде «Культурный транзит» с 15 сентября. Там же 6 октября откроется выставка «Набор для выживания» , которая затрагивает вопросы непрямого социополитического высказывания в художественной практике в Турции и России.

С 15 сентября по 15 октября в рамках проекта «Музей: включенное наблюдение» от Екатеринбургского музея изобразительных искусств пройдет серия прогулок по выставочным залам, в ходе которых посетителям нужно будет записать, зарисовать или заснять свои ощущения, эмоции от нахождения в музейном пространстве. Итоги такого необычного эксперимента будут показаны на выставке в декабре.

Выставка-квест «Будущее Прошедшее» будет проходить в Музее истории и археологии Урала (пр. Ленина, 69/10) с 16 сентября по 1 октября. Здесь можно будет найти и изучить возможные археологические находки завтрашнего дня. «Современное для нас искусство завтра станет «наследием», привычные вещи - «предметами старины», и даже, возможно, само человеческое тело в его нынешнем состоянии - набором атавизмов для человека будущего. Выставка даст посмотреть на себя через призму будущего и так лучше понять своё настоящее и прошлое», — говорят авторы.

16 сентября Ural Vision Gallery представит выставку A Posteriori / От последующего . Здесь тему биеннале рассмотрят как инструмент анализа взаимоотношений природы и медиа-культуры, первичного и современного. Произведения российских и зарубежных авторов, в том числе и масштабную инсталляцию украинского художника с мировым именем Aljoscha в авторском стиле «биоизм», можно будет увидеть до 3 декабря по адресу ул. Шейнкмана, 10.

В рамках проекта «Кампус» , который запускается 4 октября в ЕАСИ и ЦК «Орджоникидзевский» (ул. Красных Партизан, 9), гости смогут посмотреть архивные и недавние фотографии Екатеринбургской академии современного искусства, принять участие в круглом столе на тему «Как научиться современному искусству?» и увидеть результат преображения двора академии, за которое ответственны ее студенты.

Завершающим в параллельной программе станет синтетический перформанс «Степень свободы» . Всё происходит в пространстве, заполненном автоматически управляемыми дронами. Они образуют структуру, которая отзывается на движения перформера. Такое действие отсылает к новым машинам, еще не изобретенным. Проект «Степень свободы» метафорически исследует бытие человека и машин вместе, опираясь на имеющиеся представления о будущем. Увидеть можно в Музее Архитектуры и Дизайна УралГАХУ, ул. Горького, 4а.

Подробнее обо всех событиях можно узнать на сайте Уральской биеннале современного искусства